К двухсотлетию со дня рождения Федора Михайловича Достоевского колумнист BURO. 6 февраля 1857 года Федора Михайловича Достоевского и Марию Дмитриевну Исаеву обвенчали в Кузнецкой церкви, но счастливая семейная жизнь не сложилась. Фёдор Михайлович Достоевский считал детей «ангельскими душами» и очень трепетно относился к ним. Фёдор Михайлович Достоевский родился 30 октября (11 ноября) 1821 года в Москве, и был вторым сыном из восьмерых детей семейства.
Достоевский Фёдор Михайлович (1821 - 1881)
Формально именно Михаил считается редактором изданий, потому что Федор, как бывший каторжник, до сих пор находится под надзором полиции. Благодаря таланту Достоевского и его «политическому» прошлому журналы обретают большую популярность. Журналистские усилия классика были продиктованы желанием донести до общества свое видение гармоничного мироустройства: примирение и объединение русской самобытной культуры с передовыми достижениями западного общества. В тот же период Федор Михайлович ведет рубрику «Дневник писателя», сначала, как раздел в журнале «Гражданин», потом выпуская альманах самостоятельным изданием. В этих работах раскрывается его уникальный публицистический талант. Он использует различные жанры: очерки, фельетоны, рассказы, эссе, заметки. Темой для размышлений становятся насущные проблемы того периода. Он анализирует политические, социальные и культурные процессы.
Эти статьи были очень популярны у образованных и мыслящих читателей, и особенно у прогрессивной молодежи. Следующие двадцать лет Достоевский переживает необычайный творческий подъем. Именно тогда он сочиняет все свои мировые шедевры: «Преступление и наказание» 1866 , «Идиот» 1868 , «Бесы» 1871-1872 , «Подросток» 1874-1875 и «Братья Карамазовы» 1880. Роман «Братья Карамазовы», как его называли «житие великого грешника», стал последним произведением Достоевского. Он был дописан в ноябре 1880 года. Сам Достоевский писал о нем следующее: Роман читают всюду, пишут мне письма, читает молодежь, читают в высшем обществе, и никогда еще я не имел такого успеха. Этот цикл произведений принято называть «Пятикнижием».
В пяти романах сконцентрировался весь необыкновенный гений прозаика. Достоевский поднимает глубокие нравственные проблемы общества через образ отдельного «маленького человека», выворачивая практически «наизнанку» глубины подсознания персонажа. Страсть к азартным играм Одна пагубная страсть Достоевского стала вдохновением для написания романа «Игрок», который был опубликован в 1866 году. Произведение было практически автобиографическим. В 1863 году писатель, тогда уже вдовец, отдыхал в Висбадене с возлюбленной Полиной Сусловой и проиграл в рулетку не только все свои деньги, но и деньги своей спутницы. Труды Достоевского неплохо оплачивались, но свободных денег никогда не было. Он был непрактичным человеком, после смерти брата взял на себя его долги и заботу об осиротевшей семье, помогал пасынку, никогда не скупился на милостыню и не торговался с издателями.
Некоторые исследователи его творчества считают, что хроническая уничижительная бедность толкала Федора Михайловича к азартным играм. Вторая жена старалась во всем поддерживать мужа, вела финансовые дела и боролась с его азартной натурой. В первый же год брака он снова проиграл огромную сумму, даже заложил обручальное кольцо и приданное Анны. Супруги были должны ростовщикам, знакомым и друзьям, кредиторы одолевали семью требованиями. Писатель тяжело переживал этот период жизни. Стыд перед любимой женщиной заставил его дать обещание отказаться от игры, и Федор Михайлович сдержал слово. Болезни и смерть После нервного потрясения, полученного в ожидании расстрела, Достоевский всю жизнь страдал от эпилептических припадков, которые случались несколько раз в год, иногда по два-три приступа подряд.
После обострения болезни, Федор Михайлович несколько дней чувствовал себя разбитым. Это состояние он со всеми клиническими подробностями описал в своих произведениях. Некоторые герои страдают от «падучей», как тогда называли этот недуг. Другая вредная привычка, от которой так и не смог отказаться писатель — курение. Врачи настоятельно рекомендовали ему отказаться от зависимости, здоровье все ухудшалось, но бросить курить Достоевский так и не сумел. Несмотря на лечение за границей, проблемы с легкими все более усугублялись.
По резолюции Николая I казнь была заменена ему 4-летней каторгой с лишением «всех прав состояния» и последующей сдачей в солдаты. Ночью 24 декабря Достоевский в оковах был отправлен из Петербурга. Анненковой, А. Муравьёвой и Н. Фонвизиной; они подарили ему Евангелие, которое он хранил всю жизнь. С января 1850 по 1854 Достоевский вместе с Дуровым отбывал каторгу «чернорабочим» в Омской крепости. В январе 1854 г. В ноябре 1855 г. Достоевский произведен в унтер-офицеры, а после долгих хлопот прокурора Врангеля и других сибирских и петербургских знакомых в том числе Э. Тотлебена — в прапорщики; весной 1857 писателю было возвращено потомственное дворянство и право печататься, но полицейский надзор над ним сохранялся до 1875. В 1857 г. Достоевский женился на овдовевшей М. Исаевой, которая, по его словам, была «женщина души самой возвышенной и восторженной … Идеалистка была в полном смысле слова … и чиста, и наивна притом была совсем как ребенок». Брак не был счастливым: Исаева дала согласие после долгих колебаний, измучивших Достоевского. В Сибири писатель начал работу над воспоминаниями о каторге «сибирская» тетрадь, содержащая фольклорные, этнографические и дневниковые записи, послужила источником для «Записок из Мертвого дома» и многих других книг Достоевского. Создав две «провинциальные» комические повести — «Дядюшкин сон» и «Село Степанчиково и его обитатели», Достоевский вступил через посредство брата Михаила в переговоры с М. Катковым, Некрасовым, А. Однако современная критика не оценила и обошла почти полным молчанием эти первые произведения «нового» Достоевского. Достоевский по прошению был уволен «по болезни» в отставку в чине подпоручика и получил разрешение жить в Твери с воспрещением въезда в Петербургскую и Московскую губернии. С 1859 — в Твери, где возобновил прежние литературные знакомства и завязал новые. Позже шеф жандармов известил тверского губернатора о разрешении Достоевскому жить в Петербурге, куда он приехал в декабре 1859 г. Расцвет творчества Достоевского Интенсивная деятельность Достоевского сочетала редакторскую работу над «чужими» рукописями с публикацией собственных статей, полемических заметок, примечаний, а главное художественных произведений. Роман «Униженные и оскорбленные»— произведение переходное, своеобразное возвращение на новой ступени развития к мотивам творчества 1840-х гг. В то же время роман заключал в себе черты сюжетов, стиля и героев произведений позднего Достоевского. Огромный успех имели «Записки из Мертвого дома». В Сибири, по признанию Достоевского, изменились «постепенно и после очень-очень долгого времени» его «убеждения». Суть этих перемен, Достоевский в самой общей форме сформулировал как «возврат к народному корню, к узнанию русской души, к признанию духа народного». В журналах «Время» и «Эпоха» братья Достоевские выступали как идеологи «почвенничества» — специфической модификации идей славянофильства. Скептически относясь к революционным путям преобразования России и Европы, Достоевский высказывал эти сомнения в художественных произведениях, статьях и объявлениях «Времени», в резкой полемике с публикациями «Современника». Суть возражений Достоевского — возможность после реформы сближения правительства и интеллигенции с народом, их мирного сотрудничества. Эту полемику Достоевский продолжает и в повести «Записки из подполья» «Эпоха», 1864 — философско-художественной прелюдии к «идеологическим» романам писателя. Достоевский писал: «Я горжусь, что впервые вывел настоящего человека русского большинства и впервые разоблачил его уродливую и трагическую сторону. Трагизм состоит в сознании уродливости. Только я один вывел трагизм подполья, состоящий в страдании, в самоказни, в сознании лучшего и в невозможности достичь его и, главное, в ярком убеждении этих несчастных, что и все таковы, а стало быть, не стоит и исправляться! В июне 1862 г. В августе 1863 г. В Париже он встретился с А. Сусловой, драматические взаимоотношения с которой 1861—1866 получили отражение в романе «Игрок», «Идиот» и других произведениях. В Баден-Бадене, увлеченный, по азартности своей натуры, игрой в рулетку, проигрывается «весь, совершенно дотла»; это многолетнее увлечение Достоевского — одно из качеств его страстной натуры. В октябре 1863 г. До середины ноября жил с больной женой во Владимире, а в конце 1863— апреле 1864— в Москве, наезжая по делам в Петербург. Личность Марии Дмитриевны, как и обстоятельства их «несчастной» любви, отразились во многих произведениях Достоевского в частности, в образах Катерины Ивановны — «Преступление и наказание» и Настасьи Филипповны — «Идиот». После смерти брата Достоевский взял на себя издание отягощенного большим долгом и отстававшего на 3 месяца журнала «Эпоха»; журнал начал выходить регулярней, но резкое падение подписки на 1865 г. Он остался должным кредиторам около 15 тысяч рублей, которые смог выплатить лишь к концу жизни. Стремясь обеспечить условия для работы, Достоевский заключил контракт с Ф. Стелловским на издание собрания сочинений и обязался написать для него новый роман к 1 ноября 1866. Весной 1865 года Достоевский — частый гость семьи генерала В. Корвин-Круковского, старшей дочерью которого А. Корвин-Круковской он был сильно увлечен. В июле он выехал в Висбаден, откуда осенью 1865 г. Предыдущая Следующая Летом 1866 г. Достоевский находился в Москве и на даче в сельце Люблино, поблизости от семьи сестры Веры Михайловны, где ночами писал роман «Преступление и наказание». Божия правда, земной закон берет свое, и он — кончает тем, что принужден сам на себя донести. Принужден, чтобы хотя погибнуть в каторге, но примкнуть опять к людям…». Точно и многогранно изображены в романе Петербург и «текущая действительность», богатство социальных характеров, «целый мир сословных и профессиональных типов», но это действительность преображенная и открытая художником, взгляд которого проникает до самой сути вещей. Напряженные философские диспуты, пророческие сны, исповеди и кошмары, гротескно-карикатурные сцены, естественно переходящие в трагические, символические встречи героев, апокалиптический образ призрачного города органично сцеплены в романе Достоевского. Роман, по словам самого автора, «удался чрезвычайно» и поднял его «репутацию как писателя». В 1866 г. Достоевский прибегает к необычному способу работы: 4 октября 1866 к нему приходит стенографистка А. Сниткина; он начал диктовать ей роман «Игрок», в котором отразились впечатления писателя от знакомства с Западной Европой. В центре романа столкновение «многоразвитого, но во всем недоконченного, изверившегося и не смеющего не верить, восстающего на авторитеты и боящегося их» «заграничного русского» с «законченными» европейскими типами. Главный герой — «поэт в своем роде, но дело в том, что он сам стыдится этой поэзии, ибо глубоко чувствует ее низость, хотя потребность риска и облагораживает его в глазах самого себя». Зимой 1867 г. Сниткина становится женой Достоевского. Новый брак был более удачен. С апреля 1867 г. Там 22 февраля 1868 родилась дочь Софья, внезапную смерть которой май того же года Достоевский тяжело переживал.
Федор Михайлович всю жизнь находился под наблюдением полиции. Даже после каторги интерес к писателю со стороны государственных органов не утихал. Ленин не любил Достоевского. Негативное отношение писателя к революционерам читается в романе "Бесы". Именно за них Ленин не любил классика. Тургенев называл писателя безнравственным человеком. Он говорил о Достоевском как о "русском маркизе де Саде". Напомним, что сам маркиз был проповедником идеи абсолютной свободы, не ограниченной ни нравственностью, ни религией, ни правом.
Новый журнал «Эпоха» не пошёл, и Фёдор Михайлович очутился в безвыходном положении. Он снова едет за границу, почти без копейки денег. Вообще, «житейское» настроение Достоевского в этот период жизни определяется постоянной заботой о куске хлеба, о том, чем платить долги и как выбиться из нужды. В 1867 году Достоевский женился на своей стенографистке Анне Григорьевне Сниткиной. На следующий год после свадьбы, вместе с женой, в третий раз едет за границу и живёт там до 1871 года, главным образом, в Германии и Италии. И, наконец, снова возвращается в Россию. Денежные дела его к этому времени улучшились, и жизнь потекла по спокойному руслу. Он весь отдаётся литературной работе. Спокойная семейная жизнь создала идеальные внешние условия для его творчества. Зиму с семьёй он жил в Петербурге, а на лето уезжал в Старую Руссу, где купил себе дом с громадным садом. В 1873,1876 и 1877 гг. Достоевский издаёт «Дневник писателя», в 1875 в «Отечественных записках» печатает роман «Подросток» и, наконец, в 1879—80 годах — «Братья Карамазовы», величайшее произведение Достоевского, а может быть, и всей русской литературы. К этому времени Достоевский был признан великим писателем и властителем дум молодого поколения. Вершины этого признания Достоевский достиг на пушкинском празднике в Москве, в 1880 году, когда произнёс свою знаменитую речь о Пушкине. Речь эта произвела впечатление пророческое. И слово «пророк» после тех дней стало часто соединяться с именем Достоевского. После пушкинской речи Достоевский прожил недолго. II По возвращении Достоевского из ссылки «биография» его, собственно, кончилась, началось «житие». Если отбросить первые годы по возвращении, с их постоянной заботой о деньгах, — жизнь Достоевского текла тихо и мирно, «день за днём». И в то же время ни один русский писатель не жил такой бурной, мятущейся внутренней жизнью, как Достоевский. Ни один не знал такой духовной голгофы и душевной борьбы, как он. Но борьба эта выражалась не во внешних фактах его «биографии», а в его гениальных произведениях. Достоевского часто называют певцом «униженных и оскорблённых». Это правда, конечно. Но это лишь одна маленькая чёрточка в нём, за которую его можно по-особенному любить и преклоняться, но не в ней самой «сущность» творчества Достоевского. Таинственная борьба Бога и дьявола и сердце человеческое как поле этой борьбы — вот что созерцал духовными очами своими Достоевский и вот что он раскрыл людям. Произведение каждого настоящего художника — исповедь. He в том смысле, что он «выводит себя» в действующих лицах своих произведений. Но все переживания писателя, его сомнения, его упования облекаются в образы, «оживают», становятся «живыми людьми». И если вдуматься во всех героев Достоевского и представить себе душу писателя, который мог их создать, представить себе всё, что он должен был пережить, — словом, принять его произведения как исповедь, — невольно почувствуешь в своём сердце желание сделать то, что сделал старец Зосима, увидав Дмитрия Карамазова: Поклониться в ноги безмерному его страданию 16. В произведениях Достоевского отразился весь оглушительный, разрозненный, адский гул современной мировой жизни. Все сомнения, все боли, весь ужас, все падения человеческие и в то же время разрозненные голоса эти звучат так, что, когда слышишь их крик, не врозь, а с высоты, объединённый в одно целое, из безумных разрозненных голосов слагается торжественный, победный гимн. He слова проклятия и отчаяния — а великое слово: Осанна! В своей записной книжке Достоевский писал: «Дразнили меня необразованною и ретроградною верою в Бога... Им и не снилось такой силы отрицание Бога, какое положено в «Инквизиторе» и в предшествовавшей главе, которому ответом служит весь роман... В виду этих глав могли отнестись ко мне хотя и научно, но не столь высокомерно по части философии, хотя философия и не моя специальность. И в Европе такой силы атеистических выражений нет и не было. Стало быть, не как мальчик же я верую во Христа и Его исповедую, а через большое горнило сомнения моя осанна прошла, как говорит у меня же, в том же романе, чорт» 17. И Достоевский глубоко прав. Действительно, большего сомнения, отрицания и «атеизма», чем Иван Карамазов, не было и нет и, может быть, никогда не будет дано в литературе. И человек, который написал Ивана Карамазова, то есть в живом лице воплотил собственные свои сомнения и отрицания, действительно, прошёл такое «горнило» сомнений, которое даёт право исповедовать свою веру. Прав Достоевский и в том, что ответом на все сомнения Ивана Карамазова служит весь роман в целом. Точно так же, как можно было бы сказать, что чудовищный хаос жизни, выражающийся в отдельных героях Достоевского, — разрешается божественной гармонией, если взять все его произведения в целом. Три героя Достоевского с особенной силой воплощают ужас души человеческой: автор «Записок из подполья», Раскольников из «Преступления и наказания» и Иван Карамазов из «Братьев Карамазовых». Герой «Записок из подполья», от имени которого ведётся рассказ, рекомендует себя так: «Я человек больной... Я злой