Осваивая каллиграфический почерк, ребёнок учится сосредотачивать внимание на регулярности и ритме письма, контролирует выполнение одинаковых повторяющихся элементов.
Каллиграфия: искусство в каждой букве
Результаты экспериментальных исследований подтвердили гипотезу: каллиграфическое письмо способно положительно влиять на личность ребенка, так как тесно связано с функционированием мозга и психики. Девяносто восемь процентов детей с каллиграфическим почерком, пишущих именно по канонам прописей, не отходящих от образца, — отличники. Особенно здорово, когда каллиграфией занимаются дети. Не зря в Японии дети с 3-летнего возраста ежедневно занимаются уроками каллиграфии. Каллиграфия приучает к порядку и дисциплине, воспитывает эстетический вкус, приобщает к истории, положительно влияет на психическое и физическое здоровье обучающегося, раскрывает творческие способности, может перерасти из увлечения в призвание.
Кому и зачем нужен курс каллиграфии
В течение 15 лет в Петербурге работала школа каллиграфии, созданная группой энтузиастов для детей с отклонениями в умственном развитии. Мы поговорили с нейропсихологом, преподавателем каллиграфии и школьными учителями — и выяснили, почему важно писать от руки и как сделать почерк красивым. Детей, которые заканчивали школу в царское или в ранее советское время, каллиграфией мучили не по-детски. Каллиграфия – важный аспект в развитии письма ребенка, что является главной проблемой в системе школьного образования. Откуда берутся наглые дети и можно ли чрезмерную родительскую любовь направить в нужное русло? Каллиграфия — способ тренировки и развития мозга.
Библиотека
- Эстетика письма и ясность ума: что такое каллиграфия?
- ✍🏻КАЛЛИГРАФИЯ ДЛЯ ДЕТЕЙ: ПОЧЕМУ ЭТО ВАЖНО?
- Почему красивый почерк — это важно?
- Где можно применить каллиграфию?
- 5 важных вопросов на тему детской каллиграфии - Журнал «КлеверЛаб»
Каллиграфия: искусство в каждой букве
Следующим шагом было научиться делать ровные линии и аккуратные изгибы. Когда на лбу выступали капельки пота от напряжения, вспоминала слова учителя с YouTube: «Каллиграфия успокаивает». В тот момент она меня лишь раздражала. Теперь, когда базовые вещи получаются уже хорошо, рисование иероглифов и букв стало приносить удовольствие. Где в жизни может пригодиться навык каллиграфии? Светлана приводит несколько примеров: — Не нужно тратиться на открытки и приглашения на торжества, ведь любой текст сможете красиво оформить сами. Больше не придется ломать голову над тем, что за тайное послание оставили второпях в блокноте. А еще заметила, что когда пишешь красиво, то и мысли на бумаге формулируются четче. Не знаю, с чем это связано, но бонус приятный.
Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки. Заметили ошибку?
Работа с различными материалами шариковые ручки, гелевые ручки, цветные и простые карандаши от 2Т до 3М, фломастеры, уголь, восковые мелки, беличьи или колонковые кисти при работе с гуашью, акварельные, гуашью - полутвёрдые и жидкие материалы позволяют более эффективно осуществлять нормализацию мышечного тонуса кисти руки. Тематические рисунки обучают ребёнка проводить по заданному пунктиру прямые вертикальные и горизонтальные, наклонные, дугообразные линии, волны, крупные петли, завитки. Время графической работы 5-8 минут. Ребёнку дают альбомного листа, простой карандаш ТМ для проведения линий, цветной карандаш для раскрашивания. Перед выполнением графического задания с детьми можно провести пальчиковую гимнастику.
