Первая неделя поста, традиционно, самая строгая. Если заглянуть в календари, которыми заполнены все сайты в интернете, то можно увидеть, что первые два дня пищу не едят. Этот пост — самый продолжительный из всех и самый строгий.
Подпишитесь на нас в социальных сетях:
- Установление поста
- Что можно и что нельзя делать в Великий пост, приметы, традиции и молитвы
- Духовный смысл Великого поста
- Что такое строгий пост в православии? - Православные иконы и молитвы
Великий пост: Что можно и чего нельзя делать целых 48 дней
Из перечисленных, какой пост самый строгий — перед светлым праздником Пасха. Для человека, который осознанно пришел к вере и решил поститься, необходимо знать важные вещи: Пост — это не цель для женщин сбросить лишние килограммы или средство борьбы с целлюлитом. Воздержание от пищи — это личное и тайное дело без бравады и хвастовства. Когда принято решения поститься, не следует давать определенные установки, что надо есть или не надо. Начало любого воздержания — это, прежде всего, примирение с собой, близкими людьми, чтобы устранить все недопонимания и конфликты. Строгий пост не обязывает отказываться от супружеских обязанностей, однако любое прелюбодеяние запрещается. Православная церковь осуждает греховные связи на стороне кроме тех, что существуют между мужем и женой.
Алкогольные напитки можно пить в выходные дни, и только бокал вина. Смысл ограничений заключается в духовном очищении, чтобы научиться сдерживать свои желания. Когда начинается строгий пост Самый строгий из постов начинается за 7 недель до Пасхи и продолжается 48 дней. В эти дни следует отказаться от просмотра телепередач и посещение увеселительных мероприятий. Время, которое освобождается, тратиться на духовное развитие, помощь ближним, прочтение книг, посещение храма, общение с близкими людьми.
Когда за грехи жителей города Ниневии Господь осудил этот город на уничтожение, подобно Содому и Гоморре, и послал известить им об этом пророка Иону, то царь Ниневии: «... И увидел Бог дела их, что они обратились от злого пути своего, и пожалел Бог о бедствии, о котором сказал, что наведёт на них, и не навёл». Но не только выражением покаяния и примирительной жертвой за грехи является пост.
Вот что говорит о свойствах поста преподобный Иоанн Лествичник: «Пост есть насилие естества, отвержение всего, что услаждает вкус, погашение телесного разжжения, истребление лукавых помышлений, освобождение от скверных сновидений, чистота молитвы, светило души, хранение ума, истребление сердечной бесчувственности, дверь умиления, воздыхание смиренное, радостное сокрушение, удержание многословия, причина безмолвия, страж послушания, облегчение сна, здравие тела, виновник безстрастия, разрешение грехов, врата рая и небесное наслаждение» Лествица. Слово 14. Обобщая вышесказанное, можно сказать, что пост — это одно из важнейших духовных средств в деле спасения души. Причём суть поста не в том, чтобы только не есть определённых видов пищи. Если вы не едите мясного, но просиживаете часами у телевизора — это не пост, если вы во время поста ходите по театрам, концертам и прочим развлекательным заведениям, — это не пост, если вы тратите время на посещение и приём гостей, активно «общаетесь» по телефону, зачитываетесь художественной литературой — это тоже не пост. Если вы сами, воздерживаясь от скоромной мясо-молочной пищи и развлечений, осуждаете других за их «нерадивую» жизнь, то это тем более — не пост.
Как правило, в субботу и воскресенье даются послабления. Подготовка к Великому посту начинается заранее, в церкви идут различные богослужения, настраивающие человека на будущее воздержание. Сергей Пятаков Читайте также Почти 500 мероприятий запланировано на Масленицу в Подмосковье "Это подготовительные недели поста, возбуждающие в человеке покаянные чувства, Мясопустная родительская суббота в этом году 9 марта , когда мы поминаем усопших, и конечно же Прощенное воскресенье 17 марта ", - поясняет батюшка.
За неделю до поста также совершается Масленица или Сырная седмица 11-17 марта. В эти дни уже отказываются от мяса, но пекут блины и угощают друг друга. Екатерина Чеснокова На весь срок поста из рациона исключают мясо, яйца, молочные продукты. Самые большие ограничения приходятся на первую неделю поста и каждую последующую среду и пятницу. В эти дни нельзя употреблять даже растительное масло, а еда, желательно, должна быть сырой. По субботам и воскресеньям разрешается вареная еда с маслом. Читайте также Масленица в 2024 году. История и традиции праздника блинов Рыбу разрешается есть дважды за время поста - на Благовещение 7 апреля и в празднование Входа Господня в Иерусалим, которое в народе называют Вербным Воскресеньем 28 апреля. В течение всего поста можно есть любые овощи, грибы, фрукты, ягоды, орехи, семечки, разнообразную зелень, а также все виды бобовых, макароны и крупы.
Порадовать себя не возбраняется вареньем, соками, медом и любыми домашними заготовками, по субботам и воскресным дням — морепродуктами. Растительное масло также не полностью запрещено, но в некоторые дни его исключают из еды. Но главное во всем соблюдать воздержание и меру. Сергей Пятаков Насколько строго придерживаться ограничений, каждый решает самостоятельно. Церковь предлагает накануне поста посоветоваться со своим духовником и с врачом. Читайте также Яблоки: польза и вред для здоровья. Интересные факты о фрукте При этом учитываются состояние здоровья, возраст, род занятий и другие факторы, которые могут повлиять на физическое состояние человека. Так, врачи не рекомендуют ограничивать себя в еде людям с серьезными заболеваниями, онкологическим больным, особенно в период обострения. Тем, кто заболел во время поста, лучше прервать его, считают медики.
То есть у нас такая есть особенность у организма, если он что-то не получает, он начинает брать из того, что есть - из мышц, из костей.
Например, в пятницу третьей постной недели тесть ездил в гости к молодому зятю. В честь этого молодые устраивали пир. Бывали "обжорки" и по субботам. Но в любом случае вся еда была постной. На четвёртую неделю поста в среду справляли средопостье. В этот день хозяйки пекли обрядовую выпечку из ржаной муки — "кресты".
Её полагалось съесть в этот же день, но три штуки оставить до сева. Это печенье потом съедали в поле во время сева. Крестьяне верили, что выпечка даёт силу зерну. В неё прятали мелкие "сюрпризы" в виде монеток или цельного зерна. А старушки в этот день шутили над детьми и стучали под лавками: уверяли ребятишек, что этот "пост напополам ломается". Рыбаки считали, что с этой среды на реке щуки начинают "разбивать хвостом лёд". Пятую неделю поста звали "похвальной".
Во вторник молодые семьи звали в гости родню со стороны жены, а в субботу устраивали "званые поминки". Блины пекли только постные. А на шестой неделе приносили в дом распустившуюся вербу. Втыкали её в матицу и начинали готовиться к празднику Вход Господень в Иерусалим.
В чем суть Великого поста?
- Пост в религиях мира
- Описание поста и что это такое – зачем нужен, как его держать, что можно и нельзя
- Подготовительные недели к Великому посту
- Что можно кушать в пост, какие продукты разрешены, а какие нет
Что такое сухоядение в пост – это когда православные монахи и миряне даже чай не пьют?
Строгий пост в православии – это дни, когда люди очищаются в физическом и духовном плане. это самый продолжительный и строгий из всех постов Русской православной церкви, именно поэтому его называют Великим. Великий пост самый строгий, самый насыщенный, в нем есть период уникальных богослужений. Это строгий, но в то же время самый короткий пост, который длится всего две недели. Что касается желания навестить усопших на кладбище во время поста, то строгих запретов нет.
Врач объяснил, как правильно поститься в Великий пост и не потерять при этом здоровье
Некоторые семьи жили почти впроголодь, с нетерпением ожидая первых урожаев. При этом наши предки могли хоть как-то пополнять запасы витаминов, если в хозяйстве были куры-несушки или дойная корова. С приходом христианства многовековая «традиция» вынужденного весеннего голодания была искусственно преобразована в форму Великого 40-дневного поста. Но столь суровое испытание для организма наносит серьезный урон здоровью.
Вред сорокадневного поста Самый главный вред во время поста причиняет полное исключение из питания белков и жиров. Фактически для поддержания жизни и получения энергии человеку остаются одни углеводы. Соблюдающему пост приходится долгое время сидеть на строжайшей углеводно-овощной диете.
