Поэтому опера «Ночь перед Рождеством» в высшем и лучшем смысле театральная: озорная и насыщенная, она — настоящая при всей своей условности и гротеске.
В ожидании праздника: 5 музыкальных спектаклей
Ребёнок, привыкший к современным компьютерным игрушкам, нимало не был разочарован. Не обошлось и без интерактива: в начале каждого действия по залу бегали две бабы - Баба с фиолетовым носом и Баба с обыкновенным носом, а также ходил, общался со зрителями и "паном дирижёром" пасичник Рудый Панько; во время хоровой сцены колядования гарные парубки бродили по партеру и протягивали зрителям мешки для колбас и паляниц Один гость нашего города кажется, бывший наш подарил им бутылку чего-то хорошего и дорогого, купленного в театральном буфете. Были и разочарования. Увы, сопрано в партии Оксаны пела с бешеной тремоляцией и часто вообще не попадала в нужные звуки. Солистов было хорошо слышно только с авансцены; из глубины сцены было не разобрать не только слов, но и звуков - еле слышно, да ещё оркестр заглушал. Та же штука - с хором: порой приходилось угадывать, звучит ли он или мне это только кажется. Хорошо, что весь текст можно было прочитать с табло над сценой - на русском и английском. А в целом - нам очень понравилось.
В итоге шоу получается более насыщенным и сказочным. История Пьесу «Ночь перед Рождеством» написал молодой Николай Гоголь в возрасте 22 лет, тогда он только осваивался в Петербурге, приехав туда из Малороссии. Композитор Николай Римский-Корсаков сотворил на основе его произведения одноименную оперу, которую вскоре и поставили в Мариинском театре. Впервые она была продемонстрирована еще 28 ноября 1895 года.
По свидетельству современников это было грандиозное феерическое зрелище с превращениями, огнедышащими фонтанами, реками, выходящими из берегов, подводным царством, чудовищами и духами. Через 90 лет Римский-Корсаков как будто возвращает на сцену жанр «волшебной» оперы, но в совершенно иной ее ипостаси. Он мастерски создает мифологические «портреты» славянских языческих божеств и «нечисти», рисуя изумительно контрастные музыкальные картины «полета» Вакулы на Черте в Петербург и возвращения его в Диканьку. Здесь и почти физически-звуковое ощущение морозного воздуха, и красоты спокойного зимнего неба, и хоровод звезд и небесных светил, и чудодейственная картина рассвета, и вдруг, откуда ни возьмись внезапно врывающийся скрежет и вой бесовской погони. Эти изумительные музыкальные зарисовки будили и будят и поныне фантазию художников, режиссеров и хореографов, открывая необъятный простор для самых невероятных сценических решений.
Эта статья загружена автоматически ботом NewsBots в архив и ещё не проверялась редакторами Викиновостей. Любой участник может оформить статью: добавить иллюстрации, викифицировать, заполнить шаблоны и добавить категории. Любой редактор может снять этот шаблон после оформления и проверки. Комментарии[ править ] Викиновости и Wikimedia Foundation не несут ответственности за любые материалы и точки зрения, находящиеся на странице и в разделе комментариев. Мнения Пожалуйста, прочтите правила общения и оформления реплик на портале Викиновости Если вы хотите сообщить о проблеме в статье например, фактическая ошибка и т. Комментарии на этой странице могут не соответствовать политике нейтральной точки зрения , однако, пожалуйста, придерживайтесь темы и попытайтесь избежать брани, оскорбительных или подстрекательных комментариев. Попробуйте написать такие комментарии, которые заставят задуматься, будут проницательными или спорными.
Опера «Ночь перед Рождеством» написана в 1895 году.
