К сожалению, случаи телефонного мошенничества, когда людям звонят якобы из «службы безопасности банка» нередки, констатирует Председатель профильного Комитета по безопасности и противодействию коррупции Василий Пискарев.
«Могут сделать так, что обманутые будут звонить вам»
- «Могут сделать так, что обманутые будут звонить вам»
- Новая схема обмана: Почему после звонка из Центробанка можно смело обрывать разговор
- Правда ли, что мошенникам по телефону нельзя говорить «да»? - 18 сентября 2020 - НГС24.ру
- Стало известно, какие фразы нельзя говорить телефонным мошенникам
- «Говорит следователь, не кладите трубку!» Топ-10 фраз, которые выдают мошенников
Скажи «да»: могут ли мошенники оформить на вас кредит по голосу? Отвечают банкиры
Телефонные мошенники стали одной из главных проблем банков и их клиентов. Разговор при звонке с незнакомого номера может позволить мошенникам как выведать вашу личную информацию, так и записать ваш голос для использования в различных мошеннических схемах. Куда сообщить о телефонных мошенниках в таком случае?
Необходимо срочно «перебить кредит»
- Почему нельзя говорить ни «да», ни «нет» по телефону?
- Топ-10 фраз, на которых «палятся» мошенники - 20 октября 2023 - 72.ру
- 10 фраз, которые выдают телефонных мошенников - 21 октября 2023 - 86.ру
- Остерегайтесь телефонных мошенников!
Почему нельзя давать позвонить незнакомцам: 5 способов развода
С тех пор изменилось многое, но не активность преступников, которые «искушают» россиян звонками от «сотрудников банков» и «ФСБ». Что нужно знать, чтобы не стать жертвой «развода» и какие новые схемы применяют мошенники в 2024 году. Виды телефонного мошенничества Пару слов о терминах. Наверное, самый известный тут фишинг — слово, которое за последние пару лет слышали почти все. Суть фишингового звонка в том, чтобы получить персональные данные, чаще всего — три заветных цифры на обороте карты. Для этого мошенники придумывают самых разных персонажей в том числе уже набивших оскомину «сотрудников банков». Правда, термин «фишинг» чаще используется по отношению к онлайн-рассылкам сообщениям, письмам , а то же самое, но по телефону ещё называют «вишингом». Другое смешное слово, но не очень смешное явление — смишинг, под которое подпадает рассылка вредоносных фишинговых ссылок в СМС. Тут же можно упомянуть ещё один вариант — фарминг, в случае которого, человеку «подсаживают» на ПК или телефон вредоносный код, который путём подмены IP-адресов перенаправляет пользователя с нормального сайта на его подделку, где их «жадно ожидает» форма для заполнения личных данных.
Схемы телефонного мошенничества Действуют преступники по самым разнообразным сценариям и в большинстве уже отошли от «ваш сын попал в аварию» и «я банковский работник — ваши деньги хотят украсть». Впрочем, это классика, и ещё остались мошенники, которые пользуются подобными заходами. В первом сценарии, звонят липовые сотрудники МВД или сам «родственник» с историей о том, как он кого-то сбил или наоборот, его сбили. Главное тут — срочно нужны деньги и скоро за ними приедет курьер, а рассказывать никому ничего ни в коем случае нельзя. Фото: freepik.
В последнее время не только в Алтайском крае, но и в России, в целом, широкое распространение получили так называемые дистанционные мошенничества, совершаемые с использованием мобильной связи и сети Интернет. О профилактике подобных преступлений в сфере IT-технологий, защите своих персональных данных, о том, что нужно знать гражданам, чтобы не стать жертвой злоумышленников рассказываетЭдуард Сороколетов, начальник Управления уголовного розыска Главного управления МВД России по Алтайскому краю. Злоумышленники сообщают, что являются сотрудниками службы безопасности банков, и что с вашего счета произошло несанкционированное списание денежных средств, либо говорят, что карта заблокирована. Таким образом получают полный доступ к счёту и похищают деньги. Сотрудники полиции совместно с экспертами Центробанка постоянно напоминают о том, что ни коем случае нельзя подходить к банкомату и вообще выполнять какие-либо манипуляции с использованием информации о своих картах и счетах под диктовку неизвестных лиц по телефону. Кроме этого, потребителей обманывают при сделках купли-продажи, которые заключаются через интернет. Злоумышленники выставляют объявления, потерпевшие перечисляют оплатуили аванс за товар, объявления тут же исчезают, а телефоны «липовых» продавцов оказываются недоступны. Либо обратная история: потерпевшие размещают объявления, а им звонят мошенники, якобы, для того, чтобы перевести аванс. Люди сами сообщают коды и пароли доступа к счету и в результате лишаются средств. Имеют место взломы страниц в социальных сетях, когда приходят письма от имени знакомых с просьбой занять деньги.
