Нейрофизиологи говорят: нет плохой памяти — есть недостаточное количество повторений. Этот способ улучшения памяти работает, будь то Плохая память у ребенка или возрастные изменения. Чаще всего можно заметить ухудшение памяти в молодом возрасте и у пожилых людей, что объясняется процессами функционирования мозга.
Ухудшение памяти и внимания у людей старше 60 лет
Потеря памяти — частичная или полная утрата способности воспроизвести события из прошлого, недавние обстоятельства. Признаки нормальной забывчивости и серьезных нарушений памяти. Доктор Комаровский расскажет о причинах проблем с памятью у молодых и пожилых людей, и посоветует, к каким специалистам обратиться и что сделать самостоятель. Правда, некоторые патологические состояния, часто выступающие причиной рассеянности и плохой памяти у взрослых, как правило, исключаются у детей (болезнь Альцгеймера, атеросклероз, остеохондроз). Учёные пока достоверно не знают, почему память ухудшается с возрастом, но у них есть несколько предположений, как снизить этот риск. Симптомом каких заболеваний является нарушение памяти, лечение симптома, список рекомендуемых анализов и исследований, к какому врачу обратиться.
Память как у деда. Почему молодые часто жалуются на забывчивость?
с плохой памятью • Черепно-мозговые травмы. Самостоятельно разобраться в причине появления провалов памяти далекому от медицины человеку очень сложно. Артамошкин предупредил, что память может резко ухудшиться из-за гормонального дисбаланса, который может наступить, если человек не лечит гипотиреоз.
Нарушение памяти
Упражнение 11 Посмотрите внимательно и запомните следующую картинку, на этой картинке нарисованы животные, млекопитающие, рыбы. Теперь закройте картинку и напишите на бумаге по памяти всех животных, млекопитающих и рыб в алфавитном порядке. Напишите, в какую сторону смотрят звери. Если запомнили не всех животных или в неправильном порядке повторите упражнение.
Упражнение 12 Посмотрите на следующую пирамиду, она состоит из чисел, в каждой последующей строчке добавляется одна цифра. Запомните сначала первые три строчки, закройте пирамиду и напишите цифры по памяти. Проверьте себя.
Теперь запомните еще одну строку и напишите по памяти четыре строки. Каждый следующий раз добавляйте по одной строке и запоминайте. Запомните и напишите все цифры пирамиды полностью.
Упражнение 13 Посмотрите на следующую картинку, она разделена на две части, в верхней части картинки нарисованы кружочки, а в нижней части картинки их нет. Запомните, в каких клетках нарисованы кружочки, закройте первую картинку и по памяти нарисуйте кружочки во второй части картинки. Упражнение 14 В этом упражнении даны три столбика с разными словами, прочитайте и запомните их.
Закройте слова, и напишите их на бумаге по памяти в каком же порядке. Посмотрите, что у вас получилось. Если написали неправильно, посмотрите еще раз внимательно и повторите упражнение.
Затем посмотрите еще раз на слова и закройте их. Напишите все слова в алфавитном порядке. У ребенка плохая память.
Что делать если у ребенка плохая память? Некоторые дети с рождения схватывают все на лету, а некоторым приходится позаниматься, чтобы достичь определенных результатов. На протяжении жизни ребенка все обучают: воспитатели, преподаватели, родители.
Важную роль в обучении и развитии ребенка играют родители, от них многое зависит. Помочь ребенку можно всегда в любой ситуации и каждый день. У ребенка плохая память что делать?
Гуляйте с ребенком в любое время года, занимайтесь любимыми видами спорта или просто активно проводите время на природе. Мозг во время прогулок получает кислород это очень важно улучшения памяти у ребенка. Правильное питание это залог здорового, умственного развития.
Включайте постоянно в меню: овощи, фрукты, зелень, сухофрукты, орехи. Не перегружайте ребенка занятиями. Если вы видите, что ребенок устал, дайте ему отдохнуть, он все равно ничего не запомнит.
Занимайтесь с ребенком утром, после сна ребенок хорошо усваивает новую информацию. Вечером обязательно почитайте ему книжку. Занимайтесь развитием памяти и внимания ребенка.
Включайте в занятия упражнения по развитию памяти и внимания. Не ругайте ребенка, если у него что-то не получается. Упражнения для развития памяти и внимания Упражнение 1 Посмотрите на картинку внимательно, на ней нарисованы кубики.
В нем можно фиксировать все важные даты и планировать дела. Также это позволяет «разгрузить голову». Хорошо тренирует память чтение книг, так как во время чтения работает не только зрительная память, но и моторная, развиваются логическое, ассоциативное, абстрактное мышление. Но для улучшения памяти важно не просто читать, необходимо правильно это делать, с пересказом того, что прочитали, так как больше всего мы тренируем память в то время, когда вспоминаем прочитанное! Полезно, во время чтения, отмечать детали характеров главных героев, их привычки и тому подобное. После прочтения книги вспомните все сюжетные линии. Такая тренировка памяти пойдет на пользу. Особенность всех гениальных людей — это внимательность к деталям, они могут сразу при встрече с новым человеком увидеть множество мелких деталей и запомнить их.
