Пост в Лазареву субботу и Вербное воскресенье не прекращается, но устав предполагает послабление, которое позволяет набраться сил для следующей самой строгой в году недели. В остальные недели пост не такой строгий, однако помним, что нельзя кушать во время Великого поста продукты животного происхождения.
Пост строгий. Меню Великого поста
Важно знать, что такие строгие правила питания в пост обязательны только для монахов. О святителе Спиридоне, Тримифунтском чудотворце, рассказывается, что во время Великого поста, который святой держал очень строго, зашел к нему некий путник. Такая строгость поста не для мирян, а обычная практика – это воздержание от яиц, молочной и мясной пищи в пост и в строгий пост – воздержание еще и от рыбы. Многие люди задаются вопросом: «В строгий пост, что можно есть и чем он отличается от нестрогого поста?». Монахи в строгий пост на хлебе, воде У мирянина пост не такой строгий.
Врач объяснил, как правильно поститься в Великий пост и не потерять при этом здоровье
Олег несколько лет возглавлял строгие монастырские кухни, а потому лучше многих знает о кулинарных особенностях поста. Таким образом, в 2023 году Великий пост начнется 27 февраля и закончится 15 апреля. molitva-pri-svechah Великий и строгий пост, который мы совершаем перед Пасхой, очень полезен во всех отношениях. molitva-pri-svechah Великий и строгий пост, который мы совершаем перед Пасхой, очень полезен во всех отношениях.
Пост: 5 степеней строгости
Она будет там находиться до субботней ночи. Другие дни: понедельник, среда, пятница — сухоядение. Они также сложные, поэтому перед постом обязательно надо спросить благословения священнослужителя, чтобы его держать. В эти дни употребляют пищу в холодном виде, термически не обработанную.
В целом, такой строгий пост на Страстной неделе предписывается в основном для служителей церкви и монахов, верующим достаточно отказаться от молочных продуктов, мяса, рыбы и алкоголя. То есть Страстная неделя - это неделя страданий, через которые прошел Иисус Христос ради всех людей. В Великий понедельник Страстной недели церковь вспоминает ветхозаветного Иосифа, события жизни которого в некотором смысле повторяют страдания, пережитые Христом: его продали за 20 сребреников родные братья, но в итоге он становится визирем египетского фараона, одержав верх над грехом и простив своих братьев. Великий вторник посвящен обличению фарисеев, а также Страшному суду. Во вторник перед распятием Иисус побывал в Иерусалимском храме, где рассказывал обличающие притчи, в том числе и о конце мира. В Великую среду верующие вспоминают о решении предать Иисуса, которое принял Иуда Искариот, а также женщину-грешницу, которая помазала Христа миром маслом , тем самым подготовив его к погребению. Великий четверг посвящен прославлению таинства Причащения, которое было установлено Иисусом Христом во время Тайной вечери со своими учениками. Также в этот день вспоминается, как Иисус омывал ноги своим ученикам, выказывая тем самым свое смирение, и молился в Гефсиманском саду - так называемое Моление о чаше, то есть о предстоящих испытаниях.
Однодневные посты Дни, когда православные соблюдают строгий пост и весь день проводят в молитвах, известны верующим. В году таких дат несколько, что такое однодневный пост знают все, кто хочет приблизиться к Богу. В такие дни принято ограничивать себя в еде, усиленно молиться, не допускать скверных мыслей. Однодневные посты воспитывают силу духа верующего человека и необходимы для воспитания духовности. Эти сутки православные постятся и молятся, готовясь к обряду купания и освящения воды. Этот пост для верующих имеет большое значение, его соблюдают истинные христиане. Принято в этот день помимо строгого ограничения в еде усиленно молиться об искуплении всех грехов, отпустить негативные мысли, не поддаваться искушениям. Евхаристический пост Перед причастием проходит евхаристический или литургический пост. Его суть заключается в том, что перед обрядом причастия верующие после 12 ч. К святой Чаше во время данного таинства необходимо подходить только натощак. Некоторые настоятели допускают изменение длительности христианского поста, данное правило касается особой категории граждан. Больные люди, беременные женщины, старики и дети не должны строго соблюдать евхаристический пост. Для них ограничения могут быть сняты совсем или отменены частично. Главные посты Воздержание от скоромной пищи и половых связей во время постов направлено на воспитание духа верующего человека, своеобразную проверку на прочность, укрепляющую внутреннюю веру в Бога. Люди, способные возвысить собственное сознание и отречься от земных соблазнов, провести время в молитве, считают пост радостным событием. Они с легкостью проходят все тяготы ограничений. Основные посты — это время для очищения, как телесного, так и духовного. Просто отказаться от ряда продуктов на своем столе будет недостаточно. Важно захотеть всей душой избавить сознание от скверного. Пост на Пасху Одним из самых значимых для всех верующих людей считается Великий пост, предвосхищающий один из самых больших праздников для православных — Пасху. Каждые сутки долгого 40-дневного поста наполнены особенным значением, человеку важно провести это время с пользой, осмыслив все свои грехи.
Во время поста запрещаются не только мясные продукты, монастырский устав не разрешает яйца и молочные продукты, а также рыбу. Рыбное меню можно себе позволить только 19 августа, в праздник Преображения Господня. Еженедельные церковные посты В Русской Православной Церкви принято соблюдать еженедельный пост. Каждую среду православные вспоминают предательство Иудой Спасителя; в пятницу — постящиеся сострадают распятому Иисусу Христу и мукам, которые он перенес. Пост в эти дни особенно строг и приравнивается к Великому посту. Употреблять пищу необходимо без масла и в сыром виде, не подвергающуюся термической обработке. Под запретом мясо, рыба, яйца, отказаться придется и от молочных продуктов это монастырский устав, для мирян он носит лишь рекомендательный, но не обязательный характер. Однодневные посты Выделяется еще несколько постных дней, здесь можно отметить три дня особо строгого поста: — Крещенский Сочельник, он приходится на 18 января, в этот день постящиеся вспоминают Крещение, совершенное Иоанном Крестителем над Господом. Иоанн крестил иудеев дабы оставили они грехи свои, поэтому и современные христиане готовятся к очищению от грехов, что связано с необходимостью поста. Постимся без фанатизма Большинство современных священников сходятся во мнении, что строгость в соблюдении поста должна соответствовать степени воцерковленности человека, его здоровью и образу жизни. Так, пост значительно облегчается для беременных и кормящих женщин, детей, болеющих людей, путешествующих, военнослужащих, людей, питание которых не зависит от них. Ошибочно приравнивать пост к диете и соблюдать его лишь для того, чтобы похудеть, тем самым искажаю саму суть воздержания от скоромной пищи. Питание — это важная составляющая православных постов, но при этом не стоит уделять кулинарному вопросу излишнее внимание, важнее пищи — общение с Богом посредством молитвы, покаяние, участие в Таинстве Причастия, забота о ближних и стремление исправить свою жизнь. Не упивайтеся вином, но паче исполняйтеся Духом Еф. Постись и молись: и совершишь великие дела. Сытый не способен к великому делу. Имел простоту веры и совершишь великие дела: ибо вся возможна верующему Мк. Читайте нас удобно в соцсетях:.
