Вечером я стоял чуть выше места, где днем находилась рыба, и размышлял, как, не распугав рыбу, можно ее поймать. В июне 2023 г. сотрудники Геологического института РАН провели уникальные полевые исследования в наиболее труднодоступных районах Тиманского кряжа и к большому удивлению обнаружили там интересные геологические и палеонтологические объекты. Тиманский кряж расположен в северных районах России и занимает часть территории Архангельской области и Коми республики. Есть такой, очень интересный район между Мезенью и Нарьян-маром — Тиманский кряж. Между Тиманским кряжем и Уральским хребтом располагается Печорская низменность.
Тиманский кряж за 14 дней. Водо-пеше-моторное путешествие.
В ходе экскурсии Вы увидите деревянный Богоявленский собор, здание почтамта, памятник оленно-транспортным батальонам, памятник портовикам, а также посетите Ненецкий краеведческий музей. Этнографическая программа "Обычаи и традиции" — это уникальная возможность окунуться в быт и традиции коренных жителей тундры - ненцев, не уезжая далеко в тундру. Центр арктического туризма расположен всего в семи километрах от Нарьян-Мара, в живописном месте арктической тундры и включает в себя целый этнографический комплекс. В ходе программы: Вы познакомитесь с бытом, культурой и традициями ненцев - коренных жителей тундры, с мифами и легендами ненецкого народа, а также побываете в настоящем чуме, прогуляетесь по экологической «Тропе оленя», вдоль которой установлены ненецкие идолы и другие знаковые сооружения, услышите ненецкий эпос. Размещение в отеле. Обед входит в стоимость День 2. Каменный город Завтрак. Северный Тиман — это древние горы Печорского края, которые тянутся с юго-востока на северо-запад, обрываясь в Чешской губе Баренцева моря.
Посёлок Коткино, несмотря на удалённость от внешнего мира достаточно обустроен. Здесь так же как и в Харьяге есть дизельная электростанция, котельная, школа, несколько магазинов.
В домах многих жителей комфорт и удобства на уровне городских квартир. Имеется междугородняя телефонная связь, и прочие достижения цивилизации. Честно говоря, как-то непривычно видеть всё это, в такой глуши. И это действительно так, потому как все грузы сюда доставляются лишь весной по реке, и зимой по зимнику. Остальное время посёлок отрезан от внешнего мира, если не считать авиасообщения с Нарьян-Маром и Архангельском. Население здесь неизбалованно туристами и весьма гостеприимно. Мы были даже несколько удивлены, когда нас совершенно незнакомые люди пригласили в гости и предложили переночевать. Несмотря на то, что почти у каждого жителя имеется лодка с хорошим импортным мотором, найти транспорт для заброски вверх по Суле нереально. Дело в том, что выше впадения Соймы, Сула для моторок летом непроходима.
Причина тому — обширные песчаные мели, намытые рекой на всем её протяжении. Они то и составляют основную сложность при подъеме вверх. Течение в таких местах достаточно интенсивное, и подниматься на вёслах здесь удаётся с трудом. При попытке выйти из лодки в воду для проводки, ноги едва ли не по колено проваливаются в этот зыбучий песок. Тем не мене почти до впадения Большой Пулы можно вполне идти пешком по берегу. Этот участок характеризуется умеренным равномерным течением, пологими сухими берегами с песчаными косами. В 11 километрах от Коткино на левом берегу большая добротная изба - первая и последняя на Суле. Надо отметить, что выше впадения Соймы вода в Суле весьма чистая. Она хоть и имеет желтоватый оттенок, но уже нет той грязи и примеси глины, что ниже.
Выше впадения Большой Пулы характер реки меняется. Теперь она большую часть течёт в высоких берегах, заросших травой и кустарником фото-6 , где не только невозможно провести лодку, но местами даже выйти на берег, потому как есть участки, где по обоим берегам по нескольку километров тянется свисающая в воду плотная стена ивняка фото-6В. По этой причине, на перекатах и быстринах приходится выходить из лодки прямо в воду, что не всегда возможно, потому как большая глубина и местами вязкое дно препятствуют этому. Единственным выходом остаётся — проходить эти участки на вёслах, за неимением других вариантов. В реале, здесь приходится бороться не только с течением, но и встречным ветром, что и было в нашей ситуации. Течение неоднородно - есть достаточно протяжённые плёсы с почти стоячей водой, где подъем на вёслах не составляет труда. Однако имеющиеся многочисленные участки быстрого течения, и полное отсутствия бечевника, довольно ощутимо тормозят движение и отнимают силы. Протяжённость их составляет от 200-300 метров до 2-3 километров. При этом даже движение под берегом не спасает здесь от встречной струи.
Тем не менее, участок от Коткино до Щучьей, протяженностью 95 километров, был пройден за 4 дня. Несмотря на то, что Сула течёт в зоне лесотундры, лес в её долине весьма дремучий, представляющий собой полосу пойменного леса, состоящего в основном из ели с примесью берёзы, сильно засорен буреломом и имеет густой подлесок. По этой причине, в поисках мест для стоянок иной раз приходится неоднократно выходить на берег. Практически на каждой песчаной косе, которых здесь не так много, всегда опечатки лап медведей. Есть и лосинные следы, которых не меньше, чем медвежьих. Вообще, создаётся впечатление, что углубившись в лес можно запросто столкнуться нос к носу с хозяином тайги. Однажды причалив к берегу в поисках места ночлега, мы сразу наткнулись на свежее место лёжки зверя хорошо, что не с ним. Правда, самих медведей мы видели всего один раз, да и то на приличном расстоянии — более 100 метров. То была медведица с медвежатами, которые сразу же припустила бежать и скрылись в тайге.
На подходе к первым отрогам Тимана это 72 километр от Коткино Сула делает большую петлю. Участок реки, где она на протяжении 6 километров течёт с севера на юг — наиболее сложный для преодоления фото-7 , потому как здесь присутствует довольно интенсивное течение, а берега всё ещё неудобны для проводки. Далее по реке лес отступает от берегов, они становятся пологими и вполне пригодными для проводки фото-8. Отсюда появляются четко выраженные перекаты с галечным дном, и начинает ловиться хариус. Правда, нередко вместо хариуса на блесну попадается солидных размеров щука фото-9 , которая вслед за ним выходит на перекат. Надо отметить — поимка таких экземпляров здесь обычное явление. За 12 километров до впадения реки Щучьей, появляются первые обнажения в коренных берегах фото-10. Подъем на вёслах отсюда становится невозможным из-за мощных перекатов. Почти всё это расстояние приходится проводить.
На этом участке два острова, которые проходятся правыми по движению протоками. Особенно мощные перекаты в протоке второго большого острова. Они больше напоминают порог, чем перекат. Здесь проходит граница Тиманского кряжа, и река вскрывает первые его пласты, представляющие собой метаморфические песчаники. Края их довольно острые и надо быть осторожным, чтобы не порезать лодку. Проводка осложняется большой глубиной под берегом и стремительным течением. Сразу за островом широкий разлив — плёс с почти полным отсутствием течения. Щучья впадает в средней его части, в 500 метрах выше острова. Место на редкость живописное.
