Июньский кризис Временного правительства был вторым в череде политических кризисов между Февральской и Октябрьской революцией 1917 года. Кризис 6 июля и второе коалиционное правительство. Результаты июльского кризиса: А. Ф. Керенский – председатель второго коалиционного Временного правительства 1) Провал попытки вооруженного выступления против Временного правительства.
Временное правительство в России (1917)
Это привело ко второму политическому кризису Временного правительства. Пытаясь выйти из него и повысить свой авторитет, правительство решило начать давно планируемое наступление на фронте, полагая, что военный успех на фронте собьет волну недовольства. Июньский кризис Временного правительства был вторым в череде политических кризисов между Февральской и Октябрьской революцией 1917 года. Сегодня мы разобрали самое основное в трех кризисах Временного правительства.
Кризисы временного правительства
соглашение о создании коалиции между Временным правительством и Исполкомом Петроградского Совета. Всё это породило первый кризис Временного правительства. В июне 1917 года в России произошел «Второй кризис Временного правительства», причина которого — затягивание войны.
Кризисы 1917 года: борьба, митинги, расстрелы. Часть II. Июньский кризис
Это усилило возмущение масс. Антидемократические действия Временного правительства [в частности, распоряжение от 7 20 июня о конфискации дачи бывшего царского министра П. Дурново , где помещались рабочий клуб и учреждения профсоюзов Выборгского района] привели к тому, что 8 21 июня забастовали рабочие 29 заводов Петрограда. По настоянию соглашателей съезд Советов 9 22 июня запретил демонстрацию. Соглашатели обвинили большевиков в «военном заговоре».
ЦК РСДРП б , не желая противопоставлять себя съезду, в ночь с 9 на 10 с 22 на 23 июня постановил отменить демонстрацию.
Милюков и А. Гучков со своими сторонниками защищали неограниченную власть правительства, которому надлежало выступать единственным выразителем национальных интересов России. Они не допускали принципиальной возможности какого бы то ни было воздействия на выбор государственного курса со стороны Совета.
Им противостояли Н. Некрасов, А. Керенский, А. Коновалов, М.
Они видели возможность повышения авторитета Временного правительства за счет включения в кабинет министров умеренных лидеров Совета. В течении двух дней с 20 по 21 апреля социальное разочарование и враждебность мгновенно выплеснулись на улицы Петрограда, обернувшись прямыми столкновениями между сторонниками Петроградского Совета и контр-демонстрациями из средних слоев, выступавшими в поддержку Временного правительства. За исключением рабочих Выборгского района верных большевикам демонстранты выступали не против Временного правительства как такового, а против его отказа принять политический курс Петроградского Совета. Из всех проблем, поднятых Апрельским кризисом, конфликт по вопросам внешней политики оказалось уладить проще всего.
В течении ночи 20 апреля в результате переговоров между Исполкомом и Временным правительством стороны представляли Церетели и левый надет Н. Некрасов была выработана компромиссная дипломатическая нота. Об «аннексиях» в ней ничего не говорилось. Все это привело к тому, что со стороны министра-председателя Г.
Львова последовало приглашение лидерам Петроградского совета вступить в коалиционное правительство.
Волна революционных выступлений прошла по всей стране. Советами руководили эсеры, меньшевики и большевики, но в самих советах преобладали меньшевистско - эсеровские настроения и поэтому Петроградский Совет выразил доверие Временному правительству, но заявил, что оно правительство должно работать под надзором Совета. Была создана Красная гвардия полиция , позднее - милиция, восстановлена деятельность профсоюзов, установлен 8 - ми часовой рабочий день. По просьбе Милюкова было объявлено ,что Временное правительство создано по согласованию с Советом. Легитимность Временного правительства проявлялась в том, что Николай II передал власть Михаилу, а он -Временному правительству. Оно пыталось сохранить действующие ранее законы Символом гражданского единения стало созданное 2 марта 1917 года Временное правительство. Оно возникло в результате компромисса между двумя источниками лигитимности : Временным комитетом Государственной Думы, обеспечившим преемственность власти; и Петроградским Советом , олицетворяющим революционную законность.
Принять окончательное решение об изменениях в государственном строе России и закрепить их в конституции должно было Учредительное Собрание ,сформированное на основе всеобщих равных и прямых выборов. До его созыва Временное правительство сосредотачивало в своих руках законодательную и исполнительную власть. Декларация Временного правительства 6 марта 1917 г. Не произошло объявление России республикой это состоялось лишь в сентябре 1917г. Женщинам - мусульманкам давались политическая свобода. Задачи партий. Кадеты поставили задачу европеизации России, путём создания сильной государственной власти. Они считали, что главную роль в стране должна играть буржуазия и настаивали на необходимости победить в войне.