Любая женщина, хоть раз пытавшаяся сбросить лишний вес с помощью так называемой «гречневой» диеты, прекрасно знает, чем это заканчивается: начинают выпадать волосы, слоятся ногти, в полное расстройство приходит пищеварительная система. Аналогичное воздействие на организм оказывает и строгий пост. Самая большая нагрузка приходится на поджелудочную железу, которая в неумеренных количествах вынуждена перерабатывать одни углеводы.
Результатом такого питания становится усиленное производство холестерина.
Москва, Волгоградский проспект, дом 43, корп. XXI, ком. Великий пост — традиционный православный праздник, который посвящен духовному очищению. Он начинается перед Пасхой и длится 7 недель. Специально для вас мы подготовили основную информацию о священном событии и ответили на самые популярные вопросы о нем. История Великого поста Появление Великого поста датируется первым веком.
Домашними соленьями. Когда же, как не в пост открывать мамины и бабушкины закатки и наслаждаться вкуснейшими огурчиками, помидорчиками, баклажанами, кабачками, маринованной капустой, грибами или закрученными в банке салатами такими как домашнее соте. Растительными маслами: подсолнечным, оливковым, льняным, кукурузным, тыквенным, кунжутным. На масле готовятся блюда, а ещё ими заправляются полезные салаты из свежих овощей. Зеленью: листьями салата, укропом, петрушкой, базиликом, тархуном, мятой, мелиссой, луком-пореем. Опять-таки можно кушать их в чистом виде, если вы любите, или добавлять к салатам, гарнирам.
Зелень просто изобилует полезными витаминами и микроэлементами. Мучными изделиями. Хотя они и не являются полезными, но всё же иногда хочется съесть тарелочку макарон или пасту. И вы вполне можете позволить себе такое удовольствие в постные дни. Только выбирайте те макаронные изделия, которые были произведены из твёрдых пшеничных сортов. Сладостями: мёдом, вареньем, джемом, халвой, козинаками — то есть теми, при производстве которых не использовались яйца, сливочное масло и прочие молочные продукты.
Также разрешено кушать галетное печенье, сухари. Но хоть сахар и не считается животным продуктом, не забывайте о том, что постящийся человек должен избавляться от всевозможных искушений для полноценного внутреннего очищения. Поэтому не злоупотребляйте со сладеньким к тому же для здоровья от него нет никакой пользы. Напитками: кофе, чёрным и зелёным чаями, компотами, морсами, киселями, соками из фруктов и овощей, натуральными фрешами. Чтобы получать большее насыщение от еды скушайте пару кусочков хлеба, но сделайте акцент на ржаном, солодовом или хлебе с отрубями. Важно выбирать хлеб, не содержащий яиц, молочных продуктов в своём составе.
В день Чистого Понедельника, Великой Пятницы и Страстной Субботы постящимся нужно полностью сократить употребление пищи. В эти даты разрешено только пить воду. Запрещённые продукты А вот от чего на протяжении Великого поста придётся отказаться, так это от: любого мяса свинины, говядины, баранины, телятины, курятины, утятины, гусятины, индюшатины ; рыбных блюд и морских продуктов исключения возможны, но только по особенным дням ; яиц; молока и всей молочной продукции творога, сметаны, кефира, йогурта, ряженки, простокваши, сыра ; майонеза;.
Сухофруктами: курагой, изюмом, черносливом, инжиром, финиками, цукатами — кроме того, что они невероятно вкусные, ещё и налаживают правильную работу кишечника.
Семечками: подсолнечника, тыквы, кунжута. В семечках содержатся в большом количестве жиры и углеводы, которые помогут постящемуся человеку находиться в хорошем настроении и чувствовать себя бодро, энергично. Вы можете кушать сухофрукты, орехи и семечки, как в самостоятельном виде, так и добавлять их к основным блюдам: класть в кашу, притрушивать ими салат. Домашними соленьями.
Когда же, как не в пост открывать мамины и бабушкины закатки и наслаждаться вкуснейшими огурчиками, помидорчиками, баклажанами, кабачками, маринованной капустой, грибами или закрученными в банке салатами такими как домашнее соте. Растительными маслами: подсолнечным, оливковым, льняным, кукурузным, тыквенным, кунжутным. На масле готовятся блюда, а ещё ими заправляются полезные салаты из свежих овощей. Зеленью: листьями салата, укропом, петрушкой, базиликом, тархуном, мятой, мелиссой, луком-пореем.
Опять-таки можно кушать их в чистом виде, если вы любите, или добавлять к салатам, гарнирам. Зелень просто изобилует полезными витаминами и микроэлементами. Мучными изделиями. Хотя они и не являются полезными, но всё же иногда хочется съесть тарелочку макарон или пасту.
И вы вполне можете позволить себе такое удовольствие в постные дни. Только выбирайте те макаронные изделия, которые были произведены из твёрдых пшеничных сортов. Сладостями: мёдом, вареньем, джемом, халвой, козинаками — то есть теми, при производстве которых не использовались яйца, сливочное масло и прочие молочные продукты. Также разрешено кушать галетное печенье, сухари.
Но хоть сахар и не считается животным продуктом, не забывайте о том, что постящийся человек должен избавляться от всевозможных искушений для полноценного внутреннего очищения. Поэтому не злоупотребляйте со сладеньким к тому же для здоровья от него нет никакой пользы. Напитками: кофе, чёрным и зелёным чаями, компотами, морсами, киселями, соками из фруктов и овощей, натуральными фрешами. Чтобы получать большее насыщение от еды скушайте пару кусочков хлеба, но сделайте акцент на ржаном, солодовом или хлебе с отрубями.
Православный пост
Этот пост предваряется тремя подготовительными неделями – «седмицами», постепенно вводящими верующих в строгий богослужебный и бытовой жизненный ритм. Великий пост — наиболее строгий и длительный период воздержания для верующих, направленный на духовное обновление и подготовку к празднованию Светлого Воскресения. Когда проходит Великий пост Суть поста Что нельзя есть Структура поста — что и в какие дни можно есть Когда можно рыбу Значение Великого поста в современном мире.
Великий пост. История и особенности
По одной из версий длинный строгий пост был предписан еще апостолами. Несмотря на строгий пост, для некоторых мусульман в Рамадан действуют исключения и послабления. Пост начинается 27 февраля и длится до 16 апреля. Есть гипотеза о том, что Великий Пост потому такой строгий, что он перед Пасхой.
В чём смысл Великого поста?
И, конечно, не случайно церковные песнопения великой Четыредесятницы — самого продолжительного и тяжелого поста — называют это постное время «великой пучиной», переплыть которую призваны верные, или «поприщем добродетелей», которое должны пройти «хотящий страдальчествовати», «препоясавшеся добрым поста подвигом». Когда мы хотим взять на себя подвиг поста, то мы встречаем различные препятствия к нему. И самое большое из них — сам дьявол , наш смертельный враг, разными своими ухищрениями старающийся сбить нас с Божьего пути. Этот богоборец и человеконенавистник — как называет его Василий Великий — то нагоняет на нас уныние и усталость, то пытается поймать нас на крючок сластолюбия. Когда мы собираемся поститься, он всеми способами побуждает нас передумать. Когда мы начинаем пост, он представляет нам массу затруднений, чтобы либо оторвать нас от нашего подвига, либо чтобы мы свели его к минимуму с помощью разных уловок. А если все эти его предприятия потерпят неудачу, он старается лишить нас плодов поста, побуждая нас к гордости или подстрекая нас потщеславиться своим постом перед окружающими. Второе великое препятствие — наша человеческая немощь. Воля падшего человека, слабая и больная, ум, легко соглашающийся на грех и сердце, так уязвимое для стрел сластолюбия, с трудом соглашаются на постный подвиг, как и на любой другой подвиг жизни во Христе. А если мы и берем на себя этот подвиг, то мы не всегда правильно его проходим или не доводим его до конца. Мы легко склоняемся на внушения «сопротивных помыслов», попадаем в плен к сластолюбию и оставляем подвиг.
