Новости особенности исламского календаря

Мусульманские праздники — религиозные праздники, отмечаемые последователями ислама по лунному исламскому календарю. Год исламского календаря тоже состоит из двенадцати месяцев, он основывается на лунном календаре, и по нему высчитываются все основные праздники.

Мусульманские праздники в 2024-2025 году в России и мире

С наступлением 7 июля мусульмане по всему миру отмечают Новый год по Хиджре, переходящий на 1446 год. Год исламского календаря на 11 дней меньше солнечного (так что мусульманские праздники могут выпадать на совершенно разные числа григорианского календаря). Мусульманский календарь, как и общепринятый, включает в себя 12 месяцев.

Мусульманские праздники в 2024 году: Даты всех торжеств и постов

Год исламского календаря на 11 дней меньше солнечного (так что мусульманские праздники могут выпадать на совершенно разные числа григорианского календаря). Особенности мусульманского календаря на 2024 год Каждому дню мусульманского календаря соответствуют свои правила, традиции и обычаи. Исла́мский календа́рь, также мусульма́нский календа́рь — лунный календарь, используемый мусульманами для определения дат религиозных праздников. Уважаемые мусульмане, наступает благословенный месяц Раджаб, который является седьмым месяцем исламского календаря. Отправной точкой мусульманского календаря является Хиджра, или переселение, Пророка Мухаммада (с.а.в.) из Мекки в Ясриб (ставший позднее известным как Медина), лежащий в 400 км севернее.

Какой сейчас год по мусульманскому календарю

  • Мусульманское летосчисление и основные праздники
  • Мусульманское летосчисление и основные праздники
  • Лунный календарь: летоисчисление по-мусульмански
  • Календарь у мусульман
  • Мусульманские праздники в 2024-2025 году в России и мире
  • Мусульманский календарь с праздниками на 2023 год

Мусульманские праздники в 2024 году: Даты всех торжеств и постов

Другие предложили взять за основу переселение мусульман в Медину. Третьи предлагали начать летоисчисление со дня рождения посланника Аллаха, мир ему и благословение Аллаха. После многочасовых дискуссий сподвижниками было принято назначить датой отсчёта переселение мусульман из Мекки в Медину, потому что это символизировало начало новой страницы в их жизни и истории в целом. Оно стало началом становления исламского общества и первым камнем в фундаменте нового государства. А первым месяцем, с которого начинался календарь, сподвижниками был принят месяц аль-Мухаррам. Потому что месяц аль-Мухаррам — это первый месяц после сезона хаджа, после которого посланник Аллаха, мир ему и благословение Аллаха, начал планирование переселения, отправлял сподвижников с призывом к исламу. Исламский календарь, так же как и григорианское летоисчисление, содержит в себе двенадцать месяцев. Всевышний Аллах говорит в Коране смысл : «Воистину, число месяцев у Аллаха — двенадцать. Так было записано в Писании в тот день, когда Аллах сотворил небеса и землю. Четыре месяца из них — запретные. Такова правая религия, и посему не поступайте в них несправедливо по отношению к себе» сура «Покаяние», аят 36.

Он, в отличие от григорианского, лунный, поэтому короче солнечного календаря на 10—11 дней.

Предположим, что средняя продолжительность жизни у людей длилась бы лишь несколько лунных месяцев. Тогда солнечный цикл не мог бы служить для них в качестве годовой системы учета времени, поскольку люди всегда жили бы меньше одного «солнечного» года. В этом случае, естественно, в качестве «года» календаря был бы избран цикл более низкого уровня, например один лунный цикл. Тогда у людей в качестве «месяца» выступал бы суточный цикл. Неужели при этом кто-либо будет настаивать, чтобы в таком календаре «год» состоял из 12 «суточных месяцев»? Ведь лунный цикл как был равным 29,53 суток, таким же и останется. Она, на мой взгляд, позволяет понять и разрешить изложенные выше противоречия.

В этом айате обращает на себя внимание одновременное присутствие разноуровневых образов. Такое в Коране встречается часто. На первом уровне речь идет о 12 месяцах некоего календарного года людей. Далее сообщается о священности запретности четырех из них и необходимости соответствующего поведения в них. На втором уровне речь идет об основах мироустройства, о наиболее общих законах мироздания. На это указывают выражения: «число месяцев у Аллаhа», «в писании Аллаhа», «днем, когда Он, созидая, создал небеса и Землю». Кроме того, понятия «день», «месяц», «год» Аллаhа нельзя автоматически переносить на циклы, используемые человеком. Вот, например, что говорится в Коране о «дне» Аллаhа: «и воистину, день у Господа твоего — как тысяча лет по тому, как вы считаете» К.