По их мнению именно победа должна объединить страну. А все вопросы нужно решать после победы. Главное - создать власть, опираясь на коалицию сил, не заинтересованных в реставрации монархии. Эсеры: Правые эсеры. Взгляды правых эсеров практически не отличались от взглядов меньшевиков. Эсеры центра. Их взгляды склонялись к правым эсерам. А также они считали что февральская революция - апогей революционного процесса и освободительного движения; в стране должно наступить гражданское согласие, примирение всех сил и слоёв общества для проведения социальных реформ.
По этому в мартовском Обращении к населению России правительство заявило ,что считает своим долгом еще до созыва Учредительного Собрания начать реорганизацию государственного строя на новых принципах свободы, законности, равноправия. В первую очередь была объявлена полная амнистия по политическим и религиозным делам , свобода слова , печати , собраний; отменены сословные , религиозные, национальные ограничения, смертная казнь; упразднены жандармерия, полиция, цензура. В марте 1917 года Временное правительство отстранило от должности губернаторов и вице-губернаторов. Их обязанности были возложены на комиссаров Временного правительства ,призванных осуществлять контроль за исполнением законов на местах. В мае 1917 года Временное правительство значительно расширило компетенцию земств. К ведению органов местного самоуправления были отнесены вопросы охраны труда, создания бирж труда, общественных мастерских , устранение дороговизны. Исполнительными органами земств стала милиция. Однако первоочередным для новой власти представлялись задачи связанные с нормализацией экономической жизни страны и установлением социального мира.
Временное правительство приступило к планомерному всестороннему государственному регулированию экономической жизни и трудовых отношений с тем, чтобы защитить интересы общества в целом перед лицом личных выгод, групповых и классовых интересов. В связи с этим начинает формироваться централизованная система государственных регулирующих органов. В апреле 1917 года принято решение о создании системы земельных комитетов для разрешения текущих вопросов сельскохозяйственной политики. В июне 1917г. Главный экономический комитет обладал правами устанавливать планы снабжения, распределения, заготовок, перевозок продукции, нормировать цены, назначать реквизиции. Таким образом, созданные экономические регулирующие органы призваны были обеспечить связь производства и потребления за счет обезличения производимых продуктов , что достигалось путем изъятия в централизованный фонд продукции и перераспределения ее сообразно государственным приоритетам. Особого внимания заслуживает учрежденное 5 мая 1917г. Министерство труда.
За время своего существования оно обеспечило принятие целого ряда важнейших законов: о биржах труда, примирительных учреждениях, об обеспечении рабочих на случай болезни, о запрещении ночной работы женщин и детей.
В новое правительство вошли: министры - капиталисты и министры - социалисты. В его состав вошли министр-председатель и министр внутренних дел Г. Львов, министр юстиции П. Переверзев, министр иностранных дел Терещенко, министр путей сообщения Некрасов, министр торговли и промышленности Коновалов, министр просвещения Мануйлов, министр финансов Шингарев, министр земледелия В. Чернов, министр почт и телеграфов И. Черетели меньшевик , министр труда Скобелев меньшевик , министр продовольствия Пешехонов народный социалист , министр государственного презрения князь Шаховский кадет , обер- прокурор Синода В.
Львов и государственный контролер Годнев. В правительстве 10 мест было у буржуазных партий, 6 - у социалистов. Оно выступило с декларацией, в которой обещало начать переговоры о заключении мира, ускорить разработку аграрной реформы, установить государственный контроль над производством. Второй кризис. Внутренняя и внешняя политика 1-го коалиционного правительства 6 мая- 2 июля вызвали новый взрыв недовольства. Оно достигло значительного размаха летом 1917г. Развернув в тот же день наступления на фронте, правительство смогло с помощью национал-патриотов сбить антиправительственную волну.
Июльский кризис. Конец двоевластия. Чрезвычайную остроту он пробрел 3-4 июля, когда в столице произошла многотысячная вооруженная демонстрация солдат, матросов, рабочих с целью давления на ВЦИК для создания советского правительства. Произошли столкновения между демонстрантами и частями, верными правительству. С этой целью с Северного фронта прибыли войска численностью 15-16 тыс. Демонстрация была разогнана, Петроград был объявлен на военном положении. Начались репрессии против большевиков и левых эсеров, которых обвиняли в подготовке вооруженного захвата власти, 6 июля правительство издало указ об аресте В.
Ленина и других большевистских лидеров, обвинив их в шпионаже в пользу Германии в результате чего большевики были загнаны в подполье, а Временное правительство для укрепления дисциплины в армии ввело на фронте смертную казнь. С двоевластием было покончено, влияние Петроградского и других Советов временно уменьшилось. Кризис не был разрешен, он усугубился после полученного 7 июля сообщения о поражении на фронте и отступлении русских войск.