Положение пальцев, ладони и запястья для правильного обхвата пера, правильное положение запястья и руки в воздухе при письме, движения пером, — все это не только тренирует мышцы рук и нервы, но и затрагивает все части тела: пальцы, плечи, спину и ноги. Каллиграфические упражнения по своей сути напоминают гимнастику цигун, которая «изменяет телосложение, двигает суставы». Этот процесс влияет на психическое и физическое здоровье, развивает тончайшие мышцы рук, стимулирует работу мозга и воображение. Процесс письма также восстанавливает дыхание. Каллиграфия заставляет правую мозговую долю чувствовать правильность линий, структуру симметрии, ритм и темп, развивает внимательность, наблюдательность и воображение. Юань Пу пришёл к выводу, что студенты, которые изучают каллиграфию, гораздо быстрее остальных воспринимают и запоминают информацию. А то, что каллиграфия продлевает жизнь, — научно доказанный факт. Современный каллиграф Су Цзусиань прожил 110 лет, Дон Шупин жил до 94 лет. Создатель шрифта Ци Гун, современный каллиграф, бывший член Китайской ассоциации каллиграфов, прожил 95 лет. Другой китайский специалист, профессор Генри Као, делает ещё более смелые выводы на основе проведённых исследований: практически нет таких болезней, которые нельзя было бы вылечить каллиграфией. Результаты показывают, что пациент, практикующий занятия каллиграфическим письмом, испытывает расслабление и эмоциональное спокойствие, выражающиеся в равномерном дыхании, замедлении пульса, снижении кровяного давления и уменьшении мускульного напряжения. Улучшаются ответная реакция, способность к дифференциации и определению фигур, а также способность к ориентации в пространстве. Практические и клинические исследования показали положительное влияние лечения каллиграфическим письмом при поведенческих расстройствах пациентов, страдающих аутизмом, синдромом нарушенного внимания, дефицита внимания и гиперактивностью. Более того, развивалась способность к логическому мышлению, рассуждению у детей с небольшой умственной отсталостью; также укреплялась память, улучшались концентрация, ориентация в пространстве и координация движений у пациентов с болезнью Альцгеймера. В то же время методика была успешно применена к больным с психосоматическими расстройствами при гипертонии и диабете и таких психических заболеваниях, как шизофрения, депрессия и неврозы: у них улучшался эмоциональный фон. Для сравнения: в современной российской школе на такой предмет, как правописание, выделяется один час в неделю, а во времена Императорского Царскосельского лицея Александр Сергеевич Пушкин занимался каллиграфией 18 часов в неделю. Но не только на Востоке и в Европе изучают влияние каллиграфии на здоровье. О её воздействии на человеческий организм уже давно знают и отечественные специалисты. В течение 15 лет в Петербурге работала школа каллиграфии, созданная группой энтузиастов для детей с отклонениями в умственном развитии. Образовательный процесс в ней основывался на русских методических материалах XIX века. Основной принцип этого процесса заключался в следующем: прежде чем заниматься науками, искусством и ремёслами, необходимо с помощью каллиграфии заложить крепкий фундамент — основу, состоящую из трёх важных элементов: терпения, умения работать и волевого импульса. Ученикам запрещалось с 1-го по 11-й класс пользоваться шариковой ручкой. Любой урок начинался с 15 минут занятий каллиграфией. Результат был очевиден уже к 7—8-му классу. Специалисты, глядя на письменные работы учеников, не верили, что так могли писать дети, к тому же с психическими и физическими отклонениями, настолько красивой, чёткой и упорядоченной была форма письма. У этих детей раскрывались способности к математике, поэзии и искусству. После окончания школы многие из них поступали в лучшие вузы Петербурга, получали гранты на обучение за границей. Некоторым ребятам в итоге снимали инвалидность. Художники дают каллиграфии разнообразные поэтичные сравнения и определения. Одни видят в искусно прописанных буквах застывшую музыку и её ритм, другие — пластику танца. Показания этой кардиограммы когда-то свидетельствовали о здоровом сердечном ритме эпохи. Сегодняшние сбивчивые линии и неритмичные амплитуды фиксируют скорее тяжёлую стадию болезни. На основании вышеизложенного представляется возможным сделать соответствующие выводы. Проблема почерка — одна из насущных проблем сегодняшней школьной образовательной системы. Ещё большую злободневность указанному вопросу придают требования, предъявляемые к творческим работам, являющимся обязательным при сдаче экзаменов в формате ОГЭ и ЕГЭ в 9 и в 11 классе соответственно. Школьные программы предусматривают работу над каллиграфическими навыками учащихся в основном на этапе начальной ступени образования, тогда как в среднем и старшем звене этот вопрос редко попадает в поле зрения преподавателей. А между тем работу над качеством начертания букв и чёткостью почерка нужно проводить системно, на протяжении всего периода обучения.
Руководители компаний считают это весьма недешёвое занятие полезным не только для здоровья, но и для развития творческого потенциала специалистов. И ведь никто не сможет поспорить с тем, что японцы — самая работоспособная нация, к тому же самая продвинутая и креативная в области инновационных разработок. Безусловно, здесь заслуга не только каллиграфии. Но совершенно очевидно, что это — следствие бережного отношения японцев к своей истории, традициям и корням, духовному и физическому здоровью нации. Китайские же специалисты раскрывают эту тему в еще более неожиданном ракурсе. В своей статье «Каллиграфия и здоровье» доцент Пекинского института графической коммуникации Юань Пу рассказывает о влиянии каллиграфии на мозговую активность в целом и даже на продолжительность жизни. Считается, что из всех видов произвольных действий акт письма — наиболее сложный и трудоемкий. Положение пальцев, ладони и запястья для правильного обхвата пера, правильное положение запястья и руки в воздухе при письме, движения пером, — все это не только тренирует мышцы рук и нервы, но и затрагивает все части тела: пальцы, плечи, спину и ноги. Каллиграфические упражнения по своей сути напоминают гимнастику цигун, которая «изменяет телосложение, двигает суставы». Этот процесс влияет на психическое и физическое здоровье, развивает тончайшие мышцы рук, стимулирует работу мозга и воображение. Процесс письма также восстанавливает дыхание. Каллиграфия заставляет правую мозговую долю чувствовать правильность линий, структуру симметрии, ритм и темп, развивает внимательность, наблюдательность и воображение. Юань Пу пришел к выводу, что студенты, которые изучают каллиграфию, гораздо быстрее остальных воспринимают и запоминают информацию.
