Верующим важно знать, когда и сколько дней после Пасхи православн ые в 2023 году говорят «Христос Воскрес». Согласно Священному Писанию, Иисус Христос воскрес накануне еврейского праздника. В православной церковной службе отражено представление, что Христос воскрес в ночь с субботы на воскресенье (уже утром произойдут события описанные выше), именно поэтому на этот праздник в церковь христиане собираются поздним вечером субботы, а поздравлять друг. Именно после этого они решили, что Иисуса Христа надо убить. Жизнь Иисуса Христа до сих пор является предметом размышлений и пересудов.
Вот он, истинный смысл праздника! Пасха — это день, когда Иисус Христос ВОСКРЕС! Он умер и воскрес
Воскрешение Христа означает, что после того, как Иисус был распят и похоронен, Он воскрес из мертвых на третий день. «» рассказывает, какого числа этот праздник отмечают в 2024 году и чем христианская Пасха отличается от католической. Принято считать, что земная жизнь Иисуса Христа длилась тридцать три года, закончившись распятием, воскрешением и вознесением на Небо. Как известно, согласно официальной версии, зафиксированной в Евангелии, Иисус воскрес из гроба на третий день после распятия. Принято считать, что земная жизнь Иисуса Христа длилась тридцать три года, закончившись распятием, воскрешением и вознесением на Небо.
Лазарева суббота. Что можно и нельзя делать 27 апреля 2024 года
Главная» Новости» Иисус воскрес на какой день говорят 2024. В каком году воскрес Иисус Христос? Евангелия сообщают, что Христос начал свое служение, будучи примерно 30 лет, и оно продолжалось три года, следовательно Распятие и Воскресение произошло в 33 году нашей эры. Библейская легенда связывает эту традицию с равноапостольной Марией Магдалиной, которая отправилась в Рим после воскрешения Иисуса Христа и преподнесла императору Тиверию яйцо, возгласив: "Христос воскрес!". Весть о чудесном воскрешении быстро распространилась среди иудеев. Поэтому, когда Иисус прибыл в Иерусалим, его встречали как мессию, царя, победившего смерть. Христианское богословие рассматривает это чудо как зримый символ власти Христа над жизнью и смертью, как уверение учеников в своем Воскресении и будущем воскрешении мертвых. Чудо воскресения Лазаря из мертвых служит кульминацией всей предыдущей серии чудес, с помощью которых через Иисуса Христа была явлена Божия слава.
Человек, который умер дважды. И уже один раз воскрес
Чудо воскрешения Господа нашего Иисуса Христа воспевается ежегодно в праздновании Святой Пасхи. Верующим важно знать, когда и сколько дней после Пасхи православн ые в 2023 году говорят «Христос Воскрес». Это была первая весть Ангелов женщинам о воскресении Иисуса Христа, но не самое явление Воскресшего. Принято считать, что земная жизнь Иисуса Христа длилась тридцать три года, закончившись распятием, воскрешением и вознесением на Небо. На третий день после смерти Иисус Христос воскрес из мертвых и покинул пещеру, не тронув камень и не повредив печать.
Пасха в 2024 году
Чудо воскресения Лазаря из мертвых служит кульминацией всей предыдущей серии чудес, с помощью которых через Иисуса Христа была явлена Божия слава. Библейская легенда связывает эту традицию с равноапостольной Марией Магдалиной, которая отправилась в Рим после воскрешения Иисуса Христа и преподнесла императору Тиверию яйцо, возгласив: "Христос воскрес!". Весть о чудесном воскрешении быстро распространилась среди иудеев. Поэтому, когда Иисус прибыл в Иерусалим, его встречали как мессию, царя, победившего смерть. Православные по всему миру будут отмечать главный христианский праздник, установленный в память о воскрешении Иисуса Христа. В полночь наступает светлый праздник Пасхи – день, когда воскрес Иисус Христос. Как воскрес Иисус Христос: точная дата и время, где это произошло.
Празднование Пасхи в 2024 году: суть праздника, история возникновения и значение для православных
Бог, который является безусловным Владыкой человеческой истории и направляет ее к целям, которые Он определил. Этот Бог заключил со Своим народом Завет, то есть вступил в близкие, семейные отношения с людьми, которых Он избрал и приблизил. Ветхий Завет — часть Библии, рассказывающая о событиях, происшедших до рождения Иисуса Христа — излагает долгую, часто мучительную историю Божиего народа. Люди клялись Богу в верности, но потом изменяли и впадали в идолопоклонство. Грех народа приводил к ужасающим бедствиям — язычники разрушали город и угоняли людей в плен. Люди раскаивались и обращались к Богу и получали возможность вернуться.
На шестой день, согласно вероучению, Иисуса сняли с креста и похоронили, поэтому в субботу верующие уже освящают куличи и яйца, а вечернюю службу посвящают Пасхе. В этот же день происходит главное событие Пасхи — схождение Благодатного огня в храме Гроба Господня в Иерусалиме. Что такое схождение Благодатного огня? Во время нее происходит чудо сошествия Благодатного огня, который символизирует воскрешение Иисуса.
Считается, что храм, в котором проводится церемония, построен на том самом месте, где был погребен и на третий день воскрес Христос. В традиционной службе принимают участие священники нескольких православных конфессий, в том числе Иерусалимской православной церкви и Иерусалимского патриархата Армянской апостольской церкви. Церемония начинается с крестного хода. Священнослужители проходят через все знаковые места храма к часовне над Гробом Господним Кувуклии , затем три раза обходят гробницу. На время церемонии все источники огня в здании гасят. Затем Иерусалимский патриарх входит в Кувуклию в сопровождении представителя Армянской церкви. Перед этим оба снимают с себя все одеяния, кроме подрясников: таким образом они показывают, что не проносят к Гробу Господню ничего, чем можно было бы зажечь огонь. За патриархом и архимандритом запечатывают дверь, и священники начинают молиться. Время ожидания Благодатного огня может продлиться от нескольких минут до нескольких часов, все это время представители церкви не покидают Кувуклию.
При этом увидеть чудо может только патриарх, а архимандрит в это время должен находиться за стеной. Когда огонь сходит, в Кувуклии зажигается лампада с маслом, установленная на ложе Гроба Господня, а также 33 свечи — по одной на каждый год жизни Христа. После этого священнослужители выходят из часовни со свечами. От них зажигают свечи стоящие рядом представители церкви и верующие, затем огонь передают дальше. После службы лампады с Благодатным огнем спецрейсами доставляют в другие страны. Например, перевозкой огня в Россию занимается Фонд Андрея Первозванного. Воскресная служба и крестный ход В 12 часов ночи в храмах начинается пасхальная утренняя служба. Священнослужители и прихожане зажигают свечи, позже у алтаря начинается пение. Затем вокруг храма совершается крестный ход, он символизирует шествие Церкви навстречу своему Спасителю.
