Через несколько дней после начала операции к наступлению должна была подключиться 67-я армия, которая освободит Мгу, Ульяновку, Тосно и вместе с Волховским фронтом восстановит контроль над другими населенными пунктами. Через 2 месяца после освобождения города было принято решение о восстановлении в прежнем виде дворцово-паркового ансамбля города Пушкина. Разумеется, после освобождения Ленинграда от блокады среди первоочередных задач было восстановление разрушенного города.
Показываю 10 объектов до и после
Как в послевоенном Ленинграде восстанавливали памятники архитектуры | Парторганизации Москвы и Ленинграда возглавляли два ждановских выдвиженца — Попов и Попков, Ленгорисполком возглавлял Лазутин. |
О возрождении Ленинграда после блокады расскажут в Петропавловской крепости | 1:09 Восстановление домов в Ленинграде после войны 1946. |
80 лет освобождения Ленинграда: последствия блокады | Восстановление Ленинграда началось сразу же после освобождения. |
Презентация на тему "Восстановление Ленинграда"
Кушкуль г. Оренбург«Крымско-татарский добровольческий батальон имени Номана Челеджихана» Украинское военизированное националистическое объединение «Азов» другие используемые наименования: батальон «Азов», полк «Азов» Партия исламского возрождения Таджикистана Республика Таджикистан Межрегиональное леворадикальное анархистское движение «Народная самооборона» Террористическое сообщество «Дуббайский джамаат» Террористическое сообщество — «московская ячейка» МТО «ИГ» Боевое крыло группы вирда последователей мюидов, мурдов религиозного течения Батал-Хаджи Белхороева Батал-Хаджи, баталхаджинцев, белхороевцев, тариката шейха овлия устаза Батал-Хаджи Белхороева Международное движение «Маньяки Культ Убийц» другие используемые наименования «Маньяки Культ Убийств», «Молодёжь Которая Улыбается», М. Реалии» Кавказ.
Ленинградцы еще до окончания войны разработали проект реставрации дома. В 1945—1947 годах специалисты восстановили стены, перекрытия и интерьеры, а скульпторы воссоздали на основе довоенных фото разбитый барельеф. В 1948—1951 рабочие реставрировали Большой зал, наиболее пострадавший в блокаду. Именно в его квартире собирались перед восстанием декабристы. Мариинский театр Мариинский театр во время блокады и в наши дни Сегодня: главная сцена Мариинского театра Адрес: Театральная площадь, 1 В сентябре 1941 года в правое крыло театра, в советское время названного Кировским, попала 250-килограммовая фугасная бомба. По воспоминаниям певицы Татьяны Холмовской, «от взрывной волны открылись двери в зрительном зале и прилегающих коридорах, мебель была уничтожена, железный занавес отодвинулся почти на метр, но прикрыл собой сцену». Всего за время блокады в здание попало более двадцати снарядов, но к осени 1944 года федеральный памятник уже восстановили. Во время работ здания могли получить новый архитектурный облик, «созвучный окружению», отмечает эксперт.
В качестве примеров он приводит следующие здания. Станция метро «Адмиралтейская» Дом в Кирпичном переулке, 1 слева направо : в довоенные годы, во время блокады, после реконструкции в 1950-х годах, в наши дни Адрес: Кирпичный переулок, 1 Во время войны дом, на месте которого сейчас расположена станция метро «фиолетовой» ветки, разрушили снарядом. Бомба срезала угол здания. Считается, что дом в Кирпичном переулке — один из первых, восстановленных после войны. Однако во время реставрации его вид сильно изменили. Несмотря на протесты граждан, в 2009 году здание снесли для создания вестибюля «Адмиралтейской». КГИОП разрешил снос, поскольку дом переделали слишком сильно. Специалисты решили, что он уже не представляет исторической ценности. Но в качестве комплимента придали фасаду новой постройки черты уничтоженного дома. В 1913 году дом полностью перестроили, надстроив этаж.
Литературный дом Дом на Невском, 68 слева направо : в довоенные годы, во время блокады, в аварийном состоянии в 2000-х, в наши дни Сегодня: офисное здание Адрес: Невский проспект, 68 В блокаду здание около Аничкова моста разрушила фугасная бомба, но уже весной 1942 года началась работа над планом восстановления исторического дома.
Особое внимание уделяется восстановлению объектов культурного наследия. В частности, в ЛНР силами Российского исторического общества был восстановлен мемориал «Непокоренные». Ранее «ФедералПресс» сообщал о том, как в Ленинград, несмотря на тяжелейшие условия, возвращалась мирная жизнь.
Сквозь вековые деревья парка видны строгие очертания Гатчинского дворца. Его серые стены почернели от пламени. Сизый дым тянется из окон.
Кое-где еще полыхает огонь. Снег вокруг почернел от пепла». Весной 1945 г. Открытие первого послевоенного сезона было намечено на 15 июня 1945 г. Если в центральных и общегородских газетах информация о работах в пригородных парках и дворцах публиковалась нечасто, то местные газеты порой почти целиком были посвящены восстановительным работам. Газетные статьи воодушевляли, критиковали, торопили. И вот, наконец, 15 июня 1945 г. В первые послевоенные годы много писали о том, какими будут возрождаемые пригороды.
Сообщалось, что после восстановления Большой дворец Петродворца намечено использовать для культурного отдыха трудящихся. Здесь предполагается устроить зрительный, танцевальный, библиотечный залы, биллиардные комнаты, ресторан. Из стенограмм совещаний и воспоминаний музейных работников первых послевоенных лет становится понятно, что решения о том, какими будут дворцы, да и будут ли они вообще, принимались в очень сложной ситуации. Еще было не ясно, хватит ли материалов для научной реставрации. Предложения превратить дворцы во «дворцы культуры» большой санаторно-курортной зоны не воспринимались всерьез архитекторами и музейщиками. Для них такой подход был недопустим. Все остальное разрушено, искалечено, осквернено, взорвано, сожжено». В июне 1946 г.
