Новости экономика россии что происходит и что делать

Что происходит в экономике? Эксперты с Уолл-стрит предсказывали, что экономика России рухнет после того, как страна вторгнется в Украину.

Преодоление кризисного спада, взлет ОПК и борьба с инфляцией. Подводим итоги 2023 года в экономике

Главными рисками России в среднесрочном горизонте является «иранизация» с перспективой стать вассалом Китая на фоне отсутствия внутреннего стратегического планирования. Наши коллеги из решили разобраться, почему это происходит, как долго будет продолжаться такая экономическая ситуация и что делать, чтобы не потерять свои сбережения в нынешних условиях. Они проглядели новые источники роста экономики России, которая даже при заградительных ключевых ставках продирается вперед, к новым рубежам производительности. Ежедневный ёмкий обзор мировых, российских и региональных новостей экономики. Увидел хорошую новость – Росстат констатировал снижение уровня бедности в России в третьем квартале до 10,2%. Постойте, ну если ситуация с доходами улучшается, то почему же закредитованность населения и, главное, просроченные платежи растут как не в себя? – Вообще как происходит интеграция экономик новых территорий в систему РФ? – Статистических данных по новым территориям нет в открытом доступе, поэтому проследить за интеграцией на серьезном аналитическом уровне достаточно сложно.

Регионы РФ переводят на мобилизационную экономику: что это значит для россиян

"" публикует самые последние новости экономики и финансов в России и за рубежом. Плохие новости в том, что в 90-е доверие в обществе росло, Россия была на эмоциональном подъеме, мы открывались миру. Путин заявил, что показатели экономики начала года в РФ оказались выше прогнозов. новости экономики, экономика россии, новости экономики 2019, последние новости экономики, прогноз 2019. Главная» Новости» Экономика новости россии на сегодня. «В целом же в 2023 году экономику России ждёт общая тенденция к падению, это увеличит дефицит бюджета, что в свою очередь может вызвать проблемы с его исполнением», — добавил Николаев.

Дефолт, инфляция и падение рубля: чего ждать от коллапса экономики?

Экономика Кризис-2024 карточки Что случилось с российской экономикой, почему всё дорожает и как быть со сбережениями? Самые главные новости экономики в мире и в России. 24 часа в сутки мнения экспертов, финансистов по вопросам политики, общественной жизни, экономики, финансов и недвижимости. Увидел хорошую новость – Росстат констатировал снижение уровня бедности в России в третьем квартале до 10,2%. Постойте, ну если ситуация с доходами улучшается, то почему же закредитованность населения и, главное, просроченные платежи растут как не в себя? Экономические новости России и мира: динамика и перспективы российской экономики, ее рост и спад, экономические прогнозы и оценки | 102623 подписчика.

Дефолт, инфляция и падение рубля: чего ждать от коллапса экономики?

Экономика — самые актуальные и последние новости экономики и финансов в России и мире сегодня. Президент России считает, что, если конфликт на Украине затянется, он получит преимущества, так как западным демократиям труднее сохранять свою приверженность избранному российская экономика не так сильна, как кажется некоторым наблюдателям. Плохие новости в том, что в 90-е доверие в обществе росло, Россия была на эмоциональном подъеме, мы открывались миру. Экономика Кризис-2024 карточки Что случилось с российской экономикой, почему всё дорожает и как быть со сбережениями? Подписывайтесь на телеграм-канал RTVI: экономика России упала не так сильно, как предполагали многие? Новости всех промышленных отраслей России.

Новости экономики

Широкое применение антикризисных инструментов создает риск того, что в России в 2024 году фактически сложатся «две экономики», считает Антон Табах. Новости экономики сегодня. Мировая и российская экономика, финансы и бизнес, эксклюзивные материалы и мнения экспертов. Читайте последние новости на экономические темы в ленте новостей на сайте Экономика — самые актуальные и последние новости экономики и финансов в России и мире сегодня. Что будет с экономикой России в 2024 году: прогнозы правительства, ЦБ и аналитиков финрынка. Если не будут делать глупости, пару лет смогут не допустить скатывания экономики в хаос, а может, и дольше.

Пенсия.PRO

Оборот государственного долга повышает доверие к банковской системе и стимулирует инвестиции. С этой точки зрения «низким госдолгом» не стоит хвастаться — это лишь означает, что в стране нет устоявшегося ликвидного рынка безрисковых инструментов. Сегодня застрахованы банковские вклады в пределах 1. Вашингтонский консенсус — условное название для набора неолиберальных экономических требований, необходимых для получения помощи со стороны МВФ и Всемирного Банка, начиная с 1980-х. Сказанное не относится ко внешнему долгу — долгу, номинированному в иностранной валюте. Внешний государственный долг представляет опасность для государственных финансов и является препятствием для экономического развития. Низкий внешний долг действительно является преимуществом России: отчасти стоит поблагодарить сырьевую валютную выручку, отчасти — отсутствие колониального прошлого. В современных экономиках государственные облигации могут использоваться и используются для расширения денежной массы, так как банки используют приобретённые ОФЗ в сделках обратного выкупа. Третий метод финансирования называется монетарным финансированием или монетизацией госдолга.

