Оберег, который необходимо поставить на себя на похоронах Находясь на похоронах, прочитайте про себя следующий заговор: Земля-мать, железо драть, Врагам ногти содрать.
Все о погребении в Православии
Отлично подходит рис в пакетах, отварите его прямо в пакете — и он готов. Поставьте закипать воду для риса и изюма. В воду для риса бросьте одну щепотку соли, рис. Варите до готовности. Изюм же залейте кипятком и распарьте в течение 5 минут, воду слейте.
Традиционная православная поминальная трапеза Типикон — основное церковное писание, устанавливающее порядок проведения основных ритуалов, свидетельствует о связи поминальной трапезы и богослужения.
Согласно священному тексту, поминки — не только день памяти о преставившемся, но и повод вспомнить о Боге и созданном им мире, его правилах. Это время, когда мы в наибольшей степени осознаем, что есть мимолетное мирское и вечное божественное. Поминки по покойному близкому человеку немного стирают незримую грань, и позволяют нам задуматься о своей собственной душе, ее пути на этой земле, а также других важных вещах. Главная роль при этом отводиться именно кутье, происхождение которой весьма символично. Символизм кутьи Основная идея, которой проникнуто как создание этого поминального блюда, так и вся христианская вера в глобальном масштабе, - это мысль о воскресении души после смерти.
Ингредиенты, входящие в состав кутьи, были выбраны далеко не случайно. Зерно, являющееся основным компонентом поминальной каши, символизирует возрождение: ведь каждый год зерновые попадают в землю, вырастают, дают начало новой жизни, а затем умирают, чтобы найти свое продолжение в следующем урожае. Так и душу человека после смерти ожидает новая жизнь на небесах. Сладкие компоненты кутии — фрукты и мед — выполняют роль напоминания об ожидающих душу райских дарах.
Для его получения первоначально нужно получить медицинское свидетельство о смерти, которое выдаётся, как правило, спустя сутки после поступления тела умершего в морг. Чтобы получить этот документ, необходимо предоставить в регистратуру морга паспорт умершего и свой паспорт.
Чтобы получить гербовое свидетельство о смерти, нужно обратиться в ЗАГС или в МФЦ и предоставить следующие документы: медицинское свидетельство о смерти, документ, удостоверяющий личность умершего паспорт , и паспорт обратившегося. Гербовое свидетельство о смерти выдается в тот же день и содержит информацию о дате, месте ухода из жизни человека. Данная услуга предоставляется бесплатно. Также следует отметить, что в некоторых регионах РФ имеется возможность подачи заявления по получению гербового свидетельства о смерти дистанционно — через портал Госуслуг. Без гербового свидетельства о смерти родственникам умершего откажут в предоставлении места на кладбище или в кремации, а также в подготовке могилы. Когда организовывать похороны?
По христианской традиции похороны проводятся на третий день после смерти. Конечно, иногда уложиться в указанный срок не получается по объективным причинам, и похороны могут быть перенесены на ближайшие дни. При этом нужно учитывать, что умерших не хоронят в великие церковные праздники — Рождество и Воскресение Христово, а ритуальные мероприятия переносят на следующий день. Если родственники усопшего принимают решение о транспортировке его тела в другой населенный пункт, регион или страну, то сроки организации похорон могут превысить традиционные три дня, и будут зависеть от местоположения пункта назначения и времени подготовки ритуальных мероприятий. Также дата похорон может быть перенесена на более поздний срок, если смерть человека произошла от насильственных причин. В этом случае тело умершего доставляют в судебно-медицинский морг, и для захоронения родственникам покойного необходимо будет получить разрешение Следственного комитета.
Отметим, что в отличие от христианства, в католической вере нет какой-то определенной даты похорон, и день погребения назначается по желанию родных усопшего, когда все организационные моменты будут ими улажены - это может занять от одной до двух недель. В исламе подготовка к похоронам строго регламентирована, начиная с подготовительных обрядов, и заканчивая правилами ношения траура — усопший должен быть предан земле до захода солнца в день смерти. Если же смерть наступила ночью, допускается провести погребение на следующий день. Такое же правило действует и в иудаизме. Организация похорон Основным этапом проводов человека в последний путь является организация похорон.
Кутья на поминки из риса с изюмом Блюдо чем-то напоминает обыкновенный плов, однако схема приготовления несколько другая. В кутью желательно не добавлять сахар, а лучше использовать натуральный мёд. Время приготовления — 1 час 20 минут.
Что готовят на поминки в день похорон
Кутья — это вовсе не блюдо для похорон, а традиционное праздничное кушанье из риса. Суеверие заключается в том, что отрицательная энергия похорон или грехи усопшего могут переходить на одежду или накликать беду в дом. кутья, блины без яиц на воде, хлеб (его преломление в утешение об умершем было описано ещё у пророка Иеремии). Кутья — обрядовое поминальное блюдо (особая зерновая каша), которую подают в общей посуде и едят руками или ложками. Священнослужители рекомендуют поминать кутьёй усопшего за завтраком, обедом и ужином – до тех пор, пока она не закончится.
Советы в день поминок. Отчитки, если сделали что-то неправильно, чтобы отвести беду.
Нельзя надевать одежду, имеющую на себе пот и кровь. Это может повлечь за собой еще одного покойника. Если человек еще при жизни попросил надеть него то, что он хочет, то необходимо исполнить его желание. Военных обычно одевают в военное. Фронтовики просят, чтобы на них надели ордена, ведь все равно их потеряют или выкинут много лет спустя, а они заслужили их и гордятся ими.
Вообще это сугубо личных вопрос семьи. Обязательно должно быть белое покрывало, которым укрывают покойника. На венце — слова в старом стиле, это написание Трисвятой песни. В руки следует вложить крест или икону.
Если нет возможности пригласить из церкви служителя, то заранее позаботьтесь пригласить пожилых людей, чтобы читать псалмы и служить панихиду. Псалмы обычно читают, не прерываясь. Прерываются лишь во время панихиды. Такие моления являются утешением для тех, кто скорбит о мертвом.
