Новости башкиры и татары отличия

Башкиры Языковые различия Различий между татарским и башкирским языком значительно меньше, чем это можно встретить в русском и белорусском, британском и американском.

Велика ли разница между итогами переписи-2021 для татар и башкир?

Собственно языковых, этнокультурных и антропологических отличительных признаков между татарами и башкирами этой зоны уже тогда практически не было. 16 декабря 2021 Александр Ершов ответил: Нынешние казахи, башкиры, татары — это потомки кочевых иранцев, финно-угров, тюрок, монголов, алтайцев. Данный диалект практически полностью соответствует литературным нормам татарского языка и потому является малоотличим, но в таком случае можно говорить о том, что башкиры северо-запада говорят именно на том языке, в чём их разубедили татары и башкиры просто ведут.

Почему татары появились в 15-м веке, а башкиры – один из самых древних народов России?

В целом у народа более трепетное отношение к детям, п оэтому больше многодетных семей — любимое национальное блюдо башкир — бешбармак , у татар — чак-чак и эчпочмак — отличается национальная одежда: у татар преобладают красный и зеленый цвета, у башкир — желтый — в башкирской семье больше развит культ почитания старших, слово родителей — закон. Любой татарин поймет башкира. У башкир есть дополнительные специфические буквы и звуки в а лфавите — оба народа религиозны. Среди татар много тех, кт о держит пост во время Рамадана — если в башкирской и татарской семье трепетно относятся к религии, то замужние девушки обязаны носить платок на голове Читать еще: Записки из подполья. Федор Достоевский - Записки из подполья сборник — в башкирских и татарских семьях особое б ережное отношение к женщине — есть забытые национальные праздники, но все они связаны с наступлением весны. Сейчас любые национальные праздн ики отмечают с большим размахом — самым значимым праздником народов считается Сабантуй. На праздник на городской площади устраивают спортивные соревнования, национальные иг ры, проводят скачки на лошадях — п охожи национальные игры: бой с мешками сена верхом на бревне, карабканье по столбу с привязанным на верхушке призом, бег с яйцом и ложкой. Чем отличаются татары от башкир — основные отличия народов Каждый татарин и башкир должен считать своей первейшей необходимостью знать свой народ и его культуру и не путать их между собой.

Корни различия этих дружественных народов исходят из глубины веков. Татары и башкиры относятся к тюркской языковой группе. Издревле эти народы проживали всегда рядом. У них много общих признаков, к которым относятся внешние и внутренние. Эти народы развивались и жили всегда в тесном контакте. Однако имеется ряд отличительных особенностей. Среда татарского народа также неоднородна и включает в себя следующие его ответвления: Крымские.

Другая часть башкир осталась на Урале, там где сейчас Башкорстан. А югра ушла на Крайний Север к океану. С татарами ситуация сложнее, казанские татары считают себя потомками булгар, что жили на Волге с 8 века и погибли под ударами монгольского вторжения Батыя. Потомками булгар считают себя и чуваши. Но часть ученых считает татар частью монгольского вторжения и говорит, что это было просто монгольское племя, а слово тар-тары, европейского происхождения. Так Европа прозвала монголов за странный азиатский язык.

То есть татары пришли из Монголии и оккупировали Волгу булгар. Татары быстро влились в Россию, стали ее частью. Как бы там ни было, татары на Волге появляются после 1260 года, когда Волжская Булгария погибла и это место стало столицей Золотой, татарской Орды. Татары начнут править миром и Русью, а башкиры подчинятся татарам как вассалы.

Главное для башкира — быть сытым, а изыски на втором месте.

Отличительной чертой кухни является отсутствие свинины, причем связано это не с исламскими канонами, а сугубо с древними особенностями питания. В здешних местах не водилось кабанов, поэтому ели баранину, говядину и конину. Блюда у башкир сытные, питательные и обязательно готовятся из свежих ингредиентов. Часто в блюдо кладут лук, зелень, специи и травы. Именно лук ценится башкирами очень сильно за полезные свойства, ведь в свежем виде этот продукт способствует борьбе с бактериями, позволяет получить витамин С и нормализовать кровяное давление.

Мясо могут есть в вареном, вяленом, тушеном виде. Из конины делают конскую колбасу казы. Ее принято подавать с кисломолочным напитком айран. Важнейшим напитком стал кумыс. Для кочующих племен напиток был незаменим, ведь даже в самый жаркий день он сохранял свои свойства.

Существует множество способов приготовления кумыса, которые башкиры сохраняют и передают из поколения в поколение. Положительными свойствами напитка являются укрепление иммунитета, улучшение работы нервной системы и сохранение эластичности кожи. Молочные блюда в башкирской кухне изобилуют разнообразием. Башкиры любят топленое молоко, сметану, творог с медом. Важным продуктом является карот — сыр, который хранили зимой, чтобы получать питательные вещества и жир.

Его добавляли в бульоны и даже чай. Башкирская лапша называется салма и может иметь множество форм. Ее готовят в виде шариков, квадратиков и стружки. Салму всегда делают вручную, поэтому вариантов исполнения много. Чаепитие — важная традиция, а чай наряду с кумысом считается национальным напитком.

Башкиры пьют чай с ватрушками, вареным мясом, чак-чаком, ягодной пастилой и пирогами. Пастилу готовили из исключительно натуральных ягод, перетертых через сито. Пюре раскладывали на досках и сушили на солнце. За 2—3 дня получалось изысканное и натуральное лакомство. Чаще всего чай пьют с молоком и смородиной.

Башкирский мед — бренд Башкирии. Многие гурманы считают его эталонным, ведь рецепт приготовления первого меда насчитывает полторы тысячи лет. Народ Башкирии бережно хранил традиции, поэтому в наши дни чудесное лакомство получается великолепным. О заготовлении меда в давние времена свидетельствуют наскальные рисунки, найденные в Бурзянском районе. Башкирский мед запрещено подделывать.

Под этим брендом выпускается исключительно национальный продукт. Именно он служит основой для приготовления такого десерта, как чак-чак. Внешность Одежда Особенностью одежды башкир является использование различного вида ткацких искусств. Например, применение аппликаций, вязание, вышивка узоров, украшение монетами и кораллами, нанесение орнамента на кожу. Часто созданием одного костюма занималось несколько мастеров.

Их задачей было получить слаженный ансамбль, объединенный единым художественным замыслом. Непременно в составлении костюма требовалось соблюдение традиций. Формирование костюма происходило под влиянием скотоводческого ремесла. Для утепления люди пользовались тулупами, шубами из овечьей шерсти. Домашнее сукно было довольно толстым, а праздничное, наоборот, тонким.

Чтобы сделать материл максимально плотным, его сваливали и поливали горячей водой. Сапоги делали из кожи. Кожу могли сочетать с сукном или войлоком. Чтобы утеплить одежду, пользовались мехом дикого зверя. Особенно была востребована белка, заяц, волк и рысь.

Для праздничных шуб и головных уборов использовали бобра и выдру. Значительную роль играли конопляные нити, обладающие повышенной прочностью. Рубахи делали из полотна, украшая геометрическим узором. Дизайн костюма различался в зависимости от региона проживания. Например, в юго-восточных районах предпочитали красный, синий и зеленый цвета.

Северо-восточные, челябинские и курганские башкирки носили платья с окаймляющей вышивкой. Подол платья украшали орнаментом, как и рукава.

Трудно урегулировать без возрождения культуры диалога при почти завершившемся вырождении национальных элит: башкиры и татары — вражда.

Хотя конфликты здесь не зашли так далеко, как, скажем, на Кавказе, где бывшие половцы кумыки никогда не жили в мире с горными народами. Подавляться эта стихия не может уже никак, кроме применения силовых методов. Татары и башкиры потеряли ещё не всё.

Национальные сложности Рассмотрим этнический состав поближе. При советской власти переписи показывали примерно равное количество тех и других. Теперь татары обвиняют Башкорстан в приписках и ассимиляции, а башкиры доказывают, что "отатаренные" башкиры вернулись к своей идентичности.

