Российская академия наук (РАН). В честь Российской академии наук назван астероид (829) Академия, открытый в 1916 году российским астрономом Григорием Николаевичем Неуйминым.
Учреждение Академии наук при Петре I
25 июля 1925 года Российская академия наук получила название Академия наук СССР. Здание Российской Академии Наук в Санкт-Петербурге. 6 февраля 2009 года в Архиве Российской академии наук была открыта выставка «Социетет художеств и наук», посвященная 285-летию основания «Академии художеств и наук».
Главная по науке
Мало того, в провинциальных городах появились начальные «цифирные школы», в которых предполагалось бесплатно учить детей всех сословий «грамоте, цифири и геометрии». Для солдатских детей были открыты гарнизонные школы. А в 1705 году открылась первая в России гимназия. Также Петр I начал отправлять молодых образованных дворян на учебу в Европу. Задолго до открытия Академии наук император стал активно создавать ее будущую инфраструктуру. Так, он пожертвовал на нужды образования свою личную библиотеку, приставив к ней библиотекаря. Тот должен был следить за состоянием книг, выдавать их для прочтения в читальном зале и пополнять библиотечные фонды. Для тех же целей он распорядился создать исторический архив, переписав для этого исторические грамоты, старинные рукописи и книги, изъяв их на время из церковных хранилищ.
В 1714 году Петр организовал первый публичный музей — знаменитую Кунсткамеру, фонды которой содержали различные редкости. Предполагалось, что экспонаты из коллекции Кунсткамеры будут служить науке и использоваться будущими академиками для научных изысканий. Кроме библиотеки и кунсткамеры, в распоряжении первых приехавших в Россию ученых были анатомический театр, астрономическая обсерватория, минералогический кабинет и ботанический сад. Как идея Петра Великого сделала Россию передовой державой мира? Открытие Академии наук произошло уже после смерти Петра I — в 1725 году, когда состоялась первая конференция иноземных академиков, прибывших в Россию. Ученые мужи выбрали три главных направления деятельности: математическое, естественнонаучное и гуманитарное.
Но все-таки это были первые в России светские и штатские учебные заведения — и их выпускники стали цветом отечественной науки.
Многих академических гимназистов например, Михаила Ломоносова и основоположника производства фарфора в России Дмитрия Виноградова отправляли учиться в европейские университеты. Триста лет назад был учрежден Святейший синод Важной миссией академии должны были стать экспедиции, во время которых следовало вести астрономические, геодезические, географические наблюдения. Петр I стремился как можно больше узнать о России, поддерживая устремления путешественников. Он сам скрупулезно составлял планы экспедиций, и надеялся, что академия продолжит изучение России. Это тоже сбылось: в 1745 году академия выпустила уникальную книгу, плод многолетних исследований — «Атлас Российский», состоявший из 19 подробных карт. Крупнейшему собранию русского искусства положил начало купец-благотворитель Первые шаги Академии наук Верховным руководителем академии считался император. Но ученые получили право выбирать своего президента — пожизненно или на определенный срок.
Эта традиция сохраняется до нашего времени. Первым президентом академии стал Лаврентий Блюментрост — лейб-медик императора, с которым он советовался, разрабатывая проект положения об академии.
Академия же есть собрание ученых и искусных людей, которые не токмо сии науки в своем роде, в том градусе, в котором они ныне обретаются, знают, но и чрез новые инвенты издания оные совершить и умножить тщатся, а об учении протчих никакого попечения не имеют. Хотя Академия из тех же наук и тако из тех же членов состоит, из которых и универзитет, однакожде обои сии здания в иных государствах для множества ученых людей, из которых разные собрания сочинить можно, никакого сообщения между собою не имеют, дабы Академия, которая токмо о приведении художеств и наук в лутчее состояние старается, учением в спекуляциях розмышлениях и розисканиях своих, отчего как профессоры в универзитетах, так и студенты пользу имеют, помешательства не имела, а универзитет некоторыми остроумными розисканиями и спекуляциями от обучения не отведен был, и тако младые люди оставлены были. К празднованию памятной даты уже идёт подготовка. В рамках юбилейных мероприятий проходят научные фестивали, конференции, конгрессы, выставки, молодежные соревнования, а также лекции и встречи со школьниками и другие научно-просветительские мероприятия.
Необходимо говорить о вкладе ученых в историческое развитие нашей страны, донести до молодого поколения значимость и ценность исследовательской деятельности. Поэтому в 2022 году будет продолжена работа по подготовке публикации архива «300 знаковых документов за 300 лет истории Академии наук».
Первым президентом Академии наук был назначен медик Лаврентий Блюментрост, а в 1746 году состоялось назначение первого русского президента Академии, им стал граф К. Президентами Академии были писатели, государственные деятели, литераторы, географы, геологи, физики, химики, математики. Вся документация АН велась сначала на латыни, а потом на немецком и французском языках. Процесс перехода на русский язык был длительным, а начат он был академиком М. Ломоносовым, который в 1746 году первым стал читать лекции русским студентам на русском языке.
Академик Михаил Ломоносов стал первым учёным мирового масштаба, имевшим российское происхождение. Он обогатил науку фундаментальными открытиями в химии, физике, астрономии, геологии и внёс вклад в языкознание. Много времени Ломоносов потратил на перевод на русский язык учебников по физике и химии.
Либо Е=mc², либо бомбы не будет!