Скорлупа яйца символизирует гроб Господень, внутри которого — новая жизнь, которую человечеству подарил Иисус Христос. Кулич — символ того хлеба, который вместе преломляли Иисус Христос и его ученики. Творог и мёд означают обещанную верующим «землю, где течёт молоко и мёд». Надпись «ХВ», изображения крестов и копий, ветвей и крестов символизируют страдания и воскресение Христа. Творожная пасха одновременно напоминает о жертве Сына Божьего и символизирует праздничное веселье. Что такое Благодатный огонь Ежегодно накануне Пасхи в Иерусалимском храме Воскресения происходит чудо схождения Благодатного огня. В ответ на молитву иерусалимского православного патриарха на мраморной плите гроба Господня появляется огненная роса в виде шариков голубоватого цвета. Этим прохладным огнём патриарх зажигает свечи и лампады и выносит их в храм. Вначале Благодатный огонь не обжигает — верующие даже «умываются» им.
Церемония схождения Благодатного огня транслируется по телевидению. Святой огонь нисходит только в Великую Субботу — накануне православной Пасхи. Считается, что Благодатный огонь сходит только по молитвам православного патриарха. Однако официальные представители церкви регулярно подчёркивают: «В Священном Писании сказано, что о часе том не знает никто, даже ангелы». Скептики считают схождение Благодатного огня мистификацией Православной церкви. Есть предположение, что появление огня — ловкий продуманный фокус. Христианская церковь официально никак не объясняет происхождение огня. Некоторые священники даже заявляют, что огонь является рукотворным, но становится священным в силу произнесённой над ним молитвы. Перед храмом зажигают большой костёр, а от его огня — Пасхал большую свечу , которую вносят в тёмный храм под гимн Exsultet.
Этот гимн извещает верующих о воскрешении Христа. Сами верующие поочерёдно зажигают от Пасхала свои свечи. Перед Пасхой католики обязательно украшают дом цветными салфетками и цветами. Пищу на Пасху заранее освящают. Трапезу начинают с крашеных освящённых яиц. Как правило, протестанты западноевропейских стран отмечают Пасху одновременно с католиками, российские — вместе с православными христианами. Единой даты Пасхи у протестантов нет из-за большого количества течений.
Очевидно, что каким-то образом «Кровь Божья» попала на тело разбойника, но вот каким именно, в Писании не поясняется. На мой взгляд, имеют место быть два варианта развития событий: Вариант первый К телу распятых слетались вороны. Да, они не трогали Иисуса, но, согласно всё тому же Писанию, последние слова Гестаса слишком дорого ему обошлись - падальщики в ту же секунду выклевали глаза разбойнику. Думаю, пора сделать ещё одно лирическое отступление. Дело в том, что ворон — грешная птица. Именно он сидел не верхушке дерева в тот момент, когда Адам и Ева вкусили Запретный Плод. Ворон же, наблюдая за гневом Божьим, даром времени терять не стал, и поспешил попробовать Яблоко Эдема. Не трудно предположить, что было дальше: ворон из рая изгнали, великолепные четырёхцветные перья сменились чёрными, а сладкий голос превратился в хриплое карканье. Согласно этой легенде, в ту минуту Иисусом были спасены две души: не только человеческая, но и птичья. Именно ворон, напившись «Крови Божьей», окропил ею разбойника. Вариант второй В нём тоже замешана птица. Только на этот раз главной героиней является белоснежная голубка, прилетевшая оплакать смерть Божью. Иисус повелел ей перенести часть своей «Крови» на Дисмаса, и душа бандита всё равно отправилась в рай. Так или иначе, Дисмас стал первым человеком, чья душа отправилась в Рай после смерти. Грехи его простил сам Господь, и с последними солнечными лучами дух разбойника покинул тело. Но куда же отправился сам Иисус Христос? Путешествие в Ад Иисус следовал человеческим путём до конца. И едва Он испустил последний вздох, душа Его отправилась в Ад. То, что произошло дальше, иначе как Чудом, назвать было нельзя. И узрел Господь Вездесущий многие тысячи душ грешных. А силы нечистые, вместе с Ангелами Падшими и самим Диаволом, попрятались куда только смогли, дабы не видеть лика Его, Светом озарённого». Бог милостив. Он готов был простить всех, кто находился в Аду на момент Пришествия. Иисус сказал только одно: «Уверуйте». Лишь одному человеку не был предоставлен выбор и не было даровано прощение. Этим человеком являлся удавившийся Иуда. Когда Господь спустился в Ад, самый грешный из людей находился в цепких лапах Диавола, испытывая невероятные мучения. Впрочем, за Спасителем последовали далеко не все: одни остались, боясь неизвестности, другие, осознав свои грехи и узрев Господа, раскаялись, и добровольно приняли муки Ада… Так или иначе, смертная жизнь Сына Божьего окончилась в Аду, откуда он ценой частички себя извлёк множество раскаявшихся душ. Что стало с телом Христа? Но что же стало с телом Христа, если душа Его отправилась в Ад? На самом деле, ничего необычного… до определённого момента. Пришедшие после заката римляне сняли распятых с крестов, и приказали слугам организовать похороны. Вот только если разбойников похоронили как обычных людей, то над телом мессии издевались после смерти. На него плевали, его ругали, били, пинали ногами… А после надгругательства на голову Спасителя возложили терновый венец, ставший символом мученичества в христианстве. Примечание: в некоторых источниках говорится, что Иисус был в терновом венце при жизни. Однако, я склонен считать этот факт ложным, так как ни на одном современном да и старинном тоже изображении Распятия не видел на Христе венец. Только сияющий нимб. Римляне ушли, оставляя тело Господа на растерзание падальщикам. Но один из учеников Христа, придя ночью, прочитал над телом необходимые молитвы, и укутал в свои собственные одежды. На следующее утро римляне вернулись, чтобы похоронить Христа. Местом его последнего упокоения должен был стать каменный гроб — пещера, вход в которую завалили камнями.
В какое время время суток (во сколько) умер и когда воскрес Иисус Христос
Поэтому и Сам Господь много раз являлся ученикам, мироносицам и другим верующим, чтобы уверить их в Своем Воскресении. Поэтому свидетельствовали об этом и ангелы при гробе, когда жены мироносицы пришли туда, чтобы помазать тело умершего Господа. Но вместо этого увидели камень отваленным от гроба; а внутри увидели ангела Господня и испугались. И он сказал им: не бойтесь; ибо знаю, что вы ищете Иисуса распятого.