Кризисы Временного правительства 1917: таблица. Три кризиса Временного правительства
На нем большевики открыто заявили, что готовы взять в власть в свои руки. Неудачи на фронте и отсутствие каких-либо улучшений экономической ситуации в стране вызвали рост недовольства в среде рабочих к действующему уже месяц коалиционному правительству. Большевики резко набрали популярность, поскольку к ненавистному в народе коалиционному правительству они отношения не имели. Военная организация большевиков и Петербургский комитет партии настаивали в Центральном комитете партии на проведении вооруженной демонстрации. Дурново, находившейся в Выборгском районе Петрограда и являвшаяся штабом анархо-коммунистов. Это событие еще больше увеличило уровень недовольства. Вооруженная демонстрация под лозунгами передачи всей власти Советам была назначена на 10 июня. Главный удар должен был быть направлен на захват Мариинского дворца, резиденцию Временного правительства. По планам Военной организации в ходе этого вооруженного выступления большевики должны были так или иначе объявить себя действующей властью.
Все опасались кровопролития. В срочном порядке была развернута широкая агитация против демонстрации. В последний момент ЦК большевистской партии был вынужден отменить приготовления к вооруженному выступлению. На 18 июня эсеры и меньшевики приняли решение провести собственную мирную демонстрацию в поддержку Временному правительству, однако демонстрация прошла под прямо противоположными лозунгами. Так июньский кризис постепенно вылился в Июльский. Июльский В знак протеста против признания за Украиной автономии в отставку подали три министра-кадета. Финляндия объявила о том, что впредь будет проводить независимую от России внутреннюю политику.
Их взгляды склонялись к правым эсерам. А также они считали что февральская революция - апогей революционного процесса и освободительного движения; в стране должно наступить гражданское согласие, примирение всех сил и слоёв общества для проведения социальных реформ. По этому в мартовском Обращении к населению России правительство заявило ,что считает своим долгом еще до созыва Учредительного Собрания начать реорганизацию государственного строя на новых принципах свободы, законности, равноправия. В первую очередь была объявлена полная амнистия по политическим и религиозным делам , свобода слова , печати , собраний; отменены сословные , религиозные, национальные ограничения, смертная казнь; упразднены жандармерия, полиция, цензура. В марте 1917 года Временное правительство отстранило от должности губернаторов и вице-губернаторов. Их обязанности были возложены на комиссаров Временного правительства ,призванных осуществлять контроль за исполнением законов на местах. В мае 1917 года Временное правительство значительно расширило компетенцию земств. К ведению органов местного самоуправления были отнесены вопросы охраны труда, создания бирж труда, общественных мастерских , устранение дороговизны. Исполнительными органами земств стала милиция. Однако первоочередным для новой власти представлялись задачи связанные с нормализацией экономической жизни страны и установлением социального мира. Временное правительство приступило к планомерному всестороннему государственному регулированию экономической жизни и трудовых отношений с тем, чтобы защитить интересы общества в целом перед лицом личных выгод, групповых и классовых интересов. В связи с этим начинает формироваться централизованная система государственных регулирующих органов. В апреле 1917 года принято решение о создании системы земельных комитетов для разрешения текущих вопросов сельскохозяйственной политики. В июне 1917г. Главный экономический комитет обладал правами устанавливать планы снабжения , распределения, заготовок, перевозок продукции, нормировать цены, назначать реквизиции. Таким образом, созданные экономические регулирующие органы призваны были обеспечить связь производства и потребления за счет обезличения производимых продуктов , что достигалось путем изъятия в централизованный фонд продукции и перераспределения ее сообразно государственным приоритетам. Особого внимания заслуживает учрежденное 5 мая 1917г. Министерство труда. За время своего существования оно обеспечило принятие целого ряда важнейших законов: о биржах труда, примирительных учреждениях, об обеспечении рабочих на случай болезни, о запрещении ночной работы женщин и детей. Министерство труда приложило немало усилий для налаживания переговорного процесса между трудом и капиталом. Его представители выступали посредниками между рабочими и предпринимателями в конфликтных ситуациях и способствовали заключению компромиссных соглашений между ними по вопросам повышения заработной платы, найма и увольнения. Для этого правительство способствовало возникновению и деятельности организованной общественности. В частности, принятые в апреле 1917г. В 1917г. Однако выбор в Учредительное Собрание задерживались из-за технических трудностей , связанных с отсутствием механизма выборов и органов, способных их провести. Назначенные Временным правительством сроки 17 сентября - выборы, 30 сентября -созыв Учредительного Собрания представлялись нереальными. После свержения самодержавия и установления