После Переяславской рады представители русского посольства побывали в 177 городах и селениях западной Руси (Запорожского войска) для принятия присяги от населения на верность царю. На картине изображены события, произошедшие в 1654 году, когда гетман Богдан Хмельницкий провел Переяславскую раду, собрав народные массы для решения важных вопросов. Какие факты легли в основу сюжета картины переяславская рада. Переяславская Рада.
ПЕРЕЯСЛА́ВСКАЯ РА́ДА 1654
Новости. Родились. На странице представлена картина Переяславская рада. Автор: Хмелько М. Картина относится к жанру Сюжетное историческое искусство и на ней представлено событие Воссоединение Украины с Россией, дата 17 в. 1654 г. повтор известной картины Михаил Дерегус (1904—1997) «Переяславская Рада» (1953), автор не определен ; проведена реставрация, новый подрамник. Непосредственным главным итогом Переяславской Рады и последовавших за ней соглашений стало юридическое оформление вхождения Гетманщины в состав России. Вскоре после Переяславской рады официальный титул русского царя был изменён: в нём слова «всея Русии» заменены на «всея Великие и Малые Русии (России)», к титулу государя добавлено «Киевский» и возвращено «Черниговский». Переяславская рада картина (49 фото)» Рисунки для срисовки и не только.
Воссоединение Малороссии с Россией на Раде в Переяславе
Это порождало проблемы различного характера: религиозного, социального и национального. Переяславская рада 1654 года и ее основные решения. Какие факты легли в основу сюжета картины переяславская рада. Вслед за Переяславской радой присягу перед лицом русского посольства принесли и в ряде других украинских городов. 8 (18) января 1654 года состоялась Переяславская рада, на которой украинское казачество и представители всего народа Украины-Малороссии приняли решение о вхождении в состав Российского государства. Переяславская рада (1654 год): причины и предыстория подписания документа, принципы присоединения Украины к России, где и когда был опдписан документ, историческое значение.
«С городами и с землями принять»
Непосредственным главным итогом Переяславской Рады и последовавших за ней соглашений стало юридическое оформление вхождения Гетманщины в состав России. Вскоре после Переяславской рады официальный титул русского царя был изменён: в нём слова «всея Русии» заменены на «всея Великие и Малые Русии (России)», к титулу государя добавлено «Киевский» и возвращено «Черниговский». остальная старшина, казаки и остальной народ. Переяславская рада картина Хмелько. Впрочем, разбору разных вывертов националистической трактовки Переяславской рады уделил отдельный материал.
Переяславская рада (картина Хмелько)
Картина Алексея Кившенко Переяславская рада. Какие факты легли в основу сюжета картины переяславская рада. Картина "Переяславская рада" является не только произведением искусства, но и великолепным историческим памятником, отражающим важные страницы русской и украинской истории.
День Переяславской Рады
Переяславская рада. После Переяславской Рады польские паны попытались воспрепятствовать воссоединению разделенного когда-то единого народа, и война между Польшей и Россией продолжалась с 1654 по 1667 гг. По Андрусовскому мирному договору в Россию вернулись г. Переяславская рада картина Хмелько.
История в картинах. Хмелько Михаил - Навеки с русским народом.
В планах Барабаша было использовать казаков в войне с османами, преследуя интересы польской короны. Взамен этого он надеялся на получение некоторых привилегий и денежного вознаграждения от магнатов. У него имелась королевская грамота, используемая в качестве прикрытия для сбора войск. Богдан Хмельницкий помешал этому, выкрав грамоту хитростью. Сторонников Барабаша было две-три сотни, в основном это зажиточные люди, представители его ближнего круга. Как именно поступил гетман Хмельницкий с несогласными, неизвестно. В документальных источниках, составленных заинтересованными сторонами и принадлежавших сторонним наблюдателям, об их судьбе ничего не говорится, кроме того что они отказались от приведения к присяге от имени своих полков. Выработка условий Переяславского договора После того как Бутурлин отбыл в Москву, Богдан Хмельницкий и казацкие старшины начали вырабатывать условия, на которых им хотелось бы стать подданными Алексея Михайловича. Эти условия были составлены в форме прошения, называемого челобитием. Был написан список, состоявший из 11 пунктов. Он получил наименование Мартовских статей и был доставлен в марте 1654 года в столицу Русского государства Павлом Тетерей и Самойло Богдановичем, войсковым судьей, и их товарищами.