Великий пост 2023: когда начинается и кончается, что нельзя есть и делать, а что можно
Этот пост — самый продолжительный из всех и самый строгий. Этот пост — самый продолжительный из всех и самый строгий. Самый строгий пост начинается за несколько дней до Рождества и завершается Сочельником, во время которого многие верующие не употребляют пищу вплоть до восхода первой звезды. Установление поста По словам святителя Василия Великого: «Пост – не новое изобретение, но драгоценность отцов. Поэтому строгий пост им соблюдать я все-таки не рекомендую, только если под наблюдением специалиста.
Великий пост в 2024: что можно, а что нельзя
Во-вторых, как уже было сказано, длина сего поста меняется. Поэтому для подвижника, привыкшего к тому, что сей пост идет несколько дней или пару недель, будет неожиданностью, когда он продлится, как это иногда бывает, — больше месяца. В-третьих, сей пост бывает летом, когда очень жарко. И, это уже чисто ноу хау нашего времени, многие люди, в частности, женщины ходят полуголыми, а на пляжах, особенно на нудистских еще одно наше отвратительное ноу хау вообще голыми.
Что, безусловно, возбуждает плоть и у порядочных людей! Все это вместе взятое и делает сей пост особенно тяжелым для плотского воздержания. Это надо иметь в виду, чтобы не смутиться, но быть готовым к таковой тяжелой брани в это время с блудным бесом.
Как говорит по сему и подобным ему поводам святой пророк и псалмопевец Давид: «Уготовихся и не смутихся, сохранити заповеди Твоя» Пс. О различии жизненных циклов древних и нынешних христиан Следует обратить внимание и на такое важное для постящегося объективное обстоятельство. Дело в том, что в древности подавляющее большинство христиан были крестьянами, поэтому так и созвучны эти два слова.
А как известно, у крестьянина основная трудовая нагрузка припадает на весну посевная и конец лета-начало осени уборка урожая. Остальное время его жизненного цикла, особенно позднюю осень и зиму, для него можно считать относительным отдыхом. Учитывая это, Господь и Церковь установили время двух основных больших постов Рождественского и Великого на самый конец осени, зиму и начало весны.
Когда крестьянин, отдохнувший от своих трудов, приходит к этим постам, особенно к Великому, со свежими силами, позволяющими ему благополучно пройти их поприще. Теперь посмотрим на жизненный цикл нынешнего христианина. Он трудится в течение года, а отпуск то есть отдых берет, как правило, летом.
И если обычная, накапливаемая за год усталость не особенно заметна во время Рождественского поста, то во время Великого она проявляется с большой силой. Поскольку до него нынешний христианин трудится без отдыха почти полный год. Поэтому Великий пост для его организма, зачастую, является стрессовым действом.
Альтернативой этому было бы изменение жизненного цикла нынешних христиан. Особенно удобно это делать не работающим пенсионерам. Но, во всяком случае, вышеуказанное обстоятельство следует учитывать всем постящимся православным христианам.
Чтобы повторяю слова пророка Давида : «Уготовихся и не смутихся, сохранити заповеди Твоя» Пс. Поскольку в эти праздники воспоминаются печальные события распятия Спасителя и убиение Иродом величайшего праведника и Крестителя Господня Иоанна, то в эти дни положен строгий пост. Пост в среду и пятницу Можно л есть рыбу в среду и пятницу Кроме сего, Церковью установлен пост в среду в этот день Господь был предан Иудой и в пятницу а в этот день Он был распят.
Можно ли есть рыбу в среду и пятницу? От Пасхи до Троицы в эти постные дня разрешается есть рыбу. В другое время такой пост более строг.
Отменяется этот пост в среду и пятницу: на Святки от Рождества, то есть от 7 января до 20 января ; в седмицу после Недели мытаря и фарисея; на сырной седмице во время нее нельзя есть мясо, но молочные продукты разрешаются во все ее дни ; во время Светлой седмицы; в седмицу после праздника Троицы. Такие седмицы называются сплошными. Разрешение некоторых недоуменных вопросов о посте Как держать пост мирянам?
Об этом уже достаточно много было сказано выше. Но если суммировать все вышесказанное и говорить вкратце, то мирянам следует поститься посильно: не беря на себя по гордыне подвиг выше силы, но и не ослабляя его по сластолюбию ниже собственных сил. А мерилом здесь, как уже было сказано, является наша христианская совесть.
Конечно, строгие аскетические правила и каноны Церкви при таком посильном посте могут быть и не соблюдены. Но в таком случае со смирением следует приносить покаяние об этом в церкви на исповеди. Впрочем, если православный будет из года в год принимать на себя посильный подвиг, то и духовные силы его из года в год будут расти.
Так что постепенно он научиться выполнять все, положенное Церковью. Как понять, что пост прошел не зря? По тому духовному плоду, которое мы в результате поста получили.
Выше уже говорилось, что духовной целью поста является посильное умерщвление страстей и победа духа над плотью. Если мы хотя бы некоторые из сих плодов духа благодаря посту получили, то он прошел не зря. Если же нет, то нам надо подумать, что же у нас не так в духовной жизни.
Впрочем, стяжаются сии духовные плоды не только вследствие поста, но, главным образом, за счет более частого участия во время его христианина в Таинствах Покаяния и Евхаристии, то есть более частой исповеди и причащении. Что делать, если нарушил пост? Принести покаяние в сем грехе в церкви на исповеди и продолжить поститься уже более строго, не поддаваясь на уловки и козни врага, всячески старающегося отклонить нас от постного делания.
Что делать, если поститься не получается? Это пустой вопрос, потому что поститься всегда получается, если мы действительно хотим поститься. Если же не хотим, то и не будем поститься.
Но это уже грех нашей воли, ведь мы не хотим, а совсем не то, что, якобы, «не получается». Просто надо выбрать себе самый посильный пост и поститься им, тогда все получится. Протоиерей Георгий Городенцев В заключение приведем несколько высказываний святых отцов и учителей Церкви о том, что такое пост: «Пост есть оружие для ополчения против демонов… » «Берегись измерять пост простым воздержанием от пищи.
Те, которые воздерживаются от пищи, а ведут себя дурно, уподобляются диаволу, который хотя ничего не ест, однако же не перестает грешить». Смотри же, ради кратковременного наслаждения яствами не лишись ангельской записи… ». Святитель Василий Великий «Соблюдай пост: прежде всего воздерживайся от всякого дурного слова и злой похоти и очисти сердце твое от всех сует века сего.