Пропилив массив древних песчаников, река течёт здесь по скалистому ложу, представляющему собой монолит, и вливается в Сулу фото-11. На стрелке слияния прекрасный берёзовый лес, напоминающий парк фото-13. Оригинально выглядят пласты песчаников в береговых обрывах, похожие внешне на кирпичную кладку фото-12. Такой вид им придаёт слоистая структура. Своеобразно выглядит так же русло Сулы, которое выше впадения Щучьей, представляет собой скальный жёлоб с отвесными стенами в каменном монолите фото-15. Здесь рекомендуется встать на дневку, и посетить водопад на реке Щучьей, находящийся в двух километрах отсюда. Почти на всём протяжении до водопада, Щучья течёт в скалистых берегах фото-18 , и местами в каньоне фото-19. Водопад представляет довольно интересное зрелище — широкая до 30 метров река собирается в узкий поток и проваливается в щель, чуть более метра шириной, которую легко перепрыгнуть фото-23. Ниже водопада она пропилила глубокий жёлоб с нависающими карнизом стенами фото-24 фото-25 , образовав глубокий омут в отвесных скалах фото-20, фото-22 , где скапливается рыба, и, как правило, всегда отличная рыбалка.
Особенно много крупной щуки, чем река, собственно, оправдывает свое название. В километре выше впадения реки Щучьей, живописное устье Малой Янгыты фото-33. Далее, Сула на протяжении последующих 15 километров течёт в живописном каньоне фото-28 , буквально нашпигованном мощными перекатами и небольшими порогами фото-26, фото-35. Тем не менее, и здесь есть участки, где можно пройти на вёслах. Правда, их немного. В основном приходится идти на бечеве фото-27. Падение реки относительно большое — приблизительно один метр на километр. По берегам попеременно отвесные скалы, которые тянутся на всём протяжении каньона фото-29. По этой причине, удобных для стоянок мест весьма много фото-45, Фото-47.
Берёзовые леса образуют красивые парковые рощицы фото-36 , и как никогда уютны для стоянки, а отвесные скалы противоположного берега фото-37 защищают от ветра, и придают особенное очарование этой местности. Скалы довольно разнообразные, весьма высокие до 40 метров падают в реку многометровыми отвесами фото-38. Большая их часть нависает над водой внушительными карнизами фото-39 , до полутора метров и более, под которыми можно укрыться от дождя, как под навесом фото-42. Правда, не следует этого делать — скалы разрушаются, и неизвестно когда произойдёт очередной обвал. Многотонные глыбы, свидетели этого, тут и там лежат в русле реки и у берега фото-52. Всё это представляет на редкость красивое и завораживающее зрелище. Берег усеян крупными обломками породы, результатом разрушения скал, по которым нелегко идти. Такой же обломочной массой усыпано дно реки фото-31. По этой причине, несмотря на малую осадку "Щуки", для проводки приходится выбирать более глубокие места.
Благо, характер реки позволяет это делать без труда, за исключением некоторых сложных участков, где большая глубина с нагромождением крупных глыб у берега не позволяют провести лодку. В таких местах действительно приходится потрудиться. В некоторых случаях если несильное течение удаётся проскочить такие места на вёслах, с разгону. Структура пластов твёрдых песчаников, которые здесь режет Сула, довольно сложна, и представляет наслоение пород различной твёрдости. В итоге они неоднородно размываются рекой, образуя порой своеобразные полки и ступени фото-30, фото-49. В донной, обломочной массе множество скелетов и раковин ископаемых моллюсков фото-32. В некоторых местах скальные стены испещрены полостями, стенки которых выложены изнутри кристаллами кварца фото-53. Этот участок Сулы является наиболее красивым на всём её протяжении фото-54 , где огромная скала нависает над рекой массивным карнизом фото-54A, 54B, 54C. В некоторых местах скалы отступают от берега в глубь леса, возвышаясь над ним скалистыми утёсами фото-55.
Каньон заканчивается большой излучиной в северном направлении где уже можно идти на вёслах и далее река выходит на равнину. Здесь течение вновь успокаивается. Берега вполне пригодны для высадки и проводки, поэтому небольшие перекаты проводятся довольно легко. Тем более дно на перекатах в основном галечное. В целом, этот участок выше каньона, проходим значительно легче, чем нижний. Течение здесь не столь интенсивное, с чередованием протяжённых перекатов, представляющих собой узкие струи в зарослях калужницы. Правда, протяжённость их бывает достаточно большая — более 200 метров. Хоть глубина местами и значительная, но по каменистому дну вполне удобно идти — по краю зарослей, ведя за собой лодку. Практически везде на перекатах хорошо ловятся хариус и щука.
Здесь уже нет того дремучего леса, что был ниже каньона. По берегам редкий лес, состоящий из низкорослой кривой берёзы с островками елей. Во многих местах, к реке периодически подступают обширные тундровые пространства. Такая местность характерна для участка Сулы, где она на карте делает большую замысловатую петлю, в виде креста. Далее характер реки меняется. Берега местами повышаются и вновь появляются массивы елового леса. Русло здесь приобретает немного лестничный характер, где протяжённые широкие плёсы разделены узкими и стремительными струями, промытыми в речных наносах. Перетащившись через очередную ступень, можно спокойно идти на вёслах. Соотношение ширины русла на плёсе и перекате настолько разительно, что когда находишься в лодке посредине плёса, не видно продолжения реки.
Ощущение тупика, потому как узкую, около 4 метров струю находящуюся под берегом, с воды просто невозможно увидеть. Отсюда уже недалеко до водопада Падун, который находится на 131 километре от Коткино. Последние полтора километра перед ним — протяженный участок с интенсивным течением, требующим проводки. Река здесь делится на две протоки. Одна из них правая по ходу пересохшая, поэтому надо идти левой. В конце этого участка большой лесистый остров, который проходится правой по ходу протокой. Течения здесь практически нет, и вскоре взору открывается широкий разлив, заканчивающийся водопадом — своеобразный тупик, конец реки фото-56. Выше водопада река делает крутой поворот и исчезает в узком ущелье. Впечатление ещё то!!!
Увиденное трудно передать не только словами, но даже объективом фотоаппарата. Массивный базальтовый монолит пробит рекой, образовав ворота с чёрными скалами по обоим берегам. За миллионы лет река так и не смогла сравнять русло. В чёрной базальтовой плите, перегораживающей русло, пропилена узкая щель, куда устремляется вся вода, образовав на выходе двухступенчатый водопад фото-57 , общей высотой около 5 метров. Вид водопада просто завораживает. На него можно смотреть не отрываясь часами... На правом берегу, ниже водопада, поляна с небольшой берёзовой рощицей - хорошее место для дневки. Большое количество плавника на берегу обеспечивает хороший костёр. Под водопадом глубокая яма в которой весьма хорошая рыбалка.