Исходя из этого я считаю, что в этом айате не говорится о том, что вышестоящий цикл всегда должен состоять из 12 нижестоящих. Здесь прежде всего говорится об особой, исходно заложенной Аллаhом универсальнойи12-кратной периодичности всего мироустройства. Иными словами, речь идет о наличии в нем 12 универсальных повторяющихся качественных состояний. При этом среди них особо выделяются четыре. Такая периодичность качественные состояния должны присутствовать во всем Проявленном в Его «Книге» или «Писании». Они должны быть в основе всех природных циклов, обеспечивая тем самым их неразрывную целостность, синхронность и вложенность друг в друга. Аллаh этим айатом показывает, что с момента создания Им небес и Земли, Он для любого повторяющегося природного цикла условного «года» определил и обнародовал 12 качественных состояний условных «месяцев». Что же собой представляет такая универсальная 12-кратная периодичность?

Ответ на этот вопрос ясно явлен в айатах вокруг нас. У любого направленного повторяющегося природного цикла есть четыре качественных состояния: минимум с максимумом и два равновесных состояния, возникающих при движении от минимума к максимуму и от максимума к минимуму. Эти четыре качественных состояния в рассматриваемом айате названы хурум «священный», «запретный», «почитаемый». Их Аллаh выделил особо, подчеркнув значимость для нашего восприятия, для развития осознания души. Кроме того, каждое из этих четырех состояний, в свою очередь, имеет по три периода. Первый — это начальный период движения к достижению данного состояния, второй — собственно сам период достижения, и третий — завершающий. В итоге получается, что любой природный циклический процесс имеет 12 таких периодов. Присутствие спиралевидности у природных процессов на эту особенность не влияет.

Поскольку в Единой Живой Вселенной во время Его «вдоха и выдоха» связность процессов не нарушается. Меняются лишь «объемные» характеристики. Подобные 12 периодов есть и у лунного, и суточного циклов. У солнечного цикла этими четырьмя состояниями хурум являются периоды весеннего и осеннего равноденствий, а также летнего и зимнего солнцестояний. Из 12 солнечных периодов месяцев они являются особыми. У лунного цикла этими четырьмя особыми периодами из 12 являются период полнолуния, период отсутствия луны и два периода «половинных лун» во время новолуния и старолуния. О священности этих четырех лунных периодов хорошо знали древние. У суточного 12-кратного цикла эти четыре священных периода включают в себя четыре времени молитвы: утреннюю, дневную, вечернюю и ночную.

В «турецком» же каждый 8-летний цикл состоит из пяти обычных и трех «дополненных» лет, и ошибка в 1 сутки накапливается каждые 125 лет. Поэтому в таком календаре каждые 125 лет вводится поправка на 1 сутки: в «турецком» 8-летнем цикле последний «дополненный» год заменяется на простой. При построении лунно-солнечного календаря дополнительно возникает проблема сопряжения лунного и солнечного циклов, известная как «проблема 13-го месяца». В лунно-солнечном календаре, состоящем из 12 месяцев, месяцы должны соответствовать лунному циклу, а год — солнечному. Однако один солнечный цикл тропический в среднем равен 365,24219 суткам, а 12 лунных месяцев синодических равняются 354,367058 суткам. Получается, что лунный год, состоящий из 12 лунных циклов, примерно на 11 суток короче солнечного. Поэтому в таком календаре каждые три года будет происходить накопление «лишнего» лунного месяца относительно солнечного цикла. Замечу, что искусственное урезание этого лишнего месяца в рамках 12-месячного годового цикла открывает широкое поле для «откладывания». Было придумано множество алгоритмов согласования лунного и солнечного циклов. Из древних, наиболее точных, следует отметить цикл Гиппарха.

