Новости сретение господне что за праздник простыми словами

Главная → Новости / События → Новости → СРЕТЕНИЕ ГОСПОДНЕ-2024: ЗАЧЕМ СВЯТИТЬ СВЕЧИ И ПЕЧЬ «ГОЛУБЕЙ» ИЗ СДОБНОГО ТЕСТА. Один из главных православных праздников — Сретение Господне — верующие отмечают в среду, 15 февраля.

Что такое Сретение Господне: история праздника, обычаи

Сретение – это не просто великий праздник и день из далекой новозаветной истории. Многие люди интересуются историей и смыслом праздника Сретения Господня, что он означает и когда празднуется. Сретение, Сретенье, Громницы, Очищение Марии, День свечей. Один из главных православных праздников — Сретение Господне — верующие отмечают в среду, 15 февраля. Сретение Господа Иисуса Христа является непереходящим двунадесятым праздником, то есть одним из главных в церковном году, дата которого всегда – 15 февраля.

Сретение Господне в 2023 году — 15 февраля. Что такое Сретение, какие молитвы читать

Судить об их продолжительности можно по закату. Если солнце сядет сразу, то через неделю будет холодно, а если ненадолго выглянет из-за облаков, это примета поздних весенних заморозков. О деньгах Многие из примет 15 февраля имеют отношение к достатку. Прежде всего, на Сретенье не рекомендуется занимать деньги и давать в долг, в обоих случаях это грозит финансовыми неудачами. Согласно приметам, нельзя оставлять сбережения на хранение на кухне или класть их на стол. Достаток в таком случае станет просто «утекать» из дома, и весь год придется строго экономить. При этом буквальная потеря кошелька или купюр из кармана на Сретенье — добрая примета, предвещающая удачу. А вот подбирать деньги, найденные на дороге, нельзя, счастья они не принесут.

Если на Сретенье давний должник возвратил взятую ранее сумму, это хороший знак, вскоре можно ждать прибыли. Народные приметы рекомендуют вечером 15 февраля выставить во двор еду для бездомных кошек или собак. Если на следующее утро возле дома появится животное, то предстоящий год окажется удачным. О здоровье Чтобы здоровье на протяжении всего года было крепким, 15 февраля нужно зайти в храм и помолиться о благополучии родных. Следует купить несколько церковных свечей, а потом вернуться домой и зажечь их. Если пламя будет неровным и трепещущим, то кто-то из близких может заболеть, а если огонь спокойный, то недуги обойдут семью стороной. Приметы о здоровье советуют наблюдать за пламенем свечи, если оно неровное, это предвещает болезни Заболеть непосредственно на Сретенье — плохая примета.

Если в этот день умер кто-то из родственников, можно вспомнить о том, что во время великих церковных праздников открываются врата в рай — это послужит слабым, но утешением. Сретенские свечи и вода На Сретенье Господне в православных храмах принято освящать воду — в этот день она обладает особой силой, оберегает от зла и от физических недугов. Использовать ее можно любыми способами — пить, обтирать больных и кропить детей, обрызгивать жилище для очищения пространства. Также в церквях проводится освящение свечей, они приобретают магические свойства. По приметам, зажигать сретенский огонь можно в трудные времена и при душевном унынии, он послужит напоминанием о Божьей Благодати, горящей внутри каждого человека. Ритуалы и заговоры На праздник Сретенья Господня можно проводить магические обряды — народные приметы дают несколько рекомендаций. Конечно, ритуалы и заговоры должны быть только добрыми, а не направленными во вред.

На любовь Народные приметы сообщают, что при помощи заговора 15 февраля можно ускорить встречу со второй половинкой или вернуть хорошие отношения при разладе в семье. Ритуал выглядит так: на рассвете в день Сретенья нужно выйти на свежий воздух и попросить, глядя на восток, об обретении любви и счастья, о верном и ласковом женихе и отсутствии измен; просьбу повторяют трижды, в конце 3 раза подряд добавляют: «Аминь, аминь, аминь»; затем отправляются на утреннее богослужение в церковь и ставят 3 свечи возле иконы Спасителя.

