Абхазский алфавит состоит из 62 букв, среди которых есть как гласные, так и согласные знаки. В этой статье мы рассмотрим, сколько букв в абхазском алфавите гласных и согласных и более подробно ознакомимся с ними.
Абхазский алфавит - Abkhaz alphabet
Алфавит в абхазском языке состоит из 54 букв. В первом абхазском алфавите было 55 знаков Абхазский алфавит на основе грузинского имеет 33 буквы грузинского алфавита. Количество букв в абхазском алфавите и особенности его использования.
Абхазский алфавит: сколько гласных и согласных звуков в языке? — детальный разбор алфавита Абхазии
61. В абхазском алфавите содержится 54 буквы. Абхазский алфавит содержит 64 буквы. 2. В абхазском алфавите 64 буквы. Алфавит в Абхазии удивительно большой: в нем 54 буквы. гласных букв 6) один из самых сложнейших языков по произношению в мире) неологизмы, введенные в русский язык, в основном звучат на абхазском так же плюс в начале прибавляется буква "а".например, "Авикипедиа".на эту тему есть много приколов среди местных.
Международное объединение содействия развитию абазино-абхазского этноса «Алашара»
Согласные буквы в абхазском алфавите Абхазский алфавит, также известный как абхазо-адыгейский алфавит, состоит из 62 букв. Сколько букв в абхазском алфавите. Абхазский алфавит буквы. Абхазский язык алфавит и произношение. Абхазский алфавит с переводом на русский. Абхазский алфавит с транскрипцией. Азбука абхазского языка. Абхазский язык письменность. Абхазская письменность — письменность абхазского языка. За время своего существования несколько раз меняла свою графическую основу и неоднократно реформировалась. [3]. Сегодняшний абхазо-кириллический алфавит содержит множество букв, которые существуют только на абхазском языке.
Абхазский алфавит: сколько гласных и согласных звуков в языке? — детальный разбор алфавита Абхазии
В абхазском языке два диалекта: В основе национального алфавита лежит кириллица. 7. Абхазский алфавит состоит из 54 букв. С 1954 года принято начертание букв абхазского языка на основе графики русского алфавита. Транскрипция на основе современного абхазского алфавита, применяемая в монографии Х.С. Бгажба "Бзыбский диалект абхазского языка". Новости Абхазии Новости Абхазии.
Международное объединение содействия развитию абазино-абхазского этноса «Алашара»
Абхазский алфавит (Аҧсуа алфавит, Aphsua alfavit) состоит из 62 кириллических букв. В алфавите – 62 буквы, он включает в себя 56 согласных и всего 6 гласных и содержит несколько разновидностей букв «К», «Г», «Х» и других. 13. В Абхазском алфавите имеется 54 буквы. Такая письменность в кириллической форме существует в Абхазской республике по сей день.
Сколько букв в абхазском языке — алфавит насчитывает целых 64 символа!
На основе расшифровок Майкопской надписи Турчанинов написал работу "Открытие и дешифровка древнейшей письменности Кавказа". Первый абхазский алфавит был создан русским ученым Петром Усларом в 1862 году на основе кириллицы. В алфавите Услара было 55 знаков, большинство из них было перенято с русского алфавита, некоторые из них были изменены. Для передачи звуков абхазского языка Услар также использовал латинский, греческий, сербский, старославянский и грузинский алфавиты. Однако этот алфавит использовался лишь до 1892 года. Письменность развивается, в тех алфавитах, которые были ранее, один и тот же знак передавал несколько звуков при помощи всевозможных диакритических знаков, что усложняло их начертание, запоминание", — считает доцент кафедры абхазского языка Ева Тания.
Для издания этого букваря потребовалась модификация алфавита, из него были изъяты буквы для диалектных бзыбских фонем, количество букв в алфавите сократилось до 51. Один из авторов учебника, основатель абхазской национальной литературы Дмитрий Гулиа писал об этой книге: "Азбуку мы закончили в 1891 году, и через год она вышла в свет. Вот с этой поры абхазы начали читать книги на родном языке". Чочуа окончательно закрепил в алфавите и множестве изданных им букварей отсутствие фонем бзыбского диалекта и максимально приблизил абхазский алфавит к фонематическому принципу, то есть такому, когда одному звуку соответствует одна буква.
