Закат «казанского феномена» Во времена перестройки о «казанском феномене» наконец начали писать в центральной прессе. Но они не имели серьезной криминальной направленности, в основном хулиганили. полная история группировки "Жилплощадка - Казань". ОПГ Хади Такташ. ОПГ «Кинопленка» Кино не для всех. ОПГ Перваки Первые Горки. Казанский феномен (гопники). Криминальные новости Казани. В Казани открылся Седьмой экономический саммит России и стран Организации. В 1980-е «Кинопленка» была одной из многих молодежных банд, которые устраивали жестокие схватки за территорию в Казани — они вошли в историю как «казанский.
«Казанский феномен». Самые известные и опасные группировки Татарстана
“Казанский феномен” по-нижнекамски, или Громкое дело “негромкого” ОПС. Татарстан в 90-е годы прошлого столетия считался одним из центров российской криминальной жизни. Они пытались связать факты тревожной криминальной ситуации в Казани с социальными проблемами, что тогда не поощрялось. В издательстве Individuum готовится к выходу книга создателя паблика «Казанский феномен» Роберта Гараева — «Слово пацана.
Казанский спрут: «Асфальтовые войны», групповые изнасилования, кладбищенские аллеи из пацанов
Галиакберов же с этого времени всегда носил под одеждой бронежилет. К войне Раджа отнёсся крайне серьёзно, достаточно сказать, что ни один «хадишевский» не пострадал, а семь «перваков» были убиты. Сам Батров счёл за лучшее уехать в Петербург, чтобы избежать их участи. В это же время из колонии освободился Ринат Фархутдинов Ринтик , отсидевший за хранение оружия. Раджа предложил ему набрать и возглавить группу киллеров, которая будет исполнять лично его, Галиакберова, заказы. Ринтик взял в бригаду своего племянника Дениса Чернева, а также старых друзей — Анатолия Новицкого и Валерия Широкова. Киллеры разработали специальный кодовый язык, которым для конспирации пользовались при переговорах.
Об убийстве, например, говорилось так: «Смотрите телепередачу» в криминальных новостях всегда сообщали об убийствах. Все распоряжения Раджи выполнялись беспрекословно, а он мог приказать убить кого угодно, хоть близкого друга. Именно так произошло с Ильнуром Исмагиловым, с которым Ринтик был в приятельских отношениях и некоторое время даже жил в его семье. Тем не менее, получив приказ убрать Исмагилова, Фархутдинов даже не колебался. Правда, стрелял не сам — доверил племяннику, но «засветил», в кого именно надо стрелять, назначив жертве «рандеву». Едва Ринтик отъехал от места встречи с «другом», как киллер убил и Исмагилова, и случайно оказавшегося рядом знакомого жертвы Юрия Пушкарёва.
Не возражали ликвидаторы и тогда, когда пришлось отстреливать своих вчерашних товарищей по ОПГ — Никиту Воздвиженского и Александра Сакмарова. Никиту застрелили на глазах жены — она видела в окно, как муж был убит четырьмя выстрелами в упор, а в убегавшем киллере узнала одного из бывших друзей Никиты. Если к Воздвиженскому у Ринтика ещё могли быть личные претензии «заказанный» жил с его бывшей женой , то Сакмарова убили потому, что тот состоял в родстве с лидером «перваков» Бибиком. Радже просто пришла в голову идея выманить Бибика из Питера в Казань на похороны родственника, для чего «приманку» расстреляли прямо на глазах жены и маленькой дочки во дворе собственного дома. План, конечно, не сработал. Но Галиакберов не особенно расстроился.
Не получилось в этот раз — получится в другой. Он уже готовил новый «проект». Осенью 1999 года «хадишевские» решили развязать очередную войну. На этот раз против набиравшей силу группировки «Павлюхина», географически куда более близкой, чем «Перваки». Первой жертвой как раз и предстояло пасть Владимиру Марушкину, который организовал сбыт наркотиков, конкурируя с точками «хадишевских». Роль киллера выполнил переодетый бомжем Анатолий Новицкий, чей арест стал отправной точкой в деле «Хади Такташ».
Новицкий дал показания, и в декабре того же года были задержаны уже многие члены банды, в том числе и сам Раджа — Радик Галиакберов. Раджа, кстати, прекрасно понимал, что ему светит пожизненный срок, поэтому пытался торговаться всеми доступными способами. Как-то мне доложили, что он очень просит встречи со мной: якобы у него есть какая-то сверхценная для меня информация. А он пообещал дать информацию по всем убийствам, совершённым в Казани и остававшимся к тому времени нераскрытыми. Я: «Что дальше? Другими словами, Раджа обещал мне стопроцентную раскрываемость убийств: бомжи, алкоголики и должники «хадишевских» взяли бы вину за них на себя.
Он всерьёз думал, что я поведусь… Но мы вернулись к этому его обещанию позже — в 2003 году. Он действительно помог в расследовании убийства директора казанского пивзавода «Красный Восток» Айбата Айбатова, совершённого 20 февраля 1996 года. Раджа сообщил, что сын бывшего секретаря обкома КПСС Борис Булатов обращался к нему с «заказом», но не договорились о цене. Заказ взял другой бывший член его группировки — Сергей Павлов Матрос. Павлов и Булатов были арестованы в 2006 году и приговорены к 9 и 11 годам соответственно. Галиакберов помог выйти на заказчика, и благодаря этому получил некоторые послабления в режиме.
У клетки с подсудимыми неотлучно дежурил автоматчик. Меры предосторожности включали тотальную проверку паспортов и сумок на входе, а безопасность процесса обеспечивали в общей сложности триста сотрудников МВД. Ведь для оставшихся на свободе членов группировки «Хади Такташ» Раджа по-прежнему был начальником, а свидетелей не было возможности стеречь круглосуточно. Самой большой заботой для нас стало обеспечение безопасности свидетелей. И были тому веские причины. Юлия Гаврилова — жена убитого Воздвиженского, экс-супруга бригадира киллеров, — одна из самых важных свидетелей обвинения, скончалась при странных обстоятельствах: находясь в своей квартире, она отравилась угарным газом.
А обвиняемые оттягивали очередные слушания самоотверженно, буквально не щадя живота своего: Новицкий и Широков глотали гвозди, делали харакири. И слушания переносились. Закона о защите свидетелей в России ещё не было, а свидетели, нуждающиеся в защите, уже были, нам пришлось придумывать свои нестандартные ходы. Впервые в республике, да и в России, на судебном процессе, длившемся более одного года, были обеспечены беспрецедентные меры безопасности в отношении свидетелей по уголовному делу. Свидетели обвинения по делу «Хади Такташ», многие из которых жили в том же районе, что и бандиты, согласились давать показания только после изменения их анкетных данных. Многие из зашифрованных панически боялись визуального контакта с преступниками.
Получить их показания мы смогли только после изоляции лидера группировки, руководителей звеньев и рядовых исполнителей преступного сообщества. И, кстати, получив гарантии безопасности, изобличающие сведения дали и бывшие члены группировки. Свидетелей в масках и мешкообразных пальто-балахонах, скрывающих фигуру, привозили в суд под усиленной охраной.
Возможно, кто-то из силовых структур пытался управлять массами молодежи». Автор книги напоминает о речи генсека Юрия Андропова, который говорил, что неформальную молодежь — в том числе, диссидентов и космополитов, он видел врагами. Возможно, велись такие эксперименты», - добавляет Гараев.
Во-первых, в 1956 году во время хрущевской амнистии на волю выпустили около миллиона осужденных по политическим и уголовным статьям. Блатная «романтика» стала распространяться не только среди обитателей колоний и лагерей, но и среди добропорядочных советских жителей.
