Конкурс проводился в рамках цикла мероприятий Международной исторической программы «Память сердца: блокадный Ленинград», организованной АНО Дополнительного профессионального образования Центр музейной педагогики «СВЕТОЧ» (г. Санкт-Петербург).
Как выживали дети в блокадном Ленинграде
- Блокада Ленинграда глазами детей росгвардейцев
- Просмотр новости
- Тюменские школьники увидели историю глазами переживших блокаду Ленинграда детей
- Выставка рисунков"Блокада Ленинграда глазами детей"
- Группа В контакте
- Чтобы помнили: блокада глазами ребенка
Дети и блокада
Блокадный Ленинград на языке ребенка нового столетия. Детям уделяется особое внимание в этот день, потому что именно им предстоит принять эстафету памяти. Блокада Ленинграда стала тяжким испытанием не только для взрослых, но и для детей. К этой важной памятной дате 26 января в Воробьевской библиотеке-клубе прошло мероприятие «Блокада Ленинграда глазами детей».
Настройка шрифта:
Кроме того, в этом году для детей был создан анимационный альманах «Блокадные судьбы», его премьера также приурочена к 27 января. Авторы проекта надеются, что в такой форме смогут оживить истории Ленинграда в глазах детей нового тысячелетия. Кроме рационального подхода, есть эмоциональный подход — память сердца, а не только разума. И все мероприятия, посвященные войне, блокаде, истории России, направлены именно на память сердца. В честь памятной даты, 27 января, в музее организуют экскурсии для школьников, причем некоторые из них проведут старшеклассники для ребят из младших классов. В школе также пройдут классные часы в честь празднования полного снятия блокады города.
В рамках внеурочной деятельности ребята сняли тематические видеоролики и подготовили творческие работы для выставки, посвященной блокаде. Раньше в петербургской гимназии ежегодно проводились встречи с ветеранами, но в период пандемии от этой традиции пришлось отказаться. И пока ветеран говорит а он может рассказывать очень долго, ему хочется многое рассказать , внимание со стороны детей колоссальное. Даже как учитель я могу отметить, что ученики не всегда внимательны. Но как только речь заходит о Великой Отечественной войне, внимание и интерес увеличивается.
Значит, у них есть та самая память сердца. Мы воспитываем в детях память и уважение к прошлому. И иногда эти уроки могут дать свои плоды только спустя годы. Поэтому мы формируем не только детский, но и будущий, взрослый характер», — считает директор. Он также отмечает, что, рассказывая ребятам о Великой Отечественной войне, он включает в рассказ свои истории, ведь его родители прошли через войну и блокаду.
И детям это очень интересно, ведь он говорит не только о войне, но и о себе. Но если обращаться к школьной программе по истории, то времени на разговор о блокаде почти не остается. На Великую Отечественную войну выделяется около 15 уроков.
В войну он руководил оборонными работами под Ленинградом, во время которых получил воспаление лёгких и умер в 27 лет. Мама осталась одна с пятилетним ребёнком на руках и перенесла все ужасы и тяготы блокадных дней города. Своей жизнью я обязан, конечно, только маме, её мужеству, стойкости и любви ко мне. Для меня это были годы сплошного ужаса и очень долгого ожидания конца этих испытаний.
Но детская память сохранила многое: бомбёжки города, заклеенные крест-накрест бумагой окна, постоянные походы в бомбоубежище при сигнале «воздушная тревога». Помню, как качались от взрывной волны каменные дома на улице Жуковского, где мы жили, когда в угловой жилой дом попала бомба. Помню, как мы топили «буржуйку» в комнате, чтобы согреться в лютые морозы 1941-1942 гг. Потом мама отдала меня в круглосуточный детский садик, а сама стала работать в воинской части, что конечно было необходимо.
И это удалось — она познакомилась с внучкой артистки, Татьяной, и смогла поблагодарить за свои детские воспоминания в тяжелые блокадные дни. Лора Ганич: запомнила, как мертвых увозили на санках Когда началась блокада Ленинграда, маленькой Лоре было всего пять лет. Но ее память сохранила многое. Так мы свою бабушку хоронили. Она у нас пролежала месяц в холодной комнате, чтобы за нее хлеб получать.