Времени раздумывать нет, и рука уже тянется достать заначку и вручить стоящему на пороге курьеру... Вместо этого положите трубку и наберите своего родственника — скорее всего, он будет очень удивлен, что кого-то сбил. Как и в других случаях, мошенники будут всячески пытаться удержать собеседника в разговоре, непрерывно забалтывая его и пугая различными ужасными последствиями. Важно понимать, что, хотя коррупция до конца и не побеждена, замять дело о смерти человека таким топорным способом ни один из настоящих сотрудников никогда не рискнет. Поэтому, как только слышите эту фразу, смело бросайте трубку. Предлагает продлить пролонгировать старый номер. Будто бы иначе его отдадут другому. Всего-то надо назвать пришедший код, который оказывается, к примеру, от вашего аккаунта на «Госуслугах». Конечно же, это всё обман и никто не заберет ваш номер, сколько бы лет вы им ни пользовались. Опять же в этой ситуации и при аналогичных схемах разумным будет положить трубку, взять паузу и перезвонить на телефон техподдержки вашего оператора. От вашего друга или знакомого приходит текстовое или голосовое сообщение с просьбой проголосовать за ребенка. Следом идет ссылка. Кликнув на нее, вы можете потерять свой аккаунт. Вас может перекинуть на сайт, который потребует ввести личные данные, пароль, номер карты и так далее. Потом выяснится, что вашего друга взломали, но будет уже поздно. Альтернативным вариантом может быть просто неожиданная просьба о деньгах. Лучший способ обезопасить себя — позвонить человеку, приславшему сообщение. Но ни в коем случае не переходить по сомнительной ссылке. В целом странная просьба плюс непонятная ссылка — это серьезный повод насторожиться. Также злоумышленники часто объединяют два способа обмана: сначала взламывают почты или мессенджер, а потом используют сообщение с него, чтобы подготовить жертву к звонку. Те дальше действуют по описанным выше схемам, пугают оформленными кредитами и предлагают «спасти» деньги, переведя их на безопасный счет, просят назвать пришедшие коды, данные карты и так далее.
Начнем с того, что у любого программного обеспечения есть слабые места. Каким бы навороченным ни было бы ПО, исчерпывающее большинство проблем возникает по причине человека. Мошенники чаще всего получают всю интересующую их информацию от своей жертвы, используя методы социальной инженерии. Им не нужно пытаться взламывать программу, похищать смартфон или совершать прочие трудоемкие проступки - достаточно просто начать беседу с гражданином. И я сейчас говорю не про цыганку на рынке, предлагающую якобы бесплатно погадать по руке или снять порчу, которая на вас лежит и очень портит жизнь. Схемы обмана всегда разные. Преступники подстраиваются под конкретную жертву и стараются сломать ей мозги. Жертва может быть любой возрастной категории и любого социального статуса. Обманывают всех - от доверчивых пенсионеров до прогрессивной молодежи. В качестве примера я взял один из самых популярных мошеннических кейсов. Из-за него люди часто теряют деньги. Я приведу сценарий общения с мошенником, чтобы показать, как правильно себя вести, чтобы остаться при своих честно заработанных. Внимательно и вдумчиво изучите информацию ниже, поделитесь ей с теми, кем вы дорожите. Мошенники будут давить на самое больное, они отлично работают с пороками человека, выводят на эмоции и заставляют принимать поспешные решения. Обратите внимание! Мошенники могут звонить с любых номеров, менять голос и его тембр во время звонка, представляться родственниками, сотрудниками правоохранительных органов и различных финансовых учреждений. Они используют функцию обратного звонка на подменный номер. Если вы перезвоните на номер, который высветился на телефоне, трубку поднимет мошенник. Итак, на ваш смартфон поступает звонок. Определитель от Яндекса покажет на экране вашего телефона номер. Вы поднимаете трубку. Собеседником оказывается молодая приятная девушка. Она представляется старшим лейтенантом, назовет свои ФИО и должность, а также номер удостоверения. Если у вас возникнут сомнения, можете проверить на сайте ведомства. Все вызывает доверие - номер телефона совпадает