Поэтому нам необходимо постоянное бодрствование и самопринуждение, то есть терпение и настойчивость. Но в первую очередь мы должны прибегать ко Господу с горячей молитвой, прося Его укрепить нашу волю, утишить наши помыслы, сохранить наше сердце от нашествия губительных страстей и пригвоздить его к Божией воле. Другое препятствие, которое сегодня многим мешает поститься — дух нашего времени. Материалистический взгляд на жизнь и неумеренное сластолюбие, царствующие вокруг, воздействуют на нас и удаляют нас от нашего церковного предания и вдохновляемого им образа жизни. Мы должны противостоять. Мы должны полюбить освященный Церковью образ жизни. Мы должны пригвоздить себя к нашему благословенному Преданию. И мы должны твердо стоять перед лицом иконоборческого беснования, нападок и насмешек — обычных средств, с помощью которых так часто гасится наша ревность и которые внушают нам, что пост — либо ненужное излишество, либо нечто отсталое! За и против 1. Как явствует из некоторых слов наших святых Отцов, в их времена были такие христиане, которые избегали постов и пытались оправдать свой отказ от поста с помощью разных отговорок.
То же самое — но с гораздо большим размахом — мы видим и в наше время. И сегодня многие отказываются соблюдать церковные посты, часто приводя те или иные причины и пытаясь с их помощью оправдать свое нарушение постных правил или перед своей собственной совестью, или перед окружающими; однако, по большей части, это всего лишь вины о гресех извинения дел греховных — Пс. Когда речь заходит о посте, мы часто слышим, как многие выдвигают «неоспоримый» аргумент: к чему поститься, если главное — чистое сердце? Они считают, что этот аргумент полностью освобождает их от необходимости поститься. Когда во время поста видишь их приглашенными к столу, то обычно, высказавшись о «чистом сердце» — и они наивно верят, что этот аргумент свидетельствует о совершенной ненужности поста — с жадностью набрасываются на скоромные яства. Ясно, что большинство высказывающих этот «аргумент» против поста — люди малоцерковные или вообще нецерковные, относящиеся к святыне без всякого благоговения и даже уважения. Они никогда всерьез не задумывались над тем, что они утверждают. И, конечно, они никогда и не пытались стяжать это «чистое сердце», никогда не постились; так что мы не можем сказать, что они опытным путем убедились в бесполезности и ненужности постного подвига для очищения сердца. Итак, речь идет об обычной отговорке, за которой скрывается примитивное нечестие. Другие выдвигают иной подобный аргумент, который они почерпнули из слов Христа о том, что не входящее в уста, а исходящее из уст оскверняет человека.
Здесь мы также имеем дело с поверхностным — по меньшей мере — пониманием слов Христовых, которые вообще не имеют никакого отношения к посту см. В точности эти слова звучат так: не то, что входит в уста, оскверняет человека, но то, что выходит из уст, оскверняет человека Мф. Каков смысл этого отрывка? Человек не оскверняется пищей, которую он берет «неумытыми руками», то есть, не совершив предварительно ритуальное омовение рук, как считали книжники и фарисеи, следуя преданию старцев Мф. Напротив: человека оскверняет то, что исходит из его сердца: злые помыслы, нечистые слова, греховные дела см. Из вышесказанного ясно видно, что те, кто прикрывается словами Христа для того, чтобы нарушить закон о посте, который Господь совершенно недвусмысленно одобрял и поощрял, полностью извращают их истинный смысл. Когда христиане постятся, они не считают нечистыми продукты, от которых воздерживаются. Единственная причина, по которой мы отказываемся от них — подвиг и воздержание. Ведь когда пост кончается, мы беспрепятственно едим все скоромные яства. А вот вопрос для опирающихся на этот «аргумент»: не придавая значения «входящему в уста» — и не заботясь о посте — следят ли они за «исходящим»?
Внимательно ли они относятся к своему языку и к своим словам? Или, подчинившись обжорству и пьянству, они уже не в состоянии контролировать поток слов, слетающих с их языка? Еще один вопрос повергает в недоумение многих христиан — и это также может быть поводом для небрежения о соблюдении постных правил — по какому принципу те или иные продукты относятся церковным преданием к постным или скоромным. Например, часто спрашивают, почему в те или иные дни запрещается рыба, но разрешается икра, которая, как известно, происходит от той же рыбы? Или: почему в дни строгого поста можно есть маслины и семечки, хотя растительное масло не разрешается? Хотя на первый взгляд эти недоумения вполне логичны, в действительности они неосновательны. И, разумеется, ни в каком случае они не являются оправданием для тех, кто отказывается от того образа пощения, который мудро выработан многовековым опытом Церкви. Прежде всего надо подчеркнуть и определенно заявить, что разделение продуктов на постные и скоромные — как мы уже говорили — ни в самой малейшей мере не означает гнушения какой-либо пищей. Церковь никогда не делила пищу на чистую и нечистую. И даже более того: когда некоторые ее члены пытались провести такое разделение, она принимала к ним самые суровые меры.
Единственный критерий, по которому продукты делятся на постные и скоромные — их пищевая ценность. Постная пища должна быть более легкой и менее богатая протеинами и вообще питательными веществами. И, конечно, всем понятно, что мясо и рыба, которая часто разрешается постами, имеют неодинаковую питательность. И одно дело — съесть немного икры, а другое дело — рыбу, которую можно приготовить самыми разнообразными способами со всевозможными гарнирами. Так же очевидна разница между доброй порцией пищи, приготовленной на растительном масле, и горсточкой маслин, съеденных в постный день. Хотя сегодня многие, постясь, заботятся не о том, чтобы, употребляя простые незатейливые яства, победить плотское мудрование и отогнать волны страстей, а о том, чтобы просто сменить диету, отыскивая редкие, вкусные и дорогие продукты, совершенно ясно, что они полностью извращают дух истинного поста. Значительным препятствием к соблюдению поста многие считают тяжелую работу или негигиеничные условия труда. Надо сказать, что до некоторой степени это справедливо. Но кто сказал, что пост или христианская жизнь вообще касается только некоторых профессий или зависит от условий труда? Раньше христиане гораздо больше трудились, не имея тех поразительных технических средств, которыми мы располагаем сегодня, без восьмичасового рабочего дня, а от восхода до заката.
И несмотря на это, христиане с великим благоговением соблюдали все церковные посты. И конечно, и сегодня их продолжает соблюдать немалое количество людей. Христиане, относящиеся к этой категории, должны посоветоваться со своим духовником. И несомненно, что если обстоятельства того требуют, рассудительный духовник найдет приемлемый образ и устав поста. В наше время несоблюдение поста часто оправдывают теми или иными причинами, связанными с состоянием здоровья. Итак, надо тщательно осветить и эту сторону вопроса. Здесь могут быть два случая: а действительная болезнь и б воображаемая болезнь или временное недомогание, тяжесть которого многие преувеличивают и думают о нем днем и ночью. Действительно, многие из наших братьев-христиан страдают от таких заболеваний, которые не только не позволяют соблюдать пост, но даже требуют принимать пищу в самые значительные и строгие постные дни. А другие больные постоянно нуждаются в тех или иных скоромных продуктах и поэтому не могут полностью исполнять все постные правила. Для таких больных ответ прост: руководствуясь указаниями своих врачей, они не постятся.
Или постятся, но не весь многодневный пост. Или принимают какую-то пищу например, молоко , которая нарушает постный устав, но является для них совершенно необходимой по причине болезни. Но, конечно, это касается только «пищевого» поста. Потому что в том, что касается воздержания от грехов и борьбы со страстями, они тоже должны поститься! И с еще большим усердием они должны стараться соблюдать живоносные заповеди Господни. А теперь мы переходим ко второму случаю. Люди нашего времени, более чем когда-либо, отличаются эгоизмом и повышенным вниманием к своему здоровью, которое мы осмелимся назвать «болезнебоязнью». Одни страшатся вымышленных недугов, другие хватаются за голову от каждого временного недомогания, и, в большей или меньшей степени, все увлечены своего рода «лекарствопоклонничеством». В их мировоззрении почти не остается места для промысла и попечения Божия. При мысли о малейшей боли и страдании их охватывает ужас!
И, конечно, такие христиане не хотят поститься. И это не врач им посоветовал! Они сами ставят себе диагноз и принимают решения! Что можно прописать таким людям — так это излечиться от их воистину болезненного состояния. Силой веры и с помощью горячей молитвы научиться вверять свою жизнь и здоровье прежде всего промыслу Божию. И, конечно, вопрос о том, нужно или нет, и до какой степени нужно поститься решать должны не сами они. Кроме того, не следует обходить вниманием — особенно сегодня — и такую сторону поста, как его благотворное влияние на здоровье. Помимо своего духовного значения, пост — замечательный способ освобождения человеческого организма от накапливающихся в нем ядов и профилактики различных заболеваний, вызванных неправильным питанием. Премудрые правила о постах, хранящиеся нашей Православной Церковью , по мнению ряда ученых-диетологов, имеют величайшую ценность для борьбы с болезнями, подрывающими сегодня наше здоровье. Результаты многолетних и многотрудных исследований современных ученых совпадают с уставами, которые вот уже на протяжении веков регулируют образ поста Православной Церкви.