А потом ее завернули в простыни и повезли на специальный хоздвор около Невы. И туда свозили всех мертвых", — вспоминала Лора Петровна. В ее памяти осталась и забота о младшем брате — ему тогда было три года, он был очень слаб и в детский сад, в отличие от Лоры, не ходил. А она в садике старалась спрятать для него что-нибудь из еды, чтобы вечером порадовать дома. Поделиться 86-летняя жительница Донецка рассказала о блокадном Ленинграде 86-летняя жительница Донецка рассказала о блокадном Ленинграде "Спрячу что-нибудь для него, хоть какой кусок, а у меня украдут. Я плачу, что не могу принести своему братику ничего. В памяти есть, и как падают люди от голода, как ездили на Неву за водой", — рассказывала блокадница. Через полтора года Лору, ее маму и брата эвакуировали в Киргизию. Там мать работала в детском доме, а дочка и сын были при ней.
В 1944 году семья вернулась в Ленинград. Лора закончила медицинское училище и много лет работала лаборантом, занималась вирусологией. Даже в почтенном возрасте 86 лет Лора Петровна продолжала трудиться в санэпидстанции Донецка, куда она пришла более 30 лет назад. Поделиться Блокадница Ленинграда рассказала о работе и жизни в Донецке Блокадница Ленинграда рассказала о работе и жизни в Донецке Владислав Григорьев: дежурил в штабе среди тел погибших Когда началась война, ленинградцу Владиславу Григорьеву было 11 лет. Поначалу он не понимал всей серьезности ситуации — как и все мальчишки и девчонки его возраста хотел летом гулять и отдыхать. Но война нарушила все планы. Не только "официальные", но и добровольцы пошли. Женщины тоже заволновались — что делать? Надо было помогать в госпиталях и так далее.
А мы вокруг взрослых бегаем, слушаем, смотрим", — вспоминал Владислав Григорьевич. Поделиться Владислав Григорьев ребенком помогал взрослым в блокадном Ленинграде Владислав Григорьев ребенком помогал взрослым в блокадном Ленинграде Дети и подростки помогали взрослым копать траншеи. Постепенно становилось все тяжелее, перестали ходить трамваи, появились продуктовые карточки, начался голод, от которого умирали тысячи людей. Владислав Григорьевич подростком выходил на дежурство в местный штаб: когда он впервые там появился, увидел в коридоре тела умерших людей. Он забирался на стол у телефона, чтобы его не кусали крысы, и передавал информацию. Кроме этого Григорьев входил в Местную противовоздушную оборону МПВО , члены которой занимались ликвидацией последствий артобстрелов и ударов немецкой авиации. Рассказы участников Великой Отечественной войны, защищавших Ленинград Мстислав Владимирцов: "Мы погнали немцев до Нарвы" Мстислав Владимирцов отправился в ленинградский военкомат, даже не получив повестку — она полагалась ему только через год. Но его друзья и одноклассники были призваны, и Мстислав, самый младший в классе, пошел вместе с ними. Я бесился, кусался, но меня не брали: "Ждите своей очереди".
И я присягу принимал только в январе 43-го года. А рвался раньше. Но они все погибли, и я бы там же был", — рассказывал ветеран. Поделиться Фронтовик рассказал, как воевал на ленинградском направлении Фронтовик рассказал, как воевал на ленинградском направлении Мстислав Борисович признавался, что во время блокады не раз чувствовал себя словно уже побывавшем на том свете. У него и его мамы была возможность эвакуироваться, но они решили, что никуда не поедут от могилы отца. Мама Мстислава блокаду не пережила. Сам же Владимирцов оказался на фронте в 17 лет. Потом вернулись на формировку. Аркадий Забежинский: хотел бы поменяться местами с погибшим другом Аркадию Давидовичу Забежинскому в минувшем году исполнился 101 год.
Несмотря на солидный возраст, ветеран сохранил ясный ум и во время интервью РЕН ТВ даже просил не задавать ему стандартных вопросов, так как сам он "нестандартный". Аркадий Давидович родился в городе Великие Луки. В школу пошел в Ленинграде, причем сразу во второй класс. Учился хорошо, особенно любил физику и математику. В 1939-м поступил в институт, а через год его призвали в армию, и он прослужил шесть лет, включая четыре фронтовых года.
