Сергей Степашин ознакомил владыку Григория с историей и современной деятельностью Императорского Православного Палестинского Общества. 26 апреля настоятель храма Святой Живоначальной Троицы в е протоиерей Алексей Смотрицкий вместе с прихожанами навели порядок на могилках священнослужителей: протоиерея Константина Монько, иерея Виктора Паклина и иерея Леонида Иванова. «Да, я действительно считаю недопустимым присутствие среди росписей православного храма символов советской эпохи. 26 апреля 2024 года настоятель Никольской церкви г. Нижнего Ломова иерей Сергий Беляков посетил МБДОУ детский сад № 8. После ответного благодарственного слова настоятельницы монастыря были провозглашены уставные многолетия.
Please wait while your request is being verified...
Божественную литургию в Успенском соборе монастыря возглавил председатель Синодального отдела по монастырям и монашеству митрополит Каширский Феогност. Настоятель Свято-Покровского скита отец Мелетий организовал приготовление праздничной трапезы для бойцов. Божественную литургию в Успенском соборе монастыря возглавил председатель Синодального отдела по монастырям и монашеству митрополит Каширский Феогност. протоиерей Владимир Макеев, настоятель храма равноапостольных Мефодия и Кирилла, Патриаршего подворья на Дубровке г. Москвы. За богослужениями Его Преосвященству сослужил наместник обители, архимандрит Александр (Арва), настоятель петербургского подворья Коневского монастыря иеромонах Давид (Алексеев), братия обители и духовенство Выборгской епархии.
Митрополит Лонгин: «Стыдно, что такие люди правят этим государством»
Сейчас назначается более молодая администрация — связано это с потребностью времени: требуется быстрота решений, быстрота исполнения решений. Наша основная задача — быть скорыми помощниками Патриарха. Я стараюсь компенсировать отсутствие архипастырского опыта тем, что советуюсь с более старшими по возрасту и по сану моими собратьями-архиереями. Поэтому принять необдуманное решение мне просто не дадут — и слава Богу смеется. Принимаете участие в ее работе?
По пятницам в монастыре проходят беседы на разные темы. Некоторые молодые наши участники имеют уже семью, детей. В будущем хотелось нам бы охватить вузы: организовать круглые столы, побеседовать, раскрыться перед нынешней молодёжью. Любой молодой человек будет заинтересован в жизни Церкви, когда у него есть занятость.
Вот скажите, чем привлекательны современные деструктивные культы, секты и религиозные движения? Стараются вовлечь в работу? Я думаю, что у наших врагов нужно учиться, чтобы побеждать их их же оружием. Говорить достаточно очевидные, им теоретически известные вещи?
Смотрите, у нас многие люди получают образование, становятся учёными мужами, пишут учёные диссертации, но не имеют успеха в бизнесе. А те, кто имеют успех в бизнесе, вообще нередко ничего не заканчивали, но имеют денег много. Как же такая несправедливость получается и в связи с чем она возникает? Если ты такой умный, почему ты такой бедный — вот и тема для обсуждения.
Духовная пустыня города — Монастырь в центре города, прямо у станции «Пролетарская»… А есть ли вообще смысл в городском монастыре? Можно за городом, в пустыне, ничего не приобрести в духовном плане. А можно, спасаясь среди города, заслужить венец от Бога и выполнить все, что нужно. С другой стороны, современное общество — ведь это самая настоящая пустыня.
Только в центре города Москвы — духовная пустыня, а в скиту — материально пусто. Поэтому монастырь давно ведёт социальную работу: пытаемся помочь людям, нуждающимся в помощи — одеждой, едой, ездим на объекты, где скопления бездомных. Но чтобы привлечь к себе людей — бездомных ли или университетскую молодежь — недостаточно семинаров и кормлений. Если мы, проповедуя Слово Божье, не будем подтверждать его своим личным примером , то это слово не будет иметь плодов.
Закрываться от мира мы не будем. Есть и издательская деятельность, и сайт у нас подзавял — хотим обновить. Планов много, а что получится — не знаю. Господь да поможет нам — или утвердит в наших благих начинаниях, или ещё что-то предложит.
