«Луна-25» — российский проект по запуску автоматических аппаратов на Луну для исследования окололунного пространства и возможностей для практического использования спутника. Тогда она включала полеты на Луну и создание постоянной базы на Луне с перспективой полета к Марсу.
Сколько раз люди были на Луне? И почему я думал, что высадка на Луну была совершена всего один раз?
Параллельная поддержка двух и более программ приводила к распылению человеческих и финансовых ресурсов. Она состояла из различных, часто многофункциональных проектов, которые так и не слились в один. Программы облёта Луны, высадки на Луну и создания тяжёлой РН реализовывались во многом раздельно. Наконец, руководство СССР рассматривало высадку человека на Луне исключительно в политическом контексте. Отставание от США в осуществлении пилотируемого полёта на Луну почему-то оценивалось им как худшее признание поражения, нежели «отмазка», будто лунной программы у СССР вовсе не было. В последнее мало кто верил даже тогда, а отсутствие намёков на попытки хотя бы повторить достижение американцев воспринимались и в нашем обществе, и во всём мире, как признак безнадёжного отставания от США в сфере космических технологий. Но в декабре 1965 года Политбюро решает сосредоточить все практические работы по лунной программе в ОКБ-1 Сергея Королёва. Там были представлены два проекта.
Проект Л-1 предусматривал облёт Луны экипажем из двух человек. Другой Л-3 , подписанный Королёвым ещё в декабре 1964 года — полёт к Луне экипажа тоже из двух человек с высадкой на поверхность Луны одного космонавта. Первоначально срок его осуществления был назначен Королёвым на 1967-1968 гг. В 1966 году Главный Конструктор неожиданно умирает во время неудачной операции. История руководства и научно-технического обеспечения советской космонавтики, роль в этом отдельных личностей — особая тема, её разбор увёл бы нас слишком далеко. Первый удачный запуск комплекса «Протон»—Л-1 был осуществлён с Байконура 10 марта 1967 года. На орбиту ИСЗ был выведен макет модуля, получивший официальное обозначение «Космос-146».
К этому времени американцы уже почти год как провели первое испытание «Аполлона» в автоматическом режиме. Последующие две попытки запуска оказались неудачными из-за сбоев в работе двигателей РН. Только 15 сентября 1968 года на траекторию полёта к Луне был выведен Л-1 под названием «Зонд-5». Однако спуск состоялся в незапланированный район. Системы спуска в атмосфере подвели и «Зонд-6» по его возвращении в ноябре 1968 года. Напомним, что уже в октябре 1968 года американцы перешли от автоматических к пилотируемым полётам по программе «Аполлон». А в декабре того же года первый триумфальный облёт Луны совершил «Аполлон-8».
В январе 1969 года РН снова захандрила на старте. Только в августе 1969 года состоялся успешный беспилотный полёт «Зонда-7» с возвращением на Землю в заданный район. К этому времени американцы уже побывали на Луне… В октябре 1970 года состоялся рейс «Зонда-8». Практически все технические проблемы были решены. Следующие два аппарата этой серии были уже подготовлены к пилотируемым полётам, но… программу было приказано свернуть. Проект Л-3, предназначенный для посадки на Луну, имел существенные отличия от американского. Принципиальная схема полёта была той же.
Однако более мощный двигатель ЛК не требовал разделения кабины на посадочную и взлётную ступени. Другим отличием было то, что переход космонавта между ЛОК и ЛК должен был осуществляться через открытый космос. Это было связано с тем, что к тому моменту отечественная космонавтика ещё не решила технических проблем, связанных с герметичной стыковкой двух КК. Первый успешный опыт такого рода был проделан нашими только в 1971 году при запуске к орбитальной станции «Салют-1» КК «Союз-11». А американцы уже в марте 1969 года на «Аполлоне-9» выполнили первую в истории герметичную стыковку и расстыковку и переход из одного космического модуля в другой без выхода в открытый космос. Необходимость создания в советском ЛОК шлюзовой камеры и присутствия там пилота в скафандре резко ограничивала полезный объём и полезную нагрузку всего лунного комплекса. Поэтому в экспедицию намечалось только два человека, а не три, как у американцев.
Испытания отдельных элементов полёта на Луну проходили первоначально в рамках проектов «Союз» и «Космос». В январе 1969 года Владимир Шаталов на «Союзе-4», Борис Волынов, Алексей Елисеев и Евгений Хрунов на «Союзе-5» совершили первую стыковку пилотируемых аппаратов и переход из одного в другой через открытый космос. Отработка расстыковки, торможения, ускорения и стыковки ЛК на околоземной орбите продолжалась и после принятия решения об отмене пилотируемого полёта, в начале 1970-х. Главным препятствием на пути лунного проекта стали трудности с созданием РН Н-1. Её аванпроект был подписан Королёвым ещё в 1962 году, причём на эскизе Главный Конструктор сделал пометку: «Мы мечтали об этом ещё в 1956-57 гг. Конструкция РН Н-1 была пятиступенчатой! По проекту первые три ступени должны были выводить на траекторию полёта к Луне груз общим весом 96 тонн, включавший, кроме лунного корабля, две ступени для маневрирования у Луны, спуска на её поверхность, подъёма с неё и отлёта к Земле.
Вес собственно лунного корабля, состоявшего из орбитального отсека и лунной кабины, не превышал 16 тонн. Ракету Н-1, первое испытание которой состоялось в январе 1969 года уже после первого облёта Луны американцами , с начала и до конца преследовали фатальные неудачи, вызванные сбоем работы двигателей. Ни один запуск Н-1 не был успешным. После катастрофы при четвёртом старте в ноябре 1972 года дальнейшие работы над Н-1 были прекращены, хотя причины аварий были выявлены и вполне подлежали устранению. Ещё в 1966 году Челомей предложил альтернативный проект лунной экспедиции, базировавшийся на создании РН УР700 дальнейшее, так и не осуществлённое развитие УР500, то есть «Протона». Схема полёта по этой программе напоминала первоначальный проект американцев от которого те потом отказались. Она предусматривала одномодульный лунный корабль, без разделения на орбитальный и взлётно-посадочный отсеки, с двумя космонавтами на борту.
