Канцлер ФРГ Олаф Шольц напомнил в своем аккаунте в Twitter об исторической ответственности Германии за холокост. Холокост является одной из величайших трагедий в истории человечества. На протяжении 12 лет нацисты Германии при помощи сотрудничавших с ними коллаборационистов из разных стран предпринимали попытки полностью истребить целую нацию – евреев. По всей Германии также открывали еврейские центры и музеи, в которых проводят конференции и семинары о Холокосте, об исторической памяти в Германии, межрелигиозном диалоге, еврейской истории и культуре. Хрустальной ночи, которая знаменует собой начало холокоста.
Газета «Суть времени»
- 30 января 1933 г.
- Новости по теме Холокост
- В германском бундестаге почтили память жертв Холокоста - YouTube
- Ответственной за антисемитский теракт в Галле делают партию «Альтернатива для Германии»
Бабушку, отрицающую Холокост в Германии, не могут посадить в тюрьму
Председатель Бундестага Бербель Бас отметила, что при нацистском режиме постоянный страх и неуверенность были общими для всех, кто не оправдывал ожиданий национал-социалистов. По ее словам, судьбы тысяч людей были предопределены тем фактом, что их сексуальная ориентация или гендерная идентичность отклонялись от нацистской нормы, и после падения диктатуры представителям сексуальных меньшинств пришлось десятилетиями ждать признания своих страданий и преследований. Об этом же говорил специально приглашенный артист-трансвестит на мемориальной встрече с представителями Бундестага, главой государства, канцлером, председателем Конституционного суда и председателем Бундесрата, которая состоялась в Палате Бундесрата. Так, артист рассказал, что репрессивные законы, введенные нацистами, оставались в силе десятилетиями, поэтому после войны, например, Карл Горат, медбрат из Бремерхафена, провел несколько лет в тюрьме за гомосксуализм.
Женщина должна была еще 02. Хавербек получила тюремный срок за подстрекательство к отрицанию массового убийства миллионов евреев в фашисткой Германии в период с 1941 по 1945 год. Германское издание утверждает, что бабушка, несмотря на несколько предыдущих осуждений, еще ни разу не попадала в тюрьму. По сообщению немецкой газеты Westfalen-Blatt дом потенциальной узницы в городе Vlotho в центральной Германии пустует в течение нескольких дней, а накопленная почта лежит перед дверью.
Международный комитет Освенцима заявил, что надеется, что германские судебная власть и полиция найдут Урсулу Хавербек и поместят ее в место отбывания наказания. Во время судебного разбирательства Хавербек утверждала, что Освенцим являлся обыкновенным трудовым лагерем, а не местом уничтожения узников. Она и ее покойный муж Вернер Георг Хавербек, который являлся активным членом нацистской партии, основали образовательный центр правого толка под названием Collegium Humanum, который был запрещен властями в 2008 году. Хавербек также регулярно публиковала свои статьи в правом журнала Stimme des Reiches "Голос империи".
Траур Фото: pixabay. Эта ночь вошла в историю как Хрустальная ночь, или Ночь разбитого стекла. По всей Германии и Австрии нацисты злобно нападали на еврейские общины. Они разрушили, разграбили и сожгли более 1 тыс. Также они разрушили еврейские больницы, школы, кладбища и дома. Когда все закончилось, 96 евреев были убиты и 30 тыс. Позднее министерство финансов конфисковало всю еврейскую собственность. Концентрационные лагеря Существовало несколько типов лагерей: трудовые лагеря и лагеря усиленного труда, транзитные лагеря и лагеря для военнопленных. Концентрационный лагерь был всего лишь одним из них. С 1941 года фашисты начали создавать лагеря смерти, "фабрики смерти", единственной целью которых было методичное убийство европейских евреев. Для этого они оснащались газовыми камерами и крематориями. Лагеря находились на территории Восточной Европы, в основном в Польше. Самый знаменитый из них — Освенцим, сообщает " Энциклопедия холокоста". В комплексе Освенцим было убито более миллиона человек, больше чем в любом другом месте.
Навигация по странице
- В Польше выступили с обвинением в адрес немцев по Холокосту
- Расстрел в Германии: Кто заставляет немецких евреев опять дрожать от ужаса
- Forbes: Германия выплатит дополнительные $1,4 млрд жертвам холокоста — ИноТВ
- Германия выделит €564 млн помощи жертвам Холокоста по всему миру
- Что такое холокост на самом деле и почему он начался еще до войны? Рассказывает историк
Европол задержал банду, похищавшую книги русских писателей из библиотек Германии и стран Балтии
одно из уникальных (в самом отвратительном из всех смыслов этого слова) явлений в истории. СМИ Германии на более чем 70% левые, поэтому они будут беззастенчиво связывать теракт в Галле с партией АдГ — факты для доказательства им не требуются — им более чем достаточно «хайли лайкли». Они испортили шесть изображений, показанных на выставке в Лейпциге. Ущерб оценивается в 1,5 тысячи евро. Возвращение памяти о Холокосте в средних слоях западногерманского общества началось в 1979 году с телевизионного показа четырехсерийного американского фильма «Холокост». Суд берлинского района Тиргартен приговорил к одному году тюрьмы 92-летнюю Урсулу Хавербек за отрицание Холокоста. Об этом сообщает немецкий телеканал N-TV. Суд берлинского района Тиргартен приговорил к одному году тюрьмы 92-летнюю Урсулу Хавербек за отрицание Холокоста. Об этом сообщает немецкий телеканал N-TV.
Шольц напомнил об ответственности Германии за холокост
Видео: Германия признала Голодомор ради забвения Холокоста | Новости России | Украинский посол в Германии Мельник заявил, что члены Организации украинских националистов (ОУН) Степана Бандеры не принимали участие в Холокосте. Заведующий архивным отделом центра «Холокост» Леонид Терушкин раскритиковал его слова. |
"Германия незаметно придаёт память жертв Холокоста забвению" - Русский Исполин | В конце XIX века в Германии стала набирать популярность идея расового антисемитизма. |
Германия после Холокоста | 78 жителей Украины, переживших холокост, были эвакуированы в Германию в связи с продолжающейся российской спецоперацией. |
«Холокост-скандал в Германии пока не успокаивается» | Германия не ответила на требование Российской Федерации признать мероприятиях 79-летия освобождения узников концлагерей в Германии. Представитель МИД заявила, что ФРГ не пригласила РФ почтить память узников. |
За годы не изменились. Германия назвала себя «экспертом по геноциду»
РИА Новости. В Международный день памяти жертв Холокоста канцлер Германии Олаф Шольц напомнил об исторической ответственности немцев перед евреями. "Страдания шести миллионов невинно убитых евреев и евреек не будут забыты. Германия реализует различные программы помощи блокадникам — жертвам Холокоста, и их необходимо отличать. Об этом заявил представитель МИД ФРГ Кристофер Бургер. Экс-премьер Израиля обвинил Польшу в фальсификации истории холокоста Стороны договорились об экскурсиях израильских старшеклассников по местам холокоста в Польше. • Началом Холокоста считается январь 1933 года – момент прихода к власти в Германии нацистов. База данных имен жертв Холокоста помогла воссоединиться членам семьи Петрушки, потерявшимся во время Холокоста.