Кроме того, следует прочитать эту молитву: Помяни, Господи Боже, в вере и надежде живото вечногопредставльшагося раба Твоего, брата нашего имя , и яко Благ и Человеколюбия, отпущай грехи и потребляй неправды, ослаби, остави и прости вся вольная его согрешения и невольная, избави его вечные муки и огня геенского и даруй ему причастие и наслаждение вечных Твоих благих, уготованных любящим Тебя, если и согрешивших, но не отступивших от Тебя, и несумненно во Отца и Сына и Святого Духа, Бога Тебя в Троице славимого, верова и Единицу в Троице и Троицу во Единстве, прославно, даже до последнего своего воздыхания исповеда. Тем же милостив тому буди, и верую я же в Тя. Вместо дел вмени, и со святыми Твоими яко щедр, упокой: несть бо человека иже поживет и не согрешит. Положено по окончании трех суток везти покойника в церковь на отпевание.
Но постепенно не стали этого придерживаться, и уже не трое суток, а одну ночь ночует дома умерший. На гроб ставят по углам четыре свечи, меняя их по мере сгорания. Все время со дня смерти стоит стакан с водой и кусочком хлеба, в блюдце насыпано пшено. Нужно быть внимательным во время похорон.
Обычно родным не до этого. Но можно оговорить, кто будет следить за порядком, так как не секрет, что на похоронах много делается: снимают порчу, подкладывают фото врагов в гроб, стараются забрать волосы, ногти, веревочки с рук и ног и т. Под предлогом «потрогать ноги», чтобы не бояться, делают необходимые дела. Просят табуретку, на которой стоял гроб, цветы из венка, воду.
Решать, давать это все или нет, Вам. Кровным родственникам нельзя мыть в доме пол, где лежал покойник. Родным нельзя идти впереди гроба, нести венки, пить вино. Разрешаются причитания и уже после захоронения съесть кутью или блин.
На кладбище целуют последним целованием в венец на лбу и руки. Забираются живые цветы из гроба и икона. Следите, чтобы икону не схоронили. Часто спрашивают, можно ли надевать часы и золото.
Если часы уже надели, то ни за что не снимайте. В том, что у покойника часы на руке, вреда нет. А вот если с мертвой руки снять часы, перевести стрелки назад, прочитать заклинание на какого-нибудь человека, то до смерти этого человека не так уж и долго ждать. В отношении украшений: если Вам не жалко, то плохого тоже ничего нет в том, что они одеты на покойника.
По прощании лицо укрывается. Крышку забивают, и гроб опускают. Обычно на полотенцах. Полотенца раздаются людям.
Но лучше их не брать, можете заболеть.
Блюдо стали готовить еще в древности — во времена язычества. Оно было частью обычаев, связанных с жертвоприношениями, похоронами. Древние славяне готовили кутью, чтобы оставить ее у могилы покойника. Это символизировало полноценную трапезу для него, т.
Приготовление кутьи стало христианской традицией не просто так. Это позволило укрепить православную веру, т. Так постепенно некоторые из них стали использоваться и в христианстве, но приобрели иной смысл. Когда раздают вещи умершего человека Вокруг вещей умершего человека скопилось множество суеверий. Например, считается, что вещи нельзя трогать и раздавать до наступления 40-го дня с момента его смерти.
Что нельзя оставлять в своем доме вещи покойника, пользоваться ими или носить их. Нельзя входить в его комнату и делать там уборку. На самом деле богословы не настаивают на том, чтобы все вещи непременно были отданы. Не указывают они и точного времени, когда это должно быть сделано. Некоторые священники говорят о том, что те предметы, которым предназначено стать милостыней, можно и нужно отдавать ранее наступления 40-го дня.
Ведь в это время душе усопшего требуется особенное молитвенное поминовение. В эти сроки решается, где именно окажется душа почившего: в раю или аду. Благодарные молитвы людей, получивших эти вещи, станут помощью духу умершего. Решать, как поступить с теми или иными вещами, оставшимися после покойного, могут только наследники. При этом важно не впадать в суеверия.
Не стоит спешить раздать все, что есть, сразу же после похорон. Не нужно стремиться непременно раздать 40 вещей на сороковины. Важно, чтобы результатом этого подаяния стала искренняя молитва об упокоении почившего. В это время обычно не принимают важных жизненных решений. Но, если вдруг появится человек, которому нужен какой-то конкретный предмет или несколько вещей, принадлежавших ранее покойному, и нет никаких причин сохранять это в семье, непременно нужно отдать.
При этом нет никакой нужды специально дожидаться 40-го дня. Чтобы вещи и дальше служили людям, можно обратиться за помощью к специальным пунктам сбора вещей для нуждающихся.
Молитва за некрещеных усопших св. Молитва об усопшем в год со дня смерти Из проследования панихиды Тропарь глас 8 Глубиною мудрости человеколюбно вся строяй и полезная всем подаваяй, Едине Содетелю, упокой, Господи, душу раба Твоего или: душу рабы Твоея; о многих же: души раб Твоих , на Тя бо упование возложи или о многих: возложиша , Творца и Зиждителя и Бога нашего. Слава, и ныне: Тебе и Стену и Пристанище имамы, и Молитвенницу благоприятну к Богу, Егоже родила еси, Богородице безневестная, верных спасение. Молитва Боже духов и всякия плоти, смерть поправый и диавола упразднивый, и живот миру Твоему даровавый! Сам, Господи, упокой души усопших раб Твоих: святейших патриархов, преосвященных митрополитов, архиепископов и епископов, во священническом, церковном и монашеском чине Тебе послуживших; создателей святаго храма сего, православных праотец, отец, братий и сестер, зде и повсюду лежащих; вождей и воинов за веру и отечество живот свой положивших, верных, убиенных в междоусобной брани, утонувших, сгоревших, на мразе замерзших, растерзанных зверьми, без покаяния внезапно скончавшихся и не успевших примириться с Церковью и со своими враги; в изступлении ума самоубиенных, тех, о коих заповедали и просили ны молитися, о коих несть кому молитися, и верных, погребения христианскаго лишенных имя рек в месте светле, в месте злачне, в месте покойне, отнюдуже отбеже болезнь, печаль и воздыхание. Всякое согрешение, содеянное ими словом или делом или помышлением, яко благий Человеколюбец Бог прости, яко несть человек, иже жив будет и не согрешит. Ты бо еси един кроме греха, правда Твоя — правда во веки, и слово Твое — истина. Молитва об усопших воинах Упокой, Господи, души усопших раб Твоих: воинов имена их , и всех православных христиан, и прости им вся согрешения вольная и невольная, и даруй им Царствие Небесное.