Если соблюдешь это, пост будет праведный». Пастырь Ерма «Если бы в посте всё дело было бы в еде, то святыми были бы коровы». Иоанн Дамаскин «Чем более дней поста, тем лучше лечение; чем продолжительнее поприще воздержания, тем обильнее приобретение спасения».
Блаженный Августин «Пост представляется мрачным, пока не вступишь в поприще его: но начни, — и увидишь, что это свет после ночи, свобода после уз, льгота после тягостной жизни». Святитель Феофан Затворник «Пост хорошо показывает или обнаруживает все немощи нашей души, все ее слабости, недостатки, грехи и страсти, как начинающая очищаться мутная, стоячая вода обнаруживает, какие водятся в ней гады или какого качества сор». Святой праведный Иоанн Кронштадтский «Всегда сытое тело обычно показывает всегда голодную душу».
Святитель Николай Сербский «О, как велик ты, день поста! Блажен, кто проводит тебя, как должно. Всякий, кто подчиняется тебе, на крыльях возносится на небо».
Преподобный Ефрем Сирин «Обратись к жизни праведных и найдешь, что они прославились больше всего через пост». Святитель Иоанн Златоуст «Кто постится по тщеславию или считая, что он совершает добродетель, тот постится неразумно и потому начинает после укорять брата своего, считая себя кем-то значительным. А кто разумно постится, тот не думает, что он разумно совершает доброе дело, и не хочет, чтобы его хвалили как постника».
Преподобный авва Дорофей «Многие постятся телом, но не постятся душой. Многие соблюдают пост в пище и питии, но не постятся от злых помыслов, дел и слов. Какая им от этого польза?
Святитель Тихон Задонский «Справедлива пословица: «Чем больше ешь, тем больше хочется». Если мы только утолим голод и жажду и займемся делом или станем молиться, нас еда не будет отрывать от нашего занятия. Это я сам на себе испытал.
Если же мы угождаем плоти, то ее потребности растут неимоверно быстро, так что подавляют всякое духовное движение души». Преподобный Варсонофий Оптинский «Молитва — бессильна, если не основана на посте, и пост — бесплоден, если на нем не создана молитва». Святитель Игнатий Брянчанинов «Кушать надо столько, чтобы после вкушения хотелось молиться, чтобы дух всегда горел и ненасытно стремился к Богу день и ночь».
Преподобный Силуан Афонский «Сегодня люди следуют мирской логике: «Не надо детишкам поститься, чтобы не заболели, всего у них должно быть в достатке, нужно оберегать их от трудностей».
Ты бодрствуешь, а я вовсе не сплю. Одним только ты побеждаешь меня — смирением». Святитель Василий Великий предостерегает: «Берегись измерить пост простым воздержанием от пищи. Те, которые воздерживаются от пищи, а ведут себя дурно, уподобляются диаволу, который, хотя ничего не ест, однакож не перестает грешить». О, непонимание духа Христова, духа веры христианской! Не внутренней ли чистоты, не кротости ли и смирения требует от нас прежде всего Господь Бог наш? Об этом с исчерпывающей ясностью говорится в Книге пророка Исаии.
Иудеи взывают к Богу: Почему мы постимся, а Ты не видишь? Господь устами пророка отвечает им: Вот, в день поста вашего вы исполняете волю вашу и требуете тяжких трудов от других. Вот, вы поститесь для ссор и распрей и для того, чтобы дерзкою рукою бить других; вы не поститесь в это время так, чтобы голос ваш был услышан на высоте. Таков ли тот пост, который Я избрал, день, в который томит человек душу свою, когда гнет голову свою, как тростник, и подстилает под себя рубище и пепел? Это ли назовешь постом и днем, угодным Господу? Вот пост, который Я избрал: разреши оковы неправды, развяжи узы ярма, и угнетенных отпусти на свободу, и расторгни всякое ярмо; раздели с голодным хлеб твой, и скитающихся бедных введи в дом; когда увидишь нагого, одень его, и от единокровного твоего не укрывайся. Тогда откроется, как заря, свет твой, и исцеление твое скоро возрастет, и правда твоя пойдет перед тобою, и слава Господня будет сопровождать тебя. Тогда ты воззовешь, и Господь услышит; возопиешь, и Он скажет: «вот Я!
Напитай голодных, напои жаждущих, посети больных, не забудь заключенных в темнице, пожалей измученных, утешь скорбящих и плачущих; будь милосерден, кроток, добр, тих, долготерпелив, сострадателен, незлопамятен, благоговеен и степен, благочестив, чтобы Бог принял и пост твой, и в изобилии даровал плоды покаяния». Таким образом, смысл поста также — в совершенствовании любви к Богу и ближним, потому как именно на любви основывается всякая добродетель, составляющая пост. Преподобный Иоанн Кассиан Римлянин говорит, что мы «не полагаем надежды на один пост, но, сохраняя его, хотим достигнуть чрез него чистоты сердечной и апостольской любви». Ничто — пост, ничто — подвижничество при отсутствии любви, потому как написано: Бог есть любовь 1 Ин 4, 8. Преподобный Иоанн Кассиан также говорит, что ради любви к человеку, порой, пост можно и отложить. Он пишет: «Более жестокосердным, нежели ревнителем благочестия, должно почесть того, кто будет сохранять строгий пост и тогда, когда посетит его брат, в лице которого необходимо принять Христа». Один пустынножитель, отвечая преподобному на вопрос: «Почему иноки в Египте отменяют пост для посетителей? А принимая братьев и отцов, принимаем Христа, Который сказал: принимающий вас, Меня принимает см.
Когда же отнимется у них Жених, тогда будут поститься см. Рассказывают, что, когда святитель Тихон жил на покое в Задонском монастыре, однажды в пятницу на шестой неделе Великого поста он посетил монастырского схимника Митрофана. У схимника в это время был гость, которого за его благочестивую жизнь любил и святитель. Случилось, что в этот день знакомый рыбак принес отцу Митрофану для Вербного воскресенья живого верезуба.
Длится он с 28 ноября до 7 января и заканчивается праздником Рождества. В последнюю неделю пост усиливается, в эти дни рыбу нельзя есть даже в субботу и воскресенье. Между тем именно на эти дни приходится празднование Нового года, и православным христианам приходится быть особенно собранными, чтобы не веселиться, не пить шампанское и не есть вкусностей с праздничного стола. Апостольский или Петров пост начинается 7 июня, а прекращается 12 июля в день Петра и Павла.