- Российская Академия наук
- Иллюстрации
- Новые публикации
- Российская академия наук: От мечты Петра Великого до открытий вселенского масштаба | МИР 24 | Дзен
- Мозг нации. Российская академия наук отмечает 295-летие | Аргументы и Факты
В 1860 году родился Соломон Джозеф СОЛОМОН
- Зачем нужна РАН
- Указ о «заведении» Академии наук — к 300-летию основания виртуальная выставка
- Читайте также
- День в истории 7 января: создание Российской академии наук
- Смотрите также
- Российская академия наук
Учреждение Академии наук при Петре I
300 лет служения человечеству | При академии был открыт Академический университет (1726— 1766 гг.) — первое в России светское высшее учебное заведение. |
1725 Открытие Академии наук. Хронология российской истории. Россия и мир | Российская академия медицинских наук (РАМН) и Российская академия сельскохозяйственных наук (РАСХН). |
Российская академия наук. Досье - ТАСС | С момента основания Российской академии наук ученые нашей страны оказали огромное влияние на историю человечества. |
Указ о «заведении» Академии наук — к 300-летию основания виртуальная выставка | С момента основания Российской академии наук ученые нашей страны оказали огромное влияние на историю человечества. |
РАН — 300 лет: история и современность российской науки | Ямал-Медиа | 7 января 1726 года официально открыли Академию наук в Санкт-Петербурге. |
День в истории: в России пустили троллейбусы, в Казани открыли филиал Академии наук
Миндинг , исследователи Средней и Центральной Азии Н. Пржевальский , П. Семёнов-Тян-Шанский , лингвист В. Даль , историк флота Ф. Веселаго , врач Г. Захарьин и др. Ковалевская , механик Н.
Жуковский , филолог А. Потебня , биологи И. Мечников , И. Сеченов , К. Тимирязев , химики Д. Менделеев , А.
Воскресенский и др. Почётными академиками по разряду изящной словесности были избраны В. Короленко , А. Чехов , Л. Толстой , В. Стасов и др.
Новые уставы принимались в 1930, 1935, 1959, 1963 гг. В 1929 г. В 1938 г. СНК СССР утвердил новую структуру АН — 8 отделений по основным группам наук: физико-математических, химических, геолого-географических, биологических, технических, экономики и права, истории и философии, литературы и языка. Согласно Уставу 1963 г. В 1957 г.
В 1987 г. Значительную роль в организации региональных отделений, филиалов, научных центров сыграли В. Комаров , М. Лаврентьев , С. Соболев , А. Трофимук , С.
Христианович , С. Вонсовский , Н. Красовский и др. Первый председатель Сибирского отделения М. Лаврентьев, по существу, создал систему управления наукой в регионах, которая позднее была развита Г. Марчуком и В.
Коптюгом и использована на Урале и Дальнем Востоке.
Она внесла большой вклад в ее развитие, находясь на этом посту 13 лет, с 1783 по 1796 годы. В ее структуру входят региональные отделения, научные центры и представительства. С сентября 2022 года РАН возглавляет академик, профессор, доктор технических наук Геннадий Красников. Как отмечают юбилей российской науки К юбилейному дню рождения РАН в стране проходят научные, образовательные, культурно-просветительские, информационные и другие тематические события. Вечером 8 февраля в Кремлевском дворце состоится торжественное мероприятие, посвященное 300-летию учреждения. Одним из ключевых событий, приуроченных к юбилею, станет Всемирный научно-образовательный форум «Наука — обществу и миру». Его планируют провести в июле в Санкт-Петербурге.
К юбилейной дате в России учреждена медаль «300 лет Российской академии наук». На ее лицевой стороне на фоне здания Кунсткамеры изображен Петр I и указано название медали, на обороте — цифры 1724, 2024 и две скрещенные лавровые ветви по окружности. Кроме того, Банк России сообщил, что 15 января 2024 года выпустил памятную серебряную монету номиналом 3 рубля «300-летие Российской академии наук». Памятная серебряная монета. Фото: пресс-служба Банка России Наука — главный двигатель прогресса.
Из стен его вышли замечательные флотоводцы, выдающиеся мореплаватели и деятели культуры, принесшие заслуженную славу отечественному флоту.
Среди выпускников Школы математических и навигацких наук — адмиралы Н. Головин, В. Чичагов, геодезисты И. Кирилов, М. Гвоздев, И. Евреинов, и многие другие выдающиеся деятели Российской империи...
По материалам и с использованием фотографий с сайтов :.
Будьте в курсе событий Десятилетия науки и технологий! Десятилетие науки и технологий в России Российская наука стремительно развивается.
Одна из задач Десятилетия — рассказать, какими научными именами и достижениями может гордиться наша страна.
Петербургская академия наук
13 апреля был утвержден проект Александровского пассажа, в Казани открыли филиал Академии наук, создан Раифский заповедник, проведены испытания первого в России троллейбуса, открылся стадион «Уэмбли», The Rolling Stones выступили в соцстране. Петербургская академия наук имела огромное влияние на академическую среду России в Петровскую эпоху. В 1841 г. Российская академия была упразднена, а часть ее членов влилась в Академию наук, составив Отделение русского языка и словесности. Рассматривая Российскую Академию Наук, стоит отметить, что открыта она была лишь в 18 веке. Российская академия наук (РАН), высшее научное учреждение России. Академия наук (АН) образована по указу императора Петра I, объявленному из.