Гениальные люди, это люди с хорошо работающей головой, это бесспорно. Поэтому для улучшения памяти в пожилом возрасте, можно взять на вооружение этот прием одаренных умов и постараться научиться быть внимательнее. Для этого нужно стараться разглядывать какой-либо выбранный вами предмет очень внимательно, и отметив детали его вида, потом стараться воспроизвести их в своей памяти. Заимейте себе такую полезную привычку. Есть полезное упражнение для улучшения памяти в любом возрасте — заучивание стихов наизусть. Выбирайте любого интересного вам поэта и начинайте наизусть изучать все его творчество. А потом в любое время вспоминайте. Давно известно, что занятия музыкой благотворно влияют на работу головного мозга.
Диагностика В рамках первичного приема терапевт беседует с пациентом, выясняет характер проблемы, ее проявления, степень выраженности, наличие сопутствующих заболеваний. Чтобы поставить точный диагноз, дополнительно проводятся: неврологические, психиатрические и психологические тесты; лабораторные анализы крови для выявления гормонального статуса, исключения витаминодефицитных состояний; энцефалография для оценки мозговой активности; магнитно-резонансная томография, ангиография головы и шеи, а также сопутствующие диагностические процедуры по показаниям. Дополнительно пациентам рекомендуются консультации врачей узкого профиля: невролога, травматолога, геронтолога и других направлений. Лечение Когда имеет место резкое снижение памяти, лечение и профилактика подбираются индивидуально. Терапия зависит от причины возникновения симптомов и может включать назначение: лекарственных препаратов для компенсации имеющихся заболеваний гормонов, ангиопротекторов и прочих ; анальгетиков, помогающих справиться с болями при черепно-мозговых травмах; седативных средств и антидепрессантов для коррекции психических расстройств; ноотропных и холинергических препаратов при наличии признаков возрастной деменции; витаминов и минералов для компенсации дефицитных состояний.
Затруднения с воспроизведением событий из прошлого, затруднения с воспроизведением запомненной ранее информации. Интересно, что при нарушениях памяти довольно часто удалению подвергаются какие-то конкретные объекты воспоминаний: Память о травмирующих событиях, негативные ситуации и события. Удаление событий, компрометирующих человека. Может наблюдаться и забывание, не связанное с конкретными объектами, но при этом фрагментарное. В таком случае из памяти выпадают случайные участки воспоминаний, и не удается найти какую-то систему. Что касается качественного нарушения воспоминаний, то симптоматика может быть следующей: Замещение собственных воспоминаний чужими или собственными, но из другого периода времени. Замещение собственных воспоминаний вымышленными, никогда не существовавшими в реальности и объективно невозможными. Замещение собственных воспоминаний ситуациями и фактами, почерпнутыми из СМИ, где-либо услышанными — то есть реальными, но не принадлежащими конкретным людям или пациенту. Еще одно необычное нарушение связано с восприятием реального времени как чего-то такого, что происходило в прошлом. Так как бывает чрезвычайно важно разобраться, какие именно нарушения есть у пациента, ему приходится долгое время работать с психиатром даже при отсутствии психического заболевания — это необходимо для объективного распознавания симптоматики и постановки верного диагноза. Нарушение памяти у детей У детей постановка диагноза затруднена еще сильнее. Это связано с тем, что нарушения памяти могут проявляться вследствие врожденных заболеваний или могут быть приобретены уже в течение жизни. У детей выделяют две основные формы потери памяти — это гипомнезия проблемы с запоминанием и последующим воспроизведением информации и амнезия полная потеря какого-либо участка памяти. Кроме заболеваний сферы интеллекта, к нарушению памяти у детей могут привести психические заболевания, отравления, а также коматозные состояния. Чаще всего у детей диагностируют нарушение памяти на фоне астении или неблагоприятного психологического климата. Признаками патологии в данном случае выступают отсутствие усидчивости, проблемы с фиксацией внимания, изменения поведения. Как правило, дети с нарушениями памяти плохо справляются со школьной программой. У них достаточно часто затруднена социальная адаптация.
Нарушение памяти
С вами GamesBlender, еженедельный видеодайджест новостей игровой индустрии от Потому что все-таки память у нас недостаточно безгранична, — отмечает Никита Жуков. У взрослых, помимо того, негативными факторами служат. Снижение памяти у психически здоровых людей часто является проявлением так называемого рефлекса запредельного торможения.
Проблемы с памятью, рассеянность внимания и забывчивость
Чем серьезнее травма, тем тяжелее могут быть последствия. Черепно-мозговые травмы зачастую приводят к ретроградной или антероградной амнезии. Пострадавшие не помнят даже как получили травму, что этому предшествовало. Бывает и так, что воспоминания становятся ложными, то есть мозг рисует придуманные картины, которых не было на самом деле. Пациент может сказать, что был в кино, гулял с друзьями, сам же в это время находился в больнице. Галлюцинации воспроизводят несуществующие образы. Нарушение кровообращения головного мозга Одной из основных причин снижения памяти является нарушение кровообращения головного мозга. Способствует этому атеросклероз сосудов.