с тем, что указан на официальном сайте, а собеседница знает ваше имя и отчество. Девушка спросит, получали ли вы повестку о явке в столичное отделение полиции по месту вашей прописки и знаком ли вам гражданин Петров Николай Николаевич. Вы ответите отрицательно, так как повестка вам не приходила, а Петрова вы знать не знаете. Как только собеседница получит отрицательные ответы на свои вопросы, она даст пояснение. Незнакомка скажет, что гражданин Петров на днях посетил некое банковское отделение с интересным документом. Это была нотариальная доверенность от вашего имени. У Петрова были данные о вашем лицевом счете и намерение оформить кредит на огромную сумму наличными. Работники банка конечно же насторожились. Они стали уточнять, кем именно приходится вам гражданин Петров и на каком основании он собирается оформлять кредит в ваше отсутствие. Петров выкрутился и сказал, что вы в больнице и готовитесь к серьезной и дорогостоящей операции. Как раз на нее и нужны деньги. Мошенница в телефонной трубке будет давить на вас психологически. Она расскажет о подозрительном поведении Петрова в банковском отделении, о том, что пришлось даже вызвать службу безопасности банка. Это испугало Николая Николаевича, и он сбежал.
Телефонный мошенник: как определить и куда обращаться
Телефонные мошенники стали одной из главных проблем банков и их клиентов. В последнее время мошенники обманывают не только по телефону, но и через мессенджеры. Телефонные мошенники обманули пожилого человека, и под предлогом перевода средств на безопасный счет, убедили его это сделать. В последнее время мошенники обманывают не только по телефону, но и через мессенджеры.
Как мошенники крадут ваши деньги, представляясь оператором сотовой связи
Новости, аналитика, прогнозы и другие материалы, представленные на данном сайте, не являются офертой или рекомендацией к покупке или продаже каких-либо активов. Телефонное мошенничество приносит мошенникам неплохие доходы. Часто мошенники говорят, что им нужны данные для расследования преступлений, связанных с мошенничеством по телефону. Телефонное мошенничество — это поставленный на поток преступный бизнес.
Звонки от телефонных мошенников предлагают блокировать автоматически
Поэтому требуется немедленно снять все деньги со своего счета и перевести их на «безопасную финансовую ячейку» или «резервный счет». Стоит ли говорить, что если человек верит звонящим и выполняет их указания, своих денег он больше не увидит. По каким ключевым словам при таком способе развода можно понять, что вам звонят мошенники? Как правило, именно с этих слов аферисты начинают свой спич: «Здравствуйте, я звоню вам касаемо вашей заявки, поданной сегодняшним днем на изменение финансового номера.
Вы подтверждаете свою заявку? Такой зачин у мошенников, пожалуй, самый распространенный. Не пытайтесь продолжать разговор, сразу же кладите трубку — ничего доброго от звонильщиков вы не получите.
Мошенники выспрашивают у жертвы максимум сведений: возраст, место проживания, где и кем работает, доходы, сбережения, состав семьи, имеет ли понятие о финансовой сфере, а если повезет, то еще и данные паспорта. А какое? Сколько у вас детишек?
Наверное, учатся в частной школе? И дело не в патриотизме, хотя на него тим-лидеры, обучающие аферистов тонкостям «бизнеса», охотно давят: дескать, врага нужно наказывать. Отнял у российской бабушки пенсию или «раздоил» предпринимателя — поддержал ВСУ.
На самом деле мошенники были бы не прочь обирать и граждан своей страны, да только местные правоохранители в этом случае быстро пресекли бы их деятельность: валом пошли бы жалобы, и силовикам пришлось бы принимать меры. А вот если работать на территории других государств, наказания нет никакого. Могут наорать, если чувствуют, что клиент не хочет выполнять их указания, пригрозить уголовным наказанием и приездом ОМОНа.
Точнее, следователи вообще никогда не запугивают, они всегда говорят по-человечески, — говорит Вадим Макшаев. Даже если человек начнет интересоваться, что случилось, следователь не станет говорить. Но он не будет грубить собеседнику, а еще раз мягко попросит подъехать в управление.
