29 марта не стало писателя-фронтовика Юрия Бондарева. Биография Бондарев в кратком изложении, сочинения по произведениям, аудиокниги, полные и краткие содержания.
Юрий Бондарев — краткая биография
Биография Юрия Бондарева: личная жизнь, книги, последние новости 2018, "Горячий снег", "Батальоны просят огня". Правду войны Юрий Бондарев отразил в своей прозе. Там, в бою Великой Отечественной, он был участник, Бондарев ничего не записывал, но память сохранила все. В «Молодой гвардии»: Юрий Бондарев в компании Евгения Евтушенко и Риммы Казаковой. Сочинение по литературе на тему: Краткая биография Бондарев. Главная страница Пресс-центр Новости100 лет со дня рождения Юрия Васильевича Бондарева.
100 лет назад — 15 марта 1924 г. родился Юрий Васильевич Бондарев.
15 марта день рождения Юрия Васильевича Бондарева (15.03.1924 по настоящее время) Героя Соцтруда, лауреата Ленинской и двух Государственных премий СССР, ученика Паустовского, писателя-классика, фронтовика, основоположника лейтенантской прозы, автора многих. 15 марта день рождения Юрия Васильевича Бондарева (15.03.1924 — по настоящее время) — Героя Соцтруда, лауреата Ленинской и двух Государственных. 15 марта день рождения Юрия Васильевича Бондарева (15.03.1924 — по настоящее время) — Героя Соцтруда, лауреата Ленинской и двух Государственных. Биография. Юрий Бондарев — писатель-фронтовик, творчество которого стоит в одном ряду с произведениями Василя Быкова, Григория Бакланова, Виктора Курочкина. Значительное место в творческой биографии Бондарева занимают работы в кино — им созданы киносценарии по многим собственным произведениям, сценарий киноэпопеи «Освобождение» (1970—1972гг.). С конца 60-х гг.
15 марта — день рождения Юрия Бондарева, советского писателя и общественного деятеля
Они делали всё, чтобы мы росли честными и совестливыми. Отец учил мужественности и стойкости, с мамой связаны сердечность и нежность. Так было и в других семьях. Тем и славилась Россия. Мы воевали с мыслью, что за нами стояла Родина. К сожалению, нравственность сильно пошатнулась. Ныне приоритет отдаётся не духу, а низменным страстишкам. Увы, оказывается, весь народ можно обмануть разглагольствованиями о свободе и демократии». Или актеров уровня Бабочкина, Ильинского, Царева… Раньше народ жил скромнее, но все двери в искусство были открыты настежь.
Теперь на них пудовые замки. Без денег никуда не суйся! Отсюда — бездуховность, пошлость, цинизм. Появились какие-то мнимые «звёзды», раскрученные до небес телевидением и радио. На самом деле — это пустышки. Смотрит на таких мужик и думает: «Выходит, пахать землю и сеять хлеб — последнее дело? Земля в руках олигархов, которым совершенно безразлична судьба русской деревни. Горько от всего этого… ».
Этот вопрос мы обсуждали ещё с покойным отцом. Главное — зависть. Огромная страна. Несметные природные богатства. Православная вера. Великая культура. Русские выиграли не одну войну, первыми полетели в космос. А какие у нас красивые женщины!
Неслучайно нашими писателями создано столько чистых и возвышенных женских образов. Так же, как и в живописи, музыке. Но нельзя умалчивать и о тёмных сторонах русской жизни: рознях князей, предательствах бояр, дворцовых заговорах, крепостном праве, произволе помещиков, повальном пьянстве, гражданской войне, государственном перевороте 1991 года, расстреле Верховного Совета… Есть над чем задуматься… Почитайте повести Ивана Алексеевича Бунина: «Деревня», «Суходол», «Жизнь Арсеньева». Там много любопытных мыслей о русском народе, обычаях, нравах. Отнюдь не лестных. Но Бунин был и остался самым русским из всех русских писателей. Он искренне любил Россию и тосковал о ней на чужбине…» 2012 год. Об интеллигенции «Порядочный человек ныне редкость.
Где они, истинные интеллигенты? Кто проявил себя, как патриот? Большинство предпочитают держаться в тени, помалкивать. Приспособленцы были всегда, но чтобы так заискивать перед высокими чиновниками, как это делают некоторые знаменитости из числа ученых, артистов, художников, музыкантов, писателей — тут надо обладать особым «даром» продажничества. От жизни, действительности ведь никуда не скроешься. Народ живёт плохо: низкие пенсии, безработица, дороговизна. Нельзя молчать. Давненько не читал романов типа «Дни Турбиных» Михаила Булгакова.
А хотелось бы. Увы, всё — мелкотемье…». Бондаревские уроки для истинного гражданина нашей Родины Их немного, этих уроков, но удивительным образом проросли в душах большинства жителей нашей многонациональной страны и остаются с нами по сию пору. Урок 1. Я русский и моя Родина — моя мать. Россия не «эта страна», она не «территория», где рвут себе маржу эффективные менеджеры — Иваны-не-помнящие родства. Если матери угрожают — её сыны берутся за оружие. Так просто, буднично ушло на войну за достоинство своей матери-Родины бондаревское поколение лейтенантов.