В народе его называют «печатаньем денег». Как и в предыдущем методе, государство берёт в долг, но не у частного сектора, а напрямую у Центрального Банка. Центральный Банк создаёт деньги на счетах Правительства. С точки зрения инфляционного давления, эти три метода не отличаются друг от друга: мы убеждены, что важна общая величина расходов, а не то, как они финансировались хотя традиционная экономическая теория, предполагающая полный контроль государства над предложением денег, считает наоборот. Государство может потратить миллиарды рублей на алюминий и собрать миллиарды рублей в таможенных пошлинах на текстиль — это не остановит рост цен, а только расширит его. Монетарное финансирование с точки зрения макроэкономического эффекта ничем не отличается от финансирования из «заработанных» государством доходов. Легализация монетарного финансирования позволит облегчить налоговое бремя экономики и отвяжет расходы на выплату процентов по государственному долгу от конъюнктуры банковского сектора. Заметим, что обеспечение расходов за счёт условной продажи ЦБ замороженных средств ФНБ по существу также являются монетарным финансированием, но с промежуточным этапом.

Наращивание государственных расходов. Перестав искусственно себя ограничивать, Россия сможет проводить суверенную экономическую политику, направленную на повышение благосостояния населения. В прошедшие годы Россия традиционно недоиспользовала возможности фискальной политики. За последние двадцать лет финансовые вливания государства практически в любой сфере могли бы улучшить жизнь населения и ускорить рост экономики. Сегодня мы сталкиваемся с глобальными, долгосрочными и жёсткими ограничениями на стороне предложения во многих отраслях. Современная денежная теория не может здесь помочь — это кризис реальных ресурсов. Однако последовав принципам «жёсткой экономии» и урезав расходы, мы обострим социальное напряжение, обанкротим множество предприятий и массово сократим спрос. Это станет вторым, внутренним ударом по производственному потенциалу отечественных компаний, который значительно уменьшит темпы как текущего, так и потенциально возможного роста.

Текущие планы Правительства предполагают заморозку номинальных расходов федерального бюджета на уровне 2022-го года в течение последующих трёх лет. Бюджетная поддержка в первую очередь должна быть направлена на наименее обеспеченных граждан. Поддержка совокупного спроса через социальные выплаты может привести к краткосрочной инфляции на фоне объективных производственных ограничений, однако со временем сильный внутренний рынок поможет местным производителям расширить производство потребительских товаров. Необходима госпрограмма создания недорогого социального жилья. Доступное жильё поддержит конкуренцию на рынке недвижимости и создаст рычаги для воздействия потребителей на застройщиков. Масштабные инвестиции в строительство создадут рабочие места и поддержат импортозамещение в лёгкой промышленности за счёт повышения спроса на российские строительные материалы. Предоставление жилья также станет дополнительным инструментом управления рабочей силой на рынке труда. Социальные пособия по безработице должны обеспечивать достойное существование.

Большая часть населения России не способна длительное время пребывать в состоянии поиска вакансий из-за отсутствия сбережений и низких пособий, которые обрекают людей на маргинализацию в случае потери работы. Это предотвращает конкуренцию среди работодателей и вынуждает работников принимать низкие зарплаты и вредные условия труда. Реформа в этой части необходима и неразрывно связана с расширением пособий. Реформа рынка труда. Необходима ликвидация большой премиальной части в фактической зарплате. Премии позволяют предприятиям сокращать издержки вслед за колебаниями конъюнктуры рынка через изменение вознаграждений. Система должна стать прозрачной и не зависеть от произвола начальства, но в таком случае рыночные условия станут сильнее отражаться на занятости. Возможности профсоюзов должны быть расширены и укреплены.

Трудовые конфликты должны решаться на правовой основе на уровне предприятия, в том числе с помощью забастовок и других форм протеста работников. Сильный независимый труд — залог здоровой конкуренции на рынках и лучший способ подорвать патерналистские отношения на предприятиях. Право на труд должно быть закреплено в Конституции. Программа гарантированных общественных работ на муниципальном уровне должна приобрести постоянный институциональный статус и поддерживать временные рабочие места в сферах городского благоустройства, капитального ремонта и экологических проектов по единой ставке заработной платы. Рабочие места должны быть предоставлены каждому, кто хочет и может работать: таким образом, государство станет работодателем последней инстанции. В отличие от простого расширения государственной занятости, программа не несёт серьёзных коррупционных рисков: по определению, достойные рабочие места будут доступны каждому. Гарантированные рабочие места зададут пол для зарплат и социальной поддержки в частном секторе и повысят конкуренцию на рынках труда. Правительство сможет эффективно управлять уровнем зарплат, добиваться соблюдения трудовых прав со стороны частных компаний и избегать снижения работоспособности населения из-за длительной приостановки трудовой деятельности это в том числе поможет сохранять предложение качественной рабочей силы для частного сектора в периоды экономического подъёма.