Русские живут в основном в городах, а в сельской местности преобладают башкиры и татары, отличия которых русскому глазу не слишком заметны. У русских нет настолько глубоко укоренённых противоречий с любыми другими народами, даже таких, какие взрастили башкиры и татары. Разница в характере отношений настолько велика, что конфликт местных тюрков с местными русскими гораздо менее вероятен.

Видео: Татары и Татарочки Волгары Из истории создания государства Исторически Россия сложилась из территорий, где проживают различные народности, как лоскутное одеяло. И после революции, естественно, встал вопрос самоопределения всех этих народов. В первые годы власти Советов сложились и граница Башкирии, включившая такое большое количество татар на своей территории.

Татария предлагала свои проекты, удивительное единомыслие здесь показали и эсеры Идель-Урала, и большевики Татаро-Башкирской Советской республики. Предполагалось единое государство и единый народ. Однако башкиры, которые были в Российской Империи воинским сословием, таким же, как казаки, сформировали армию и захватили власть в Предуралье.

Советская Россия приняла их после подписания договора. В нем значилось, что Малый Башкурдистан, где проживали этнические башкиры, будет существовать под властью башкир. Условия договора, конечно же, время от времени нарушались, башкиры восставали, но кончилось тем, в 1922 году почти вся Уфимская губерния была уже в составе Башкирской АССР.

После этого ещё происходили некоторые изменения границ: Башкорстан потерял удалённые районы, населённые сугубо башкирами, но все смирились. Сегодня же границы Башкорстана — часть национального самосознания башкир, и сдаваться они не намерены. Именно поэтому башкиры и татары, разница меж которыми русским, например, не очень-то и видна, пытаются растворить в себе друг друга.

Пока число татар в Башкирии сопоставимо с количеством башкир, само башкирское территориальное образование находится под постоянной угрозой. Конечно, татары, проживающие в Башкирии, всеми силами сопротивляются и хотят объединённого национального государства. Пакт о ненападении Этнический конфликт между татарами и башкирами России удалось заморозить.

Но он не убит, и есть риск, что когда-нибудь вырвется на свободу. Если бы республики были суверенными, тогда вряд ли конфликт долго оставался бы в покое, но, во всяком случае, можно попробовать. Националистическое государство — всегда плохо: тут можно вспомнить осетин и абхазов, испугавшихся националистических проектов Грузии, гагаузов среди молдаван, сербов среди хорватов.

Так же точно и татары не хотят вливаться в культуру башкир, оставив притязания на свою. Видео: Красавицы башкирки. Beautiful girl Bashkir Пока кровь не пролилась, а претензии уже озвучены, можно ожидать мирного диалога и полного разрешения противоречий.

Разница между татарами и башкирами во взглядах может быть преодолена. Итак, каковы притязания сторон? Башкиры хотят незыблемости границ и концепцию башкирского государства.

Татары не хотят потерять лидерство в регионе.

Главная лента

  • «У татар все-таки меньше коллективного самоощущения, чем у башкир»
  • Башкиры и татары отличия фото
  • Comment section
  • Почему татары появились в 15-м веке, а башкиры – один из самых древних народов России?

«Турция на Волге», или советский Идель-Урал

  • Лексические отличия
  • Исторические корни различий между башкирами и татарами
  • Фонетические отличия
  • История татаро-башкирских противоречий - TuranToday
  • Башкиры — Википедия
  • БАШКИРЫ и ТАТАРЫ – В ЧЕМ ОТЛИЧИЕ?

О различиях

  • Чем отличаются башкиры от татар
  • Кто такие башкиры и откуда они взялись. Чем отличаются татары от башкир — основные отличия народов
  • Чем отличаются татары от башкир — основные отличия народов. Разница между башкирами и татарами
  • Почему татары появились в 15-м веке, а башкиры – один из самых древних народов России?
  • Как заморозить этнические конфликты
  • ЧЕМ ОТЛИЧАЮТСЯ БАШКИРЫ ОТ ТАТАР? РАССКАЗЫВАЮ ПРОСТО ОБ ИСТОРИИ ДВУХ НАРОДОВ

Башкиры и татары отличия фото

Татары — вторая по численности народность в России - внешне татары ближе к европейцам, в то время как башкиры больше похожи на монголов - самое большое отличие — в исторически сложившемся характере. Башкиры прямолинейные и скромные, татары более гибкие и бережливые - башкиры дружелюбный и гостеприимный народ, потому что еще с древних времен на территории проживания было много переселенцев. Если вы придете в гости к башкирам, то для вас накроют богатый стол. Татары же не так любят гостей - у башкир сохраняется традиция преподносить подарки детям, которые приходят в гости. В целом у народа более трепетное отношение к детям, поэтому больше многодетных семей - любимое национальное блюдо башкир — бешбармак, у татар — чак-чак и эчпочмак - отличается национальная одежда: у татар преобладают красный и зеленый цвета, у башкир — желтый - в башкирской семье больше развит культ почитания старших, слово родителей — закон.

Мог ли этот фактор повлиять на его отношение к Эльцину, тем более что тот возражал против сталинского проекта татаро-башкирской автономии? Сейчас уже трудно сказать, какие у них тогда были отношения. Но в 1929 году Сталин приказал арестовать Эльцина, а в 1937 году — расстрелять.

Расстрелян в 1940 году Фото: Wikipedia Татары и башкиры жили вперемешку или раздельно? Везде было по-разному, но скорее рядом, чем вместе. К тому же многие башкиры, как я уже говорила, вели полукочевой образ жизни. А русские? Русские жили повсюду. Все города региона в то время были абсолютно русскими. Только в Казани ситуация немного отличалась — в начале XX века татары составляли чуть более 20 процентов ее населения.

Почему тогда первым народом в Советской Федеративной России, получившим свою автономию, стали именно башкиры? Причем это случилось в марте 1919 года, после долгих переговоров и заключения специального договора, который от РСФСР подписывал Сталин. Это было ситуативное и во многом вынужденное решение московских большевиков, чье положение в то время становилось совсем отчаянным. В марте 1919 года началось наступление армии Колчака к Волге, и основные боевые действия развернулись на тех территориях, где жили башкиры. Их лидер Ахмет-Заки Валидов с Колчаком договориться не сумел, поэтому башкирские деятели предпочли союз с коммунистической Москвой, предлагавшей башкирскую автономию. Материалы по теме: 23 июня 2015 Но не все башкирские элиты были от этого в восторге. Против подписания этого договора выступали и многие видные большевики — Бухарин, Пятаков, Дзержинский и другие левые коммунисты.

Они были убежденными унитаристами и противниками идеи федерации, тем более с какими-то национально-территориальными автономиями. Ленину с трудом удалось сломить их сопротивление на VIII съезде РКП б , потому что он понимал —иначе большевики просто потеряют власть. Образование Башкирской Советской Республики стало прецедентом. Позже Москве пришлось предоставить автономию татарам и многим другим нерусским народам России. Но, в отличие от случая с башкирами, отныне она всегда делала это на своих условиях. Кстати, башкирские воинские части очень помогли большевикам осенью 1919 года остановить наступление генерала Юденича на Петроград. Командный состав Башкирской отдельной кавалерийской дивизии Красной армии, 1919 год Фото: Wikipedia Сталин и его мотоцикл Почему председатель Башревкома Ахмет-Заки Валидов в следующем году сбежал от большевиков и примкнул к басмачам Средней Азии?