Бабушку, отрицающую Холокост в Германии, не могут посадить в тюрьму
В Германии отношение к еврейскому населению изменилось после поражения страны в Первой мировой войне. От лица выживших в Холокосте эта комиссия ведет переговоры с правительством Германии и выделяет средства людям и организациям, а также добивается возвращения еврейского имущества, похищенного нацистами во время Второй мировой войны. Гросс — не первый автор, затронувший тему соучастия поляков в холокосте.
Жертвы холокоста получат от Германии беспрецедентную компенсацию - около миллиарда долларов
Впоследствии Адольф Гитлер заимствовал многие положения теории Гобино, чтобы обосновать «исключительное право» немцев господствовать над миром. Считается, что термин «антисемитизм» ввёл в оборот в 1879 г. В этом же году Марр в Берлине основал первое антисемитское политическое объединение «Антисемитскую лигу», которая просуществовала до 1880 г. В это время термин «антисемитизм» окончательно заменил такие понятия, как «юдофобия» и «антииудаизм». Стоит отметить, что в качестве одной из причин роста антисемитизма в Европе многие историки выделяют Великую Французскую революцию 1789 г. Результатом революции стало получение евреями равных прав с коренным населением, что дало им возможность занять ведущие позиции в обществе. Так возник «еврейский вопрос», затрагивавший проблему эмансипации евреев. Однако на протяжении долгого времени многие историки поспешно и наугад изобретали другие объяснения популярности антисемитизма в Европе. Ханна Арендт в книге «Истоки тоталитаризма» рассмотрела наиболее нелепые теории. Одна из них заключается в том, что евреи, будучи беспомощной группой, захвачен- ной общими и неразрешимыми конфликтами эпохи, могли быть обвинены в этих конфликтах и представлены как скрытые творцы всякого зла. Другая теория говорит о том, что рост антисемитизма связан с угрозой физического вымирания еврейского народа извне и разложения изнутри.
Евреи, стремившиеся обеспечить выживание своего народа, ухватились за утешительную идею, что антисемитизм может стать средством сохранения единства народа[1, с. В Германии споры о роли евреев велись в рамках основных антисемитских школ - национально-государственная Генрих фон Трейчке , социально-христианская Адольф Штёккер и расовая Евгений Дюринг. Фон Трейчке писал об увеличивающейся иммиграции польских евреев, которые были чужды германской культуре, о недобросовестной конкуренции еврейских фирм, о ростовщичестве. Он полагал, что евреи должны ассимилироваться, стать немцами. Такое решение еврейского вопроса он видел возможным. Штёккер был представителем движения христианских социалистов, которое ориентировалось на рабочих и на наименее обеспеченных представителей среднего класса. Он призывал к борьбе против капиталистической эксплуатации, в которой обвинял евреев. Преподаватель философии Е. Дюринг, который тоже считается одним из идеологов современного антисемитизма, полагал, что социализм сможет обуздать евреев и приравнять их к остальным. С конца XIX в.
В 1881 г. Какими бы мелкими ни были первые антисемитские партии, они сразу стали отличать себя от других партий, и изначально заявили претензию на то, что являются не партией наряду с другими, а партией «над всеми партиями» [1, с. Стоит подчеркнуть, что, несмотря на появление разного рода антисемитских политических организаций, их сторонники не имели никакого политического влияния в кайзеровской Германии, то есть в период с 1871 по 1918 гг. Новым поводом для всплеска антиеврейских настроений стала Первая мировая война. Ради справедливости стоит отметить, что доля евреев, принимавших участие в боях, была довольно высока относительно всего еврейского населения Германской империи. Из 100 тыс. Несмотря на массовое участие евреев в войне, Первая мировая война дала повод для распространения негативного отношения к ним. Ведь немцы продолжали считать, что евреи были ростовщиками и спекулянтами и наживались на остальном обездоленном населении. С конца 70-х гг. XIX в.
Повсеместно распространялись листовки, в которых вина за политические, экономические и общественные проблемы в стране возлагалась именно на евреев. В 1893 г. Книга была переиздана 49 раз, последний тираж в 1944 г. Другой немецкий писатель-антисемит Отто Глагау опубликовал ряд статей, в которых обвинял евреев в биржевом крахе, имевшем место в 1873 г. Антисемитизм был присущ не только публицистам, учёным, но и деятелям немецкой культуры. Рихард Вагнер ещё в 1850 г. В нём известный композитор говорил о своём непреодолимом отвращении к природе евреев, которое не смог бы преодолеть, даже если бы захотел. Вагнер выражал надежду, что это чувство когда-нибудь овладеет массами и превратится в идеологию. Можно сказать, что в какой-то степени Вагнер был пророком. Благодатной почвой для уничтожения евреев в годы нахождения у власти национал-социалистов во главе с А.
Гитлером стало сокрушительное поражение Германской империи в Первой мировой войне. Экономический кризис, ущемлённая национальная гордость вследствие навязанного Германии Версальского договора, социальные трудности - всё это использовали идеологи и политики третьего рейха для раскручивания маховика против еврейского народа. В программе Национал-социалистической немецкой рабочей партии, которая была принята 1 апреля 1920 г. Таким образом, ни один еврей не может быть отнесён к немецкой нации, а также являться гражданином Германии» [2, с. Приход к власти национал-социалистов в 1933 г. Чтобы скрыть истинную суть своих преступлений, национал-социалисты использовали такой термин, как «окончательное решение еврейского вопроса», который предполагал физическое уничтожение евреев. Согласно периодизации немецких историков, систематическое преследование и истребление евреев немецкими нацистами принято делить на два этапа. На первом этапе с 1933 по 1938 гг. Этот период характеризовался укреплением и институциона-лизацией антисемитской политики, принятием антиеврейских законов, вытеснением евреев из всех сфер жизни третьего рейха, «ариизацией» еврейской собственности и хозяйства. По закону о восстановлении профессионального чиновничества, принятому 7 апреля, все неарийские чиновники подлежали увольнению, 25 апреля в стране были введены квоты для обучения евреев в учебных заведениях, а 10 мая были сожжены книги, написанные еврейскими и антинацистскими авторами.
Министр народного просвещения и пропаганды третьего рейха Йозеф Геббельс заявил: «Душа германского народа вновь может выразить себя. Это пламя освещает не только конец старой эры, но и начало новой» [4]. Гражданства лишались лица, нарушавшие долг верности рейху и народу, наносящие своим поведением ущерб немецким интересам. Закон о защите крови и чести запрещал евреям брачное и внебрачное расовое смешение с немецкими гражданами, в жилах которых текла немецкая или родственная ей кровь. Впоследствии был принят закон о праве на имперское гражданство. Полноправным гражданином империи отныне являлся лишь подданный рейха немецкой или родственной ей крови, который доказывал своим поведением, что он верно служит немецкому рейху и народу. Евреи по этим законам рассматривались как чужаки. Таким образом, они были лишены гражданских прав. Антиеврейские законы способствовали усилению дискриминации евреев. Начались изъятия еврейского имущества в пользу немцев.