Кроме того, формирование трудовых резервов различного уровня квалификации поможет и при реализации программ, связанных с вынужденным импортозамещением и преодолением социальных последствий СВО. Бюджетные расходы должны сфокусироваться на технологическом перевооружении предприятий. Основные проблемы возникают в тех направлениях, где оборудование изготавливается для узкоспециализированного, проектного применения. Детали для подобных товаров трудно поддаются импортозамещению, поэтому предприятия по возможности должны быть временно переведены на аналоги российского производства, если таковые существуют. Такие изменения приведут к снижению продуктивности, но позволят выиграть время для переоценки возможностей импортозамещения. Необходима стратификация по категориям важности. Возможности внутреннего проектирования и изготовления технических изделий не безграничны. Имеющиеся производственные мощности достаточно обширны, но недостаточны с учётом масштабов вынужденной трансформации.

Мы должны стремиться к локализации всех стадий технологического цикла хотя бы в ключевых отраслях , включая гражданское авиастроение, нефтегазовую отрасль и химическую промышленность там, где это возможно. В краткосрочном периоде полезно будет воспользоваться возможностями китайской и индийской производственной базы. Россия частично продолжит полагаться на технологическую поддержку дружественных стран. При замещении импорта особенно критична высокая степень персональной ответственности государственных служащих, также внедрение механизмов общественного контроля. Нашей долгосрочной целью должна стать не военная, а технологическая мобилизация, неравная традиционному импортозамещению. Эффективная работа в этом направлении позволит предприятиям взаимодействовать с новыми рынками технологий, обмениваться знаниями и привлекать иностранный капитал. Самоочевидна необходимость массовых вложений в науку и образование. Поддержка науки в России, к сожалению, часто будет эквивалентна поддержке наименее обеспеченных граждан.

Ограниченная валютная выручка должна тратиться на товары, которые невозможно воспроизводить внутри страны. У государства нет финансовых ограничений в расходах в рублях, но есть вполне реальные ограничения в иностранной валюте. Ради этих целей разумен запрет на импорт товаров роскоши и прочей малоприоритетной продукции. Инициативное бюджетирование. Разрушение системы социальной защиты в Российской Федерации способствовало развитию ряда низовых гражданских инициатив. Многие цели государственной политики — помощь пожилым людям, больным детям, благоустройство территорий и многое другое — уже в той или иной мере реализуются на ресурсы самих граждан. Такие организации представляют интересы самих жителей и часто уже обнаружили оптимальные цепи поставок и методы поддержки. Государственное вмешательство было бы неэффективно.

Часть государственных финансовых ресурсов должна быть переведена в муниципальный бюджет на инициативное бюджетирование. Жители территории могут принимать непосредственное участие в распределении средств с помощью инструментов прямой соучаствующей демократии. Категории рабочих мест, создаваемых в рамках программ гарантированной занятости, также могут дополняться и корректироваться в ходе общественных обсуждений. Новые методы борьбы с инфляцией. Основные инфляционные риски в ближайшие 5 лет будут на стороне предложения. Манипуляция ставкой в таких условиях не является эффективным методом контроля инфляции, а её частые изменения лишь увеличивают неопределённость. Высокая ключевая ставка усложняет доступ к кредиту для бизнеса провоцирует сокращение выпуска. Способствуя сокращению предложения, высокие ставки в сегодняшней среде имеют скорее проинфляционный эффект.

При этом снижение ставки не имеет решающего влияния на темпы инфляции, что особенно справедливо в условиях закрытого счёта капитала. В России ключевая ставка оказывает относительно слабый эффект на объём неипотечного потребительского кредитования и не провоцирует всплесков избыточного спроса. Первым инструментом борьбы с инфляцией должно стать снижение логистических издержек. Необходимы инвестиции в инфраструктуру и цепочки поставок, соединяющие внутренние рынки, а также государственные распределительные центры. Вторым фактором инфляционного давления останется курс рубля. Изменения валютного курса почти полностью переносятся в цены. Сегодня валютный курс де-факто оказался под контролем государства через крупнейшие экспортные компании. Сокращение присутствия нерезидентов на российском финансовом рынке избавит экономику от резких переливов капитала, которые всегда угрожали девальвацией и, как следствие, инфляцией.

