Собор Святой Софии в Стамбуле официально утратил статус музея. Президент Турции Реджеп Тайип Эрдоган подписал указ, по которому историческое здание стало мечетью. Правительство Реджепа Тайипа Эрдогана приняло решение о закрытии Святой Софии для проведения ремонтных работ. тогда ещё не было такого наплыва туристов.
Материалы рубрики
- Вечный храм. Почему турки хотят превратить Святую Софию в мечеть? | Аргументы и Факты
- Музей Айя-София в Стамбуле: интересные факты и рекомендации по посещению
- Айя-София: самый известный музей Турции, ставший мечетью - ТАСС
- Как Святая София стала музеем?
Музей Айя-София в Стамбуле: интересные факты и рекомендации по посещению
Ранее власти Турции пообещали, что в то время, когда Айя-София не будет использоваться для богослужений, мозаики будут раскрывать, а храм будет доступен для посетителей и туристов. Благодаря тончайшим деталям и богатому золотому фону мозаика, изображающая Богородицу с Младенцем, входит в число самых узнаваемых произведений византийского искусства в соборе Святой Софии — Премудрости Божией. Современное здание, первоначально служившее христианской базиликой, было построено в VI веке по приказу императора Юстиниана. Считается, что мозаика в апсиде в восточной части бывшей церкви, которую видят современные посетители, является реконструкцией более раннего произведения, уничтоженного в период иконоборчества. Она была создана в IX веке во время соправления императоров Михаила III и Василия I Македонянина и, по-видимому, подверглась значительной реставрации в XIV веке после нескольких землетрясений, сильно повредивших здание.
Первоначально в арках по сторонам от Девы Марии располагались фигуры архангелов Гавриила и Михаила, но до наших дней дошло только изображение Гавриила.
Туристы не доверяют качеству аудиоэкскурсий. Один из них пишет, что пожалел, взяв аудиогид в одном из музеев: «В Википедии и на других ресурсах и то больше написано было. Неужели и здесь будет так же? Зданию более 1500 лет, его надо беречь». Раньше гиды брали плату за экскурсии, теперь средствами будет распоряжаться непосредственно мечеть», — уверены туристы. Отметим, чтобы избежать столпотворения, во многих крупнейших музеях мира администрация вынуждена вводить непопулярные меры — ограничивать количество проданных билетов, повышать цены на них.
Музеем Айя-София стала в 1934 году в период правления Кемаля Ататюрка. Собор превратился в музей, в котором можно было увидеть, как христианские, так и мусульманские элементы интерьера. Таким образом удалось объединить две религии в одном соборе. Через 90 лет Айя-София утратит статус нейтрального здания, и в ней снова откроют мечеть. Но она оставалась открытой для туристов со всего мира. В прошлом году Айя-София собрала в своих стенах 3,7 млн. Скандал вокруг Собора Святой Софии Споры вокруг судьбы Собора продолжаются на протяжении десятилетия. Тогда Реджеп Эрдоган, занимающий на тот момент должность премьер-министра Турции, выступал за то, чтобы знаменитую постройку передали мусульманам. А недавно, уже будучи президентом, Эрдоган заявил, что открытие в соборе мечети — настоящее возрождение храма.
К примеру, православный крест. Открыты и фрески серафимов. Лики трех ангелов были замазаны еще при Османской Империи, а четвертый — теперь за строительными лесами. Храм Святой Софии раньше ежегодно посещали от 4 до 10 миллионов туристов. Это было самое посещаемое историческое сооружение в стране. По словам гидов, в ближайшее время собор могут вообще закрыть для посетителей. Ожидается очередная реконструкция. Только после этого станет ясна судьба мирового памятника.
Популярное
- 10 фактов о соборе Святой Софии | myDecor
- Многие туристы задаются этими вопросами, планируя самостоятельные туры в Стамбул.
- 1. Предшественники собора Айя-София
- Собор Святой Софии в Стамбуле: что нужно знать до визита
- 2. Этапы строительства
- Чем заняться: Турция
В РПЦ заявили, что смена статуса собора Святой Софии в Стамбуле "может повлиять на ход истории"
Собор Святой Софии (Айя-София) сегодня — В Стамбуле умерла знаменитая кошка Айя-Софии Гли. Вход в мечеть Айя-София (Святой Софии) в Стамбуле станет платным для иностранных туристов с 15 января 2024 года, сообщил министр туризма Турции Мехмет Нури Эрсой. Реставрационные работы начались в мечети Айя-Софии в Стамбуле для усиления сейсмоустойчивости конструкции, пишет Habertürk.