Банды из «Слова пацана»: пять самых известных и страшных ОПГ Казани Во-вторых, Казань, как и некоторые другие города, активно строилась, росла и развивалась. Если в 1950-е годы население города составляло около 500 тысяч человек, то уже 30 октября 1979 года в городе родился миллионный житель, сообщало издание «Татар-Информ». В-третьих, молодежи в то время в Казани было много. А как известно первая причина и первое условие появления группировок — это достаточное количество молодежи, вторая — достаточное количество свободного времени у этой молодежи». Роберт Гараев автор книги «Слово пацана. Криминальный Татарстан 1970—2010-х» В-четвертых, население Казани росло не только за счет естественного прироста городского населения, но и за счет переезда туда сельских жителей с их особым менталитетом. Городские, отметил Гараев, встречали их с высокомерием. И да, сама Казань тогда была полна такими фрагментами деревни, «проплешинами» с деревянными домами — мы их называли «деревяшки», — пояснял Гараев в интервью зданию «Реальное время». Наличие трущоб в центре города, уточнил «Аргументам и фактам» писатель, тоже сыграло роль в появлении «казанского феномена».
Но все же четыре основные причины — блатная романтика, рост числа молодых людей и горожан в целом, появление в городе большого количества сельчан — и стали причинами, по которым в Казани начали массово появляться группировки. Легенды, семья и игра Дополнительную роль, не исключил Гараев, могла оказать одна из самых страшных группировок Казани «Тяп-Ляп» , появившаяся аж в 1973 году. Бандитский феномен.
Казань сравнивали с Чикаго 30-х годов В 80-е годы в столице Татарстана орудовали около 100 преступных группировок. Радиостанция «Голос Америки» признана иностранным агентом по решению Министерства юстиции РФ проводила параллель между Казанью и Чикаго 30-х годов.
В 1988 года журнал «Огонек» опубликовал статью «Дрянные мальчишки», из которой советские граждане впервые услышали термин «казанский феномен». Микрорайон активно застраивался в 50-е годы и заселялся жителями Суконной слободы, которая также была криминальной территорией. Кровь на асфальте» Банда была разбита на бригады, каждая занималась своим делом: угоняла машины и мотоциклы, занималась кражами, вымогательством и пр. Жаргонизмы менялись С начала 80-х до начала 90-х группировки вели «войны за асфальт» — делили территории. Группировки носили название «моталок», потом их называли «конторами» и «улицами».
Каждая банда держала несколько кварталов или микрорайонов. Кровь на асфальте» «Пацаном» считался участник группировки. Утренние акции по избиению или ограблению назывались «С добрым утром».
Казанский феномен
Во времена правления Раджи «Хади Такташ» была на пике власти в преступном мире. Банда контролировала весь наркотрафик в городе-миллионере, выжимала деньги из 50 компаний и банков, а также захватила власть над несколькими важными заводами. Имели бандиты и большую долю в бизнесе, связанном с проституцией, кроме того, организовывали собачьи бои. Но это было не совсем так. За власть и контроль над Казанью с ними постоянно боролись другие местные банды. Раджа даже организовал в своей структуре специальный отдел профессиональных убийц, единственной задачей которых было убивать соперников из противоборствующих группировок. После десятков убийств одного из киллеров поймали и арестовали. Это наконец дало властям официальный повод для расследования дела «Хади Такташа». Все это фикция». По словам сотрудника полиции, навещавшего его в тюрьме в 2014 году, Галиакберов все еще надеялся добиться отмены приговора и выйти на свободу.
Скоро бандиты перешли к квартирным кражам, грабежу и рэкету. Несогласных платить иногда убивали: молодым шакалятам было море по колено. Они катались на краденых переделанных мотоциклах и мечтали держать в страхе не один район, а весь город. Для этого требовалось много крови. Конец банды «Тяп-Ляп» «Тяп-Ляп» начала устраивать «пробеги»: подростки калечили и забивали насмерть любых встречных, поджигали машины и киоски, били стекла в окнах. Однажды во время такого бесчинства толпу хулиганов, в том числе Джавду, удалось задержать.
Но спустя всего восемь месяцев он вышел на свободу. Группировка разжилась образами, пистолетами и даже гранатами, которые не раздумывая пускали в ход. Горожане уже откровенно боялись выходить на улицы. С «Тяп-Ляп» не могли справиться ни дежурные наряды милиционеров, ни дружинники. Пострадавшие от их рук, но выжившие, отчаянно уверяли, что сами поскользнулись и неудачно упали. Развязка наступила после того, как Антип предложил устроить массовые беспорядки.
При этом сам он вместе со Скрябиным уехал из города. Бешеных подростков повел в бой Хантимиров. Они холоднокровно расстреливали милиционеров, прохожих, автобусы, швыряли в них гранаты и громили все, до чего могли дотянуться. Тут власть, наконец, проснулась и приняла жесткие меры: практически всех преступников арестовали. Свидетели вспоминали: когда Джавда понял, что помилования не будет, с ним случилась истерика — безжалостному садисту было страшно умирать. Антипов и Скрябин получили всего по 15 лет лишения свободы: у следствия не было железных доказательств, что они тоже руководили ОПГ, а арестованные бандиты отказались их выдавать.
Впоследствии, в 1994 году, Скрябу убили, а непотопляемый Антип жив и охотно дает интервью. Правда, лицо предпочитает скрывать. ОПГ зародилась в конце 80-х годов прошлого века, и поначалу подростки ограничивались нападениями на прохожих и драками с конкурентами. Начало 1990-х принесло распад СССР, рыночную экономику и расцвет рэкета. Молодое крыло банды стало активно «курировать» бизнес и взяло под контроль казанский комбинат «Оргсинтез», выгодно сбывая его продукцию.
С течением времени банды прирастали подростками других возрастов. Если сначала в них входили в основном подростки 14—18 лет, то потом под влияние старших стали попадать и ребята младших классов. Они перенимали обычаи и модель поведения старших товарищей, использовали тот же пацанский сленг и со временем сами вливались в ряды банд. Повышалась при этом и верхняя возрастная граница. Члены молодёжных банд взрослели, при этом продолжали состоять в сообществе. Так, естественным образом повышался средний возраст группировок. В конце концов, дело доходило до того, что у подростков, в чьих районах были группировки, оставалось фактически два пути — стать членом банды или же стать жертвой и объектом издевательств. Можно было и откупиться. Деньги собирали в первую очередь с самых маленьких. Криминальные доходы шли на общак, а он расходовался на коллективные нужды — помогали тем, кто отправился в колонии или раненым в разборках. Нередко материальная помощь шла на похороны погибших в пацанских сражениях. Похороны эти проходили пышно, с большим количеством людей. Всё как во взрослом криминальном мире. Представители преступного мира использовали молодёжь как пехоту для достижения своих целей. А борьба за территорию велась ради увеличения числа «вассалов», облагаемых данью. Однако существуют и другие точки зрения. Некоторые из лидеров молодёжных банд в разговоре с журналистами рассказывали, что постоянная вражда с оппонентами является, по сути, самим топливом, которым питается группировка. Бесконечные массовые драки становились не только привычкой, но и помогали держать себя в боевой готовности, а также воспитывать молодёжь. Журналист, один из руководителей Агентства журналистских расследований Евгений Вышенков в интервью «Фонтанке» отмечает, что члены казанских банд были идейными. И конечной ценностью для них была именно битва за авторитет и влияние, а не получение наживы. Вышенков перекидывает мостик в мир ОПГ 1990-х и делает ещё один интересный вывод. Казанские группировки подошли к 1990-м, представляя собой дисциплинированные и жестокие иерархические структуры, имеющие опыт уличных битв. Однако это не стало для них каким-то особенным конкурентным преимуществом. Во-первых, воспитанная с дворовых времён вражда была настолько сильна, что члены банд не могли объединиться в борьбе с криминальными сообществами из других группировок и активно уничтожали друг друга. Во-вторых, строгая дисциплина, подразумевающая, в частности, запрет на курение и алкоголь, оказался палкой о двух концах. Когда в 1990-е приоритеты поменялись, а контроль ослаб, многие казанские парни, желая насытиться запретным плодом, сели на иглу. В качестве ещё одного фактора журналист назвал особо лютый нрав группировок из Татарстана. Другие ОПГ сторонились их из-за непредсказуемости. Почему советские правоохранители не смогли вовремя взять под контроль ситуацию? Одной из главных причин, судя по свидетельствам тех лет, стало нежелание государственного аппарата признавать проблему. В Советском государстве такого, мол, быть не может в принципе. Массовые побоища подростков поначалу принимали просто за разборки молодёжи. Эдакие дворовые драки, нормальное дело. Представители государства не желали видеть картину целиком. Не готовы были признавать, что дворы практически контролирует параллельная государству структура со своей иерархией, руководством, законами и порядками. Сыграла свою роль и годами отстроенная система замалчивания неудобной правды. Количество преступлений занижалось. В официальных отчётах рапортовали, что преступность снизилась до небывалых пределов, в то время как на деле она, наоборот, росла.