Потому что Москва в одностороннем порядке нарушила условия договора с башкирами. В мае 1920 года, когда Колчак и Деникин уже были разгромлены, совместным постановлением ВЦИК и Совнаркома права и полномочия башкирской автономии были существенно урезаны. После бегства Валидов написал в Москву Ленину: «Кто же Вам будет верить после того, как Соглашение, подписанное 20 марта 1919 года Вами, Сталиным, мною и моими товарищами, спустя четырнадцать месяцев было перечеркнуто Постановлением от 19 мая 1920 года, подписанным лишь Вами и Сталиным? Разница между Вашими словами о вручении нациям их неотъемлемых прав в их собственные руки,… и проводимой Вами сейчас политикой настолько велика, что это удивляет». Получается, московские большевики просто использовали башкирских лидеров в своих целях? Большевики потому и победили в Гражданской войне, что ни перед чем не останавливались. Но в данном случае их логика вполне понятна — они стремились унифицировать процесс.

Но в марте 1919 года, когда Валидов приехал в столицу для подписания договора, Сталин его долго и любезно обхаживал. Валидов потом оставил об этом любопытные свидетельства. Сталин предложил ему окончательно решить вопрос о русских переселенцах, эвакуированных на Южный Урал в годы Первой мировой войны. Валидов требовал, чтобы на будущих выборах эти люди не имели права голоса. Сталин во время конфиденциального разговора с ним дал «дельный совет»: «Уберите их, и дело с концом». Если верить Валидову, тот ответил так: «Иосиф Виссарионович, этих людей не то чтобы убить — да если у них кровь из носа пойдет, все эти уфимские и оренбургские эльцины завопят, что башкиры режут христиан! Это правда, что еще одной причиной бегства Валидова стал отказ Москвы от его планов по созданию Башкиро-Киргизской республики со столицей в Оренбурге?

А тот, первый, не знает что и думать — как же его в каких-то документах времен царя Гороха записали Махмудом?! Ну а если серьезно... Смешение родов, племен, народов происходило еще с древних времен. Здесь главное — чья культура, чей язык победит. В родословной могут быть и немец, и русский, и мокша... Но сегодня ты кто? Какая у тебя культура, язык? Этнические башкиры, вообще-то, тоже могут попасть в число татар...

И это давно уже изучено, исследовано историками. Те, кто хочет из татар сделать башкир, тоже прекрасно это понимают, но у них цель другая. Цель политическая. Башкирская этноэлита хотела бы татар в этой республике продолжать держать в роли «припущенников». Но мы ведь давно уже не в 18-м веке живем. Что касается мишарей. Вон в Балтачево открыли мишарский центр. В свое время переселившихся на территорию современного Башкортостана татар-мишарей тоже сделали этносословием «мещеряки».

В очень древние времена там проживало финское племя под названием мещера. С запада их ассимилировало славянское племя, а с востока и юга — татары-тюрки. Во времена Золотой Орды татары компактно проживали вокруг Мещерского Городка сейчас это город Касимово , поэтому их стали называть мещерские татары. Вообще народы, особенно кочевые, группировались вокруг городов, и ясак платили в городе, контроль тоже шел оттуда. А что касается башкир, есть ощущение, что какого-то ядра, своего города у этих племен не было, русские начали именовать местные племена с связи с древним названием этих территорий - Магна Бажгардия. Например, крымские татары. Крым не сразу стал названием государства, сначала это было название города. Столица империи Чингизхана тоже называлась Каракурум.

Казанские же татары организовались вокруг Казани. Территория современного Башкортостана подчинялась мангутским мурзам правители Ногайской Орды , которые в основном происходили из рода Идегея. Большинство населения, считающегося сегодня башкирскими племенами, до завоевания русскими царями называли ногайцами, некоторые племена входили в состав Большой Орды, русские, европейцы их называли татарами. Разве не получается, что они ненавидят своих же предков? Нельзя забывать и то, что названия тюркских народов постоянно менялись. По разным причинам, в том числе в зависимости от того, кто был царем. Можно привести в пример узбеков, ногайцев. В 15-м веке, например, население, отделившееся от кочевых узбеков, стали называть «казакъ» казах.

Это кочевые народы. Те же ногайские племена большими группами входили и в состав казанских татар. Например, род табынов. В Муслюмово есть две деревни под названием Табын. Видимо, из-за этого руководитель башкирского конгресса Эльвира Аиткулова на федеральном сабантуе всех шокировала своим заявлением, что в Муслюмово жили башкиры. Среди родов, составляющих казахов, тоже есть табыны. Тогда почему бы не претендовать и на них, заявляя, что это башкиры? Хотя, как знать, со временем они и на такое могут пойти.

Или, наоборот, казахи им предъявят — мол, вы — наши потомки. Вернемся к мишарским татарам. Сейчас в Башкортостане татары, называемые мишарями, в большинстве своем общаются на среднем литературном диалекте, то есть на казанском говоре, значит, они не этнические мишари, а казанские татары, которые когда-то ради каких-то преференций вошли в это сословие «мещеряков». Мишарский диалект так быстро не стирается. По себе знаю. Вообще, я еще не встречал кого-либо, кто называет себя мишарином, при этом подразумевая национальность. Мы, конечно, между собой иногда шутим, а когда говорим о нации, все мишаре говорят, что они татары. Я вот знаю свою родословную до 17-го века.

В ревизских сказках самый дальний мой дед записан как «служилый татарин». Будто он лучше меня знает мою национальность! Вот они ходят и кричат, что такого народа, как татары, вообще не существует, что это искуственно созданный народ. Приехал в деревню учитель-татарин, и вдруг все жители стали татарами, так что-ли получается? Разве такое возможно? А сам учитель тогда откуда? Если татар не было, откуда взялись учителя-татары?

Таблица 3. Башкиры, оказавшиеся в Татарстане, превратились в татар. В уездах, вошедших в Башкортостан, часть башкир стала считать себя татарами, но во время переписи 1926 г. Башкиры, называвшие себя татарами, преимущественно состояли из тех, кто стал башкиром недавно, а ранее считался мишарем или тептярином. Башкиры, оставшиеся таковыми, проживали в деревнях, которые являлись башкирскими еще до земельной реформы 1865 г. Роднов, 1995, с. Однако на северо-западе республики большинство таких башкир назвали татарский язык своим родным языком. Если в 1897 г. В 1926 г. Из деревень, учтенных в 1989 г. Остальные татарские деревни в какое-то время считались башкирскими. Эти деревни подразделяются на две группы. Их население состоит из тех, кто в 1926 г. Их в основном населяют татары, ставшие башкирами в 1950-е гг. Теперь выберем в качестве примера один из северо-западных районов Башкортостана — Балтачевский — и проследим его демографическую динамику за 1939-1989 гг. В 1939 г. В 1959 г. В последующие годы доля татар продолжала падать: в 1979 г. Но к 1989 г.

Чем отличаются татары от башкир — основные отличия народов. Разница между башкирами и татарами

Несмотря на фонетические различия, башкиры и татары понимают речь друг друга. Татар и башкир разделил Ленин, создав татарскую и Башкирскую автономии. Реально же один народ просто жил на территориях Казанской и уфимской губерний. Чем отличаются татары от башкир — основные отличия у народов. В башкирском обществе очень сильны этномобилизационные аспекты, солидарность и взаимовыручка, особенно на востоке и юге, где компактно проживают башкиры, поэтому происходящее там неудивительно, считает Айсин. Эти перемены этничности стали возможны отчасти и потому, что этнокультурные различия между татарами и башкирами были незначительными.

Чем отличаются башкиры от татар? Рассказываю просто об истории двух народов

04 сентября 2020 года Центр культуры и кино «Родина» опубликовал на страницах сообществ ВКонтакте и Одноклассники статью «Татары и башкиры. Татары и башкиры различия. Башкирский и татарский различия. 04 сентября 2020 года Центр культуры и кино «Родина» опубликовал на страницах сообществ ВКонтакте и Одноклассники статью «Татары и башкиры. Множество татар живут в Башкирии, а множество башкир говорят на татарском языке, а не на башкирском.

Чем отличаются татары от башкир — основные отличия народов

Большевиков они поначалу считали случайными людьми, временно узурпировавшими власть. Помимо всего этого, оставались противоречия между татарскими и башкирскими элитами. Быстро выяснилось, что в руководящих органах новой автономии преимущество будет у татар. Впрочем, это было вполне очевидно. У татар было численное превосходство? Да, но не только поэтому.