В Москве представители посольства внесли в Мартовские статьи дополнительные пункты. В результате условия Переяславской рады 1654 года стали содержать 23 статьи. Последствия договора Решение Переяславская рады 1654 года в тот же час привело к войне с Речью Посполитой. Война длилась до 1667 года, а затем последовало Андрусовское перемирие. По его итогам часть населения Речи Посполитой, исповедовавшая православие, была присоединена к Русскому царству, смогла избавиться от религиозного и национального угнетения со стороны польских властей. Поляки отказались от Чернигова и Смоленска, признав Левобережную Украину русским владением. Киев передавался России лишь на два года, но впоследствии русским удалось удержать его за собой. Это было закреплено в «Вечном мире» - договоре 1686 года. Итоги войны с Речью Посполитой Факт перехода древнего Киева к Русскому государству сам по себе был очень важным событием. Ведь и великие московские князья, и цари считали его своей вотчиной на протяжении веков.
Копия картины « Переяславская рада» художника М. Момент воссоединения Украины с Россией имел большое историческое значение. В центре картины автор изобразил Богдана Хмельницкого, когда тот обращается к присутствующим казакам с речью : «Навеки с Москвой, навеки с русским народом». Уроженец Винницы, родился 1 июля 1909 года, ушел из жизни- 31 июня 1995 года.
Малороссийское население составляло треть от всего населения страны. Положение украинцев постоянно ухудшалось.
С одной стороны, происходило закрепощение крестьян. В конце XVI века во многих районах крестьяне были обязаны работать на барщине панщине три дня в неделю, в Галиции она доходила до пяти-шести дней в неделю. Земледельцы также облагались многочисленными повинностями в пользу своего господина и государства. Власть помещиков над крестьянином была неограниченной. Шляхтич мог не только продать или купить крестьянина, но даже безнаказанно его убить. По выражению украинского историка Дмитрия Яворницкого, землевладельцы смотрели на людей простого звания как на бессловесный скот — «быдло», собачью кровь — «пся крев».
С другой стороны, происходило вытеснение малороссов из городов. Заявляя, что права и привилегии горожан распространяются только на католиков, полонизированная городская элита вытесняла православных из городских учреждений и судов. Дошло и до установления лимитов на число постоянных жителей-украинцев. Например, право жить во Львове получили лишь 30 православных семей. Все они размещались на маленькой, тесной Русской улице. Художник Йозеф Брандт.
Фото: commons. Настоящим бедствием стал самовольный захват земельных владений. Показательна тут судьба будущего гетмана Богдана Хмельницкого, который владел небольшим хутором Суботов. Воспользовавшись его отсутствием, польский подстароста напал на его хутор, разграбил его, увез женщину, с которой Хмельницкий жил после смерти первой жены, обвенчался с ней по католическому обряду, избил младшего сына Хмельницкого, что, как предполагают некоторые историки, стоило ему жизни. Все попытки Хмельницкого добиться справедливости в судебном порядке не увенчались успехом. Католическая церковь оказывала давление на православную веру.
В начале XVII века большинство православных магнатских родов и значительная часть шляхты приняла католицизм и полонизировалась, фактически объединившись с польско-литовской знатью в один правящий класс. Запорожские казаки, война 1648—1654 Движущей силой антипольского сопротивления стали запорожские казаки. Часть казаков — так называемые реестровые — находилась на государственной службе и защищала границы Речи Посполитой от набегов крымских татар. Они были официально зачислены в армию, получали жалованье деньгами, хлебом, порохом и оружием. Другую часть казачества составляли беглые холопы, крестьяне, мещане.
