Советская же система воспитания детей и подростков казалась профессору спасительным маяком для решения проблем американской молодежи. Советские принципы воспитания сейчас принято ругать: все эти «не можешь — заставим» или «старших надо слушать беспрекословно».
Назад в СССР: как в школах России будут внедрять трудовое воспитание
– О «правильном воспитании» молодёжи государство в последние годы твердит постоянно. Детские сады выполняли и иную роль: государство контролировало воспитание всех детей в духе новой советской идеологии, причем с самого раннего возраста. Советские принципы воспитания сейчас принято ругать: все эти «не можешь — заставим» или «старших надо слушать беспрекословно». Владимир Путин не считает советскую систему воспитания подрастающего поколения эффективной, поскольку в конечном счете она не помогла предотвратить распад СССР.
17 установок советского воспитания, от которых мало пользы, но многие им по-прежнему следуют
Особое внимание уделялось детскому воспитанию человека коллектива, человека новой морали, будущего строителя мирового коммунизма. Советская же система воспитания детей и подростков казалась профессору спасительным маяком для решения проблем американской молодежи. Вспоминаем историю появления первого образовательного учреждения для советских детей и то, каким оно стало сегодня.
Советское воспитание (как нас воспитывали в СССР)
Что предлагают депутаты и в каком виде в российские школы может вернуться советское трудовое воспитание — в материале «». На самом деле, в СССР на воспитание советского человека работала вся система. Советское воспитание подростков — а каким оно было? 00:00. Вспоминаем о том, как мы жили несколько десятилетий назад. Депутаты госсовета Удмуртии выступили с предложением вернуть в школы России трудовое воспитание не примере советской системы образования.
Воспитание в СССР
Владимир Путин не считает советскую систему воспитания подрастающего поколения эффективной, поскольку в конечном счете она не помогла предотвратить распад СССР. Этот менталитет даже за тридцать лет свирепого капитализма не искоренили, воспитание не убили. Сущность воспитания в советской школе заключалась в подготовке полноценного и морально устойчивого советского гражданина. Советское воспитание. Учебники советского периода 80-х годов — это не только понятный и доступный материал, удобное восприятие и простота.
Как воспитывали детей в СССР
Кройк показала и рассказала, что с детства мама приучила ее соблюдать правила личной гигиены и как можно чаще мыть руки, обувь и все купленные овощи и фрукты. Также девушка с детства знала, что в доме обязательно должен быть неприкосновенный запас самых важных вещей. Например, туалетная бумага, спички и батарейки и еда с длительным сроком годности консервы, крупы, соль.
Кризис теоретического макаренковедения вовсе не означает, что не было примеров успешного практического применения макаренковского опыта. По стопам учителя пошли ученики Макаренко — А. Явлинский и С. Многие школы попытались обзавестись мастерскими или сельскохозяйственными участками школы-хозяйства. Целое направление в отечественной педагогике открыл последователь Макаренко И. Он стал создателем «коммунарского движения» и разработчиком «методики коллективных творческих дел КТД ».
Проблема в том, что эти успехи оставались лишь успехами отдельных людей и коллективов, не обеспечивая влияние на отечественную педагогику в целом. В середине 60-х годов в СССР отменяется закон 1958 года. Практика обучения на производстве отменена. В школьном воспитании меняются приоритеты. Со временем всё большее значение придается успешной учебе, все меньшее — трудовым навыкам. Перекос в сторону обучения приводит к тому, что ЦК КПСС и Совет Министров в 1977 году выпускают постановление «О дальнейшем совершенствовании обучения, воспитания учащихся общеобразовательных школ и подготовки их к труду». В постановлении говорится не просто о проблемах, а о существенных недостатках в работе общеобразовательной школы. Партия и Совет Министров возлагают ответственность на министерство просвещения СССР за то, что не разработана эффективная система трудового обучения, воспитания и профессиональной ориентации учащихся.
Снова наступает момент, когда можно было воспользоваться системой трудового воспитания Макаренко, однако шансов сделать это в 70-е было еще меньше, чем в 50-х. Во-первых, часть педагогического сообщества к этому времени уже ополчилась на Макаренко — главным образом за идею воспитания личности в коллективе. Коллектив начали вычеркивать, как фактор воспитания. В чести была «педагогика сотрудничества», которая предполагала свободное индивидуальное развитие личности. Во-вторых, как уже было сказано, утвердившееся в официальной педагогике упрощенное понимание трудового воспитания Макаренко, не давало возможности это наследие правильно использовать. Некоторые педагогические авторитеты того времени пытались доказывать, что существующая воспитательная система — это и есть то, о чем говорил Макаренко. Официальной педагогике и критикам Антона Семеновича противостояла группа его учеников и продолжателей. По их мнению, педагогическое наследие Макаренко было искажено.
