Васильев день — праздник, отмечаемый православными в середине января. Васильев вечер по народному календарю Васильев день начинался с традиции готовить утром кашу. История праздника Название праздника «Васильев вечер» происходит от имени святого Василия Великого – архиепископа, писателя и богослова Кесарии Каппадокойской, память которого Православная церковь чтит на следующий день, 14 января.
Видеопрезентация «Васильев вечер» (12+)
Что ни в коем случае нельзя делать 13 января. Народные приметы на Васильев вечер | Накануне праздника отмечается Васильев вечер, а 14 января — Васильев день. |
Васильев вечер — Карта знаний | Вербное воскресенье — значимый христианский праздник, отмечаемый в шестое воскресенье Великого поста. |
Вербное воскресенье: Как провести праздник, что надо делать с вербой, а что делать нельзя | По народному календарю 13 января отмечается такой праздник как Васильева коляда или Васильев вечер. |
Васильев вечер: что можно и нельзя делать в этот праздник | 13 января отмечается праздник Васильева коляда или Васильев вечер. |
Вербное воскресенье: Как провести праздник, что надо делать с вербой, а что делать нельзя
Васильев вечер Васильев вечер — народно-христианский праздник, который также известен под такими названиями, как Щедрый вечер. 13 января 2023 года, накануне праздника Старого нового года работники СП «Бытошский Дом Культуры» провели посиделки-щедровки «Васильев вечер». Христиане накануне праздника стараются обязательно посетить всенощное бдение в храме, которое начинается в субботу вечером в 17-18 часов, и освятить веточки вербы. Вербное воскресенье — один из ключевых христианских праздников, который отмечается за неделю до Пасхи. История праздника Название праздника «Васильев вечер» происходит от имени святого Василия Великого – архиепископа, писателя и богослова Кесарии Каппадокойской, память которого Православная церковь чтит на следующий день, 14 января.
Васильева коляда, Васильев вечер
Васильев или Щедрый вечер — это большой праздник. А потому у него есть свои традиции празднования и обряды, которые в старину пользовались большой популярностью. По традиции Васильев вечер нужно отмечать большими гуляниями. В этот праздник люди всегда ходили и продолжают ходить в гости друг к другу, приносят угощения, поздравляют родных и друзей. Поэтому вы можете организовать праздник в Васильев вечер. Щедрый вечер 13 января 2023 года — это день когда можно и нужно читать молитвы. В народе верят, что в этот праздник Господь непременно услышит каждого.
Люди молятся о здоровье, о счастье, о семейном благополучии. Одной из главных традиций Щедрого вечера 13 января является колядование. И в старину, и в наше время молодежь собирается компаниями и отправляется колядовать щедровать. Нарядившись в костюмы, они ходят по домам, поют песни, читают стихи, в которых прославляют хозяев дома и желают им процветания. В награду хозяева дают щедровальщикам колядовщикам угощение или деньги. В старину в Васильев вечер 13 января во многих семьях проводили специальный обряд.
Для этого в доме устанавливали обрядовый сноп. Который делали из колосьев урожая прошлого года. Этот сноп нужно было поставить в самом видном углу дома — красном углу. Этот сноп, который называли дидух, был символом хорошего урожая в наступившем году. В конце святочных праздников этот обрядовый сноп нужно было сжечь. Традиционно в Васильев вечер 13 января нужно накрыть щедрый стол.
Ведь недаром праздник также именуют Щедрый вечер. По обычаю хозяйки всегда подавали к столу запеченную рыбу, жареного поросенка, свиной студень или холодец, пироги и пирожки с грибами и мясом, вареники. Также многие хозяйки готовят кутью. Это блюдо принято подавать на стол на многие церковные праздники, например, в Рождество и Рождественский Сочельник. Также женщины готовят различные сладости, леденцы, карамель, пекут пряники. Не лишен праздник Васильев вечер 13 января примет и поверий.
Так звездное небо в этот праздник сулит богатый урожай ягод. В старину говорили, чтобы скот был здоров, а в семье были мир и согласие, нужно поставить на праздничный стол блюдо из свинины. Чтобы весь наступивший год был удачным, Васильев вечер 13 января нужно встретить в новой красивой одежде пастельных тонов. Хоть праздник и называется Щедрый вечер, но 13 января не нужно давать деньги в долг. Если хозяйка к праздничному ужину приготовила вкусную кутью, то ее необходимо всю съесть. Если же угощение не получилось, то его нужно бросить в прорубь.
