Великий пост 2023: молитвы, суть, правила, меню – все ответы в одной статье. 18 марта у православных христиан начинается Великий пост, который продлится по 4 мая, – он предшествует одному из главных церковных праздников, Пасхе.
Что можно и нельзя в Великий пост?
Кто освобождается от постов? Что касается приема пищи, то телесный пост послабляется для болящих, беременных и кормящих матерей, малолетних детей, путешествующих по мере необходимости , а также для людей, находящихся в обременительных обстоятельствах. Конкретные вопросы прохождения поста согласовывают со священником. Всем ли можно поститься? Не вредит ли пост здоровью? Предписываемая Уставом Церкви строгость постов рассчитана на физически здоровых людей. В случае невозможности придерживаться уставной строгости поста необходимо обратиться к священнику для согласования с ним меры послабления. На Руси издавна постились все — и старые, и малые.
Все святые угодники Божии вели строгую постническую жизнь, выполняли тяжелые физические работы и при этом многие из них долго жили. Здоровью вредит неумеренное и неразборчивое употребление пищи и греховная жизнь. На сколько надо сократить употребление пищи во время поста? Потом надо понемногу уменьшать обычное количество употребляемой пищи и довести его до минимума. При этом не следует доводить себя до изнурения. Как поститься больным людям? Поэтому больным разрешается употреблять пищу, которой необходимо питаться при лечении их заболевания: постная она или нет.
Но на ослабление поста надо спрашивать благословение священника. С какого возраста следует поститься детям? Когда приучать детей к посту и какова мера детского поста, нужно решать индивидуально со священником. В христианской семье этот вопрос иногда решается просто: постятся родители — постятся и дети, и если здоровы — с самого раннего возраста. Какие бывают однодневные посты и как поститься в этом случае?
Великий канон Андрея Критского — один из величайших богослужебных текстов, чудо церковной гимнографии. Его покаянные слова не оставляют никого равнодушным.
Он начинается словами, обращенными ко Господу: «Откуда начну плакати окаяннаго моего жития деяний? Кое ли положу начало, Христе, нынешнему рыданию? Каждый стих Великого канона сопровождается псаломским припевом «Помилуй мя, Боже, помилуй мя! Многочисленные примеры Ветхого и Нового Завета показывают, каким должен быть путь покаяния для каждого христианина. Покаянный канон Андрея Критского читается Великим постом два раза. На первой седмице Поста канон делится на четыре части. На Великом повечерии в понедельник, вторник, среду и четверг читается по девять песней канона.
Верующие стараются иметь при себе текст канона чаще всего с параллельным переводом на русский язык и следят за ходом чтения, чтобы лучше понимать смысл. Можно заранее прочитать канон дома с переводом. В современной Церкви сложилась традиция — во время чтения канона в храме гасят свет, поэтому можно заранее купить свечу и зажигать ее во время чтения. Чтение Великого канона настраивает верующих на подобающее проведение святых дней Четыредесятницы. Поэтому так важно обязательно присутствовать в эти дни на службе в храме.
Богослужебное время включает в себя астрономическое; как вневременное включает в себя временное. Если в восприятии земного времени для нас важна его протяженность и стремление к неизбежному концу — Второму пришествию Христову и Страшному Суду, то богослужебное время своим цикличным устройством символизирует вечность бытия Божьего.
Богослужебный круг, будь то суточный от вечера до вечера, седмичный от воскресенья до воскресенья, или даже праздничный годовой, включающий в себя праздники -- воспоминания библейской истории и событий земной жизни Спасителя, вращается вокруг таинства Евхаристии, которое нельзя включить ни в один из кругов, так как у него иная природа, не связанная по сути с «временами и сроками», вечная природа бытия Божьего. Церковный Устав регулирует все формы «вхождения» вневременной Евхаристии во временную природу нашего мира, главная задача Устава — «вписать» Таинство Евхаристии в каждый день церковного года со всеми его богослужениями, состав которых зависит от дня недели, поста или праздника святого в этот день, престольного праздника храма и других. Так, для каждого случая совпадения Благовещения с каким-либо днем церковного года в Уставе есть свои указания: Благовещение и будничный постный день, Благовещение и Великая суббота, Благовещение и Пасха. Что мы заметим Регент, практик в отправлении служб, Илья Красовицкий говорит, что предстоящая уставная богослужебная ситуация, на сей раз необычная: «Благовещение чаще попадает в будничный день Поста, чем в воскресный. В Типиконе так называется книга, содержащая Устав богослужения есть специальные Марковы главы, названные так по имени известного гимнографа X века Марка, епископа итальянского города Отранта. Эти главы как раз описывают такие необычные случаи. В этом году, при совершении службы на вечер субботы 6-го и утра воскресенья и 7-го апреля , мы будем пользоваться одной из таких глав.
Всенощное бдение будет обычное по своему порядку, но совершенно необычное по наполнению, потому что оно будет состоять из песнопений трех видов, взятых из трех разных богослужебных книг: воскресные песнопения, песнопения, посвященные Крестопоклонной неделе и Благовещенские. Воскресные песнопения мы возьмем из Октоиха книга воскресных и седмичных песнопений , на тему Креста -- из Постной Триоди книга песнопений Великого поста, Пасхи и периода Пятидесятницы , а для Благовещения — из Минеи книга песнопений годового неподвижного круга праздников.
Обычно миряне едят на первой неделе также каши, супы, жареные, вареные или печеные овощи и грибы и т. Календарь питания по дням в Великий пост смотрите здесь Можно ли есть растительное масло в Великий пост? Растительное масло в Великий пост разрешено монастырским уставом только по субботам, воскресеньям и некоторым будним дням. Но вовсе не обязательно постоянно сверяться с календарем. Мирянам то есть не монашествующим растительное масло допустимо для ежедневного употребления. Считается, что в южных странах, откуда к нам пришел устав, отказ от масла был обусловлен тем, что всегда на столе были оливки, и масло из них воспринималось уже как излишество. Для современного человека, живущего в средней полосе России, скорее растительное масло будет более простым продуктом. Можно ли пить в Великий пост?
В Великий пост можно пить воду, компоты, соки, чаи, кофе и даже в некоторые дни разрешено немного вина. Нельзя в Великий пост пить крепкое спиртное или вино в больших количествах. Пост — это время сосредоточения и концентрации, алкоголь же может помешать человеку в его духовном движении. Можно ли мед в Великий пост? Мед в Великий пост есть можно. Но надо помнить, что смысл гастрономического поста в ограничении, то есть вкусной, сладкой, любимой пищей, пусть и постной, не нужно объедаться. Можно ли пить воду в Великий пост? Воду пить в Великий пост, конечно, можно. Отказываться от воды нужно только перед Причастием. Подходить к Таинству принято натощак и с 12 часов ночи накануне или за 6 часов до, если Литургия ночью или вечером, нужно отказаться как от еды, так и от питья.
Можно ли в Великий пост рыбу? В Великий пост рыбу можно дважды: в праздники Благовещения 7 апреля и Входа Господня в Иерусалим Вербное воскресенье, в 2017 году — 9 апреля. Если же Благовещение попадает на Страстную неделю, то даже в праздник рыбу есть нельзя. Накануне Вербного воскресенья, в Лазареву субботу в 2017 году — 8 апреля , разрешена рыбная икра. Кроме того, нередко рыбу в Великий пост благословляется есть беременным и кормящим, учащимся и тем, кто занят усиленным умственным или тяжелым физическим трудом. Можно ли в Великий пост есть креветки? Есть ли креветки в Великий пост, зависит от меры соблюдения поста. Так, например, в Греции, где морепродукты — традиционная и легкодоступная пища, в Великий пост они разрешены даже в монастырях в те дни, когда устав разрешает масло. В России морепродукты не столь привычная еда, и каждый постящийся, советуясь со священником, сам решает, будут ли в его рационе креветки, кальмары и прочие «морские гады». Если для вас креветки вполне доступны и вы чувствуете, что несколько раз пост вам необходимо такое подкрепление — тогда употребление креветок и других морепродуктов — мидий, кальмаров возможно.
Если же креветки для вас скорее любимый деликатес, то возможно стоит поискать другой продукт для подкрепления сил. Можно ли в Великий пост есть морепродукты? Мнения о том, можно ли есть морепродукты в Великий пост, расходятся. Одни считают, что можно, как и рыбу, лишь два раза за все время поста — в праздник Благовещения и в Вербное воскресенье. Другие — что морепродукты разрешены в Великий пост по субботам и воскресеньям. Мирянам в этом вопросе нужно ориентироваться на свое состояние здоровья, нагрузки, образ жизни. Для кого-то отказ от мяса и молочных продуктов не представляет никакой сложности, а тем, в чьей жизни присутствуют большие нагрузки, без достаточного количества белка обходиться невозможно, и морепродукты могут служить полноценным его источником. В любом случае, нужно помнить основное правило поста: пища должна быть проста. И если в рационе постящегося остаются морепродукты, то не нужно объедаться морскими деликатесами. Почему нельзя есть мясо в Великий пост?