Правда, у нас кроме щуки почти ничего здесь не брало. Зато экземпляры все были довольно экстремальные фото-59. Интересно то, что выше по Суле тоже есть рыба, но видимо это уже другая рыба, которая вниз не спускается. В скальных выходах виднеются довольно симпатичные агатовые жеоды фото-59А , выбить которые, к сожалению невозможно. Всё, что можно было собрать, отсюда уже унесли сборщики камней, забрасывающиеся сюда на вертолётах. Свежие их следы мы увидели на песке. Тем не менее, если поискать, то можно найти ещё неплохие экземпляры фото-59В. На противоположном берегу, у начала водопада стоит деревянный крест фото-59С — памятный знак в честь первооткрывателей Тиманского севера, и кинооператору М. Заплатину, который, сплавляясь отсюда на резиновых лодках до Коткино в 1980 году , снял фильм "Сула — река тундры".
Водопад обносится по правому берегу. Сразу же за ним следует протяжённый, около 2 километров, Агатовый порог. Это один из самых сложных участков проводки на Суле, где так же имеют место массивные выходы базальтов. Проходы в базальтовых плитах здесь довольно узкие, и течение ощутимо быстрое. Ситуация осложняется разбросанными в русле огромными обломками скал, и глубокими ямами между ступенями. По воде рядом с берегом не пройти — препятствуют эти самые камни, а отойти подальше мешает большая глубина. Ко всему этому, тут имеется ещё ступень с почти водопадным сливом, высотой около метра, через которую не так просто поднять лодку — струя настолько сильная, что сбивает с ног. Берега на всём протяжении этого участка довольно высокие и сложены базальтами столбчатой структуры фото-58, фото-60. Сула здесь пересекает гряду Чайцынский камень, основу которого составляют магматические породы, и это нечто иное, как застывшая лава.
Сразу после порога река поворачивает направо и следует прямой плёс протяжённостью 2 километра. В конце его, перед очередным поворотом, на высоком правом берегу орографическом стоит домик телефониста. Это связано с тем, что к реке здесь подходит телефонная линия, Нижняя Пеша — Нарьян-Мар. Линия давно уже недействующая, а домик находится в запустении, и непригодном для ночлега состоянии. Местность здесь довольно унылая и однообразная. Вокруг всё та же заболоченная лесотундра, насквозь продуваемая ветром. Лишь вдоль реки есть узкая полоса леса, где можно достаточно уютно расположиться. Через 3 километра местность вновь меняется. Последние пять километров Сула течёт в заболоченной низине с большим количеством стариц и зарослями ивняка по берегам.
Течение здесь слабое, подъем на вёслах особенностей не имеет. Перекаты достаточно мелководны и проводятся легко. Вскоре появляется приток Нижняя Каменка, от места впадения которой, до устья Верхней Каменки остаётся всего чуть более километра по спокойному плёсу. Верхняя Каменка впадает прямо на повороте, где Сула меняя направление почти на 180, разливается широким плёсом, напоминающим небольшое озеро. Кристально чистая вода Каменки разительно отличается от Сульской, имеющей желтоватый оттенок, и напоминает воду горных рек. И это неудивительно, ведь Каменка течёт с Тиманского кряжа. Следует так же отметить — далее вверх река Сула малоинтересна, потому как уходит в болота. Верхняя Каменка После полноводной Сулы, Каменка кажется совсем ручьём. Ширина её в устье составляет всего несколько метров.
По берегам пойменный лес с высоким травостоем. Поначалу течение довольно быстрое, и приходится больше идти пешком по руслу, чем плыть. Однако очень скоро, менее чем через километр, она меняет облик. Начинаются широкие разливы с полным отсутствием течения фото-61 , где ширина реки достигает 30-35 метров. Всё это перемежается с массивными полями калужницы, перекрывающими полностью русло реки, и тянущимися на сотню и более метров фото-62. В заросшем русле довольно сложно бывает отыскать более-менее глубокое место — приходится просто тащить лодку прямо по зарослям фото-63. Лодка "Щука" относительно легко скользит по этим листьям, подминая их под себя, несмотря на почти полное отсутствие воды. И всё же попадаются места, где невозможно пройти иным способом, как перетащить лодку, приподняв на руках, или разгрузив её. Вместе с тем, в зарослях попадаться ямы их видно по окнам открытой воды где глубина может достигать более метра.
Тут и там, здесь периодически колышутся стебли водных растений от удирающих на глубину потревоженных хариусов, что говорит об изобилие рыбы. Такой характер реки сохраняется на первых 10 километрах от устья. Сплошные заросли чередуются просторными плёсами с интервалами 150-300 метров. Контрасты впечатляют, когда идя на вёслах по широкой и глубокой реке, неожиданно упираешься в тупик. Ещё надо отметить, что русло реки здесь очень сильно петляет. На первых девяти километрах подъема, фактическое перемещение составляет всего два километра. По мере продвижения вверх берега становятся лучше. Теперь это берёзовый лес с примесью ели, и островками ивняка. С местами для стоянок проблем нет.
Сухую, ровную полянку с дровами и удобным подходом к воде здесь всегда можно найти. Лес довольно уютный и представляет хорошую защиту от ветра. Ближе к восьмому километру подъема по реке, местность повышается. Лес начинает отступать от берега и редеет, уступая место ровным тундровым пространствам. Перекаты становятся более стремительными, и в полях калужницы уже прослеживаются открытые проходы с чистыми струями воды, по которым можно провести лодку. Русло становится чище, хотя участков, где можно плыть - всё меньше. Встречаются следы давнишнего пребывания геологов — бочки из под топлива. В одном месте, на высоком, подмытом рекой обрыве увидели остатки какого то, очень старого, почерневшего от времени сруба. Он буквально висел над обрывом.
Кто тут жил, отшельник или охотник-промысловик, непонятно. Этого объекта даже нет на карте, хотя карта у нас довольно старая. После десятого километра, долина реки постепенно меняет генеральное направление с северного на западное. Русло представляет здесь галечное ложе, по которому легко и удобно идти. Такая же полоса галечника тянется вдоль берега, а ровное дно способствует проводке. Вокруг сухая тундра, с редкими островками леса поодаль. С топливом для костра проблем нет — вдоль реки попадается всё тот же ивняк. К западу отсюда видна массивная стена леса. Это начало первых отрогов Тиманского кряжа, через которые прорывается Каменка, образуя каньоны.
На подступах к нему русло мелеет, разветвляется на несколько проток. Струи здесь хоть и очень узкие, но вполне полноводные, и позволяют пока продвигаться без проблем, правда попалось здесь пара мест, где вода струилась тонким слоем по мелкой гальке, и пришлось прокапывать русло. В том месте, где река входит в лес появляются первые скальные обнажения. Русло здесь беспорядочно завалено валунами и обломками скал. Последние с довольно острыми краями, и периодически приходится убирать их, расчищая путь для проводки лодки. Отсюда начинается первый из опасных участков, где можно порезать лодку далее количество подобных препятствий увеличивается. Это последнее место, где к берегу реки подступает густой еловый лес, и нет проблем с дровами фото-64. Далее, вторая полоса леса, в районе каньона, состоит преимущественно из берёзы, костёр из которой гораздо хуже. Последующие четыре километра до каньона, река течёт по открытой тундре.