Такое было отношение», — вспомнил Цыганов. В пример герой интервью привел историю, произошедшую с ним на катке. Тогда Цыганов серьезно разбил коленку во время катания, и его донес на руках до дома незнакомый мужчина.
В частности, делался серьезный упор на здоровье. Рассказываем, благодаря каким привычкам советских бабушек и дедушек в СССР росли здоровые дети. Детей в Советском Союзе закаляли всегда и везде, даже в детсадах — поливали ноги холодной водой. Вместе с тем советские бабушки пристально следили за тем, чтобы ребенок был тепло одет.
Два мира – два детства. Как воспитание СССР перевёрнуто с ног на голову
Софья Низовая "Не жди, чтоб добрый дядя... Софья Низовая "Это не мое дело! Мария Маризе-Краснокутская "Любим потрудиться - есть чем погордиться! Настоящий мужчина должен владеть навыками самообслуживания - об этом напоминает плакат Сергея Дацкевича "Учись все делать сам! На этом листе тоже присутствует символ "правильноти" героя - пионерский галстук, хотя он и не сразу заметен зрителю. На плакатах 1950-60-хх годов пионеры не расстаются с пионерским галстуком даже в домашней обстановке. Лишь редкие художники отступают от этого правила.
Но даже в отстутвии этого атрибута понятно, что герои следующих листов поступают хорошо и правильно. Наталья Вигилянская, Федор Качелаев "Все умеем делать сами. Помогаем нашей маме! Эти листы обращены прежде всего к родителям, предостерегая их от неправильных методов воспитания. Октябрята - младшие братья пионеров - столь же непримиримы к тем, кто порочит моральный облик будущего строителя коммунизма. С плаката 1968 года утверждается честность и правдивость как необходимые ребенку моральные качества.
Узнать подробнее Обмудсмен отметил: труд может быть не только в стенах школы, но и в автомастерской в качестве помощника мастера, помощника уборщика, дворника, повара и всевозможные другие сферы деятельности, которые могут пригодиться ребенку во взрослой жизни. Замотивировать ребенка к тому, чтоб выполнять какую-то работу можно объяснением, где ему это может пригодиться. Сегодня современные школьники, завтрашние студенты, должны определиться с профессией в 17-18 лет, а затем связать свою жизнь с тем, что выбрали поспешно или вовсе на что указали их родители. Вопрос о том, почему молодежь не работает по полученной специальности напрямую связан с профориентацией в школьный период, когда попробовать себя можно в любой профессии. Кто будет это контролировать? Скептично настроен и Александр Гезалов. На его взгляд, нагрузка по контролю дополнительной деятельности обучающихся ляжет на учителей. Он также считает, что развить в сознании ребенка не только возможность, но и необходимость участвовать в общественно полезных мероприятиях должны родители. Основной агент влияния — родители.
Школа, все-таки, образовательное место, где учат, а заниматься воспитанием должны родители», — подчеркнул Гезалов. Осталось отетить на вопрос: кто будет учить родителей тому, что они должны развить в своем ребенке? Далеко не все из нас прирожденные педагоги. Молодые мамы и папы ждут, что им кто-то поможет, подхватит, поддержит, направит, забывая, что они сами теперь взрослые. За 30 с лишним лет сформировались несколько инфантильных поколений, которые знают свои права, но не помнят об обязанностях.
Химики, математики, физики, с увлечением работающие по своей специальности и не променявшие бы её ни на какую другую, в то же время всерьёз интересовались живописью, восточной поэзией, философией, историей календаря, эллинской культурой не только художественной, а в широком смысле , историей и тому подобным.
Мой шеф по дипломной работе Владимир Вассианович Киселевский любил кино и неплохо разбирался в нём. Мы часто говорили о новых фильмах, актёрах, режиссёрах. Вскоре в нашей маленькой комнате образовался настоящий клуб любителей кино, куда входили даже сотрудники других кафедр. Проводившейся основной работе это не мешало мне надо было присматривать за ходом опыта, а остальное делала автоматика , более того, даже помогло: люди крепче объединялись и познавали друг друга. Огромную роль в духовном развитии советских людей играла художественная культура. Курс на приобщение самых широких слоёв народа к ней большевики взяли буквально сразу после Октябрьской революции и выдерживали его в самых трудных условиях.