Опера «Ночь перед Рождеством» в Мариинском театре | Поэтому опера «Ночь перед Рождеством» в высшем и лучшем смысле театральная: озорная и насыщенная, она — настоящая при всей своей условности и гротеске. |
Премьера! "Черевички или Ночь перед Рождеством!" | опера знаменитого русского композитора Николая Римского-Корсакова. |
Telegram: Contact @mariinsky_theatre | «НОЧЬ ПЕРЕД РОЖДЕСТВОМ» в новой сценической версии Обновленная постановка оперы Николая Римского-Корсакова на сюжет одноименной повести Гоголя — в серии утренних и вечерних показов для всей семьи 7, 8. |
Оперу "Ночь перед Рождеством" перенесли на историческую сцену Мариинки | Фонд музыкального искусства FES представит концертное исполнение оперы «Ночь перед Рождеством» в Большом зале Петербургской филармонии. |
Н. А. Римский-Корсаков. Опера «Ночь перед Рождеством» - musicseasons | слушал бы их и слушал! |
К 125-летию первой постановки оперы Николая Андреевича Римского-Корсакова «Ночь перед Рождеством»
Время царствования Екатерины II, когда и происходили предрождественские чудеса в повести Гоголя. Рядом с кинозалом солисты и артисты хора Музыкального театра Сац гадают и колядуют. Сам Римский-Корсаков жанр оперы "Ночь перед Рождеством" назвал "быль-колядка". Театр становится ближе, театр становится доступнее — девиз проекта "Театр в кино", инициированного телеканалом "Россия — Культура" и компанией КИНО. Когда они объединяются, вероятно, это будет совершено новое слово в искусстве", — считает президент Фонда Александра Солженицына Наталия Солженицына. У нас не всегда получается выбираться вместе в театр, а кинотеатры все-таки поближе к дому", — поделилась первая солистка балетной труппы Большого театра Анна Тихомирова.
В той постановке принимали участие легенды русской императорской оперы — Евгения Мравина, Иван Ершов, Федор Стравинский. В одном из спектаклей выступил молодой Федор Шаляпин. Подписывайтесь на нас:.
Снабдил он ее и эпиграфом: «Сказка-складка, песня-быль». Тем самым композитор как бы подчеркнул, что его произведение носит сказочно-фантастический характер, а музыка его пронизана песенностью, связанной со старинными украинскими обрядами. Римский-Корсаков внес в гоголевский сюжет славянско-мифологические поверья, связанные с нарождением солнца после зимнего солнцестояния, усилил он и черты фантастики, связанной с изображением сил природы.
В эту светлую ночь молодежь колядует перед окнами. Возникают игры. Панас, перевернув на себе шубу шерстью вверх, изображает козу. Девушки закидывают его снегом. Веселится и Оксана. Сумрачный стоит в стороне Вакула: он решил покинуть село и прощается с гордой девушкой. Оксана смущена: не наложит ли он на себя руки с горя? Но вновь общее веселье увлекает ее. Молодежь развязывает мешки, из которых один за другим вылезают сконфуженные Чуб, Дьяк и Голова. Столь странное появление незадачливых поклонников Солохи молодежь встречает безудержным смехом и затейливыми шутками. Что же делать дальше Вакуле? С небольшим заплечным мешком, где, как думается ему, находятся кузнечные принадлежности, он отправляется за советом к старому знахарю Пацюку. В изумлении взирает кузнец, как тот сидит у себя в хате на полу по-турецки. Перед ним две деревянные миски: одна с варениками, другая со сметаной. Вареники, выплескиваясь из миски, шлепаются в сметану и, перевернувшись, отправляются ему в рот. Едва оправившись от удивления, Вакула спрашивает у Пацюка, как ему связаться с нечистой силой, чтобы заставить ее помочь в его горе — «Тому недалеко ходить, у кого черт за плечами», — невозмутимо, продолжая есть, отвечает Пацюк. В недоумении Вакула снимает мешок с плеч — откуда выскакивает Черт. Тот готов помочь ему, если кузнец продаст свою душу. Но когда Вакула схватил его за шиворот, угрожая крестным знамением, Черт обещает сделать все, что он захочет. Вакула приказывает доставить его к Царице. Черт оборачивается крылатым конем, Вакула вскакивает на него, оба исчезают во тьме. Вакула несется на своем коне в воздушном пространстве. Играют, пляшут звезды, заводят хоровод. Набегают тучи. Завела свои игры и бесовская нечисть — среди них Пацюк и Солоха, пытающиеся преградить дорогу Вакуле. Но уже сквозь мглу виднеется столица, освещенная огнями. На петербургском балу в окружении придворных появляется Царица. Перед ней падает ниц Вакула. Его прямая, смелая речь ей понравилась. Царица дарит кузнецу свои самые дорогие черевички. Обратно мчится Вакула с драгоценной ношей. Светлые духи сопровождают его. На небе зажигается ярким светом Утренница; мимо проплывают Коляда и Овсень со своей свитой. Наступает рассвет. Вдали виднеется Диканька, озаренная первыми лучами солнца. Слышится колокольный звон, пение. Внезапное исчезновение Вакулы породило различные толки: одни говорят, что он повесился, другие — что утопился.