Во время набегов гуннов меотам пришлось переселиться ближе к предгорью, где те затерялись среди местных племен, которые позже стали предками адыгов. Во времена нашествия татаро-монголов народу пришлось укрываться в еще глубже в горных долинах, где сформировалось и особенное наречие.
Когда татаро-монгольские страсти улеглись, племя расселилось по обе стороны Кавказского хребта. Вторая часть народности, абхазо-абазинская, обосновалась ближе к морю в районе современной Абхазии и в северной части КЧР. Именно поэтому речь этих регионов имеет общие корни, схожа по звучанию и считается близкородственной. Абхазский язык сейчас В наши дни этот язык является государственным в Абхазии, что закреплено в Конституции страны. Распространен он и за пределами государства: диалект используют в России, Турции, Иордании, Сирии, Ираке и других территориях. Такое широкое распределение произошло после Кавказской войны, когда народы Северного Кавказа массово бежали в Османскую империю.
Остатки абхазов, владеющих родной речью, сохранялись только в двух районах Абхазии, но после войны с Грузией население страны вновь постепенно заговорило на историческом языке. Сейчас в государстве существуют 3 диалекта: абжуйский; бзыбский; самурзаканский. Носители остальных наречий расселены по миру.
Абхазский алфавит состоит из 58 согласных и 4 гласных звуков. Согласные буквы абхазского алфавита включают звуки такие, как б, г, д, ж, к, п и т. Кроме этого, имеются и специальные символы, которые обозначают звуки, уникальные для абхазского языка, такие как аффрикаты и щелевые согласные. Гласные буквы в абхазском алфавите включают звуки а, е, о и и. Абхазский алфавит помогает осуществлять передачу и сохранение абхазской культуры и традиций через письменное слово. Примечание: Абхазский алфавит был разработан на основе грузинского алфавита, а его оригинальная версия была создана в 1862 году. Количество букв в абхазском алфавите и особенности его использования Абхазский алфавит состоит из 64 букв, включая гласные и согласные звуки. Он основан на грузинском алфавите и был модифицирован специально для письменности абхазского языка. В абхазском алфавите присутствуют как гласные звуки, так и согласные звуки. Гласные звуки обозначаются символами, а согласные звуки могут быть обозначены одной или несколькими буквами.
Он был основан на грузинском алфавите с добавлением дополнительных символов для отражения специфических звуков абхазского языка. В 1926 году абхазский алфавит был изменен в соответствии с русской системой перевода. Это алфавит использовался на протяжении многих лет и проходил через несколько модификаций. В 1954 году Игорь Беликов разработал новый абхазский алфавит на базе русского алфавита. Он был использован с некоторыми изменениями до 1996 года. Современный абхазский алфавит, используемый с 1996 года, основан на латинском алфавите и состоит из 62 символов. В этом алфавите отражены все звуки абхазского языка, включая гласные и согласные буквы. Важность изучения гласных и согласных букв абхазского алфавита Знание гласных и согласных букв абхазского алфавита позволяет правильно произносить и читать слова на абхазском языке.
Абхазский алфавит и язык особенности и история развития
Известные абхазские деятели культуры, например Фазиль Искандер, творили на русском. На нём говорил малочисленный народ убыхи, живший в окрестностях современного Сочи. Этот язык - мировой рекордсмен по количеству букв в алфавите. Их в нём аж 92 и почти все согласные. Убыхский алфавит. К сожалению, последний известный носитель языка Тевфик Эсенч умер в 1992 году в Турции в деревне Хаджиосман. Есть энтузиасты, которые пытаются его учить, недавно вот даже записали песню. Звучит интересно, похож на абхазский: Лично для меня языки абхазо-адыгейской группы слышатся какими-то грубоватыми, в целом, слушать интересно.
Но находятся люди, которые считают абхазский и прочие даже красивыми. Месяц Абхазии в ДП, нетипичный обзор многогранной территории. Места, персоналии, события и т.