У них было больше ресурсов, да и в культурном отношении татары-земледельцы на тот момент опережали башкир, сохранявших полукочевой уклад жизни. В этом смысле в начале XX века татары доминировали во всем тюркском мире. Например, в Средней Азии учили по татарским учебникам, в мечетях вели службы татарские муллы, да и татарский язык имел широкое распространение. Татарская культурная экспансия была впечатляющей. То есть тогда татарская элита претендовала на лидерство в тюркском мире, пытаясь создать «Турцию на Волге»?

Да, и в то время татары практически на равных конкурировали с турками. Современный казанский историк и публицист Рафаэль Мухаметдинов писал, что татарская элита «стремилась сформировать большую тюрко-татарскую нацию, в составе которой должны были быть и башкиры. Башкирская же элита ставила во главу угла сохранение своей башкирской идентичности и создание башкирской нации, она боялась растворения башкир внутри тюрко-татарской нации». Вы согласны с его мнением? Конфликты и ссоры между татарами и башкирами были неизбежны.

Они начались еще до Сталина и советской власти, когда летом 1917 года делегаты II Всероссийского мусульманского съезда разделились на так называемых территориалистов и федералистов. Материалы по теме: 24 апреля 2016 Татары пытались доминировать, опираясь на свои мощные культурные ресурсы. Башкиры в то время не могли с ними тягаться, поэтому стремились обособиться от родственного, но все-таки другого народа. Это похоже на взаимоотношения украинцев с русскими, пытающихся обозначить национально-культурное отчуждение, — вот у вас есть Пушкин, а у нас Шевченко. Эльцин был типичным большевистским деятелем того времени.

Сначала он устанавливал советскую власть в Екатеринбурге, потом — в Уфе. Идея национально-территориальных автономий ему не нравилась по вполне прозаической причине — он считал ее покушением на свою власть в регионе. Часто пишут, что Эльцин был ставленником Троцкого. Это не так. Троцкий в то время разъезжал на своем знаменитом бронепоезде по всем фронтам, где складывалась опасная для большевиков ситуация.

Поэтому неудивительно, что ему часто приходилось работать в тесном контакте с Эльциным. Известно, что уже тогда Сталин конфликтовал с Троцким. Мог ли этот фактор повлиять на его отношение к Эльцину, тем более что тот возражал против сталинского проекта татаро-башкирской автономии? Сейчас уже трудно сказать, какие у них тогда были отношения. Но в 1929 году Сталин приказал арестовать Эльцина, а в 1937 году — расстрелять.

Расстрелян в 1940 году Фото: Wikipedia Татары и башкиры жили вперемешку или раздельно? Везде было по-разному, но скорее рядом, чем вместе. К тому же многие башкиры, как я уже говорила, вели полукочевой образ жизни. А русские? Русские жили повсюду.

Все города региона в то время были абсолютно русскими. Только в Казани ситуация немного отличалась — в начале XX века татары составляли чуть более 20 процентов ее населения.

Башкиры живут на Урале испокон веков, они упоминаются с 9 века нашей эры в арабских летописях.

Это был кочевой народ угорской группы, к которой также относятся мадьяры и югра. Натиск тюрков из погибшего Тюрского каганата, заставил их разойтись, часть башкир пошла с мадьярами в Европу, и основала Венгрию. Башкиры упоминаются в европейских хрониках как часть венгерской орды.

Другая часть башкир осталась на Урале, там где сейчас Башкорстан. А югра ушла на Крайний Север к океану. С татарами ситуация сложнее, казанские татары считают себя потомками булгар, что жили на Волге с 8 века и погибли под ударами монгольского вторжения Батыя.

Потомками булгар считают себя и чуваши. Но часть ученых считает татар частью монгольского вторжения и говорит, что это было просто монгольское племя, а слово тар-тары, европейского происхождения. Так Европа прозвала монголов за странный азиатский язык.

До принятия ислама значительная часть традиционных народных праздников татар и башкир была связана с этапами годового цикла хозяйственной деятельности. Переплетение традиционных верований и ислама наблюдается и в обрядовой культуре. Основные народные праздники отмечались в весенне-летнее время. После прилета грачей устраивали каргатуй «грачиный праздник». Накануне весенних полевых работ, а местами и после них, проводили праздник плуга — сабантуй , включавший общую трапезу, соревнования в беге, стрельбе из лука, национальную борьбу керэш и конные скачки, предваряемые подворным сбором подарков для победителей. Проведение сабантуя сопровождалось целым рядом ритуалов и магических действий, включая жертвоприношения.

В дни сабантуя имел место обряд изгнания нечистой силы — окуривание дымом или окропление домов и места проведения праздника мэйдан водой. Обязательным элементом сабантуя был сбор детьми крашеных яиц, которые готовила каждая хозяйка. В последние десятилетия сабантуй повсеместно отмечают летом, после завершения весенних полевых работ. Часто в дни сабантуя люди дают обет в случае хорошего урожая принести в жертву корову, барана или другое домашнее животное, что связано с исламской традицией татар-мусульман Поволжья и Южного Урала. В летний период в татарских деревнях организовывали жыен дословно — встречи, сборы — это был общинный праздник встречи. Вероятно, его также можно считать праздником невест, так как он был одним из немногих массовых гуляний, где юноши и девушки беспрепятственно общались друг с другом в совместных играх, хороводах и выбирали себе суженых.

В целом жыен проходили с конца мая до конца июня. В каждом из них участвовали обычно несколько соседних деревень. В дни зимнего солнцестояния в деревнях проходил обряд нардуган или нардыван. По характеру этот старинный обычай напоминает русские святки, с традиционным подворным обходом, ряженьем, посиделками и гаданиями. Групповой обход дворов в дни нардуган сопровождался колядованием — науруз эйтулэр. Колядующие обращались к хозяевам с пожеланиями богатства и здоровья, а затем просили вознаграждения.

Празднование науруза Нового года в марте связано с древней системой летосчисления у тюркских народов. Это был двенадцатилетний цикл, в котором каждый год носил имя животного. В дни национальных праздников , особенно в деревнях, принято надевать традиционную одежду. У башкир и татар были распространены типы одежды, близкие к костюмам приуральских тюрок и казанских татар. Основными элементами женской одежды были туникообразные рубахи кулмэк и штаны ыштан. В будни и праздники непременной частью женского костюма были передники с небольшими нагрудниками.

Верхняя женская и мужская одежда была однотипной — поверх рубахи и штанов носили камзолы. Поверх камзола мужчины носили длинный просторный халат с небольшим шалевым воротником. В холодное время года носили бешметы, чикмени, дубленые шубы. Замужние женщины носили головные уборы в виде покрывала или шапок, которые были широко распространены у многих тюркских народов. Под головной платок кыекча надевали налобную матерчатую повязку с нашитым серебряным позументом или мягкую шапочку, украшенную монетами. Полотенцеобразное покрывало накидывали на шапочку и наматывали на голову наподобие чалмы.

Чалмообразный кыекча этнографы считают характерным для башкир. Многочисленны женские украшения — крупные миндалевидные серьги, подвески к косам, воротниковые застежки с подвесками, перевязь, эффектные широкие браслеты, при изготовлении которых ювелиры применяли различные техники : скань, зернение, чеканку, литье, гравировку, чернение, инкрустацию драгоценными камнями и самоцветами. В сельской местности при изготовлении украшений широко использовались серебряные монеты. Головной убор мужчин кроме кряшен — четырехклинная тюбетейка полусферической формы тубэтэй или в виде усеченного конуса кэлэпуш. Праздничная бархатная позументная тюбетейка украшалась тамбурной, гладьевой чаще золотошвейной вышивкой. Эти головные уборы мужчины обязательно надевают и сегодня при посещении мечети.