Указ о «заведении» Академии наук — к 300-летию основания виртуальная выставка
Изучив организацию и опыт работы этих организаций, Пётр Первый утвердился во мнении о необходимости создания в России не только Академии наук, но и сети научно-учебных центров, университетов. Среди западноевропейских учёных, оказавших влияние на императора, особое место занимает великий немецкий философ, математик и организатор науки Леонард Лейбниц. Поскольку в тот момент в России отсутствовали дипломированные учёные, Пётр Первый назначил его тайным юстиц-советником и поручил опекать научные учреждения. Именно по совету Лейбница он начал создавать Академию и стал приглашать для работы видных иностранных учёных и профессоров. В числе первых приглашённых учёных наибольший вклад внёс знаменитый математик Л. Эйлер, воспитавший целую плеяду блестящих российских математиков, физик Д. Бернулли и механик Н. По своей структуре и задачам Российская академия наук существенно отличалась от западных академий. Во-первых, понимая, что создание академии на частной или общественной основе не даст ожидаемого результата, Петр предусмотрел создание Академии, как государственного учреждения с финансированием за счёт казны.
Во-вторых, академия создавалась в комплексе с университетом и гимназиями. Её члены были обязаны вести преподавание и индивидуально вести одного-двух воспитанников, которые впоследствии смогли бы их заменить. Этим обеспечивалась ускоренная подготовка отечественных научных и преподавательских кадров для академии, университета и гимназий. Вместе с тем в европейские университеты и академии направлялись на учёбу и стажировку перспективные молодые учёные. Торжественное открытие Императорской академии наук и художеств состоялось уже после кончины Петра — 27 декабря 1725 года 7 января 1726 года по новому стилю. Первым её президентом стал Лаврентий Блюменпрост, медик по специальности. Начальный состав академии включал только иностранных специалистов. По мере подготовки отечественных учёных и профессоров они постепенно заменяли иностранцев.
Как Петр I Академию наук России создавал 08. У нее богатая и насыщенная история. А началось всё, как и многие другие грандиозные события в России, с императора Петра I, и подошёл он к вопросу создания Академии со всей своей скрупулезностью, дотошностью, «жадностью до знаний и жаждой к переменам». План создания Академии наук сформировался у Петра I во время его заграничных путешествий.
Увиденное и услышанное в Англии, Франции, Голландии произвело на него большое впечатление. После таких встреч и поездок мысль организовать в России научно-учебные центры уже никогда не покидала Петра. В нём подчеркивалось, что большая часть академиков должна быть из «славянского народа», дабы «удобнее было бы русских учить». По его проекту Академия существенно отличалась от всех родственных ей зарубежных организаций.
Но сам Пётр Первый, заложивший фундамент будущей Академии наук, открыть её де-факто не успел. Это сделала его супруга Екатерина I своим указом от 7 18 декабря 1725 года. Она же назначила и первого президента академии — лейб-медика Лаврентия Блюментроста, человека из окружения Петра Первого, который лично организовывал Аптекарский огород в Москве. В 1728 году академия переехала в новое здание Кунсткамеры на Васильевском острове. Читайте также: Окно в Россию: Петергофу 300 лет Русский гений Новое научное учреждение сразу же приступило к работе. И надо сказать, что эта деятельность осуществлялась не на пустом месте: в распоряжении учёных были коллекции Кунсткамеры, Анатомический театр, Географический департамент, Астрономическая обсерватория, Минералогический кабинет и даже Ботанический сад, где трудились также приглашённые из Европы ботаники и натуралисты. Интересный факт: по распоряжению Петра Первого в ведение Академии наук были переданы сформированная царём библиотека и Кунсткамера, куда он сделал бесплатное посещение для всех желающих. Когда царю предложили брать деньги с посетителей, он возразил, что за деньги туда никто ходить не будет и предложил, наоборот, угощать всех пришедших чашкой кофе или бокалом вина — на это библиотеке выделялись специальные средства. Ну а с тех пор все библиотеки в России стали бесплатными и общедоступными.
Академики в первые годы своей работы заложили основы для горного дела и металлургии, благодаря их усилиям зарождались геодезия и картография. Уже в 1745 году была создана первая карта страны — «Атлас российский». Его создание стало возможным благодаря крупным экспедициям и этнографическим исследованиям территории России — от Белого до Каспийского морей, во время которых были обнаружены залежи полезных ископаемых, исследовались животный и растительный мир, изучалась хозяйственная деятельность проживающих в Российской империи народов. Так, в 1733 — 1743 годах состоялась знаменитая Вторая Камчатская экспедиция Витуса Беринга, в которой участвовали и проводили научные исследования учёные Красильников и Крашенинников — на тот момент они были студентами университета при Академии впоследствии академик Степан Петрович Крашенинников станет автором первой естественнонаучной книги «Описание Земли Камчатки». Читайте также: Великая Сибирская экспедиция: как был найден путь в Америку Был исследован вопрос о приливе между Азией и Америкой и о северо-восточных рубежах России, составлены карты обследованных районов, что было высоко оценено европейскими коллегами. Неудивительно, что уже спустя 12 лет после создания Петербургской академии наук известный французский физик Дорту де Меран писал: «Петербургская академия со времени своего рождения поднялась на выдающуюся высоту науки, до которой академии Парижская и Лондонская добрались только за 60 лет упорного труда». В 1742 году на должность адъюнкта академии был принят Михаил Васильевич Ломоносов, правда, произошло это благодаря личному вмешательству императрицы Елизаветы Петровны. После пятилетнего обучения в Германии 30-летний Ломоносов представил в Петербургской академии сразу две своих диссертации — по физике и по химии. Поскольку на учёбу за границу его направляла именно академия, согласно уставу она же должна была принять его на работу, но этот процесс затянулся на месяцы.