В 1919 и 1920 годах в Советской России побывали американский дипломат Уильям Буллит и британский писатель Герберт Уэллс. И оба отметили работу новой власти в этом направлении Буллит в своём отчёте, а Уэллс в книге «Россия во мгле». Они писали, что в холодной и голодающей стране организовано издание массовыми тиражами произведений лучших писателей — и книги продаются по общедоступным ценам что невозможно представить в самых благополучных капиталистических государствах, отметил Уэллс , театры и картинные галереи теперь заполнены «простой» публикой, и ведётся работа по эстетической подготовке этих людей к встрече с искусством я так оцениваю слова Буллита о том, что им «объясняют значение и красоту произведений». При Сталине работа в этом направлении велась ещё более разносторонне и активно. В частности, эффективным средством приобщения народа к художественной культуре стало радио. По первой, общедоступной программе каждый день можно было услышать литературные чтения, классическую и народную музыку; не реже раза в неделю передавали спектакли лучших драматических и музыкальных театров страны.
В результате такой целенаправленной работы в Советском Союзе удалось решить небывалую задачу: сделать общение с художественной культурой внутренней потребностью многих миллионов людей из самых разных слоёв общества. Поэт Анна Ахматова после поездки в Англию делилась впечатлением: «Знаете, чему они там из моих рассказов более всего удивились? Для нас всех здесь это привычно. Они же делают большие глаза. Их удивило, даже потрясло, когда я рассказала, что за несколько дней до отъезда получила письмо от моряков и лесорубов. У них никто стихов не читает, кроме очень тонкого слоя интеллигенции.
А тут вдруг, извольте видеть, моряки и лесорубы! Народная артистка СССР балерина Галина Уланова писала: «Если бы у меня спросили, что нового внесла в балетный спектакль советская эпоха, то я бы прежде всего сказала: зрителя». То же самое можно сказать и о советской эпохе в кино. Она воспитала нового зрителя. Невозможно представить, чтобы в капиталистическом государстве, где кино как система является коммерческим предприятием, серьёзные фильмы конкурировали по посещаемости с развлекательными. А в нашей стране, где кино стало, говоря словами историка Жоржа Садуля, «средством культурного воздействия», так было!
В 1950—1960-е годы о более раннем времени у меня нет данных свыше 30 миллионов посещений собирали не только комедии и приключенческие ленты, но и многие экранизации классики, картины о революции, Гражданской и Отечественной войнах, не относящиеся к приключенческому жанру, фильмы о труде и жизни людей. Многомиллионную аудиторию нередко собирали фильмы из категории трудных для восприятия. К примеру, своеобразный по языку, абсолютно лишённый развлекательности, трагичный фильм Тарковского о войне «Иваново детство» собрал в СССР вдвое больше посещений, нежели считавшаяся суперкассовой трилогия «Пираты Карибского моря» в СНГ. Советская художественная культура не только духовно обогащала людей, облагораживала их внутренний мир. Искусство воспитывало в наивысшем и самом благородном смысле этого слова» — так говорил уже в постсоветское время народный артист СССР Евгений Самойлов.
Немаловажным считалась и социализация детей, которая происходила при их воспитании в коллективе. Ребенок должен был с самых ранних лет приучаться жить в обществе и взаимодействовать с его членами. Это также развивало ответственность как за себя, так и за коллектив в целом. Коллективная ответственность Коллективная ответственность — это отличный способ воспитать сознательного члена общества.
Именно благодаря этому принципу никакого буллинга в советских школах не было, а любые проявления агрессии или дисциплинарные нарушения пресекались товарищами. Представим себе, что десятилетний Вова дергает Аню за косу. Я ему делаю замечания — одно, второе, третье — он продолжает свое. Тогда я прошу класс обратить внимание на поведение Вовы. Теперь я спокойна — на перемене с мальчиком поговорят дежурные пионерского звена. Они ему напомнят, что его недисциплинированность отзовется на оценке поведения всего звена. Детей обязывали помогать старшим в самых различных домашних делах, тем самым помогая приобретать важные во взрослой жизни навыки и знания. В школе обязательно был такой предмет, как трудовое обучение, на уроках которого школьников учили разным премудростям. Мальчики осваивали ручные и электрические инструменты, а в старших классах даже промышленные станки, а девочки учились шить, вязать и готовить.
Таким образом, почти каждый советский школьник мог решить элементарные домашние задачи, не прибегая к помощи взрослых. Минимум свободного времени Многие советские дети после школьных занятий оставались в группах продленного дня, в так называемой «продленке». Остальные после уроков спешили домой, чтобы пообедать и отправиться в кружок или спортивную секцию.