В ожидании праздника: 5 музыкальных спектаклей
Кстати сказать, сцена также не была решена по-новому, и потому получилась «сборная солянка» из новых персонажей, одетых в костюмы из подбора из других спектаклей, которые смотрелись довольно глупо, оставаясь в диканьковской концепции сцены Ольги Маликовой. Итак, по сути «Ночь перед Рождеством» — это все тот же спектакль, который шел на протяжении 12 лет на сценах Мариинского театра, собирал аншлаги, и не был снят из репертуара, о чем свидетельствует афиша Приморской сцены театра, с которой спектакль был экстренно изъят и перевезен в Санкт-Петербург. Хочется отметить, что несмотря на открытые маэстро Гергиевым купюры, время «новой» версии сократилось. Так, постановка Ольги Маликовой длится 3 часа, спектакль Ильи Живого — 2 часа 50 минут. Если вычесть время, выделенное на поклоны — 2 часа 17 минут. При этом, если выстроить в один видеоряд сцены, полностью позаимствованные из постановки Ольги Маликовой, их хронометраж составит 1 час 54 минуты. Наивно предполагать, что Валерий Гергиев, возглавляющий театр с 1988 года, не увидел, что перед ним совсем не новая постановка, а упрощенная версия идущего спектакля Ольги Маликовой. Она не планирует высказывать театру свое возмущение. В ее планах восстановление справедливости, а каким образом это произойдет — путем переговоров или через суд, в немалой степени зависит от позиции руководства театра. Если оно посчитает, что ничего страшного не произошло, добиваться справедливости Маликова будет с помощью юристов и через соответствующие инстанции.
Впрочем, у руководства Мариинского театра есть несколько путей устранения произошедшего недоразумения, но, хочется верить, что выбранный путь будет честным и справедливым. Томашевская и Санкт-Петербургскую государственную консерваторию им. Римского-Корсакова специальность — режиссер музыкального театра, педагоги И. Тайманова и В. Принадлежит к старейшей режиссерской школе Романа Иринарховича Тихомирова. Участник международных и российских фестивалей и проектов. Поставила более 40 спектаклей в различных городах России. Пишет либретто и сценарии к спектаклям, создает проекты в России и за рубежом, проводит концерты на правительственном уровне. Илья Живой Окончил Академию русского балета им.
Голоса выбраны похожим образом: кузнец Вакула говорит мужественным тенором, Дьяк Сергей Мартинсон , наоборот, имеет тенор комический, такой подрагивающий, немного гнусавый, Черт же тоже имеет тенор, но немного хрипловатый. А в опере Римского-Корсакова Солоха — это меццо-сопрано. Довольно часто меццо-сопрано пели партии матерей или ведьм — можно вспомнить Ульрику в вердиевском «Маскараде», или Азучену в «Трубадуре» того же Верди. Если говорить о русской опере, то это Марфа из «Хованщины», графиня из «Пиковой Дамы». Посмотрим, чем заканчивается сюжет оперы, и какие в ней есть странности. То есть понятно — семья у Вакулы непростая. Сам он кузнец — а кузнец считался в деревнях человеком, имеющим дело с нечистой силой.