О пользе каллиграфии
Увеличение скорости письма в 1,5—2 раза проходило без ущерба для его высокого качества, позволяло школьнику успевать за диктовкой учителя и чувствовать себя на уроках и письменных экзаменах комфортно и уверенно. Сегодня коррекцией почерка пытаются заниматься учителя начальной школы, логопеды, художники и другие желающие. Как показала 25-летняя деятельность «Каллиграфа», одного высшего педагогического образования здесь мало. Кроме твёрдого знания теории, учителю также требуется серьёзная дефектологическая и логопедическая практика. Без этих знаний и опыта специалиста, «скорректированный» им детский почерк окажется неустойчивым к школьным нагрузкам и стрессам, а при быстром письме будет искажать форму и ломаться. Что такое чистописание Чистописание — это красиво написанное и легко читаемое курсивное письмо с целью его применения в обычной, повседневной жизни для создания множества рукописных текстов. В отличие от каллиграфии как высокого искусства, чистописание — это более приземлённое понятие, и его допустимо называть бытовой или школьной каллиграфией. В России термин «чистописание» получил широкое распространение во второй половине XVIII века, в царствование Екатерины Великой, со времени выхода в свет «Азбуки для российского чистописания». Результатом чистописания являлись хорошо читаемые записи от руки, сделанные в большом количестве и на определённой скорости.
В связи с последней особенностью это направление рукописного письма также часто именовали скорописанием или скорописью. До XIX века письменные работы выполнялись гусиными перьями, затем появились ручки с перьями из металла. В начальных классах дореволюционной школы России и в школе СССР чистописание являлось обязательным и отдельным школьным предметом. Аккуратный и разборчивый почерк, вырабатываемый детьми на уроках чистописания, был особенно востребован в образовании, поскольку школьникам в течение нескольких лет обучения приходилось делать много собственноручных записей по различным учебным дисциплинам. В годы советской власти для нужд народного просвещения и в целях ликвидации безграмотности произошло значительное упрощение русского курсивного шрифта. На этом этапе каллиграфическое письмо подверглось рационализации и некоторому ускорению путём отказа от витиеватых элементов и сокращения движений пера.
В отличие от каллиграфии как высокого искусства, чистописание — это более приземлённое понятие, и его допустимо называть бытовой или школьной каллиграфией. В России термин «чистописание» получил широкое распространение во второй половине XVIII века, в царствование Екатерины Великой, со времени выхода в свет «Азбуки для российского чистописания».
Результатом чистописания являлись хорошо читаемые записи от руки, сделанные в большом количестве и на определённой скорости. В связи с последней особенностью это направление рукописного письма также часто именовали скорописанием или скорописью. До XIX века письменные работы выполнялись гусиными перьями, затем появились ручки с перьями из металла. В начальных классах дореволюционной школы России и в школе СССР чистописание являлось обязательным и отдельным школьным предметом. Аккуратный и разборчивый почерк, вырабатываемый детьми на уроках чистописания, был особенно востребован в образовании, поскольку школьникам в течение нескольких лет обучения приходилось делать много собственноручных записей по различным учебным дисциплинам. В годы советской власти для нужд народного просвещения и в целях ликвидации безграмотности произошло значительное упрощение русского курсивного шрифта. На этом этапе каллиграфическое письмо подверглось рационализации и некоторому ускорению путём отказа от витиеватых элементов и сокращения движений пера. Среди самых известных представителей отечественной системы чистописания выделяются имена Дмитрия Писаревского, Василия Салгина, Сергея Редозубова, Александры Воскресенской и Марии Закожурниковой.
Их учебники, буквари и прописи служили нескольким поколениям советских школьников, не понаслышке знакомых с кляксами и промокашками. В таком «чернильно-перьевом» виде чистописание просуществовало вплоть до 1970-х годов, когда перьевые ручки сменились шариковыми. После этого школьные уроки чистописания были упразднены, а методика обучения письму деградировала. Тем не менее в школе до сего дня требуют, чтобы дети писали разборчиво, а за корявый почерк снижают оценки. Попытки воскрешения «сталинского» чистописания предпринимались неоднократно.