Главный храм и мечеть Стамбула — собор Святой Софии
Почему Турция превратила собор Святой Софии в мечеть — 10.07.2020 — В мире на РЕН ТВ | Во что турецкая гиперинфляция превратила Стамбул, а Эрдоган — Святую Софию. |
Власти Стамбула уточнили правила входа в Айя-Софию | В Стамбуле у собора Святой Софии снова очереди. |
В СМИ появились кадры осыпающейся кладки собора Святой Софии в Стамбуле | Несмотря на то, что за вход в мечеть Айя-София в Стамбуле теперь приходится платить, желающих попасть туда меньше не стало. |
В Турции решили сделать платным вход в мечеть Айя-София для туристов | Когда собор Святой Софии превратился в мечеть Айя-Софья, в медном листе у основания колонны сделали отверстие для пальца, с помощью которого можно загадать желание. |
Вечный храм. Почему турки хотят превратить Святую Софию в мечеть? | В 1204 году в ходе Четвёртого крестового похода Константинополь подвергся разрушительному нападению крестоносцев, собор Святой Софии был разграблен и осквернён. |
Собор Святой Софии. Стамбул веб камера онлайн
И разрешил превратить собор Святой Софии в Стамбуле в мечеть. Торжества в Турции по случаю 569-й годовщины падения Стамбула завершились вчера трехмерным представлением над собором Святой Софии. Ранее власти Турции пообещали, что в то время, когда Айя-София не будет использоваться для богослужений, мозаики будут раскрывать, а храм будет доступен для посетителей и туристов.
Вход в мечеть Айя-София в Стамбуле станет платным для иностранцев
Analytics Analytics Analytical cookies are used to understand how visitors interact with the website. These cookies help provide information on metrics the number of visitors, bounce rate, traffic source, etc. Advertisement Advertisement Advertisement cookies are used to provide visitors with relevant ads and marketing campaigns. These cookies track visitors across websites and collect information to provide customized ads.
Старый портовый район, с причалами для пассажирских паромов и морским пассажирским портом, в котором швартуются белоснежные круизные лайнеры. В прошлом Каракёй особо славился обилием питейных и увеселительных заведений, расположенных рядом с причалами и не без успеха искушавших правоверных мусульман из всех районов. Площадь Беязит была построена по распоряжению императора Феодосия в 393 году до н.
Румельская крепость Турция, была важным стратегическим объектом во времена правления Османской империи. Расположен на берегах залива Босфор, который соединяет город множеством мостов. Стамбул единственный город в мире, который находится на двух континентах Европы и Азии. Была построена в 1459 году архитектором Атиком Синаном но была разрушена в результате землетрясения в 1766 году. Через некоторое время мечеть заново построил архитектор Узун Хусейн Эфенди в 1798-1800 г.
В самой мечети повысится качество экскурсий и богослужений. После захвата Константинополя Османской империей в 1453 году его переделали в мечеть.
С 1934 года храм работал в нейтральном статусе музея. В нем были сохранены и христианские, и мусульманские элементы убранства.
Кроме этих окон, внутренности храма дают обильное, хотя и несколько рассеянное освещение 40 окон, опоясывающих основание купола, и по пяти окон в больших и малых нишах. Центральный неф собора, алтарная часть и главный купол Внутренняя отделка храма продолжалась на протяжении нескольких столетий и отличалась особой роскошью мозаики на золотом полу, 8 зелёных яшмовых колонн из храма Артемиды в Эфесе. Стены храма также были полностью покрыты мозаиками как сюжетные композиции, так и орнаменты. Благодаря своей величественной архитектуре и убранству главное святилище всего государства внушало мысль о мощи Византийской империи и церкви. Этому служили и размеры храма, рассчитанного на многотысячные людские толпы, и роскошь отделки интерьера цветным мрамором и декоративной мозаикой, и великолепие церемоний, происходивших в храме. Именно в здании нового типа, в купольной базилике св.
Софии, наиболее последовательно выражены характерные для византийского искусства VI в. В 1935 году с фресок и мозаик были счищены скрывавшие их слои штукатурки. Таким образом, в настоящее время на стенах храма можно видеть и изображения Иисуса Христа и Богоматери , и цитаты из Корана на четырёх больших щитах овальной формы. На перилах верхней галереи храма можно обнаружить граффити , оставленные на протяжении всей истории его существования. Наиболее древние из них покрыты прозрачным пластиком и считаются одной из охраняемых достопримечательностей см. Мозаичный цикл[ править править код ] Значительное число мозаик Святой Софии было выполнено во времена императора Юстиниана в VI веке. Все сохранившиеся мозаики этого периода являются орнаментальными и расположены в нартексе , нефах , галереях и главной арке [74]. Сохранившиеся мозаики с изображением человеческих фигур и ангелов были созданы после окончания иконоборчества.