Я успела поучиться в музыкальной школе, — рассказывает Ирина Константиновна. А в июне началась война". Ирина Константиновна родилась в православной семье: папа был регентом в церкви, а мама пела в хоре. В конце 1930-х отец стал работать главным бухгалтером технологического института.
Жили в двухэтажных деревянных домах на окраине города. В семье было трое детей, Ира — младшая, ее называли кочерыжкой. Папа умер за год до начала войны. А перед смертью говорил жене: "Только береги сына". Сын погиб первым — еще в марте. Деревянные дома сгорели при бомбежках, и семья отправилась к родственникам. Собрали два больших чемодана, — рассказывает Ирина Константиновна. Как будто наверху чувствовали, что должен быть мороз. В слякоть мы бы вообще не вытянули.
А по дороге у нас украли карточки". Вернулась она с температурой и больше уже не встала. Несу ее по коридору, слышу, мама стонет. Она умирала, и это был последний ее крик. Видно, она что-то хотела сказать Ирина Константиновна Так сестры одиннадцати и четырнадцати лет остались вдвоем. Чтобы получить хоть какие-то карточки, им пришлось идти в центр города — иначе бы никто не поверил, что они еще живы. Пешком — транспорт давно не ходил. И медленно — потому что не было сил. Добирались три дня.
И у них снова украли карточки — все, кроме одной. Ее девочки отдали, чтобы хоть как-то похоронить маму. После похорон старшая сестра отправилась работать: четырнадцатилетние дети считались уже "взрослыми".
Просмотр новости
Истории детей блокадного ленинграда. 22 ноября 1941 года в ходе блокады Ленинграда начала действовать Дорога жизни — ледовая трасса через Ладожское озеро. По словам ведущего сотрудника Музея обороны и блокады Ленинграда Ирины Муравьевой, было очень сложно выбрать лучших. После прорыва блокады осада Ленинграда вражескими войсками и флотом продолжалась до сентября 1944 года. Когда началась блокада Ленинграда, во время бомбежек и артобстрелов она с ровесниками дежурила на чердаке дома и тушила зажигательные снаряды. С 18 по 26 января 2023 года воспитанники Центра культуры принимали участие в конкурсе рисунков, посвящённом 80-летию прорыва блокадного кольца Ленинграда «Блокада Ленинграда глазами детей». И хотя полностью блокада была снята лишь через год, 27 января 1944 года, в тот день Ленинград снова соединили с Большой землей, а сотни тысяч людей получили надежду на выживание.
Кинолекторий «Блокада Ленинграда глазами детей»
О жителях блокадного Ленинграда, Дороге жизни и героизме защитников города: в правительстве Ленинградской области открылась выставка лауреатов конкурса рисунков, посвящённых 80-летию прорыва блокады Ленинграда. К этому знаменательному дню в Степановской сельской библиотеке прошло мероприятие под названием «Блокада Ленинграда глазами детей». По словам ведущего сотрудника Музея обороны и блокады Ленинграда Ирины Муравьевой, было очень сложно выбрать лучших. По многочисленным просьбам тех, кто читает наш канал, сегодня хочу продолжить цикл публикаций о блокадном Ленинграде. Из детей, оставшихся в блокадном Ленинграде, от голода, обстрелов или болезней погиб примерно каждый седьмой ребенок. Истории детей блокадного ленинграда. 22 ноября 1941 года в ходе блокады Ленинграда начала действовать Дорога жизни — ледовая трасса через Ладожское озеро.