Однако ОКБ-52 дали «добро» только на теоретическую разработку данного проекта. Если бы не поспешное политическое решение советского руководства, можно утверждать, что, несмотря на все технические проблемы, наши космонавты вполне реально смогли бы осуществить первый облёт Луны в 1970-1971 гг. Но в это время, после успешных полётов американцев, вожди КПСС охладели к лунной программе. Это указывает на резкое изменение их менталитета. Можно ли представить, что, сумей США опередить нас в разработке первого ИСЗ или запуске первого космонавта, советская космическая программа была бы свёрнута ещё на начальном этапе? Конечно, нет! В конце 50-х — начале 60-х гг.
Но в 70-е годы у лидеров КПСС были другие приоритеты. Необходимость уделить особое внимание военной составляющей служила только предлогом для свёртывания лунной программы тем более, что начало 70-х характеризуется разрядкой международной напряжённости. Отныне престиж советской космонавтики базировался лишь на постоянно обновляемых рекордах длительности полёта. В 1974 году в результате корпоративных интриг Мишин был уволен с должности руководителя ОКБ-1. На его место пришёл Валентин Глушко, который не только прекратил все работы над Н-1, даже теоретические, но и приказал уничтожить готовые к испытаниям экземпляры этой РН. Вопрос, вынесенный в заголовок этого раздела, вполне уместно дополнить другим: почему наши космонавты не были на Марсе? Точнее, около Марса.
Дело в том, что проект Н-1 рассчитывался как многоцелевой. Эта РН которая планировалась лишь как первая в семействе тяжёлых носителей разрабатывалась в перспективе не только под лунный корабль, но и под «тяжёлый межпланетный корабль» ТМК. Данный проект предусматривал вывод КК на гелиоцентрическую орбиту, позволявшую пролететь в нескольких тысячах км от Марса и возвратиться на Землю. Отработка СЖО такого корабля проводилась на Земле. Испытатели-добровольцы Мановцев, Улыбышев и Божко в 1967-1968 гг. Аналогичные эксперименты значительно меньшей продолжительности начались в США лишь в 1970 году. В дальнейшем многомесячное пребывание ряда советских экипажей на «Салютах» формировало подозрения, что руководство СССР готовится к выполнению «марсианской программы».
Увы, это были только домыслы. Такой программы в реальности не существовало. Работы над ТМК были прекращены одновременно с работами над Н-1. В принципе, выполнение пилотируемого полёта вокруг Марса с возвращением на Землю было бы вполне реально для СССР уже в начале — середине 1980-х годов. Конечно, при условии, если бы все элементы лунной программы, пригодные для использования в полёте к Марсу, продолжали развиваться и работы по ним не прекратились в 70-е годы. Моральный эффект от такого полёта был бы сравним с высадкой американцев на Луне, если не больше. Увы, позднее советское руководство в очередной раз упустило исторический шанс для великой страны… 7.
Есть ли будущее у лунных экспедиций? Для этого необходимо в первую очередь коренное изменение менталитета современной цивилизации. Несмотря на появляющиеся время от времени обещания лидеров США или руководителей нашей космонавтики организовать полёт человека на Марс, ясно, что они уже не воспринимаются обществом с таким энтузиазмом, как 40-50 лет назад обещания первых полётов в космос и на Луну. Джордж Буш-младший провозгласил задачу возвращения американцев на Луну до 2020 года и последующего полёта на Марс. К тому времени сменится уже несколько президентов, и с Буша, в случае неисполнения его «предначертаний», как говорится, взятки будут гладки. В наше время космические исследования и покорение мировых пространств решительно сместились из приоритетов на периферию общественного интереса буквально во всех странах мира. Это хорошо видно и по удельному весу сообщений такого рода в общем медиа-потоке.
Последняя из них, «Луна-24», была запущена в августе 1976 года и привезла образцы грунта, по итогам анализов которого стало понятно: на Луне есть вода. По этому проекту проделали большую подготовительную работу, но аппарат так и не полетел. В середине 90-х ученые предложили создать орбитальную станцию для сейсмических исследований на Луне. Аппарат хотели оснастить десятью небольшими ударными зондами — пенетраторами. Одновременно с этим в полярный кратер планировали посадить спускаемый аппарат с научными приборами для поиска замерзшей воды. Проект назвали «Луна-Глоб». Но из-за того, что в те времена приоритет отдавали изучению Марса, а на другие исследования не хватало денег, планы оставались на бумаге в течение нескольких лет. В 2000-х годах за проект взялись снова — задумка несколько раз претерпела значительные изменения, а окончательный облик начала принимать после 2010 года. В итоге в 2013 году создаваемый аппарат решили назвать «Луна-25», чтобы подчеркнуть связь с советскими экспедициями. Как выглядит станция Вся миссия включает в себя четыре составляющие: непосредственно космический аппарат «Луна-25», ракетно-космический комплекс «Союз-2.
Сам аппарат можно конструкционно разделить на две части: верхняя — представляет из себя «платформу», силовую конструкцию, к которой прикреплена сотовая панель со служебной аппаратурой и научными приборами. Состоит из панели солнечных батарей, радиатора системы терморегулирования, научных приборов, источника энергии и электронного оборудования станции; нижняя — посадочное устройство, представляющее собой конструкцию с амортизационными посадочными опорами, которые обеспечат мягкое касание при посадке. На посадочном устройстве закреплена двигательная установка — с ее помощью корректируются траектория полета до Луны, торможение при сходе с орбиты и мягкая посадка. Также в нижней части монтируются топливные баки, датчики, антенны и манипулятор грунтозаборного устройства. Новые инженеры, новые технологии, новое место: области экватора, куда летали до сих пор, легче достигнуть, чем полюса, — заявил астроном. Откуда будут запускать Старт ракеты-носителя «Союз-2. Запустят ее с космодрома Восточный в Амурской области.
