Здесь было несколько церквей, посвященных обоим святым-Феодору Тирону и Феодору Стратилату.
Божие попечение над постящимися христианами (О чуде св. великомученика Феодора Тирона).
Великомученик Феодор Тирон В 303 году началось великое гонение на христиан императора Диоклетиана. О чуде святого великомученика Феодора Тирона. После сына Константина Великого Констанция на царский престол вступил Юлиан Отступник. В этот день, в первую субботу Великого поста, мы празднуем дивное чудо с коливом святого славного великомученика Феодора Тирона, которое имело такую предысторию.
Храм Святителя Николая Чудотворца
Это связано с воспоминанием о великомученике Феодоре Тироне. В память об этом Православная Церковь до сих пор предлагает своим чадам коливо, соединяя его освящение с благодарственной молитвой святому великомученику Феодору Тирону. Но святой Феодор Тирон явился во сне местному архиепископу Евдоксию и подсказал, что обычную еду можно заменить на вареную пшеницу с медом — коливо.
День памяти Феодора Тирона
Это чудо Федора Тирона о змие: по преданию, Федор не только одолел обитавшего близ колодца дракона, лишившего город воды, но и спас. 4 марта, в первую субботу Великого поста, Православная церковь празднует дивное чудо с коливом святого славного великомученика Феодора Тирона. святого великомученика Федора Тирона и после Литургии Преждеосвященных Даров освящает вареные семена со сладостями, дабы верующие вкушали их, воспоминая это событие.
Карта сайта
Тем самым верующие вспоминают чудо святого Феодора Тирона в 362 году. Великомученик Феодор Тирон В 303 году началось великое гонение на христиан императора Диоклетиана. Так становится очевидным, что празднование в честь Феодора Тирона – это не просто воспоминание единовременного чуда этого святого в истории Константинополя.
Феодор Тирон (Чудо Феодора Тирона)
Но и в этот раз великомученик Феодор Тирон воспевал благодарственные молитвы Христу. Твердо и непреклонно он стоял за святую веру. А в конце все же испустил дух. Однако древние свидетельства говорят о том, что тело его не было тронуто огнем, что, конечно же, явилось для многих чудом и заставило уверовать в истинного Господа. День ангела Вспоминают святого Феодора 17 18 февраля по старому стилю, а по новому — 1 марта в високосный год, 2 марта — в невисокосный. Также в первую субботу Великого поста в православных храмах проходит благодарственное празднование святому великомученику. В эти дни все Федоры празднуют день ангела, желающие заказывают молебный канон. Существуют и молитвы, тропари, которые помогают верующим обратиться за помощью к святому. Икона В иконописи Феодор Тирон изображается в военной форме того времени с копьем в руке.
Даже после смерти он продолжает помогать верующим: укрепляет их дух, хранит мир и взаимопонимание в семье, удерживает от искушений и злых умыслов. Существует апокриф о подвигах святого Тирона, где он предстает как герой-змееборец. Это сказание является отрывком, описанием мученичества, которое претерпел Феодор Тирон. Житие его лишь немного затрагивается в начале повествования. Композиция ее, словно мозаика, составлена из нескольких сюжетных моментов. В центре иконы видна фигура женщины в цепких объятиях крылатого змия. Справа изображена мать великомученика в колодце и окружении аспидов, а слева царь с царицей смотрят, как Феодор сражается с многоголовым змием. Чуть ниже автор приводит сцену освобождения матери мученика из колодца и сошествие ангела с короной для героя.
По сценарию его персонаж — бригадир соседнего колхоза — был женихом главной героини. Однако с Егоровым успели отснять всего пару сцен. Он заболел и отказался от участия в картине. Однажды утром Вера Васильева пришла на съёмочную площадку и узнала, что её новым «экранным женихом» будет актёр Владимир Ушаков. Вера уже встречалась с ним на одной сцене — год назад, в 1952-м, когда Ушаков был зачислен в труппу Театра сатиры. До этого несколько лет Владимир жил в Германии.
В Потсдаме он служил в Драматическом театре группы советских войск. Однако театральная сцена — это одно, а кино — совсем другое. У Веры имелся успешный опыт киносъёмок. Для Ушакова же «Свадьба с приданым» стала первой серьёзной киноработой. Васильева беспокоилась — сработаются ли они? Однако её волнения оказались напрасны.
Владимир сразу же вошёл в роль. Вера поражалась тому, насколько живо и искренне он играет.