С такой мыслью уходили служить и другое поколение — у нас был Афган. Каждый стоял там, где прикажет Родина. Урок 2. О любви к врагу. Немцы сделали много зла России. Никто их сюда в 41-м не приглашал — явились самозваными, с оружием. Та война была страшной. Но Юрий Бондарев оставил нам урок уважения к врагу — урок русского сожаления и любви, как и бондаревская история о любви русского лейтенанта Никитина и немецкой девушки Эммы.
Та война убивала миллионами и калечила поколениями…Юрий Бондарев, пропустивший всё это зверство и всю эту любовь как ремень портупеи под свой погон русского офицера, лечил изломанное. Своим творчеством Бондарев спасал наше человеческое… Урок 3. О чести. Горбачёва с его идеей перестройки Юрий Бондарев сказал это было на I съезде народных депутатов СССР в 1989 году : «Перестройка — это самолёт, который взлетел и не знает, где сядет»…тогда вокруг много судачили и пытались высмеять писателя…что получилось, в каком месте и у кого из нас обнаружилась совесть, и кто был в чём неточен, нам теперь понятно без комментариев. Но, как известно — свято место не бывает пусто, и объявилось известное количество желающих на московских и региональных паркетах за Родину постоять — шпалеры литературных, телевизионных, интернетовских печальников-патриотов проследовали перед нашими глазами и душами. Пожелаем им всего доброго. Но не оставим памятью тех, кто, как Юрий Васильевич Бондарев стоял за Россию и твёрдой рукой, и чистым словом. Заключение Стоит отметить, что Юрий Бондарев достаточно жёстко оценивает современную российскую действительность.
По его словам, мы живём в безвременье, время без больших идей, без нравственности и естественной доброты, без защитительной стыдливости и скромности. Но при этом писатель не теряет веры в будущее России, он убеждён в том, что даже в очень страшной трагедии есть место надежде. В 1994 году писатель отказался принимать из рук Бориса Ельцина орден «Дружбы народов». Свою позицию он выразил в телеграмме на имя первого президента России, в которой указал: «Сегодня это уже не поможет доброму согласию и дружбе народов нашей великой страны».
История начинается со Второй Мировой Войны и заканчивается рассуждениями советских интеллигентов 1970-х годов. Герой книги занимается спортом, борьбой, закаливанием, воспитывает в себе свободолюбивого человека, чтобы не Read More...... Родился 21 мая 1924 в Смоленске. Сын кадрового офицера; мать — из известной семьи народников, участвовавших в организации кружка «чайковцев» и «фурьеристских» коммун в Америке. Ушел на фронт добровольцем Read More...... В годы Великой Отечественной войны писатель в качестве артиллериста прошел длинный путь от Сталинграда до Чехословакии. После войны с 1946 по 1951 год он учился в Литературном институте имени Read More...... Родился 29 февраля 1920 в с. Веркола Архангельской области в семье крестьянина. После войны завершил высшее образование, Read More...... Родился на Урале в д. Урусово Ирбитского р-на в крестьянской семье. Учился в пединституте. Работал учителем в сельской школе, потом в газете «Уральский рабочий». Участвовал в Великой Отечественной войне, был трижды ранен. Родился 1 мая 1924 в д. Овсянка Красноярского края, в семье крестьянина. Родители были раскулачены, Астафьев попал в детский дом. Во время Великой Отечественной войны ушел на фронт добровольцем, воевал простым Read More...... Свое детство он провел в Арзамасе. Аркадий Петрович окончил пехотные курсы, а когда началась первая мировая война и отца забрали в солдаты, он через Read More...... Краткая биография Стайрон Уильям Стайрон Биография Уильям Стайрон 1925 -2006 — самый известный автор Америки, который получил в 1968 году Пулитцеровскую премию. Родом Уильям из штата Вирджиния. Учился в колледже Дэвидсона.
Демобилизовавшись после второго ранения 1945 г. Горького в Москве, где занимался в семинаре К. С 1949 г. Вскоре после окончания в 1951 г. В 1956 г. Широкую известность писателю принесли две следующие повести — «Батальоны просят огня» 1957 г.