Мясо в Великий пост нельзя есть потому, что в этот период человек и духом, и телом должен стремиться к Богу. Пища животного происхождения тяжела, и непросто после наваристого мясного борща или котлет встать на молитву и сосредоточиться на обращении к Господу. Отказываясь от тех или иных продуктов, верующий человек учится воздержанию, навыку справляться со своими желаниями, который необходим не столько за столом, сколько вообще в жизни. Тем не менее, бывают обстоятельства, когда человек даже на время Великого поста не имеет возможности исключить мясо из рациона состояние здоровья, командировка или экспедиция, питание в учреждении — в больнице, тюрьме и т. В таком случае нужно помнить, что гастрономический пост — это лишь помощь человеку в его борьбе со страстями, а главный пост — духовный. Часто священники вспоминают слова старцев: «Вы хоть мясо постом ешьте, только друг друга не ешьте». Конечно, эта цитата не призывает есть мясо в пост, тем более что отказ только от мясных продуктов — первая и самая простая степень поста. Но эти слова призывают тех, кто по тем или иным причинам нарушает пост, не отчаиваться, и обратить свое внимание на свои духовные движения, не раздражаться, а учиться относиться к окружающим с любовью. Почему нельзя беременеть в Великий пост? Главное, что нужно понимать в этом вопросе — это то, что в Церкви не существует никаких примет и правил о времени, подходящем для того, чтобы забеременеть.
Церковь говорит лишь о том, что Великий пост супругам рекомендуется воздерживаться от супружеской близости, чтобы научиться совладать со своими страстями и желаниями и чтобы настроить свой ум на молитву. Но плотское воздержание может быть только по обоюдному согласию мужа и жены, а не всегда постятся оба. Таким образом, если ребенок все-таки был зачат в Великий пост, ни в коем случае нельзя считать его в чем-то ущербным или переживать о влиянии дня его зачатия на его судьбу. Кому нельзя поститься в Великий пост? В той или иной мере поститься в Великий пост можно всем! Смысл поста не в том, чтобы изнурить свой организм отказом от еды. Пост — это время борьбы со страстями, и значит, первоочередной задачей может быть отказ от того, что вызывает в человеке определенного рода зависимость. И постный шоколад перестанет быть постным, если съедать по плитке в день. Те или иные, пусть даже совсем небольшие, ограничения может понести любой человек, если подходить к вопросу с рассуждением. Страдающим от каких-либо заболеваний и пожилым людям, детям и подросткам, беременным и кормящим женщинам отказ от полноценного рациона противопоказан.
Пищевые ограничения Великого поста
Начавшееся время Великого поста будет полноценным лишь тогда, когда предписания ограничений в пище будут сопряжены с сугубой молитвой и участием в Церковных Таинствах. А. богослужебный устав – до появления полных списков его (I-VIII вв.). +V-I3v1qoSYD99MM2В случае блокировки. седмице поста. В этом сказывается глубокое отличие Страстной седмицы от других седмиц Великого поста, когда по Уставу в будние дни не полагается Евангельских чтений.
Благовещение в Крестопоклонную: есть ли послабление поста
Великий пост в 2024: что можно, а что нельзя - Россия || Интерфакс Россия | Великий пост, который в 2023 году начался 27 февраля и продлится по 15 апреля, по монастырскому уставу соблюдается с особой строгостью. |
Страстная неделя Великого поста: что можно есть, что можно и что нельзя делать? | Великий пост 2023: молитвы, суть, правила, меню – все ответы в одной статье. |
Церковный устав о Великом посте
А потому надо быть внимательным к себе и иметь желание исправлять ошибки. И если мы будем просить у Господа за свои грехи прощения искренне, Он, видя это, будет прощать по Своему великому милосердию и любви. Другое дело, если человек выбирает для себя путь «не согрешишь — не покаешься». То есть сам позволяет себе многое, думая: «сейчас сделаю, как мне нравится, а потом просто на исповеди батюшке расскажу». В таком случае таинство покаяния превращается в профанацию, а человек не ведет борьбу со страстями, а ищет уловки, чтобы продолжать грешить. А вот искреннее раскаяние Господь принимает всегда. И даже когда человек не справляется, Бог поддерживает его стремление и по идущим от сердца молитвам помогает избавиться от греха. Если День рождения в Великий пост — можно ли отмечать, или это грех? Смотря как вы отмечаете День рождения. Если это бурное застолье, после которого трудно вспомнить события вечера — такой праздник лучше не отмечать.
Если вы проводите этот день без обильного виновозлияния и переедания, без соблазнительных танцев и других греховных поступков; если вы с благодарностью вспоминаете своих родителей, делаете им какие-то подарки, может быть, совершаете какие-то добрые дела, собрав своих близких, — такой День рождения вполне можно отметить. А вот переносить отмечание на после поста, чтобы позволить себе выпить — «а без этого что за праздник?! Нужно уметь радоваться жизни без такого рода «костылей». А в день рождения тем более стоит поблагодарить Господа за данную Им жизнь. В дни Четыредесятницы можно накрыть вкусный постный стол, устроить теплую и уютную встречу с друзьями. А вот на Страстной неделе стоит, скорее, воздержаться даже от такой тихой вечеринки, да и времени на нее не будет, так как богослужебная жизнь перед Пасхой очень насыщенная. Сейчас, во времена интернета, появляется интересная традиция — в дни рождения или иных каких-то праздников предлагать друзьям, вместо подарков, поучаствовать в благотворительном сборе. И это тоже неплохой вариант отметить свой праздник в дни Великого поста. Ведь что значит слово «отмечать»?
Как-то обозначить, сделать особенным, обращающим на себя внимание. А разве не будет необыкновенным, значимым день, в который вы вместе с близкими кому-то помогли? Если приглашают в гости в Великий пост — нужно отказаться? Не всегда есть возможность отказаться от похода в гости. Однако всегда можно найти такую меру посещения гостей, которая не нанесет вред ни тебе, ни, в первую очередь, тому, кто тебя пригласил. Нужно проникнуться событием и вместе с человеком порадоваться, если это радостное событие, или поплакать, если печальное. То есть, прежде всего, нужно оказать внимание тому, кто тебя пригласил, а не сделать так, чтобы все внимание было на тебе и на твоем постном выражении лица. Пост — это не только, и не столько отказ от определенной еды и увеселительных мероприятий. Это период, когда каждый верующий старается стать чуточку лучше, научиться с большей любовью относиться к окружающим.
И наша забота о близких может проявляться как раз в том, чтобы быть рядом с ними без поучений и навязывания наших собственных представлений. Забота может быть и в старании не обидеть человека своим отказом. Для этого нужно смирение и благоразумие — а ведь именно эти добродетели и нужно развивать в себе в дни Великого поста. Хотя, конечно, если, например, в дни Страстной седмицы, когда нужно быть в храме, вас приглашают на шашклыки, отказаться придется. Но всегда можно найти способ, как сделать это корректно и как продемонстрировать человеку, что общение важно для вас, но на этот раз есть необходимость его перенести на более подходящее время. Если угощают непостной едой — что делать? Сегодня, когда многие люди придерживаются Великого поста, почти на любом застолье можно найти какие-то постные или умеренные яства. Однако бывает и так, что невозможно отказаться от непостной пищи — бабушка, которая никогда в жизни не постилась и наготовила тебе каких-нибудь мясных пирогов, обидится — тогда вполне можно утешить бабушку и съесть их, но потом возложить на себя более строгое постное состояние и понести большие труды за этот поступок. Уж точно не нужно, если вас угощают непостной едой, брезгливо отворачиваться.
Можно просто сказать спасибо и отказаться. Если ситуация благоприятствует, можно вежливо объяснить, что вы соблюдаете пост. Но ни в коем случае при этом нельзя превозноситься над угощающим, показывая ему всем своим видом, что он не понимает важность этого периода для всякого верующего человека. Ведь человек просто хотел поделиться, порадовать вас и никак не рассчитывал получить в ответ отповедь. Есть популярное утверждение, что в пост уж лучше есть мясо, чем «есть друг друга». И как раз здесь ее уместно вспомнить. Если человек умер в пост: это что-то значит? Это значит только то, что человек созрел для будущей жизни, и Господь забрал его к Себе. Мы верим, что душа бессмертна, что, оставив этот мир, она не умирает, а продолжает жить в другом, загробном.
При этом в христианстве нет представлений о том, что дата смерти как-то влияет на загробную участь усопшего. Хотя в народном сознании закрепилось мнение, что смерть на Пасху, Светлую седмицу или другой большой праздник — это знак особого Божьего благоволения к человеку. Отсюда и вопрос: что же тогда может значить смерть в период поста? Ничего, так как для будущей жизни важна не дата смерти, а то, каким был земной путь до нее. Интересно, кстати, что известны случаи из житий святых, когда они, зная, что пришел их час, молили Бога перенести его. Делали они это для того, чтобы не отвлекать братию монастыря, где подвизались, своими похоронами, например, в дни подготовки к празднику. Если человек умер в пост, это может иметь значение для тех, кто будет заниматься похоронами и читать в течение сорока дней заупокойные молитвы, так как порядок поминовения меняется в предпасхальный и пасхальный периоды. Для самого же усопшего имеет значение, покаялся ли он перед смертью. А о прощении его нераскаянных грехов, их прощении и упокоении его души теперь предстоит молиться живым.