Не только восстановление парков, но и возвращение примет довоенной жизни как-то особенно ценилось. В Петродворце были открыты Нижний парк и Александрия, где, как и до войны, оборудован пляж. Пристань в Петродворце была разрушена, но прибытие яхт в день открытия парка воспринималось как обещание восстановить морскую дорогу из Ленинграда в Петродворец. Под Шахматной горой вновь играл оркестр, и были танцы. В Ассамблейном зале Монплезира открылась выставка фонтанной парковой скульптуры, а в Коттедже — выставка по истории дворцов и парков Петергофа-Петродворца. Был на этой выставке и отдел, посвященный разрушениям, в нем показывали остатки дубовой панели из Петровского кабинета Большого дворца, найденной в дзоте и использованной как простая доска, панно из Китайского кабинета в Монплезире, которыми были заколочены окна Коттеджа. Сезон 1947 г. Парки Петродворца открылись 10 июня, когда «впервые после войны торжественный праздник открытия летнего сезона был отмечен пуском фонтаном».
Организаторы летних праздников 1947 г. Кроме митинга, концертов и танцев в Петродворце снова состоялись сеансы одновременной игры в шахматы: «В два часа в садике Монплезира Левенфиш провел сеанс одновременной игры на 25 досках». Впервые после войны в 1947 г. Кульминацией летнего сезона 1947 г. Много раз за лето газеты сообщали о том, как идет работа над новым «Самсоном»: какие трудности, связанные с недостатком иконографии, пришлось преодолеть при изготовлении модели, как благодаря оригинальному изобретению скульптора В. О возвращении «Самсона» в сентябре 1947 г. Пуск второй очереди фонтанов произошел 14 сентября. Это был день танкиста, и во всех других пригородных парках летний сезон заканчивался массовым праздником, а в Петродворце — как бы вновь открывался, правда ненадолго.
В 1947-м петергофские фонтаны работали до конца сентября и только по воскресеньям. По материалам публицистики 1937—1947 гг. Послевоенная реставрация Большого Петергофского дворца Хижинский Л. Февраль 1944. Из кн. Художники осажденного города: Ленинградские художники в годы Великой Отечественной войны. Обгоревший, с выбитыми окнами, с обрушившимися перекрытиями и крышей, простоял он до начала 1944 г. Уникальный дворцово-парковый ансамбль представлял собой ужасающее зрелище: центральная часть Большого дворца и Верхний грот взорваны, серьезно пострадали все дворцы и павильоны, расположенные в парках, сами парки изрыты рвами и воронками, большинство деревьев повалены или засохли, все фонтаны разорены, а украшавшие их многочисленные скульптурные группы исчезли, городская застройка потерпела катастрофические разрушения.
Практически сразу после освобождения города были начаты работы по разминированию парков. Специалистам было необходимо разобрать завалы дворцов и павильонов, провести фотофиксацию и выборочные обмеры. Тогда же начались поиски архивных текстовых и графических материалов, разбросанных по разным хранилищам Ленинграда и Москвы. Желание возродить былое великолепие объединило только что пришедших с фронта людей в едином порыве, обусловило невиданный энтузиазм тех, кто работал на расчистке парков и завалов. В боевом военном обмундировании и ватниках, испытывая лишения и голод, люди работали под угрозой обрушения едва державшихся остатков стен и дымоходов, передвигаясь по доскам, наспех переброшенным на сохранившихся устоях, разбирали завалы, выбирали из груд строительного мусора и битого кирпича бесценные уцелевшие фрагменты отделки. Идею реставрации памятников дворцово-паркового «ожерелья» города на Неве тогда поддержали академик И. Грабарь и архитектор А. Возрождение дворцово-парковых ансамблей ленинградских пригородов оказалось уникальным по своим масштабам.
В процессе его осуществления были возобновлены утраченные технологии изготовления художественных произведений, разработаны новые приемы моделирования и восстановления деталей отделки эпохи барокко и классицизма. Большой дворец и каскад, разрушения. Золоченую скульптуру, демонтированную в начале войны и уцелевшую в замаскированных гротах и фонтанных коллекторах, очистили и установили на свои места, восстановили водоподводящие трубы. В 1947-м свое место занял «Самсон, раздирающий пасть льву», его заново выполнили по историческим фотографиям скульпторы В. Симонов и Н. Воссозданную скульптурную группу провезли на передвижной платформе по Невскому проспекту, для многих это стало незабываемым событием, символизирующим торжество созидания над разрушением и забвением. В 1946 г. В первую очередь необходимо было восстановить его фасады.
Без них невозможно было представить существование великолепного дворцово-паркового ансамбля с центральным каскадом фонтанов и прилегающими парками. Оль, проводили фрагментарные обмеры и фиксацию утрат. Подготовленное проектное задание на реставрацию, а точнее сказать ремонт, Большого Петергофского дворца предусматривало устройство в нем дома отдыха: на месте Тронного зала предлагалось разместить ресторан, рядом, в Чесменском зале, — раздаточную, вместо центрального Картинного зала и вестибюля под ним предполагалось сделать большую лестницу на второй этаж, а над ней, в уровне третьего этажа, — бильярдную. В то, что исторические интерьеры дворца можно восстановить, верили тогда единицы. Исключительную инициативу проявил энтузиаст своего дела, ревностный хранитель памятников Н. Белехов настоял на разработке новых предложений с ориентацией на максимальное сохранение исторической планировки. Автором еще одной концепции стал архитектор Ф. Олейник, но и в его проекте не было места историческим интерьерам.
Петродворце», согласно которому восстановлению подлежали фасады дворца с одноглавыми завершениями церкви и Корпуса под гербом по первоначальному проекту Бартоломео Растрелли и пять исторических интерьеров: Парадная лестница, Танцевальный зал, Белая столовая, Тронный и Чесменский залы. В мастерской профессора А. Оля выполнили новый вариант планировки дворца, который обладал определенными достоинствами по сравнению с предыдущими предложениями: ресторан был перенесен из парадных залов в Корпус за гербом, предусмотрено восстановление исторической отделки некоторых помещений. Однако и этот проект имел недостатки: громадная лестница на два этажа в центральной части дворца заняла Портретный зал, оба Китайских кабинета, Дубовую лестницу и центральный вестибюль, а главное, она рассекала дворец на две части. По-прежнему предполагалось разместить зрительный зал в восточной части здания, многие стены подлежали сносу, северная и южная анфилады ликвидировались. В результате очередной вариант, находившийся в стадии проектного задания, был отклонен научно-экспертным советом ГИОП, а затем и Архитектурным советом при главном архитекторе города Н. Было предложено разработать новый проект. За дело взялись несколько авторов, которые представили четыре проекта с разными подходами к восстановлению Большого Петергофского дворца.