Вы проходите подозреваемым потерпевшим, свидетелем и т. Любопытно, но эта статья у мошенников — любимая. При этом они любят говорить, что телефонный разговор записывается, но это неправда, нет у них такой техники.
Вадим Макшаев вспоминает, как недавно был с коллегой-адвокатом в компании, рядом находился майор отдела, занимающегося экономическими преступлениями и борьбой с коррупцией. И тут у коллеги-адвоката раздался звонок. На том конце трубки представились капитаном полиции, и началась «разводка».
Коллега только вздохнул: «Опять украинцы хулиганят». И предложил мошеннику поговорить с настоящим майором, но тот отказался. Я сама сотрудник банка и сразу поняла, что мне пудрят мозги, — рассказывает Анна из Саратова.
Поняв, что прокололся, отключил связь. Еще одна любопытная вещь в регламенте кол-центров: мошенник должен удерживать жертву не меньше десяти минут. Считается, что за это время «клиенту» можно внушить все что угодно.
Кроме того, даже если человек не ведется на развод, «звонилка» не имеет права первым класть трубку. Закончить разговор может только «жертва». Если мошенник отключается сам — получает штраф.
Но самое позорное наказание для афериста — в случае постоянных неудач тим-лидер забирает у него стул, и остаток смены он работает стоя. Звонят «днепровцы» в основном по ip-телефонии.
Как бы ни хотелось вам поучаствовать в чем-то подобном и помочь разоблачить жуликов, но, увы, такие сообщения по телефону — это стопроцентный развод. Если даже когда-нибудь к вам и обратятся за помощью из спецслужб или ФСБ, это будет вживую, с предоставлением всех документов и в настоящем здании управления. На самом деле банк не будет просить вас что-то делать. Если операция кажется ему подозрительной, он может ее заблокировать, но звонить и предупреждать точно не станет. Только мошенники будут выражать обеспокоенность и предлагать вместо визита в офис выполнять их действия — называть пришедшие коды, номер карты и другие личные данные. Самая безопасная тактика — пообещать самому прийти в отделение банка — и положить трубку. Или перезвонить по официальному телефону техподдержки банка.
В случае любых подозрений они могут просто заблокировать все перемещения по счету и саму карту до тех пор, пока вы не придете в отделение с паспортом. Положили трубку, но червяк сомнения по-прежнему гложет? Позвоните сами в банк по номеру телефона, который указан на обратной стороне карты, или в контакт-центр ведомства, сотрудником которого представлялся звонящий. Необходимо оформить «зеркальный» кредит Это еще одна частая легенда, с помощью которой человека заставляют взять онлайн-кредит и перевести деньги злоумышленникам. Нужно это якобы для того, чтобы нейтрализовать взятый на вас мошенниками кредит. Расчет делается на то, что человек испугается внезапно появившегося долга и будет вести себя неадекватно ситуации. Стоит твердо знать одну вещь: незаконный кредит может отменить только суд! И если у вас такой появится, то обжаловать кредитный договор банк вам также предложит в суде. Сотрудники банка могут только блокировать счет до выяснения обстоятельств, если увидят подозрительные действия.
Никаких манипуляций они вам не предложат. И уж тем более этим не будут заниматься правоохранительные органы. Обобщая: никаких «зеркальных» кредитов не существует в природе. Слышим эту формулировку — бросаем трубку! Осталась тревога — идем ногами в банк или звоним по общедоступному номеру и узнаем о своих долговых обязательствах.
Собранная при помощи cookie информация не может идентифицировать вас, однако может помочь нам улучшить работу нашего сайта. Информация об использовании вами данного сайта, будет передаваться и храниться на сервере Яндекса в Российской Федерации. Яндекс будет обрабатывать эту информацию с целью анализа пользовательской активности Вы можете отказаться от использования cookies, выбрав соответствующие настройки в браузере.