Если ребёнок зачат в пост — это как-то отразится на его будущем? На будущем ребенка это никак не отразится. Во время Великого поста мы стараемся в меру сил воздерживаться от супружеских взаимоотношений, но если один из супругов не может от них воздерживаться, то отказать ему — тоже значит повергнуть его в греховное состояние. Так что дадим возможность Богу разбираться Самому, праведны мы или нет, а сами будем прикладывать усилия, чтобы сохранить Ему верность. Плохо будет, если в Великий пост супруги ссорятся и скандалят.
А вот искреннее раскаяние Господь принимает всегда. И даже когда человек не справляется, Бог поддерживает его стремление и по идущим от сердца молитвам помогает избавиться от греха. Если День рождения в Великий пост — можно ли отмечать, или это грех? Смотря как вы отмечаете День рождения.
Если это бурное застолье, после которого трудно вспомнить события вечера — такой праздник лучше не отмечать. Если вы проводите этот день без обильного виновозлияния и переедания, без соблазнительных танцев и других греховных поступков; если вы с благодарностью вспоминаете своих родителей, делаете им какие-то подарки, может быть, совершаете какие-то добрые дела, собрав своих близких, — такой День рождения вполне можно отметить. А вот переносить отмечание на после поста, чтобы позволить себе выпить — «а без этого что за праздник?! Нужно уметь радоваться жизни без такого рода «костылей». А в день рождения тем более стоит поблагодарить Господа за данную Им жизнь. В дни Четыредесятницы можно накрыть вкусный постный стол, устроить теплую и уютную встречу с друзьями. А вот на Страстной неделе стоит, скорее, воздержаться даже от такой тихой вечеринки, да и времени на нее не будет, так как богослужебная жизнь перед Пасхой очень насыщенная. Сейчас, во времена интернета, появляется интересная традиция — в дни рождения или иных каких-то праздников предлагать друзьям, вместо подарков, поучаствовать в благотворительном сборе. И это тоже неплохой вариант отметить свой праздник в дни Великого поста.
Ведь что значит слово «отмечать»? Как-то обозначить, сделать особенным, обращающим на себя внимание. А разве не будет необыкновенным, значимым день, в который вы вместе с близкими кому-то помогли? Если приглашают в гости в Великий пост — нужно отказаться? Не всегда есть возможность отказаться от похода в гости. Однако всегда можно найти такую меру посещения гостей, которая не нанесет вред ни тебе, ни, в первую очередь, тому, кто тебя пригласил. Нужно проникнуться событием и вместе с человеком порадоваться, если это радостное событие, или поплакать, если печальное. То есть, прежде всего, нужно оказать внимание тому, кто тебя пригласил, а не сделать так, чтобы все внимание было на тебе и на твоем постном выражении лица. Пост — это не только, и не столько отказ от определенной еды и увеселительных мероприятий.
Это период, когда каждый верующий старается стать чуточку лучше, научиться с большей любовью относиться к окружающим. И наша забота о близких может проявляться как раз в том, чтобы быть рядом с ними без поучений и навязывания наших собственных представлений. Забота может быть и в старании не обидеть человека своим отказом. Для этого нужно смирение и благоразумие — а ведь именно эти добродетели и нужно развивать в себе в дни Великого поста. Хотя, конечно, если, например, в дни Страстной седмицы, когда нужно быть в храме, вас приглашают на шашклыки, отказаться придется. Но всегда можно найти способ, как сделать это корректно и как продемонстрировать человеку, что общение важно для вас, но на этот раз есть необходимость его перенести на более подходящее время. Если угощают непостной едой — что делать? Сегодня, когда многие люди придерживаются Великого поста, почти на любом застолье можно найти какие-то постные или умеренные яства. Однако бывает и так, что невозможно отказаться от непостной пищи — бабушка, которая никогда в жизни не постилась и наготовила тебе каких-нибудь мясных пирогов, обидится — тогда вполне можно утешить бабушку и съесть их, но потом возложить на себя более строгое постное состояние и понести большие труды за этот поступок.
Уж точно не нужно, если вас угощают непостной едой, брезгливо отворачиваться. Можно просто сказать спасибо и отказаться. Если ситуация благоприятствует, можно вежливо объяснить, что вы соблюдаете пост. Но ни в коем случае при этом нельзя превозноситься над угощающим, показывая ему всем своим видом, что он не понимает важность этого периода для всякого верующего человека. Ведь человек просто хотел поделиться, порадовать вас и никак не рассчитывал получить в ответ отповедь. Есть популярное утверждение, что в пост уж лучше есть мясо, чем «есть друг друга». И как раз здесь ее уместно вспомнить. Если человек умер в пост: это что-то значит? Это значит только то, что человек созрел для будущей жизни, и Господь забрал его к Себе.
Мы верим, что душа бессмертна, что, оставив этот мир, она не умирает, а продолжает жить в другом, загробном. При этом в христианстве нет представлений о том, что дата смерти как-то влияет на загробную участь усопшего. Хотя в народном сознании закрепилось мнение, что смерть на Пасху, Светлую седмицу или другой большой праздник — это знак особого Божьего благоволения к человеку. Отсюда и вопрос: что же тогда может значить смерть в период поста? Ничего, так как для будущей жизни важна не дата смерти, а то, каким был земной путь до нее. Интересно, кстати, что известны случаи из житий святых, когда они, зная, что пришел их час, молили Бога перенести его. Делали они это для того, чтобы не отвлекать братию монастыря, где подвизались, своими похоронами, например, в дни подготовки к празднику. Если человек умер в пост, это может иметь значение для тех, кто будет заниматься похоронами и читать в течение сорока дней заупокойные молитвы, так как порядок поминовения меняется в предпасхальный и пасхальный периоды. Для самого же усопшего имеет значение, покаялся ли он перед смертью.
А о прощении его нераскаянных грехов, их прощении и упокоении его души теперь предстоит молиться живым. Если ребёнок зачат в пост — это как-то отразится на его будущем? На будущем ребенка это никак не отразится. Во время Великого поста мы стараемся в меру сил воздерживаться от супружеских взаимоотношений, но если один из супругов не может от них воздерживаться, то отказать ему — тоже значит повергнуть его в греховное состояние. Так что дадим возможность Богу разбираться Самому, праведны мы или нет, а сами будем прикладывать усилия, чтобы сохранить Ему верность. Плохо будет, если в Великий пост супруги ссорятся и скандалят. Это отражается как на них самих, так и на их детях. Нужно стараться разрешать спорные ситуации и конфликты миром, договариваться, находить компромиссы. Причем учиться смирению и терпению нужно ни кому-то одному, а всегда обоим.
В большинстве семей в советское время и вовсе не было традиции соблюдать Великий пост, но это вовсе не значит, что все, кто был зачат в этот период, имели какие-то последствия этого в своей жизни. Многие позже сами пришли в Церковь, уверовали в Бога, кто-то из них стал священником или монахом.
Если же крещение ребенка — один из первых шагов в церковной жизни, то необходимо пройти огласительные беседы, в рамках которых родители и крестные смогут разобраться в вопросах веры и узнать, зачем нужны таинства. Желательно, чтобы взрослые исповедались и причастились, ведь они должны стать примером для нового маленького христианина. Стоит осознавать, что крещение ребенка — это не способ защитить его от болезней и бед, а попытка с раннего детства растить и воспитывать его в любви к Богу. Великий пост — это время пробуждения души и время духовного саморазвития, и оно как нельзя лучше подходит для того, чтобы всей семье отодвинуть бытовую суету и всем вместе начать движение к Господу. Несмотря на то, что не существует никаких ограничений и крещения могут совершаться в любой день, это не всегда возможно практически.
Во время Великого поста богослужебный строй жизни меняется, в некоторые дни службы особенно продолжительны, и клирикам бывает сложно между ними совершать таинства или проводить беседы с крестными. Выбор даты зависит от храмового расписания и занятости священника. Но все же не стоит откладывать крещение на потом. Ведь если ребенок станет членом Церкви во время Великого поста, в дни празднования Пасхи он сможет быть причастником и вместе со всем христианским миром, пусть пока и без рассуждения, если еще совсем мал, разделить радость о Воскресении Христовом. Можно ли читать акафисты в Великий пост? Читать акафисты в Великий пост можно. Более того, именно в дни Четыредесятницы раз в год совершается служба Акафиста Пресвятой Богородице.
Это единственный обязательный для исполнения в храме акафист. Он читается во всех храмах на вечернем богослужении накануне пятой субботы Великого поста. Кроме того, по воскресеньям в дни Четыредесятницы верующие могут собираться в церкви на Пассию, особую службу, включающую в себя фрагменты Евангелия, рассказывающие о Крестных страданиях Христа, и Акафист Страстям Господним. В остальные великопостные дни акафисты в храмах не звучат, но нет никаких запретов на их чтение дома. Эта форма молитвы довольно поздно вероятно, в IX—X вв. Именно поэтому во многих приходах принято в определенные дни недели собираться для пения того или иного акафиста. Но практика это необязательная, а на время Великого поста она и вовсе отменяется, так как богослужебная жизнь в этот период насыщенная, а настрой — покаянный.