Более того, нацисты добивались эмиграции евреев с территории Германии. Для этого они вели переговоры с организациями, которые способствовали ускорению этого процесса. Одной из таких организаций был Союз немецких евреев, оказывавший помощь переселенцам. В рамках Лиги Наций в 1933 г. В июле 1938 г. Второй этап, начало которого относят к 1938г. В годы Второй мировой войны евреев насильственно депор- тировали в расположенные в Польше лагеря и гетто, где их массово уничтожали. Эмиграция официально была запрещена, что стало следствием роспуска всех еврейских организаций. В различных немецких городах 9 ноября 1938 г. По всей стране нацисты жгли синагоги, грабили еврейские заведения и квартиры, избивали и арестовывали евреев.
Поводом для погрома послужило убийство 9 ноября польским евреем советника немецкого посольства в Париже. За время Второй мировой войны в крупнейшем нацистском лагере Освенцим-Биркенау погибло от 1,5 до 2 млн человек [23, с. Стоит сказать, что историки расходятся в своих оценках относительно точного количества жертв, что связано с уничтожением многих документов. В 1943 г. К высшей мере наказания, а именно смертной казни, были приговорены 12 руководителей третьего рейха. Кроме того, более 30 тыс. Однако тысячам преступников удалось избежать правосудия. На сегодняшний день не существует срока давности по преступлениям, совершённым против человечности во время Второй мировой войны. Поиск нацистских преступников осуществляется во многих странах мира и по сей день. В октябре 2014 г.
Принятие резолюции состоялось лишь в начале XXI в. День 27 января был избран Международным днём памяти жертв Холокоста неслучайно, ведь именно в этот день в 1945 г. Советская армия освободила крупнейший нацистский лагерь смерти Освенцим-Биркенау. Холокост в политической культуре немцев и евреев Холокост даже спустя 71 год после его окончания остаётся болезненной темой для немецкого общества и политической элиты. Это вытекает не только из заявлений немецких канцлеров и министров, но и опросов общественного мнения, которые периодически проводятся в Германии на эту тему.
Например, профессор Йельского университета Зарина Гриуал Zareena Grewal , автор исследований этнографии ислама в США, написала в соцсети, что «Израиль — это убийственное, геноцидное поселенческое государство, и палестинцы имеют полное право сопротивляться посредством вооруженной борьбы». Также, по ее мнению, нападение боевиков ХАМАС на еврейских поселенцев оправдано, так как поселенцы не являются гражданским населением — а потому относятся к военным целям. Логика в том, что поселенцы часто вооружены, а их дома укреплены.
Поэтому это не совсем мирное население, а пара-милитаристские формирования. Интересно, что при этом Гриуал отказывает в распространении этой логики на палестинцев. Классический случай «это другое, вы не понимаете! Мусульмане не должны поддаться экстремистам! Впрочем, к счастью, не все мусульмане антисемиты. Но надо долго искать исламиста, который ничего не имеет против евреев. Исламизм в той же Германии распространен преимущественно среди мусульман; католики-исламисты там встречаются редко. IZH, деятельность которого десятилетиями контролируется Управлением по защите конституции, считается продолжением иранского режима.
Однако Центральный совет мусульман Германии предостерег от рассмотрения всех людей мусульманского происхождения одинаково.
Отмечается, что 20 июля мужчину приговорили к двум годам лишения свободы условно, признав виновным в причастности к гибели 5230 пленников концентрационного лагеря, часть из которых умерла от болезней, но остальные были убиты нацистами. Истцами выступили около 40 переживших Холокост и родственников погибших. Иск против охранника СС рассматривал суд по делам несовершеннолетних, поскольку, когда в августе 1944 года Бруно Д.
Но, если человечество хочет иметь достойное будущее, оно не должно забывать страшных уроков прошлого", — написал журналист Ильбер Сель в турецком политическом издании Dikgazetе. Однако суть современной европейской политики состоит в том, чтобы поскорее забыть прошлое и переписать страницы истории. Борьба с памятью усиливается, и она давно не ограничивается бумажными резолюциями. Об этом пресс-служба диппредставительства написала в Twitter 28 января Монументы советским освободителям повсеместно уничтожают на территории Украины, Польши, Чехии и Прибалтики. А в самой Германии в течение прошлого года дважды осквернили советский военный мемориал в Трептов-парке. И никто не понес за это реального наказания. Социологические опросы свидетельствуют, что новое поколение американцев и европейцев почти забыло про трагедию Холокоста, вытеснив ее на периферию своих личных взглядов и интересов. А некоторые представители молодежи склонны сомневаться в реальности этого преступления. По данным декабрьского социсследования более половины опрошенных голландцев не знают, сколько евреев убили в их стране во время нацистской оккупации. Многие из них не осведомлены о судьбе еврейской девочки Анны Франк, которую отправили из Голландии в Аушвиц — хотя ее дневник, с описанием будней немецкой оккупации, широко известен во всем мире. Ситуация за океаном — ничем не лучше.
Что такое холокост на самом деле и почему он начался еще до войны? Рассказывает историк
Нольте никогда не скрывал своих консервативных взглядов, более того — в немецкой академической среде они всегда считались нормой. Историк решает включиться в газетную дискуссию о новом патриотизме, инициированную Михаэлем Штюрмером. И не в последнюю очередь, чтобы популяризировать свою новую книгу. Однако попытка Нольте легитимизировать через историю собственную политическую позицию станет той самой искрой, из которой разгорится пламя, разрушившее его карьеру и радикально изменившее дискурс о Холокосте. Спор историков Эрнст Нольте публикует в газете Frankfurter Allgemeine Zeitung статью «Прошлое, которое не уходит», в которой пересказывает основные тезисы своей новой книги.
Он подчеркивал, что немцам не стоит преувеличивать значение геноцида евреев, поскольку преступления национал-социализма меркнут в сравнении с другими преступлениями XX века: красным террором, коллективизацией в Советской России, ГУЛАГом. Расовой войне предшествовала классовая война. А единственная инновация нацистов — газовые камеры и использование «Циклона Б». Нольте заключал, что Гитлер прибегнул к «азиатским злодеяниям», только потому что немцы ощущали себя потенциальными жертвами «азиатских злодеяний» из классовых соображений.
Тоталитаризм появился в Советской России, а национал-социализм стал лишь ответом на вызовы времени. Андреас Хилльгрубер, известный историк и профессор Кельнского университета, писал в своих статьях о том же: в серии статей для Die Welt, которые вскоре вышли в виде книги «Двойной закат: Крах германского рейха и конец европейского еврейства», историк отмечал бесстрашие немецкой армии перед лицом «большевистской угрозы». Хилльгрубер был уверен, что Третий рейх имел верное представление о враге и представлял общеевропейские интересы, в отличие от стран, сотрудничавших с Советским Союзом. Другой историк, профессор Мюнхенского университета Кристиан Мейер, тоже откликнулся на статью Нольте с одобрением: да, геноцид евреев — уникальное злодеяние, но в те годы концлагеря считались вещью заурядной.
Важно отметить, что Хабермас — непрофессиональный историк, и научная истина в этом споре интересовала его в последнюю очередь. Как публичный интеллектуал Хабермас стремится делегитимизировать проект нового патриотизма, символом которого стал Коль. Философ уверен, что история не должна служить фундаментом для коллективной самоидентификации в руках правительственных историков, отчуждающей немцев от Запада. Банализация Холокоста недопустима — она снимает проблему коллективной ответственности за систематическое истребление определенной группы людей при молчаливом одобрении большинства.