Детские воспоминания блокадников
После просмотра фильма «Блокада Ленинграда глазами детей» подростки высказывались о своих впечатлениях: страшно, как пережить это, смогли бы мы или нет, нельзя допустить. Итогом памятной декады стала выставка рисунков «Блокада глазами детей 21 века». В школе с. Заветное проходил конкурс рисунков «Блокада Ленинграда глазами детей». Ученики, прослушав лекцию и просмотрев презентацию, попытались в своих рисунках передать атмосферу трагедии, боли, испытаний, утрат того тяжелого времени. Подведены итоги проведения Международной исторической программы «Память сердца: блокадный Ленинград» и конкурса творческих работ учащихся «Блокадный Ленинград глазами современных детей». Перед просмотром короткометражного фильма "Блокада Ленинграда глазами детей" и фильма "Крик тишины" перед обучающимися выступил директор школы Ульянов С.В., который рассказал о ключевых моментах периода ленинградской блокады, о мужестве и силе духа ленинградцев.
Чтобы помнили: блокада глазами ребенка
Встала, а мне не оторвать ноги-то! Стою, и все. И я смотрю на воспитательницу и не могу понять, что со мной. И слезы текут. Она мне: "Не плачь, лапонька, потом попрыгаешь". Настолько мы были слабы". В Ярославской области, куда эвакуировали детей, колхозники были готовы отдать им все что угодно — так больно было смотреть на костлявых, изможденных ребят. Только вот дать особо было нечего.
Ели все что могли, — рассказывает Ирина Константиновна. Тогда же маленькая Ира узнала, что из-за бомбежек и стресса потеряла слух. Подбежала к нему и понимаю — играть не могу. Пришла учительница. Она говорит: "Ты чего, девочка? Она мне: "Да ты ничего не понимаешь! Как не понимаю, я все знаю, у меня абсолютный музыкальный слух… Ирина Константиновна Взрослых не хватало, присматривать за детьми было сложно, и Ирину, как прилежную и умную девочку, сделали воспитательницей.
Она вывозила ребят в поля — зарабатывать трудодни. Лен-кудряш расстилать было проще, а вот после льна-долгунца все руки гноились, — вспоминает Ирина Константиновна. Так — в работе, голоде, но безопасности — она прожила три с лишним года. Но у нее не было документов, а при медосмотре врачи записали, что ей 11 — настолько неразвитой внешне выглядела девочка. Так уже в родном городе она чуть вновь не попала в детский дом. Но ей удалось найти сестру, которая к тому времени училась в техникуме. А есть что-то надо?
Пошла в столовую мыть посуду, чистить картошку. Потом сделали мне документы, по архивам ходили. В течение года устроились Ирина Константиновна Потом было восемь лет работы на кондитерской фабрике.
Он пояснил: «Это война, вот и все, а посередине булка.
Больше не знаю ничего». Его комментарий прямо на рисунке успела записать воспитательница. Никакие старания, никакие в меру красиво подобранные слова не смогут лучше описать то, с чем столкнулись юные ленинградцы, когда Северная столица оказалась в блокаде, чем их собственные свидетельства. Global Look Press Воспоминания детей блокады Боль и ужас Ленинграда скрываются на страницах детских дневников, которым можно было признаться, как хочется есть, сквозят в последующих воспоминаниях выживших мальчиков и девочек, каждый из которых назло самой смерти вырос и стал взрослым.
Младшей пятой дочери Савичевых на момент начала блокады исполнилось 11 лет. В первую блокадную зиму в жуткий дневник, летопись гибели большой семьи, Таня превратила записную книжку сестры Нины — часть ее была алфавитной, потому не использовалась. Женя умерла 28 дек в 12. Бабушка умерла 25 янв.
Лека умер 17 марта в 5 час утра в 1942 г. Дядя Вася умер в 13 апр 2 ч ночь 1942 г. Дядя Леша 10 мая в 4 ч дня 1942 г. Мама в 13 мая в 7.
Савичевы умерли. Умерли все. Осталась одна Таня. Сообщить родным о том, что ее увезли, девушка не успела.
Телефон в квартире Савичевых давно не работал, письма в блокадный город едва доходили. Михаила Савичева «похоронили», узнав, что он оказался в захваченном немцами Пскове, хотя молодой человек попал в партизанский отряд. За годы войны Михаил дослужился до командира, был ранен, вернулся в 1944 году в уже свободный Ленинград на лечение серьезной травмы ноги. Таню Савичеву летом 1942-го отправили в эвакуацию в Нижегородскую область, но здоровье ее было подорвано голодом, нервным истощением и туберкулезом.
