На выставке представлено 70 акварельных рисунков, которые художник выполнил во время трехмесячного путешествия по России в свите великого князя Николая Александровича (старшего сына императора Александра II). Алексей Петрович был профессионалом в своем деле, и как художник-маринист и как настоящий морской офицер (он прошел путь от кадета и гардемарина до мичмана и лейтенанта флота, совершил несколько дальних походов, занимался морской разведкой и т.д). Для интереса: Синопский бой двух художников За границей Боголюбов общается со многими европейскими художниками. Небольшая выставка «Истинно морских художников очень немного» приурочена к 200-летию со дня рождения выдающегося художника-мариниста Алексея Петровича Боголюбова (1824–1896).
Третьяковка показала документальную стихию художника-моряка Боголюбова
В 2019 году исполняется 195 лет со дня рождения замечательного художника-пейзажиста Алексея Петровича Боголюбова, основателя Радищевского музея(1885) и Рисовального училища (1897) в Саратове. Впервые Алексей Боголюбов начал работать над сюжетами Крымской войны в 1856 году. Это определило тематические разделы выставки: «Академик «по живописи морских видов», «Историограф российского флота», «Боголюбов и Товарищество передвижных художественных выставок», «Художник на этюдах.
В картинной галерее открыли «…чудный подарок…» памяти Алексея Боголюбова
Используя фактический материал на основе донесений командного состава, планов сражений и воспоминаний очевидцев, Боголюбов создал произведения с реалистическими изображениями легендарных кораблей «Владимир», «Флора», «Колхида», «Ординарец». В дальнейшем, в ночь на 31 августа 1855 года, все они по приказу русского командования были затоплены, чтобы преградить вход в бухту неприятельских судов, когда русские войска покинули южную сторону Севастополя. Боголюбов — мастер, в творчестве которого рисунки занимают существенное место. Он делал зарисовки в путевых альбомах во время многочисленных путешествий по России, Европе и Ближнему Востоку, создавал эскизы к будущим картинам.
Так, рисунок «На Дунае у о. Дело Скрыдлова» мог служить подготовительным материалом для создания картины «Дело Скрыдлова на Дунае» 1881 года, хранящегося в Центральном военно-морском музее в Санкт-Петербурге. Написанное по заказу Александра II в память о событиях Русско-турецкой войны 1877—1878 годов, произведение рассказывает о подвиге лейтенанта Николая Илларионовича Скрыдлова 1844—1918 , который впервые в мировой истории, в 1877 году, на катере «Шутка» совершил дневную минную атаку на турецкий пароход «Эрекли».
Рисунок «Лодка» типичен для многочисленных зарисовок пером, которые художник создавал в 1850-х — 1870-х годах во время путешествий по Италии, Голландии, Франции, Турции.
Почти ежедневно листок с новыми шаржами ходил во дворце по рукам. Именно цесаревич проявил инициативу собирать рисунки и наклеивать их в альбом, о чем он сообщает в своем дневнике: «Вернувшись к себе, устраивал альбом карикатур Боголюбова». Алексей Петрович выполнил в альбоме интересную заставку, на которой изобразил юмористическую сценку с участием членов свиты цесаревича, некоторых придворных датского короля и его гостей. Дабы у изображенных лиц не было обиды на художника, а наоборот, появилась гордость, что их портреты выполнены по просьбе датского короля и украсили альбом российского цесаревича, он сделал своеобразную язвительную надпись: «1867 год. Фреденсборг, Клампенборг. Шалости художника. Алексей Боголюбов.
Принимай-ка, сердечный, все на свой счет. Харе твоей сделан великий почет!!! Судя по упоминаниям в дневнике Александра Александровича, к концу поездки альбом уже был готов и иногда демонстрировался датским родственникам: «Показывали тетке Аугусте альбом с карикатурами Боголюбова». Надо отметить, что эти рукописные свидетельства во многом позволяют атрибутировать изображенных на рисунках лиц и дополняют ряд колоритных деталей времяпрепровождения великокняжеской компании, полноправным членом которой был Боголюбов. Второй альбом также посвящен путешествию, а именно поездке по Волге и Дону, которую цесаревич Александр Александрович вместе с супругой совершил в 1869 г. Все рисунки Боголюбова здесь также выполнены в манере дружеских шаржей.