Это травма, которая должна стать в Западной Германии системообразующей при разговоре о прошлом. Публикация Хабермаса запустила серию статей леволиберальных историков, которые били в ту же цель: консерваторы оправдывают геноцид ради комфортного восприятия истории большинством, в то время как национализм должен оставаться центром немецкого исторического сознания. Холокост — это уникальное явление в мировой истории, поставившее убийство людей на основе тоталитарной идеологии и расовых теорий на индустриальный конвейер. Геноцид евреев, как бы этого ни хотели оппоненты, нельзя считать реакцией на красный террор — еще задолго до ГУЛАГа немецкая колониальная политика в Юго-Западной Африке в начале XX века обрекла на смерть народ гереро, выселенный в безводную пустыню.
В ответ на левую критику Нольте, Хильгрубер и Штюрмер занимают оборонительную позицию и еще сильнее радикализируют прежние аргументы — Хабермас и его сторонники плохо знакомы с историей, а идея геноцида изначально отсутствовала в национал-социалистической идеологии. Оппоненты, которые настаивают на коллективной вине немцев, не отдают себе отчета, что их аргументы напоминают заявления Гитлера о коллективной вине евреев. Обвиняя в политической ангажированности леволибералов, историки-консерваторы, конечно, лукавили — историческая наука в Западной Германии долгое время оставалась во власти консервативной повестки, которая вместо политической позиции считалась естественным порядком вещей. Впрочем, на стороне консерваторов неожиданно выступает известный историк, влиятельный интеллектуал и автор одной из лучших биографий Гитлера — Иоахим Фест.
Он согласен, что споры о частностях не снимают вопроса об уникальности Холокоста, но и у обвиняющей стороны есть очевидные проблемы с банализацией преступлений коммунизма. Почему левые осуждают войну во Вьетнаме и режим Пиночета, но как будто не замечают Пол Пота. Насколько изменится суть преступлений, если «расу» заменить на «класс», а «евреев» на «буржуазию»? Фест заключает, что моральный импульс левых интеллектуалов следует за их убеждениями, а не реальностью, и призывает сообщество историков не вмешиваться в спор.
Тем не менее в споре активно участвует несколько десятков ведущих историков Западной Германии. По ходу развития дискуссия дробится на множество подтем и перемещает в академический фокус такие явления, как авторитарные тенденции в Веймарской республике, преступления Вермахта, повседневность Третьего рейха и сравнительные исследования геноцидов — все те темы, которые прежде практически не развивались в исторических исследованиях Западной Германии. Большинство участников, такие как Генрих Август Винклер, Хорст Меллер, Альф Людтке, Михаэль Вильдт и Петер Шеттлер, сперва участвовали в газетных спорах, а затем опубликовали научные исследования, которые сегодня признаны классическими. Конституционный патриотизм Тем не менее движущей силой спора историков оставалась политика, а именно вопрос о возможности «здорового» патриотизма в Западной Германии.
Юрген Хабермас предложил немецкому обществу проект постнационального «конституционного патриотизма», связанного с приверженностью универсальным ценностям прав человека, демократии и либеральной свободе. Философ подчеркивал, что ключевое достижение поколения 1968 года — полная открытость политической культуры Запада, которая смогла преодолеть идеологию «особого пути». Только «конституционный патриотизм» не отчуждает немцев от западной культуры и является единственной альтернативой ревизионизму, возвеличивающему немцев в ущерб другим странам. Развивая идеи Ясперса, Хабермас делает важнейший для современной политической культуры Германии вывод: европейцы навсегда связаны с тем контекстом, при котором стал возможен Освенцим.
Ответственность за Холокост передается следующим поколениям через семейные и географические связи, политические и интеллектуальные традиции. У немцев есть обязательство помнить о страданиях тех, кто был убит их предшественниками. Спор историков — это дискуссия не о научных методах или сущности академического историзма, это разговор о самосознании всей Германии.
Укрывшись за своим «Гольфом», он несколько раз стреляет в сторону полицейских, те отвечают огнём, тогда Баллит садится за руль и уезжает, снимая по дороге каску с веб-камерой. Но связь не прерывается, и слышно, как он говорит: «Я лучший пример неудачника, я лучший пример того, что самодельное оружие никуда не годится. Я полный неудачник, полный». Спустя некоторое время СМИ сообщили о стрельбе в 15-тысячном городке Ландсберг, что в 15 км. Там Баллит угнал из автосервиса машину «такси», на которой пытался скрыться от полиции.
При этом выстрелами из своих «самоделок» он ранил 40-летнего владельца автосервиса и его 41-летнюю жену. Баллит был задержан после того, как попал в ДТП во время бегства. Сейчас он находится в больнице с ранением, полученным им в ходе перестрелки с полицейскими. Читайте также Запад все еще надеется запугать Россию и добиться тупой покорности Испанский министр, назвавший нашу страну «врагом Европы», возглавит дипломатию ЕС Штефану Баллиту предъявлено обвинение в совершении двойного убийства 40-летней женщины у синагоги и 20-летнего молодого человека в кебабной , девяти покушениях на убийство и других преступлениях. Расследование по данному уголовному делу проводит Генеральная прокуратура ФРГ. Услывшав первые сообщения об этом во всех смыслах чрезвычайном происшествия, когда ещё была неизвестна личность преступника, моей первой мыслью было то, что совершить этот теракт мог как исламский террорист, так и немецкий правый экстремист. Антисемитизм в исламе сегодня развит гораздо сильнее, чем в европейских обществах, в том числе и в немецком. Санкционировав массовую нелегальную иммиграцию мусульман из стран Азии и Африки, канцлер Германии Ангела Меркель импортировала в ФРГ и исламский антисемитизм, вследствие чего жизнь евреев в Федеративной Республике стала теперь, скажем так — беспокойнее.
Но сейчас, когда уже известно, кто совершил теракт в Галле, зададимся вопросом: а кому он был выгоден, этот теракт? В одном я убеждён: он абсолютно не выгоден — более того, крайне вреден — партии «Альтернатива для Германии» АдГ , которая исключительно законными способами пытается изменить политическую ситуацию в стране. АдГ успешно и быстро развивается, набирая всё больше голосов на всех выборах, притягивая к себе симпатии тех избирателей, кто прежде традиционно голосовал за ХДС. Но уже менее чем через месяц — 27 октября, должны состояться ещё одни земельные выборы — в Тюрингии. Если всё так и пойдёт, то на октябрьских выборах эта партия станет либо вообще первой в Ландтаге земельном парламенте Тюрингии, либо, как минимум, второй. Опросы показывают, что если она даже станет второй, то другие партии получат такие плачевные результаты, которые не позволят при создании правительственной коалиции обойтись без АдГ. Читайте также Новая гигантская волна мигрантов окончательно сметет Меркель В Берлине ждут повторения миграционного кризиса 2015 года Но христианские демократы из ХДС клянутся, что никогда не войдут в коалицию с АдГ — следовательно, им придётся войти в коалицию с партией «Левые», но именно ХДС многократно повторяла: с «левыми» никакой коалиции быть не может!