Название праздничного вечера - "Коляда" - связано с воплощением новогоднего цикла и одноименным мифологическим существом, которые имеют место в мифопоэтических текстах и представлениях славянских народов. У некоторых славян еще в ХIХ веке образ Коляды находил материальное воплощение: у поляков, белорусов, западных украинцев Коляду изображал сноп, принесенный в дом на Рождество. Аналогичный обычай ставить на Рождество в красный угол сноп ржи существовал у русских. Также у русского народа упоминания о Коляде сохранились в новогодних величальных песнях-колядках. Помимо того, что Васильев вечер являлся конкретной точкой отсчета дней нового года, в рамках святочного цикла он делил весь переходный период к новому годовому кругу на две части: на "святые вечера", освященные событием Рождества Христова, и "страшные вечера", отмеченные особым разгулом нечистой силы и активизацией пагубной деятельности колдунов. Верили, что на Васильев вечер ведьмы скрадывают месяц.
В этой связи ряд действий и обрядов Васильева вечера носил охранительный характер. Так, домашний скот старались пораньше запереть в хлев и "заговорить" с помощью молитвы: "Господи, благослови, Христос". С этой же целью на дверях домов и хлевов писали смолой кресты. Хозяйки в Васильев вечер трижды "ездили" на "ожоге"-палке вместо кочерги, то есть, по всей видимости, "объезжали" дом, обращаясь при этом к св. Василию с просьбой, чтобы новый год был счастлив и благополучен. По форме и по сути этот обряд аналогичен очистительно-охранительным акциям, совершаемым в Чистый четверг Как с непосредственным рубежным моментом в переходе от старого года к новому, с Васильевым вечером и с Васильевым днем были связаны представления о так называемой магии первого дня.
Эти представления реализовались в самых разнообразных сферах жизни человека, если не сказать во всех, так как неукоснительное соблюдение сложившихся в традиции правил поведения, связанных с магией первого дня, если это только зависело от человека, обеспечивало, по народным представлениям, благополучие на следующий год во всем. Чтобы хорошо одеваться круглый год, в Васильев вечер для встречи Нового года следовало надеть хорошую, новую одежду. Повсеместно у русских существовало также убеждение в том, что если проводить старый год и встретить новый как можно веселее, то он пройдет счастливо. В Новый год не давали денег в долг, чтобы в течение года в них не было недостатка; получить же деньги в этот день считалось очень удачным, так как это предвещало прибыль в новом году.
Хозяйки готовили множество снеди — с тем, чтобы хватило угостить всех знакомых и соседей, зашедших в гости. Существовало поверье, что богатый стол обеспечит хозяину достаток на весь год. Особой популярностью пользовались блюда из свинины, так как святой Василий считался покровителем свиноводов. Кроме того, свинья символизировала плодовитость и благополучие. В пословицах об этом дне говорится: «Свинку да боровка для Васильева вечерка»; «Не чиста животина свинья, да нет у Бога ничего нечистого — Василий Зимний освятит! Васильев вечер признавали самым удачным временем для предсказания будущего. Говорили, что все нагаданное в это время непременно сбудется. Щедрый вечер, Щедрец После того, как власть Корочуна ослабевала, а на славянской земле начинало зарождаться новое Солнце, славяне отмечали один из самых любимых периодов года — Большие зимние святки. Большие зимние святки или, как их еще называли, Большие Велесовы святки продолжались двенадцать дней — с 26 декабря по 6 января по старому стилю.
Согласно традиции, в этот день в доме обязательно полагалось иметь денежный запас; в долг же не давали — чтобы не "отдать" свой достаток. Также дети рассыпали на пол зерна, а старшая женщина в доме собирала их и хранила до посева. Люди верили, что это способствовало урожайности. Так как Василий является покровителем свиней, то 14 января молились за то, чтобы домашние животные не болели. Старались провести этот день как можно веселее. На столе в праздник обязательно должна быть свиная голова. Незамужние девушки в Васильев день обязательно устраивали различные гадания, которые помогали определить имя суженного или же могли предсказать день будущей свадьбы. В некоторых домах накануне Старого Нового года хозяева устанавливают сноп из колосьев урожая прошлого года — дидух. После праздника сноп сжигают.