Как выяснилось, пейзаж под названием «Виды в Риме» стоимостью 22 миллиона рублей украл человек, который сейчас уже отбывает наказание за другое преступление. На момент кражи он был личным водителем хозяина картины и вынес ее из загородного коттеджа. По признанию вора, полотно похитил, чтобы вернуть крупный долг своему знакомому. Когда-то взял у него под расписку 3,5 миллиона рублей.
В 1873 году из-за серьезных проблем с сердцем Боголюбов переехал в Париж, где и находился до самой смерти в 1896 году. Но до конца дней он продолжал жить интересами русского искусства и регулярно приезжал на родину. Творчество художника Атласы и картины морских баталий Многочисленные путешествия постоянно вдохновляли впечатлительного Боголюбова на создание все новых и новых сцен. Особый интерес у него вызывала батальная живопись. Одной из первых картин этого жанра стало полотно «Афонское сражение 19 июля 1807 года». Холст «Афонское сражение 19 июля 1807 года». После разразившейся в 1853 году Крымской войны художник выпустил альбом, в котором живописно рассказал зрителям о подвигах Черноморского флота. Тогда же он получил царский заказ на создание масштабных полотен об истории Крымской войны, а затем и на баталии времен Петра I. Работая над историческими военными сюжетами, мастер всегда скрупулезно выписывал все детали кораблей, не позволяя ошибок и преувеличений. В этом смысле он превосходил художника-мариниста Айвазовского, но уступал ему в плане красочности и импровизации. Хотя Боголюбов не достиг такой же известности, как Айвазовский, его батально-исторические произведения считаются одними из лучших во второй половине 19-го века. К числу его известных батальных картин относятся: «Гангутский бой», «Гренгамское сражение», «Синопский бой 18 ноября 1853 года» и многие другие. Алексей Боголюбов. Не меньшее значение имеет и работа художника над созданием атласов берегов морей и заливов, которую он проводил совместно с гидрографом Ивашенцевым, с капитанами Кроуном и Баженовым. Пейзажи Пейзажи Боголюбова во многом противоположны его батальной живописи. Скрупулезно прописанные батальные и видовые сцены с многочисленными колоннами, мачтами, парусами здесь уступили место чувственности, тонкому ощущению природы. Если для первых пейзажей художника характерна большая детализация, то постепенно он перешел к более общим формам и достиг высочайшей выразительности. Его трогательные произведения «Лес в Вёле», «Вёль. Двор фермы.
Летописец флота: в Омске открылась выставка художника-мариниста Алексея Боголюбова
Энциклопедия мировой живописи(специальный 318 выпуск) | Небольшая выставка «Истинно морских художников очень немного» приурочена к 200-летию со дня рождения выдающегося художника-мариниста Алексея Петровича Боголюбова (1824–1896). |
Русский француз — судьба русского за 100 лет до русского Парижа | 1896) - один из ведущих русских маринистов и баталистов, выдающийся мастер пейзажной живописи второй половины XIX века. |
Алексей Боголюбов. К 200-летию со дня рождения | Для интереса: Синопский бой двух художников За границей Боголюбов общается со многими европейскими художниками. |
Что еще почитать
- Ассоциация искусствоведов
- В Воронеже открылась выставка художника-мариниста Алексея Боголюбова
- «АЛЕКСЕЙ БОГОЛЮБОВ: 200 лет великому послу русской живописи»
- Выставка «Алексей Боголюбов. К 200-летию со дня рождения» в Третьяковской галерее - Москва 2024
- Алексей Петрович Боголюбов (1824-1896)
Выставка "Алексей Боголюбов. К 200-летию со дня рождения"
Встреча с искусством «Художник-маринист Алексей Боголюбов» | О личности и жизни Алексея Боголюбова рассказывают во время экскурсии. |
Энциклопедия мировой живописи(специальный 318 выпуск) | Художник Алексей Боголюбов. Важное. Приглашаем принять участие в Харлампиевских чтениях! |
Анна Семененко: о выставке «Алексей Боголюбов: моряк и художник» | Алексей Петрович Боголюбов родился в семье военного и принадлежал к роду Радищевых. |
Художник-моряк | Небольшая выставка «Истинно морских художников очень немного» приурочена к 200-летию со дня рождения выдающегося художника-мариниста Алексея Петровича Боголюбова (1824–1896). |
«Боголюбовские чтения»: лекция о жизни и творчестве выдающегося художника Алексея Боголюбова