И действительно, вскоре жертве на карту падает небольшая сумма, а её саму добавляют в чат, где раздают новые задания. Участники чата — такие же работники и менеджер-куратор — либо подставные, либо боты. После нескольких успешно выполненных заданий жертве предлагают выкупить товар, чтобы опять же поднять его рейтинг. По заверениям куратора, покупку отправлять не будут, но работник получит обратно потраченные деньги плюс процент сверху. Разумеется, настоящие маркетплейсы в этой схеме никак не задействованы — жертва получает ссылки на сайт-клон. Таких "заданий" может быть несколько — мошенники стимулируют выкупать всё больше, и в какой-то момент деньги уходят в неизвестном направлении. Конечно, это далеко не все действующие схемы обмана. Например, так недавно чуть не потеряла сбережения пенсионерка в Прокопьевске. Для развода уверенных интернет-пользователей мошенники берут на вооружение современные технологии вплоть до дипфейка и дипвойса от англ. Пока это не носит массовый характер. Будьте аккуратны со своими персональными данными — не оставляйте их на сомнительных сайтах. Именно персональные данные позволяют мошенникам составить "портрет" жертвы и втереться в доверие. Но даже если вы крайне аккуратны в интернете, остается риск утечек данных и взломов баз компаний и структур — информация о вас может попасть в руки мошенников. На сегодняшний день телеком-отрасль прилагает большие усилия для защиты от подобных угроз. Мы каждый день отбиваем атаки с сомнительных номеров — это делается по умолчанию. Также используются дополнительные способы блокировки кибермошенников, которые разработаны на базе технологий Big Data: входящие звонки анализируются в режиме онлайн на основе больших данных и постоянно пополняющейся базы нежелательных контактов. В этом году мы запустили антиспам-приложение "Защитник" для абонентов всех операторов. Обслуживаемые абоненты могут дополнительно получать расшифровку перехваченного звонка, уведомление, если по их данным пытаются оформить кредит или если номер оказался скомпрометированным через утечку какой-либо базы данных. В год с помощью антиспам-решений блокируется несколько миллиардов нежелательных звонков. Например, в Кемеровской области в 2023 году было перехвачено 18,5 миллиона вызовов от спамеров и мошенников.
Киберспециалист рассказал о том, что нельзя говорить телефонным мошенникам
Не смотря на то, что тема с телефонными мошенниками постоянно освещается в интернете и СМИ, люди довольно часто попадаются на удочку мошенников и этот вид криминального бизнеса процветает. Доверчивость людей, невозможность быстро сориентироваться во время звонка мошенников, страх потерять свои накопления, «профессионализм» самих мошенников а среди них попадаются еще те психологи или до тончайших деталей выверенная и «работающая» схема обмана — все это позволяет мошенникам «облапошить» даже тех, кто вроде благоразумен, обладает критическим мышлением и теоретически знаком с вариантами уловок мошенников. Я и сам не раз сталкивался со звонками и сообщениями от телефонных мошенников. Бывало смешно, когда сразу понимал что это развод. А вот пару раз был на грани уж очень профессионально, логично, неожиданно и настойчиво они действовали , но все обошлось. Вариантов и вариаций каждого варианта телефонного мошенничества великое множество от простейших лобовых атак до довольно хитрых и изощренных многоходовок. Давайте рассмотрим, пусть далеко и не все, но основные наиболее часто используемые сценарии обмана доверчивых граждан. Предупрежден — значит вооружен!
Короткий вызов и сброс Самый частый и относительно самый безобидный в смысле потенциальных убытков сценарий. Мошенники регистрируют свой номер как платный. Звонят потенциальной жертве и довольно быстро сбрасывают вызов и ожидают, что абонент им перезвонит. И многие перезванивают. Кто-то из обыкновенного любопытства, кто-то ждет важного звонка, кто-то имеет привычку или считает необходимым перезванивать на пропущенные звонки. И если абонент перезванивает, то с его мобильного счета списывается некая сумма за звонок на платный номер. Размер суммы зависит от тарифа, который установлен мошенниками за входящие звонки на платный номер при его регистрации.
Если не хотите заплатить мошенникам, пусть и небольшую, но денежку, не надо перезванивать на номера, с которых идет вызов с быстрым сбросом звонка. Звонок о якобы попавшем в беду родственнике Одна из самых старых схем, но периодически срабатывает. Такие звонки осуществляются мошенниками обычно поздним вечером, ночью или под утро. Полусонной потенциальной жертве сообщается, что с родственниками сыном, дочерью, внуком или внучкой или друзьями произошла очень нехорошая история. Какая это история — зависит от фантазии мошенников. Сбил за рулем автомобиля пешехода, замешан в криминальной истории, попал в полицию, проигрался в карты, катастрофа, авария и т. В любом из сценариев необходимо срочно перевести или передать довольно крупную сумму, чтобы не возбуждалось уголовное дело, заплатить врачам в больнице, оплатить транспортировку человека в тяжелом состоянии вертолетом, расплатиться с карточным долгом и т.