двоевластия полем противоборства между Временным правительством, с одной стороны, Советами с другой, и поддерживающими их политическими силами встали острейшие проблемы российской действительности - вопросы власти, войны и мира, аграрный, национальный, выхода из экономического кризиса. Временное правительство заявило о своей приверженности принципам демократии, отменило систему сословий, национальных ограничений и т. Однако окончательное решение этих и других жизненно важных вопросов было отложено до созыва Учредительного собрания. Внутриполитический курс Временного правительства оказался противоречивым , непоследовательным. Сохранялись все основные органы центрального и местного управления министерства, городские думы, земства. В то же время губернаторы заменялись комиссарами Временного правительства , упразднялась царская полиция , создавались новые органы правопорядка- милиция. Была создана Чрезвычайная комиссия для расследования деятельности высших чиновников старого режима. Принятие закона о введение 8-часового рабочего дня откладывалось до окончания войны. В аграрной сфере началась подготовка реформы, однако ее проведение затягивалось. Более того , правительство активно выступало против захвата крестьянами помещичьей земли и использовало войска для подавления их выступлений. Народу предлагалось довести войну до победоносного конца. Генералитет, промышленные круги, интересы которых выражала партия кадетов, вобравшая в себя к этому времени остатки распавшихся праволиберальных и монархических партий, не хотели упускать тех возможных выгод, которые могли получить страны- победительницы. Ожидалось, что победоносное окончание войны снимет многие политические и экономические проблемы. Временное правительство игнорировало тот очевидный факт, что для России военно-политическое напряжение достигло запредельной черты. Все это в совокупности привело Временное правительство к трем кризисам. Первый кризис Временного правительства Апрельский кризис. В апреле 1917г. Апрельский кризис Временного правительства — один из общественно-политических кризисов России 1917 года, связанный с позицией последнего по отношению к участию России в Первой мировой. Кризис в апреле 1917-го вызвал углубление противоречий между Петроградским советом и Временным правительством, а также привел к формированию коалиционного правительства первого состава, в которое вошли представители ПСР и меньшевиков. В стране отчетливо были продемонстрирован сложившееся противоречие между интересами народа, не желавшего продолжения войны, и руководством страны, решившем поддержать позицию союзников по Антанте на эскалацию конфликта с участием России. Он был вызван общей социальной напряженностью в стране.
Демонстрации и митинги прошли в Москве, Харькове, Нижнем Новгороде и других городах. Главнокомандующий войсками Петрогоадского военного округа генерал Л. Корнилов приказал направить против рабочих артиллерию, но офицеры и солдаты отказались выполнить этот приказ. Исполком Петроградского Совета, стремясь разрядить обстановку, потребовал от Временного правительства разъяснения ноты П. Правительство разъяснило, что под «решительной победой» имеется в виду достижение тех задач, которые поставлены в обращении от 27 марта. Исполком Петросовета, обсудив полученные разъяснения, счел инцидент исчерпанным. Апрельский кризис и требование Г. Львова, А. Керенского и М.
Керенского обратиться за поддержкой к народу и даже пойти на сотрудничество с большевиками. Против корниловщины выступили все социалистические партии, Советы и подчинявшиеся им отряды рабочей Красной гвардии. К 30 августа мятежные войска остановлены, Л. Корнилов арестован. В результате провала мятежа изменилась политическая обстановка, правые разгромлены, престиж А. Керенского и кадетов упал. Напротив же, влияние большевиков усилилось, численность партии стремительно росла до 350 тыс. За неполные восемь месяцев существования Временного правительства произошли четыре правительственных кризиса, из которых каждый последующий был глубже и длительнее предыдущего. Временное правительство, с одной стороны, и большевики - с другой, предотвратили попытку переворота, предпринятую Корниловым, но правительство не пошло на принятие неотложных мер. В корниловские дни в глазах масс потерпела поражение идея коалиции с буржуазией, которая определяла линию меньшевистского центра, поэтому и сам факт корниловского выступления в сознании значительной части масс явился аргументом против меньшевиков. В ходе голосований в Петроградском и Московском Советах в конце августа и начале сентября впервые после февраля были отвергнуты меньшевистские резолюции и приняты резолюции большевиков. Результат - большевизация советов. Петроградский и Московский Советы перешли на позиции большевиков и приняли резолюцию о взятии всей полноты государственной власти. В ответ была предпринята попытка усиления центральной высшей власти и стабилизация обстановки. Однако его власть становилась все более призрачной. Лидеры Советов критиковали Керенского за союз с кадетами. Все это означало, что революция вступила в новую фазу. Большевики во главе с В. Лениным начали подготовку к захвату политической власти. Исаев И. Кислицын С. Орлов А. Островский В.