Кровь меньше поступает к отделам головного мозга, и поэтому возникают проблемы. Любой инсульт, который сильно меняет функции мозга, отрицательно сказывается на мозговой деятельности. При сахарном диабете также могут возникнуть ухудшения памяти. Осложнением болезни является то, что сосуды поражаются, уплотняются и закрываются. Эти поражения могут привести не только к нарушениям деятельности головного мозга, но и других важных органов. Проблемы с памятью у молодых людей. Причины, лечение Перед тем как предпринимать какие-то меры по лечению памяти, стоит понять, какова причина заболевания, и какая болезнь спровоцировала симптомы.
Выявляя проблемы с памятью у молодых людей, причины, симптомы установит знающий специалист. Лекарственные препараты употреблять нужно только по его рекомендации. Врач может назначить физиотерапию с введением глютаминовой кислоты через носовой проход. Ухудшение памяти успешно лечат педагоги-психологи. Они заново учат пациента запоминать материал, при этом задействуют только здоровые отделы головного мозга. Если память резко ухудшилась — это не заболевание, а только симптом. Он предупреждает о более серьезных болезнях, нуждающихся в выявлении и лечении.
Потеря памяти нарушает полноценную жизнь, отделяет человека от общества, снижаются адаптивные функции и свойства организма. При выявлении нарушений памяти доктор, скорее всего, выпишет ноотропные средства. К этой группе принадлежит препарат "Ноопет". В его состав включены аминокислоты — дипептиды. Они воздействуют на кору головного мозга, при этом помогают в восстановлении памяти, концентрации внимания. К какому врачу обращаться? При появлении проблемы с памятью у молодых людей причины, лечение должен устанавливать доктор.
Если вы заметили у себя или своих близких какие-то перечисленные выше симптомы, то обязательно обратитесь за консультацией к терапевту, неврологу или нейропсихологу. Они назначат специальное обследование, выявят причины и установят диагноз. Своевременное диагностирование позволит начать правильное лечение и убережет от тяжелых последствий. Упражнения Имеют разные проблемы с памятью у молодых людей причины.
На проблемы с памятью жалуется каждый третий человек в возрасте от 30-50 лет. Проблемы могут носить различный характер. Если человек забыл, где оставил ключи или документы, — это может быть простая забывчивость, когда из памяти стираются события прошедшего дня, — это тревожный звонок. Мысли в голове Признаки проблем с памятью Существует 2 вида памяти: кратковременная и долговременная. Кратковременная — откладывает информацию ненадолго, без понимания сути информации. Человек может запомнить мелодию, слова из песни или рекламы. В долговременной памяти информация анализируется и откладывается надолго. Это могут быть воспоминания из детства, знания, полученные на уроке в школе или институте. Проблемы с памятью имеют разный характер: Временный, или транзиторный. Человек может забыть названия предметов, имя собеседника, когда лицо кажется знакомым. Забытая информация полностью восстанавливается, спустя короткий промежуток времени; Постоянный, или перманентный, например, забыть о самостоятельно назначенной встрече. Потерянная информация не восстанавливается или вспоминается с большим трудом. Самая распространенная проблема — «паталогическая» забывчивость или амнезия. В этом случае человек помнит о том, что он должен что-либо сделать, но не может вспомнить, что именно. Признаки амнезии: Тяжело формулировать свои мысли, подбирать правильные по смыслу слова; Человек часто не может отыскать нужную вещь, даже если сам её куда-то положил; Теряется ориентация в пространстве, даже в хорошо знакомых местах. Человек забывает, куда нужно идти, как называется улица, на которой он живет; Путаются дни недели, числа, месяцы; Человек не помнит, что он говорил, поэтому повторно рассказывает историю; Забывчивость в повседневных делах. Человек не может купить продукты без списка, не помнит, закрыл ли он дверь; Тяжело усвоить информацию, пользоваться инструкциями, разобраться в электронной технике. К проблемам с памятью также относится снижение внимания. Признаки: Невнимательность. Человек не может вникнуть в суть разговора, воспринимает информацию раздробленно. Прочитав несколько предложений в книге, не помнит, о чем шла речь; Замедленное восприятие. Тяжело переключаться с одной темы на другую, работать с техникой и компьютерными программами. Резкая смена темы разговора приводит в ступор; Плохая концентрация. Человек постоянно отвлекается во время важной работы, не может довести дело до конца. Мужчина за компьютером Причины проблемы внимания и памяти Нельзя дать точный ответ на вопрос «почему портится память?