Последствия взрыва На время операции по спасению экипажа ряд стран, в том числе СССР, объявили режим радиомолчания на использовавшихся частотах. Кстати, по мотивам этих событий даже сняли фильм. Он так и называется — «Аполлон-13». Советуем посмотреть, если кто еще не видел. За время пребывания на спутнике астронавты совершили два выхода на поверхность общей продолжительностью 9 часов 23 минуты. Шепард держит флаг Митчелл и Шепард собрали 42,8 кг образцов лунного грунта. Анализ камней в лабораториях на Земле показал, что их возраст составляет 4,51 млрд лет. Читайте также: Рассекреченные документы раскрывают проект «Горизонт»: лунный форпост армии США На борту «Аполлона-14» к Луне совершили полет около 500 семян пяти видов деревьев. Где были посажены деревья — учета не велось. Но к февралю 2016 года удалось разыскать 75 «лунных деревьев» в 25 штатах. Гольф на Луне Алан Шепард привез с собой на Луну три мяча для игры в гольф с ведома руководителей полета. Используя один из инструментов в качестве клюшки, он устроил небольшую гольф-сессию, сделав три удара. Астронавты совершили три выхода на лунную поверхность, общая продолжительность которых составила 18 ч 33 мин. На Луне экипаж впервые использовал первый в истории лунный вездеход луноход , проехав на нем в общей сложности 27,9 км. За время своей работы на спутнике астронавты собрали 77 кг образцов лунных пород, провели несколько научных экспериментов. Кроме того, участники экспедиции расположили на поверхности Луны памятную табличку «Павший астронавт» и алюминиевую скульптуру, изображающую астронавта в скафандре. Перед тем, как покинуть окололунную орбиту, астронавты запустили из модуля научных приборов небольшой искусственный спутник Луны, предназначенный для измерения ее магнитного и гравитационного полей. Скандал вокруг миссии «Аполлон-15» Экипаж миссии вскоре после прибытия на Землю оказался в центре скандала. Выяснилось, что они без разрешения руководства миссией взяли с собой в полет на Луну и привезли обратно 398 конвертов с марками. Оказалось, что астронавты еще до полета договорились с частным лицом о продаже этих конвертов. По условиям сделки, 298 конвертов оставались у астронавтов, а оставшуюся сотню они должны были передать за вознаграждение покупателю. За услуги каждый астронавт получил по 7000 долларов. Вскоре это об этом узнали в NASA. Конверты и марки, которые пытались продать астронавты Поднялась большая шумиха.
Астронавты Алан Шепард и Эдгар Митчелл поставили новый рекорд по длительности пребывания в открытом космосе: в рамках миссии они совершили 4,5-часовое путешествие по поверхности Луны в поисках ценных образцов. Они почти дошли до кромки кратера Конуса, но командование NASA посоветовало приключенцам не искушать судьбу и вернуться назад. NASA Миссия «Аполлон-15» — 7 августа 1971 года «Аполлон-15» стал первой лунной миссией, во время которой астронавты передвигались не только на своих двоих. Дэвид Скотт и Джеймс Ирвин проехали почти 28 километров на специальном вездеходе, который фактически стал первым автомобилем на поверхности Луны. Команда изучила регион Хэдли — Апеннин и собрала 76 килограмм образцов почвы, включая грунт, находившийся на глубине 10 футов: для того, чтобы пробурить скважину, астронавтам потребовалось несколько попыток. NASA Миссия «Аполлон-16» — 27 апреля 1972 После перерыва почти на год NASA запустила следующую лунную миссию для изучения плоскогорья близ кратера Декарта, где находились интересные вулканические породы.
Сколько раз люди высаживались на Луну? (43 фото)
Однако человека в Советском Союзе на Луну отправить не удалось. В ходе полета «Луны-1» получили данные об интенсивности и составе космических лучей, метеорных частицах, корпускулярном излучении Солнца. Россия возвращается к полетам на Луну спустя почти полвека. Первая высадка человека на поверхность Луны стала результатом приказа Джона Ф. Кеннеди, который в 1961 году задал национальную цель США: высадиться на Луну и вернуться домой живыми. 240 суток «полета» на Луну: что было самым трудным во время изоляции и почему одному из участников пришлось покинуть проект досрочно?
NASA объявило новые сроки запуска людей на Луну и Марс
Подобную операцию повторили в феврале 1972 года и в августе 1976 года "Луна-20" и "Луна-24". Он стал первым планетоходом, успешно работавшим на спутнике Земли, и прошел 10,5 км примерно за девять месяцев. Второй советский луноход в 1973 году доставила "Луна-21". Сейчас исследования Луны ведут американский орбитальный аппарат Lunar Reconnaissance Orbiter и китайский посадочный аппарат "Чанъэ-4".
Статистика на 2024 год Сколько людей побывало в космосе и на Луне? Интересно разобраться, сколько человек побывало в космосе и на Луне по состоянию на 2024 год. Первый полет в истории человечества состоялся 12 апреля 1961-го. Дата отмечается во многих странах мира. Космонавтом-дебютантом был Юрий Гагарин, налетавший 1 ч 48 мин. В период его путешествия сохранялась полная радиосвязь с ЦУП на Земле. Космонавт вел наблюдения в иллюминаторы и отслеживал показатели приборной панели.