Этот пост еще называют летним. Через месяц после него наступает многодневный Успенский пост. Он продолжается две недели — с 14 по 28 августа. Кроме многодневных постов, есть еще постные дни и однодневные посты. Еженедельными постными днями являются среда и пятница. Правда, не каждую неделю. Есть, так называемые «сплошные седмицы», во время которых можно есть мясо и молочные продукты по средам и пятницам. Кому можно есть все…или почти все При проведении постов Святая Церковь не делает различий между служителями церкви и мирянами, мужчинами и женщинами, взрослыми и детьми.
Пожилые, люди, страдающие тяжелыми заболеваниями, дети до 14 лет, а также беременные и кормящие женщины освобождаются от поста. Есть еще одна категория людей, которым разрешено не соблюдать пост — это тем, кто в силу сложившихся обстоятельств не может обеспечить себя постоянной пищей — военнослужащим, заключенным, путешественникам и др. Польза Собственно с медицинской точки зрения в посте нет ничего плохого. В это время происходит очищение и общее оздоровление организма, избавление от лишних килограммов.
Это строгий пост. Еду уже можно готовить — допустим, варить крупы и овощи, но употребляются они без растительного масла. В первую субботу и воскресенье поста уже можно есть горячую пищу с растительным маслом, а в воскресенье даже вино благословляется.
Потому что это неделя торжества православия. Воскресный день — день, в который ничего не делают, — посвящен Богу. Таким образом, неделя торжества православия — это первое воскресенье поста, на трапезе благословляется немного употребить вина. Если поститься по монастырскому уставу, то каждую неделю режим такой: понедельник, среда и пятница — сухоядение, вторник и четверг — горячая пища без масла. Суббота и воскресенье — всегда горячая пища с растительным маслом. Но, повторюсь, это строгий монастырский устав. Для мирян же пост менее строгий.
Это значит, что со второй по шестую неделю Великого поста каждый день позволительна горячая пища с растительным маслом. Так проходят шесть недель поста. Как поститься в Страстную седмицу? Есть еще седьмая неделя, но она по уставу уже считается не Великим постом, а отдельным, особо строгим постом. Это Страстная седмица.
Православный пост
Как поститься в день Воздвижения Креста Господня Животворящий Крест Господень напоминает нам о добровольных, спасительных за нас страданиях и смерти Господа нашего Иисуса Христа. В этот день Церковь, перенося наши мысли к печальному событию на Голгофе, внушая нам деятельное участие в страданиях и смерти распятого за нас Господа и Спасителя, установила однодневный пост, располагающий нас к покаянию и свидетельствующий о нашем живом участии в страда ниях и смерти Господа. На трапезе в день Воздвижения Животворящего Креста Господня положено вкушать овощи и растительное масло. Как поститься в Рождественский пост Рождественский пост установлен для того, что мы ко дню Рождества Христова очистили себя покаянием, молитвою и постом, чтобы с чистым сердцем, душой и телом могли благоговейно встретить явившегося в мир Сына Божия и чтобы кроме обычных даров и жертв принести Ему наше чистое сердце и желание следовать Его учению. Правила воздержания, предписанные Церковью в Рождественский пост, столь же строги, как и в Петров пост. Понятно, что во время поста запрещены мясо, сливочное масло, молоко, яйца, сыр. Кроме того, в понедельник, среду и пятницу Рождественского поста уставом запрещаются рыба, вино и елей, и дозволяется принимать пищу без масла сухоядение только после вечерни. В остальные же дни - вторник, четверг, суббота и воскресенье - разрешено принимать пищу с растительным маслом. Рыба во время Рождественского поста разрешается в субботние и воскресные дни и великие праздники, например в праздник Введения во храм Пресвятой Богородицы, в храмовые праздники и во дни великих святых, если эти дни приходятся на вторник или четверг.
Если же праздники приходятся на среду или пятницу, то разрешение поста положено только на вино и елей. От 20 декабря по 24 декабря старого стиля пост усиливается, и в эти дни даже в субботу и воскресенье рыба не благословляется. Это особенно важно помнить, потому что с введением нового календаря именно на эти дни строгого поста теперь приходится празднование гражданского Нового года. Последний день Рождественского поста называется сочельником, потому что Уставом в этот день положено есть сочиво. Есть сочиво принято, видимо, в подражание посту Даниила и трех отроков, воспоминаемых пред праздником Рождества Христова, которые питались от семян земных, чтобы не оскверняться от языческой трапезы Дан. В сочельник у православных христиан сохраняется благочестивый обычай ничего не есть до первой вечерней звезды, напоминающей о явлении звезды на востоке, возвестившей о рождении Иисуса Христа. Как прежде постились в православной России Рецепты многих постных блюд пришли к нам со времен Крещения Руси. Некоторые из блюд имеют византийское, греческое происхождение, но сейчас невозможно распознать в этих традиционных постных блюдах греческое происхождение.
В Древней Руси не записывали кулинарные рецепты, не было кулинарных книг, рецепты передавались от матери к дочери, из дома в дом, из поколения в поколение. Изменений в рецептах и технологии приготовления почти не было, и в постные дни шестнадцатого века или даже конца девятнадцатого века ели почти те же блюда, что приготовлялись со времен святого равноапостольного князя Владимира. Добавлялись лишь новые овощи: до конца семнадцатого столетия на Руси не знали других овощей, кроме капусты, чеснока, лука, огурцов, редьки, свеклы. Кушанья были просты и не разнообразны, хотя русские столы отличались и огромным количеством блюд. Но эти блюда походили почти во всем друг на друга, отличаясь лишь малым - какой зеленью посыпали, каким маслом заправляли. Очень были распространены щи, уха, рассольное. К горячим щам подавали пироги с начинками из каш. Пироги делали пряженые, то есть жаренные в масле, и подовые, печеные.
В постные нерыбные дни пироги пеклись с рыжиками, с маком, горохом, соком, репою, грибами, капустою, с изюмом, разными ягодами. В постные рыбные дни пеклись пироги со всевозможнейшими родами рыб, особенно с сигами, снетками, лодогой, с одними рыбными молоками или с визигой, на масле конопляном, маковом или ореховом; мелко искрошенная рыба перемешивалась с кашей или с сарацинским пшеном, которое сейчас мы называем рисом. Делали в пост и оладьи, блины, хворосты, кисели. Оладьи делались из крупитчатой муки, с ореховым маслом и подавались с патокой, сахаром или медом. Оладьи огромного размера назывались приказными оладьями, потому что их приносили приказным людям на поминки. Блины делались красные и белые: первые из гречневой, вторые - из пшеничной муки. Блины не составляли принадлежности масленицы, как теперь; символом масленицы были пироги с сыром и хворосты - вытянутое тесто с маслом. Кашу ели овсяную или гречневую, пшенная каша была редко.