Именно поэтому возникло мнение, будто чтение акафистов, в которых часто повторяется слов «радуйся», неуместно даже дома. Но, конечно же, нет и не может быть никакого запрета ни на радость во время поста, ни на молитву, если она идет от сердца. Просто молитвы — будь то чтение Великого покаянного канона св. Андрея Критского, Литургия Преждеосвященных Даров, другие великопостные службы или дома исполняемые правила — долгие, требующие особого внимания. Но если у человека остаются силы и желание самостоятельно добавить к ним еще и акафист, то никаких ограничений для этого нет. Более того, не надо забывать, что пост — это не время для уныния. Это время движения нашей души к Господу, а значит, время радостное.
И акафист — это один из способов выразить нашу благодарность Богу. Нет каких-то особых указаний, какие молитвы нельзя читать в Великий пост. Более того, издавна существует монашеское правило: «келья устава не имеет». То есть, какой будет личная молитва, христианин решает или вместе со своим духовником, или сам. А соответственно, не может быть запретов на чтение дома в пост, например, молитв о благополучии близких или заупокойных молитв, каких-то конкретных канонов или акафистов. Но при этом есть молитвы, которые, наоборот, необходимо читать в пост. К ним относится молитва святого Ефрема Сирина.
В будни, начиная с середины Масленичной недели и заканчивая серединой Страстной, она по несколько раз в день звучит в храме и сопровождается земными поклонами. В ней верующие просят Господа избавить их от грехов, мешающих идти покаянным путем поста, и дать добродетели, необходимые для христианской жизни. В суете и повседневных заботах у человека не всегда хватает времени на вдумчивую молитву, а потому в дни Великого поста нужно постараться найти возможности уделить ей большее внимание. Но важно не просто отстоять в храме на службе или дома перед иконами во время чтения ежедневного молитвенного правила, а вникнуть в текст, понять слова, обращенные к Богу. Полезной для души человека и услышанной Господом будет та молитва, которая идет от сердца. Помимо акафистов, которые дома можно читать и в дни Четыредесятницы, часто вызывает вопросы Псалтирь. На самом деле существует ограничение на ее чтение даже келейно в конце Великого поста с Великого Четверга и на Светлой седмице.
Впрочем, если человек, не зная, нарушил это установление, ничего страшного. Важно искреннее желание человека молиться, даже если где-то оно не вполне соответствует существующим общецерковным правилам. Можно ли играть в карты в пост? Пост — это время для молитвы и для покаяния, а не для пустого времяпрепровождения, к которому и относится игра в карты. Кроме того, азартные игры часто не только развлечение, но и способ нечестного обогащения, что также не может поддерживаться Церковью. Часто человек и сам не замечает, как ставки затягивают, и он уже не может ни выйти из замкнутого долгового круга, ни избавиться от навязчивой идеи отыграться. Подобные вещи приводят к тяжким преступлениям, хотя, казалось бы, все начиналось с безобидной игры… Более того, существует мнение, что карточные масти содержат в себе антихристианские символы: крести крест , пики копье, вонзенное под ребра Спасителя , черви губка, которую поднесли к губам умирающего Христа , бубны четырехгранные гвозди.
Если посмотреть на эти цветные картонки с такой точки зрения, то игра с ними превращается в кощунство. Таким образом, даже если в другое время года человек считает карты невинной забавой, во время поста, когда каждый христианин старается избавиться от своих грехов и отбросить все лишнее, суетное, стоит отказаться от этой страсти. Так же, как многие в пост бросают курить или изживают другие вредные привычки, больше не возвращаясь к ним и тогда, когда завершается период воздержания. Сегодня есть огромное количество настольных игр — не только для детей, но и для взрослых, — которые позволяют и хорошо провести время в компании, и развить какие-то полезные навыки, и узнать что-то новое. Во многие из них можно играть и в пост, если это не в ущерб другим делам, молитве и не рождает в человеке слишком сильный азарт, способный разрушить и его отношения с другими, и его внутренний покой. Можно ли есть яйца в пост? Яйца относятся к скоромным, то есть непостным продуктам, а соответственно устав не разрешает их употребление в дни поста.
Также в список продуктов, которые должны быть исключены из рациона в этот период, входят мясные и молочные, а в дни строгих постов Великий, Успенский — еще и рыба. Но всегда определять меру пищевого воздержания необходимо индивидуально. Так, например, ребенок, беременная женщина или больной человек могут есть какие-то непостные продукты, чтобы удовлетворять потребности организма в питательных веществах и витаминах. Но при таком подходе нарушение поста не должно превращаться во вседозволенность и гурманство.
В субботы и воскресенья Великого поста — двукратный прием вареной растительной пищи с растительным маслом и вином.
Практика поста многих современных приходов такова: во все остальные седмичные дни Великого поста кроме среды и пятницы , а также в субботу и воскресенье употребляется вареная растительная пища с маслом. В среду и пятницу — вареная растительная пища без масла. В Крестопоклонную серединную седмицу, во все дни до пятницы включительно употребляется вареная растительная пища без масла. Накануне праздника Благовещения Пресвятой Богородицы если этот день будет до Лазаревой субботы разрешается растительное масло и вино. В сам день праздника Благовещения если он не приходится на Страстную Седмицу и в Вербное воскресенье дозволяется употребление в пищу рыбы.
В Лазареву субботу разрешается рыбная икра. В последнюю седмицу Великого поста — Страстную — вспоминаются добровольные страдания и смерть Спасителя. В эти дни постятся по особому уставу. До Великого Четверга употребляют пищу без масла. В этот день разрешается елей.
Многие верующие воздерживаются от пищи в течение всего дня, а если не позволяют силы, то хотя бы до Выноса Плащаницы. В Великую субботу — строгий пост без масла. По учению Святых отцов, Великий пост — это жертва Богу, путь, воздержанием и покаянием, возвращающий человека в рай.
Великий пост 2023: меню, и что категорически запрещается верующим в дни воздержания
А на 49-ый день, пройдя великопостным путем, верующие встречают Воскресшего Христа, чувствуя себя сопричастниками величайшего Чуда. Почему нельзя жениться в пост? Вступление в брак предполагает вступление в супружеские взаимоотношения. А поскольку в Великий пост мы, по возможности, от них воздерживаемся, Церковь не благословляет вступление в брак и не совершает Таинство Венчания. Создание новой семьи — это большое, важное, радостное событие. А время Великого поста — время для молитвы и покаяния.
Его можно использовать как период подготовки к женитьбе, ведь очевидно, что борьба с собственными грехами помогает сделать семейные отношения более крепкими. Для кого-то отложенная до конца поста свадьба может стать и первым испытанием — насколько прочна их любовь и тверды намерения. Сорок восемь дней поста учат терпению, смирению, неосуждению — и все эти навыки необходимы в семье. Кстати, и сразу после окончания поста повенчаться не получится. Церковь начинает совершать таинство брака только по завершении Светлой седмицы, то есть в следующее после Пасхи воскресенье.
Все дело в том, что ликование о Воскресении Христовом, столь велико и всеобъемлюще, что не стоит добавлять к нему еще и свою, безусловно, важную, но все же личную радость. Так же, как совершенно неуместна будет женитьба в период Великого поста, когда жизнь христианина сосредоточена вокруг скорби о грехах и преклонения перед непостижимой искупительной Жертвой Христовой. Впрочем, бывают ситуации, когда людям по той или иной причине необходимо зарегистрировать свои отношения именно в период поста. Не будет никакого греха в том, что они поставят свои подписи в ЗАГСе даже в великопостные дни. А вот повенчаться им придется уже после Пасхи.
Так же, как и перенести празднование свадьбы, если оно для них важно. Можно ли курить или пить алкоголь в пост? По Типикону, в воскресные дни на трапезе разрешается употребление вина, до двух красовуль. Очень трудно определить меру этих красовуль приблизительно две чашки , но важно помнить, что мы делаем это для поддержания сил, а не наоборот. Естественно, вино разрешается для тех, кто не страдает алкоголизмом: человек, которого даже капля вина может подтолкнуть к запою, должен полностью воздержаться от винопития.
Таким образом, качественное вино в небольших количествах может благоприятно повлиять на состояние организма, а вот обильные возлияния приведут не только к ослаблению организма, но, вероятно, и к действиям, о которых потом придется жалеть. В пост мы стараемся избавиться от греха, а алкоголь часто становится одной из причин его совершения. Табакокурение в Великий пост, как и любая сильно давлеющая над нами страсть, конечно, плохо совместимо с самой идеей поста. Именно поэтому это идеальный момент для того, чтобы бросить курить. Обратившись с молитвой к Господу и попросив у него помощи в этом непросто деле, даже заядлые курильщики справляются.
В том, конечно, случае, когда решительно настраиваются на реальную борьбу со своей страстью во время поста. При этом, конечно, это может не получится сразу, но не стоит отчаиваться. Вы можете для начала просто сократить количество сигарет в день, но сделать это решительно. Но важно отметить, что неспособность отказаться от дурной привычки не должна быть для человека преградой на пути к Богу. Неправильно будет сказать: «Я курю или выпиваю , а потому не буду поститься вовсе и в храм не пойду».