Как в СССР: депутаты предложили вернуть в школы трудовое воспитание
Выросшие и добившиеся мировой славы еще в царской России Пётр Чайковский, Илья Репин и Фёдор Шаляпин, аплодирующие с картин отличнику, оставались признанными авторитетами и для советских граждан. Очевиден посыл: школьник должен самостоятельно отвечать за порученную ему домашнюю работу. Знания за него никто не получит. Важная деталь: твердое «нет! Не исключено, что именно эта работа Софьи Низовой много лет спустя дала название первому женскому ток-шоу на российском телевидении. Принимать помощь от старшего товарища вовсе не возбраняется. Впрочем, главный адресат у этого плаката не младшеклассник, а старшеклассница — так демонстрировали преемственность между пионерами и октябрятами. Первые в подобных сюжетах всегда выступали в роли мудрых старших братьев и сестер. Фактически помогать младшим и старшим вменялось в обязанность прилежному обладателю красного галстука. Художники довольно часто обличали и высмеивали пороки подрастающего поколения. Разумеется, в назидательных целях.
С середины первого класса один ходит в школу, в магазин за продуктами. И в итоге кажется более взрослым, чем его сверстники. Комментарий психолога: «Научить ребенка быть самостоятельным - одна из задач родителей. Но не впадайте в крайности. Гиперопека и излишняя самостоятельность одинаково вредны». Минусы: - если переусердствовать, ребенок преждевременно повзрослеет; - излишняя самостоятельность может развить ощущение одиночества и ненужности; - ощущение одиночества может заставить ребенка искать опоры на стороне, а это грозит вредными привычками и дурной компанией.
Смотрю на завалы игрушек и килограммы сладостей, в которых лениво ковыряется сын. Кажется, для избалованного единственного внука любящих бабушек пришло время перемен. Бабушкам я тоже запретила тебя баловать. Учись ценить то, что у тебя есть!
Подросток увлекся рок-музыкой? Насильно состричь его «патлы» и запереть дома! Дать добрую материнскую или отцовскую затрещину малышу считалось нормой. Современные мамы все чаще жалуются, что новые принципы воспитания детей превращают родителей в рабов собственного ребенка.
С первых лет жизни малышей мамы «привязаны» к ним, не имея времени для себя и своей карьеры. Дети «завалены» игрушками, которые им покупают по первому желанию. Строгость в воспитании заменили попытками разговаривать и уговаривать детей не всегда успешными. Неудивительно, почему современные мамы все чаще с ностальгией вспоминают старые добрые «принципы строгости». Хорошо это или плохо? Каждая семья определяет сама. Принцип четвертый. Никаких разговоров «про это» «Мама, откуда берутся дети?
Он еще вырастет? И мама тушуется, рассказывает небылицы об аистах и капусте и отсылает любопытную кроху к папе.
Профессор был вынужден написать латинскими буквами слово «воспитание», полного аналога которого нет в американской жизни.
Бронфенбреннер обратил особое внимание на трудовое воспитание детей и подростков. Он рассказал, что в советских детских садах игры детей имеют целью ознакомить их с различными занятиями взрослых. Дети «лечили» кукол, играли в «магазин».
Помимо игр воспитанники детсадов участвовали в уходе за садовым участком. Это воспитание продолжалось и в школе. Бронфенбреннер подробно перечислил обязанности дежурного по классу и проиллюстрировал этот перечень соответствующими фотографиями.
Бронфенбреннер констатировал, что воспитанием советских детей были заняты не только родители и школа, но также внешкольные учреждения и массовые организации детей и подростков. С удивлением профессор обнаружил, что в стране, которую в США изображали тюремным застенком, дети не выглядели замученными узниками. Свой фотоснимок, на котором были запечатлены пять упитанных и улыбающихся карапузов, Бронфенбреннер сопроводил подписью: «Судя по их виду, малыши процветают в условиях «режима»».
Воспитание осуществлялось главным образом убеждением. Профессора поразил ласковый тон, с которым обращались воспитатели к детям в яслях и детских садах. Он отметил напевную интонацию, с которой детям читали книжки или тексты диафильмов.
Бронфенбреннер написал о «позитивном отношении детей и всего общества к учителям. Эта позитивная ориентация поддерживается в течение школьных лет. Учителя воспринимают как друга.
Нет ничего необычного в том, что после школьных занятий можно увидеть учительницу, окруженную болтающими детишками, которые пришли на спектакль, концерт, цирковое представление или же просто пошли на коллективную прогулку… Хотя, конечно, имеются исключения, отношения между детьми и учителями в СССР можно охарактеризовать как дружеское уважение». Особенно восхитил профессора праздник 1 сентября, во время которого дети дарили цветы учителям, а утром по улицам шествовали аккуратно одетые дети с букетами цветов в руках. Дружелюбное отношение к преподавателям и их воспитанникам доминировало в атмосфере советского общества.