Множество согласований, множество правил и столько бюрократии, что это тормозит процессы восстановления. Одну функцию могут выполнять три человека и не иметь никакого итога в конце рабочего дня по сделанной работе, в то время как на периферии может этой работой, и ещё двумя видами работы, заниматься всего один человек, и иметь успех в конце рабочего дня. Единственный, кто здесь работает очень быстро — Святейший Патриарх Кирилл. Он работает быстрее всех — и столичных, и не столичных жителей.
Мы стараемся ему подражать, но сами не успеваем иногда. Начальник на начальнике — каждому хочется управлять. Москва — это постоянная пробка. Большая часть времени, которое мы могли бы посвятить работе, проходит в транспорте.
Если человек приезжает на работу в 11, а рабочий день заканчивается в 5 — что можно сделать? А если нет бумаг — то хотя бы монашеское правило почитать, это спасительно. Или книгу. В Молитве Оптинских старцев есть слова: «Господи, дай мне с душевным спокойствием встретить всё, что принесёт предстоящий день».
С душевным спокойствием… Сложно, но стремиться к этому надо. Пробка — значит нужно выезжать заранее. Хотя времени заранее часто не бывает, но тем не менее. Будни монастыря — Как проходит повседневная жизнь монастыря?
Братский молебен, утренние молитвы, полунощница. Божественная литургия, молебен перед иконой Божьей матери «Всецарица». У всех есть своё послушание — малое, большое или великое. Те, кто исповедуют — остаются исповедовать, кто читает — читают.
Те, кто несёт послушание в трапезной — идут в трапезную, кто несёт послушание в свечной — идут в свечную.
Я считаю, что это нечестно. Сейчас делается много научных открытий, которые не опровергают друг друга, не влияют пагубно на религиозное сознание. К сожалению, так думают далеко не все священники. Религиозное сознание устроено таким образом, что в рамках этого мировоззрения предполагаются ответы на все вопросы, поэтому происходит притягивание фактов.
Однажды я стал свидетелем разговора священника с молодыми родителями, у которых умер младенец. Они спросили у батюшки о том, почему это произошло. Пастырь не мог признать того факта, что не знает ответа на этот вопрос. Ему не позволила гордость. Поэтому он сказал, что пара была невенчанная, что мужчина изменял своей жене.
Якобы за эти грехи господь и убил их младенца. Это было для меня последней каплей. Я как теолог, священник, признаю, что у меня нет монополии на истину, на правду. У меня нет ответов на все вопросы. Я считаю эту позицию честной.
Однако таких священников, как я, немного, зато предостаточно таких, как схиигумен Сергий. Это пласт церкви. Это люди аккумулируют церковный капитал. Среди них много больных шизофренией, которая развилась на фоне религии. Многие попали в дурдом.
Глупо отрицать этот факт. Духовные искажения, всё то безумие, которое есть в религиозном сознании, — это не тотальное явление. Повторюсь, есть здравомыслящие, рациональные религиозные люди. К ним я отношу своих преподавателей из духовной семинарии, некоторых коллег-священников, просто религиозных людей. Поэтому я выступаю за то, чтобы церковь стала открытой для общества и государства — только так можно решить вышеназванные мною проблемы.
Это я хотел донести в своём обращении. Читайте также : Русская православная церковь могла разориться Из храма — в люди Я не ожидал, что вокруг обращения возникнет такой ажиотаж. Что дальше? У меня есть гражданская специальность: я бакалавр религиоведения, магистр социальной философии и юриспруденции. В ближайшее время буду защищать кандидатскую.
Я надеюсь, что шум, возникший вокруг меня, не помешает найти мне работу. Безусловно, мне немного тревожно из-за этого теперь. Что будет дальше — пока не знаю. Вместо эпилога По мнению пользователей социальных сетей, отец Роман заслуживает того, чтобы его восстановили в сане священника. Некоторые верующие просят патриарха Кирилла вмешаться в судьбу бывшего служителя храма блаженной Ксении Петербургской в Новочебоксарске.