И их соблюдение ведет к понижению содержания холестерина и предупреждает развитие инфаркта, а также некоторых злокачественных опухолей. Так подтверждается мудрое замечание Василия Великого , называющего пост «подателем здоровья» и «драгоценным для плоти». Двоякий характер поста: «воздержание от пищи» и «устранение от злых дел» 1. Когда мы говорим о посте или даже когда сами постимся, мы, как правило, думаем исключительно о воздержании от определенных продуктов и об умеренности в отношении других, постных. Однако такое восприятие поста односторонне и ущербно, так как истинный пост имеет двоякий характер. Существует телесный пост и наряду с ним духовный пост. Телесный пост заключается в воздержании от тех или иных яств и напитков. Духовный пост, являющийся предпосылкой для поста телесного, касается в первую очередь души, но в широком смысле и всего человеческого естества. Когда мы говорим о телесном посте, мы имеем в виду частичное или даже полное воздержание от определенных продуктов. Но первоначально, как мы уже заметили, пост заключался в полном воздержании от любой еды и даже от воды.
Однако с течением времени пост стал означать также воздержание от определенной пищи по определенным дням или в течение тех или иных периодов. Главная составляющая христианского поста, если говорить о «воздержании от яств», состоит в воздержании от мяса. Затем следуют некоторые другие продукты, также происходящие от «закаляемого» скота. Этим воздержанием мы стараемся смирить свою плоть, обуздать инстинкты и усмирить страсти. Это то, что Апостол Павел называет «умерщвлением» и «распятием» плотского мудрования, страстей и похотей см. По прекрасному святоотеческому выражению, приведенному в Отечнике, христианский пост — не «убийство тела», а «убийство страстей». Еще одно свойство поста, которое подчеркивают многие духоносные учители Церкви — умеренность в еде, которая касается не только поста, но и вообще отношения христианина к пище. Мы должны всячески избегать пресыщения и объедения. Мы едим столько, сколько требуется для жизни, а не для того, чтобы служить инстинктам и похотям. По словам святого Кирилла Иерусалимского , «станем употреблять пищу умеренно, не будучи отягощаемы чревобесием, но обуздывая свое чрево, чтобы иметь власть и над прочими страстями.
Да будет управляемо тело душою, а душа да не будет увлекаема плотскими удовольствиями». Однако помимо телесного поста настоящий пост включает в себя и духовный пост. Это, как мы уже сказали, пост души, состоящий в «удалении от зол», и он-то по преимуществу является «истинным постом», приятным Господу.
С церковной точки зрения это — одна из пяти степеней постного воздержания. Какими бывают постные дни полный отказ от пищи, даже питья; такого рода строгий пост практиковали древние иудеи, затем, какое-то время, христиане первых веков; обычно он не длился более нескольких дней, или даже продолжался несколько часов; отказ от продуктов животного происхождения мяса, яиц, молочного. Это питание, при котором постящийся ест: строго растительную пищу; только холодную, не подвергавшуюся термической обработке допустимы запеченные, но холодные овощи с солью без приправ ; и, конечно, не добавляет к ней масло.
Кто и для чего соблюдает такой строгий пост Из житий святых первых веков Церкви известно, что такое пощение не во время постов, но постоянно, весь год, часто практиковали монахи. Были монастыри, где вообще было запрещено пользоваться огнем в своих кельях в течение всей седмицы, до воскресного дня. А иногда такое воздержание было делом свободного произволения человека, желавшего особым образом усмирить свою плоть, если он: видел у себя страсть чревоугодия; однообразное, скудное питание постепенно убивало греховную привычку; имел другие плотские грехи, требовавшие уврачевания через сугубое воздержание тела; достиг меры смирения, любви к Богу, когда пища вообще перестала иметь значение и нужна лишь для поддержания жизни настолько, насколько это необходимо для молитвенного делания, не больше. Интересный факт При этом опытные наставники иноков строжайшим образом следили, чтобы индивидуальная для каждого мера поста никоим образом не была превышена. Так, из жития прп. Пахомия Великого известен рассказ о том, как повар основанной им обители, видя, что братия не приходят к трапезе, не желая вареной пищи, вообще перестал ее готовить, а начал, поскольку освободилось время, плести циновки.
Узнав об этом самочинии, прп.
Для чего люди постились и постятся и кто вообще придумал пост? Пост чуть младше человечества.
Первым, по Священному Писанию, был запрет для Адама и Евы в раю вкушать плоды от древа познания добра и зла. За нарушение этого правила прародители рода людского и были изгнаны из рая. Что же касается Великого поста, то он был установлен в первые годы христианства в память об искушениях, которые в течение 40 дней и ночей проходил в пустыне Иисус Христос.
Это совершенно безлюдная, выжженная местность. И в этой пустыне возвышается небольшая гора. Днём там дичайшая жара и укрыться негде, а ночью — страшный холод.
И, конечно, Христу было там непросто держать пост. Постились и ученики Христовы, постились и первые христиане, и эта традиция дошла до нас», — делится священник. В Древней Руси так делали князья перед решающими сражениями.
И не только князья, но и весь народ. Особой строгостью отличался пост перед Воскресением Христовым. Перед Пасхой нам надо поразмышлять над тем, для чего это событие случилось, почему Господь пришёл на эту землю, почему он пострадал.
Почему все эти события, которые были на Голгофе и которые мы особенно вспоминаем на Страстной неделе, имели место», — рассуждает отец Игорь. Есть или не есть? Ограничения в пище в дни поста — это не цель, а лишь средство для достижения цели — духовного роста.
Об этом священники рассказывают своим прихожанам довольно часто, и всё же вновь и вновь поднимаются темы: что можно, а чего нельзя есть. Некоторые прихожане, особенно те, кто недавно приобщился к вере, отличаются особым рвением и могут определить для себя непосильную меру поста — например, вообще ничего не есть первые три дня или читать по несколько акафистов акафист — хвалебное песнопение, посвящённое Богу, Богородице, святым. Чтение одного акафиста может занимать до 40 и более минут.
Ничем хорошим такая практика не закончится, говорит отец Игорь Подоситников. Более того, всё это сыграет на руку врагу рода человеческого, как принято называть нечистую силу. Ты у меня попостишься так, что мало тебе не покажется.
Чтобы ты в другой раз даже и не думал об этом».
Может быть, они не присоединятся к посту, но смогут помочь преодолеть трудности, связанные с плотскими желаниями. Нарушение питания не является большим грехом. Намного хуже, если человека посещают плохие мысли или он совершает недобрые поступки. Будьте осторожны со здоровьем. Пост не должен навредить. Если Вам нельзя поститься по медицинским показаниям, следуйте советам врача.
Чтобы придерживаться поста в таких ситуациях просто готовьте не так вкусно, как привыкли. Например, отварите курицу, не посолив ее. К посту надо быть готовым. Четко продумайте меру своего поста. Постоянно думать о том, что съесть — неправильно. Пост нужен для того, чтобы подумать о своей жизни, постараться изменить ее к лучшему — через молитву, покаяние и заботу о ближнем. Какие продукты рекомендованы постящимся Следует обратить внимание, что соблюдать ограничения в пище могут только физически здоровые люди.
Пост запрещен детям, беременным женщинам, старикам и тем, кто имеет какие-либо хронические заболевания. Во второй-шестой неделе блюда из постных продуктов по дням могут выглядеть так: Понедельник — гречневая каша на воде, на обед приготовить капустный суп и картофельные котлеты, на десерт съесть фрукты, а на ужин выпить чаю без сахара. Вторник — утром можно съесть вкусную овсяную кашу, на обед — вермишелевый суп, салат из овощей, перловую кашу с грибами. От ужина лучше воздержаться. Среда — начать день можно с рисовой каши, а на обед съесть грибы и салат из капусты. Ужин лучше пропустить. Четверг — на завтрак отличным вариантом станет кукурузная каша и сухофрукты, на обед подойдет солянка и овощной салат, а на ужин — картофельное пюре и домашние приготовления.
Пятница — попробуйте ячневую кашу, сварите гороховый суп, а также сделайте фруктовый салат, на ужин можно полакомиться гречкой под грибной подливкой. Суббота — начало дня будет прекрасным с винегретом, а на обед можно приготовить рисовую кашу с черносливом и курагой, на ужин можно сделать макароны и салат.