Пусть для начала будет сделан малый шаг например, уменьшено количество выкуриваемых в день сигарет , но не будет утеряно стремление идти за Христом. И с Божьей помощью постепенно человек будет меняться, если сам не будет закрывать для себя такую возможность. Можно ли есть морепродукты в пост? Да, для поддержания сил в определенные дни разрешается употреблять в пищу морепродукты. Впрочем, одни верующие считают, что «морские гады», как еще называют моллюсков, это почти растительная пища, а другие предпочитают все же обойтись без них.
Решение о том, можно ли есть кальмары или мидии в эти дни, нужно принимать руководствуясь реальными потребностями. Если человек много работает, учится, занимается тяжелым физическим трудом или спортом, безусловно, ему необходимо восполнять недостаток белка в организме, и морепродукты как нельзя лучше для этого подходят в дни поста. Но стоит обойтись без них в дни, которые в календаре отмечены как особенно строгие. Важно учитывать, что еда в дни поста должна быть простой. Существует даже великопостная традиция средства, сэкономленные на дорогих мясных и молочных продуктах, жертвовать на дела милосердия.
При этом многие «дары моря» стоят гораздо дороже, чем привычная всем курица. Поэтому специально составлять свой великопостный рацион из морских деликатесов не нужно. Еда должна быть скромной, но полезной и позволяющей избежать в сложный весенний период истощения и авитаминоза. Верующие, берущие на себя обязательство поститься без каких-либо послаблений, от морепродуктов предпочитают отказаться. Но даже им, не задумываясь, в любой день можно есть морскую капусту.
И уж точно даже максимально строго постящимся можно есть морепродукты в праздники, когда монастырский устав разрешает рыбу или рыбную икру, — в Благовещение 7 апреля , Лазареву субботу и Вербное воскресенье за неделю до Пасхи. Почему нельзя растительное масло в пост? По Типикону, пост — это воздержание не только от животной, но и от любой скоромной пищи, в том числе приготовленной с использованием растительного масла, хотя масло разрешается в праздничные и выходные дни. Но это мера очень строгого монашеского поста. Обычно миряне то есть не монахи все же едят растительное масло и в будние дни.
Условия жизни современного человека отличаются от тех, в которых существовали древние монахи, заложившие принципы и правила пищевого поста много веков назад. Во многом изменились состав и качество продуктов. Поэтому современный человек далеко не всегда может, следуя указаниям календаря, практиковать сухоядение. Более того, большинству из нас сегодня питаться всухомятку запретят врачи. Все это необходимо учитывать, решая, что именно будет у вас на столе в Великий пост.
Важно понимать, что человек грешит не в тот момент, когда добавляет ложку масла в салат или жарит на масле картошку, а когда осуждает, гневается и раздражается, когда обижает ближнего и не хочет прощать другого. Иногда слишком большое внимание к постному столу сбивает фокус внимания с самого главного — с того, что происходит в душе. Но пищевое воздержание должно, наоборот, помогать христианину не придавать слишком большое значение еде, чтобы выделить больше сил и времени для молитвы, духовного чтения, размышлений и покаяния. Если нарушил пост: что делать?
Нельзя много времени уделять развлекательным мероприятиям. Нельзя грустить, печалиться, выносить планы мести. Нельзя поддаваться агрессии, ссориться, сплетничать.
Ни в коем случае не переедайте, чревоугодие - это грех. Нельзя соблюдать пост людям с хроническими заболеваниями, беременным, кормящим матерям и детям. Поэтому надо молиться каждый день и ни раз - перед и после еды, а также по любому важному для вас поводу. Посещать храмы - обстановка поможет стабилизировать ваше внутреннее состояние. Помощь ближнему, благотворительность, добрые дела - приветствуются в Великий пост. Обязательно нужно посетить своих близких и урегулировать все конфликты.
Такой же вывод можно сделать и из высказываний Тертуллиана.
Несмотря на то, что у него есть целый трактат «De Jejunio», и он также часто касался этой темы в других местах Tertullian, «De Jejun. И подобное умалчивание мы видим у всех доникейских отцов, хотя многие из них имели достаточно поводов сослаться на такое апостольское установление, если бы оно существовало. Исключение составляет Игнатий Богоносец , провозглашающий: «Четыредесятницей не пренебрегайте, она составляет подражание жительству Христову» [4] ; «Во всю Четыредесятницу должно поститься правоверующим, потому что она содержит чин и устав общества Господня». Ссылаясь на эти слова Дебольский Г. Отметим, однако, что «послание к филиппийцам», на которое ссылается Дебольский, принадлежит к числу подложных [5]. Далее, есть основания полагать, что Церковь в апостольские времена была более склонна праздновать Воскресение Христово не ежегодно, а еженедельно. Если это так, то воскресная литургия представляла собой еженедельное празднование Воскресения, а пост в пятницу — крестную смерть Христа.
Такая теория предлагает вполне естественное объяснение столь больших различий, существовавших в конце второго столетия в отношении дня празднования Пасхи и соблюдения предпасхального поста. Христиане были едины в праздновании Воскресенья и Пятницы, которые праздновались с самых ранних дней Церкви, обычай же ежегодного празднования Пасхи развивался постепенно и на него оказывали влияние местные условия. С появлением Пасхального праздника стал появляться и предпасхальный пост, поначалу короткий, не превышающий по длительности неделю, но очень строгий [6] , когда вспоминали Страсти Христовы, или, более обще, «дни, когда Жених был взят» Мф. Как бы то ни было, из «Праздничных посланий» Афанасия Великого известно, что в 331 году святой предписал своей пастве «четыредесятницу», продолжавшуюся сорок календарных дней и заканчивающуюся периодом строгого поста — Страстной Недели которую он называет «святой седмицей великого праздника Пасхи» , и, во-вторых, что тот же святой отец, после путешествия в Рим и по значительной части Европы , написал в очень строгих выражениях александрийцам , призывая их соблюдать практику, которая уже повсеместно соблюдается послание 11-е, из Рима : Но, возлюбленный, как бы ни было, убеди их в этом и научи их поститься сорок дней; ибо постыдно было бы, когда все поступают так, только находящимся в Египте, вместо воздержания, предаваться веселию Что касается установления числа 40 дней, решающую роль в этом должны были сыграть примеры Моисея , Ильи и Христа, но возможно также, что при этом имели в виду и 40 часов, которые Христос пребывал в гробе. С другой стороны, как Пятидесятница была периодом, во время которого христиане радовались и молились стоя [7] , что, однако, не означает, что они постоянно пребывали в такой молитве, так и Четыредесятница была первоначально периодом, отмеченным постом, но не обязательно периодом, в течение которого верующие каждый день постились. Всё же, этот принцип по-разному понимался в разных местах, результатом чего были совершенно разные практики поста. В Риме, в пятом столетии, пост длился шесть недель, но, согласно историку Сократу, только три из них были собственно постными, и то за исключением суббот и воскресений, и, как полагают некоторые историки, недели поста шли не подряд, приходились на первую, четвёртую и шестую недели.
Возможно, впрочем, что эти недели поста были посвящены подготовке оглашенных к крещению , так как, по мнению многих исследователей, пост оглашенных и за них явился одной из причин формирования длительного предпасхального поста. На Востоке[ править править код ] На Востоке преобладала практика, которая была упомянута выше в цитате из «Праздничных посланий» Афанасия: пять недель Великого поста были подготовительными для особо строгого поста Страстной седмицы. Однако, установив однажды число 40, длительность поста старались согласовывать именно с ним. Так, Этерия в своём «Паломничестве» говорит о соблюдавшемся в Иерусалиме посте в восемь недель, которые, при исключении суббот и воскресений, давали как раз 40 дней.
Великий пост — строгий, не благословляется не только мясная и молочная как в нестрогие посты , но и рыбная пища за исключением праздников Благовещения Пресвятой Богородицы и Входа Господня в Иерусалим. Детям, пожилым, больным, беременным и кормящим пост смягчают о том, как это можно сделать, лучше посоветоваться со священником. Впрочем, пищевые ограничения во время поста не главное.
Календарь Великого поста 2023 по дням.