Молитва о прощении грехов усопшего Помяни, Господи Боже наш, в вере и надежди живота вечнаго преставльшагося раба Твоего, брата нашего имя , и яко Благ и Человеколюбец, отпущаяй грехи, и потребляяй неправды, ослаби, остави и прости вся вольная его согрешения и невольная, избави его вечныя муки и огня геенскаго, и даруй ему причастие и наслаждение вечных Твоих благих, уготованных любящым Тя: аще бо и согреши, но не отступи от Тебе, и несумненно во Отца и Сына и Святаго Духа, Бога Тя в Троице славимаго, верова, и Единицу в Троице и Троицу во Единстве, православно даже до последняго своего издыхания исповеда. Темже милостив тому буди, и веру, яже в Тя вместо дел вмени, и со святыми Твоими яко Щедр упокой: несть бо человека, иже поживет и не согрешит. Но Ты Един еси кроме всякаго греха, и правда Твоя, правда во веки, и Ты еси Един Бог милостей и щедрот, и человеколюбия, и Тебе славу возсылаем Отцу и Сыну и Святому Духу, ныне и присно, и во веки веков. Молитвы об усопшем муже Христе Иисусе, Господи и Вседержителю! Молитвы об усопшей жене Христе Иисусе, Господи и Вседержителю! В сокрушении и умилении сердца моего молюся Тебе: упокой, Господи, душу усопшия рабы Твоея имя , в Небеснем Царствии Твоем. Владыко Вседержителю! Ты благословил еси супружесткий союз мужа и жены, егда рекл еси: не добро быти человеку единому, сотворим ему помощника по нему. Ты освятил еси союз сей во образ духовнаго союза Христа с Церковию. Верую, Господи, и исповедую, яко ты благословил еси сочетати и мене сим святым союзом с единою из рабынь Твоих.
Твоей же благой и премудрой воле изволися отъяти у мене сию рабу Твою, юже дал еси мне, яко помощницу и сопутницу жизни моея. Преклоняюся пред сею Твоею волею, и молюся Ти от всего сердца моего, приими моление мое сие о рабе Твоей имя , и прости ей, аще согреши словом, делом, помышлением, ведением и неведением; аще земное возлюби паче небеснаго; аще о одежде и украшении тела своего печеся паче, неже о просвещении одеяния души своея; или аще небреже о чадех своих; аще преогорчи кого словом или делом; аще поропта в сердце своем на ближняго своего или осуди кого или ино что от таковых злых содела. Вся сия прости ей, яко благий и человеколюбивый: яко несть человек, иже жив будет и не согрешит. Не вниди в суд с рабою Твоею, яко созданием Твоим, не осуди ю по грехом ея на вечныя муки, но пощади и помилуй по велицей милости Твоей. Молю и прошу Тя, Господи, сил даруй ми по вся дни жизни моея не преставая молитися о усопшей рабе Твоей, и даже до кончины живота моего просити ей у Тебе, Судии всего мира, оставления согрешений ея. Да яко же Ты, Боже, положил еси на главу ея венец от камене честна, венчая ю зде на земли; тако увенчай ю вечною Твоею славою в Небеснем Царствии Твоем, со всеми святыми, тамо ликующими, да вкупе с ними вечно воспевает всесвятое имя Твое с Отцем и Святым Духом. Последование литии для мирян. Можно читать на кладбище. Молитвами святых отец наших, Господи Иисусе Христе, Боже наш, помилуй нас. Слава Тебе, Боже наш, слава Тебе.
Царю Небесный, Утешителю, Душе истины, Иже везде сый и вся исполняяй, Сокровище благих и жизни Подателю, прииди и вселися в ны, и очисти ны от всякия скверны, и спаси, Блаже, души наша. Пресвятая Троице, помилуй нас; Господи, очисти грехи наша; Владыко, прости беззакония наша; Святый, посети и исцели немощи наша, имене Твоего ради. Господи, помилуй. Отче наш, Иже еси на небесех! Да святится имя Твое, да приидет Царствие Твое, да будет воля Твоя, яко на небеси и на земли. Хлеб наш насущный даждь нам днесь; и остави нам долги наша, якоже и мы оставляем должником нашим; и не введи нас во искушение, но избави нас от лукаваго. И ныне и присно и во веки веков. Приидите, поклонимся Цареви нашему Богу. Поклон Приидите, поклонимся и припадем Христу, Цареви нашему Богу. Яко Той избавит тя от сети ловчи и от словесе мятежна, плещма Своима осенит тя, и под криле Его надеешися: оружием обыдет тя истина Его.
Не убоишися от страха нощнаго, от стрелы летящия во дни, от вещи во тьме преходящия, от сряща и беса полуденнаго. Падет от страны твоея тысяща, и тма одесную тебе, к тебе же не приближится: обаче очима твоима смотриши, и воздаяние грешников узриши. Яко Ты, Господи, упование мое, Вышняго положил еси прибежище твое. Не приидет к тебе зло, и рана не приближится телеси твоему. Яко ангелом Своим заповесть о тебе, сохранити тя во всех путех твоих. На руках возмут тя, да не когда преткнеши о камень ногу твою. На аспида и василиска наступиши, и попереши льва и змия. Яко на Мя упова, и избавлю и; покрыю и, яко позна имя Мое. Воззовет ко Мне, и услышу его; с ним есмь в скорби, изму его, и прославлю его; долготою дний исполню его, и явлю ему спасение Мое. Слава Отцу и Сыну и Святому Духу, и ныне и присно и во веки веков.