От нехватки кислорода страдает кора головного мозга, и ухудшается память. Пандемия Ложная и истинная память - Как депрессивное состояние связано с памятью? У человека просто другая доминанта, поэтому он может забывать все остальное. Например, ему звонят и спрашивают что-то по работе, но его доминанта сейчас - здоровье, и он «выключается» из других процессов. Чтобы дифференцировать истинные нарушения памяти от ложных при депрессии, есть так называемый анализ когнитивных вызванных потенциалов P 300. Пациент надевает специальные наушники, в которых слышатся щелчки и писк. Мозг должен ожидать и вычленять значимые сигналы. На основании этого строится своеобразная кривая, по которой врач может определить, есть ли нарушение объема оперативной памяти и снижение направленного внимания, или есть проблема с переработкой информации. Исследование длится 7-10 минут. Ему не нужны как таковые препараты для улучшения памяти: зачем излишне нагружать лекарствами организм? Если же мы дадим ноотропы, а мозг и так неплохо работает, то это будет действовать, как кнут на и без того загнанную лошадь. Гулять и спать - Что может сделать сам человек, чтобы вернуть память? Упражнений довольно много, самая элементарная техника - заучивание стихов. Если же стали больше раздражаться, хуже спать и чувствуете, что теряете память, начните с самотестирования. В интернете есть госпитальная шкала тревоги и депрессии HADS - 14 вопросов с несколькими вариантами ответов. Врачу вы можете не очень честно отвечать на эти вопросы, но сами с собой перед компьютерным монитором точно не соврете. Из этого теста станет понятно, надо ли обращаться к неврологу или психотерапевту при клинически выраженной тревоге или депрессии. СС0 - Память после ковида может восстановиться без каких-то вмешательств, если ничего не делать? Это зависит от степени тяжести самого заболевания. И, конечно, от возраста. Если до ковида не было проблем с памятью, то и восстановить какие-то пробелы будет проще. В 70-80 лет, к сожалению, у многих есть признаки начала развития деменции, поэтому такому пациенту, конечно, нужно помогать и не ждать, что память восстановится сама.
Всё дело в структурности восприятия информации, а не в хаотичном её проглатывании. Прочитайте текст и попытайтесь понять его главные моменты. Можете их подчеркнуть, выписать, повторите про себя. Прочитайте текст ещё раз, уже обращая внимание на тонкости. Постарайтесь их связать с главными идеями. Повторите про себя основные мысли и уясните их связь с второстепенными. Чтобы углубить понимание текста, важно поставить вопросы к главным положениям. Много раз читать один и тот же текст без запоминания основных идей бесполезно. Повторите текст несколько раз про себя или расскажите кому-нибудь. Кстати, именно так, повторяя про себя основные тезисы, готовятся к важным выступлениям и презентациям профессионалы. Даже собираясь поговорить в семье с близкими о чём-то важном, проговорите свою речь про себя. Главное — установите конечную мысль, которую вы хотите донести. Не сбивайтесь на мелочи, тогда и ваши оппоненты будут вынуждены говорить по существу. Метод ассоциаций. Это очень важный метод. Из памяти часто «выскакивают» имена и фамилии, которые вы раньше легко вспоминали. Попробуйте связать «застрявшую» фамилию с предметом или образом. Скажем, знаменитый дипломат Горчаков — свяжите его фамилию с горечью, горчицей. Потрясающий русский писатель Лесков — перед глазами встанет молодой лесок повторить образ можно несколько раз. Собираясь в магазин, не пишите список, а пересчитайте, сколько предметов надо купить. Можете каждый связать с цифрой: 1 — молоко, 2 — хлеб и т. Уходя из магазина, проверьте результат. Вы шли покупать 6 позиций — сколько у вас в сумке? Активизируйте устный счёт. Начните снова считать в уме. Отложите калькулятор для крупных цифр. Прикиньте в уме, сколько денег нужно на самые простые покупки, разделите бюджет на расходы — и всё в уме. Организуйте быт, чтобы не испытывать постоянную панику. Такая простая вещь — замки в дверях, закрывающиеся снаружи. И вы не окажетесь на лестничной клетке с единственной возможностью войти в квартиру, вызвав МЧС кажется, это стоит несколько тысяч рублей. Перед выходом из квартиры или отъездом с дачи повесьте список того, что у вас должно быть с собой: деньги, социальная карточка или проездной, очки, лекарства, которые вы всегда принимаете, ручка. Паспорт лучше положить в карман, закрывающийся на молнию. Мобильник надо держать всегда в одном и том же месте. Не раз приходилось видеть, как человек, особенно женщины, в панике разыскивает в сумке звонящий телефон. Если нет мобильника, то понадобится записная книжка — вдруг придётся звонить по автомату. Мнемонические приёмы. Несколько телефонов, скажем рабочий телефон мужа, лучше помнить наизусть; номера теперь длинные — разбивайте на части — 8-495-926-15-33. Повторяйте про себя, и вы его запомните. Применяйте мнемонические приёмы: скажем, 926 — в 1926 году родился папа, 15 — игра в «пятнашки», 33 — фильм с Леоновым про 33 зуба — длинно, но помогает. Хранение документов. Обычно документы, которых с годами становится всё больше, держат в больших коробках или старых портфелях, и в поисках одного вы перелопачиваете всю коробку. Воспользуйтесь прозрачными тонкими папками с кнопками: они продаются в канцелярских магазинах; из пластиковых папок-«уголков» бумаги легко выскакивают, они неудобны. Хорошо бы маркёром жирным несмываемым карандашом написать на каждой папке: «Квартира», «Дача», «Наследство», «Налоги», «Медицина» — это очень облегчит жизнь при поиске нужной бумаги. Ничего не записывайте на клочках бумаги, если у вас нет специальной доски, к которой они легко крепятся. Обычная алфавитная книжка или ежедневник упростят вашу жизнь. Туда записывайте рецепты, дни рождения, необходимые дела, скажем: «Через полгода надо зайти в Налоговую инспекцию» и т. Читайте в любое время.
«Ничего не помню»: куда пропадает память у пожилого человека и что делать?