Американский профессор обнаруживал теплое отношение к детям из личного опыта. Не раз случайные прохожие на улице улыбались его сыну, а порой предлагали свои советы родителям, как следует заботиться об их ребенке. Советы были непрошенными и не всегда удачными, но они шли от чистого сердца.
Порой теплота чувств, которые испытывали прохожие к ребенку, поражала профессора, привыкшего к сдержанному поведению людей на городских улицах США. Профессор вспомнил, как однажды, гуляя по улице, он с женой и своим двухлетним сынишкой встретил группу подростков. К удивлению профессора, они подбежали к их отпрыску со словами: «Вот так малыш!
Бронфенбреннер был уверен, что, если бы подобное случилось в США, подростков бы повели к психиатру. Но к этому времени Бронфенбеннер уже осознал, что в Советской стране царит атмосфера, отличная от той, в которой он привык жить и работать. Чем был озабочен профессор?
Как настоящий американец, Ури Бронфенбреннер дотошно собирал информацию для практических целей. Разумеется, профессор не думал о том, что американские детишки будут соблюдать пять правил октябрят и десять заповедей пионеров. Он не думал, что когда-нибудь американские педагоги будут ласково разговаривать со своими учениками.
Он не представлял себе, что незнакомые американцы будут подбегать к детям и умильно обнимать их. Однако опыт воспитания советских детей убеждал Бронфенбреннера в том, что советские дети являются более прилежными учениками и становятся более надежными гражданами своей страны, потому что с первых лет их жизни им показывают, что такое хорошо, на убедительных примерах. Профессор привел много психологических экспериментов, которые свидетельствовали о том, что дети и подростки «заражаются» положительными примерами гораздо охотнее, чем отрицательными.
Профессор хотел, чтобы американцы внимательно изучили советский пример для решения проблем молодежи своей страны, которые стали острыми к началу 70-х годов. Беби-бум, начавшийся в США после 1945 года, означал резкий рост деторождения. Великий кризис, поразивший США с конца 1929 года, а затем Вторая мировая война привели к тому, что американцы не спешили обзаводиться семьями.
Лишь после того, как воцарился мир, а экономика стабилизировалась, количество браков, а затем и деторождений резко возросло. Ориентированная на новых потребителей американская промышленность увеличивала производство товаров для детей, а потом и подростков, старательно разжигая в юных жителях страны потребительские потребности в нужных и не обязательно нужных продуктах. Детство и юность детей беби-бума совпали со временем распространения в США телевидения.
От двух до пяти лет средний американский ребенок успевал просмотреть 5 тысяч часов телепередач. Дети поглощали бесконечные телесериалы и телерекламу. Социолог Лэндон Джоунс писал, что дети беби-бума сначала выучивали слово «стиральный порошок», а уже потом «папа» и «мама».
Ури Бронфенбреннер считал телесериалы и телерекламу важнейшими орудиями разрушения сознания американской молодежи. Стараясь ублажить своих долгожданных чад, заряженных призывами телерекламы, их родители нередко трудились на двух работах или сверхурочно. Подсчеты показывали: средний американский отец в 60-х годах тратил в среднем около 10 минут в день на общение со своими детьми.
Чтобы заставить матерей трущобного Гарлема проявлять внимание к своим детям, социальные работники приплачивали матерям за то, чтобы они читали своим детям книжки. Но немалая часть детей оставалась без внимания и без надзора. Журнал «Ридерс дайджест» в августе 1982 года сообщал о том, что ежегодно в США пропадает бесследно до 100 тысяч детей и подростков.
Устаревшая система образования США предоставляла детям облегченное образование, но и эти упрощенные программы все хуже осваивались школьниками. Начиная с 1963 года в американских школах наблюдалось неуклонное падение средних оценок в ходе прохождения так называемого теста школьных навыков, позволявшего оценить уровень владения речью, письмом, математикой. Чтобы поступить в вузы, абитуриенты были вынуждены проходить специальные дополнительные курсы.
Не слишком обременительная школьная учеба сочеталась с отсутствием в США системы воспитания подраставшего поколения. Оставленные без внимания родителей и школьных преподавателей дети и подростки объединялись в неформальные группы. Вожаками таких групп нередко становились ребята с асоциальными и преступными наклонностями.
По данным Национального института образования, в середине 70-х годов ежемесячно физическому насилию подвергались 282 тысячи школьников и 6 тысяч учителей.