Кузнецы всегда жили на отшибе и ничем другим, кроме своего ремесла, не занимались. Считалось, что кузнец с нечистой силой на короткой ноге. Что нам и показывают Римский-Корсаков и, прежде всего, Гоголь. Центральная история — любовная.
Веселится и Оксана.
Увидев Вакулу, она опять повторяет ему: «Достань черевички, кузнец, — выйду за тебя замуж». Все смущены: не наложит ли кузнец на себя руки с горя? Баба с фиолетовым носом и Баба с обыкновенным носом бегут разнести по селу сплетню: одна — что кузнец повесился, другая — что «в прорубь кинулся сердешный». Да и Оксана встревожена — а вдруг он с горя влюбится в другую и станет её называть первой красавицей! Но тут она замечает оставленные Вакулой мешки.
Молодёжь развязывает их. Один за другим вылезают из мешков сконфуженные поклонники Солохи — Чуб, Голова и Дьяк. Захватив с собой только небольшой мешок, Вакула отправляется за советом к старому знахарю Пацюку. Молва идёт, что тот знает всех чертей. Кузнец просит Пацюка указать ему дорогу к Чёрту — только он может помочь его горю.
В недоумении Вакула видит, как из его мешка выскакивает Чёрт, который готов помочь кузнецу, если тот продаст свою душу. Согласившись написать расписку кровью, Вакула вдруг хватает Чёрта за хвост и достаёт крест. Под угрозой крестного знамения Чёрт обещает кузнецу сделать всё, что он захочет. Вакула приказывает доставить его к царице. Молодёжь предлагает зрителям послушать, как играет диканьский оркестр.
Но тут опять появляются ряженые и разгоняют их — они сейчас исполнят бесовскую колядку. Среди нечисти — Пацюк и Солоха. Увидев Вакулу с Чёртом, они пытаются преградить дорогу кузнецу, но тот крепко держит в руке крест. Звучат фанфары, бегают-суетятся жители Диканьки — ведь сейчас надо будет играть Петербург и саму Царицу! Стройно вышагивают полонез «придворные» дивчины с запорожцами.
Появляется Царица. Вакула падает ей в ноги: «Если б жинке моей довелось черевички такие надеть! Она дарит ему свои самые дорогие черевички. Мчится обратно на Чёрте Вакула, в руках у него — драгоценная ноша для Оксаны. Выходят девушки, выкатывая колесо с Рождественской звездой.
Особые ожидания были связаны с Олегом Долговым, чей голос именно в партиях русского репертуара раскрывается во всей красе, с особенной удалью взмывая к самым сложным взрывным форте, которыми щедро нашпигована и партия Вакулы. Увы, голос певца с самого начала звучал вяловато, теряясь за оркестром. Из значимых потерь не была спета первая же программная си — в финале первой картины «…средь морозной ночи» , форте часто были плохо сфокусированы, а в середине диапазона был слышен дребезг. Поневоле вспомнилось, что в начале месяца Олег Долгов не вышел петь Германа. Возможно, последствия нездоровья настигли его и здесь. Тем не менее, певец достойно в сложившихся обстоятельствах допел сложную партию — будем надеяться, без последствий для голоса Княжича в апрельской серии «Чародейки». Другие персонажи, населяющие сказочный мир оперы получились полнокровными и запоминающимися. Елена Евсеева добротно озвучила традиционно меццосопрановую партию Царицы. Две Бабы, записные сплетницы, в ярко выраженной характерной манере получились у Виктории Смольниковой и Анастасии Привозновой. Людмила Кузнецова со свойственным ее голосу широченным вибрато и заглубленным звучанием, имеющим плосковато-народный призвук, явила, тем не менее, колоритную характерную Солоху.