Диагностика нарушения памяти Диагностикой заболеваний с нарушениями памяти занимается врач-психиатр и врач-невролог. В первую очередь специалист тщательно собирает анамнез историю жизни пациента с помощью родственников или проживающих рядом людей. Врача интересует: когда начались проблемы с памятью; принимал ли пациент лекарства и пищевые добавки; не начал ли недавно применять новый препарат; какие действия кажутся пациенту трудными; что пациент предпринимал для улучшения памяти; принимает ли алкоголь и в каких количествах; попадал ли в аварию, падал или повреждал голову; болел ли чем-то недавно; чувствует ли пациент грусть, депрессию или тревогу; переживал ли он недавно крупную потерю, серьёзные изменения или стрессовое событие в жизни [15]. Лечение нарушения памяти Тактику лечения подбирают индивидуально в зависимости от причины — основной болезни [1]. Первичное заболевание, которые привело к нарушению памяти, влияет на выбор медицинского препарата.
Например, в комплексном лечении нарушений мозгового кровообращения используют ноотропные препараты, в том числе Фезам. Но не все ноотропы обладают доказанной эффективностью, поэтому правильно подобрать препарат может только врач [16]. Методы психокоррекции облегчают запоминание и постепенно увеличивают объём памяти: Метод Цицерона — пациент мысленно расставляет необходимые для запоминания объекты в знакомом пространстве в квартире, по пути на работу и т. Важно «помещать» объекты в ярко освещённые места.
Если объекты слишком маленькие, их можно увеличить и наоборот. В качестве объектов выступает что угодно: мысли, идеи, даты. Главное, чтобы связка была яркой, необычной и динамичной. Затем человек детально воспроизводит в воображении эту комнату или улицу и вспоминает то, что зафиксировано в памяти.
Метод Цицерона Метод Айвазовского — пациент несколько секунд смотрит на предмет или пейзаж, а затем закрывает глаза и перебирает в голове детали увиденного: форму предметов, цвет и расположение. Этот метод направлен на развитие фотографической памяти. Существует много других техник для запоминания в зависимости от того, какой компонент памяти поражён более сильно. Важно, чтобы пациент постоянно гулял на свежем воздухе, активно общался с людьми, высыпался, придерживался сбалансированной диеты с низким содержанием жиров, ел много фруктов и овощей.
Врачи также рекомендуют ежедневно проводить тренировки памяти и интеллекта [6] [7] [8]. Профилактика Чтобы достичь максимального результата при лечении, необходимо вовремя обратиться к врачу-психиатру или неврологу, провести диагностику и подобрать комплексную терапию, которая также будет направлена на устранение основного заболевания [8] [13]. Профилактика нарушения памяти Чтобы снизить риск развития деменции, следует вести правильный образ жизни, причём это касается не только физического состояния. Например, люди, которые в детстве хорошо учились, реже страдают от нарушения памяти.
Во взрослом возрасте на память негативно влияет снижение слуха, гипертоническая болезнь , сахарный диабет и другие хронические болезни. Поэтому для предупреждения проблем с памятью важно лечить и контролировать эти заболевания. В качестве профилактики врачи также рекомендуют постоянно повторять усвоенные навыки. В пожилом возрасте многое зависит от гиподинамии, курения, алкоголизма и социальной изоляции.
В этот период очень важна физическая активность, она поддерживает работу гиппокампа и влияет на его увеличение. Прогулки, занятия физкультурой и водные процедуры прекрасно влияют на работу мозга, поэтому физической активности необходимо уделять не менее 30 минут в день. Пожилые люди также должны ежедневно решать математические и логические задачи. Также благотворно влияет на интеллект чтение, настольные игры и социальная активность встречи с друзьями и родственниками, посещение различных мероприятий и путешествия [19].
Наиболее частые причины снижения памяти — это болезни сосудов головного мозга и болезнь Альцгеймера, поэтому профилактикой также является исключение алкоголя и других веществ, ухудшающих кровоснабжение. Доказано, что болезнь Альцгеймера связана с курением: более двух пачек выкуренных сигарет в день кратно увеличивают шансы деменции [17]. Люди, которые живут в семьях и постоянно общаются между собой, реже страдают от нарушений памяти [7] [8] [13]. Список литературы Шевченко Ю.
Клиническая психотерапия. Бухановский А.
Профилактика снижения памяти Плохое настроение — что делать и почему это происходит Как быть, если провалы в памяти уже есть? Если они не связаны с серьезными заболеваниями, можно самостоятельно сделать профилактику. Что делать, если ухудшается память: Восполнить дефицит витамина В12 и тиамина. Витамины группы в большом количестве содержатся в молочной продукции, печени, красном мясе и яйцах. Рыба и морепродукты также богаты витамином В12. Тиамин есть в бобовых, картофеле и шпинате. Отруби и мука из цельных злаков также содержат тиамин; Наладить сон.