Икра осетра и белорыбицы была роскошью; но паюсная, мешочная, армянская - раздражающего свойства и мятая, низшего сорта, была доступна самым беднякам. Икру заправляли уксусом, перцем и искрошенным луком. Кроме сырой икры, употребляли икру, варенную в уксусе или маковом молоке, и пряженую: в посты русские делали икрянки, или икряные блины, - долго взбивали икру, добавляли крупитчатую муку, затем тесто запаривали. В те постные дни, когда считалось грехом употреблять рыбу, ели кислую и отварную свежую капусту, свеклу с постным маслом и уксусом, пироги с горохом, с овощной начинкою, гречневую и овсяную кашу с постным маслом, луковники, овсяный кисель, левашники, оладьи с медом, караваи с грибами и с пшеном, грибы вареные и жареные, разные блюда из гороха: горох битый, горох тертый, горох цеженый, сыр гороховый, то есть твердосбитый мятый горох с постным маслом, лапшу из гороховой муки, творог из макового молока, хрен, редьку. Ко всем блюдам любили примешивать пряные приправы, а в особенности лук, чеснок и шафран. В среду первой недели Великого поста 1667 года Святейшему Патриарху Московскому готовили кушанья: "Хлебца чет, папошник, взвар сладкий с пшеном и с ягоды, с перцем да шафраном, хрен, греночки, капуста топаная холодная, горошек зобанец холодный, киселек клюквенный с медом, кашка тертая с маковым сочком". В постные дни в великосветских домах Москвы или Санкт-Петербурга подавали ту же отварную капусту, политую постным маслом; ели кислые грибные щи, как в любом из городов и домов Российской империи. Во время постов во всех ресторациях, трактирах, даже самых лучших заведениях на Невском проспекте выбор блюд ничем не отличался от тех, что ели в монастырях.
В одном из лучших трактиров Петербурга, "Строгановском", во время Великого поста не было, конечно, не только мяса, но даже и рыбы, а посетителям предлагали грибы, гретые с луком, капусту шатковую с грибами, грибы в тесте, галушки грибные, грибы холодные под хреном, грузди с маслом, гретые с соком. Кроме грибов в обеденную карту входили горохи мятые, битые, цеженные, кисели ягодные, овсяные, гороховые, с патокой, сытой и миндальным молоком. Чай в эти дни пили с изюмом и медом, варили сбитень. За столетия русский постный стол почти не изменился. Вот как описывает Иван Шмелев в романе "Лето Господне" первые дни Великого поста в начале двадцатого века: "Будут варить компот, делать картофельные котлеты с черносливом и шепталой, горох, маковый хлеб с красивыми завитушками из сахарного мака, розовые баранки, "кресты" на Крестопоклонной... А жареная гречневая каша с луком, запить кваском! А постные пирожки с груздями, а гречневые блины с луком по субботам... А миндальное молоко с белым киселем, а киселек клюквенный с ванилью, а...
А калья, необыкновенная калья, с кусочками голубой икры, с маринованными огурчиками... Конечно, не все эти блюда можно приготовить в наше время. Но некоторые легко можно приготовить и на нашей кухне, из доступных продуктов. Лучшие рецепты старой русской кухни поста Грибная икра Эту икру готовят из сушеных или соленых грибов, а также из их смеси. Вымойте и сварите до готовности сушеные грибы, охладите, мелко нарубите или пропустите через мясорубку. Соленые грибы надо промыть в холодной воде и также нарубить. Мелко рубленный репчатый лук поджарьте на растительном масле, добавьте грибы и тушите 10-15 минут. За три минуты до окончания тушения добавьте толченый чеснок, уксус, перец, соль.
Готовую икру выложите на тарелку горкой и посыпьте зеленым луком. Грибы соленые - 70 г, сушеные - 20 г, масло растительное - 15 г, лук репчатый - 10 г, лук зеленый - 20 г, уксус 3-процентный - 5 г, чеснок, соль и перец по вкусу. Редька с маслом Натрите на мелкой терке вымытую и очищенную редьку. Добавьте соль, сахар, мелко нарезанный репчатый лук, растительное масло, уксус. Все хорошо размешайте, дайте несколько минут постоять. Затем положите в салатник горкой, украсьте нарубленной зеленью. Редька - 100 г, лук репчатый - 20 г, масло растительное - 5 г, соль, сахар, уксус, зелень по вкусу. Икра из соленых огурцов Мелко изрубите соленые огурцы, из полученной массы отожмите сок.
Поджарьте на растительном масле мелко нарезанный репчатый лук, добавьте измельченные огурцы и продолжайте жарить на слабом огне в течение получаса, затем положите томат-пюре и все вместе жарьте еще 15-20 минут. За минуту до готовности заправьте икру молотым перцем. Таким же образом можно приготовить икру из соленых помидоров. Огурцы соленые - 1 кг, лук репчатый - 200 г, томат-пюре - 50 г, масло растительное - 40 г, соль и перец по вкусу. Постный гороховый суп С вечера залейте горох холодной водой и оставьте для набухания и приготовьте лапшу. Для лапши полстакана муки надо хорошо смешать с тремя ложками растительного масла, добавить ложку холодной воды, посолить, оставить тесто на час для набухания. Тонко раскатанное и подсушенное тесто нарежьте полосками, подсушите в духовке.
Допустимы продукты без молока и масла. Можно даже тушить овощи, обжаренные на воде с лавровым листом и солью. Также рекомендуется готовить пироги с чечевицей. Последний день этой недели, когда на столе только сырые продукты без обработки. Подсолнечное или кукурузное масло можно добавлять в овощной салат. Вы также можете жарить на нем грибы и добавить его и в другие блюда. Ранее, еще в древней Руси все дни до Пасхи были точно спланированы. И это совершенно понятно. Ведь приходилось и дом убирать, и выпекать. Пятая неделя приближает верующих к Пасхе. В это время следует познавать себя, не совершать грехов и следовать правилам питания: Понедельник, среда, пятница. Постный хлеб и некоторые овощи разрешены в эти дни. Вторник, четверг. Вы можете готовить овощи, открывать домашние заготовки и есть лепешки. Запрещено использовать масло. Суббота, воскресенье. Первое и второе блюда приправлены небольшим количеством растительного масла. Жарить можно только грибы — все остальные продукты тушат или варят в подсоленной воде. Но Вы можете обойтись и вовсе без специй. В предпоследние семь дней Великого поста 2019 года отмечают большие праздники. Поэтому в списке появляются новые блюда: Понедельник. Неделя начинается с сырых продуктов. Допускаются фрукты, овощи, ягоды и некоторые другие постные продукты, которые не требуют термической обработки. Можно приготовить булгур, рис, гречку, кукурузу или пшеницу. Овощи тушат или готовят без добавления масла. Возвращаемся к сырым овощам. Постный ржаной хлеб без дрожжей также приемлем. Допускаются некоторые зерновые, овощи и фрукты без добавления масла и специй. Еще один день сыроядения. Однако, это уже своего рода подготовка к «сытым» выходным. Лазарева суббота. Теперь Вы можете приготовить хотя бы немного рыбы в масле, а в салаты и гарниры из круп можно добавить икру. Вербное воскресенье. Еще один день, когда Вы можете есть рыбные блюда и использовать растительное масло. В последнюю неделю поста правила питания коренным образом не меняются. Понедельник, вторник, среда, четверг. В эти дни можно есть только сырые продукты, приготовленные без масла и без термической обработки. Вы также можете есть темный хлеб. Теперь стоит полностью отказаться от еды, пытаясь провести этот день в одиночестве, молясь и сожалея о своих собственных грехах.