Вследствие чего абхазский язык получил распространение и в Турции, где на нем говорят в местах массового проживания абхазов, в провинциях Дюздже, Болу, Сакарья, Кайсери, Самсун, Сивас, Бурса и другие. Сколько диалектов в абхазском? В настоящее время в Абхазии остались носители только трех диалектов абхазского языка. На абжуйском диалекте говорят в Очамчырском районе республики, бзыбский диалект распространен в Гудаутском районе, немногочисленные носители самурзаканского остались в селах Агубедиа и Река Очамчырского района и части села Чхуартал Галского района. Носители всех других диалектов абхазского языка были вынуждены переселиться в Османскую империю в XIX веке вследствие агрессивной политики царской России на Кавказе. Вплоть до 1860-х годов на западе исторической Абхазии, на территории между реками Сочи и Жоэквара было распространено садзское наречие, которое включало в себя приморский и горный диалекты.
Садзы покинули историческую Родину в период Кавказской войны, после чего исчезли с исторической арены. На юге страны вдоль побережья были распространены бзыбский, гумский, абжуйский и самурзаканский. В горах Абхазии еще полтора века назад говорили на псхувском наречии, а также на цебельдинско-дальском. В данном случае в литературном языке используется слово «анаша» «огурец» на бзыпском диалекте , а не акьантыр «огурец» на абжуйском. Абхазский — один из сложнейших языков мира. В абхазском всего два коренных гласных звука а, ы и сложная система согласных в абжуйском диалекте - 58, в бзыбском диалекте - 65. При том много шипящих, свистящих, а также гортанных звуков. Кроме того, в языке существуют разновидности придыхания, с которым произносится звук. Однако фонетика — не единственная сложность.
К примеру, личных местоимений в единственном числе пять, во множественном числе три. А глагол в абхазском языке обладает таким большим количеством разнообразных грамматических форм, что играет исключительную роль в образовании предложения. Одним глаголом можно обозначить категорию лица, класс, наклонение, время, переходность, а также вопросительную или отрицательную форму. Вот примеры. В виду сложности языка бытует мнение, что выучить абхазский не его носителю не представляется возможным. Тем не менее, удачные примеры, развенчивающие этот миф, существуют, хотя часто и обусловлены длительным пребыванием иностранцев в абхазоязычной среде. Первая книга на абхазском языке — это не Библия как в истории с книгопечатанием, не свод законов, что ценилось превыше всего в письменности Древнего мира, не попытка написать историю или призвать к действию. Книга, с которой началось становление молодой абхазской литературы — это маленькая брошюра, объемом не более двадцати страниц, и это — сборник стихотворений и частушек о добре, весне и мире. Автор сборника — Дмитрий Гулиа, тогда молодой поэт и учитель семинарии, чья семья чудом смогла вернуться на Родину после мытарств махаджирства.
Впоследствии его назовут патриархом абхазской литературы, присвоят ему звание Народного поэта и отметят, что он стал основоположником абхазской литературы. Главным спонсором издания выступило «Общество распространения просвещения среди абхазцев», которые в то время в большинстве своем не знали грамоты. Именно эта организация в начале прошлого столетия открывала абхазские школы, обустраивала библиотеки, издавала учебники и даже материально помогала абхазам, жаждавшим просвещения.
Поэтому русский абхазы знают куда лучше своих соседей-грузин. В 30-40-50е гг. С тех пор, как грузинский в школах отменили, абхазы активно изучают русский, поэтому даже в отдаленных деревнях местные жители, хоть и с акцентом, но на русском изъясняются. Никакого языкового барьера в Абхазии у вас не будет, а вывески и ценники в курортных городах пишут даже грамотнее, чем в соседнем Сочинском районе. И даже «мороженое» пишется чаще с одной «Н», как положено, а не с двумя, как думают многие сочинские торговцы. Что же касается абхазского языка, то он очень сложен, объективно сложнее русского.
В алфавите — 62 буквы, он включает в себя 56 согласных и всего 6 гласных и содержит несколько разновидностей букв «К», «Г», «Х» и других. Несмотря на то, что абхазский язык разработан на кириллической основе за всю историю своего существования он претерпевал изменения и существовал и в виде кириллицы, и в виде грузинской графики , читать абхазские надписи несложно, понимать их смысл — удастся не всегда. Некоторые слова, заимствованные из русского языка, видоизменены посредством добавления в начало слова буквы «А»: школа — ашкола, ресторан — аресторан, интернет - аинтернет и т. Если учесть, что коренных жителей — абхазов — в Абхазии в процентном соотношении меньше половины остальные — это русские, армяне, немногочисленные грузины и другие нации , то смысла учить абхазский язык для путешествий по республике нет.