По словам известного церковного публициста, богослова, иеромонаха Макария Маркиша , святейший не имеет права вмешиваться в конфликт между отцом Романом и правящим архиереем. В беседе с корреспондентом ForPost он осудил молодого батюшку за попытку посчитать деньги митрополитов и патриарха. Первое — это десятая заповедь Моисеева закона «Не завидуй».
Всем спасибо за молитвы и за помощь. Ранее мы рассказывали, как сейчас живет старейший ансамбль «Донбасс», приезжавший с гастролями в Пермь.
Совершителем пострига может быть только иерей-монах иеромонах, игумен, архимандрит , получивший благословение правящего в епархии архиерея, или сам архиерей. В монастыре постриг совершает настоятель по согласованию с правящим архиереем , или, в особых случаях, кто-либо иной, с его благословения. Поделиться ссылкой:.
Самый молодой наместник о самом древнем монастыре (+ ВИДЕО)
Об этой поездке дети знали заранее. Благодаря отцу Моисею, иеродиакону Иосифо-Волоцкого монастыря, и была задумана эта экскурсия по святым местам. Первым делом воспитанников пригласили в важный западный форпост Русского государства— Можайский кремль.
Отец Фотий в миру Александр Костовский родился 25 августа 1981 г. Окончив музыкальную академию в Софии Болгария , он посвятил себя монашеской жизни. До 2009 г.
В то время храмы стали возвращать верующим. Это единственная церковь в Кызылорде. Вместе с другими детьми и их родителями стали регулярно ходить туда, приводить храм в порядок.
Там же я принял таинство крещения от моего духовного наставника иеромонаха Вениамина. Через какое-то время Дионисий Коськин начал помогать храму уже в качестве алтарника. Кроме посещения служб, мы ходили в воскресную школу при нашем храме. Там мы участвовали в церковных таинствах, изучали Новый Завет, участвовали в тематических театральных постановках. Это было всегда торжественно, и мы всем сердцем стремились в храм. Дионисий Коськин мог остаться в спорте или стать программистом, однако мама посоветовала ему развиваться дальше в духовном направлении. Сначала все-таки поступил на программиста, но год спустя я забросил это дело. Понял, что совершенно не к этому лежит моя душа и внял совету своей матери.
Дионисий Коськин отправился в Ивановское духовное училище, ныне известное как Свято-Алексеевская Иваново-Вознесенская Православная духовная семинария. Примечательно, что решение стать священнослужителем он принял не сразу. В училище мне довелось быть проректором по воспитательной работе, познакомиться с совершенно уникальными людьми, священниками. Отправной точкой в принятии окончательного решения для Дионисия Коськина стали паломнические поездки в студенческие годы. Мы посещали много святых мест.
Протоиерей Сергий Ющик. Фото: pravlife. Настоятель Воскресенского «Афганского» храма УПЦ в Киеве, первый проректор Киевской духовной академии и семинарии протоиерей Сергий Ющик отправляется на фронт, чтобы передать танкистам 50 специализированных комбинезонов, пошитых при активном участии прихожан его храма.
Лета младые
- Сыщики нашли убийцу игумена Даниила. Теперь его ждёт и суд братвы
- «Служим молебны, общаемся»: настоятель Белогорского монастыря отец Дорофей опубликовал видео с СВО
- ЗА ЧТО ЛИШИЛИ САНА СВЯЩЕННИКА АЛЕКСЕЯ УМИНСКОГО? ТЕСТ НА ПРАВДУ - Телеканал «СПАС»
- ❗Настоятель нашего храма принял монашеский постриг.