Как в СССР: депутаты предложили вернуть в школы трудовое воспитание
Участники круглого стола: - Священник Павел Бибин, магистр богословия, клирик Свято-Троицкого храма г. Москва - Ирина Пономарева, преподаватель рус. Архангельск - Татьяна Авилова, кандидат физико-математических наук, основатель группы «История рода в истории страны», г. Москва - Анна Антипова, организатор генеалогического клуба "В поисках рода", г.
Руководитель фракции Елена Дербилова уверена, что труд играет важную роль в развитии психики и жизненных установок. Правильно организованный труд формирует трудолюбие, коллективизм, взаимодействие, дисциплинированность, инициативность, что является одной из главных функций трудового воспитания», — подчеркнула она. Отметим, что в школах Финляндии труду уделяют много времени. Правда, здесь целью занятий являются сугубо практические навыки, которые позволяют подростку научиться самому обслуживать себя.
По некоторым источникам детские комнаты работали при фабриках и домах трудолюбия еще на заре 19 века. Так матери получали возможность работать, пока маленькие дети находились под присмотром нянь. Правда, женский труд на производстве в Российской империи использовался редко, поэтому дошкольные учреждения особого распространения не получили. С провозглашением страны рабочих и крестьян все резко изменилось. Государство нуждалось в миллионах рабочих рук — в области промышленности, на различных службах и в колхозах труд женщин решили использовать на полную катушку. Тогда-то и выросли как грибы ясли и сады, позволявшие высвободить матерей из домашних дел. В ясли детишек принимали с 2 месяцев - именно столько длился в первое время декрет в СССР. Следующая стадия — детсад, куда принимали в возрасте 3 года и воспитывали до 7. После выпуска ребенка ждала общеобразовательная школа, так что воспитание и образование советских детей вне дома было спланировано и организовано считай с самого рождения. Распорядок дня в детсадах тщательно расписывался. Прогулки и игры обязательно чередовались с образовательными занятиями — буквы, цифры, грамотность, творчество, подготовка к школе. Любые занятия утверждались Министерством образования — будь то лепка из пластилина, аппликация, пение или рисование. В воспитательном процессе всячески поощрялось чтение. Младшим читали вслух воспитательницы: особо популярными авторами были Чуковский, Маршак, Михалков. Любовь к книге прививалась с первых лет жизни, наверное, поэтому Советский Союз считался самой читающей страной мира. Детсадовцы постарше декламировали стихи известных поэтов, а также разыгрывали сценки из книг. Государство пристально следило, чтобы к детям допускались только профессионалы — в руках этих специалистов сосредоточивалось будущее страны!
Для нас всех здесь это привычно. Они же делают большие глаза. Их удивило, даже потрясло, когда я рассказала, что за несколько дней до отъезда получила письмо от моряков и лесорубов. У них никто стихов не читает, кроме очень тонкого слоя интеллигенции. А тут вдруг, извольте видеть, моряки и лесорубы! Народная артистка СССР балерина Галина Уланова писала: «Если бы у меня спросили, что нового внесла в балетный спектакль советская эпоха, то я бы прежде всего сказала: зрителя». То же самое можно сказать и о советской эпохе в кино. Она воспитала нового зрителя. Невозможно представить, чтобы в капиталистическом государстве, где кино как система является коммерческим предприятием, серьёзные фильмы конкурировали по посещаемости с развлекательными. А в нашей стране, где кино стало, говоря словами историка Жоржа Садуля, «средством культурного воздействия», так было! В 1950—1960-е годы о более раннем времени у меня нет данных свыше 30 миллионов посещений собирали не только комедии и приключенческие ленты, но и многие экранизации классики, картины о революции, Гражданской и Отечественной войнах, не относящиеся к приключенческому жанру, фильмы о труде и жизни людей. Многомиллионную аудиторию нередко собирали фильмы из категории трудных для восприятия. К примеру, своеобразный по языку, абсолютно лишённый развлекательности, трагичный фильм Тарковского о войне «Иваново детство» собрал в СССР вдвое больше посещений, нежели считавшаяся суперкассовой трилогия «Пираты Карибского моря» в СНГ. Советская художественная культура не только духовно обогащала людей, облагораживала их внутренний мир. Искусство воспитывало в наивысшем и самом благородном смысле этого слова» — так говорил уже в постсоветское время народный артист СССР Евгений Самойлов. В поле воздействия этого воспитания люди попадали с самых юных лет. До сих пор с теплом вспоминаю журнал для самых маленьких «Весёлые картинки» 1950-х годов. Рассказываемые в нём при помощи рисунков истории не только развлекали ребят, но и приучали их оценивать, что такое хорошо и что такое