У него точность среднего лунного месяца соответствует современным астрономическим данным, а годовой солнечный цикл дает отклонение всего на 6,5 минуты. Мы уже отмечали, что лунно-солнечный календарь, которым в течение всей своей жизни пользовался Мухаммад-пророк, при халифе Умаре был заменен на новый лунный календарь. При этом «проблему 13-го месяца» решили радикально: исключив солнечный, оставили для летоисчисления лишь лунный цикл с 12 лунными месяцами в году. На первый взгляд кажется, что в таком лунном календаре проблемы «откладывания» быть не должно. Возможность визуальной сверки лунных периодов с календарными позволяет увидеть наличие отклонения между расчетным и фактическим циклами. К тому же корректировка календаря на основе «арабского» или «турецкого» циклов, позволяет и вовсе снять проблему «откладывания». Однако это не совсем так. Выше мы уже видели, что проблема «откладывания» в лунном календаре может о себе дать знать косвенно, в результате смещения таким календарем некоторых важных айатов природных циклов , установленных Аллаhом. На основе этого айата делается вывод, что год должен состоять из 12 непрерывных лунных месяцев. Я думаю, что такое понимание и легло в основу построения лунного календаря хиджры.

Но давайте вспомним содержание первой части статьи. Подобная интерпретация данного айата приводит к выводу о том, что, встречая рамадан и начиная пост, Мухаммад-пророк и мусульмане ошибались. Поскольку их лунно-солнечный календарь не всегда состоял из 12 непрерывных лунных месяцев и поэтому сильно расходится с лунным календарем хиджры. Более того, встанет вопрос о месяце ниспослания Корана. Ведь мусульмане того времени под этим месяцем подразумевали месяц рамадан своего старого лунно-солнечного календаря. Возникнет также вопрос: почему после ниспослания данного айата Мухаммад-пророк не заменил лунно-солнечный календарь на лунный, с 12 непрерывными лунными месяцами в году? Это же ему было очень просто сделать. Известно, что, получив айат о недопустимости «откладывания», он запретил лишь «вставные дни» в календаре, не отменив при этом сам календарь. Он остался лунно-солнечным. Изменилось лишь правило определения продолжительности календарных месяцев: они должны были соответствовать фактическим лунным периодам.

А в таком календаре, естественно, в некоторые годы возникал 13-й лунный месяц. Получается, что Мухаммад-пророк не интерпретировал данный айат как указание на необходимость приравнивания годового цикла календарной системы строго к 12 лунным месяцам. Взглянем на это также и с другой стороны. Предположим, что средняя продолжительность жизни у людей длилась бы лишь несколько лунных месяцев. Тогда солнечный цикл не мог бы служить для них в качестве годовой системы учета времени, поскольку люди всегда жили бы меньше одного «солнечного» года. В этом случае, естественно, в качестве «года» календаря был бы избран цикл более низкого уровня, например один лунный цикл. Тогда у людей в качестве «месяца» выступал бы суточный цикл. Неужели при этом кто-либо будет настаивать, чтобы в таком календаре «год» состоял из 12 «суточных месяцев»? Ведь лунный цикл как был равным 29,53 суток, таким же и останется.