Течение относительно спокойное, но малая глубина не позволяет здесь идти на вёслах. Берега — крупный галечник. Дно достаточно ровное и удобное для проводки. Поэтому прохождение этого участка особенностей не имеет, если не считать хорошую рыбалку. Вообще-то, это относится ко всей Каменке — от низовья, до самых истоков.
Разница лишь в том, что если из Индиги можно нанять вездеход в верховья Белой, то начиная маршрут из Коткино придётся двигаться вверх по Суле, рассчитывая только на свои силы. От Коткино до устья Малой Каменки - 143 км. Вверх по Каменке - 35 км. Волок на Волонгу - 12 км.
Вниз по Волонге - 38 км. Вверх по Кумушке - 12 км. Волок на Белую - 8 км. Вниз по Белой - 69 км. Вверх по Индиге - 39 км. Волок на Озеро Могутейское - 3 км. По озеру Могутейскому и Мининой виске - 15 км. По озеру Урдюжскому - 12 км. По Урдюжской виске - 45 км.
Итого: 485 км. Из них против течения - 229 км. К сожалению, этот маршрут не был отработан полностью. В результате схода с него, была пройдена лишь его половина. Причины изменения маршрута Основной причиной схода с маршрута и завершения его по одному из запасных вариантов, явилась слабая психологическая подготовка попутчика, усугубившаяся в результате сложных климатических условий, и длительном нахождении вдали от цивилизации. Физическая подготовка его была вполне удовлетворительной, и он мог бы продолжить маршрут. Учитывая, что мы шли на одном плавсредстве, и с общим групповым снаряжением — сход с маршрута в результате возникновения разногласий, был единственным правильным решением. Поэтому, идя в такие сложные и продолжительные маршруты по ненаселенным районам надо с особой тщательностью подходить к выбору попутчика, и не брать с собой малознакомых людей. В противном случае маршрут может сорваться по пустякам.
Это именно тот случай, когда экстремальной ситуации на маршруте не было и нашей безопасности ничто не угрожало. Так же немаловажно, чтобы интересы участников похода совпадали. Иначе, после удовлетворения собственных интересов, всё остальное может стать ему неинтересным. Один из вариантов избежать подобной ситуации — дублирования снаряжения. В таком случае, человек желающий сойти с маршрута, может сделать это самостоятельно, там, где это возможно. Нами был использован вариант схода с маршрута по реке Волонга, в результате чего он превратился в линейный схема-2 , и стал почти вдвое короче. В итоге, его активная часть стала выглядеть следующим образом: От Коткино до устья Малой Каменки - 143 км. Радиальный выход на Кумушку — 10 км. Вниз по Волонге до устья — 53 км.
Варианты заброски и выброски Этот район, несмотря на относительную близость, на сегодня довольно труднодоступен. Полное отсутствие здесь каких либо дорог ощутимо усложняет заброску к началу маршрута, а так же выброску с него. Летом единственным видом транспорта остаётся авиация. Практически почти все посёлки имеют регулярное сообщение с Архангельском и Нарьян-Маром. Однако это не должно вводить в заблуждение, что воспользоваться этим видом транспорта достаточно легко. Билеты на все рейсы, как правило, почти всегда бывают раскуплены местным населением заранее. В поселковых аэропортах запись на рейс осуществляется за 15-20 дней вперёд. В других случаях, когда не набирается необходимое количество пассажиров, рейс отменяется — откладывается до полного заполнения мест. Учитывая, что рейсы обслуживаются в основном самолетами "АН-2", который берёт на борт не более 8 человек с грузом максимум — 10 , то становится понятно, что для группы численностью 2-3 человека, шансов улететь гораздо больше, чем 6-8.
Конечно, у большой группы есть преимущество — можно заказать дополнительный спецрейс. Правда, стоить это будет гораздо дороже. Стоимость билета достаточно высокая. Перелёт Нижняя Пеша-Архангельск обошёлся мне в 8 тысяч рублей — 4 тысячи билет и столько же за багаж, которого у меня было 55 кг. И это при том, что до 10 кг. Практически столько же 4,5 тыс. Стоимость билета 1200 рублей. Не следует так же забывать, что заканчивая маршрут в Индиге или Нижней Пеше, надо заранее позаботится об авиабилетах на обратный путь что не просто , иначе там можно застрять на несколько дней. Застрять на неопределённое количество дней, можно так же заканчивая маршрут выходом по Волонге , и дальнейшей выброской через Нижнюю Пешу.
Здесь уж как повезёт! Дело даже не в проблеме с авиабилетами на Архангельск. В деревне Волонга нет аэродрома, и выбраться оттуда до Нижней Пеши можно только морем, на баркасах или моторных лодках местных. А у них, как всегда, могут быть проблемы с отсутствием бензина и старыми моторами, на которых сами хозяева даже, иной раз боятся выходить в море, а так же штормами, которые здесь могут продолжаться более недели. Да и услуги их недешевы. За моторную лодку от Волонги до Нижней Пеши 75 км. В принципе, можно было бы сторговаться за 4 тысячи, но время было дорого. Кроме транспортных проблем, есть ещё один немаловажный фактор — для посещения района, необходим пропуск в погранзону. До лета 2006 года пограничный режим действовал только лишь в пределах пятикилометровой полосы побережья Баренцева моря.
Нынче, вся территория муниципальных образований Пешинскй и Тиманский сельсоветы являются погранзоной. Никаких пограничников в этих посёлках, и тем более в тундре, конечно же, нет хотя в посёлках может проверить документы участковый , вся проблема в том, что при отсутствии разрешения на посещение погранзоны, в билетной кассе не продадут билеты, в населённые пункты Нижняя Пеша и Индига. При наличии достаточного количества свободного времени, альтернативным вариантом достижения начальной точки маршрута является река Печора. В настоящее время пассажирское сообщение по ней практически отсутствует. Однако, есть пара вариантов: Для их реализации надо брать ж-д билет до станции Ираёль. Отсюда есть постоянное автомобильное сообщение до пристани Усть-Цильма. В первом случае, едут до паромной переправы через Печору. Здесь производится погрузка автомашин на паром до Нарьян-Мара. Можно напроситься на баржу или теплоход, или к частнику, на фуру.
Всё это за определённую плату конечно. При втором варианте едут до Усть-Цильмы, откуда вниз по Печоре ходит пассажирский теплоход "Хабаровск". Ходит он два раза в неделю — вторник и пятницу. Надо сказать — никаких нормальных условий на нём нет. Идёт он очень медленно, до Нарьян-Мара почти сутки. При этом все пассажиры сидят в креслах, где всё тело затекает и толком не поспать и тем более не поесть. Этот вариант оправдывает себя лишь в том случае, если попадать в Коткино планируется с низовьев Сулы, от пристани Ёрмица. Мой вариант маршрута предусматривал именно такой заход на маршрут. При этом на заброску до Гусенцов и подъем по Суле своим ходом до Коткино теряется 3-4 дня.