Яркий пример того, как важен выбор репертуара. Если бы певица, с ее нынешним состоянием голоса, не пела освященные харизмой великих исполнителей партии вроде Амнерис, Эболи или Азучены — возможно, у многих слушателей не было бы стойкого предубеждения против появления ее имени в концертах Капеллы. Самая яркая вокальная удача из ролей второго плана — Чёрт Максима Сажина. Чертовски пронзительный голос беспрепятственно прорезал оркестр, донося до слушателей каждое слово дикция у певца превосходная! В довершение образ был приправлен перцем зловредных интонаций — более удачного воплощения музыкальной характеристики героя нельзя желать. По воле автора оперы вокальным коллегой чёрта является Дьяк — хоть и служитель церкви, но также характерный тенор.
Новогодняя и рождественская музыка
Затеваются игры, шутки с ряжеными. Веселится и Оксана. Увидев Вакулу, она опять повторяет ему: «Достань черевички, кузнец, — выйду за тебя замуж». Все смущены: не наложит ли кузнец на себя руки с горя?
Баба с фиолетовым носом и Баба с обыкновенным носом бегут разнести по селу сплетню: одна — что кузнец повесился, другая — что «в прорубь кинулся сердешный». Да и Оксана встревожена — а вдруг он с горя влюбится в другую и станет её называть первой красавицей! Но тут она замечает оставленные Вакулой мешки.
Молодёжь развязывает их. Один за другим вылезают из мешков сконфуженные поклонники Солохи — Чуб, Голова и Дьяк. Захватив с собой только небольшой мешок, Вакула отправляется за советом к старому знахарю Пацюку.
Молва идёт, что тот знает всех чертей. Кузнец просит Пацюка указать ему дорогу к Чёрту — только он может помочь его горю. В недоумении Вакула видит, как из его мешка выскакивает Чёрт, который готов помочь кузнецу, если тот продаст свою душу.
Согласившись написать расписку кровью, Вакула вдруг хватает Чёрта за хвост и достаёт крест. Под угрозой крестного знамения Чёрт обещает кузнецу сделать всё, что он захочет. Вакула приказывает доставить его к царице.
Молодёжь предлагает зрителям послушать, как играет диканьский оркестр. Но тут опять появляются ряженые и разгоняют их — они сейчас исполнят бесовскую колядку. Среди нечисти — Пацюк и Солоха.
Увидев Вакулу с Чёртом, они пытаются преградить дорогу кузнецу, но тот крепко держит в руке крест. Звучат фанфары, бегают-суетятся жители Диканьки — ведь сейчас надо будет играть Петербург и саму Царицу! Стройно вышагивают полонез «придворные» дивчины с запорожцами.
Появляется Царица. Вакула падает ей в ноги: «Если б жинке моей довелось черевички такие надеть! Она дарит ему свои самые дорогие черевички.
Мчится обратно на Чёрте Вакула, в руках у него — драгоценная ноша для Оксаны.
Снабдил он ее и эпиграфом: «Сказка-складка, песня-быль». Тем самым композитор как бы подчеркнул, что его произведение носит сказочно-фантастический характер, а музыка его пронизана песенностью, связанной со старинными украинскими обрядами.
Режиссер-постановщик Ольга Маликова в своем художественном решении объединила все сцены оперы одним местом действия — украинской хатой, где жители села Диканьки рассказывают красивую историю о рождении любви.
Несколько советов по оформлению реплик: Новые темы начинайте, пожалуйста, снизу. Далее пишите свой текст. Для ответа в начале строки укажите на одну звёздочку больше, чем в предыдущей реплике. При предварительном просмотре и сохранении они будут автоматически заменены на ваше имя и дату. Обращаем ваше внимание, что комментарии не предназначены для размещения ссылок на внешние ресурсы не по теме статьи, которые могут быть удалены или скрыты любым участником.
Тем не менее, на странице комментариев вы можете сообщить о статьях в СМИ, которые ссылаются на эту заметку, а также о её обсуждении на сторонних ресурсах.
Входит кузнец, раздумывая над поручением Оксаны насчёт черевичек. Солоха уходит, а кузнец наваливает на спину все три мешка и уносит их из хаты. Картина вторая Улица на селе.