Трезвый реализм Боголюбова удивлял многих западноевропейских мастеров и внушал им доверие к их русскому собрату, замечательному и большому художнику. Не случайно поэтому в мастерской Боголюбова "часто сиживал старик Коро, покуривал свою коротенькую трубку", а художник Добиньи, который очень полюбил Боголюбова, хвалил его работы и менялся с ним этюдами. В конце 1860 года Боголюбов возвратился из заграничной командировки с большим количеством картин и массой необычно свежих и интересных этюдов. И когда Академия художеств устроила выставку этих работ, то стало ясно, что Боголюбов не только ученик Воробьева и не только подражатель Айвазовского, каким был шесть лет назад, а своеобразный, интересный и большой мастер, какого Россия еще не знала. Крамской, вспоминая эту выставка писал о Боголюбове: "До 61-го года о нем ничего не было слышно. В 1861 году он устроил большую выставку из всего сделанного им за границей и сразу стал тем Боголюбовым, которого мы знаем: огромная, хорошо усвоенная им европейская техника и некоторое сочинительство пейзажа. Это было положительно прекрасно, особенно для нас, тогда еще мало знакомых с современными европейскими мастерами". Академией художеств Боголюбову было присвоено звание профессора и объявлена благодарность Совета, "так как, - говорилось в постановлении Совета, - до того времени ни один из пенсионеров Академии при возвращении в Россию не привозил такого большого количества отличных этюдов и картин, доказывающих, кроме таланта, особенные труды и старание совершенствоваться".
Я составил себе имя, которым честно живу и теперь". Александр II купил все картины из истории Крымской войны и "Ярмарку в Амстердаме", щедро оплатив эти работы. В 1861 году Боголюбов был утвержден в звании профессора и получил новый царский заказ - написать историю морских сражений Петра Великого. После закрытия выставки, принесшей ему такой успех, Боголюбов побывал в Москве и, вернувшись в Петербург, вошел в круг художников, группировавшихся вокруг Академии и Общества поощрения художников. По поручению гидрографического департамента морского министерства Боголюбов начал работу над атласом берегов Каспийского моря под руководством известного гидрографа капитана Ивашенцева. В 1864 году такой же атлас Финского залива был выполнен им вместе с капитанами Баженовым и Кроуном. В связи с необходимостью побывать на Каспийском море Боголюбов совместно с братом предпринял в 1861 году путешествие по Волге.
Результатом явились иллюстрации к книге Н. Боголюбова "Волга от Твери до Астрахани" и этюды волжских городов. Впоследствии они легли в основу нескольких видовых полотен Боголюбова. К этой поездке, вероятно, относится этюд "Закат солнца в Нижнем" Русский музей. Боголюбов изобразил берег Волги, вдоль которого тянется к городу дорога. По ней идут люди; поднимая столбы пыли, проезжают крестьянские телеги Заходящее солнце окрашивает в красновато-желтые тона небосклон и силуэт далекого города. Колорит этого этюда и его настроение очень напоминают известное полотно Третьяковской галереи "Ипатьевский монастырь близ Костромы", датируемое 1861 годом.
В нем снова повторяется тот же мотив вечернего закатного освещения. Вода блестит в желтовато-зеленых лучах заходящего солнца. На высветленном летнем небе резким красноватым силуэтом вырисовываются главы церквей и стены древнего русского города. На опустевшем берегу - женщины, встречающие запоздалую рыбачью лодку. Наибольший интерес для выяснения эволюции пейзажей Боголюбова представляют итальянские этюды, написанные в городе Пизе Русский музей , датировка которых до сих пор оставалась неясной. Между тем они могут быть датированы абсолютно точно благодаря записям в дневниках художника. Ощущением грусти, навеваемой обликом осенней природы, проникнуты все пизанские этюды.
Они безусловно могут быть названы пейзажами настроения. В них уже угадываются черты пленэрного и интимного начал, которые станут характерны для пейзажных полотен Боголюбова, так контрастно противоположных его видовой и батальной живописи. В 1863 году Боголюбов вторично совершает поездку по Волге и третью, правда непродолжительную, в 1869 году. Результатом этих поездок явился ряд больших картин: "Вид Казани в разлив", "Нижний Новгород с колокольного базара", "Ипатьевский монастырь" н другие, а также огромное количество рисунков. В 1863 году Боголюбов побывал также на Дону и в Крыму. Вернувшись в Петербург, Боголюбов закончил работу над альбомами путешествия и в марте 1864 года представил наследнику 250 рисунков и 25 этюдов. Пора было подумать и об исполнении заказа на морские баталии петровского времени.