Образовался он примерно пять тысячелетий назад.
К сожалению, на сегодняшний день язык считается «уязвимым», и число носителей, свободно говорящих на абхазском, с каждым годом становится всё меньше и меньше. Абхазский является одним из государственных языков на территории Республики Абхазии. В самом государстве на нём говорят около 150 тысяч человек. Этнические абхазы, владеющие абхазским языком, разбросаны по всему миру. Например, в России им владеют примерно 5000 человек.
Также немалое число людей, говорящих на абхазском, проживает на территории Турции. Связано это с тем, что в 19 веке Российская империя упразднила Абхазское княжество, и мусульмане начали массово мигрировать в Османскую империю, такое переселение называется мухаджирство.
АБХА́ЗСКИЙ ЯЗЫ́К
Бартоломея был выпущен первый абхазский букварь, в котором с минимальными изменениями использовался алфавит Услара [3]. Также в немного изменённом виде этот алфавит использовался в букваре 1892 года, составленном К. Мачавариани и Д. Алфавит из букваря А.
Чочуа 1925 В 1887 году монография Услара была переиздана М. При этом использованные в первом издании рукописные начертания букв были заменены печатными, а в их внешний вид были внесены некоторые изменения. В частности, седиль была заменена надбуквенной запятой, а грузинские буквы заменены кириллическими.
В дальнейшем абхазская письменность стала развиваться на основе именно этого варианта алфавита [2].
О том, что заставило жителей Приморского прийти к администрации села рано утром 10 августа, и зачем они хотели перекрыть центральную трассу, читайте в материале Sputnik Абхазия. Повышение тарифов на воду может привести к ухудшению эпидемиологической ситуации в Армении, считает эколог. Столица Казахстана готовится принять очередную встречу участников переговоров по мирному урегулированию в Сирии. Голливудский актер Леонардо Ди Каприо призвал глав 12 государств, которые соберутся на форуме в Кыргызстане, защитить редкого хищника. Бывший президент Литвы считает, что власти страны действуют не в интересах своих граждан, а по указке Запада. В Душанбе в закрытом режиме проходит суд по делу задержанной за провоз антикварной монеты россиянки. Президент Узбекистана подписал указ о деятельности Счетной палаты, которая теперь будет следить за валютной политикой страны.
С другой стороны, абхазский алфавит не обладает некоторыми звуками, которые есть в русском языке. Начнем с того, что в абхазском алфавите отсутствуют некоторые согласные звуки, которые встречаются в русском языке. Например, в абхазском нет звука «п», «ф», «ц», «ч», «ш», «щ». Основным звуком, который отсутствует в абхазском алфавите, является звук «ё». В русском языке «ё» встречается во множестве слов, но он не имеет своего представления в абхазском алфавите. Также нет звука «х» в абхазском алфавите. В русском языке этот звук встречается в таких словах, как «холод», «хороший». И, наконец, абхазский алфавит не содержит гласные звуки «е», «и», «о», «ы», «ю», «я», которые широко распространены в русском языке.
Сегодня абхазский алфавит построен на основе благородного красавца, наследника древних родословных. Абхазский язык имеет смешанные черты абхазо-адыгских и некоторых индоевропейских языков. Благодаря своей необычной истории и звучанию абхазского алфавита, этот язык вызывает особый интерес у лингвистов и языковедов со всего мира.
60 интересных фактов о Абхазии
Пример: «вараам» треть. Буква «г» — произносится как [г]. Пример: «гуан» горный. Буква «д» — произносится как [д]. Пример: «дыс» лето. Буква «т» — произносится как [т]. Буква «ж» — произносится как [ж]. Буква «з» — произносится как [з]. Пример: «змал» мелкий. Буква «к» — произносится как [к].
Пример: «кшьыт» сексуальность.