Большая война с Речью Посполитой была долгой и трудной, продлившись 13 лет. Русские войска, действовавшие в союзе с казаками, доходили до Каунаса, Бреста и Львова, даже захватывали город Люблин, сполна отомстив за польские набеги Смутного времени. Однако Польша тогда всё ещё оставалась очень сильным государством, и полякам удалось отстоять часть своих владений — по итогам долгой войны они уступили России всю территорию по левому берегу Днепра и Смоленские земли, но сохранили за собой Белоруссию и правый берег Днепра. Город Киев располагался тогда целиком на правом берегу Днепра.
Здесь сторонники Польши смогли нанести несколько серьёзных контрударов. После смерти Богдана Хмельницкого часть казачьей верхушки переметнулась к полякам, и в августе 1658 года 20 тысяч казаков, поляков и крымских татар осадили Киев. Город обороняли всего 6 тысяч человек — гарнизон из русских стрельцов и сохранивших верность русскому царю казаков киевского полковника Василия Фёдоровича Дворецкого, старого боевого соратника Богдана Хмельницкого. Несмотря на превосходство противника, гарнизон Киева отбил все штурмы, а в сентябре 1658 года сумел разгромить изменивших русскому царю казаков гетмана Выговского. В качестве трофеев киевским стрельцам и казакам досталась даже булава гетмана-изменника, которую, как знак победы, отослали в Москву, где она и ныне хранится в Оружейной Палате Кремля. В сентябре 1660 года полякам и крымским татарам удалось нанести поражение русскому войску в битве под Чудновым, в 170 км к западу от Киева.
Воссоединение Малороссии с Россией на Раде в Переяславе
Олферьев, дьяк Л. Лопухин и представители духовенства. Местом проведения генерального военного совета был избран г. Переяслав , куда посольство прибыло 31 декабря 1653 г.
Хмельницкий вместе с генеральной старшиной прибыл 6 16 января 1654 г. Генеральный военный совет в Переяславе 8 18 января 1654 г. В нём приняли участие представители Киевского, Черниговского, Брацлавского и 5 других казацких полков и жители Переяслава.
Не было представителей от мещан кроме Переяслава и духовенства. Во время публичной церемонии гетман и казацкая старшина поклялись в том, «чтобы быть им с землёй и городами под царской великою рукой неотступно». После зачтения царской грамоты гетманом старшина и послы направились в Успенский собор, где духовенство должно было привести их к присяге.
Однако Б. Хмельницкий потребовал, чтобы послы первыми принесли присягу от лица царя, что было бы подтверждением союза между обоими государствами. Боярин В.
В 1648 году движение православных украинцев Левобережья против гнёта польского господства переросло в освободительную войну за воссоединение с Россией. В 1653 году Хмельницкий обратился к России с просьбой принять Левобережную Украину в её состав. В том же году для переговоров о присоединении Украины к России в Переяслав отправилась русская делегация. Сначала собрались казацкие старшины, потом на обсуждение пригласили всех желающих. К соотечественникам обратился Богдан Хмельницкий. Он говорил о том, как тяжело живётся украинцам под властью поляков, и спрашивал соотечественников, хотят ли украинцы пойти под власть русского царя.
После этого Б. Хмельницкий принял гетманское «достоинство» от Польши.
Таким образом, Переяславская рада 1649 года поддержала подчиненность Войска Запорожского польскому королю. И этот факт из истории не вычеркнешь. А вот конкретные переговоры с польскими послами закончились ничем. Но за это время поляки пришли в себя и весной 1649 года начали стягивать свои войска на Волынь. Хмельницкий разослал повсюду свои универсалы, призывая ответить полякам. Армия, сформированная в составе 30 полков, медленно выступила из Чигирина навстречу полякам. Хмельницкий вместе с татарами подступил к Збаражу и осадил поляков. Несколько штурмов не принесли результатов.
Дело в том, что Б. Хмельницкий жалел казаков, а штурмовать посылал в основном русское малороссийское ополчение, сформированное из крестьян и мещан. Вместе с тем продолжавшаяся осада крепости привела к голоду и болезням среди поляков. Попытка польского короля Яна Казимира с двадцатитысячным войском прийти на помощь закончилась плачевно. Возле Зборова им устроили засаду. После боя 5 августа 1649 года фактически началась резня поляков. И польский король не попал в плен только из-за того, что Б. Хмельницкий остановил свои войска.