В 1865 году Боголюбов уехал в Швейцарию, а затем в Дюссельдорф, где в следующем году и приступил к этой работе. Большая часть полотен была создана им тогда же, но весь цикл был завершен только в 1876 году. Второй цикл морских баталий состоит из следующих известных нам картин: "Абордажное дело со шведами в устье Невы 6 мая 1720 г. Картины "Гангутский бой" и "Бой у о. Эзель 24 мая 1719 г. В 50-х годах, воссоздавая историю Крымской войны, Боголюбов многословно и сухо воспроизводил исторически-документальную правду. Теперь он приходит к новым и самостоятельным композиционным решениям, достигает большой смысловой и живописной выразительности.
Это ставит его работы на одно из первых мест среди произведений батально-исторического жанра второй половины XIX века. Правда, Боголюбов не обладал той мощью фантазии, которая присуща полотнам его старшего современника Айвазовского, художника-импровизатора, писавшего только по памяти и никогда не делавшего этюдов, но зато картины Боголюбова хорошо обдуманы и хорошо нарисованы. Ему чужды преувеличения Айвазовского, чужды и его ошибки. Моряк по профессии, он прекрасно знал корабль и не допускал дилетантских просчетов, изображая мачты и паруса. Еще А. Иванов, заметив талант Айвазовского, предугадал те опасности, которые сулил ему легкий успех у публики. Он предсказывал, что молодой художник будет иметь "добрый капитал", и выражал опасения по поводу попыток Айвазовского создавать себе славу газетной шумихой.
Впоследствии об этом же писал в своих дневниках Боголюбов. Морские драмы Айвазовского, которые поражают чаше всего внешней красотой и внешними эффектами, Боголюбов резко критиковал. В своей критике творческого метода Айвазовского Боголюбов был прав. Однако время сделало выбор: популярность Айвазовского не может идти в сравнение с относительно малой известностью марин Боголюбова. К Боголюбову, автору скрупулезнейшей, но всегда прозаической истории русского военного флота, никогда не приходило то поистине поэтическое вдохновение, которым отмечено большинство полотен Айвазовского. Вторую половину 60-х годов Боголюбов провел в беспрерывных странствиях: 1866 год - путешествие по России, затем - Дюссельдорф, Дания. В следующем году - третье путешествие по Волге.
В 1869 году в Петербурге открылась выставка работ Боголюбова, посвященная памяти профессора А. После ее закрытия Боголюбов снова путешествует по России, а затем уезжает в Голландию, Бельгию и Германию. Из работ, экспонировавшихся на выставке, следует отметить большую картину "Крушение фрегата "Александр Невский" 1868, Центральный военно-морской музей и волжские виды. К этому времени относится пейзаж "Лес в Вёле" Третьяковская галерея. В тихой лесной роще - темный заросший пруд, на поверхность которого ложатся легкие тени. Сквозь верхушки деревьев проглядывает серенькое небо. Густая листва кажется погруженной в прозрачную атмосферу.
Это "безлюдная" природа, но кажется, что здесь незримо присутствует человек. Тональная живопись этой картины строится на тончайших переходах и сочетаниях зеленого цвета, она роднит этот пленэрный пейзаж с лучшими произведениями барбизонской школы. Боголюбов предстает перед нами в новом качестве - не как автор видовых полотен, исполненных в духе академического романтизма, а как романтик иного - реалистического плана. Элементы нового отношения к пейзажу - интерес к состоянию природы, к ее внутреннему эмоциональному содержанию - угадывались в творчестве Боголюбова уже в начале 60-х годов и особенно в итальянских пейзажах художника, но еще в большей степени они заметны в одном из самых очаровательных по простоте и задушевности пейзажей - "Вёль.
Закончив её с золотой медалью Боголюбов отправился за границу. В течение шести лет он путешествовал по Европе, знакомясь с искусством старых мастеров Возрождения. Обучался французских и немецких маринистов. Яркая индивидуальность позволила ему не превратиться в подражателя выдающихся европейских мастеров.