Великий вторник посвящен обличению фарисеев, а также Страшному суду. Во вторник перед распятием Иисус побывал в Иерусалимском храме, где рассказывал обличающие притчи, в том числе и о конце мира. В Великую среду верующие вспоминают о решении предать Иисуса, которое принял Иуда Искариот, а также женщину-грешницу, которая помазала Христа миром маслом , тем самым подготовив его к погребению. Великий четверг посвящен прославлению таинства Причащения, которое было установлено Иисусом Христом во время Тайной вечери со своими учениками. Также в этот день вспоминается, как Иисус омывал ноги своим ученикам, выказывая тем самым свое смирение, и молился в Гефсиманском саду - так называемое Моление о чаше, то есть о предстоящих испытаниях. В Великую или Страстную пятницу церковь вспоминает суд, распятие и смерть Христа. В этот день в церквях и храмах выносится плащаница, символизирующая мертвого Спасителя. Великая Суббота посвящена погребению Христа, времени, которое он провел в аду и возвращению к жизни.
Они также сложные, поэтому перед постом обязательно надо спросить благословения священнослужителя, чтобы его держать. В эти дни употребляют пищу в холодном виде, термически не обработанную. Разрешенные продукты: — овощи с фруктами в сыром виде ; — квашения;.
Великий пост. История и особенности
Предполагается, что такой духовный подвиг христианина, как пост, неизбежно связан с трудами и усилиями. И, конечно, не случайно церковные песнопения великой Четыредесятницы — самого продолжительного и тяжелого поста — называют это постное время «великой пучиной», переплыть которую призваны верные, или «поприщем добродетелей», которое должны пройти «хотящий страдальчествовати», «препоясавшеся добрым поста подвигом». Когда мы хотим взять на себя подвиг поста, то мы встречаем различные препятствия к нему. И самое большое из них — сам дьявол , наш смертельный враг, разными своими ухищрениями старающийся сбить нас с Божьего пути. Этот богоборец и человеконенавистник — как называет его Василий Великий — то нагоняет на нас уныние и усталость, то пытается поймать нас на крючок сластолюбия. Когда мы собираемся поститься, он всеми способами побуждает нас передумать. Когда мы начинаем пост, он представляет нам массу затруднений, чтобы либо оторвать нас от нашего подвига, либо чтобы мы свели его к минимуму с помощью разных уловок. А если все эти его предприятия потерпят неудачу, он старается лишить нас плодов поста, побуждая нас к гордости или подстрекая нас потщеславиться своим постом перед окружающими. Второе великое препятствие — наша человеческая немощь. Воля падшего человека, слабая и больная, ум, легко соглашающийся на грех и сердце, так уязвимое для стрел сластолюбия, с трудом соглашаются на постный подвиг, как и на любой другой подвиг жизни во Христе. А если мы и берем на себя этот подвиг, то мы не всегда правильно его проходим или не доводим его до конца.
Мы легко склоняемся на внушения «сопротивных помыслов», попадаем в плен к сластолюбию и оставляем подвиг. Поэтому нам необходимо постоянное бодрствование и самопринуждение, то есть терпение и настойчивость. Но в первую очередь мы должны прибегать ко Господу с горячей молитвой, прося Его укрепить нашу волю, утишить наши помыслы, сохранить наше сердце от нашествия губительных страстей и пригвоздить его к Божией воле. Другое препятствие, которое сегодня многим мешает поститься — дух нашего времени. Материалистический взгляд на жизнь и неумеренное сластолюбие, царствующие вокруг, воздействуют на нас и удаляют нас от нашего церковного предания и вдохновляемого им образа жизни. Мы должны противостоять. Мы должны полюбить освященный Церковью образ жизни. Мы должны пригвоздить себя к нашему благословенному Преданию. И мы должны твердо стоять перед лицом иконоборческого беснования, нападок и насмешек — обычных средств, с помощью которых так часто гасится наша ревность и которые внушают нам, что пост — либо ненужное излишество, либо нечто отсталое! За и против 1.
Как явствует из некоторых слов наших святых Отцов, в их времена были такие христиане, которые избегали постов и пытались оправдать свой отказ от поста с помощью разных отговорок. То же самое — но с гораздо большим размахом — мы видим и в наше время. И сегодня многие отказываются соблюдать церковные посты, часто приводя те или иные причины и пытаясь с их помощью оправдать свое нарушение постных правил или перед своей собственной совестью, или перед окружающими; однако, по большей части, это всего лишь вины о гресех извинения дел греховных — Пс. Когда речь заходит о посте, мы часто слышим, как многие выдвигают «неоспоримый» аргумент: к чему поститься, если главное — чистое сердце? Они считают, что этот аргумент полностью освобождает их от необходимости поститься. Когда во время поста видишь их приглашенными к столу, то обычно, высказавшись о «чистом сердце» — и они наивно верят, что этот аргумент свидетельствует о совершенной ненужности поста — с жадностью набрасываются на скоромные яства. Ясно, что большинство высказывающих этот «аргумент» против поста — люди малоцерковные или вообще нецерковные, относящиеся к святыне без всякого благоговения и даже уважения. Они никогда всерьез не задумывались над тем, что они утверждают. И, конечно, они никогда и не пытались стяжать это «чистое сердце», никогда не постились; так что мы не можем сказать, что они опытным путем убедились в бесполезности и ненужности постного подвига для очищения сердца. Итак, речь идет об обычной отговорке, за которой скрывается примитивное нечестие.
Другие выдвигают иной подобный аргумент, который они почерпнули из слов Христа о том, что не входящее в уста, а исходящее из уст оскверняет человека. Здесь мы также имеем дело с поверхностным — по меньшей мере — пониманием слов Христовых, которые вообще не имеют никакого отношения к посту см. В точности эти слова звучат так: не то, что входит в уста, оскверняет человека, но то, что выходит из уст, оскверняет человека Мф. Каков смысл этого отрывка? Человек не оскверняется пищей, которую он берет «неумытыми руками», то есть, не совершив предварительно ритуальное омовение рук, как считали книжники и фарисеи, следуя преданию старцев Мф. Напротив: человека оскверняет то, что исходит из его сердца: злые помыслы, нечистые слова, греховные дела см. Из вышесказанного ясно видно, что те, кто прикрывается словами Христа для того, чтобы нарушить закон о посте, который Господь совершенно недвусмысленно одобрял и поощрял, полностью извращают их истинный смысл. Когда христиане постятся, они не считают нечистыми продукты, от которых воздерживаются. Единственная причина, по которой мы отказываемся от них — подвиг и воздержание. Ведь когда пост кончается, мы беспрепятственно едим все скоромные яства.