Первую экскурсию по этому маршруту провёл сам Роберт Гараев. Автор этой обновлённой и расширенной экскурсии Гузелия Гиматдинова использовала для подготовки работы нескольких историков, изучавших этот феномен с научной точки зрения. Автобусную экскурсию дополнит специальный бот мессенджера Telegram — для викторин и доступа к историческим фото- и видеоматериалам на смартфоне во время маршрута. Даже если вы не застали времена группировок и не видите никакого подтекста в словах «розочки» и «бабочки», на этой экскурсии вы сможете познакомиться с «другой Казанью». Вы узнаете: как районные банды стали ОПГ; почему милиция СССР не могла бороться с бандитизмом; что такое «битва за асфальт»; как «крышевание» предприятий парализовало экономику страны; когда и почему ОПГ пришли в упадок. Башира Рамеева», главный вход со стороны ул. Марселя Салимжанова ориентир — красная стела напротив входа Детали Это групповая транспортно-пешеходная экскурсия. Вы присоединитесь к группе туристов в сопровождении гида. Пожалуйста, надевайте удобную обувь и одежду по погоде.
Документальные фильмы о казанских группировках
КАЗАНСКИЙ ФЕНОМЕН | В чем причина появления «казанского феномена» и почему с ним так долго не боролись — в материале «Ямал-Медиа». |
Криминальная Россия Казань Тяп Ляп | Главная» Новости» Казань опг последние новости. |
Казанские авторитеты 90-х выходят на свободу, ждать ли новой битвы за асфальт? | Сегодня опять появились опасения, что «казанский феномен» может вернуться, и уже есть симптомы. |
РАДЖА | ЧЕРНЫЙ ДЕЛЬФИН | Допрос лидера казанской ОПГ ХАДИ ТАКТАШ Радика Галиакберова
После выписки из больницы Гришин спешно уволился и уехал из Казани. Забивали насмерть любых встречных Еще один эпизод из истории зверств ОПГ «Тяп-Ляп» - противостояние с непокорной Ново-татарской слободой. Чтобы переломить ситуацию себе на пользу, лидеры группировки решили провести массовый набег. Отметим, что к этому времени один из лидеров группировки Джавда уже имел судимость.
Правда, в качестве наказание ему было избрано лишь условное лишение свободы, что только укрепило в нем чувство безнаказанности. Так, в августе 1978 года члены «Тяп-ляпа» вооружились огнестрельным оружием, металлическими прутами и направились в сторону Ново-Татарской слободы. Джавда дал указание не жалеть никого: ни женщин, ни детей, ни стариков.
Толпа прокатилась по всему району. Бандиты разделились на небольшие группы, разбежались по переулкам, оставляя за собой искалеченных людей, выбитые стекла и подожженные машины. В этом ужасном набеге пострадали десятки человек, в том числе сотрудники милиции.
Не обошлось и без погибших. После такой наглой выходки против ОПГ «Тяп-Ляп» приняли решительные меры, арестовав практически всех участников погрома. Для охраны привели целый взвод солдат внутренних войск с резиновыми дубинками и слезоточивым газом.
Были серьезные опасения, что оставшиеся на свободе участники группировки могут пытаться отбить своих сообщников. В итоге реальные сроки лишения свободы получили 30 «тяпляповцев». Их признали виновными в бандитизме, грабежах, убийствах и покушениях на убийства.
Что касается главарей, то Завдата Хантимирова Джавда суд приговорил к смертной казни через расстрел.
Сегодня про этот эпизод советской истории сняли нашумевший сериал «Слово пацана», основанный на книге российского журналиста Роберта Гараева «Слово пацана. Криминальный Татарстан 1970—2010-х». Многие города медленно разрушающегося СССР столкнулись с теми же проблемами — «структурные изменения семейного уклада», «деформация общественного воспитания». И лишь по стечению обстоятельств именно в Казани эти процессы вылились в нечто ужасающее. Ярлык «казанский феномен» стал вирусным, и в советской прессе Казань стали изображать неким Городом грехов. Но только после распада СССР столица Татарстана столкнулась с чем-то более серьезным, чем молодежные банды, терроризирующие местных жителей.
Появилась настоящая мафия. Убийцы, взявшие имя поэта Банда «Хади Такташ» действовала в Казани с конца 1970-х и по 1990-е. Эти преступники прошли путь от подростков с плохим поведением до настоящих гангстеров. Многие из них выросли на улице Хади Такташа, названной в честь татарского поэта начала XX века. Даже по меркам суровых казанских банд «Хади Такташ» отличались крайней жестокостью.
В спальниках школы выбирают по этническому принципу, первоклашки не говорят на русском языке. В провинции лютуют.
Южане раньше взрослеют и это чужая культура, с ней нет сладу. Молодёжные паблики орут, родители бьют тревогу, Дума думает. В Европе проблемы с мигрантами из бывших колоний и всех, кто добрался до цивилизованного мира. В каком государстве их нет, ткните пальцем? Париж горит, залитые солнцем лужайки Милана усыпаны беженцами, Скандинавия полна мусульманами, а Берлин конкретно турками. Богоспасаемые южноамериканцы контролируют бесперебойный наркотрафик в благословенную Америку. Те и сами неплохо справляются с опиоидной-марихуановой фармой и метадонщиками, слоняющимися призраками.
Каждому своё. Сериал перевалил за экватор, сыплются вопросы, будет ли продолжение. В 15 серий «Бригады» уложили с 1989 по 2000 годы. В сериале «Слово пацана» зима 1989 года и вернувшийся с Афгана Вова-Адидас анонсировал: «Пацаны, вы поймите, здесь сейчас сильно очень всё поменяется. Слышали, что Горбачёв говорил? Через год здесь Америка настанет. Может, даже лучше.
А вы всё асфальт делите. Кому он на хрен сдался-то?.. Крутиться как-то, крутиться, варианты искать. Только не с синими этими, они гнилые. А новые какие-то варианты. Зарабатывать надо». Впереди 1991-й, все 90-е и вся Россия — есть где развернуться опытным казанским пацанам.