Отголоски этой практики до сих пор сохранились в православном богослужении. В восьмую неделю до Пасхи «Сырную седмицу» уже соблюдается пост, хотя и лёгкий запрещено только мясо ; два дня на этой неделе богослужение совершается практически по великопостному чину; в субботу этой недели совершается память «преподобных отцев, в подвизе просиявших». Позднее, под влиянием монашеской практики , субботы и воскресенья тоже стали постными хотя и в более лёгкой степени , а великопостный период Великий пост теперь длится 48 дней, из которых 40 дней до пятницы 6-й недели именуются собственно Четыредесятницей [8] , в число оставшихся восьми входят Лазарева суббота , Вербное воскресение и ещё 6 дней Страстной Седмицы. Православные церкви в отношении поста по сей день руководствуются палестинским уставом, обычно называемым Типикон. Пищевой аспект Великого поста подробнее рассмотрен в следующем разделе, но общая схема такова: с понедельника по пятницу — сухоядение один раз вечером. Если на будний день придётся полиелейный праздник, разрешается варёная пища с маслом и вино, или, если это среда или пятница, только варёная пища и вино [10] , но в любом случае даже и в Благовещение трапеза в эти дни разрешается только один раз. Если в первое время воздержание от пищи до вечера соблюдалось всеми, а не только монашествующими напр. Что же касается ограничений по роду пищи, то в наиболее близкой к Типикону форме они соблюдаются если не считать некоторых особо строгих монастырей у старообрядцев , тогда как в Русской Православной Церкви и других церквях обычно допускаются те или иные послабления. На Западе[ править править код ] На Западе развитие Великого поста шло иным образом. Постепенно утвердился обычай поститься шесть недель, однако, поскольку со временем на Западе в число постных дней вошла и суббота [11] , общая длительность поста составила 36 дней 6 недель по 6 дней, исключая воскресенья. Святой Григорий Великий 560—604 , а вслед за ним и многие средневековые авторы [12] описывал этот период, как «духовную десятину года», поскольку 36 составляет примерно десятую часть от числа дней в году.
Позднее, ради исполнения числа 40, добавили ещё 4 дня, в результате чего пост стал начинаться в среду, которая получила название Пепельной среды. Впрочем, следы прежней практики до сих пор остались в т. Что касается пищевой составляющей поста, то, в отличие от Восточной церкви, на Западе больший акцент был сделан на времени и количествах принятия пищи. Первоначально допускалась лишь одна трапеза, каковая могла начаться только с наступлением вечера. Однако уже достаточно рано мы впервые находим упоминание об этом у Сократа Схоластика [ источник не указан 4030 дней ] стала быть терпимой практика разрешения поста в «девятый час», то есть, в три часа дня. Постепенному приближению времени обеда способствовало ещё и то, что канонические часы Девятый час, Вечерня и т. Девятый час означал, без сомнения, три часа дня, однако служба девятого часа могла читаться сразу после шестого, который соответствовал полудню. Подобным же образом и вечерня, после которой полагалась трапеза, служилась всё раньше и раньше, пока, наконец, не было официально признано, что вечерня в великий пост может служиться в районе полудня как оно и было в Католической Церкви вплоть до литургических реформ середины XX века.
Даже те, кто по тем или иным причинам не могут соблюдать весь пост, в эти шесть дней меняют как свой рацион, так и образ жизни, уделяя внимание в первую очередь молитве, богослужениям, чтению Священного Писания. Христиане стараются не пропустить это богослужение, на котором вспоминается само установление таинства Евхаристии, и по возможности причаститься. Вечером — утреня Великого Пятка, на которой читается 12 отрывков из Евангелий, рассказывающих о Страстях Господних. Верующие становятся свидетелями страданий Христа и Его Крестной смерти. Дни памяти: Святого апостола от 70-и Иродиона, родственника апостола Павла, спутника апостолов Петра и Павла в их путешествиях, убитого язычниками за проповедь христианства, а также апостолов от 70-и Агава, Асинкрита, Руфа, Флегонта и Ерма. Все они приняли мученическую смерть за Христа. Пост: Хотя пост на Страстной седмице соблюдается с особой строгостью, в четверг, когда и утром, и вечером христиане стараются не пропустить богослужения, для укрепления сил позволительно послабление — разрешается вареная пища с растительным маслом. Это самый строгий и самый страшный для верующих день в году, день великой скорби. Верующие становятся свидетелями снятия с Креста Тела Христова и Его погребения. Особенности богослужения: Литургии нет: жертва принесена на Голгофе. Утром великие часы. Другое название этой службы — царские часы, так как богослужение бывает всего лишь трижды в году в Рождественский и Крещенские сочельники и Великую Пятницу , и его с древности старались не пропускать даже члены царской семьи. Днем совершается вынос Плащаницы — вечерня, во время которой из алтаря на середину храма выносят Плащаницу и поется канона на Плач Пресвятой Богородицы. Вечером совершается утреня Великой Субботы с чином погребения Плащаницы. Это богослужение включает крестный ход, во время которого священники обносят Плащаницу вокруг храма под пение Трисвятого, а также поется канон Великой Субботы «Волною морскою». Дни памяти: Преподобномученика Вадима, архимандрита, и семерых его учеников. Святой был убит бывшим христианином Нирсаном, отрекшимся от Бога.
Обязательно нужно посетить своих близких и урегулировать все конфликты. Смотрите только к себе в тарелку и не осуждайте тех, кто не соблюдает пост. Думайте о душе, а не о еде. Вегетарианцы не употребляют мяса, но это не приближает их к Богу. Если не собираетесь каяться, то не стоит начинать и поститься. Богу нужны не желудок и ноги, а сердце, в котором он должен видеть искреннюю радость в служении ему. Самое главное - помните для чего существует этот период. Вместе с Господом мы пытаемся пройти 40 дней поста, чтобы пережить радость Воскресения Христа. Что делать, если оскоромились В гостях вас накормили мясом, яйцами или другой непостной пищей.
Смысл текста — просьба о даровании такой молитвы, которая действительно направится к Господу. Чтобы быть Им услышанной, наша молитва должна быть искренней, внимательной, глубокой. Вот об этом и просят верующие в дни Великого поста, когда молиться нужно больше, но при этом сохранять сосредоточенность бывает непросто. Богослужение Великого поста Богослужение Великого поста отличается от привычной церковной службы и по атмосфере, и по своему построению. Убранство храма и облачения клириков в этот период черные или темно-фиолетовые. В церкви царит полутьма. На самой службе меньше поют, больше читают. А вместо литургии часто бывают изобразительны служба, состоящая из чтения псалмов, молитв, отрывков из Священного Писания. В будни литургию служат только в среду, пятницу или праздники, и она совсем другая. Об отличии от обычной говорит ее название — литургия Преждеосвященных Даров: верующие причащаются Дарами, освященными на последней полной литургии. В Великий пост полной она бывает в субботу — хорошо знакомая литургия св. Ионна Златоуста, и воскресенье — литургия Василия Великого, совершаемая всего десять раз в году, семь из которых приходятся на этот период. Отсутствие литургии, с одной стороны, напоминает о древней традиции монахов уходить в скиты или уединяться в кельях в дни Великого поста, не собираясь для совместного богослужения, и брать с собой запасные Дары, чтобы причащаться во время своего молитвенного подвига. С другой, литургия — это всегда торжество, а большая часть богослужений Великого поста настраивает на сокрушение о грехах. Еще одно богослужение, которое совершается только в Великий пост, — пассия. Это не обязательная служба, но во многих храмах она все же бывает вечером в четыре великопостных воскресенья. Во время пассии читается отрывок из одного из Евангелий, рассказывающий об искупительной жертве Спасителя, и акафист Страстям Господним. Соборование в Великий пост Есть еще одно богослужение, совершаемое в храмах в этот особый период года. Оно не обязательное, и в каждом приходе его назначают на разные дни и время, и обычно храмы бывают полны, потому что многие верующие желают прийти на соборование в Великий пост. Соборование — одно из семи таинств Церкви. Во время него читаются определенные фрагменты апостольских посланий, Евангелия, специальные молитвы и особым образом совершается помазание верующих освященным маслом елеем. Традиционно это таинство совершается над больными, и во время него священник и сам верующий просят у Господа Божьего благословения и избавления от недугов — как телесных, так и душевных. Вряд ли сегодня хоть один человек сможет назвать себя полностью здоровым, тем более христианин, понимающий, как устроена наша душа и какие страсти в ней порой гнездятся. Именно поэтому в этот покаянный период люди, даже не особенно страдающие от телесных болезней, тоже прибегают к этому способу очищения души. Важно понимать, что соборование — это не волшебная манипуляция, а личный молитвенный труд. Оно не заменит таинств Покаяния и Причастия, но может дополнительно укрепить и поддержать человека на его великопостном пути. Что читаем в Великий пост Немалое значение имеет, что мы читаем в Великий пост, так как во многом досуг влияет на фон нашей жизни. Очевидно, что нельзя требовать от современного человека проводить семь недель в информационной тишине. Но нужно постараться сократить потребление чисто развлекательного контента или вовсе отказаться от него. Освободившееся время стоит посвятить знакомству с книгами, прочтение которых в обычные дни откладывается. Речь не идет об обязательном для всех списке духовной литературы. Для кого-то изучение наследия святых отцов будет трудным, но радостным делом Великого поста, а другому подойдет составленный современными авторами сборник поучений или историй о святых. Не стоит отказываться и от нерелигиозной литературы. Протопресвитер Александр Шмеман подчеркивал: «Не все люди призваны быть богословами. Но в