Тут художнику не было равных, поскольку к таланту живописца присоединялась еще и скрупулезность морского офицера, знавшего буквально все про оснастку кораблей и тактику ведения боя. Однако батализм — лишь одна из граней творчества Боголюбова.
Середина 1870-х. Саратовский государственный художественный музей им. Фото: Государственная Третьяковская галерея «Среди наших пейзажистов он был тогда самым европейски ориентированным, — говорит Светлана Усачева, куратор персональной выставки художника, главный научный сотрудник Государственной Третьяковской галереи. Для него Коро, Добиньи, Руссо, Тройон были не просто образцами, но живыми людьми, с которыми он много общался». Фото: Государственная Третьяковская галерея Для фиксации этого обстоятельства в экспозицию включен раздел с произведениями барбизонцев, а также работами швейцарца Александра Калама и представителя дюссельдорфской школы Андреаса Ахенбаха, к чьим советам Боголюбов в свое время прислушивался. Наследие самого Боголюбова позаимствовано из других институций, прежде всего из Русского музея и Саратовского художественного музея им.
Похоже, вы используете устаревший браузер, для корректной работы скачайте свежую версию 28 ноября 2023, 14:55 Музеи Петербурга проведут выставку к 200-летию художника-мариниста Боголюбова У посетителей выставки будет возможность увидеть произведения Алексея Боголюбова и его графические работы, которые обычно хранятся в запасниках САНКТ-ПЕТЕРБУРГ, 28 ноября. Центральный военно-морской музей ЦВММ имени императора Петра Великого проведет совместно с другими учреждениями культуры в 2024 году масштабную выставку к 200-летию художника-мариниста Алексея Боголюбова. Выставка, посвященная Боголюбову, планируется в начале февраля. В ее работе будут принимать участие другие музеи Санкт-Петербурга", - сказал он. У посетителей выставки будет возможность увидеть произведения Боголюбова и его графические работы, которые обычно хранятся в запасниках.
Энциклопедия мировой живописи(специальный 318 выпуск)
Работы Боголюбова из собрания ГА РФ исполнены в жанре карикатуры, составляют три альбома и до недавнего времени считались рисунками неизвестного художника. Ведущий лекций Александр Казанцев приглашает всех желающих на интересную лекцию, основанную на «Записках моряка-художника» Алексея Боголюбова. Сопровождавший цесаревича Алексей Петрович Боголюбов, между прочим, талантливый карикатурист, во время путешествия составил целый альбом, который находится у государя. Алексей Боголюбов был основателем рисовального училища (с 1897 года — его имени) и Художественного музея имени А. Н. Радищева в 1885 году в Саратове, обладающего ныне наиболее значительным собранием работ художника.
Энциклопедия мировой живописи(специальный 318 выпуск)
К 200-летию со дня рождения». Концерт, как и выставка с конференцией прошёл в Третьяковской галерее. В исполнении оркестра под управлением художественного руководителя — капитана 2 ранга Валентина Лященко прозвучала морская старинная музыка.
Конечно, в залах экспозиции нельзя обойти вниманием знаменитые «марины» — Алексей Боголюбов был художником истории российского флота. Живописец много путешествовал, жил за границей. Пейзажи Франции, Бельгии, Англии, Швейцарии рассказывают о его странствиях.
Творчество Алексея Боголюбова впитало как идеи передвижников, так и школы барбизонцев.
Отдельным приключением стала идея присвоить музею имя деда — ссыльного революционера. Но и тут Боголюбов добился своего. Когда в 1885 году музей распахнул свои двери для всех желающих, в первый же день его посетило более трех тысяч человек. И потом еще несколько недель люди разных сословий туда шли беспрерывно. Последние годы жизни художник находился в Париже из-за болезни сердца. Там вокруг него сформировался художественный кружок. Боголюбов использовал это объединение, чтобы помогать коллегам по цеху — добивался заказов на отличных условиях для заслуженных, вроде Репина и Поленова, и для молодых. В Париже художник познакомился с писателем Иваном Тургеневым, с которым они стали близкими друзьями.