А вот вопрос для опирающихся на этот «аргумент»: не придавая значения «входящему в уста» — и не заботясь о посте — следят ли они за «исходящим»? Внимательно ли они относятся к своему языку и к своим словам? Или, подчинившись обжорству и пьянству, они уже не в состоянии контролировать поток слов, слетающих с их языка? Еще один вопрос повергает в недоумение многих христиан — и это также может быть поводом для небрежения о соблюдении постных правил — по какому принципу те или иные продукты относятся церковным преданием к постным или скоромным. Например, часто спрашивают, почему в те или иные дни запрещается рыба, но разрешается икра, которая, как известно, происходит от той же рыбы? Или: почему в дни строгого поста можно есть маслины и семечки, хотя растительное масло не разрешается? Хотя на первый взгляд эти недоумения вполне логичны, в действительности они неосновательны. И, разумеется, ни в каком случае они не являются оправданием для тех, кто отказывается от того образа пощения, который мудро выработан многовековым опытом Церкви. Прежде всего надо подчеркнуть и определенно заявить, что разделение продуктов на постные и скоромные — как мы уже говорили — ни в самой малейшей мере не означает гнушения какой-либо пищей. Церковь никогда не делила пищу на чистую и нечистую.
И даже более того: когда некоторые ее члены пытались провести такое разделение, она принимала к ним самые суровые меры. Единственный критерий, по которому продукты делятся на постные и скоромные — их пищевая ценность. Постная пища должна быть более легкой и менее богатая протеинами и вообще питательными веществами. И, конечно, всем понятно, что мясо и рыба, которая часто разрешается постами, имеют неодинаковую питательность. И одно дело — съесть немного икры, а другое дело — рыбу, которую можно приготовить самыми разнообразными способами со всевозможными гарнирами. Так же очевидна разница между доброй порцией пищи, приготовленной на растительном масле, и горсточкой маслин, съеденных в постный день. Хотя сегодня многие, постясь, заботятся не о том, чтобы, употребляя простые незатейливые яства, победить плотское мудрование и отогнать волны страстей, а о том, чтобы просто сменить диету, отыскивая редкие, вкусные и дорогие продукты, совершенно ясно, что они полностью извращают дух истинного поста. Значительным препятствием к соблюдению поста многие считают тяжелую работу или негигиеничные условия труда. Надо сказать, что до некоторой степени это справедливо. Но кто сказал, что пост или христианская жизнь вообще касается только некоторых профессий или зависит от условий труда?
Раньше христиане гораздо больше трудились, не имея тех поразительных технических средств, которыми мы располагаем сегодня, без восьмичасового рабочего дня, а от восхода до заката. И несмотря на это, христиане с великим благоговением соблюдали все церковные посты. И конечно, и сегодня их продолжает соблюдать немалое количество людей. Христиане, относящиеся к этой категории, должны посоветоваться со своим духовником. И несомненно, что если обстоятельства того требуют, рассудительный духовник найдет приемлемый образ и устав поста. В наше время несоблюдение поста часто оправдывают теми или иными причинами, связанными с состоянием здоровья. Итак, надо тщательно осветить и эту сторону вопроса. Здесь могут быть два случая: а действительная болезнь и б воображаемая болезнь или временное недомогание, тяжесть которого многие преувеличивают и думают о нем днем и ночью. Действительно, многие из наших братьев-христиан страдают от таких заболеваний, которые не только не позволяют соблюдать пост, но даже требуют принимать пищу в самые значительные и строгие постные дни. А другие больные постоянно нуждаются в тех или иных скоромных продуктах и поэтому не могут полностью исполнять все постные правила.
Для таких больных ответ прост: руководствуясь указаниями своих врачей, они не постятся. Или постятся, но не весь многодневный пост. Или принимают какую-то пищу например, молоко , которая нарушает постный устав, но является для них совершенно необходимой по причине болезни. Но, конечно, это касается только «пищевого» поста. Потому что в том, что касается воздержания от грехов и борьбы со страстями, они тоже должны поститься! И с еще большим усердием они должны стараться соблюдать живоносные заповеди Господни. А теперь мы переходим ко второму случаю. Люди нашего времени, более чем когда-либо, отличаются эгоизмом и повышенным вниманием к своему здоровью, которое мы осмелимся назвать «болезнебоязнью». Одни страшатся вымышленных недугов, другие хватаются за голову от каждого временного недомогания, и, в большей или меньшей степени, все увлечены своего рода «лекарствопоклонничеством». В их мировоззрении почти не остается места для промысла и попечения Божия.
При мысли о малейшей боли и страдании их охватывает ужас! И, конечно, такие христиане не хотят поститься. И это не врач им посоветовал! Они сами ставят себе диагноз и принимают решения! Что можно прописать таким людям — так это излечиться от их воистину болезненного состояния. Силой веры и с помощью горячей молитвы научиться вверять свою жизнь и здоровье прежде всего промыслу Божию. И, конечно, вопрос о том, нужно или нет, и до какой степени нужно поститься решать должны не сами они. Кроме того, не следует обходить вниманием — особенно сегодня — и такую сторону поста, как его благотворное влияние на здоровье. Помимо своего духовного значения, пост — замечательный способ освобождения человеческого организма от накапливающихся в нем ядов и профилактики различных заболеваний, вызванных неправильным питанием. Премудрые правила о постах, хранящиеся нашей Православной Церковью , по мнению ряда ученых-диетологов, имеют величайшую ценность для борьбы с болезнями, подрывающими сегодня наше здоровье.
Результаты многолетних и многотрудных исследований современных ученых совпадают с уставами, которые вот уже на протяжении веков регулируют образ поста Православной Церкви. И их соблюдение ведет к понижению содержания холестерина и предупреждает развитие инфаркта, а также некоторых злокачественных опухолей. Так подтверждается мудрое замечание Василия Великого , называющего пост «подателем здоровья» и «драгоценным для плоти». Двоякий характер поста: «воздержание от пищи» и «устранение от злых дел» 1. Когда мы говорим о посте или даже когда сами постимся, мы, как правило, думаем исключительно о воздержании от определенных продуктов и об умеренности в отношении других, постных. Однако такое восприятие поста односторонне и ущербно, так как истинный пост имеет двоякий характер. Существует телесный пост и наряду с ним духовный пост. Телесный пост заключается в воздержании от тех или иных яств и напитков. Духовный пост, являющийся предпосылкой для поста телесного, касается в первую очередь души, но в широком смысле и всего человеческого естества. Когда мы говорим о телесном посте, мы имеем в виду частичное или даже полное воздержание от определенных продуктов.