В современной школе обучение каллиграфии и коррекция почерка - одна из основных проблем. Этот вопрос изучается многими специалистами. Но чем он так интересен? Все дело в том, что плохой почерк у детей порождает другие проблемы, например, проблемы с орфографией. К тому же люди, у которых плохой почерк, создают о себе негативное впечатление, связанное с их грамотностью и небрежностью. Самое сложное в освоении каллиграфии - это написание буквенных форм и соединений между ними. Так как в процесс образования все больше внедряются компьютерные технологии, навыки письма отрабатываются все реже, а посему и результатом является плохой почерк. Как отмечают специалисты, почерк у детей формируется под влиянием как физических, так и психологических особенностей. К физическим относят общий уровень развития мелкой моторики, умения правильно держать ручку и так далее. К психологическим же относятся тип темперамента, самооценка, уверенность в себе и прочее. Считается, что можно научить ребенка быстрому и красивому письму, если строго соблюдать ритм. Специальные упражнения для этого учат писать четко и разборчиво, тренируют внимание, память и усидчивость. Исследования показали, что ритмическое написание под счет позволяет намного лучше овладевать чистописанием.
Тератологический стиль был, пожалуй, самым красивым и необычным. Буквы изображались слитно с различными животными и птицами. Это могли быть как существующие звери, так и выдуманные. Орнамент представлял собой листву или пламя вокруг буквы. С вопросом, что такое каллиграфия, вроде бы теперь все понятно, но кто же такой каллиграф и чем он занимается. Кто такой каллиграф Это профессия, подразумевающая собой умение каллиграфично писать. На первый взгляд кажется: неужели эта профессия может быть сейчас востребована? В век компьютерных технологий люди все меньше и меньше используют письмо на бумаге. Ведь практически в любом текстовом редакторе есть множество различных шрифтов, и постоянно появляются все новые и новые. Однако создают эти шрифты именно каллиграфы-художники. Каллиграф — человек искусства, это и художник, и писатель в одном лице. В наше время очень популярно уметь каллиграфически писать. Такой навык придает любому человеку признак хорошего воспитания и элегантности. В элитных семьях даже самые маленькие знают, что такое каллиграфия. Считается, что каллиграфическое письмо имеет свойства медитации, как и любое другое творчество. У человека появляется уникальная возможность «уйти в себя» на некоторое время и окунуться в мир искусства. Техника каллиграфии не сложна, и научиться ей может практически каждый. Для того чтобы научиться каллиграфическому письму, не нужно особых умений и красивого почерка, однако это кропотливый труд. У неусидчивых людей с плохо развитой мелкой моторикой вряд ли это получится. Желательно, конечно, чтобы тот, кто хочет научиться каллиграфии, умел хорошо рисовать и имел хорошее воображение.
Каллиграфия для начинающих детей. Прописи, упражнения
Процесс каллиграфии требует усиленной концентрации, так как чаще всего чернила стереть невозможно и одно неловкое движение может испортить все. С помощью этого курса вы сможете запустить направление «Каллиграфия» в детском центре или откорректировать почерк ребёнка в домашних условиях. Каллиграфическое письмо дисциплинирует человека, учит его усидчивости и спокойствию, а это именно то, чего так не хватает многим детям. Мы поговорили с нейропсихологом, преподавателем каллиграфии и школьными учителями — и выяснили, почему важно писать от руки и как сделать почерк красивым. Каллиграфией называют искусство чистописания, или красивого письма. Каллиграфия – это намного больше, чем просто искусство красивого почерка, продолжает Наталья.
Please wait while your request is being verified...
Дисциплина рождается в процессе письма: как расположить слова по отношению друг к другу, в каком порядке должны идти абзацы, где красная строка, какое соединение выбрать. Ровный строй букв рождает ровный эмоциональный фон. Где ровный почерк, там, несомненно, есть внутренняя дисциплина. Посредством письма происходит развитие внутреннего пространственного восприятия, формируется миропорядок. Развитие творческих способностей Вспомните, как в детстве, когда у вас было больше свободного времени, вы «играли» своим почерком. Или придумывали свою подпись. Вы наклоняли буквы в ту или другую сторону и смотрели, что изменилось.
Вы то добавляли завитушку в букве «Д», «Р» или заглавной «А», то убирали ее, то по-разному писали галочку над «Й», то ставили эксперименты с буквой «Ё» и «Ф». А как вы укрупняли свой почерк, а потом делали его меньше. И ведь все это было развитие творческой фантазии. Ваш почерк — это как ваш отпечаток пальца, он уникален.
Известный каллиграф современности Генри Као собрал все возможные последствия «терапии буквами» - тут и нормализация давления, и профилактика заболеваний мозга, в том числе деменции, да по сути весь букет хворей, подстерегающих дряхлеющего человека — от всего письмо спасает. Он посмотрел на меня и строго сказал: «Молодой человек, пора наводить порядок в своих мозгах!