Если собака ласкает девушку, будущий муж, наоборот, будет очень любящим, добрым и любимым. Народный праздник Васильев вечер отмечается 13 января каждого года 31 декабря по старому стилю — на кануне Нового года. Другие названия праздника: Щедрый вечер, Меланка, Овсень, Щедрец. Название праздника происходит от имени святого Василия Великого — архиепископа, писателя и богослова Кесарии Каппадокойской, память которого Православная церковь чтит на следующий день, 14 января. С давних времен в этот день устраивался большой праздничный пир, и повсюду слышались щедровки щедровальные песни. Среди обильного праздничного угощения непременно находилось место блюдам из свинины. Наши предки считали, что кушанья из свинины символизируют богатый урожай и плодородие. Перед щедрым пиром, как заведено, нужно было повеселить народ щедровками. Состав ряженых оставался таким же, каким он был на Коляде. История Название праздника «Васильев вечер» происходит от имени святого Василия Великого — архиепископа, писателя и богослова Кесарии Каппадокойской, память которого Православная церковь чтит на следующий день, 14 января. К основным заслугам святого относят изобретение иконостаса и написание проповедей. Василий Великий умер 1 января 379 года. После перехода с юлианского на григорианский календарь Православная церковь продолжила чтить его память по старому стилю 14 января. Название «Маланка» происходит от имени преподобной Мелании Римляныни, в честь которой 13 января установлен церковный праздник. Традиции и обряды Главные традиции 13 января — приготовление кути, блинов, вареников, пирогов, поросенка, щедрование, «вождение Меланки», сжигание Дидуха, гадания. Хозяйки готовили множество снеди — с тем, чтобы хватило угостить всех знакомых и соседей, зашедших в гости. Существовало поверье, что богатый стол обеспечит хозяину достаток на весь год. Особой популярностью пользовались блюда из свинины, так как святой Василий считался покровителем свиноводов. Кроме того, свинья символизировала плодовитость и благополучие. В пословицах об этом дне говорится: «Свинку да боровка для Васильева вечерка»; «Не чиста животина свинья, да нет у Бога ничего нечистого — Василий Зимний освятит! В Васильев вечер ели всё самое лучшее, что было в доме и что заготовлялось заранее: пироги, колбасу, мясо, блины, кутью, кашу, пили пиво, вино, водку и т. Обряд совершался до рассвета; когда каша поспевала, хозяйка вынимала горшок из печи, и вся семья начинала его рассматривать. Если горшок треснул или каша выходила неудачная — это предвещало худое. Если же каша получалась пышной и вкусной, ждали счастья для всего дома. Говорили, что все нагаданное в это время непременно сбудется. Так, в восточной Мазовии девушка, чтобы увидеть будущего жениха, должна была залезть на чердак и обежать три раза печную трубу. Многие боялись этого гаданья, так как думали, что может показаться и дьявол, наряженный мужчиной. Для того чтобы избежать встречи с ним, девушка раздевалась на чердаке, мылась и тогда уже трижды обегала дымоход против солнца. Приметы и поговорки Если в ночь с 13 на 14 января на небе много звезд, то урожай ягод будет хорошим. Если ветер дует с юга — наступивший год будет жарким и благополучным; если с запада — к изобилию молока и рыбы; с востока — к урожаю фруктов и ягод. Много пушистого инея на деревьях предвещает хороший медосбор. В Васильев вечер не следует давать деньги взаймы, иначе весь год пройдет в долгах. В канун Старого Нового года следует надевать новую красивую одежду светлых тонов, чтобы весь год был удачным.
Вербное воскресенье 2024. Как в России празднуют Вход Господень в Иерусалим
Они захватывают два зимних праздника – Рождество (7 января) и Старый Новый год или Васильев день (14 января), а заканчиваются ночью с 18 на 19 января. Не лишен праздник Васильев вечер 13 января примет и поверий. Таким образом, Васильев вечер — это древний праздник, богатый в традициях, ритуалах и символике. Накануне праздника отмечается Васильев вечер, а 14 января — Васильев день. День 13 января называют Щедрый вечер или Васильев вечер.
