Святые мученики Васильевские: священномученик Сергий и священномученики Кирилл и Прохор причислены к лику святых 18.04.2008 г. Синодом УПЦ. Дамиан (Воскресенский), архиепископ Курский; Николай Богословский, протоиерей; Сергий Увицкий, протоиерей.
В Свято-Никольский собор была доставлена икона священномученика протоиерея Михаила Громогласова
Празднование Собора новомучеников и исповедников Российских было определено Патриархом Тихоном и подтверждено Всероссийским Поместным Собором 1917-1918. В художественной мастерской Свято-Тихоновского богословского института () завершено написание иконы новому святому в Соборе новомучеников и исповедников. Феодора Тирона по инициативе благотворителей для Уаровского храма была написана икона Собора священномучеников. Иконография иконы "Собор Новомучеников и Исповедников Российских за Христа пострадавших явленных и неявленных" прославленных на Юбилейном Архиерейском Соборе. В чем специфика написания икон новомучеников, в отличие от икон известных святых? Иконы известных святых писать проще: можно взять известный образец и скопировать. Чудо произошло после того, как икона побывала в храме посвященном Новомученикам Российским, который строится на проспекте Зерюнова г. Ухты.
Икона новомучеников Николаевских с частицей мощей священномученика Сергия
Как писалась икона Собора новомучеников и исповедников Российских к их прославлению в 2000 году, на которой изображены не только сами мученики, но и сцены их страданий. В художественной мастерской Свято-Тихоновского богословского института () завершено написание иконы новому святому в Соборе новомучеников и исповедников. Икона священномученика протоиерея Николая Чернышева и его дочери Варвары с частицами мощей отныне будет постоянно пребывать в елабужском Покровском соборе. 5 февраля 2022 года, накануне Собора новомучеников и исповедников Церкви Русской духовенство Никольского собора Черкесска освятило икону преподобномученика Никандра. Икона новомученика протоиерея Иоанна Светлова (1874-1937) передана 12 декабря в сестрорецкий храм Тихвинской иконы Божией Матери. иконописная мастерская,написание икон на заказ,заказать икону, создание новых иконографий, иконы святых новомучеников, иконы малоизвестных святых.
Новая икона Новомучеников в храме Св. мч. уара в Вешках
В частности, мироточат иконы великомучеников Георгия Победоносца и Пантелеимона Целителя, а также образ равноапостольной княгини Ольги. Святое миро, проявляющееся таким невещественным образом, в православной традиции почитается особенно целебным: им помазывают лоб болящих — и просто верующих людей, устремляющихся к Божественной благодати. Свеча Иерусалима В кафедральном соборе святителя Стефана Пермского замироточила икона мученика Евгения Родионова — российского солдата, жестоко убитого боевиками во время Первой Чеченской войны.
То есть существуют уже сформированные визуальные образы, какие-то мультперсонажи, афишные стереотипы, которые засоряют голову художника.
Вот в чем проблема. Роль иконы за две тысячи лет изменилась? По большому счету — нет. Изменился человек, причем особенно в двадцатом веке.
Изменилось восприятие образа и восприятие любой картинки. Сейчас икона — это лейбл, логотип. В машине висит, значит все нормально. А какая это икона, и молится ли человек, когда она у него перед глазами, это уже второй вопрос.
Сейчас икона часто воспринимается как элемент церковного антуража. Раньше икона несла в себе познавательный момент: для человека не знакомого с грамотой иконостас раскрывал Евангелие. Вы думаете, много народу сейчас читают Евангелие? Но если нецерковному человеку попадается сюжет в росписи или на иконе, то он может заинтересовать или зацепить.
Иногда сам факт изображения сюжета вызывает вопросы: а почему так? И это является толчком к тому, что человек либо сам пытается узнать о сюжете, либо спрашивает. Сегодня мало кто способен увидеть сюжет. Большинство видит некое плоское изображение, не может обратить внимания на детали, в которых скрыт смысл.
Вот это еще один негативный момент, связанный с изобилием картинок. Но мы работаем для тех, кому это нужно. Чтобы человек мог помолиться перед образом и получить ответ. Я сама слышала, как простой рабочий говорил про лик Спасителя, увиденный им в куполе Исаакиевского собора, что Христос наблюдал за ним, в какой бы точке собора он не находился.