Аллилуиа, аллилуиа, аллилуиа, слава Тебе, Боже. Трижды Тропарь, глас 4-й: Со духи праведных скончавшихся, душу раба Твоего, Спасе, упокой, сохраняя ю во блаженной жизни, яже у Тебе, Человеколюбче. Слава Отцу и Сыну и Святому Духу. Ты еси Бог, сошедый во ад, и узы окованных разрешимый, Сам и душу раба Твоего упокой. Едина Чистая и непорочная Дево, Бога без семени рождшая, моли спастися душе его. Седален, глас 5-й: Покой, Спасе наш, с праведными раба Твоего, и сего всели во дворы Твоя, якоже есть писано, презирая, яко Благ, прегрешения его вольная и невольная, и вся яже в ведении и не в ведении, Человеколюбче. Кондак, глас 8-й: Со святыми упокой, Христе, душу раба Твоего, идеже несть болезнь, ни печаль, ни воздыхание, но жизнь безконечная. Икос: Сам Един еси Безсмертный, сотворивый и создавый человека, земнии убо от земли создахомся, и в землю туюжде пойдем, якоже повелел еси, Создавый мя и рекий ми: яко земля еси, и в землю отъидеши, аможе вси человецы пойдем, надгробное рыдание творяще песнь: аллилуиа, аллилуиа, аллилуиа. Господи, помилуй Трижды , благослови. Во блаженном успении вечный покой подаждь, Господи, усопшему рабу Твоему имя , и сотвори ему вечную память.
Вечная память. Трижды Душа его во благих водворится, и память его в род и род. Поминают ли умершего в день смерти Если говорить о поминовении как о собрании близких людей и знакомых усопшего для поминальной трапезы, то для православной традиции это, в целом, не свойственно. Такие поминки нужны родственникам, друзьям и знакомым, и несет в себе желание вспомнить умершего «добрым словом». Эта традиция не нова. Она предписывает, что собираться нужно на третий день, либо сразу после похорон. В первые дни после смерти родственникам, чаще всего, просто некогда организовывать трапезу. Церковь не требует непременного застолья по случаю смерти человека, но если речь идет о молитве за усопшего, то тут Она только приветствует желание людей как можно раньше начать молиться. Фото Zara Walker on Unsplash В православных молитвословах имеется важный чин — «Последование по исходе души от тела, читаемое мирянином», в некоторых изданиях имеющий название: «Канон о усопшем едином». Исторически, этот канон читался священником сразу, как только душа человека отходила к Всевышнему.
Сейчас Церковь разрешает читать его и мирянам, а также не требует четкого следования времени — молиться можно в течение того дня, когда человек умер, даже, если тело находится не дома, а, например, в больнице или уже в морге. После канона, по возможности, рекомендуется читать Псалтырь. Это старинная благочестивая традиция, которая и является молитвой за усопшего, и служит утешением для его близких людей. Существует особое издание Псалтири — Псалтирь и молитва за умершего. В православной традиции считается, что чтение Псалтири должно начинаться после «Последования по исходе души от тела» и непрерывно продолжаться до чина отпевания. На практике, современному человеку трудно выдержать такой график, поэтому чаще всего читается только 17-я кафизма в день смерти, а затем каждый день прочитывается по кафизме в течение сорока дней. Важно всегда помнить, что умершему важна не еда, прекрасно убранный стол, пышные похороны и тому подобное, а наша молитва о его душе. Как помянуть умершего в день его рождения В православной Церкви нет каких-то ритуалов или «магических» действий. Нет также и строгого регламента поведения в тех или иных случаях. Есть церковное предание, традиции.
Поэтому можно сказать, что начать столь памятный для родственников день стоит с молитвы за усопшего. Особого чина тоже нет, поэтому можно почитать Псалтырь. Это прекрасное подспорье душе, находящейся у Бога в вечности. Хорошим способом помянуть умершего в день его рождения является лития или панихида в церкви или, если есть потребность, на кладбище. По возможности, стоит прийти в храм еще накануне, помолиться на Всенощном богослужении, исповедоваться, а на следующее утро подать записки об упокоении и причаститься самому на Литургии. В этот день можно еще раздавать милостыню людям с просьбой помолиться. В целом, дела милосердия служат нам большим утешением, ведь не случайно в Деяниях Святых Апостолов сказано: «Блаженнее давать, нежели принимать» Деян. А в такие памятные дни можно совместить и дела милосердия и просьбы о молитве, ведь чем больше искренних молитв будут возносится за душу, тем большую радость она испытает. Ну и конечно, не стоит забывать о личной молитве за усопшего. Например, в разделе о третьем, девятом и сороковом днях указано, что читается 17-я кафизма.
Ее также можно читать и в день рождения умершего, а также в дни особого поминовения усопших родительские субботы. Главное, что должен воспитать в себе человек, это не слепое следование «ритуалам», а стяжать в себе искреннюю любовь к ближним, не только живым, но и ушедшим от нас в мир иной. Тогда молитва будет легкая, светлая и ежедневная. Ведь душе нужна пища, а лучшая пища для нее — это молитва. Поэтому нужно стремиться к тому, чтобы молитва за усопших была лишь не только в памятные или установленные Церковью особые даты, но стала ежедневной потребностью человека. Можно ли поминать умершего вечером Необходимость поминовения вечером, зачастую, обусловлена графиком работы родственников. Было бы идеально в памятные дни собраться и прийти помолиться в храм, заказать панихиду, подать записки об упокоении. Но, иногда, профессиональная деятельность человека связана с непрерывным графиком, а возможность подмениться отсутствует. Поэтому единственным выходом остается или поминать усопшего после работы или перенести поминовение на другой, более удобный, день. Говоря о поминовении, нужно отличать поминание в мирском смысле и в церковном.