Это вызвало бурные споры не только по поводу одного объекта, но и относительно подобных работ в целом. И теперь уже поднимался вопрос, как вообще восстанавливать памятники архитектуры, разрушенные во время войны, если речь идет о конкретных сооружениях, отдельных интерьерах или фрагментах уникальной отделки. Эти споры о возобновлении или воссоздании утраченных памятников культурного наследия продолжаются и до настоящего времени и, вероятно, всегда будут находиться в центре внимания специалистов и общественности. К сожалению, на некоторое время финансирование прекратилось, поэтому в мае 1950 г. Под руководством В. Савкова и на основании выполненных им обмеров был изготовлен макет крыши дворца в уменьшенном масштабе, который впоследствии служил эталоном при восстановлении причудливых изломов кровли дворца. Он находился непосредственно на строительной площадке, помогая рабочим воплощать в жизнь историческое архитектурное решение. В послевоенное время в Ленинграде не было ни специалистов, ни материалов, ни средств.
Однако еще до полного снятия вражеской блокады, в 1943 г. Позже это учебное заведение было преобразовано в Высшее художественно-промышленное училище. Тогда же в Ленинграде было организовано еще несколько учебных заведений, в которых ребят обучали строительному делу и прикладным искусствам, а 1 июля 1945 г. Сюда приходили на работу только что получившие профессиональную подготовку молодые ребята. Из эвакуации вызывали мастеров высокой квалификации: лепщиков, мраморщиков, живописцев, резчиков, позолотчиков, каменщиков, паркетчиков. Усилиями многих ответственных лиц организованы фонды материалов для производства реставрационных работ. В кратчайшие сроки предстояло наладить работу столярных мастерских, цехов по реставрации люстр, литейного и кузнечного цехов. Консервация здания требовала выполнения большого объема строительных работ, нужны были лес, кирпич, металл и многие другие материалы.
К работам по Большому Петергофскому дворцу привлекли и только что созданный Ремстройтрест Петродворцовского района. Часть подсобных работ была поручена строительным мастерским Дирекции дворцов музеев и парков в городе Петродворце, однако в силу ограниченности ресурсов они почти не принимали участия в первоочередных работах и занимались в основном ремонтными работами для поддержания фонтанной системы в рабочем состоянии. Ремонтно-восстановительные работы начались с того, что были усилены фундаменты, особенно ослабленные в центральной части здания. На отдельных участках, например, от Белой столовой до Куропаточной, фундаменты выкладывали заново, с большими заложением и толщиной подошвы, то же самое было сделано и под южной стеной в центре дворца. В остальных местах фундаменты, выполненные при Растрелли, оказались достаточно мощны и крепки, что позволило обойтись без какого-либо вмешательства. Еще в 1945 г. В дальнейшем эти участки стен, так же, как и дымоходы, были восстановлены в исторических габаритах. Южный фасад пострадал меньше северного, но и тут имелись серьезные разрушения: в результате артобстрела была обрушена часть западной стены Купеческого зала.
Так как центральная часть дворца была сильно разрушена, а северная стена полностью уничтожена взрывом, Е. Казанская разработала проект стены с разбивкой рядов кирпича. В соответствии с основным требованием реставрационного задания максимально сохранялись все внутренние стены, для предотвращения их падения даже закладывали дымовые каналы, ставили подпорки. Некоторые стены были целиком забраны в сплошные железобетонные корсеты-обоймы, скреплены металлическими каркасами из уголков и стальных полос, поверх которых наносили штукатурку. Стена Тронного зала Большого Петергофского дворца. Грекова были разработаны проекты восстановления конструкций крыши и усиления стен дворца. Уклоны скатов крыши определялись по сохранившимся следам штукатурки на дымовых трубах.
Содержание
- Комментарии
- Банда «Черной кошки»
- Возвращение Невского проспекта. Взлет и гибель идеи «русской России» при Сталине
- Восстановление города
- Презентация на тему "Восстановление Ленинграда"
- Ленинград в 1944 году. Возрождение - Государственный музей истории Санкт-Петербурга
Восстановление города после войны
Послевоенная жизнь жителей Ленинграда Образ жизни ленинградцев. Победа была великим событием и в жизни страны, и в жизни каждой семьи, и каждого. Разумеется, после освобождения Ленинграда от блокады среди первоочередных задач было восстановление разрушенного города. История восстановления послевоенного Ленинграда символична — это поучительный пример, показывающий способность России к экономической и социокультурной регенерации после пережитых потрясений, считает политолог. На период, когда Белехов руководил Отделом по охране памятников, пришлись Великая Отечественная война, блокада Ленинграда, послевоенное восстановление. Аннотация: статья посвящена аспектам разработки и реализации Генерального плана восстановления и развития Ленинграда в годы войны и блокады.
ИСТОРИЯ ОДНОЙ ФОТОГРАФИИ. ВОССТАНОВЛЕНИЕ ЛЕНИНГРАДСКИХ ДОМОВ
Опыт восстановления Ленинграда после блокады применят в Мариуполе | После снятия блокады Ленинграда и освобождения Ленинградской области от фашистских захватчиков в феврале 1944 года здесь начались работы по восстановлению железнодорожных линий. |
Политолог сравнил восстановление Донбасса с возрождением послевоенного Ленинграда | Блокада Ленинграда во время Великой Отечественной войны считается одним из страшнейших событий в русской истории. |
Возвращение. Как проходила реэвакуация ленинградцев | Предусматривалось ускоренное восстановление Ленинграда как крупнейшего индустриального и культурного центра страны. |
Tg: СОЛОВЬЕВ | — Европа училась у советских мастеров, восстановивших послевоенный Ленинград и его пригороды. |
Перешагнувшие век: каким помнят Петроград-Ленинград петербургские долгожители // Новости НТВ | После запуска процесса восстановления города, как водится, пошли проверки. |
Послевоенные годы
После запуска процесса восстановления города, как водится, пошли проверки. Восстановление Ленинграда после Второй мировой войны было сложным и масштабным проектом, требующим огромных усилий и ресурсов. Восстановление Ленинграда после Второй мировой войны было длительным и сложным процессом, который включал несколько основных этапов. Бесплатные онлайн экскурсии по по послевоенному восстановлению Ленинграда (СПб) от ведущих искусствоведов и историков города. Зоосад в годы Великой Отечественной войны и блокады Ленинграда (1941-1945). Очень немногим известно, что Ленинградский зоосад продолжал свою работу в течение всей Великой Отечественной Войны. Блокада Ленинграда во время Великой Отечественной войны считается одним из страшнейших событий в русской истории.