- Митрополит Волоколамский Антоний совершил пресвитерскую хиротонию сотрудника ОВЦС: новость ОВЦС
- Костромского священника запретили в служении за проповеди о мире
Арестованный митрополит Лонгин призвал верующих оставаться верными УПЦ
Во время инцидента в мае этого года участники захвата применили слезоточивый газ, а прихожане УПЦ были избиты, сообщает OrthoChristian. Как отмечает издание, литургия 15 октября — возможно, первый случай сослужения архимандрита Ефрема с клириками ПЦУ. Ранее настоятель Ватопеда поддерживал УПЦ. Во время визита её предстоятеля митрополита Онуфрия на Афон в 2015 году архимандрит Ефрем обратился к украинскому народу с призывом «оставаться верными канонической Церкви, каноническому предстоятелю и каноническому синоду». В 2019-м он приехал в Киев на интронизацию главы ПЦУ митрополита Епифания Думенко , однако был госпитализирован с сердечным приступом и на церемонии не присутствовал.
В 2002-2007 годы обучался в Томской духовной семинарии заочно. В июне 2010 года назначен преподавателем церковного пения в Новосибирской духовной семинарии. В апреле 2011 года для дальнейшего несения церковного послушания переведен в клир Петропавловской и Камчатской епархии. С января 2012 года — руководитель епархиального архитектурно-строительного отдела. В марте 2013 года избран председателем Совета Фонда им. С 2012 года — член Общественного совета при управлении Росреестра по Камчатскому краю. В 2009-2015 годы обучался в Московской духовной академии заочно. Защитил дипломную работу по теме «Гонения на Церковь в г. Кунгуре и Кунгурском благочинии Пермской епархии 1917-1941 гг.
Печалька», — написал священник. Могу подтвердить это конкретными примерами. Именно поэтому сейчас у нас происходит профанация христианской веры. Данный храм является ярчайшим свидетельством свершающейся на наших глазах такой профанации», — добавил иеромонах. В комментариях к посту некоторые пользователи выразили возмущение воззрениями священнослужителя. Позже Иоанн еще несколько раз резко высказался на ту же тему, а 17 июня сообщил, что некий «ревнитель благочестия» пожаловался на его высказывания в епархиальное управление — «настучал в епархию». Потому что выступить в открытую полемику у них не хватает духу», — отреагировал на это иеромонах. Также отец Иоанн сообщил, что от него потребовали написать объяснительную. Однако прежде, чем он успел это сделать, пришел указ митрополита Никодима. Согласно документу, иеромонах Иоанн Курмояров был запрещен в священнослужении сроком на два месяца «в связи с несоответствием званию клирика Русской Православной Церкви и до выяснения всех обстоятельств недостойного поведения». Указ, как и свою объяснительную , отец Иоанн опубликовал в соцсети. В ней он подчеркнул, что «всегда с уважением относился к подвигу нашего народа, сумевшего сломить хребет немецко-фашистским захватчикам», но при этом выразил недоумение наказанием, которому его подвергли за высказывание своего мнения. Иеромонах напомнил, что всего несколько лет назад, когда он служил на Украине, он «подвергался преследованиям со стороны украинских националистов и СБУ за открытую демонстрацию георгиевской ленточки».
Напомним, ранее сотрудники Службы безопасности Украины задержали наместника Святогорской лавры канонической Украинской православной церкви Арсения и обвинили его в пропаганде «пророссийских нарративов».
Please wait while your request is being verified...
Главный орган управления на Афоне — Священный Кинот — заявил о солидарности с отцом Ефремом. Священный Кинот: «Священный Кинот выразил свою единодушную поддержку и солидарность игумену Ефрему и всей ватопедской братии. В лице архимандрита Ефрема оскорбление наносится всей святой горе и афонскому монашеству в целом». Архимандрита Ефрема обвиняют в присвоении денежных средств, отмывании «грязных» денег и даче ложных показаний. Несколько лет назад между греческим государством и православной церковью был заключен договор по обмену недвижимостью. И вот теперь новые власти хотели его отменить, считая, что тогда казне был нанесен многомиллионный ущерб. Между тем наблюдатели полагают, что громкий процесс удобен властям — он отвлечет внимание общества от реальных экономических проблем. Кроме того, не исключено, что архимандриту Ефрему досталось и за то, что именно он принял решение о «путешествии» православной святыни — Пояс Богородицы — в Россию, хотя многим другим странам в подобной просьбе было отказано.