При этом среди них особо выделяются четыре. Такая периодичность качественные состояния должны присутствовать во всем Проявленном в Его «Книге» или «Писании». Они должны быть в основе всех природных циклов, обеспечивая тем самым их неразрывную целостность, синхронность и вложенность друг в друга. Аллаh этим айатом показывает, что с момента создания Им небес и Земли, Он для любого повторяющегося природного цикла условного «года» определил и обнародовал 12 качественных состояний условных «месяцев». Что же собой представляет такая универсальная 12-кратная периодичность? Ответ на этот вопрос ясно явлен в айатах вокруг нас. У любого направленного повторяющегося природного цикла есть четыре качественных состояния: минимум с максимумом и два равновесных состояния, возникающих при движении от минимума к максимуму и от максимума к минимуму. Эти четыре качественных состояния в рассматриваемом айате названы хурум «священный», «запретный», «почитаемый». Их Аллаh выделил особо, подчеркнув значимость для нашего восприятия, для развития осознания души. Кроме того, каждое из этих четырех состояний, в свою очередь, имеет по три периода. Первый — это начальный период движения к достижению данного состояния, второй — собственно сам период достижения, и третий — завершающий. В итоге получается, что любой природный циклический процесс имеет 12 таких периодов. Присутствие спиралевидности у природных процессов на эту особенность не влияет. Поскольку в Единой Живой Вселенной во время Его «вдоха и выдоха» связность процессов не нарушается. Меняются лишь «объемные» характеристики. Подобные 12 периодов есть и у лунного, и суточного циклов. У солнечного цикла этими четырьмя состояниями хурум являются периоды весеннего и осеннего равноденствий, а также летнего и зимнего солнцестояний. Из 12 солнечных периодов месяцев они являются особыми. У лунного цикла этими четырьмя особыми периодами из 12 являются период полнолуния, период отсутствия луны и два периода «половинных лун» во время новолуния и старолуния. О священности этих четырех лунных периодов хорошо знали древние. У суточного 12-кратного цикла эти четыре священных периода включают в себя четыре времени молитвы: утреннюю, дневную, вечернюю и ночную. Суточный цикл — это непрерывный процесс чередования «энергий» света и темноты. В полдень мера света достигает своего максимума, а темнота — минимума. В полночь, соответственно, все наоборот. При этом две пиковые точки суточного цикла остаются неизменными относительно друг друга. Периоды достижения этих предельных состояний указывают на время дневной и ночной молитв. Эти суточные пики являются как бы аналогами летнего и зимнего солнцестояний у солнечного цикла. Утренняя и вечерняя молитвы связаны с периодами равновесия суточного цикла. Утренняя молитва проводится в то время, когда наступает равновесие между «энергиями» темноты и света, при движении от первого к последнему. Это аналог точки весеннего равноденствия. Солнце всегда восходит после завершения периода утреннего равновесия. Вечерняя же молитва, наоборот, выполняется в том периоде суточного равновесия, когда происходит движение от света к темноте. Данный период всегда начинается после захода солнца и является аналогом осеннего равноденствия. Точки равновесий и временные интервалы суточного цикла подвижны относительно друг друга. Поэтому время как утренней, так вечерней молитвы меняется. Еще два времени молитвы возникают из-за стертости айата ночи невидимости-темноты. Это послеполуденная молитва и «витр намаз» между ночной и утренней молитвами. Первая молитва связана с послеполуденным суточным отрезком, когда начинают проявляться первые различимые признаки «энергии» темноты. Эти две молитвы особенно важны во время поста в месяц рамадан, поскольку связаны с подготовкой сознания человека к будущему восприятию айата ночи невидимости-темноты и овладению им после смерти всем своим потенциалом восприятия.

Мусульманский календарь с праздниками

В это время закончится 12-й месяц исламского лунного календаря зуль-хидж и последний день 1440 года от хиджры - переселения пророка Мухаммеда и первых мусульман из Мекки в Медину в 622 году нашей эры. В исламе наступление нового года не является религиозным праздником. Новый год начинает месяц мухаррам - один из четырех месяцев, упомянутых в Коране наряду с месяцами раджаб, зуль-каада и зуль-хиджа, когда накладывается особенно строгий запрет на любые конфликты, войны и кровную месть.

Какой сейчас год по мусульманскому календарю? Исламский календарь включает в себя 354 или 355 дней. Количество суток в нем на 10 меньше, чем в григорианском, поэтому каждый год даты праздников и памятных дней меняются. Летоисчисление в исламе ведется от Хиджры: переселение мусульманской общины под главенством пророка Мухаммеда из Мекки в Медину в 622 году — первый год лунного календаря. По исламскому календарю сейчас 1445 год, но 7 июля 2024 года его сменит 1446 год. Мусульманский календарь состоит из 12 месяцев, из них четыре — запретные: Зу-ль-каада, Зу-ль-хиджа, Мухаррам и Раджаб. Какой сейчас месяц по мусульманскому календарю?

Но он решил прежде поговорить с мусульманской общиной. Мусульмане рассказали ему, что раньше они были идолопоклонниками, презирали бедных, нежеланных дочерей закапывали живьем в песок. А после проповедей Пророка они решили верить в Единого Бога, совершать благие дела, не делать зла другим, помогать бедным и защищать женщин и обиженных, и тогда их стали преследовать. Император прослезился и сказал, что ни в коем случае не вернет их на родину. Он даже заявил, что они свободны исповедовать свою веру в Эфиопии, потому что источник проповеди Пророка и Спасителя Иисуса Христа — один и тот же. В 637 году, когда правил халиф Омар, событие хиджрата переселения , стало считаться началом новой эпохи, а месяц, когда это произошло Мухаррам — первым месяцем года по новому летосчислению. Первый день первого года по такому календарю соответствует 16 июля 622 года.