Единственным преимуществом этого варианта является его дешевизна. Поэтому, лучше всё-таки воспользоваться самолетом из Нарьян-Мара — получается существенная экономия времени. Учитывая, длительность и сложность заброски-выброски, а так же довольно высокую техническую сложность маршрута, и его протяжённость, минимальное количество времени необходимое для прохождения линейного варианта должна быть не менее 18-20 дней, а кольцевого — 30 дней. Учитывая чрезвычайную извилистость Сулы в низовье, подъем на вёслах непосредственно от её устья нерационален. Единственный логически-правильный вариант — заброска наземным транспортом до урочища Гусенцы, через Харьягу. В Ёрмице, как и в Харьяге, реально найти автомашину. Таким образом, срезаются наиболее извилистые низовья реки. Ёрмицу с Харьягой связывает дорога. Переправа автотранспорта осуществляется на понтоне, который перемещается по натянутому через реку тросу с помощью приспособления, приводимого в действие физической силой.
Посёлок Харьяга относительно большой. Есть котельная, дизельная электростанция, магазины, почта, телефонная связь с внешним миром. В общем, все блага цивилизации, чего не скажешь о Ёрмице, представляющей собой вымирающую деревню. От Харьяги до Гусенцов 18 километров по хорошей грунтовке фото-1 , идущей через красивейший сосновый бор беломошник фото-2. В Гусенцах имеется два дома один из них перевалочный пункт Коткинского рыболовецкого колхоза , но оба они закрыты на замок. Поэтому на ночлег в них рассчитывать не стоит. Сула здесь широкая около 80 метров река с мутноватой водой и слабым течением. Подъем на вёслах сложностей здесь не представляет. Мест для удобного причаливания достаточно мало — высокие до 5 метров , поросшие травой берега довольно круто спускаются к воде.
Почти на всём протяжении до Коткино, тянется достаточно монотонный и унылый пейзаж - заросли ивняка вперемешку с редким елово-берёзовым лесом. Местами вдоль берега обнажаются намытые рекой песчаные косы фото-5. Имеются так же перекаты. Представляющие собой участки с несколько интенсивным течением и малой глубиной. Всё это можно пройти на вёслах, не выходя из лодки. Расстояние от Гусенцов до Коткино, составляющее 50 километров, реально пройти за два дня. Можно, если попадёт попутная моторная лодка что весьма вероятно , попросить взять на буксир. Таким образом, можно сэкономить значительное количество сил и времени, которые пригодятся далее на маршруте. После впадения реки Большая Янгыта местность повышается.
Берега становятся более пологими и сухими, пригодными для проводки. Перед Коткино река делает большую петлю, протяжённостью 10 километров, в то время как по суше до посёлка отсюда всего 3 километра. Последние 5 километров этой петли отличаются достаточно интенсивным течением. Посёлок Коткино, несмотря на удалённость от внешнего мира достаточно обустроен. Здесь так же как и в Харьяге есть дизельная электростанция, котельная, школа, несколько магазинов. В домах многих жителей комфорт и удобства на уровне городских квартир. Имеется междугородняя телефонная связь, и прочие достижения цивилизации. Честно говоря, как-то непривычно видеть всё это, в такой глуши. И это действительно так, потому как все грузы сюда доставляются лишь весной по реке, и зимой по зимнику.
Остальное время посёлок отрезан от внешнего мира, если не считать авиасообщения с Нарьян-Маром и Архангельском. Население здесь неизбалованно туристами и весьма гостеприимно. Мы были даже несколько удивлены, когда нас совершенно незнакомые люди пригласили в гости и предложили переночевать. Несмотря на то, что почти у каждого жителя имеется лодка с хорошим импортным мотором, найти транспорт для заброски вверх по Суле нереально. Дело в том, что выше впадения Соймы, Сула для моторок летом непроходима. Причина тому — обширные песчаные мели, намытые рекой на всем её протяжении. Они то и составляют основную сложность при подъеме вверх. Течение в таких местах достаточно интенсивное, и подниматься на вёслах здесь удаётся с трудом. При попытке выйти из лодки в воду для проводки, ноги едва ли не по колено проваливаются в этот зыбучий песок.
Тем не мене почти до впадения Большой Пулы можно вполне идти пешком по берегу. Этот участок характеризуется умеренным равномерным течением, пологими сухими берегами с песчаными косами. В 11 километрах от Коткино на левом берегу большая добротная изба - первая и последняя на Суле. Надо отметить, что выше впадения Соймы вода в Суле весьма чистая. Она хоть и имеет желтоватый оттенок, но уже нет той грязи и примеси глины, что ниже. Выше впадения Большой Пулы характер реки меняется. Теперь она большую часть течёт в высоких берегах, заросших травой и кустарником фото-6 , где не только невозможно провести лодку, но местами даже выйти на берег, потому как есть участки, где по обоим берегам по нескольку километров тянется свисающая в воду плотная стена ивняка фото-6В. По этой причине, на перекатах и быстринах приходится выходить из лодки прямо в воду, что не всегда возможно, потому как большая глубина и местами вязкое дно препятствуют этому. Единственным выходом остаётся — проходить эти участки на вёслах, за неимением других вариантов.
В реале, здесь приходится бороться не только с течением, но и встречным ветром, что и было в нашей ситуации. Течение неоднородно - есть достаточно протяжённые плёсы с почти стоячей водой, где подъем на вёслах не составляет труда. Однако имеющиеся многочисленные участки быстрого течения, и полное отсутствия бечевника, довольно ощутимо тормозят движение и отнимают силы. Протяжённость их составляет от 200-300 метров до 2-3 километров. При этом даже движение под берегом не спасает здесь от встречной струи. Тем не менее, участок от Коткино до Щучьей, протяженностью 95 километров, был пройден за 4 дня. Несмотря на то, что Сула течёт в зоне лесотундры, лес в её долине весьма дремучий, представляющий собой полосу пойменного леса, состоящего в основном из ели с примесью берёзы, сильно засорен буреломом и имеет густой подлесок. По этой причине, в поисках мест для стоянок иной раз приходится неоднократно выходить на берег. Практически на каждой песчаной косе, которых здесь не так много, всегда опечатки лап медведей.
Есть и лосинные следы, которых не меньше, чем медвежьих. Вообще, создаётся впечатление, что углубившись в лес можно запросто столкнуться нос к носу с хозяином тайги. Однажды причалив к берегу в поисках места ночлега, мы сразу наткнулись на свежее место лёжки зверя хорошо, что не с ним. Правда, самих медведей мы видели всего один раз, да и то на приличном расстоянии — более 100 метров. То была медведица с медвежатами, которые сразу же припустила бежать и скрылись в тайге. На подходе к первым отрогам Тимана это 72 километр от Коткино Сула делает большую петлю. Участок реки, где она на протяжении 6 километров течёт с севера на юг — наиболее сложный для преодоления фото-7 , потому как здесь присутствует довольно интенсивное течение, а берега всё ещё неудобны для проводки. Далее по реке лес отступает от берегов, они становятся пологими и вполне пригодными для проводки фото-8. Отсюда появляются четко выраженные перекаты с галечным дном, и начинает ловиться хариус.