Его нет здесь; Он воскрес! Поэтому и мироносицы тотчас же сообщили ученикам, что Господь истинно воскрес Лк. Потому и апостолы, проповедуя о Христе, непременно говорили, после Пятидесятницы, что Он Воскрес.
Бог воскресил Его, расторгнув узы смерти, потому что ей невозможно было удержать Его, — свидетельствовал апостол Петр в первой же проповеди своей народу Деян. Сего Бог воскресил в третий день, и дал Ему являться не всему народу, но свидетелям, предъизбранным от Бога, тем, которые с Ним ели и пили, не только при жизни Его, но и по воскресении Его из мертвых. И Он повелел нам проповедывать людям...
И мы не можем не говорить того, что видели и слышали Деян. Потому и бывший гонитель Христа Савл, после чудесного обращения своего, тотчас стал проповедывать в синагогах об Иисусе, что Он есть Сын Божий Деян. И, чтобы утвердить это, он ссылается на явления Воскресшего Христа многим; Он явился Кифе — Петру, затем — двенадцати; потом явился более нежели пятистам братий в одно время, из которых большая часть доныне в живых, а некоторые и почили умерли.
Потом явился Иакову, также — всем апостолам. А после всех явился и мне, как некоторому извергу, — то есть выкидышу: так, по смирению, называл апостол Павел себя, как недостойного и называться апостолом, потому что я гнал Церковь Божию 1 Кор. Итак, я ли, они ли, мы так проповедуем, и вы так уверовали 1 Кор.
В этом свидетельстве апостола Павла очень важно, между прочим, то, что Христос Господь по воскресении явился более нежели пятистам братий в одно время. Причем, говорит апостол, из этих пятисот большая часть доныне в живых 1 Кор. Важно потому, что он писал это Послание к Коринфянам, — где у него были и враги.
Но скорее всего учитывая ранг Иосифа, а ведь он был одним из руководителей Синидриона, всеми этими действиями занимался не он лично, а похоронная команда из местной стражи, но под его руководством. Интересно, что кто из учеников Ииисуса, ни Мария Магдалина, ни мать Иисуса не принимали участия в похоронах Господа. В подобной могиле был похоронен Иисус Христос Сняв тело Иисуса с креста, Иосиф обвил Христа плащаницею и тем же вечером похоронил Иисуса в пещере, затем привал камень ко входу в пещеру и вернулся в Иерусалим. Мария Магдалина и его мать Мария наблюдали из далека, где похоронили Иисуса. Пещера где похоронили Иисуса находилась в саду Иосифа, рядом с Голгофой, где был распят Христос. На следующее утро, помня предсказание Иисуса воскреснуть на третий день, первосвященники пошли к Пилату и попросили у него выставить у пещеры охрану, чтобы последователи Христа не могли тайно выкрасть тело Иисуса. Для охраны пещеры Понтий Пилат выделил стражу и приказал ее пещеру опечатать. Жены-мироносицы На третий день после похорон Иисуса, ранним воскресным утром Мария Магдалина и мать Христа Мария Иаковлева, купив ароматические масла, отправились к пещере, чтобы намастить тело покойного. Подходя к пещере, женщины переживали по поводу того, кто же им отодвинет тяжелый камень, которым привален вход в пещеру.
Но подойдя к пещере они с удивлением обнаружили, что стражников которые должны охранять пещеру нет, а камень закрывающий вход отвален.
Ни один из основателей ни одной религии в мире, известной человечеству, не осмелился сказать что-либо подобное. Древние нехристианские деятели упоминали факт воскресения Христа Иосиф Флавий, еврейский историк и военачальник: — Около этого времени жил Иисус, человек мудрый, если его вообще можно назвать человеком. Он совершил изумительные деяния и стал наставником тех людей, которые охотно воспринимали истину. Он привлек к себе многих иудеев и эллинов. Его считали Христом.
По настоянию наших влиятельных лиц Пилат приговорил его к кресту. Но те, кто раньше любили его, не прекращали этого и теперь.
В это время верующие вспоминают суд, распятие и смерть Иисуса Христа. А затем следует Пасха — праздник победы жизни над смертью. Пасха в этом году придется на 19 апреля. Рассказываем, за что судили и казнили Иисуса Христа, что произошло потом и почему на Пасху принято говорить "Христос воскрес".
За что судили Иисуса Христа? Иисус Христос проповедовал несколько лет. Он совершил много чудес, в том числе воскресил своего друга Лазаря. Что произошло потом? В I веке нашей эры Иудея находилась под властью римлян. Все смертные приговоры нужно было "согласовывать" с римской администрацией.
Иисуса Христа привели к Понтию Пилату — правителю провинции Иудея.
В каком году воскрес Иисус Христос?
В этот день Церковь вспоминает, что пришедшие на праздник Пасхи иудеи встречали Иисуса как мессию, как пророка, как великого чудотворца, ибо знали, что Он незадолго до этого воскресил четверодневного Лазаря. Взрослые и дети пели и ликовали, подкладывали под ноги осла, на котором Он ехал,свои одежды, встречали Его зелеными ветвями и цветами. От обычая употреблять в этот праздник вайи ветви финиковой пальмы он называется Неделею «Ваий», «Цветоносия», «Цветною». У нас же этот праздник называется «Вербным воскресением», т. Стояние с этими ветвями и зажженными свечами — это воспоминание торжественного Входа Царя Славы на вольные страдания. Молящиеся как бы встречают невидимо грядущего Господа и приветствуют Его, как победителя ада и смерти. В воскресенье вечером богослужебные тексты свидетельствуют о наступлении Страстной, или Великой, седмицы.
Затем, покинув Иерусалим, Он вернулся в Вифанию. Праздник Входа в Иерусалим от употребления в этот день ваий пальмовых ветвей и верб называется также Неделей ваий и Вербным Воскресением. Церковь напоминает этот торжественный Вход в Иерусалим в последнее воскресение Великого поста и воспевает.
Кондак, глас 6-й : «На престоле на небеса, на жребяти на земли носимый, Христе Боже, Ангелов хваление и детей воспевание приял еси, зовущих Ти: благословен еси, грядый Адама воззвати». За утреней присутствующим раздаются зеленеющие ветви со свечами в память того, что встречали Господа с пальмовыми ветвями в руках. Сегодняшний день — торжественный и светлый, на время преодолевающий сосредоточенно-скорбное настроение Великого поста и предваряющий радость Святой Пасхи. В этот день Церковь вспоминает, что пришедшие на праздник Пасхи иудеи встречали Иисуса как мессию, как пророка, как великого чудотворца, ибо знали, что Он незадолго до этого воскресил четверодневного Лазаря.
Впрочем все святые отцы и учители единогласно говорят, что временем воскресения Иисуса Христа было первое пение петухов, которые предвещали уже свет воскресного дня. Поэтому после шестого, то есть двенадцатого, часа ночи люди благочестивые, прекратив пост, начинают торжество. Воскрес Иисус Христос в третий день, как и Сам говорил.