Иногда первым общается с абонентом якобы его родственник или друг попавший в беду правда истерическим тоном и с фоновыми шумами, криками, писками, визгами , а затем трубка передается тому, кто проблему может решить. Он то и называет сумму и способ передачи денег. С год назад и мне так ночью звонил сын, который въехал в чужую дорогущую иномарку и надо было срочно оплатить ремонт и замять дело. У меня правда только дочь и спала она в тот момент в соседней комнате, но если мошенники «попадают» правильно, то есть вероятность, что «развод» удастся. В случае подобного звонка необходимо первым делом перезвонить самому родственнику или другу, от чьего имени звонят мошенники.
Эксперт отметил: на такие уловки чаще всего попадаются пожилые люди и женщины старше 35 лет, поскольку активнее всего идут на разговор. Второй — это теплые обзвоны, когда мошенники берут эти сведения из различных утекших баз данных. За последние годы в Сети накопилось такое количество персональных данных, что получить такую информацию не составляет труда", — рассказал в беседе с РЕН ТВ специалист в области кибербезопасности. По его словам, мошенники активно пользуются сведениями из утекших баз данных и легко могут получить информацию о том, где живет человек и какой машиной пользуется. Поделиться Эксперт рассказал, как телефонные мошенники выбирают своих жертв Эксперт рассказал, как телефонные мошенники выбирают своих жертв Как распознать телефонного афериста Чтобы втереться в доверие к жертве, телефонные аферисты стали представляться сотрудниками правоохранительных органов. Однако подобных преступников можно вычислить, говорит Вураско. Можно предложить прийти в отдел полиции и другой орган в зависимости от того, кем именно представляется злоумышленник, и уточнить там", — посоветовал эксперт. Кроме того, можно задать собеседнику наводящие вопросы, касающиеся органов МВД. По словам Вураско, телефонные аферисты, как правило, плохо ориентируются в подобных вопросах. Вряд ли это будет какая-то серьезная месть, но подписать вас на какой-нибудь СМС-бомбер они без труда могут. Это такие, с одной стороны, мелкие пакости, но с другой — они все равно усложняют жизнь", — предупредил Вураско.
Поступает звонок от потенциального работодателя, который предлагает провести собеседование в онлайне и прямо в процессе заполнить анкету, где требуется указать и данные банковской карты. После беседы человек не получает никаких предложений по работе — только теряет деньги, а его карточка потом ещё и всплывает в схемах по «обналу». Мошенники сообщают — деньги уже ждут, нужно только назвать данные карты. Другой вариант: вы что-то нарушили и должны выплатить штраф, чтобы ваш счёт не заблокировали. Мошенники даже высылают квитанцию на очень похожем на ведомственный бланке. Самая новая мошенническая схема даже поэтичная — они представляются, собственно, мошенниками. Сначала звонит «сотрудник сотового оператора», который просит назвать код из СМС, чтобы продлить договор на оказание услуг связи. А уже следом звонят «спасители», которые рассказывают: вас обманули, но сейчас всё исправим, а дальше начинается схема с «безопасным счётом». Выманивают пароли всё теми же телефонными звонками или, например, push-уведомлениями. Подобная атака, например, фиксировалась в конце марта: людям присылали сообщения о необходимости верифицировать номер телефона или подтвердить паспортные данные по приложенной ссылке. Аккаунт на «Госуслугах» могут использовать в разных «неприятных» вариациях. Во-первых, с помощью сервиса на вас могут взять кредит, используя фальшивые документы и вашу настоящую справку о доходах. Во-вторых, могут «угнать» налоговый вычет, самостоятельно отправив необходимые заявления, только указывая свой банковский счёт. Это могут использовать против вас при мошенническом звонке или рассылке.
