Первый съезд Всемирного конгресса бухарских евреев состоялся 23 ноября 2000 года. Так через бухарских евреев в страну беспрепятственно пошел поток товаров из Бухары, что в долгосрочной перспективе возымело положительное значение в отношениях империи и эмирата.
Еврейский музей и центр толерантности открыл выставку «Бухарские евреи: на перекрестке цивилизаций»
Бухарские евреи откуда есть они пришли в Бухару Благородную?После публикации моих статей по саманидам я получил большое число откликов, разделившихся. Бухарские евреи – этнос, сформировавшийся в XVIII веке на территории центральноазиатских мусульманских государств: Бухарского эмирата, Кокандского и Хивинского ханств. В Еврейском музее и центре толерантности открылась масштабная выставка "Бухарские евреи: на перекрестке цивилизаций", сообщает пресс-служба институции. Читайте последние новости дня по теме бухарские евреи: В Москве открылась выставка, рассказывающая о жизни бухарских евреев, Камилов и Всемирный конгресс бухарских. Значительное место в экспозиции отведено традиционной одежде бухарских евреев и образцам ткачества и золотого шитья.
В Москве открылась выставка «Бухарские евреи: на перекрестке цивилизаций»
этнос, сформировавшийся в XVIII веке на территории центральноазиатских мусульманских государств: Бухарского эмирата, Кокандского и Хивинского ханств. До 18 июня в Еврейском музее и центре толерантности проходит экспозиция «Бухарские евреи: на перекрестке цивилизаций». Масштабный проект посвящен культуре бухарских евреев как феномену особой еврейской идентичности в контексте культур Центральной Азии. В Еврейском музее и центре толерантности российской столицы развернулась выставка «Бухарские евреи: на перекрестке цивилизаций». Евреи живут в Бухаре, оазисе на старом Шелковом пути, уже более 2000 лет.
Вернутся ли бухарские евреи в Таджикистан?
Бухарские евреи играли важную роль в развитии местной музыкальной культуры и традиционных ремесел. С середины XIX века они заняли видное место в системе международной торговли между Россией и странами Востока. Успешные еврейские купцы выдвинули из своей среды деятельных предпринимателей, просветителей и меценатов, которые стали пионерами промышленности, внедрения новых систем образования, становления театра и современного книгоиздательства в регионе. Их усилиями в конце столетия был также создан Бухарский квартал в Иерусалиме, ставший очагом бухарско-еврейской культуры и одним из центров новой экономической активности в Святой земле. В появившихся после революции центральноазиатских республиках бухарские евреи создавали национальные колхозы, новые школы, служили в Красной армии, сражались на фронтах Великой Отечественной войны, составили значительный процент ученых и профессионалов разных специальностей, а также творческой интеллигенции Узбекистана и Таджикистана.
Заключительное мероприятие проекта «Традиционные бухарско-еврейские дома и махалли: документация и руководство по сохранению». Мероприятие было нацелено на представление результатов совместного трехлетнего проекта «Традиционные бухарско-еврейские дома и махалли: документация и руководство по сохранению».
Прежде всего обращает на себя внимание ктуба брачный договор , составленный в Бухаре в 1692 г. Это один из самых старых еврейских документов если вообще не самый старый с территории Средней Азии в российских коллекциях. Время его создания совпадает с эпохой формирования бухарских евреев как отдельного этноса. Ктуба — неотъемлемый атрибут традиционной еврейской свадьбы.
Этот документ, составленный по обычаю на арамейском языке, жених во время свадьбы передает невесте.
Последние новости России и мира, политика, экономика, бизнес, курсы валют, культура, технологии, спорт, интервью, специальные репортажи, происшествия и многое другое. Россия 24 — это единственный российский информационный канал, вещающий 24 часа в сутки. Мировые новости и новости регионов России. Экономическая аналитика и интервью с влиятельнейшими персонами.