Очень важно, что торжество проходит здесь, в Зале славы, священном для каждого из нас месте, и в день 160-летия со дня рождения великого князя Сергея Александровича, который был не только первым председателем Императорского православного палестинского общества, но и одним из лучших генерал-губернаторов России, несмотря на свой молодой возраст, а также командующим Московским военным округом». Сергей Степашин выразил благодарность руководству Московского областного регионального отделения за важную инициативу и большую организационную работу, которая проводится на протяжении года и позволяет не только отобрать самых достойных номинантов на премии, но и вовлекать в подвижническую деятельность все новых людей, любящих Россию и неравнодушных к проблемам ближних. Премии имени великой княгини Елизаветы Федоровны вручала председатель наблюдательного совета Елисаветинско-Сергиевского просветительского общества Анна Громова. При цитировании ссылка гиперссылка на сайт Нижегородской митрополии обязательна. Другие материалы за день 21:45, 15 мая 2017 Фото.
Его Преосвященству сослужили настоятель собора протоиерей Валерий Волощук, настоятель Патриаршего Вознесенского войскового всеказачьего собора протоиерей Георгий Сморкалов, исполняющий обязанности наместника Донского Старочеркасского Ефремовского мужского монастыря иеромонах Сергий Коломиц и клирики епархии. За богослужением молились глава поселения Дмитрий Янов, атаман Аксайского юрта Сергей Марков, станичные казаки. На сугубой ектении была вознесена молитва о Святой Руси.
На богослужении присутствовал первый заместитель генерального директора ОАО «Российские железные дороги» В. Патриаршее богослужение транслировалось в прямом эфире телеканалов «Союз» и «Спас» , а также на официальном сайте Русской Православной Церкви Патриархия. На полиелее указом Святейшего Патриарха Кирилла за усердное служение Святой Церкви к празднику Святой Пасхи богослужебно-иерархической награды — права ношения камилавки был удостоен ряд клириков храмов Московской городской епархии , Патриарших подворий, ставропигиальных приходов и монастырей, синодальных отделов и Московских духовных школ: иерей Сергий Аюпов, клирик храма Покрова Пресвятой Богородицы, Патриаршего подворья в Покровском-Стрешневе г. Москвы; иерей Михаил Голубков, клирик храма благоверного царевича Димитрия при 1-й градской больнице г. Москвы; иерей Сергий Евтеев, и. Москвы; иерей Алексий Орехов, клирик храма преподобного Пимена Угрешского Николо-Угрешской духовной семинарии; иерей Артемий Попов, клирик храма великомученицы Варвары и преподобного Илии Муромца, Патриаршего подворья в пос. Москвы; иерей Геннадий Савельев, клирик храма Святой Троицы в п. Мосрентген г.
Епископ Герман совершил монашеские постриги в мужском монастыре «Крестовая Пустынь»
27 апреля 2024 года, в Лазареву субботу, в Успенском соборе Жировичского митрополичьего мужского монастыря по совершении Божественной литургии состоялось отпевание протоиерея Виталия Антоника. 26 апреля, в навечерие Лазаревой субботы, Его Преосвященство Герман, епископ Сочинский и Туапсинский, совершил монашеские постриги в мужском монастыре «Крестовая Пустынь» села Солох-Аул. Как говорил преподобный Серафим Саровский: “Если бы знали люди, какая награда ждет монашествующих, все бы ушли в монастырь. 26 апреля настоятель храма Святой Живоначальной Троицы в е протоиерей Алексей Смотрицкий вместе с прихожанами навели порядок на могилках священнослужителей: протоиерея Константина Монько, иерея Виктора Паклина и иерея Леонида Иванова. Его Высокопреосвященству сослужили: настоятель Воскресенского кафедрального собора протоиерей Андрей Смирнов, ключарь собора иерей Сергий Зяблицкий, руководитель Службы протокола Вологодской епархии иерей Андрей Кашинцев. Настоятель храма Воскресения Христова в деревне Карабаново Иоанн Бурдин стал известен за пределами Костромской области весной 2022 года.
