Спектакль "Царь Эдип" московского театра им. Вахтангова в театре драмы в Барнауле. Римас Туминас /ПРЕМЬЕРА Спектакль Царь Эдип в Театре Вахтангова в постановке Римаса Туминаса представляет собой мистический плавильный котел, куда полетели и стальные кирасы древнегреческих воинов.
«Царь Эдип» Театр им. Вахтангова...
- Режиссер Римас Туминас представил в театре Вахтангова "Царя Эдипа"
- Театр имени Вахтангова вернул успех пьесе, написанной две с половиной тысячи лет назад
- Человек играет на трубе
- Виктор Томенко поделился впечатлениями от спектакля театра Вахтангова
Спектакль «Царь Эдип» в Театре им. Вахтангова
Мировая премьера спектакля «Царь Эдип» состоялась 29 июля 2016 года на сцене древнейшего из ныне действующих амфитеатров в Эпидавре Греция. Это совместный проекта Вахтанговского театра и Национального театра Греции в Афинах в рамках перекрёстного года культуры России и Греции. Премьера в Москве была сыграна накануне 95-летия Театра Вахтангова — 12 ноября 2016 года. Рецензии в СМИ «Историю Эдипа, прошедшего весь путь — от самоуверенности властелина, через энергичный поиск виноватых и разоблачительный азарт к трагическому прозрению и самонаказанию, — Туминас рассказывает как историю современного человека, отданного на волю случая.
К ним присоединяется Евгений Князев. Замечает философски: — Я сформулировал для себя это так: находиться здесь — это высоко с ударением на последний слог. Даже для греков сыграть в Эпидавре — целое событие. Что ж тогда говорить про иностранные труппы?
Совместный проект Афинского национального греческого и Вахтанговского театров — «Царь Эдип» — уникальный: в нем сошлись две культуры, два языка, две театральные традиции. И где? На родине театра, в одном из древнейших — эпидаврском. Древнегреческие герои существуют по русской психологической школе, а греки речитативом и пением поднимают их и уносят высоко, туда, где небо неотвратимо темнеет и чёрной птицей зависает над античным театром 4-го века до нашей эры на 14000 мест. Людмила Максакова. Фото — Александра Торгушникова 10 минут до начала спектакля. У входа — ба, вот уж неожиданная встреча — Стас Садальский, в руках затейливый букет. Где-то поблизости отдыхаете?
Не знаете, а меня к сцене пустят после? Занимает место в одиннадцатом ряду. Он не знает, что с 50- го вид несравнимо круче. Когда в театр входит президент Греции Павлопулос, в зале особой суеты не наблюдается: невысокий седой человек проходит вдоль первого ряда без оцепления и в сопровождении всего трёх человек. Занимает место во втором ряду, кто-то его фотографирует на мобильники, но без ажиотажа. С задержкой в 10 минут в древнегреческом театре начинается древнегреческая трагедия в исполнении русских артистов. Посмотреть на это пришло больше 10 тысяч зрителей — таковы официальные данные. И вот «Царь Эдип» — история о неотвратимости судьбы, деяния которой страшны и неподвластны человеку.
Даже тому, кто при власти — царю иль президенту. И все это в окружении живописной средиземноморской натуры — густые деревья, горы, провалы меж ними, далекие огни — километров на десять видно все. Истеричный вопль цикад выключает лишь южная темнота, которая обрушивается на нас и героев Софокла как-то вдруг, как-то тревожно.
Художником по костюмам стал Максим Обрезков. Совместный проект Изначально было решено, что в спектакле будут заняты вахтанговцы и их греческие коллеги. Причем играть они будут на своих языках: русские - на русском, греки - на греческом. В качестве традиционного для древнегреческой драмы хора выступают 11 артистов Национального театра Греции. Мировая премьера "Царя Эдипа" с огромным успехом прошла 29 и 30 июля в древнейшем действующем амфитеатре Греции - Эпидавре. Когда спектакль завершился, финальная овация продолжалась более десяти минут". Подобная картина наблюдалась и в Афинах, где показ "Царя Эдипа" состоялся 22 сентября в амфитеатре Одеон Герода Аттика, расположенном на южном склоне Акрополя.
Зрители смотрели спектакль, затаив дыхание. А в финале также устроили почти 10-минутную овацию.