Первое подразумевает под собой организацию стола, за которым близкие люди, друзья и знакомые усопшего могут собраться с целью вспомнить о нем. Второе же имеет под собой совсем иную цель — молитвенную. И говоря о иерархии важности, нужно учитывать, что для умершего совсем неважно, что о нем говорят люди, для него намного важнее будет то, как и будут ли за него возноситься молитвы. Ведь умирает тело, а душа живет вечно. А для души единственным утешением служит лишь молитва. Так вот, если речь идет о поминальном застолье, то тут, в общем-то, не так принципиально, когда оно произойдет — в день ли похорон или спустя неделю. Есть, конечно, определенная традиция, следуя которой, поминальную трапезу необходимо организовывать на третий день или в день похорон. Но это традиция мирская, она не несет в себе пользы для души усопшего, а направлена на уменьшение скорби близких людей. Если трапеза все-таки планируется, то при выборе времени следует исходить из интересов самих родственников. Наверное, если среди них много мнительных или просто суеверных людей, то лучше отложить стол до того дня, когда у всех появится возможность собраться утром или днем.
Это нужно, чтобы избежать различных ночных «явлений», которые есть плод фантазии. Если родственники — глубоко верующие люди, то сам вопрос поминальной трапезы для них не принципиален. Если все-таки есть потребность, то с ними можно собраться и после работы. А молитвенное поминовение можно совершать в любое время. Если человек с утра на работе, то можно заранее заказать панихиду, сорокоуст, подать записки, а в сами памятные дни помолиться в мыслях. После работы же, по мере сил, можно помолится глубже, например, почитать Псалтирь. Для души усопшего важна сама молитва, а не время суток. Чем поминают умерших в день похорон Обычай собираться за поминальной трапезой известен издревле. Люди собираются за столом, чтобы вспомнить о делах усопшего, о том, каким он был. Обычай этот не предписывается какими-либо церковными уставами.
Он вызван потребностью родственников, друзей и знакомых умершего утолить горечь расставания с человеком, с которым они жили, которого знали. Конечно, православному христианину следует помнить, что лишь молитва дает истинное утешение как усопшему, так и его ближним, но, отказ проводить «поминки», скорее всего, введет некоторых людей во искушение. Поэтому, даже в православной среде этот обычай очень распространен. В этом случае поминальная трапеза выступает как милостыня. Можно пригласить бедных, дать еды малоимущим с просьбой о молитве за новопреставленного. Нужно иметь в виду, то поминальная трапеза — не свадебный пир или встреча давних друзей и родственников. Необходимо не забывать о цели — память об усопшем человеке. Поэтому стол должен быть скромным, а в дни поста — без скоромной пищи. Традиционным считается подать кутью — сваренные зерна пшеницы с медом или рис с изюмом. Вопрос алкоголя на поминальном столе — вопрос всегда актуальный.
Но православные люди на «поминках» должны строго воздерживаться от любых спиртных напитков, ведь алкоголь разгорячает сердца и головы, мешает молитве и окрашивает всю идею поминальной трапезы в неподходящие для нее цвета. Через пару часов поминальное собрание превращается в самое банальное застолье, где большая часть уже не помнит цель, с которой они собрались. Начинаются обсуждения новостей, различных сплетен, кое-где могут случаться даже драки! Вместо молитвы об усопшем начинаются выяснения отношений. Такое поведение недопустимо. Здравый человек может даже расценить происходящее как оскорбление памяти умершего! Так что лучше всего накрыть стол скромно, без особых изысков и спиртных напитков, перед трапезой следует помолиться, помянуть усопшего словами «Упокой, Господи, душу усопшего раба Твоего [имя]: и прости ему вся согрешения вольная и невольная, и даруй ему Царствие Небесное». А после трапезы во имя умершего сотворить милостыню нуждающимся, заказать панихиду и подать записки об упокоении на Литургию. Можно ли поминать умершего в воскресенье Если мы говорим о келейном домашнем поминовении усопшего, то в церковном календаре можно выделить лишь одно воскресенье, в которое Церковь не благословляет поминать умерших — это день Пасхи. Потому что в этот день Церковь радуется Светлому Воскресенью Христову и призывает нас всех разделить с Ней эту великую радость и торжество.
Заупокойные молитвы в силу их особого трагического настроения, несколько, неуместны в период Пасхи и Светлой седмицы. В остальные же воскресные дни года лучше всего прийти на Литургию и вместе с Церковью помолиться об упокоении души умершего и о прощении его грехов. После воскресной Литургии почитать Псалтирь об упокоении. Существует особая редакция Псалтири — Псалтирь и молитвы по усопшему. Фото Julia Kadel on Unsplash Говоря о литургическом поминовении усопшего в воскресный день, то здесь тоже нет каких-либо четких ограничений. Можно подать записку обедню об упокоении в субботу вечером или в начале воскресной Литургии. Поминовение на Литургии — это самое главное и важное поминовение. Помимо этого, можно отслужить панихиду или литию либо в храме, либо на могилке, позвав священника. Важно помнить, что панихида не служится в период с Рождества до Богоявления, в первую неделю Великого поста, а также с Лазаревой субботы до Радоницы т. Можно ли поминать умершего на Пасху Праздник Пасхи — это главное торжество христианина.
В этот день все мы радуемся Воскресению Христа и Его победе над смертью. В храмах в этот день совершается ночная праздничная Литургия с особыми пасхальными песнопениями. И поэтому было бы лучше прийти в этот день в храм, помолиться и причастится. В день Пасхи не полагается ездить на кладбище, служить панихиды. Вопреки распространённой традиции посещения кладбищ в день Пасхи, Церковь не рекомендует затмевать радость Христова Воскресения своим горем по усопшим людям. Эти слова звучат на Литургии. О чем они? О том, что смерти больше нет! Для православного христианина смерть — это действительно лишь переход в мир иной, но не конец, как это считают люди неверующие. Стоит помнить об этом, а также о том, что ничего не может быть выше великой вести о том, что Христос Воскрес, что диавол посрамлен, что смерть упразднена.
Все радуются этому!
Сам Сергей сообщил Ural Mash, что был готов дать Алене выходной, если она покажет свидетельство о смерти. Но девушка рассказала, что услышала от мужчины только категорический отказ.
Узнать подробнее Читайте также:.