Лариса Анастасия Искусственный Интеллект 117573 , закрыт 9 лет назад Вячеслав Потапов Гуру 3202 9 лет назад В народном быту этот праздник воспринимался еще и как время встречи зимы с весною: «На Сретенье зима с летом встретилась», — говорили наши предки и добавляли верные приметы: «В Сретенье солнце на лето, зима на мороз поворотила», «Коли на Сретенье метель дорогу заметет, то корм весь подберет». Следует сказать, что христианский двунадесятый праздник Сретения совпал с языческим праздником громницы. И хотя высокое духовное значение Сретения, безусловно, вытеснило языческие обряды громницы, черты исконной народности бытовали в празднике и в XIX, и даже в начале XX века. Мы помним, что языческий культ огня был наиболее живуч. Но большие костры на околице села довольно скоро отошли в прошлое, и почитание огня на Сретение проявилось в изготовлении и чествовании свечи. В деревнях несколько дворов — восемь, десять — объединялись и топили воск. Воск этот должен был быть не покупным, а из собственных ульев, так как считалось: трудовая свечка больше Богу угодна.

Из воска сучили и крутили одну большую толстую общую свечу и по большой свече для каждого участника складчины. Огромную свечу ставили перед общей же иконой — и та и другая находились в хате у того, чья очередь была хранить их до обетного праздничного дня.

Дело в том, что иногда Сретение совпадает с первым днем Великого поста.

В древних богослужебных Уставах, по которым до сих пор совершается богослужение у старообрядцев, такой случай предусмотрен. Праздничная служба совмещается с «постной». А новообрядцы в таком случае переносят праздник на один день раньше, на Прощеное воскресенье.

В старообрядческой периодике начала XX века это описано весьма подробно. Другое отличие состоит в том, что новообрядцы в XVII веке заимствовали у католиков обычай освящать церковные свечи на праздник Сретения Господня. Этот чин содержится в потребнике митрополита Петра Могилы, он переписан из римского требника.

Дело в том, что на Западе этот праздник называется «Светлой обедней», во время мессы все держат в руках зажженные свечи. Вероятно, этот обычай происходит из древней Иерусалимской Церкви, где в середине V века совершался крестный ход и во время Литургии молящиеся держали в руках горящие свечи. В Византии такого обычая уже не было, поэтому со времен Крещения Руси наши предки молились «со свечами» только во время полиелеоса.

И в настоящее время в старообрядческой Церкви накануне двунадесятых праздников, в середине вечерней службы, при пении величания полиелеоса молящиеся берут в руки горящие свечи и держат их почти до самого окончания вечернего богослужения. Что касается народных традиций, то в крестьянской среде Сретение Господне не считалось большим праздником. Очень часто крестьяне, в особенности неграмотные, даже не знали, какое событие вспоминает в этот день Церковь, а само название праздника — «Сретение» — объяснялось таким образом, что в этот день зима встречается с летом, т.

Приписывая Сретению лишь значение календарного рубежа, крестьяне соединяли с этим днем множество земледельческих примет: «На Сретеньев день снежок — весною дожжок», — говорили они, гадая о будущих дождях. Капель в этот день предвещает урожай пшеницы, а ветер — плодородие фруктовых деревьев, почему садовники, пришедши от заутрени, «трясут деревья руками, чтобы были с плодами». Если в Сретеньев день тихо и красно, то летом будут хороши льны и прочее.

По погоде этого дня судили также об урожае трав, для чего бросали поперек дороги палку и наблюдали: если снег заметет ее, то и корм для скота «подметет», т. Наконец, в Сретеньев день хозяйки начинали усиленно кормить кур, чтобы были носки. Что касается религиозных обычаев, связанных с этим днем, то их на всем пространстве Великороссии почти не существовало, лишь кое-где например, в Вологодской губернии крестьяне обходили свои дома с иконою Сретения Господня или Спаса, причем, когда икону приносили в дом обратно, то вся семья, с домохозяином во главе, падала ниц с возгласом: «Господи Боже наш, войди к нам и благослови нас».

Иконы Один из самых древних и необычных по художественному замыслу образ Сретения Господня, датирующийся 432—440 гг. Особенности композиции свидетельствуют о том, что традиция изображения праздника Сретения еще только формируется. Фрагмент мозаики триумфальной арки базилики Санта Мария Маджоре, Рим, 432-440-е гг.

Постепенно, в течение нескольких веков, в византийском искусстве вырабатывается симметричная композиционная схема, на которой изображаются Богородица, Симеон, Иосиф Обручник и Анна пророчица. Между центральными фигурами помещается изображение храмового престола. Богомладенец может изображаться как на руках Богородицы, так и на руках Симеона.