Он без трепета взошел на костер и с молитвой и славословием предал свою душу Богу. Это произошло около 306 года при Римском императоре Галерии. Не поврежденное огнем тело святого Феодора было погребено в городе Евхаитах, недалеко от Амасии, благочестивой женщиной Евсевией. Впоследствии мощи его были перенесены в Царьград, в храм, освященный во имя его. Глава же его находится в Италии, в городе Гаэте. Прошло немного времени после его мученической кончины — и христианство стало дозволенной и негонимой религией, а на политической карте мира того времени появилось новое государство — Византия. Когда к власти в Константинополе пришел император Юлиан Отступник, который решил осквернить пищу, то Господь через святого мученика защитил христиан, не подозревавших об ожидавшем их коварстве. Спустя 50 лет после мученической кончины святого Феодора император Юлиан Отступник 361—363 , желая надругаться и посмеяться над христианами, приказал градоначальнику Константинополя окроплять в первую седмицу Великого поста все съестные припасы на рынках идоложертвенной кровью.
Святой Феодор, явившись во сне архиепископу Евдоксию, повелел ему объявить всем христианам, чтобы никто не покупал ничего на рынках, а ели вареную пшеницу с медом — коливо кутью или сочиво. Поступив так, христиане не были посрамлены Юлианом Отступником, и почитание святого мученика Тирона после этого чуда распространилось. Например, празднование великомученику Феодору в субботу первой седмицы Великого поста описывал патриарх Константинопольский Нектарий 381—397. В память явления Феодора Тирона Православная Церковь ежегодно совершает празднование в субботу первой недели Великого поста. В навечерие субботы, в пятницу, на Литургии Преждеосвященных Даров после заамвонной молитвы читается молебный канон святому великомученику Феодору, составленный преподобным Иоанном Дамаскиным.
С понедельника по четверг читался великий покаянный канон прп. Андрея Критского. В среду и пятницу служилась литургия Преждеосвященных Даров. Были вознесены молитвы о нашем Отечестве и выздоровлении отца настоятеля иеромонаха Агапита Евдокимова.
Вся братия исповедовалась у духовника монастыря Аримандрита Сергия Швыркова. Братия и прихожане благодарили Бога о том, что он сподобил их встретить святую Четыредесятницу и дал время для сугубого покаяния о своих грехах.
Церковь празднует чудо с коливом великомученика Феодора Тирона
Пшеницу с медом - колево варить, За это Бога всем благодарить! В Великий пост об этом чуде вспоминают, В церквях пшеницу с медом освящают. Святыню - колево все по домам несут, Святому Феодору в храме тропари поют: Тропарь великомученику Феодору Тирону, глас 2 "Велики веры свершения!
Но и это не сломило Феодора Тирона: и в тюрьме Феодор молился, чтобы Господь укрепил его. Через некоторое время, обнаружив Феодора живым, взбешенный градоначальник вновь попытался склонить изможденного мученика к принесению языческого жертвоприношения. А после отказа Феодора, его подвергли пытке: тело мученика строгали железными зубцами. Но даже и после этих мук святой не отрекся от Христа, за что его приговорили к сожжению. Жития сообщают: мученик Феодор Тирон "без трепета взошел на костер и с молитвой и славословием предал свою святую душу Богу". Произошло все в 305 или 306 году. Останки Феодора, по преданию не поврежденные огнем, взяла христианка Евсевия, которая и погребла их в своем доме в городе Евхаитах, недалеко от Амасии. Впоследствии мощи были перенесены в Константинополь, в храм, освященный во имя святого Феодора.
Глава мученика находится в Италии, в городе Гаэте. История великомученика Феодора Тирона была известна нашим предкам с детства - люди читали ее и по Житиям, и по популярному тогда литературному произведению "Сказание о подвигах Федора Тиринина" славянский перевод с греческого оригинала появился в конце XI - начале XII века. Популярность святого героя привела к популярности и самого греческого имени - Федор, что в переводе означает "дарованный Богом, Божий дар". И пусть сейчас детей чаще всего называют не по Святцам, а в честь родственников, но ведь кто-то их этой родни когда-то давно был все же назван именно в честь святого! И уж тут действует духовный закон, который один священник сформулировал в такой шутливой форме: "Если мы не знаемся со своим святым или со своим Ангелом Хранителем, это вовсе не значит, что и они отказались от нас". А какие люди почитали святого воина Феодора Тирона своим покровителем! Непобедимый адмирал Российского флота Федор Ушаков, причисленный нашей Церковью к лику святых. И его дядя - монах, тоже святой, преподобный Феодор Санаксарский, молитвенник, воин брани духовной. Федор Михайлович Достоевский считал святого воина Федора Тирона своим святым покровителем. В честь святого воина был назван Шаляпин.
