Анализ стихотворения Лермонтова Парус (6, 9 класс). М. Ю. Лермонтов в стихотворении «Парус» использует эпитеты, олицетворения и другие средства художественной выразительности. рассказываю о том, когда и как оно было написано. стихотворение Лермонтова о самом себе, ведь настоящий Поэт всегда остается «одиноким» и «мятежным», а его свободолюбивая душа, полная тревожной неуспокоенности, жаждет вечных поисков, жаждет бури.
Сочинение на тему анализ стихотворения лермонтова парус
одного из самых известных и значимых произведений русской поэзии. Для многих поколений стихотворение «Парус» стало не только поэтическим признанием Лермонтова, но и символом тревожной неуспокоенности, вечных поисков, мужественного противостояния высокой души ничтожному миру. «Парус» анализ стихотворения Лермонтова по плану кратко – лирический герой, средства выразительности, история создания. Анализ стихотворения Лермонтова «Парус». Лермонтов М.Ю. великий поэт, который начал писать свои произведения в совершенно юном возрасте.
Парус (Лермонтов)
Статья автора «Анализ стихотворений» в Дзене: Период времени, когда было создано стихотворение “Парус”, был для молодого Михаила Юрьевича Лермонтова достаточно сложным. Краткий анализ стихотворения Лермонтова «Парус» по плану. Стихотворение Михаила Юрьевича Лермонтова «Парус” изучается в 6 классе на уроках литературы. Полный разбор и краткий анализ «Парус” по плану вы найдёте в нашей статье. Анализ стихотворения «Парус» Лермонтова (Вариант 2). Стихотворение Михаила Юрьевича Лермонтова «Парус” изучается в 6 классе на уроках литературы. Полный разбор и краткий анализ «Парус” по плану вы найдёте в нашей статье.
Анализ шестого стихотворения «Парус» М.Ю. Лермонтова.
Краткий анализ стихотворения Лермонтова «Парус» по плану. Стихотворение «Парус» — образец раннего творчества М.Ю. Лермонтова, к которому сам писатель не относился довольно-таки серьезно, он даже не включил его в список избранных. Художественный анализ стихотворения" 6 класс.
Анализ стихотворения Лермонтова М. Ю. "Парус": главная тема и образы
Создание стихотворения М.Ю. Лермонтова "Парус" связано с переездом поэта из гостеприимной Москвы в холодный Петербург в 1832 году. В анализе стихотворения "Парус" Лермонтова по плану одним из пунктов является определение жанра произведения. стихотворение Лермонтова о самом себе, ведь настоящий Поэт всегда остается одиноким и мятежным, а его свободолюбивая душа, полная тревожной неуспокоенности, жаждет вечных поисков, жаждет бури. В анализе стихотворения "Парус" Лермонтова по плану одним из пунктов является определение жанра произведения. Стихотворение М. Лермонтова “Парус” вызывает у читателя желание бороться, даже если это сделать практически невозможно. «Парус» («Белеет парус одинокой») — стихотворение, написанное 18-летним Михаилом Лермонтовым в Петербурге. Хрестоматийный пример поэзии романтизма.
Анализ стихотворения «Парус» Лермонтов М. Ю
Стихотворение молодого поэта отличает не только яркая образность, мелодичность и поэтическая красота, но и отраженная в нем глубина переживаний и чувств, удивительная зрелость мысли. Композиционно стихотворение состоит из трех строф. Композиция четко разделяет парус и лирического героя: в каждой строфе две первые строки рисуют меняющийся морской пейзаж, а две последующие строки отображают внутреннее состояние и чувства наблюдающего за парусом лирического героя. Лермонтов использует многоточие для разделения описания природы и строк, посвященных психологическому состоянию героя. Образы стихотворения аллегоричны. Для обозначения жизни поэт использовал традиционный образ моря, символизирующий жизненные перипетии, а парус — символ самого человека, его души. Конфликт «парус — море» переходит в конфликт «человек — жизнь». Человек, брошенный в житейское море, бесконечно одинок среди таких же барахтающихся в нем людей.
Она просит бури, чтобы забыться, и готова плыть против течения, покой не для нее, и не в нем она ищет счастье.
Безмятежное, комфортное существование не может удовлетворить такую душу. Ей нужна постоянная борьба, бунт, она страстно желает перемен и готова на пути к этому преодолеть любые расстояния и преграды. История создания Стихотворение появилось в непростое для Лермонтова время. Он оставил Москву, университет, где обучался на факультете словесности и переехал в Петербург, совершенно незнакомый и чужой ему город. По совету бабушки, которая видела в нем только военного, он поступил в школу гвардейских подпрапорщиков. Вполне возможно, что прогулки по набережным Невы и подвигли поэта на создание этого стихотворения. К своему детищу Лермонтов отнесся несерьезно, как к чему-то, не заслуживающему внимания. Он даже не включил его в свой поэтический сборник, изданный в 1840 году.
Но, именно этому стихотворению было уготовано бессмертие. Первая публикация «Паруса» состоялась в 1841 году, в журнале «Отечественные записки». Персонажи и образы Центральный герой стихотворения — парус, сопоставимый с образом самого автора. Представив его в самом начале словами стороннего наблюдателя, поэт начинает отождествлять его с мятежной личностью, пребывающей в поиске смысла жизни. Образ моря представляет собой окружающую среду, общество, саму судьбу, волею которой автор оказался вдалеке от дома, близких людей, привычной обстановки. Красота лазурного моря, золотые лучи солнца… Что еще нужно для спокойной жизни?