Снятие Иисуса Христа с креста Чтобы не омрачать еврейский праздник Песах Пасха иудейские первосвященники и Понтий Пилат поручили одному из своих первосвященников, богачу из города Аримафеи, по имени Иосиф забрать тело Иисуса, и похоронить его. Согласно Библии Иосиф с помощником сняли тело Иисуса с креста и похоронили его в принадлежащем Иосифу склепе. Но скорее всего учитывая ранг Иосифа, а ведь он был одним из руководителей Синидриона, всеми этими действиями занимался не он лично, а похоронная команда из местной стражи, но под его руководством. Интересно, что кто из учеников Ииисуса, ни Мария Магдалина, ни мать Иисуса не принимали участия в похоронах Господа. В подобной могиле был похоронен Иисус Христос Сняв тело Иисуса с креста, Иосиф обвил Христа плащаницею и тем же вечером похоронил Иисуса в пещере, затем привал камень ко входу в пещеру и вернулся в Иерусалим. Мария Магдалина и его мать Мария наблюдали из далека, где похоронили Иисуса. Пещера где похоронили Иисуса находилась в саду Иосифа, рядом с Голгофой, где был распят Христос. На следующее утро, помня предсказание Иисуса воскреснуть на третий день, первосвященники пошли к Пилату и попросили у него выставить у пещеры охрану, чтобы последователи Христа не могли тайно выкрасть тело Иисуса. Для охраны пещеры Понтий Пилат выделил стражу и приказал ее пещеру опечатать. Жены-мироносицы На третий день после похорон Иисуса, ранним воскресным утром Мария Магдалина и мать Христа Мария Иаковлева, купив ароматические масла, отправились к пещере, чтобы намастить тело покойного.
И. Моторин: Явления воскресшего Иисуса Христа
Жены-мироносицы На третий день после похорон Иисуса, ранним воскресным утром Мария Магдалина и мать Христа Мария Иаковлева, купив ароматические масла, отправились к пещере, чтобы намастить тело покойного. Подходя к пещере, женщины переживали по поводу того, кто же им отодвинет тяжелый камень, которым привален вход в пещеру. Но подойдя к пещере они с удивлением обнаружили, что стражников которые должны охранять пещеру нет, а камень закрывающий вход отвален. Воскресение Иисуса Христа.
Ангел Господен Когда женщины вошли в пещеру, то они увидели, что тела Христа нет, а на правой стороне ложа сидит облеченный в белую одежду юноша. Женщины испугались и замерли, но юноша тот час обратился к ним: «Иисуса ищете Назарянина, распятого; Он воскрес, Его нет здесь. Вот место, где Он был положен.
Но идите, скажите ученикам Его и Петру, что Он предваряет вас в Галилее; там Его увидите, как Он сказал вам» Напуганные женщины выбежали из пещеры и вернулись в Иерусалим, но объятые ужасом никому ничего не рассказали, ни о пропаже тела, ни о юноше в белых одеждах. Тем не менее, как и Иисус и предсказывал, он воскрес рано утром в воскресенье. Представ перед Марией Магдалиной, он изгнал из нее семь бесов.
Ибо если мы соединены с Ним подобием смерти Его, то должны быть соединены и подобием воскресения» Рим. А Христос за всех умер, чтобы живущие уже не для себя жили, но для умершего за них и воскресшего. Если нет воскресения мертвых, то и Христос не воскрес; а если Христос не воскрес, то и проповедь наша тщетна, тщетна и вера ваша… Как в Адаме все умирают, так во Христе все оживут, каждый в своем порядке: первенец Христос, потом Христовы, в пришествие Его» 1Кор. Другие свидетельства воскресения Иисуса Христа[ править править код ] Основными источниками о воскресении Христа после Библии являются раннехристианские тексты, такие как послание священномученика Поликарпа Смирнского , Игнатия Антиохийского. В первые века христианства основным свидетельством о воскресении Христа являлось принятие мученической смерти христианами за исповедание веры. К вещественным свидетельствам воскресения христиане относят плащаницу, в которую Иосиф Аримафейский пеленал тело Иисуса. По тождественности этой исходной плащаницы, исторический след которой прервался в XIII веке , и т.
Туринской плащаницы сегодня ведутся исследования [4]. Православные христиане к чудесным свидетельствам Пасхи относят схождение Благодатного Огня в Храме Гроба Господня в Иерусалиме, которое происходит в Великую Субботу перед православной Пасхой. Догматическое и богословское значение воскресения Христа[ править править код ] Вера в воскресшего Христа как необходимое условие спасения и веры во последующее всеобщее воскресение выражена апостолом Павлом в его посланиях, особенно 1Кор. Как всеобщее исповедание Церкви догмат о воскресении Христа из мёртвых на третий день был сформулирован в древнем Апостольском символе веры. В пятом члене Никео-Цареградского Символа к «И воскресшего в третий день» добавлено «по Писаниям», то есть по ветхозаветным пророчествам. В богословском понимании смертью Христа завершается Его вольное принятие страданий и смерти, разделение участи со всем человечеством. Пределом Божественного кенозиса является сошествие Христа в ад в Великую субботу.
Происходит обновление смысла субботнего покоя : «Днешний день тайно великий Моисей прообразоваше глаголя: и благослови Бог день седмый: сия бо есть благословенная суббота, сей есть упокоения день, в оньже почи от всех дел Своих Единородный Сын Божий» стихира Великой субботы. Воскресение Христа представляет кульминацию спасения человека от рабства греху, во Христе смерть и естество побеждены, и через сопричастие Ему побеждаются в остальном мире. Лосский : «Христос принял на Себя нашу природу,… для того, чтобы разрешить трагедию человеческой свободы, преодолеть разрыв между Богом и людьми, внося разрыв во внутрь Своей Личности, в Которой нет места ни для какого разрыва… В Своем неизреченном кенозисе Богочеловек включает Себя в растленную реальность, истощая её, очищая её изнутри Своей нерастленной волей. Это добровольное включение Себя в условия падшего человечества должно привести к смерти на кресте, к схождению во ад… Святой Максим учит, что дело спасения включает три степени, которые Христос последовательно восстановил в природе: бытие, благобытие eu einai и бытие вечное aei einai. Первое достигнуто воплощением, второе — неповрежденностью земного воления, приведшего ко кресту, третье — неповрежденностью природной, раскрывшейся в воскресении» [5] ; Свт. Григорий Богослов : «В сей день великий Христос воззван от мертвецов, к которым приложился. В сей день отразил Он жало смерти, сокрушил мрачные затворы унылого ада, даровал свободу душам.