Второе коалиционное правительство
Хронология событий: 14 марта 1917 года, Петроградский совет опубликовал прошение всему миру: «Пора народам всего мира взять в свои руки решение вопроса о войне и мире»; 18 апреля 1917 года, П. Милюков заверил союзные государства, что Россия будет вести войну до решительной победы; 18 апреля 1917 года, Первомайская демонстрация; 20 апреля 1917 года, выдвижение рабочих и военных к Мариинскому дворцу с антиправительственными лозунгами; 21 апреля 1917 года, столкновение большевистского направления в лице рабочих, солдат и буржуазии в лице офицерского состава; 29 апреля 1917 года, отставка И. Гучкова и П. Итоги первого кризиса: Формирование первого коалиционного правительство 10 выдвиженцев от кадетов и 6 от меньшевиков, эсеров, социалистов , отказ от «аннексий и контрибуций»; Соглашение кадетов, меньшевиков, эсеров и их отдаление от большевистской стратегии; Размежевание кадетской партии на правый фланг за возрождение Государственной Думы и левый фланг за временное правительство.
Временное правительство в тесном сотрудничестве- с союзниками держало курс на использование революции для войны до победного конца. Оно всеми мерами пыталось удержать солдата на фронте, сохранить палочную дисциплину и не допустить демократизация армии. Однако по революционному почину солдатских масс в воинских частях стали создаваться выборные солдатские организации - комитеты.
Еще 1 марта Петроградский совет рабочих и солдатских депутатов под давлением масс вынужден был опубликовать исторический приказ N 1 о немедленном избрании комитетов из представителей от нижних чинов во всех ротах, батальонах, полках, парках, батареях, эскадронах и отдельных службах разного рода и о выборе по одному представителю от рот в Совет рабочих депутатов. Во всех своих политических выступлениях воинская часть подчиняется совету рабочих и солдатских депутата" и своим комитетам. Приказы Военной комиссии Государственной думы следует исполнять только в тех случаях, когда они не противоречат приказам и постановлениям совета рабочих и солдатских депутатов"1 , - говорилось в приказе N 1.
Однако по настоянию меньшевиков и эсеров в том же приказе подчеркивалось, что солдаты должны соблюдать строжайшую воинскую дисциплину. Петроградский совет рабочих и солдатских депутатов пытался уменьшить его революционное значение рядом других, своих постановлений. Помогая на дате буржуазному Временному правительству в подготовке наступления на фронте, меньшевитско-эсеровский Петроградский совет в своем воззвавши от 3 марта призвал солдат "ради успехов революционной борьбы" проявлять терпимость по отношению к офицерам.
Всероссийское совещание советов 29 марта - 3 апреля , руководимое соглашательскими партиями, призывало "демократию России мобилизовать все живые силы охраны во всех отраслях народной жизни для укрепления фронта и тыла"1. В проведении своей империалистической политики Временное правительство опиралось не только на буржуазию я помещиков, но и на мелкую буржуазию и трудящихся, зараженных идеями оборончества. Революционное или добросовестное оборончество Ленин называл "Самым крупным, самым ярким проявлением мелко-буржуазной волны, захлестнувшей "почти все"...
Добросовестное оборончество являлось плодом обмана со стороны буржуазии и ее меньшевистско-эсеровской агентуры широких масс трудящихся, на деле не заинтересованных в захватнической политике буржуазии и искренно полагавших, что Временное правительство действительно отказалось от аннексий. Ход событий полностью подтвердил правильность этих строк, написанных Лениным 10 апреля 1917 года: Россия вышла из империалистической войны лишь после перехода власти к пролетариату, в результате настойчиво проводимой советским правительством политики мира. В ноте говорилось: "Проникнутые...
Совершенно напротив, - всенародное стремление довести мировую войну до решительной победы лишь усилилось благодаря сознанию общей ответственности всех и каждого. Это стремление стало более действенным, будучи сосредоточено на близкой для всех очередной задаче - отразить врага, вторгнувшегося в самые пределы нашей родины. Само собой разумеется, как это и сказано в сообщаемом документе, Временное правительство, ограждая права нашей родины, будет вполне соблюдать обязательства, принятые в отношении наших союзников"4.
Нота Милюкова вызвала первый кризис Временного правительства, непосредственным результатом которого явился уход из Гучков. Конца содержание ноты Милюкова стало известно на фабриках и заводах Петрограда и в воинских частях, стихийно начались массовые выступления рабочих и солдат на улицах столицы против Временного правительства. Рабочие и солдаты на митингах резко осуждала ноту Милюкова, принимали резолюции протеста против империалистической политики Временного правительства, требовали перехода всей власти к советам.
Петроградский совет рабочих в солдатских депутатов поспешил принять решение, целью которого было спасти власть буржуазного Временного правительства. Собравшись 20 апреля на экстренное заседание, совет призвал массы "не принимать никаких решений по поводу ноты Милюкова от 18 апреля впредь до окончательного выяснения Исполнительным Комитетом положения вещей при личном обмене мнений с Советом министров... Но рабочие и солдаты повсюду, на заводах, в казармах, выносили многочисленные резолюции с требованиями к Совету рабочих и солдатских депутатов, веять в свои руки власть.
