В Великий пост можно пить воду, компоты, соки, чаи, кофе и даже в некоторые дни разрешено немного вина. Несмотря на строгие ограничения, в Великий пост можно употреблять. Общественная Служба Новостей выяснила, что можно употреблять в пищу в этот день.
Еда и вино по правилам Великого поста
В Великий пост рыбу можно есть только в праздник Благовещения (7 апреля) и в Вербное воскресенье (Вход Господень в Иерусалим). Светлый праздник Пасхи предваряет Великий пост – один из самых строгих и продолжительных в церковном календаре. Можно ли ходить на кладбище во время Великого поста?
Когда можно пить вино в Великий пост
Сколько вина можно выпивать во время Великого поста? Несмотря на то, что не существует полного запрета на употребления в пост алкоголя, важно соблюдать меру. Естественно, вино разрешается для тех, кто не страдает алкоголизмом: человек, которого даже капля вина может подтолкнуть к запою, должен полностью воздержаться от винопития. Тем, кто соблюдает Великий пост рекомендуют избегать так называемых скоромных продуктов. Что можно есть на Страстной неделе Великого поста.
Какой алкоголь и в каких количествах можно пить в Великий пост
Почему мы ограничиваем себя в пище в Великий пост и только ли в еде нужны ограничения? Великий Пост установлен в память о 40-дневном воздержании от пищи в пустыне Иисуса Христа, который таким образом готовил себя к служению людям. Православные христиане многодневным ограничением готовят себя к встрече с воскресшим Господом, то есть к Пасхе, главному христианскому празднику. Воздержание от животной пищи истончает плоть и возвышает душу, приближая её к Богу.
Но дело не только в еде. Великий пост - это не диета для похудения или очищения организма. В очищении прежде всего нуждается душа.
А достигнуть этого можно самыми разными способами. Например, для беременной женщины полный отказ от мяса и молока может быть вреден - новому человеку, которого она носит под сердцем, жизненно необходима белковая пища. Но она вполне может ограничить себя в другом: в разговорах по телефону, просмотре соцсетей, телевизора.
И считается ли постом, если мясо не употребляет вегетарианец, который и так его не ест?
Верующие особо строго держат пост в первую и в последнюю неделю поста — Страстную Седмицу". По их словам, кроме того, самые строгие правила поста предписывают особое воздержание от пищи по пятницам, а в пятницу на Страстной Седмице, по монастырскому уставу, вообще нужно отказаться от еды. Рассказывая о требованиях поста, они отметили, что по большому счету "пост — это не про еду, пост — это про язык, про мысли". Неслучайно накануне Великого поста у православных — Прощеное воскресенье, когда простые верующие, духовенство, монашествующие просят друг у прощения. Как правильно поститься Согласно принятым правилам, в течение всего поста верующим предписывается воздержаться от употребления мяса, рыбы, молока и яиц. Ничего общего пост и вегетарианская диета между собой не имеют.
Разве можно назвать постом то, когда отсутствие мяса заменяют такими постными продуктами, как дорогие авокадо, креветки, крабы, кедровые орехи и так далее", — сказали священнослужители. Отвечая на вопрос о списке продуктов, которые церковь разрешает употреблять во время поста, отметили, что это крупы, грибы, сухофрукты, овощи, фрукты, соленья, постный хлеб, мед. В Великий пост в некоторые дни можно есть рыбу.
Священнослужители утверждают, что во время прохождения поста необходимо отказаться даже от чая, кофе. Желательно отдавать предпочтение фруктовым сокам, травяным настоям. Когда можно пить вино По каким дням можно пить вино — вопрос довольно популярный. Суббота и воскресенье являются разрешенными днями.
Также употреблять напиток не запрещено в праздничные и дни памяти святых. Прежде всего, это 4 декабря — Введение во храм Святой Богородицы, 19 декабря — День святителя Николая Чудотворца, 25 декабря — День памяти святителя Спиридона Тримифунтского. Не стоит забывать и о престольных праздниках. Как отметить Новый год верующим людям Даты проведения Нового года и поста совпадают. Как же совместить эти события, и отметить праздники по всем правилам. Если в семье есть верующие люди, необходимо подготовить 2 стола. Каждый человек сам для себя решит, каким блюдам отдать предпочтение.
Что касается вопроса, можно ли в Рождественский пост на Новый год пить вино, однозначный ответ дать сложно. Нет ничего страшного в том, если человек попробует слабоалкогольный напиток. Главное, во всем соблюдать меру, и избегать шумных компаний.