Своим прикосновением к Нему они твердо уверились, что пред ними Воскресший Иисус Христос. Затем Он говорит им: «Не бойтесь! Павел пишет: «Потом явился Иакову» и, когда Он вознесся, то в ожидании наступления дня Пятидесятницы вместе с учениками и женами в горнице были также и братья Его Деян. Итак, жены мироносицы, пришедшие рано ко гробу помазать тело Господне, первые удостоились собственными глазами видеть воскресшего Господа и собственными руками прикоснулись к Его святым стопам.
Не очевидно ли, что святая любовь, любовь живая и деятельная, сильнее всего влечет сердце человека к Богу и соединяет с Возлюбленным. Эта группа женщин, непрестанно следовавших за Христом, не могла бы первой встретить Воскресшего, если бы любовь не возбудила их очень рано на служение. Так Воскресший, всегда живый и вечно Сущий, открывает Себя тем сердцам, которые ищут соприкосновения с Ним в простоте своей веры. В жизни этих людей исполняются слова Иисуса Христа: «Блаженны чистые сердцем, ибо они Бога узрят».
Явление двум ученикам, шедшим в Эммаус В тот же день, то есть в день воскресения Христа, когда утром жены мироносицы, Петр и Иоанн шли ко гробу, два ученика направлялись в селение Эммаус, находившееся в двух часах пути от Иерусалима. Один из них был Клеопа, а кто был второй — не известно. Одни полагают, что это был Нафанаил, другие — Симон Зилот, а третьи думают, что это был евангелист Лука, но все это предположения. Идя в селение Эммаус, они разговаривали о происшедших событиях.
В это время к ним присоединился Иисус Христос, но так как глаза их были удержаны, то они Его не узнали. На вопрос Иисуса Христа, о чем они рассуждают между собою и почему они печальны, Клеопа, а затем и его спутник оживленно и ярко начали рассказывать об Иисусе Христе Назарянине, какой Он был великий пророк, сильный в деле и слове пред Богом и всем народом, что Его осудили на смерть, распяли Его и вот уже третий день, как это произошло. Но некоторые из наших женщин изумили нас: они были рано у гроба и не нашли тела Его, а пришедши сказывали... Тогда невидимый спутник сказал им: «О несмысленные и медлительные сердцем чтобы веровать всему, что предсказывали пророки».
Он назвал их несмысленными, то есть неспособными к разумению, а также медлительными сердцем, то есть неспособными к живым чувствованиям и со слабой волей. Они проявили непонимание всего написанного пророками о Христе, но это не значит, что они ничему не веровали. Можно веровать отчасти и веровать всецело. Они веровали отчасти, а надо веровать всему, что было предсказано пророками, и тогда можно уверовать в Его воскресение.
Продолжая Свою беседу с ними, Он, «начав от Моисея, из всех пророков изъяснял им сказанное о Нем во всем Писании». Когда день склонился к вечеру и они незаметно подошли к селению, они стали упрашивать спутника, чтобы Он остался с ними. Чудесное видение Воскресшего вызвало в учениках сердечный восторг. Сердца их переполнились особой радостью, появилось непреодолимое желание рассказать апостолам, что они видели и слышали.
Вероятно, вечеря осталась неприкосновенной, и, хотя и наступила южная темная ночь, сердца их горели радостью и они поспешили обратно в Иерусалим, где нашли апостолов и других собранных вместе и рассказали им, что они видели и слышали. Апостолы в свою очередь рассказали им, что Воскресший явился Симону, и таким образом радость была общая. Этот факт явления Воскресшего двум ученикам ясно говорит о том, что имеется еще иной путь к живому Богу, путь медленный, путь сомнений, душевных терзаний, религиозных исканий. Недоверчивый разум не всегда может согласиться с общей верой простосердечных верующих людей, но это и не требуется.
Каждому дано право сомневаться, печалиться, находиться в душевных борениях, но хорошо, когда сомнение сменяется уверенностью, твердою верою и полным упованием, что Иисус Христос воистину воскрес, как и пишет ап. Петр: «Которого не видевши любите, и Которого доселе не видя, но веруя в Него, радуетесь радостью неизреченною и преславною» 1 Петра 1, 8. Явление при море Тивериадском После ряда явлений Воскресшего в первый и восьмой день опять явился Иисус Христос ученикам при море Тивериадском озеро Галилейское. Господь предварял Своих учеников, что Он явится им в Галилее Матф.
То же сказали Ангелы женам мироносицам Матф. Первую неделю Воскресший являлся ученикам в Иерусалиме, а теперь Он явился им в Галилее. Из одиннадцати учеников повествователь упоминает только некоторых, которые, очевидно, имели отношение к рыбной ловле. Мы не знаем, по какой причине они пошли ловить рыбу, но можно предположить, что до крестной смерти Иисуса Христа они имели общую кассу, а теперь касса была пуста.
Поэтому Петр и говорит: «Иду ловить рыбу». Остальные ученики также сказали ему: «Идем и мы с тобою». Все эти ученики собрались, чтобы ловить рыбу ночью. Ночь прошла в труде, но сказано: «И не поймали в ту ночь ничего».
Этот бесплодный труд в продолжении всей ночи мог напомнить Петру, Иоанну и Иакову другую подобную ночь, которая три года тому назад предшествовала их избранию Господом на апостольское служение Лук. Когда настало утро и лодка приблизилась к берегу, то на берегу стоял Воскресший, Которого они не узнали. Он говорит им: «Дети! Есть ли у вас какая пища?
Они отвечали Ему: нет! Этих слов было достаточно, чтобы Петр поспешил ко Христу раньше всех. Здесь сказались известные черты учеников. Апостол Иоанн был проницательнее, Петр пламеннее; Иоанн узнал Господа, а Петр, опоясавшись одеждою, ибо он был наг, бросился в море, остальные же ученики приплыли в лодке, таща с собою сеть с рыбой.
На берегу моря они увидели разложенный огонь и на нем рыбу и хлеб. Иисус сказал им: «Принесите рыбы, которую вы теперь поймали». Некогда немногими хлебами и рыбами Господь напитал в пустыне многие тысячи людей, но теперь этого чуда Воскресший не повторяет. Словами «принесите рыбы» Господь хотел показать, что видимое ими не есть призрак, но действительность.
Ученики видели, что образ Учителя изменился и исполнен поразительного величия. Смотря на Него, они изумлялись, хотели заговорить с Ним, но страх удерживал их от вопроса. Тогда Иисус Христос говорит им: «Придите и обедайте», и тут же подает им хлеб и рыбу. Евангелист Иоанн говорит, что это было третье явление Воскресшего своим ученикам.