Пьетро Каваллини. Мозаика апсиды базилики Санта Мария ин Трастевере. Рим, Италия Икона-эпистилий.

Монастырь св. Екатерины, Синай, Египет. Фреска Сретение.

Церковь Спаса на Нередице, 1199 г. Ведь с его помощью передается высший смысл встречи Богомладенца и Симеона. Около 1497 г.

Икона Сретения Господня. Мастерская Андрея Рублева, 1408 г. Из иконостаса Успенского собора г.

Владимира После окончания периода иконоборчества появляется новая несимметричная иконографическая схема изображения Сретения: Богородица, праведный Иосиф и пророчица Анна подходят к дверям Храма, на ступенях которого стоит Симеон. Конец XV века На некоторых русских иконах, фресках и мозаиках Иерусалимский храм заменен церковью с русскими главами. Икона Сретение Господне.

Начало XIX в. Государственный музей палехского искусства Икона мастерской круга Гурия Никитина. Ярославский художественный музей Храмы Сретения Господня Праздник Сретения Господня известен нашим предкам со времени принятия христианства.

Кондак , глас 1 [12] Утробу Девичу освятивый Рождеством Твоим и руце Симеоне благословивый, якоже подобаше, предварив, и ныне спасл еси нас, Христе Боже, но умири во бранех жительство и укрепи люди, ихже возлюбил еси, Едине Человеколюбче. Но огради миром среди войн народ Твой и укрепи тех, кого Ты возлюбил, Единый Человеколюбец. Припев: Богородице Дево, упование христианом, покрый, соблюди и спаси на Тя уповающих. Ирмос 9 песни, глас 3. В законе сени и писаний образ видим, вернии, всяк мужеский пол, ложесна разверзая, свят Богу. Припев: Богородица Дева, надежда христиан, покрой, сохрани и спаси надеющихся на Тебя. В тени Закона и Писаний образ видим, верные : всякое существо мужского пола, разверзающее утробу матери, посвящено Богу.

Когда Сретение Господне 2024

  • Что за праздник Сретение Господне и какого числа его отмечают - Толк 09.02.2023
  • Что означает слово «сретение»?
  • Что такое Сретение Господне и почему мы его празднуем? - Новости
  • Что такое Сретение Господне и почему мы его празднуем?

Почему и зачем?

  • Сретение Господне - 2023: в чем главный смысл одного из древнейших праздников
  • Сретение: традиции, значение
  • Без ссор и путешествий: главные традиции и приметы на Сретение Господне
  • 12 фактов о Сретении Господнем

Четыре российские школьницы стали победительницами Европейской математической олимпиады

  • Сретение Господне – 2023: история праздника
  • Праздник Сретение Господне - протоиерей Владимир Башкиров - читать, скачать
  • Сретение Господне в 2023 году — 15 февраля. Что такое Сретение, какие молитвы читать
  • Сретение Господне в 2024 году: священник рассказал, что можно и чего нельзя делать 15 февраля

Сретение Господне: что это за праздник

Ответы : Что такое Сретение Господне и в чём смысл этого праздника? Например, если праздник Сретения Господня выпадает на воскресный день, то служба воскресенья не отменяется, как в случае Господского праздника (Рождество, Крещение, Вознесение и другие), а соединяется с ней, подобно Богородичному празднику.
Что такое Сретение и как его празднуют. Простыми словами Сретение Господне – это один из важных православных праздников, который отмечают в феврале.

Сретение Господне в 2024 году: история и смысл праздника, что можно и что нельзя делать

Сретение Господне входит в список 12 самых значимых — двунадесятых — праздников в году, посвященных событиям земной жизни Спасителя и Пресвятой Богородицы. Сретение относится к категории неподвижных праздников и поэтому отмечается каждый год в один и тот же день, а именно 15 февраля. 15 февраля в нашей стране православные христиане отмечают Сретение Господне, которое относится к одному из двенадцати важнейших христианских праздников. На вопрос Сретенье Господне какого числа праздновать, православные отвечают так: это праздник в числе, он отмечается каждый февраль 15 числа. Сретение Господа Иисуса Христа является непереходящим двунадесятым праздником, то есть одним из главных в церковном году, дата которого всегда – 15 февраля. Сретение Господне относится к непереходящим праздникам — православные всегда отмечают его 15 февраля, на 40 день после Рождества Христова.