КОНТАКТЫ ПОРТАЛА
Причиной этому стали многочисленные дисциплинарные нарушения священника, ряд из которых в Казанской епархии во главе с митрополитом Казанским и Татарстанским Кириллом сочли недостойными для православного священника. Его Преосвященству сослужили настоятель собора протоиерей Валерий Волощук, настоятель Патриаршего Вознесенского войскового всеказачьего собора протоиерей Георгий Сморкалов. Страница, посвященная настоятелю Николо-Берлюковского монастыря игумену Евмению (Лагутину). 27 апреля 2024 года, в Лазареву субботу, в Успенском соборе Жировичского митрополичьего мужского монастыря по совершении Божественной литургии состоялось отпевание протоиерея Виталия Антоника.
Синод РПЦ сменил наместника московского Донского монастыря
27 апреля 2024 года, в Лазареву субботу, в Успенском соборе Жировичского митрополичьего мужского монастыря по совершении Божественной литургии состоялось отпевание протоиерея Виталия Антоника. Сегодня стало известно, что в Черновицкой области Украины избит митрополит Лонгин, настоятель одного из монастырей УПЦ. Настоятель храма Воскресения Христова в деревне Карабаново Иоанн Бурдин стал известен за пределами Костромской области весной 2022 года. Патриарх Московский и всея Руси Кирилл назвал арест наместника Святогорской лавры митрополита Арсения на Украине карательной мерой властей против публичных спикеров Украинской православной церкви (УПЦ). 27 апреля 2024 года, в Лазареву субботу, в Успенском соборе Жировичского митрополичьего мужского монастыря по совершении Божественной литургии состоялось отпевание протоиерея Виталия Антоника. Руководитель паломнической службы монастыря приняла участие в рабочей встреча с представителями паломнических служб ставропигиальных монастырей Русской Православной Церкви.
Иерей Дионисий Коськин: «Господь призвал — я принял»
На постоянной основе в нем живет не более десяти человек, а прописанных жильцов и того меньше. Строения, принадлежащие религиозной организации, расположены на частном участке, которые ИПЦ приобрела в собственность в начале нулевых. Основная территория церкви — пять отдельных участков на кадастровом плане общей площадью 81 сотка — огорожена высоким, метра три высотой, кирпичным забором с фигурной кладкой. Из-за ограды можно разглядеть немалое количество высоких каменных и деревянных строений. Гостей в церкви не любят, по всему периметру забора установлены камеры. Фото: egrp365. Монастырь, по крайней мере официально, живет подсобным хозяйством. В октябре 2022 года в полицию обратились монахини: они заявили о краже 1,5 миллиона рублей. По горячим следам был задержан рабочий монастыря, который тут же сознался в преступлении, а заодно поведал о том, что происходит за высокими стенами. По его словам, игумен не живет по божьим законам и домогался его и других ребят. Вскоре после этого подозреваемого задержали.
Возможно, это связано с тем, что ранее священнослужитель был судим на территории Украины. Для поиска доказательств сотрудники ведомства решили наведаться в сам монастырь с обысками. За высокими стенами По данным «ВМ», на территории церкви силовики нашли большое количество стопок новой запечатанной одежды, ящиков с алкоголем, а также дорогие компьютеры одной западной «фруктовой» компании и дарственные на недвижимость в пользу религиозной организации.
Я уповаю на Конституцию нашего государства и закон, защищающий право каждого гражданина этой страны», — сказал владыка. Заметили ошибку?