Тогда Ломоносов написал прошение новой российской императрице Елизавете, и академиков поторопили высказать своё мнение о диссертациях молодого учёного. Вступив в должность, Ломоносов сразу же предложил открыть при академии химическую лабораторию, которой до сих пор там не было. Но это его предложение также повисло в воздухе. На тот момент в Петербургской академии наук всеми делами заправляли немцы, причём некоторые из них даже не знали латынь — главного научного языка того времени. Конфликт между «немецкой» партией и молодым и горячим Ломоносовым был неизбежен. Русский учёный обвинил немецких коллег в казнокрадстве, приписках и взяточничестве, причём сделал это публично с угрозами «поправить зубы». В результате Ломоносова даже заключили под стражу на 8 месяцев, однако в академии оставили, правда, целый год платили только половину жалования. А уже в 1745 году 34-летнему Ломоносову было присвоено звание профессора химии. В 1748 году он, наконец, открывает химическую лабораторию.
В рамках проекта было проведено специальное научное исследование. Результаты исследования представлены в научно-популярных статьях об открытиях и изобретениях российских ученых. Все статьи распределены по разделам: науки о Земле, биология, химия, физика, техника и технические науки, общественные и гуманитарные науки.
Российская академия наук: От мечты Петра Великого до открытий вселенского масштаба
Им было организовано интенсивное строительство новых фабрик и заводов, он издал несколько указов об организации просвещения и специального образования. Как и при реализации других грандиозных проектов, Пётр Первый основательно подошёл к организации первой в России Академии наук. Изучению опыта работы иностранных академий наук он посвятил несколько зарубежных поездок. Во время поездки во Францию он посетил Сорбонну, обсерваторию, Академию письменности и словесности и даже принял участие в заседании Королевской академии наук в Париже, в состав которой полгода спустя он был принят в качестве иностранного члена за участие в составлении детальной карты Каспийского моря и его побережья. Он также посетил Лондонское королевское общество, Оксфорд, ряд музеев и научных лабораторий, верфи Голландии. Изучив организацию и опыт работы этих организаций, Пётр Первый утвердился во мнении о необходимости создания в России не только Академии наук, но и сети научно-учебных центров, университетов. Среди западноевропейских учёных, оказавших влияние на императора, особое место занимает великий немецкий философ, математик и организатор науки Леонард Лейбниц.
Поскольку в тот момент в России отсутствовали дипломированные учёные, Пётр Первый назначил его тайным юстиц-советником и поручил опекать научные учреждения. Именно по совету Лейбница он начал создавать Академию и стал приглашать для работы видных иностранных учёных и профессоров. В числе первых приглашённых учёных наибольший вклад внёс знаменитый математик Л. Эйлер, воспитавший целую плеяду блестящих российских математиков, физик Д. Бернулли и механик Н. По своей структуре и задачам Российская академия наук существенно отличалась от западных академий.
Во-первых, понимая, что создание академии на частной или общественной основе не даст ожидаемого результата, Петр предусмотрел создание Академии, как государственного учреждения с финансированием за счёт казны. Во-вторых, академия создавалась в комплексе с университетом и гимназиями. Её члены были обязаны вести преподавание и индивидуально вести одного-двух воспитанников, которые впоследствии смогли бы их заменить. Этим обеспечивалась ускоренная подготовка отечественных научных и преподавательских кадров для академии, университета и гимназий.
Герман и Х. Гольдбах, физик Г.
Бильфингер, физиолог Д. Бернулли, медик И. Дювернуа; в 1726 г. Делиль, историк Г. Байер и другие. Блюментрост заложил основы организационного устройства Академии.
Основные усилия на посту президента он направил на создание академической типографии. Позднее из бывшей Синодальной типографии в Академическую типографию была передана часть оборудования — «два стана и шрифты — русской гражданской печати, немецкий и латинский» и часть персонала.
НИМ РАХ Советская историография, нацеленная на вымарывание из отечественной истории заслуг императорской власти, отменила эту дату. В советское время именно 1757 год отмечался как дата основания Академии, причем к созданию Академии считался причастным в первую очередь русский ученый-просветитель М. Ломоносов, бывший сподвижником И. Шувалова, но только в деле создания Московского университета. В настоящее время историческая справедливость восстановлена. Президент Российской академии наук в приветственной речи подчеркнул, что в названии Академии, задуманной Петром I, слово «художества» стоит на первом месте перед словом «науки». Первый устав 1764 года ставил задачей Академии художеств и созданного при ней Воспитательного училища «воспитание новой породы людей, свободных от недостатков общества». И хотя этот завет императрицы, который неукоснительно стремился воплотить в жизнь второй президент Академии Иван Иванович Бецкой 1704-1795 , не был осуществлен, Академия росла и крепла, воспитывала русских художников, а из них собственных профессоров первые преподаватели Академии были приглашенными иностранцами , менялись ее структура, штат и устав.
Шувалова носившая название «Академия трех знатнейших художеств» являлась государственным учреждением и финансировалась из казны. Впоследствии государственный статус ИАХ был оформлен причислением ее к Министерству Императорского двора, учрежденному Николаем I в 1826 году во время коронации. Министерство ежегодно утверждало представляемые Советом сметы и осуществляло финансирование. Однако и сверх смет при возникновении непредвиденных потребностей казна не отказывала Совету в выделении средств для покрытия дополнительных расходов. Свидетельств этого в архивных материалах Академии очень много. Будучи всего на два года моложе наследника, он был дружески к нему привязан, чему способствовало и совместное прохождение курса обучения. Они получили типичное для царских детей высшее образование, соответствовавшее сочетанию университета с военной академией. Их взгляды на российскую государственность и культуру во многом совпадали. Объединяло их и общее стремление способствовать расцвету национального искусства. По завершении образования и достижении совершеннолетия в 1865 году вел.