Источники информации 1. Гумилев Л. Великая Русь и великая степь. От Руси к России. Черная легенда: друзья и недруги Великой степи. Исхаков Д.

Татарская нация : история и современное развитие. Казань, 2002. Кузеев Р. Народы Среднего Поволжья и Южного Урала: этногенетический взгляд на историю. Происхождение башкирского народа. Вопросы и задания 1.

Пользуясь книгами Л. Гумилева, подготовьте сообщение об историческом взаимодействии русских с народами великой степи. Какие субэтнические группы татарского этноса можно выделить по географическому распространению , языку и религии? Подготовьте краткое сообщение по одной из этих групп. Какое влияние на национальную культуру татар и башкир оказал ислам? Подготовьте компьютерную презентацию о наиболее значимых памятниках исламской культуры в регионе.

Пользуясь топонимическим словарем, определите по карте Европейской части РФ область распространения тюрских топонимов. Из книги Русские плюс... Живопись, архитектура и скульптура эпохи Возрождения. Крупнейшие живописцы Северного Возрождения Самой яркой страницей итальянского Возрождения стало изобразительное искусство , особенно живопись и скульптура. Другие осели в деревнях, возделывают поля и разводят пчел. Эти последние сейчас все более и более растворяются среди других татар Российской империи.

Зиму все башкиры - и Из книги Инки. В мечетях царит удивительная чистота и порядок. Стены окрашены монотонно, без орнаментов, полы покрыты войлочными коврами. Посты соблюдаются в Крыму строжайше. В основном они живут в Минусинском уезде Из книги История ислама. Хотя мусульманский закон строго повелевает татарским женщинам закрывать Из книги Древняя Америка : полет во времени и пространстве.

Присутствие человека и следы его деятельности отмечены в этом регионе чрезвычайно давно. Этническая структура Северо-Кавказского региона Северный Кавказ — самый многонациональный и густонаселенный район Российской Федерации. Формирование субэтнических группПредки мордвы населяли Волго-Окско-Сурское Из книги автора Хазары украинские, сарматы польские, татары русские Восстание 1648-го навсегда изменило не только национальную и политическую карту Украины, но и совершенно переменило социальную структуру общества. Старая элита Речи Посполитой была изгнана с левобережья Днепра или Чего больше - сходств или различий между башкирским и татарским языками? Можно ли опредедить разницу на слух? Разбираемся в отличиях двух родственных языков.

Татарский и башкирский языки относятся к алтайской языковой семье, кыпчакской группе тюркских языков. Считается, что их «родоначальником» был кыпчакский половецкий, куманский язык, сегодня не существующий. Исторические причины обусловили схожесть двух языков. Многие исследователи в своих работах используют термин «татаро-башкиры», акцентируя внимание на единстве народов. Близость территорий и административный фактор привели к тому, что в результате переписей XIXвека наблюдались интересные случаи двойственной этнической идентификации. Жители башкирских деревень при переписи могли отнести себя к сословию башкир, при этом обозначив национальность как «татарин».

Границы взаимопроникновения языков сильно отличаются от современных административных границ между республиками. Так, в языке жителей восточного Татарстана можно услышать характерные признаки , присущие башкирскому языку. В свою очередь, и сегодня велика доля татароязычных башкир, проживающих в северо-западных районах Башкортостана. Интересно мнение некоторых ученых о том, что нет таких слов, каких бы не понял носитель башкирского, а вот в башкирском литературном найдется несколько десятков слов, непонятных татарину. Между татарским и башкирским гораздо меньше различий, чем, например, между русским и белорусским, британским и американским английским, чешским и словацким. Но всё-таки они есть.

В советское время сформировались литературные языки, и выяснилось, что татарский и башкирский в основных своих чертах идентичны. Преимущественно различия между двумя языкам касаются фонетики и грамматики, в меньшей степени - лексики. Лексические отличия В лексическом составе можно найти некоторые расхождения, поэтому, безусловно, на русский имеет свои особенности относительно татарского языка. Приведем примеры различий среди базовых слов. Фонетические отличия 1. По сравнению с татарским, в башкирском происходит замена некоторых букв и звуков в парах первое слово из татарского языка, второе из башкирского.

Из-за фонетических особенностей башкирский язык на слух воспринимается как более мягкий. Таким образом, два языка имеют больше сходств, чем различий. Эти народы всегда жили в достаточно близком соприкосновении и друг с другом, и с русским населением этих краев. В процессе совместного проживания происходило взаимовлияние и взаимопроникновение культур, однако и в XXI веке народы Поволжья и Урала сохранили свое национальное самосознание и аутентичность. Понятно, что образ жизни, культурные традиции , другие этнографические особенности сегодняшних татар, башкир и чувашей существенно отличаются от того, что было 150 лет назад. Тем интереснее, полагаю, будет читателю соприкоснуться со своего рода "временным срезом" жизни этих народов, всегда игравших значительную роль в нашей общей российской истории.

При подготовке материалов этой части обзора использованы следующие источники: - "Народы России. Этнографические очерки. Материалы для этнографии России. Казанская губерния. Семенова-Тян-Шанского , т. Элизе Реклю.

Полное географическое описание нашего отечества" под редакцией В. Семенова и под общим руководством П. Семенова-Тян-Шанского и акад. Ламанского, т. Артемьев, Этнографическое обозрение чувашей, 1859. В обзоре использованы иллюстрации из книг и журналов XIX века, фотографии и произведения художников того времени.

Ареал обитания самого многочисленного из представленных народов - татар - довольно обширен: от среднего течения Волги Нижегородская губерния до Астрахани на юге и Уфимской губернии на востоке. Волжских татар принято было именовать казанскими, чтобы отличать их от татар крымских и кавказских азербайджанцев. Казанские татары. Pauli F. Казанские татары, пришедшие с начала тринадцатого столетия с монгольскими ханами, но очень мало смешанные с племенами их вождей, судя по чистоте их типа, происходят от кипчаков Золотой Орды. Они среднего роста, широкоплечи, крепкого телосложения; лицо у них красивой овальной формы, нос прямой, тонкий, красиво выгнутый, глаза черные, живые, острые, скулы немного выдающиеся, борода черная, редкая, шея толстая и короткая; голову они всегда бреют, отчего их прямые уши кажутся более длинными, чем на самом деле.

Женщины имеют обыкновение белиться и румяниться, но они все более и более принимают русские моды. Татарки бедных семейств свободно выходят на улицу, с полуоткрытым лицом, а жены богатых татар ездят иногда в русский театр, в Нижний на ярмарку и в столицы, присутствуют на публичных увеселениях. Многоженство все еще существует, брак не перестал быть покупкой жены, и в брачных договорах, в составлении которых жених и невеста не участвуют, постоянно упоминается цифра калыма, уплачиваемая за молодую девушку. Однако, число татар-многоженцев понемногу уменьшается. Фото А. Карелина, 1870-е.

Татарская чета Казанской губ. Фото Ж. Рауля, 1870-е. Чета татар. Карелина, 1880-е. Чета пожилых татар.

Татарки по наружному виду более подходят к восточному типу, а именно к монгольскому, по причине значительно выдающихся скул и узкого разреза глаз. Другая отличительная их черта - это переливающаяся с боку на бок походка, по которой тотчас возможно признать татарку, без предварительного разузнавания ее народности. За особенную красоту татарки почитают их выдающиеся боковые кости. К 35 годам татарки от употребления косметических средств и от бездеятельной жизни сильно стареют, представляя этим совершеннейшую противоположность с другими народностями. До настоящего времени татарские женщины ведут совершенно отдельную от мужчин жизнь, имея свое особое помещение. Единственное их развлечение составляют дети, одежда и частая еда.

От этой характеристической черты жизни татарских женщин в последнее время делаются отступления. Так, например, татарки являются в театр занимая места в ложах позади своих мужей, при опущенных вуалях. Их можно также встретить на гуляньях и на официальных балах. На последних они откидывают свои вуали, причем наблюдателю немедленно бросается в глаза их полуиспуганный вид и всякое отсутствие движения зрачков. При всем том некоторые из них весьма привлекательной наружности, в особенности те, которые не употребляют косметических средств, что весьма редко. Фото М.