Сретение Господне в 2024 году: священник рассказал, что можно и чего нельзя делать 15 февраля

Именно поэтому принято оставлять свою злость, темные мысли и всю грязь позади. На Сретение люди встают на путь исправления. Приближение Великого поста чувствуется все сильнее. По правилам православия, подготовка к посту начинается аж за 4 недели до его непосредственного начала. Сретение всегда попадает на одну из этих недель. По одной из традиций также на Сретение крестят детей. Конечно, в этом нет никакого символизма, но многим нравится, когда какому-то особому событию в их жизни соответствует великий праздник. На Руси Сретение было днем, когда можно сделать предложение даме. Это был показатель того, что мужчина испытывает самые чистые чувства к женщине.

На Сретение принято было раньше венчаться. Сейчас эта традиция и обычай уже не так популярны.

Нельзя работать в саду и на огороде, рубить деревья, ломать сучья и срезать кустарники.

Народные погодные приметы на Сретение Если в Сретение тепло и солнечно — то весна наступит рано и будет тёплой Если на Сретение холодно и пошёл снег — то весной будет слякотно Если 15 февраля утром пошёл снег — то в этом году стоит ждать хорошего урожая Если поздно вечером 15 февраля снег — то урожай созреет поздно Если на небе много звезд и нет туч — то весна наступит не скоро Если на Сретение началась оттепель — то весна близко Если за день солнце ни разу не выглянуло — то 24 февраля будет мороз Если на Сретение началась метель с вьюгой — то хорошего урожая ждать не стоит Если на Сретение ветрено — то плодовые деревья хорошо уродят Если деревья покрыты инеем 15 февраля- то будет хороший урожай картофеля Что нельзя делать 15 февраля Запрещено 15 февраля пропускать церковную службу и после нее уходить из храма без свечей Нельзя 15 февраля класть деньги на кухонный стол. Считается, что деньги исчезнут без следа, как и еда, разложенная по тарелкам Желательно не планировать на 15 февраля длительные поездки. Наши предки говорили, что после такого путешествия нескоро домой вернешься Нельзя на ссориться — весь негатив вернется сторицей, притом, в тройном размере Ни в коем случае 15 февраля не нужно стирать и убирать — можно навлечь на свой дом беды и болезни.

По этой же причине стоит отказаться от вышивания и вязания Не стоит на Сретение подметать в доме, — можно вымести из него все счастье. В случае, если без веника не обойтись, например, что-то рассыпалось, нужно смести все в угол у входной двери, а мусор вынести на следующий день Нельзя проводить 15 февраля какие-либо магические ритуалы. Нарушавший запрет будет всю жизнь расплачиваться, также наказаны за этот поступок будут и его потомки Что можно делать 15 февраля В старину на Сретение зажигали в храмах громницы — особые свечи, пламя которых защищало жилище от пожаров и нечистой силы.

Также громницы давали умирающим людям, чтобы поскорее облегчить их страдания Если покормить овсом в этот день домашнюю птицу — она будет хорошо нестись и выводить много потомства 15 февраля надо обязательно приготовить блины с разными начинками. По народной примете, тогда весь год проживешь в радости. Чем больше блинчиков будет съедено на Сретение, тем больше веселья и счастья будет на протяжении года Праздники 15 февраля День памяти о россиянах, исполнявших служебный долг за пределами Отечества Международный день детей, больных раком Международный день операционной медсестры Всемирный день управления информацией — отмечаемый каждый третий четверг февраля Всемирный день управления информацией Global Information Governance Day тесно связан с другим праздником, установленным решением Международного форума информатизации в 1992 году — Всемирным днём информации, который отмечается ежегодно 26 ноября.

Почему же в календаре появились две, казалось бы, очень похожие друг на друга праздничные даты, в центре внимания которых один общий объект — информация? Ноябрьский праздник посвящён информации как таковой, он призван подчеркнуть её важность в современном мире, напомнить о том, что само время, в которое нам довелось жить, именуется веком информации День памяти воинов-интернационалистов в Беларуси Сретение Господне — христианский праздник, отмечаемый в православии, католицизме и некоторых протестантских конфессиях, в том числе и в лютеранстве. Русской Православной церковью почитается одним из двунадесятых праздников.

Андрее Здесь вы можете оставить к данной статье свой комментарий, не превышающий 700 символов. Все комментарии будут прочитаны редакцией портала Православие. Ru Google или введите свои данные: Ваше имя: Введите число, напечатанное на картинке Осталось символов: 700.