Вот некоторые из таких резолюций. Рабочие завода "Русский Рено" постановили: "Мы, рабочие завода "Русский Рено", на экстренном общем собрании 20 апреля, в 4 часа дня, обсудив данный политический момент, вызванный нотой Временного правительства, признающей империалистическую политику, - требуем самым категорическим образом немедленной передачи власти Временным правительством Совету Рабочих и Солдатских Депутатов, и заявляем, что такую власть будем поддерживать всеми силами"2. Солдаты финляндского радиотелеграфного дивизиона в своей резолюции написали: "Временное правительство никогда не откажется от аннексий и контрибуций, оно представляет класс капиталистов и помещиков.
Оставшись у власти, оно будет только тормозить дело мира и свободы, а потому призываем Совет С. Мы же, солдаты, поддержим Совет С. Да здравствует единая власть Совета С.
Да здравствует мир между свободными народами! Более умеренные резолюции потребовала лишь удаления из состава правительства Милюкова, подписавшего ноту от 18 апреля. Собрание матросов 2-го Балтийского флотского экипажа, происходившее 21 апреля, в своем постановлении заявило, что трудящемуся народу необходим мир, и потребовало от исполкома Петротрадского совета немедленного принятия решительных шагов к отставке министров Милюкова и Гучкова, а от Временного правительства - отказа от ноты Милюкова и опубликования тайных договоров.
Никоторые организации, находившиеся под влиянием эсеров и меньшевиков, высказывались за создание коалиционного правительства. Комитет запасного броневого автомобильного дивизиона постановил довести до сведения Временного правительства, что, по его мнению, необходимо образовать коалиционное правительство с участием представителей социалистических партий. Общее собрание выборных запасного батальона гвардии Петроградского полка, "глубоко возмущенное нотой министра иностранных дел Милюкова", постановило предоставить исполнительному комитету Петроградского совета "разобрать детально это дело и вынести надлежащее решение, обещая всеми мерами, вплоть до выступления с оружием в руках поддержать Совет Р.
Революционные выступления, вызванные нотой Милюкова, произошли не только в столице, они перекинулись во все города и в деревню. Со всех концов страны поступали сообщения о том, что движение повсюду приняло массовый размах и шло под знаком возмущения Временным правительством, а заодно и меньшевиками и эсерами и роста популярности большевистских лозунгов. Приветствуем рабочую газету "Правду" как настоящую выразительницу рабочего народа"5.
Движение началось стихийно, по инициативе народных низов. Партия большевиков приняла все меры к тому, чтобы организовать это стихийное движение, направить его по правильному, революционному пути и избежать напрасного кровопролития. ЦК большевиков 21 апреля 4 мая принял резолюцию, написанную Лениным, в которой предложил партийным агитаторам и организаторам опровергнуть гнусную ложь капиталистов и буржуазных газет о том, что большевики якобы подготовляют гражданскую войну.
Этой клеветой буржуазные газеты пытались запугать мелкую буржуазию, начавшую отходить от Временного правительства. Чтобы выявить действительную волю народа, большевики предлагали "устроить народное голосование по всем районам Петрограда и его окрестностям по вопросу об отношении к ноте правительства, о поддержке той или иной партии, о желательности того или иного Временного Правительства". Партия прижала "тех рабочих и солдат, которые признают, что Совет Рабочих и Солдатских Депутатов должен переменить свою политику и отказаться от политики доверия и соглашательства с правительством капиталистов, перевыбрать своих делегатов в Совет Рабочих и Солдатских Депутатов, послав туда только таких людей, которые будут стойко проводить вполне определенное мнение, согласное с действительной волей большинства"1.
Партия призвала массы к мирной демонстрации, так как считала призыв к свержению Временного правительства и к переходу всей власти к советам еще преждевременным. ЦК большевиков резко осудил небольшую группу членов Петроградского комитета партии, руководившуюся Богдатьевым, которая выставила во время демонстрации лозунг немедленного свержения Временного правительства. Этот несвоевременный "левый", авантюристический лозунг, противоречивый тогдашней установке партии на мирное развитие революции, мешал успешной борьбе партии за завоевание большинства в советах.
Этот лозунг был провокационным, ибо для победы не были еще организованы достаточные силы, а контрреволюция только ждала благоприятного момента, чтобы по- 1 Ленин. Широкие массы, большинство народа еще не были завоеваны большевиками, лозунг передачи всей власти советам был еще лозунгом мобилизации сил для серьезной подготовки к свержению буржуазии и установлению власти советов. В апреле 1917 года у большевиков еще не было готовой политической армии.
Эта армия создавалась в ходе борьбы и столкновений классов. Апрельская демонстрация явилась крупным этапом; создания такой политической армии. О необходимости громадной подготовительной работы говорил и весь характер демонстрации.