По мере открытия движения капитала задачу валютной стабильности необходимо возложить на Центральный Банк. В случае бегства капитала в доллар и другие валюты, Центральный Банк должен использовать международные резервы для нейтрализации инфляционного давления на рубль. В отдельных отраслях контроль инфляции потребует ограничения потребительского спроса. Посткейнсианцы предпочитают предотвращать избыточный спрос, а не снижать его ex post за счёт повышения налогов или ключевой ставки. Предотвращение инфляции требует анализа отраслевого спроса на этапе планирования государственных расходов и координации ресурсов на основе фактических данных. Как хороший стоматолог, экономическая политика должна адресовать проблемы до того, как они потребуют кризисного вмешательства. Центральный институт развития. Отказавшись от активной денежно-кредитной политики как своей основной задачи, Центральный Банк должен принять роль института развития.

Отбросив завесу независимости , Банк может стать союзником и советником экономического развития. Организация способна использовать свою экспертизу и экономические инструменты для создания всеохватного экономического роста. Кроме облигаций Правительства — ранее упомянутого монетарного финансирования — Центральный Банк может использовать свой бухгалтерский баланс для выкупа облигаций разнообразных внебюджетных организаций, включая региональные институты развития. Экологические и культурные организации могут выпускать облигации для реализации долгосрочных капиталозатратных проектов. Эти облигации будут выкуплены как напрямую Центральным Банком, так и гражданами. Внесение подобных облигаций в ломбардный список Банка России создаст устойчивый и ликвидный рынок для инструментов финансирования отраслевого развития. Центральный Банк может поддерживать население, создав ликвидный и устойчивый рынок финансовых инструментов. Физические лица смогут сберегать в государственных облигациях и инструментах, числящихся в ломбардном списке.

Формируя ломбардный список, Центральный Банк гарантирует ликвидность сбережений для населения. Для сжатия совокупного спроса в периоды перегрева экономики уместно сокращение объёма кредитования; однако это должно происходить не ценовыми инструментами. Уместно внедрение портфельных пределов по отраслям для ограничения инфляции и социально вредного производства. Приоритетные проекты, напротив, должны требовать меньшего резервирования от банков. Контроль капитала. Масштабные меры по ограничению потоков капитала, в том числе элементы валютного контроля, зачастую рассматривается как вынужденная, временная мера. Но есть все основания полагать, что меры контроля капитала, введённые российскими властями в ответ на мировые санкции, могут и должны стать постоянной составляющей новой экономической политики. Спекулятивные движения капитала нередко носят проциклический характер и усугубляют волатильность на рынках.

При этом перетоки капитала могут быть связаны с макроэкономической политикой США и других стран, а не с долгосрочным потенциалом роста нашей собственной экономики. После долгого периода забвения политика контроля капитала получает сегодня второе дыхание.

И внес в правительство список примерно из 30 компаний-претендентов. Но министр финансов Антон Силуанов в конце прошлого года подчеркивал, что речь пока не должна идти о потере государственного контроля. Этот налог был введен еще в 2021 году, но его действие было приостановлено. Если общая сумма дохода по всем депозитам и вкладам одного человека за 2023 год не превысит 150 тысяч рублей, налог в 2024 году платить не придется. Налог не касается обладателей специальных счетов для покупки жилья эскроу-счета и наследников по унаследованным процентам с вклада, однако после вступления в права платить налог придется и им. Для участия в ней нужно заключить договор с НПФ минимум на 15 лет. По истечении этого срока или при достижении возраста 55 лет для женщин и 60 лет для мужчин граждане получат право на выплаты.

Участники программы смогут получить софинансирование от государства — до 36 тысяч рублей в год в течение трех лет после вступления в программу. Сбережения будут застрахованы по аналогии с банковскими вкладами, но на вдвое большую сумму — 2,8 миллиона рублей. Также для них будет предусмотрен налоговый вычет по НДФЛ. В нем будут комбинироваться налоговые льготы , предусмотренные ранее для счетов первого и второго типов. Но весной Минфин будет готовить основные направления налоговой политики на 2025-2027 годы, в которых могут появиться новации. Повысить налог на прибыль в России, как ни странно, попросил бизнес.

Вместе с тем уже летом регулятор может вернуться к смягчению монетарной политики, не исключают эксперты. По их словам, действия Банка России во многом будут зависеть от того, как поведёт себя инфляция. Что при этом может произойти с ключевой ставкой до конца года — в материале RT.