В храмах в этот день проводится особая праздничная литургия, на которой вспоминаются слова и молитвы Симеона Богоприимца, восхваляется Господь наш Иисус Христос и Божья Матерь.

Верующие стараются соблюдать традиции праздника: 15 февраля принято посещать храм; в этот праздник люди молятся дома, если не могут посетить церковь; в конце литургии освящаются свечи, которые обычно забирают домой; люди делают только добро, помогая нуждающимся, проявляют заботу о своих родных; в этот день многие предпочитают принимать таинство причастия; перед 15 февраля принято убираться дома, а в сам праздник будничные дела запрещены; люди дарят друг другу иконы Божьей Матери на Сретение. На Сретение люди встают на путь исправления. Приближение Великого поста чувствуется все сильнее. По правилам православия, подготовка к посту начинается за 4 недели до его непосредственного начала. Сретение всегда попадает на одну из этих недель.

По одной из традиций также на Сретение крестят детей. Конечно, в этом нет никакого символизма, но многим нравится, когда какому-то особому событию в их жизни соответствует великий праздник. На Руси Сретение было днем, когда можно сделать предложение даме. Это был показатель того, что мужчина испытывает самые чистые чувства к женщине. На Сретение принято было раньше венчаться.

СРЕТЕНИЕ ГОСПОДНЕ

По преданию, на сороковой день от Рождества Мария и Иосиф принесли новорожденного Иисуса в храм в Иерусалиме. Там с ним встретился старец Симеон. Их встреча была предсказана еще до рождения Христа - Ангел предрек Симеону дожить до встречи с Мессией. В глубинном смысле, Сретение — это встреча всего человечества в лице старца Симеона с Богом.

В этот день верующие ходят в церковь на особое торжественное богослужение и молебен. Молитвы в этот день помогут каждому верующему. Люди просят прощения за грехи и сил на добрые дела.

Из церкви люди приходили с освещенными свечами - "громницами" - и хранили их в течение года.

Святой старец в течение более трехсот долгих лет жил ожиданием исполнения этого пророчества до Рождества Христова", - рассказывает протоиерей. Святой Симеон получил откровение от Духа Святого, что его ожидание исполнилось и вскоре в Иерусалимском храме он увидит Младенца — Спасителя. В храме святой старец увидел не только обещанного Младенца и Его Пречистую Деву — Матерь, но и удостоился чести взять Христа на руки. В этот момент в священном восторге праведный Симеон изрек известные всем слова: "Ныне отпущаеши раба Твоего, Владыко, по глаголу слову Твоему с миром.

Яко потому что видеста увидели очи мои Спасение Твое, еже еси уготовал пред лицем всех людей". После семи лет супружества она лишилась мужа и с тех пор жила при храме. Она вела строгую, воздержанную жизнь и своим постом и молитвой служила Богу день и ночь Лк. За это от Бога она удостоилась дара пророчества. Дожив до глубокой старости, святая Анна, подобно Симеону Богоприимцу, с упованием ждала Спасителя.

Она была весьма внимательна ко всем духовным явлениям и присоединила свой голос к славословию Святого Симеона во время встречи Божественного Младенца в Иерусалимском храме. Таким образом, происходит встреча ветхозаветной и новозаветной праведности. И, хотя, эта встреча, безусловно, радостная, но все же с оттенком грусти.