Чистое виноградное вино, как символ крови Христа, используют во многих обрядах Церкви. Слияние воды и вина означает слияние воедино божественного и человеческого: вино в этом случае олицетворяет дух божественный, а вода — человеческий. Как известно, Иисус Христос превращал воду в вино, и это чудо можно трактовать так, что человек, соприкасаясь с духом божества, перерождается духовно сам. И получается, что употреблять вино в пост можно?
Ответ на этот вопрос не так прост, как может показаться на первый взгляд. На этот счет существуют разные точки зрения. Одни священнослужители считают, что в небольших количествах пить этот напиток разрешается, так как это разрешено церковным уставом. Другие напоминают, что подобные правила составлялись в прежние времена, когда качество питьевой воды оставляло желать лучшего, и монахи были вынуждены добавлять в нее вино. Сухое вино нередко употребляли вместо воды, а более сладкое пили в праздничные дни. В старину считалось, что вино подкрепляет силы человека. Сейчас мы знаем, что это не так, а для подкрепления сил верующим можно употреблять разнообразные постные продукты или пить витаминные комплексы.
В прежние времена вином в монастырях лечили всевозможные недуги, и оно входило в состав лекарственных средств. В наши дни люди имеют возможность приобретать различные медицинские препараты, а значит, и употреблять вино в дни поста не следует, — говорят некоторые священники. Это время смирения, укрощения своих желаний — как телесных, так и духовных. Постящиеся пьют минеральную воду, фруктовые соки, морсы, квас и компоты, травяные чаи их можно готовить из липы, иван-чая, ромашки; из ягод, листьев и веточек рябины, малины, брусники и др. Многие верующие отказываются даже от черного чая и кофе. В самые строги дни поста на первой и последней неделе монахи и некоторые миряне пьют только воду.
Когда можно пить вино в Великий пост
Помимо церковных правил, разъясняющих верующим, когда можно пить вино в Великий или другой пост, есть общие для православных христиан ограничения, касающиеся употребления спиртного. Что можно в пост из алкогольных напитков и, можно ли в пост выпить немного вина? Можно ли ходить на кладбище во время Великого поста? Великий пост в 2024 году начинается у православных 18 марта и заканчивается 4 мая. Тем не менее даже в дни Великого поста иногда разрешено есть рыбу, икру и даже выпить немного красного вина. Когда можно пить вино в пост 2021 года мирянам.
Красное вино в Великий пост: можно ли верующим пропустить бокальчик-другой сухого
Страстная неделя - это седьмая, завершающая седмица Великого поста, которая в 2024 году продлится с вечера 28 апреля по субботу 4 мая. Эта неделя хоть и считается частью Великого поста, на самом деле, по церковному канону является отдельным периодом, в который сохраняются и даже усиливаются ограничения Четыредесятницы первых 40 дней поста. Страстная неделя - это время, когда верующие христиане сопереживают и разделяют все те страдания, которые пережил Иисус перед распятием. То есть в отличие от предыдущих недель поста фокус внимания смещается с внутренних переживаний и борьбы с искушениями на Спасителя, который ценой своей жизни искупил грехи всего человечества. Страстная седмица - дань уважения Иисусу Христу, поэтому все церковные службы, проводящиеся в храмах в это время, посвящены последним дням жизни Мессии и его смерти. Те, кто не постился во время Четыредесятницы, могут держать пост в Страстную неделю, однако с осторожностью и без крайностей.
В целом, такой строгий пост на Страстной неделе предписывается в основном для служителей церкви и монахов, верующим достаточно отказаться от молочных продуктов, мяса, рыбы и алкоголя. То есть Страстная неделя - это неделя страданий, через которые прошел Иисус Христос ради всех людей.
Допустим, если не удалось побывать на утреннем богослужении, хорошо читать стихиры, которые поются на вечерне или на утрене соответствующего дня Великого поста. Очень важно в Великий пост бывать не только на субботних, воскресных, но и обязательно — на будничных богослужениях, потому что особенности богослужебного строя Великого поста познаются только на будничных службах. В субботу служится литургия Святителя Иоанна Златоуста, такая же, как и в другое время церковного года. В воскресенье совершается литургия Святителя Василия Великого, но она с точки зрения по крайней мере, клиросного звучания отличается почти что только одним песнопением: вместо «Достойно есть» поется «О Тебе радуется». Других видимых отличий для прихожан почти нет. Эти отличия очевидны в первую очередь для священника и тех, кто находится в алтаре.