Старый Новый год, Щедрик, Васильев вечер – что отмечают в России с 13 на 14 января
Васильев вечер и Васильев день — это зимние праздники, названные в память о Святом Василии Великом, который был богословом и архиепископом Кесарии Каппадокийской. Другие названия праздника — Васильев вечер, Васильева кутья, Меланья Щедруха, Щедрец, Меланка и др. Васильев вечер – это народно-христианский праздник славян, который отмечался 31 декабря.
Васильев вечер: что можно и нельзя делать 13 января
Канун Старого Нового года или Васильев вечер наступает в ночь с 13 на 14 января. На Васильев вечер девушки любили гадать, чтобы узнать хоть какие-то факты из будущего. Васильев день, именуемый в честь православного праздника святителя Василия Великого, отмечается, как и старый Новый год, с 13 на 14 января. 28 апреля 2024 года отмечается один из главных христианских праздников, Вход Господень в Иерусалим или Вербное воскресенье.
Васильев день: почему 14 января называют Свиным праздником
Что ж, на вопрос, что надо сделать с ветками вербы в Вербное воскресенье, а что делать нельзя, мы ответили. Перейдем к другим. Срезать вербу к празднику лучше заранее. Причем надо именно срезать, а не ломать - давайте беречь природу!
Покупать вербу в магазине можно - такая верба выросла в питомнике, и там точно никто не нанесет вред молодым деревцам. Что делать, если вы не сумели освятить вербу к Вербному воскресенью? Ничего страшного, освященные прутики можно попросить у верующих в храме, никто не откажет, все с радостью поделятся.
Ну и наконец: зачем ветками вербы хлестать родственников? Такая традиция существовала в некоторых деревнях Малороссии, никакого богословского или религиозного смысла она не имела, чистейшей воды суеверие - считалось, что таким образом тем, кого хлестали, прибавляли здоровья. Таким же суеверием является и традиция заваривать почки освященной вербы, причем живет сей рецепт только в интернете, ничего подобного в церковной литературе не найти.
Вербочкам, таким на вид скромным и непритязательным, поэты посвящали стихи. Фет, Блок, Брюсов, Пастернак, Солодовников… Для поэтического воображения вербы не только воплощение весны, но и символ порыва, веры - черный прутик, даже в самую раннюю весну, в самое распутье упрямо взметающийся вверх. Борис Пастернак писал: И тех же верб сквозные прутья.
Есть еще одно знаковое событие. В старину 13 января 31 декабря по старому стилю отмечали Васильев вечер. Наши предки знали: чем веселее проведешь это время, тем больше шансов весь следующий год не думать о проблемах. Фото: culture. У древнерусского праздника несколько названий. С полным основанием его можно назвать Щедрый вечер. По юлианскому календарю дата приходилась на 31 декабря, канун Нового года. Святитель Василий Великий Кесарийский По церковному календарю 13 января отмечается день памяти святителя Василия Великого Кесарийского.
Известный богослов жил в Кесарии Каппадокийской в IV веке. Родился он в благочестивой христианской семье. Отец служил адвокатом, преподавал риторику. Азы образования Василий получил у бабушки, которую считали просвещенной христианкой. После смерти отца он перебрался в Константинополь, где продолжил обучение, а оттуда — в Афины. Из писания известно, что науки давались ему легко. Василий в совершенстве знал математику, физику, астрономию, философию, медицину, владел искусством риторики. Фото: pravoslavnaya-biblioteka.
Сначала преподавал риторику. Потом был посвящен в сан диакона, а позже стал пресвитером. В тяжелые времена гонений на христиан защищал православную веру. Не боясь преследований язычников, открыто выступал с проповедями. Василий Великий прожил недолго, но оставил после себя богатое наследие. Богословские труды включали беседы на разные псалмы, аскетические трактаты, произведения в защиту учения о Святой Троице, книги о Крещении и многое другое. На Руси святитель Василий Великий, наряду с Николаем Чудотворцем , пользовался непререкаемым авторитетом. Частица его мощей покоится в Почаевской лавре.
Народный календарь: Васильев вечер Васильев вечер, который так же, как и старый Новый год отмечают с 13 на 14 января, наши предки посвятили Василию Великому. На Руси народный праздник считался одним из самых хлебосольных.