Владимир Александрович был избран почетным любителем, в 1868 году в возрасте 22 лет стал товарищем заместителем президента вел. Марии Николаевны 1819-1876 , в конце жизни большую часть времени проводившей в Италии и поэтому фактически возложившей на Владимира Александровича полные права руководства Академией. Одним из первых его шагов было назначение ежегодных премий в сумме 1500 рублей за лучшие художественные произведения, представленные на академических выставках. После кончины вел. Владимир Александрович стал президентом Академии, оставаясь на этом посту вплоть до своей смерти в 1909 году. Таким образом он реально руководил Академией 41 год, а в статусе президента - 34, и это был самый большой срок президентства в ее истории. С 1883 года Академия приступила к широкомасштабным работам по устройству провинциальных музеев и передаче им произведений искусства. Так, только в 1884-1885 годах в Ригу, Саратов, Вильнюс, Одессу, Харьков и другие города было передано более полутораста картин, скульптур и рисунков из Музея Академии. С этого времени ИАХ стала отчасти руководствоваться этой целью при своих постоянных закупках с выставок. Все эти мероприятия, поднимавшие авторитет ИАХ, преследовали далеко идущие цели - стимулирование интереса к искусству в провинции.
В этой связи ИАХ придавала первостепенное значение организации и распространению художественного образования по всей стране. По свидетельству современников, с президентством вел. Владимира Александровича «навсегда останутся связанными три крупных факта в истории русского искусства: 1 введение нового академического устава 1893 г. В последнем уставе ИАХ, утвержденном в 1893 году, было записано: «1. Императорская Академия художеств есть высшее художественное учреждение для поддержания, развития и распространения искусства в России. Академия художеств содействует всеми доступными ей средствами подъему и развитию искусства и обязана наблюдать за делом художественного образования и воспитания в России»[7]. Таким образом был подтвержден государственный статус всей деятельности. По поручению великого князя, который был президентом Одесского общества изящных искусств, основанная еще в 1865 году Одесская художественная школа была расширена и реорганизована; с 1884 года в своих рескриптах он ежегодно посылал ей свои указания. После смерти Владимира Александровича Одесская школа, сохранившая о нем признательную память, по просьбе общественности стала носить имя вел. Владимира Александровича.
Современники отмечали, что исключительно его личному почину «обязано своим началом и самое большое дело Академии - устройство и организация художественных школ в Одессе, Казани, Тифлисе и других городах, что поставило Академию во главе обширного художественного дела государственного значения: распространения художественного просвещения в нашем отечестве»[8]. Неоценима его роль в создании и поддержке музыкальных коллективов и обществ. В отношении изобразительного искусства воля императора осуществлялась его братом, вел. Владимиром Александровичем, стремившимся сплотить вокруг Академии лучшие художественные силы. Благодаря предпринятым им мерам покинувшие Академию дипломанты, образовавшие Товарищество передвижных художественных выставок, спустя десять лет после разрыва с Академией в своем большинстве вернулись в ее лоно. Академия предоставляла Товариществу залы для выставок - желательно совместных. Многие передвижники стали преподавать в Академии, получая высокое профессорское жалованье, однако при этом поставили условие, что не будут носить мундир. Многие из них выполняли заказы членов императорской семьи - да же такие жанристы-бытописатели, как А. Корзухин и В. Маковский, исполнили несколько портретов великих князей.
Сам основатель Товарищества И. Крамской создал парадные портреты императора и императрицы. Методика академического образования формировала художников, могущих в совершенстве справляться с самыми разными художественными задачами. В своей «Книге воспоминаний»[9] вел. Александр Михайлович признается: «... Первыми он упоминает всегда приносившие убытки пять императорских театров и балет С. Дягилева, а далее указывает: «Такую же значительную материальную поддержку требовала и Императорская академия художеств. Хотя официально она и содержалась за счет Государственного казначейства, Академия никогда не сводила концы с концами, и члены Императорской семьи считали своим долгом поддерживать материально ее нуждавшихся учеников»[10]. Наивысшей наградой для учащихся Академии была золотая медаль за «программу», то есть, как бы сказали сейчас, за дипломную работу. Программой она называлась потому, что Совет Академии предлагал оканчивавшим учебу исполнить картину на сюжет чаще всего из русской истории или на библейскую либо мифологическую темы с целью проверки профессиональных знаний, полученных во время учебы.
Желавшие участвовать в конкурсе предоставляли эскизы на рассмотрение Совета Академии. Тем, чьи работы получали одобрение, Академия на год предоставляла повышенную стипендию и отдельную мастерскую в своем здании; они назывались «программистами» или «конкурсантами». Присуждение золотой медали давало право награжденным на заграничное пенсионерство, то есть на поездку до шести лет за границу для усовершенствования за счет Академии, причем содержание выделялось очень щедрое. В Императорской Академии художеств студенты за успехи в учебе награждались золотыми и серебряными медалями первого и второго достоинства , поощрительными медалями первого и второго достоинства и денежными премиями. Это происходило регулярно на «третных» экзаменах учебный год делился на «трети» по 4 месяца. Их списки публиковались в Отчетах и Журналах Академии. В эти списки входили и денежные вспомоществования «недостаточным учащимся», выдававшиеся по постановлению Совета на основании их прошений. Количество выдаваемых пособий определялось их необходимостью; сумма пособия составляла от 10 до 50 рублей. Ежегодно в ноябре Совет присуждал стипендии сроком на один год, по истечении которого Совет, в зависимости от успехов стипендиата, либо продлевал стипендию, либо передавал более достойному. В последней трети XIX века в России появилось много провинциальных художественных школ; особенно интенсивным этот процесс был в 1880-1890-х годах.