А вот на будничной службе нам открывается как бы весь строй великопостной службы. Многократные повторения молитвы Ефрема Сирина «Господи, и Владыка живота моего», умилительное пение тропарей часа — первого, третьего, шестого и девятого часов с земными поклонами. Наконец, сама литургия преждеосвященных даров вместе с ее умилительнейшими песнопениями, сокрушающим даже самое окамененное сердце: «Да исправится молитва моя, яко кадило пред Тобою», «Ныне Силы Небесные» на входе литургии преждеосвященных даров — не помолившись на таких богослужениях, не приобщившись к ним, мы и не поймем, какое духовное богатство открывается нам в великопостных службах. Поэтому каждый должен постараться хотя бы несколько раз за Великий пост раздвинуть жизненные обстоятельства — работу, учебу, житейские попечения — и выбраться на будничные великопостные службы. Пост есть время молитвы и покаяния, когда каждый из нас должен испросить у Господа прощение своих грехов говением и исповедью и достойно причаститься святых Христовых Таин. Во время Великого поста исповедуются и причащаются минимум один раз, однако следует постараться поговеть и принять святые Тайны Христовы трижды: на первой седмице Поста, на четвертой и на Страстной — в Великий четверг. Четыредесятницу первые сорок дней и Страстную седмицу точнее 6 дней перед Пасхой. Таким образом Великий Пост длится семь недель вернее 48 дней.
Последнее воскресенье перед Великим постом называется Прощеным или «Сыропустом» в этот день оканчивается ядение сыра, масла и яиц. На литургии читается Евангелие с частью из Нагорной Проповеди, где говорится о прощении обид нашим ближним, без чего мы не можем получить прощения грехов от Отца Небесного, о посте, и о собирании небесных сокровищ. Сообразно с этим Евангельским чтением, христиане имеют благочестивый обычай просить в этот день друг у друга прощения грехов, ведомых и неведомых обид. Это один из важнейших подготовительных шагов на пути к Великому Посту. Первая неделя поста, вместе с последней, отличается своей строгостью, а богослужения продолжительностью. Четыредесятница, которая напоминает нам о сорока днях проведенных Иисусом Христом в пустыне, начинается с понедельника, называемого чистым. Не считая Вербного воскресения во всей Четыредесятнице остается 5 воскресных дней, из которых каждый посвящен особому воспоминанию. Каждая из семи недель называется, по порядку наступления: первой, второй и т.
Богослужение отличается тем, что, во все продолжение Св. Четыредесятницы, по понедельникам, вторникам и четвергам не бывает литургии если в эти дни не случается праздника. Утром совершаются утреня, часы с некоторыми вставными частями и вечерня. Вечером вместо вечерни, совершается великое повечерие. По средам и пятницам совершается литургия преждеосвященных даров, в первые пять воскресений Великого поста — литургия Св. По субботам в период Св. Четыредесятницы совершается обычная литургия Иоанна Златоуста. Первые четыре дня Великого поста понедельник-четверг вечером в православных храмах читается Великий Канон преподобного Андрея Критского — вдохновенное произведение, излившееся из глубины сокрушенного сердца святого человека.
Православные люди всегда стараются не пропустить этих поразительных по силе воздействия на душу служб. В первую пятницу Великого Поста положенная в этот день по уставу литургия преждеосвященных даров завершается не совсем обычно. Читается канон св. В первое воскресенье Великого поста совершается так называемое «Торжество православия», установленное при царице Феодоре в 842 г. Во время этого праздника выставляются, в середине храма полукругом, на аналоях высокие столики для икон храмовые иконы. В конце литургии священнослужители совершают молебное пение на середине храма перед иконами Спасителя и Божией Матери, молясь Господу об утверждении в вере православных христиан и обращении на путь истины всех отступивших от Церкви. Диакон затем громко читает Символ веры и произносит анафему, т. Согласно с Православной верой он учил, что за подвиг поста и молитвы Господь озаряет верующих благодатным Своим светом, каким сиял Господь на Фаворе.