Скажем прямо: жестких научных в западном понимании доказательств, что письмо от руки прямо вот спасает от деменции или инсультов, нет. Но зайдите в любую российскую клинику, где восстанавливают после тех же инсультов. У большинства пациентов утрачены навыки письма. И как их восстанавливают? Они пишут. Стали писать — вылечились.
Нужны ли еще доказательства? Что же до наших школ, представляется, что в основе забвения письменных традиций лежат два обстоятельства. Учителя отчитываются о своей работе по неким параметрам, в число которых красивый почерк учеников не входит. Параметры заформализованы и состоят из балов, цифр. А красоту почерка цифрой на измерить. И второе: большинство экзаменов — это процедура проставления галочек, крестиков и прочих фигурок, заменявших неграмотным письмо.
Выбери правильный ответ из трех. И как-то сам собой отпадает вопрос, а почему бы ребенку не написать ответ. Вот же, сделал ребенок реферат. На компьютере набрал, ну и что? Мы же приучаем дитя мыслить, причем тут способ производства букв? Наверное, в самом деле ни причем и, наверное, вопреки всему, скоро мы не будем писать от руки вовсе.
Как на это откликнется наш мозг — посмотрим. Китайские медики продвигают тему «каллиграфия и здоровье», тесно связывая это увлечение с нужными энергетическими каналами. Фото: Shutterstock Как начать заниматься каллиграфией Есть четыре способа обучения каллиграфии — в зависимости от места жительства, наличия свободного времени, интернета и денежных средств: 1. В группе с преподавателем; 2. Индивидуально с преподавателем; 3.
Мысли станет формулировать сложнее. При наборе текста на компьютере в полном объеме фраза в голове не формируется, так как есть возможность ее исправления.
Поэтому мозг работает не в полную силу. Ухудшится память. Учёные выяснили, что студенты, которые записывают конспекты на компьютере, делают это более подробно, зато те, кто пишут от руки, лучше запоминают материал. Кто-то называет каллиграфию кардиограммой времени. И это правда. Мы удивлялись красоте их почерка, ведь наши тетради были на порядок хуже. Показания почерка современных детей явно свидетельствуют о нездоровом ритме эпохи.
И мы призываем этот почерк исправлять! Во вложении к статье советские прописи и учебники по каллиграфии, которые можно скачать и распечатать. Советуем по ним заниматься с детьми. Учимся писать красиво!
Каллиграфический почерк — уникальный навык, и потому особо ценный в современном мире. К пятиклассникам пришла в гости Лариса Сергеевна Саломатина, доцент кафедры начального филологического образования имени М. Лариса Сергеевна рассказала ребятам о том, что каллиграфия заставляет мозг чувствовать правильность линий, симметрию и ритм, развивает внимательность, наблюдательность и воображении. Она показала, как нужно правильно соединять буквы и какой наклон у букв должен быть.
Что такое каллиграфия и откуда она взялась?
Презентация, доклад на тему Рекомендации родителям по развитию каллиграфии детей. | Я не стала со своими учениками заниматься прописями и чистописанием – с ними мы занимаемся каллиграфией. |
Орфография и каллиграфия | уровень развития каллиграфических навыков влияет на грамотность в следующих случаях: При крупном почерке учащиеся труднее усваивают орфографию, т.к. в этом случае детский глаз с напряжением охватывает слово и плохо вычленяет орфограммы. |
«Каллиграфия: ее история, место в жизни современного ученика» | Обучонок | методики обучения каллиграфическому письму. |
Причины проблем с почерком у детей
- Чем занят и сколько зарабатывает современный каллиграф
- Каллиграфия для начинающих детей. Прописи, упражнения
- Польза каллиграфии
- Актуальные новости
- Нужна ли каллиграфия современным детям: 3 факта «за»!
- С какого возраста учить ребенка письму?
5 преимуществ уроков каллиграфии, о которых никто не догадывается
Каллиграфия — древний вид искусства, популярный в наше время - Блог Викиум | Детей, которые заканчивали школу в царское или в ранее советское время, каллиграфией мучили не по-детски. |
Что такое каллиграфия?, ГБОУ Школа № 2016, Москва | В данной статье рассматривается роль и значение каллиграфии в младшем школьном возрасте. |
Каллиграфия — древний вид искусства, популярный в наше время | Откуда берутся наглые дети и можно ли чрезмерную родительскую любовь направить в нужное русло? |
Почему отменили каллиграфию в школах. Одна из версий | О пользе каллиграфии для детей и взрослых мы расскажем в этой статье. |
Эстетика письма и ясность ума: что такое каллиграфия? | Каллиграфия, как и многие другие развивающие занятия, дает ребенку не только навык чистого и красивого письма сам по себе, но и улучшение некоторых важных когнитивных функций. |
Развиваем человеческие возможности. Каллиграфия
Консультация для родителей «Развитие каллиграфических умений у детей старшего дошкольного возраста» | Нужна ли каллиграфия современным детям? |
Дети говорят: Что такое каллиграфия? | Детей, которые заканчивали школу в царское или в ранее советское время, каллиграфией мучили не по-детски. |
Орфография и каллиграфия | Вся соль каллиграфии в том, что написание букв разительно отличается от гражданского письма которому нас учили в школе. |
Ум на кончиках пальцев: почему важно учить детей каллиграфии | методики обучения каллиграфическому письму. |
Развиваем человеческие возможности. Каллиграфия
Каллиграфия — способ тренировки и развития мозга. Каллиграфия требует и вырабатывает точность движений, умение сосредоточится, способствует психологической устойчивости. очень важный предмет в школе, которому не заслуженно мало уделяют внимание. Каллиграфией называют искусство чистописания, или красивого письма. Когда искусственная каллиграфия хоть немного отработана, можно переходить к каллиграфическому письму пером. Для слабовидящих. Прислать новость Прислать новость. Новости. Утро.