В первый раз Он явился всем ученикам без Фомы, во второй раз, на восьмой день, в присутствии Фомы, а теперь третий раз явился ученикам при море Тивериадском. О первых двух явлениях повествуют некоторые евангелисты и Иоанн 20, 19; 20, 26 , а теперь он свидетельствует и о третьем явлении Иоан. Во время этого третьего явления, как известно, произошло повторное утверждение Петра в его апостольском звании. Евангелист Иоанн записал трогательную беседу Воскресшего с Петром, которая изложена подробно в 15 — 17 стихах 21-й главы.
Воскресший спрашивает его: «Симон Ионин, любишь ли ты Меня больше, нежели они? В этих словах слышится напоминание Петру, самонадеянно заявившему, что если все ученики соблазнятся о Христе, то он, Петр, никогда не соблазнится Матф. Петр отвечает: «Ты знаешь, что я люблю Тебя». После такого исповедания Господь поручает ему пасти агнцев Своих духовных.
Агнцами, а не овцами, называет Господь Свое стадо. Церковь Христова только нарождалась и члены ее напоминали собою новорожденных агнцев, нуждающихся в особом нежном уходе. Также во второй раз Воскресший спросил его: «Симон Ионин, любишь ли ты Меня? Господь уже не прибавляет слов «больше, нежели они», так как в первом ответе Петр проявил глубокое смирение.
В ответ на исповедание Петра: «Так, Господи! Ты знаешь, что я люблю Тебя» — Иисус говорит ему: «Паси овец Моих».
Сын Божий не раз находил приют в их гостеприимном доме. Однажды Иисус получил от сестер весть о болезни Лазаря. Узнав об этом, он произнес: «Эта болезнь не к смерти, но к славе Божией». Несмотря на свою любовь к праведному семейству, он выждал еще два дня, прежде чем отправиться в путь. Спаситель понимал, что к тому моменту, как он прибудет в Вифанию, Лазарь умрет, но знал и то, что смерть не будет властвовать над ним долго. Сын Божий встретился с Марфой и Марией через четыре дня после кончины их брата. Вместе с ними в окружении учеников и жителей города он пришел на гору, где был похоронен Лазарь, и велел сдвинуть камень, закрывающий вход в гробницу.
Затем Иисус приказал покойнику «Лазарь, выйди вон! Праздник Входа Господня в Иерусалим отмечается 28 апреля Весть о чудесном воскрешении быстро распространилась среди иудеев. Поэтому, когда Иисус прибыл в Иерусалим, его встречали как мессию, царя, победившего смерть. Люди ликовали и устилали его путь пальмовыми листьями, которые со временем стали важным атрибутом другого праздника — Входа Господня в Иерусалим. В России из-за особенностей климата это растение заменили на вербу.
Что такое Лазарева суббота, кто такой Лазарь и как он воскрес?
С того дня Христа было велено схватить и задержать. О смысле и значении Лазаревой субботы также неоднократно говорил Патриарх Московский и всея Руси Кирилл. В одной из патриарших проповедей по случаю праздника звучат такие слова: «Не случайно этот великий день празднуется в преддверии Страстной седмицы недели , потому что Страстная седмица сопровождается воспоминаниями о страданиях Господа и Спасителя, о его смерти и Воскресении. А празднование воскрешения Лазаря помогает нам понять, что и каждый из нас пройдет и через свои страдания, и через смерть, но и через воскресение, дабы выйти в сретение Господа и Спасителя». Традиции Лазаревой субботы: что можно и нельзя делать Лазарева суббота, как и любой церковный праздник, наполнена традициями. При этом каких-то особых разрешений и запретов Церковь в этот день не устанавливает. Вот что рекомендуется сделать и вот что делали наши предки в Лазареву субботу. Еще по теме Когда нельзя ходить на кладбище: народные поверья и позиция православной церкви Трапеза. На Лазареву субботу не возбраняется устроить праздничные посиделки. Для верующих, которые держат Великий пост, в этот день делается послабление — в рацион можно добавить рыбную икру.
Объяснительная сила концепции галлюцинации существенно ограничена: она относится только к явлениям Христа, тогда как факт пустой гробницы остается необъясненным. Однако сколько бы галлюцинаций ни испытывали ученики Христа, они никогда не смогли бы проповедовать Воскресение в Иерусалиме, если бы гробница не оказалась пустой! Критерий 2.
Непротиворечивость рассказов свидетелей Если судейские показания нескольких свидетелей какого-то события совпадают практически во всех подробностях, то любой судья, по-видимому, сделает вывод о том, что свидетели как-то между собой связаны и не исключено, что они договорились между собой, чтобы ввести суд в заблуждение. С другой стороны, если показания независимых свидетелей совершенно не совпадают, то они тоже не представляют никакой пользы для суда. От независимых показаний требуется согласие по основным моментам и наличие таких расхождений, которые можно было бы объяснить различием позиций, с которых наблюдалось событие, и проч.
Описания второстепенных деталей могут различаться, но при наличии более подробной информации эти описания можно свести в одну общую картину. Кое-какие детали могут остаться необъясненными, но их можно объяснить при получении дополнительных сведений. Однако эти неясные детали не должны относиться к главным обстоятельствам дела.
Работа историка похожа на работу юриста. Историк не проигнорирует разные описания одного и того же события только потому, что они отличаются друг от друга второстепенными сведениями. В действительности, это справедливо даже для тех случаев, когда некоторые сведения противоречат друг другу.
Так, существует два описания похода Ганнибала через Альпы с целью нападения на Рим. Хотя они отличаются друг от друга многими подробностями, ни один ученый не сомневается в истинности главного содержания этого исторического эпизода, то есть в том, что Ганнибал действительно перешел Альпы, чтобы нанести удар по Риму. Применив эти принципы анализа к повествованиям о Воскресении, мы видим, что Евангелия совпадают в основных деталях.
В этих повествованиях имеется некое ядро: Иосиф из Аримафеи положил тело Иисуса Христа в гробницу; небольшая группа или группы женщин, последовательниц Христа, пришла к гробнице ранним утром в первый день недели и обнаружила, что гробница пуста. Эти люди и ученики Христа впоследствии неоднократно встречали его при разных обстоятельствах. Что же касается второстепенных деталей, то они существенно различаются.
Например, Матфей сообщает нам, что Мария Магдалина пришла к гробнице на рассвете, тогда как Иоанн говорит, что она пришла туда, «когда было еще темно». Эти сообщения можно легко связать в единое целое: Мария могла выйти из дому, когда было еще темно, но подошла к гробнице, когда уже светало. Кроме того, при реконструировании событий важно осознавать, что в той или иной форме в событиях, связанных со смертью Христа и Его Воскресением, участвовали разные женщины.
Группа, в которую входила Мария Магдалина, «другая Мария» и Саломея, пришла к гробнице первой. Подойдя к гробнице, они увидели, что гробница пуста. Мария побежала обратно в город, чтобы сказать об этом Петру и Иоанну.