Со своей сложной историей мы уже разбираемся, с воспитанием молодёжи — заставляет время, а с завтрашним днём справляемся каждый день. Это либералы боятся «брата, который должен вернуться». А для громадного волонтёрского движения Петербурга и России наши братья сейчас на фронте. Братья не по крови, а по духу и мы не боимся их возвращения, а очень ждём. Все отмечают саундтрек. Заглавная тревожная песня «Пыяла» в переводе с татарского означает «Стекло» — «розочка» из разбитой бутылки в руке подростка. Когда в столицах понтово слушали русский рок, в провинции неслась попса.
Бесконечно звучат слова «Где ты мой новый герой? Кто не в курсах, песни спеты детдомовцами-ровесниками героев — это социально близкие люди, такие же неприкаянные. У любимых хитов нынешних сорокалетних появился невероятный новый смысл. И банда «универсамовских» идёт в ночь под «Седую ночь». И снова седая ночь, и только ей доверяю я. Знаешь, седая ночь, ты все мои тайны. Кстати, снова в моих наушниках.
Осталось три серии, и мы будем скучать без пацанов. Все бросятся пересматривать отечественную криминальную киноклассику. Мои рекомендации — в следующей статье.
Автобусную экскурсию дополнит специальный бот мессенджера Telegram — для викторин и доступа к историческим фото- и видеоматериалам на смартфоне во время маршрута. Даже если вы не застали времена группировок и не видите никакого подтекста в словах «розочки» и «бабочки», на этой экскурсии вы сможете познакомиться с «другой Казанью». Вы узнаете: как районные банды стали ОПГ; почему милиция СССР не могла бороться с бандитизмом; что такое «битва за асфальт»; как «крышевание» предприятий парализовало экономику страны; когда и почему ОПГ пришли в упадок. Башира Рамеева», главный вход со стороны ул. Марселя Салимжанова ориентир — красная стела напротив входа Детали Это групповая транспортно-пешеходная экскурсия.
Вы присоединитесь к группе туристов в сопровождении гида. Пожалуйста, надевайте удобную обувь и одежду по погоде. Экскурсия предназначена только для взрослых старше 18 лет. Пожалуйста, возьмите с собой паспорт.
Как банда «Хади Такташ» контролировала всю Казань
В 80-м году около 30 человек «Тяп-Ляп» были осуждены. Тогда четверых приговорили к расстрелу, остальных к длительным срокам лишения свободы. Но расстреляли только двоих, двоих помиловали с учетом смягчающих обстоятельств. Именно после появления «Тяп-Ляп» молодежь из обычных дворовых компаний стала сплачиваться в ОПС для защиты своих районов. Группировки 90-х уже почувствовали свою безнаказанность и слабость власти, которая в то смутное время не смогла с ними справиться. В итоге от драк ОПС перешли к вымогательствам, грабежам, а потом и к убийствам.
А также лидер группировки «Жилка». Ожидают приговора члены 2 ОПС - «56-й квартал», «Курицынские». В 2001-м были осуждены. До этого дела не было ни следственного опыта, ни судебной практики, которая бы охватывала эти две труднодоказуемые статьи. Нам пришлось на ходу сочинять новую методику расследования бандитизма.
Остальные ОПС пошли за решетку по проторенной дорожке. Но таких немного. В основном продолжают работать по «специальности» - крышевание, вымогательства, организация проституции и незаконный оборот наркотиков. Многие подались в Москву и за границу. В Казани им неуютно из-за постоянного уголовного преследования.
И чем они отличаются?
Некоторые банды заключали союзы против «Тяп-ляпа», хотя и терпели неудачи в войнах против него [6]. Разгром банды «Тяп-ляп» ошибочно внушил жителям Казани чувство безопасности [35]. Количество банд и их численность Кировский район Казани, в котором проживали члены банды «Грязь» Оценка количества банд Данные о количестве казанских банд варьируются в разных источниках. В 1986 году советская милиция составила список из 3,5 тыс. КПСС получила первые сведения о наличии подростковых банд в Казани в 1984—1986 годах от комсомола. По словам Роберта Гараева, бывшего члена одной такой группировки и автора книги «Слово пацана», в Казани существовало не менее 150 крупных уличных банд, однако речь не шла об одновременном их существовании — в среднем в городе действовало около 100 группировок, из них активными были около 70. Группировка могла контролировать территорию от одного двора до нескольких кварталов или микрорайонов [37].
Порой враждовали не только улицы, но и дворы [3]. Подростки называли каждую такую дворовую компанию «конторой» [38] , «бригадой» [39] , «моталкой» или «улицей» [40] , а членов такой банды — «мотальщиками» [41] , «мотанами» или просто «гопниками» [42]. Согласно Кириллу Рукову, в 1980-е годы число казанских банд составляло не менее сотни [40] ; Анвар Маликов выделял наличие от 70 до 80 банд, из которых около 15 были признаны особо опасными [15]. В 1990-е годы вместо слова «мотаться» чаще употреблялось «лазить» для описания деятельности группировок [13]. Известные группировки Названия банд давались по улицам и районам, где проживали их участники. По данным прокурора Бауманского района А. Мингазова, в районе орудовали пять группировок численностью по 40 человек каждая; было выявлено 19 главарей в возрасте 30 лет в основном ранее судимые [51]. Традиционным процессом было объединение и поглощение мелких группировок более крупными.
Так, группировка «111-й двор» с улицы Тукаевской в 1970-е годы вошла в «Новотатарскую» группировку, куда входили многие другие банды — в частности, там были «Вахитовские», «Сайдашевские», «Ямовские», «Нефтебазовские», «Автовокзаловские», «Центровские», «Речпортовские», «Каримовские» и «Тракторовские». В начале 1990-х годов многие серьёзные группировки района Первые Горки и ряд небольших банд вошли в состав большой банды «Перваки», которая стала крупнейшей бандой в Приволжском районе — туда вошли «Мавлютовская», «Камаевская», «Гарифьяновская», «Старогорковская», «Дружная коробка» и «Пьяная коробка». Одна из мощнейших группировок «Жилка» сформировалась из 13 мелких дворов микрорайона под руководством Хайдара Закирова — это были дворы с названиями «Овражный», «Фашистский», «Московский», «Кошачий», «Шведский», «Средний», «Хайдеровский», «Бочинский», «Римский», «Паспортовский», «Больничный», «Темный» и «Блядский». Попасть на их территорию можно было только по двум дорогам, однако молодёжь во время разборок докладывала о каждой подозрительной машине, ехавшей в район «Жилки» [37]. Союзы группировок Союзы группировок появились в 1970-е годы: так, в печально известном пробеге «Тяп-ляп» участвовали «Павлюхинские», «Тукаевские» и «Мирновские» [52]. Одной из самых мощных группировок того времени была «Грязь» из Кировского района, которая пользовалась авторитетом во всей Казани [1]. В то же время в Авиастроительном районе Казани появился союз банд «Татарский двор», «Соцгород» и «Дементьев» [52]. На стыке десятилетий в Московском районе появилось объединение «Телестудия» из банд «Хитрый двор», «Панели», «Пентагон», «Чайники» и «Звери» — позже к ним присоединились «Шамилька», «Игоряновские», «Квадратовские» и «Брод».