Лермонтов учился в Московском университете на филологическом факультете, но, по настоянию своей бабушки, был вынужден оставить это место, которое считал родным. Все его знакомые, прежняя жизнь и увлечения в один миг сменились на незнакомую обстановку, на непривычный ритм и необходимость поступить в школу гвардейских прапорщиков, что ему не удалось сделать. Таким спонтанным был его переезд в северную столицу. Лермонтов однажды прогуливался вдоль Невы и задумался о том, насколько неожиданной может быть смена жизненных декораций и как в один момент может измениться течение бытия.
Раздумывая обо всех происшествиях, которые случились в его судьбе, его взгляд нечаянно скользнул по воде, где виднелись очертания белого паруса, одиноко реющего на волнах. В этой картине поэт нашел сходство со своими душевными терзаниями. Так и появилось на свет это легендарное стихотворение. Основной смысл произведения в том, что человеческой душе не чужды поиски себя, свойственны страсти, желания, и стремления идти туда, где заведомо не безопасно. Одиночество — единственное, что будет незримо и на протяжении всей жизни сопровождать человека словно самый верный друг.
Попробуем представить, каким он был в этом возрасте, о чём мечтал, какие настроения им владели. Теперь, когда мы подготовили подростков к восприятию произведения, и звучит «Парус» в исполнении учителя, после чего обращаемся к учащимся с вопросами.
Понравилось ли вам стихотворение? Детям нравится стихотворение своей романтической устремлённостью, энергией, которая исходит от него, привлекают их и морские картины, созданные молодым поэтом. Почему поэт не может оторвать взгляда от паруса «в тумане моря голубом»? Парус всегда приковывает внимание тех, кто на берегу. Он зовёт за собой, так и хочется оказаться на этом судне, которое, подняв паруса, уходит в море и постепенно тает где-то у горизонта. Куда оно плывёт? Кто стоит у штурвала?
Что его ждёт? Целый рой мыслей и фантазий проносится в голове у того, кто следит за парусом в море, и невольный вздох сожаления вырывается из груди, когда парус исчезает «в тумане моря, голубом» … Опишите картину, которую видит поэт с берега моря. Она одна или их несколько? В стихотворении описана не одна картина. Сначала мы видим безбрежную гладь синего моря, лёгкую дымку голубого тумана над ним. В синеве неба и моря ярко белеет парус, он движется вдаль, становясь всё меньше и меньше, и скоро растает вдали: Белеет парус одинокий Затем перед нами разворачивается картина бури, шторма, с которым парусник отважно борется: Играют волны, ветер свищет, И мачта гнётся и скрипит … И наконец, возникает умиротворённый пейзаж: полный штиль, тишина, море, как зеркало, отражает лёгкие облака и искрится от солнечных лучей, которые пронизывают воду: Под ним струя светлей лазури, Над ним луч солнца золотой … Можно ли видеть эти картины одновременно? Тогда что из этого следует?
Можно предположить, что поэт реально видит первую картину, а остальное дорисовывает в своём воображении. Как вы считаете, всё ли можно увидеть с берега? Нет, с берега виден только парус «в тумане моря голубом». Две другие картины мы будто видим с борта корабля, куда переносит нас воображение поэта. Кстати, какое слово нам подсказывает, что парус очень далеко? Это слово белеет, которое помогает понять, что очертания паруса постепенно сливаются с морской далью и он исчезает за горизонтом. Есть ли что- то общее в этих картинах?
Да, их объединяет романтическое начало. Какое чувство вызывает каждая из них? Первая зовёт нас в дальние страны, увлекает мечтой о путешествиях, вторая тревожит, третья дарит умиротворение. Какие краски преобладают в описаниях моря? Голубые, синие, лазурные, золотые. Но мы не только видим, но и слышим шум моря. Какая строфа помогает нам услышать вой бури и свист ветра?
Какие звуки этому способствуют? В строфе И мачта гнётся и скрипит. Увы, он счастия не ищет И не от счастия бежит — отчётливо слышатся звуки бури: шум и грохот штормовых волн, скрип гнущихся под ветром мачт, тревожные крики чаек. И помогают этому звуки: р, щ, с, ч. Здесь использован художественный приём аллитерации. А в какой строфе нам слышится спокойный плеск волн и какие звуки помогают воссоздать его? Под ним струя светлей лазури, Над ним луч солнца золотой … В этой строфе преобладают гласные: о, а, и, а также сонорные согласные носовые звуки n, н, м, которые придают стиху плавность, помогают передать лёгкое колыхание воды.
Что неизменно присутствует во всех картинах стихотворения?
Презентация на тему "«Парус» М.Ю. Лермонтов - анализ"
Ассонанс первой строки — употребление звука «о». Во втором четверостишье часто употребляется звук «э», а в последней строфе ясно слышен звук «у». Употреблены также аллитерации звуков «щ» и «к». Средства выразительности Поэт в своем произведении в основном употребляет нейтральную лексику. Наиболее часто существительные и прилагательные. Прилагательные позволяют точно и ярко охарактеризовать объекты наблюдения. Существительные помогают изобразить картину корабля, плывущего по морю. Также автор употребляет немало глаголов 3-го лица единственного числа «ищет», «кинул», «свищет», «просит», которые создают впечатление, что поэт говорит не о неодушевленном предмете, а о живой личности, так как парус символизирует человека.