Лунная ночь. На переднем плане — кузница Вакулы. Он оставляет мешки у кузницы и берёт с собой лишь маленький мешок, полагая, что в нём его кузнечные принадлежности. Собираются парни и девушки, они поют колядные песни. Они шутят над подкутившим Панасом и над Вакулой.
Кузнец решает пойти к запорожцу Пацюку, колдуну и чародею. Парни и девушки развязывают мешки, из которых вылезают Чуб, Дьяк и Голова. Молодёжь догадывается про проделки Солохи и вышучивает злополучных донжуанов. Действие третье [ править править код ] Картина первая В хате Пацюка. Пацюк сидит по-турецки и глотает вареники , которые сами прыгают ему в рот.
Входит Вакула и просит помочь ему найти чёрта. Пацюк отвечает: «Тому не нужно далеко ходить, у кого чёрт за плечами». Вакула снимает с плеч мешок, появляется чёрт. Под угрозой перекрестить чёрта, кузнец заставляет его обернуться конём и нести его куда прикажет. Пацюк пропадает вместе с хатой.
Чёрт оборачивается в коня.
Новую версию оперы «Ночь перед Рождеством» покажут в Мариинке
Римский-Корсаков берётся за работу. Он задумывает свою оперу иначе - не в лирико-бытовом плане, а в сказочном, с привлечением фантастического элемента. Римский-Корсаков стремился связать этот сюжет со старинными языческими поверьями, которые получили отражение в обрядовой стороне русского крестьянского быта. Намёки на эти идеи имелись в гоголевской повести, а композитор широко развил их в своём либретто. Также он усилил черты фантастики, связанные с изображением сил природы. Оперу «Ночь перед Рождеством» композитор назвал «былью-колядкой», снабдив её эпиграфом: «Сказка-складка, песня-быль». Тем самым Н.
Римский-Корсаков подчеркнул, что его произведение носит сказочно-фантастический характер, а музыка пронизана песенностью, связанной со старинными обрядами. Премьера оперы состоялась 28 ноября 1895 года на сцене Мариинского театра. О спектакле Постановка 2007 года. Режиссёр-постановщик Ольга Маликова в своём художественном решении объединила все сцены оперы одним местом действия — украинской хатой, где жители села Диканька рассказывают красивую историю о рождении любви. Ведь благодатная сила любви способна преодолеть тёмные силы зла и творить чудеса. Краткое содержание «Сказка — складка, песня — быль» Поздним вечером собрались парубки и дивчины на «вечерицу», где столько будет рассказано «всякой всячины».
Жители села Диканька с радостью покажут зрителям историю, что случилась в канун прошлого Рождества. В последнюю ночь перед Рождеством Солоха по древнему обычаю начинает творить коляду. Тут появляется Чёрт. Он страшно зол на Вакулу, сына Солохи, который «намедни на смех намалевал в притворе, будто Чёрта поленьями и прутьями гоняют». Решив насолить ему, Чёрт уговаривает Солоху украсть месяц со звёздами и поднять метель. Тогда Чуб не слезет с печи, останется дома, и Вакула не сможет навестить его дочку Оксану.
Солоха согласна. Чуб ей милее всех Диканьских казаков — он вдов и богат, она не прочь прибрать к рукам его добро. Чёрт с Солохой, сговорившись, поднимают метель. Из шинка вываливается подгулявший Панас и направляется к хате Чуба. Выходит и сам Чуб и зовёт Панаса с собой на кутью к Дьяку. Ведь там их ждёт на шафране настоянная горилка.
И Вакуле не спится, в сомнении бродит он вокруг Чубовой хаты — любит ли его Оксана, первая красавица на селе?
Не только познакомить, но — влюбить в нее. В данном случае — в чудесную рождественскую сказку Гоголя-Римского-Корсакова. Написанная на сюжет Гоголя в 90-х годах позапрошлого века. Она несет в себе все черты «большой имперской оперы» с развернутыми фольклорными сценами, ансамблями, балетными дивертисментами.