Взрослый человек должен спать не менее 7 часов именно в ночное время, когда происходит регенерация клеток. Если человек мало спит, он чувствует тревожность, его внимание ухудшается; Насыщать кровь кислородом: чаще бывать на свежем воздухе, заниматься физической активностью; Пробовать новое. То, что человек уже умеет делать, не заставляет полушария мозга работать, а память напрягаться. Если работа человека связана с логикой и мышлением, необходимо задействовать творческое правое полушарие. Можно рисовать или читать литературу. Девушка читает на природе Существуют простые упражнения, которые могут улучшить память и работу мозга: Больше запоминать. Многие стараются не нагружать мозг, лишний раз написать напоминание или записку. Память работает, как и мышцы: чем больше нагрузки, тем сильнее она становится. Можно начать с простейших действий: запомнить номер телефона, имя собеседника, выучить стихотворение.
Необходимо контролировать не количество, а качество полученной информации; «Встряхнуть» мозг. Такие несложные действия, как пройтись по комнате, найти вещь или почистить зубы, нужно выполнить с закрытыми глазами. Сначала будет тяжело, со временем мозг будет быстро включаться и адаптироваться; Запоминать. Перед собой необходимо поставить предмет, в котором есть детали, например, вазу или картину. Внимательно смотреть в течение 1 минуты, после чего закрыть глаза и вспомнить все детали: цвет, оттенок, форму. Упражнение можно повторить со слуховой памятью, стараясь запомнить слова песни; Заострять внимание на мелочах. Не обязательно выделять отдельное время, это можно делать по пути на работу или домой. Нужно научить свой мозг замечать маленькие детали вокруг: вывеску, объявление, проходящую мимо кошку; Найти ассоциации. Запомнить информацию проще, выстраивая ассоциативный ряд.
Ем десять полезных для мозга продуктов — Я пользуюсь простой формулой диетолога из Гарварда — Brain Foods англ. На каждую букву — свой продукт. B berries, beans : ягоды и бобы; R rainbow : фрукты и овощи цветов радуги; А antioxidants : антиоксиданты; I include : нежирные белки и белки растительного происхождения; N nuts : орехи; F fiber : продукты, богатые клетчаткой, ферментированные продукты; О oil : растительные масла; O omega : продукты, богатые омега-жирами; D dairy : молочные продукты; S spices : специи. Использую хитрые приемы для запоминания сложных вещей — Иногда ужасно трудно запомнить непростое слово, — рассказывает невролог Ричард Рестак. Запомнить его очень сложно. И я применил мнемотехнику — метод визуализации. Я представил маленький парусник и на нем шкипера, держащего в руках огромный ключ в названии породы можно услышать два английских слова: «схиппер» — шкипер и «ки» — ключ. Невролог предлагает активно практиковать этот метод, если вам что-то очень сложно запомнить. Превращайте слово в необычные и привлекающие внимание «картинки». Не сижу на диване весь день Недавнее исследование показало, что у людей старше 80 лет, живущих активной жизнью, гораздо меньше рисков развития деменции.
Работа по дому также связана с более высокими показателями внимания и памяти, а также с лучшей сенсорной и моторной функцией у пожилых людей. Будет ли лекарство? Болезнь Альцгеймера — неизлечимое заболевание, даже профилактики как таковой от нее нет. Но наука тоже не стоит на месте. Российские ученые сделали первый шаг на пути к созданию лекарства.
Головной мозг. Что и как - Есть какие-то исследования влияния ковида на память? В нем участвовали 84 тыс. Более чем у одной трети зафиксировали различные неврологические нарушения.
Сюда относятся не только проблемы с памятью, но и отсутствие обоняния и вкуса. Все мы знаем, что есть краткосрочная память и «отдел» длительного хранения. Но для большей точности мы можем разделить память по другому принципу: декларативная и процедурная. Первая - знание чего-то, запоминание новых фактов. Вторая - знание, как что-либо делается. Мы же не задумываемся о том, как завязываются шнурки, просто завязываем автоматически. Оба этих вида памяти улучшаются во время полноценного сна. При коронавирусе нарушается как раз декларативная память - человек забывает какие-то факты, а новые с трудом запоминает. Сопутствующий симптом - повышенная утомляемость, особенно если речь идет об интеллектуальной работе.
Наталия Федюнина, врач-сомнолог. Ждем осложнений - Почему это происходит? Большинство тех, у кого после ковида нарушилась память, жалуются еще и на нарушения сна. Если нет полноценного сна, значит, краткосрочная память не переходит в долгосрочную, процесс «ломается». Кроме того, болезнь протекает волнообразно: день - легче, два - тяжелее. Больной ковидом, ложась спать, не знает, какой завтра будет день, - хороший или плохой. Неопределенность нервирует и не дает уснуть, а значит, нормально восстановиться. Это один из вариантов, почему начинаются проблемы. Вторая причина: у всех переболевших в той или иной степени проявляются тревожные и депрессивные расстройства.
Проблемы с памятью, рассеянность внимания и забывчивость — что делать
Что влияет на ухудшение памяти? Существует ряд факторов, которые могут провоцировать снижение памяти: злоупотребление алкоголем; употребление некоторых психотропных средств, антигистаминных, обезболивающих и других специфических препаратов; дефицит тиамина витамина В1 ; отсутствие полноценного сна и отдыха; рассредоточенность при выполнении дел и отвлечённость. Профилактика снижения памяти В случае, когда серьёзных патологий у человека не обнаружено, а память всё же оставляет желать лучшего, резонно будет воспользоваться рядом профилактических средств: восполнение уровня витаминов группы В преимущественно В1 и В12 ; отлаживание графика сна, который должен составлять не менее 7 часов и приходиться на тёмное время суток; естественное насыщение крови кислородом во время прогулок на свежем воздухе и физических упражнений; развитие новых навыков и получение дополнительных знаний. Также существует ряд техник для тренировки памяти.