Поминки: традиционный поминальный стол на 9 и 40 день
На похоронах и поминках первый горячий блин, как и хлеб, не режут, а рвут на части и раскладывают на окнах, чтобы паром от него питались души умерших. Вероятно, современная кутья – это некая смесь греческого колива и славянской языческой поминальной каши. В этой статье я описываю и даю пошаговый рецепт, с фотографиями и пояснениями, именно кутью поминальную на поминки усопшего в день похорон.
Похоронные обряды и поминки у народа мари
– Кутью после поминальной трапезы можно поставить в прохладное место или в холодильник и помянуть ею усопшего на следующий день перед едой, пока Кутья не закончится. Мэр Благовещенска Олег Имамеев похвалил рекламу с кутьей и могильными плитами о мерах против COVID-19. Кутью пришлось варить заново, а тетя умерла через сорок дней после похорон, день в день!». пошаговый рецепт с фото.
Что взять на поминки на кладбище?
Кашу с фруктами на похоронах подносили еще в Древней Греции, но историки считают, что обряд позаимствован у более ранних цивилизаций. Также дата похорон может быть перенесена на более поздний срок, если смерть человека произошла от насильственных причин. Также дата похорон может быть перенесена на более поздний срок, если смерть человека произошла от насильственных причин. Традиционно, поминки, которые проводятся после похорон на 3-й день, ассоциируются с чудесным воскрешением Иисуса Христа и образом Пресвятой Троицы. Поэтому употребление водки на похоронах стало не только обычным делом, но и, в целом, поддерживалось обществом, ведь у родственников тяжелый период.
Что принято раздавать на поминках в день похорон, на 9 и 40 дней, полгода и 1 год
Когда нужно поминать умерших Время поминовения умерших строго не регламентируется в Церкви и не может быть привязано к определённому часу или времени суток. Поэтому вопрос того, когда нужно поминать умерших — вопрос личного характера. Церковь не ставит здесь четкого регламента, поскольку обстоятельства жизни у всех разные и кому-то просто будет сложно следовать четкому плану. Поминать умершего в келейной дома молитве можно в любое время суток. В православной традиции есть свои особые поминальные даты: третий, девятый, сороковой, годовщины.
Первые сорок дней особенно важны для отошедшей ко Господу душе. Это время, когда душа проходит испытания, мытарства, которые заканчиваются частным судом на сороковой день. Период, когда определяется место пребывания души до Страшного суда. Поэтому поминовение в третий, девятый и сороковой дни не только желательно, но даже необходимо.
Это этап, когда душа особенно нуждается в поддержке своих близких людей. А поддержать мы ее можем только молитвой. Подробнее об этом можно почитать в разделах с соответствующими названиями. Фото Владимира Ештокина Также Церковь предусматривает особые дни поминовений — родительские субботы.
В церковном календаре их несколько: Вселенская родительская суббота мясопустная — за неделю перед Великим Постом. Суббота 2-й седмицы Великого поста. Суббота 3-й седмицы Великого поста. Суббота 4-й седмицы Великого поста.
Радоница — ближайший вторник после Светлой Седмицы. Поминовение усопших воинов — 9 мая. Троицкая родительская суббота — накануне праздника Святой Пятидесятницы Троицы. Димитриевская родительская суббота — поминальная суббота перед днем памяти великомученика Димитрия Солунского.
Поминать усопших можно, конечно, практически в любой день в церкви и ежедневно дома, но родительские субботы призваны служить нам напоминанием о том, что молитва за умерших является самым действенным и самым лучшим способом помочь как их бессмертным душам, так и нам — живым людям, чтобы унять скорбь утраты. Главное помнить, что ни пышными «поминками», ни красивыми памятниками мы не поможем бестелесной душе усопшего человека. Только молитвой. И эта молитва должна быть ежедневная, а не только в особые дни поминовения.
Они настраивают нас на памятование о Страшном Суде, и плохо, когда мы вспоминаем об этом и о загробной участи наших родных только несколько раз в году. Что нужно говорить, поминая умершего Не будет новостью услышать, ходящую в народе, фразу: «О мертвых или хорошо, или ничего». На самом деле история этой фразы уходит корнями в глубокую древность, и предписывается древнегреческому политику Хилону, жившему в VI век до нашей эры. А знаем мы ее от Диогена — историка III века нашей эры.
Правда, в оригинальном греческом тексте фраза имеет, несколько, иное значение: «Не злословь умерших». Более поздняя вставка, базирующаяся на латинском переводе этого текста, добавляет: «О мертвых или хорошо, или ничего, кроме правды». Что важно тут увидеть нам — современным людям? То, что, поминая умерших, нужно говорить искренне.
Ведь ложь сразу станет ясна окружающим людям и это будет выглядеть фальшиво, нанесет родственникам и близким людям умершего боль. Поэтому если человеку предоставили возможность сказать что-то о покойном, стоит вспомнить его благодеяния, рассказать, что он сделал для него, его семьи. Бывает так, что собирается большое количество людей, среди которых есть те, кто усопшего либо вообще не знал, либо очень плохо. Тогда разумнее вообще ничего не говорить.
Однако, если родственники настаивают, то можно сказать, что будете за него молиться. Наконец, бывает так, что про покойного нечего сказать, по каким-то причинам он запомнился близким людям лишь с негативной стороны. Православная Церковь учит нас смирению и любви к ближним и, особенно, к врагам. Поэтому если так случилось, что с усопшим были плохие отношения, то лучше просто помолиться о нем, исповедоваться, искренне забыть и отпустить все обиды.
Это великая польза нашим душам, когда мы учимся прощать и молимся за обижающих нас. Поминая умершего в своих молитвах, мы должны в первую очередь быть искренними и честными перед Богом. Поэтому, первое, к чему мы должны стремиться в своих молитвах об умершем — это к открытости перед Богом. Молитвы, чтобы помянуть умершего Когда мы сталкиваемся со смертью, будь то смерть близкого человека или даже совершенно незнакомого, первое, о чем мы задумываемся — как нам помочь душе усопшего?