При этом если после 2014 г. Создавать экономику предложения будут в первую очередь крупные компании, которые начнут привлекать на бирже капитал институциональных и розничных инвесторов, полагает экономист. Ограниченные доходы и растущие расходы бюджета, а также конечный размер ФНБ логически приведут правительство к необходимости рекомендовать компаниям финансировать инвестиции путем размещения акций и публичного долга, прогнозирует Исаков. В течение 2—3 лет мы увидим размещение на бирже выкупленных у нерезидентов иностранных компаний, организаций из ОПК, крупных госкомпаний, которые пока не размещались на рынке, продолжил он. Но инвестором последней инстанции продолжит оставаться федеральное правительство, которое будет с помощью субсидий и грантов финансировать инвестиции в инфраструктуру, резюмировал он. Один из неотъемлемых атрибутов всех вариантов СДТ — идея о предоставлении гарантированной занятости в общественном секторе, что также служит инструментом регулирования роста цен. Согласно теории, это помогает бороться с некоторыми проявлениями инфляции, связанными с чрезмерным повышением номинальных зарплат, отметил эксперт объединения экономистов «Новый курс» New Deal Даниил Григорьев. В России такой механизм никем не предусматривается даже гипотетически, подчеркнул он. Все гораздо проще: современная мейнстримная экономическая наука говорит о том, что долгосрочный структурный, потенциальный темп роста экономики зависит только от совокупного предложения — от того, сколько физически экономика может производить товаров и услуг, полагает он. Поэтому для повышения потенциала экономики нужно работать с предложением. Так что приписывать сюда СДТ я бы не стал», — резюмировал эксперт. В чем нестыковки Переориентация экономики на внутренний спрос — ожидаемая и необходимая мера, учитывая фазу распада глобальной экономической системы, считает управляющий директор Enfilade Capital Александр Кубышкин. Но вся система завязана на глобальный банковский сектор и долларовую ликвидность. Процесс дезинтеграции может вызвать огромное количество побочных непредсказуемых эффектов из-за большого количества переменных, влияющих на такие процессы, прогнозирует он. Но так как нынешнюю динамику не остановить, направление ресурсов на внутреннее развитие является единственным правильным шагом, уверен он. Разговоры о переходе к экономике, ориентированной на внутренний спрос, выглядят странно на фоне низких относительно мировых стандартов уровней МРОТа и пенсий, считает Григорьев. Говорит сама за себя и текущая ситуация с нехваткой кадров: для предприятий это не является веским аргументом для существенного поднятия зарплат, обратил он внимание. Модель роста России была связана с экспансией именно на внешних рынках и каким образом страна перейдет к новой модели, основанной на спросе внутреннем, пока остается непонятным, рассуждает экономист. Более того, в России понятие дефицитных кадров часто является эвфемизмом, замечает Григорьев.

The Hill: экономика России превзошла все ожидания вопреки санкциям

По его мнению, термин структурной трансформации надо применять и к бюджету. Силуанов добавил, что бюджетная политика должна быть сбалансированной. Кроме того, он назвал «возвращение в страну пессимистов» основным KPI для российской экономики.

Государство усугубляло кризис. Несмотря на заявленную цель, бюджетное правило не стабилизировало государственные расходы, а поддерживало их процикличность. Хоть нефтегазовые доходы и отсекались по воображаемой цене, не-нефтегазовые налоги собирались в полном объёме.

В периоды высоких цен на нефть рос и не-сырьевой сектор экономики, а вместе с ним государственные доходы. Бюджетное правило обязывало государство вливать полученные средства в уже растущую экономику — ведь бюджет должен был оставаться сбалансированным. При этом бюджетная политика не рассматривала собственных инфляционных эффектов, управление инфляцией было переложено на денежно-кредитную политику. Банк России, в докрымский период управлявший курсом рубля с помощью накопленных средств, отказался от политики валютного коридора и сосредоточился на таргетировании инфляции. До 2014 года стабильный рубль улучшал инвестиционный климат и облегчал жизнь потребителям, но защита курса от геополитического кризиса оказалась слишком дорогой с точки зрения финансовых ресурсов.

Резервный фонд больше не стабилизировал даже курс рубля. Он стал неприкосновенной копилкой в 200 миллиардов долларов. Триада стабильности — сбалансированный бюджет, низкий государственный долг и таргетирование инфляции — ставила своей целью накопление финансовых ресурсов за счёт драматического снижения темпов роста реальной экономики. Отдельно отметим, что именно период экономического застоя внёс наибольший вклад в ослабление геополитического положения России, её амбиций регионального лидерства. Политика воздействия на реальные переменные — занятость и спрос — посредством финансовых инструментов.

Инструменты денежно-кредитной политики включают изменение ключевой ставки, нормативы резервирования банковского сектора и управление денежным предложением в экономике. Денежно-кредитную политику также называют монетарной политикой. Резервные фонды за это время несколько раз делились и заново объединялись Валютный коридор появился в 1995 году, когда Центральный Банк привязал рубль к курсу доллара, определив границы его колебания. До начала крымского кризиса ЦБ обязывался держать курс в диапазоне 36 — 43 рубля за доллар. Как сейчас Экономическая история знает мало шоков подобных тому, который переживает Россия.

Беспрецедентные санкции и добровольный уход частных иностранных компаний делают технически невозможным сохранение прежней отраслевой структуры экономики. Накопленные десятилетиями финансовые ресурсы оказались до смешного бесполезными: часть накопленных средств была арестована «недружественными странами» , а возможности использования оставшейся валюты сокращаются день ото дня. Теория международных отношений часто классифицирует санкции как альтернативу насилию. В данном случае массовые санкции безоговорочно стали формой насилия над населением России. Исчерпывающее описание их эффектов вышло бы за пределы данного текста, они слишком объёмны и разнообразны.