Это сказал человек, который не то что духовной литературы не читает, а вообще не церковный. Вот это его зацепило. Вот это образ. Как получилось, что сегодня для многих икона является не ликом святости, а художественной ценностью, причем не культурной, а материальной?
К сожалению, это есть. Причем среди многих людей, ходящих в церковь. Именно «гламур», жажда получить дорогое, богатое, ценное привели к этому. Если в первые годы после безбожного периода, когда церкви только открылись это середина и конец восьмидесятых годов ХХ века , был особенно востребован Дионисий.
Потому что он очень простой, аскетичный. А сейчас даже священники говорят иконописцу: — «нам не надо вашего Дионисия, у иконы должен быть «имперский стиль»! Когда восстанавливался храм Христа Спасителя, было много обсуждений, в которых я участвовала как архитектор по проекту реконструкции росписи его интерьера. Все эксперты сначала склонялись к тому, чтобы сделать роспись в стиле Рублева, или мозаику по византийским аналогам.
А потом пришел один художник и сказал: «Да что Рублев, можно же лучше сделать! Потом, сделав такую академическую роспись один раз, художники запустили это в тираж. К счастью, немного художников владеет высоким искусством академического рисования, только поэтому такая живопись массово пока не заполонила храмы. Если бы художников такого уровня было много, как в девятнадцатом веке, и их работа не была бы такой дорогой, то сейчас все храмы наполнились бы этой живописью.
Считается, что много золота — это престижно, это колоритно, говорит о состоявшейся церковной миссии… … но при этом сильно отвлекает от молитвы. Кого-то отвлекает, кого-то привлекает. Это уже вопрос философский. Я считаю, что это должно обсуждаться.
Но поскольку ни Церковь, ни священноначалие официально не высказывается, то процесс развивается хаотично. То есть вы считаете, что необходимо собраться и решить, что иконы будем писать так, а храмы расписывать вот так? На мой взгляд, это было бы полезно. Я не берусь утверждать, какой стиль надо выбрать, и должен ли быть один стиль для всех, но важен общий принцип.
Для себя я этот вопрос решила, у меня достаточно заказов и я могу позволить себе выбирать. Другие тоже поступают, так как хотят. Но если бы со стороны священноначалия было бы некое определение, относительно того, как лучше, то это было бы, на мой взгляд, полезно. У многих людей понятие «иконопись» ассоциируется только с иконами, и на второе место уходит роспись храмов.
Почему так происходит?
Фото Олега Степаненкова и Татьяны Тимофеевой 24 декабря в храме в честь преподобномученицы великой княгини Елисаветы Феодоровны, расположенном в Автозаводском благочинии Нижегородской епархии, перед началом поздней Божественной литургии состоялась торжественная встреча иконы новомучеников и исповедников земли Нижегородской. Икона была написана нижегородскими художниками-иконописцами на пожертвования прихожан и благотворителей и будет пребывать в Елисаветинском храме постоянно. Настоятель Елисаветинского храма иерей Филипп Измайлов и клирик храма протоиерей Александр Зуев совершили водосвятный молебен всем святым.
Она говорила, что святые, несмотря на то, что их на иконе много, не должны быть на одно лицо. Да, общая стилистика важна, но должен и прочитываться характер каждого лика. В начале работы над образом святого предложила мне делать сначала зарисовки с фотографий, выделяя характерные черты. В начале работы над иконой новомучеников и исповедников Российских нужно было определиться с общей композицией этой иконы. Мы делали разные эскизы, примеры разных вариантов иконографий. Сначала мы взяли за основу иконографию иконы «Всех святых, в земле Российской просиявших», написанной Иулианией Соколовой , затем иконографию иконы «Собор всех преподобных отцов Киево-Печерских».