Популяризаторов этой легенды, воспроизводящих ее вплоть до сего дня, не смущали ни конкретные свидетельства древних источников об установлении праздника императором Юстином, ни то, что ни один византийский хронист, относящий это событие ко времени его преемника, императора Юстиниана, не ставит церковное торжество в генетическую зависимость от губительного мора и землетрясений не одновременных чуме , ни даже то, что современники бедствий юстинианова времени не только ничего не знают о спасительном для всех сретенском богослужении в разгар чумы, но свидетельствуют прямо противоположное, говоря о тщетных попытках отчаявшихся людей найти спасение в святых храмах! Серьезных же церковных историков, таких как кардинал Цезарь Бароний или наш протоиерей Григорий Дебольский , эти вопиющие противоречия между фактами и вымыслом, безусловно, смущали, но они, по понятным причинам, должны были отстаивать официальную версию событий. Литература Рубан Ю. Сретение Господне Опыт историко-литургического исследования. Так греки называют Храм Гроба Господня , Воскресение. В переводе И. Помяловского, во второй фразе цитируемого отрывка, допущена серьезная неточность: сущ. VII, вып. О «службе» в собственном смысле, т. Patrologia Orientalis, t. XXXVI, fasc. Turnhout, 1971, p. В этом Лекционаре отсчет ведется, так же, как и у Этерии, от Епифании, 6 января! Смотри также кандидатскую работу прот. Федорова «Иерусалимский Месяцеслов по Лекционарам V века». Дванадесятые праздники Православной Церкви. VI, с. IV, cap. В notae к тексту Минь датирует это событие 521 годом. Феофила в 842 г. Славянский перевод, местами сокращающий оригинал, появился уже в X-XI вв. Его издал акад. Истрин в 3-х томах присоединив греческий текст, исследование и словари , 1920-30 гг. I XI-первая пол. XIV в. Минь относит это событие к 542 году датировки у самого Георгия Амартола отсутствуют. Historia Miscella. Basileae, 1569, —lib. XVI, pag. Как молились Богу древние византийцы. ЛДА, 1979, с. Византийская Литургия. М, 1980, с. XVII, cap. Скабалланович ошибается, говоря, что установление Сретения Никифор Каллист «приписывает» здесь имп. Юстину, — см. Маркович, Хеортологиjа, с. Греческий текст совершенно ясен. Авторы комментариев «Толковой Библии» А. Лопухина т. К вопросу о времени празднования Рождества Христова в Древней Церкви. Киев, 1905 отд. Развитие исторической мысли. IV-первая пол. VII в. Развитие исторической мысли, с. Цитируется перевод, помещенный в приложении ко II-ой книге «Истории» Прокопия, с. Chronicon Liber IV, cap. Antverpiae, 1574, pag. Annales Ecclesiastici a Christo nato ad annum 1198, t. Roma, 1598, p. Поэтому istor — «тот, кто сам был при событии, он сам видел что-либо... Secunda editio. Antverpiae, 1589, p. О царствовании Юстиниана. Перевод, статья и примечания М. Bonnae, 1831. Если бы праздник Сретения вошел в константинопольский церковный обиход при столь чудесных обстоятельствах, как о том живописует минейная легенда, да еще был утвержден эдиктом самого императора Юстиниана, — то их молчание об этом было бы просто необъяснимым и тенденциозным. Arnstelodami, 1889, p. Обстоятельная в историографическом отношении статья болландистов воспроизводит — в отношении праздника Сретения в Византии — те же имена, что и Бароний, прибавляя Анастасия Библиотекаря. Tomus primus Februarii.