Не позволил советскому официозу забыть то, что пытались умолчать. Автору была свойственна бескомпромиссность и честность, которые он пронес сквозь годы и остался верен сам себе. Потому что была цель, была борьба, и я окружен был товарищами», — говорил писатель, - «Мы не думали о смерти, молодость нас спасала». Мать Клавдия Иосифовна являлась для ребенка воплощением любви и нежности, отец Василий Васильевич — бесстрашия и стойкости. По вечерам в семье читались книги, особенно русская классика, повлиявшая на развитие творческих способностей мальчика. Поначалу Юра отдавал предпочтение профессии моряка. Он зачитывался романами Джека Лондона и представлял в красках, как будет путешествовать на собственном корабле. Наизусть учил специальные термины, закалялся зимой и летом, продумывал варианты, как оставаться на ногах во время качки… Но однажды все изменил урок литературы, на котором на весь класс прозвучало лучшее сочинение Юры Бондарева о летних каникулах у дяди и двоюродного брата Сашки, научивших его тонкостям и премудростям охоты, рыбалки, строительства шалаша и полевой жизни на реке Белой под Уфой. Учительница разглядела в мальчике скрытый талант и рекомендовала заниматься писательством. Последовав ее совету, Юра даже выпускал журнал в родной 516-й школе. Но все надежды рухнули, когда началась Великая Отечественная война. Будучи 17-летним юношей, летом 1941 года Юрий с другими добровольцами принимал участие в сооружении оборонительных сооружений под Смоленском. Он едва успел вернуться в Москву на последнем эшелоне перед началом ожесточённых боев. Год спустя, после окончания школы Юрий Бондарев прошёл ускоренную трёхмесячную подготовку во 2-м Бердичевском пехотном училище и попал под Сталинград. Воевал на южном фланге Сталинградской битвы — в Котельниковском районе, командиром миномётного расчёта. Был и ранен, и контужен, и обморожен… Драматические дни отражения танкового удара группировки Эриха Манштейна в декабре 1942 года Юрий Васильевич описал потом в романе «Горячий снег». После лечения в госпитале до октября 1944 года Бондарев служил командиром орудия. Участвовал в форсировании Днепра, воевал на Украине и в Польше. За уничтожение в Сумской области трех огневых точек, автомобиля и противотанковой пушки противника был награждён медалью «За отвагу». Под Каменец-Подольским — за подбитый немецкий танк получил вторую медаль «За отвагу». Снова был ранен. После выздоровления его направили в Чкаловское артиллерийское училище. Бондарев хотел стать профессиональным военным, проучился год, но не прошёл очередную медкомиссию и был комиссован в звании младшего лейтенанта. После демобилизации Юрий отважился осуществить свою мечту. Он поступил в Литературный институт им. Горького, где проходил обучение под руководством самого К. Ещё до поступления известный писатель рекомендовал зачислить Бондарева без вступительных экзаменов. Он прочитал первый рассказ Юрия «Поздним вечером» и был восхищён его талантом. Учительница была права.
Юрий Бондарев: «Мы мыслили несколько иначе»
Но вот что настораживало: после выхода книг — в частности, повести «Батальоны просят огня» — вдруг обрушивалась яростная критика! Дескать, слишком обострено, так на войне не бывало. Особенно разносили вещи, в которых шла речь о потерях. Потом прошло время, и те же критики стали писать об этих книгах совершенно противоположное. Тогда я понял простую истину: если один и тот же роман подвергается и хвале, и хуле, значит, надо верить только самому себе. По большому счёту, мои книги — это дань памяти тем солдатам, которые погибли за Отечество и свободу. Жаль, что эти высокие понятия истрепали донельзя. Поражает, с какой легкостью ряд деятелей культуры отказались от прежних идеалов, взявшись проповедовать низменное, отвратное, пагубное.
Видимо, на то были веские причины: и личного характера, и внешнего. Не хочется даже говорить о мерзостях! Это — как болезнь». О роли культуры в жизни общества «Ненависть и злоба — плохие советчики. Война разделяет людей. В конце концов побеждает разум. Ничто так не сближает народы, как культура.
Высший идеал — сама жизнь. Вся русская классика пронизана мыслями о любви и добре. Откуда эти ростки? Прежде всего от воспитания в семье. Часто вспоминаю своих покойных родителей. Они делали всё, чтобы мы росли честными и совестливыми. Отец учил мужественности и стойкости, с мамой связаны сердечность и нежность.
Так было и в других семьях. Тем и славилась Россия. Мы воевали с мыслью, что за нами стояла Родина. К сожалению, нравственность сильно пошатнулась. Ныне приоритет отдаётся не духу, а низменным страстишкам. Увы, оказывается, весь народ можно обмануть разглагольствованиями о свободе и демократии». Или актеров уровня Бабочкина, Ильинского, Царева… Раньше народ жил скромнее, но все двери в искусство были открыты настежь.
Теперь на них пудовые замки. Без денег никуда не суйся! Отсюда — бездуховность, пошлость, цинизм. Появились какие-то мнимые «звёзды», раскрученные до небес телевидением и радио. На самом деле — это пустышки. Смотрит на таких мужик и думает: «Выходит, пахать землю и сеять хлеб — последнее дело? Земля в руках олигархов, которым совершенно безразлична судьба русской деревни.
Горько от всего этого… ». Этот вопрос мы обсуждали ещё с покойным отцом. Главное — зависть. Огромная страна. Несметные природные богатства. Православная вера. Великая культура.
Русские выиграли не одну войну, первыми полетели в космос. А какие у нас красивые женщины! Неслучайно нашими писателями создано столько чистых и возвышенных женских образов. Так же, как и в живописи, музыке. Но нельзя умалчивать и о тёмных сторонах русской жизни: рознях князей, предательствах бояр, дворцовых заговорах, крепостном праве, произволе помещиков, повальном пьянстве, гражданской войне, государственном перевороте 1991 года, расстреле Верховного Совета… Есть над чем задуматься… Почитайте повести Ивана Алексеевича Бунина: «Деревня», «Суходол», «Жизнь Арсеньева». Там много любопытных мыслей о русском народе, обычаях, нравах. Отнюдь не лестных.