В произведении употреблены цветовые эпитеты. В нем палитра ярких красок: туман голубой, море лазурное, лучи солнца золотые, парус белый. Также в описании чувств, поэт употребляет эпитеты «одинокий, далекой», «мятежный» и т. В стихе также встречается инверсии «стране далекой», «в тумане моря голубом», «просит бури», и т. Также мы видим риторические вопросы «что ищет он в краю далеком? Для усиления экспрессии поэт употребляет повторы, анафору «что ищет, что кинул» и синтаксический параллелизм. Особенности стиха В первых двух строках каждой строфы стихотворения описывается природа.
Вторые две строчки передают состояние души автора. В каждой строфе внешние впечатления рождают философские размышления. Лермонтов поразительно легко сочетал романтическое описание пейзажей и философские размышления. Автор отчетливо рисует картину чистого белого паруса на море, удивительно легко сочетает противоположности, такие как солнце и штиль на море со свистом ветра. Романтическое описание прекрасного пейзажа и философские размышления. Его талант позволяет сопереживать лирическому герою, ощутить глубину его переживаний в связи с возникшими трудностями. Поэт мечтает вырваться из оков одиночества и найти настоящий, деятельный покой, позволяющий понимать, что он не напрасно пришел в этот мир.
Лермонтов в своем произведении в основном использовал современную лексику. Исключения составляют архаизмы: струя вода и лазурь небо , и формы слов: парус одинокой и скрыпит старомосковское произношение. Философские размышления и образы каждый читатель может воспринимать по-разному. Автор не дает ответов на свои вопросы. И все же в конце стихотворения поэт ясно выразил свою мысль, что для него лучше буря, чем бездействие. Особую динамику стиха составляют восклицания, риторические вопросы, описания. Глубину размышлений лирического героя подчеркивают многоточия.
Стих «Парус» можно смело назвать образцом романтического стиля русской поэзии 19 века. Отзывы и интересные факты Стихотворение «Парус» — удивительное сочетание романтики и философских размышлений. В нем Лермонтов проявил многогранность и силу своего таланта, а также способность к размышлению над глубокими вопросами бытия. В свои 17 лет небольшим стихотворением молодой поэт проявил себя как поэт, которого ждет великое будущее. Произведение впервые было опубликовано только после смерти поэта в 1841 году. До нашего времени этот стих остается одним из популярных произведений Лермонтова. В 1848 году А.
Варламов написал музыку на стих «Парус». Год спустя также А. Рубинштейн написал музыку. Стих стал романсом. В 1985 году А.
Однако ход истории, связанные с ним изменения в языке, развитие литературы могут оказывать влияние на понимание текста. При его общей стабильности в разные времена возможно искажённое восприятие некоторых элементов целого. Подобное искажение тем легче допустить, чем значительнее возраст художественного произведения.
При чтении "Паруса" М. Лермонтова современных школьников подстерегает опасность такого рода. Шанский Н. Лингвистический анализ художественного текста. Лермонтова "Парус". При разработке данного урока преследовалась следующая цель: выяснить, почему стихотворение "Парус" было воспринято в русском обществе XIX века "как выражение передовых гражданских идей того времени" и "отрицание окружающей поэта действительности". Задачи: Познакомить учащихся с фактами из жизни поэта, уделить особое внимание личности поэта, подчеркнуть необычность его судьбы, гениальность. Помочь учащимся не только ощутить, но и осмыслить самобытность поэта.
Показать, что поэзия — своеобразный лирический дневник, в котором находят отголосок события жизни поэта, выражается его мироощущение, складывающееся под влиянием пережитого, передуманного. Почувствовать настроение стихотворения « Парус», осознать символические значения образов в этом стихотворении. Проанализировать «Парус» как творческий манифест поэта. Помочь осознать, что, рассказывая о парусе, поэт раскрывает мир чувств и проблем человека, показывает, выражает жизнь его души. Расширить представление о композиции произведения; развить воображение, умение видеть картины, нарисованные автором; расширить словарный запас; развить интерес к поэзии. Дать понятие художественным приёмам инверсия и антитеза. Развить внимание, художественную речь, воображение, творческие способности. Показать связь литературы с другими видами искусства: музыкой, живописью.
Творчество русского классика Михаила Юрьевича Лермонтова всем нам известно еще со школьной скамьи. Его произведения входят в обязательную программу обучения. В любом жанре Лермонтов гениален и неподражаем, хотя сам и считал себя недостаточно совершенным, чтобы печататься рядом с его учителем и кумиром Пушкиным. Именно поэтому он начинает издавать свои произведения только после смерти Александра Сергеевича. Михаил Юрьевич Лермонтов был настолько талантливым и одаренным человеком, что за свою очень короткую жизнь он успел оставить потомкам несметные культурные богатства в виде стихов, поэм, романов, рассказов, повестей и т. В свое время он дополнил звено великих гениев классической русской литературы, творчество которых преподают на уроках. Произведения Лермонтова в школьной программе знакомят детей с тем, что волновало людей того времени, что их вдохновляло и что убивало. Поэзия Лермонтова была написана очень самобытным, прекрасным и оригинальным языком.