Историки и комментаторы долгое время называли его Шикзальстаг День судьбы , хотя это, по мнению критиков, наводит на мысль о чем-то, что было сделано со стороны с немецкой нацией, а не о том, в чем народ сыграл свою роль и имел право голоса.
В четверг, в 85-ю годовщину того, что иногда называют "Хрустальной ночью" — ночью разбитого стекла, — акцент, особенно в свете начала войны на Ближнем Востоке, делается не столько на воспоминании об историческом событии, сколько на размышлениях о его непреходящем влиянии на сегодняшний день. По всей Германии на местах разрушенных синагог, а также внутри тех, которые были реконструированы в последние годы, политики, мэры и другие немцы соберутся вместе с еврейскими лидерами на поминальные церемонии, речи, концерты, шествия при свечах и чтения. Канцлер Олаф Шольц выступит с речью в Центральной берлинской синагоге, в которой подчеркнет приверженность Германии обеспечению того, чтобы та история никогда не повторилась. Церемонии будут напоминать о том, как "Хрустальная ночь" положила начало санкционированной государством расовой ненависти, проложив путь к Холокосту, в ходе которого были убиты 6 миллионов евреев. Для многих тысяч немецких евреев это стало катализатором, вынудившим их бежать. Организованные банды головорезов уничтожили около 7500 еврейских предприятий и более 1200 синагог. От 1000 до 2000 немецких евреев были убиты, некоторые покончили с собой, еще 30 000 были похищены.
Создано крупнейшее гетто на территории СССР во Львове, пик его численности составлял четыреста девять тысяч человек, а просуществовало оно до июля 1943 года. Всем известна печальная история Бабьего яра, где было казнено, по приблизительным и очень неточным оценкам, около ста тысяч человек. В Николаевской области в деревне Богдановка уничтожено до ста пятнадцати тысяч человек.
В Харьковской области в Дробицком яру точное количество жертв не установлено до сих пор. В Одессе наряду с эсэсовцами геноцид осуществляли румынские войска, уничтожено свыше ста тысяч евреев. Вообще, территория Украины представляет собой скорбную карту истребления еврейского народа. Его размеры были бы намного скромнее в отсутствие украинских националистов, которые в жестокости и бесчеловечности намного превзошли своих учителей. Они принимали участие в карательных операциях не только на Украине, но и в Польше, Белоруссии, Бессарабии и других местах. Бабий Яр 1941 год В состав каждой группы немецких войск, вторгшихся на территорию СССР, были включены эйнзатц группы, для решения еврейского вопроса на месте. Эти палачи, по самым скромным оценкам, уничтожили до миллиона человек. С первых дней войны эшелоны с евреями непрерывно шли в концентрационные лагеря смерти. Они всегда пользовались приоритетом перед воинскими составами даже в самые сложные для вермахта периоды на фронте. Шесть лагерей были специально построены для уничтожения евреев и цыган.
Места для их постройки выбирались с немецкой скрупулезностью. С точки зрения логистики это были выверенные во всех отношениях сооружения. Освенцим, Майданек, Треблинка, Хелмно, Собибор, Белжец— вот названия беспощадных «конвейеров смерти». Они проектировались и строились не для содержания заключенных и привлечения их к различным работам, а для того чтобы истреблять. Концлагерь Майданек Будет заблуждением считать, что только эти шесть из более чем тысячи шестисот концлагерей занимались убийством людей. Но именно они были, что называется, заточены на ликвидацию еврейского народа. И интенсивность уничтожения постоянно возрастала. А с приближением советских войск адский конвейер значительно ускорился. Точных данных об уничтоженных евреях в этих лагерях нет, многие документы были сожжены нацистами. По самым скромным оценкам экспертов цифры таковы: в Освенциме 1 миллион,Треблинка 900 тысяч, Собибор 250 тысяч, Хелмно 300 тысяч, Майданек 310 тысяч,Белжец 500 тысяч человек.
Количество жертв Холокоста точно не посчитано, работа ведется и сейчас, но принято считать, что примерно свыше шести миллионов евреев подверглись уничтожению. Концлагерь Собибор Почему стал возможен Холокост Возникает закономерный вопрос, почему еврейский народ так покорно шел на закланье. Неужели они не знали и не понимали, что происходит и что с ними будет? Почему не сопротивлялись и не боролись? Большинство экспертов сходятся во мнении, что это заложено в ментальности евреев, которые в результате многовекового опыта притеснений привыкли испытывать унижения и терпеть. Кроме того,они считали себя богом избранной нацией и потому полагали, что это господь шлет им испытание в лице Гитлера, через которое они должны пройти для последующего возрождения. Зачастую трагедия Холокоста умышленно выводится из общей канвы Второй мировой войны и преподносится как основное ее событие и главная цель, преследуемая Адольфом Гитлером. Однако Германия в ходе войны решала множество задач и попытка уничтожения целого народа лишь составная часть одной из миссий по расширению «жизненного пространства» нордической, арийской расы. Ошибочно думать, что протеста и сопротивления не было. Это не соответствует истине — евреи тоже сражались.
Практически в каждом гетто функционировало подполье. Регулярно вспыхивали восстания. Самое крупное наблюдалось в Варшавском гетто в сорок четвертом году, которое было жестоко подавлено, но возникали и другие, например, в Львове, Жмеринске, Луцке. Картина «Восстание в Варшавском гетто» Существовал и еврейский партизанский отряд в Белоруссии. Его организовали братья Бельские. Изначально в состав входило двадцать человек. Но, имея связь с подпольем Лидского и Новогрудского гетто, он постоянно пополнялся. Командир отряда Тувия Бельский принимал к себе всех — от стариков до женщин и детей, главной задачей было спасение людей. Но и воевали они умело, проводили диверсии, вели рельсовую войну. Отряд был включен в состав Кировской партизанской бригады.
После освобождения Белоруссии Тувия вывел из леса тысячу двести евреев. Тувия Бельский А восстание в «лагере смерти» Собибор, которое организовал советский офицер А. Печерский, является примером несгибаемой воли. Это восстание закончилось успешно, заключенные уничтожили огромное количество охраны и ушли в леса. Многие были впоследствии убиты местными националистами и эсэсовцами, но большая часть ушла на советскую территорию и выжила. Свыше ста пятидесяти человек удостоены звания Героя Советского Союза, а трое награждены золотой звездой дважды. В Красной Армии служило свыше двухсот генералов и адмиралов еврейской национальности. Большинство из них принимали активное участие в боевых действиях, десять погибло. Интересный факт — из общего количества генералов только этнических русских и украинцев было больше. Память о Холокосте Причины Холокоста в целом известны и досконально изучены.
Уничтожение евреев происходило с молчаливого согласия коренных народов стран фашистского блока и оккупированных территорий, мало того, оно находило широкую поддержку. По большей части решающим фактором стала человеческая алчность, ведь появлялась возможность завладеть имуществом иудеев. Большую роль в Германии сыграла пропаганда антисемитизма. Многих останавливал страх, ведь помощь евреям жестоко каралась. Ужасный факт о Холокосте — в Польше еврейские погромы не прекратились и после войны. Самым известным стал погром в городе Кельцев июле сорок шестого, который подавили советские войска.