Абхазия, наиболее занимательные даты и цифры: Пальмы в Абхазии удивляют своим разнообразием. В стране,в общей сложности, растет около двадцати видов этих красивых деревьев; В Сухуме возведен самый первый памятник, посвященный… обезьянам! Согласно надписи на памятнике, многие страшные недуги людей изучались с дальнейшим нахождением средства лечения именно благодаря опытам, проводимым на обезьянах; Территория Абхазии славится большим количеством сохранившихся дольменов — их около пятидесяти. При этом, они значительно старше, чем пирамиды Египта; Сухумский Ботанический сад известен как один их старейших садов, его коллекция удивительных растений начала формироваться еще в 1838 г.
Это произошло в 1933 году; Абхазские свадьбы и ныне бьют все рекорды по количеству приглашенных. Количество участников средней свадьбы составляет около 1000 человек; В Абхазии найдено и зарегистрировано примерно 170 источников с минеральными водами, из них многие являются термальными; Еще в конце 19 века проходивший в Москве съезд медиков торжественно объявил город Сухум лучшим местом для тех, кто страдает болезнями легких. Отдельные деревья в высоту превышают 50 м, а самые значительные из них в диаметре могут составлять более полутора метров; Наиболее значительный глиняный винный кувшин, закопанный в землю и найденный на территории Абхазии, имеет в высоту 1,5 метра, в ширину — примерно метр. Диаметр в горловине кувшина составляет почти 40 см, а емкость… двести литров!
Что же касается Абжуйской Абхазии, здесь удельный вес грузинских фамилий более высок: например, почти все абхазское населения села Квитоули абх. Кутол носит исключительно грузинские фамилии. Название, несомненно, является грузинизированным вариантом абхазской формы Айтарны, оформленной абхазским топонимическим суффиксом -ны. Основа Айтар является именем языческого семиликого божества скотоводства. Особенно важен анализ абхазских терминов, связанных с христианской религией, которые указывают, что предки абхазов не имели прямых контактов с греками и христианизировались лишь в позднефеодальную эпоху с помощью грузин. Тем самым опровергается и достоверность гипотезы о том, будто абасги и апсилы являлись предками абхазов сходство терминов абасг и апсил с терминами абаза, абхаз и апсуа нельзя считать решающим фактором, ибо, как известно из мировой истории, этнонимы и племенные имена неустойчивы и часто меняют этническую семантику. Наше заключение, в первую очередь, опирается на тот факт, что в абхазском языке для обозначения греков используется не какой-либо греческий автоэтноним эллин, йон, грек , а этноним, заимствованный из мегрельского диалекта абырзен ср. Не менее значимо и то обстоятельство, что в абхазском языке не только греческие христианские термины, но и греческая лексика других отраслей заимствована через грузинский письменный язык или мегрельский диалект. Основная масса абхазов, проживающая в бассейне Кубани, видимо, оставалась язычниками до позднего средневековья, когда началось экспансивное расселение абхазов в Причерноморье, заселенном христианскими грузинскими племенами. Именно в процессе их ассимиляции абхазы должны были усваивать как собственно картвельскую, так и картвелизованную греческую христианскую лексику в виде субстрата. Анализ абхазской лексики показал, что в абхазском сванская лексика не выявляется ни в одной отраслевой группе, за исключением топонимов, хотя факт проживания сванов на территории современной Абхазии в зоне между реками Кодори и Псоу с древнейших времен неоспорим. Отсутствие сванизмов в абхазском можно объяснить лишь тем, что ассимиляция сванов мегрелами произошла гораздо раньше, чем предки абхазов появились на этих землях вспомним проживание смешанных племен под названием сваноколхов в раннефеодальную эпоху. Естественно, по этой причине сванская лексика не могла попасть непосредственно в абхазский язык. Что же касается мегрелизмов, то они вместе с мегрелизованной лексикой весьма широко представлены во всех слоях абхазской отраслевой лексики, часть из них следует считать субстратом, а другую часть — заимствованием. Мы должны отметить и то, что мегрелизмы шире представлены в абжуйском диалекте абхазского языка, нежели в бзыбском, но почти отсутствуют в абазинских диалектах. В христианской терминологии абхазского языка привлекает