Восстановление Ленинграда после вражеской осады
Перед вами снимки главных зданий Ленинграда в конце войны: его дворцы после нескольких лет оккупации оказались в руинах, и на их восстановление ушло не одно десятилетие. Разумеется, после освобождения Ленинграда от блокады среди первоочередных задач было восстановление разрушенного города. Так, после снятия блокады Ленинграда обострился жилищный вопрос, так как началась путаница с жильем и квартир просто не хватало для всех. Видео о Объявление о полном снятие блокады Ленинграда 27 01 1944, Что происходило в Ленинграде в первый день блокады, Музей обороны и блокады Ленинграда после обновления. —Ирина Александровна, реэвакуация в Ленинград после прорыва блокады — это был организованный или стихийный процесс?
Бесплатная видео экскурсия послевоенного восстановления Ленинграда
После оккупации основной акцент был сделан на подготовку квалифицированных кадров, строительство заводов, ускорение темпов благоустройства города. В настоящее время петербуржцы помогают восстанавливать Мариуполь. Напомним, что в 2022 году город стал побратимом Северной столицы. Специалисты из Петербурга восстанавливают разрушенные дома, а также здания, которые годами не ремонтировались.
Это было необходимо для обеспечения нормальной жизни горожан и возобновления экономической деятельности. Восстановление Ленинграда заняло много лет и было осуществлено благодаря усилиям множества людей, включая архитекторов, инженеров, строителей и обычных горожан. Этот процесс был важным шагом в истории города и позволил Ленинграду восстановиться и стать снова одним из крупнейших и красивых городов России. План восстановления и реконструкции После окончания Второй мировой войны Ленинград оказался в разрушенном состоянии. Для восстановления города был разработан план, который включал несколько этапов и задач. Оценка разрушений Первым шагом была проведена оценка разрушений, чтобы определить масштаб повреждений и приоритеты восстановления. Это включало оценку состояния зданий, мостов, дорог, систем водоснабжения и электроснабжения.
Устранение разрушений После оценки разрушений были предприняты меры по устранению повреждений. Это включало снос разрушенных зданий, ремонт и восстановление поврежденных конструкций, а также восстановление инфраструктуры. Планирование и проектирование Следующим шагом было планирование и проектирование новых зданий и инфраструктуры. Были разработаны планы для восстановления и реконструкции города с учетом современных требований и потребностей горожан. Строительство После завершения планирования и проектирования началось строительство. Были возведены новые здания, восстановлены и усилены разрушенные конструкции, а также проведены работы по восстановлению инфраструктуры. Ландшафтное оформление Последним этапом было ландшафтное оформление города. Были созданы парки, скверы, набережные и другие общественные пространства, чтобы сделать Ленинград привлекательным и комфортным для жителей и посетителей. В результате плана восстановления и реконструкции Ленинграда город был полностью восстановлен и преобразован. Были созданы новые архитектурные ансамбли, восстановлены исторические здания и созданы новые пространства для отдыха и развлечений.
В соответствии с ним на площади революции Троицкой разбили сквер, на площади Искусств установили памятник А. В то время хлебный паек рабочих составлял 800 граммов в день, служащих — 500 граммов, иждивенцев и детей — 300 граммов. Кроме хлеба, паек на месяц включал для рабочих — 1,8 кг. Мяса, 800 граммов масла, 900 граммов сахара, 2кг.
В апреле группа старейших рабочих Кировского завода обратилась с призывом трудиться сверхурочно. Трудящиеся Выборгского, Октябрьского и Приморского районов показали пример восстановления своими силами разрушенных жилых домов, массовые субботники и воскресники стали обычным делом. Увеличивался выпуск продукции на ранее действовавших предприятиях.
Восстановительные капитальные работы развернулись на заводах «Станколит», «Ильич», имени Свердлова и других. Ленинград стал давать фронту большое количество боевой техники, боеприпасов, снаряжения. На ряде заводов стало налаживаться производство радиолокационной, летно-испытательной и другой сложной аппаратуры, мощных радиостанций, кузнечно-прессового оборудования и так далее.
Промышленность восстанавливалась на новом, более высоком уровне, с учетом передовой науки и техники, новой технологии.
Принято Постановление о мероприятиях по восстановлению Ленинграда
СУДЬБЫ Одной из самых ярких и героических страниц Великой Отечественной войны является эвакуация из Ленинграда населения, производственных мощностей, культурных и материальных ценностей в глубь страны. Она спасла не только сотни тысяч жизней, но и была примером единения и сплоченности всего многонационального народа СССР. Выполняя задачу, поставленную Президентом Российской Федерации В. Путиным о создании полного, доступного всем гражданам комплекса архивных документов, кино- и фотоматериалов по Второй мировой войне, архивистами Санкт-Петербурга совместно со специалистами учреждений культуры, науки, образования, транспорта, здравоохранения, Министерства обороны РФ, органов безопасности РФ реализуется межрегиональный мемориальный проект «Сплоченные войной. Эвакуация из Ленинграда и возвращение домой».
Задача проекта — восстановить имена тех, кто в 1941 — 1943 гг. На долю Ленинграда выпала самая длительная и массовая эвакуация.
Олейник, но и в его проекте не было места историческим интерьерам. Петродворце», согласно которому восстановлению подлежали фасады дворца с одноглавыми завершениями церкви и Корпуса под гербом по первоначальному проекту Бартоломео Растрелли и пять исторических интерьеров: Парадная лестница, Танцевальный зал, Белая столовая, Тронный и Чесменский залы. В мастерской профессора А.