В основном режиссеры, ставившие трагедию Софокла, дают главную роль актерам после 45 лет. Римас Владимирович отдал роль молодому актеру. В исполнении Виктора Добронравова, Эдип — сильный и амбициозный.
Гордый и тщеславный в начале, и полный страдания — в конце спектакля. Потому что, именно зная сюжет, правильно понимаешь разницу в возрасте Эдипа и Иокасты В. Добронравова и восхитительной Людмилы Максаковой — тонкой, изящной, грациозной и мудрой женщины — жены и матери Эдипа. В восторг приходишь и от греческого хора, который вживую a capella исполняет строфы и антистрофы в трагедии. Когда смотришь спектакль целиком, испытываешь на себе потрясающее воздействие "трехголового кита" — ювелирной, завораживающей режиссуры Туминаса, пронзительной музыки Фаустаса Латенаса и мощного сценографического решения Адомаса Яцовскиса.
Это единое целое. Спектакль Туминаса о сильном человеке, лидере, который смог наказать себя сам. Царь Эдип настойчиво и непреклонно ищет правду о самом себе, невзирая на то, что за истину ему придется заплатить. Римас Туминас: Все системы демократии, свободы... Нам кажется, что это идеал, то к чему мы должны стремиться.
Но я в этом сомневаюсь. Это все равно система. Как бы мы свободу не искали, все равно мы утыкаемся в тупик. Эдип — герой. А герой тот, кто сознает свою вину, свои преступления.
Необходимо признание своей вины. Да, это не дорога к исправлению. Это дорога к смерти или к изгнанию. Герой тот, кто может себя наказывать. Сейчас нет героя, все прячутся за политику, кричат, что это сфабриковано, придумано кем-то...
Наши лидеры защищаются законами, адвокатами, играют, манипулируют, но никто не может признаться в своих деяниях. Эдип сам, без суда, наказывает себя и исчезает... Это герой, который может увидеть себя со стороны, осознать и наказать себя, приговорить себя. Сегодня таких нет. Честности нет.
Гордости нет. Это было в XIX веке.
«Царь Эдип» в Театре Вахтангова отодвигает смерть высокой дозой человека
- фотографии >>
- «Сами попросили!»: В театре Вахтангова объяснили показ бойцам спектакля Туминаса
- Театр имени Вахтангова завершил гастроли в Барнауле древнегреческим триллером
- Подпишитесь на рассылку
- Спектакль "ЦАРЬ ЭДИП"
- Театр Вахтангова громко отпраздновал свое 95-летие
Театр Вахтангова громко отпраздновал свое 95-летие
Театр им. Евгения Вахтангова привез во Владикавказ семь спектаклей. Одна из постановок масштабной программы – «Царь Эдип», в которой заняты настоящие звезды. театр имени евгения вахтангова, дом-музей евгения вахтангова, новости, северная осетия, владикавказ, рсо — алания, кавказ, искусство, новости осетии, театр. Вахтанговцы представили "Евгения Онегина" на сцене Осетинского театра. В Доме Евгения Вахтангова открылось арт-кафе, передает корреспондент РИА Новости.
Трагедия «Царь Эдип» идет в Театре Вахтангова
Режиссер усиливает значение высшего промысла в его античном представлении, вводя в спектакль и образ птиц у Аристофана есть целая комедия «Птицы», где те являются покровителями земной жизни. В спектакле птичьим щебетом отзывается детский смех. Виктор Добронравов здесь окончательно утвердился как звезда арбатской труппы. Поэзия Софокла из него «льется» легко, как проза, а все душевные переломы своего героя и его бессильную печаль перед судьбой он переживает очень глубоко, естественно и понятно. Как будто нет двух с половиной тысяч лет, отделяющих Эдипа от нас.
Есть в его игре и вольности, но они не диссонируют: например, Эдип утешает свою обреченную на страдания жизнь в гармонии музыки… и берется играть на саксофоне. Грустит, о чем-то размышляет и играет — пусть не по Софоклу, но зато это усиливает боль героя от неотвратимости личной драмы. Достоинств у спектакля масса, всех не перечислить.
Основной тревожный маршевый фон, а также периодически хор на греческом как ритмический шум и разговор толпы с богами или богов с людьми- непонятно: то тише, то громче, на разные голоса, как голоса из плохо настроенного радио. Монохромно решенная сцена, все костюмы черно-белые, цвета есть только в костюмах Тересия и Креонта. Очень понравился момент, где в самом конце спектакля Эдип прорывает в марлевой повязке на своем лице рот, а потом начинает повязку разматывать. Ожидание ужаса, который ты можешь увидеть, и тем не менее, продолжение раскрывания его, - это и есть основное эмоциональное повествование всего спектакля.