Букаря, 1872. Главным занятием массы татарского населения служит земледелие, хотя справедливость требует заметить, что татары - плохие земледельцы, несмотря на то, что занимают сравнительно хорошие земли. Причин этого несколько: прежде всего недостаточность наделов, обезлесение местности, служащее причиной частых засух, и плохая техника земледелия. Татары расселились громадными селениями по нескольку сот дворов, вследствие чего поля их раскинулись на десятки верст, и дальние полосы не могут быть удобряемы. Кроме того, среди татар наблюдается наибольший процент безлошадных, которым приходится или отдавать свои наделы за ничтожную плату в аренду, или обрабатывать кое-как наймом, что также дает мало дохода. Будучи дурными земледельцами, татары - плохие и плательщики податей.

Но если татары плохо организуют свое собственное хозяйство, то в чужом хозяйстве являются очень хорошими работниками. Вообще, татары способны ко всякому труду. Поступая в услужение, в виде кучеров, дворников, сторожей, скоро приобретают полное доверие своей честностью, исправностью, услужливостью и готовностью на всякое дело. В физическом труде отличаются большой силой и необыкновенной выносливостью; на волжских пристанях считаются самыми лучшими крючниками и грузчиками, свободно таская на себе тюки с тяжестями по 12-18 пудов. Но в целом татарин, сибарит по натуре, любит и предпочитает всему лёгкий труд, особенно торговлю, к которой он, подобно еврею, чувствует большую склонность и способность. Стоит татарину скопить несколько рублей, как он пускается в торговлю.

Торгуют татары решительно всем, чем только можно, и с большим уменьем и выгодой для себя. Многие из них скоро обогащаются; в Казани и Нижнем есть татары-миллионеры. Полное географическое описание. Выгрузка баржи татарами. Дмитриева, 1890-е. Зажиточные нижегородские татары.

Одежда татар - восточная, отличающаяся своей длиной и шириной. Рубашка - белая или цветная, ситцевая или же из синей крашенины, с широкими рукавами, спускается ниже колен и не подпоясывается; штаны, также широкие, запускаются за сапоги или завертываются за онучи. Поверх рубашки татары носят безрукавый камзол "зилян" , доходящий до колен, затем халат, подпоясываемый гарусным или шелковым кушаком - и, наконец, шубу. Казанские татары-купцы носят обыкновенно поверх зиляна суконный кафтан с опушкой, похожий покроем на русский купеческий. Эта скромная одежда отличается у богатых только тем, что сукно тоньше и кафтан вообще опрятнее; зато они носят много драгоценностей: золотые перстни, кольца с бриллиантами, массивные золотые цепи и пр. Выбритая гладко голова татарина покрывается ермолкой тюбетейкой , иногда расшитой золотом и жемчугом, затем шапкой, у богачей опушенной бобром.

Муллы и хаджи, т. Пожилой и молодой татарин. Фото К. Сафонова, 1890-е. Татарин Казанской губ. Татарский мальчик Казанской губ.

Если вы придете в гости к башкирам, то для вас накроют богатый стол. Татары же не так любят гостей - у башкир сохраняется традиция преподносить подарки детям, которые приходят в гости. В целом у народа более трепетное отношение к детям, поэтому больше многодетных семей - любимое национальное блюдо башкир — бешбармак, у татар — чак-чак и эчпочмак - отличается национальная одежда: у татар преобладают красный и зеленый цвета, у башкир — желтый - в башкирской семье больше развит культ почитания старших, слово родителей — закон. Фото: город Уфа, источник: puteved. Любой татарин поймет башкира.

Чем отличаются татары от башкир — основные отличия у народов. Разница между башкирами и татарами

Прежде всего потому выдвигается этот посыл, что на значительной части Башкорстана преобладают этнические татары , а башкиры, к тому же, очень часто разговаривают по-татарски. Естественное желание преобладающего на территории населения - сделать свой язык государственным и добиться, чтобы все жители им пользовались. Необходимо доказать, что хозяева этой земли - башкиры, и татары отличия в менталитете должны были бы признать. Однако так не получается. Татары и башкиры - один народ, уверены в Татарстане и многочисленных татарских поселениях Башкорстана.

Башкиров обвиняют в искусственной ассимиляции и навязывании языка. Это вместе с требованием, чтобы татарский язык стал вторым государственным в Татарстане. Итак, историческое доминирование, приближающееся к шовинизму, против навязчивого нациестроительства. Кто больше прав?

Башкиры и татары - отличия или идентичность? Как заморозить этнические конфликты Вряд ли кто-то в России слышал о подобном конфликте, но это вовсе не потому, что эти противоречия незначительны. Они, скорее всего, гораздо сильнее российско-украинских. И не знают о них вовсе не потому, что россиянам безразлично, чем живут чуваши, татары и башкиры.

А также адыгейцы, шорцы, ненцы и долганы. Ну и, конечно, якуты. И татары, и башкиры так же близки русскому народу, как все остальные 194 народности бывшего СССР. Это не считая малых народов, которых тоже огромнейший список.

Вот на снимке башкиры и татары. Отличия фото передаёт только в костюмах. Одна же семья! Трудно урегулировать без возрождения культуры диалога при почти завершившемся вырождении национальных элит: башкиры и татары - вражда.

Хотя конфликты здесь не зашли так далеко, как, скажем, на Кавказе, где бывшие половцы кумыки никогда не жили в мире с горными народами. Подавляться эта стихия не может уже никак, кроме применения силовых методов. Татары и башкиры потеряли ещё не всё. Национальные сложности Рассмотрим этнический состав поближе.

При советской власти переписи показывали примерно равное количество тех и других. Теперь татары обвиняют Башкорстан в приписках и ассимиляции, а башкиры доказывают, что "отатаренные" башкиры вернулись к своей идентичности. Русские живут в основном в городах, а в сельской местности преобладают башкиры и татары, отличия которых русскому глазу не слишком заметны. У русских нет настолько глубоко укоренённых противоречий с любыми другими народами, даже таких, какие взрастили башкиры и татары.

Разница в характере отношений настолько велика, что конфликт местных тюрков с местными русскими гораздо менее вероятен. Из истории создания государства Исторически Россия сложилась из территорий, где проживают различные народности, как лоскутное одеяло. И после революции, естественно, встал вопрос самоопределения всех этих народов. В первые годы власти Советов сложились и граница Башкирии, включившая такое большое количество татар на своей территории.

Татария предлагала свои проекты, удивительное единомыслие здесь показали и эсеры Идель-Урала, и большевики Татаро-Башкирской Советской республики. Предполагалось единое государство и единый народ. Однако башкиры, которые были в Российской Империи воинским сословием, таким же, как казаки, сформировали армию и захватили власть в Предуралье. Советская Россия приняла их после подписания договора.

В нем значилось, что Малый Башкурдистан, где проживали этнические башкиры, будет существовать под властью башкир. Условия договора, конечно же, время от времени нарушались, но кончилось тем, в 1922 году почти вся Уфимская губерния была уже в составе Башкирской АССР. После этого ещё происходили некоторые изменения границ: Башкорстан потерял удалённые районы, населённые сугубо башкирами, но все смирились. Сегодня же границы Башкорстана - часть башкир, и сдаваться они не намерены.

Именно поэтому башкиры и татары, разница меж которыми русским, например, не очень-то и видна, пытаются растворить в себе друг друга. Пока число татар в Башкирии сопоставимо с количеством башкир, само башкирское территориальное образование находится под постоянной угрозой. Конечно, татары, проживающие в Башкирии, всеми силами сопротивляются и хотят объединённого национального государства. Пакт о ненападении Этнический конфликт между татарами и башкирами России удалось заморозить.