ОСТАВЬТЕ ОТЗЫВ
- "Германия незаметно придаёт память жертв Холокоста забвению" - Русский Исполин
- Содержание
- Напряжение растет: годовщина «Хрустальной ночи» напомнила о росте антисемитизма в Германии
- Ответственной за антисемитский теракт в Галле делают партию «Альтернатива для Германии»
Шольц напомнил об ответственности Германии за холокост
Немецкий канцлер Олаф Шольц заявил, что его страна помнит об исторической ответственности за Холокост. Он напомнил этот факт в Международный день памяти жертв Холокоста, сообщает ТАСС. Украинский посол в Германии Мельник заявил, что члены Организации украинских националистов (ОУН) Степана Бандеры не принимали участие в Холокосте. Заведующий архивным отделом центра «Холокост» Леонид Терушкин раскритиковал его слова. В Германии приговорили к новому сроку 92-летнюю "бабушку-нацистку", отрицающую холокост. СМИ Германии на более чем 70% левые, поэтому они будут беззастенчиво связывать теракт в Галле с партией АдГ — факты для доказательства им не требуются — им более чем достаточно «хайли лайкли». Мировые новости» Общество» «Холокост внутри тебя»: выжившие поделились воспоминаниями в годовщину нацистских гонений. Суд берлинского района Тиргартен приговорил к тюремному заключению 92-летнюю Урсулу Хавербек, которая только в октябре вышла на свободу после обвинения в отрицании Холокоста. Как сообщает в пятницу издание Шпигель-онлайн, она провела в тюрьме два.
Лидер Палестины смутил Шольца словами о «50 холокостах»
Однажды мы стояли и все ждали и ждали, а немцы так и не пришли. Потом мы узнали, что они ушли, а через пару дней пришли британцы. Мы видели, как проезжают танки по… своего рода главной дороге, но я была настолько слабой, что не могла выйти, чтобы встретить их. Большинство из нас были не в силах выйти к освободителям, потому что были слабы и измождены. Я была так рада, что могу просто лечь и спать. Мы всегда представляли, что, когда нас освободят, мы будем танцевать и расцелуем освободителей. Честно говоря, я не думаю, что они хотели бы, чтобы мы их расцеловали.
Но тогда мы так не думали, мы не считали, что выглядим плохо, но, конечно, для них мы выглядели ужасно. Мы представляли, как обнимем их, как… будем радоваться и танцевать, и бог знает что еще, но в действительности нам хотелось только лежать, и чтобы нам позволили восстановить силы. Но, должна признаться, это было чудесно! И еду. Знаете, наша подруга, которая прошла с нами марши, с которой мы делили всё, когда ей дали еду и упаковку сахара, она просто села и съела весь сахар и другие продукты, которые ей дали солдаты, и вскоре она умерла. Британцы возили немцев в кузовах; немцы должны были подбирать погибших, садиться в кузов посреди тел, немного проезжать, сходить, снова подбирать тела и снова садиться посреди трупов.
Это не было чувство мести; я могла бросить в них камень, некоторые так и делали. Гитлер покончил жизнь самоубийством Неизбежное военное поражение и новости о том, что итальянское движение сопротивления казнило Муссолини, усилили решимость Гитлера избежать задержания. Он выстрелил себе в голову в своем берлинском бункере, чтобы не попасть в плен к советским войскам. Начало Нюрнбергского процесса над нацистскими преступниками В ноябре 1945 года двадцать два нацистских политических и военных лидера предстали перед судом за военные преступления и преступления против человечности, включая Холокост. Судебный процесс проходил в Международном военном трибунале во Дворце правосудия в Нюрнберге, Германия. Целью организации было не допустить повторения подобного геноцида в Европе, обеспечить уважительное отношение к человеческой жизни и правам человека, независимо от национальности человека, его этнической принадлежности, расы, религии или сексуальной ориентации.
В рамках своей более широкой роли продвижения и защиты прав человека, демократии и верховенства права Совет Европы занимается борьбой с антисемитизмом, гомофобией и антицыганскими настроениями и содействует обеспечению прав рома-цыган, представителей ЛГБТИ и людей с ограниченными возможностями здоровья. День памяти жертв Холокоста Лагеря смерти Аушвиц-Биркенау Освенцим были освобождены 27 января 1945 года. Более миллиона человек погибли в них, лишь около 7 000 узникам удалось спастись. Совет Европы развил инициативу министров просвещения европейских стран, которые в 2002 году выступили с предложением об учреждении Дня памяти жертв Холокоста и предупреждения преступлений против человечности. В Германии и Франции он отмечается 27 января, в день освобождения Освенцима. В других же странах дата может быть иной, в зависимости от конкретного исторического опыта государства.
Преподавание по вопросам памяти жертв Холокоста Coвет Европы оказывает содействие учителям школ, предоставляя им учебные пособия и документацию для освещения мрачных страниц истории, когда целые народы подвергались геноциду, оказываясь жертвами преступлений против человечности. Эти материалы способствуют взаимопониманию, воспитанию терпимости, дружбе между представителями разных национальностей, рас и религий. Задача состоит в том, чтобы расширить и прочно закрепить преподавание этого предмета в школьных учреждениях Европы. Истории людей, переживших Холокост Ида Гринспан Однажды тихой зимней ночью 1944 года, в рамках осуществления программы Третьего рейха об уничтожении всех евреев Европы, французские власти арестовали Иду Гринспан, молодую еврейскую девушку, прятавшуюся в доме соседа в деревне, расположенной на оккупированной нацистами территории Франции. Первый из множества урок, который она извлекла из своего ареста и пребывания на протяжении последующих восемнадцати месяцев в Освенциме, наиболее печально известного лагеря смерти, заключался в том, что «варварство приходит на цыпочках. После войны Ида Гринспан вместе с французским журналистом написала популярную книгу о своих испытаниях и чудесном спасении, произошедших в один из самых мрачных периодов современной истории Европы.
Марин Константин Марин Константин, переживший Холокост, рассказывает о том, что с ним произошло в период между 1942 и 1944 годами, когда его насильно депортировали на оккупированную нацистами территорию Украины. Во время принудительных земельных работ за скромные пайки, на которые его сослали, он стал непосредственным свидетелем массовой жестокости и бесчеловечного обращения с людьми, в особенности, с рома-цыганами. Марин Константин подчеркивает, что даже в XXI веке нарушения прав человека являются реальностью и не потеряли своей актуальности. Воспоминания о пережитых страданиях преследовали его на протяжении многих лет после спасения и возвращения домой. У его семьи была большая ферма, они поставляли молочные продукты для румынской армии. Однажды в ноябре 1942 года фашистская «Железная гвардия» пришла на ферму в сопровождении священника, который указал, что это семья евреев.
Ферма Шпитцеров и весь их скот были конфискованы, семье дали четыре часа на сбор вещей. Им позволили взять только одну лошадь и повозку, и они переехали в соседний с Яссой поселок Сокола. Нату и его сестрам запретили ходить в школу, его отца сослали на принудительные работы в пользу румынских властей. Несмотря на то что все близкие родственники Ната пережили Холокост, большинство дальних родственников, проживавших на оккупированной Венгрией территории Трансильвании, погибли в Освенциме и Бухенвальде. В 1950 году семья Ната эмигрировала в Израиль, откуда он позднее переехал в США, где основал свою компанию и завел семью. Урсула Хавербек, которую немецкие СМИ окрестили «нацистская бабушка», многократно заявляла, что нет «исторических доказательств» того, что Освенцим был лагерем смерти, и называла его трудовым лагерем.