Этот праздник также называют Трехсвятие — христиане чтят память сразу трех святых: Иоанна Златоуста, Григория Богослова и Василия Великого. Когда празднуют Васильев день Трехсвятие Православные верующие отмечают Трехсвятие каждый год 12 февраля. У этого праздника есть и другие названия — Собор трех святителей или Васильев день. По преданию, Васильев день начали праздновать еще в XII веке, а зародилась эта светлая традиция в Константинополе. История праздника История праздника восходит ко временам правления византийского императора Алексея I Комнина. В XI—XII веках в Константинополе были споры о первенстве между отцами церкви — люди пытались определить, кто из трех святителей важнее. Они сказали митрополиту, что все трое равны перед Господом и попросили чтить их в один и тот же день.
Верующие считают, что так и появилась добрая традиция. Молитвы на Трехсвятие На Трехсвятие верующие, как правило, обращают свои молитвы к иконе Троицы и трем святителям, почитаемым в этот день.
Если же угощение не получилось, то его нужно бросить в прорубь. Название праздничного вечера - "Коляда" - связано с воплощением новогоднего цикла и одноименным мифологическим существом, которые имеют место в мифопоэтических текстах и представлениях славянских народов. У некоторых славян еще в ХIХ веке образ Коляды находил материальное воплощение: у поляков, белорусов, западных украинцев Коляду изображал сноп, принесенный в дом на Рождество. Аналогичный обычай ставить на Рождество в красный угол сноп ржи существовал у русских.
Также у русского народа упоминания о Коляде сохранились в новогодних величальных песнях-колядках. Помимо того, что Васильев вечер являлся конкретной точкой отсчета дней нового года, в рамках святочного цикла он делил весь переходный период к новому годовому кругу на две части: на "святые вечера", освященные событием Рождества Христова, и "страшные вечера", отмеченные особым разгулом нечистой силы и активизацией пагубной деятельности колдунов. Верили, что на Васильев вечер ведьмы скрадывают месяц. В этой связи ряд действий и обрядов Васильева вечера носил охранительный характер. Так, домашний скот старались пораньше запереть в хлев и "заговорить" с помощью молитвы: "Господи, благослови, Христос". С этой же целью на дверях домов и хлевов писали смолой кресты.
Хозяйки в Васильев вечер трижды "ездили" на "ожоге"-палке вместо кочерги, то есть, по всей видимости, "объезжали" дом, обращаясь при этом к св. Василию с просьбой, чтобы новый год был счастлив и благополучен. По форме и по сути этот обряд аналогичен очистительно-охранительным акциям, совершаемым в Чистый четверг Как с непосредственным рубежным моментом в переходе от старого года к новому, с Васильевым вечером и с Васильевым днем были связаны представления о так называемой магии первого дня. Эти представления реализовались в самых разнообразных сферах жизни человека, если не сказать во всех, так как неукоснительное соблюдение сложившихся в традиции правил поведения, связанных с магией первого дня, если это только зависело от человека, обеспечивало, по народным представлениям, благополучие на следующий год во всем. Чтобы хорошо одеваться круглый год, в Васильев вечер для встречи Нового года следовало надеть хорошую, новую одежду. Повсеместно у русских существовало также убеждение в том, что если проводить старый год и встретить новый как можно веселее, то он пройдет счастливо.
В Новый год не давали денег в долг, чтобы в течение года в них не было недостатка; получить же деньги в этот день считалось очень удачным, так как это предвещало прибыль в новом году. Даже дети на том же основании не давали взаймы костыг и бабок - игровых эквивалентов денег. Утром в день Нового года примечали: если первой в дом войдет женщина, это, по традиционным представлениям, принесет несчастье; а если первым гостем будет мужчина, то - к добру. Магией первого дня обусловливалось также стремление к обильной и сытной еде в Васильев вечер. Новогодняя трапеза, в отличие от трапез в рождественский и крещенский сочельники, не была постной; в Васильев вечер ели все самое лучшее и вкусное, что было в доме: пироги, колбасу, мясо, блины, кутью, кашу, пили пиво, вино, водку. Обязательными для новогоднего стола были кутья как в сочельники , кесаретский поросенок или какие-либо блюда из свинины.