Демонстрация была начата рабочими и солдатами, вышедшими на улицу с плакатами, на которых начертаны были лозунги: "Долой Милюкова! Контрреволюционные организации, поддерживавшие Временное правительство а некоторые из них мечтали и о восстановлении монархии , также вывели на улицы свои черные силы с целью срыва пролетарской демонстрации и провокации уличных столкновений и убийств. В то время как революционные отряды формировались в рабочих кварталах и солдатиках казармах и затем направлялись к центру города, в сравнительно редких шествиях сторонников Временного правительства участвовала буржуазия, буржуазное студенчество и всякий сброд.
Демонстрировали рабочие Выборгского, Петроградского, Второго городского и других районов.
Корниловский мятеж. Чтобы упрочить положение правительства, по инициативе Керенского в Москве было проведено Государственное совещание 12—15 августа 1917 г. На нем присутствовало около 2500 человек: депутаты Государственной думы всех созывов, делегаты от кооперации, торгово-промышленных кругов и банков, профсоюзов, городских дум, земств, армии и флота, Советов, научных организаций, интеллигенции, национально-патриотических организаций, духовенства, а также комиссары и члены Временного правительства.
В выступлениях Л. Корнилова, П. Милюкова и др. Государственное совещание убедило правых, что слова останутся словами, если не прибегнуть к «сильной руке» военных для наведения порядка в стране.
На роль такой «руки» был намечен генерал Корнилов. Главной боевой силой был 3й конный корпус генерала А. Его намечалось ввести в столицу для подавления вооруженных рабочих отрядов, разгона Советов, установления открытой военной диктатуры. Корнилова поддержали все командующие фронтами.
Только главнокомандующий Кавказским фронтом генерал А. Пржевальский и командующий Московским военным округом А. Верховский заявили, что находятся на стороне правительства. В критический час Керенский шатнулся влево, объявил Корнилова мятежником и отстранил от должности Верховного главнокомандующего.
В свою очередь министры-кадеты, выражая свою солидарность с Корниловым, 27 августа подали в отставку. Разразился новый, затянувшийся почти на месяц правительственный кризис. Вместе с ним возник кризис политический, переросший в общенациональный и завершившийся переворотом слева. На вооружение трудового Петрограда было передано из арсенала более 20 тыс.
К 30 августа корниловские части были остановлены, в них началось разложение. В тот же день Главнокомандующим был назначен Керенский. Убедившись в поражении, генерал Крымов застрелился, Корнилов был арестован. Попытка правого государственного переворота оказалась неудачной.
В результате еще более окрепли левые силы, составив новую реальную опасность для Временного правительства.
По первой проблеме Ленин предложил делегатам сформировать Революционный Конвент, который захватит всю политическую власть в России. Но это предложение отклонили и по итогам проведенного голосования простым большинством приняли резолюцию о поддержке Временного правительства.
В рамках обсуждения данного вопроса прозвучала известная речь Ленина. Когда Церетели министр Временного правительства представитель меньшевиков произнес, что в России нет партии готовой и желающей взять власть в стране в свои руки, Ленин с места выкрикнул: «Есть! Второй вопрос был решен делегатами с позиций «революционного оборончества».
Это значит: продолжение войны против Германии. К концу работы Съезда 24 июня депутаты сформировали Всероссийский Центральный Исполнительный Комитет. В нем большевикам досталось всего 35 мандатов из 356ти.
Вопрос о демонстрации Явное ухудшение ситуации в стране подталкивало петроградских рабочих и солдат местного гарнизона к активному выражению недовольства. К тому же за проведение демонстраций агитировали большевики, доверие к которым все больше росло. Они оказались единственной серьезной политической партией, чьи представители не вошли в состав коалиционного Временного правительства, становившегося все более ненавистным из-за неспособности разрешить кризис.
Именно в этом кроется главная причина Июньского кризиса Временного правительства в 1917 году.
Временное правительство в России (1917)
Чернов, министр почт и телеграфов И. Черетели меньшевик , министр труда Скобелев меньшевик , министр продовольствия Пешехонов народный социалист , министр государственного презрения князь Шаховский кадет , обер- прокурор Синода В. Львов и государственный контролер Годнев. В правительстве 10 мест было у буржуазных партий, 6 - у социалистов. Оно выступило с декларацией, в которой обещало начать переговоры о заключении мира, ускорить разработку аграрной реформы, установить государственный контроль над производством. Второй кризис. Внутренняя и внешняя политика 1-го коалиционного правительства 6 мая- 2 июля вызвали новый взрыв недовольства. Оно достигло значительного размаха летом 1917г. Развернув в тот же день наступления на фронте, правительство смогло с помощью национал-патриотов сбить антиправительственную волну.