Это — армянский Лекционар, содержащий краткие богослужебно-уставные заметки о праздниках годового цикла , совершавшихся в Иерусалиме в начале V века, в том числе и о празднике Сретения Господня. Однако и здесь, как и в Перегринацио Этерии, праздник остается, по существу, без названия, и соответствующая богослужебная статья, ему посвященная, озаглавлена: «Сороковой день от Рождества Господа нашего Иисуса Христа» [5]. Можно предположить, что в IV - V вв. Здесь этот праздник имел неповторимый, уникальный характер как и другие праздники в Св. Земле , который не мог быть воспроизведен в богослужебном календаре других Поместных Церквей. В то же время именование Сретения лишь по формально-хронологическому признаку, — то есть сороковым днем от Рождества [6] , — указывает на то, что первоначально праздник Сретения не имел вполне самостоятельного значения, но рассматривался в качестве «отдания» всего сорокадневного цикла праздников, посвященных явлению в мир Сына Божия. Древнехристианские месяцесловы проходили в это время лишь первый этап своего формирования, и достоверными свидетельствами о богослужебном чествовании Сретения в других городах Восточной Римской империи историк не располагает. Обратившись к свидетельствам более позднего времени, мы смогли убедиться, что окончательное закрепление праздника Сретения в календаре столичной Церкви произошло не ранее первой половины VI века, после чего он в качестве официального государственного торжества стал распространяться по всей Империи. Однако конкретные обстоятельства и точная дата его введения в Константинополе , на основании имеющихся исторических источников, не могут быть определены так однозначно, как это делают популярные руководства по эортологии , варьируя, в сущности, позднесредневековую легенду. Ежедневно погибали от пяти до десяти тысяч несчастных византийцев, остававшиеся в живых также не чаяли спасения, как неожиданно, — гласит легенда, — «во время этого небесного гнева, Бог открыл одному благочестивому мужу, что страдания прекратятся, если установлено будет торжество праздника Сретения Господня. В память сего события император Юстиниан Великий повелел по всей Империи своей торжественно чтить день 2-го февраля» [7]. Логика и назначение этого трогательного сказания полный текст которого легко найти в любом издании февральской Четьей Минеи хорошо понятны, и предъявлять к нему требования научно-исторического характера попросту неуместно. Напротив, в нашем случае не только уместно, но даже необходимо выяснить как соответствие сказания реальным историческим фактам, так и попытаться установить время и причину его возникновения. Обратимся теперь к конкретным свидетельствам древних авторов. Установление праздника императором Юстином I Уже на первом этапе работы, сопоставляя между собой сохранившиеся тексты, отмечаем, что не все средневековые источники относят официальное установление праздника Сретения ко времени Юстиниана I 527—565. Так, хорошо известный в византийской и древнерусской историографии хронист Георгий Амартол IX в. Свидетельство Амартола представляет особую ценность еще и потому, что в следующей главе его Хроники «О царствовании Юстиниана» вновь говорится о Сретении, — уже существующий в столичном богослужебном обиходе праздник лишь реформируется этим императором в соответствии с календарной традицией Римской Церкви: «Праздник же Сретения был перенесен и стал праздноваться во второй день месяца февраля. Справляемый прежде в 14-й день того же месяца, он не причислялся к Владычным праздникам» [9]. В его же правление учреждается торжествование праздника Сретения, до того времени не праздновавшегося» [10]. Последний год царствования Юстина I , действительно, был омрачен страшным землетрясением, возобновлявшимся в течение 526-527 годов и обратившим в руины лучшую часть Антиохии Сирийской. Однако эти бедствия, без всякого сомнения ускорившие кончину глубоко скорбевшего императора, не связываются византийскими историками с установлением праздника Сретения Господня. Землетрясения 20-х —30-х годов VI-го столетия Чрезвычайно важным для уяснения основных источников минейного сказания об учреждении праздника Сретения является память о землетрясении, повторившемся в Антиохии уже при имп. Тогда Антиохия была переименована в Теополис [«Град Божий». Император и августа [Феодора] вновь пожертвовали много денег на восстановление и строительство города антиохийцев, названного [Юстинианом] "Градом Божиим"» [13]. Аналогичный рассказ о чудесном спасении оставшихся в живых жителей Антиохии почти дословно повторяют византийские историки Феофан Исповедник , Георгий Амартол и Георгий Кедрин [14]. Из их текстов со всей очевидностью явствует, что праздник Сретения не имеет к этому чуду ни малейшего отношения. И очутились они под землею, и слышны были голоса умоляющих о помощи. И много денег давал царь для того, чтобы раскапывали и спасали заживо погребенных, и награждал трудившихся в раскопке. Идентичное сообщение читается также и у Павла Диакона под восьмым годом царствования императора Юстиниана [17]. Роль рассмотренного выше предания о чудесном спасении Антиохии в период возобновляющихся землетрясений 20-х—30-х годов VI века в формировании легенды об обстоятельствах введения Сретения в богослужебный календарь столичной Церкви мы сможем уяснить позднее, после анализа других источников. Обратимся теперь к свидетельствам авторов, датирующих установление Сретения в Византии в основном 542-м годом, — традиционным годом моровой язвы, поразившей Константинополь. Традиционная дата установления Сретения 542 г. В том же [т. Младший современник Павла Диакона — константинопольский монах Феофан Исповедник ок. В то же время начали праздновать в Византии Сретение Господне, 2-го числа месяца февраля [ 542 г. А 16-го августа, того же 5-го индиктиона, было великое землетрясение в Константинополе, и попадали церкви и дома и городская стена, особенно около Золотых ворот. Пали на землю и копье, которое держала статуя св. Константина, поставленная на форуме, и правая рука статуи Ксиролофа. И померло много людей» [19]. Из текста явствует, что землетрясение, о котором пишет Феофан, с мором не связано: оно случилось уже через полгода после празднования Сретения как и Павел Диакон , он использует сентябрьский стиль, — Т. Вероятно, он предпочел воспользоваться лаконичной записью последнего [20]. Как видим, сообщения лангобардского историка Павла Диакона и византийского хрониста Феофана Исповедника первых по времени в ряду зависимых от них позднейших историков! Объективному историку ясно, что страшная моровая язва и землетрясение выступают здесь лишь в роли навеки памятной — а потому несокрушимой — хронологической меты, по которой удобно датировать это важное литургическое нововведение юстинианова времени. Именно таким — фактологически корректным и не склонным к фантазиям — историком был другой константинопольский монах, Никифор Каллист ок. Говоря о возведении Сретения в ранг общецерковного торжества, он логично связывает это событие с другими реформами, предпринятыми императором Юстинианом после Пятого Вселенского Собора 553 г. Этим историк тактично, но недвусмысленно дает понять об их полной непричастности к торжеству Сретения. Он же впервые установил и торжественное празднование по всей Империи Сретения нашего Спасителя, подобно тому как [имп. Свидетельство Никифора Каллиста , писателя весьма позднего XIV век , представляется нам, тем не менее или, напротив, именно благодаря этому обстоятельству , очень важным. Будучи профессиональным историографом и клириком храма Св. Софии , Никифор пользовался ее богатой исторической библиотекой и, без сомнения, хорошо знал как о бедствиях юстинианова времени, так и о чудесных событиях, будто бы с ними связанных. Если же он в свою пространную «Церковную Историю» не нашел возможным включить лестное и возвышающее авторитет Константинопольской Церкви предание о чудесном спасении столицы в результате впервые совершенного праздника Сретения, — то потому лишь, что, являясь добросовестным «источниковедом» как сказали бы сейчас , не признал его достоверным и заслуживающим даже упоминания. На Западе же это предание существовало уже давно, и трудно представить, чтобы его не знали в Константинополе, более других в нем заинтересованном! Таковая неосведомленность представляется попросту невозможной, если принять во внимание, что знаменитое сретенское богослужение 542-го года, остановившее, если верить легенде, распространение чумы, должно было совершаться в Св. Софии, к тому времени уже построенной и освященной, — т. С другой стороны, имп. Юстиниан I , при внимательном чтении процитированной хроникальной заметки Никифора, не может быть назван и тем, кто впервые вводит праздник Сретения в богослужебный календарь: уравнивая степень литургических реформ трех византийских василевсов шестого столетия, историк считает их реформаторами и распространителями уже существовавших богослужебных традиций так, известно, что праздник Рождества с римской датой 25 декабря ввел в столичный обиход сам св. Григорий Богослов , в бытность свою патриархом Константинопольским, еще в 379 г.! Праздник Сретения и христологические споры при императоре Юстиниане I Здесь нам следует ненадолго отвлечься от рассмотрения летописных известий и обратить внимание на тот конкретный исторический контекст, который сопровождает возведение праздника Сретения в ранг общеимперского церковного торжества. Согласно Никифору Каллисту , — это богословские споры и различные церковные реформы, столь любимые имп. Юстинианом , считавшим себя большим знатоком христианского вероучения а отнюдь не стихийные бедствия! Болотов убедительно устанавливает неразрывную взаимосвязь между догматической борьбой с монофизитами продолжавшейся при Юстиниане и реформами литургического характера: «В Армянской [монофизитской.