По той причине, что св. Григорий раскрыл учение о силе поста и молитвы и установлено совершать его память во второе воскресенье Великого поста. В третье воскресенье Великого поста за Всенощной выносится после Великого славословия Святой Крест и предлагается для поклонения верующим. Эта песнь поется и на литургии вместо «Трисвятого». Церковь выставляет в середине Четыредесятницы верующим Крест для того, чтобы напоминанием о страданиях и смерти Господней воодушевить и укрепить постящихся к продолжению подвига поста. Крест остается для поклонения в течение недели до пятницы, когда он, после часов, перед литургией вносится обратно в алтарь. Поэтому третье воскресенье и четвертая седмица Великого поста называются Крестопоклонными. Среда четвертой, Крестопоклонной недели называется «преполовением» Св.
Четыредесятницы в просторечии «средокрестье». В четвертое воскресенье вспоминается Св. Иоанн Лествичник, написавший сочинение, в котором показал лествицу или порядок добрых деяний, приводящих нас к Престолу Божию. В четверг на пятой неделе совершается так называемое «стояние Св. Марии Египетской» или Мариино стояние — народное название утрени, совершаемой в четверг пятой седмицы Великого поста, на которой читается Великий канон св. Андрея Критского, тот самый, который читается в первые четыре дня Великого поста, и житие преподобной Марии Египетской. Богослужение в этот день длится 5-7 часов.
Лучше, если больной человек или тот, у кого имеется недостаток в продуктах, будет хотя бы воздерживаться от сладостей и лакомств, поститься в среду и пятницу, наиболее вкусные блюда оставлять на праздничные дни. Умеренность - главное в пост? Не нужно спрашивать батюшку в церкви о том, можно ли в пост пить пиво, если воздерживаешься от пищи напоказ. Формального ограничения Господь не приемлет. Ведь можно есть все, что Бог даст, как делал святой Иоанн Лествичник, даже мясо, но лишь столько, чтобы оставаться живым. Ему это не мешало принимать причастие и стать святым. Вот на этом примере и видно, что умеренность в пище гораздо важнее ограничения в выборе продуктов. Нужно есть столько, сколько необходимо организму, а не давать волю чувству сладострастия. Рассудительность в воздержании от еды Доводить себя до истощения - такой же грех, как и объедаться. Поэтому рассудительность в вопросе отказа от какой бы то ни было пищи не менее важна, чем умеренность. Когда идет пост, можно ли пить вино? Апостол Павел пишет Тимофею, своему ученику, чтобы тот употреблял не только воду, но и немного вина из-за "частых недугов".
Кроме привычных овощей, солений, орехов, в нем появляются редкие продукты растительного происхождения, а рецепты составляются так, чтобы в блюде были сбалансированы все необходимые вещества и микроэлементы. Когда полезное вкусно, это здорово. И вдвойне приятно, что напитки и блюда из постного меню в нашем ресторане сочетаются так, что все гастрономические запреты покажутся выдумкой непосвященных. Из каких бокалов пьют красное вино Вино существует много тысяч лет, и всё это время люди изобретали посуду для его употребления. Винный бокал, который существует в наше время, существует не так давно. До него с незапамятных времен люди пользовались стаканами, чашками, черпаками и кубками различных форм и из разнообразных материалов — от дерева до драгоценных металлов.
Великий пост: зачем он нужен, что нельзя, что можно и что нужно есть
В его составе богатый витаминно-минеральный комплекс, дубильные вещества, углеводы, эфиры, аминокислоты и протеины. При приеме в небольшом количестве он поддерживает силы, нормализует пищеварительные процессы, успокаивает и облегчает засыпание. Об этих свойствах уже знали в Древней Греции. Вином лечились сирийские и византийские монахи, которые несли Божье слово на Восток. Именно они и ввели в традицию употреблять качественный виноградный напиток во время пищевых аскез. Начало Великого поста 2021 года — 15 марта, окончание — 1 мая. Эти дни нужно посвятить молитвам. Хотя бы 2-3 раза в неделю нужно выделить время для службы в храме. Конечно, если эпидемиологическая обстановка не внесет свои коррективы, как уже случилось в 2020 году.
Обычай употреблять вино во время Великого поста зародился в Средние века. В то время монахам было очень важно поддерживать свои силы. Они несли не только слово Божие, но еще и брали на себя функции просветителей, врачевателей и помогали страждущим. Изнурение во время пищевых аскез могло помешать благим делам, поэтому тем священникам, которые выходили из монастырей, разрешалось поддерживать силы разбавленным вином. Его смешивали с чистой водой в пропорции 1:3. Хмельной эффект не проявлялся, но этого хватало, чтобы восстановить силы.