Все оправдывается. Все возможно. Все дозволено. Хотелось бы поднять флаг чести и достоинства человека». Сказано ёмко, но вы послушайте, что говорил Римас Туминас во время вильнюсской пресс-конференции, чтобы в полной мере понять задумку режиссёра, его горячее желание достучаться до сердец своих современников. Корреспонденту "Обзора" Цецилии Курляндчик удалось взять также эксклюзивное интервью у исполнительницы главной женской роли - знаменитой Людмилы Максаковой, считающей, что Театр должен идти другой дорогой, что не надо отвлекаться на всяческую шелуху, которой и так полно в нашей сегодняшней жизни. Музыку к этому спектаклю написал Фаустас Латенас.
Возврат осуществляется только лицам — плательщикам по заказу. Срок рассмотрения заявлений — в соответствии с законодательством РФ. В отдельных случаях возврат производится организатором мероприятия. Сроки возврата могут быть увеличены из-за продолжительного режима самоизоляции, связанной с мерами, предпринимаемыми для предотвращения распространения вируса COVID-19. Сервисный сбор не возвращается.
КиноТеатр: по воле рока. Премьера «Царя Эдипа» в Театре Вахтангова
классическая греческая трагедия Софокла, поставленная в Театре имени Вахтангова в современной интерпретации. Не менее бурный прием ожидал «Царя Эдипа» и в греческой столице, где его показали в конце сентября. классическая греческая трагедия Софокла, поставленная в Театре имени Вахтангова в современной интерпретации. Не менее бурный прием ожидал «Царя Эдипа» и в греческой столице, где его показали в конце сентября.
Царь Эдип в театре Вахтангова
Римас Туминас ни разу не подвёл, всё на высшем уровне, и исполнитель главной роли. Недавний воскресный вечер — яркое, сильное впечатление от спектакля «Царь Эдип» режиссера Римаса Туминаса в театре Вахтангова. Царь Эдип, хоть и огорчен кончиной отца, но наконец может вздохнуть свободно, предначертанное жрецом «убьешь отца и женишься на матери» не сбылось.
Древний Эпидавр принял московского «Царя Эдипа».
Невозможно не отметить слугу-воина Эдипа Павел Юдин — верный царев пес обожает хозяина каждой своей клеточкой, он счастлив повиноваться даже взмаху бровей, любому настроению. Он пришел в этот мир рабом, и жизнь без хозяина теряет всякий смысл. Он вне народа, он - возле ног. Хор-народ активно требует возмездия, молит о спасении, ищет виновных в своих бедах. Греческая демократия налицо: «Хоть ты и царь, равно имею право ответствовать…». Эдип в гневе. Он размышляет, проводит дознание, ищет выход. Царь не снимает с себя ответственности.
Наигрывая щемящую мелодию, золотой саксофон не спасает город, как простая дудочка юноши-крысолова. Тут вообще непонятно, кто кого ведет: царь — народ хор или хор народ царя. Одно ясно: без жертв город не спасти. Иокаста, мудрая женщина, раньше всех понимает, что руками пастухов Артур Иванов и Рубен Симонов , спасших невинного младенца от гибели, свершилось назначенное злым роком. Белое платье сменяет черное, белые крылья ангела-хранителя девы Екатерина Симонова покидают ее, и она уходит от позора и из этой жизни, не колеблясь. Махину трагедии не остановить, не повернуть вспять, ошибок не переделать. За каждым маленьким прегрешением следует тем большее наказание, чем больше времени оттягивать расплату.
Сегодня к трагедии «Эдип-Царь» обращается Р. По свидетельству Аристотеля Софокл изображает людей такими, какими они должны быть. Автор, постепенно раскрывая сущность и характер личности в соответствии с развитием драматического действия, открывает подробности внутреннего разнообразия характера и Эдип — яркий пример тому. Великий философ древности в своём определении сущности творчества Софокла — люди, какими они должны быть — даёт ключ для расшифровки конфликта, который зреет в душе Эдипа. Совершив убийство в запальчивости, по незнанию, он находит силы для суда над собой.