Завтра зима встречается с весной: что нельзя делать в Сретение Господне

Что нужно делать в Сретение Господне, чтобы защитить свой дом от всего плохого Праздник Сретения Господне связан с событием принесения младенца Иисуса Богородицей и праведным Иосифом в Иерусалимский храм, где его увидел старец Симеон.
Как отмечали Сретенье на Руси: история праздника, традиции и обычаи Праздник Сретения Господне связан с событием принесения младенца Иисуса Богородицей и праведным Иосифом в Иерусалимский храм, где его увидел старец Симеон.

Сретение Господне 15 февраля: в чем суть праздника и что категорически нельзя делать

На Руси праздник Сретение Господне любили еще и потому, что совпадал он с окончанием морозов. один из величайших христианских праздников, который отмечают 15 февраля. Сретение Господне — один из двунадесятых праздников христианской Церкви, то есть главных праздников церковного такое Сретение Господне и в чем суть праздникаВ переводе с греческого "сретение" означает "встречу". Сретение Господне — один из двунадесятых праздников у православных. Простыми словами рассказывает, что это такое, и объясняет, что нужно делать 15 февраля, чтобы неудачи обошли стороной. Православные 15 февраля отметят важный церковный праздник, символизирующий встречу человека с Божественным, — Сретение Господне. Православные 15 февраля отметят важный церковный праздник, символизирующий встречу человека с Божественным, — Сретение Господне.

Похожие новости:

Оцените статью
Добавить комментарий