В очищении прежде всего нуждается душа. А достигнуть этого можно самыми разными способами. Например, для беременной женщины полный отказ от мяса и молока может быть вреден - новому человеку, которого она носит под сердцем, жизненно необходима белковая пища. Но она вполне может ограничить себя в другом: в разговорах по телефону, просмотре соцсетей, телевизора. И считается ли постом, если мясо не употребляет вегетарианец, который и так его не ест? Однако он в дни Великого поста может отказаться от любимого соуса, без которого вся пища кажется пресной. Детям может быть не по силам многонедельное воздержание от молока, а вот отказ от конфет принесёт пользу и душе, и телу. В победе над своей индивидуальной маленькой страстью и заключается суть Великого поста. А будет ли это воздержание от бранных слов или курения, плоских утех или ежедневной ругани с мамой, не так важно. Что можно и что нельзя есть в Великий пост Верующие в Великий пост обычно воздерживаются от употребления скоромной пищи. К ней относятся: - Любое мясо свинина, говядина, курица и т.
Лазарева суббота. В праздник можно есть икру. Рыба запрещена. Вербное воскресенье. Вновь можно есть рыбу и пить церковное вино. Какую рыбу можно есть В дни воздержания от животной пищи трапеза с рыбой может стать настоящим праздником. Важно выбрать правильный сорт рыбы, чтобы получить максимум полезных веществ и не нарушить предписание. Дело в том, что жирные сорта рыбы в пост запрещены. Исходя из этих соображений стоит выбрать судак, хек, минтай, треску или окуня.
Вино — единственный алкогольный напиток, который официально не запрещен в Великий пост. Любителям спиртного, желающим придерживаться христианских традиций, стоит существенно себя ограничить, чтобы не впасть в грех. Церковные правила ограничивают распитие алкоголя не только в разнообразии напитков и их количестве. Вино разрешено только в определенные дни. Когда можно пить вино В Великий пост пить алкогольные напитки разрешается только по выходным, когда существенная часть ограничений с мирян снимается. После напряженной работы можно отдохнуть и расслабиться с бокалом вина. Объем разрешенного для распития напитка в церковных правилах указан очень точно — 250 мл.
Красное вино в Великий пост: можно ли верующим пропустить бокальчик-другой сухого
Он читается во всех храмах на вечернем богослужении накануне пятой субботы Великого поста. Кроме того, по воскресеньям в дни Четыредесятницы верующие могут собираться в церкви на Пассию, особую службу, включающую в себя фрагменты Евангелия, рассказывающие о Крестных страданиях Христа, и Акафист Страстям Господним. В остальные великопостные дни акафисты в храмах не звучат, но нет никаких запретов на их чтение дома. Эта форма молитвы довольно поздно вероятно, в IX—X вв. Именно поэтому во многих приходах принято в определенные дни недели собираться для пения того или иного акафиста. Но практика это необязательная, а на время Великого поста она и вовсе отменяется, так как богослужебная жизнь в этот период насыщенная, а настрой — покаянный. Именно поэтому возникло мнение, будто чтение акафистов, в которых часто повторяется слов «радуйся», неуместно даже дома. Но, конечно же, нет и не может быть никакого запрета ни на радость во время поста, ни на молитву, если она идет от сердца. Просто молитвы — будь то чтение Великого покаянного канона св.
Андрея Критского, Литургия Преждеосвященных Даров, другие великопостные службы или дома исполняемые правила — долгие, требующие особого внимания. Но если у человека остаются силы и желание самостоятельно добавить к ним еще и акафист, то никаких ограничений для этого нет. Более того, не надо забывать, что пост — это не время для уныния. Это время движения нашей души к Господу, а значит, время радостное. И акафист — это один из способов выразить нашу благодарность Богу. Нет каких-то особых указаний, какие молитвы нельзя читать в Великий пост. Более того, издавна существует монашеское правило: «келья устава не имеет». То есть, какой будет личная молитва, христианин решает или вместе со своим духовником, или сам.