Но Бунин был и остался самым русским из всех русских писателей. Он искренне любил Россию и тосковал о ней на чужбине…» 2012 год. Об интеллигенции «Порядочный человек ныне редкость. Где они, истинные интеллигенты? Кто проявил себя, как патриот? Большинство предпочитают держаться в тени, помалкивать. Приспособленцы были всегда, но чтобы так заискивать перед высокими чиновниками, как это делают некоторые знаменитости из числа ученых, артистов, художников, музыкантов, писателей — тут надо обладать особым «даром» продажничества.
От жизни, действительности ведь никуда не скроешься. Народ живёт плохо: низкие пенсии, безработица, дороговизна. Нельзя молчать. Давненько не читал романов типа «Дни Турбиных» Михаила Булгакова. А хотелось бы. Увы, всё — мелкотемье…». Бондаревские уроки для истинного гражданина нашей Родины Их немного, этих уроков, но удивительным образом проросли в душах большинства жителей нашей многонациональной страны и остаются с нами по сию пору.
Урок 1. Я русский и моя Родина — моя мать. Россия не «эта страна», она не «территория», где рвут себе маржу эффективные менеджеры — Иваны-не-помнящие родства. Если матери угрожают — её сыны берутся за оружие. Так просто, буднично ушло на войну за достоинство своей матери-Родины бондаревское поколение лейтенантов.
Однако до окончания Литературного института им. Горького Бондареву пришлось пережить войну. Семнадцатилетний юноша строил оборонительные укрепления под Смоленском, затем был командиром минометного расчета. Он участвовал в боях под Котельниковским, за Житомир, воевал в Польше и Чехословакии, освобождал Киев. Юрий Васильевич был несколько раз ранен.
За мужество и стойкость писатель дважды награжден медалью «За отвагу». После войны Бондарев начал печатать первые рассказы.
Вот и во времена застоя, он первым обратился к теме интеллигенции, определяющей многие позиции в обществе. Последовала тетралогия « Берег», «Выбор», «Игра» и «Искушение». Наша сытая интеллигенция стала ерзать, писатель безжалостно вскрыл её болячки. Это уже был его новый бой. Юрий Бондарев — писатель автобиографический. Это — не упрек и не достоинство.
Автобиографическим был, к примеру, Михаил Булгаков. Он — весь со своим поколением, исследует его столбовую дорогу и боковые тропки, его взлеты и его падения, его силу и его слабость. Романы «Выбор» «Игра», и даже «Берег» — уже были бондаревским предчувствием наступающей перестройки, предощущением кризиса общества. Жаль, эти романы не прочитала внимательно наша власть. Боевой офицер Юрий Бондарев, как никто другой из писателей конца ХХ века чувствовал красоту и силу художественного слова. Он писал: «Осмелюсь сказать, что древняя и всегда молодая изящная словесность, или художественная литература, — это форма познания жизни посредством слова, она передает нам изменчивую картину мира. А писатель по-прежнему остаётся строителем самого хрупкого и самого высокого храма в мире — человеческой души, и нет более важного смысла в литературе, чем совершенствование человека. Без этого всякое художество и все философские формулы бессмысленны».
Заметки на полях. Фильмы по произведениям Юрия Бондарева В середине 1960-х годов началась большая и кропотливая работа над сценарием ныне всемирно известной киноэпопеи «Освобождение». Изучались глобальные и частные материалы Второй мировой войны, не только стратегические операции и полководческое искусство, но и характеры, психологические черты и черточки военачальников. Самым главным стали многочисленные личные встречи и доверительные беседы Бондарева с виднейшими полководцами Великой Отечественной войны, и среди них — с Жуковым и Коневым. Бондарев, — что так мало расспросил Георгия Константиновича о 41-м годе, о котором по-настоящему ещё почти ничего не написано…». Помимо фильма «Освобождение» 1968 , по произведениям Ю. Бондарева сняты кинокартины «Последние залпы» 1960, режиссер Л. Сааков , «49 дней» 1962, режиссер Г.
Габай , «Тишина» две экранизации: 1963, режиссер В. Басов; 1992, режиссер О. Воронцов , «Горячий снег» 1972, режиссер Г. Егиазаров , «Берег» 1984, режиссеры А. Алов и В. Наумов , «Батальоны просят огня» 1985, режиссеры В. Чеботарёв, А. Боголюбов , «Выбор» 1987, режиссер В.
В девяностые годы Юрий Бондарев публикует «Непротивление» и «Бермудский треугольник». Роман Юрия Бондарева «Непротивление» — это то, на наш взгляд, чего нам сегодня не хватает. Это — роман русского сопротивления. Как видим, до нынешних дней, писатель Юрий Васильевич Бондарев на своём боевом посту, не боится полемики, и смело бросает свой офицерский вызов. И сейчас, в свои теперешние 95 лет он остаётся центром свободной вольной русской литературы. Да, он уже не живёт романами, живёт «мгновениями», но такие иные его «мгновения» весят тяжелее многих нынешних романов. Но помимо его произведений важны и поучительны его мысли и высказывания в разные годы на различные аспекты нашей действительности. Размышления писателя на разные темы Ниже мы собрали подборку высказываний Юрия Бондарева разных лет, в том числе о смысле жизни, искусстве, литературе, чувстве Родины.