Лермонтов бродил по набережной Невы, подавленный и расстроенный, заметил вдалеке очертания белого парусника — у него родилось легендарное стихотворение. Сам поэт несерьёзно отнёсся к произведению, не включил его в свой сборник сочинений 1840 года. Интересен тот факт, что у Лермонтова есть акварельная работа, на которой изображено небольшое парусное судно в шторм, она также написана в период с 1828—1832 гг. Она является полноценной иллюстрацией, художественным комментарием к тексту. Тема одиночества и неопределённости, поиска, загадочности человеческой души.
Парус в стихотворении символизирует жизнь молодого поэта, его внутренний мир. Главная мысль — человеческой натуре свойственны страсти, желания, одиночество, поиск себя, тяга к тому, что может быть опасно. Идея — автор показывает одиночество и мятеж внутреннего мира творческого человека, самого себя. Главный герой — образ паруса — человеческой натуры, ищущей своё место, рвущейся в неизвестность. В минуты отчаяния люди склонны к мятежу, поиску, риску, это следствие неизвестности.
Автор делает акцент на то, что человеку, обуреваемому жизненными невзгодами, не дано знать, что ему во благо, а что — нет. Композиция Произведение состоит из трёх строф, объединённых пейзажными мотивами и внутренними переживаниями лирического героя. Стихотворный размер: четырёхстопный ямб с перекрёстной рифмовкой. Лирическое стихотворение: в произведении даны мысли и чувства лирического героя, его мятущаяся душа. Это стихотворение — образец романтического стиля в русской литературе XIX века.
Что кинул он в краю родном. Противопоставление в контексте описательного характера делает более выразительными образы, подчёркивает их различия, создаёт противостояние. Поэт считал родным городом Москву, всей душой стремился туда, к своим друзьям и прежним литературным увлечениям. Под влиянием бабушки ему пришлось оставить филологический факультет Московского университета и поступить в школу гвардейских прапорщиков в северной столице. Размышляя о непредсказуемости жизни, поэт прогуливается вдоль Финского залива и видит на горизонте белый парус, в одиночестве которого находит сходство с собой.
Эту деталь Лермонтов сообщает в письме своей знакомой М. Литературное направление Конфликт героя и среды также указывает нам на романтическую традицию. Род Произведение можно воспринимать и как сюжетную лирическую миниатюру. Проблематика Поэт касается проблемы жизненного выбора. Находясь между прошлым и будущим, корабль теряется в необъятном просторе.
Для обозначения жизни поэт использовал традиционный образ моря, символизирующий жизненные перипетии, а парус — символ самого человека, его души. Конфликт «парус — море» переходит в конфликт «человек — жизнь». Человек, брошенный в житейское море, бесконечно одинок среди таких же барахтающихся в нем людей. В «Парусе» авторское «я» спрятано, но его легко угадать за местоимением «он»: в отличие от слова «парус», употребленного лишь в первой строке, оно встречается в тексте шесть раз.
В первой строфе образы паруса и лирического героя объединены словом «одиночество». Одиночество героя вызвано разочарованием в жизни, горечью каких-то утрат; он задается мучительным вопросом: как достичь внутренней гармонии. Во второй строфе герой ищет спасение от одиночества в борьбе со стихией, но, «увы», встреча с бурей не приносит счастья — счастье невозможно найти извне, оно заключено внутри человека. В третьей строфе наперекор умиротворенной, гармоничной картине мира герой стремится обрести душевный покой в обновлении жизни, в очистительной буре.
Наряду с мотивом одиночества, Лермонтов поднимает в «Парусе» неизменно интересующую его тему — проблему цели и смысла человеческого бытия. Пейзаж в произведении отображает внутренний мир поэта. Стихотворение написано четырехстопным ямбом с использованием перекрестной рифмовки первая и третья строки каждой строфы оканчиваются женской рифмой, для второй и четвертой строк применена мужская рифма. Для усиления художественной экспрессии Лермонтов применяет в «Парусе» повторы, в том числе анафору что ищет, что кинул , синтаксический параллелизм, инверсию парус одинокой, стране далекой, в тумане моря голубом.
Поэт широко использует олицетворения ветер свищет, играют волны , метафоры струя светлей лазури , эпитеты луч солнца золотой. Насыщенность глаголами придает стихотворению динамизм. Для передачи контраста, на котором построена композиция стихотворения, Лермонтов прибегает к антитезе стране далекой — краю родном, кинул — ищет. Для изображения меняющейся картины морского пейзажа поэт использует звукоподражание: в первой строфе с помощью преобладания звуков «л», «н», «м», «р» создается эффект мерного покачивания волн во время штиля; изменение моря шум волн и свист ветра передается путем превалирования звуков «с», «т», «щ», «ч».
В стихотворении в образе паруса виден сам поэт, его душа.
Анализ стихотворения Парус Лермонтова
Лермонтова находится в поисках: он «мечтатель, перстень счастья ищущий во мгле». Оба героя ищут свое место в неизвестности, однако, у них разное отношение к жизни. Герой М. Лермонтова сравнивает ее с морем, которое может быть и спокойным, и бурным, и светлым, и темным, а С. Есенина — с мглой, которая всегда темна и беспросветна. В стихотворении А. Пушкина так же, как и у М. Лермонтова мысли героя передаются с помощью описания окружающего мира. Лермонтов описывает море, а А. Пушкин — село Михайловское и три сосны, растущие у дороги.