Эти мозаики представляют собой пример византийского монументального искусства и были выполнены с середины IX века по XIV век. Мозаики апсиды и вимы[ править править код ] Мозаичное изображение Богородицы с Младенцем Иисусом Христом в апсиде Самыми первыми мозаиками македонской монументальной живописи являются мозаики апсиды и примыкающей к ней вимы. Манера исполнения этих мозаик роднит их с живописью VII века [75]. В апсиде помещено тронное изображение Богородицы , держащей перед собой на коленях младенца Христа. На сводах вимы по сторонам от фигуры Богородицы были изображены два архангела [76] сохранилась только мозаика с архангелом Гавриилом. По краю конхи была помещена греческая надпись почти полностью утрачена со следующим текстом: «Изображения, которые обманщики здесь низвергли, благочестивые правители восстановили» [77]. Эти мозаики были раскрыты в 1935—1939 годах. Русский паломник Антоний Новгородский , посетивший Константинополь около 1200 года, сообщал, что мозаика апсиды была создана в IX веке иконописцем Лазарем , пострадавшим в период иконоборчества, но после Торжества Православия получившим широкое признание.
Хокинс в 1965 году [78] , хотя ранее Манго относил эти мозаики к более позднему времени до XI века [79]. По мнению Манго и Хокинса 1965 год эти мозаики были выполнены в 867 году. Академик Виктор Лазарев также датировал мозаику с изображением Богородицы IX веком и так характеризовал её [77] : Архангел Гавриил мозаика свода вимы Вместо того чтобы подчинить фигуру плоскости, мозаичист располагает её так, как будто она выступает из золотого фона. В подобной трактовке живо чувствуются пережитки того античного понимания формы, которое можно было бы назвать статуарным. И столь же сильны античные отголоски в прекрасном, полном женственности лике Марии. Мягкий овал, правильной формы нос, сочные губы — всё придаёт ему земной характер. Но в то же время он подкупает своей одухотворённостью. Не менее высоко он оценил мозаику с архангелом Гавриилом на южном своде вимы: он считал, что «рядом с никейскими ангелами этот изумительный образ представляет одно из высших воплощений византийского гения» и датировал эту мозаику IX веком.
Отмечают, что мозаичист передал в изображении порывистую духовную силу, но пропорции изображения являются вытянутыми и теряются правильные очертания изображения [75]. На мозаике левое плечо архангела, чуть меньше половины ореола, верхняя часть обоих крыльев и вершина посоха не сохранились [80]. Мозаики в помещении над южным вестибюлем[ править править код ] К первому периоду создания мозаичного украшения относятся изображения в сводчатом помещении в юго-западном углу над южным вестибюлем собора. Входная стена была украшена деисусом фигура Иоанна Крестителя не сохранилась. На своде были помещены 12 фигур, из которых сохранились и могут быть идентифицированы только пророк Иезекииль , первомученик Стефан в позе оранта и император Константин. В люнетах боковых стен помещены полуфигуры двенадцати апостолов и четырёх святых константинопольских патриархов периода иконоборчества: Германа , Тарасия , Никифора и Мефодия. Лазарев отмечает низкий уровень данных мозаик и предполагает, что их создали мастера из монашеских кругов, а сам их период создания сразу после окончания периода иконоборчества обуславливает влияние на них народного творчества [77]. Святитель Иоанн Златоуст Около 878 года в южном и северном тимпанах собора были созданы мозаики с изображением шестнадцати ветхозаветных пророков и четырнадцати святителей.
Из них полностью сохранились мозаики северного тимпана с изображением Игнатия Богоносца , Иоанна Златоуста и Игнатия, патриарха Константинопольского. Мозаики этих святителей были раскрыты в 1939—1948 годах. В дальнейшем в северном тимпане были раскрыты остатки фигуры святителя Афанасия Александрийского. Остальные мозаики не сохранились. Уровень мозаичистов, работавших над их созданием, В. Лазарев оценивает как невысокий, но отмечает [77] : Фигуры широкие и приземистые, черты лица крупные, ещё лишённые характерной для позднейших мозаик сухости и заострённости, одеяния ниспадают спокойными складками, в которых нет ничего от каллиграфической измельчённости. Розоватого тона лица обработаны зелёными тенями, палитра строится на светлых, главным образом серых и белых, оттенках, так что в ней отсутствуют плотность и насыщенность цвета, которые отличают мозаики XI века. Входная мозаика нарфика[ править править код ] Император Лев VI преклоняет колени перед Иисусом Христом В правление императора Льва VI 886—912 люнет нарфика был украшен мозаикой с изображением Иисуса Христа, сидящего на престоле с Евангелием , открытом на словах «Мир вам.
Я свет миру», в левой руке и благословляющего правой. По сторонам от него в медальонах изображены полуфигуры Богородицы и архангела Михаила. Слева от Иисуса изображён коленопреклонённый император Лев VI. Несмотря на то, что композиция несимметрична фигуре Льва не соответствует никакая фигура справа , мозаика обладает строгой уравновешенной композицией: «Она осуществляется за счёт широкой полосы внизу, на фоне которой помещена фигура, не составляющая таким образом, самостоятельного композиционного пятна. Эта полоса способствует утяжелению нижней части изображения, его прочному построению» [76]. Андрей Грабар отмечает, что данная композиция является весьма редкой для императорской иконографии [82]. Вероятно, она отражает некую торжественную религиозную церемонию [75]. Эта версия основана на описанной в сочинении Константина VII Багрянородного « О церемониях » торжественной встрече императора патриархом в нарфике храма Святой Софии.