человек. Непривлекательный я человек» 18. И действительно, «Записки из подполья» — это исповедь человеческой злости 19. He той «злости», которая преследует какую-нибудь «злую цель», и не той, которая под влиянием минуты охватывает человека, — а злости для злости, постоянной, пронизавшей каждый изгиб души. Всё в нём вызывает злость — и радость, и горе, и добро, и зло, и люди, и природа, и весь мир, и злость эта доходит до какого-то исступления. В исступлении этом нет, разумеется, ни радости, ни наслаждения, в обычном смысле слова, нет, потому что нет самодовольства, но всё же оно вызывает в нём какое-то мучительное, тяжёлое упоение, доходящее до сладострастия. У человека из подполья целая философия, философия злости, которая рисует ему всю жизнь как бессмысленную каменную стену, об которую люди разбивают свои головы. Стена эта — «природные условия». Те неизбежные «законы», которые заставляют человека зачем-то родиться и зачем-то жить. Им надо подчиняться. Это ясно, как дважды два четыре. Но человек из подполья иначе, с точки зрения вечности и добра, не может понять жизнь, — а «в каменной стене» не может найти «успокоения». Отсюда и вся «злость» его. О, нелепость нелепостей! To ли дело всё понимать, всё сознавать, все невозможности и каменные стены; не примиряться ни с одной из этих невозможностей и каменных стен, если вам мерзит примиряться; дойти путём самых неизбежных логических комбинаций до самых отвратительных заключений на вечную тему о том, что даже и в каменной-то стене как будто чем-то сам виноват, хотя опять-таки до ясности очевидно, что вовсе не виноват, и вследствие этого, молча и бессильно скрежеща зубами, сладострастно замереть в инерции, мечтая о том, что даже и злиться, выходит, тебе не на кого; что предмета не находится, а может быть, и никогда не найдётся, что тут подмен, подтасовка, шулерство, что тут просто бурда, — неизвестно что и неизвестно кто, но, несмотря на все эти неизвестности и подтасовки, у вас всё-таки болит, и чем больше вам неизвестно, тем больше болит! Да вы после этого и в зубной боли отыщете наслаждение! Тут, конечно, не молча злятся, а стонут; но это стоны не откровенные, это стоны с ехидством, а в ехидстве-то и вся штука. В этих-то стонах и выражается наслаждение страдающего... Какова философия — такова и жизнь. И во второй части Достоевский показывает, как живёт человек из подполья. Всё та же бессмысленная, самодовлеющая, до сладострастия доходящая злость. Достаточно вспомнить главный эпизод этой «жизни». Человек «из подполья» приехал к проституткам. Пьяный, в угаре, после нелепой и дикой истории. Почти в беспамятстве. Он очнулся на постели и увидал около себя «два открытые глаза, любопытно и упорно» его рассматривающие. Ему «ярко представилась нелепая, отвратительная, как паук, идея разврата, который без любви, грубо и бесстыже, начинает прямо с того, чем настоящая любовь венчается». И вот он начинает разговор с этой «Лизой». Он расспрашивает её, кто она, откуда. И вдруг начинает рассказывать ей «истории»... Он видел, как хоронили проститутку, и подробно, точно не замечая впечатления, он мучает несчастную девушку, подробно и ярко рисуя ей будущность каждой «такой», как «она»... И действительно, доводит её своими картинками до ужаса, а задушевным своим тоном трогает её сердце. Но это шалости злого паука. Лиза доверчиво приходит к нему на дом, как к человеку. И он надевает личину человека, и когда видит, что девушка готова окончательно ему поверить, он грубо и грязно сходится с ней, как с проституткой. После дикой сцены Лиза, вся уничтоженная, окончательно сбитая с толку, уходит домой, а подпольный человек до того зол и подл, что, для окончательного и безобразного её унижения, всовывает в руки пятирублёвую бумажку. Я вдруг подбежал к ней, схватил её руку, разжал её, вложил... Затем тотчас же отвернулся и отскочил поскорей в другой угол, чтоб не видеть, по крайней мере... Я хотел было сию минуту солгать — написать, что я сделал это нечаянно, не помня себя, потерявшись, сдуру. Но я не хочу лгать и потому говорю прямо, что я разжал ей руку и положил в неё... А когда Лиза ушла и он нашёл на столе «смятую синюю пятирублёвую бумажку», которую она успела выбросить, он побежал за ней на улицу, чтобы «упасть перед ней, зарыдать от раскаяния, целовать её ноги, молить о прощении». Но вернулся назад. Он задал себе вопрос: «не лучше ль будет, если она навеки унесёт теперь с собой оскорбление? Хотя «чуть не заболел тогда от тоски». Ещё более страшную бездну души человеческой показал Достоевский в образе Раскольникова. Если в «Записках из подполья» человек превратил себя в жалкого червя, а весь беспредельный мир Божий — в подполье: забился в душную, смрадную «подпольную» яму — и замер в ней в своей сладострастной озлобленности, — то в «Преступлении и наказании» пред нами человек, захотевший своё я, свою волю поставить высшим законом мира, захотевший личность свою возвести на степень божества: жизнь и её правила и принципы — всё зависит от его желания. Он властелин её. Бог её. Раскольников — проповедник «человека-Бога». Но этот человек-Бог — не всякий человек. Он ещё должен явиться. А для этого прежде всего надо захотеть. Надо «посметь» свою волю поставить выше всего. И Раскольников действительно убивает человека. He потому убивает, что хочет её «ограбить», а для принципа, из идеи. Чтобы «осмелиться». Учение Раскольникова о новом человеке, которому будет всё позволено, потому что он будет царь и Бог , имеет очень много общего с появившимся через несколько десятков лет после «Преступления и наказания» учением Ницше о «сверхчеловеке». Подразделения тут, разумеется, бесконечные, но отличительные черты обоих разрядов довольно резкие: первый разряд, то есть материал, говоря вообще, люди по натуре своей консервативные, чинные, живут в послушании и любят быть послушными. По-моему, они и обязаны быть послушными, потому что это их назначение, и тут решительно нет ничего для них унизительного. Второй разряд, все преступают закон, разрушители или склонны к тому, судя по способностям. Если ему надо, для своей идеи, перешагнуть хотя бы и через труп, через кровь, то он внутри себя, по совести, может, по-моему, дать себе разрешение перешагнуть через кровь». И всё это надо для того, чтобы наконец явился человек-властелин. Только для этой высшей цели имеет смысл существование всех обыкновенных, маленьких людей. Идейное, «головное», «теоретическое» убийство Раскольникова — противоречит его сердцу. И он страдает поистине голгофскими страданиями. И сердце, в конце концов, берёт верх. Он говорит о своём преступлении сначала любимой девушке, Соне, потом следователю и принимает наказание как искупление за свой грех. В Раскольникове до последних пределов, до ужасающих крайностей доведено поклонение перед «человеческой личностью». Достоевский никогда не останавливался на полдороге, всегда идею доводил до последней черты, не боялся заглядывать ни в какие бездны, которые за этой чертой открывались. И он показал со всей ужасающей реальностью — куда ведёт человеческую душу провозглашение себя, своего желания, своей воли высшим мерилом всего. Ведёт к преступлению. К страшному надрыву, к безмерным страданиям человеческим. He только в русской, но и во всемирной литературе нет «такой силы атеистических выражений», как в Иване Карамазове. В Раскольникове Достоевский бесстрашно доводит до конца идею человека-Бога, в Иване Карамазове — идею отрицания. Перед отрицанием и неверием Ивана Карамазова — детским лепетом кажутся наши обычные «интеллигентские» «непризнавания» Бога. Иван Карамазов отрицает не по «недомыслию» и даже не по «неверию», а с точки зрения высшей правды. Здесь против Бога — Бог же. Добро и жизнь низвергаются своим же собственным оружием.
От каторги до мирового признания
- Хронология жизни и творчества Достоевского, даты и события, биография
- Федор Достоевский. Биография Достоевского. Интересные Факты о Достоевском. Жизнь Достоевского Кратк
- Первый роман
- Семья Достоевского
- Биография подробно
- Биография Федора Достоевского: родители, арест, жены, дети, смерть и похороны писателя
Помиловали на эшафоте, заставил плакать Тургенева. 19 фактов о Федоре Достоевском
С трибуны же Аксаков произнес: «Я считаю речь Федора Михайловича Достоевского событием в нашей литературе. Федор Михайлович Достоевский несомненно оставил неизгладимый след в мировой литературе. Фёдор Михайлович Достоевский считал детей «ангельскими душами» и очень трепетно относился к ним. Главная страница Духовная биография Достоевского Родители.