«Бухарские евреи: на перекрестке цивилизаций»: редкие экспонаты в Еврейском музее
Большинство произведений являются частью коллекции Музея истории евреев в России и собраны в еврейских семьях в ходе музейных экспедиций в Среднюю Азию. Также на выставке будут представлены экспонаты из собрания Российского этнографического музея, Фонда Марджани и частных коллекций. Выставки подобного масштаба и наполнения еще не было ни в одном этнографическом, еврейском или художественном музее. Как особый еврейский субэтнос бухарские евреи окончательно сформировались в XVIII веке на территории центральноазиатских мусульманских государств: Бухарского эмирата, Кокандского и Хивинского ханств. Однако их культура наследовала и продолжила традиции гораздо более раннего времени, корни которых восходят к эпохе Персидской империи. Уже в эпоху Средневековья Бухара и Самарканд стали заметными центрами еврейской учености и религиозной поэзии на фарси и иврите. Несмотря на дискриминацию и религиозные гонения, которым они подвергались в Центральной Азии, бухарские евреи играли важную роль в развитии местной музыкальной культуры и традиционных ремесел.
Все открытия относились ко II в. Продвижению данной нации на восток способствовало начало функционирования Великого Шелкового Пути, по которому еврейские купцы проникли в самую глубинку Средней Азии, а затем продвинулись в направлении Китая до самого тихоокеанского побережья. Дополнительным фактором их продвижения в Среднюю Азию послужили последствия Иудейских войн 66-70, 132-135 годов. Значительная часть населения во избежание попадания в рабство была вынуждена покинуть Иудею и Иерусалим. Так появились крупные еврейские общины в Балхе, Мерве и Термезе. Расцвет Пока в Среднюю Азию не вторглись арабы, этот край был населен множеством народов, часто принадлежавших к различным религиозным течениям.
Здесь свободно уживались буддизм и индуизм, христианство и иудаизм, зороастризм и различные синкретические культы. Ситуация изменилась с приходом сюда ислама, однако евреи сумели приспособиться к такому положению вещей. Их невероятная работоспособность и образованность позволяли занимать крайне почетные должности в местном обществе. К примеру, проживавший в 800-х годах Сагль Аль-Табари, родившийся в Табаристане, прославился в качестве ученого-математика и врача. Его стараниями на арабский с греческого языка был переведен труд «Альмагест» знаменитого астронома Птолемея. Представители тюркской династии Газневидов, правившие в Х-ХI ст.
К этому моменту количество людей данной нации в Средней Азии достигло максимального количества, а культура — своего поистине «золотого века». Появление бухарско-еврейского диалекта В течение длительного периода, проживая в среде ираноязычных народов, бухарским евреям не оставалось другого выхода, как приобщаться к языку фарси. Продвигаясь дальше в Среднюю Азию, они сберегли его. Данному обстоятельству помогало то, что таджикский язык новых районов не слишком отличался от персидского. Постепенно он стал диалектом, который начали называть бухарским. Началом существования бухарско-еврейского языка принято считать Х-ХI в.
Однако арабскую письменность евреи не приняли, продолжая пользоваться еврейским письмом. В Среднюю Азию двинулись монголы, безжалостно уничтожавшие евреев. Лишь в городах Балх, Мерв, Хорезм сумели сохраниться небольшие группы людей этой национальности.
Хиския а-мелех, дом 8 было построено здание для бухарско-еврейской молодежи. В 1955 году в этом здании была организована йешива. Среди её воспитанников был Ицхак Аминов, позже возглавивший эту йешиву, впоследствии его избрали главным раввином бухарских евреев Израиля. В 1960-х годах в Израиле организован фольклорный ансамбль Элизеровых, а известная поэтесса Шуламит Тилаева организовала фонд помощи студентам. Активная деятельность в области культуры и образования бухарских евреев связана с созданием в 1972 году организации «Брит Йоцей Бухара» Союз выходцев бухарских евреев , которую возглавляют Бенсион и Пинхас Фузайловы. Министром связи и коммуникации Израиля был депутат Кнессета Рафаэль Пинхаси. Важную роль в деле религиозного образования сыграла организация «Шаарей Цион», возглавляемая Шмуэлем Алишаевым и «Хазон Авнер» во главе с Леви Леваевым.