Император выслушивал от патриарха «молитву входа» и затем, прежде чем войти в неф собора, трижды склонялся перед этой дверью. Также находят параллели между сюжетом мозаики и стихотворением Льва VI, в котором он описывает Страшный Суд , припадает к ногам Христа и взывает о заступничестве к Богородице и небесным силам [77]. Академик В. Лазарев так охарактеризовал мозаику поклонения императора Льва Иисусу Христу [77] : По фактуре выполнения мозаика люнеты занимает промежуточное место между мозаиками апсиды и вимы и мозаикой вестибюля св. В фигурах есть ещё типичная для искусства IX века грузность: большие, довольно массивные головы, приземистые пропорции, крупные конечности. Рисунок, особенно в трактовке тканей, порою сбит, лица лишены тонкой одухотворённости, в белёсой колористической гамме есть нечто вялое и даже безличное. Австрийский искусствовед Отто Демус указывает, что эту мозаику можно рассмотреть только снизу и под очень большим углом зрения. Это вызвано тем, что кубики мозаики размещены в стене наклонно, чтобы составлять со взглядом зрителя прямой угол [83].
Мозаика императора Александра[ править править код ] Император Александр На северо-западном столбе северной верхней галереи собора находится мозаичный портрет императора Александра. Он был открыт в ходе реставрационных работ 1957—1960 годов и имеет точную датировку 912 годом [84].
Музей Айя-София в Стамбуле: интересные факты и рекомендации по посещению
Учитывая архитектурные особенности строения, некоторые части собора закрывать не стали. К примеру, православный крест. Открыты и фрески серафимов. Лики трех ангелов были замазаны еще при Османской Империи, а четвертый — теперь за строительными лесами. Храм Святой Софии раньше ежегодно посещали от 4 до 10 миллионов туристов. Это было самое посещаемое историческое сооружение в стране. По словам гидов, в ближайшее время собор могут вообще закрыть для посетителей. Ожидается очередная реконструкция.
И тут падает второй тяжеловесный вопрос: зачем нам это делать? Если Россия — светское государство с тысячелетней историей, то Святая София — самый первый, самый древний артефакт, который сопровождал ее от истока. От колыбели. Три ветви русского народа — чтобы оценить значение этого символа, совсем не обязательно быть религиозным человеком.
Безусловно, для многих россиян по разным причинам эти слова — пустой звук. Но даже тем, кому неважно прошлое и будущее, важно настоящее. А в настоящем люди без смыслов проигрывают людям со смыслом. В той же Казани — из-за той же мечети Кул-Шариф — недавно затравили радиоведущего Антона Боровикова, который в Инстаграме грубо отозвался о ее внешнем облике и его сходстве с турецкими образцами.
Ему угрожали, к нему пришли на работу — ему пришлось удалять запись и извиняться. И это происходит в месте, которое всего тридцать лет назад было прямо-таки образцом светской ипостаси ислама. Но, бесконечно уступая, мы сами это разрушили. Не остановится и турецкая власть — ведь ей сейчас незачем останавливаться.
Люди со смыслами — в отличие от людей без смыслов — всегда имеют за спиной дополнительную опору и перед собою — щит. Они всегда могут провести линию, сказать, что выходящее за нее оскорбляет их чувства, и понемногу, по мере привыкания публики, эту линию двигать. Прямо пользуясь тем, что за ними признано, что они эти чувства имеют и «могут обидеться». Чувства других?
Как отмечает телеканал, решение турецкого руководства вызвало бурю негодования, особенно - за пределами Турции. Айя-София была основана христианским императором Юстинианом и была открыта 27 декабря 537 года. Собор более тысячи лет был самым большим храмом в христианском мире.
После захвата Константинополя османами и падения Византийской империи в 1453 году собор был переделан в мечеть, но с 1934 года здание по декрету основателя современного турецкого государства Кемаля Ататюрка стало музеем и было включено в список всемирного наследия ЮНЕСКО. В ноябре 2020 года сообщалось о смерти кошки по кличке Гли , которая прожила в религиозном сооружении 16 лет и была одним из символов Стамбула.
Она так впечатлила крестоносцев, что 12 апреля 1204 года они захватили Константинополь и всё из нее вынесли. Свидетель описывал , как Мехмед «придя на площадь у великой церкви, сошел с коня, и пал ниц на землю, взял горсть земли и посыпал голову, благодаря Бога.