Умер Алексей Петрович 7 ноября 1896 года во Франции. Его прах отвезли в Петербург и похоронили на Малоохтинском кладбище рядом с родителями. Спустя 45 лет, в 1941 году, прах перезахоронили на Тихвинском кладбище Александро-Невской лавры — в так называемом «Некрополе мастеров». Но потом место захоронения оказалось утерянным. Так же и с его искусством. Алексей Боголюбов, ставший мэтром при жизни, всегда им и оставался — классиком-реалистом, мастером документальной маринистики, просветителем. Но почему-то больших выставок с его работами не было давно.
Радищева Благодаря происхождению и образованию Боголюбов имел обширные связи в высших общественных и правительственных кругах. Но его личный творческий выбор отвечал демократическому духу эпохи: до конца жизни пейзажист входил в Товарищество передвижных художественных выставок, куда вступил уже будучи признанным корифеем жанра. Мастер неизменно отстаивал интересы этого объединения в академических кругах. Между тем членами Товарищества он нередко воспринимался как «чужой среди своих», поскольку основным местом его пребывания стала европейская художественная среда. Для Боголюбова с самого начала важными ориентирами служили произведения современных европейских авторов, в чём он признавался на страницах своих воспоминаний. У немцев учился рисунку, у французов — содержательной и композиционной простоте пейзажей, новым приёмам натурной работы. Представленные на выставке в Третьяковской галерее произведения этих и других пейзажистов призваны воссоздать атмосферу, в которой формировался пейзажный почерк Боголюбова, чутко реагировавшего на живописные новации жанра. Так для барбизонцев, наиболее близких художнику, правдивость пейзажного образа заключалась в непосредственности общего впечатления от избранного мотива и передачи его эмоциональной выразительности. Именуя многих из своих французских коллег «натуралистами», Боголюбов неизменно подчёркивал свою приверженность к естественности колорита, свободным и разнообразным приёмам письма — все эти свойства сделали неповторимыми произведения художника и наиболее ярко проявились в его этюдах. Художник за работой на пленэре. В окрестностях Парижа. Москва Среди русских пейзажистов второй половины XIX века Боголюбов особенно выделяется своим пристрастием к этюдной форме. Этюды составляют основную часть наследия пейзажиста, и неслучайно на выставке им посвящён отдельный раздел. Значение этих небольших работ далеко не исчерпывается первоначальными впечатлениями, полученными на пленэре или подготовительной ролью, не выходящей за пределы творческой «кухни». Можно сказать, что они отражают особенности пейзажного мышления Боголюбова, его представления о «натуральной» живописной манере, иначе говоря, о правдивости картинного образа природы. Представленные на выставке этюды из собрания Русского музея и Саратовского художественного музея имени А. Радищева знакомят с двумя основными периодами творчества мастера. Если в коллекцию ГРМ вошли преимущественно работы 1850—60-х годов, то созданному в Саратове музею Боголюбов завещал наиболее дорогие сердцу произведения, выполненные на протяжении 1870—90-х. Благодаря этому, выставка даёт возможность проследить пленэрные маршруты художника по России и Европе и проникнуться его методом работы с натуры. Написанные в разные годы виды Константинополя и Амстердама, Ярославля и Москвы, пейзажи неаполитанского и нормандского побережья, парижских окрестностей — эти этюды раскрывают живописный талант Боголюбова, не скованный заказными рамками и академическими нормативами. Картинно завершённые этюды удивляют смелостью и одновременно изысканностью колористических решений и разнообразием красочной фактуры, вступая порой в спор с самим художником, предпочитавшим в больших полотнах серый тон и долго считавшим, что ему не доступна передача ярких красок «в верной гармонии»3. В своих «Записках» Боголюбов честно признавался: «В глубокомыслие вроде художников Ге и Крамского я не пускался и теориями художественными и судьбами искусства считал удручать себя совершенно лишним. Общение с красками и механизмом живописи никогда не почерпывал из книг, а только из практики, сравнивая с результатами годов действовавших на меня чужих картин»4. Парижский «акцент» этюдов Боголюбова несомненен, но вовсе не делает его подражателем, скорее, проявляет самостоятельность суждений о задачах и смыслах пейзажного образа в эпоху реализма, зачастую требовавшего от пейзажа фотографической отчётливости и портретного сходства.