Не наказание извне, а вынесенный самому себе приговор, строгий, беспощадный, нравственный.
Она в потрясающей форме. Очень мощно отработала трагедию. Я любовался. Виктор Добронравов играл Эдипа.
Хорош в финальных монологах. По-мужски и вместе с тем очень трогательно отыграл финальные сцены. Художнику браво! Композитору браво! И ещё раз низкий поклон Туминасу.
Собрал команду супер профессионалов и сотворил шедевр из очень непростого материала. Главное, все понятно! Все читается. Консультантом у них выступал Дмитрий Владимирович Трубочкин.
На сцене находится огромная труба — она же колесо судьбы, зловещий рок, небесная кара. Она охотно «заглатывает» Эдипа, прокатывая его, как скалка, и периодически исторгает неведомое существо с замотанной головой — пожалуй, так мог бы выглядеть страх или отчаяние правителя. Вахтангова в театре драмы в Барнауле Анна Зайкова И эта круглая судьба катится по миру, настигая в финале всех — сначала детей Эдипа, которые по инерции пытаются бороться с ней; а затем и зрителей. И это выглядит особенно впечатляюще — во время спектакля труба не перекатывалась через красную стоп-черту, проведенную посреди сцены, но в конце злой рок так стремительно подлетает к краю сцены, что, кажется, еще чуть—чуть и эта махина раскатает весь зал. Впрочем, так и произойдет в жизни. Только без художественных образов. Трогательно и трагично Рассказы о великих и великом продолжили в Молодежном театре Алтая. Там столичный театр показал спектакль «Крик лангусты» о последних днях жизни императрицы театра Сары Бернар — ее сыграла известная актриса Юлия Рутберг. Спектакль "Крик лангусты" театра им. Но чтобы написать их, ей снова нужно окунуться в прошлое, разыграть его, как на сцене, перевоплотиться в молодую версию себя. Поэтому бедному Питу приходится примерять на себя образы матери Бернар, а затем настоятельницы монастыря, куда 11-летнюю Сару сдала собственная мать. Калейдоскоп воплощений не обошелся и без врача, ампутировавшего актрисе ногу. Вахтангова в Молодежном театре Алтая Анна Зайкова Лучше всего у него получается Оскар Уайльд, который и рассказал историю о крике лангусты — когда повар сворачивает раку шею, это безмолвное морское существо первый и последний раз в жизни издает отчаянный вопль. Спектакль решен донельзя аскетично, главная героиня не встает со своего кресла все полтора часа. Все зрительское внимание приковано к ней — и Юлия Рутберг в его удержании, пожалуй, ничуть не уступает самой Бернар. Вместе с героями зал искренне смеялся, плакал, а главное — полностью сопереживал женщине, в которой было величественно все — вплоть до подаренного на Цейлоне веера из костей обезьян и шелка. Страшные уроки истории В МТА показали еще один спектакль, на который сложно попасть даже в Москве, - это «Наш класс» по пьесе польского драматурга Тадеуша Слободзянека. В нем рассказывается трагическая история одноклассников, евреев и поляков, заставших Холокост. Трагизм в том, что они оказались по обе его стороны. Само произведение безжалостное и полное самобичевания: пан Слободзянек без прикрас показывает отношение собственного народа к евреям во времена Второй мировой.
Российско-греческий спектакль "Царь Эдип" в постановке Римаса Туминаса покорил Афины
Мы должны быть готовы поделиться болью. Уже поэтому спектакль Римаса Туминаса — явление уникальное». Мария Хализева, Экран и сцена Поделиться:.
Казалось бы, противоположности. Самба — танец радости, кипящей жизни. Но почему-то "Самба слез". Так бы я определил и творчество Римаса, и свое». Виктор Добронравов: «Я считаю Туминаса великим режиссером. Мне кажется, что такие, как он и Юрий Бутусов...
Его постоянные соавторы — Адомас Яцовскис и Фаустас Латенас — гении тоже. Они втроем — как Змей Горыныч. Мне кажется, что Римас близок к космосу. После драматических постановок он поставил в Большом театре "Катерину Измайлову". Теперь ставит в Греции на 14-тысячный амфитеатр. Что дальше? Ему уже тесно. Мы в шутку спрашиваем: "Римас, что дальше?