Достоевский Фёдор Михайлович (1821 - 1881)
Я возобновил с ними сношения. Через них я мог иметь больше денег, мог писать на родину и даже мог иметь книги. Уже несколько лет я не читал ни одной книги, и трудно отдать отчёт о том странном и вместе волнующем впечатлении, которое произвела во мне первая прочитанная мною в остроге книга. Помню, я начал читать её с вечера, когда заперли казарму, и прочитал всю ночь до зари. Это был номер одного журнала. Точно весть с того света прилетела ко мне; прежняя жизнь вся ярко и светло восстала передо мной, и я старался угадать по прочитанному: много ль я отстал от этой жизни? Поступил я в острог зимой и потому зимой же должен был выйти на волю, в то самое число месяца, в которое прибыл.
С каким нетерпением я ждал зимы, с каким наслаждением смотрел в конце лета, как вянет лист на дереве и блекнет трава в степи. Сердце моё начинало подчас глухо и крепко биться от великого предчувствия свободы». Когда наступил последний день, Достоевский утром стал прощаться с арестантами: «Много мозолистых, сильных рук протянулось ко мне приветливо. Иные жали их совсем по-товарищески, но таких было немного. Другие уже очень хорошо понимали, что я сейчас стану совсем другой человек, чем они. Знали, что у меня в городе есть знакомство, что я тотчас же отправлюсь отсюда к господам и рядом сяду с этими господами, как ровный.
Они это понимали и прощались со мной хоть и приветливо, хоть и ласково, но далеко не как с товарищем, а будто с барином. Иные отвёртывались от меня и сурово не отвечали на моё прощание. Некоторые посмотрели даже с какою-то ненавистью» 11. Достоевский вышел из острога в конце февраля 1854 года. Но сам Достоевский не роптал за этот крест. Больше того, он считал, что без каторги, может быть, и не вышел бы на свой настоящий путь.
Во всяком случае несомненно, что в ссылку пошёл один человек, а вернулся другой: такой громадный духовный переворот свершился в Достоевском за 4 года. От прежних увлечений западными общественными идеями не осталось следа. Он вынес из тюрьмы прежде всего веру в Христа и веру в народ. От народа «я принял вновь в мою душу Христа, — говорит Достоевский, — Которого узнал в родительском доме ещё ребёнком и Которого утратил было, когда преобразился, в свою очередь, в «европейского либерала"" 12. Как это ни странно с первого взгляда, но именно на каторге, именно среди «преступников», «отверженных», закованных в цепи, он понял во всей полноте дух русского народа и народное понимание Христа. И поняв народ, — пред ним преклонился.
Каторга дала ему те новые общественные идеалы, которые потом он с такой силой развивал в «Дневнике писателя». Но ещё более глубокое значение имела тюрьма для Достоевского в другом отношении. Она раскрыла ему образ человеческий в униженных и оскорблённых. Научила его любить нищих. Направила его творчество на самые глубокие начала человеческого духа. Как ни ужасен был путь, по которому пришлось идти Достоевскому, он сумел претерпеть до конца, сумел выйти из тюрьмы не сломленным, а возрождённым.
Неудивительно, что впоследствии Достоевский никогда не «жаловался» на свою каторгу, скорей «защищал» её. Один из приятелей Достоевского сказал ему однажды, что его ссылка была делом несправедливым. Нас бы осудил русский народ. Это я почувствовал там только, в каторге. И почём вы знаете — может быть, там наверху, т. Самому Высшему, нужно было меня привести в каторгу, чтобы я там что-нибудь узнал, т.
И этого уж много. И из-за этого стоило пойти на каторгу» 13. Жизнь в солдатских казармах была тоже в своём роде каторга. Но Достоевский не роптал и здесь. Ко времени сибирской жизни относится первый брак Достоевского со вдовой Исаевой 15. Брак, который не принёс Достоевскому ничего, кроме горя.
Детей от этого брака не было, жена его умерла от чахотки уже по возвращении Достоевского из ссылки. Возвращён он был в начале царствования императора Александра Николаевича. Сначала разрешено было жить только в провинции. Он поселился в Твери. Но пробыл там всего несколько месяцев: Достоевскому было разрешено вернуться в Петербург. Внешняя жизнь Достоевского после возвращения из ссылки не богата «событиями».
В 1862 году, после двухлетних хлопот о заграничном паспорте, он едет за границу. В это же время принимает деятельное участие в журнале «Время», который начал издавать брат Михаил. Журнал имел большой успех, но скоро был закрыт, по недоразумению, вместо него разрешили издавать другой журнал — «Эпоха». Достоевский согласился поставить своё имя редактора. И принял на себя все долги и обязательства по изданию. Брат Михаил, после неприятностей, связанных с внезапным закрытием журнала, скончался, оставив после себя большую семью, без всяких средств.
Новый журнал «Эпоха» не пошёл, и Фёдор Михайлович очутился в безвыходном положении. Он снова едет за границу, почти без копейки денег. Вообще, «житейское» настроение Достоевского в этот период жизни определяется постоянной заботой о куске хлеба, о том, чем платить долги и как выбиться из нужды. В 1867 году Достоевский женился на своей стенографистке Анне Григорьевне Сниткиной. На следующий год после свадьбы, вместе с женой, в третий раз едет за границу и живёт там до 1871 года, главным образом, в Германии и Италии. И, наконец, снова возвращается в Россию.
Денежные дела его к этому времени улучшились, и жизнь потекла по спокойному руслу. Он весь отдаётся литературной работе. Спокойная семейная жизнь создала идеальные внешние условия для его творчества. Зиму с семьёй он жил в Петербурге, а на лето уезжал в Старую Руссу, где купил себе дом с громадным садом. В 1873,1876 и 1877 гг. Достоевский издаёт «Дневник писателя», в 1875 в «Отечественных записках» печатает роман «Подросток» и, наконец, в 1879—80 годах — «Братья Карамазовы», величайшее произведение Достоевского, а может быть, и всей русской литературы.
К этому времени Достоевский был признан великим писателем и властителем дум молодого поколения. Вершины этого признания Достоевский достиг на пушкинском празднике в Москве, в 1880 году, когда произнёс свою знаменитую речь о Пушкине. Речь эта произвела впечатление пророческое. И слово «пророк» после тех дней стало часто соединяться с именем Достоевского. После пушкинской речи Достоевский прожил недолго. II По возвращении Достоевского из ссылки «биография» его, собственно, кончилась, началось «житие».
Если отбросить первые годы по возвращении, с их постоянной заботой о деньгах, — жизнь Достоевского текла тихо и мирно, «день за днём». И в то же время ни один русский писатель не жил такой бурной, мятущейся внутренней жизнью, как Достоевский. Ни один не знал такой духовной голгофы и душевной борьбы, как он. Но борьба эта выражалась не во внешних фактах его «биографии», а в его гениальных произведениях. Достоевского часто называют певцом «униженных и оскорблённых». Это правда, конечно.
Но это лишь одна маленькая чёрточка в нём, за которую его можно по-особенному любить и преклоняться, но не в ней самой «сущность» творчества Достоевского. Таинственная борьба Бога и дьявола и сердце человеческое как поле этой борьбы — вот что созерцал духовными очами своими Достоевский и вот что он раскрыл людям. Произведение каждого настоящего художника — исповедь. He в том смысле, что он «выводит себя» в действующих лицах своих произведений. Но все переживания писателя, его сомнения, его упования облекаются в образы, «оживают», становятся «живыми людьми». И если вдуматься во всех героев Достоевского и представить себе душу писателя, который мог их создать, представить себе всё, что он должен был пережить, — словом, принять его произведения как исповедь, — невольно почувствуешь в своём сердце желание сделать то, что сделал старец Зосима, увидав Дмитрия Карамазова: Поклониться в ноги безмерному его страданию 16.
В произведениях Достоевского отразился весь оглушительный, разрозненный, адский гул современной мировой жизни. Все сомнения, все боли, весь ужас, все падения человеческие и в то же время разрозненные голоса эти звучат так, что, когда слышишь их крик, не врозь, а с высоты, объединённый в одно целое, из безумных разрозненных голосов слагается торжественный, победный гимн. He слова проклятия и отчаяния — а великое слово: Осанна! В своей записной книжке Достоевский писал: «Дразнили меня необразованною и ретроградною верою в Бога... Им и не снилось такой силы отрицание Бога, какое положено в «Инквизиторе» и в предшествовавшей главе, которому ответом служит весь роман... В виду этих глав могли отнестись ко мне хотя и научно, но не столь высокомерно по части философии, хотя философия и не моя специальность.