Какие дни и недели Великого поста будут самыми строгими
Москва, Волгоградский проспект, дом 43, корп. XXI, ком. Великий пост — традиционный православный праздник, который посвящен духовному очищению. Он начинается перед Пасхой и длится 7 недель. Специально для вас мы подготовили основную информацию о священном событии и ответили на самые популярные вопросы о нем. История Великого поста Появление Великого поста датируется первым веком.
Но обычно миряне по вышеупомянутому принципу посильного для них поста после первой его седмицы ослабляют такую строгость. Вкушают вареную и прочую растительную пищу, пьют чай или кофе; некоторые делают себе послабление, в определенные дни вкушая и рыбу. Здесь, повторяю, главное благополучно пройти в золотой середине между двумя крайностями: принятием на себя по гордыне чрезмерного воздержания и потакания своему сластолюбию. А мерилом такого благополучного прохождения является христианская совесть подвизающегося. Сколько многодневных постов в году Великий пост Это особое время для аскетических подвигов любого православного христианина, будь он хоть монахом, хоть мирянином. Святые отцы подсчитали, что этот пост — десятина десятая часть от всех дней в году, которую мы должны отдать Богу. Поэтому Великому посту предшествуют четыре подготовительные Недели. Подготовительные недели перед Великим постом В первую из них Неделю о мытаря и фарисее вспоминается евангельская притча Лк. Один из которых фарисей , хотя и имел добрые дела, но, видя их, возносился умом и по этой причине собственной гордыни мнил себя праведником, осуждая других, как, якобы, грешных. Другой же мытарь видел лишь свои грехи, удобно чрез это смирялся, никого не осуждая, поэтому ушел из храма более оправданным, чем первый фарисей. Эта притча учит нас не возносится от своих якобы добрых дел, в том числе и от великопостного делания, сколь бы строгим оно у нас не было. Ибо гордыня пожирает все добрые дела человека, превращая их в пустышки. Посему Церковь даже отменила пост в среду и пятницу седмицы, следующей за этой Неделей, чтобы мы не походили на фарисея, который два раза в седмицу постился! Следующая Неделя о блудном сыне Лк. Чему как раз удобно поучаться во время великопостного делания. О чем выше говорилось в разделе о «Постных ограничениях в интимной жизни супругов». В более широком смысле блуд — это удаление человека от Бога, который, подобно блудному сыну, ушедшему от отца, блуждает где-то «на стороне далече», не находя отрады своей душе и мятущемуся сердцу. А возвращает нас к Богу именно пост! Последующая Неделя о Страшном Суде напоминает нам, что после нашей земной жизни обязательно наступит Суд Божий. На коем каждый человек будет судиться по своим делам: добрым и злым, — в частности, будет судим и за то, постился он или нет! Наконец, последняя Неделя сыропустная воспоминает нам Адамово изгнание из рая за то, что прародители не соблюли там пост, съев запрещенный плод. В этот воскресный день мы также просим друг у друга прощение. Ибо если не простим наших ближних, то и Бог не простит нас. Недели Великого поста Затем наступает самая строгая, 1-я седмица Великого поста, об ограничениях в пище во время коей и во время всего Великого поста было уже сказано выше. Она также разрешается в праздник Входа Господня в Иерусалим. Накануне, в Лазареву субботу разрешается вкушение лишь рыбной икры. В прочие субботы и воскресные дни этого поста дается разрешение на вкушение пищи с растительным маслом. Продолжительность Великого поста всегда одна и та же, а именно сорок дней: начиная от понедельника 1-й седмицы поста и заканчивая включительно пятницей 6-й его седмицы. Однако к нему присовокупляются вышеупомянутые Лазарева суббота и Неделя ваий, которые нынешними постящимися также воспринимаются как постные дни. Кроме того, за этим постом следует строго постная Страстная седмица. Учитывая, что все эти дни вместе взятые мы считаем как одно целое, выходит, что Великим постом мы постимся 48 дней. Это больше, чем в любой другой многодневный пост. Больше, поелику Великим постом мы готовимся к самому великому православному празднику — Пасхе. Поскольку же время празднования последней вычисляется по лунному календарю, то и время начала Великого поста, который приурочен к сему празднику, изменяется из года в год, чаще всего бывая по новому стилю в конце февраля-начале марта. Рождественский Филиппов пост Он второй по продолжительности среди многодневных постов, поскольку приготовляет нас ко второму по значению православному празднику — Рождеству Христову. Продолжается этот пост всегда сорок дней. Этот пост менее строгий. В субботы и воскресенья, а также дни полиелейных праздников разрешается вкушение рыбы. Этот пост приготовляет нас к празднику Успения Богородицы , что делает его особенным, ибо в нем можно видеть особую мудрость и милость Божией Матери. Так, к примеру, он из-за своей краткости позволяет и слабым христианам вполне испробовать свои силы, попытавшись пройти его полностью в соответствии с церковным уставом. Особенно это относится к супружескому воздержанию. Все-таки гораздо легче попробовать воздерживаться две недели, чем почти два месяца в вышеупомянутые многодневные посты и присовокупляемые к ним другие периоды такого воздержания Святки и Светлую седмицу. Если православный хочет положить начало доброму посту и воздержанию, самое лучшее время для сего начать с Успенского поста! В этом, как уже было сказано, особая мудрость и милость Владычицы Богородицы, Которая таким добре подвизающимся Ее постом еще и подает Свою духовную помощь, позволяющую им пройти этот пост беспрепятственно. Другой отличительной особенностью сего поста является наличие во время его большого количества свежих овощей и фруктов. Если православный постится строго, то есть преимущественно и питается сими овощами и фруктами, он этим накопит в своем организме значительный запас витаминов, чем весьма улучшит сое здоровье. Тут милость Владычицы простирается не только на наши души, но и на наши тела, даруя тем и другим здравие. Читайте также: Успенский пост в 2022 году Петров пост летом Он начинается в разное время через седмицу после Пятидесятницы , а заканчивается всегда в один и тот же день — 11 июля. Поэтому продолжительность его бывает разной: от 8 дней в случае поздней Пасхи до почти продолжительности Великого поста, когда Пасха бывает самой ранней. Этот пост не строгий — по строгости он соответствует Рождественскому. Однако, по моему мнению, он самый тяжелый для плотского воздержания супругов. Таковым его делают следующие обстоятельства. Во-первых, как уже было сказано, воздержание в пище тут не особо строгое, отсюда и большее разгорание в плотских удах. Ибо, как говорят святые, когда мы ублажаем чрево, то этим возбуждаем и то, что ниже чрева. Во-вторых, как уже было сказано, длина сего поста меняется. Поэтому для подвижника, привыкшего к тому, что сей пост идет несколько дней или пару недель, будет неожиданностью, когда он продлится, как это иногда бывает, — больше месяца. В-третьих, сей пост бывает летом, когда очень жарко. И, это уже чисто ноу хау нашего времени, многие люди, в частности, женщины ходят полуголыми, а на пляжах, особенно на нудистских еще одно наше отвратительное ноу хау вообще голыми. Что, безусловно, возбуждает плоть и у порядочных людей! Все это вместе взятое и делает сей пост особенно тяжелым для плотского воздержания. Это надо иметь в виду, чтобы не смутиться, но быть готовым к таковой тяжелой брани в это время с блудным бесом. Как говорит по сему и подобным ему поводам святой пророк и псалмопевец Давид: «Уготовихся и не смутихся, сохранити заповеди Твоя» Пс. О различии жизненных циклов древних и нынешних христиан Следует обратить внимание и на такое важное для постящегося объективное обстоятельство. Дело в том, что в древности подавляющее большинство христиан были крестьянами, поэтому так и созвучны эти два слова. А как известно, у крестьянина основная трудовая нагрузка припадает на весну посевная и конец лета-начало осени уборка урожая. Остальное время его жизненного цикла, особенно позднюю осень и зиму, для него можно считать относительным отдыхом. Учитывая это, Господь и Церковь установили время двух основных больших постов Рождественского и Великого на самый конец осени, зиму и начало весны. Когда крестьянин, отдохнувший от своих трудов, приходит к этим постам, особенно к Великому, со свежими силами, позволяющими ему благополучно пройти их поприще. Теперь посмотрим на жизненный цикл нынешнего христианина. Он трудится в течение года, а отпуск то есть отдых берет, как правило, летом. И если обычная, накапливаемая за год усталость не особенно заметна во время Рождественского поста, то во время Великого она проявляется с большой силой. Поскольку до него нынешний христианин трудится без отдыха почти полный год. Поэтому Великий пост для его организма, зачастую, является стрессовым действом. Альтернативой этому было бы изменение жизненного цикла нынешних христиан. Особенно удобно это делать не работающим пенсионерам. Но, во всяком случае, вышеуказанное обстоятельство следует учитывать всем постящимся православным христианам. Чтобы повторяю слова пророка Давида : «Уготовихся и не смутихся, сохранити заповеди Твоя» Пс.