В конце 20 века сложилась новая демографическая картина расселения бухарских евреев в мире. Началась новая точка отсчета истории бухарских евреев.
Шерали Сафарович был инициатором и активным участником в поиске и приобретении помещения новой синагоги, в результате чего произошло крайне важное событие в жизни еврейской общины Таджикистана — передача глубокоуважаемым Асадуллозода Хасаном Асадуллоевичем в дар еврейской общине своего собственного, большого, благоустроенного дома. Шерали Ниязов направлял также свои собственные финансовые средства на обустройство этого дома, закупку мебели и бытовой техники. При его содействии организовывались приемы на высшем государственном уровне для многочисленных бухарско-еврейских делегаций, прибывающих в Таджикистан из США, Израиля, Австрии, России. Какие бы события не происходили в жизни бухарских евреев, радостные или горестные, братья Ниязовы, невзирая на время и расстояния, всегда старались принять в них участие. Они продолжают опекать бухарско-еврейскую общину Таджикистана, оказывая ей всяческую поддержку и благотворительную помощь, принимают участие в охране и благоустройстве кладбища в Душанбе, широко и щедро принимают всех своих гостей, демонстрируя верность дружбе, отзывчивость и гостеприимство.
Еврейский музей представляет выставку «Бухарские евреи: на перекрестке цивилизаций»
Это была ее стихия, она целыми днями пропадает в библиотеках, ищет новые факты о происхождении своего народа, изучает еврейскую письменность, арабский алфавит. Открывает для себя много нового, ранее запретного - о существовании в 1920-30 годы школ для "местных" евреев в городах Средней Азии, об учебниках, словарях и книгах, написанные еврейской и латинской графикой. Кстати, произведение последнего "Ба ёди Худойдод" В память о Ходойдате сохранилось и на арабской графике, - рассказывает исследовательница. Темой диссертации выбирает историю бухарских евреев. Тогда, в 1980-ые годы, она собирала любой материал, все было ново и не исследовано.
Занималась языком и литературой, историей и этнографией, устным и музыкальным фольклором, всем тем, что хоть немного приоткрывало исторические тайны жизни ее народа. Научным руководителем молодого аспиранта стал профессор Альберт Хромов — большой учёный, человек огромной души. Благодаря Якубу Исааковичу Калонтарову и его супруге Розе Львовне Неменовой, сотрудникам института языка и литературы при АН Таджикистана, которых я называю своими наставниками, у меня появились интерес и огромное желание заняться исследованием языка бухарских евреев». Хана еще в детстве обращала внимание, что родители говорили дома на родном языке, как ей казалось, таджикском, а на улице с другими людьми меняли своё произношение, интонацию, слова.
Ее пытливый ум искал ответы на ее же вопрос - почему? Это только потом, я отметила определенное количество слов в языке бухарских евреев явно неперсидского происхождения. Так, я впервые выступила с докладом на конференции в Душанбе, чуть позже появилась моя первая статья в Москве о гебраизмах древнееврейских словах в языке среднеазиатских бухарских евреев», - рассказывает она. Большая Алия Конец 80-х начало 90-х в некогда спокойной и стабильной стране пришли в движение давно забытые тектонические плиты национализма и антисемитизма, набирал силу политический и экономический кризис, стало неспокойно и в Таджикистане.
Начинается самая массовая репатриация еврейского населения на историческую Родину Израиль - Большая Алия, Родину от которой они были оторваны многие века. Главной заповедью-пожеланием всех поколений иудеев долгие годы было — «Встретимся в следующем году в Иерусалиме», а в каждом доме на стенах имелась надпись: «Пусть отсохнет моя правая рука, если я забуду тебя, Иерусалим». На правом косяке входной двери еврейского дома всегда была укреплена мезуза — пергамент с двумя отрывками из молитвы "Шма", которую произносили мужчины, входя в дом и положив на нее руку. В этот период из СССР выехало 1,6 млн.