О том, как стал писателем «Задумываться о литературной профессии начал ещё в школе. На войне относился к событиям, встречам, разговорам с «задней мыслью» — вдруг пригодится? Что-то мерцало в сознании… Первые рассказы стал сочинять, вернувшись с фронта. Поступая в Литинститут, показал секретарю приёмной комиссии несколько стихов. Очень умная девица попалась: прочитала, сложила листочки пополам, порвала и бросила в корзину. Сказала: «Юра, забудьте про это! Константин Георгиевич занимал в нашей литературе уникальное место. Выделялся стилистикой, выбором героев, внимательной мягкостью к человеку.
Во всех жанрах — и романах, и статьях — проявлял себя интеллектуалом высшей пробы. Паустовский всю жизнь помогал мне советами» 2014 год. О том, что значит слово «литература» «Это наука, исследующая человека и мир. Работа над словом, поиски сюжета, конфликтов — суть познание, а не художественное упражнение. Автор познаёт и воспитывает себя, а затем — читателей. Литературы не существовало бы без памяти и воображения — память хранит историю, воображение дарит фактам художественную ипостась. Сравнивать писательский труд с фотографированием — преступление. Даже талантливый очеркист, не описывающий мир с внешней стороны, а что-то проясняющий в человеке, даёт много пищи для ума и сильно воздействует на читателя».
О политической и экономической ситуации в России последних десятилетий «Разборный 2013 год, точнее, отвратительное время расчленения писательского имущества, и октябрь расстрельного 93-го разъединил интеллигенцию, ясно выказав лица противостоящих сторон, строй их мыслей, веру и неверие в аксиомную силу справедливости. Но, несмотря на разномыслие конфликтующих сторон, страстно хотелось бы убедиться, что творческий человек не двоичен в позиции моральных правил, что литература не мания grandiosa, не клиника самолюбий, зависти и вражды и не суета сует. Нет, пожалуй, надобности напоминать имена известных боевитых «интеллектуалов», чрезвычайно неприятно выглядевших то ли озлобленными пророками, сверх меры громкоголосыми в непрерывном возбуждении от эпидемии корыстолюбия, то ли похожих на изваянные из гипса скульптурные фигуры в цезарском наряде после завоёванной потом, кровью и страданиями долгожданной свободы. Свобода эта оказалась разнозначна и без края многозначна в безнравственных заявлениях, опрокидывая в ямы клеветы и оговора величайшую державу, её прошлое, причём разбивая лоб в пресмыкании перед пахнущим материальной выгодой настоящим. Пророческое выступление Юрия Бондарева на ХIХ конференции КПСС 29 июня 1988 года против гибельного курса пресловутых горбачёвских реформ «Нам нет смысла разрушать старый мир до основания, нам не нужно вытаптывать просо, которое кто-то сеял, поливая поле своим потом, нам не надо при могучей помощи современных бульдозеров разрушать фундамент ещё непостроенного дворца, забыв о главной цели — о перепланировке этажей. Нам нет нужды строить библейскую Вавилонскую башню для того, чтобы разрушить её или, вернее, увидеть её в саморазрушении, как несостоявшееся братство не понявших друг друга людей. Нам не нужно, чтобы мы, разрушая своё прошлое, тем самым добивали бы своё будущее. Мы против того, чтобы наш разум стал подвалом сознания, а сомнения — страстью.
Человеку противопоказано быть подопытным кроликом, смиренно лежащим под лабораторным скальпелем истории. Мы, начав перестройку, хотим, чтобы нам открылась ещё непознанная прелесть природы, всего мира, событий, вещей, и хотим спасти народную культуру любой нации от несправедливого суда. Мы против того, чтобы наше общество стало толпой одиноких людей, добровольным узником коммерческой потребительской ловушки, обещающей роскошную жизнь чужой всепроникающей рекламой. Мы слишком хорошо знаем, что вкус этой единственной неповторимой жизни солон и горьковат, потому что с детства большинство людей цивилизации приучены к сладкому…». И высокое понятие о свободе превратили в непристойную вседозволенность. Слово «любовь» — одно из священных, божественных состояний, которое получило человечество и в которое вложило чистейший, душевный и физический смысл, заменили ветреным и вульгарным — «секс». Распущенность сейчас безгранично господствует и на телевидении, и в театре, литературе.
Произведения эти относят к «лейтенантской прозе». В своем творчестве они обращались к личному, выстраданному, военному опыту; им был интересен человек, оказавшийся на войне; они стремились к максимальной правдивости.
С Василем Быковым. Из книги «Человек несет в себе мир» 1980 Форма произведений — предельно простая, строгая. Множество подробностей, деталей. Война, страшная, мучительная, описывалась с максимально близкого расстояния. Масштабная героизация уступала место «повседневному», тихому, почти незаметному подвигу. Но к снижению драматизма это не приводило — наоборот, драматизм этот часто возвышался до поистине трагедийной силы. Некоторые критики, однако, к достоверности «лейтенантской прозы» относились негативно: произведения писателей зачислялись ими в разряд мемуарной литературы. Утверждалось, что кругозор авторов ограничен всего только «полем зрения отдельного солдата или офицера, прижатого к земле огнем вражеского пулемета или выносящего с нейтральной полосы раненого товарища». Критиковалась и та самая — мнимая — дегероизация подвига.