Большая часть школ создавалась благодаря инициативе выпускников Академии художеств, вернувшихся к родным пенатам, при поддержке местных городских властей и состоятельных горожан - почитателей и ценителей искусства. При этом главную опеку над школами осуществляла Академия художеств, которая всячески способствовала их развитию, курируя учебную и просветительскую, а в некоторых случаях и финансовую деятельность. Обращение провинциальных школ к Академии за помощью и поддержкой было само собой разумеющимся, поскольку никакому другому образовательному художественному учреждению было не под силу осуществлять столь грандиозные задачи. Академия художеств всегда оказывала безвозмездную помощь различным учебным заведениям, воспитывавшим художников или просто имевшим рисовальные классы. Начиная с первой провинциальной школы, открытой академиком А. Ступиным в Арзамасе в 1810 году, Академия щедро дарила гипсы, оригиналы и другие учебные пособия. В создании художественных школ по всей России в конце XIX - начале XX века колоссальную роль сыграло безвозмездное деятельное участие членов ИАХ, ее преподавателей или бывших выпускников. Они становились директорами, входили в советы или попечительские комитеты школ, оказывая разнообразное содействие в организации учебного процесса. Академия щедро помогала не только провинциальным учебным заведениям, но и музеям, безвозмездно передавая или предоставляя во временное пользование произведения из собственного собрания. Списки их утверждались Советом Академии.
Впервые в 1884-1885 годах Академия передала 150 произведений в поддержку провинциальных музеев в Риге, Саратове, Вильно, Одессе и Харькове. Впоследствии это происходило регулярно: произведения искусства, гравюры и книги отсылались партиями в Тобольск, Нижний Новгород, Самару, Хабаровск, Ташкент, Пермь, Воронеж. Музеев, взятых Академией под свое благотворительное попечительство, было более двадцати, им передали более восьмисот художественных произведений. Такая помощь - одна из традиций Академии, не прерывавшаяся в разные периоды истории нашей страны и являющаяся по сей день непременной частью нашей художественной жизни. Типичный пример - история Пензенского художественного училища и картинной галереи, одной из старейших в России. Их созданию послужило завещание пензенского губернатора, генерал-лейтенанта Н. Селиверстова 1830-1891 , он завещал городу коллекцию картин, библиотеку, а также свыше полумиллиона рублей на учреждение Рисовальной школы «на манер Штиглицкой». В завещании специально оговаривалось выделение из этой суммы пятидесяти тысяч рублей неприкосновенного капитала для обеспечения существования художественного музея. В Пензу приехал душеприказчик Н. Селиверстова - известный путешественник и знаток искусства, почетный член Академии художеств П.
Состоялась закладка здания, а в 1898-м - торжественное открытие училища и музея, директором которого Академия художеств утвердила известного художника академика К. Савицкого 1844-1905; имя его носит сейчас Картинная галерея. В первом отчете за 1898 год в Академию художеств он дал подробную характеристику учебного процесса и музея, собрание которого уже состояло из 224 произведений живописи и графики. Савицкий стремился пополнить музей произведениями современных мастеров. В архивах академиков В. Васнецова, А. Киселева, С. Иванова, И. Шишкина сохранились письма, в которых Савицкий обращался к своим друзьям с просьбой прислать в дар вновь созданному музею свои работы. Что тебе стоит дать музею какой-нибудь небольшой рисуночек, который бы наглядно представил тебя.
Поищи, найдешь»[11]. На призывы откликнулись многие художники и безвозмездно передали музею свои работы. По просьбе Савицкого Академия художеств также прислала в дар новому музею живописные произведения русских мастеров, графические листы, скульптуру, а также назначила Комиссию для просмотра коллекции, для чего в Пензу приезжал, чтобы руководить ее работой, П. Преемник К. Савицкого академик Николай Филиппович Петров всемерно способствовал росту собрания музея, которое пополнялось за счет добровольных пожертвований горожан. Самыми крупными из них были коллекции бывшего пензенского губернатора А. Татищева и попечителя училища, генерала от инфантерии А. Боголюбова около 140 произведений искусства, в том числе работы И. Мартоса, И. Крамского, И.
Шишкина, И. Репина, И. Ендогурова, Ф. Рубо, а также коллекция старинного вооружения и предметов прикладного искусства [12]. Похожий путь становления прошли другие провинциальные художественные школы и музеи в Казани, Одессе, Харькове, Риге, Смоленске и других городах. Самым крупным вкладом Академии художеств в организацию музейного дела в России явилось формирование и курирование коллекции Русского музея имени императора Александра III. Начало Русскому музею было положено высочайшим указом от 13 апреля 1895 года; тогда же ему был дарован Михайловский дворец, перестройка и приспособление которого для нужд музея были осуществлены академиком В. Основу собрания музея составили предметы и произведения, переданные из императорских дворцов, Эрмитажа и Академии художеств. Совет Академии разработал положение и штат музея.