Александр Блошенко: Вы правы: предыдущий полет "Луны-24" состоялся в августе 1976 года. Тогда станция доставила на Землю колонку лунного грунта длиной около 160 сантиметров и весом 170 граммов. Но сегодня у нас совершенно новые задачи. Это исследование грунта и экзосферы Луны в окрестностях именно Южного полюса. В первую очередь, поиск следов органических соединений, воды. На "Луне-25" есть устройство для забора грунта на глубине до 40 сантиметров. Анализ реголита будет проводиться сразу на борту самого космического аппарата. Без возврата на Землю. Благодаря специальным спектрометрам мы узнаем элементный, изотопный состав. Кроме того, будет измеряться радиационный фон нейтронов и гамма-лучей на поверхности, исследоваться плазменные и пылевые компоненты. Место посадки "Луны-25" - это восточный сектор южной полярной области Луны. Основной район расположен к северу от кратера Богуславский Говорят, лунная пыль такая "прилипала", от которой может быть куча неприятностей? Александр Блошенко: Да, это мельчайшие острые частички, которые очень хорошо электризуются. И очень хорошо налипают на любые движущиеся части. Так что потенциально - это одна из приличных проблем для будущих миссий. И автоматических луноходов, и тем более пилотируемых программ. От лунной пыли надо как-то избавляться, когда будем в гермообъемы заходить. Но, повторю, главная задача " Луны-25 " - это поиск воды, летучих соединений в лунном грунте. С одной стороны, вода нас интересует как ресурс для будущих лунных станций. Человеку в принципе вода нужна. А если доставлять ее с Земли, стоимость доставки литра может стартовать с 500 тыс. На данный момент одна из зарубежных компаний по космической робототехнике предлагает правительствам и компаниям доставку 1 килограмма полезного груза на Луну, что сопоставимо весом с 1 литра воды, за 1,2 млн долл. Комментарии, думаю, излишни? Кроме того, вода может быть сырьем для получения ракетного топлива. С другой стороны, вода на Луне - сама по себе объект научных исследований. Она заносится кометами, а кометы - переносчики вещества и органических молекул во Вселенной. Когда узнаем состав воды, вполне вероятно, нам откроется что-то новое и про историю Луны, и про фундаментальные законы Вселенной. Один из уважаемых экспертов утверждал: нам нужно заново учиться садиться на Луну. И ведь запуск переносился как раз из-за проблем с прибором для мягкой посадки. Александр Блошенко: Сам факт запуска говорит о том, что все проблемные вопросы решены. Но мы люди в некоторой степени суеверные. Поэтому скажу так: весь необходимый цикл проверки на заводе-изготовителе, на космодроме аппарат прошел. Техника испытана и отработана, чтобы по максимуму исключить нештатные ситуации. В свое время я брала интервью у ближайшего соратника Сергея Королева - академика Чертока. Отвечая на вопрос, почему оказались неудачными четыре подряд старта лунной ракеты Н-1, Борис Евсеевич был категоричен: главная ошибка - в отказе от наземной отработки первой ступени Н-1. Для этого надо было построить огромный и очень дорогой огневой стенд. Решили не строить. Все такие ошибки учитываются? Результаты можно видеть, в том числе, по рекордной безаварийной серии пусков. Идет многократное резервирование основных систем. Не серийные, которых десятки на орбите. Именно такая станция больше не будет создаваться. И если что, к ней не подлетишь, не поправишь. История космонавтики знает только один прецедент: когда на телескопе "Хаббл" уже на орбите исправляли дефект зеркала манипуляциями с выходом астронавтов в космос с "шаттла". Целая операция была. По стоимости близкая к самому телескопу. Нет задачи долететь до Луны, воткнуть в нее флаг, и сказать: "Все, мы смогли". Есть задача выполнить определенную научную работу Знаю, что рассматривались несколько точек для прилунения. Как выбирали место? Александр Блошенко: Чем хорош Южный полюс? С одной стороны, там есть вечно затемненные кратеры с запасами водяного льда. С другой - эти области постоянно освещаются Солнцем, то есть там можно разместить солнечные батареи. И первые станции будут работать на них. Но в этом регионе очень сложный рельеф. А нам нужно, чтобы при посадке аппарат не накренился, не завалился. Все это учитывалось. Пригодными нашли двенадцать точек, из них выбрали три. А конкретное место можно назвать? Александр Блошенко: Это восточный сектор южной полярной области Луны. Основной район расположен к северу от кратера Богуславский. Резервных района два: первый - к югу от кратера Манцини, второй - к югу от кратера Пентланд-А. Александр Блошенко: "Луна-25", как и аппараты, которые последуют за ней, уникальна.
Выглянув в иллюминатор снова Армстронг увидел, что модуль снижается над местность, усеянной крупными валунами 2-3 метра в диаметре. Достаточно взглянуть на хрупкие ноги модуля, чтобы понять: они не были предназначены для посадки на такую поверхность. Если бы модуль повалился на бок, он не мог бы взлететь с поверхности вверх: трение о реголит уничтожило бы его. Поднять 15-тонную железяку, лежащую на боку, вручную, без инструментов и в тогда еще несовершенных скафандрах было бы очень сложно. Да и не факт, что приземление на бок прошло бы без травм для самих астронавтов. Еще один корабль и модуль никак не смогли бы подоспеть к Луне вовремя. Да и в любом случае, на лунных модулях просто не было места для эвакуации двойного экипажа. При посадке «на автомате» двоих астронавтов в лучшем случае ждала бы смерть после полного расхода запаса воздуха. Ранее у него уже был опыт управления «неправильными» летательными аппаратами. Во время войны в Корее ему приходилось быть пилотом поврежденного боевого самолета, а на борту космического корабля «Джемини» он смог вручную погасить другой сбой автоматики, вызвавший неконтролируемое вращение аппарата с перегрузками в 3,5 g. Между прочим, именно это спасло экипаж корабля от гибели. Точный размер поля был ему не очень ясен, потому что горизонт на Луне визуально много ближе, чем на Земле, и даже с 200 метров видно не так уже и далеко. Перелетев попавшийся на пути кратер, Армстронг нашел подходящее место для посадки. Однако чтобы быстро потерять высоту, ему нужно было тормозить двигателями — и он вынужден был потратить на этот процесс немало топлива. Остававшийся на борту запас был равен чуть более, чем минуте полета до прилунения. Посадка осложнилась тем, что газы от горящего топлива подняли облако пыли с лунной поверхности, но пилот ориентировался на верхушки крупных валунов, чтобы понять, насколько быстро он снижается. Несмотря на все трудности, посадка прошла идеально мягко. Поэтому американские скафандры плохо гнулись в коленях , что принуждало астронавтом передвигаться подпрыгиваниями и не очень далеко от корабля.