На праздновании 30-летия Победы в кремлевском Дворце съездов. На съемках фильма «Освобождение» в Берлине. Добавим, что с начала 1970-х он работал над созданием фильмов по своим произведениям. За киноэпопею «Освобождение» был удостоен Ленинской премии 1972 , за фильм «Горячий снег» — премии имени братьев Васильевых 1975.
15 марта — день рождения Юрия Бондарева, советского писателя и общественного деятеля
Писатель стал одним из соавторов совместно с Ю. Озеровым и О. Кургановым сценария киноэпопеи «Освобождение» 1970-1972 , посвященной глобальным событиям Великой Отечественной войны. Фильм только за два года посмотрело более 350 миллионов зрителей в СССР и десятки миллионов за рубежом. Как одному из авторов сценария фильмов «Освобождение» «Огненная дуга», «Прорыв», «Направление главного удара», «Битва за Берлин», «Последний штурм» в 1972 году Бондареву была присуждена Ленинская премия. Наряду с творчеством Бондарев ведет активную общественную деятельность. С 1959 по 1963 год он являлся членом редколлегии, редактором отдела литературы и критики «Литературной газеты». В ноябре 1971 года был избран первым заместителем председателя правления Союза писателей РСФСР, а с 1990 по 1994 год являлся председателем Союза писателей России.
На протяжении 8 лет, с 1991 по 1999 год, работал сопредседателем Международного сообщества писательских союзов. В 1974-1979 годах возглавлял Добровольное общество любителей книги. Бондарев много раз ездил за рубеж по приглашению издательств как общественный деятель. В 1963 году Юрий Бондарев был принят в Союз кинематографистов. В 1961-1966 годах он являлся главным редактором Объединения писателей и киноработников на студии «Мосфильм». Указом Президиума Верховного Совета СССР от 14 марта 1984 года за большие заслуги в развитии советской литературы, плодотворную общественную деятельность и в связи с шестидесятилетием со дня рождения писателю Бондареву Юрию Васильевичу присвоено звание Героя Социалистического Труда с вручением ордена Ленина и золотой медали «Серп и Молот». Ельцину: «Сегодня это уже не поможет доброму согласию и дружбе народов нашей великой страны».
Бондарев — действительный член Русской, Международной славянской, Петровской академий, Академии российской словесности, почётный член Пушкинской академии, председатель комиссии по присуждению Международной премии М.
В 1942 году проходил обучение в пехотном училище города Актюбинска, получил звание сержанта и попал на Сталинградский фронт, сумел в составе наступающей дивизии дойти до Чехословакии. Юрий Бондарев Как участник военных событий в селе Боромля Сумской области, уничтоживший значительное количество боевой техники противника, а также вражеских офицеров и солдат, был представлен к награждению медалью «За отвагу».
Вторую медаль «За отвагу» он получил за отражение атаки немецкой пехоты в районе города Каменец-Подольский и выведение из строя, наступавшего на оборонительные рубежи, танка. В 1944 году обучался в Оренбургском зенитном училище, затем был демобилизован в звании младшего лейтенанта. Юрий Бондарев Творчество Кроме известных романов и повестей таких, как «Тишина», и «Батальоны просят огня» , значительное место в творческой деятельности занимает работа над киносценариями по его собственным произведениям.
Отличительной чертой его творческой манеры является описание реальной действительности без приукрашиваний, такой, какая она есть на самом деле. Творец не идеализирует собственных героев, они полны сомнений и нерешительности, но, тем не менее, в нужный решающий момент юноши проявляют силу духа и мужество. Еще вчера они учились в школе, а сегодня вынуждены нести ответственность не только за свою судьбу, но и за чужие жизни.
Воевал на южном фланге Сталинградской битвы — в Котельниковском районе, командиром миномётного расчёта. Был и ранен, и контужен, и обморожен… Драматические дни отражения танкового удара группировки Эриха Манштейна в декабре 1942 года Юрий Васильевич описал потом в романе «Горячий снег». После лечения в госпитале до октября 1944 года Бондарев служил командиром орудия. Участвовал в форсировании Днепра, воевал на Украине и в Польше. За уничтожение в Сумской области трех огневых точек, автомобиля и противотанковой пушки противника был награждён медалью «За отвагу». Под Каменец-Подольским — за подбитый немецкий танк получил вторую медаль «За отвагу». Снова был ранен. После выздоровления его направили в Чкаловское артиллерийское училище. Бондарев хотел стать профессиональным военным, проучился год, но не прошёл очередную медкомиссию и был комиссован в звании младшего лейтенанта. После демобилизации Юрий отважился осуществить свою мечту.
Он поступил в Литературный институт им. Горького, где проходил обучение под руководством самого К. Ещё до поступления известный писатель рекомендовал зачислить Бондарева без вступительных экзаменов. Он прочитал первый рассказ Юрия «Поздним вечером» и был восхищён его талантом. Учительница была права. Первые произведения Юрия Бондарева увидели свет в 1949 году. Тема войны стала основной в его творчестве. Его произведения обрели феноменальную известность, и главная причина этому — искренность, с которой писатель описывал происходящие события. Повести Юрия Бондарева стали вершиной батального жанра. Их называют истинной «окопной правдой».