Хана - уже мать двоих аспирантов с почти готовой диссертацией, оказывается в числе репатриантов. Земля обетованная Израиль встречает молодую семью, курортным городом Тверия на севере страны и многочисленными курсами по изучению иврита, центрами абсорбции, всем тем, что необходимо для быстрейшей ассимиляции переселенцев. Считаю, каждый должен жить в своей стране. Израиль надо полюбить, тогда он ответит тебе тем же», - говорит она.
По приезду изменилось все, но только не отношение Ханы к науке. Знания и научный багаж, накопленный в Таджикистане, не дает ей покоя, она переезжает в город Холон и по рекомендации известного израильского ученого профессора Михаэля Занда, поступает в Иерусалимский университет. Экзамены сдавала на английском языке, иврита не знала, только начала изучать. Посещала курсы еврейских языков не удивляйтесь, есть такой термин , курсы еврейско-таджикского языка и литературы, персидского и, даже, таджикского языка».
Закончив университет, Хана Толмас поступает в докторантуру, и выбирает тему научной работы - «Антропонимия бухарских евреев», начатую еще в Академии наук Таджикистан. В ней она раскрывает смысл, скрытый под тем или иным именем, почему человеку дали то или иное прозвище лакаб , откуда и когда произошли фамилии. В связи с чем менялись традиции наречения, как появлялось несколько имён у человека и т. Невозможно было описать антропонимию бухарских евреев, не зная языка, историю, традиций этого народа, все эти аспекты взаимосвязаны.
Среди евреев Средней Азии в досоветский период встречалась группа под названием "чала" — евреи, принявшие ислам, но соблюдавшие тайно законы иудаизма. Такие евреи получали мусульманские имена, впоследствии ставшие фамилиями последующих поколений, например Абдурахманов, Абдукаримов. Многие скрывали своё происхождение, и использовали "кальку" с еврейского имени на мусульманское, так Натаниэль данный богом становился Худойдотом», - поясняет ученый.
Темами её картин становятся базары, чайханы, улочки старого города. Для исследователей узбекистанского искусства показателен так называемый бухарский цикл художницы. Обаятельны и значительны образы горожан в традиционных национальных костюмах. Художница создает образ длинными мазками, отбрасывая лишнее, добиваясь исключительной цветосилы и воплощая характерные национальные черты. Вклад Разумовской Ю.
Разумовская Ю. Бухарские евреи из серии «Типы старой Бухары»:.
Выставки подобного масштаба и наполнения еще не было ни в одном этнографическом, еврейском или художественном музее.
Как особый еврейский субэтнос бухарские евреи окончательно сформировались в XVIII веке на территории центральноазиатских мусульманских государств: Бухарского эмирата, Кокандского и Хивинского ханств. Однако их культура наследовала и продолжила традиции гораздо более раннего времени, корни которых восходят к эпохе Персидской империи. Уже в эпоху Средневековья Бухара и Самарканд стали заметными центрами еврейской учености и религиозной поэзии на фарси и иврите.
Несмотря на дискриминацию и религиозные гонения, которым они подвергались в Центральной Азии, бухарские евреи играли важную роль в развитии местной музыкальной культуры и традиционных ремесел. С середины XIX века они заняли видное место в системе международной торговли между Россией и странами Востока.
Проект организован совместно с Политехническим музеем и проходит в рамках объявленного в России Десятилетия науки и технологий 2022—2031. Значительную часть экспозиции занимают интерактивные зоны: «космическая» песочница с кинетическим песком, цифровая биография «Fish Making», комната Эймса, и звуковая стена «Природные явления». Выставочный проект сопровождает масштабная программа мероприятий. К выставке подготовлены семейная программа, специальная публичная программа и интерактивная экскурсионная программа для посетителей с ментальными особенностями.
Вокруг темы выставки построена программа детской резиденции «Наука через искусство».