После множества мучений судья еще раз спросил молодого воина: — Чего ты хочешь: быть ли с нами или с твоим Христом? Святой ответил с великой радостью: — Со Христом моим я был, есмь и буду; ты же делай, что хочешь. За это мученик Тирон был осужден на сожжение. Он без трепета взошел на костер и с молитвой и славословием предал свою душу Богу. Это произошло около 306 года при Римском императоре Галерии. Не поврежденное огнем тело святого Феодора было погребено в городе Евхаитах, недалеко от Амасии, благочестивой женщиной Евсевией. Впоследствии мощи его были перенесены в Царьград, в храм, освященный во имя его. Глава же его находится в Италии, в городе Гаэте.
Прошло немного времени после его мученической кончины — и христианство стало дозволенной и негонимой религией, а на политической карте мира того времени появилось новое государство — Византия. Когда к власти в Константинополе пришел император Юлиан Отступник, который решил осквернить пищу, то Господь через святого мученика защитил христиан, не подозревавших об ожидавшем их коварстве. Спустя 50 лет после мученической кончины святого Феодора император Юлиан Отступник 361—363 , желая надругаться и посмеяться над христианами, приказал градоначальнику Константинополя окроплять в первую седмицу Великого поста все съестные припасы на рынках идоложертвенной кровью. Святой Феодор, явившись во сне архиепископу Евдоксию, повелел ему объявить всем христианам, чтобы никто не покупал ничего на рынках, а ели вареную пшеницу с медом — коливо кутью или сочиво. Поступив так, христиане не были посрамлены Юлианом Отступником, и почитание святого мученика Тирона после этого чуда распространилось.
Все они просияли личной святостью, и многие явили собой чудо подвижнической жизни, воздержания, чудотворений. Но никто из них не может сравниться по силе любви с мученическим чином. Любовь мучеников настолько велика, что никакие, даже самые изощренные страдания и пытки были не способны охладить их сердца, обращенные к самому Источнику любви — Богу. Он засвидетельствовал самой своей жизнью пример горячей любви к Богу и, вопреки ожиданиям язычников, сам взошел на приготовленный ему костер, продолжая исповедовать Христа. И иначе быть не могло. Апостол Павел о силе христианской любви сказал так: «Кто ны разлучит от любве Божия, скорбь ли, или теснота, или гонение, или глад, или нагота, или беда, или меч? Но во всех сих препобеждаем за возлюбльшаго ны. Известихся бо, яко ни смерть, ни живот, ни ангели, ни начала, ниже силы, ни настоящая, ни грядущая, ни высота, ни глубина, ни ина тварь кая возможет нас разлучити от любве Божия, яже о Христе Иисусе Господе нашем» Рим.
Чудо святого Феодора Тирона
Думаю, что и в дальнейшем мы будем развивать сотрудничество. У вас хороший подход: все разумно, эргономично и вместе с тем просто, ясно, так что этим удобно пользоваться. Это хорошая основа для плодотворной работы. Когда мы говорим о церковных сайтах — нужна строгая, изящная, интеллигентная простота во всем».
Может быть многие, кто в истории церкви справлял этот праздник, об этом и не знали, но, вообще говоря, церковное предание об этом именно случае никогда не забывало. И он описан у церковных историков, и об этом говориться в Синаксаре, который читается на утрени сегодняшнего дня: о том, что патриарх Константинопольский, которому явился мученик, был арианином, и паства его, то есть паства господствующей церкви Константинополя в то время, была арианской. Да, мы знаем, что при Юлиане Отступнике, именно после того, как он отрекся от христианства, православным христианам, а не арианам, стало жить лучше, потому что перед тем, как начал царствовать Юлиан Отступник, царствовали христианские государи, но они не были православными.
Они, во-первых, сами придерживались арианской ереси, а, во-вторых, они не допускали православных епископов занимать кафедры. В той или иной степени, то сильнее, то слабее, но в империи все время было гонение на православие. И когда Юлиан взошел на престол, то первым делом он прекратил эти гонения.
Но специально для того, чтобы христиане больше ссорились между собой. Цель у него была только такая. Но, тем не менее, православная церковь при Юлиане поначалу стала чувствовать себя лучше, чем до Юлиана.
Но, конечно, все понимали, что Юлиан уничтожит как еретиков, так и православных, и поэтому его все равно считали извергом и старались молиться о том, чтобы его правление закончилось. Но, тем не менее, господствующая церковь оставалась арианской и при Юлиане. Он это не менял, он в это не вмешивался.