Пока мы живем на земле, мы способны приносить покаяние, причащаться Телом и Кровью Христа, творить добрые дела и возносить к Нему свои молитвы. После смерти эти великие дары и возможности исчезают и единственное на что может уповать душа усопшего — это на наши молитвы и дела, которые мы творим в память о ней. Фото Владимира Ештокина В Церкви имеется немало молитв на поминовение усопшего. Если мы откроем утренние молитвы, то найдем в самом конце помянник с молитвами как о живых, так и об усопших.
Их можно и нужно читать каждый день. Это тот минимум молитвенного правила, которое мы можем совершать на протяжении всей своей жизни. Непрестанно, изо дня в день молиться об усопших наших братьях и сестер. Также существует традиция поминовения Псалтирью.
В Русской Православной Церкви издана особая редакция Псалтири, в которую включены заупокойные молитвы. В день смерти можно прочитать канон «За единоумершего» или, другое его название, «Последование по исходе души от тела, читаемое мирянином». После чего приступить к чтению Псалтири. Хорошо, если она читается на протяжении 40 дней по одной кафизме в день.
Это великое и незаменимое утешение для усопшей души. В 3, 9, 40 дни и в годовщины можно также читать Псалтирь или, если не позволяют обстоятельства, отдельно 17-ю кафизму. Молитва о новопреставленном усопшем. Молитва об усопшем после 40 дней.
Молитва об усопших родителях до 40 дней Господи, Иисусе Христе, Боже наш! Ты сирых хранитель, скорбящих прибежище и плачущих утешитель. Прибегаю к тебе аз, сирый, стеня и плача, и молюся Тебе: услыши моление мое и не отврати лица Твоего от воздыханий сердца моего и от слез очей моих. Преклоняюсь пред Твоею святою волею, еюже отъят или: отъята, или: отъяты бысть у мене, и прошу Тя, не отыми точию от него или: от нея, или: от них милости и благосердия Твоего.
Вем, Господи, яко Ты Судия мира сего, грехи и нечестия отцев наказуеши в детях, внуках и правнуках даже до третьяго и четвертого рода: но и милуеши отцев за молитвы и добродетели чад их, внуков и правнуков. С сокрушением и умилением сердца молю Тя, милостивый Судие, не наказуй вечным наказанием усопшаго незабвеннаго усопшую незабвенную для мене раба Твоего рабу Твою , родителя моего матерь мою имя , но отпусти ему ей вся согрещения его ея вольная и невольная, словом и делом, ведением и неведением сотворенная им ею в житии его ея зде на земле, и по милосердию и человеколюбию Твоему, молитв ради Пречистыя Богородицы и всех святых, помилуй его ю и вечныя муки избави. Ты, милосердый Отче отцев и чад! Даруй мне, во все дни жизни моея, до последняго издыхания моего, не преставати памятовати о усопшем родителе моем усопшей матери моея в молитвах своих, и умоляти Тя, праведнаго Судию, да вчиниши его ю в месте светле, в месте прохладно и в месте покойне, со всеми святыми, отнюду же отбеже всяка болезнь, печаль и воздыхание.
Милостиво Господи! Приими днесь о рабе Твоем Твоей имя теплую молитву мою сию и воздай ему ей воздаянием Твоим за труды и попечения воспитания моего в вере и христианском благочестии, яко научившему научившей мя первее всего ведети Тя, своего Господа, в благоговении молиться Тебе, на Тебе Единаго уповати в бедах, скорбех и болезнех и хранити заповеди Твоя; за благопопечение его ся о моем духовном преуспеянии, за тепле приносимыя им ею о мне моления пред Тобою и за все дары, им ею испрошенные мне от Тебе, воздай ему ей Своею милостию. Своими небесными благами и радостями в вечном Царствии Твоем. Ты бо еси Бог милостей и щедрот и человеколюбия, Ты покой и радость верных рабов Твоих, и Тебе славу возсылаем со Отцем и Святым Духом, и ныне и присно и во веки веков.
С сокрушенным и умиленным сердцем прибегаю к Тебе и молюся Ти: помяни. Господи, во Царствии Твоем усопшего раба Твоего рабу твою , чадо мое имя , и сотвори ему ей вечную память. Ты, Владыко живота и смерти, даровал еси мне чадо сие. Твоей же благой и премудрой воле изволися и отъяти е у мене.
Буди благословенно имя Твое, Господи. Молю Тя, Судие неба и земли, безконечною любовию Твоею к нам, грешным, прости усопшему чаду моему вся согрешения его, вольная и невольная, яже словом, яже делом, яже ведением и неведением. Прости, Милостиве, и наша родительская согрешения, да не пребудут они на чадех наших: вем, яко множицею согрешихом пред Тобою, множицею не соблюдохом, не сотворихом, якоже заповедал еси нам. Аще же усопшее чадо наше, нашея или своея ради вины, бяше в житии сем, работая миру и плоти своея, и не паче Тебе, Господу и Богу своему: аще возлюби прелести мира сего, а не паче Слово Твое и заповеди Твоя, аще предавшеся сластем житейским, а не паче сокрушению о гресех своих, и в невоздержании бдение, пост и молитву забвению предавше — молю Тя усердно, прости, преблагий Отче, чаду моему вся таковыя прегрешения его, прости и ослаби, аще и ино злое сотвори в житии сем.
Христе Иисусе! Ты воскресил еси дщерь Иаира по вере и молитве отца ея. Ты исцелил еси дщерь жены-хананеянки по вере и прошению матери ея: услыши убо и молитву мою, не презри и моления моего о чаде моем. Прости, Господи, прости вся согрешения его и, простив и очистив душу его, изми муки вечныя и всели со всеми святыми Твоими, от века благоугодившими Тебе, идеже несть болезнь, ни печаль, ни воздыхание, но жизнь безконечная: яко несть человек, иже жив будет и не согрешит, но Ты Един еси кроме всякаго греха: да егда имаши судити мирови, услышит чадо мое превожделенный глас Твой: приидите, благословенные Отца Моего, и наследуйте уготованное вам Царствие от сложения мира.