Каллиграфия – есть ли польза для детей с трудностями в обучении?
Польза каллиграфии Да, действительно, занятия этим видом искусства позволяют улучшить почерк у детей без проблем с саморегуляцией и базовых моторных трудностей. Ребёнок без трудностей в обучении и желающий улучшить своё качество письма будет старательно выводить все буквы и их соединения. У таких детей после уроков каллиграфии действительно почерк становится более красивым и ровным. Польза каллиграфии для детей без дисграфии и дислексии заключается ещё и в том, что она помогает развить: дисциплинированность и ответственность; зрительно-моторную координацию , так как глаза учатся контролировать, что пишет рука; настойчивость и устойчивость к монотонной и статической нагрузке. Однако есть ряд факторов, из-за которых обучение каллиграфии детей с трудностями в обучении, дислексией и дисграфией может только ухудшить ситуацию с обучением. Что не так с каллиграфией? Ключевой недостаток этого метода улучшения качества почерка — отсутствие скорости письма. Дети, которые длительное время занимаются каллиграфией, обычно начинают не успевать за темпом работы в классе.
Потому что в классе при выполнении письменных заданий требуется писать, а не рисовать. На занятиях по каллиграфии учат медленно выводить каждую букву и следить за каждым своим движением. Но в школе нужно писать быстро и разборчиво. Как результат — письмо разваливается, дети просто возвращаются к своему предыдущему почерку или он становится даже ещё хуже. Почему так происходит? Потому что каллиграфия — это искусство, рисование букв и соединений, а не письмо. Для того чтобы ребёнок быстро и разборчиво писал от руки требуется сформировать у него свободную динамику письма от руки.
Каллиграфия как бы является хорошим стимулятором, витамином для развития, где связаны работа сознания, мелкой моторики, прогнозирования результата, личной и языковой памяти. Однако, многие преподаватели думают, что для красивого почерка нужно изучить стиль определенного письма, правила написания букв и набраться терпения. Вроде все так просто. Если бы было так легко, мы все бы писали каллиграфически. Но чтобы у человека в жизни проявилась какая-то способность, должны быть хоть немного развиты соответствующие зоны мозга. Специализированные поля лобной доли коры головного мозга являются основой индивидуальных способностей к письму, а для каллиграфии нужна еще развитая зрительно-моторная координация, и дол-жен быть определенный энергетический потенциал.
При этом возрастает скорость письма. Эта система делится на несколько этапов. Первый этап включает в себя обведение букв под счет с использованием кальки и специальных образцов. Второй этап предполагает обведение слов, собранных в группы. Слова в таких группах имеют похожие структуры и ударения. Третий этап состоит из обведения целых предложений и небольших текстов. Для обучения по этой системе учащихся в начальной школе разработаны специальные рабочие тетради. Они способствуют формированию графо-моторных навыков письма. Еще одна эффективная система обучения каллиграфическому почерку построена на особых принципах и предполагает регулярные занятия, которые позволяют довести до автоматизма написание букв и соединений. К принципам, лежащим в основе этой системы, относятся: - необходимость изучения букв по элементам; - важность написания буквы в одних и тех же вариантах; - необходимость группирования буквенных знаков. Первый принцип заключается в том, что, сначала нужно закрепить зрительный образ букв в памяти ребенка, а только потом переходить к написанию. Это позволяет понимать, из каких элементов состоит та или иная буква и приступать к написанию поэлементно. Это приводит к созданию устойчивых образов букв в памяти и дает необходимую основу для красивого почерка.