И подивился этому огромному зданию, так сказав: "Воистину люди эти были и ушли, а иных после них, им подобных, не будет". Зато он его почти и не трогал: переделал михраб, чтобы перенаправить молящихся с востока Иерусалим на юго-восток Мекка , пристроил минарет, еще один минарет пристроил его сын, Баязид II. Возможно, эта реконструкция и спасла Святую Софию, и благодаря ей здание достояло до наших дней. Архитектор Синан по его приказу воздвиг еще два минарета и укрепил здание массивными контрфорсами, а вместо лепившихся к мечети домиков воздвиг султану мавзолей, где тот до сих пор и лежит.
На рисунках тех времен, авторства французского художника Гийома Грело 1680 и шведского дипломата Корнелия Лооса 1710 , видно множество мозаик, не сохранившихся до наших дней — грозила им не столько штукатурка, сколько стамбульские землетрясения. Восьмиметровые деревянные щиты с каллиграфическими надписями появились в храме еще позже. Одновременно с этим султан позвал швейцарца Гаспаре Фоссати, прибывшего в 1847 году строить новое здание российского посольства оно и по сей день стоит на Истикляль , отремонтировать осыпающийся мозаичный узор храма. Фоссати, не мудрствуя, прошелся поверх краской, а заодно зарисовал мозаичные иконы, которые он видел во время реставрации.
Многие из них осыпались при следующем большом землетрясении и сохранились до наших дней только на этих рисунках. В общем, София требовала непрестанного ремонта, и турки ей в нем не отказывали. Более того, завоеватели были очарованы Софией настолько, что и стамбульские мечети строили по ее подобию. В этом, несомненно, заслуга великого архитектора Синана, в своих величественных имперских мечетях вновь и вновь повторявшего образ Софии — тот же купол, лежащий на двух полукуполах, то же чувство наполняющего храм изнутри света.
Голубая мечеть напротив Айи-Софии была закончена уже после Синана, в 1616 году, — теперь они смотрят друг на друга, и новый стамбульский турист не сразу сможет отличить один купол от другого. Часть мозаики разрушена. Расстаться с идеей Софии-храма оказалось сложнее. К ней регулярно возвращаются не только греки, считающие Софию своей, но и русские, тоже так считающие.
Не совсем безосновательно, конечно, — все-таки и христианство наше византийское, и именно внутреннее золото Софии повлияло на выбор религии послами князя Владимира, и Софию вполне можно считать прообразом многих русских храмов Софии Киевской и Новгородской, чтобы далеко не ходить , и довольно многое о том, какой была София до завоевания, мы знаем из записей русских паломников из Царьграда.
Кто построил Собор Святой Софии в Турции, который объединил две религии
Обращение Святой Софии в мечеть — это символ и некое утверждение, кто в доме хозяин. Также это и жест, обращенный в сторону христианского мира, Европы и всех международных институтов, которые категорически против этого акта. Они все прекрасно понимают, что это не какая-то частность, не какой-то сюжет, связанный с обращением конкретного музея в действующее богослужебное пространство. А демонстративный отказ Эрдогана и Турецкой Республики от пути и стратегии, когда-то обозначенной «отцом нации» Мустафой Кемалем Ататюрком, который, превратив Святую Софию в музей, обозначил свой курс превращения Турецкой Республики в светское государство, которое стремится к объединению с Европой. Статус Ататюрка в Турции сопоставим, условно говоря, со статусом Ленина в СССР, его портреты — на турецких деньгах и чуть ли не в каждом втором окне. Он — один из главных национальных символов. Намеченный им путь развития государства закрыт передачей Софии. Если не навсегда, то надолго. Подробнее Изменение статуса Святой Софии — карта в очень большой политической игре, которая разыгрывается конкретным человеком со вполне серьезными и далеко идущими целями. Для всего мира Святая София — это главный памятник византийской цивилизации.
Главный христианский храм, причем не только в православном мире. Аббат Сугерий, который в 40-е годы XII века придумал и построил на окраине Парижа первый готический собор в аббатстве Сен-Дени, писал, что видел в качестве великого образца именно храм Святой Софии. Хотя, казалось бы, он не похож на готические соборы. Видимо, аббат имел в виду уникальную драматургию света, которую мы видим в Софии Константинопольской. То, что потрясло послов князя Владимира в Х веке — уникальная свето-пространственная икона, которая создавалась этим единственным в своем роде зданием. Интересно, что Юстиниан пригласил в качестве главных архитекторов не профессиональных строителей, а самых знаменитых математиков и инженеров-оптиков — Анфимия из Тралл и Исидора из Милета. Световое кольцо создавалось под куполом 40 окнами днем и ночью, транслируя в купол свет либо солнца, либо луны и звезд. Под куполом постоянно создавалось светящееся облако, световая икона Славы Божьей.