В центре иконы сначала было помещено изображение Успенского собора в Кремле, как патриаршего, главного храма Русской Церкви. Но митрополит Ювеналий, возглавлявший Синодальную комиссию по канонизации святых, благословил в центре изобразить храм Христа Спасителя, храм-мученик. Также было принято решение делать клейма, располагая их с севера на юг. Эскизов было сделано множество; член комиссии по канонизации протоиерей Владимир Воробьев, ректор нашего университета, и, протоиерей Александр Салтыков, декан факультета церковных художеств, выбирали, какие события, места должны быть изображены в этой иконе: например, Соловки, Лисья балка в Казахстане, зимовье Хэ, где пострадал митрополит Петр Полянский. Одни клейма со святыми появлялись, от других отказывались, хотелось многое вместить в эту икону! В результате остановились на самых эпохальных местах и событиях. Мы работали над созданием иконы очень долго, приходилось и ночью работать. Советы отца Владимира и отца Александра по написанию изображений священномучеников были необычайно ценными и очень нам помогали. Например, у меня долго не получался образ Государя Николая II — портретное сходство вроде бы есть, а образ не складывается. Отец Александр сказал, что Царь — олицетворение Христа на земле, и потому образ нужно писать, глядя на иконографию Спасителя.
Отец Александр Салтыков говорил нам тогда, что надо внимательно смотреть, какое духовное служение у святого, каких он достиг добродетелей, какие у него плоды Духа Святого — мир? Самые главные части лика — глаза и уста, они должны отражать главные добродетели этого святого. Объяснял, как достичь этого в иконе. Благодарна я и отцу Владимиру Воробьеву, он тоже нам помогал своими советами. О том, как показать точно характер святого, должен думать сам иконописец, а вот по созданию духовного образа хорошо консультироваться с грамотными представителями духовенства. Расскажите о некоторых. Например, вместе с коллегой, теперь монахиней Ксенией Устиновой мы разрабатывала икону «Собор новомучеников и исповедников Казахстанских». Всегда помня совет опираться на древние иконы, в этом случае за цветовую основу мы взяли икону «Борис и Глеб, с житием» второй половины XIV века, которая хранится в Третьяковской галерее. В иконе всегда важна пластическая идея, ритм — это все продумывается заранее, как и общее цветовое решение. Я заметила, что, когда пишешь икону новомучеников, чувствуешь большую поддержку, помощь Божию.
При этом обязательно возникают какие-то серьёзные искушения. Новомученики претерпевали невероятные страдания, и, если ты пишешь их образы из своей благополучной спокойной жизни, пусть и со всем благочестием, Господь посылает что-то, что заставляет тебя сильнее и глубже молиться. С другой стороны, постоянно ощущаешь заступничество новомучеников. Все значимые события в моей жизни происходят в дни их памяти. В том числе — образы красноармейцев. Как было решено писать их именно так? Красноармейцы — плоскостные фигуры с бледными лицами у святых совершенно другой цвет ликов , мы их сознательно отделили, как воплощение сил зла. Причём прежде, чем рисовать их форму, мы ее изучали по документам, изучали, как устроено оружие, а потом стилизовали. То есть одновременно здесь реальность, но реальность — стилизованная, это не конкретные люди, а именно, как я уже сказала, некое воплощение зла. От них остались фотографии, порой видеохроника, а не просто письменные и устные источники.
Это усложняет или упрощает работу над созданием их образов? Например, разрабатывала я иконографию священномученика Василия Надеждина. Это был удивительный опыт. Отец Василий умер в лагере очень молодым, в 35 лет, в момент смерти у него было пятеро маленьких детей, шестой, самый младший, родился через 3 месяца после гибели отца. И к моменту написания иконы некоторые дети были живы, были живы и духовные чада отца Василия. Когда я делала эскизы, искала образ, то показывала их прихожанам, детям, которые еще помнили отца, они внимательно смотрели, говорили, похож или не похож.
В Апатитский храм прибыла новая мозаичная икона
Василия Великого в Осиновой роще состоялось освящение иконы священномученика Вениамина (Казанского), митрополита Петроградского и Гдовского. Икона новомучеников и исповедников Церкви Русской Иситринской земли помещена в резной киот, в который вставлена копия Туринской плащаницы. Настоятель храма преподобного Серафима Саровского в Кунцеве протоиерей Алексий Буканов после Божественной литургии освятил икону новомученика протоирея Александра Русинова. В 2000 году была написана первая икона Собора новомучеников и исповедников. В кафедральном соборе святителя Стефана Пермского замироточила икона мученика Евгения Родионова — российского солдата, жестоко убитого боевиками во время Первой Чеченской. Молитвенная комната военного комиссариата Цимлянского и Волгодонского районов пополнится еще одной иконой – новомученика воина Евгения.