Он седлает черта и отправляется на нем прямо к царице в Петербург — чтобы достать своей ненаглядной Оксане царские черевички и добиться ее взаимности. Продолжительность вечера — 3 часа с одним антрактом. Обратная связь.
Она одна перед зеркалом и любуется собой.
На пороге показывается кузнец Вакула. Оксана его не замечает; он восхищенно смотрит на нее. Вакула хочет обнять ее, но она отталкивает его. Он огорчен, что Оксана его не любит. Она же прямо задает ему вопрос: «Что твоя мать Солоха, ведьма? Что до нее мне? Но Оксане не до него; она ждет подруг, чтобы поколядовать; парубки придут, расскажут славные сказки. Почему же их нет? Но вот за сценой слышится песня-колядка дивчат. Эта протяжная песня «На лугу красна калина стоит» — центральный эпизод картины.
Оксана замечает на одной из девушек новые черевички сапожки. Она жалуется, что никто не сделает ей такой подарок. В ответ на готовность Вакулы достать любые черевички, Оксана, издеваясь, требует таких, что сама царица носит. Девушки обступают Вакулу и смеются над ним. Достанет Вакула черевички — выйдет замуж за него Оксана, а нет — пусть уходит. Эта картина содержит ряд колоритных портретов поклонников Солохи. Она начинается небольшим оркестровым вступлением. Когда занавес подымается, открывается внутренний вид хаты Солохи. В одном углу большие мешки с углем. Солоха одна около печи.
Она мгновенно превращается из ведьмы в обычную женщину, ставит в угол метлу и оправляет платье. Из печи выскакивает черт. Они греются у печи: холодно было там, под небесами в морозный вечер. Теперь они, чтобы согреться, пляшут, обнимаются. Вдруг раздается стук в дверь. Черт и Солоха останавливаются и прислушиваются. Опять стучат. Черт бежит к мешку, вытряхивает из него уголь и сам залезает в мешок. Солоха открывает дверь. Входит голова, один из ее поклонников.
Солоха угощает его чаркой горилки. Только он выпил, как в дверь опять стучатся. На сей раз это дьяк. Солоха не знает, куда теперь спрятать голову. Она вытряхивает уголь из другого мешка и сажает голову в этот мешок. Солоха завязывает мешок и идет открывать дверь. Входит дьяк. Он пришел к ней, потому что не дождался к себе гостей. Солоха и ему наливает чарку. Но и его ухаживания недолги.
Снова раздается стук в дверь. Солоха и дьяка прячет в мешок — последний свободный. Входит Чуб. Его Солоха тоже угощает чаркой горилки. Чуб — желанный гость Солохи; она ласково его встречает — они вместе поют напористую и энергичную песню «Гей, чумаче, чумаче». Но неожиданно домой возвращается Вакула. Перепуганная Солоха прячет Чуба в тот же мешок, где уже сидит дьяк, а сама уходит. Вакула входит, он хочет вынести из хаты мешки, берет один, но не может его поднять, а ведь раньше он был очень сильный — гнул пятаки, ломал подковы. О переменах в себе он рассуждает в песне «Где ты, сила моя молодецкая? Но в конце концов, не желая поддаться кручине, он взваливает на себя все три мешка и выносит их из хаты.
Картина 4. Улица в селе. Ярко светит месяц на ночном небе. Входит кузнец Вакула с мешками на спине. Группами входят парубки и дивчата и колядуют перед окнами хат. Их угощают гостинцами. Вакула все это время стоит около своей кузницы и наблюдает. Среди девушек Оксана. Колядные песни, которые поет молодежь, — это один из лучших хоров оперы. Игры, которые при этом возникают, совсем не веселят Вакулу.
Сумрачный, он стоит в стороне. Оксана дразнит его вопросом о черевичках и повторяет, что если он их достанет, то она выйдет за него замуж. Все опять смеются. Тогда Вакула решает покинуть село и прощается с Оксаной. Вакула уходит, но в какой-то момент останавливается поодаль. Оксана смущена: не надумает ли он наложить на себя руки? Но веселье продолжается, и она вновь со своими подругами. Она вновь смеется над Вакулой: кузнец остановился, потому что забыл свои мешки. Все подходят к мешкам и развязывают самый большой. Из мешка вылезает Чуб.