В зависимости от нажима линия будет расширяться, давая необходимое утолщение. При слабом давлении на перо ведётся тонкая волосяная линия, при сильном давлении — появляется наплыв и штрих становится более толстым. Перья, держатели, чернила Правильный порядок обучения каллиграфии — освоение самого простого инструмента, прописи, после чего можно идти в направлении работ возрастающей сложности. Затем уже каллиграфы анализируют труды специалистов, пытаются повторить и только после этого делают свои авторские серьёзные работы. Базовый инструмент, с которого начинается каллиграфический курс — ширококонечное перо. Его используют для классических видов письма, например, итальянского курсива, готики, а также минускула. Освоение начинается чаще всего именно с готики. Широкие перья с тушедержателем — прекрасный старт. Тушедержателем называется зафиксированная на инструменте пластинка. Тушь нужно брать простую «Кохинор» либо «Гамму» , белила чаще всего гуашевые. Если после практики с ширококонечным пером желание продолжать сохранилось, то можно купить автоматическую ручку, но стоит она дороже. Вложения имеют место быть, если человек точно будет продолжать работу в этом направлении. Авторучка заправляется — перо в тушь макать не требуется. Начинающим имеет смысл брать ручки, в которых большой контраст штриха. Картриджи обычно покупаются отдельно. Но если человек решит заправить авторучку простыми чернилами на воде, то это вполне допустимо. Кисти Когда буквы начнут выходить уверенно, можно воспользоваться кистями. Плоские письма, безусловно, далеко не легки в применении: послушности перьев в них нет, но они пластичнее последних. Своеобразной заменой кистям могут быть плоские укорочённые перья, но не всегда их просто найти в продаже. Вместо кистей и перьев, можно взять все, что может писать: заточенные палочки, пластиковые карточки, поролоновые спонжи для крупных форматов. Один из примеров работ связанный с каллиграфией: 4. Влияние каллиграфии на учебный процесс и дальнейшую жизнь. В 80-х годах крупнейшая японская компания, занимающаяся выпуском бытовой и профессиональной электроники, — начиная переходить к нанотехнологиям, провела во многих странах любопытный эксперимент. Искали, какие методики можно использовать в данном регионе и в данной культуре для подготовки специалистов будущего в разных направлениях. Программа длилась долго. Её финансировали более 10 лет. Когда собрали данные, организаторы эксперимента были потрясены. Всем требованиям в наибольшей мере отвечала каллиграфия. Поэтому компания рекомендовала ввести каллиграфию с 1-го по 11-й класс во всех школах и вузах, независимо от специализации образовательного учреждения. Чтобы сформировать те самые качества, необходимые будущим специалистам в области инновационных технологий. Вот ещё один интересный факт из современной японской жизни. Многие крупные фирмы Японии приглашают в обеденный перерыв учителей сенсеев , которые занимаются с сотрудниками каллиграфией по полчаса в день. Руководители компаний считают это весьма недешёвое занятие полезным не только для здоровья, но и для развития творческого потенциала специалистов. И ведь никто не сможет поспорить с тем, что японцы — самая работоспособная нация, к тому же самая продвинутая и креативная в области инновационных разработок. Безусловно, здесь заслуга не только каллиграфии. Но совершенно очевидно, что это — следствие бережного отношения японцев к своей истории, традициям и корням, духовному и физическому здоровью нации. Китайские же специалисты раскрывают эту тему в ещё более неожиданном ракурсе.
Что такое каллиграфия для детей и чем она полезна
Процесс письма также восстанавливает дыхание. Каллиграфия заставляет правую мозговую долю чувствовать правильность линий, структуру симметрии, ритм и темп, развивает внимательность, наблюдательность и воображение. Юань Пу пришел к выводу, что студенты, которые изучают каллиграфию, гораздо быстрее остальных воспринимают и запоминают информацию. А то, что каллиграфия продлевает жизнь, — научно доказанный факт. Современный каллиграф Су Цзусиань прожил 110 лет, Дон Шупин жил до 94 лет. Создатель шрифта Ци Гун, современный каллиграф, бывший член Китайской ассоциации каллиграфов, прожил 95 лет.
Другой китайский специалист, профессор Генри Као, делает ещё более смелые выводы на основе проведенных исследований: практически нет таких болезней, которые нельзя было бы вылечить каллиграфией. Результаты показывают, что пациент, практикующий занятия каллиграфическим письмом, испытывает расслабление и эмоциональное спокойствие, выражающиеся в равномерном дыхании, замедлении пульса, снижении кровяного давления и уменьшении мускульного напряжения. Улучшаются ответная реакция, способность к дифференциации и определению фигур, а также способность к ориентации в пространстве. Практические и клинические исследования показали положительное влияние лечения каллиграфическим письмом при поведенческих расстройствах пациентов, страдающих аутизмом, синдромом нарушенного внимания, дефицита внимания и гиперактивностью. Более того, развивалась способность к логическому мышлению, рассуждению у детей с небольшой умственной отсталостью; также укреплялась память, улучшались концентрация, ориентация в пространстве и координация движений у пациентов с болезнью Альцгеймера.