Портал правительства Москвы
Боголюбов знакомился с произведениями лучших западноевропейских художников. Так, в 1847 году, плавая в качестве лейтенанта на фрегате «Камчатка», он побывал в Лондоне, где впервые увидел пейзажи Тернера с их приподнятым настроением, с гармоничной красочностью, со стремительно летящими облаками и бурлящей водой. В эти же годы на острове Мадейра произошла встреча Боголюбова с Карлом Брюлловым. Об этой встрече Боголюбов рассказывает так: «Брюллов попросил, конечно из вежливости, показать работы, которые были в папке, сделал замечания про рисунки, но, увидев этюды с натуры, сказал: "Эге, да вы, батюшка, краску бойко месите, продолжайте, а главное, рисуйте построже"». Тогда воодушевленный Алексей Боголюбов показал Брюллову свои рисунки-карикатуры. Это — разврат». Этот отзыв великого русского художника подбодрил Боголюбова, и он с еще большей энергией работает, решив посвятить себя целиком искусству. В конце 1848 года президент Академии художеств герцог Максимилиан Лейхтенбергский совершал на пароходе «Камчатка» путешествие на остров Мадейру. Герцог заинтересовался рисунками молодого лейтенанта и посоветовал ему серьезно заняться живописью. Впоследствии герцог получил у Николая I разрешение принять Боголюбова в Академию художеств с оставлением его во флоте, ибо художник не имел других средств к существованию, кроме тех, что давала ему морская служба. С осени 1849 года Боголюбов начинает посещать классы Академии художеств.
В Академии художеств он учится у М. Воробьева и В. Но они не оказали на Боголюбова столь сильного влияния, какое оказал известный художник-маринист И. Айвазовский, хотя он и не был профессором Академии художеств. С Айвазовским Боголюбов познакомился еще до поступления в Академию художеств и стал часто бывать у него на квартире. Насколько сильное впечатление на молодого Боголюбова произвели эффектные картины Айвазовского, можно судить по его воспоминаниям: «... Синие, желтые, белые, серые и красные картины просто меня ослепили». Картины Боголюбова академического периода представляют собой характерные образцы видовой живописи середины прошлого столетия. Но в них уже чувствуется решительное и упорное стремление к изучению натуры и познанию жизни, к передаче правдивого и реального состояния в природе. В 1853 году за три вида Ревеля, исполненных по программе, и за «Вид С.
Перспективно-видовые картины, подобные «Катанию на Неве» 1854, Третьяковская галерея , были только одной стороной творчества Боголюбова, ибо еще в Академии проявилась его склонность к другому, батальному виду живописи. Вторую золотую медаль художник получит в 1852 году за несколько картин, в частности — за «Вид Смольного монастыря с Охты». По заказу Главного морского штаба Боголюбов в 1850—1870-х гг. По условиям заказа необходима была абсолютная точность как в изображении всех деталей корабельной оснастки, так и передаче исторических подробностей, с чем художник блестяще справился.
В 1850 году он поступил в Академию художеств, где сразу же обратили внимание на его талант. Через несколько лет он окончил академию с золотой медалью и стал штатным художником Главного морского штаба. Оставив службу, Боголюбов продолжал учиться живописи у мастеров, несколько лет путешествовал и делал многочисленные зарисовки.
Успех к художнику пришел в 1861 году, когда он организовал в России большую выставку своих работ. Целую серию картин с выставки выкупил император Александр II, а затем пожелал, чтобы мастер создал историю флота Петра I в картинах. Одобрение императорской семьи помогло и снять запрет с картины Репина об Иване Грозном после того, как Боголюбов подал соответствующее прошение. Алексей Петрович за свою жизнь успел создать не только множество картин, но и многое сделать для общества. В частности, он основал Художественный музей имени Радищева в Саратове, способствовал организации во Франции общества помощи русским художникам, основал рисовальное училище, создал атлас берегов Каспийского и Балтийского морей, Финского залива и многое другое. За большой вклад в живопись был удостоен звания академика и профессора живописи. В 1873 году из-за серьезных проблем с сердцем Боголюбов переехал в Париж, где и находился до самой смерти в 1896 году.
Но до конца дней он продолжал жить интересами русского искусства и регулярно приезжал на родину. Творчество художника Атласы и картины морских баталий Многочисленные путешествия постоянно вдохновляли впечатлительного Боголюбова на создание все новых и новых сцен. Особый интерес у него вызывала батальная живопись. Одной из первых картин этого жанра стало полотно «Афонское сражение 19 июля 1807 года». Холст «Афонское сражение 19 июля 1807 года». После разразившейся в 1853 году Крымской войны художник выпустил альбом, в котором живописно рассказал зрителям о подвигах Черноморского флота. Тогда же он получил царский заказ на создание масштабных полотен об истории Крымской войны, а затем и на баталии времен Петра I.