Захватили Константинополь, убили многих христиан, разграбили Собор Святой Софии и другие церкви, коих в столице было свыше тысячи. Считается, что до 90 процентов реликвий, хранящихся сегодня в европейских монастырях, храмах, крестоносцы вывезли из Константинополя.
Включая знаменитую Туринскую плащаницу, одну из главных святынь христианства: четырехметровое полотно, в которое, по преданию, заворачивали тело Христа после смерти. Видно, это и была главная цель похода. На Египет рыцари не пошли, а создали свою Латинскую империю на месте Византии. Столицей оставив несчастный Константинополь. Более полувека византийцы вели борьбу с европейскими захватчиками. И победили. Но Византия уже больше никогда не смогла вернуть прежнее могущество. Хотя бы по масштабам. Высота - 55,6 м, диаметр купола - 31 м. Собор Святого Петра в Ватикане, превзошедший Софию по высоте и площади, был построен в 1626 году.
В ночь с 28 на 29 мая 1453 года здесь прошло последнее богослужение. Империя была в агонии, и как раз подобало, чтобы службой по её отлетающему духу была эта публичная церемония в самом прекрасном храме». Он возглавил 9-тысячный гарнизон защитников Константинополя и погиб в бою с мечом в руках. Силы были слишком неравны. Католическая Европа на помощь православным потомкам римлян не пришла. Так сбылось предсказание гибели империи. Первым христианским кесарем был Константин, таковым должен быть и последний. Считалось, что Константинополь никогда не падет, пока на небе светит луна. Но 24 мая, в ночь полнолуния, случилось полное лунное затмение. Тогда жители с пением понесли по улицам осажденного города последнюю свою надежду и защитницу — икону Богоматери.
Однако во время шествия, икона неожиданно упала с носилок. Когда же процессия возобновилась, над городом разразилась гроза …с градом! В конце мая! На следующую ночь Святую Софию озарило странное сияние … Султан Мехмет II отдал османам богатый город на разграбление. В Святой Софии пыталось спастись около десяти тысяч верующих. Духовенство служило литургию, клир пел херувимскую песнь. Погибли и драгоценные книжные сокровища Константинополя: только по примерным подсчетам историков, более 120 тысяч рукописей было сожжено турками. Погибла самая почитаемая икона Византии — Божия Матерь Одигитрия Путеводительница , написанная, по преданию, самим апостолом Лукой». Историк Франтца, вместе с другими византийцами попавший в турецкий плен, так писал о разгроме мусульманами Святой Софии: «Земли не было видно под трупами. Всюду слышались крики и стенания почтенных матрон и дев, посвятивших себя Богу.
Кто опишет крик и плач детей, оскорбление святынь и прочие ужасы? Здесь представлялась взорам Божественная Кровь Спасителя, разлитая по полу, и Тело Его, разбросанное по углам. Переломанные священные сосуды валялись повсюду. Священные ризы, вытканные золотом и шелком, служили попонами лошадей или клались под ноги, как ковры. Многое и другое совершилось в этот день, что возмутило бы душу каждого и исторгло слезу… В храме Премудрости Божией бражничали турки и предавались неистовым страстям, окруженные женщинами, девами и юношами. Кто не оплакивал тебя, о священный храм! Господи, Христе, Царь! Спаси от такого бедствия всякую страну и всякий город, населенный христианами…» Султан Мехмет хотел разрушить ненавистный ему главный христианский храм. Но красота собора так поразила его, что он приказал перестроить его в мечеть. В пятницу, на третий день после завоевания Константинополя, султан лично, с саблей в руке, читал в Святой Софии по Корану мусульманскую молитву.
Крест на куполе Софии сменил бронзовый вызолоченный полумесяц. По бокам храма пристроили четыре минарета. Мозаики и фрески с ликами святых внутри собора варварски замазали штукатуркой: мусульманская традиция запрещает изображения людей. Святая София превратилась в мечеть Айя-Софья. Сам Константинополь переименовали в Стамбул. Сделали столицей новой империи — Османской. Позже появилась популярная теория Москва — Третий Рим, столица мирового Православия. После первого — настоящего, второго — Константинополя. Так длилось до 20-х годов прошлого века. Первая мировая разрушила ряд империй, включая Османскую.
В 1923 году была создана светская Турецкая республика. Со столицей в Анкаре. В 1934-м президент Ататюрк подписал указ о превращении мечети в Музей Айя-София. Чтобы сгладить напряжение между двумя мировыми религиями. Мудрый был человек.