По мнению юриста Смбата Алиханяна, такие люди попадаются по доброте душевной. А профессор еще и думает о науке, а не о том, что его сейчас обманут. Психолог Сергей Ениколопов поясняет, что высокий интеллект меряется одними методиками, а доверчивость и критическое мышление — другими: «Высоколобых людей можно развести на что угодно. Причем они бросают все свои интеллектуальные силы на участие в такой ситуации, считая, что они правильно думают. А еще не будем забывать, что и эти умные люди тоже находятся в стрессе и тоже подвержены изменениям формы мышления». Эксперт признается: и сам однажды чуть не стал жертвой обмана. Мне интересно собирать такие случаи, одна из тем моих исследований — негативная креативность, когда талант бросают на нехорошие дела. Но все же после этого разговора я закрыл все свои счета, подозревая, что мошенники что-то о них знают и могут взломать». Клинический психолог Лариса Пыжьянова вспоминает, как мошенники чуть не обманули ее подругу, вузовского преподавателя: «Недавно моей подруге позвонил «следователь по борьбе с экономическими преступлениями». Не угрожал и не пугал, а пошел другим путем: надо было помочь, разобраться с ситуацией снятия денег с ее карты. Ей начали звонить «следователи» с разных номеров. А подруга все записала: привычка преподавателя — блокнот всегда под рукой. И между звонками она догадалась забить в поисковой системе в интернете фамилию следователя, номера телефонов, и увидела, что следователь действительно существует в реальности, только не в Москве, а работает совершенно в другом регионе. Подруга начала понимать, что это какой-то обман. А в следующих звонках ей уже говорили идти к банкомату, давали указания, что сделать. Причем «следователь» говорил: «Пойдете к банкомату, будьте на связи по дороге, я буду с вами разговаривать». Из транса ее вывело только то, что у телефона садилась батарея. Она сбросила звонок и больше не отвечала. И потом удивлялась: «Надо же, ведь я все это читала, знаю, как я чуть не попалась? Спросите прямо: «Вы мошенник? Прочите сами и обязательно расскажите своим близким. Если вам звонит кто-то «из банка» или «из полиции», они должны звонить с официальных номеров. Если это Сбербанк — это номер 900. Если ВТБ — 1000. Хотя бывает, что и эти номера подделывают. Что касается звонков с семизначных мобильных номеров — бывает, что эти люди действительно не мошенники, но они и не сотрудники банка. Так работают организации, которые продают банковские услуги. Но с ними тоже лучше не взаимодействовать и не давать личную информацию. Если вы сомневаетесь, что это банк, прервите разговор, сразу перезвоните в банк и сообщите о разговоре. Вы тут же узнаете, реальный ли это был разговор или это был мошенник. Попробуйте задать сразу встречный вопрос: «А вы мошенник? Также попросите связать вас с вышестоящим руководством. Как правило, они не могут этого сделать, а пока думают, что вам ответить, опять же теряются, и это тоже показатель. Просите назвать фамилию, имя, отчество и должность. И сообщайте, что вы их записываете. Когда человек называет вымышленные данные, это сразу ощущается по голосу, по темпу речи. Говорят, что мошенникам нельзя говорить «да» и «нет», поскольку они могут записать ваш голос и, в случае если вы оставляли в банке образец биометрии, позднее сфальсифицировать ее. Это не имеет под собой реального основания, у мошенников иной принцип работы. Главное — никому не передавайте ваши паспортные данные, данные СНИЛС, реквизиты, не сообщайте никакие sms-коды, никуда не переводите деньги с ваших счетов. Есть методы обмана, когда звонивший сообщает, что ваш близкий кого-то сбил или еще что-то натворил, и надо срочно заплатить, чтобы не возбуждали уголовное дело. Во-первых, забудьте для себя вообще способ решать любые дела через взятку, тогда вам будет очень просто отказаться от такой «услуги» телефонного мошенника. А второе — помните, что по телефону настоящие следователи никогда не решают такие вопросы. И конечно, никто не будет вам звонить и просить взятку. Требуйте назвать ФИО, должность, сообщить конкретный адрес, номер отделения полиции и так далее. Если ситуация действительно имела место, стоит ехать туда и разбираться. Не торопитесь в разговоре. Мошенники всегда торопят, не ведитесь на это. Рассуждайте трезво, спокойно. Будьте изначально в позиции, что, скорее всего, это мошенники. Не доверяйте. Если вы уже начали следовать указаниям мошенника, главное — не дойти до перевода денег. Если не успели еще перевести суммы, срочно надо поменять все пароли-входы в свои банковские приложения, почты, коды к картам и так далее. Если уже перевели куда-то свои средства, сразу обращайтесь в банк и пишите заявление в полицию. Пожилые люди действительно часто попадаются на эту удочку. Лучше, чтобы у пожилого человека в телефоне не было клиент-банка, или просто дать ему кнопочный телефон.