Парус — это сравнение с самим собой, как ни странно.
Этот парус очень одиноко смотрится на фоне моря и тихой природы. Этот парус — неизвестно, что от него ожидают другие, и что он хочет в жизни? Вот самым этим вопросом, как бы и задается сам писатель, Лермонтов. Анализ стихотворения Лермонтова «Парус» 9 класс Нравственный и полный внутренних переживаний монолог — все это стихи Лермонтова. Анализ стихотворения Лермонтова показывает, что всего в 12 строках может быть скрыто так много для размышления. Более того, произведение является одним из богатств русской сокровищницы творений. Для того чтобы провести анализ стихотворения Лермонтова «Парус», следует обратиться к его истокам. Почему оно было написано? Столкнувшись с трудностями в окончании университета, Михаил Юрьевич остался без возможности продолжать учебу в г. И, прогуливаясь по окрестностям города, он часто проводил время у Финского залива.
Именно здесь родилось это величественное произведение. Две первые строки каждого из них описывают море и парус, а две последние — мысли Лермонтова по этому поводу. Общая мысль произведения — это существование человека в огромном мире, который представлен как спокойный и размеренный «струя светлей лазури» , так и переменами и волнениями, сопровождающими нас по жизни «играют волны — ветер свищет». В данном случае, человек — это парус, который плывет по морю скитается по миру. Анализ стихотворения Лермонтова показывает, что «парус» не совсем доволен своей жизнью «А он, мятежный, просит бури» , хоть она ему и благосклонна «Над ним луч солнца золотой». Парус не хочет спокойствия и умиротворенности, он жаждет впечатлений и насыщенности. Для увеличения выразительности стихотворения, Лермонтов использует синонимы, анафоры, повторения. А динамику произведению придают глаголы. Кроме того, наличие многоточия позволяет воспринимать произведение не как описание пейзажа, а как несущее психологический смысл. Анализ стихотворения Лермонтова раскрывает, что прямого указания на то, что поэт накладывает свой образ на парус, нет, но невооруженным взглядом эта связь прослеживается.
Также поэт очень явно показал то, что парус — извечный странник «Что ищет он в стране далекой? Что кинул он в краю родном? Столь легкое и короткое произведение несет в себе столь глубокий смысл! Стихотворение пронизано темой свободы, хоть автор и не употребил этого слова ни разу. Свободный, но в то же время бесконечно одинокий, парус плывет по бескрайнему морю и желает найти хоть каплю беспокойства — это то, что открывает нам анализ стихотворения Лермонтова. Парус, как и сам поэт, пытается найти смысл жизни, какую-то высшую цель, которая придаст его существованию значимости. Поэзию Михаила Юрьевича не спутать ни с одной другой. Ей характерна тонкость, изящество, наполняющее душу читателя гармонией. Творчество Лермонтова не может оставить равнодушным. Анализ стихотворения Лермонтова «Парус» показал, что ценители истинной поэзии не смогут, так сказать, «пройти мимо».
Поэт в 12 строках выразил надежды, упования, мысли и гонения молодежи его современности. Это актуально и по сей день. На протяжении своей жизни практически каждый из нас пытается найти себя, мечется от одного к другому и пытается понять смысл бытия. Текст стиха Лермонтова М. Что кинул он в краю родном. Играют волны - ветер свищет, И мачта гнется и скрыпит. Под ним струя светлей лазури, Над ним луч солнца золотой. А он, мятежный, просит бури, Как будто в бурях есть покой! Анализ М. Лермонтов начал писать необыкновенно рано.
Знаменитый «Парус» - создание семнадцатилетнего поэта. Образы бури, моря и паруса характерны для ранней лирики Лермонтова, где свобода поэтически связывается с одиночеством, мятежными стихиями. Развитие поэтической мысли в нём своеобразно и отражено в особой композиции произведения: читатель всё время видит морской пейзаж с парусом и автора, размышляющего о них.
Но ответ его нельзя назвать точным или понятным, поскольку он не дает никакой конкретики. Под ним струя светлей лазури, Над ним луч солнца золотой… А он, мятежный, просит бури, Как будто в бурях есть покой! В третьей строфе ответ мы так и не получаем, на вопрос, что же ищет парус? Он пытается найти покой, там, где найти его не представляется возможным. Он хочет найти спокойствие в буре, надеясь там найти покой. Образы и символы произведения Одним из главных символов данного произведения, естественно, является сам парус. Все события, о которых идет речь в стихотворении, происходят вокруг него.
Он символизирует одиночество, что очень напоминает чувства самого автора. Так же можно сказать, что парус является отражением человеческой души, которая всегда зависит от происходящего вокруг. Буря — символ беспокойства и неопределенности. В образе моря автор так же показывает неопределенность и переменчивость, с которой вынужден сталкиваться каждый человек. Показывая, как бросает парус, мы понимаем, что и человеческую душу точно так же терзает на протяжении всей жизни. Лирический герой тесно переплетается с парусом. Они очень похожи. Их волнуют одни и те же вопросы, а так же одинаково кидает из стороны в сторону под действием судьбы. Они оба несвободны и одиноки, при этом постоянно зависят от факторов из вне. Говоря о том, что парус ищет покой в буре, он показывает свои желания, которые, на первый взгляд, могут показаться нелепыми и нелогичными.