лучших произведениях литературы заложено столько богословских мыслей, а все, что обогащает наш разум, всякий плод настоящего творчества благословляется Церковью и, правильно воспринимаемое, приобретает духовную ценность». Что читать в Великий пост, можно выбрать из специальной подборки или самостоятельно. Важно, чтобы это чтение не шло вразрез с тем настроем, который создается в эти дни с помощью поста и молитвы, а чтобы оно чему-то учило, воодушевляло, давало добрые побуждения. Именно тогда христиане взяли себе за правило воздерживаться от пищи в канун Пасхи, вспоминая о Страстях Спасителя. Этот пост мог длиться один день, сорок часов или целую неделю. Изначально общего правила о продолжительности воздержания не было. Пост в сорок дней вошел в обиход только к IV веку. В первом достоверно указывающем на многонедельный пост перед Пасхой источнике — послании святого Афанасия Великого — говорится о постных подвигах Моисея, Илии и Даниила, во время которых они были удостоены общения с Богом. Правила пищевого поста, закрепленные в уставе, сложились в монастырских условиях, отличных от современной жизни большинства верующих. Поэтому сегодня многим людям самим вместе со священником приходится определять меру своего гастрономического воздержания. Неизменным и с ветхозаветных, и со времен первых христиан остается одно: пост должен сближать человека с Богом, а не отдалять от Него. Недаром святитель Афанасий напоминает о фарисее, которому правильное следование традиции не шло на пользу, потому что он превозносился. Великий пост у католиков В 2024 году Великий пост у католиков начинается 14 февраля и продлится до 30 марта включительно. Великий пост у католиков и православных отличается и датами, и традициями. Дело не только в том, что две конфессии рассчитывают дату Пасхи разными способами и отмечают Воскресение Христово с разрывом в пять, четыре или одну неделю, а соответственно, и пост приходится на разные числа. Даже если даты Пасхи совпадут так тоже бывает , поститься православные и католики все равно начнут в разные дни. У католиков период подготовки к главному церковному событию года начинается за 46 дней — не с понедельника, а со среды, которая носит название Пепельной. Этот первый день поста — день покаяния, для которого существует особый обряд посыпания голов верующих освященным пеплом или начертания на лбу пеплом знака креста. Пепельная среда и Страстная пятница — самые строгие и обязательные для ограничений в питании дни Великого поста у католиков. Однако современные правила предпасхальной подготовки мало уделяют внимания еде, а рекомендуют больше сосредотачиваться на молитве, посещать богослужения и отказаться от каких-то материальных излишков в пользу церквей, школ и нуждающихся. Армянский Великий пост Прихожане Армянской Апостольской Церкви отметят Пасху в один день с католиками — 31 марта, но поститься будут перед этим 48 дней. То есть армянский Великий пост начнется в 2024 году 12 февраля. При этом в армянском церковном календаре есть еще один предпасхальный пост — Передовой. За десять недель до Святого Воскресения принято воздерживаться еще пять дней с понедельника по пятницу. Постятся армяне строго, отказываясь от любых продуктов животного происхождения, употребление рыбы не разрешено даже в праздничные дни. Но хотя устав и запрещает всякие поблажки, церковнослужители ААЦ всегда предупреждают, что меру поста нужно выбирать в соответствии со своим здоровьем и обстоятельствами жизни. Верующие армяне стараются хотя бы на время поста отказаться от вредных привычек, избавиться от озлобления и раздражения, при этом находить время на заботу о других и добрые дела. О том, что смысл поста не в гастрономическом воздержании, а в отдалении от греха, напоминают слова святого Армянской Апостольской Церкви Григора Татеваци: «Сатана тоже всегда в посте, ничего не ест, но не прекращает грешить и грешит без устали». В жизни каждого православного христианина когда-то случается первый осознанный Великий пост. Хорошо, если традиции соблюдения поста были в семье, если жизнь с детства была внутри Церкви.
Правила Великого поста с 27 февраля по 15 апреля 2023г.
ПЕРВАЯ СЕДМИЦА Великого Поста по Уставу самая строгая в отношении трапезы. Устав предлагает два варианта поста на этой седмице – основной (палестинский) и афонский. Устав о Великом посте из Соловецкой кормчей 1493 г. опубликован в трудах известного исследователя русской церковной старины, профессора Сергея Ивановича Смирнова (1870-1916 гг.), автора ряда исследований, включая известный труд «Древнерусский духовник». «Первая седмица Великого Поста по Уставу самая строгая в отношении трапезы. Устав предлагает два варианта поста на этой седмице – основной (палестинский) и афонский. – Великий пост как 40-дневный появился уже значительно позже.
Нужно ли благословение перед Великим постом и как часто причащаться: священник ответил на вопросы
Великий пост — период подготовки к Пасхе (празднику Воскресения Христова), во время которого верующие придерживаются особенного образа жизни с ограничениями. 3.2 Сроки Великого поста в православном календаре. Будничные дни Великого поста пропитаны скорбью и покаянием, поэтому обычная литургия Василия Великого и литургия Иоанна Златоуста служится лишь в субботние и воскресные дни Великого поста, которые являются праздничными.
Великий пост — не диета. Вот как нужно соблюдать его на самом деле
Что касается понимания Великого поста, Святые отцы толкуют его значение как подражание подвигу Господа Иисуса Христа. Великий пост в 2024 году начинается у православных 18 марта и заканчивается 4 мая. 3.2 Сроки Великого поста в православном календаре. 3.2 Сроки Великого поста в православном календаре.
ВЕЛИКИЙ ПОСТ
Страстная седмица - дань уважения Иисусу Христу, поэтому все церковные службы, проводящиеся в храмах в это время, посвящены последним дням жизни Мессии и его смерти. Те, кто не постился во время Четыредесятницы, могут держать пост в Страстную неделю, однако с осторожностью и без крайностей. В целом, такой строгий пост на Страстной неделе предписывается в основном для служителей церкви и монахов, верующим достаточно отказаться от молочных продуктов, мяса, рыбы и алкоголя. То есть Страстная неделя - это неделя страданий, через которые прошел Иисус Христос ради всех людей. В Великий понедельник Страстной недели церковь вспоминает ветхозаветного Иосифа, события жизни которого в некотором смысле повторяют страдания, пережитые Христом: его продали за 20 сребреников родные братья, но в итоге он становится визирем египетского фараона, одержав верх над грехом и простив своих братьев. Великий вторник посвящен обличению фарисеев, а также Страшному суду.
Во вторник перед распятием Иисус побывал в Иерусалимском храме, где рассказывал обличающие притчи, в том числе и о конце мира. В Великую среду верующие вспоминают о решении предать Иисуса, которое принял Иуда Искариот, а также женщину-грешницу, которая помазала Христа миром маслом , тем самым подготовив его к погребению.
А именно, для тех, кто не может выдержать полное воздержание от пищи и пития в течение двух первых дней Великого Поста, а также для пожилых возрастом, разрешается «хлеб и квас» во вторник после вечерни то есть после 9-го часом дня по Византийскому времяисчислению, что примерно соответствует с 14.
Второй чин Афонский предполагает следующее: Понедельник — полное воздержание от пищи. Указания даются только для одной трапезы, вторая не упоминается. Однако общий строй Богослужения назначает первую трапезу днем, после Литургии, что предполагает наличие вечерней трапезы.
Отсутствие особых указаний означает, что действует ранее сформулированный общий принцип, а именно, что вторая трапеза во всем подобна первой. Такой принцип «действия по умолчанию» в принципе характерен для Типикона. В отношении качества пищи в субботу Первой седмицы разрешена вареная пища с растительным маслом и вином.
Это же правило действует для всех остальных Воскресных дней Великого Поста. В субботние и Воскресные дни вкушать вареную пищу с растительным маслом и вином дважды в день. Хотя относительно количества трапез в субботу прямо не говориться, но весь строй Богослужения субботних дней, как и дней воскресных, предполагает первую трапезу после Литургии днем, а значит, положена и вечерняя трапеза.
Когда Типикон предписывает одну трапезу в день, она совершается после вечерни в 9-й час. Если же выпадает на среду или пятницу, то два блюда вареной пищи без елея; вино же дозволяется. Если же на Страстную седмицу, то пост не послабляется.
Трапеза полагается одна. Однако в случае, если Благовещение выпадает на Страстную седмицу, рыба уже не вкушается. В Великий Понедельник, Вторник, Среду и Четверток, если случиться Благовещение, дозволяется вино и елей трапеза полагается одна.
Если же Благовещение выпадает на Великий Пяток, разрешается только вино.
Мера вина оговаривается весьма четко: от 1 до 3 красовуль [4] то есть чаш. Также Устав отмечает, что «похвала монаху, еже не пити вина» глава 35 , то есть что воздержание от вина даже в те дни, когда оно уставом разрешается, весьма похвально. Порядок трапезы, особенно в Рождественский и Петров посты, тесно связан с разрядом, то есть степенью праздников. С точки зрения правил поста имеют значение следующие три разряда церковных праздников: I — бденные, II — полиелейные и со славословием, III — малые. В Типиконе общий порядок трапезы описан в главе 35. Дополнения же и уточнения по поводу трапезы в праздничные дни и в посты приводятся в главах: 32, 33, 34, 36, а также в самом месяцеслове глава 48 , где делаются указания относительно Рождественского Поста и приводится порядок трапезы в конкретные праздники. Мы постараемся согласовать все эти указания в общую систему. Порядок трапезы вне многодневных постов В непостное время и в непостные дни, то есть кроме среды, пятка а в монастырях к постным дням относится также и понедельник , положено вкушать дважды в день без ограничения в качестве пищи. В воскресные дни и в господские двунадесятые праздники на обед полагается три перемены блюда, на ужин — два.