К ним относятся: упражнения на запоминание номера телефонов, даты важных событий, стихотворения ; «встряска мозга» попробуйте устроить себе «квест» при котором с утра, встав с кровати, вы выполните ряд повседневных дел с закрытыми глазами ; подробное описание предмета с большим количеством мелких деталей; восстановление в памяти событий прожитого дня в мельчайших подробностях; выстраивание ассоциативного ряда.
Если нет полноценного сна, значит, краткосрочная память не переходит в долгосрочную, процесс «ломается». Кроме того, болезнь протекает волнообразно: день - легче, два - тяжелее. Больной ковидом, ложась спать, не знает, какой завтра будет день, - хороший или плохой. Неопределенность нервирует и не дает уснуть, а значит, нормально восстановиться.
Это один из вариантов, почему начинаются проблемы. Вторая причина: у всех переболевших в той или иной степени проявляются тревожные и депрессивные расстройства. Информация постоянно нагнетается: о ковиде все время говорят в СМИ и соцсетях, соседи и знакомые рассказывают о том, что кто-то умер, а кто-то лежит с трубкой ИВЛ в госпитале в тяжелом состоянии. Любой испугается такой перспективы. Стресс, тревога, одиночество.
CC0 Даже если человек сам болеет легко, то при такой информационной атаке проецирует все на себя и ждет каких-то осложнений. В это время мозгу требуется много энергии на то, чтобы «очиститься» от этой лишней, тревожной информации, и попутно все то, что он считает для нас ненужным и неактуальным, как бы забрасывается на «чердак», в дальний угол, уходит из краткосрочной памяти. Механика памяти такова: при поступлении новой информации образуются новые связи, некие «ветки» между нейронами. За день мы получаем огромное количество информации и «отращиваем» огромное количество этих «веток». Во время сна лишние отсекаются и складируются на задворках памяти.
Потом информация может внезапно всплыть при каких-то обстоятельствах. И вот тогда человек говорит: «Боже, откуда я это знаю и зачем?! Если мозг поврежден самой коронавирусной инфекцией, ему каждый раз достаточно сложно разобраться, какую информацию оставить, а какую убрать подальше. И вот вы кладете ключи на полку, а через две минуты не можете их найти. Очень тонкая структура - Каков механизм влияния стресса на память?
Отсюда и нарушения памяти. Кроме того, ковид негативно влияет на сосуды в целом, в том числе сосуды головного мозга: вызывает повышенное тромбообразование, что тоже ведет к ишемии. Есть отрицательное воздействие и самого вируса.
Также проблемы с двигательной памятью могут возникнуть у людей с черепно-мозговой травмой, нарушениями мозгового кровообращения и при опухолях головного мозга. Эмоциональная память — направлена на запоминание и воспроизведение чувств и эмоций. Она имеет большое значение, так как эмоции показывают, как человек справляется со своими потребностями и взаимодействует с окружающим миром. Такой вид памяти нарушается при болезни Паркинсона.
Например, люди с этим заболеванием могут случайно проявлять эмоции, которые не испытывают, например смеяться или плакать, когда им не смешно или не грустно. Словесно-логическая память — отражает процессы запоминания и воспроизведения мыслей, когда человек размышляет и обрабатывает новую информацию. Проследить работу словесно-логической памяти можно на примере запоминания важных диалогов или рекомендованной литературы. Особенностью этого вида памяти является то, что мысли не существуют без языковой поддержки [1] [8] [12]. Такой вид памяти нарушается при шизофрении. Из-за этого человек не может запомнить и искажает информацию, которую только что услышал. В зависимости от целей деятельности память может быть: непроизвольной — осуществляется автоматически, без особого волевого напряжения и сознательного контроля; произвольной — требует волевых усилий и цели для запоминания информации.
Также существует разделение на кратковременную, долговременную, оперативную и промежуточную память. Объём кратковременной памяти всегда индивидуален. Он зависит от природных характеристик человека и, как правило, остаётся неизменным в течение жизни. Для кратковременной памяти характерно механическое запоминание без осознания логической связи между различными частями воспринимаемого материала [2] [10] [11]. В кратковременную память попадают последние 5—6 единиц информации, воспринимаемые через органы чувств. Этот вид памяти страдает при шизофрении : человек становится невнимательным и рассеянным, не может сконцентрироваться. Также проблемы с кратковременной памятью — это один из первых признаков болезни Альцгеймера и энцефалопатии Вернике : человек не помнит события, которые произошли с ним недавно, например снова идёт в магазин за хлебом, хотя только что его купил.
Работа долговременной памяти сильно зависит от кратковременной, так как в неё проникает лишь та информация, которая когда-то прошла через кратковременную память. Это становится возможным благодаря волевому усилию человека. В долговременную память можно поместить куда больше информации, чем позволяет индивидуальный объём кратковременной памяти. Этого можно добиться при постоянном повторении необходимой информации. Иногда при энцефалопатии Вернике также страдает долговременная память, в редких случаях недостаток воспоминаний восполняется событиями, которые никогда не происходили. Оперативная память позволяет сохранить информацию, которая необходима в текущий момент. Как только эта информация теряет актуальность, она забывается.