Оля выполнили новый вариант планировки дворца, который обладал определенными достоинствами по сравнению с предыдущими предложениями: ресторан был перенесен из парадных залов в Корпус за гербом, предусмотрено восстановление исторической отделки некоторых помещений. Однако и этот проект имел недостатки: громадная лестница на два этажа в центральной части дворца заняла Портретный зал, оба Китайских кабинета, Дубовую лестницу и центральный вестибюль, а главное, она рассекала дворец на две части. По-прежнему предполагалось разместить зрительный зал в восточной части здания, многие стены подлежали сносу, северная и южная анфилады ликвидировались. В результате очередной вариант, находившийся в стадии проектного задания, был отклонен научно-экспертным советом ГИОП, а затем и Архитектурным советом при главном архитекторе города Н. Было предложено разработать новый проект.
За дело взялись несколько авторов, которые представили четыре проекта с разными подходами к восстановлению Большого Петергофского дворца. Это вызвало бурные споры не только по поводу одного объекта, но и относительно подобных работ в целом. И теперь уже поднимался вопрос, как вообще восстанавливать памятники архитектуры, разрушенные во время войны, если речь идет о конкретных сооружениях, отдельных интерьерах или фрагментах уникальной отделки. Эти споры о возобновлении или воссоздании утраченных памятников культурного наследия продолжаются и до настоящего времени и, вероятно, всегда будут находиться в центре внимания специалистов и общественности. К сожалению, на некоторое время финансирование прекратилось, поэтому в мае 1950 г.
Под руководством В. Савкова и на основании выполненных им обмеров был изготовлен макет крыши дворца в уменьшенном масштабе, который впоследствии служил эталоном при восстановлении причудливых изломов кровли дворца. Он находился непосредственно на строительной площадке, помогая рабочим воплощать в жизнь историческое архитектурное решение. В послевоенное время в Ленинграде не было ни специалистов, ни материалов, ни средств. Однако еще до полного снятия вражеской блокады, в 1943 г.
Позже это учебное заведение было преобразовано в Высшее художественно-промышленное училище. Тогда же в Ленинграде было организовано еще несколько учебных заведений, в которых ребят обучали строительному делу и прикладным искусствам, а 1 июля 1945 г. Сюда приходили на работу только что получившие профессиональную подготовку молодые ребята. Из эвакуации вызывали мастеров высокой квалификации: лепщиков, мраморщиков, живописцев, резчиков, позолотчиков, каменщиков, паркетчиков. Усилиями многих ответственных лиц организованы фонды материалов для производства реставрационных работ.
В кратчайшие сроки предстояло наладить работу столярных мастерских, цехов по реставрации люстр, литейного и кузнечного цехов. Консервация здания требовала выполнения большого объема строительных работ, нужны были лес, кирпич, металл и многие другие материалы. К работам по Большому Петергофскому дворцу привлекли и только что созданный Ремстройтрест Петродворцовского района. Часть подсобных работ была поручена строительным мастерским Дирекции дворцов музеев и парков в городе Петродворце, однако в силу ограниченности ресурсов они почти не принимали участия в первоочередных работах и занимались в основном ремонтными работами для поддержания фонтанной системы в рабочем состоянии. Ремонтно-восстановительные работы начались с того, что были усилены фундаменты, особенно ослабленные в центральной части здания.
На отдельных участках, например, от Белой столовой до Куропаточной, фундаменты выкладывали заново, с большими заложением и толщиной подошвы, то же самое было сделано и под южной стеной в центре дворца. В остальных местах фундаменты, выполненные при Растрелли, оказались достаточно мощны и крепки, что позволило обойтись без какого-либо вмешательства. Еще в 1945 г. В дальнейшем эти участки стен, так же, как и дымоходы, были восстановлены в исторических габаритах. Южный фасад пострадал меньше северного, но и тут имелись серьезные разрушения: в результате артобстрела была обрушена часть западной стены Купеческого зала.
Так как центральная часть дворца была сильно разрушена, а северная стена полностью уничтожена взрывом, Е. Казанская разработала проект стены с разбивкой рядов кирпича. В соответствии с основным требованием реставрационного задания максимально сохранялись все внутренние стены, для предотвращения их падения даже закладывали дымовые каналы, ставили подпорки. Некоторые стены были целиком забраны в сплошные железобетонные корсеты-обоймы, скреплены металлическими каркасами из уголков и стальных полос, поверх которых наносили штукатурку. Стена Тронного зала Большого Петергофского дворца.
Грекова были разработаны проекты восстановления конструкций крыши и усиления стен дворца. Уклоны скатов крыши определялись по сохранившимся следам штукатурки на дымовых трубах. За один год дворец был подведен под крышу, восстановлены стены, выполнены перекрытия и стропила, установлены металлические фермы над Тронным и Портретным залами и Белой столовой. Проект конструкций выполнен инженерами П. Ковалевским и Д.
Деревянные конструкции крыши главного корпуса дворца выполнены от восточной до западной половины. Достичь таких результатов удалось только благодаря скоординированной, слаженной работе сразу пяти заводов. Основную часть работ выполнял Ремстройтрест г. К 1958 г. Были приведены в порядок сохранившиеся лепные и каменные украшения, кованые ограждения балконов с золочеными накладками.
Утраченные украшения, ограждение центрального балкона вместе с гранитной плитой, центральная ваза на крыше и завершения куполов с главками и причудливым барочным выколотным декором воссозданы с максимальным приближением к историческому виду, известному по архивным фотографиям. Большой проблемой для реставраторов явилось восстановление карниза здания. Во времена архитектора Растрелли карниз был выполнен из трех рядов известняка: профилированные плиты вырезали из мягкого камня, добываемого из карьера, а потом выдерживали некоторое время под навесом на воздухе, чтобы они набрали твердость и прочность. Повторение карниза в том же материале оказалось невозможным из-за отсутствия действующих карьеров по добыче мягкого известняка. Использовать старые плиты для переделки было недопустимо, поскольку камень крошился.