А соответственно, не может быть запретов на чтение дома в пост, например, молитв о благополучии близких или заупокойных молитв, каких-то конкретных канонов или акафистов. Но при этом есть молитвы, которые, наоборот, необходимо читать в пост. К ним относится молитва святого Ефрема Сирина. В будни, начиная с середины Масленичной недели и заканчивая серединой Страстной, она по несколько раз в день звучит в храме и сопровождается земными поклонами. В ней верующие просят Господа избавить их от грехов, мешающих идти покаянным путем поста, и дать добродетели, необходимые для христианской жизни. В суете и повседневных заботах у человека не всегда хватает времени на вдумчивую молитву, а потому в дни Великого поста нужно постараться найти возможности уделить ей большее внимание. Но важно не просто отстоять в храме на службе или дома перед иконами во время чтения ежедневного молитвенного правила, а вникнуть в текст, понять слова, обращенные к Богу. Полезной для души человека и услышанной Господом будет та молитва, которая идет от сердца.
Помимо акафистов, которые дома можно читать и в дни Четыредесятницы, часто вызывает вопросы Псалтирь. На самом деле существует ограничение на ее чтение даже келейно в конце Великого поста с Великого Четверга и на Светлой седмице. Впрочем, если человек, не зная, нарушил это установление, ничего страшного. Важно искреннее желание человека молиться, даже если где-то оно не вполне соответствует существующим общецерковным правилам. Можно ли играть в карты в пост? Пост — это время для молитвы и для покаяния, а не для пустого времяпрепровождения, к которому и относится игра в карты. Кроме того, азартные игры часто не только развлечение, но и способ нечестного обогащения, что также не может поддерживаться Церковью. Часто человек и сам не замечает, как ставки затягивают, и он уже не может ни выйти из замкнутого долгового круга, ни избавиться от навязчивой идеи отыграться.
Подобные вещи приводят к тяжким преступлениям, хотя, казалось бы, все начиналось с безобидной игры… Более того, существует мнение, что карточные масти содержат в себе антихристианские символы: крести крест , пики копье, вонзенное под ребра Спасителя , черви губка, которую поднесли к губам умирающего Христа , бубны четырехгранные гвозди. Если посмотреть на эти цветные картонки с такой точки зрения, то игра с ними превращается в кощунство. Таким образом, даже если в другое время года человек считает карты невинной забавой, во время поста, когда каждый христианин старается избавиться от своих грехов и отбросить все лишнее, суетное, стоит отказаться от этой страсти. Так же, как многие в пост бросают курить или изживают другие вредные привычки, больше не возвращаясь к ним и тогда, когда завершается период воздержания. Сегодня есть огромное количество настольных игр — не только для детей, но и для взрослых, — которые позволяют и хорошо провести время в компании, и развить какие-то полезные навыки, и узнать что-то новое. Во многие из них можно играть и в пост, если это не в ущерб другим делам, молитве и не рождает в человеке слишком сильный азарт, способный разрушить и его отношения с другими, и его внутренний покой. Можно ли есть яйца в пост? Яйца относятся к скоромным, то есть непостным продуктам, а соответственно устав не разрешает их употребление в дни поста.
Также в список продуктов, которые должны быть исключены из рациона в этот период, входят мясные и молочные, а в дни строгих постов Великий, Успенский — еще и рыба. Но всегда определять меру пищевого воздержания необходимо индивидуально. Так, например, ребенок, беременная женщина или больной человек могут есть какие-то непостные продукты, чтобы удовлетворять потребности организма в питательных веществах и витаминах. Но при таком подходе нарушение поста не должно превращаться во вседозволенность и гурманство. Если человек по той или иной причине вводит в свой рацион какую-то непостную еду, ему стоит более внимательно отнестись к другим пищевым привычкам: например, уменьшить или вовсе исключить употребление какого-то любимого постного, но не столь необходимого для здоровья продукта кофе, сладкого. Стоит также отметить, что в пищевой промышленности часто употребляется яичный порошок — иногда даже в тех товарах, которые на первый взгляд кажутся постными. Нет необходимости тратить время на внимательное вычитывание состава на упаковке в магазине, чтобы ни в коем случае не допустить попадание даже самого малого количества яичного продукта в желудок. Очевидно, что безе, бисквит или пирог с яичной начинкой не подходят для поста.
Но если вы не обратили внимания и купили батон хлеба, в который добавлено яйцо, не стоит винить себя за нарушение воздержания. А читать в дни поста лучше не этикетки, а Священное Писание. Смысл поста в том, чтобы упростив свою пищу и уделяя ей меньшее внимание, человек мог больше времени и сил отдать молитве, и чтобы тяжелая пища не «утяжеляла» его мысли, которые должен быть устремлены к Богу. Можно ли делать приворот в пост? Делать приворот нельзя не только в Великий пост, но и в любое другое время года. В Церкви нет разночтений по этому поводу. Всякие магические практики считаются грехом. Гадания и привороты — это попытка через обращение к демоническим силам изменить волю Божью.