«Луна-25»: почему разбилась первая российская лунная станция и что нужно знать о миссии
Чем больше стыковок, тем с определенного момента падает надежность. Схема проработана. Она требует еще создания специальных межорбитальных буксиров для доставки к Луне того, что может на низкую орбиту вынести тяжелая "Ангара" А5В с водородной третьей ступенью. Сейчас, занимаясь новыми ракетами на сжиженном природном газе с возвращаемыми первыми ступенями, мы начинаем задумываться о том, как бы этот задел уже в перспективе использовать и для сверхтяжелых носителей. Гвоздь лунной программы - строительство научной лунной базы? Уже понятно, как она может выглядеть? Из каких материалов строиться? С каким оборудованием? Александр Блошенко: Проект лунных баз, и не один, существовал еще со времен Советского Союза.
Концептуально велосипед никто не изобретает. Появляются новые материалы, электроника, аккумуляторы повышенной надежности. Повышаются автономность, удобство пользователя. Но целеполагание то же самое: любая база за пределами Земли, будь то МКС, лунная база, марсианская или еще где-то - это убежище для человека в априори чуждой для него среде. И это не только вакуум и температуры. Это радиация, гипомагнетизм. Кто будет работать на лунной базе? Александр Блошенко: Пребывание человека на Луне требует огромных затрат на ресурсное обеспечение.
Это очевидно. Поэтому люди будут работать там, где без них обойтись нельзя. Остальное поручим автоматам и роботам. То есть задача "Роскосмоса" и космической отрасли - создать такую технику, чтобы ею было проще, удобнее пользоваться. И чтобы экипаж был сосредоточен на выполнении научных задач больше, чем на рутине. Носитель будущего должен быть с многоразовыми элементами. Чтобы большую часть ресурсов тратить на аппаратуру, а не на изготовление ракеты Сколько космонавты могут максимально работать на Луне? Вопрос пока открытый.
В Институте медико-биологических проблем РАН по нашему заказу уже ведутся работы по отработке технологий освоения космического пространства и совершенствованию медико-биологического обеспечения дальних полетов в космос. Каким вы видите оптимальный профессиональный состав лунного экипажа? Александр Блошенко: Знаете, это как в самолете, где есть командир, второй пилот, бортинженер или штурман. Все остальные летят выполнять целевую работу: доктор, геолог, биолог и т. Потому что нет задачи долететь до Луны, воткнуть в нее флаг, и сказать: "Все, мы смогли". Есть задача выполнить определенную научную работу. У нас накоплен самый большой в мире опыт по эксплуатации космических станций. И его в полной мере можно применить на лунных базах.
Ученые хотят изучить возможность использования 3D-печати для постройки домов на Луне. Это из области фантастики? Александр Блошенко: Нет, не из области фантастики. Сегодня есть компании, в том числе и в России, которые предлагают услуги по 3D-печати домов. Это вполне реально и на Луне. Другой вопрос, насколько целесообразно. А создание полигона для отработки технологий , которые понадобятся для продвижения дальше в космос? Александр Блошенко: Фактически Луна и станет таким полигоном.
Сообщалось, что для лунной базы в сотрудничестве с "Росатомом" разворачивается работа по ядерным энергетическим модулям небольшого размера. Что это такое? Александр Блошенко: Поясню. Первые лунные базы, как уже говорил, будут работать с использованием солнечных батарей. Такая система сможет генерировать до 20 кВт электроэнергии при сроке службы до десяти лет. Однако на следующих этапах, когда потребуется долговременное пребывание на Луне человека и функционирование каких-то сложных систем жизнеобеспечения, уже нужна будет мощность 100-200 кВт. И без ядерных миниэлектростанций не обойтись. Это некий реактор с делящимся материалом, который нагревается, а дальше энергию тепла преобразует в электричество.
Такие энергетические установки будут фактически бесперебойно обеспечивать электричеством станцию. Это важно. Не будем забывать про длинные лунные ночи - 14,5 суток, когда все погружается во тьму. Даже луноходы в этот период "засыпали". В настоящее время в России разрабатывается межорбитальный транспортный модуль с использованием газоохлаждаемого ядерного реактора, турбомашинной системой преобразования тепловой энергии в электрическую с мощностью до 500 кВт. Основные составляющие его энергоустановки выполняются по модульному принципу и могут быть использованы для создания напланетной, в том числе лунной, ядерной энергоустановки. Кроме того, такой межорбитальный буксир сам по себе нам будет необходим для транспортного и грузового обеспечения лунной базы - он сможет доставлять к Луне десятки тонн груза. Когда россияне могут полететь на Луну?
Александр Блошенко: Полет россиян на Луну - вопрос не ближайшей перспективы. После 2030 года. Это будет зависеть от создания средств доставки: пилотируемого транспортного комплекса, лунного взлетно-посадочного корабля, ракеты-носителя сверхтяжелого класса, а также от развития нашего сотрудничества по созданию Международной научной лунной станции. С Китаем? Сообщалось, что станция будет развернута в два этапа с 2025 до 2035 года, потом начнется ее эксплуатация.