плохо, ненавязчиво утверждали в их сознании ценность труда, взаимопомощи, вырабатывали неприятие жадности, алчности, эгоизма. На воспитание таких жизненных ориентиров плюс интерес к познанию были нацелены и детские радиопередачи — такие, как «Экипаж разноцветных стрел», «Клуб знаменитых капитанов», «Приключения юнги Захара Загадкина», и им подобные, киножурнал «Хочу всё знать». Напомню, что в Советском Союзе были созданы первые в мире специализированное издательство литературы для детей и киностудия детских и юношеских фильмов. Судя по себе, могу сказать, что такое воспитание художественной культурой было действенным. Вот два конкретных примера. Прочно вошёл в сознание рассказ в «Весёлых картинках» «Три дровосека: Лапоть, Соломинка и Пузырь отправляются в лес по дрова. На их пути встают трудности и опасности, однако взаимопомощь помогает им их преодолевать. Такие отношения между персонажами я воспринял как совершенно естественные и единственно возможные. А уже старшеклассником познакомился с литературным «оригиналом» той истории: там Соломинка разламывается, Лапоть тонет, а Пузырь лопается от смеха, безучастно наблюдая за гибелью друзей. Понятно, что такой вариант вызвал во мне только брезгливость. Подобное произошло с «Островом сокровищ». Мне очень понравился фильм советского кинорежиссёра Вайнштока, где герои отправляются за пиратским кладом, чтобы добыть средства для борьбы за свободу Родины. И это настолько прочно вошло в моё сознание, что когда через пару лет я прочёл роман Стивенсона, в котором герои преодолевают опасности ради богатства для себя, он показался мне скучным.
История начальной военной подготовки в советских и российских школах
И вроде бы многие были рады отказаться от единственной давлеющей коммунистической идеологии, импортированной из-за рубежа напомню, что Маркс и Энгельс были немцами. Но ведь будучи посеянными в русскую почву, эти идеи всё равно получили самобытность. Где произошёл тот перелом, когда железнодорожный состав государства под названием СССР отправился на путь в пропасть? Когда люди перестали верить в будущее, которое строили. В 80-ые годы, когда СССР уже был поражён плесенью либерализма и западничества, даже появился такой вот диссидентский анекдот: На первомайской демонстрации колонна глубоких стариков несёт плакат: «Спасибо товарищу Сталину за наше счастливое детство». К ним подбегает некто в штатском: — Вы что, издеваетесь? Когда вы были детьми, товарищ Сталин ещё не родился! Знаете, мне всегда было интересно слушать рассказы родителей, бабушек и дедушек о том, как они воспитывались в Советском Союзе.
Я был потрясен. Получалось, что эта женщина могла видеть самого Ленина!
Вот эта наша обычная Анна Семеновна могла прикоснуться к самому Ленину! Это было не так, конечно, фотография относилась к середине 30-х годов, как я сейчас понимаю. На фото мне не понравилась ни Крупская, ее фотографии всегда у меня почему-то вызвали тоску, ни сама Анна Семеновна, это была мордастая девочка в буденовке. По моим тогдашним понятиям зрелая Анна Семеновна была куда приятнее. Коньком Анны Семеновны были уроки пения. Она как-то отдыхала душой в это время. К тому же, она приносила из дома аккордеон, чем не могла похвастать ни одна учительница. И вот Анна Семеновна наяривала на аккордеоне, а мы пели. Почему-то мне кажется, что пели мы все время одну и ту же песню, видно она хотела довести наше исполнение до совершенства.
Песня эта была про красного партизана, похороненного под кустом ракиты. И как доходили до этого места, то слезы текли из глаз моих, до того было жалко красного партизана. И однажды я чтобы не показывать слез учительнице отвернулся и сел боком. Анна Семеновна в этот день была не в духе, и расценила мой поступок, как хулиганство. И тут не имеет смысла спрашивать, что в этом была такого плохого, в моем поступке. Ибо раз женщина не в духе, то логика тут ни при чем. Учительница внезапно, в разгар моих страданий по красному партизану, схватила меня за шкирку и вывела из класса. Я ошеломлен этой абсолютной несправедливостью, жуткая и пустая в коридорах школа пугает, а тут идет наш директор. Это был настоящий «сталинский директор», такие в ту пору уже почти повывелись.
Не директор, а красавец! Историк, фронтовик, огромный такой, в очках, с раскатистым голосом, по повадкам напоминал актеров в сталинских фильмах, которые играли профессоров. И вот он подходит ко мне, я в ужасе сжимаюсь, а он говорит какие-то ласковые слова, улыбается, берет меня аккуратно за руку и вводит класс. И говорит: «Анна Семеновна, посадите этого молодого человека на место». Учительница злобно зыркнула в мою сторону, но больше в этот день не фордыбачила. Но все равно она была замечательная. Еще помню, как мы выбирали в классе начальников. Старосту, звеньевых, и прочее. Должностей был очень много.