Июльский кризис. Конец двоевластия. Чрезвычайную остроту он пробрел 3-4 июля, когда в столице произошла многотысячная вооруженная демонстрация солдат, матросов, рабочих с целью давления на ВЦИК для создания советского правительства. Произошли столкновения между демонстрантами и частями, верными правительству. С этой целью с Северного фронта прибыли войска численностью 15-16 тыс. Демонстрация была разогнана, Петроград был объявлен на военном положении. Начались репрессии против большевиков и левых эсеров, которых обвиняли в подготовке вооруженного захвата власти, 6 июля правительство издало указ об аресте В. Ленина и других большевистских лидеров, обвинив их в шпионаже в пользу Германии в результате чего большевики были загнаны в подполье, а Временное правительство для укрепления дисциплины в армии ввело на фронте смертную казнь.
С двоевластием было покончено, влияние Петроградского и других Советов временно уменьшилось. Кризис не был разрешен, он усугубился после полученного 7 июля сообщения о поражении на фронте и отступлении русских войск. Это привело к отставке премьер-министра Г. Львова, главой правительства стал А. Кризис завершился созданием второй коалиции, оно образовалось 24 июля, его возглавил эсер А. Керенский, на пост главнокомандующего назначен Л.
Керенский возглавил Директорию из пяти человек. В попытках создать опору для своей власти революционный диктатор созвал Всероссийское демократическое совещание. Весь сентябрь прошел в отчаянных усилиях по сколачиванию новой политической коалиции.
Это означало конец двоевластия. Двоевластие закончилось поражением Советов, но правительственный кризис не был разрешен. Он усугубился после полученного 7 июля сообщения о поражении на фронте и отступлении русских войск. Это привело к отставке премьер-министра Г. Главой правительства стал А. Правительственный кризис завершился созданием второй коалиции, в которой восемь мест было у капиталистов, семь — у социалистов. Вторая коалиция просуществовала немногим более месяца 24 июля — 26 августа. Ситуация развивалась в сторону военной диктатуры. Военному министру и министру внутренних дел были предоставлены исключительные полномочия по борьбе с революционным движением. Новый Верховный главнокомандующий генерал Л. Корнилов настаивал на введении смертной казни в тылу на фронте она была введена 12 июля, чтобы сдержать отступление. Корниловский мятеж. Чтобы упрочить положение правительства, по инициативе Керенского в Москве было проведено Государственное совещание 12—15 августа 1917 г. На нем присутствовало около 2500 человек: депутаты Государственной думы всех созывов, делегаты от кооперации, торгово-промышленных кругов и банков, профсоюзов, городских дум, земств, армии и флота, Советов, научных организаций, интеллигенции, национально-патриотических организаций, духовенства, а также комиссары и члены Временного правительства. В выступлениях Л. Корнилова, П. Милюкова и др. Государственное совещание убедило правых, что слова останутся словами, если не прибегнуть к «сильной руке» военных для наведения порядка в стране. На роль такой «руки» был намечен генерал Корнилов. Главной боевой силой был 3й конный корпус генерала А. Его намечалось ввести в столицу для подавления вооруженных рабочих отрядов, разгона Советов, установления открытой военной диктатуры. Корнилова поддержали все командующие фронтами. Только главнокомандующий Кавказским фронтом генерал А. Пржевальский и командующий Московским военным округом А.
Население подняло бунт из-за нежелания финансировать бессмысленную военные действия, ситуацию поддержал своей агитацией по свержению временного правительства В. В результате беспорядков правительство были вынуждены покинуть П. Милюков лидер кадетской партии и А. Гучков лидер партии союза 17 октября. В результате в правительстве осталось 2 министра от партии эсеров Чернов и Керенский , 2 социалиста Пешехонов и Переверзев , 2 меньшевика Скобелев и Церетели. Второй кризис июньский В середине июня на юго-западном фронте началось стремительное наступление, но из-за плохого продовольственного и материального снабжения оно быстро остановилось. Во временном правительстве возник закономерный вопрос о целесообразности ведения каких-либо военных действий, если материальных ресурсов на войну нет от слова совсем и каких-либо успехов достичь невозможно даже теоретически.
Новости и события Российского исторического общества
не последам кризис, так как щелкая буржуазия, несомненно, будет и впредь колебаться между буржуазией и пролетариатом. Апрельский кризис временного правительства обострил ситуацию в стране настолько, что власти не могли делать вид, будто ничего не происходит. 2.4. Второй кризис Временного правительства. Легитимность Временного правительства проявлялась в том, что Николай II передал власть Михаилу, а он -Временному правительству. Июньский кризис Временного правительства был вторым в череде политических кризисов между Февральской и Октябрьской революцией 1917 года. Осенью 1917 года стало очевидно, что Временное правительство не может решить актуальные вопросы.