В ее отсутствие Иоанна возможно, вместе с Сусанной , которые вышли из дворца Хасмонеев, пришли к гробнице по другой дороге. Им пришлось войти в город через другие ворота, поэтому они не встретили Марию Магдалину. Эти четыре женщины вошли в гробницу, где им сказали, чтобы они вернулись обратно в город и рассказали о том, что произошло, ученикам Христа.
А поскольку в Иерусалиме множество узких улочек, то они не встретили Петра и Иоанна, которые бежали к гробнице вместе с Марией Магдалиной. Иоанн и Петр, прибежав к гробнице, увидели погребальные пелены, свидетельствующие о том, что Иисус воскрес. Они покинули гробницу.
А Мария Магдалина замешкались, и тут она увидела Иисуса. Затем она присоединилась к другим людям, которые находились в Иерусалимском доме. Итак, женщин попросили сообщить о произошедших событиях апостолам.
До этого момента о них знали только двое — Иоанн и Петр. Остальным девяти, которые, по-видимому, провели ночь в Вифании, еще предстояло о них узнать. В это время группа женщин, в которую входили, вероятно, «другая Мария» и Саломея, отправилась в Вифанию.
На своем пути они тоже встретили Иисуса. Остановимся еще на одном очевидном различии между разными описаниями событий. Речь идет о том, что в Евангелии от Луки сказано, что Иисус явился одиннадцати, тогда как в описании Иоанна, которое, по-видимому, относится к тому же самому событию, говорится, что Фома не присутствовал при этом событии, то есть в действительности там было только десять учеников.
Однако это расхождение не обязательно трактовать как противоречие, поскольку, когда Лука говорит об одиннадцати, то он, возможно, имеет в виду учеников как группу в целом. Для понимания данного способа указания приведем аналогию. Скажем, если в спортивную команду входит семь человек и спортивный комментатор заявляет, что он отправляется интервьюировать «семерку», то это не обязательно означает, что он собирается встречаться со всеми семью игроками.
Более подробное описание исторических вопросов , связанных с погребением и Воскресением Христа, читатель может найти в уже упоминавшейся книге Венхема. Известный историк Майкл Грант из Эдинбургского университета пишет: «Разные Евангелия по-разному описывают, как выяснилось, что гробница, где был погребен Христос, оказалась впоследствии пустой. Однако если мы применим к этим описаниям критерии правдивости, которые мы обычно применяем по отношению к другим литературным источникам, то окажется, что у нас достаточно данных, чтобы прийти к заключению, что гробница действительно оказалась пустой» Критерий 3.
Предубежденность свидетелей Часто говорят, что поскольку сведения о Воскресении Иисуса Христа исходят преимущественно из христианских источников, то существует опасность того, что мы опираемся на такие сведения, которые не обладают силой независимых свидетельств. На первый взгляд, это возражение кажется обоснованным, но оно выглядит совершенно иначе в свете следующих аргументов. Те, кому данные в пользу Воскресения Христа показались убедительными, стали христианами.
Но не обязательно, что они уже были христианами, когда впервые услышали о Воскресении. Самый наглядный пример тому — Савл из Тарса. Он был не христианином, а одним из ученых фарисеев, яростно боровшихся против христиан.
Он предпринял немало усилий, чтобы отправить многих из них в тюрьму или на пытки. Он стремился искоренить историю Воскресения из сознания людей и тем самым разрушить самые основания христианства. Услышав, что христианство начинает распространяться за пределы Иерусалима, он получил разрешение от первосвященника отправиться в Сирию, в Дамаск, и арестовать там всех христиан.
Но к тому времени, когда он добрался до Дамаска, с ним произошло нечто совершенно неожиданное — он стал христианином. Обращение Павла и его последующие сочинения послужили вехой в европейской мировой истории. За оставшиеся годы своей жизни он основал множество церквей, а его сочинения составляющие более половины Нового Завета оказали и продолжают оказывать влияние на миллионы людей во всем мире.
Обращение Савла стало поворотной точкой в истории, и оно требует серьезного анализа. Его собственно объяснение звучит так! Именно это встреча и послужила причиной его обращения.
Но существует еще один вопрос, которым следует задаться в связи с данным обсуждением. На основании, каких данных те, кто не верит в Воскресение Христа, утверждают, что он не воскрес? Религиозные власти, которые осудили Христа и казнили его, не могли игнорировать сообщений его учеников.
Они отчаянно стремились остановить общественное движение, зародившееся в результате Воскресения. В их распоряжении была вся сила власти. В случае необходимости они могли опереться даже на римскую военную машину.
Но, несмотря на это, они не распространяли никакой другой информации, кроме заведомо глупой истории за которую им пришлось еще и изрядно заплатить , что ученики Христа якобы выкрали его тело, пока стража спала. Поэтому они прибегли к примитивной и грубой тактике. Они бросили апостолов в застенки и старались их запугать, угрожая им серьезными последствиями, если те будут продолжать проповедь Воскресения.
Полное отсутствие данных, которые могли бы быть использованы как властями, так и какими-либо другими людьми для доказательства того, что Воскресения не произошло, весьма красноречиво. Складывается впечатление, что у властей и не было никакой информации, которую он могли бы распространять. Критерий 4.
Отношение свидетелей Если следовать Юму, то в этом параграфе следует рассмотреть, каким образом христиане излагали свою позицию. Выражали ли они сомнение или, наоборот, действовали силовыми методами? Конечно, они не сомневались в своих взглядах.
Лука в Деяниях святых апостолов приводит множество примеров смелости учеников, свидетельствовавших о Воскресении, иногда перед очень враждебно настроенными слушателями. Но они никогда не действовали силой. Самое поразительное в раннем христианстве — это ненасилие, воспринятое учениками от Христа.
Он учили их не применять меч для защиты его самого или его учения. В его царстве нет места бессмысленной агрессии. Возьмем, к примеру, то влияние, которое оказало обращение в христианскую веру Павла.
До своего обращения, он был ярым религиозным фанатиком , преследовал своих собратьев-иудеев за их христианские убеждения. После обращения он перестал преследовать людей, к какой бы религии они ни принадлежали. За свою веру в Воскресение Христа он сам подвергался страшным преследованиям и, в конце концов, поплатился жизнью.
Таким образом, мы можем, по-видимому, сделать вывод, что критерии надежного свидетельства, сформулированные Юмом, в случае с первыми учениками Христа, выполняются. Возле гробницы в день пасхи Женщины как свидетели Всякого, кому известны хотя бы какие-то детали античных законов относительно свидетельских показаний, удивляет, что первые сообщения о Воскресшем Христе в Евангелиях были сделаны женщинами. Известно, что в иудейской культуре первого века нашей эры, женщины не считались компетентными свидетелями.