Казалось, что эта победа принесет только дивиденды восставшим. Ан нет. Несмотря на военное поражение, поляки перехитрили Б. Начав первыми переговоры с татарами, они быстро с ними договорились. Такое предательство союзников поставило восставших в тяжелое положение. И вот 19 августа 1649 года Б. Хмельницкий согласился с условиями «ганебного» Зборовского мирного договора. Договором предусматривалось, что только в Киевском, Брацлавском и Черниговском воеводствах будет казацкая автономия, а руководство этих воеводств будет назначаться из местной православной шляхты.
Евреи и иезуиты подлежали выселению. Участникам восстания объявлялась амнистия. И разрешалось иметь лишь 40 тысяч реестровых казаков. Так позорно закончилась осада Збаража. Хмельницкий начал разбираться с казацким реестром. Но восставших в его армии оказалось значительно больше. Крестьяне, поддержавшие Б. Хмельницкого, хотели быть казаками.
Однако их вынуждали остаться крестьянами. Реакция была резко негативной. К тому же польские паны, как саранча, стали возвращаться в свои поместья и требовать от крестьян холопского повиновения. Начались массовые восстания против поляков. Что поразительно. Без пяти минут «украинский самодержец» и ярый борец «за независимую Украину», как нас уверяют современные украинские историки-выдумщики, Б. Хмельницкий, также имевший холопов в своем хуторе в Суботове, пытался реализовать положения Зборовского договора, еще не утвержденного польским сеймом. В своих универсалах он жестко требует от крестьян повиновения панам, в противном случае грозит наказаниями вплоть до казни.
Что тут можно сказать? Вот тебе, бабушка, и Юрьев день. Вооруженная шляхта начала жестоко расправляться с теми, кто не подчинялся им. А «свидомый украинец» Б. Хмельницкий виновных, по польским жалобам, вешал и сажал на кол. Он не хотел нарушать Зборовский договор, на который чхали сами же поляки. После того как все попытки польского короля утвердить этот договор провалились, продолжение войны с казаками было неизбежно. И инициатива этого была на стороне поляков.
Декабрьский 1650 года сейм назначил всеобщую мобилизацию шляхты посполитое рушение на следующий год 1651. Военные стычки уже начались в феврале 1651 года в Подолье. Хмельницкий, замаравший себя реализацией Зборовского договора, потерял популярность среди населения и казаков. Да и военное положение было не ахти какое. Его войска весной 1651 года ещё были у Збаража, но только в начале лета к нему подошли на помощь войска крымского хана. Первыми не выдержали татары, которые не только бросили поле боя, но и прихватили с собой Б. Неразбериха в руководстве восставшими привела к их тяжелому поражению. Трудно удержаться, чтобы не вспомнить про семейные проблемы Б.
Хмельницкого, которые как раз в это время закончились трагедией. Его жена Мотрона Гелена Чаплинская была заподозрена то ли в супружеской неверности, то ли в измене полякам, то ли в расхищении домашней казны. Сын Б. Хмельницкого, ненавидевший вторую жену отца, самостоятельно принял решение повесить её вместе с предполагаемым любовником-казначеем. Так завершилась драма отношений Б. Хмельницкого с «полькой Геленой». Но жизнь продолжалась. События, за исключением небольших эпизодов, развивались для восставших очень негативно.
При этом народ справедливо упрекал Б. Хмельницкого, что он беспокоился только о своих выгодах и привилегиях казацкой старшины. О какой-то самостоятельной державе и речи быть не могло. Все дальше и дальше дело шло к бесславному концу. В этих условиях Б. Хмельницкий в который уже раз обращается к русскому царю с просьбой принять Войско Запорожское под свою руку. Как известно, 1 октября 1653 года на Земском соборе в Москве наконец-то было принято положительное решение по этой просьбе. Но тут, несмотря на безвыходное положение, начала мудрить часть казацкой старшины.