В то же время методика была успешно применена к больным с психосоматическими расстройствами при гипертонии и диабете и таких психических заболеваниях, как шизофрения, депрессия и неврозы: у них улучшался эмоциональный фон. Для сравнения: в современной российской школе на такой предмет, как правописание, выделяется один час в неделю, а во времена Императорского Царскосельского лицея Александр Сергеевич Пушкин занимался каллиграфией 18 часов в неделю.
Таким образом, успеваемость не ухудшается, материал усваивается как нужно. Стоит обратить внимание на то, что навык остается и во взрослом возрасте.
Когда потребуется писать длинные конспекты на лекциях в университете, ребенок скажет вам спасибо за занятия каллиграфией. Создание красивого почерка Многие учителя в школах требуют от детей формирования красивого, ровного почерка. При этом они сами не понимают, как можно обучить этому. В результате иногда в классах возникает дискриминация — дети, которым никак не удается овладеть красивым почерком, оказываются в аутсайдерах.
Чтобы не допустить такой ситуации стоит принимать превентивные меры и обучать ребенка красиво писать еще с самого раннего возраста. Это сильно поможет в социализации, заставит его поверить в свои силы. Развитие мелкой моторики Каллиграфия невозможна без формирования мелких мышц, связок, укрепления руки. Мелкая моторика развивается не хуже, чем при занятиях творчеством, сборке конструкторов и других аналогичных занятиях.
Мелкая моторика напрямую связана с развитием речи — отвечающие за такие навыки центры в головном мозге находятся совсем рядом. Как результат, ребенок быстрее учится говорить, появляется меньше рисков возникновения дефектов произношения из-за слабого развития речевого аппарата. Положительное влияние на здоровье Наконец, стоит отметить и положительное влияние занятий каллиграфии на здоровье школьника. Дело в том, что формирование почерка всегда идет рука об руку с обеспечением правильного положения тела.
Вот лишь несколько факторов, которые не позволяют создавать проблемы со здоровьем: Ровное положения спины. Многие врачи отмечают, что осанка портится именно потому, что ребенок сидит неправильно, горбится, сильно выдвигает голову вперед. Когда ребенок владеет навыками каллиграфического письма, его спина выпрямляется, голова находится в правильном положении. Уменьшение нагрузки на запястье.
Сустав запястья подвергается очень сильным нагрузкам, когда ребенок пишет неправильно. Он давит на бумагу, держит руку в неестественном положении. Если это не исправить, есть риск столкнуться со многими проблемами в будущем, в том числе, хроническими болями, туннельным синдромом. Снижение риска ухудшения зрения.
У ребенка вырабатывается привычка держать голову прямо. Это очень полезно, чтобы не допустить проблем с глазами из-за слишком сильного приближения тетради или книги. Мы описали, что такое каллиграфия для детей 1 класса и старшей школы.
Во время него у человека задействованы мышцы нескольких групп, он должен думать о том, как правильно расположить туловище, руки, ноги, насколько наклонить голову, как расположить пальцы при обхвате пера. Каллиграфия — это своего рода физическая активность. Юань Пу сделал и еще одно открытие: школьники и студенты, регулярно занимающиеся чистописанием, гораздо быстрее и полнее других воспринимают материал и запоминают его. Их мозг активнее, а сами они сообразительнее.
Красота письма — еще один плюс занятий каллиграфией, а разборчивый почерк пригодится не только при выполнении диктантов и других контрольных работ в школе или институте, но и в дальнейшей жизни. Кроме того, чистописание повышает грамотность ученика — он пишет более осознанно, обращает внимание на правила написания слов, на знаки препинания. Понравилась статья?
Так как в процесс образования все больше внедряются компьютерные технологии, навыки письма отрабатываются все реже, а посему и результатом является плохой почерк. Как отмечают специалисты, почерк у детей формируется под влиянием как физических, так и психологических особенностей. К физическим относят общий уровень развития мелкой моторики, умения правильно держать ручку и так далее.
К психологическим же относятся тип темперамента, самооценка, уверенность в себе и прочее. Считается, что можно научить ребенка быстрому и красивому письму, если строго соблюдать ритм. Специальные упражнения для этого учат писать четко и разборчиво, тренируют внимание, память и усидчивость. Исследования показали, что ритмическое написание под счет позволяет намного лучше овладевать чистописанием. Кроме того хорошо влияет на обучение каллиграфическому почерку проговаривание букв при письме. Это помогает легче усваивать написание букв и соединений между ними.
Существует отдельная система обучения каллиграфии, основанная на принципах ритмического написания. Она позволяет сделать процесс письма более плавным, а почерк - четким и разборчивым. При этом возрастает скорость письма. Эта система делится на несколько этапов. Первый этап включает в себя обведение букв под счет с использованием кальки и специальных образцов.