внимание группа слов, которые дают возможность хотя бы приблизительно установить время заимствования картвелизмов абхазским языком. Например, представляет интерес слово авхвама от мегр. Сравнение его со сванским лакхвам молельня указывает на то, что в мегрельской форме изначально должен был присутствовать гортанный согласный кх, который в случае заимствования слова окхваме абхазским языком до X—XIII вв. Присутствие в бзыбском в этой основе простого согласного х подтверждает факт заимствования этого слова лишь после X—XIII. В обоих диалектах абхазского языка для обозначения большой восковой свечи употребляется слово акялантар от мегрельского келантари ср. Исходя из того факта, что как греческая праформа, так и литературный грузинский вариант сначала обозначали подставку для свечи, а не свечу ср. Еще один пример: после XV в. Как известно, именно c XV в. Чкондидский эпископ являлся главой церкви Самегрело, а до этого начиная с XII в. Важно и то, что как в XV в. Важно и то, что в абхазском отсутствуют или калькированы с мегрельского фразеологизмы и идиомы библейского происхождения, а это также свидетельствует, что христианство среди абхазов стало распространяться не ранее XVI в. Для установления маршрутов миграций абхазских племен неоценимы данные абхазской ботанической терминологии, анализ которой показал, что большая часть из 262 ботанических терминов заимствована из мегрельского диалекта или грузинского литературного языка сванская лексика и здесь отсутствует. Из 120 названий культурных растений более четверти 34 названия являются картвельскими по происхождению, или же заимствованы через посредство картвельского языкового мира. К этой группе относятся названия следующих важных растений: рожь, ячмень, репа, свекла, огурец, абрикос, сорта фасоли и т. Сравнительно меньше картвелизмов в терминологии диких растений — 20 названий из 145. В эту группу входят названия осоки, лютика, барбариса, люцерны, плюща, свинороя и др. Среди названий диких растений абхазским языком заимствованы имена растений, имеющих важное практическое значение в жизни и деятельности человека, однако не заимствованы названия тех диких растений, ареал распространения которых ограничивается исключительно высокогорьем субальпийский и альпийский пояс , заимствованы лишь названия тех культурных и диких растений, которые распространены в низовьях гор, на плоскости и в болотах. По нашему мнению, этот факт прямо отражает маршруты миграции предков абхазов из бассейна Кубани к приморским и низменным местностям современной Абхазии через горные перевалы Большого Кавказского хребта. Из плоскостной части, низкогорья и среднегорья бассейна Кубани абхазы, видимо, сначала поселились в высокогорной полосе северных склонов Кавказского хребта см. Ламберти и так называемую латино-французскую карту 1654 г. При переселении абхазов с северного высокогорья в высокогорье южных склонов Большого Кавказа не было необходимости заимствовать из мегрельского диалекта или литературного грузинского языка терминов, отражающих высокогорную природу, ибо она уже была отражена исконно абхазской лексикой, однако при заселении абхазами уже давно забытых ими низменностей и болотистых мест в абхазском возникла необходимость заимствовать у местных мегрелов термины, отражающие новую для пришельцев среду. Важны также сведения карты Джакомо Гастальди 1561 г. Ламберти 1654 г. Также важны сведения И. Татищева о наполнении Северного Самегрело, т. Важные сведения содержат фольклор и этнография абхазов. Например, предания о приходе их предков с Северного Кавказа распространены среди фамилий Зухба, Авидзба, Ашуба, Бганба и др. По сведениям абхазского этнографа Л. Акаба, большинство абхазских фамилий, особенно проживающих в предгорьях Абжуйской Абхазии, при выполнении общефамильных обрядов высочайшим и сильнейшим покровителем считают не находящиеся в непосредственной близости древние христианские храмы Илори, Мокви, Бедиа, Дранда , а находящееся в нескольких десятках километров от их места обитания в верховьях р. Бзыбь языческое святилище Налкуба, или Псхвыныха, что ясно указывает на маршрут движения предков абхазов сначала с Северного Кавказа к истокам Бзыби, затем в ее низовья, а оттуда через Сухуми в Абжуа. На этот же маршрут указывают даже две формулы приветствия, распространенные