Тогда мы взяли под царствие лишь незначительную часть Малороссии. А сейчас мы контролируем значительную часть Донбасса и Новороссии», — отметил историк. На руку России играет и тот факт, что поляки, равно как и весь остальной Запад, совершенно не беспокоятся о материальном и нематериальном благополучии граждан Украины. Кроме того, в стране продолжаются нападки на каноническую церковь и родной для миллионов жителей русский язык. А учитывая беспредел с мобилизацией, обвал экономики и хронический кризис, подобная политика в комплексе может «допечь украинцев, как это было во времена Хмельницкого». Но сейчас, спустя годы, понимаю, что нас сдерживало. Россия планирует свои действия не в рамках какой-то краткосрочной кампании, а на годы вперед.
Например, все требования по гарантиям безопасности, которые Москва выдвинула еще в декабре 2021 года, это пример игры вдолгую, где конфликт вокруг Украины — лишь составная часть глобальной проблемы в области архитектуры безопасности в Европе», — подчеркнул Корнилов. Учитывать баланс сил в мире было важно не только во времена Переяслава, но и сегодня.
Переяславская рада или День воссоединения Руси: почему укронацисты пытаются переписать историю
Воссоединение Малороссии с Россией на Раде в Переяславе | Богдан Хмельницкий Переяславская рада 1654 картина. |
ПЕРЕЯСЛАВСКАЯ РАДА В ДИНАМИКЕ ИСТОРИЧЕСКОЙ МИФОЛОГИИ | Переяславская рада В этот день 18 января 1654 года состоялась так называемая Переяславская рада. |
Годовщина Переяславской рады прошла без торжеств | Переяславская Рада воссоединение земель русских Россия Украина правобережная Украина левобережная Украина генеалогическое древо семейное древо родословная память история сохранение памяти цифровой памятник код жизни. |
ПЕРЕЯСЛАВСКАЯ РАДА: КОГДА УКРАИНЦЫ БЫЛИ РУССКИМИ... | Михаил Мягков сравнил решение Переяславской Рады с референдумом о воссоединение с Россией, который состоялся на Донбассе, в Херсонской и Запорожской областях в сентябре 2022 года. |
Алексей Кившенко | Таким образом, точная дата Переяславской рады по новому стилю – 18 января 1654 года, в старом летоисчислении это 8 января. |
«Переяславская рада. Автор: Хмелько М.»
Что, надо сказать, ставит под большой вопрос искренность радостных выкриков, «послышавшихся» украинствующему писателю на этом представлении. Но это — трагедии Гражданской войны. А вот — фарс 1990-х. В июне 1992 года, на волне постсоветского самостийного угара, в городе Переяслав-Хмельницком бывшем Переяславле собрался некий Великий Совет Украинского казачества. В новом «историческом» документе, подписанным Чорноволом и его ряжеными сподвижниками, сообщалось: «От сего дня и пока солнце светит над Украиной, старая присяга царю московскому не действует, потому что казачество от нее отрекается, чтобы дать клятву народу нашему верно служить, только ему одному и нашей родной Украине… От давней клятвы, данной казаками на этом месте, отрекаемся и крест целуем: Гетьман Украинского Казачества и вся Генеральная старшина и атаманы…». Но даже после такого мощного политического ритуала «проклятие» Переяславской рады не покинуло молодое «незалежное» государство. Оно с новой силой проявилось в гражданской войне в Донбассе. В августе 2016 года скандально известная неонацистка из партии «Свобода» и по совместительству преподаватель филологии в одном из львовских вузов Ирина Фарион, выступая на центральном телевидении, заявила, что война в Донбассе — «это не АТО… Это война, которая ведется с украинцами с 1654 года», — то бишь с Переяславской рады.
Даже единственное и довольно сомнительное достижение нынешнего киевского режима — получение Украиной безвизового режима с Европой — Петр Порошенко назвал на пресс-конференции в Киеве «преодолением последствий Переяславской рады». На самом же деле, и Порошенко это прекрасно понимает, актуальность Переяславской рады невероятно выросла в связи с недавним выходом Крыма из состава Украины и войной в Донбассе. Столь важное историческое событие, как Переяславская рада 1654 года, необходимо рассмотреть подробнее. Древнерусское государство, от которого берут начало современные Россия и Украина, возникло в IX в. Но огромную территорию объединяли единые вера, культура и язык. В период феодальной раздробленности древнерусское государство раскололось. А нашествие татаро-монголов в первой половине XIII в.