И в Европе такой силы атеистических выражений нет и не было. Стало быть, не как мальчик же я верую во Христа и Его исповедую, а через большое горнило сомнения моя осанна прошла, как говорит у меня же, в том же романе, чорт» 17. И Достоевский глубоко прав. Действительно, большего сомнения, отрицания и «атеизма», чем Иван Карамазов, не было и нет и, может быть, никогда не будет дано в литературе. И человек, который написал Ивана Карамазова, то есть в живом лице воплотил собственные свои сомнения и отрицания, действительно, прошёл такое «горнило» сомнений, которое даёт право исповедовать свою веру. Прав Достоевский и в том, что ответом на все сомнения Ивана Карамазова служит весь роман в целом.
Точно так же, как можно было бы сказать, что чудовищный хаос жизни, выражающийся в отдельных героях Достоевского, — разрешается божественной гармонией, если взять все его произведения в целом. Три героя Достоевского с особенной силой воплощают ужас души человеческой: автор «Записок из подполья», Раскольников из «Преступления и наказания» и Иван Карамазов из «Братьев Карамазовых». Герой «Записок из подполья», от имени которого ведётся рассказ, рекомендует себя так: «Я человек больной... Я злой человек. Непривлекательный я человек» 18. И действительно, «Записки из подполья» — это исповедь человеческой злости 19.
He той «злости», которая преследует какую-нибудь «злую цель», и не той, которая под влиянием минуты охватывает человека, — а злости для злости, постоянной, пронизавшей каждый изгиб души. Всё в нём вызывает злость — и радость, и горе, и добро, и зло, и люди, и природа, и весь мир, и злость эта доходит до какого-то исступления. В исступлении этом нет, разумеется, ни радости, ни наслаждения, в обычном смысле слова, нет, потому что нет самодовольства, но всё же оно вызывает в нём какое-то мучительное, тяжёлое упоение, доходящее до сладострастия. У человека из подполья целая философия, философия злости, которая рисует ему всю жизнь как бессмысленную каменную стену, об которую люди разбивают свои головы. Стена эта — «природные условия». Те неизбежные «законы», которые заставляют человека зачем-то родиться и зачем-то жить.
Им надо подчиняться. Это ясно, как дважды два четыре. Но человек из подполья иначе, с точки зрения вечности и добра, не может понять жизнь, — а «в каменной стене» не может найти «успокоения». Отсюда и вся «злость» его. О, нелепость нелепостей! To ли дело всё понимать, всё сознавать, все невозможности и каменные стены; не примиряться ни с одной из этих невозможностей и каменных стен, если вам мерзит примиряться; дойти путём самых неизбежных логических комбинаций до самых отвратительных заключений на вечную тему о том, что даже и в каменной-то стене как будто чем-то сам виноват, хотя опять-таки до ясности очевидно, что вовсе не виноват, и вследствие этого, молча и бессильно скрежеща зубами, сладострастно замереть в инерции, мечтая о том, что даже и злиться, выходит, тебе не на кого; что предмета не находится, а может быть, и никогда не найдётся, что тут подмен, подтасовка, шулерство, что тут просто бурда, — неизвестно что и неизвестно кто, но, несмотря на все эти неизвестности и подтасовки, у вас всё-таки болит, и чем больше вам неизвестно, тем больше болит!
Да вы после этого и в зубной боли отыщете наслаждение! Тут, конечно, не молча злятся, а стонут; но это стоны не откровенные, это стоны с ехидством, а в ехидстве-то и вся штука. В этих-то стонах и выражается наслаждение страдающего... Какова философия — такова и жизнь. И во второй части Достоевский показывает, как живёт человек из подполья. Всё та же бессмысленная, самодовлеющая, до сладострастия доходящая злость.
Достаточно вспомнить главный эпизод этой «жизни». Человек «из подполья» приехал к проституткам.
Он часто проигрывает в рулетку, влезает в долги. Деньги очень быстро заканчиваются, и писатель переживает тяжелый период. В это время Достоевский сочиняет роман «Преступление и наказание» , который пишет по одной главе и тут же отсылает в журнальный набор.
Чтобы не потерять права на собственные произведения в пользу издателя Ф. Стелловского , Федор Михайлович вынужден написать роман «Игрок». Однако для этого у него не хватает сил, и он вынужден нанять стенографистку Анну Григорьевну Сниткину. Кстати, роман «Игрок» был написан ровно за 21 день в 1866 году. В 1867 году уже Сниткина-Достоевская сопровождает писателя за границу, куда он отправляется, чтобы не потерять все деньги, полученные за роман «Преступление и наказание».
Жена ведет дневник об их совместном путешествии и помогает обустроить его финансовое благополучие, взвалив на свои плечи все экономические вопросы. Последние годы жизни. Смерть и наследие Этот последний период в жизни Достоевского проходит весьма плодотворно для его творчества. С этого года Достоевский вместе с женой поселяется в городе Старая Русса, находящемся в Новгородской губернии. В этот же год Достоевский пишет роман «Бесы».
Через год появляется «Дневник писателя», в 1875 — роман «Подросток», 1876 г. В 1878 году происходит значимое событие в жизни Достоевского: император Александр II приглашает его к себе и знакомит с семьей. За два последних года своей жизни 1879—1880 гг.
Благодаря этому он снова стал полноправным гражданином государства, обладая теми же правами, которые имел до ареста. Годы, проведенные на каторге, сильно повлияли на взгляды Федора Достоевского. Ведь помимо изнурительного физического труда он страдал еще и от одиночества, так как простые арестанты поначалу не хотели с ним общаться из-за его дворянского титула.
В 1856 г. На тот момент времени 35-летний Федор Михайлович был уже полностью сформированной личностью с глубокими религиозными взглядами. Расцвет творчества Достоевского В 1860 г. Его появление не вызвало особого интереса у читателя. Однако после выхода в свет «Записок из Мертвого дома», к писателю снова возвращается популярность. Федор Михайлович Достоевский Дело в том, что в «Записках» подробно описывается жизнь и страдания каторжников, о чем большинство простых граждан даже не задумывалось.
В 1861 г. Достоевский вместе с братом Михаилом, создает журнал «Время». Спустя 2 года это издательство закрылось, после чего братья начали выпускать другой журнал — «Эпоха». Оба журнала сделали Достоевских весьма известными, поскольку в них они печатали любые произведения собственного сочинения. Однако уже через 3 года, в биографии Достоевского наступает черная полоса. В 1864 г.
Кроме этого, у Федора Михайловича накопилось множество долгов. Сложное материальное положение заставило его подписать крайне невыгодный для себя контракт с издателем Стеловским. В 45-летнем возрасте Достоевский закончил написание одного из самых известных своих романов «Преступление и наказание». Эта книга принесла ему абсолютное признание и всеобщую славу еще при жизни. В 1868 г. Позже писатель признавался в том, что данная книга давалась ему крайне тяжело.
Рабочий кабинет Достоевского в последней квартире в Петербурге Следующими его произведениями стали не менее известные «Бесы», «Подросток» и «Братья Карамазовы» эту книгу многие считают важнейшей в биографии Достоевского. После выхода этих романов Федора Михайловича начали считать совершенным знатоком человеческой психологии , способным в подробностях передать глубинные чувства и подлинные переживания любого человека. Их брачный союз продлился 7 лет, вплоть до ее смерти. В 60-е годы, во время своего пребывания за рубежом, Достоевский познакомился с Аполлинарией Сусловой, с которой у него завязались романтические отношения. Интересно, что девушка стала прототипом Настасьи Филипповны в «Идиоте». Второй и последний супругой писателя стала Анна Сниткина.
Пребывание в Висбадене. Париже, Турине, Риме, Неаполе, Ливорно. Поездка в Гамбург, где провел неделю за игрой в рулетку. Начало печати "Записок из подполья". У Достоевского возникают серьезные финансовые проблемы в связи со смертью его брата Михаила. Игра в рулетку в Висбадене, Поездка в Копенгаген. Чтобы ускорить процесс, он диктует текст романа стенографистке А. Сниткиной своей будущей жене.
Ф.М. Достоевский: Биография. Интересные факты
Фёдор Достоевский уже в раннем детстве отличался живостью характера и изобретательностью ума. В этой статье представлена хронология жизни и творчества Достоевского, основные события и даты из биографии писателя. Федор Михайлович Достоевский появился на свет 11 ноября 1821 года в Москве, в Мариинской больнице. Федор Михайлович Достоевский появился на свет 11 ноября 1821 года в Москве, в Мариинской больнице. 28 января 1881 года Фёдор Михайлович Достоевский скончался от эмфиземы, осложнившейся разрывом лёгочной артерии. К двухсотлетию со дня рождения Федора Михайловича Достоевского колумнист BURO.