В какие даты 2023 года будут отмечаться главнейшие праздники ислама? Самые главные праздники в исламе: даты празднования в 2023 году Начало Раджаб — 23 января В этот день начинается священный период, состоящий из трех месяцев: Раджаба, Шаабана и Рамадан. Именно в это время мусульманам необходимо уделить особое внимание соблюдению важных правил: ежедневное прочтение молитвы и пост. Считается, что таким образом верующие люди могут получить прощение. Ночь Рагаиб — с 26 на 27 января Ночь Рагаиб также имеет другое название — ночь Даров. Считается, что именно в этот период прошла свадьба родителей пророка Мухаммеда. Также именно в этот день прошло зачатие пророка. В этот период необходимо прочитать молитву и совершить доброе дело. Ночь Мирадж — с 17 на 18 февраля Ночь Мирадж — период, когда пророк Мухаммед совершил путешествие из Мекки в Иерусалим. Именно в Иерусалиме произошло его вознесение к Аллаху.

Какое значение имеет мусульманский календарь

Джума — праздничный, но не обязательно нерабочий день в пятницу у мусульман. Фактически Джума считается днем отдыха и празднуется еженедельно, как у христиан воскресенье, а у иудеев — суббота. В большинстве мусульманских стран пятница — официальный выходной день, хотя в Турции, где религия отделена от государства, выходной день — воскресенье. В Коране говорится: «О вы, которые уверовали! Когда вас зовут на коллективную молитву в пятницу, стремитесь к поминанию Аллаха к проповеди и намазу , оставив торговые дела, это лучше для вас, если только вы разумеете» 62:9. В священном хадисе также сказано: «Суббота дарована иудеям, воскресенье — христианам, а пятница — мусульманам. В этот день им ниспосылается благодать и все доброе». Джума, согласно Шариату, начинается с заходом солнца в четверг и продолжается до его захода в пятницу. Таким образом, священными являются пятничный день и ночь накануне. Совершение грехов в пятницу особенно недопустимо.

Это считается пренебрежением к священному дню, к милости Всевышнего, ниспосылающейся в джума. В этот день многократно увеличивается не только воздаяние за добродеяния, но и наказание за нечестивые поступки. Джума-намаз является обязательным фардом для совершеннолетних, согласно Шариату, мужчин. В хадисе сказано, что пропуск трех пятничных молитв без уважительной причины недомогание, болезнь особенно запрещен. Всего в разделе - 11 праздников. Зеленым цветом обозначены фестивали, памятные даты и т. Красным цветом отмечены государственные выходные. В 2024 году эта дата - 11 января. Праздник Ночь Рагаиб или Рагаиб кич — дата бракосочетания родителей пророка Мухаммеда — отмечается ежегодно мусульманами всего мира в седьмой месяц лунного календаря, именуемый Раджаб.

Месяц этот священен для мусульман.

Поэтому даты мусульманских религиозных праздников каждый год меняются относительно григорианского календаря. Если светский праздник — это повод к весёлому времяпрепровождению, то в понимании мусульман праздник — это возможность умножить добрые деяния. В исламе праздники называются по-арабски — на языке Корана, однако существуют и параллельные названия на других языках народов мусульманского мира, в частности языках тюркской группы. Самые значимые для верующих дни года — Курбан-байрам и Ураза-байрам. Что за праздник Навруз и как его отмечают мусульмане в разных странах мира Какой сейчас год по мусульманскому календарю Летоисчисление у мусульман ведётся от Хиджры 16 июля 622 года н.

Этот год стал первым годом исламского лунного календаря, таким образом, светский 2024 год — это 1445—1446 годы по Хиджре. Новый год по исламскому календарю начинается с месяца Мухаррам. В 2024 году первый день года выпадает на 7 июля. Таким образом, в ночь с 6 на 7 июля последователи ислама встретят новый, 1446 год. По традиции эта дата в исламе практически не отмечается: верующие молятся в мечетях, читая проповедь о переселении пророка Мухаммеда из Мекки в Медину. Кстати, и светский Новый год многие мусульмане тоже не отмечают.