Благодаря своему изобилию и наличию скоромной пищи эта трапеза получила названия в южнорусских губерниях "богатая кутья", а в северо-западных районах России - "жирная кутья" или "щедруха". Практически все отмеченные представления, имеющие в своей основе проецирование ситуации, образа действия и т. В определенной связи с магией первого дня находится обычай готовить в Васильев день кашу как обязательное праздничное блюдо, обставляя приготовление особыми обрядами, а затем по качеству каши судить о благополучии в наступающем году. В случае неудачного изготовления "васильеву кашу" не ели, а бросали в прорубь, что было своего рода шансом изменить предопределенную на будущий год судьбу. Бросание каши именно в прорубь свидетельствует о жертвенном характере данной акции. Восприятие в традиционном сознании Васильева вечера как рубежа между старым и новым годом обусловило формирование в культуре целой системы новогодних примет, варьирующих в каждой конкретной местности.
Очевидно, что в приметах отражены основные хозяйственные проблемы крестьянина: урожай, благополучие скота и здоровье самого человека. С этими же проблемами связаны магические обряды Васильева вечера и первого дня нового года, направленные на обеспечение благополучия как в отдельных сферах крестьянской деятельности, так и во всем хозяйстве в целом. Так обряд посевания, который производился по большей части утром в Васильев день, осмыслялся как необходимая акция для получения хорошего урожая в новом году. Ритуальное съедание кесаретского поросенка во время новогодней трапезы связывалось с обеспечением прежде всего плодовитости скота, а также урожая и, следовательно, изобилия и благополучия в хозяйстве. Продуцирующий характер носил также обряд встряхивания в полночь яблонь - "для урожая". Правильное, то есть предписанное традицией, поведение хозяев во время обходного обряда колядования: проявление радушия и доброжелательности к исполнителям колядок , щедрое их одаривание, - сулили все те блага, о которых пелось в величальных песнях: богатый урожай, приплод скота, хорошее замужество для девушки и т.
Как канун Нового года и конкретная граница между прошлым и будущим Васильев вечер считался в народе временем самых точных и верных гаданий, которые производились в течение всего святочного периода. Наиболее характерными новогодними гаданиями, а в некоторых местных традициях производимыми только в Васильев вечер, были гадания на урожай, семейные гадания о судьбе и подблюдные гадания. Большую роль в святочных гаданиях играл так называемый "васильевский огарок" - остаток обожженной лучины. Этот огарок заготавливали вечером накануне Нового года отсюда название - "васильевский" особым образом. Первый огонь в этот вечер добывали непременно на лучину, которую зажигали угольями из печки, а не с помощью спичек. После того, как лучина обгорала, ею зажигали уже свечу или лампу.
А сам огарок, по народным представлениям, обладал защитными свойствами, отгоняющими нечистую силу. Поэтому во время гаданий, предполагающих контакт с "иным" миром, девушка сначала зачерчивалась васильевским огарком, обводя вокруг себя круг "супротив солнца" - "не по-божьи", а в завершение гадания той же обгорелой лучиной "расчерчивалась", то есть проводила ею по обведенному ранее кругу, но уже в обратную сторону - "по солнцу", "по-божьи". Отсутствие при гадании васильевского огарка или неумение вовремя им расчеркнуться, по рассказам, могло привести к удушению гадальщицы нечистым. Для смельчаков, не боящихся нечистой силы, Васильев вечер мог стать, по народным представлениям, моментом получения самого богатого клада во всем мире - "нераздельного", то есть неразменного рубля. По поверьям, этим рублем владеет сатана и выпускает его из рук лишь один раз в год - в ночь под Новый год. Особенность неразменного рубля состоит в следующем: что бы на него ни покупали, он, едва владелец выйдет из лавки, будет опять у него в кармане; только каждый раз при покупке у продавца надо брать сдачу, хоть бы и одну копейку.
Если владелец рубля забудет это сделать, то рубль вновь вернется к сатане.
В воскресенье православный мир отмечает праздник Входа Господня в Иерусалим
Васильев день, именуемый в честь православного праздника святителя Василия Великого, отмечается, как и старый Новый год, с 13 на 14 января. Приметы 28 апреля: почему нельзя работать и прихорашиваться в Вербное воскресенье 2024. Православная церковь отмечает 13 января праздник Васильева коляда, Васильев вечер. Васильев вечер — народный праздник у славян. Васильев вечер, Васильева коляда, Щедрый вечер или Щедруха, Богатый вечер, такие названия были на Руси для этого дня.