Наиболее крупным союзом стал «Золотой союз», куда вошли группировки «Жилка», «Стандартный двор», «Северный», «Чайники», «Левченко», «Сухая река», «Пентагон», «Хитрый двор», «Панели», «56-й квартал» и «Савинка». Этот союз распался во время бандитских войн между «Жилкой» и «Севастопольскими» [52]. Зоны влияния Наименьшее количество банд действовало на улицах с индивидуальной застройкой и тесными старыми двориками, которые были самыми спокойными: поведение соседей контролировалось достаточно прямолинейно, но честно и гласно [54]. Намного больше банд действовало на городской территории заводской застройки со сформировавшимся населением, значительную часть которого составляли ранее судимые: примером таких районов был Соцгород с птичьим рынком [55]. Главными очагами преступности несовершеннолетних считались и спальные районы [56] [15]. По словам дочери одного из лидеров «Перваков», жизнь в Казани в ту эпоху подразумевала, что каждому мужчине рано или поздно придётся оказаться в той или иной молодёжной банде [40]. Продюсер Ильхам Сафиуллин, проживавший в Московском районе ранее он назывался Ленинским , считал этот район самым криминогенным, где люди уже с детства готовились провести много времени за решёткой [43]. Казань была разделена всеми существовавшими в городе бандами на сферы влияния: группировки соседних территорий, как правило, были заклятыми врагами, а союзы заключались с теми бандами, которые находились достаточно далеко [15].
Войны, которые велись между группировками, получили название «асфальтных» [1] , поскольку на жаргоне подростков борьбу за территории описывали выражениями «делить асфальт» [5] или «битва за асфальт» [47]. Эти войны также называли «монтажными», поскольку в драках подростки в качестве оружия использовали монтажки , хотя в ход также шли кирпичи, монтировки, цепи, металлические шары и любое другое похожее оружие [16]. Наличие огнестрельного оружия у члена «конторы» вызывало как минимум недоумение, хотя есть свидетельства того, что в 1970-е годы «в Борисково и на Тёплом шмаляли будь здоров» [53]. Под контролем каждой из «контор» находились техникумы и ПТУ, вследствие чего попасть в некоторые учебные заведения было физически невозможно: автобус или троллейбус мог быть обстрелян металлическими шарами, которые швыряла враждебная группировка. Из-за страха попасть «под раздачу» из других городов перестали приезжать абитуриенты, а у школьников сократились возможности для выбора училища [15]. Специалисты-практики делили группировки на два вида. Один тип «контор» носил чисто оборонительный характер, и их создавали подростки с целью защиты себя и своей территории от незваных гостей. Другой тип «контор» был связан с агрессивными набегами на соседние территории: такие банды укрепляли своё влияние и авторитет путём драк с «чужими» или избиений таковых лиц.
Группировки второго типа считались близкими к преступным бандам: численность агрессивных «контор» варьировалась от 6 до 13 в 1980-е годы. Смысл подобного разделения часто оспаривался [57]. По словам Анвара Маликова, известными дворовыми бандами Альметьевска были «Гестапо», «Бразилия» и «Чили» их названия изображались огромными буквами на стенах домов [13]. Структура банды Иерархия Ядро каждой молодёжной группировки называлось «коробкой» и обычно включало или двор, или несколько рядом стоящих многоэтажных домов. Группировку могла образовывать как одна такая «коробка», так и сразу несколько «коробок» [49]. Гараев, который состоял в банде под названием «Низы» [59] , утверждал, что в казанских бандах была сформирована собственная возрастная иерархия, которая могла насчитывать до шести уровней возрастов в крупных бандах: разница между членами одного возраста составляла один или два года, однако все ребята с одного уровня переходили на уровень выше в один и тот же день [60]. Названия возрастов в иерархии казанских банд отличались в зависимости от группировки [61]. Подобных людей члены группировки презирали и могли безнаказанно избить, ограбить [3] или забить до смерти [62].
Согласно Гараеву, в шестиуровневых группировках выделялись следующие возрасты — «скорлупа», «супера», «молодые», «средние», «старшие» и «старики». При ориентировочной численности шестиуровневой группировки от 150 до 200 человек в её состав могли входить порядка 30 «младших», 30 «суперов», 30 «средних», 40 «старших», небольшое количество «стариков», порядка двух лидеров и ещё несколько авторитетных людей, хранивших у себя оружие [60]. Новичков этой группы называли «шелухой» дети от 10 до 13 лет [49] и высматривали из них потенциальных кандидатов на более высокие должности [64] , считая их своеобразным резервом конторы [49]. Занимавшим низшую ступень в этой иерархии не доверялось никаких серьёзных поручений, кроме как «постоять на пиках» покараулить, побыть на шухере [60]. Ступень выше занимали «супера» от 14 до 17 лет [49] , которые всегда сидели в своём микрорайоне и не имели права выходить за его пределы; от них требовали всегда быть на виду [64]. Выше них шли «молодые» от 17 до 19 лет [49] , которые были главной силой в драках с представителями банд других районов, используя кирпичи, арматуру и дубинки [65]. Они также устраивали драки рано утром перед началом школьных занятий «бежали с добрым утром» или вечером «спокойной ночи». Так называемые «средние» шли ещё выше и имели право ездить в другие микрорайоны на переговоры, объявляя войну и заключая мир, а также наказывая «молодых» за провинности [64].
Выше всех шли «старшие» или «армейцы» [26] возраст мог быть в пределах 20—35 лет или старше [49] , которые определяли политику группы: только они имели право ходить на дискотеки, устраивать ссоры с представителями других банд «чужими» и затевать войну против других микрорайонов. Во главе каждой небольшой группы стоял «автор» [66] , который входил в руководящее ядро группировки и обеспечивал связь своего отряда с другими частями и компаниями. Высшее звено руководства любой группировкой называлось также «авторитетами» [65] , «стариками», «дедами» или «королями» [49]. Количество «авторов» варьировалось: во главе мог стоять совет таковых лиц или один конкретный человек, которого рядовые «мотальщики» не знали [67]. Выбирать лидера группировки могли демократическим путём из наиболее авторитетных «стариков», но самый авторитетный и заинтересованный сам мог её возглавить [60]. Людей, отошедших по возрасту от руководства бандой старше 40 лет , называли иногда «древними» [60] : это прозвище перекочевало и на лидеров казанских ОПГ в постсоветской России [46]. Иерархия казанских банд была схожа с армейской: младшие возраста всегда беспрекословно подчинялись старшим, однако никто из старших не должен был злоупотреблять властью; со стоящими ниже по возрасту старшие обязаны были поступать по справедливости. За связь между возрастами, дисциплину и коммуникацию отвечали «смотрящие», которыми становились красноречивые люди с лидерскими качествами.
Многоступенчатая возрастная иерархия имела сходства с боевыми комсомольскими дружинами, пионерскими отрядами и лагерными «мастями» [60]. Банды считались символическими «государствами», «граждане» которых обязаны были защищать свою территорию и честь — давать сдачи тому, кто их оскорблял или посылал куда подальше — и имели полное право обобрать и унизить любого «чушпана» [68]. Личный состав банды Казанские дети в 1975 году В составе типичной банды были выходцы из разных семей — рабочих, служащих, интеллигенции, рядовых и руководителей. Позже там стали появляться школьники и учащиеся ПТУ, а также студенты [69]. По словам Светланы Стивенсон , среди членов подобных банд были и те, у кого была постоянная работа например, врач-педиатр [10] ; в некоторых бандах действовал запрет на работу в сфере обслуживания то есть её члены не могли быть, к примеру, уборщиками, официантами или таксистами [16] [68]. Среди членов банд порой встречались и дети известных партийных деятелей: так, в доме, где селились члены обкома КПСС, обосновалась группировка «Сквер», которая влилась в состав банды «Калуга» [3]. В известной стычке на Глубоком озере участвовали преимущественно хулиганы в возрасте от 18 лет [1]. По словам Роберта Гараева, подавляющее большинство мужчин, родившихся с 1958 по 1979 годы, состояли в бандах или имели хотя бы одного родственника, числившегося в бандах [71] ; согласно некоторым исследованиям, к концу 1980-х в Казани каждый третий молодой человек в возрасте от 12 до 18 лет входил в какую-либо компанию [72].