Так гласит официальная версия. Достаточно скоро возникла конспирологическая версия, что в действительности астронавты столкнулись на Луне с остатками высокоразвитой цивилизации или даже вступили с ней в контакт. НАСА и лично фон Браун, осознавшие, что речь идёт о значительно превосходящей человеческую цивилизации, якобы настояли на том, чтобы не будить лихо, пока оно тихо, и свернуть полёты на Луну, чтобы не рисковать судьбой человечества. Существует и второй вариант конспирологической легенды. Согласно ей, после "Аполлона-17" на спутник Земли всё же была отправлена ещё одна миссия — "Аполлон-18". Она была отправлена в условиях строжайшей секретности, официально этого запуска никогда не было, а астронавты не могли рассказать о своей миссии даже семьям. Их задачей было исследовать эту загадочную цивилизацию, которая, однако, была возмущена вторжением чужаков, и экипаж так и не вернулся на Землю. Со ссылкой на книгу "Потерянный космос" Эдвина Райса утверждается, что вскоре после посадки, когда астронавты ехали на луноходе, в их рациях зазвучал неизвестный язык. Они перенаправили запись в НАСА, где его сразу определили как латынь и перевели. Оказалось, что местные обитатели предостерегают землян от вторжения в их пространство. Астронавты вернулись на корабль и вскоре отправились на Землю, а на Луну больше никто не прилетал. По сюжету отправленные в секретный полёт астронавты сталкиваются на Луне с мимикрирующей под камни инопланетной формой жизни, которая настроена агрессивно и в конце концов уничтожает весь экипаж. В рамках промокампании за несколько месяцев до премьеры фильма в СМИ и на популярных площадках для общения начали появляться материалы, в которых сообщалось об обнаружении в архивах НАСА ранее неизвестных плёнок. Эти видеоматериалы якобы были сняты астронавтами из засекреченной миссии, которой никогда не было официально. Рекламная кампания и сам фильм внесли немалую лепту в популяризацию сравнительно малоизвестной ранее легенды, однако возникла она гораздо раньше. В аннотации книги сообщалось, что автор является бывшим работником НАСА, которому удалось раздобыть сверхсекретные снимки лунной поверхности. Их спрятали от общественности, поскольку на них якобы можно было разглядеть следы присутствовавшей там высокоразвитой цивилизации. На снимках не очень хорошего качества, опубликованных в книге, автор видел в лунных ландшафтах очертания руин древней цивилизации и тому подобные вещи.
Всего 24 астронавта США летали до Луны и обратно. Во время каждой из шести экспедиций с посадкой на Луне два астронавта выходили на поверхность Луны и один оставался в орбитальном модуле; таким образом, на Луне побывали 12 землян. Из-за аварии, произошедшей на « Аполлоне-13 », Джеймсу Ловеллу не удалось высадиться на Луну. На сентябрь 2025 года запланированна новая пилотируемая миссия к Луне — Artemis 2.
А также в... Из них трижды экипажи Луну просто облетали по орбите А-8 и А-10 планово, А-13 аварийно , 6 раз - высаживались по двое на лунную поверхность итого - 12 человек побывало на Луне в 1969-72 г. Я про это знал еще с юности - это никогда не было секретом, в...
Великая миссия «Аполлона-11». Как американцы покорили Луну
Последняя экспедиция людей на Луну была осуществлена в декабре 1972 года на космическом корабле "Аполлон-17". В ночь на 11 августа Россия впервые за 50 лет запустила космическую станцию «Луна-25». Они Люди военные, командир сказал, что крокодилы, то есть американцы летали на луну, значит летали, только низко, низко. В 1972 году люди в последний раз побывали на Луне, и после возвращения на Землю экипажа «Аполлона-17» программа пилотируемых полетов на Луну была закрыта. В 1961 году президента США Джон Кеннеди заявил, что одной из целей нации станет доставка человека на Луну до конца десятилетия.
53 года высадке человека на Луну — вспоминаем все полеты
Чтобы добыть значимое количество гелитрия на Луне, пусть даже это очень высокоэнергетический продукт с точки зрения энергии, но фактически надо перелопатить столько грунта, сколько эквивалентно примерно количеству угля той же энергетической ценности. После этого «Луна-25» начала пятидневный автономный полет. Новости интересности из мира хай-тек Первый российский полёт на Луну запланир. Сколько человек ходило по луне?
Космические рекорды: от Гагарина и до наших дней
С другой, эти области постоянно освещаются Солнцем, то есть там можно разместить солнечные батареи. И первые станции будут работать на них. Но в этом регионе очень сложный рельеф. А нам нужно, чтобы при посадке аппарат не накренился, не завалился. Всё это учитывалось. Пригодными нашли 12 точек, из них выбрали три. Решение приземлиться на Южном полюсе Луны вызвано не только практическими целями.
Космические державы уже несколько последних лет соревнуются между собой в том, кто первым совершит мягкую посадку в полярном регионе Луны. Соперником России в этом вопросе является Индия, которая запустила к Луне аппарат «Чандраян-3» с луноходом. В прошлую субботу он вышел на лунную орбиту и начал снимать кратеры на поверхности спутника Земли. Если всё пойдет по плану, то индийский аппарат окажется на Южном полюсе 23 августа. Что будет делать «Луна-25» На поверхности Луны зонд будет работать не менее одного года. Главная задача экспедиции — отработать технологию мягкой посадки возле Южного полюса, чтобы создать задел для будущих миссий.
Этим будет заниматься орбитальная часть автоматического зонда. Сам же посадочный аппарат будет исследовать поверхность в районе Южного полюса Луны, в том числе с помощью криогенного бурения. Основная задача в этом случае — поиск воды. Данные, которые были получены в начале XXI века, показали, что в полярном реголите поверхностном слое сыпучего лунного грунта есть много летучих соединений космического происхождения, начиная с воды и заканчивая сложными молекулами, которые на Луну приносили кометы.
Существуют разработки, их никто не закрывал: полет на Марс более экономичен с лунной поверхности.
Главное что — ракетное топливо, самое тяжелое и сложное для доставки. А если там есть H2O, то его можно разделить на водород как топливо и кислород как окислитель, это вещи известные. А уровень международной кооперации в космосе вообще не позволяет сказать: а и не нужна нам своя станция, вот эти страны с нами поделятся данными, у нас с ними отношения нормальные? Наши исследования, планы, задачи, технологии — это всё не из публикаций берется. Есть межправительственное соглашение между Россией и КНР о создании обитаемой базы на Луне совместной.
Но оно может осуществляться в течение десятилетий, это зависит от договаривающихся сторон и от интересов каждой из них. Для тех, кто придерживается этой условной теории про Стэнли Кубрика и съемки в павильоне, падение « Луны-25 » — аргумент в их пользу: смотрите, мы необитаемый аппарат не смогли посадить, а вы нам рассказываете про шесть успешных миссий «Аполлон» еще в 60—70-х годах… — Вы говорите с живым свидетелем.