Господь дает человеку полную свободу, и человек сам выбирает — с Богом он или с дьяволом.
Великий пост — это не диета, а, в первую очередь, покаяние. Ну и правильный образ жизни, который готовит верующего к надлежащей встрече Воскресения Христова. Семь недель перед Пасхой — это табу для животных продуктов, алкоголя и всего греховного. Наиболее суровые ограничения касаются священников и монахов, мирянам же позволено определять градус строгости поста собственными намерениями, решительностью и силой духа. Основные правила Великого поста Следовать им нужно с учетом особенностей здоровья, ритма своей жизни и изменчивости обстоятельств. А вот придерживаться — без ссылок на них. Алкоголь во время поста Из всех напитков, в которых есть спирт, не воспрещается только виноградное вино.
Кагор использовался не только в церкви, но и на важных мероприятиях в миру: без него не обходились ни свадьбы, ни поминки, ни именины. Также это вино активно использовалось в медицине: считалось, что оно помогает больным восстанавливать силы и очищать кровь. Популярность напитка породила массу подпольных производств. В Одессе, Ростове и Новгороде «кагор» делали из черники, чернослива и даже свеклы. После революции было принято специальное постановление, которое разрешало делать кагор не из винограда, а из других, более доступных, ягод. Поэтому в течение долгого времени напиток был «вишневым».
Они проповедовали строжайший аскетизм, всю жизнь своих последователей они обставляли самыми строгими правилами. В их среде получает широкое распространение практика поста как воздержания от определенных видов пищи. Известным апологетом такой формы поста выступил Тертуллиан [2] , уклонившийся в монтанизм. В своем трактате «О посте» он размещает подробное обоснование такого вида поста, но не находит понимания у ряда богословов и церковных писателей того времени, которые не поддерживают подобную практику, называя ее странной и парадоксальной. Против апологетики Тертуллиана выступают, например, Римский епископ Каллист и святой Ипполит Римский. Тем не менее, постную практику монтанистов находят полезной для себя монахи Средиземноморья. Приняв, они развивают ее и после того, как эта традиция закрепляется в регионе, ее закрепляют церковными правилами, желая добиться единообразия. Вводится понятие постного — пища разделяется на постную и скоромную, появляются степени строгости поста. Постное делание монахов преобразуется из полного воздержания от пищи в короткие промежутки времени в постоянное воздержание от мяса и вкушение постной пищи в установленные дни. В монастырях формируется гастрономический устав поста, который позже выходит за пределы монастырей и становится общеупотребительным для всей Церкви. При формировании современных правил постов ориентиром служили Студийский, Иерусалимский Уставы, а также устав Святой Горы Афон. В этом отношении примечательны слова протопресвитера Александра Шмемана : «первоначально пост в Церкви был соотносителен с богослужением и состоял в полном, но зато сравнительно кратковременном воздержании от еды. Идея поста была укоренена в его библейской типологии — как состояние ожидания и приготовления. Иоанн Креститель есть образ Ветхого Завета, как ожидания и приготовления Царства, и потому его образ — образ постника. Но во Христе пришло и открылось мессианское Царство — и могут ли «сыны чертога брачного поститься, когда с ними жених? В библейской типологии Царство описывается как трапеза, то есть как прекращение поста. Евхаристия есть трапеза Царства, его эсхатологическое предвосхищение — поэтому пост соотносителен с ней, мыслится и переживается по отношению к ней, как «исполнению» Церкви. В этой концепции поста нет, конечно, различения родов пищи, потому что смысл ее в полном воздержании от нее… Монашеский пост исходит из совсем других предпосылок. Это пост-аскеза, то есть пост умерщвления плоти, как медленный подвиг восстановления духовной свободы, духовной сущности человека. Вкушение Адамом запретного плода поработило человека пище, и назначение поста-аскезы в том, чтобы вернуть человека к свободе, то есть к жизни, которая не зависит от единого хлеба… Поэтому здесь под постом разумеется уже не полное воздержание от пищи, а, прежде всего, регулирование ее количества и качества. В раннем монашестве, в уставах правилам о посте — о часах вкушения пищи, о способах ее приготовления, о качестве и количестве — уделено много места. И, действительно, в Типиконе [3] находим четкие указания относительно не только состава пищи, но и количества, а также