Гараев сравнивал банды с символическими «государствами». У некоторых из членов «контор» было своё прозвище, которое они должны были доказывать своими делами на благо банды [43]. Психолог Т. Горшенина называла типичную казанскую уличную банду характерной «примитивной группой» с иерархией групповых ролей главарь, авторитет, ведомые и нормы поведения : такая группа всегда замкнута, не допускает инакомыслия и низводит отдельного человека до положения «винтика» [73]. По своей сути «молодые» и «старые» были агрессивными фанатиками, для которых существовал только культ силы и которые не думали ни о чём, кроме драк [74]. По версии Агеевой, верхушку банд составляли те молодые люди, которые не смогли себя реализовать ни в школе, ни в ПТУ; их подчинённые в бандах легко привыкали к авторитету своих лидеров, поскольку привыкли к «абсолютному повиновению» родителям и учителям — и те, и другие считались «аутсайдерами» [75]. В банды часто втягивали молодых ребят, нередко проводя для приглашённых «новичков» жёсткое испытание: под угрозой расправы хулиганы требовали от «новичка» встать на колени. Если он отказывался это делать и дрался, то тогда его признавали «своим».
Представитель «суперов», который отличился в драке, мог быть повышен до «молодого» [76]. По мнению Юрия Щекочихина, верхушку каждой «конторы» составляли исключительно уголовные элементы [18]. Общак У каждой конторы была собственная коллективная касса — «общак», формируемый из добровольных взносов членов этой конторы разовых и регулярных и из средств, добытых преступным путём [49] , в том числе и путём вымогательства мелочи у школьников — это действие называли словом «шакалить» [77] [78]. Обычно молодого человека спрашивали о наличии карманных денег, и если он говорил, что у него не было денег, его просили подпрыгнуть, чтобы по звуку определить наличие денег. В случае обнаружения мелочи человека избивали [43]. Сбор денег в «общаки» вёлся и в школах в классе было по три-четыре члена группировки : ежемесячно и пионеры, и комсомольцы платили в «общак» 2 или 3 рубля [47] [6]. Собранные деньги шли на «грев» обеспечение всем необходимым соратников, в том числе и находившихся в заключении [16]. За сбор общака отвечали «смотрящие» [60].
Группировщики, которые занимались квартирными кражами в одиночку или небольшими компаниями, платили бандам дань за то, что не могут быть активными членами банды. Салагаев в газете «Космомолец Татарии» утверждал, что сумма всех «общаков» достигала 1 миллиона рублей, а в « Литературной газете » утверждалось, что главари покупают на средства из общаков себе машины. Представитель «тяп-ляповцев» отвергал заявления о машинах у лидеров, утверждая, что лишь одна группировка может «позволить себе» такую роскошь [79]. При этом именно у « первогоровских » в Казани появились первые жёлтые внедорожники типа «Хаммер» [60]. Во время Перестройки данью обкладывались различные цеховики , которые не платили налоги: с них собирали изначальную сумму в размере от 10 до 15 процентов, которую называли данью «за боюсь». Решение цеховиков пожаловаться в милицию привело впоследствии к стравливанию группировок с цеховиками и друг с другом. По мнению продюсера Ильхама Сафиуллина, именно момент начала сбора дани с цеховиков превратил уличные и дворовые группировки в преступные шайки [43]. Девушки в бандах Хотя в «контору» входили преимущественно мальчики и юноши [80] , некоторые девушки в письмах утверждали, что состояли в той или иной «конторе», «мотались» наравне с парнями и рано вступали в интимные отношения [81].
Девушек, которые состояли в отношениях с парнями из «контор», на жаргоне называли «матрёшками» [77]. С каждой бандой были связаны и так называемые «общие девочки», жившие строго по законам какой-то конкретной «конторы» и являвшиеся сексуальными партнёршами всей компании [49] , что вызывало у некоторых девушек откровенное отвращение [81]. Среди «общих девочек» были как вступившие на этот путь добровольно, так и вынужденные сделать это под угрозами [82]. Девушки в бандах носили олимпийки, широкие клетчатые юбки, яркий макияж с румянами и косую лакированную челку, а их банды назывались «бабскими конторами» и существовали на территориях мужских. Достаточно часто парни разгоняли женские «конторы» [71] , хотя их деятельность ограничивалась хулиганством и не имела криминальной направленности [83]. Отношение к девушкам варьировалось от банды к банде: в одних действовал закон «Не смейте защищать девчонок, девчонки — не люди» [84] ; в других запрещалось бить представителя «чужих», если он шёл с девушкой [18] , хотя в последние годы существования СССР нападению подвергались и парни, гулявшие с девушками [85] ; в третьих у состоящего в банде парня девушка обязательно должна была быть девственницей до 1988 года это правило действовало во многих бандах [71]. Девушка, подвергавшаяся групповому изнасилованию, часто получала психологическую травму и иногда готова была предпочесть смерть подобному позору: об этих случаях члены банд вспоминали со стыдом [71]. Законы банды Одежда и знаки отличия Состоящий в банде подросток или юноша должен был носить опрятную и удобную для драки одежду и иметь аккуратную стрижку: в бандах часто приветствовались спортивные костюмы и кроссовки [53].
В середине 1980-х годов новым элементом их зимней одежды стала суконная шапка-ушанка с овчинной оторочкой, наглухо завязанная под подбородок: эта шапка защищала при ударе арматурой по голове [15]. В конце 1980-х годов в качестве зимнего головного убора вместо норковых «формовок» пришли разноцветные кооперативные шапки-«петушки» [53]. Требования к одежде варьировались от банды к банде: так, банда «56-го квартала» носила синие шапки-помпоны, «Чайники» и «Жилка» — красные шапки, а члены других банд носили шапки с помпонами другого цвета или без помпонов, за неправильную шапку «своего» могли избить [26]. В некоторых бандах «мотальщики» должны были носить белые носки, калоши, телогрейки и шапки типа «фернанделек» или вязаных «карандашей», а носить джинсы запрещалось. Для внешности казанских гопников также были характерными короткая стрижка или стрижка налысо, а также галоши на толстый носок домашней вязки, которые не мешали в драке. Несмотря на общую схожесть с одеждой и внешним видом гопников других городов, казанские малолетние банды явно выделялись на этом фоне [86]. Чтобы отличить «своих» от «чужих», банда могла использовать отличительный знак, роль которого могли играть значок, тип вязаной шапочки [87] , причёска члена группировки [88] , татуировки или вышивки на одежде например, LVI для «56-го квартала» или определённый пароль [2]. Так, банда «Чайники» чётко очерчивала свою территорию, вешая на фонарных столбах своей улицы чайники [65] позже их снимали милиционеры [47] , а банда «Грязь» оставляла на стенах домов надпись GRZ [1].
Члены банд дежурили на автобусных остановках, в парках и на детских площадках — ключевых точках, необходимых для контроля над территорией [65]. По негласным законам любой банды, в ответ человек должен был сказать, в какой банде он состоит. Если он не понимал, о чём речь, то его могли ограбить для описания грабежа использовали слово «доить» [18] и избить, иногда имели случаи избиения до смерти [2]. Если он врал, то его могли и вовсе изгнать из банды [37]. У членов казанских банд был собственный жаргон: в 1991 году в книге Л. Агеевой «Казанский феномен: миф и реальность» был представлен словарь жаргона казанской молодёжи из «контор» [42] , а в 2019 году в журнале «Идель» появилась ещё одна версия словаря казанских подростков, в составлении которой участвовали писатели Айдар Сахибзадинов и Булат Безгодов, поэт Алексей Остудин, режиссёр Тимур Садыков и продюсер Ильхам Сафиуллин [89].