И коя вполне восполняет его недостаток в пище и питие, заменяя это плотское и худшее — духовным и лучшим! Почему же мы, люди нынешнего времени в очень большой степени лишены сей благодати? По причине, принимающей разнообразные формы, нашей непомерной гордыни, ибо «Бог гордым противится, а смиренным дает благодать» Иак. Мы все, в том числе и пост, думаем «соделать, сделать своими пальцами», забывая о благодати, поэтому ее и лишаемся. А лишившись, не можем толком и поститься! Степени поста: что можно есть Поэтому и приходиться нам примеряться к разным степеням постного, точнее, диетического воздержания, которую и предлагают нам различные православные посты и постные дни. В этом смысле самые легкие посты — это Петров и Филиппов Рождественский. В них в определённые дни разрешается вкушение рыбы и рыбопродуктов. Более строгими являются Великий и Успенский посты, в кои рыба не вкушается за исключением нескольких дней, о коих будет сказано ниже. Но и в эти строгие посты степень данной строгости бывает разной. Так Великим постом наиболее строгими являются его первая, а также Страстная седмицы хотя формально последняя не входит в пост, но фактически она воспринимается постящимися как его продолжение. Так по всем уставам в первый день Великого поста положен настоящий пост некоторые уставы продлевают его и на второй день , то есть полное воздержание от пищи и пития. Затем во время первой седмицы этого поста положено сухоядение. Что такое сухоядение: вкушение не вареной пищи растительного происхождения — овощей, фруктов в свежем или сушеном виде. Монашеский устав полагает такое сухоядение на весь Великий пост, кроме суббот и воскресений на него припадающих. Но обычно миряне по вышеупомянутому принципу посильного для них поста после первой его седмицы ослабляют такую строгость. Вкушают вареную и прочую растительную пищу, пьют чай или кофе; некоторые делают себе послабление, в определенные дни вкушая и рыбу. Здесь, повторяю, главное благополучно пройти в золотой середине между двумя крайностями: принятием на себя по гордыне чрезмерного воздержания и потакания своему сластолюбию. А мерилом такого благополучного прохождения является христианская совесть подвизающегося. Сколько многодневных постов в году Великий пост Это особое время для аскетических подвигов любого православного христианина, будь он хоть монахом, хоть мирянином. Святые отцы подсчитали, что этот пост — десятина десятая часть от всех дней в году, которую мы должны отдать Богу. Поэтому Великому посту предшествуют четыре подготовительные Недели. Подготовительные недели перед Великим постом В первую из них Неделю о мытаря и фарисее вспоминается евангельская притча Лк. Один из которых фарисей , хотя и имел добрые дела, но, видя их, возносился умом и по этой причине собственной гордыни мнил себя праведником, осуждая других, как, якобы, грешных. Другой же мытарь видел лишь свои грехи, удобно чрез это смирялся, никого не осуждая, поэтому ушел из храма более оправданным, чем первый фарисей. Эта притча учит нас не возносится от своих якобы добрых дел, в том числе и от великопостного делания, сколь бы строгим оно у нас не было. Ибо гордыня пожирает все добрые дела человека, превращая их в пустышки. Посему Церковь даже отменила пост в среду и пятницу седмицы, следующей за этой Неделей, чтобы мы не походили на фарисея, который два раза в седмицу постился! Следующая Неделя о блудном сыне Лк. Чему как раз удобно поучаться во время великопостного делания. О чем выше говорилось в разделе о «Постных ограничениях в интимной жизни супругов». В более широком смысле блуд — это удаление человека от Бога, который, подобно блудному сыну, ушедшему от отца, блуждает где-то «на стороне далече», не находя отрады своей душе и мятущемуся сердцу. А возвращает нас к Богу именно пост! Последующая Неделя о Страшном Суде напоминает нам, что после нашей земной жизни обязательно наступит Суд Божий. На коем каждый человек будет судиться по своим делам: добрым и злым, — в частности, будет судим и за то, постился он или нет! Наконец, последняя Неделя сыропустная воспоминает нам Адамово изгнание из рая за то, что прародители не соблюли там пост, съев запрещенный плод. В этот воскресный день мы также просим друг у друга прощение. Ибо если не простим наших ближних, то и Бог не простит нас. Недели Великого поста Затем наступает самая строгая, 1-я седмица Великого поста, об ограничениях в пище во время коей и во время всего Великого поста было уже сказано выше. Она также разрешается в праздник Входа Господня в Иерусалим. Накануне, в Лазареву субботу разрешается вкушение лишь рыбной икры. В прочие субботы и воскресные дни этого поста дается разрешение на вкушение пищи с растительным маслом. Продолжительность Великого поста всегда одна и та же, а именно сорок дней: начиная от понедельника 1-й седмицы поста и заканчивая включительно пятницей 6-й его седмицы. Однако к нему присовокупляются вышеупомянутые Лазарева суббота и Неделя ваий, которые нынешними постящимися также воспринимаются как постные дни. Кроме того, за этим постом следует строго постная Страстная седмица. Учитывая, что все эти дни вместе взятые мы считаем как одно целое, выходит, что Великим постом мы постимся 48 дней. Это больше, чем в любой другой многодневный пост. Больше, поелику Великим постом мы готовимся к самому великому православному празднику — Пасхе. Поскольку же время празднования последней вычисляется по лунному календарю, то и время начала Великого поста, который приурочен к сему празднику, изменяется из года в год, чаще всего бывая по новому стилю в конце февраля-начале марта. Рождественский Филиппов пост Он второй по продолжительности среди многодневных постов, поскольку приготовляет нас ко второму по значению православному празднику — Рождеству Христову. Продолжается этот пост всегда сорок дней. Этот пост менее строгий. В субботы и воскресенья, а также дни полиелейных праздников разрешается вкушение рыбы. Этот пост приготовляет нас к празднику Успения Богородицы , что делает его особенным, ибо в нем можно видеть особую мудрость и милость Божией Матери. Так, к примеру, он из-за своей краткости позволяет и слабым христианам вполне испробовать свои силы, попытавшись пройти его полностью в соответствии с церковным уставом. Особенно это относится к супружескому воздержанию. Все-таки гораздо легче попробовать воздерживаться две недели, чем почти два месяца в вышеупомянутые многодневные посты и присовокупляемые к ним другие периоды такого воздержания Святки и Светлую седмицу. Если православный хочет положить начало доброму посту и воздержанию, самое лучшее время для сего начать с Успенского поста! В этом, как уже было сказано, особая мудрость и милость Владычицы Богородицы, Которая таким добре подвизающимся Ее постом еще и подает Свою духовную помощь, позволяющую им пройти этот пост беспрепятственно. Другой отличительной особенностью сего поста является наличие во время его большого количества свежих овощей и фруктов. Если православный постится строго, то есть преимущественно и питается сими овощами и фруктами, он этим накопит в своем организме значительный запас витаминов, чем весьма улучшит сое здоровье. Тут милость Владычицы простирается не только на наши души, но и на наши тела, даруя тем и другим здравие. Читайте также: Успенский пост в 2022 году Петров пост летом Он начинается в разное время через седмицу после Пятидесятницы , а заканчивается всегда в один и тот же день — 11 июля. Поэтому продолжительность его бывает разной: от 8 дней в случае поздней Пасхи до почти продолжительности Великого поста, когда Пасха бывает самой ранней. Этот пост не строгий — по строгости он соответствует Рождественскому. Однако, по моему мнению, он самый тяжелый для плотского воздержания супругов. Таковым его делают следующие обстоятельства. Во-первых, как уже было сказано, воздержание в пище тут не особо строгое, отсюда и большее разгорание в плотских удах. Ибо, как говорят святые, когда мы ублажаем чрево, то этим возбуждаем и то, что ниже чрева. Во-вторых, как уже было сказано, длина сего поста меняется. Поэтому для подвижника, привыкшего к тому, что сей пост идет несколько дней или пару недель, будет неожиданностью, когда он продлится, как это иногда бывает, — больше месяца. В-третьих, сей пост бывает летом, когда очень жарко. И, это уже чисто ноу хау нашего времени, многие люди, в частности, женщины ходят полуголыми, а на пляжах, особенно на нудистских еще одно наше отвратительное ноу хау вообще голыми. Что, безусловно, возбуждает плоть и у порядочных людей! Все это вместе взятое и делает сей пост особенно тяжелым для плотского воздержания. Это надо иметь в виду, чтобы не смутиться, но быть готовым к таковой тяжелой брани в это время с блудным бесом. Как говорит по сему и подобным ему поводам святой пророк и псалмопевец Давид: «Уготовихся и не смутихся, сохранити заповеди Твоя» Пс.