Многое в работе с ним меня завораживает. У него совершенно свой взгляд на мир, на театр. Он безумно любит театр, любит артистов, любит зрителей. Считает спектакль каким-то священнодействием, театр — местом силы. Это очень важно, потому что в последнее время на первое место выходят эпатаж, провокации, гонка за популярностью. Римас тоже далеко не классический режиссер. Он понимает, что так уже было и уже не интересно. И он делает по-своему, но с огромным уважением к материалу.
После первых репетиций "Эдипа" приходили люди, говорили: "Ничего себе, вы как будто бы умудряетесь играть действительно древнегреческую трагедию". А мы же не играем по классическим канонам. Мы играем как современные артисты». Как и в других спектаклях, в «Царе Эдипе» она полноправный участник действия. Тревожная, страшная, нежная, щемящая. В ней одинаково слышны трагический ужас и томительная меланхолия. Она настраивает на чувствование. Не раскрывает заданную режиссером тему, а отзеркаливает ее.
Музыку для греческого хора и речитативы написал композитор Теодор Абазис. Фаустас Латенас: «Римас не ставит мне конкретной задачи. Мы оба ждем, когда у него созреет замысел, название созреет. Когда оно уже есть, жду его слов о том, чего бы ему хотелось. Потом мы можем вместе слушать какую-то музыку или даже просто разговаривать, размышлять. Ничего конкретного. Вообще, театр — такое искусство, в котором нет конкретики. Оно идет из сердца, из чувств.
Эти вещи не имеют материальной основы. И зависят от душевного состояния. Мне хотелось, чтобы в "Эдипе" зрители услышали, ощутили боль через какую-то тему. Для меня эта тема Иокасты. Римас где-то точнее это объяснил, это спектакль не столько об Эдипе, сколько об Иокасте. Через тему Иокасты для меня слышны темы и мора, и беды, и опасности, нависшей над городом, вообще над человеком. Это тема, которая заставляет понять: никуда от рока не убежишь». Теодор Абазис композитор, автор музыки для греческого хора и речитативов : «Я знал, что в спектакле и вообще в русском и литовском театрах много музыки.
Она всегда звучит в эпизодах. Поэтому для меня самым главным было не заглушить ее, а, напротив, помочь зазвучать еще пронзительней. То есть помогать ей, не прикрывать. С Фаустасом мы работали параллельно, поэтому до нашей общей встречи его музыки я не слышал. Как он не слышал моей. К тому же изначально мы здесь больше работали над произношением текста, тонами и полутонами. Наше дело — больше говорения, ритма, речитатива. Хор олицетворяет общество, правильнее сказать, сообщество, которое реагирует на то, что происходит на сцене.
А там происходят конфликты. Оно их обсуждает.
Фотогалерея 1 из 50 Туминасу было важно показать не только мощь фатума, но и христианскую идею принятия божественной воли, хотя именно первый аспект получил в спектакле оригинальное визуальное воплощение: главным элементом сценографии Адомас Яцовских сделал гигантскую трубу с амбразурами — фрагмент обрушившейся башни. В ее массивной форме и движении авторы обнаружили простую, но вместе с тем ясную и выразительную метафоричность — она и пьедестал для возвеличенного в сердцах фивского народа Эдипа, она же уносит его, Иокасту и их дочерей в никуда. В финале спектакля труба подкатывается к краю авансцены, и сидящим в партере кажется, что спустя мгновение эта громадина обрушится на них со всем треском. Туминасу было важно показать не только мощь фатума, но и христианскую идею принятия божественной воли. Помимо чудесного, сыгранного актерского ансамбля вахтанговцев здесь и Виктор Добронравов, которому одинаково удачно даются и комические образы, и глубоко трагедийные характеры; и хрупкая, нежнейшая Людмила Максакова в роли Иокасты , в "Эдипе" присутствуют приглашенные греческие артисты, по сюжету — выразители общественного мнения. Партия хора, исполняемая на языке оригинала, не обращена ни к кому конкретно, но усиливает напряжение. В ее полифонических высказываниях — переживания — от обеспокоенности до страха, с каждым фабульным витком все больше овладевающим фиванскими старцами.
Туминасу удалось найти для своего режиссерского высказывания идеальные компоненты. Эту работу уже совсем скоро сможет оценить публика Санкт-Петербурга — в начале декабря спектакль "Царь Эдип" будет показан на V Международном культурном форуме.