Второй притвор. Эта пристройка сохранила отделку с момента строительства — потолок выложен золотой мозаикой, на стенах — мрамор с зеркальным узором. В левой части второго притвора расположена лестница рампа 2 на второй этаж. Эта лестница не имеет ступеней. Так было сделано специально, для того чтобы проще было вносить императрицу на паланкине специальных носилках на второй этаж в императорское ложе. В правой части притвора такая лестница тоже есть, но она закрыта. Там же в правой части находятся ворота, через которые можно выйти во двор к фонтану для омовений 6. Над воротами, которые называются Красивые ворота, расположена одна из самых известных мозаик собора, где изображен строитель храма император Юстиниан, Богоматерь на троне и император Константин, основатель города. Мозаика видна по ходу движения из двора в собор, а не из собора во двор. Вторая мозаика находится над императорскими воротами 9. Называется она Иисус Панкратор. Подробное описание всех мозаик и информацию о том, где их найти, смотрите ниже. Императорские ворота 9 , по преданию, переделаны из фрагментов Ноева Ковчега. Раньше в них мог входить только сам император, а теперь и вы можете. В соседние двери входили особо приближенные к императору. Над императорскими воротами на втором этаже расположено императорское ложе. Про него подробнее будет написано ниже. Схема музея Айя-София в Стамбуле. Красным цветом обозначены особо интересные места в соборе. Внутренний дворик крестильни баптистерий. Попасть туда можно через второй притвор идем в правую его часть , потом, сразу при выходе, заходим в дверь слева. Во дворике находится каменная купель, которая была перемещена непосредственно из помещения крестильни баптистерия. Купель большая, со ступенями. В ней крестили обращали в веру сразу несколько человек в зрелом возрасте. Позже, когда православие было достаточно распространено, для крещения стали использовать купели меньшего размера для младенцев. Посмотреть маленькую купель 5 можно в левой части первого притвора. В свое время двор и крестильня баптистерий использовались турками для хранения масла для ламп, которые освещали собор. Сосуды для масла расставлены вдоль стен дворика баптистерия. Каменная купель во внутреннем дворике крестильни. Крестильня баптистерий. Сейчас это гробница султанов Мустафы I и Ибрагима I. Из дворика крестильни баптистерия через застеклённую дверь можно увидеть саму крестильню, но попасть туда из дворика не получится. Посетить гробницу можно бесплатно, но для этого надо выйти с территории музея Айя-София и подойти к собору с его правой восточной стороны. Подробнее см. Гробницы Айя-Софии. Сосуды для хранения масла во внутреннем дворике крестильни. Основное пространство собора. Из второго притвора через императорские ворота 9 входим в основное пространство собора Святая София в Стамбуле. Центральная часть первого этажа. Идём в самый центр собора, под купол. Напомню, что диаметр купола — 30 метров, а высота — 56 метров. Кстати, этот купол в 557 году был разрушен землетрясением, а потом отстроен вновь. Купол окружен 40 окнами. Сейчас на куполе написана сура из Корана, а раньше, во времена Византии, здесь находилось изображение Иисуса. Шестикрылый серафим. Лицо серафима закрашено многоугольной звездой. Размер изображения 11 метров. Оглядываемся назад на императорские ворота 9. Слева и справа видим две мраморные вазы 11 , привезённые из Пергама. Всё пространство освещено низко висящими люстрами, которые были добавлены при османах. Вверху висят восемь огромных исламских медальонов 7,5 метров в диаметре , на которых написаны арабскими буквами имена Аллаха, пророка Мухаммеда, первых халифов Али и Абу Бакра. Не опуская головы, смотрим выше медальонов. Там изображены четыре шестикрылых серафима. В христианстве серафим — это ангел, наиболее приближённый к Богу. Длина этих изображений — 11 метров. Сейчас открыт только один лик серафима, другие закрыты при османах рисунками многоугольной звезды. Изначально были нарисованы лики в виде орлицы и льва, а также лики ангелов. Исламские медальоны 7,5 метров. Надписи выполнены на коже. Теперь снова смотрим вперед и подходим к огороженной площадке. Это место называется омфалион 12 и символизирует «Пуп земли», то есть «Центр Мира». В центральном кругу раньше находился трон императора, а в маленьких кругах рядом стояли его приближенные. Именно в этом месте происходила церемония коронации императоров. Есть версия, что расположение кругов имеет тайный зашифрованный смысл. Рядом с омфалионом находится специальное возвышение — что-то вроде крытого павильона. Это трибуна муэдзина 13. Она предназначена для служителя мечети, который призывает с минарета к молитве. Идём дальше вперед. Прямо вверху видим мозаику Дева Мария и младенец Иисус. Подробное описание всех мозаик и информацию о том, где их найти в соборе, смотрите ниже. Под мозаикой находится михраб 15 — украшенная ниша, которая показывает направление на Мекку. Справа от михраба находится минбар 14 — высокая трибуна со ступенями, откуда имам читает проповедь. Омфалион Центр Мира : здесь короновали византийских императоров.