Читайте также: Постное меню: можно и нельзя Восток и Запад Сегодня продолжительность и требования к посту в католической и ортодоксальной традиции расходятся. Православный пост длится 48 дней, из которых 40 дней до пятницы 6-й недели именуются собственно Четыредесятницей, а в число оставшихся восьми входят Лазарева суббота, Вербное воскресенье и еще 6 дней Страстной Седмицы. Молитвенные правила и особенности стола восточных христиан строго регламентированы: здоровым людям предписывается отказ не только от мясной и молочной пищи, но и от еды с растительным маслом, а также от всего вареного или жареного в особо строгие дни. Постный стол. Сладкие блюда Е. В результате католический пост начинается в Пепельную среду. Божественные литургии западных христиан прописаны так же четко, как и у восточных, а вот пищевые ограничения иные. Здесь практикуется «воздержание», а не полный отказ. Строгие запреты на различные виды еды на Западе тоже действовали довольно долго, что стало, например, причиной печально известного анекдота про капибар, мясо которых католическая церковь в свое время отнесла к разряду постных продуктов, из-за чего христиане Южной Америки почти истребили несчастных животных. Однако в 1966 году Папа Павел VI ввел новые правила поста, сохранив запрет на мясо по пятницам, из дней же строгого поста оставил обязательными только два: Пепельную среду и Великую пятницу.
Рождественский пост: меню на каждый день, чтобы не нарушать запреты
Христианин в первую очередь соблюдает духовный пост. Воздерживается от ссор, недовольства, уныния, злословия, осуждения, пустословия и прочих грехов. Это самая тяжелая часть поста. Постящийся старается держать свои мысли, слова и действия под контролем, не нарушать заповеди. Савицкий, «Инок» 1897 г. Источник: общественное достояние, hudojnik-peredvijnik. Также практикуется чтение Священного писания и жития святых. Христианин посещает богослужения, исповедается и причащается Святых Христовых Тайн.
Ограничения касаются и образа жизни. Отказываются от шумных мероприятий, пустых развлечений телевизор, компьютерные игры, походы в клубы и рестораны. Также соблюдается супружеский пост — воздержание от близости. Питание — очень скромное. Не разрешается употреблять в пищу мясо, рыбу, яйца, все молочные продукты и кондитерские изделия. Пища с растительным маслом допускается только в субботу и воскресенье. Понедельник, среда и пятница — дни сухоядения, то есть приготовленная с помощью термической обработки пища запрещена.
В первый день поста, а также в Страстную пятницу день распятия Христа полностью воздерживаются от пищи. В Праздничные дни — Благовещение и Вход Господень в Иерусалим — допускаются послабления в виде рыбы, а в Лазареву субботу — в виде икры. Помимо потребления только допустимой пищи, ограничивают себя и в её количестве. Источник: artchive.
Каждый из них знал, что, возможно, путь, который они совершают, уходя от мира, может стать для них последним. Поэтому проститься и простить друг другу обиды было важно для них. На литургии читается отрывок из Евангелия от Матфея с частью из Нагорной проповеди, где говорится о прощении обид нашим ближним, без чего мы не можем получить прощения грехов от Отца Небесного: "Если вы будете прощать людям согрешения их, то простит и вам Отец ваш Небесный; а если не будете прощать людям согрешения их, то и Отец ваш не простит вам согрешений ваших".
Последний раз поется 136-й псалом "На реках Вавилонских". В текстах службы отчетливо звучит напоминание о цели предстоящего поста — встрече Пасхи. На вечерне священники переоблачаются в одеяния черного цвета. Что можно есть Название недели "сыропустная" произошло от словосочетания "сыр отпускаю". В этот день последний раз перед Великим постом разрешается употреблять молочные продукты и яйца. Мясные продукты уже запрещены. В этот день пекут блины с сырными начинками и подают их со сметаной или сливками.
Традиционные праздничные блюда — вареники, пироги с творогом, сырники. Семья должна садиться за стол семь раз, по количеству недель Великого поста. Пить алкогольные напитки за праздничной трапезой не рекомендуется. Вечером все остатки пищи необходимо выбросить или отдать домашним животным, после чего тщательно вымыть посуду. Как подготовиться к Великому посту Рекомендации священников Перед тем, как начать поститься, необходимо взять благословение у священника, рассказал председатель миссионерского отдела Казанской епархии, священник Александр Ермолин. По его словам, священник подскажет, какие правила следует соблюдать в каждом отдельном случае. Например, для людей со слабым здоровьем пост может быть менее строгим.
Например, это касается ситуаций, когда человек отправился в санаторий на лечение, находится в военном училище или тюрьме.
Когда же становится невозможно воздерживаться — а это бывает при реальной угрозе блудных грехов: сильного умножения блудных помыслов и блудной брани; тягой к порнографии и, особенно, к рукоблудию и «походам налево», — тогда следует разрешить супружеское воздержание, ради победы над этими блудными страстями. Ибо одна из главных целей брака — это сохранение супругов от блуда. И она достигается тем, что они в браке получают то законное половое удовлетворение, которое незаконно обещает им блуд, поэтому-то на блуд и не клюют. Конечно, нарушение поста в этом случае общения супругов — это грех, и его следует исповедать на исповеди. Но если неумеренные, зато слабые подвижники возьмут на себя подвиг выше своих слабых сил и попытаются соблюсти все постное воздержание, но при этом впадут в те или иные формы блуда, то они совершат двойной грех.
И в блуд впадут, и пост таким образом нарушат! Мерилом такого воздержания и его прекращения должна служить христианская совесть супругов. Тут надобно пройти между двумя крайностями, между Сциллой сластолюбия, которое толкает к невоздержанию, когда еще можно воздерживаться; и между Харибдой вышеупомянутого неумеренного воздержания, ведущего к блуду. А мерилом правильного поста здесь, повторяю, может быть лишь совесть. Довольно часто встречается и такая ситуация, когда один из супругов чаще всего — это муж не может воздерживаться, а другой может. В таком случае тот, кто может, должен уступить более слабому ради предохранения его от блуда.
Ибо если один из супругов впадет в блуд по причине постного отказа в супружеском общении другого, то виноватым в этом грехе будут и сей другой по причине своего отказа. Как говорит об этом апостол Павел: «Во избежание блуда, каждый имей свою жену, и каждая имей своего мужа. Муж оказывай жене должное благорасположение; подобно и жена мужу. Жена не властна над своим телом, но муж; равно и муж не властен над своим телом, но жена. Не уклоняйтесь друг от друга, разве по согласию, на время, для упражнения в посте и молитве, а потом опять будьте вместе, чтобы не искушал вас сатана невоздержанием вашим» 1 Кор. Если супруги будут так разумно подвизаться, их скромные духовные силы будут постепенно расти, а телесные в том числе и половые по мере старения — ослабевать.
Поэтому они через определенное время более или менее длительное смогут соблюдать все постные ограничения, предписанные канонами. Что же они при таком постном воздержании получают? Кроме очевидного духовного преуспеяния, они имеют и соответствующую плотскую радость, подобную той, которая бывает при разговении пищей. Добре постившиеся супруги, разрешая свой плотской пост, снова как бы становятся женихом и невестой в первую брачную ночь. Что, конечно же, весьма укрепляет брак. Ведь добре воздерживающиеся ради Христа от брачного соития, тем более не пойдут «налево» ради сомнительного блудного удовольствия!