И получается, что это чудо совершилось, чтобы не осквернять, не вносить соблазн в среду каких-то еретиков-ариан. Казалось бы, какая разница православной церкви, что какие-то еретики как-то там еще дополнительно осквернились? Некоторые до сих пор так рассуждают.
Но разница есть. На самом деле ересь является очень большим грехом. И не просто очень большим грехом, а таким грехом, который, безусловно, отделяет от церкви.
Так вот, Константинопольский патриарх, которому явился мученик, строго говоря, не был христианином. Он был вне церкви как еретик. Тем не менее, есть большая разница между еретиком и язычником.
Если из ереси вернуться можно, и многие тогдашние ариане вернулись в церковь, или, по крайней мере, дети их вернулись в церковь, что тоже немаловажно, то из язычества дистанция гораздо больше, чтобы вернуться, гораздо труднее. Поэтому если вообще кто-то пал, и пусть даже настолько сильно пал, что отпал от церкви, то это вовсе не значит, что теперь уже совершенно безразлично, что с ним происходит, и что теперь ему надо впадать в другие грехи. Нет, надо стараться самим не впадать в грехи, если мы отпали, и стараться всем помогать не впадать в грехи, насколько это от нас зависит, независимо от того, насколько эти люди принадлежат или не принадлежат к церкви.
Если они еретики, то какие-то дополнительные грехи против христианской веры делать им будет еще хуже, и мы, если от нас зависит, должны им помочь их не делать. Вот это второе, чему учит нас сегодняшняя память. И, наконец, третье.
Третье связано просто с самим коливом — правильной постной едой. Сегодняшнее чудо рекомендует нам коливо как образец пищи для постных дней, не для субботы и воскресения Великого поста, когда строгого поста никогда не было, а именно для будних дней. Это пища такая, можно сказать, минималистская, потому что это злаки, которые даже не вареные, а только размоченные.
И зачем же такое нужно есть?
Но такие чудесные события, связанные с явлением усопших, происходят и в наши дни. Помощь святого Патриарха Тихона Иеросхимонах Валентин Гуревич у мощей святителя Тихона Я могу засвидетельствовать, например, два подобных случая. Это было несколько лет назад, когда я дежурил у мощей святого Патриарха Тихона он был избран Патриархом в 1917 году, впервые после восстановления патриаршества в России, и пострадал во время развернувшихся гонений на Церковь — Ред. Люди, которые приходили к святителю, исцелялись от болезней.
Причем чаще всего от онкологии — Патриарх как бы «специализировался» на этом заболевании. Был такой случай — подходит интеллигентная женщина, похоже, учительница. Говорит мне: «Мы с мужем и не собирались в ваш монастырь, ехали мимо, но решили заглянуть в книжную лавку, и там я увидела изображение старца, который явился мне во сне и сказал, что он меня исцелит. А я серьезно больна, состою на учете в онкологическом диспансере. Нам объяснили, что нужно пойти в Большой собор и взять масло от мощей святителя Тихона».
Мощи святителя Тихона Другая женщина пришла и спросила: «Правда ли, что здесь находятся мощи Патриарха Тихона? Она была потрясена и объяснила мне, что ей и одновременно двум ее сестрам во сне явилась их покойная мама и сказала, чтобы они, все трое, сходили в Донской монастырь. Что сейчас прославили Патриарха Тихона, и там его мощи: поклонитесь и помолитесь, чтобы вам помириться. Дело в том, что они давно пребывали в ссоре и не общались. И поскольку я осталась на прежней квартире, недалеко от монастыря, то командировали меня, чтобы я пришла и выяснила, правда ли то, что здесь находятся мощи Патриарха Тихона.
Теперь мы все вместе приедем и помолимся…».
И вот, апостол Павел говорит, что если мы такое поедим, то это вовсе не будет нашим участием в каком-то культе, если мы этого не знаем. Но если мы это знаем, то тоже не будет нашим участим в каком-то культе, и можно было бы съесть, но поскольку там могут находиться какие-то христиане, которых это смутит, то лучше ради них не есть этого мяса, и лучше не только идоложертвенного мяса не есть, а вообще не есть никакого мяса — чтобы даже повода никому не подавать думать, будто мы ели мясо идольских жертв. Здесь речь идет о чем-то аналогичном, о пище, если не мясной, то окропленной кровью идоложертвенных животных. Конечно, совершенно понятно, что вкушение этой пищи никаких христиан осквернить не могло бы, но просто это бы вызвало большое смущение в народе. Народ и всегда не очень глубоко принадлежит к христианству, а тогда это были совсем недавние язычники.