Во Франции наряду с вузами для развития фундаментальной науки существует Национальный центр научных исследований, в Германии — сразу четыре общества: Общество Фраунгофера, Объединение имени Гельмгольца, Ассоциация Лейбница и Общество Макса Планка. С нее брали пример ведущие страны мира, а наши чиновники взяли и развалили ее. Фото: Наталья Мущинкина Ученые вынуждены самоорганизовываться Конечно, с течением времени, за 10 лет, что-то в общем обустройстве науки начало меняться к лучшему, например, "майские указы" Владимира Путина от 2018 года о 100-процентной прибавке к окладу худо-бедно выполняются, хотя и не везде. Но главного все же нет: у академии институты отняли, но министерство стать для них таким же научным координатором не смогло. На местах доходило даже до того, что институты сами себе писали задания и потом сами же их выполняли, чего, конечно, не было в бытность их принадлежности к РАН. Знаменитый кибернетик Эшби сформулировал в свое время закон необходимого разнообразия для кибернетики: «Управляющий орган должен быть более разнообразным, чем управляемый», иначе не будет никакого развития. Взять, к примеру, тренера по гимнастике. Если он хочет хорошо натренировать олимпийскую команду, должен сам быть профессионалом по брусьям, по занятиям на перекладине и пр. В противном случае ничего не получится. Такими тренерами для сотрудников институтов всегда были члены РАН. А потом пришло ФАНО с умением только хорошо оптимизировать... Хотелось бы верить, что реформаторы не по злому умыслу, а по чистому недоумению уничтожили грамотно выстроенную когда-то систему управления наукой. Ну хорошо! Тогда следовало бы ожидать резких ее изменений хотя бы после начала СВО, ведь именно на ученых сейчас возлагаются надежды по созданию своей техники, электроники, медицинских приборов. Еще одной целью до 2014 года для нашей науки была интеграция в мировое научное сообщество, но по его правилам: российским ученым навязали в качестве показателя успешности оценку публикационной активности. Все обязаны были свои лучшие результаты публиковать в зарубежных журналах... Казалось бы, ну сейчас-то ситуация должна поменяться. Но нет. В прошлом году вроде появились призывы прекратить эту порочную практику, но кто-то по-тихому решил оставить все как было... Можно констатировать, что все поставленные задачи реформаторов РАН выполнены. Коллектив ученых сокращен, как и количество научных организаций. За РАН остались по большому счету только экспертные функции. Хорошо бы еще, чтобы академия принимала активное участие в формировании государственной научно-технической политики по Закону о РАН — это когда ни один документ не может выйти из Минобрнауки без визы академии, но ведь нет и этого. Он твердо поставил вопрос о главенствующей роли академии в выборе научных приоритетов, в реализации конкретных проектов. К слову, задача по ликвидации технологического отставания ставилась Владимиром Путиным еще в Послании 2018 года, но почему-то за пять следующих лет так и не была выполнена. Некоторые критики Красникова отмечают, что у него тоже пока нет ярких результатов.
Академия наук России – одно из важнейших детищ Петра I
Советы иностранцев помогли организовать учебный процесс, но присутствовать на открытии академии царь Петр не смог. Она открылась после его смерти при императрице Екатерине I. Было это 27 декабря 1725 года. Современная Российская академия наук Сегодня собрание российских ученых насчитывает 1195 членов, из них 471 — академики, еще 724 являются членами-корреспондентами. В академии наук Российской Федерации занимаются фундаментальными и прикладными научными исследованиями. Ученые находятся на государственном финансировании и развивают гуманитарные, технические и общественные науки, совершают мировые открытия о законах развития человека, общества и природы.
А уже в 1745 году 34-летнему Ломоносову было присвоено звание профессора химии. В 1748 году он, наконец, открывает химическую лабораторию. Он же станет первым российским академиком в области естествознания.
А в 1755 году будет участвовать в создании Московского университета, носящего его имя. Михаил Васильевич Ломоносов был поистине человеком-эпохой, сумевшим обогатить науку фундаментальными открытиями в области физики, химии, астрономии, геологии, географии. Кроме того, он сыграл основополагающую роль в формировании русского литературного языка и внёс значительный вклад в развитие отечественной историографии. Читайте также: Ломоносовская косточка Из отстающих — в лидеры науки Постепенно Петербургская академия наук расширяет свою деятельность. В типографии при академии публикуются найденные во время экспедиций источники по русской истории, формируются архивы и отделы рукописей. В начале 1740-х годов издаются несколько томов с коллекцией Кунсткамеры. С 1728 года выходит ежегодный сборник трудов «Комментарии Петербургской академии наук» на латинском языке, который быстро становится одним из ведущих научных изданий в Европе. В 1746 году избирается первый русский президент Академии наук — граф Кирилл Разумовский.
При нём же директором академии была назначена известный общественный деятель, писательница и педагог княгиня Екатерина Дашкова, ставшая первой в мире женщиной, которая управляла Академией наук. По её инициативе были организованы публичные лекции академиков, привлекавшие большое количество слушателей, увеличилось число стипендиатов академии. Княгиня Дашкова создала центр по изучению русского языка и словесности, названный Российской академией словесности. Она же стала инициатором проекта издания полного толкового славяно-российского словаря, который впоследствии вышел в шести томах под названием «Словарь Академии российской». Члены академии разработали основные положения реформы, участвовали в подготовке профессиональных педагогических кадров, составили около 30 учебников и пособий. По инициативе академии в 1803 — 1806 годах состоялась кругосветная экспедиция Крузенштерна и Лисянского, а в 1820 году экспедиция Беллинсгаузена и Лазарева открыла новый материк — Антарктиду. Читайте также: Российские колумбы: дальние походы русских моряков Таким образом, Россия в XIX веке становится одним из центров мировых географических открытий, и не только географических. Серьёзные успехи были достигнуты в минералогии, кристаллографии, геологии, стратиграфии, сейсмометрии.