Фёдор Достоевский
Отец отправил старших сыновей в столичный пансион, чтобы подготовить их к поступлению в инженерное училище, то есть дать им высшее образование. Расчёт отца был понятен: инженеры тогда были востребованной специальностью и зарабатывали очень неплохие деньги. Получить диплом инженера означало обеспечить себя на всю жизнь. Однако Фёдора эта учеба тяготила, его привлекал мир литературы. Вскоре отец умер. По официальной версии — от апоплексического удара. По неофициальной, поддерживаемой в том числе и некоторыми его родственниками, его убили крестьяне, которых он часто бранил. После смерти жены Михаил Достоевский начал часто и много пить, его характер совсем испортился, и он почём зря бранил крестьян, которые в конце концов убили его.
После окончания учёбы Достоевский около года прослужил в Петербургской инженерной команде полевым инженером и вышел в отставку в чине поручика. Он твёрдо решил связать свою жизнь с литературой. Поначалу золотым дном ему казались переводы иностранной литературы. Он активно агитировал старшего брата заниматься вместе с ним переводами. Несколько его переводов даже были опубликованы в журналах, правда, без указания имени. Достоевский решает начать писать свои произведения. Правда, он не имеет связей в литературных кругах и из-за своей природной робости не знает, как к ним подступиться.
Спасителем будущего великого писателя неожиданно выступил Дмитрий Григорович — его бывший однокурсник, бросивший скучную учёбу на инженера и вращавшийся в литературных кругах. Он показал рукопись "Бедных людей" Некрасову, который нехотя прочитал её, пришёл в восторг и отнёс Белинскому, который тоже пришёл в восторг и потребовал немедленно найти Достоевского и привести к нему. Сам Белинский был всего лишь критиком, но его слово и авторитет в литературных кругах значили столь много, что по щелчку пальцев он мог вознести на вершину или стереть в прах почти любого писателя. Белинский похвалил начинающего писателя, что Достоевский воспринял с практически религиозным экстазом и потом всю жизнь вспоминал этот миг как один из счастливейших в жизни. Достоевский стремительно ворвался в столичные литературные круги, весь литературный Петербург с придыханием говорил о многообещающем писателе, будущем гении. От повсеместной похвалы и сам молодой Достоевский начал терять голову и в конце концов стал воспринимать себя как гения. И с той же лёгкостью, с какой он ворвался в столичную богему, он её разочаровал.
Уже очень скоро над ним стали открыто посмеиваться в литературных кругах. Иногда повод к этому давал сам Достоевский, у которого произошло головокружение от успеха, иногда над ним смеялись из-за его явной неуклюжести. Молодой Достоевский был очень впечатлительным и нервным человеком и мог, например, упасть в обморок, когда его представляли какой-то даме. Прежние знакомые передразнивали Достоевского или открыто потешались над ним, что привело к его разрыву с Белинским и Некрасовым. Один из таких инцидентов положил начало многолетней вражде и соперничеству Достоевского и Тургенева, которые длились всю их жизнь. Следующее произведение Достоевского также не получило поддержки ни у критиков, ни у публики. Звезда начинающего писателя покатилась к закату.
Вскоре Достоевский через литературные круги неожиданно очутился в политических, став завсегдатаем кружка петрашевцев, получивших такое название по фамилии их главного вдохновителя, Михаила Петрашевского. Петрашевцы были последователями французского утопического социалиста Фурье, отличавшегося весьма странными и необычными взглядами. Например, он искренне полагал, что в случае установления на Земле социалистической гармонии само Солнце начнёт светить ярче, что вызовет изменение климата, появление гигантских животных и растений, всем будет хватать ресурсов, и тому подобные вещи в духе средневековых утопистов. Впрочем, это были далеко не главные пункты его взглядов. В более поздние времена утвердилось мнение, что петрашевцев якобы наказали за чтение и распространение письма Белинского к Гоголю. Но это, разумеется, совершенно не так. За чтение письма, пусть даже и запрещённого, на каторгу было невозможно попасть.
В действительности распространение письма было лишь одним из обвинений на будущем суде, причём самым мягким обвинением. На самом деле они по примеру будущих народовольцев планировали вести пропаганду свержения режима среди крестьян. Любопытное воспоминание о петрашевцах оставил поэт Майков, также бывший завсегдатаем кружка: "Приходит ко мне однажды вечером Достоевский на мою квартиру в дом Аничкова, — приходит в возбуждённом состоянии и говорит, что имеет ко мне важное поручение: — Надо для общего дела уметь себя сдерживать. Вот нас семь человек: Спешнев, Мордвинов, Момбелли, Павел Филиппов, Григорьев, Владимир Милютин и я — мы восьмым выбрали вас; хотите ли вы вступить в общество? Это был кружок, состоявший преимущественно из начинавших литераторов также было несколько служащих и младших офицеров. Максимум их "революционной деятельности" — это открытие какой-нибудь полуподпольной типографии и размножение прокламаций и воззваний. Для большего у них не было ни возможностей, ни связей, ни влияния.
Между тем за кружком давно следили. Генерал Липранди, служивший чиновником особых поручений при Министерстве внутренних дел, давно уже внедрил в общество агента, который сообщал ему обо всех крамольных разговорах, ведущихся в кружке.
Везде присутствуют трагические происшествия. При этом вовлечённые в них персонажи — люди истеричные, конфликтные, крикливые… Я читал много критики, в которой говорилось, что Достоевский — писатель больной. И насочинял такого, чего в жизни особо не встретишь. Сам он, кстати, на упрёки в том, что не знает русского человека и пишет ерунду, поднимал брюки и показывал на ногах следы от кандалов, которые у него остались на всю жизнь.
Мол, «Я не знаю? Вот, посмотрите! Однако при знакомстве с его героями мне и самому приходилось сомневаться: а бывают ли такие в реальности? Вроде сам я уже в возрасте, но не видел, чтобы пачки денег бросали в топку или творили что-то не менее экспрессивное. А потом просто стал вспоминать родственников и других людей, с которыми пересекался. В итоге нашёл немало совпадений.
В чём особенность творческого метода писателя? Человек — во многом животное. Если Маугли оставить в джунглях, то вырастет дикий зверь. Как обезьяна или волк. После рождения в процессе воспитания, образования, наблюдения за старшими у каждого из нас появляется система табу. Запрещено гадить на улице, красть, насиловать или убивать.
Культура говорит, что так делать нельзя. Но животное начало в человеке сохраняется. И хоть с виду он вежливый и доброжелательный, думает иногда вещи не благостные. Внутренние порывы тоже имеет соответствующие. Из некоторых потаённое прёт в алкогольном угаре. Тем не менее в обычной обстановке у большинства наружу это всё не всплывает.
Потому что размышлять — одно, а говорить или делать — другое. Достоевский же в своих романах чуточку приоткрывает то, что человек переживает на самом деле. В умении вывести внутреннее на поверхность писатель действительно силён. Надо ли подобное показывать? Спорить не готов. Но люди читают.
И может быть, наслаждаются. Видят жадность, тупость, сладострастие и прочие человеческие пороки. Это одна из особенностей его стиля, раскрытия героев. Всю мерзость они из себя достают. Причём и мужчины, и дамы. У него есть определённые их типажи.
Например, женщины-вамп: Настасья Филипповна или Грушенька. Своё природное предназначение они игнорируют. Основная их задача — иметь власть над поклонниками. Унижать, заставлять кидаться в огонь, показывать низменные чувства. Героиня «Идиота» могла в итоге стать женой и матерью, уважаемой женщиной. Получить в приданое капитал.
Кроме того, у неё появилась возможность выйти замуж за князя Мышкина, тоже вдруг разбогатевшего. Но в итоге она говорит, что не нужен ей никакой князь: слишком святой. Над Рогожиным хочет властвовать и издеваться. Эти двое продолжили мериться своим эго. А в конце концов он её зарезал. Что можно сказать об идейной составляющей?
Тяжёлая судьба заставила Достоевского эволюционировать. Сначала он был почти революционером, но царь преподал ему страшный урок. Кстати, Федор Михайлович Николая I за это благодарил. Как ни странно, ожидание расстрела сдвинуло его внутренние пласты в сторону традиционных ценностей. Когда он писал свои последние романы, возьмём тех же «Братьев Карамазовых», досталось уже всем. Даже церкви.
В главе «Легенда о великом инквизиторе» речь идёт о том, что ей уже и Бог не нужен. Она сама хочет властвовать и править. Но особенно автор в своих книгах проехался по революционерам. Тут мы подходим к ещё одному важному моменту: Достоевский и современность. Актуален ли он в наше время? Что в сухом остатке?