Анализ профилей карнизных плит на разных участках фасадов показал, что оригинальные известняковые плиты изготовлены разными бригадами каменщиков, кроме того, профили менялись в процессе изнашивания шаблонов во время работы, но все их можно было свести к двум типам. Было решено отливать цементные плиты с закладкой арматуры. Плиты выполнялись с таким расчетом, чтобы большой вынос карниза уравновешивался за счет заведения тыльной части плит на всю толщину стен. Верхние плиты крепили стальными анкерами в кирпичную кладку стен. Таким образом, нижний ряд плит карниза был максимально сохранен, а два верхних выполнены заново из бетона.
Удалось даже добиться шероховатости поверхности, характерной для пудожского известняка и образованной в данном случае за счет деревянных форм опалубки. При восстановлении фасадов особое внимание уделяли реставрации и выполнению новых лепных и резных каменных украшений с учетом сохранившихся аналогов. Наиболее богатой отделкой отличался северный фасад, в центральной части которого размещались гипсовые надоконные украшения, сильно пострадавшие за те годы, когда дворец стоял без крыши; на корпусах, пристроенных Растрелли, помещались каменные картуши, многие из которых были повреждены осколками снарядов. Гипсовые украшения отливались по аналогам и устанавливались на место с помощью пиронов с подливкой гипсового раствора, каменные картуши реставрировали на месте методом домазки сложным раствором, с включением крошки известняка. При Растрелли каменные украшения из известняка заводились глубоко в кладку и являлись ее частью, выполняя роль замкового камня, поэтому даже сильно пострадавшие картуши решили не заменять.
Сложной оказалась и работа по воссозданию барельефов во фронтонах северного и южного фасадов. Рисунок южного фронтона в уменьшенном масштабе выполнила В. Можанская, саму модель сначала в масштабе рисунка, а затем в натуральную величину подготовили скульпторы-модельщики Г. Михайлова и Э. Первоначально барельефы были деревянными, и лишь в конце 1920-х гг.
Именно гипсовые фрагменты, чудом уцелевшие при пожаре, наряду с историческими фотографиями послужили исходным материалом для восстановления барельефа. На северном фронтоне не сохранилось каких-либо остатков. Прежде чем приступить к проектированию, Е. Казанская изучила хранящиеся в музеях военные атрибуты различных эпох и только после этого выполнила рисунок барельефа, по которому те же скульпторы выполнили модель сначала в уменьшенном масштабе, а затем в натуральную величину. Формовка новых барельефов из сложного раствора с применением белого цемента осуществлена мастером Вагиным.
После завершения в 1958 г. В первую очередь распахнулись двери Портретного Картинного зала, работы в котором завершились в 1964 г. Он не входил в перечень помещений, указанных в постановлении Совета министров СССР, и восстановлен в историческом виде с легкой руки Н. Белехова, который распорядился начинать восстановление интерьеров дворца именно отсюда, так как основные элементы его убранства, 368 портретов работы Пьетро Ротари, были возвращены из эвакуации. Зал является центром планировочной композиции всего дворцово-паркового ансамбля и благодаря своему положению и видам, открывающимся на север и юг, позволяет увидеть с одной точки и перспективу Морского канала с Нижним парком, и панораму регулярного партера Верхнего сада.
В 1965—1966 гг. Оба помещения находятся в Петровской части дворца, расширенного Растрелли. От Диванной на восток идет анфилада парадных покоев императорских особ — Северная, или Золотая, анфилада. Следующей из восстановленных комнат стала Коронная, реставрация которой осложнялась отсутствием довоенных изображений ее общего вида. Известно лишь, что растреллиевская отделка просуществовала около 15 лет и в 1769—1770 гг.
Фельтена создана парадная опочивальня. Было решено выполнить перегородку алькова и декоративную композицию по аналогам и архивному чертежу Ю. Фельтена, где приведено изображение одной из перегородок, возведенных в те годы. Работы в Белой столовой, так же, как и в Тронном и Чесменском залах, облегчались, хотя и ненамного, благодаря наличию сохранившихся на стенах остатков лепного декора: барельефов, тяг, гирлянд и порезок. В 1770-х гг.
Особое место в художественном убранстве зала занимали барельефы в овальных медальонах, созданные в XVIII в. Отделка интерьера Белой столовой выполнена Ю. Фельтеном в 1774—1775 гг. При моделировании неоценимую пользу принесли дореволюционные и довоенные фотографии. Некоторые сохранившиеся элементы играющих младенцев путти и цветочных гирлянд были давно сняты и хранились во дворце.
При восстановлении утраченных барельефов скульпторам помогло определение М. Колотовым авторства И. При расчистке мест для установки барельефов и снятии старых остатков скульптор Томский обнаружил, что поверхность в крупных медальонах, на которой выполнялись барельефы не плоская, а слегка вогнутая, полусферическая. Благодаря этому композиции старых мастеров имели достаточно развитый вглубь рельеф, который, тем не менее, не нарушает плоскость стены. Паркетные полы восстановлены по фотографиям и рисункам Растрелли.
Люстры XVIII века с дымчатым богемским хрусталем возвращены из эвакуации, прошли реставрацию и помещены на свои места в залы. Сохранились и подлинные живописные полотна, сегодня они украшают стены Тронного и Чесменского залов. На тех, что размещены в первом из них, представлены ближайшие предки и члены семьи Петра I и сам император, часть полотен повествует о доблестном морском сражении русского флота с турецким в Чесменской бухте. Во втором зале на всех стенах морские батальные сюжеты на тему русско-турецкой войны, запечатленные Ф. Картины Гаккерта реставрировали Р.
Саусен и Б. В Чесменском зале установлен плафон из Дома малютки с сюжетом «Жертвоприношение Ифигении» кисти немецкого живописца Августина Тервестена Старшего, так как старый плафон, исполненный Вернером, погиб в 1941 г. В 1970 г.
Источник этой информации в сети не ясен: в печатных изданиях рассматривались последствия войны для интерьеров, о функциях дворца в ходе оккупации практически не упоминалось.
Возможно, это заблуждение появилось благодаря искажению формулировки из фундаментального труда А. Петрова: «Здание Александровского дворца было превращено в казарму, а его подвалы — в тюрьму для советских людей; перед главным входом во дворец, на площади, фашисты хоронили своих офицеров» 4. В действительности, гестапо размещалось в комнатах Александра II Зубовского флигеля Екатерининского дворца, на что указывали при допросах жители г. Пушкина, пережившие оккупацию 5.