Все отступают. Чуб продолжительно потягивается, как бы после сна. Потом из мешков появляются и остальные — дьяк и голова. Все они сконфужены. Молодежь смеется над незадачливыми поклонниками Солохи. Внутренний вид хаты Пацюка. Хозяин сидит на полу по-турецки. Перед ним две деревянные миски: одна с варениками, другая со сметаной. Вареники, выплескиваясь из миски, шлепаются в сметану и, перевернувшись, подскакивают ему в рот. Проглотив один вареник, Пацюк вновь разевает рот, и другой вареник отправляется тем же порядком сложный цирковой трюк, никогда не получающийся на сцене.
В этот момент в хату входит Вакула. Удивленный увиденным, он останавливается на пороге. Пацюк ест, не обращая внимания на вошедшего Вакулу. Кузнец явился к нему, потому что, по слухам, Пацюк «доводится сродни немного черту», а Вакуле приходится просить у черта помощи. И вот он спрашивает у Пацюка, как пройти к черту. Тот отвечает, что не далеко ходить тому, у кого черт за плечами. Вакула в недоумении снимает мешок с плеч. Перед ним появляется черт. Он готов помочь кузнецу, если тот продаст свою душу. Вакула тут же соглашается.
Но когда Вакула хватает черта за шиворот и торжественно заносит над ним руку для знамения, черт обещает сделать все, что он захочет. Вакула приказывает доставить его к царице. Черт оборачивается в коня с золотой сбруей и казацким седлом, освещенным красным светом. Кузнец Вакула любуется горячим конем, вскакивает на него и исчезает в темноте. Опускается облачный занавес: мы переносимся вместе с Вакулой и его конем в воздушное пространство. Картина 6. Воздушное пространство.
Ночь перед Рождеством
"Ночь перед Рождеством" го-Корсакова (видеофрагменты) Мариинский театр в г Тихвин 18.03.23. В 1870 г. дирекция Петербургского русского музыкального общества заказала А.Н. Серову оперу на сюжет «Ночи перед рождеством» Гоголя. Опера «Ночь перед Рождеством» написана по мотивам одного из самых известных рождественских произведений — «Вечера на хуторе близ Диканьки» Гоголя. «Ночь перед Рождеством»: пятая опера Римского-Корсакова, первая после кризиса, завершающая цикл опер с обрядами солнечного цикла.
Мариинский театр даёт оперу "Ночь перед Рождеством" на сцене ДК им. Римского-Корсакова в Тихвине
24 декабря состоялась премьера музыкальной сказки по фантастической опере ского «Черевички» в Новом здании театра. Действие первое В последнюю ночь перед Рождеством ведьма Солоха по древнему обычаю начинает творить колядку. слушал бы их и слушал!
Новую постановку оперы «Ночь перед Рождеством» покажут в Мариинском театре
Опера «НОЧЬ ПЕРЕД РОЖДЕСТВОМ» | Зимняя сказка "Ночь перед Рождеством" Николая Римского-Корсакова прозвучит в среду в концертном исполнении на сцене. |
Новую постановку оперы «Ночь перед Рождеством» покажут в Мариинском театре | Сцена празднования Рождества на генеральном прогоне оперы «Ночь перед Рождеством» на музыку и либретто Николая Римского-Корсакова в Мариинском театре в Санкт-Петербурге © РИА Новости. |
Оперу «Ночь перед рождеством» покажут в кино
Поэтому опера «Ночь перед Рождеством» в высшем и лучшем смысле театральная: озорная и насыщенная, она — настоящая при всей своей условности и гротеске. 5 января 2024 года в киноцентре «Октябрь» состоялась премьера киноверсии спектакля Детского музыкального театра имени Наталии Сац «Ночь перед Рождеством». Зрители смогли насладиться легендарной оперой Римского-Корсакова «Ночь перед Рождеством»!