Следовательно, если бы кто-то в те времена захотел придумать историю о воскресении и выдать ее людям за реальную, он никогда не начал бы таким образом. Единственная ситуация, в которой можно было спокойно ввести в рассказ женщин, — это ситуация полной уверенности в подлинности событий, когда не имело смысла волноваться, что подумают люди, если в рассказе о событии будут фигурировать свидетели-женщины. Итак, само по себе включение женщин в рассказ — явный признак его исторической подлинности.
Психологические данные Отсутствие интереса учеников к гробнице Нам неизвестно, чтобы Иоанн и Петр пытались обсуждать с Марией Магдалиной, как понимать ситуацию с погребальными одеждами. Психологически трудно себе представить, чтобы они стали обсуждать с ней этот вопрос, так как она рыдала, объятая горем от мысли о том, что она навсегда утратила тело того, кто принес ей прощение, душевный мир и спокойствие и вернул ей честь. И если «воскресение» означало, что она потеряла доступ к нему навсегда, то их речи вряд ли бы ее утешили.
Ведь она собиралась прийти к гробнице вместе с другими женщинами, чтобы завершить бальзамирование тела, и мысли у нее явно были совсем другие. Если бы не свершилось Воскресение, то они очень быстро превратили бы гробницу в святилище, кода можно было бы приходить для молитвы и поклонения умершему духовному учителю. Удивительно то, что нигде в Новом Завете нет упоминаний о подобной практике, нет ни одного замечания, из которого бы следовало, что апостолы призывали преданных Христу людей к паломничеству к его гробнице, чтобы получать какое-то особое благословение или даже излечение.
Напротив, не существует никаких свидетелей, какого бы то ни было реального интереса к гробнице Христа на ранних этапах развития христианства. Что же мешало естественному желанию, в частности, со стороны первых христианок сделать гробницу предметом поклонения? Вероятно, лучше всего на этот вопрос может ответить Мария, поскольку именно она стремилась быть у гробницы в тот день, когда обнаружила ее пустой.
Поскольку он пришла завершить бальзамирование тела, то хотела найти это тело. Стоя рядом с гробницей и рыдая, она увидела кого-то сквозь слезы. Она приняла этого человека за садовника.
Она подумала, что это он унес тело, поэтому попросила его: «Если ты вынес его, скажи мне, где ты положил его, и я возьму его». Вместе с другой женщиной она хотела взять тело и похоронить его с почестями в том месте, которое стало бы предметом вечного поклонения. Но она этого не сделала, поскольку произошло такое потрясающее событие, что Мария и другие люди уже не стали проявлять никакого интереса к гробнице.
Иоанн говорит нам, что человек, которого Мария приняла за садовника, был на самом деле воскресшим Христом. Мария, сообщает он, быстро узнав его голос, поняла, что получила ответ на свой вопрос. Если Иисус воскрес, то какой смысл ухаживать за его гробницей?
Никто не устраивает святилище в честь того, кто жив. Новые отношения Но вместе с тем возник другой вопрос. Если теперь гробница была покинутой, поскольку ученики были убеждены, что Иисус воскрес из мертвых, то встал очень важный вопрос: какими теперь должны быть отношения между учениками и воскресшим Христом?
Мария, обнаружив, что он жив, естественно захотела приблизиться к нему. Но Христос сказал ей нечто очень важное, что на самом деле было важно не только для нее, но и для всех его последователей: «… Не прикасайся ко мне, ибо я еще не восшел к Отцу моему; а иди к братьям моим и скажи им: восхожу к Отцу моему и Отцу вашему, и к Богу моему и Богу вашему» Мария знала, что это был настоящий Иисус — она слышала его голос и трогала его. Но он сказал ей, что он уже не останется с ней в этом виде; но теперь, по другую сторону смерти, он убеждал ее и всех своих последовательней, что он создал новое и вечное отношение между ними, собой и своим Отцом, которое смерть уже не может уничтожить.
Это была живая связь с живым Христом, которая утолила потребности ее души и многих миллионов людей в последующие времена. Одного знания, что он воскрес из мертвых, было бы для этого недостаточно. Природа воскресшего тела В тот вечер Христос явился основной группе учеников.
Они собрались в Иерусалиме, в комнате за закрытыми дверями, так как боялись еврейских властей. Он показал им следы гвоздей на руках и следы копья на теле. Теперь, наконец, Иоанн знал, что означало Воскресение!
Тело, которое прошло сквозь погребальные одежды, прошло и через закрытые двери. Но оно было реальным, ощутимым и, более того, живым.
Многие иудеи приходили в дом Лазаря, чтобы видеть его, и увидев, веровали в Иисуса Христа. Тогда первосвященники решили убить и Лазаря. Лазарь после своего воскрешения прожил еще 30 лет — он был епископом Китийским на острове Кипре, где и скончался. На Кипр Лазарь попал во время гонений на Иерусалимскую церковь, начавшихся после убийства первомученика Стефана. В епископы Лазарь был рукоположен апостолом Варнавой. По преданию, на Кипре Лазаря посетила Богородица и вручила ему омофор, сделанный Ее руками.
Воскрешение Иисусом Христом Лазаря вспоминается в субботу на 6-ой неделе Великого поста на утрени и Литургии. Установление празднования Лазаревой субботы перед Вербным воскресеньем и Страстной седмицей восходит к первым векам христианства.
Именно в честь Воскресения Христова все христиане на протяжении целых сорока дней празднуют Пасху. Главные источники, в которых описаны события, связанные с Воскресением Иисуса: — Евангелие от Матфея.
Главы 27, 28 — Евангелие от Марка. Главы 15, 16 — Евангелие от Луки. Воскресение Иисуса Христа — Евангелие по Марку История воскресения Иисуса началось с суда над ним и его распятием на кресте в пятницу накануне еврейской Пасхи. Распятие Иисуса Христа Распятый на кресте Иисус умер около трех часов после обеда.
Снятие Иисуса Христа с креста Чтобы не омрачать еврейский праздник Песах Пасха иудейские первосвященники и Понтий Пилат поручили одному из своих первосвященников, богачу из города Аримафеи, по имени Иосиф забрать тело Иисуса, и похоронить его. Согласно Библии Иосиф с помощником сняли тело Иисуса с креста и похоронили его в принадлежащем Иосифу склепе. Но скорее всего учитывая ранг Иосифа, а ведь он был одним из руководителей Синидриона, всеми этими действиями занимался не он лично, а похоронная команда из местной стражи, но под его руководством. Интересно, что кто из учеников Ииисуса, ни Мария Магдалина, ни мать Иисуса не принимали участия в похоронах Господа.