Please wait while your request is being verified...
12 марта в храме Божией Матери "Целительница" г. Краснодара освящена уникальная икона, на которой изображены все прославленные Кубанские новомученики. Икона сонма Казахстанских святых выполнена группой мастеров иконописной мастерской «Anesty Icon» под руководством Евгении Тениной. Во втором ряду слева – священномученики Иоанн Державин и Александр Смирнов, справа – священномученик Феодор Ремизов и мученик Николай Гусев. Многолетний хранитель иконы Олег Иванович Бельченко волнительно передал чудотворный образ Святого Царя–мученика и Страстотерпца Николая в руки настоятеля. Также в нашем храме появилась икона девяти святых Левашовских новомучеников, мощи которых покоятся на Левашовском мемориальном кладбище. С благословения владыки Евлогия семья Антоновых заказала икону Священномученика Петра Скипетрова в Александро-Невской Лавре, где он служил и погиб.
В Московский храм Девяти мучеников Кизических принесена мироточивая икона царя Николая Второго.
По Минее, 22-й день мар. Зерцалы под Ачинском, скончался в Енисейском Иверском женском монастыре. Память в Соборе Сибирских святых; местная память 12 апр. Алтат Ачинского уезда Енисейской губернии; был расстрелян большевиками 30 мар. Память 17 мар. Память 15 июня в день небесного покровителя — пророка Амоса ; в Соборе новомучеников и исповедников Церкви Русской.
Память 11 янв. Апан Канского у. Енисейской губ. Память в Соборе новомучеников и исповедников Церкви Русской; местная память 23 фев. Петровского Ачинского у.
Память 18 янв. Троице-Заводского Тасеевской волости Канского у. Память в Соборе новомучеников и исповедников Церкви Русской. Михайловского Канского у. Бирилюссы Ачинского у.
Серафим Саровский, св. Иоанн Кронштадтский, прп. Амвросий Оптинский и другие, кто духовно подготовил или благословил новомучеников на их подвиг. Образ Спасителя в центре деисуса объясняет смысл мученичества — это следование за Господом по крестному пути. Центр композиции иконы — крест, символ подвига всех святых мучеников. Справа и слева от креста у престола стоят Святейший Патриарх Тихон, святой митрополит Петр Полянский , преемник патриарха и митрополиты Кирилл Смирнов Казанский и Агафангел Преображенский Ярославский, которые также были названы в завещании патриарха Тихона кандидатами в местоблюстители патриаршего престола. Суд над священномучеником Вениамином Казанским , митрополитом Петроградским и Гдовским, и с ним пострадавшими. В 1922 году священномученик Вениамин Казанский , митрополит Петроградский и Гдовский, и большая группа верующих были осуждены по ложному обвинению и расстреляны. В древних иконах судья всегда изображался сидящим, а судимый — стоящим. Здесь же, чтобы точнее передать факты, иконописцы отошли от канона.
Кроме того, использован прием «мертвого угла»: подсудимые и судья повернуты друг ко другу в три четверти — они одновременно обращены и друг к другу, и к зрителю. На свитке в руке неправедного судьи вместо приговора читаются только имена обвиняемых, без самого текста обвинения — этот прием показывает, что святые принимают смерть безвинно, за веру Христову. В ответ на приговор святитель благословляет своих палачей. За стеной, отделяющей пространство зала суда, изображена петроградская тюрьма «Кресты», где томились осужденные, купол Исаакиевского собора и море. Вокруг них расположены фигуры еще 55 святителей того времени, что намного меньше реального количества святых епископов, но иконописцы при помощи церковных историков и комиссии по канонизации постарались выбрать самых значимых. Лик каждого святого писался по сохранившимся фотографиям. Причем собиралась специальная комиссия, чтобы выбрать, какое фото взять за образец, — например, лагерное, с измученным лицом или, наоборот, семейную фотографию мирного времени. В каждом случае этот вопрос решался отдельно.