Внезапно в глубине сцены появляются черные птицы, предвестники бед. Трагедия начинается. Появляется царь Эдип, не на котурнах, не в хитоне, а в современном белом костюме. Впрочем, хитоны будут. Режиссер нарочито смешивает стили в одежде — древнегреческие хитоны с современными пиджаками, поскольку эта история вне времени. А потом всех затягивает, как воронка, как космос. Туминас никогда не думает о том, какой это век или год.
Это бессмертно, это должно быть навсегда. И прежде всего это должно быть красиво и стильно. Главная тема, которую мы пытались развивать - ошибочное суждение Эдипа, что он убежал от судьбы, тем самым приравнял себя к богам. В начале он человек-бог, который ходит по земле. А в конце, ослепнув, прозревает». Когда появляется на сцене слепой провидец Тиресий народный артист России Евгений Князев , то ты веришь, что это настоящий прорицатель. Людмила Максакова в роли Иокасты, жены и матери царя Эдипа, истинная царица. Она, мудрая, пытается остановить Эдипа в его «расследовании» прошлого, зная, что к добру это не приведет, в то же время понимая, что от судьбы не уйдешь. Узнав, что стала невольно женой собственного сына, которого ребенком отправила на верную смерть, Иокаста покончила с собой.
А Царь Эдип ослепляет себя и покидает Фивы. Трагическая развязка в сопровождении мощнейших музыкальных аккордов вызывает потрясение.
Скачать приложение МТС Live
- Где купить билеты на Царь Эдип?
- Спектакль «Царь Эдип» Театра Вахтангова откроет фестиваль «Гешер» в Тель-Авиве
- Выберите количество билетов
- Трогательно и трагично
- Telegram: Contact @Vakhtangov_theatre
- фотографии >>
Эдип без комплексов: к 95-летию Театр Вахтангова поставил трагедию Софокла
Билеты на Спектакль «Царь Эдип». русско-греческий спектакль «Царь Эдип» Софокла в постановке художественного руководителя театра Вахтангова Римаса Туминаса, приуроченный к 95-летию театра, которое отмечается 13 ноября. Лучшим спектаклем московского театрального сезона 2016-2017 годов был признан спектакль «Царь Эдип» в постановке художественного руководителя Театра имени Вахтангова Римаса Туминаса. «Царь Эдип» – античный остросюжетный детектив, где заглавный герой – беспощадный, наделённый безграничной властью следователь – распутывает нити интриг и оказывается главным преступником. 18 мая спектакль по трагедии Софокла «Царь Эдип» московского театра имени Евгения Вахтангова откроет Международный фестиваль «Гешер» в Тель-Авиве.
«Царь Эдип». Театр Вахтангова. Режиссер Римас Туминас
По-моему, очень сильная музыка мертвого поднимет , написанная к спектаклю Фаустасом Латенасом. Продолжительность спектакля 1 час 40 мин. Философский Арбат не только сувенирно-торговый , «намоленное» место, прекрасный театр. Хор фиванских старейшин исполняют на греческом греческие артисты природная музыкальность греков налицо. Первое и главное впечатление от спектакля — аутентичность классике.
Никаких излишеств, эпатажа, мера, точность, высокая культура современного прочтения Первоисточника, принадлежащего Осевому времени. Действительно — Школа, великая русская театральная школа, живая Традиция, внутри которой только и можно быть свободным. В лучшем смысле слова без нафталина — академический театр — мастера. В главных ролях: Эдип — Виктор Добронравов, экспрессивная актерская работа, требующая к тому же большой физической подготовки прыжки через голову и пр.
Но, в случае с Эдипом, мне не хватило диапазона голоса. Чего нельзя сказать об исполнительнице роли Иокасты — Людмиле Максаковой. При ее появлении на сцене зал ушел в медленный транс…был взят в фокус, исходящим от Иокасты транслируемым через Максакову , высоким энергетическим потоком. Напряжение спектакля держала именно Она — как всегда Женщина, Жрица…носительница Тонких энергий, царственная натура.
Максакова — это тот, крайне редкий сегодня тип актера, в ауре которого сразу бросается в глаза присутствие трагического начала, врожденного, не приобретенного иначе говоря, отголоски кармы древнегреческого трагика. Правда, когда Л. Максакова, величественно выйдя, только стала произносить первые монологи, чувствовалось, что ее внутреннее состояние нынче «всмятку», возможно, сказывается, на всех, нестабильность, ураганность московской погоды. И я подумала: ну, вот опять, московский быт, вместо бытия… Однако вскоре Иокаста вытеснила из Людмилы Васильевны — Максакову, и она развернулась в полную силу!