В 1944 году девочка в возрасте 14 с половиной лет умерла.
Своей жизнью я обязан, конечно, только маме, её мужеству, стойкости и любви ко мне. Для меня это были годы сплошного ужаса и очень долгого ожидания конца этих испытаний. Но детская память сохранила многое: бомбёжки города, заклеенные крест-накрест бумагой окна, постоянные походы в бомбоубежище при сигнале «воздушная тревога». Помню, как качались от взрывной волны каменные дома на улице Жуковского, где мы жили, когда в угловой жилой дом попала бомба.
Помню, как мы топили «буржуйку» в комнате, чтобы согреться в лютые морозы 1941-1942 гг. Потом мама отдала меня в круглосуточный детский садик, а сама стала работать в воинской части, что конечно было необходимо. Сегодня для меня самым ценным и дорогим продуктом является хлеб, крошки которого в детском саду мы собирали в спичечный коробок. Мне казалось, что этим лишениям никогда не будет конца, но нас сохранила судьба.
За чтением проводили долгие блокадные дни». Конечно, имеем. Каждая семья во время войны потеряла кого-то из близких.
Наши деды и прадеды — Победители! А значит и в нас течет кровь победителей! Говорит, что по поводу этой даты состоится праздничный салют; она обязательно пойдет на набережную». Хоть Ленинград до боли нам родной, Сибири все должны мы поклониться, она нам стала Родиной второй», — эти строки бердской поэтессы Нинель Вайвод увековечены на стеле, установленной в память о непокоренном Ленинграде в Новосибирске. Валентина Андреевна Юровская с двумя сестрами и мамой прожили в блокадном городе полтора года. Она помнит, как пришла похоронка на отца. Как люди все ждали, что война и блокада закончатся, но, казалось, что осаде врага не будет конца.
Мама работала на заводе, и ей выдавали карточки на нее и дочерей. И сестры рассказывали, как она отрезала по маленькому кусочку от пайка каждой дочери, чтобы выжить самой и спасти их. И женщине это удалось: семью вывезли на большую землю, в Сибирь.
Блокада - глазами детей
Помощь в подготовке акции была оказана региональным отделением общественного движения «Волонтеры Победы». В Стрелецкой средней школе для учащихся 6 класса провели урок волонтеры школьного отряда «Первые ласточки». Активисты рассказали о страшном событии «Блокада Ленинграда», показав ученикам суточную норму хлеба. Ребята выполнили тематические задания, посмотрели видеоролик «Блокада Ленинграда глазами детей», после чего состоялось обсуждение просмотренного фильма.
Поделиться В детской библиотеке прошел час памяти «Дети блокадного Ленинграда». Ведущая рассказала о тяжелых днях войны, о детях, которые жили в блокадном Ленинграде. С отрывками записей дневника ленинградской школьницы Тани Савичевой, о том, как постепенно девочка теряла близких и осталась одна во время блокады дети познакомились, посмотрев сценку «Таня Савичева».
Блокадные зимы были очень суровы. Казалось, что город мертв. Единственное, что вселяло в людей веру — ленинградское радио. В мрачном, обледеневшем городе, в покрытых инеем квартирах, жили истощенные голодом люди.
Боль и одиночество стали их единственными спутниками после потери родных и близких. Но голос из радио призывал держаться, вселяя надежду. Живые голоса, звучащие по радио, помогали не сойти с ума, держаться до самой победы. Ленинградцы всегда вслушивались в удары метронома — ритм биения сердца любимого города. И каждый ждал, что вот-вот прозвучат такие желанные слова: «Говорит Ленинград! В нем царили боль, страх и голод. Но он не был сломлен, ведь его любил каждый житель. Ленинград и ленинградцы были неделимы! В годы блокады тяжело было всем: взрослым и детям. Глядя на фотографии детей блокадного Ленинграда, каждому из нас становится не по себе.
Начинаешь невольно задумываться: а было ли у них детство?
Дети сотрудников вневедомственной охраны с помощью карандашей и бумаги показали, как они видят те страшные события войны и гордость за историю своей страны. Пресс-служба Управления Федеральной службы войск национальной гвардии Российской Федерации по Воронежской области.