Здесь наиболее важным романом, на мой взгляд, являются «Бесы». Это произведение о сегодняшнем моменте. Писатель первым заметил новый тип человека — слой, который постепенно развился из разночинцев. Люди мерзкие и подлые, без царя в голове, готовые на любые перевороты ради личной выгоды и власти. При этом гордящиеся собственной греховностью и пороками. Один из героев романа — красавец и богач Ставрогин изнасиловал девочку, которая потом покончила с собой издатель Катков даже не хотел печатать тот ужасный эпизод.
И вот виновник приходит к отцу Тихону, рассказывает, какой он негодяй, кается. А потом говорит: «Хочу, чтобы все об этом знали». Напечатал прокламацию, где описал своё преступление, и намерен распространить. Когда я читаю эту историю, понимаю, что у нас такой тип умножился. Вспоминаю современных блогеров, которые в открытом эфире кого-то бьют и показывают, какие они подонки. А толпа смотрит и наслаждается.
Мерзость, возведённая в ранг удовольствия. Достоевский это заметил. Второе важнейшее качество, выявленное им у таких людей, — презрение к своей родине.
В 16 лет Достоевский вынужден, по велению отца, поступить в Главное инженерное училище, хотя мечтал только о литературе. Учеба здесь не приносила ему радости. И только чтение любимых книг подымало настроение. Творчество Первые литературные попытки Достоевский делал еще во время учебы в училище. Его первые драмы: «Мария Стюарт» и «Борис Годунов». Однако юношеские произведения писателя не сохранились. В 1844 году Достоевский завершил работу над первым переводом на русский язык романа Оноре де Бальзака «Евгения Гранде». Его опубликовали в журнале «Репертуар и пантеон». В 1845 году молодой писатель завершает свой первый роман «Бедные люди». После распространения этого произведения Достоевского признают как писателя и принимают в кружок Белинского. Но уже следующее его произведение «Двойник» жестоко раскритиковали. Федор Достоевский был не всегда понят и властями, что однажды закончилось для него ссылкой. В творчестве уже зрелого писателя доминирует критическое отношение к буржуазно-либеральным ценностям. Главные произведения Над романом «Преступление и наказание» писатель работал с 1865 по 1866 год. Расширенный вариант произведения был опубликован в журнале «Русский вестник». Главная тема романа — теория героя о необыкновенных и обыкновенных людях. Дом в Петербурге, где жил и умер Достоевский. Это довольно сложный роман о превосходном человеке. Однако его благие цели никого не могут осчастливить в закостенелом буржуазном обществе. Более того, он для всех становится объектом для насмешек. Автор планировал написать продолжение «Истории Великого грешника», но судьба решила иначе. Последние годы Роман «Братья Карамазовы» окончательно убедил критиков и читателей в необыкновенном таланте Достоевского. Его стали рассматривать как учителя. Даже император Александр II пригласил писателя, чтобы тот внес свой вклад в воспитание его сыновей. Но в последние годы Достоевского стали одолевать болезни. Он еще старался продолжать писать, но все его замыслы остались незавершенными. Однако он еще смог всех удивить проникновенной речью в честь Пушкина в день открытия памятника. Биография Достоевского - 2 вариант В 1821 году родился популярный отечественный писатель — Федор Достоевский. Юность он провел в многодетной дворянской семье. Его отец был строгим человеком. Родители с детства приучили писателя к литературе. К 10 годам он знал историю, в 4 года уже читал. В 1837 году внезапно уходит из жизни мама Достоевского и Александр Пушкин, который много значил для юного Федора. После этого Фёдор Достоевский начинает жить в Петербурге. Там он поступает в инженерное училище. В то время оно считалось одними из лучших учебных заведений России. Об этом говорил и то, что среди однокурсников Достоевского было много талантливых людей, которые прославились в будущем. Во время учёбы он также читал многочисленные произведения в ом числе и зарубежных авторов. Шумному обществу однокурсников он предпочитал чтение. Это было одно из любимых его занятий. Многие современники удивлялись начитанности Федора Михайловича. С юных лет будущий классик интересовался писательским мастерством, постоянно читал произведения: Пушкина, Шекспира, Лермонтова, Шиллера, Корнеля, Гоголя, Бальзака, Гоголя. Бальзака, что взялся за его перевод. В 1844 году Достоевский начинает свою длинную карьеру писателя. Одними из первых его серьезных творений стали - Бедные люди. Этот роман был положительно оценен критиками и приносит славу его создателю. Вскоре наказание заменили каторжными работами сроком на 4 года в Омской крепости. После окончания наказания писатель отправляется на военную службу солдатом.
Весной того же года молодой писатель познакомился со сторонником утопического социализма Михаилом Петрашевским и начал посещать собрания его кружка. В 1848 г. В конце того же года в журнале "Отечественные записки" была опубликована повесть Достоевского "Белые ночи". В апреле 1849 г. Находясь в заключении, написал рассказ "Маленький герой". В последний момент по распоряжению императора Николая I петрашевцам было объявлено о замене расстрела различными сроками каторги. Достоевский был отправлен на четырехлетнюю каторгу с последующим несением воинской службы в звании рядового. В 1850-1854 гг. В начале 1854 г. Семей, Республика Казахстан. Во время службы в этом городе познакомился с Марией Исаевой, которая в 1857 г. В 1855 г. В апреле 1857 г. Федору Достоевскому было возвращено потомственное дворянство и право печатать свои произведения. В 1859 г.
Биография Достоевского
Фёдор Достоевский уже в раннем детстве отличался живостью характера и изобретательностью ума. Жизнь Федора Михайловича Достоевского была переполнена событиями. Федор Михайлович Достоевский является общепризнанным литературным классиком. Фёдор Михайлович Достоевский – русский писатель, публицист, мыслитель и философ. Брату Фёдора Достоевского Михаилу Михайловичу удалось получить лицензию на выпуск нового журнала – «Эпоха». Полная событий биография Фёдора Достоевского показывает, что автор получил признание еще при жизни.
Фёдор Достоевский
Федор Михайлович Достоевский – гениальный русский писатель, мыслитель, философ и публицист. Интересная биография великого русского писателя Федора Михайловича Достоевского, философа и публициста. Фёдор Михайлович Достоевский родился 30 октября (11 ноября) 1821 года в Москве, и был вторым сыном из восьмерых детей семейства. В это время Федор Достоевский познакомился с Михаилом Петрашевским, сторонником утопического социализма, и начал посещать собрания его кружка.
Достоевский Фёдор Михайлович (1821 - 1881)
Так доселе велось и всегда будет». Может быть, прав Раскольников, может, не на нем одном вина? Виноваты и общество, которое толкнуло его на преступление, не подсказало иного пути и ясных целей, надежд. Значит, оно само преступное, больное? Кто же осветит хотя бы часть этого хаоса? Кто может определить законы этого разложения и нового созидания, кто их подметил, и кто их укажет? Люди-маски окружают Раскольникова и сам город, словно огромная декорация. Мрачные истории сбываются под тяжелым Петербургским небом, но наткнулся на нищую, отдал последний пятак, а в ответ — сохрани тебя Бог! Словно зерно упало в землю и стало зреть. Еще не раскаяние, нет, но предчувствие его.
Дух дышит, где хочет, и голос его слышишь, а не знаешь, откуда приходит и куда уходит». Я себя убил, а не старушонку! Тут так-таки разом и ухлопал себя, навеки!.. А старушонку эту черт убил, а не я... У Достоевского особый способ мышления, оно проникнуто чувствами. Всё, даже самое неопределенное, воспринимается, как мысль. Ничего я так не любил, как лес с его грибами, белками, сырым запахом перетлевших листьев, — из дневника Ф. Село Даровое, имение родителей, было маленькое и не замечательное место, но оно оставило во мне глубокое впечатление на всю жизнь. Правда, не в тебе и не за морем где-нибудь, а прежде всего, в твоем собственном труде над собою».
Свои чувства Достоевский передал через Алешу Карамазова: «В отчаянии он пал на землю слабым юношей, а встал твердым на всю жизнь бойцом». Таинственная вещь — сердце человеческое — постоянно в нем дьявол с богом борются, вдруг накатит наваждение дойти до пропасти, заглянуть в самую бездну, и, дойдя до последней черты, содрогнуться от презрения к себе и возжаждать самосохранения и покаяния. Алеша Карамазов — изображение к роману «Братья Карамазовы» «Сложен всякий человек и глубок, как море, — писал Достоевский. И нигде мировая гармония, если ты первый ее не достоин и требуешь жизни даром, даже не предполагая, что за нее надо платить». Роман «Преступление и наказание» был окончен в срок, назначенный издателем, а также и роман «Игрок» благодаря приглашенной стенографистке Анне Григорьевне Сниткиной. Через год Федор Михайлович сделал ей предложение, они обвенчались и уехали за границу. Для меня игорные волнения были еще неизвестны. Сегодня я прихожу к убеждению, что это было что-то кошмарное, вполне захватившее в свою власть моего мужа и не выпускавшее его из своих тяжелых цепей». В письме к Аполлону Майкову Достоевский признавался: «Натура моя подлая и страстная.