А последнее ведь составляет одну из главных причин нынешних разводов. Ведь как в миру у неверующих бывает: сначала «любовь, как в кино», а потом по мире сожительства влюбленных даже в браке они приедаются, надоедают друг другу, поэтому разбегаются. А причиной сему является их половое невоздержание! Заставь, ведь, человека каждый день есть до отвала его самую любимую еду, то она рано или поздно ему надоест. Так и в половых отношениях супругов или просто влюбленных. И чего только не придумывают у нас понятное дело — с подачи западных дядек и теток , чтобы сего избежать; какие только сексуальные извращения не изобретают, чтобы, якобы, сделать половую жизнь этих пар более разнообразной.
Да только все эти извращения сами по себе в той или иной степени разрушают брак или сожительство. А православные супруги, научившиеся постному воздержанию, сего избегают, если, конечно, они стараются добре и разумно как указано выше проходить положенные Церковью посты. Что на фоне всех этих разводов и расставаний невоцерковленных супругов или влюбленных условно можно считать счастьем добре воздерживающихся православных. Особенно учитывая сколько горя, страданий и мытарств приносят эти разводы и расставания бывшим супругам и влюбленным, а также их детям! Поговорим же более конкретно о церковных постах. Сколько всего постных дней в году согласно церковному уставу Количество постных дней каждый год бывает разным.
Это связано со следующими особенностями церковного устава. Хотя размер трех больших постов — Великого, Филиппова Рождественского и Успенского всегда остается неизменным и составляет 102 дня, однако Петров пост бывает разным по продолжительности. Когда Пасха бывает ранней — он длиннее; если же Пасха поздняя, то он короче. В целом общее число постных дней в году колеблется около двухсот. Заметим, что это больше половины года. Что должно понуждать православного христианина к воздержанной, аскетической жизни.
Ибо, согласно вышесказанному, именно такая жизнь подает человеку не только спасение души, но и земное счастье в той мере, в коей оно возможно на земле! Читайте также: Когда начинается Петровский пост Как постились первые христиане Вообще-то говоря, в древности под постом понимали полное воздержание от пищи и пития. И именно так постились первые христиане. А та смена разных видов пищи на более легкие вместо мяса — рыба; вместо рыбы — растительные продукты и т. Между прочим, поэтому, когда церковный устав запрещает поститься в субботу и воскресенье, то он имеет в виду не нашу диету, которую мы сохраняем в эти дни во все большие посты, а именно полное воздержание от пищи и пития. Из Священного Писания и Священного Предания мы знаем примеры такого многодневного поста, начало коему в Новом Завете положил Сам Господь: «Тогда Иисус возведен был Духом в пустыню, для искушения от диавола, и, постившись сорок дней и сорок ночей, напоследок взалкал» Мф.
Впоследствии такой пост или даже более длительный, подражая Спасителю, принимали на себя многое великие подвижники и подвижницы. Почему же сейчас это крайне затруднительно для нынешних православных христиан, желающих подвизаться как можно строже? Отчасти сие объясняет святитель Игнатий Брянчанинов. Он ссылается на то, что в древности люди обладали гораздо более крепким здоровьем. И по этому поводу приводит пример преподобного Досифея, а именно: какое громадное количество хлеба он обычно съедал в пищу до начала своего подвижничества! Что явно свидетельствовало о том, каким могучим здоровьем он обладал!
И заметим, это оскудение телесных сил человека свт. Игнатий констатирует в свое время, то есть конец девятнадцатого — начало двадцатого века. Что уж говорить о нашем времени?! Опыт показывает, что попробует нынешний подвижник попоститься по древнему хотя бы пору дней, как у него тут же начинаются всякие телесные болезни, начиная от сильнейшей головной боли и заканчивая гораздо более серьезными болевыми приступами и обострением разных болячек. Но копнем глубже, поняв более точно, почему же мы сейчас не можем поститься так, как древние подвижники? Ответ лежит на поверхности.
Медицина говорит, что человек может прожить без пищи около тридцати дней, а без питья воды не более пяти-шести. Как же, вопреки этой медицине, постились по сорок и более дней, ничего не вкушая и не пия, святые?! И после этого, хотя и была сильно обессилена, но затем, вкусив немного пищи, пошла в церковь и, во всяком случае, вопреки медицине не умерла. Так как же выдерживали такой подвиг святые? Ответ на это дал Сам Господь во время Своего сорокадневного поста, сказав, что: «Не хлебом одним будет жить человек, но всяким словом, исходящим из уст Божиих» Мф. Здесь речь идет о благодати Божией, «немощная врачующей и оскудевающая восполняющей», коя подается постящемуся по мере его подвига и смирения в нем.
И коя вполне восполняет его недостаток в пище и питие, заменяя это плотское и худшее — духовным и лучшим! Почему же мы, люди нынешнего времени в очень большой степени лишены сей благодати? По причине, принимающей разнообразные формы, нашей непомерной гордыни, ибо «Бог гордым противится, а смиренным дает благодать» Иак. Мы все, в том числе и пост, думаем «соделать, сделать своими пальцами», забывая о благодати, поэтому ее и лишаемся. А лишившись, не можем толком и поститься! Степени поста: что можно есть Поэтому и приходиться нам примеряться к разным степеням постного, точнее, диетического воздержания, которую и предлагают нам различные православные посты и постные дни.
В этом смысле самые легкие посты — это Петров и Филиппов Рождественский. В них в определённые дни разрешается вкушение рыбы и рыбопродуктов. Более строгими являются Великий и Успенский посты, в кои рыба не вкушается за исключением нескольких дней, о коих будет сказано ниже. Но и в эти строгие посты степень данной строгости бывает разной. Так Великим постом наиболее строгими являются его первая, а также Страстная седмицы хотя формально последняя не входит в пост, но фактически она воспринимается постящимися как его продолжение. Так по всем уставам в первый день Великого поста положен настоящий пост некоторые уставы продлевают его и на второй день , то есть полное воздержание от пищи и пития.
Растительный белок в постных продуктах отлично заменяет белок животного происхождения, во многом являясь полезнее. Календарь Великого поста 2023 по дням В 2023 году Великий пост начнется 27 февраля и продлится до 15 апреля у православных христиан, а у католиков начнется 22 февраля и завершится 6 апреля. Дата Великого поста меняется и зависит от даты Пасхи.
В 2023 году православные христиане отмечают Пасху 16 апреля. Пасха 2023 года у католиков приходится на 9 апреля. Дата Пасхи рассчитывается по лунному календарю и может приходиться на период с 4 апреля по 8 мая.
Для установления даты Пасхи определяют, когда наступает первое Полнолуние после Дня весеннего равноденствия празднуется 21 марта. Пасха отмечается в первое воскресенье после этого Полнолуния. Пост продлится с 27 февраля по 15 апреля, а значит, в сумме Великий пост займет 48 дней.
Первый понедельник поста называется Чистым понедельником, а всю первую неделю — Чистой седмицей. Вторая неделя поста называется Второй седмицей. Третью и четвертую неделю поста называются Крестопоклонными.
Пятая неделя поста называется Похвальной седмицей. Шестая неделя называется Вербное воскресенье. Суббота в Вербное воскресенье называется Лазаревой.
С какими проблемами могут столкнуться постящиеся? Пост многими воспринимается как разгрузка, даже как диета для похудения. Если посмотреть внимательно, то калорийность питания в пост может даже увеличиться.
Из рациона убирают продукты с животными белками и жирами, но вводят больше продуктов, богатых быстрыми углеводами. Одно из самых критичных последствий неправильного поста - панкреатит и развивающийся в последствии панкреонекроз. Главной причиной, вызывающей тяжелое состояние - срыв после нескольких дней воздержания, потому что едят в Великий пост в основном растительные продукты.
Переедание тяжелой пищей на фоне постного питания приводит к обострению уже имеющегося заболевания или приобретению нового.
Что можно кушать в пост, а чего есть нельзя
Самый длинный и строгий пост, из всех, установленных православной церковью – Великий. Великий пост является самым строгим и продолжительным для христиан. Этот пост предваряется тремя подготовительными неделями – «седмицами», постепенно вводящими верующих в строгий богослужебный и бытовой жизненный ритм. В древней Церкви пост был довольно строгим.
Православный пост
Что касается желания навестить усопших на кладбище во время поста, то строгих запретов нет. Отметить ее стремятся по всем церковным канонам, поэтому чтят строгий пост из числа многодневных – Великий. В целом строгий пост полон лишений и ограничений. О святителе Спиридоне, Тримифунтском чудотворце, рассказывается, что во время Великого поста, который святой держал очень строго, зашел к нему некий путник. Монахи в строгий пост на хлебе, воде У мирянина пост не такой строгий.