времени ее приемов. Причем отдельно оговаривается количество приемов пищи как во время поста, так и вне его, а время трапез неразрывно связано с суточным кругом богослужения. Так, первый прием пищи совершается после Божественной литургии, около полудня, второй же после вечернего богослужения. Пост, прописанный в уставе, которым пользуется Церковь уже много веков, напрямую и тесно связан с монастырской жизнью, и для многих людей его требования могут оказаться непосильными. Особенно, если учесть тот факт, что специального постного устава для мирян нет, а жизнь «простого» мирянина сильно отличается от жизни монаха в монастыре и не привязана к богослужениям в храме. Условия жизни и работы в миру таковы, что соблюдать указанное в уставе время и количество трапез [4] в большинстве случаев крайне затруднительно, да и количество их может быть мало для людей, которые занимаются тяжелым физическим трудом в течение всего дня. Однако нельзя сказать, что устав поста совершенно не подходит обычному мирянину. Из него, при невозможности буквального исполнения, можно и нужно почерпнуть установления относительно состава пищи. А количество трапез в день определять исходя из возможности и необходимости. Главное, что нужно определить для себя в отношении постной трапезы — она не является самоцелью. Пост, пусть даже по всем требованиям устава — это лишь одно из средств духовной жизни, подспорье в борьбе со страстями и помощник на пути к Богообщению. Что нельзя пить во время поста? Нередко этот вопрос относят к употреблению спиртных напитков. Но все же отметим, что пить молоко, кефир, простоквашу и прочие продукты, содержащие молоко и другие продукты животного происхождения, в посту возбраняется наряду с прочей скоромной пищей. Пить чай, кофе, какао, соки и просто воду, конечно же, можно. За исключением тех дней, когда устав предписывает полное воздержание от пищи и питья. Например, в Великую Пятницу. Что же касается спиртного, то церковный устав никак не классифицирует алкогольные напитки. Единственный напиток, упоминаемый в уставе — вино. Это связано, в первую очередь, с тем, что в византийской традиции вино, разведенное водой, употреблялось повсеместно, и было элементом обычной трапезы. Поэтому в Типиконе столь часто встречается разрешение на вино. Речь идет, конечно же, о натуральном виноградном вине, без добавления сахара или спирта. Именно такого во времена составления устава — разбавленного вина, в количестве от 1 до 3 красовуль чаш емкостью около 200 гр. Относительно более крепкого или легкого алкоголя церковный устав не содержит никаких указаний. Очевидно, что применять количественную меру в 1-3 красовули к крепким спиртным напиткам не стоит даже без поста. Важно понимать, что вино, веселящее сердце человека Пс. Апостол Павел предостерегает: «не упивайтесь вином, от которого бывает распутство» Еф. Таким образом, умеренность при употреблении алкоголя важна для христианина не только в посту, но и вне его. Можно ли кушать сладкое во время поста? Правила о постной пище в равной степени относятся ко всей потребляемой еде. Соответственно, если сладкое не содержит в составе скоромных продуктов, например, сливочного масла или молока, то его кушать можно. Заниматься при этом буквоедством и выискивать в составе «следы» скоромных продуктов не стоит. Но в то же время необходимо помнить, что пост — это время ограничения и даже постными сладостями объедаться не стоит. Для сладкоежек отказ от любимых лакомств на время поста будет хорошим делом. Можно ли вкушать в посту морепродукты? Ответ на этот вопрос неоднозначен. Устав складывался в теплых странах, где морепродукты — это традиционно простая и доступная еда. Поэтому, например, в Греции, даже Великим постом морепродукты в монастырях употребляют в пищу в те дни, когда есть разрешение на масло. В тех странах, где ситуация схожа, морепродукты легкодоступны и дешевы, вкушать их во время поста можно.
Суть названия
- Что в Великий пост можно есть и пить тем, кто хочет очистить тело и душу перед Пасхой
- Что можно и нельзя в Великий пост?
- Можно ли вино во время поста?
- Красное вино в Великий пост: можно ли верующим пропустить бокальчик-другой сухого
- Рекомендуемые статьи
- Основные правила в Великий пост
Основные правила Великого поста
- Можно ли пить вино в Рождественский пост 2024-2025 гг. (таблица)
- Великий пост — не диета. Вот как нужно соблюдать его на самом деле
- Можно ли пить вино в Рождественский пост 2024-2025 гг
- Когда можно пить вино в Великий пост 2024
- Что можно делать на шестой неделе