Князь Северно-Восточной Руси Александр Невский, оказавшись перед угрозой одновременных ударов крестоносцев с запада и татаро-монголов с востока, не предал православную веру и выбрал меньшее из двух зол — принял ярлык на княжение от монгольского хана Батыя. Такой выбор позволил в будущем собрать воедино Северо-Западную и Северо-Восточную Русь и объединить страну под властью московских князей. Почтовая марка Украины Конник Даниила Галицкого. Даниил сблизился с Ватиканом. В описании событий последующего XVII века украинские «историки» постоянно используют термины «Украина» и «украинцы». Никак не разъясняя эти термины, они тем самым навязывают мысль о существовании в прошлом некоего украинского государства, населенного украинцами в современном смысле этого слова. С помощью такой уловки апологеты «незалежности» пытаются приписать украинской нации и государственности три лишних века существования.
Это сугубо географическое название носила восточная окраина Речи Посполитой, условно ограниченная реками Днепр, Сейм и Ворскла. На правом берегу Днепра к «Украине» относились земли древнего Киевского княжества и прилегавшие с юга территории в районе городов Брацлав и Звенигород. Западнее начинались Волынь и Подолия. На юге «Украина» граничила с Диким полем — пустынной местностью, за которой лежало Крымское ханство. Так, одно из первых письменных упоминаний «украинцев» появляется в рапорте коронного гетмана Станислава Жолкевского королю Сигизмунду III от 20 июня 1596 года. В нем военачальник описывает жестокость польской армии, выказанную во время подавления казацкого восстания под предводительством Северина Наливайко: «Жолнеры, а особенно венгерская пехота и украинцы, будучи разъяренными на казаков, не только отняли у них свое имущество, но и их собственное, и убили несколько десятков человек; сдержать этих разъяренных нельзя было никаким способом, хотя я с панами ротмистрами и пытался сделать это всеми силами». Положение предков современных украинцев, то есть малороссийского населения восточной окраины Речи Посполитой, было незавидным.
Польские шляхтичи имели неограниченную власть над своими крепостными. Они относились к ним как к людям второго сорта, называя их презрительно «быдлом» «скотом». Православная вера преследовалась. Польские крылатые гусары Жители этих земель неоднократно восставали против поляков, многие видели свое спасение в бегстве на соседние русские земли. Крестьяне-беженцы из Польши активно заселяли юг Русского царства. Так, части нынешних территорий Курской, Белогородской и Воронежской областей входили тогда в состав так называемой Слободской Украины. Белогородский воевода, разъясняя в 1638 году причины переселения малороссов, писал: «Польские и литовские люди их крестьянскую веру нарушают и церкви божии разрушают, и их побивают и жен их и детей, забирая в хоромы, пожигают и пищальное зелье, насыпав им в пазуху, зажигают, и сосцы у жен их резали, и дворы их и всякое строение разоряли и пограбили».
Эти факты не вписываются в линию современной украинской пропаганды, так же как и факты бесчисленных просьб населения «Украины» к русскому царю о принятии в подданство. В 1591—1593 гг. Магнат Александр Вишневецкий в письме к канцлеру Я. Несколько лет спустя произошло уже упоминавшееся выше восстание под предводительством Северина Наливайко. В 1625 году на Украине заполыхало восстание под предводительством Марка Жмайла. В Москву от восставших вновь прибыло посольство. Священник Филипп из Посольского приказа писал о просьбе послов к царю принять жителей Украины в свое подданство «[Чтобы царь] пожаловал их всех, велел им помочь учинить своими государевыми людьми на поляков.