Разрабатывались проблемы метеорологии, земного магнетизма, электричества. Выдвинулись биологические науки: сравнительная эмбриология животных, эволюционная эмбриология, эволюционная физиология растений, теория иммунитета. Во второй половине века стала активно развиваться химия, в том числе органическая, органический катализ при высоких давлениях и температурах, физическая химия, систематика химических элементов», — рассказывал в одном из интервью директор Архива РАН в 2013 — 2018 годах Виталий Афиани. В это время физик и электротехник Александр Попов изобретает радио, химик Дмитрий Менделеев открывает периодическую таблицу химических элементов, биолог Дмитрий Ивановский открывает вирусы, а будущий Нобелевский лауреат Иван Мечников разрабатывает клеточные механизмы иммунитета, другой Нобелевский лауреат Иван Павлов создаёт науку о высшей нервной деятельности. Как в России боролись с эпидемиями Время великих достижений После Февральской революции 1917 года Петербургская или Императорская академия наук меняет название на Российскую академию наук и впервые получает право самостоятельно избирать своего президента. Им стал выдающийся геолог Александр Петрович Карпинский, сохранивший этот пост вплоть до своей смерти в 1936 году. С этого момента во главе советской академии всегда стояли крупные учёные с мировым именем — Вавилов, Несмеянов, Келдыш, Александров, Марчук. Читайте также: Знай наших!
В соответствии с проектом Российская академия наук должна была по своей структуре значительно отличаться от западноевропейских академий. Во-первых, она фактически образовывала неразрывное единство с Академическим университетом и гимназией, которые создавались при ней. Формально это были отдельные учреждения, но и в состав членов академии, и в преподавательский штат университета входили одни и те же люди то есть новая академия должна была совмещать функции научного исследования и обучения. Каждый академик должен был составить учебное руководство в пользу учащегося и каждый день по часу заниматься публичным преподаванием своего предмета. Академик должен был приготовить одного или двух воспитанников, которые бы со временем могли заступить на его место, причем Петр выразил желание, «чтобы такие были выбираемы из славянского народа, дабы могли удобнее русских учить». В определениях Академии и Университета Петр I проводил четкое разграничение: «Универзитет есть собрание ученых людей, которые наукам высоким, яко феологии и юрис пруденции прав искусству , медицины, филозофии, сиречь до какого состояния оные ныне дошли, младых людей обучают. Академия же есть собрание ученых и искусных людей, которые не токмо сии науки в своем роде, в том градусе, в котором они ныне обретаются, знают, но и чрез новые инвенты издания оные совершить и умножить тщатся, а об учении протчих никакого попечения не имеют». Во-вторых, академия представляла собой государственное учреждение в отличие от частных и общественных западноевропейских , которое финансировалось за счёт государственной казны, а её члены, получая жалование, должны были обеспечивать научно-техническое обслуживание государства. Обязанности, возлагаемые на академиков профессоров , были разнообразными: следить за научной литературой и составлять по своей специальности сводки научных результатов, участвовать в еженедельных заседаниях и годичных публичных собраниях Академии, давать научные справки и проверять предлагаемые Академии новые открытия, составлять для студентов курсы по своей науке, а также читать лекции.
Махаев, Г. Гравюра на меди «Проспект вниз по Неве реке между Зимним ея императорского величества домом и Академией наук» Санкт-Петербург. Это здание знают все, кто хоть однажды посетил этот прекрасный город на Неве. Его проектирование и строительство было начато в 1718 г. Как известно, без книги нет науки. Петр I понимал это, как никто другой. Замысел царя о формировании Библиотеки складывался, видимо, спонтанно, исходя из опыта собственного обучения и увиденного за границей, а также из общения с учеными и государственными деятелями. Однако ясно было одно — новая царская библиотека должна была принадлежать, как и прежде, государю и одновременно быть публичной. Придавая большое значение роли Библиотеки в просвещении страны, Петр I стремился открыть ее двери для посетителей.
Когда Петру предложили установить плату за вход в Библиотеку и Кунсткамеру, тот заявил, что никто не будет ходить туда за деньги.
Ковальчук президент федерального государственного бюджетного учреждения «Национальный исследовательский центр «Курчатовский институт» М. Котюков Министр науки и высшего образования Российской Федерации Н. Кропачев ректор федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего образования «Санкт-Петербургский государственный университет» С.
Лавров Министр иностранных дел Российской Федерации А. Лихачёв генеральный директор Государственной корпорации по атомной энергии «Росатом» В.
Как Петр I Академию наук России создавал
Благодаря научным поискам первых членов академии наук в России появились обсерватории, музеи, исследовательские лаборатории и университеты. «Проекта учреждения Академии с назначением на содержание оной доходов». «Открытия Российской академии наук, изменившие мир» – это историко-просветительский портал, созданный к 300-летнему юбилею Российской академии наук. «Открытия Российской академии наук, изменившие мир» – это историко-просветительский портал, созданный к 300-летнему юбилею Российской академии наук.