Посадка на спутник осуществлялась примерно в 1500 километрах от места высадки «Аполлона-11». В ходе этой высадки астронавты провели фотографирование спутника, собрали образцы грунта, провели несколько сеансов телевизионной связи с Землей. Кроме того, команда «Аполлона-12» подтвердила свои навыки сверхточной посадки. Они прилунились всего в 185 метрах от беспилотного космического корабля Сервейер-3, севшего на Луну двумя годами ранее. Перед астронавтами была поставлена задача демонтировать некоторые детали указанного аппарата и доставить их на Землю для изучения влияния длительного пребывания в лунных условиях. Пит Конрад рядом с аппаратом Сервейер-3 Время пребывания на Луне астронавтов миссии «Аполлон-12» составило 31 час 31 минуту 04 секунды. Ее запуск состоялся 11 апреля 1970 года.
Спустя два дня после запуска произошла серьезная авария — взорвался кислородный бак на служебном модуле космического аппарата. Экипаж так и не смог высадиться на Луну. Вид из корабля над поверхностью Луны. Именно во время этой экспедиции прозвучала знаменитая фраза: «Хьюстон, у нас проблемы». Последствия взрыва. На время операции по спасению экипажа ряд стран, в том числе СССР, объявили режим радиомолчания на использовавшихся частотах. Кстати, по мотивам этих событий даже сняли фильм. Он так и называется — «Аполлон-13». Советуем посмотреть, если кто еще не видел.
За время пребывания на спутнике астронавты совершили два выхода на поверхность общей продолжительностью 9 часов 23 минуты. Шепард держит флаг. Митчелл и Шепард собрали 42,8 кг образцов лунного грунта. Анализ камней в лабораториях на Земле показал, что их возраст составляет 4,51 млрд лет. На борту «Аполлона-14» к Луне совершили полет около 500 семян пяти видов деревьев. Где были посажены деревья — учета не велось. Но к февралю 2016 года удалось разыскать 75 «лунных деревьев» в 25 штатах. Гольф на Луне Алан Шепард привез с собой на Луну три мяча для игры в гольф с ведома руководителей полета. Используя один из инструментов в качестве клюшки, он устроил небольшую гольф-сессию, сделав три удара.
Командир экипажа Дэвид Скотт и пилот лунного модуля Джеймс Ирвин провели на Луне почти трое суток чуть менее 67 часов. Астронавты совершили три выхода на лунную поверхность, общая продолжительность которых составила 18 ч 33 мин.
Чтобы стоимость запуска была снижена. Чтобы большую часть ресурсов, отведенную на миссию по Луне, тратить на разработку научной аппаратуры, а не на изготовление ракеты. А четырехпусковая схема?
Александр Блошенко: Она была предложена как альтернатива, потому что не требовала создания отдельной принципиально новой ракеты. Здесь и плюсы, и минусы. Так, нужно проводить большое количество орбитальных стыковок. С одной стороны, это отработанная операция. С другой - там люди.
И если одна из четырех стыковок как-то переносится, вся миссия срывается. Чем больше стыковок, тем с определенного момента падает надежность. Схема проработана. Она требует еще создания специальных межорбитальных буксиров для доставки к Луне того, что может на низкую орбиту вынести тяжелая "Ангара" А5В с водородной третьей ступенью. Сейчас, занимаясь новыми ракетами на сжиженном природном газе с возвращаемыми первыми ступенями, мы начинаем задумываться о том, как бы этот задел уже в перспективе использовать и для сверхтяжелых носителей.
Гвоздь лунной программы - строительство научной лунной базы? Уже понятно, как она может выглядеть? Из каких материалов строиться? С каким оборудованием? Александр Блошенко: Проект лунных баз, и не один, существовал еще со времен Советского Союза.
Концептуально велосипед никто не изобретает. Появляются новые материалы, электроника, аккумуляторы повышенной надежности. Повышаются автономность, удобство пользователя. Но целеполагание то же самое: любая база за пределами Земли, будь то МКС, лунная база, марсианская или еще где-то - это убежище для человека в априори чуждой для него среде. И это не только вакуум и температуры.
Это радиация, гипомагнетизм. Кто будет работать на лунной базе? Александр Блошенко: Пребывание человека на Луне требует огромных затрат на ресурсное обеспечение. Это очевидно. Поэтому люди будут работать там, где без них обойтись нельзя.
Остальное поручим автоматам и роботам. То есть задача "Роскосмоса" и космической отрасли - создать такую технику, чтобы ею было проще, удобнее пользоваться. И чтобы экипаж был сосредоточен на выполнении научных задач больше, чем на рутине. Носитель будущего должен быть с многоразовыми элементами. Чтобы большую часть ресурсов тратить на аппаратуру, а не на изготовление ракеты Сколько космонавты могут максимально работать на Луне?
Вопрос пока открытый. В Институте медико-биологических проблем РАН по нашему заказу уже ведутся работы по отработке технологий освоения космического пространства и совершенствованию медико-биологического обеспечения дальних полетов в космос. Каким вы видите оптимальный профессиональный состав лунного экипажа? Александр Блошенко: Знаете, это как в самолете, где есть командир, второй пилот, бортинженер или штурман. Все остальные летят выполнять целевую работу: доктор, геолог, биолог и т.
Потому что нет задачи долететь до Луны, воткнуть в нее флаг, и сказать: "Все, мы смогли". Есть задача выполнить определенную научную работу. У нас накоплен самый большой в мире опыт по эксплуатации космических станций. И его в полной мере можно применить на лунных базах. Ученые хотят изучить возможность использования 3D-печати для постройки домов на Луне.
Это из области фантастики? Александр Блошенко: Нет, не из области фантастики. Сегодня есть компании, в том числе и в России, которые предлагают услуги по 3D-печати домов. Это вполне реально и на Луне. Другой вопрос, насколько целесообразно.