Правда, нередко вместо хариуса на блесну попадается солидных размеров щука фото-9 , которая вслед за ним выходит на перекат. Надо отметить — поимка таких экземпляров здесь обычное явление. За 12 километров до впадения реки Щучьей, появляются первые обнажения в коренных берегах фото-10. Подъем на вёслах отсюда становится невозможным из-за мощных перекатов. Почти всё это расстояние приходится проводить. На этом участке два острова, которые проходятся правыми по движению протоками. Особенно мощные перекаты в протоке второго большого острова. Они больше напоминают порог, чем перекат. Здесь проходит граница Тиманского кряжа, и река вскрывает первые его пласты, представляющие собой метаморфические песчаники.
Края их довольно острые и надо быть осторожным, чтобы не порезать лодку. Проводка осложняется большой глубиной под берегом и стремительным течением. Сразу за островом широкий разлив — плёс с почти полным отсутствием течения. Щучья впадает в средней его части, в 500 метрах выше острова. Место на редкость живописное. Пропилив массив древних песчаников, река течёт здесь по скалистому ложу, представляющему собой монолит, и вливается в Сулу фото-11. На стрелке слияния прекрасный берёзовый лес, напоминающий парк фото-13. Оригинально выглядят пласты песчаников в береговых обрывах, похожие внешне на кирпичную кладку фото-12. Такой вид им придаёт слоистая структура.
Своеобразно выглядит так же русло Сулы, которое выше впадения Щучьей, представляет собой скальный жёлоб с отвесными стенами в каменном монолите фото-15. Здесь рекомендуется встать на дневку, и посетить водопад на реке Щучьей, находящийся в двух километрах отсюда. Почти на всём протяжении до водопада, Щучья течёт в скалистых берегах фото-18 , и местами в каньоне фото-19. Водопад представляет довольно интересное зрелище — широкая до 30 метров река собирается в узкий поток и проваливается в щель, чуть более метра шириной, которую легко перепрыгнуть фото-23. Ниже водопада она пропилила глубокий жёлоб с нависающими карнизом стенами фото-24 фото-25 , образовав глубокий омут в отвесных скалах фото-20, фото-22 , где скапливается рыба, и, как правило, всегда отличная рыбалка. Особенно много крупной щуки, чем река, собственно, оправдывает свое название. В километре выше впадения реки Щучьей, живописное устье Малой Янгыты фото-33. Далее, Сула на протяжении последующих 15 километров течёт в живописном каньоне фото-28 , буквально нашпигованном мощными перекатами и небольшими порогами фото-26, фото-35. Тем не менее, и здесь есть участки, где можно пройти на вёслах.
Правда, их немного. В основном приходится идти на бечеве фото-27. Падение реки относительно большое — приблизительно один метр на километр. По берегам попеременно отвесные скалы, которые тянутся на всём протяжении каньона фото-29. По этой причине, удобных для стоянок мест весьма много фото-45, Фото-47. Берёзовые леса образуют красивые парковые рощицы фото-36 , и как никогда уютны для стоянки, а отвесные скалы противоположного берега фото-37 защищают от ветра, и придают особенное очарование этой местности. Скалы довольно разнообразные, весьма высокие до 40 метров падают в реку многометровыми отвесами фото-38. Большая их часть нависает над водой внушительными карнизами фото-39 , до полутора метров и более, под которыми можно укрыться от дождя, как под навесом фото-42. Правда, не следует этого делать — скалы разрушаются, и неизвестно когда произойдёт очередной обвал.
Многотонные глыбы, свидетели этого, тут и там лежат в русле реки и у берега фото-52. Всё это представляет на редкость красивое и завораживающее зрелище. Берег усеян крупными обломками породы, результатом разрушения скал, по которым нелегко идти. Такой же обломочной массой усыпано дно реки фото-31. По этой причине, несмотря на малую осадку "Щуки", для проводки приходится выбирать более глубокие места. Благо, характер реки позволяет это делать без труда, за исключением некоторых сложных участков, где большая глубина с нагромождением крупных глыб у берега не позволяют провести лодку. В таких местах действительно приходится потрудиться. В некоторых случаях если несильное течение удаётся проскочить такие места на вёслах, с разгону. Структура пластов твёрдых песчаников, которые здесь режет Сула, довольно сложна, и представляет наслоение пород различной твёрдости.
В итоге они неоднородно размываются рекой, образуя порой своеобразные полки и ступени фото-30, фото-49. В донной, обломочной массе множество скелетов и раковин ископаемых моллюсков фото-32. В некоторых местах скальные стены испещрены полостями, стенки которых выложены изнутри кристаллами кварца фото-53. Этот участок Сулы является наиболее красивым на всём её протяжении фото-54 , где огромная скала нависает над рекой массивным карнизом фото-54A, 54B, 54C. В некоторых местах скалы отступают от берега в глубь леса, возвышаясь над ним скалистыми утёсами фото-55. Каньон заканчивается большой излучиной в северном направлении где уже можно идти на вёслах и далее река выходит на равнину. Здесь течение вновь успокаивается. Берега вполне пригодны для высадки и проводки, поэтому небольшие перекаты проводятся довольно легко. Тем более дно на перекатах в основном галечное.
В целом, этот участок выше каньона, проходим значительно легче, чем нижний. Течение здесь не столь интенсивное, с чередованием протяжённых перекатов, представляющих собой узкие струи в зарослях калужницы. Правда, протяжённость их бывает достаточно большая — более 200 метров. Хоть глубина местами и значительная, но по каменистому дну вполне удобно идти — по краю зарослей, ведя за собой лодку. Практически везде на перекатах хорошо ловятся хариус и щука. Здесь уже нет того дремучего леса, что был ниже каньона. По берегам редкий лес, состоящий из низкорослой кривой берёзы с островками елей. Во многих местах, к реке периодически подступают обширные тундровые пространства. Такая местность характерна для участка Сулы, где она на карте делает большую замысловатую петлю, в виде креста.
Далее характер реки меняется. Берега местами повышаются и вновь появляются массивы елового леса. Русло здесь приобретает немного лестничный характер, где протяжённые широкие плёсы разделены узкими и стремительными струями, промытыми в речных наносах.
Важно отметить, что поднятие фундамента происходит на протяжении длительного времени, и результаты этого процесса могут быть видны только через несколько десятилетий. Однако, при правильном учете этого явления во время строительства, можно избежать негативных последствий, связанных с деформацией зданий.