По оценкам, 1,1 млн людей погибли в лагере.
Их избили прикладами, а затем отправили в концлагерь Дахау. Костелы тоже закрыли. Поляки не имели права ездить на автобусах вместе с немцами. К нам относились как к животным. Во всяком случае, за людей нас не считали». Чтобы освободить место для этнических немцев, прибывавших из стран Прибалтики и с других советских территорий, Польшу поделили на две части. Одну, к которой относились рейхсгау Данциг — Западная Пруссия и рейхсгау Вартеланд с центром в городе Познань, предполагалось германизировать и включить в состав рейха.
Другой предстояло стать «мусорным ящиком» Германии, куда отправляли бы всех нежелательных элементов и граждан второго сорта. Эту территорию, которая граничила с частью Польши, оккупированной Советским Союзом, назвали генерал-губернаторством. В ее состав вошли Варшава, Люблин и Краков. Поляков, которые до этого проживали на северо-западе страны, заставляли переселяться на восток, чтобы освободить место для «настоящих арийцев». Прибывавших из Прибалтики или из генерал-губернаторства этнических немцев расселяли в квартиры, «освободившиеся» от поляков, и назначали на должности, которые раньше занимали поляки. Шкафы стояли открытыми, пустые ящики валялись на полу. Столы были усеяны объедками, на неприбранных кроватях разбросаны вещи». Муж Ирмы Эйги «выбрал» в качестве нового места работы маленькое кафе, которое затем экспроприировали у хозяина-поляка.
Выгоняя местных жителей, сотрудники СС действовали максимально жестоко: угрожали оружием, избивали ногами, тычками загоняли в грузовики, на которых людей отправляли за сотни километров от прежней жизни. С особым энтузиазмом к реализации проекта ариизации Польши подходил рейхсштатгальтер Вартеланда Артур Грейзер. В сентябре 1940 года он издал распоряжение, в котором регламентировал допустимые взаимодействия между немцами и поляками. Слишком частое и дружелюбное общение с поляками будет расцениваться как нарушение предписанных правил поведения». В первые месяцы после поражения и раздела Польши нацисты еще не выработали единую стратегию относительно еврейского населения. Большинство немецких функционеров, включая кровожадного Грейзера, больше беспокоил «польский вопрос» — то есть как транспортировать и организовать местных жителей таким образом, чтобы географическое расселение отражало их новое положение на низшей ступени социальной иерархии. В качестве промежуточной меры оккупанты организовали гетто, в которые сгоняли евреев. Среди поляков он цвел махровым цветом.
На кой ляд вы существуете? Да сгинет ваш род! Осенью 1939-го многим евреям казалось, что теперь они с поляками нееврейского происхождения оказались в одной лодке: и те и другие подвергались унижениям и лишениям со стороны нацистов. Однако чем больше проходило времени, тем понятнее становилось, что в такой ситуации многие поляки всё равно считали себя лучше евреев. Даже те, кому приходилось тяжело при новой власти, быстро оценили новые возможности, которые сулило сотрудничество с оккупантами. Чего же с ними церемониться? Почему многие поляки спокойно отнеслись к преследованиям соседей-евреев и как они помогали нацистам Одним из важных факторов, повлиявших на ожесточение польских антисемитов в начале 1940-х годов, стало распространение теорий заговора о массовом сотрудничестве евреев с советскими оккупационными властями после раздела Польши между Третьим рейхом и СССР в соответствии пактом Молотова — Риббентропа. Исследовавший массовое убийство в городке Едвабне в июле 1941-го Мачей Яновский приводил такие слова одного из местных жителей: «После того, что здесь творилось во время советской оккупации, трудно удивляться взрыву гнева поляков, направленного против евреев».
Самое распространенное объяснение такой позиции заключается в том, что поляки экстраполировали опыт незначительной части еврейского сообщества, сотрудничавшей с советскими властями, на всех евреев и лишь укрепились в неприязни к последним, которая существовала задолго до войны. Допуск представителей «жидокомунны» до административных должностей при СССР потряс многих поляков «совершенно невообразимой сменой социальных ролей». Уже в XXI веке некоторые участники спровоцированной произведениями Гросса дискуссии ссылались на «еврейский коллаборационизм с большевиками» если не как на смягчающее обстоятельство, то как на одну из важнейших причин участия некоторых местных католиков в холокосте. Мощные антисемитские акценты можно было услышать в высказываниях иерархов католической церкви. Втиснутая между гитлеровской Германией и сталинской Россией Польша не сумела установить порядочных отношений с нацменьшинствами, в том числе с еврейской общиной». Даже польские националисты, которые выступали против нацизма и порой оказывались в концлагерях за борьбу против оккупантов, по-прежнему придерживались антисемитских взглядов. Они считали, что хоть страну и захватил жестокий тоталитарный режим, но «решение еврейского вопроса» всё равно следует воспринимать как благо. Всего исследователи задокументировали 219 антисемитских погромов на территории восточной Польши после ее перехода под контроль нацистов, то есть массовые преступления произошли почти в 10 процентах от 2304 маленьких городов и деревень, где евреи проживали вместе с этническими поляками.
Последние выступали основными исполнителями примерно в четверти всех погромов. Некоторые исследователи уверены , что полякам «приходилось» выполнять приказы оккупантов, поэтому нельзя возлагать на них полную ответственность за пытки и убийства евреев. Однако во многих случаях поляки проявляли немотивированную и избыточную жестокость по отношению к соседям до появления нацистов или уже после их ухода. Яркий пример подобного отношения — погром в Щучине на границе с Литвой, который был захвачен в июне 1941 года, в первые же дни после начала немецкого вторжения. Население в городе — 5400 жителей — распределялось примерно поровну между этническими поляками и евреями. В ту же ночь, когда отряды вермахта прошли по Щучину и двинулись дальше, многие католики вооружились всем, что оказалось под рукой, начали выгонять евреев из домов и избивать. Это продолжалось примерно две недели. Из тюрьмы выпустили всех дебоширов: Домбровского, Якубчика — тех, кого арестовали большевики.
Их переполняла злоба к большевикам и к евреям. Резня началась в пятницу вечером, когда весь город спал. Поляки организовали всё очень хорошо: одна банда действовала в новом квартале, другая на рынке, третья на главной улице.
Оно не всегда способно преодолеть власть, однако оно может ограничить ее". Сегодня, оглядываясь на собственное прошлое, мы понимаем, какую мы несем историческую ответственность и что мы не имеем права молчать, сталкиваясь с нарушениями прав человека и угрозами для человеческого достоинства — будь то в нашей стране или в любом другом регионе мира. В таких случаях нам необходимо открыто озвучивать свою позицию. В Германии мы сегодня рассматриваем в качестве исключительного и драгоценного дара судьбы тот факт, что после всех ужасов прошлого жизнь еврейского сообщества в стране снова расцвела. Эта жизнь — как это и было на протяжении многих столетий — снова является частью культуры Германии, частью моей страны. Да, на протяжении столетий.