Темы и проблемы Одной из проблем можно выделить проблему одиночества. Лермонтов достаточно часто поднимает эту тему в своем творчестве. Здесь одиночество он показывает в образе паруса, который одиноко находится в открытом море. Рядом с ним нет никого, поэтому ждать какой-либо поддержки ему попросту неоткуда.
Перефразировать абзац Повтор слов «буря», «ищет» несёт большую содержательную нагрузку, ведь именно это подчёркивает основную мысль текста «поиск себя». Перефразировать абзац Ещё хотелось бы отметить, что в стихотворении присутствует инверсия «что ищет он в стране далёкой? Что кинул он в краю родном? Перефразировать абзац Интересно, что в произведении много многоточий, которые говорят о незаконченности действий, а также можно наблюдать два выразительных и два побудительных предложения, подчёркивающих поиск человека, как самого себя внутренне, так и внешне. Перефразировать абзац Нельзя не сказать о средствах выразительности.
М. Лермонтов, «Парус»: анализ стихотворения, характеристика героев и интересные факты
Зато местоимение он употребляется шесть раз, постоянно отсылая нас к парусу, в том числе и тогда, когда перед нами мысли и раздумья поэта. Шанский [11] «Парус» состоит из трёх четверостиший и одновременно — из шести «перемежающихся двустиший». Произведение построено таким образом, что две первые строчки каждой строфы представляют собой «пейзажную половину», в которую включено описание моря и паруса; две следующие строки каждого стиха — это поток раздумий поэта [12]. В число основных художественных приёмов, используемых Лермонтовым в «Парусе», входит антитеза. Так, буре противопоставлен штиль «Под ним струя светлей лазури» ; далее идёт ряд антонимов: ищет — кинул, далёкой — родной, ищет — бежит. При этом «буря» имеет не только буквальное значение; поэт подразумевает под этим словом ещё и «жизненные повороты», «изменения в судьбе» [13]. Стихотворение завершается оксюмороном [14] : Именно поэтому такой выразительной, сильной и в смысловом отношении очень ёмкой и натруженной оказывается заключительная строчка «Как будто в бурях есть покой». С помощью оксюморона поэт ставит последнюю заключительную точку в размышлениях о своей судьбе [14].
Адаптации[ править править код ] Один из наиболее известных романсов «Белеет парус одинокий» был написан в 1848 году композитором Александром Варламовым. По словам музыковеда Александра Майкапара , страстный порыв, ставший лейтмотивом произведения, был передан с помощью сопровождающей сочинение темпераментной ритмики болеро [15]. Кроме Варламова, к стихотворению «Парус» обращались также Антон Рубинштейн , написавший в 1849 году вокальный квартет, Владимир Ребиков , создавший мелодию для женского хора, и другие композиторы [16].
Во второй строфе герой ищет спасение от одиночества в борьбе со стихией, но, «увы», встреча с бурей не приносит счастья — счастье невозможно найти извне, оно заключено внутри человека.
В третьей строфе наперекор умиротворенной, гармоничной картине мира герой стремится обрести душевный покой в обновлении жизни, в очистительной буре. Наряду с мотивом одиночества, Лермонтов поднимает в «Парусе» неизменно интересующую его тему — проблему цели и смысла человеческого бытия. Пейзаж в произведении отображает внутренний мир поэта. Стихотворение написано четырехстопным ямбом с использованием перекрестной рифмовки первая и третья строки каждой строфы оканчиваются женской рифмой, для второй и четвертой строк применена мужская рифма.
Для усиления художественной экспрессии Лермонтов применяет в «Парусе» повторы, в том числе анафору что ищет, что кинул , синтаксический параллелизм, инверсию парус одинокой, стране далекой, в тумане моря голубом. Поэт широко использует олицетворения ветер свищет, играют волны , метафоры струя светлей лазури , эпитеты луч солнца золотой. Насыщенность глаголами придает стихотворению динамизм.
Главного героя стихотворения поэт характеризует двумя эпитетами : "одинокий" и "мятежный". Для Лермонтова одиночество связано с невозможностью счастья, отсюда лёгкая грусть в самом начале стихотворения. Но парус не боится бури, силён духом и непокорен судьбе-мятежный! Основу текста стихотворения составляет символ паруса, который обозначает человеческое одиночество, бунтарство человеческого духа, право человека на свободу, выбор.
Но одиночество и простор не несут освобождения от мучительных вопросов, встреча с бурей не даёт счастья. Буря не избавляет парус от томительности существования, но буря всё же предпочтительнее умиротворения и гармонии. Эта мысль звучит в последней строфе стихотворения.
В раннем варианте стихотворение «Парус» начиналось словами: «Белеет парус отдаленный». Впоследствии Лермонтов переработал первую строчку, заимствовав известное многим начало произведения из поэмы, написанной А. Бестужевым-Марлинским «Андрей, князь Переяславский». Стихотворение «Парус» описывает вид морской бури и плывущий по неспокойному морю одинокий парус. Тема одиночества проносится через все раннюю лирику юного поэта. Именно с одиночеством Лермонтов связывает свою свободу, которая так для него дорога.