Читайте также
- Механизм действия
- Ближайшие онлайн трансляции
- Местоположение Тиманского кряжа в России
- Виртуальный хостинг
Тиманский Кряж на реке Сойва
В адрес главы Заполярного района поступило ходатайство от регионального отделения Русского географического общества об увековечивании памяти первых исследователей Тиманского кряжа, составителей карты Печорского края. О сервисе Прессе Авторские права Связаться с нами Авторам Рекламодателям Разработчикам. Берёт начало на Тиманском кряже на северо-западе Республики Коми.
Каменный город и арктические пионы
Либо «Аннушкой» по воздуху, а она берёт человек 8-10, если груза не очень много, либо на моторке по Белому морю, это если к западу от кряжа, и если договоришься и погода позволяет. Так что, при таком раскладе камней наковырять можно, но вот потом их увезти в цивилизацию... А самолётом и сильно накладно. А вообще, места богатые и красивые... Правда, и есть откуда навернуться : Ну и северное сияние... Судя по рельефу — это уже северная тундра. Ладно, пейзажи там конечно обалденные, но вот что там есть из камней? Алмазы есть в россыпях.
В принципе, есть и коренные месторождения алмазов, но это уже ближе к Архангельску. Алмазы получше якутских, правда и кимберлитовые трубки поменьше. В миллионе тонн здесь содержится примерно 100 кг алмазов.
Экскурсия по Пустозерскому городищу с посещением старообрядческой часовни. Название своё исчезнувший город Пустозерск получил то ли от того, что заложили его в пустой тундре, то ли — от ненецкого слова "пузто", что означает "бурное озеро". Расположенный в извилистых протоках Печоры Пустозерск является, пожалуй, крупнейшим памятником русской истории на всём огромном Крайнем Севере. Основанный в 1499 году по указу Ивана III, он был первым и на века единственным русским городом за Полярным кругом, в каком-то смысле предтечей всех городов нынешнего Крайнего Севера. В историю раз и навсегда Пустозерск вошёл тем, что в его остроге провёл последние годы жизни протопоп Аввакум, предводитель Раскола. Там он написал своё знаменитое "Житие протопопа Аввакума, им сами написанное", которое иногда называют первым русским романом. То есть Пустозерск стал не только Староверческой Голгофой, но и родиной русской литературы в её нынешней традиции. Обед в трапезной за доп.
Длина кряжа составляет около 950 км. Разделяет Двинско-Печорский бассейн на две части. В Тиманском кряже выделяют северную, среднюю и южную части. Северная часть ограничена долиной реки Пижма Мезенская , состоит из невысоких гряд Косминский Камень , Тиманский Камень и других, высота достигает 303 м. Северная часть расположена в пределах тундры и лесотундры.
Тиманский Кряж на контурной карте. Тиманский Кряж на физической карте России. Возвышенность Тиманский Кряж на карте России. Рельеф Восточно европейской равнины на карте России. Восточно-европейская равнины возвышенности и низменности на карте. Печорская низменность на карте России. Тиманский Кряж на карте европейского севера. Печорская низменность на карте. Тиманский Кряж на карте Коми. Равнины Печорская низменность на карте. Уральские горы в Республике Коми на карте. Тиманский Кряж на карте физической карте России. Енисейский Кряж на карте России. Горы Тиманский Кряж на карте. Ангарский Кряж на карте. Бассейн реки Вычегда. Республика Коми Тиманский Кряж на карте. Четласский камень Тиманский Кряж. Возвышенность Тиманский Кряж. Тиманский Кряж рельеф. России равнины Тиманский Кряж. Тиманский Кряж это равнина?. Среднерусская возвышенность на карте России. Среднерусская возвышенность на карте. Моря Восточно европейской равнины. Среднерусская равнина на карте России. Тиманский Кряж на карте. Балтийский щит форма рельефа. Восточно европейская Ранина Катра рек. Реки Восточно-европейской равнины на карте. Восточно-европейская равнина озеро Ильмень. Озера Восточно европейской равнины на карте. Тиманский Кряж пижма. Тиманский Кряж Республика Коми. Тиманский Кряж и Северные Увалы. Тиманский Кряж Геология. Северные Увалы возвышенность на карте России. Северные Увалы на карте. Северные Увалы на карте России физической. Валдайская и Смоленско Московская возвышенность. Низменности Восточно европейской равнины на карте. Форма рельефа Смоленско Московской возвышенности.
Тиманский кряж за 14 дней. Водо-пеше-моторное путешествие.
возвышенность, расположенная на северо-востоке Восточно-Европейской равнины. На карте был выделен Тиманский кряж, как определил Кейзерлинг — более древнее горное образование, нежели Урал. На карте был выделен Тиманский кряж, как определил Кейзерлинг — более древнее горное образование, нежели Урал.
20-25.07.2023 г. Экспедиция к Печорским Альпам: Белые камни Тимана.
Это позволяет нам лучше понять историю Земли и ее эволюцию на протяжении миллионов лет. Географическое положение Тиманский кряж является одним из крупнейших горных массивов в России. Он представляет собой возвышения, холмы, плато и высокие горы, достигающие высоты до 1 тысячи метров над уровнем моря. Геологический монумент природы образовался в результате древних геологических процессов и является уникальным объектом для изучения и путешествий. Территория Тиманского кряжа богата водными ресурсами. Здесь протекают многие реки, включая Печору, Ижму, Шчугору и другие. Озера, водопады и ручьи украшают пейзажи и обеспечивают водоснабжение региона. Климат в районе кряжа холодный, с длинной и суровой зимой.
Где-то накладно, а где-то и мест может не хватать, всего от восьми до десяти человек берет на борт «Аннушка». К тому же погранзона, это означает, что без пропуска вы сюда не попадете. Каких только месторождений здесь нет: Алмазы россыпные, даже получше якутских, но и кимберлитовые трубки меньше. Каждый день вывозят руду из карьера, не сотнями даже — тысячами тонн. Если взять руды миллион тонн, включается в них алмазов около ста килограммов. Между прочим, чтобы взвесить алмазные крупицы, используются весы, деления у которых в доли карата. Тиманские — самых разных оттенков: чисто белые, и в смеси с голубым и серым цветами, а то и вовсе серо-голубые, или с включениями других пород полудрагоценных камней: горного хрусталя или аметиста, кальцита или цитрина. И все они, такие разные — агаты Тимана, немного туманные и холодные. Аместисты, иногда нарастающие на агатовой основе. А еще есть титановые россыпи, месторождения тяжелой нефти, залежи гипса и фосфатов.