Он дает задание Вадиму Зайнутдинову Бульба убрать слишком догадливого парня. Бульба приходит к Черножукову ночью, вытаскивает во двор и наставляет обрез. Ну а поскольку для храбрости Зайнутдинов немало "употребил", попасть он смог только пониже спины.
Черножуков срочно уезжает из Казани на Украину. Следственная бригада ездила на Украину, где в одной из колоний содержался успевший набедокурить в сопредельном государстве Черножуков. Его долго убеждали дать показания. Но спустя месяц, после того как в деле появились подписанные потерпевшим листы, Черножукова вдруг этапируют в Казань, прямехонько в тот изолятор, где уже сидела банда Раджи. Представляете масштаб влияния казанской "братвы"! В СИЗО над парнем хорошо поработали, и он написал "отказную". И все же эпизод покушения удалось доказать. Работники ножа и топора После всех этих кровавых побоищ Раджа с ближайшими соратниками перебирается в Москву и бывает в Казани только наездами. Кобальнов, уже оправившийся от ранения, Куваков и Аксанов решили еще раз навестить Первопрестольную, с тем чтобы отыскать тела товарищей.
Так же, как и первая группа, они снимают квартиру. Под предлогом того, что нужно срочно "забить стрелку", Аксанова привезли на квартиру на Таганке. Всемером парня избили так, что у того были сломаны кости черепа. Истекающего кровью, его положили в ванну. Но Аксанов оказался крепкого десятка. Он был жив. Вооружившись купленными в хозмаге топорами, семерка ворвалась в квартиру, где ничего не подозревавшие Кобальнов варил на кухне суп, а Куваков смотрел телевизор. Единственное, что смог сделать Кобальнов, -- это плеснуть на нападавших горячим супом... Тела расчленили и утопили в разных местах реки Чермянки в Московской области.
Через полгода останки всплыли. Банда вернулась на квартиру, где лежал полуживой Аксанов. Когда с него начали снимать золото, он понял, что обречен. Ему нестерпимо хотелось жить. Весь в крови, он ползал на коленях и целовал Радже руки. Позже Вадим Зайнутдинов Бульба зашел в ванную и двумя ударами топора добил Аксанова. Труп его тоже был расчленен. Следователям удалось восстановить происшедшее, хотя прошло 7 лет. И даже нашли улики!
Есть метод профессора Дворкина, когда с помощью раствора люминола можно обнаружить следы крови. Раствором покрыли пол в ванной "нехорошей квартиры", и все щели вдруг засветились! Ванная утопала в крови. Великий и ужасный В Казани Радик Галиакберов сотоварищи появились только в 1994 году. Никто не стоял больше на пути "великого и ужасного" Раджи. Это был "золотой век" "Хади Такташ". Авторитет Раджи -- непререкаем. Он единоличный владелец и распорядитель "общака". Испуганные бизнесмены, среди которых были и довольно известные в городе люди, исправно платили дань.
Группировка контролировала рынок наркотиков, проституции, собирала мзду с полусотни фирм, магазинов, ресторанов, банков и даже двух кладбищ. Лакомые куски, контроль над которыми осуществляли раньше другие, постепенно переходили в руки "хадитакташевских". Одним из таких "клондайков" был комбинат "Здоровье" -- крупный оздоровительный комплекс с бассейном, банями, номерами и прочей "обслугой". Здесь организовали настоящий притон. Набрали легко одетых девиц, которые, трудясь по-стахановски, зарабатывали деньги для группировки. Смотрящим над ними поставили Асхата Валиуллина по кличке Пенек. Тех, кто "сачковал" или хотел покончить с сексуальным рабством, Пенек заводил в подвал, ставил к стенке и начинал психологическую атаку - разбивал бутылки в нескольких сантиметрах от жертвы. Двум самым непонятливым сломал нос. Потом некоторые из девушек помогли следствию, дав показания в суде.
Сами между тем их не употребляли. И тогда на наркопочве случился у них конфликт с группировкой "Первые Горки", в просторечии "Перваки". Один из ее членов Александр Гриньков взял партию кокаина и не расплатился. Раджа был краток -- или Гриня вернет кокаин, или Грини не будет. В ночь с 24 на 25 августа 1997 года он ждал "хадитакташевских" дома -- для разговора. Но встретил их не один, а с приятелем Тативосом Кирокосяном. Распили коньяк. Но разговора не получилось -- по Гринькову открыли огонь. Заодно убрали и свидетеля -- ни в чем не повинного Кирокосяна.
В ту же ночь неосторожно нагрянули еще двое -- Акакий Аршба и Равиль Мубараков. Их тоже "положили". Но раненному в щеку Мубаракову чудом удалось убежать. Гриня был не последним человеком в группировке "Перваки". На сходе мнения разделились -- одна бригада во главе с другом Грини Бибиком требовала отмщения, другая во главе с Федей боялась связываться с "Хади Такташ".
Сборы пропускать нельзя Собрания участников группировок проходили каждый день — на улице, в спортзале или «качалке». Пропускать их было запрещено, а длились они по 2-3 часа. Существовало лишь две по-настоящему уважительных причины, по которым можно было не прийти: смерть матери или проблемы с правоохранительными органами.
Кровь на асфальте» 8. Щепетильное отношение к сексу Настоящий «пацан» мог завести роман только с девственницей — она с этого момента становилась неприкосновенной. Но если он ее бросал, воспользоваться ей мог любой участник банды или даже несколько. Оральный секс был под строгим запретом. Работать коммерсантом, официантом, барменом или таксистом участник банды не мог — как и контактировать с милицией. Нельзя было трогать других участников группировки, если они в это время гуляют с девушками, существовал также запрет на избиение «пацанов» ногами. Если же речь шла об общении с чушпанами, включалось правило «пацан всегда прав» — он мог позволить себе буквально все что угодно.
Молодежь в Татарстане снова играет в «казанский феномен». Пока играет
Фитиль темы «казанского феномена» снова разгорелся. О феномене казанских преступных группировок когда-то говорила вся Россия. «Вечерняя Казань» решила подробнее изучить стоп-факторы уголовных по «тукаевским», чтобы попытаться ответить на вопрос: почему на родине «казанского феномена» так долго не могут признать вину видных акторов 90-х? Время умирать (2022)Боевик, Криминал. “Казанский феномен” по-нижнекамски, или Громкое дело “негромкого” ОПС. Татарстан в 90-е годы прошлого столетия считался одним из центров российской криминальной жизни. Криминальный Татарстан 1970-2010-х" и позволяет пересмотреть и оценить "Казанский феномен" с новой точки зрения.
«Казанский феномен». Вернутся ли молодежные банды?
«Вечерняя Казань» решила подробнее изучить стоп-факторы уголовных по «тукаевским», чтобы попытаться ответить на вопрос: почему на родине «казанского феномена» так долго не могут признать вину видных акторов 90-х? В период 70–80-х годов в Казани и других городах Татарской АССР получил распространение так называемый «казанский феномен», связанный с незаконной деятельностью уличных банд. Криминал, Последние новости города Казань с возможностью добавить новость, статью или пресс-релиз на разные темы – экономика, криминал, происшествия, спорт, образование. Криминальные новости Казани и Татарстана: кражи, нападения, убийства, расследования преступлений.