И оне де, козаки, станут служить тебе, государю, и городы литовские станут очищать в твое государево имя». Марк Жмайла Такие же просьбы поступали от представителей православного духовенства. Так, в том же 1625 году посланец киевского митрополита Иова Борецкого луцкий епископ Исаакий Борискович просил: «Мы все царской милости рады, и под государевою рукою быть хотим… Если митрополит, епископы и Войско Запорожское прибегнут к царской милости и пойдут на государево имя, то государь их пожаловал бы, отринуть не велел, а им, кроме государя, деться негде». В 1630 году Иов Борецкий в письмах, переданных его сыном Андреем и племянником Павлом Путивльским русским воеводам, просил от имени народа о принятии в подданство: «Будет… их де мочи не будет против поляков стоять, и оне де хотят бить челом… государю царю… всеа Русии, чтобы… пожаловал их велел им быть в своем государове повеленье». Народные восстания следовали одно за другим. Следующее состоялось в 1631 году. И вновь казаки просили московского царя взять их под свою защиту.
Об этом русскому самодержцу доносили воеводы города Севск: «А буде де, государь, их сила не возьмет против ляхов стоять, и козаки… хотят… посылати к Москве бити челом. Как сегодня Россия не оставляет население Донбасса в беде, помогая гуманитарной помощью, так и тогда Русское царство помогало населению Украины. Подавив это последнее восстание, поляки приступили к ликвидации казачества. Простых казаков разжаловали в крестьяне, а реестровых служивших в польском войске , сократив их численность, поставили под контроль польских комиссаров и полковников. Казацкая старшина была лишена части привилегий и земель. Это привело, наконец, казацкую верхушку к осознанию необходимости борьбы с поляками. Через десять лет, в 1648 году, борьбу за освобождение от поляков возглавил сотник из Чигирина Богдан Хмельницкий.
Западная Русь В борьбе за национально-народное дело. Санкт-Петербург, 1910 Боярин Бутурлин принимает присягу от гетмана Хмельницкого на подданство России На самом деле этот «простой холоп» был храбрым воином, пользовавшимся большим уважением, чьи заслуги признавались не только казаками. В одной из битв Хмельницкий спас польского короля Владислава IV, подарившего ему в награду золотую саблю. Однако память короля была короткой. И когда в 1647 году поляки напали на хутор Хмельницкого и похитили его жену, король отказал казаку в просьбе о помощи. Потоцкий докладывал королю Владиславу IV о невероятной мощи восстания, разгоревшегося под предводительством Хмельницкого: «Хмельницкий не смягчает кротостию: несмотря на то, что не один уже раз посылал я к нему, предлагая выйти из Запорожья, обещая ему помилование и прощение его проступков, это его нисколько не трогает, — задержал моих послов. Наконец из войска я посылал к нему пана Хмелецкого, ротмистра … человека … очень хорошо знающего казацкие нравы, убеждая отстать от мятежей и уверяя словом своим, что и волос с головы его не спадет.
Раздраженный этою снисходительностью, Хмельницкий отослал моих посланцев ко мне со следующими требованиями: во-первых, чтобы я с войском ушел из Украины; во-вторых, чтобы полковников и всех их подчиненных удалил из полков; в-третьих, чтобы уничтожил управление Речи Посполитой [на Украине]… Если я раньше не подумал о том, как должен был вспыхнуть этот бунт, и как его расценивать, то благоволите… учесть число людей его в то время — 3000. Но упаси боже, чтоб он вошел с ними в Украину.
Какое пленение, какое нещадное пролитие крови християнския от Польских Панов утеснения, никому вам сказывать не надобет; сами вы все ведаете, что лучше жида и пса, нежели християнина, брата нашего, почитали.
А православный християнский Великий Государь, Царь Восточный, есть с нами единаго благочестия Греческаго закона, единаго исповедания, едино есми тело церкви православием Великия России, главу имуще Иисуса Христа. Той Великий Государь, Царь християнский, сжалившися над нестерпимым озлоблением православныя церкви в нашей малой России, шестьлетных наших молений безпрестанных не презривши, теперь милостивое своё Царское сердце и нам склонивши, своих великих ближних людей к нам с Царскою милостыо своею прислати изволил, которого естьли со усердием возлюбим, кроме Его Царския высокия руки благотишнейшего пристанища не обрящем; а будет кто с нами не согласует теперь, куды хочет, вольная дорога. К сим словам весь народ возопил: волим под Царя Восточного, православного, крепкою рукою в нашей благочестивой вере умирати, нежели не навистнику Христову, поганину, достати.