Но первоначально, как мы уже заметили, пост заключался в полном воздержании от любой еды и даже от воды. Однако с течением времени пост стал означать также воздержание от определенной пищи по определенным дням или в течение тех или иных периодов. Главная составляющая христианского поста, если говорить о «воздержании от яств», состоит в воздержании от мяса. Затем следуют некоторые другие продукты, также происходящие от «закаляемого» скота. Этим воздержанием мы стараемся смирить свою плоть, обуздать инстинкты и усмирить страсти. Это то, что Апостол Павел называет «умерщвлением» и «распятием» плотского мудрования, страстей и похотей см. По прекрасному святоотеческому выражению, приведенному в Отечнике, христианский пост — не «убийство тела», а «убийство страстей». Еще одно свойство поста, которое подчеркивают многие духоносные учители Церкви — умеренность в еде, которая касается не только поста, но и вообще отношения христианина к пище. Мы должны всячески избегать пресыщения и объедения. Мы едим столько, сколько требуется для жизни, а не для того, чтобы служить инстинктам и похотям.
По словам святого Кирилла Иерусалимского , «станем употреблять пищу умеренно, не будучи отягощаемы чревобесием, но обуздывая свое чрево, чтобы иметь власть и над прочими страстями. Да будет управляемо тело душою, а душа да не будет увлекаема плотскими удовольствиями». Однако помимо телесного поста настоящий пост включает в себя и духовный пост.
Под «укропом» понималась не пряность, которые ныне растет на всех дачных участках, а отвар трав или ягод с добавлением меда. Что едят в монастыре хлеб; овощи особенно — капусту, морковь , а также салаты из них — в сыром виде, без масла; фрукты при этом стараются не увлекаться постными, но «экзотическими» для России, так как можно увлечься чревоугодием ; воду.
Впрочем, по большей части монашествующие с рассуждением подходят к мере поста, помня заветы прп. Пахомия Великого, делая некоторые послабления для больных, немощных, старых. Меню Даниловского монастыря на неделю сегодня выглядит так: Православным мирянам можно только хлеб? Список продуктов Вполне можно составить его, соединяя Устав со сложившейся на Руси практикой, так что сухоядение не окажется «шоком» для организма. Так, вполне возможно употреблять: хлеб или сухари; хлебцы; свежие фрукты, овощи, салаты из них; а также любые консервированные заготовки — от соленых помидоров до компотов, если они сделаны без растительного масла; консервированные кукуруза, фасоль и зеленый горошек; печеный картофель разумеется, остывший, холодный ; другие печеные и охлажденные овощи и фрукты свекла, тыква, морковь, яблоки ; орехи и семена; сухофрукты — засушенный изюм, яблоки, инжир и др; сыр тофу; морская капуста; семечки, козинаки.
Можно есть также крупы вроде овсяной или гречневой — но не вареные, а запаренные, например, в термосе, или просто кипятком. Особо выделим следующие продукты для сухоядения: Топинамбур, который можно употреблять сырым, с хлебом и солью, предварительно очистив металлической щеткой как молодой картофель а можно и запечь. Зеленая редька маргеланская.
Так что на время поста необходимо не просто отказаться от животной пищи, но и от развлекательных мероприятий, социальных сетей, телевизора и так далее. Ходите в церковь, читайте Библию, больше времени проводите с родными. В диете главное - отказаться от какой-либо пищи, снизить количество калорий и похудеть. Вегетарианство также не имеет отношения к посту. Здесь основная мысль, что убийство живого существа - отпечаток на карме. Тем более что вегетарианство - понятие круглогодичное. Крестить детей и взрослых можно в любое время, в том числе и в течение Великого поста.
Вопрос неоднозначный. Сам по себе спорт на время Великого поста не запрещен. Однако некоторые представители Русской православной церкви считают, что в это время лучше заниматься душой, а физическую нагрузку можно и отложить. Если вы профессиональный спортсмен и это для вас прежде всего работа, то тренировки можно оставить. Если же вы приходите в фитнес-центры ради общения, красивых фото и развлечения, то здесь мнение однозначное: до окончания поста про это лучше забыть. А вот когда дело касается здоровья, например, реабилитации после операции или травмы, то физические нагрузки не запрещены. Нет, курение - это зависимость, потакание своим слабостям.
Между тем именно на эти дни приходится празднование Нового года, и православным христианам приходится быть особенно собранными, чтобы не веселиться, не пить шампанское и не есть вкусностей с праздничного стола.
Апостольский или Петров пост начинается 7 июня, а прекращается 12 июля в день Петра и Павла. Этот пост еще называют летним. Через месяц после него наступает многодневный Успенский пост. Он продолжается две недели — с 14 по 28 августа. Кроме многодневных постов, есть еще постные дни и однодневные посты. Еженедельными постными днями являются среда и пятница. Правда, не каждую неделю. Есть, так называемые «сплошные седмицы», во время которых можно есть мясо и молочные продукты по средам и пятницам.
Кому можно есть все…или почти все При проведении постов Святая Церковь не делает различий между служителями церкви и мирянами, мужчинами и женщинами, взрослыми и детьми. Пожилые, люди, страдающие тяжелыми заболеваниями, дети до 14 лет, а также беременные и кормящие женщины освобождаются от поста. Есть еще одна категория людей, которым разрешено не соблюдать пост — это тем, кто в силу сложившихся обстоятельств не может обеспечить себя постоянной пищей — военнослужащим, заключенным, путешественникам и др. Польза Собственно с медицинской точки зрения в посте нет ничего плохого. В это время происходит очищение и общее оздоровление организма, избавление от лишних килограммов. Благодаря растительной пище, богатой клетчаткой, усиливается перистальтика кишечника, и перестают беспокоить запоры. К тому же, углеводы, в отличие от белковой пищи мясо, рыба , быстрее и легче усваиваются.
Православные праздники. О трапезе в праздники
- Что означает пост в христианстве
- Как правильно есть и пить в Рамадан
- «Это не диета»: зачем нужен пост и как ставропольцам его выдержать
- От зимы к лету
- Содержание
ТАКЖЕ ПО ТЕМЕ
- Великий пост: Что можно и чего нельзя делать целых 48 дней
- Описание поста и что это такое – зачем нужен, как его держать, что можно и нельзя
- Великий пост: всем ли нужно 40 дней придерживаться календаря питания - 18.03.2024, Sputnik Беларусь
- Что такое пост