При входе в Айя-Софию сразу же поражает массивный купол, который словно парит над головой. Он украшен прекрасными мозаиками и фресками, на которых изображены сцены из Библии и жизни Христа. Стены собора Святой Софии также украшены сложными мозаиками и фресками, на которых изображены Дева Мария и различные святые. Мозаики сделаны из крошечных кусочков стекла и сусального золота и являются свидетельством невероятного мастерства и искусности византийских мастеров. Мозаики и фрески собора, несмотря на прошедшие столетия, невероятно детализированы. Цвета по-прежнему яркие, а сохранность их позволяет увидеть даже мелкие детали. Одной из самых впечатляющих особенностей интерьера Айя-Софии является мраморный пол. Он выполнен из более чем 30 различных видов мрамора и является потрясающим примером византийской архитектуры. Узоры и рисунки на полу замысловаты и красивы настолько, что можно часами любоваться ими. Интерьер собора Святой Софии. Минбар Еще одна изюминка интерьера Святой Софии - михраб и минбар. Эти элементы были добавлены, когда церковь была превращена в мечеть в 15 веке. Михраб - это ниша в стене, которая указывает направление на Мекку, а минбар - это кафедра, используемая для чтения проповедей. Минбар украшен затейливой резьбой и каллиграфией, являясь потрясающим произведением искусства. Интересные экскурсии.
Вход в храм Айя-София в Турции стал платным для всех, кроме молящихся
Вход в мечеть Айя-София в Стамбуле станет платным для иностранцев | В соцсетях были опубликованы снимки, указывающие на возможные акты вандализма в мечети Айя-София, в которую превратили древний собор Святой Софии в Стамбуле. |
Telegram: Contact @rian_ru | Несмотря на то, что за вход в мечеть Айя-София в Стамбуле теперь приходится платить, желающих попасть туда меньше не стало. |
Крест на куполе Святой Софии. Этой мечте уже полтысячи лет, но вряд ли ей суждено сбыться
В храм святой Софии из Рима привезли восемь порфировых колонн (темно-красного цвета), взятых из храма Солнца. Где находится собор Святой Софии в Стамбуле и как до него добраться. История строительства, архитектурные особенности и мозаики мечети Айя-София. Только в одном Стамбуле он возвел 25 мечетей, каждая из которых напоминает Святую Софию. Мечеть Айя-София стала жертвой "крестового похода" американцев и англичан, а не решения правительства Турции.
Святая София. Стамбул. Что мы потеряли
Богослужения и посещения будут бесплатными для граждан Турции», — заявил министр. В самой мечети повысится качество экскурсий и богослужений. После захвата Константинополя Османской империей в 1453 году его переделали в мечеть. С 1934 года храм работал в нейтральном статусе музея.
В 1934 году по решению первого президента Турции Мустафы Кемаля Ататюрка собору Святой Софии был присвоен статус музея. С музейным статусом собор прожил почти сто лет. Однако в ближайшие дни в его стенах могут снова зазвучать мусульманские молитвы.
По словам турецкого лидера, им движут только благие намерение, поскольку если собор признают мусульманской святыней, то его можно будет посещать бесплатно. Сейчас билет стоит около 10 долларов. Так же может быть и с Софией. Если мы признаем ее мусульманской святыней, то плата за вход будет отменена», - объяснил президент Турции Реджеп Тайип Эрдоган. Однако, что будет с уникальными фресками Девы Марии и Христа, которым около тысячи лет. Неужели их снова закрасят или завесят черными кругам с арабской вязью?
Ведь в исламе запрещены изображения людей. В этот четверг Государственный совет - это Верховный суд Турции — совещался на эту сложную тему ровно 17 минут. И разрешил превратить собор Святой Софии в Стамбуле в мечеть. Правда, оставив последнее слово за президентом. Христиане по всему миру негодуют. Армянская апостолькая церковь призывает Турцию не делать поспешных шагов.
Соседняя с Турцией Греция восприняла эту новость вообще, как оскорбление.
Присваивает Голанские высоты оккупанту Израилю. Вы получите ответ из Турции". Еще один аргумент Эрдогана - "восстановление исторической справедливости" в ее турецком понимании.
С момента захвата Константинополя османами в 1453 году и до 1934 года Айя-София действительно была мечетью. В последнее время вокруг законности декрета Ататюрка вдруг возникло много споров, некоторые СМИ даже писали, что, мол, подпись там ненастоящая. И, несмотря на то, что Верховный суд Турции подтвердил законность декрета 1934 года, судьба Айя-Софии все равно изменена. Пересмотр его статуса болью отзовется в сердцах миллионов людей в мире, прежде всего православное сообщество и все христианское человечество.
Прежде чем нарушать балансы, надо осознавать ответственность такого акта", - заявил зампредседателя отдела внешних церковных связей Московского патриархата Николай Балашов.
Посещение иностранцами в туристических целях будет платным с 15 января», — сообщил он. Для граждан страны вход останется свободным. Наряду с платным посещением для туристов организуют отдельный вход. Мусульманские службы возобновились в соборе Святой Софии в 2020 году по указу президента Турции Реджепа Тайипа Эрдогана.