В Александровском дворце располагались воинские подразделения нацистов: в январе 1943 г. Последний факт подтверждается фотографией разрушенной Малиновой гостиной, на стене которой видна надпись на испанском языке. Воинские части, занимавшие дворец, менялись в связи с передислокацией войск: новые обитатели вносили свою лепту в разграбление памятника. Однако основной разгром произошел уже в первые месяцы оккупации.
Ценным свидетельством о состоянии дворца в это время является рассказ Анны Михайловны Александровой, зафиксированный в протоколе от 28 февраля 1944 г: «В Александровский дворец я попала лишь в конце января 1942 г. Грязь была не просветная — также разбитые двери, зеркала, книги библиотеки, все на полу затоптанные, загаженные. После освобождения пригородов необходимо было оперативно оценить масштаб ущерба, нанесенный во время оккупации. Тот факт, что Александровский дворец не был взорван и не представлял собой выжженные стены или груду руин, как многие памятники пригородов, отмечался специалистами на заседаниях, посвященных первоочередным мерам по спасению ансамблей.
Не случайно, именно он был предложен Е. Туровой для размещения возвращенных из эвакуации предметов 8. Сохранилась смета «на приспособление Александровского дворца под хранилище музейных дворцовых ценностей» 1944 9. Отраженные в ней количественные показатели расхода материалов и перечень необходимых работ подтверждают значительную сохранность здания.
Основные формулировки перечня звучат подобным образом: «ремонт старой штукатурки», «окраска существующих дверей» и т. Речь о замене идет в случае с ветхими лагами или со старым железным покрытием крыши. Если Александровский дворец в целом можно назвать сохранившимся в период оккупации зданием, то состоянию интерьеров в 1944 г. Существует довольно полная фотофиксация парадных залов и комнат восточного флигеля, осуществленная после освобождения г.
Пушкина 11. Фотографии позволяют охарактеризовать парадные залы как практически не пострадавшие в годы оккупации. В жилых комнатах Николая II и Александры Федоровны запечатлен хаос и разгром, но высокая степень сохранности многих элементов отделки потрясает, так как к настоящему времени она утрачена полностью. Особенно впечатляет практически не пострадавший во время оккупации лепной декор Кленовой гостиной.
Однако надо учитывать, что при анализе сейчас этих фото есть эффект сожаления, связанный не только с объективной горечью потери, но и потребностями сегодняшнего дня: в данный момент даже небольшой фрагмент облицовки Мавританской уборной решил бы многие вопросы при проектировании, в то время как на фотографии этого интерьера 1944 г. Единственным решением, спасшим бы сохранившуюся отделку, было устройство музея семьи Николая II, что подразумевало значительные работы по воссозданию утраченного убранства. Приспособление памятника под любую другую функцию обрекало оставшиеся элементы декора на демонтаж — иначе разместить что-то в помещениях было практически невозможно. В этой связи большой интерес представляет схема разрушений Александровского дворца, составленная в 1944 г.
На ней только Сиреневый кабинет отнесен к категории «внутренняя отделка не сохранилась», «Домашняя церковь» Малиновая гостиная — «сохранились отдельные детали внутренней отделки» при том, что в этот интерьер было прямое попадание снаряда , а остальные комнаты восточного флигеля и парадные залы — «сохранилась основная часть внутренней отделки». При этом интерьеры восточного флигеля обозначались как «неделимый комплекс: личные комнаты Николая II и Александры Федоровны» 12. Эта оптимистичная характеристика степени сохранности интерьеров после оккупации не нашла отражения в документах по восстановлению дворца. В 1944 г.
Необходимые работы во дворце подразумевались в буквальном смысле восстановлением, то есть возвращением к первоначальному облику, задуманному Дж. Сейчас это видится крайне спорным, тогда — вполне оправданным. Объекты пригородных ансамблей оценивались с художественной точки зрения как памятники искусства, творения выдающихся архитекторов и мастеров. Характеристика дворца как историко-бытового памятника, тем более, XIX — начала ХХ века, не виделась важной.
Решение о воссоздании экспозиции в комнатах восточного флигеля в тот момент не могло быть принято по этим причинам, к которым прибавился обусловленный идеологией отказ от признания ценной памяти о Николае II. К тому же с административной и финансовой точек зрения, возродить все музеи, существовавшие в пригородах к 1941 г. Поэтому органы власти видели выход в передачи ряда объектов разным организациям — чаще всего военным. В этом смысле Александровскому дворцу повезло.
Центральное хранилище как временная структура пробыла в дворце недолго. Весной 1946 г. Это означало, что дворец не будет заброшен или не станет закрытым военным институтом. Чтобы дать адекватную оценку проектным решениям, осуществленным в 1947—1949 гг.
С 1 июня 1946 г. Иначе милиция выселяла в течение суток». Многих ленинградцев оставили в Челябинске и других городах военной эвакуации, замечает доктор исторических наук, ведущий научный сотрудник Института истории обороны и блокады Ленинграда Борис Ковалев. Некоторые предприятия, указывает он, были оставлены в Сибири, на Урале — например, в Челябинске. Многим жителям, покинувшим Ленинград во время эвакуации, не разрешали после блокады вернуться в город. Они мечтали попасть домой — к оставшимся там родным, к могилам предков.
Но далеко не всем удалось осуществить эту мечту. Многие ленинградцы из-за проблем со здоровьем, подорванным во время войны, погибли, так и не вернулись в родной город. Но Борис Ковалев добавляет, что трагедии блокады и войны объединили многих — старых и новых ленинградцев, а также тех, кто был в эмиграции. Какие специалисты были нужны городу Но Ленинграду для восстановления города нужны были рабочие и инженеры, технические сотрудники. Доктор исторических наук, профессор Никита Ломагин рассказывает, что они, в первую очередь, должны были наладить работу приоритетных отраслей: судостроения, авиастроения, станкостроения, выпуск боеприпасов. Борис Ковалев рассказывает, что в Ленинград со всего Северо-Запада привозили молодых ребят для учебы в ремесленных училищах, где они получали профессию.