среди абхазов и по сей день. Возникает вопрос: почему абхазы желают аробщикам и пастухам, чтобы они благополучно отнесли груз или отогнали скот именно выше, а не к морю или куда-либо в другом направлении? Потому, что эти формулы явно возникли в тот период, когда основная масса абхазов обитала в труднодоступных горах и было актуально пожелать ближнему благополучно преодолеть горные преграды. В этой связи привлекает внимание и семантика слова ага, заимствованного абхазским языком из мегрельского, где оно означает берег. Ага в абхазском обозначает как море и приморье, так и юг см. Сухуми, 1986. В нынешней Абхазии море в строго южном направлении находится лишь на протяжении нескольких километров — от города Гудаута до близлежащего села Псырцха, в других же приморских частях море с берегом граничит либо с запада, либо с юго-запада. Ассоциация моря и морского берега с Самегрело и с югом является неоспоримым отголоском того времени, когда территория нынешней Абхазии была заселена только грузинами и входила в состав Самегрело. О маршруте миграции абхазских племен из Бзыбской Абхазии сначала по направлению к Сухуми, а затем в сторону Абжуа указывает и география распространения некоторых своеобразных звуков в абхазском языке. Как известно, абхазский язык имеет два диалекта: бзыбский и абжуйский. Главнейшей основой дифференциации диалектов является существование в бзыбском диалекте тех 9 специфических согласных, которых нет ни в абжуйском диалекте, ни в литературном абхазском языке. В этом отношении важно, что звуковой состав абжуйского диалекта, распространенного в непосредственном соседстве с мегрельской речью, более нов и прост, нежели у бзыбского диалекта, с одной стороны, и ашхарско-тапантского диалекта абхазского языка — с другой К. Отмечается также существование тенденции упрощения в обоих диалектах абхазского языка фарингальных согласных кх и кхв, подобно изменениям согласного кх в картвельском языковом мире. Таким образом бзыбский диалект занимает среднее, переходное место между абазинскими диалектами и абжуйским, ибо в абазинском языке согласные кх и кхв имеют твердую позицию, а в абжуйском они обретают положение, соответствующее правилам картвельского языкового мира К. Неодинакова ситуация и в отношении присутствия специфических свисяще-шипящих согласных даже в говорах бзыбского диалекта, в которых замечается зональный характер распространения названных специфических согласных. Учитывая эти данные, считаем единственно верным предположение, что географические особенности сохранения или утраты названных специфических бзыбских согласных не являются случайным фактом и связаны с маршрутом передвижения абхазских племен: тенденция утраты специфических согласных в бзыбском диалекте усиливается с запада к юго-востоку от отхарского к аацинскому говору , что, по нашему мнению, явно вызвано более сильным влиянием субстратного слоя мегрельского диалекта и живой мегрельской речи на говоры, распространенные юго-восточнее. Видимо, абхазы поселились сначала в зоне распространения отхарского говора конечно, после того, как спустились с верховьев Бзыби и впоследствии начали мигрировать в сторону реки Гумиста и города Цхуми ныне Сухуми , а затем и в сторону Абжуа. На последнем этапе к ним присоединились и другие абхазские племена, перевалившие через Большой Кавказский хребет в верховья Кодори и спустились вниз по течению этой реки. На это, помимо отмеченных выше обстоятельств, указывают и особенности речи потомков батумских абхазов, выселенных во второй половине ХIХ в. В их речи свистяще-шипящих согласных вовсе нет, тогда как в речи тех батумских абхазов, которые являются потомками абхазов, выселенных из зоны от реки Бзыбь до Адлера, эти специфические согласные широко употребляются Э. Итак, полное исчезновение в абжуйском диалекте абхазского языка 9 специфических согласных и сильно выраженный зональный характер тенденции исчезновения этих согласных в говорах бзыбского диалекта прямо отражает уровень интенсивности влияния картвельского субстрата и живой мегрельской речи на абхазский язык, те же данные говорят и о волновом характере миграции предков абхазов с Северного Кавказа на территорию современной Абхазии. Многие из них широко употребляются и по сей день, хотя некоторая часть этих слов и изменила свое прямое