Работая над историческими военными сюжетами, мастер всегда скрупулезно выписывал все детали кораблей, не позволяя ошибок и преувеличений. В этом смысле он превосходил художника-мариниста Айвазовского, но уступал ему в плане красочности и импровизации.
Намерения были осуществлены, хотя Боголюбову пришлось преодолеть немало бюрократических препятствий, поскольку в России не было опыта создания публичных музеев ни в столицах, ни в провинции. Совещание провел заместитель председателя правительства - министр образования Саратовской области Михаил Орлов. В состав рабочей группы вошли представители исполнительных органов власти, депутаты Саратовской областной думы, представители средств массовой информации, высших учебных заведений и учреждений культуры.
В 1860 году возвратился в Петербург, где за выполненные картины ему присвоено звание профессора. Создал Общество взаимного вспоможения и благотворительности русских художников во Франции. Среди опекаемых им российских пенсионеров были И. Репин, В. Поленов, К. Савицкий, В. Верещагин и др. Постоянный член правления Товарищества передвижных художественных выставок.
Третьяковка показала документальную стихию художника-моряка Боголюбова
К 200-летию со дня рождения». Концерт, как и выставка с конференцией прошёл в Третьяковской галерее. В исполнении оркестра под управлением художественного руководителя — капитана 2 ранга Валентина Лященко прозвучала морская старинная музыка.
В дальнейшем, в ночь на 31 августа 1855 года, все они по приказу русского командования были затоплены, чтобы преградить вход в бухту неприятельских судов, когда русские войска покинули южную сторону Севастополя. Боголюбов — мастер, в творчестве которого рисунки занимают существенное место.
Он делал зарисовки в путевых альбомах во время многочисленных путешествий по России, Европе и Ближнему Востоку, создавал эскизы к будущим картинам. Так, рисунок «На Дунае у о. Дело Скрыдлова» мог служить подготовительным материалом для создания картины «Дело Скрыдлова на Дунае» 1881 года, хранящегося в Центральном военно-морском музее в Санкт-Петербурге. Написанное по заказу Александра II в память о событиях Русско-турецкой войны 1877—1878 годов, произведение рассказывает о подвиге лейтенанта Николая Илларионовича Скрыдлова 1844—1918 , который впервые в мировой истории, в 1877 году, на катере «Шутка» совершил дневную минную атаку на турецкий пароход «Эрекли».
Рисунок «Лодка» типичен для многочисленных зарисовок пером, которые художник создавал в 1850-х — 1870-х годах во время путешествий по Италии, Голландии, Франции, Турции. Малые парусные суда Боголюбов изображал и на побережье Черного моря, в Крыму и на Кавказе.
Участие возможно в очной и заочной форме. Командировочные расходы — за счёт направляющей стороны. Оргкомитет оставляет за собой право отбора докладов и сообщений на конференцию.
По ее словам, морскую тематику продолжит выставочный проект «Я безумен только в норд-норд-вест», который откроется в Третьяковской галерее 28 сентября и познакомит зрителей с творчеством современного российского художника Александра Пономарева. Выставка «Алексей Боголюбов. К 200-летию со дня рождения» будет открыта с 15 сентября по 21 января 2024 года.
Ретроспектива Алексея Боголюбова: море волнуется два
Выставка посвящена творчеству русского художника Алексея Боголюбова. В Государственной Третьяковской галерее 15 сентября открыли выставку, посвященную 200-летию со дня рождения художника Алексея Боголюбова. Это определило тематические разделы выставки: «Академик «по живописи морских видов», «Историограф российского флота», «Боголюбов и Товарищество передвижных художественных выставок», «Художник на этюдах. Алексей Боголюбов скончался в 1896 году во Франции, но захоронен в Санкт-Петербурге – том городе, что был сотворён, дабы стоять на море, грозить Западу и одновременно – удивлять всех роскошествами дворцов. Алексей Петрович Боголюбов — «моряк-художник», как он сам себя назвал, — это целая эпоха в русской живописи.