Однако вполне уместен вопрос о том, насколько традиционные рецепты стабилизационной политики способны защитить российскую экономику от подобного удара. Не говоря уже о возможностях послевоенного восстановления. Запрет на импорт наукоёмкой продукции и техническое сопровождение. Многие из подсанкционных товаров — в частности, высокотехнологичные средства производства — представляют собой продукты штучного выпуска, изготавливаемые под конкретные инвестиционные проекты. Выпуск таких товаров не подлежит стандартизации и индивидуален в зависимости от условий дальнейшей эксплуатации.

Их предложение на рынке контролируется небольшим числом транснациональных компаний. Это касается в том числе и оборудования для добычи минеральных ресурсов. Российские компании будут вынуждены полагаться на вторичный рынок и оборудование, пересобранное в дружественных странах. Результатом станут рост издержек, падение производительности предприятий и снижение конкурентоспособности российских предприятий на мировых рынках. А также в случае Ирака, Ирана, Кубы и ряда других стран.

В том случае, если им будет позволено хотя бы частично на них вернуться. Импортозамещение высокотехнологичных областей невозможно без финансовых издержек. Инновации требуют вложений в основной капитал, что предполагает заёмное финансирование и долгие периоды окупаемости. Согласно триаде стабильности, инновационное развитие не требует особых усилий — частный бизнес проявит инициативу, почувствовав под ногами достаточно надёжную почву. Но в текущей ситуации это едва ли сработает.

В самом начале весны Правительство заявило, что ответом на ограничения станет развитие импорта из дружественных стран и локальное импортозамещение. Как показали последние полгода, оба направления действий всё больше походят на тупиковые. Запрет на экспорт российской продукции. В силу своей технологической ограниченности Россия практически не поставляет наукоёмкую продукцию и потребительские товары в недружественные страны. Европейская энергозависимость временно защищает сырьевой экспорт, составляющий половину товарного потока.

Не ясно, будут ли этим потери как-то компенсированы в будущем. Бюджетная политика здесь не единственный, но полностью доступный для контроля фактор. Торговое партнёрство с дружественными странами осложняется опасением вторичных санкций. Отечественные программы замещения рискуют быть сорванными из-за массового отъезда значительного числа квалифицированных специалистов. Сокращение экспорта рискует повысить безработицу и сократить доходы населения.

Эффективность экономики упадёт в силу узости рынка сбыта и невозможности реализовать эффекты масштаба. Резкое ухудшение финансовых балансов отечественных компаний приведёт к нарастанию рисков в банковском секторе, что в свою очередь негативно повлияет на благосостояние населения. Ради сохранения ответственной фискальной политики триада стабильности требует сокращения или заморозки государственных расходов в том числе сокращения социальных расходов в период кризиса. Наибольшее, что допускается — временный транзитный период, с выходом на заданные параметры нормализации к середине 2020-х годов. Перестройка логистических цепочек.

Далеко не все подсанкционные товары и средства производства окончательно исчезли с российского рынка, но доступный импорт значительно подорожал. Необходимость перевозить грузы через «третьи страны» увеличила затраты на транспорт, а риски санкций существенно увеличили сроки поставок и порой сделали невозможным страхование грузов. Каждое новое обострение ведёт к росту цен и ухудшению условий со стороны частных поставщиков. Подобный шок спровоцирует очередной этап роста цен. Ограничения на стороне предложения будут сохраняться как долгоиграющий проинфляционный фактор, а неоднородные всплески с ярко выраженной отраслевой спецификой могут серьёзно дестабилизировать экономику.

Триада стабильности рекомендует реагировать на всплеск инфляции в первую очередь повышением ключевой ставки. В условиях дефицита товаров, простоя производств и организационного хаоса текущая экономическая политика предлагает усложнять доступ к кредиту, компенсируя это набором льготных кредитных программ и списанием выплат отдельным категориям мобилизованных граждан. Безработица и дефицит кадров Иностранные компании, годами пользовавшиеся относительно дешёвой, но при этом образованной рабочей силой в России, уходят с рынка, забирая с собой сотни тысяч рабочих мест и сложившуюся управленческую культуру. Местные предприятия постепенно сокращают и переводят на неполную рабочую неделю многих сотрудников, хотя по традиции это не приводит к резким скачкам занятости. За несколько первых месяцев ведения боевых действий Россию покинули десятки тысяч высококвалифицированных специалистов, часть из них вернулась летом.

Запущенная мобилизация привела к моментальному отъезду уже сотен тысяч высокопроизводительных работников. Подобный отток рабочей силы критически усложняет задачи импортозамещения, которое практически исчезло из официальной риторики, уступив место уголовному наказанию за невыполнение оборонного заказа. Падение зарплат сократит доходы населения, и, если верить кривой Филлипса , замедлит рост цен. Бегство людей из страны также очевидным образом сократит и текущий спрос. Разворачивающийся кризис на рынке труда означает, что процесс примитивизации российской экономики будет лишь набирать обороты, а качество человеческого капитала падать опережающими темпами.