Во всем до последнего предела дохожу, бес тотчас же сыграл со мной штуку, словно бы истончилась грань между искусством и жизнью, и писатель отчасти повторил судьбу своего персонажа». Анна Григорьевна Сниткина «Сначала мне представилось странным, — пишет Анна Григорьевна в своих записках. Мне казалось это даже некоторым унижением его возвышенного характера, но вскоре я поняла, что это не простая слабость воли, а нечто стихийное, против чего даже твердый характер бороться не может. С этим надо было смириться, смотреть как на болезнь, против которой не имеется средств. Единственный способ борьбы — это бегство». Федор Михайлович не мог утерпеть и проиграл все. Мы сидели без денег и придумывали, что бы такое предпринять, чтобы не думать больше о выигрыше и уехать, наконец из этого ада. Мне стоило много усилий обратить его внимание и мысли на что-нибудь другое. С выездом из Баден-Бадена закончился бурный период нашей заграничной жизни.
К игре Федор Михайлович больше не возвращался никогда», — из дневника Анны Григорьевны. На столе писателя появились самые драгоценные для него рукописи, записочки от его детей: «Милый папочка, я тебя люблю! Люба», «Папа, дай гостинца. Дети Федора Михайловича — старшая Люба и младший Федя. Клянусь, в этом три четверти счастья жизненного. Голубчик Аня, не потеряй их как-нибудь в толпе и ради Бога, не простуди, Аня, молю тебя! Вчера был день рождения моего Феди, пришли гости, а я сидел в стороне и кончал работу», — из воспоминаний писателя. Достоевский вынужден был писать быстро, он содержал семью и помогал деньгами многочисленной родне, но предупреждал о возможности разрушительной силы денег: «Нельзя служить и Богу, и богатству». Вся тайна тут, вся история тут.
Описание цветка с любовью к природе гораздо более в себе заключает гражданского чувства, чем обличение взяточников. Кто не любит природу, не любит и человека. Как я была бы счастлива, если бы мне удалось хоть сколько-то украсить его жизнь. У него так мало было радостного, что хоть под конец-то ему было бы хорошо», — из записей супруги Федора Михайловича. Последние 9 лет своей жизни Достоевский подолгу жил в Старой Руссе. Жена, как добрый ангел, ограждала его от всяких волнений. В тихой провинции был создан роман, написанный с силой и страстью древнегреческой трагедии, только трагедии не античной, а христианской — мучительный выбор между верой и неверием. Наверное, из романов Достоевского «Братья Карамазовы» сильнее всего всколыхнул читающую Россию. Мерзавцы дразнили меня необразованной верой в Бога, им ли меня учить?
Да их глупой природе и не снилось такой силы отрицания, к которой перешел я. Стало быть, не как мальчик я верую во Христа, а через большое горнило сомнений моя осанна прошла. Я боюсь сведению небес на землю, результатом будет создание церкви атеистов. Я сложил в себе символ веры, он очень прост.
Мы постарались собрать самые интересные факты из биографии Достоевского. Наверняка многое вас удивит.
Около полугода Достоевского содержат в Петропавловской крепости, а осенью суд приговаривает его к смертной казни. К счастью, приговор не был исполнен, поскольку в последний момент казнь заменили восьмилетней каторгой. Вскоре царь еще больше смягчил наказание, сократив срок с 8 до 4 лет.
После каторги писателя призвали на службу в качестве рядового солдата. Любопытно заметить, что этот факт из биографии Достоевского стал первым случаем в России, когда каторжнику разрешили состоять на службе. Благодаря этому он снова стал полноправным гражданином государства, обладая теми же правами, которые имел до ареста. Годы, проведенные на каторге, сильно повлияли на взгляды Федора Достоевского. Ведь помимо изнурительного физического труда он страдал еще и от одиночества, так как простые арестанты поначалу не хотели с ним общаться из-за его дворянского титула. В 1856 г. На тот момент времени 35-летний Федор Михайлович был уже полностью сформированной личностью с глубокими религиозными взглядами. Расцвет творчества Достоевского В 1860 г. Его появление не вызвало особого интереса у читателя. Однако после выхода в свет «Записок из Мертвого дома», к писателю снова возвращается популярность.
Федор Михайлович Достоевский Дело в том, что в «Записках» подробно описывается жизнь и страдания каторжников, о чем большинство простых граждан даже не задумывалось. В 1861 г. Достоевский вместе с братом Михаилом, создает журнал «Время». Спустя 2 года это издательство закрылось, после чего братья начали выпускать другой журнал — «Эпоха». Оба журнала сделали Достоевских весьма известными, поскольку в них они печатали любые произведения собственного сочинения. Однако уже через 3 года, в биографии Достоевского наступает черная полоса. В 1864 г. Кроме этого, у Федора Михайловича накопилось множество долгов. Сложное материальное положение заставило его подписать крайне невыгодный для себя контракт с издателем Стеловским. В 45-летнем возрасте Достоевский закончил написание одного из самых известных своих романов «Преступление и наказание».
Эта книга принесла ему абсолютное признание и всеобщую славу еще при жизни. В 1868 г. Позже писатель признавался в том, что данная книга давалась ему крайне тяжело. Рабочий кабинет Достоевского в последней квартире в Петербурге Следующими его произведениями стали не менее известные «Бесы», «Подросток» и «Братья Карамазовы» эту книгу многие считают важнейшей в биографии Достоевского.
Вообще, по его словам, детство было в его жизни самым лучшим временем.
Образование писателя Первоначально образованием Федора и старшего брата Михаила занимался их отец, обучая их латыни. Затем их домашнее обучение продолжил учитель Драшусов и его сыновья, занимавшиеся с мальчиками французским языком, математикой и словесностью. Так продолжалось до 1834 года, когда братьев определили в элитный пансион Чермака в Москве, где они учились вплоть до 1837 года. Когда Федору было 16 лет, от туберкулеза умерла его мать. Дальнейшие годы Ф.
Достоевский вместе с братом провел, готовясь к поступлению в инженерное училище. Какое-то время они провели в пансионе Костомарова, где продолжали изучать литературу. Несмотря на то что оба брата хотели заниматься писательством, отец считал это занятие совершенно неприбыльным. Начало литературной деятельности Федор не испытывал никакого желания находиться в училище и тяготился пребыванием там, в свободные часы изучал мировую и отечественную литературу. Под вдохновением от нее ночами он занимался своими литературными опытами, зачитывал отрывки брату.
Со временем в Главном инженерном училище сложился литературный кружок под влиянием Достоевского. В 1843 году он окончил свое обучение и был назначен на должность инженера в Петербурге, от которой вскоре отказался, решив полностью посвятить себя литературному творчеству. Отец его скончался от апоплексического удара хотя, если верить воспоминаниям родственников, он был убит собственными крестьянами, что ставится под сомнение исследователями биографии Достоевского в 1839 году и уже не смог противодействовать решению сына. Самые первые произведения Достоевского, день рождения которого отмечается 11 ноября, до нас не дошли — это были драмы на исторические темы. С 1844 г.
В 1845 году его с удовольствием встретили в кружке Белинского, и вскоре он стал широко известным писателем, «новым Гоголем», но его следующий роман «Двойник» не был оценен, и вскоре отношения Достоевского день рождения по новому стилю — 11 ноября с кружком испортились. С редакцией журнала «Современник» он также рассорился и стал публиковаться в основном в «Отечественных записках».
Что запрещал писатель своей жене и кем работал его правнук. 10 любопытных фактов о Достоевском
В этой статье представлена хронология жизни и творчества Достоевского, основные события и даты из биографии писателя. Читайте и слушайте биографию русского писателя Федора Михайловича Достоевского на сайте "Сказочка Онлайн". В этой статье представлена хронология жизни и творчества Достоевского, основные события и даты из биографии писателя. Полная биография писателя Федора Достоевского. Личная жизнь, фотографии, портреты, книги, интересные факты из жизни на портале «». Классик русской литературы, писатель и мыслитель Фёдор Михайлович Достоевский родился 11 ноября 1821 года. Читайте и слушайте биографию русского писателя Федора Михайловича Достоевского на сайте "Сказочка Онлайн".