Жив ли казанский феномен?
Священника задержали за икону с Бандерой, Кадыров показал видео с тренировки и другие новости России за 23 апреля. В 1980-е «Кинопленка» была одной из многих молодежных банд, которые устраивали жестокие схватки за территорию в Казани — они вошли в историю как «казанский феномен». Священника задержали за икону с Бандерой, Кадыров показал видео с тренировки и другие новости России за 23 апреля.
«Эхо бандитизма затихло только в нулевые»: 8 криминальных воспоминаний жителей Казани
RassamahaX - 05. Сейчас пересмотрел и понимаю, что он какую то чепуху следователю рассказывает Если раньше мне казалось, что только умный человек, в силу обстоятельств оказавшийся по ту сторону закона, может так общаться, то сейчас я в глазах, речи и мимике большого ума там не вижу. Вижу только честолюбие, цинизм, хитрость и готовность идти по головам сподвижников.
Но сейчас сроки подходят к концу, и в родные края а куда им деваться еще? Из 37 человек таково общее количество посаженных в "нулевые" членов ОПГ "29 комплекс" в колониях остается не так уж и много. Уже освободились Гоша и большинство тех, кто в 2006 году получил приговор до 15 лет. В местах не столь отдаленных был "смотрящим", и, по всей видимости, до последнего оставался самым принципиальным членом ОПГ. Ни на следствии, ни на суде, ни потом киллер Руслан не признал ни одного эпизода из того, что ему вменялось. Чем на самом деле опасно возвращение "костяка", лидеров ОПГ? Смогут ли они начать нормальную жизнь или снова вернутся к криминальной деятельности? С этим вопросом мы обратились к руководителю сообщества "Казанский феномен" Роберту Гараеву, знающему об ОПГ многое, если не все.
Люди, которые отсидели двадцать лет, будут другими вещами заниматься - адаптироваться, например... В основном, живут прошлым, если на воле остались друзья, то могут помочь работу найти. Но вот это представление, что они выйдут из зон и начнут молодежь собирать в банды, оно неверное. Это уже надломленные люди. В сообществе ProKazan. Судя по результатам, опасения у жителей РТ есть. История банды "29 комплекс" была создана в Набережных Челнах и название получила по названию района, который контролировала ОПГ. Бандиты проповедовали здоровый образ жизни, были действующими или бывшими спортсменами, в группировке существовал довольно строгий запрет на употребление алкоголя, наркотических веществ, допускалось курение, но лишь изредка. Члены ОПГ посещали спортивные залы, поддерживали себя в отменной физической форме. Первый лидер "двадцатьдесятников" - Мансур Сафин.
Начинала ОПГ с массовых драк, и в раже эмоций как-то не рассчитали сил, и пострадавшие оказались с тяжелыми травмами в больницах. Вот тогда и начались первые "посадки", в тюрьму отправился и сам Мансур Сафин. Отсидка прибавила ему криминального авторитета, но явно не способствовала сохранению лидерского места, и новым главой ОПГ стал Адыган Саляхов кличка - Алик Большой. Мансура же вскоре убили всего одним автоматным выстрелом.
Пропускать сборы без уважительной причины было нельзя. Уважительной причиной считалась смерть матери или проблемы с милицией. Если кто-то пропускал сбор без уважительной причины, то за него отвечал весь «возраст». В свободное время группировки «щемили чушпанов», то есть требовали у подростков выворачивать карманы. При этом самим участникам группировок в карманы «чушпанов» залезать было нельзя.
Однако если «пацан» бросал девушку, то воспользоваться ей мог уже любой участник или несколько участников группировки. Кстати, оральный секс в группировках был запрещен. Он должен был давать отпор, если его оскорбили. Бить «пацана» ногами или трогать «пацана» из другой бригады, если тот шел с девушкой, было нельзя. Также «пацаны» не могли общаться с милицией. Но все эти правила действовали только в кругу равных. В других ситуациях работало правило «пацан всегда прав». Выйти из группировки было крайне сложно, но из нее могли «отшить». Трансформация группировок и их исчезновение 16.
Ходят на дискотеки только они имеют это право , затевают на них ссоры с «чужими», начинают «воину» между микрорайонами. Сборы объявлялись «простые» и «строгие». На «простых» умирали от скуки. Для начала постоишь часок без дела.
Потом в подъезде посидишь, в карты поиграешь. Главное, чего от нас, «суперов», «молодые» требовали: быть всегда на виду, на подхвате. Вскоре мне, да и многим другим ребятам все это надоело. Уроки не успеваешь делать.
По всем предметам съехал, а раньше без троек учился. Книжки почитать некогда, телевизор посмотреть. Жизнь сузилась до двора и пустых разговоров. На «строгих» сборах наказывали провинившихся перед группировкой или куда-нибудь бегали.
Мы, «супера», не имели права никуда самовольно отлучаться. Однажды, когда стало невмоготу от скуки, поехали в другой микрорайон. Свой же нас и увидал. Нас построили шеренгой и устроили настоящую экзекуцию.
А народ прибывал. Тех из «суперов», кто «проявил» себя — отличился в драке, переводили в «молодые». Втягивали в группировку и новых ребят. Допустим, ты предложил «мотаться» другу.
Его проверяют. Мы — враги. Вставай на колени! Если парень сломается, не брали.
Если сразу с ними драться идет, значит, «свой». Критерий один был — кулак. Особенно раздражали бессмысленные жестокие драки, в которых по приказу «старших» втягивалась вся группировка, весь микрорайон. Жизнь тогда сужалась до примитивного: или ты бьешь, или тебя бьют.
Боишься выйти из своего микрорайона, боишься каждого встречного, если идешь один. Действовали волчьи законы: не хочешь драться, но приходится. Я твердо решил выйти. Давно надоело.
Как-то сидели вместе с «суперами» и говорили о том же: надоело «мотаться». У «автора» спросили. Он тоже ответил: «Мне до чертиков опротивело, хочу уйти». Нас было около сорока.
Только двое-трое не захотели уйти: тупые, ограниченные. Только таким здесь нравилось. Тем, у кого смысл жизни — драки, деньги, карты. Когда мы ушли, все увидели, как нас били.
Каждый день приходили домой, просили какие-то деньги. Сразу — двести рублей. Откажешь — бьют. Издевались при девчонках: били, плевали, унижали.
В школе учителя или не видели, или делали вид, что не видят. В лучшем случае позвонят в инспекцию, скажут, чтобы нас на учет поставили. Я дрался до ожесточения. Мать не успевала отмывать кровь в подъезде.
Заставляли играть в карты. Один из нас проиграл 800 рублей. Каждый день приходили, требуя долг. Часть денег упросил выплатить бабушку.
Она дала 150 рублей, но от этого пацану легче не стало. Я понял, кто эти «молодые» и «старшие». Фанатики, жестокие, бессмысленные фанатики, которым ничего не стоит избить пацана, до полусмерти. Сколько раз мы слышали от них: «Не смейте защищать девчонок.
Казанский феномен
Впервые словосочетание «казанский феномен» появилось в июльском номере журнала «Огонёк» за 1988 год. Но они не имели серьезной криминальной направленности, в основном хулиганили. Что известно про убийство одного из лидеров казанской ОПГ «Тяп-ляп» Скрябина спустя почти 30 лет. Смерть за асфальт История «Казанского феномена» началась в 70-х годах прошлого столетия и до сих вызывает споры о причинах зарождения. Один из главных исследователей «казанского феномена», автор книги «Слово пацана: криминальный Татарстан 1970–2010-х» Роберт Гараев рассказал нашему изданию.