Впрочем, и сам процесс импортозамещения во многом предполагает замену более прогрессивных технологических процессов на устаревшие отечественные. В случае отмены санкций такая «импортозамещённая» промышленность не выдержит конкуренции с иностранным производителем, что вызовет новый всплеск напряжённости на рынке труда и в экономике в целом. Эффекты экономии при массовом производстве товаров на крупный рынок, позволяющие задействовать передовые трудо- и энергосберегающие технологии. В России, в отличие от ряда западных стран, показатели безработицы не очень чувствительны к экономической ситуации. Ответом на который стали серьёзные ограничения на движение капитала со стороны ЦБ.

Английский экономист Уильям Филлипс 1914 — 1975 предполагал, что существует обратная связь между безработицей и уровнем зарплат; позже экономисты распространили эту логику на общий уровень цен. Когда безработица падает ниже определённого уровня, высокая занятость провоцируют рост цен. Таким образом предлагалось регулировать уровень инфляции через уровень безработицы и наоборот. Позже кривая Филлипса подвергалась серьёзной критике. В настоящее время экономистами обычно признаётся определённая зависимость между ситуацией на рынке труда и инфляцией, однако попытки вывести строгую и неизменную функцию такого рода окончились неудачей.

Что делать? Вводные замечания. Первоначальные действия Правительства были направлены на сокращение вмешательства государственного сектора и предоставление мнимой свободы бизнесу. Отчасти это совпало с реальностью — реальные частные инвестиции, с учётом сезонности, упали заметно меньше ожидаемого, что привело к оптимистичному пересмотру годовых темпов падения экономики. В сторону повышения регулярно пересматривались и планы по бюджетным расходам.

С точки зрения некоторых консервативных экономистов, государство и правда ограничено в денежных средствах и потому вынуждено оптимизировать расходы в период кризиса. Мы уверены, что этот тезис попросту неверен для современной российской экономики и её финансовой системы. Предлагаемые нами меры основаны на следующих принципах: Деньги есть. Необходимо осознавать разницу между реальными и финансовыми ресурсами. Заявления вроде «денег нет, но вы держитесь» заведомо ложны в монетарно суверенной стране.

У Российской Федерации всегда есть доступ к бесконечному запасу рублей — мы их печатаем. Фискальная политика ограничена лишь доступностью реальных ресурсов: работоспособного населения, накопленного реального капитала и инфраструктуры. При наличии незанятых реальных ресурсов что для капиталистической экономики является правилом, а отнюдь не исключением государство имеет возможность «покупать» такие ресурсы — создавать рабочие места и поддерживать производство государственными заказами. Курс на процветание. Стабильность должна быть приятным последствием, а не приоритетом здоровой экономической политики.

Приоритетами должны стать благополучие населения, сбалансированное с экологической точки зрения использование природных ресурсов и обеспечение равных возможностей для полноценного развития каждого. Придерживаясь прежнего курса на стабильность, страна рискует оказаться на новой, существенно более низкой и пологой траектории долгосрочного роста. Не только экономика. Экономические меры по природе своей ограничены. Данный текст не претендует на звание политической программы — перед вами скорее набор механизмов, доступных заинтересованным политическим силам.

Прогрессивные преобразования в экономике невозможны без сопутствующих преобразований в обществе и политике. Авторский коллектив с сожалением признаёт, что неограниченные финансовые ресурсы бесполезны в отсутствие функционирующего политического аппарата, активных граждан и видения будущего, которое мы стремимся создать. Не Zаменим. Представленные ниже меры не помогут преодолеть последствия санкций: такого железного занавеса не выдержала бы ни одна страна. Риторика полного и оперативного импортозамещения изначально являлась скорее оптимистичной бравадой, чем руководством к действию, а сейчас и вовсе осталась в прошлом.

Наша задача в том, чтобы избежать худшего при текущих ограничениях, а также способствовать скорейшему восстановлению после окончания военного конфликта. Терять больше нечего. Мы не утверждаем, что знаем, как выглядит идеальная экономика. Однако сегодняшняя ситуация требует радикальных экспериментов и нестандартных подходов; кризисы стирают грань между теорией и практикой. Заимствуя фразу у иностранных коллег, нам остаётся лишь переходить реку, нащупывая камни.