Цензура тогда строго следила за тем, чтоб не было «дегероизации подвига» и чрезмерного внимания к мрачным и неприглядным сторонам войны. Но Бондарев и не акцентировал внимания на чернухе, крови и грязи. Но и никакого пафоса, красивых слов, псевдо-героизма и ура-патриотизма в его книгах тоже нет. Там всё просто, по жизненному. Ведь Юрий Васильевич войну пережил сам. Поэтому он знал, что писал и что делал. Когда в 1957 году вышла книга «Батальоны просят огня», Ю. Бондарев проснулся знаменитым. Действие книги происходит во время Великой Отечественной войны, и в ней рассказывается о двух батальонах, которым поручено захватить плацдарм под Новомихайловкой.
В декабре 1945 г. В 1951 г. Юрий Васильевич окончил Литературный институт. Он быстро стал популярным писателем и одним из самых печатаемых советских авторов. Первое произведение Бондарева вышло в печать в 1949 г. Затем было несколько книг, из которых наиболее известны книги о войне: «Батальоны просят огня», «Горячий снег», «Последние залпы», «Тишина» и многие другие. По всем этим произведениям написаны сценарии и сняты кинофильмы. Юрий Бондарев принимал участие в написании почти всех сценариев. Он также автор сценария к кинофильму «Горячий снег». В 1963 г. Юрия Бондарева приняли в члены Союза кинематографистов. В период с 1961 по 1966 г. Отмечен медалями им.
Ушел из жизни большой русский писатель Юрий Бондарев
То есть окопы, сражения и жизнь, которая может оборваться в любой момент, были поставлены им не во главу угла, а служили лишь декорациями, рамкой, в центре же находились важные и вечные морально-этические вопросы, волнующие людей в любые времена. А в героизм входит все: от мелких деталей старшина на передовой не подвез кухню до главнейших проблем жизнь, смерть, честность, правда. В окопах возникает в необычайных масштабах душевный микромир солдат и офицеров, и этот микромир вбирает в себя все…» — объяснял писатель. Кадр: фильм «Батальоны просят огня» Но не только этим он вошел в историю литературы. Начиная с 1970-х годов в своих произведениях и публичных выступлениях он активно не приемлет набирающую все большую популярность систему либеральных ценностей.
Он был одним из тех, кто подписал открытое письмо в редакцию газеты «Правда» , осуждающее «антисоветские действия и выступления А. Солженицына и А. Он вышел из редколлегии журнала «Наш современник» в знак протеста против публикации романа Солженицына «Октябрь Шестнадцатого». Он публично сравнил политику перестройки СССР с самолетом, который летит, не зная куда, и ждет ли его посадочная площадка.
Смерть все время была рядом. Однажды снаряд упал прямо передо мной, тогда пронеслось: «Господи, спаси и сохрани! А еще как-то угодил под шрапнель. Мой вещмешок разнесло в клочья, а спину задело только по касательной. Значит, Бог и на этот раз помиловал». На фронте старшему сержанту было не до литературы. В сорок четвертом году Сталин приказал снять с фронта молодых солдат и направить на учебу.
Думали о подготовке новых офицерских кадров». Так 20-летний Бондарев попал в Чкаловское училище зенитной артиллерии. Окончил его в декабре 1945-го. Получил звание младшего лейтенанта и был демобилизован по ранениям. В училище он и начал сочинять стихи, рассказы. С ними пришел поступать в Литературный институт. Вон там мусорное ведро, стопочку порвите и выбросьте.
А это рассказы? Вам позвонят». Позвонила через два дня: «Поздравляю. Я передала ваши рассказы Константину Паустовскому, и тот сказал: принимать без экзаменов». Жесткая грубая школа Юрий Бондарев известен своими честными книгами о войне. По ним были сняты фильмы. Юрий Васильевич - соавтор сценария знаменитой киноэпопеи «Освобождение» о главных событиях Великой Отечественной.
Считал, что так точнее — чтобы все второстепенное отсеивалось. Командиром противотанкового орудия он участвовал в форсировании Днепра и освобождении Киева. В бою за Хмельницкий комбат получил свою вторую медаль «За отвагу». В приказе по артполку значилось: «Товарищ Бондарев встретил немецкие танки и пехоту огнём своего орудия с открытой огневой позиции. Один танк был подбит и пехота рассеяна.
Контратака противника была отбита». Юрий Бондарев В боях за Житомир, в окружении, его снова ранило. И опять, после скитаний по госпиталям, Бондарев вернулся на фронт. Карпаты, Польша, Чехословакия... В конце 1944 года его направили в Чкаловское училище зенитной артиллерии, там Бондарев и отпраздновал День Победы.
Перед ним открывалось будущее кадрового офицера, достойно прошедшего войну, но в декабре 1945 года израненного фронтовика признали ограниченно годным к службе — и младший лейтенант Бондарев вернулся в Москву. Оказалось, что все его школьные друзья погибли. До конца своих дней он вспоминал непривычную, страшную тишину, которая встретила его в замоскворецких дворах. Тишина — потом он назовет так один из своих романов. Там есть и об этом.
Несколько месяцев демобилизованный офицер метался, не мог выбрать свою судьбу: поступил на шоферские курсы, учился на подготовительном отделении авиационно-технологического института, а в свободное время писал. Очерки, стихи, прозу. Фото: rg. Но до знакомства с Симоновым тогда дело не дошло. Редактор отдела прозы «завернул» рассказы за «нагнетание страдальческих чувств», хотя в критическом отзыве отметил и сильные стороны: «Боец, изуродованный войною калека, лежит в госпитале и, по его ощущениям, нет ему возврата домой.