Последние бухарские евреи — фоторепортаж
Приоритетными направлениями деятельности Конгресса являются сохранение духовного наследия и национальной культуры бухарских евреев, возвращение к своим историческим корням. Оказывается социальная и финансовая помощь нуждающимся, поддержка подрастающего поколения в том числе в виде стипендий для талантлиых студентов. Конгресс издает газету "Менора", которая объединяет десятки тысяч читателей во всем мире.
Их усилиями в конце столетия был также создан Бухарский квартал в Иерусалиме, ставший очагом бухарско-еврейской культуры и одним из центров новой экономической активности в Святой земле. В появившихся после революции центральноазиатских республиках бухарские евреи были вовлечены в различные формы социалистической модернизации и атеистического воспитания: создавали национальные колхозы, новые школы, служили в Красной армии, сражались на фронтах Великой Отечественной войны, составили значительный процент ученых и профессионалов разных специальностей, а также творческой интеллигенции Узбекистана и Таджикистана. Сегодня в результате массовой миграции из традиционных мест проживания большая часть бухарских евреев оказалась в Западной Европе, Израиле и США. Однако на всех этапах своей истории и в различных интеграционных процессах, несмотря на внешние влияния в разных странах, бухарские евреи сумели сохранить свою уникальную культуру, свои особые обычаи и обряды, верность иудаизму. Презентация этого феномена — сохранения собственной идентичности и культурного своеобразия бухарских евреев в контексте окружающих народов — и стала главной темой выставки.
Я пообещал, что Гейдар Алиев будет с нами зажигать свечи на Хануку, однако, к сожалению, он умер за пять дней до праздника. На похоронах Ильхам Алиев, его сын, пообещал выполнить все обещания отца, за что мы ему благодарны», — отметил Л. Борис Кандов, президент Конгресса бухарских евреев в США и Канаде, отметил представительность собрания лидеров еврейских общин на территории Азербайджана и поблагодарил Льва Леваева за поддержку в создании образовательных и культурных учреждений. Посол Израиля в Азербайджане Джордж Дик сказал, что,запомнил свою первую аудиенцию у президента страны Ильхама Алиева в 2019 г. Это было верно тогда, и сегодня это тоже актуально, как никогда. В мире многие обеспокоены происходящим, особенно в связи с Израилем, и, конечно, многие евреи испытывают беспокойство за своё будущее. Тем не менее, здесь, большинство евреев чувствуют себя на 100 процентов уверенно. Я хочу лично поздравить господина президента конгресса бухарских евреев, господина Леваева, а также приветствовать и поздравить всех, кто приехал сюда буквально со всего мира.
Министром связи и коммуникации Израиля был депутат Кнессета Рафаэль Пинхаси. Важную роль в деле религиозного образования сыграла организация «Шаарей Цион», возглавляемая Шмуэлем Алишаевым и «Хазон Авнер» во главе с Леви Леваевым. В конце 20 века сложилась новая демографическая картина расселения бухарских евреев в мире. Началась новая точка отсчета истории бухарских евреев. Сегодня во всём мире примерно 220 тысяч бухарских евреев. В городах Израиля компактно живут 150 тыс. В 2000 году был создан Всемирный конгресс бухарских евреев во главе с Леви Леваевым, который своей масштабной деятельностью изменил отношение израильского обывателя к общине бухарских евреев. В том же году по инициативе Арона Шаламаева был организован Союз писателей бухарских евреев Израиля. Духовно-религиозная жизнь общины строится вокруг синагог и йешив: бухарским евреям в Израиле принадлежит 140 синагог.
Последние бухарские евреи — фоторепортаж
этнос, сформировавшийся в XVIII веке на территории центральноазиатских мусульманских государств: Бухарского эмирата, Кокандского и Хивинского ханств. Эта тесно спаянная община бухарских евреев ведет свою историю с момента своего изгнания из Иерусалима 2,5 тысячи лет тому назад. В Еврейском музее и центре толерантности открылась выставка "Бухарские евреи: на перекрестке цивилизаций". Шестого сентября в Коканде собралась большая делегация бухарских евреев, приехавших из разных стран мира.