Сдержанная мощь, воля, сила, мудрость, ум.
Но, в случае с Эдипом, мне не хватило диапазона голоса. Чего нельзя сказать об исполнительнице роли Иокасты — Людмиле Максаковой. При ее появлении на сцене зал ушел в медленный транс…был взят в фокус, исходящим от Иокасты транслируемым через Максакову , высоким энергетическим потоком. Напряжение спектакля держала именно Она — как всегда Женщина, Жрица…носительница Тонких энергий, царственная натура. Максакова — это тот, крайне редкий сегодня тип актера, в ауре которого сразу бросается в глаза присутствие трагического начала, врожденного, не приобретенного иначе говоря, отголоски кармы древнегреческого трагика. Правда, когда Л. Максакова, величественно выйдя, только стала произносить первые монологи, чувствовалось, что ее внутреннее состояние нынче «всмятку», возможно, сказывается, на всех, нестабильность, ураганность московской погоды.
И я подумала: ну, вот опять, московский быт, вместо бытия… Однако вскоре Иокаста вытеснила из Людмилы Васильевны — Максакову, и она развернулась в полную силу! Сдержанная мощь, воля, сила, мудрость, ум. Всё при ней. Без возраста Актриса. Это больше, чем красота. Великолепен и Тиресий — чудный, тонкий и мистический Евгений Князев, богатейшая палитра артистических данных, виртуозный рисунок роли, он наслаждался игрой и вместе с ним наслаждались зрители. Евгений Князев — тоже трагик. То же самое можно сказать и об исполнителе роли Креонта — Эльдаре Трамове — в нем какая-то необычная оккультная гибкость, создающая подтекст всех его движений для меня эта артистическая индивидуальность — открытие.
Необычайно сильно и тоже гипнотически была сыграна малая роль домочадца Эдипа — Максимом Севриновским: «свыше…безумие ниспослано ему», - свидетельствует он о страдании Эдипа, казнящего себя. И пастухи, да и все действующие лица — великолепны. Чувствуется большая, трепетная любовь к этому сложнейшему спектаклю всех его участников.
Лучшие театры Европы стремятся участвовать в этой акции. Прикосновение к античности — всегда риск. Приоткрыть дверь в мир столь далёкий и пленительный со своими законами, эстетикой, сюжетами… Как реконструировать эту эпоху, одухотворить её, сделать не только понятной, но и наполнить эмоциями, страстями, приблизить к современным зрителям, взволновать их?
Как протянуть руку через вечность и ощутить прикосновение времени? Как сегодня прожить это время? На протяжении веков античный театр оказывал влияние на драматургов и поэтов, не избежали этой участи Шекспир, Лессинг, Шиллер, Гёте, Пушкин, Байрон, Шелли, Ануй.
Необходимо признание своей вины.
Да, это не дорога к исправлению. Это дорога к смерти или к изгнанию. Герой тот, кто может себя наказывать. Сейчас нет героя, все прячутся за политику, кричат, что это сфабриковано, придумано кем-то...
Наши лидеры защищаются законами, адвокатами, играют, манипулируют, но никто не может признаться в своих деяниях. Эдип сам, без суда, наказывает себя и исчезает... Это герой, который может увидеть себя со стороны, осознать и наказать себя, приговорить себя. Сегодня таких нет.
Честности нет. Гордости нет. Это было в XIX веке. Я люблю этот век.
Там если любишь, так любишь, если нет, так на дуэль. Гордость, честность, уважение к жизни, к человеку, к государству. Честь, государство. Моя и государства.
Сейчас нет таких понятий. Зачем заниматься современной драматургией, в которой этого нет?! Нет искупления, нет отчаянья, нет признания, нет покаяния. Страшно, что мы забалтываем эти понятия.
Страшна перспектива, что наши дети будут это искупать. Они будут страдать за наше прошлое. Хотя мы можем уже сейчас это изменить. Но почему-то все время откладываем.
Мы перебрасываем свою вину на поколения. Все, что мы делаем ради детей — самое губительное. Не надо! Живи для себя, сегодня, честно, хорошо, открыто.
Эдип не перекладывает вину на будущее, он сам себя наказывает.