Такой вид памяти нарушается при сосудистой деменции. Например, человек может забыть свой номер телефона или домашний адрес, который всегда помнил. Как правило, такое возникает не сразу, а при прогрессировании болезни. Этот вид памяти нарушается при болезни Альцгеймера и синдроме Корсакова. Промежуточная память сохраняет информацию в течение дня, а во время ночного сна мозг её структурирует и переводит в долговременную память. Поэтому когда человек соблюдает режим сна и бодрствования, утром он готов к запоминанию и анализу новой информации. Если сон длится менее трёх часов, промежуточная память не успевает очищаться, из-за чего возникают проблемы с выполнением других важных мыслительных операций, понижается внимание и объём кратковременной памяти.
Классификация и стадии развития нарушения памяти В патопсихологии выделяют следующие нарушения памяти: эйдетизм — особенность памяти, при которой лучше развито зрительное восприятие, позволяет человеку удерживать необыкновенно яркие представления и воспроизводить их с высокой точностью; гипермнезия — патологическое увеличение памяти, которое связано с яркими воспоминаниями и, как правило, сопровождается психическими отклонениями может быть симптомом маниакального синдрома ; гипомнезия — ослабление памяти проявление старческого слабоумия и т. В свою очередь амнезия классифицируется по разным признакам: По форме: ретроградная — человек не помнит события, которые случились до нарушения памяти; антероградная — память не фиксирует события, произошедшие после нарушения памяти; антероретроградная — пациент не помнит события ни до, ни после нарушения памяти. По динамике: фиксационная — человек не может зафиксировать в памяти текущие или недавно произошедшие события, часто развивается при атеросклерозе , недостатке витаминов группы В и алкоголизме; регрессирующая — со временем память постепенно восстанавливается; стационарная — человек не может вспомнить конкретные события, этот фрагмент так и не восстанавливается; прогрессирующая — пациент постепенно забывает события, которые находятся всё дальше в прошлом закон Рибо — Джексона ; ретардированная отсроченная — события забываются через некоторое время.
Это один из вариантов, почему начинаются проблемы. Вторая причина: у всех переболевших в той или иной степени проявляются тревожные и депрессивные расстройства. Информация постоянно нагнетается: о ковиде все время говорят в СМИ и соцсетях, соседи и знакомые рассказывают о том, что кто-то умер, а кто-то лежит с трубкой ИВЛ в госпитале в тяжелом состоянии. Любой испугается такой перспективы. Стресс, тревога, одиночество. CC0 Даже если человек сам болеет легко, то при такой информационной атаке проецирует все на себя и ждет каких-то осложнений. В это время мозгу требуется много энергии на то, чтобы «очиститься» от этой лишней, тревожной информации, и попутно все то, что он считает для нас ненужным и неактуальным, как бы забрасывается на «чердак», в дальний угол, уходит из краткосрочной памяти. Механика памяти такова: при поступлении новой информации образуются новые связи, некие «ветки» между нейронами. За день мы получаем огромное количество информации и «отращиваем» огромное количество этих «веток». Во время сна лишние отсекаются и складируются на задворках памяти. Потом информация может внезапно всплыть при каких-то обстоятельствах. И вот тогда человек говорит: «Боже, откуда я это знаю и зачем?! Если мозг поврежден самой коронавирусной инфекцией, ему каждый раз достаточно сложно разобраться, какую информацию оставить, а какую убрать подальше. И вот вы кладете ключи на полку, а через две минуты не можете их найти. Очень тонкая структура - Каков механизм влияния стресса на память? Отсюда и нарушения памяти. Кроме того, ковид негативно влияет на сосуды в целом, в том числе сосуды головного мозга: вызывает повышенное тромбообразование, что тоже ведет к ишемии. Есть отрицательное воздействие и самого вируса. Он нейротоксичен, так что, попадая в нервную систему непосредственно через обонятельные рецепторы, грубо говоря, «убивает», клетки мозга. Мозговые клетки - очень тонкая структура, а ковид может повредить и более грубые. Например, у переболевших возникает полинейропатия, когда поражаются периферические нервы: пациентов беспокоят онемение, покалывание, жжение, "ползанье мурашек" в кистях или стопах. Также не стоит упускать из вида гипоксию.
Деменция у пожилых людей: симптомы, стадии и особенности
- Нарушение памяти, забывчивость: причины плохой памяти и лечение ухудшения
- Игры разума: как мозг стирает нашу память и зачем он это делает
- Плохая память: причины и методы лечения
- Провалы в памяти причины и способы лечения | Частная клиника РОСА Москва
- Почему и как проявляется деменция у пожилых людей?
Поиск нужных статей
- Нарушения памяти
- Проблемы с памятью у молодых людей: причины и лечение
- Как восстановить память пожилому человеку
- Замечаете что пожилой человек теряет память - что делать?
- Плохая память: причины ухудшения и нарушений, что делать
- Кратковременная и долговременная память