А создание полигона для отработки технологий , которые понадобятся для продвижения дальше в космос? Александр Блошенко: Фактически Луна и станет таким полигоном. Сообщалось, что для лунной базы в сотрудничестве с "Росатомом" разворачивается работа по ядерным энергетическим модулям небольшого размера. Что это такое? Александр Блошенко: Поясню.
Первые лунные базы, как уже говорил, будут работать с использованием солнечных батарей. Такая система сможет генерировать до 20 кВт электроэнергии при сроке службы до десяти лет. Однако на следующих этапах, когда потребуется долговременное пребывание на Луне человека и функционирование каких-то сложных систем жизнеобеспечения, уже нужна будет мощность 100-200 кВт. И без ядерных миниэлектростанций не обойтись. Это некий реактор с делящимся материалом, который нагревается, а дальше энергию тепла преобразует в электричество.
Такие энергетические установки будут фактически бесперебойно обеспечивать электричеством станцию. Это важно. Не будем забывать про длинные лунные ночи - 14,5 суток, когда все погружается во тьму. Даже луноходы в этот период "засыпали".
53 года высадке человека на Луну — вспоминаем все полеты
Экипаж трижды обогнул Луну и благополучно вернулся домой с сотнями фотографий. В рамках миссий "Аполлон-9" и "Аполлон-10" были завершены оставшиеся испытания систем, необходимых для посадки на Луну и подъема с нее. Затем последовало еще пять успешных полетов с экипажем, завершившихся полетом "Аполлона-17" в 1972 году. К моменту завершения программы на Луну ступили в общей сложности 12 астронавтов США.
Даже высшую награду США — Золотую медаль Конгресса все трое получили лишь в 2009 году, к 40-летию «полета»! Получается, что их подвиг стал очевиден только спустя много лет? После полета он много путешествовал по миру, встречаясь с политиками, знаменитыми артистами, простыми людьми, совершал порой по нескольку десятков встреч в день. Экипаж «Аполлон-11» много лет спустя AFP А американских «лунных» астронавтов попросту спрятали от посторонних глаз. Какой разительный контраст по сравнению с советскими космонавтами! Олдрин, впрочем, преодолев жизненные трудности, все-таки стал давать интервью и участвовать в дебатах на космические темы. Но вот как раз здесь его и поджидал крупный скандал. Уже будучи в пожилом возрасте 72 года , в 2002 году Олдрин попал в неприятную историю. Сторонник теории «лунного заговора» Барт Сибрел предложил ему поклясться на Библии в том, что Олдрин был на Луне. Бывший астронавт клясться не стал.
Сибрел назвал Олдрина «трусом» и «лжецом». Олдрин в ответ двинул оппонента в челюсть. Убойный аргумент, ничего не скажешь.
Примечательно, что этот экипаж был самым малоопытным, а командир Алан Шепард оказался еще и самым возрастным на тот момент космонавтом — ему было 47 лет.
Экспедиция получилась несколько рассеянной. Астронавты собрали 23 килограмма грунта, включая белые камни, при этом успели даже немного заблудиться, не достигнув намеченной цели — кратера Коун. В скафандрах дважды обнаруживалась небольшая утечка. Кроме того, астронавты забыли извлечь кассету из камеры на посадочной ступени лунного модуля — и запись осталась на Луне.
Тем не менее, в целом эта высадка на Луну вновь подняла престиж американской космической программы, упавший после аварии «Аполлона-13». Технические неполадки были незначительными и быстро ликвидировались, а астронавты продемонстрировали хорошую квалификацию и подготовку, несмотря на возраст командира. Столь успешная высадка на Луне произошла в 1971 году. Командир Дэвид Скотт и пилот Джеймс Ирвин пробыли на Луне почти трое суток, собрали 77 килограммов лунного грунта и впервые использовали лунный автомобиль, быстро достигали на нем намеченных кратеров и каньонов и перевозили грузы.
Бортовой компьютер «Орла» начал непрерывно бомбардировать астронавтов сообщениями об ошибках. Надо понимать, что его сообщения об «ошибке 1201» и «ошибке 1202» вообще ничего не говорили экипажу: в ходе наземных тренировок все не отработать, и астронавты просто не могли знать, что означает каждая из возможных ошибок компьютера. Центр управления быстро проконсультировался в теми, кто программировал компьютер на предмет того, можно ли продолжать снижение, или «Орлу» надо возвращаться к «Колумбии». В этом случае никакой исторической высадки, конечно, не было бы, но не было бы и риска угробить экипаж лунного модуля. Специалисты поняли смысл сообщений об ошибках: компьютер рапортовал, что не успевает обрабатывать все свои задачи в реальном времени, и поэтому отменял второстепенные. Другое дело, что с Земли на самом деле было невозможно понять, насколько именно компьютер не справляется с задачами и насколько отмена второстепенных задач может поставить под угрозу успешность прилунения. Поэтому когда Стив Бэйлс ответил, что посадку можно продолжать, он до некоторой степени рисковал. Горы несутся в иллюминаторе быстрее положенного, высадка будет не пойми где, а тут еще и компьютер жалуется, что ему нехорошо. Обстановка нервная, но тут же к ней добавилась еще одна неприятная деталь.
Выглянув в иллюминатор снова Армстронг увидел, что модуль снижается над местность, усеянной крупными валунами 2-3 метра в диаметре. Достаточно взглянуть на хрупкие ноги модуля, чтобы понять: они не были предназначены для посадки на такую поверхность. Если бы модуль повалился на бок, он не мог бы взлететь с поверхности вверх: трение о реголит уничтожило бы его. Поднять 15-тонную железяку, лежащую на боку, вручную, без инструментов и в тогда еще несовершенных скафандрах было бы очень сложно. Да и не факт, что приземление на бок прошло бы без травм для самих астронавтов. Еще один корабль и модуль никак не смогли бы подоспеть к Луне вовремя. Да и в любом случае, на лунных модулях просто не было места для эвакуации двойного экипажа. При посадке «на автомате» двоих астронавтов в лучшем случае ждала бы смерть после полного расхода запаса воздуха. Ранее у него уже был опыт управления «неправильными» летательными аппаратами.