первоначальное значение. Некоторые слова практически вышли из употребления и сохранились только в народной памяти, иногда их можно услышать только от пожилых людей. В абхазском языке имеется значительное количество слов, имеющих непосредственную связь с обрядами и положениями Ислама, его историей, что свидетельствует только о самоопределении абхазов как мусульман. В абхазском языке Всевышний в настоящее время традиционно именуется Анцва Ду, что не противоречит канонам Ислама, если вкладывать в него смысл Единого, не рождавшего и не бывшего рожденным Бога, посылавшего людям пророков и посланников, последний из которых Мухаммад да благословит его Аллах и приветствует. Анцва по своему значению соответствует персидскому «Худай», тюркскому «Тенри», славянскому «Бог», часто употребляемым мусульманами Евразии. Слово Аллах, прекраснейшее из имен Всевышнего, в настоящее время употребляется не часто, его применяют, как правило, пожилые абхазы. Возможно, уже в советский период в этом сыграл роль, ставший традиционным для мусульман Абхазии, обычай сокрытия веры. Как пример — описание в полевом дневнике Галины Старовойтовой, проводившей здесь этнографическую экспедицию: «Называет мысленно бога "Аллах". Анцва — по-абхазски» О 60-летней жительнице поселка Хабью Нюре Канжолия, 1981 г. Красноречивое свидетельство о широком использовании в народе слова «Аллах» еще до основной волны хиджры приводит в своих «Воспоминаниях кавказского офицера» русский военный шпион Ф. Он побывал в Абхазии в 1835 г. С криком: Аллах! Имя Аллаха можно услышать в считающихся традиционными для абхазов формулах: перед любым хорошим делом говорится «Псымиллах» от арабского БисмильЛляh «С именем Аллаха» , а в знак одобрения, чтобы не сглазить, «МашьАллах» — от арабского Ма ша Аллаh — «Так пожелал Аллах». В абхазском языке часто используется и восклицание «Йа Рабби! Упоминанием Аллаха является и абхазское выражение «Аферым», означающее «браво» от фарси афарин, упрощенное от Афаридегяр — Всевышний. Традиционное абхазское приветствие «Асалам» от арабского Салям буквально означает «мир», является однокоренным со словом «Ислам» и упрощением от мусульманского приветствия «Ассаляму алейкум». Производное от него асалам шеку — письмо буквально «письменное приветствие». Широко применяется в современном абхазском и многими воспринимается как исконно местное, слово «апааимбар», происходящее от фарси «пайгамбар» и означающее «приносящий весть», то есть пророк, посланник. Этот термин и по сей день широко распространен среди персо- и тюркоязычных народов, им обычно называют пророка Мухаммада да благословит его Всевышний Бог или иногда других пророков Аллаха с добавлением его имени например, Муса пайгамбар, Иса пайгамбар. Хотя в абхазском слово ангел звучит как «амаалыкь» от арабского «маляк» , так же часто используемое в значении младенец. Примечательно то, что и в современном абхазском языке кроме «дин», других обозначений религии, даже применительно к христианству или древним верованиям абхазов, нет! Само по себе использование этих слов свидетельствует о некогда произошедшем религиозном самоопределении абхазов, как мусульман. Понятия «рай» и «ад» в абхазском языке имеют традиционное для Ислама обозначение, которое без труда узнает мусульманин в любой стране мира: джанат от арабского джанна, джаннат — рай и джахным от арабск. Существуют и другие слова, связанные с жизнью и смертью: мир, окружающий нас, адунеи от арабского дунья — мир , мир, в который мы попадем после смерти, «загробный» мир, ахарат от арабского ахира, ахират. Существующее в абхазском языке слово аджьал от арабского аджаль — конец существования в этом мире, смерть; об умершем говорят «иаджьал ааит», то есть «пришел его аджаль». Абхазами и по сей день используются связанные с концом света слова, такие как ахырзаман от арабского ахыр заман — «последнее время», то есть конец света , акаимет от арабского кийама, кийамат — Воскрешение, Судный день; в современном абхазском — нечто ужасное. Аума акаимет от арабского йаум-аль-кийама , обозначающее катастрофу, ужас в буквальном переводе означает «Судный день».
В 1954 году вместо алфавита на основе грузинской графики был вновь введён кириллический алфавит. В своей основе он базировался на алфавите Услара-Завадского, хотя и претерпел значительные изменения.