В Избранное 25 сентября 2022 года митрополит Банченский Лонгин, настоятель Вознесенского Банченского мужского монастыря Черновицкая епархия , в своей проповеди обратился к Президенту Украины Владимиру Зеленскому с просьбой защитить верующих Украинской Православной Церкви от сторонников ПЦУ, пишет «Союз православных журналистов». Архиерей напомнил, что пока в стране идет кровопролитие, рейдеры ПЦУ «забирают наши храмы, болгарками режут двери церквей, разбивают кувалдами», унижают священников. Однако УПЦ — это многомиллионная конфессия, а ее верующие — граждане Украины и имеют право на защиту своих прав. Наш народ православный не забирает церковь ни у кого, не бьет людей и батюшек», — подчеркнул владыка. По его словам, те, кто захватывают храмы УПЦ — это потомки коммунистов и атеистов. Владыка рассказал, что его обвинили в организации крестного хода в Боянский монастырь, будет суд.
Если не поручено, то, что я буду? В чужой монастырь со своим уставом не лезут. Но я же не могу исправить все монастыри православного мира, дай Бог свой в порядке держать. В одной из Церквей наших поместных, даже не в одной, наверное, принято в монастырях есть мясо. Вот так, принято у них в трапезной есть мясо. Мне это не нравится, но я же не могу сказать: «Не ешьте! Я про ваше внутреннее состояние. Знаете, в большинстве случаев я уезжал, и мне было хорошо, я был спокоен за этих людей. А вот невыспавшихся — да! Знаете, где их больше всего?
Но при этом не грустных — наоборот, глаза светятся у этих людей, они, быть может, полночи со Христом провели! Не надо искать какие-то блестящие обители-витрины. На витрине-то может одно лежать, а под ней другое. Если ты ищешь в монашестве не просто спокойной, сытой жизни, а стяжания Духа Святого, спасения, то не спеши с выбором, посмотри, где как живут. У нас был один брат, он считал, что у нас в обители это неправильно, то неправильно: «Я поеду в другой монастырь». Я говорю: «Поезжай на месяц, испытай». Через месяц вернулся: «У нас все хорошо». Брат понял, что у нас, при всех недостатках неизбежных, есть условия для спасения, и не надо свою волю творить. С другой стороны, необходимо, чтобы игуменьи, игумены, начальствующие понимали, поддерживали, любили брата или сестру, были бы им опорой. В такой монастырь, конечно, лучше не идти совсем.
Не иди туда, и не будет процветать такая обитель. Я рассказывал вам уже обитель, где осталось две монахини. Ставропигиальный между прочим тогда был монастырь, две или три монахини осталось, все разбежались. Вот и все! Какой вывод делать священноначалию? Раз разбежались все, значит что-то не так, значит надо навести порядок? Может быть, правильней поменять одного, начальствующего там человека, чем ждать, пока монастырь вдруг почему-то наполнится насельниками? Правильно поступили насельники этого монастыря — просто покинули его, раз кроме ругани и тычков, да непосильного труда ничего не видели. Ехал туда, куда меня посылали. Где-то в паломничестве был.
А с инспекцией всего несколько обителей посещал. Это лучше не ко мне, а к владыке Феогносту, у него более полная картина. Так что за все русские монастыри говорить не могу, но за те, что видел — могу, я рад, что это места спасения. И за женские, и за мужские — рад. Потому что есть люди, которые, действительно, ищут Бога, идут на трудности, и эти трудности их не смущают. Эти люди молятся, ищут Бога в молитве, послушании, труде. И это замечательно! Вы говорите о скорбях, а он уточняет, откуда они, собственно. Что мы там в этой книге найдём? Прочитаем, что братья, которые не любили его, подсыпали ему на коврик перед кельей вредных насекомых, блох, вшей, мочились на его постель.
Как он распинался на послушании в гостинице, служа странникам до изнеможения. Мы прочитаем, что телесные труды при правильном отношении приводят монаха к важнейшей духовной добродетели — смирению. Возьмем другой патерик. Прочитаем, что там старец, не в том смысле, как мы его сейчас воспринимаем, а старец, как начальствующий, издевался над своим учеником Акакием, творившему ему безусловное послушание и довел его до смерти. Однако когда он его похоронил, другой старец ему открыл, что его послушник не умер, и когда у могилы он вопросил его, Акакий ответил ему, что делатели послушания не умирают. Этот старец раскаялся и в добром житии провёл остаток дней у могилы послушника. Тоже довольно странно думать, что только сейчас, в XXI веке, у нас возникли скорби от начальствующих. А что, в XIX веке их не было? Извините, а кто был начальствующими в ХХ веке-то? Я был в одном монастыре, опять же, не буду называть, хотя уже умер этот наместник, который мог и по лицу ударить… — А вы кем там были?