Но он не убит, и есть риск, что когда-нибудь вырвется на свободу. Если бы республики были суверенными, тогда вряд ли конфликт долго оставался бы в покое, но, во всяком случае, можно попробовать. Националистическое государство - всегда плохо: тут можно вспомнить осетин и абхазов, испугавшихся националистических проектов Грузии, гагаузов среди молдаван, сербов среди хорватов. Так же точно и татары не хотят вливаться в культуру башкир, оставив притязания на свою.

Пока кровь не пролилась, а претензии уже озвучены, можно ожидать мирного диалога и полного разрешения противоречий. Разница между татарами и башкирами во взглядах может быть преодолена. Итак, каковы притязания сторон? Башкиры хотят незыблемости границ и концепцию башкирского государства.

Татары не хотят потерять лидерство в регионе. Татары башкорстанские хотят собственной идентичности и своего языка. И нельзя забывать, что в Татарстане велико число националистов, которые хотят один Большой Татарстан. Согласование интересов Башкиры хотят "башкирскости" на своей территории - пусть её получат вместе с нерушимостью границ.

Татары не хотят ассимиляции - пусть получат гарантии, что им не навяжут башкирскую идентичность и башкирский язык. Татарстан хочет быть лидером в регионе - должен довольствоваться равноправием. Все народы Башкорстана должны иметь право на получение образования на родном языке при обязательном изучении башкирского как отдельного предмета. Татарский язык может быть использован в органах власти Башкорстана, но он не станет официальным языком наравне с башкирским.

Башкорстан может вводить национальные квоты, чтобы роль башкир стала лидирующей, но было и представительство других народов, а также должен отказаться от ассимиляции татар и манипуляций с переписями населения. Татарстан откажется от территориальных претензий и от предоставления двойного гражданства. Башкорстан отказывается от своих претензий на национально-территориальную автономию. Но надежды на то, что подобный диалог состоится скоро, пока нет.

Справедливость живёт в аду, а в раю - только любовь Такой план наверняка покажется несправедливым и той, и другой стороне. Однако какова альтернатива, чем она порадует? Разницы между татарами и башкирами в этом случае не существует, и плохо будет всем. С одной стороны, татары должны понимать, что мир - залог их претензии на лидерство.

Татары, живущие в Башкорстане, послужат связующим звеном между республиками. А если война, даже победная, случится, Татарстан получает злейшего врага у границ, плюс к этому, не видать международной легитимности, зато будет много подозрительности от рядом расположенных республик. Мирно же башкиры не откажутся от границ республики и роли своего народа на этой территории. Башкирам тоже нужно многое осознать.

Сохранить границы и статус титульной нации можно только в случае договорённости с народами, живущими в республике. Есть вариант: при национальной диктатуре этнические чистки. Ничего хорошего для Башкорстана это не сулит - ни в международном статусе, ни во взаимоотношениях с ближайшими соседями. Теперь о русских, коих большинство Как быть в этой ситуации русским, проживающим на территориях Башкорстана и Татарстана?

Сейчас русский язык имеет непропорциональное преимущество в обеих республиках, несмотря на весь их национализм. Наблюдается тотальное преобладание русского языка в бизнесе, во всех СМИ и в книгоиздании, а государственное управление почти целиком ведётся на русском, даже там, где количество русских людей невелико. В Башкортостане легко идти по карьерной лестнице, не зная ни татарского, ни башкирского. Но даже смешно говорить о об этом, если человек не знает русского.

Нельзя сравнивать преподавание башкирского и татарского русским детям с преподаванием русского татарам и башкирам. Русским языком владеют все без исключения и в самом полном объёме, что никак нельзя сказать о владении русскими республик. Русским всё равно, "башкиризация" наступит или "татаризация" - в любом случае в течение ближайших нескольких десятилетий как минимум доля русского языка будет намного выше доли любого национального. Так сложилось, несмотря на все претензии к равноправию и справедливости.

А политическое представительство можно распределять по договорённости, как того и хотят рядовые башкиры и татары. Отличия между ними несущественны и в таких важных областях, как религия: помимо атеизма и православия, которые присутствуют в обеих республиках, большинство исповедует суннитский ислам. Благие подвижки Надежда на улучшение башкиро-татарских отношений появилась после ухода президента М. Президенты республик обменялись визитами.

В Уфе начал работу татарский телеканал ТНВ в виде корреспондентского пункта. Увеличилось культурное и экономическое сотрудничество этих республик. Хотя нерешённые проблемы никуда не ушли и остаются в отношениях двух стран многочисленные противоречия. На самом деле странно, что у элит народов, ближайших по языку и одинаково сложившейся культуре, не получается совместного подхода к проблемам нациестроительства.

Откуда это разное видение этнополитического пространства? Год 1917-й с его ошибочными, может быть, решениями неимоверно далёк от настоящего момента, но, тем не менее, спрятанные там конфликты до сих пор влияют на менталитет двух братских народов. Причины противоречий Если покопаться, можно выделить из канвы событий вековой давности пять основных факторов такого развития событий. Первый - субъективный, остальные - вполне объективные.

Неприязнь и полное отсутствие взаимопонимания между лидерами Заки Валиди и Гаязом Исхаки. Заки Валиди был вождём башкирского освободительного движения от 1917 года до 1920-го. Востоковед, историк, доктор философии, профессор и почётный член университета Манчестера в будущем. А пока - просто лидер.

Гаяз Исхаки - лидер национального движения Татарии, издатель и писатель, публицист и политик. Ревностный мусульманин - главенствовал в подготовке, а после в проведении первого съезда мусульман в предреволюционной Москве. Умные же, образованнейшие люди, почему не договорились? Земельный вопрос рассматривался у татар и у башкир по-разному.

Татары за 365 лет с момента колонизации постепенно растеряли все земли, захваченные во времена монголо-татарского ига, поскольку положение этих территорий было стратегическим: реки, дороги, торговые пути. Первый раз - после 1552 года, затем - в начале 18 века по царскому указу в Татарии были ликвидированы феодалы, а земли переданы русским переселенцам и казне. С тех пор безземелье стало настоящей бедой для татар. Иная ситуация сложилась на территориях башкир, обладавших в царской империи вотчинным правом и постоянно впоследствии за него воевавших.

Во время голода, случавшегося при царизме периодически - раз в 3-5 лет, а также во время в Башкирию прибывали поселенцы как из России, так и из ближайших земель. Образовалось многонациональное крестьянство. Земельный вопрос стоял в Башкирии всегда очень остро, а после 1917 года стал фактором для формирования национального движения. Чисто географическое расположение татарских и башкирских земель.

Земли татар находились в самой глубине Империи, они не имели границ ни с каким окраинным регионом, способным объединить усилия в борьбе на общие интересы. Башкирия почти граничила с Казахстаном - пятьдесят километров русской земли отделяли эти республики друг от друга. Вероятность союза была очень велика. Некоторые различия в системе расселения башкир и татар в Российской империи.

Дисперсное расселение татар до революции, даже на своих землях не составляющее подавляющего большинства, против башкир, составляющих на своих землях это подавляющее большинство. Разный культурный и образовательный уровни башкир и татар. При дисперсном расселении татар главным их оружием стал интеллект, высокие моральные качества и организованность. Силой же башкир не были медресе и интеллигентность.

Они владели землёй, были военизированы и готовы в любой момент встать на защиту своей независимости. Несмотря на все эти пункты, вполне дружественными могут быть башкиры и татары. Фото в статье демонстрируют многие моменты действительно братских и добрососедских отношений. Татары и башкиры — крупнейшие народы региона Географическое положение Урало-Поволжья как связующего звена между Европой и Азией, важнейшего перекрестка миграционных путей многих народов, — главная причина появления тюркских народов, башкир и татар, в этом регионе.

От нашествия древних кочевников пострадали более слабые этнические группы финно-угров, оттесненные сильными южными соседями. Татары и башкиры со временем стали крупнейшими этносами региона, заняв значительную этническую территорию. Татары — второй по численности этнос России. Татары и башкиры: два этноса — одна историческая судьба Этноним «татары» имеет тюркское происхождение.