Календарь мусульманских праздников на 2024 год Ночь Рагаиб — с 18 на 19 января Это первый праздник в календарном году. Праздник отмечается в первую пятничную ночь месяца Раджаб, в 2024 году это ночь с 18 на 19 января. Мусульмане проводят её в молитвах и покаянии, а на следующий день держат пост. С верой в сердце: Что можно и чего нельзя делать в священную Ночь Рагаиб Ночь Мирадж — с 7 по 8 февраля Мусульмане верят, что в ночь Мирадж пророк Мухаммед познал сразу два чуда. Из-за этого у праздника есть два названия — аль-Исра что означает "путешествие ночью" на арабском языке и аль-Мирадж которое может быть интерпретировано как "восхождение", "вознесение" или "лестница". Первое чудо — это путешествие из Мекки в Иерусалим на крылатом животном бураке.

Второе чудо — посещение семи небес, на каждом из которых Мухаммед встретил других пророков, а после этого встретился с Аллахом. Мусульмане проводят праздник в молитвах, читают Коран и пересказывают предание о чудесном вознесении Мухаммеда. Они посещают мечеть, чтобы совершить совместную молитву и послушать посвящённую этому событию проповедь. Считается, что пост в Мирадж в ритуальном отношении равен ста ночам поста. Аль-Исра, или Аль-Мирадж: чудеса, которые случились с пророком Мухаммедом Ночь Бараат — с 24 на 25 февраля Одна из почитаемых мусульманами ночей отмечается в ночь с 14-го на 15-е число месяца Шабан.

Продолжительность синодического месяца составляет в среднем приблизительно 29,53 суток, поэтому в месяце исламского календаря может быть 29 или 30 дней. Если Луна видна на небе вечером после 29-го дня, то наступающие сутки считаются первым днём нового месяца. Если Луны не видно, то новые сутки являются 30-м днём текущего месяца. Добавочные дни месяца запрещаются, кроме единственного дня, служащего для удержания новолуния вблизи 1-го числа месяца.

Этот день включается в месяц зуль-хиджа. Хотя дату новолуния можно рассчитать весьма точно, действительную видимость полумесяца предсказать гораздо сложнее. Это зависит от таких факторов, как погода, оптические свойства атмосферы и географическое положение наблюдателя. Поэтому сложно заранее предсказать, когда начнётся новый месяц. Кроме того, продолжительность синодического месяца может быть более чем на шесть часов короче или длиннее его среднего значения, поэтому неомения может наступить как днём раньше, так и днём позже относительно средней ожидаемой даты начала видимости Луны [2].

Это и подчеркивает Создатель в упомянутом аяте, напоминая людям о том, что календарный цикл неизменен с момента создания небес и земли и порицая безбожников, по собственному самоуправству менявших очередность месяцев для внезапного нападения на своих оппонентов. Событием, которое было определено в качестве стартовой точки для нового летоисчисления, является Хиджра — переселение пророка Мухаммада мир ему и благословение Всевышнего и его соратников из Мекки в город Ясриб. Именно в Ясрибе, позже получившим название Мединат ан-Набий, формируется мусульманская община как полноправный участник общественно-политических отношений. Таким образом, наступление нового года с момента Хиджры вписано скорее в общественный, нежели религиозный контекст. Однако решением халифа Умара ибн ал-Хаттаба начало года было закреплено за месяцем Мухаррам — одним из четырех т. Обычай этот касался в одинаковой степени общин всех религиозных традиций древней Аравии. Именно пренебрежение правилом «запретных месяцев» и порицается в упомянутом 36-м аяте суры «Покаяние». Мусульмане проводят этот день в мечети и за праздничным столом, в чтении молитв, поминании усопших и мольбах о милости Создателя. Считается, что по своей значимости месяц Мухаррам уступает только Рамадану.

Исламский календарь - Хиджра

Для этого "РГ" публикует Исламский календарь на 2023 год с датами важнейших мусульманских праздников и кратким объяснением их смысла. Особенности мусульманского календаря на 2024 год Каждому дню мусульманского календаря соответствуют свои правила, традиции и обычаи. Узнайте, какие праздники отмечают мусульмане в 2024 году по лунному исламскому календарю. Праздники и знаменательные даты мусульманского календаря в 2024 году 1445 –1446 года по Хиджре 12 январь. Также интересной особенностью мусульманского календаря является отсутствие високосного года.

Похожие новости:

Оцените статью
Добавить комментарий