Потом Полковник Преясловский Тетеря, ходячи в кругу на все стороны, спрашивал: вси ли тако соизволяете рекли весь народ: вси единодушно; потом Гетман молыл: буди тако, да Господь Бог наш сукрепит под Его Царскою крепкою рукою; а народ по нем вси единогласно возопили: Боже! Хмельницкий выразил пожелание, чтобы послы первыми принесли присягу от лица Русского царя. Однако В.
Бутурлин отказался присягать от лица царя, заявив, что царь не присягает своим подданным. После чего казаки принесли присягу. Всего в день Переяславской рады присягу принесли 284 человека.
От лица царя гетману вручена грамота и знаки гетманской власти: хоругвь , булава и шапка. Основная статья: Мартовские статьи После отъезда Бутурлина казацкая старшина с гетманом взялись за выработку условий, на каких они хотели бы перейти в подданство русского царя. В форме прошения «челобития» царю написали список из 11 пунктов, называемый Мартовскими статьями , который привезли в Москву в марте 1654 г.
Возглавлял запорожскую делегацию сам гетман Богдан Хмельницкий. Российское посольство прибыло на место 31 декабря 1653 года. Гостей с достодолжной почестью принял переяславский полковник Павел Тетеря. Съехались все полковники, старшина и множество казаков.
Переговоры начались. Запорожские казаки стремились к обретению максимальной независимости, насколько это было возможно в сложившихся обстоятельствах. Они требовали от представителей русского посольства, чтобы те присягнули казакам от имени царя Алексея Михайловича. Также они настаивали на привилегиях для православного шляхетского сословия Гетманщины.
Говоря современным языком, они хотели войти в состав России на правах широкой автономии. Российская сторона в свою очередь стремилась ограничить вольнолюбивые устремления казаков. Понимая, что слишком сильное ущемление прав жителей Запорожской Сечи может привести к новым бунтам, Россия пошла на значительные уступки, но при этом настояла на некоторых особо важных для нее пунктах. Так, гетманы лишались права вести самостоятельную внешнюю политику.
Бутурлин вручил Хмельницкому грамоту от имени Алексея Михайловича, но сами представители российского посольства от присяги казакам отказались. Они пояснили это тем, что царь не может присягать подданным на верность. Церемония сопровождалась дарением Хмельницкому символов гетманской власти. Ему вручили: булаву — холодное оружие с рукоятью шаровидной формы; хоругвь — боевое знамя; меховую - боярскую шапку.
Хмельницкий вышел на площадь, где была собрана генеральная рада. Гетман говорил: «Господа полковники, есаулы, сотники, все войско запорожское! Бог освободил нас из рук врагов нашего восточного православия, хотевших искоренить нас так, чтоб и имя русское не упоминалось в нашей земле. Но нам нельзя более жить без государя.
Мы собрали сегодня явную всему народу раду, чтоб вы избрали из четырех государей себе государя. Первый - царь турецкий, который много раз призывал нас под свою власть; второй - хан крымский; третий - король польский, четвертый - православный Великой Руси, царь восточный. Турецкий царь басурман, и сами знаете: какое утеснение терпят братия наша христиане от неверных. Крымский хан тоже басурман.
Богдан Хмельницкий Переяславская рада 1654 Алексей Михайлович. Алексей Михайлович 1654 год Переяславская рада. Переяславская рада картина Хмелько.
Переяславская рада 1654. Переяславская рада картина Репина. Созыв Переяславской рады участники.
Переяславская рада Алексей Михайлович. Богдан Хмельницкий Кившенко. Переяславская рада 1654 марка.
Присяга Казаков Переяславская рада. Земский собор 1653. Хмельницкий Переяславская рада 1654.
Богдан Хмельницкий Переяславская рада 1654 марка. Богдан Хмельницкий картина 1654. Переяславская рада фото.
Переяславська рада 1654 р. Переяславская рада картина. Переяславская рада картина Кившенко.
Богдан Хмельницкий художник а. Переяславская рада 1654 картины Хмелько. Переяславская рада 1654 Кившенко.
Картина Переяславская рада художник Алексей Кившенко. Художник а. Переяславская Персия.