Ни к матери, ни к любимой девушке. Кому он нужен? Его томят тяжёлые сны, и маниакальная идея владеет им: выброситься в окно. Довольно сильно описано, как этот калека забирается на подоконник. И ужас перед самоубийством».
Тогда требовалась другая проза о войне: мажорная, триумфальная — чтобы не бередить фронтовые раны. Время Бондарева ещё не пришло. Исключением из правил оставался в то время роман Виктора Некрасова «В окопах Сталинграда», в котором об армейских буднях рассказано предельно просто и правдиво. Но ни самому Некрасову, ни другим писателям потом еще долго не удавалось даже приблизиться к такому уровню. В литературе, да и вообще в искусстве с конца 1940-х утвердился парадный стиль, напоминающий пышную архитектуру тогдашних станций метро.
Той же весной Бондарев заглянул на Тверской бульвар, в Литературный институт. Дама из приемной комиссии — он навсегда запомнил ее прическу, тугой пучок волос — сразу посоветовала выбросить стихи в урну, а к рассказам отнеслась благосклонно. Не следующий день ему позвонили: принят в институт без экзаменов, в семинар прозы Константина Паустовского. Стихи он с той поры больше никому не показывал. Его увлекла поэзия прозы.
Паустовский — писатель, талант которого в пояснениях не нуждается — оказался и тонким педагогом. Он, по выражению Бондарева, открывал студентам «алмазный блеск простого слова». Бондарев в то время писал новеллы «под Бунина» — о любви, о детстве, о душевных тревогах. Его публиковали, читали, хвалили быть может, чаще, чем других прозаиков того поколения , но Бондарев понимал, что только подступает к главному — к книгам, которые расскажут о его фронтовых товарищах. Никогда о войне не писали так откровенно, пристально и подробно.
В «Батальонах» столкнулось две правды: тактический ход командира дивизии Иверзева и трагедия капитана Ермакова. Два батальона переправились через Днепр, заняли плацдарм, приняли бой. Но их перестала поддерживать артиллерия, а из штаба дивизии снова и снова приходил приказ «Держаться до последнего! Ермаков принял командование обреченными батальонами, понимая, что их задача — отвлечь противника. Дивизия уже переместилась и форсировала Днепр там, где немцы не ждали.
Операцию разыграли как по нотам. Но Ермаков, явившись к Иверзеву, не смог удержаться от жесткого: «я не могу считать вас человеком и офицером». Это грубое нарушение устава: капитан не мог смириться с тем, что полковник заранее отвел сотням бойцов участь жертв. Даже во имя победы. Но своя правда есть и у Иверзева.
Быть может, его приказ сберег жизни тысяч бойцов. Только — из других батальонов. А Бондарев посвятил свою повесть тем, кто навсегда остался на крутом берегу Днепра и не увидел Победу.
В 1941 году комсомолец Бондарев вместе с тысячами молодых москвичей участвовал в сооружении оборонительных укреплений под Смоленском. Летом 1942 года, после окончания 10 класса средней школы, направлен на учёбу во 2-е Бердичевское пехотное училище, которое было эвакуировано в город Актюбинск.
В октябре 1942 года курсанты были направлены под Сталинград. Бондарев зачислен командиром миномётного расчета 308-го полка 98-й стрелковой дивизии. В боях под Котельниковским ныне Котельниково был контужен, получил обморожение и лёгкое ранение в спину. После лечения в госпитале служил командиром орудия в составе 89-го стрелкового полка 23-й стрелковой дивизии Воронежского фронта. Участвовал в форсировании Днепра и освобождении Киева.
В боях за Житомир был ранен и снова попал в полевой госпиталь. За уничтожение в районе села Боромля Сумской области из боевых порядков пехоты трёх огневых точек, автомашины, противотанковой пушки и 20 солдат и офицеров противника был награждён медалью «За отвагу». За подбитый танк и отражение атаки немецкой пехоты в районе города Каменец-Подольский награждён второй медалью «За отвагу». С января 1944 года Ю. Бондарев воевал в рядах 121-й Краснознаменной Рыльско-Киевской стрелковой дивизии в Польше и на границе с Чехословакией.
Член ВКП б с 1944 года.
100 лет назад — 15 марта 1924 г. родился Юрий Васильевич Бондарев.
Юрий Бондарев известный советский писатель, прошедший Великую Отечественную Войну, который с первого и до последнего дня жизни верил в Россию и был ей предан. Юрий Бондарев — биография. Юрий Васильевич Бондарев — советский писатель, публицист, сценарист, является членом Союза писателей, занимался общественной деятельность, участник Великой отечественной войны. — 15 марта 1924 года родился русский советский писатель, лауреат множества премий Юрий Васильевич Бондарев. 15 марта день рождения Юрия Васильевича Бондарева (15.03.1924 — по настоящее время) — Героя Соцтруда, лауреата Ленинской и двух Государственных. Краткие биографии Интересные факты Биографические очерки. Биография. Имя Бондарева в списке выпускников Оренбургского училища — Героев Советского Союза и Социалистического труда.