Но вот вскоре началась служба и перед самым началом ее священник вынес из алтаря отсутствующую праздничную икону Царственных мучеников и возложил ее на аналой. И когда прихожане подходили к иконе приложиться, они на секунду как бы замирали в удивлении, видя происходившее на их глазах чудо Господне : икона Царственных страстотерпцев обильно мироточила. Увеличить Капельки мира покрывали нижнюю часть иконы и зримо были состредоточены на стекле киота с внутренней его стороны. А под другими углами зрения и в зависимости направления источника света, можно было увидеть и капли драгоценного мира, стекающие по центру иконы. Многие надолго задерживались у иконы, испытывая неизреченное чувство благоговения и радости, у некоторых бывшее со слезами на глазах. В некоторые моменты богослужения чувствовалось тонкое, нежное благоухание, исходившее от иконы. При открывании киота это благоухание становилось более обоняемым. При елеопомазании в стаканчик с елеем священник добавил капельки чудесного мира и все находившиеся в храме смогли не только видеть и обонять чудо Божие, но и осязать его, принимая благодать Духа Святаго. И не случайно священническое облачение в этот день красного цвета, потому что цвет этот не только цвет крови, пролитой Царственными мучениками за Христа, но и цвет, символизирующий пламенное горение ко Господу, духовное возрождение, духовную радость, радость о Воскресшем Христе, Пасхальную радость. Как и в светлые Пасхальные дни, когда сменяется великопостное облачение священнослужителей на красное, и в этот день происходит подобное - мы вновь, как пророчествовал преподобный батюшка Серафим, 100-летие прославления которого в этом году мы празднуем, присоединяемся к радости Пасхи, Пасхи среди лета Во Святом Благовествовании, чтомом мученикам Матф,зач. Имени ради Христова ненавидима и гонима была Царская семья, и пострадала и приняла мученический венец за веру Христову. Перед мироточивой иконой Царственных мучеников была совершена коленопреклоненная молитва Царю-мученику Николаю. После окончания вечернего богослужения икону вернули в алтарь, где она осталась пребывать в ночь, когда 85 лет назад мученическую кончину приняла Царская семья. Теперь икона эта, обретя ,наконец, свой киотик, нашла заслуженное место в одном из уголков нашего храма, горит пред иконой лампадочка, и любой может придти, поклониться и помолиться перед чудесным образом Царственных мучеников. Увеличить Мы заранее просим прощения за возможные некачественные фотографии, ибо фотографировать чудо Божие очень и очень трудно. Слава Богу, что Он дает возможность нам запечатлеть это чудо на фотопленке. Мы постарались по возможности сфотографировать икону под разными углами зрения, чтобы можно было подробнее рассмотреть сие чудо.
Мы с вами прекрасно понимаем - то, что происходит сейчас на линии соприкосновения, это не борьба с тем или иным государством, с тем или иным народом, с тем или иным существующим строем или идеологией. Это цивилизационная война за будущее человечества. Противостоя этому вселенскому злу, смотришь, какие руководители сейчас в так называемой «просвещённой» Европе? Куда эти люди с изменённым сознанием могут привести народы мира? К самоуничтожению и самоуничижению. То, что происходит на полях сражений - это борьба за будущее человечества. Давайте не забывать слова Спасителя, который говорит, что «Многое может моление Матери ко благосердию Владыки».
Иконография новомучеников
В центральной части иконы — среднике — 128 фигур самых почитаемых из новомучеников изображены на фоне московского храма Христа Спасителя. Новости Передачи Телепрограмма Персоны Вопрос-ответ. В Московский храм Девяти мучеников Кизических принесена мироточивая икона царя Николая Второго. 10 октября храму Сошествия Святого Духа села Шкинь Коломенского района передан список (копия) иконы "Всех святых, новомучеников и исповедников российских". Ветераны Вооруженных сил Сербии подарили Главному храму ВС РФ икону «Ясеновацких новомучеников», сообщает Минобороны. “При формировании композиции иконы мне хотелось и в общем, и в деталях заложить образ молитвы Новомучеников за нас, нынешних русских православных христиан, и за нашу страну.