Лермонтовский «Парус» ассоциируется у каждого из нас и у самого поэта не только с видом реального паруса, но и с конкретным человеком, на долю которого выпало много тяжелых испытаний. Читая произведение перед нами встает и морской пейзаж, и белеющий одинокий парус, и сам одинокий поэт. Возникающее в воображении бушующее море, о котором повествуется в начале стихотворения, сменяется переживаниями самого Лермонтова, покинувшего Москву и отказавшегося от мечты стать филологом. Одинокий парус, о котором повествует юный поэт, не случайно выбран главной идеей произведения, так как автор сам одинок в бушующем мире людей. Жанр произведения Стихотворение «Парус», в жанровом отношении является своего рода лирической новеллой. Здесь на фоне морского пейзажа и белеющего паруса четко проявляется философский смысл в одиночестве поэта, как паруса пытающегося найти свой берег. Пейзаж бушующего моря олицетворяет повседневную суматоху в людской жизни.
"Парус" - моё любимое стихотворение Лермонтова - примеры сочинений
Во-первых, можно соотнести парус с восемнадцатилетним Лермонтовым, который оставил Москву, приехал в столицу поступать в университет. Однако же его мечта — выучиться на филолога — рухнула, и он чувствовал себя одиноким среди бушующей жизни столицы. Во-вторых, представляется образ мыслящего человека, не желающего смиряться с окружающей его действительностью. Он жаждет перемен и готов бороться с волнами, подобно парусу, лишь бы они случились. Образы и символы Стихотворение наполнено символами и аллегориями. Если человеческая жизнь — это море, то человек в ней — парус, одинокий, гонимый, не знающий покоя и приюта. Этот образ Лермонтов отразил не только в поэзии, но и в живописи: известна его акварельная работа, словно иллюстрирующая стихотворение. Буря в данном произведении тоже гораздо больше чем морской шквал. Она ассоциируется с революцией, а вызваны эти мысли реакцией на Декабрьское восстание 1825 года.
Лирический герой осознает, что если он хочет добиться поставленных целей, то безмятежный путь, освещённый солнцем, — не для него. Только преодоление настоящей бури может привести его к заветной мечте. Темы и мотив Одиночество. Это основная тема стихотворения. Она раскрывается через центральный образ сочинения — белый парус, который оставил родной край и борется с жестокой морской стихией. Мотив одиночества является одним из ключевых в лирике Лермонтова.
Он счастия не ищет И не от счастия бежит!
Он жаждет смысла своей жизни, участия в чем-то по-настоящему важном. Поэт не уверен, что оставил это, самое важное, позади. Он также не знает, что найдет на новом месте. Автор стихотворения еще не знает, что именно может привести его к цели и надеется, что ему поможет буря. Он ищет бури, бурной деятельности и верит, что в этом сможет найти настоящий покой, хотя и в этом также не уверен потому, что употребляет слово «как будто». Жанр Стихотворение — лирическая новелла, написано четырехстопным ямбом. Рифмовка перекрестная.
В стихотворении также присутствуют черты элегии. Первая и третья строчка заканчивается на женскую рифму. Тогда как в четвертых строчках каждой строфы преобладает мужская рифма. Двенадцать строчек, три четверостишья с прекрасной и легкой рифмой. Ассонанс первой строки — употребление звука «о». Во втором четверостишье часто употребляется звук «э», а в последней строфе ясно слышен звук «у». Употреблены также аллитерации звуков «щ» и «к».
Средства выразительности Поэт в своем произведении в основном употребляет нейтральную лексику. Наиболее часто существительные и прилагательные. Прилагательные позволяют точно и ярко охарактеризовать объекты наблюдения. Существительные помогают изобразить картину корабля, плывущего по морю. Также автор употребляет немало глаголов 3-го лица единственного числа «ищет», «кинул», «свищет», «просит», которые создают впечатление, что поэт говорит не о неодушевленном предмете, а о живой личности, так как парус символизирует человека. В произведении употреблены цветовые эпитеты. В нем палитра ярких красок: туман голубой, море лазурное, лучи солнца золотые, парус белый.
Также в описании чувств, поэт употребляет эпитеты «одинокий, далекой», «мятежный» и т. В стихе также встречается инверсии «стране далекой», «в тумане моря голубом», «просит бури», и т. Также мы видим риторические вопросы «что ищет он в краю далеком? Для усиления экспрессии поэт употребляет повторы, анафору «что ищет, что кинул» и синтаксический параллелизм. Особенности стиха В первых двух строках каждой строфы стихотворения описывается природа. Вторые две строчки передают состояние души автора. В каждой строфе внешние впечатления рождают философские размышления.
Лермонтов поразительно легко сочетал романтическое описание пейзажей и философские размышления. Автор отчетливо рисует картину чистого белого паруса на море, удивительно легко сочетает противоположности, такие как солнце и штиль на море со свистом ветра. Романтическое описание прекрасного пейзажа и философские размышления. Его талант позволяет сопереживать лирическому герою, ощутить глубину его переживаний в связи с возникшими трудностями. Поэт мечтает вырваться из оков одиночества и найти настоящий, деятельный покой, позволяющий понимать, что он не напрасно пришел в этот мир. Лермонтов в своем произведении в основном использовал современную лексику. Исключения составляют архаизмы: струя вода и лазурь небо , и формы слов: парус одинокой и скрыпит старомосковское произношение.
Философские размышления и образы каждый читатель может воспринимать по-разному. Автор не дает ответов на свои вопросы. И все же в конце стихотворения поэт ясно выразил свою мысль, что для него лучше буря, чем бездействие. Особую динамику стиха составляют восклицания, риторические вопросы, описания. Глубину размышлений лирического героя подчеркивают многоточия.