Так назывались племена, жившие в Центральной Азии к юго-востоку от Байкала. Во времена монгольских завоеваний этноним получил широкое распространение, в том числе в Европе. Этноним «башкиры», по единому мнению ученых, произошел от названия племенного объединения, участвовавшего в этногенезе башкирского этноса — башкурт. При продвижении племен на новые земли Урала наименование обобщилось и распространилось на родственные племена.

В формировании башкир решающую роль сыграли тюркские скотоводческие племена центральноазиатского происхождения, которые до прихода на Южный Урал значительное время кочевали в приаральско-сырдарьинских степях, вступая в контакты с печенежско-огузскими и кимако-кипчакскими племенами. Еще в Сибири и Центральной Азии древние башкирские племена испытали некоторое влияние тунгусо-маньчжуров и монголов. С конца IX — начала X в. Расселяясь на Южном Урале, они частью вытеснили, частью ассимилировали местное финно-угорское и иранское сармато-аланское население.

Впоследствии многие из этих народов, например часть удмуртов и марийцев, растворились среди башкир. Одна из особенностей башкирского этноса состоит в том, что в памяти башкир до сих пор сохраняются следы древнего родоплеменного деления. Таких групп в составе башкир было более сорока например, племенные группы юрмат, бурзян, усерган и др. Этническую основу волго-уральских татар составили тюркоязычные племена булгар, создавших в Среднем Поволжье одно из ранних не позже начала Х в.

В Булгарии из многих племенных и постплеменных формирований складывалась булгарская народность, в предмонгольское время переживавшая процесс консолидации. В 1236 г. В XIII в. В период монголо-татарского владычества в состав башкир влились некоторые болгарские, кипчакские и монгольские племена.

В отличие от татар, башкиры несут в своем облике ярко выраженную монголоидную примесь. Значительную роль в этнокультурном развитии башкир и татар на Среднем Урале сыграли их близкие контакты между собой, приведшие к тому, что во многих местах невозможно обозначить не только границы расселения двух народов, но и специфические черты их культуры и быта. Сближение народов происходило в условиях единой исламской конфессиональной среды. Татары были обращены в ислам в IX в.

Значительная часть башкир попала под влияние татар и была ими ассимилирована. Башкиры, овладевшие татарским языком, часто записывались татарами. В условиях национального развития двух тюркских республик — Башкортостана и Татарстана — предприняты меры для более точного определения этнической идентичности представителей титульных народов. Самыми многочисленными являются волгоуральские татары, включающие субэтносы казанских татар, касимовских татар и мишарей.

На территории Среднего Поволжья и Приуралья сформировались казанские татары и мишари, а на Нижней Волге — астраханские татары. Касимовские татары тат. Мишарей, переселявшихся в Башкирию, стали называть мещеряками и тюменцами. Астраханские татары являются потомками населения Золотой Орды, испытавшего этническое влияние более ранних компонентов хазары, кипчаки , а в XV—XVI вв.

В прошлом у всех этно-территориальных групп татар имелись локальные этнонимы: у волго-уральских — меселман, казанлы, болгар, мишэр, типтэр, керэшен, нагайбэк, кэчим; у астраханских — нугай, карагаш, юрт татарлары. Сохранение локальных наименований указывает на незавершенность консолидационных процессов среди татар, которые являются вполне сложившимся крупным этносом, хотя часть нагайбаков и некоторые другие субэтнические группы продолжают выделять себя из состава остальных татар. Отдельные группы татар разнятся в антропологическом отношении. Среди татар Среднего Поволжья и Урала преобладают представители большой европеоидной расы.

Часть астраханских и сибирских татар по внешнему облику близки к монголоидной расе. Народно-разговорный татарский язык относится к кипчакской группе тюркского языка и делится на три диалекта: западный мишарский , средний казанско-татарский и восточный сибирскотатарский. Астраханские татары по языковым особенностям сохраняют определенную специфику. Наиболее древняя татарская письменность — руническая.

В 1939—1940 гг. В прикладном искусстве татар определенное место занимает графика, соединенная с каллиграфией. Она применялась в ювелирном деле , в оформлении рукописей и книг, а также шамаилов — изречений из Корана, развешиваемых на стенах жилища.

Исследования многих ученых, в частности, моего учителя академика Р.

Кузеева, свидетельствуют о том, что Белебеевско-Бугульминская возвышенность, т. В дальнейшем башкиры с этой земли никуда не уходили, а их язык и культура всегда были почти идентичны с татарским языком и культурой. По исследованиям видного языковеда Р. Сибагатова, язык тюркского населения западных и северо-западных районов Башкирии и 100, и 200, и даже 300 лет назад имел татарское звучание, т.

Еще в 50-е годы прошлого века крупный башкирский лингвист Дж. Киекбаев, изучая внутреннее строение башкирского языка, пришел к однозначному выводу о том, что «нельзя разделять мнение тех, кто считает разговорный язык западных башкир башкирским диалектом, потому что башкиры, проживающие в западной и северо-западной Башкирии, разговаривают на татарском языке среднем диалекте татарского языка ». Видный ученый, историк Б. Юлдашбаев также писал, что основу башкирского литературного языка составили два диалекта — юрматинский южный и куваканский восточный.

Ни о каком-либо третьем диалекте речи и не было: «…Более того, язык западных и северо-западных башкир давно уже не собственно башкирский, а по существу татарский». Сословие или национальность? Научные труды упомянутых авторов развеивают мнение о так называемой татарской языковой экспансии. В подтверждение сказанному можно привести пример башкирского села Канлы-Туркеево в Буздякском районе, 550-летие которого так широко, на республиканском уровне отметили летом 2005 года.

Татарский и башкирский языки относятся к алтайской языковой семье, кыпчакской группе тюркских языков. Считается, что их «родоначальником» был кыпчакский половецкий, куманский язык, сегодня не существующий. Исторические причины обусловили схожесть двух языков.

Многие исследователи в своих работах используют термин «татаро-башкиры», акцентируя внимание на единстве народов. Близость территорий и административный фактор привели к тому, что в результате переписей XIXвека наблюдались интересные случаи двойственной этнической идентификации. Жители башкирских деревень при переписи могли отнести себя к сословию башкир, при этом обозначив национальность как «татарин».

Ореол распространения татарской национальности начинается от земель Сибири и заканчивается полуостровом Крым. При этом нужно отметить, что он, конечно отличаются по многим своим признакам. Население же башкир охватывает в основном, такие территории как Приуралье, Южный и Средний Урал. Но большая их часть проживает в рамках современных границ республик Башкортостан и Татарстан. Крупные анклавы встречаются в Свердловской, Пермской, Челябинской, Самарской и Оренбургской областях. Чтобы подчинить непокорных и сильных татар русским царям пришлось приложить немало военных усилий. Примером является неоднократный штурм Казани русским войском.

Башкиры же не с тали оказывать сопротивления Ивану Грозному и добровольно вошли в состав Российской империи.

Чем отличаются татары от башкир — основные отличия у народов. Разница между башкирами и татарами

Чем татары от башкир отличаются и почему это не один народ ЭтноФан Дзен башкиры татар? Чем отличаются татары от башкир — основные отличия народов. Каждый татарин и башкир должен считать своей первейшей необходимостью знать свой народ и его культуру и не путать их между собой. Башкирский и татарский языки представляют собой два близкородственных диалекта. Понятно, что образ жизни, культурные традиции, другие этнографические особенности сегодняшних татар, башкир и чувашей существенно отличаются от того, что было 150 лет назад. Данный диалект практически полностью соответствует литературным нормам татарского языка и потому является малоотличим, но в таком случае можно говорить о том, что башкиры северо-запада говорят именно на том языке, в чём их разубедили татары и башкиры просто ведут.

Похожие новости:

Оцените статью
Добавить комментарий