В воспоминаниях тех людей, которые учились в училищах, говорится, что Ленинград очаровывал и затягивал. Очень многие из деревенских мальчишек и девчонок, которые приезжали учиться, вдруг становились настоящими ленинградцами, любящими свой город, пытающимися его узнать и познать». Поскольку во время войны самым уязвленным слоем населения оказались интеллигенты, не имевшие навыков выживания в столь тяжелых условиях.
Восстановление и преображение: Ленинград после войны
Ленинград в 1944 году. Возрождение - Государственный музей истории Санкт-Петербурга | После окончания блокады, Ленинграду потребовались годы на восстановление. |
Восстановление Ленинграда | Данная разработка урока посвящена восстановлению пригородных императорских резиденций Санкт-Петербурга после ВОВ, восстановлению пригородов Ленинграда. |
Вы точно человек? | После укладки новых перекрытий планировку квартир восстанавливали не по инвентаризационным планам, а по проектам. |
Tg: СОЛОВЬЕВ
Ситуация с жильем в Ленинграде после блокады с одной стороны накалилась ввиду того, что многие жилые дома оказались разрушенными, с другой стороны, наоборот, количество населения существенно уменьшилось во время блокады. это, прежде всего, восстановление от тяжелейшего удара - фашистской блокады. Послевоенная жизнь жителей Ленинграда Образ жизни ленинградцев. Победа была великим событием и в жизни страны, и в жизни каждой семьи, и каждого.
Финансовая служба Ленинграда в первые послевоенные годы
Эвакуация из Ленинграда началась 29 июня 1941 г. Их следовало расселить, оказать необходимую помощь и принять меры к отправке в тыл страны. Уже на пятый день войны в каждом районе города для эвакуации населения были образованы специальные эвакотройки. В июле — августе 1941 г. Выполнить все планы так и не удалось — в замкнувшемся кольце блокады в Ленинграде осталось свыше 2,5 млн человек. Осенью и в начале зимы 1941 г. На подготовку массовой эвакуации населения зимой 1942 г.
Во время реставрации ГИОП настояла, чтобы выгнутую историческую стену выпрямили с помощью домкратов. В 1946 году специалисты отреставрировали фасады, а в 1949 реконструировали интерьеры правого корпуса. Здания бывших казарм Павловского полка не всегда были единым целым — до 1817 года на их месте стояли отдельные дома, которые затем соединили и поселили там лейб-гвардейскую часть. Инженерный Михайловский замок Инженерный замок во время блокады и в наши дни Сегодня: филиал Русского музея Адрес: Садовая, 2 Во время блокады в здание, где тогда работал госпиталь, попала авиабомба. Она разрушила крышу и парадную столовую. Восстановили замок лишь в 50-х годах. Дворцу впервые попытались вернуть исторический вид. Например, воссоздали Кленовую аллею и сквер, который до ВОВ заняли постройки военного ведомства. Окончательно дом реконструировали после передачи Русскому музею в 90-х годах. Таинственный замок, которым пугают туристов, значительно пострадал еще в довоенное время. После убийства во дворце Павла I с замка сняли большую часть украшений, а серебряные ворота переплавили для сервиза сестре Александра I. Гостиный двор Гостиный двор: слева — во время блокады, справа — в наши дни Сегодня: торговый центр Адрес: Невский проспект, 35 Гостиный двор стал одной из самых популярных у немцев мишеней для бомбежки. В 1941 году две фугасные бомбы разрушили дворовые корпуса и торговые помещения в средней части здания, 98 посетителей универмага погибли. В 1942—1944 здание многократно обстреливали. Еще во время войны горожане организовали конкурс на лучший проект восстановления универмага. Работы начались в 1944 году и продолжались четыре года. Во время восстановления Гостиного двора в нем снесли перестройки XIX века, а главному фасаду вернули исторический вид, убрав декоративный орнамент середины 1800-х годов. Кикины палаты Кикины палаты во время блокады и в наши дни Сегодня: Санкт-Петербургский музыкальный лицей Адрес: Ставропольская улица, 9 В военное время от памятника архитектуры федерального значения остались только стены. На восстановительные работы потребовалось четыре года, их закончили в 1956 году.
С масляной живописью гораздо проще в этом отношении: положил и сразу видишь, что будет. Но в конце концов, ко всему приспосабливаешься за долгие годы работы. И к каждой работе, конечно, индивидуальный подход. Техническая составляющая самая трудоемкая, нужно подготовить все, подобрать тона. А уже потом просто рисуешь, этому нас и научили в архитектурно-художественном. Двадцать два года я трудилась в Царском селе. А остальные двадцать три — во дворцах Петербурга, а также в Петергофе и Гатчине. Пожалуй, только в Павловске не работала. По ним я и восстановила изображения и технику их написания. На такой ткани вообще сложно рисовать, потому что краски расплываются. И вот была одна художница из Мухинского училища сегодня — художественная академия имени Штиглица, - прим. Мы шелк выгладили потом, он остался вроде гладким, но с изломами. Я же стала просто смачивать его, а потом гладить утюгом, чтобы высохла ткань. Кроме этого, восстановила двери Опочивальни, потолком опять же занималась в «Верхней ванной». Какой работой из числа последних вы гордитесь? Полотно висело в Гатчинском дворце, который как раз в начале девяностых реставрировали. И вот какой-то пьяница влез на леса, открыл окно и украл портрет. Причем он свернул его в обратную сторону, что плохо для красок. Если живопись масляную снимают с рамы, всегда заворачивают краской вверх, а не внутрь, потому что иначе они треснут. А этот хулиган еще и поспал на портрете. Когда это случилось, я работала в Шереметевском дворце, вот туда на листе фанеры картину и доставили мне на реставрацию. Процесс восстановления длился не меньше года, потом его отправили обратно в Гатчинский дворец.
В кратчайшие сроки был возведен большой мост через реку Волхов вблизи станции Чудово, восстановлены пути и станционные устройства. Уже 23 февраля 1944 года все восстановительные работы на участке Колпино — Поповка — Дубцы были завершены. Из города на Неве в сторону Москвы проследовал первый после снятия блокады грузовой поезд. В тот же день такой же поезд прибыл из столицы в Ленинград.