Данный текст стремится дать представление о некоторых инструментах, доступных в рамках подобного подхода. При желании Страна, которая выпускает собственную валюту, собирает налоги в собственной валюте и не обязуется обменивать свою валюту на товары или другие валюты по фиксированному курсу обладает монетарным суверенитетом. Греция и остальные страны Еврозоны не являются монетарно суверенными, так как не контролируют выпуск евро, в то время как Иордания и Ирак отказались от монетарного суверенитета в пользу привязки своей валюты к доллару США. Французские колонии в Западной Африке обрели де-юре суверенитет в процессе деколонизации, однако остались монетарными колониями: восемь стран продолжают пользоваться франком КФА, чей выпуск контролируется казначейством Франции. Подробнее Дэн Сяопин 1904 — 1997 , сменивший экономический курс Китая, сравнивал реформы с переходом реки вброд по шатким камням.

Государственный аппарат полагался на экспериментальные проверки, поощрял смелые разработки и, нарабатывая опыт, масштабировал удачные открытия. Далеко не все предприниматели ощутили на себе обещанное снижение административного давления.

Для них это слишком сложно. Который существует с 10-х годов 20 века. Это человек, который служит финансовым спекулянтам.

Поскольку интересы финансовых спекулянтов объективно противоречат интересам большинства народа, выходит, что этот человек выступает против своего народа. Напомню, это был 17 век. Тогда либерал был тот, кто отстаивает свободу, суверенитет и свободу личности и ответственность. Почему-то все про ответственность было. Но с 10-х годов 20 века это не так.

Если дедушка Ясин Евгений Ясин , в 1994—1997 гг. Есть такая книга — «Странная смерть либерализма в Англии » о событиях как раз 1910-х годов, сразу после первой мировой войны. Именно тогда появились первые либералы в нынешнем значении этого слова, которые выступали против своего народа в интересах финансовых спекулянтов. Это было в 16 веке в Венеции. Если бы мы с вами жили в 18 веке или даже в самом конце 19 века, это было бы святой правдой.

Но, к сожалению, мы с вами живем в несколько более позднее время. Что происходит с нашей экономикой? Или человек, производящий впечатление неграмотного. От этого возникает много интересных эмоций. Например, нам первый заместитель министра энергетики рассказал в Государственной Думе, что нельзя сделать в России дешевую нефть, исключив пошлины, потому что если у нас будет дешевая нефть, то Минэнерго не сможет контролировать качество производимого мазута.

Я практически дословно цитирую. Так и хочется сказать: «Ребят, ну уйдите и уступите место каким-нибудь механикам с заправки. Может, они по-русски говорить не умеют, но они смогут определить качество мазута». Но им это слишком сложно. Потому что, во-первых, их очень большая часть работает в сфере, которая невидима отечественной статистике, что бы они там ни рассказывали.

А во-вторых, эффект носит инфраструктурный характер. Понимаете, снижаются издержки, повышается быстродействие. И это касается всех. Это не выделимо. Когда, например, «Лукойл» делал первую «умную» скважину в 1995 году, они полностью сделали информационную обвязку скважины и компьютерное моделирование оперативного управления.

Они получили очень большой эффект. Буквально на одной скважине его можно было посчитать. А теперь это уже очень сложно посчитать. Я думаю, что это очень большой и очень позитивный вклад. Ну и если 20 лет назад вас спрашивали, какие вы знаете компании, вы говорили «Газпром».

Россия надолго, а по мнению главы Международного энергетического агентства, кстати, представителя вполне дружественной нам Турции Фатиха Бирола, даже навсегда потеряла свой главный энергетический рынок — европейский. Переориентация экспортных поставок нефти на Восток, по оценкам Бирола, займет у России до десяти лет и будет проходить в условиях нехватки инвестиций из-за санкций. Впрочем, проверить это невозможно: сейчас нет привычки, да и особого смысла, следить за прогнозами на столь длинный срок. Мировая экономическая и политическая конъюнктура меняется стремительно, поэтому достоверно предсказать, что произойдет с российским нефтегазовым экспортом даже через год или три года, не говоря уже про десятилетний отрезок, невозможно. Можно с большой долей уверенности говорить лишь о том, что нефтегазовые доходы России в ближайшие год-два, независимо от хода и последствий специальной военной операции, не будут расти, а, скорее, наоборот, продолжат сокращаться.

Мировая рецессия, которую многие экономисты уверенно прогнозируют на 2023 год, — тоже минус для российского бюджета. В случае замедления роста или даже падения мировой экономики снизится или, по крайней мере, не будет увеличиваться потребление нефти в ведущих мировых экономиках.

Ключевая ставка

  • Регистрация
  • Экономика: главные новости в России и мире | Парламентская газета
  • 27 апреля 2024
  • Что будет с эконо­микой России в 2024 году: прогно­зы прави­тельства, ЦБ и аналити­ков финрынка

​Чье имя всуе

  • Апокалипсис отменяется: российская экономика избежала краха
  • Сергей Никифоров о будущем российской экономики: «Как раньше уже не будет. Опыт 90-х не поможет»
  • Что будет с экономикой России в 2024 году - моё мнение, рассказываю простыми словами
  • Экономика — последние новости России и мира сегодня | Аргументы и Факты

Похожие новости:

Оцените статью
Добавить комментарий