В остальные непостные дни — на обед два блюда, на ужин — одно. Блюда на обед и ужин полагается вкушать одинаковые. Готовить специально для вечерней трапезы Типикон не разрешает. Однако вкушать вечернюю трапезу полагается в теплом виде. Вино полагается на трапезе только в воскресные и праздничные дни. В другие, даже непостные дни его употребление без особой нужды или немощи возбраняется. По 69-му правилу Святых апостолов, на которое ссылается Типикон, пост среды и пятницы во весь год приравнен к Великому посту. Это означает, что положено вкушать один раз в день сухоядение [8] , «кроме немощи и праздника» глава 33. За нарушение этих постных дней, как и Великого поста, мирянин подвергается отлучению от причастия на время, священник же извергается из сана. В праздники пост среды и пятницы послабляется следующим образом: Если на среду или пятницу в монастыре — и на понедельник выпадет праздник Рождества Христова или Богоявления, то пост отменяется, вкушается две трапезы без ограничения качества пищи.
Если на эти же дни выпадают двунадесятые Богородичные праздники Рождество Богородицы, Успение, Сретение или великие свв. Пост на молочную и мясную пищу сохраняется. Если на постные дни выпадает средний праздник полиелейные и со славословием , то совершается две трапезы, причем на первую положено сухоядение, а вечером — вареная пища с елеем. В периоды продолжительных постов послабления в двунадесятые и великие праздники оговаривается особо, а именно: В праздники Преображения, Введения и Входа Господня в Иерусалим которые всегда приходятся на время поста в любой день недели разрешаем на рыбу, вино и елей, поставляя две трапезы глава 33 , то есть порядок такой же, как и в великие праздники, выпавшие на среду или пятницу. В праздники Воздвижения Креста и Усекновения главы Иоанна Предтечи великие, но постные праздники положено вкушать два раза, разрешая на вино и елей, но без рыбы. В праздник Благовещения, который почти всегда приходится на Великий пост, устав о трапезе зависит не только от дня седмицы, но и от того, на какую часть Великого поста он придется. Об этом будет сказано ниже. Трапеза во время многодневных постов Православная Церковь установила четыре продолжительных поста — по одному на каждое время года. Каждый из них готовит христианина к одному из важнейших церковных праздников, и каждый имеет различное посвящение. Самый древний, самый продолжительный, самый строгий и самый важный пост — Великий.
Он является подготовкой ко встрече Страстной седмицы и Пасхи Христовой. Великий пост предлагается нам весной и по свидетельству церковного Предания, зафиксированного в богослужении, сам есть «весна духовная» ко обновлению наших духовных чувств и благочестивых мыслей. Длится Великий пост 49 дней. В Типиконе он именуется «Святая Четыредесятница», и самим названием подчеркивается особая благодать этих дней. Наименование «Четыредесятница» от церковно-славянского числительного «четыредесять», то есть «сорок» — не случайно. Собственно Великий пост длится ровно 40 дней, поскольку из общего числа 49 исключаются двунадесятые праздники Благовещения и Входа Господня в Иерусалим, в которые пост послабляется и на языке Типикона уже не может именоваться постом в строгом смысле, а также 6 дней Страстной седмицы, которые образуют особый богослужебный и аскетический цикл — пост Страстной седмицы. Второй господский пост — зимний, Рождественский. Он также продолжителен — длится 40 дней, и является подготовкой ко второму по значимости Евангельскому событию после Воскресения Христова — Рождеству. Третий пост — осенний, Успенский. Посвящен Божией Матери и готовит нас к главному Богородичному празднику — празднику Успения.
Он самый краткий, длится всего 14 дней, но по строгости приравнен к Великому посту. Четвертый пост — летний, Петровский. Это — апостольский пост, который посвящен трудам и подвигу святых апостолов, донесших до нас и до всех народов свет веры Христовой. Завершается он праздником святых апостолов Петра и Павла. Исторически он предназначался для тех, кто нарушил или по каким-то причинам не смог выдержать Великий пост, но позднее распространился на всех христиан. Продолжительность этого поста в разные годы различна и зависит от Пасхи. Соответственно, он может длиться от 11 до 42 дней. В разные посты устав о трапезе различается, поэтому скажем о каждом посте особо. Великий пост Великий пост начинается на Сырной седмице Маслянице. Устав предполагает с Сырного мясопустного понедельника воздержание от мяса, прочая же пища вся дозволяется.
Причем эта седмица — сплошная. Это означает, что молочные продукты и яйца можно употреблять также в среду и пятницу. В отношении количества трапез во все дни, кроме среды и пятка положено две трапезы. В Неделю сыропустную Прощеное воскресенье совершается заговенье.
Хотя и в деревне есть все для отдыха — и речка, и лес, и увлечения. Также и духовное делание, если человек прикасается к этому, то понимает значение всего и в меру своих сил начинает трудиться.
И исходя из этого, священник понимает те возможности, который человек может понести. Послабления может определить только священник. Если же приезжает человек чужой — мы советуем ему обратиться к своему священнику, а если новоначальный — то начинаем с беседы, рассказываем о значении этих вещей, чтобы он понял для чего это нужно. Человек должен не бояться попробовать себя в этом деле и попробовать учиться всем заповедям. Эти духовные вещи — архиважны. Мы не только должны приходить в храм, чтобы свечку поставить, записочку написать и помолиться за родителей, детей, родных.
Мы должны начинать с себя. Мы должны молиться за себя, а потом, за своих близких. Дело в том, что человек может поделиться чем-то только тогда, когда у него что-то есть и он может отдать часть этого. А что он может отдать, если у него ничего нет? Лежа на диване, рассуждая о Царстве Небесном, невозможно в него попасть. Как невозможно лежа на диване построить дом, вырастить детей, получить урожай с огорода.
Вот почему если мы собираемся держать пост, то это время проводим ни одни, а все вместе, со священником — идем на исповедь, причастие. Бывает, когда человек начинает держать пост, у него возникают проблемы, которых он раньше незамечал. Возвращаясь к выше сказанному — это начинает вылезать та самая грязь, как после бани. Что с ней делать? Ее надо духовно смывать, просить Бога: «Господи, помоги мне». И мы прекрасно понимаем, что если мы выходим из бани, то ощущаем легкость и свежесть, которую ничто не заменит.
То же и с душой. С годами общения с Господом, мы начинаем понимать многое. Как ребенок, который начинает учиться с первого класса. Но, даже окончив школу, он должен учиться дальше. А уже потом дипломированный специалист приходит на работу и там всю жизнь учится. Так и с духовным ростом.
Пост подвигает нас к духовным подвигам, к познанию себя. Если мы будем лениться, то сами будем лишать себя этих вещей. Мы же себя не лишаем земных вещей, понимая, что нам нужны тепло, отдых и еда.
Великий пост — не диета. Вот как нужно соблюдать его на самом деле
Правила постов | Русские иноки Древней Руси с доскональной точностью исполняли предписания Студийского устава относительно Великого поста. |
О посте. Как поститься по уставу. — православная социальная сеть «Елицы» | Первые четыре дня Великого поста (понедельник-четверг) вечером в православных храмах читается Великий Канон преподобного Андрея Критского — вдохновенное произведение, излившееся из глубины сокрушенного сердца святого человека. |
Великий пост в 2024: что можно, а что нельзя | пост в честь Самого Спасителя, а последняя страстная седмица этого сорокавосьмидневного поста установлена в честь воспоминания о последних днях земной жизни, страданиях и смерти Иисуса Христа. |
Время жертвовать. Чем пост мирянина отличается от поста священнослужителя | Соловецкий устав допускает вкушение рыбы по всем дням Полиелейного служения в Великом посту, а значит, каждое воскресенье и памятные дни почитаемых святых. |
Правила постов
Великий пост 2023: молитвы, суть, правила, меню – все ответы в одной статье | Навигатор Великого поста: не пропустите главное. |
Великий пост по монастырскому уставу в 2024 году. Как питаются в Великий пост в монастырях | Строгий монастырский устав предполагает полный отказ от пищи в первый день Великого поста, пищу без масла во вторник и четверг и сухоядение в среду и пятницу первой недели поста (то есть употребление не подвергавшейся термической обработке пищи без масла). |
О посте. Как поститься по уставу. — православная социальная сеть «Елицы» | Студийский устав отчасти можно назвать «снисходительным» — его основатель, Преподобный Феодор Студит, считал главной составляющей поста не воздержание от каких-либо продуктов, а совершенствование Духа. |
Канонические установления Церкви о посте
Великий русский писатель Валентин Распутин так отзывался о староверах: «Старовер не курил, не пил вина, а в Сибири и чай пили лишь из трав и кореньев, строго соблюдали посты и моральные уставы, и лишь в одном не знал воздержания — в работе. «Первая седмица Великого Поста по Уставу самая строгая в отношении трапезы. Устав предлагает два варианта поста на этой седмице – основной (палестинский) и афонский. Навигатор Великого поста: не пропустите главное. В Неделю первую Великого Поста, т. е. в воскресный день, Устав определенно назначает две трапезы с вареной горячей пищей, растительным маслом и вином – по две чаши.