Выборы были абсолютно демократические по советским меркам. Анна Семеновна предлагала кандидатуру, после чего мы дружно голосовали за этого товарища. И вот она раздала почти все должности и тут вспомнила про меня. И сказала, что предлагает меня сделать знаменосцем к слову, знамени у нас не было никакого, но должность была. Учительница сказала, что это должен быть достойный мальчик. И меня выбрали в знаменосцы. Помню, как прибежал я домой и в полном восторге стал рассказывать, что я теперь не абы кто, а знаменосец. Родители порадовались за меня, но как-то деланно, почти равнодушно. Вот так с легкой руки Анны Семеновны я и иду по жизни.
Кому-то достаются должности, где власть и деньги, а я знаменосец. Когда в РФ стали вспоминать хороший опыт СССР в деле патриотического воспитания, то почему-то свели все это к учебникам истории и обществознания. На самом деле, в СССР на воспитание советского человека работала вся система. В 20-е и 30-е годы всякий несогласный с этой системой всячески дискриминировался или просто физически уничтожался. Потом, когда внутри государства в деле воспитания не стало конкурентов, в этом направлении все равно работал огромный механизм. Но самое главное, во времена моего детства вокруг меня жили люди, уверенные, что никакой иной жизни быть не может. Что СССР это такая же неизбежность, как смена дня ночью, как восход солнца. Это было мощнейшее внушение со стороны государства, но это была и реальная установка в головах простых людей. Скажем, то же интернационалистическое воспитание.
Я не помню, чтобы со мной кто-то персонально работал на эту тему, кто-то что-то мне объяснял, но это было просто разлито в атмосфере тогдашнего СССР. Как-то урок у нас проводила пионервожатая, и она, как всякая девушка, сама верила и ждала чуда не будем уточнять какое. И вот она нам сказала, что бы мы в тетрадке записали свои желания. Это было уже в классе пятом или шестом. И мы, захваченные ее энтузиазмом и верой в то, что чудеса бывают, стали писать. Самым главным моим желанием было желание, чтобы мне купили настоящие коньки для хоккея. Но тут я подумал, а что если мое желание действительно сбудется? Я то буду при коньках, а ведь идет война во Вьетнаме. После недолгой внутренней борьбы, я написал, что мое главное желание, чтобы прекратилась война во Вьетнаме.
Мне было горько тогда, что не получу коньки, но приятно вспомнить об этом сейчас. Я думаю, что русские националисты вырастали в последствии все-таки из таких вот идеалистично настроенных мальчиков. Он пересказывал мне дореволюционные легенды о Петре I, и о Суворове. Я потом нигде таких историй не встречал. Как бояре затеяли заговор против Петра, а он был в курсе, как начал выбрасывать их из окна одного за другим в руки своих гвардейцев. Меня захватывали эмоции деда, я чувствовал, как он восхищается Петром и Суворовым. Всякое развитие человека начинается именно с чужих эмоций. Другой вопрос, что мы не часто отдаем себе отчет в том, что наши нынешние взгляды начались с чьих-то эмоций. Раз человек так захвачен этим, значит, в этом что-то есть?
Моему деду была интересна история России. С ней нечто случилось в 1917 году, но все равно это была Россия. И никакие красные партизаны для него героями быть не могли, ибо он реально их видел этих красных в годы гражданской войны. Это любопытная «игра разума», когда «слона» не замечают, и когда мой дед «не замечал СССР» не есть что-то свойственное лишь для конкретного человека, или конкретной эпохи.
Но те способы воспитания, которые были естественны для СССР, сегодня использовать просто нельзя. Время другое и воспитание должно быть другим. Нужно учиться на одни 5-ки Многие, кто жил в Советское время, хорошо помнят, что родители ругали их не только за 2-ки в дневнике, но и за оценки, которые чуть повыше 3-ки. А что самое интересное — родители испытывали стыд, если их Машенька или Пашенька плохо учились. И никто не собирался вникать, что у ребенка просто может быть гуманитарный или технический склад ума. Всегда нужно слушаться старших В СССР детей учили смотреть на старших, слушаться их и выполнять все их требования.
Что такое актуальные методы воспитания? Как правильно воспитать ребенка, чтобы подготовить его к жизни в современном мире? Почему старые методы уже не работают? Что поменялось со времен Советского Союза? Можно ли воспитать ребенка "как в СССР"?