Он много размышляет, прислушиваясь к советам родственников. Гуляя на берегу Финского залива , он видит парусный флот и отдельно стоящие корабли. Появляются вдохновенные строки короткого стихотворения М. Лермонтова «Парус», анализ которого мы начали. Тематика стихотворения Это философско-лирическое произведение, в которое включён пейзаж. В голубом тумане моря автор видит, на фоне светлых лазурных волн, под лучом солнца, одинокий парус. Пейзаж в стихотворении - это внутренний мир человека. Далее мы разовьем эту мысль поэта и рассмотрим стихотворение Лермонтова «Парус». Анализ коротко разберёт все элементы произведения. Тема, идея стихотворения Что значит море для поэта? Бурные житейские волны. А парус - это он сам, неприкаянный и не решивший, что ему делать. Одиночество в мире чиновников, большого света, куда он стремится, и где его не принимают, - это главная мысль, которая занимает молодого человека. Он во всём желает совершенства, но этого никто не оценивает. В Николаевскую эпоху, после декабрьского восстания, большинство дворян до дрожи боится в чём-либо противоречить императору. Мятежный дух поэта прорывается в стихотворении «Парус», который ищет бурь, не боясь их. То есть для Лермонтова, столкновение с миром чиновников неизбежно как неотвратимы и штормы, которые парус не просто встретит на своём пути, а даже найдёт их. Он отыщет свою высокую цель , ради которой имеет смысл жить, преодолевая все помехи и препятствия на своём пути. Мы продолжаем анализ стихотворения Михаила Лермонтова «Парус». Композиционное построение В стихотворении всего три строфы. Каждая из них начинается описанием пейзажа, который постоянно меняется: он то спокоен, то разыгрывается ветер и под ним гнётся мачта, то вновь море успокаивается, сияет лазурью, и пробивается луч солнца. В каждой строфе мы видим автора, с волнением наблюдающего за парусом. Он задаётся вопросами, которые связаны с психологически неустойчивым состоянием поэта. Образы Автор в своём произведении использовал аллегорию. Жизнь обозначена, как образ моря, то спокойного, то бурного. Оно символизирует тернистые, запутанные, суровые пути. Парус - это символ человека с его проблемами, поисками, устремлениями. Так возникает конфликт между человеком и жизнью, в которую он брошен, и смыслом, который он хочет найти. Художественные средства автора Продолжая анализ стихотворения М. Лермонтова «Парус», мы рассмотрим художественные приёмы автора. Произведение написано четырёхстопным ямбом с перекрёстной рифмой. Поэт применяет инверсию парус - одинокий, море - голубое , антитезу кинул - ищет, страна - далёкая, край - родной , олицетворение волны играют, ветер свищет , обилие глаголов. Все это усиливает впечатление от стихотворения. Лингвистический анализ текста стихотворения Лермонтова «Парус» Мы уже упоминали, что всё стихотворение построено на противопоставлениях. Пейзажные двустишия сталкиваются с психологическими. Антитезой также служит пара море бытийное и парус, под которым понимается человек, который борется с препонами жизни. Для усиления выразительности применена, кроме уже упомянутых средств, анафора «что ищет», «что кинул». Большое количество глаголов выражают динамику, изменчивость природы и паруса. Особо напряжена вторая строфа. Всё живо: природа, море, парус.
Он должен или принять условия петербургских вузов, или же попробовать себя в новом амплуа. В столь сложное для себя время поэт решает прислушаться к совету бабушки. Он становится студентом юнкерской школы, что приравнивается к современной жизни в военном училище. В анализе стихотворения «Парус» Лермонтова в сочинении, связанном с жизнью писателя, хотелось бы отметить ряд противоречий в биографии поэта. Одни историки склонны верить ранее представленной версии о том, что Михаил Юрьевич сам бросил учебу. Другие же уверены в том, что его безалаберное поведение в университете стало причиной принудительного окончания ВУЗа в Москве. Лермонтов по «Парусу» анализ стихотворения не составлял, а также не комментировал те сложные события в его жизни. Поэтому подлинная история создания стихотворения остается предметом спора историков и литераторов. Парус: средства выразительности Михаил Юрьевич использовал популярные средства выразительности в своем знаменитом стихотворении. Благодаря богатому литературному языку автора, что подтверждается в анализе стихотворения «Парус» Лермонтова за 9 класс, произведение получилось ярким, запоминающимся, глубоким и легким одновременно. Чтобы понять, в чем секрет творчества поэта, требуется проанализировать, какие использовались в «Парусе» Лермонтова средства выразительности, и почему автор выбрал именно их. Опытному читателю сразу бросается многообразие эпитетов. Их можно подробно разобрать в анализе стихотворения «Парус» Лермонтова за 7 класс. Среди примеров: «одинокий» парус , «голубом» о морском тумане , «золотой» про луч солнца. Если изучать «Парус» Лермонтова в анализе с цитатами, акцентируя внимание на прочих средствах выразительности, следует упомянуть олицетворения. Они используются в одной строчке второго четверостишия произведения: «Играют волны — ветер свищет». Здесь природные явления волна, ветер приобретают не свойственные им «живые» черты. Волны по своей природе не могут играть — это особенность одушевленных предметов, ровно как и ветер, который не наделен свойством свистеть.