Это было в каких-нибудь 361—362 годах, когда империя только что крестилась. И это вызвало бы, конечно, большой соблазн. Если Юлиан, вероятно, ошибался в своих надеждах на то, что сила языческих богов поможет бороться с христианством при помощи этой идоложертвенной крови, то, во всяком случае, он не ошибался, что это вызовет большой соблазн среди христиан, когда они об этом узнают. Этого соблазна нужно было избежать, и мудрый пастырь — Константинопольский патриарх — постарался все для этого сделать, что ему сказал мученик. И поэтому мы тоже должны это понимать. Есть много вещей, которые мы имеем право делать как христиане, но, всегда надо смотреть, стоит нам это делать или не стоит.
Вот, например, есть такой, почему-то совсем болезненный, вопрос для наших православных: можно ли женщинам ходить в храм в брюках. На самом деле совершенно никакого препятствия нет. Потому что запрещено то, что запрещено канонами. А каноны ничего про брюки, естественно, не говорят. И не только в канонах, но и вообще в святоотеческом учении никаких запретов не усматривается. Однако есть канон, на который иногда ссылаются, чтобы запретить женщинам ходить в брюках на богослужение: канон Шестого Вселенского собора, который запрещает женщинам носить мужскую одежду, а мужчинам — носить женскую одежду.
Совершенно понятно, из текста этого канона, что он запрещает носить одежду другого пола, он запрещает трансвеститство, которое, вообще говоря, является половым извращением, и, как вообще все половые извращения, оно тоже запрещено канонами. В довершение всего, можно вспомнить, что когда этот канон принимался в 692 году , мужчины носили такую одежду, которую сегодня приняли бы за женское платье. Какое отношение этот канон имеет к брюкам, когда мы прекрасно знаем, что сейчас это нормальная женская одежда? Итак, с точки зрения христианства, можно ходить в церковь в брюках. Но надо смотреть, где именно, в каком приходе. Конечно, у нас в приходе это можно, это не вызывает никакого соблазна, все понимают.
Но в каком-нибудь другом приходе, какой-нибудь другой православной церкви — это можно делать с точки зрения канонической, а с точки зрения практической этого лучше не делать, чтобы не вызывать никаких лишних соблазнов. Поэтому, конечно, лучше бы постепенно менять сознание прихожан так, чтобы они смотрели на то, на что указывают каноны и догматы, в частности на то, чтобы соблюдать пост поближе к уставу, например, если уж говорить об актуальном. И не смотрели на то, что каноны не запрещают. Но надо учитывать, что есть такая, как некоторые выражаются, субкультура, чтобы в церковь ходить немножко в костюмированном виде, которая скорее вредна, чем полезна. Но поскольку кто-то не готов от нее отказаться, то в чужой монастырь не надо ходить со своим уставом. Надо понимать, что там лучше вести себя так, чтобы вызывать поменьше искушений у людей, которые слабы в понимании канонов не буду говорить, слабы они или сильны в вере, не дерзаю о них ничего говорить на одном лишь этом основании.
Поэтому надо стараться в своих общинах избавляться от всяких предрассудков. Но, понимая, что невозможно все в одночасье исправить, надо вести себя так, чтобы поменьше кого-то искушать.
Присоединяйтесь к нам
- Чудо Феодора Тирона: как появилась традиция варить коливо?
- Содержание
- Феодор Тирон — Википедия
- Освящение колива в день памяти Феодора Тирона
- День памяти Феодора Тирона и праведной Мариамны: что можно и нельзя делать
Синаксарь в субботу первой седмицы Великого поста. Великомученика Феодора Тирона
Молебен святому мученику Феодору Тирону и освящение колива — Истинно-православная церковь | Чудо святого Феодора Тирона. Начало XVII в. Строгановская школа. |
Чудо святого Феодора Тирона о змие. Начало XVI в. - ДРЖ-2128 [8755] | Жизненный путь мученика Феодора Тирона: служение Богу, испытанияверы и мученическая смерть. |
Лавра молитвенно почтила память великомученика Феодора Тирона | Чудо святого Феодора Тирона. Начало XVII в. Строгановская школа. |
Чудо святого Феодора Тирона о змие. Начало XVI в. - ДРЖ-2128 [8755] | В память о чуде Церковь чтит память святого Феодора Тирона в первую субботу Великого поста. |