В недрах Тиманского кряжа найдутся и другие ископаемые. Богатства его неисчерпаемы. Легенды Тиманского кряжа Эти горы северной части Русской равнины древние греки называли Гиперборейскими, для скифов они были Рипейскими, как хребты Меру их прославляют гимны Ведов, а в Авесте величают горами Хару. Только смелые, только сильные духом, как гласит предание, пройдут их и сумеют добраться до счастливой страны, что омывается белопенными морскими водами, где все, здесь живущие — блаженны. А без участия священной птицы по имени Гаруда добраться в эти чудные края невозможно, единственный способ, на ее крыльях. Иначе к этой индуистской «Земле святых», ведической «Земле избранных», в рай Индры, что является повелителем небесного царства Сварги, дороги вам не найти. По одной из гипотез Гиперборейские горы относятся к Арктиде, горной стране над поверхностью океана, участку суши Евразии, когда-то затонувшему. Арийский эпос гласит, что в местах этих, где хребты Меру возвышаются, и день, и ночь по полгода длятся. Там зимой все утопает в снегу. А реки, что в тех самых горах начало свое берут, в золотых руслах текут.
В лесах, коих тут в изобилии, огромное количество разного зверья и птицы. И не затопил те горы Ледовитый океан, а оказались они здесь, в малоземельской тундре. Самым загадочным хребтом Тиманского кряжа считается Чайцинский Камень. На него не добраться никаким транспортом: нет взлетных полос, нет дорог, на 500 км одна непроходимая заболоченная тайга. Разрезает его р. Белая, и есть в этом месте несколько сразу «Каменных городов», необыкновенных останцев песчаника самых причудливых форм.
Страницы из дневника Андрей вел записи. Вот страницы из его дневника. Вроде лето, а по ночам заморозки регулярно. Утром растительность стоит окоченевшая, и надоедливые насекомые пропадают на время.
Один раз даже при теплой погоде минут пять на нас несло совершенно ледяным воздухом. Густой пар повалил изо рта. Начались мели. Днище задевает, то и дело у нас таскания лодки против течения. Если кто-то думает, что наш большой водный километраж — сплошь лафа под мотором, он очень сильно ошибается. В принципе, тащить лодку на бечеве несложно, трудно идти по воде, преодолевая ее сопротивление. Вот знаменитый водопад, в котором река сжимается береговыми камнями в метровую струю. Небольшой, зато свой, живописный, по-северному строгий. Под ногами — море всевозможных отпечатков древних ракушек. Полный музей какого-нибудь триасового периода насобирать можно за час.
И тут же, рядом, наловили щук на пять-шесть кило весом. Такую местную рыбу мы стали называть щукозаврами. На следующее утро пошли дальше, вверх по течению. Нас ждет каньон. Его дно в некоторых местах — сплошная скала, монолит. Идешь как по городу, залитому каменным асфальтом. И тут начали появляться агаты и крупные кристаллы кварца. Полудрагоценности буквально разбросаны под ногами. Весь месяц нас кормила река. И тундра.
Рыба, ягоды, взятые с собой хлеб и сухари. Стоя на краю водопада, ловили вплотную к нему крупных окуней. Когда приманка попала в затон под водоскатом, взяла щука килограммов на пять.
А какой здесь разнообразный растительный мир. Это и реальная дремучая тайга вдоль отдельных рек, и настоящие заросли ивняка и карликовой березы. Тут даже имеется особый вид берез — Тиманская, низкорослая, не более двух метров, разветвляющаяся у основания на многочисленные искривленные стволы. Переплетенные друг с другом, они образуют практически непроходимые заросли.
Так что, часто единственную возможность в этот район поглубже проникнуть оставляют реки. В этих краях просто отменная рыбалка. Чем выше по реке, тем рыбы все больше. И вся она непуганая, сама на крючок запрыгивает и человека не боится. Хариуса особенно много. Но щуки с язями тоже не редкость, а также семга, форель, арктический голец и морская кумжа. Но эти, в основном, проходные, как и горбуша, что косяками идет на нерест.
Ловят их чаще всего в верховьях рек и ручьев. Не редкость встретить здесь пасущиеся стада оленей. А из дикого зверя, встретить можно лося, ондатру и россомаху, и чуть ли не в реке — бобров. Хватает и дичи. Так что охотникам и рыбакам здесь раздолье. Только вот с дорогами напряженно. Часто на верховье и на моторной ложке не добраться.
Вертолет и самолет? Это уж как повезет. Где-то накладно, а где-то и мест может не хватать, всего от восьми до десяти человек берет на борт «Аннушка». К тому же погранзона, это означает, что без пропуска вы сюда не попадете. Каких только месторождений здесь нет: Алмазы россыпные, даже получше якутских, но и кимберлитовые трубки меньше. Каждый день вывозят руду из карьера, не сотнями даже — тысячами тонн. Если взять руды миллион тонн, включается в них алмазов около ста килограммов.
Между прочим, чтобы взвесить алмазные крупицы, используются весы, деления у которых в доли карата.
Тиманский кряж. Самарец прошел по тундре и нескольким рекам этой северной территории
Тиманский кряж находится в северной части Уральских гор, и его особенность состоит в том, что здесь смешиваются признаки Европы и Сибири. Где находится Тиманский кряж. Немного дальше от Тиманского кряжа, но всё ещё в пределах региона, находится геологический музей в Сыктывкаре. Отмеченное на карте географическое расположение (координаты) Тиманский кряж: 50.4, 64.6. Отмеченное на карте географическое расположение (координаты) Тиманский кряж: 50.4, 64.6. Тима́нский кряж — возвышенность, расположенная на северо-востоке Восточно-Европейской равнины. Тянется от Чёшской губы Баренцева моря на юго-восток до истоков реки Вычегды.
Тиманский кряж - ПоискПути
Горы Тиманского кряжа находятся во власти континентального климата. Главная» Новости» Где находится тиманский кряж. Рыболовно-туристическая база «Тиманский кряж» — настоящий национальный отдых вдали от шумных трасс и суеты городов в глубинке северной России! Тиманский кряж тянется от Архангельской области, через Коми до Северно-Ледовитого океана. Берёт начало на Тиманском кряже на северо-западе Республики Коми. Месторождение Железный кряж расположено на территории Калганского района Забайкальского края.
Местоположение Тиманского кряжа на карте
Тиманский кряж: местоположение на карте | Тиманский кряж – это горная система, которая расположена на северо-востоке европейской части России. |
Путешествие по тиманскому кряжу | Где находится тиманский кряж. Рельеф Восточно европейской равнины на карте России. |
О чем молчат Тиманский кряж и седой Канин? | Горы Тиманского кряжа находятся во власти континентального климата. |
Камни Тиманского кряжа: богатство Европейского севера России
Тиманский кряж – это уникальное геологическое образование, которое находится в России, в северной части Урала. Он находится там, где Архангельская область несколько севернее 64-го градуса вдается тупым клином в Республику Коми. РУВИКИ: Интернет-энциклопедия — Тиманский кряж — возвышенность, расположенная на северо-востоке Восточно-Европейской равнины. Перечень круглосуточных онлайн эфиров где видно как Тиманский кряж выглядит прямо сейчас (на данный момент времени), а вблизи размещены Четлас, Нижняя Пузла и Тобыш. это невысокий хребет со сглаженными вершинами на северо-востоке Европейской части России, он протягивается от побережья Баренцева моря (Чешская губа) до истоков реки Вычегда (гора Полюдов Камень).