Этот монастырь сейчас широко известен, благодаря одной популярной книге. Наместник на меня почему-то ополчился и с руганью чуть ли не погнался за мной. Конечно, я в полном шоке и ужасе был. Он подозвал какого-то старичка-служащего и говорит: «Видишь этого типа, вот отведи его за ворота, и чтобы ноги его здесь больше не было», — а зима была лютая, у меня даже места не было, где переночевать. Ты его как увидел, так и бяжи-бяжи». Вот это мой опыт общения с игуменом советского времени. Этот наместник увидел во мне московского шпиона. Я учился тогда, был студентом в семинарии, он решил, что меня из Москвы послали туда на каникулы шпионить. В советские годы, когда ездил по монастырям, я был уверен, что монахи все суровые, злые и грубые. Думал, что у них такая работа, что ли.
Всякое было… И старцы, и самодуры. А в XIX веке, если мы начнем смотреть в архивах… Да даже изданные письма святителя Игнатия Брянчанинова о современном ему монашестве и христианстве. Думать, что монастыри всегда были идеальными такими, нет, конечно же. И в старину они были разными, так скажем. Если взять средние века, то там все ангелами были братия, все игумены были такие прекраснодушные и любвеобильные? Всегда приходилось терпеть. Просто не надо ждать, что в монастыре у человека будут только радость и блаженство, надо быть готовым к испытаниям, к трудностям. К тому, что ты вступаешь на путь узкий и тернистый, путь вслед за Христом, а ведь этот путь ведёт на Голгофу, на Крест. А слово о Кресте мир не может принять; и само монашество, в основе которого Крест тоже, по сути, не понятно для мира и в житейском смысле даже не нормально. В самом деле, для человека светского нормально иметь семью, имущество, жить, как он хочет.
А монах от всего этого отрекается. Для многих святых подвижников отказ от мира и его благ был абсолютным и ненормальным с точки зрения обывателя. Конечно, это не значит, по слову преподобного Паисия Святогорца, что игумен должен превратиться в Диоклетиана, мучителя христиан. У того же Аввы Дорофея есть прекрасное поучение наставникам, и у многих других отцов других много сказано о том, каким должен быть игумен. Я думаю, начальствующим надо почаще читать это и вспоминать в своём служении. Больше самому сокрушаться о своих недостатках, а не сокрушать других. Как раз после того, как вас выгнали? Вам показалось там лучше? У меня на Афоне было личное духовное переживание, некий опыт внутренний, который мне был дорог и очень дорог до сих пор. Поэтому, собственно говоря, и захотел там остаться.
Я так же и в пустыне в свое время стремился жить. Это уже совершенно другая история. Вовсе не из-за того, что у нас плохие были порядки в наших монастырях. На самом деле, даже в советские годы спасались люди. И разделение между братией и начальствующим — наследие советского времени, это оттуда идет. Братии могло повезти, игумен-администратор мог хорошо к монахам относиться, создавать условия для того, чтобы они могли жить духовной жизнью.
В Жировичском монастыре состоялось отпевание протоиерея Виталия Антоника
Стоило автомобилям остановиться у часовни настоятеля монастыря отца Алипия, как БПЛА повторил попытку, хотя его оператор не мог не заметить, что из салона выскочили монахи. Церковный суд в Костромской области вынес решение по делу местного православного священника Иоанна (Бурдина). Что происходило в Островском монастыре, чей предполагаемый настоятель арестован по подозрению в изнасилованиях подростков. Своим заявлением экс-настоятель решил показать, что в Русскую православную церковь «внесена страшная болезнь — это корысть и зависть».