В наступившем 2021 году мы в Германии будем с гордостью отмечать в ходе многочисленных мероприятий 1700 лет с момента появления первых еврейских поселенцев на территории современной Германии. Дамы и господа, для меня как Посла Германии в Российской Федерации было честью быть приглашённым выступить перед Вами сегодня. Я благодарен Вам за предоставленную мне возможность. Большое спасибо!
Собравшиеся погромщики устроили из этого посмешище, они советовали ей, чтобы легла лицом на воду, тогда ей скорее удастся утопиться, а она, видя, что дети уже утонули, энергичнее бросилась в воду и там нашла свою смерть». Так описывал происходящее в городе Едвабне в конце июня и начале июля 1941 года Шмуль Васерштайн, один из семи евреев, переживших учиненную местными жителями резню. Немцы вошли в Едвабне, где на момент начала Второй мировой войны проживали 1600 евреев, вечером 23 июня. Погромы начались меньше чем через три дня. Долгое время считалось, что массовое убийство совершили нацисты, однако в начале 2000-х историк и социолог Ян Томаш Гросс нашел подтверждения того, что почти всё насилие в небольшом городке осуществили сами местные жители, хоть оккупанты и выступили организаторами. Представители гестапо даже предложили полякам оставить в живых по одной еврейской семье из представителей каждой профессии, но те ответили, что у них «достаточно своих мастеров», поэтому «в живых не должно остаться ни одного еврея».
Мэр Едвабне одобрил резню, а жители соседних поселков и деревень приходили посмотреть на происходящее как на праздник. В пытках и преследованиях участвовали примерно 800 мужчин — половина представителей католической общины, которые до войны кое-как уживались с соседями-евреями. Местный плотник по фамилии Слезинский предложил собрать всех «вредителей» у него в амбаре и сжечь. Когда собрание, на котором старейшины города обсуждали с нацистами предстоящую расправу, закончилось, поляки вооружились топорами и палками с примотанными лезвиями и начали выгонять евреев из домов. Весь городок был окружен охраной, чтобы никто не мог убежать, затем всех евреев поставили по четыре человека в ряд, а раввина, девяностолетнего еврея, и резника поставили во главе, дали им в руки красное знамя и погнали их, заставляя петь, к овину. По дороге погромщики зверски избивали их. У ворот стояли несколько погромщиков, которые, играя на разных инструментах, пытались заглушить крики несчастных жертв. Некоторые пробовали обороняться, но они были безоружны. Окровавленных, искалеченных, их впихнули в овин. Потом овин облили бензином и подожгли».
Обнаруженные Гроссом свидетельства вызвали бурные обсуждения. Критики настаивали на том, что его подход нельзя было считать научным из-за эмоциональности, морализаторства и попытки сместить ответственность за случившееся с оккупантов на местных жителей. Наиболее оживленные дискуссии велись именно относительно степени участия поляков в массовом убийстве: ученые пытались разобраться, действовали ли они самостоятельно, выполняли приказ немцев или вовсе оказывали лишь незначительное содействие, а основными участниками «акции» всё-таки были нацисты. Гросс — не первый автор, затронувший тему соучастия поляков в холокосте. Режиссера документального фильма «Шоа» Клода Ланцмана и автора эссе «Бедные поляки смотрят на гетто» Яна Блонского еще в 1980-х критиковали за то, что поляки в их произведениях предстают либо равнодушными свидетелями, либо соучастниками преступлений против евреев. Споры об антисемитизме в Польше велись и раньше, но именно в 2000-х достигли пика — во многом благодаря работам Гросса, который с горечью обличал предрассудки, алчность и жестокость соотечественников. Его расследования вызвали такой резонанс еще и потому, что противоречили официальной позиции властей, которая в последние годы сводится к практически полному замалчиванию коллаборационизма. Однако рефлексия самых выдающихся интеллектуалов за много лет так и не приблизила их к четкому пониманию того, кем же следует считать поляков в первую очередь: жертвами Второй мировой или соучастниками холокоста. Как сами поляки страдали в нацистской оккупации Поляки в оккупации подвергались унизительным переселениям — как минимум полтора миллиона человек депортировали в Германию для принудительных работ на военном производстве. Католических священников, интеллектуалов, преподавателей и политических лидеров преследовали, арестовывали и казнили — за время войны погибло больше двух миллионов гражданских и военных поляков нееврейского происхождения.
Местным жителям нацисты отводили роль рабочих и обслуги. Осенью 1939-го, через несколько недель после вторжения вермахта в Польшу, когда победа Германии уже не вызывала сомнений, руководитель Главного управления имперской безопасности Рейнхард Гейдрих сосредоточился на организации айнзатцгрупп — военизированных образований из полиции и Службы безопасности, которым предстояло уничтожать «враждебные элементы» на присоединенных восточных территориях. В рамках этого приказа нацисты убили около 16 тысяч человек, которых посчитали агентами влияния, представлявшими потенциальную угрозу. Среди них оказались как евреи, так и поляки нееврейского происхождения — например, аристократы. В начале ноября нацисты собрали в одной аудитории преподавателей Ягеллонского университета в Кракове. Их избили прикладами, а затем отправили в концлагерь Дахау. Костелы тоже закрыли. Поляки не имели права ездить на автобусах вместе с немцами. К нам относились как к животным. Во всяком случае, за людей нас не считали».
Чтобы освободить место для этнических немцев, прибывавших из стран Прибалтики и с других советских территорий, Польшу поделили на две части. Одну, к которой относились рейхсгау Данциг — Западная Пруссия и рейхсгау Вартеланд с центром в городе Познань, предполагалось германизировать и включить в состав рейха. Другой предстояло стать «мусорным ящиком» Германии, куда отправляли бы всех нежелательных элементов и граждан второго сорта. Эту территорию, которая граничила с частью Польши, оккупированной Советским Союзом, назвали генерал-губернаторством. В ее состав вошли Варшава, Люблин и Краков. Поляков, которые до этого проживали на северо-западе страны, заставляли переселяться на восток, чтобы освободить место для «настоящих арийцев». Прибывавших из Прибалтики или из генерал-губернаторства этнических немцев расселяли в квартиры, «освободившиеся» от поляков, и назначали на должности, которые раньше занимали поляки. Шкафы стояли открытыми, пустые ящики валялись на полу. Столы были усеяны объедками, на неприбранных кроватях разбросаны вещи». Муж Ирмы Эйги «выбрал» в качестве нового места работы маленькое кафе, которое затем экспроприировали у хозяина-поляка.
Выгоняя местных жителей, сотрудники СС действовали максимально жестоко: угрожали оружием, избивали ногами, тычками загоняли в грузовики, на которых людей отправляли за сотни километров от прежней жизни. С особым энтузиазмом к реализации проекта ариизации Польши подходил рейхсштатгальтер Вартеланда Артур Грейзер. В сентябре 1940 года он издал распоряжение, в котором регламентировал допустимые взаимодействия между немцами и поляками. Слишком частое и дружелюбное общение с поляками будет расцениваться как нарушение предписанных правил поведения».