Яко Ты еси Отец милостей и щедрот. Ты живот и воскрешение наше, и Тебе славу возсылаем со Отцем и Святым Духом, ныне и присно и во веки веков. Молитва об усопшем супруге Христе Иисусе, Господи и Вседержителю! Ты плачущих утешение, сирых и вдовиц заступление.
Ты рекл еси: призови Мя в день скорби твоея, и изму тя. Во дни скорби своея прибегаю к Тебе аз и молюся Ти: не отврати лица Твоего от мене и услыши моление мое, приносимое Тебе со слезами. Ты, Господи Владыко всяческих, благоволил еси сочетати мя с единым из рабов Твоих, во еже быти нам едино тело и един дух; Ты дал еси мне сего раба, яко сожителя и защитника. Твоей же благой и премудрой воле изволися отъяти от мене сего раба Твоего и оставити мя едину.
Преклоняюся пред сею Твоею волею и к Тебе прибегаю во дни скорби моея: утоли печаль мою о разлучении с рабом Твоим, другом моим. Аще отъял еси его от мене, не отыми от мене Своея милости. Яко же некогда приял еси вдовицы две лепты, тако приими и сие моление мое. Помяни, Господи, душу усопшего раба Твоего имя , прости ему все согрешения его, вольная и невольная, аще словом, аще делом, аще ведением и неведением, не погуби его со беззаконми его и не предаждь вечной муке, но по велицей милости Твоей и по множеству щедрот Твоих ослаби и прости вся согрешения его и вчини его со святыми Твоими, идеже несть болезнь, ни печаль, ни воздыхание, но жизнь безконечная.
Молю и прошу Тя, Господи, даруй ми во вся дни жизни моея не преставати молитися о усопшем рабе Твоем, и даже до исхода моего просити у Тебе, Судии всего мира, оставления всех согрешений его и вселения его в Небесные обители, яже еси уготовал любящим Тя. Яко аще бо и согреши, но не отступи от Тебе, и несумненно Отца и Сына и Святаго Духа православно даже допоследняго своего издыхания исповеда; тем же веру его, яже в Тя, вместо дел ему вмени: яко несть человек, иже жив будет и не согрешит, Ты един кроме греха, и правда Твоя — правда во веки. Верую, Господи, и исповедую, яко Ты услышиши моление мое и не отвратиши лица Твоего от мене. Видя вдовицу, зельне плачущу, умилосердився, сына ея, на погребение несома, воскресил еси: тако умилосердився, утиши и скорбь мою.
Яко же отверзл еси рабу Твоему Феофилу, отшедшему к Тебе, двери милосердия Твоего и простил еси ему прегрешения его по молитвам Святыя Церкве Твоея, внемля молитвам и милостыням супруги его: сице и аз молю Тя, приими мое моление о рабе Твоем и введи его в жизнь вечную. Яко Ты еси упование наше. Молитва за некрещеных усопших св. Молитва об усопшем в год со дня смерти Из проследования панихиды Тропарь глас 8 Глубиною мудрости человеколюбно вся строяй и полезная всем подаваяй, Едине Содетелю, упокой, Господи, душу раба Твоего или: душу рабы Твоея; о многих же: души раб Твоих , на Тя бо упование возложи или о многих: возложиша , Творца и Зиждителя и Бога нашего.
Слава, и ныне: Тебе и Стену и Пристанище имамы, и Молитвенницу благоприятну к Богу, Егоже родила еси, Богородице безневестная, верных спасение. Молитва Боже духов и всякия плоти, смерть поправый и диавола упразднивый, и живот миру Твоему даровавый! Сам, Господи, упокой души усопших раб Твоих: святейших патриархов, преосвященных митрополитов, архиепископов и епископов, во священническом, церковном и монашеском чине Тебе послуживших; создателей святаго храма сего, православных праотец, отец, братий и сестер, зде и повсюду лежащих; вождей и воинов за веру и отечество живот свой положивших, верных, убиенных в междоусобной брани, утонувших, сгоревших, на мразе замерзших, растерзанных зверьми, без покаяния внезапно скончавшихся и не успевших примириться с Церковью и со своими враги; в изступлении ума самоубиенных, тех, о коих заповедали и просили ны молитися, о коих несть кому молитися, и верных, погребения христианскаго лишенных имя рек в месте светле, в месте злачне, в месте покойне, отнюдуже отбеже болезнь, печаль и воздыхание. Всякое согрешение, содеянное ими словом или делом или помышлением, яко благий Человеколюбец Бог прости, яко несть человек, иже жив будет и не согрешит.
Ты бо еси един кроме греха, правда Твоя — правда во веки, и слово Твое — истина. Молитва об усопших воинах Упокой, Господи, души усопших раб Твоих: воинов имена их , и всех православных христиан, и прости им вся согрешения вольная и невольная, и даруй им Царствие Небесное. Молитва о прощении грехов усопшего Помяни, Господи Боже наш, в вере и надежди живота вечнаго преставльшагося раба Твоего, брата нашего имя , и яко Благ и Человеколюбец, отпущаяй грехи, и потребляяй неправды, ослаби, остави и прости вся вольная его согрешения и невольная, избави его вечныя муки и огня геенскаго, и даруй ему причастие и наслаждение вечных Твоих благих, уготованных любящым Тя: аще бо и согреши, но не отступи от Тебе, и несумненно во Отца и Сына и Святаго Духа, Бога Тя в Троице славимаго, верова, и Единицу в Троице и Троицу во Единстве, православно даже до последняго своего издыхания исповеда. Темже милостив тому буди, и веру, яже в Тя вместо дел вмени, и со святыми Твоими яко Щедр упокой: несть бо человека, иже поживет и не согрешит.
Но Ты Един еси кроме всякаго греха, и правда Твоя, правда во веки, и Ты еси Един Бог милостей и щедрот, и человеколюбия, и Тебе славу возсылаем Отцу и Сыну и Святому Духу, ныне и присно, и во веки веков. Молитвы об усопшем муже Христе Иисусе, Господи и Вседержителю! Молитвы об усопшей жене Христе Иисусе, Господи и Вседержителю! В сокрушении и умилении сердца моего молюся Тебе: упокой, Господи, душу усопшия рабы Твоея имя , в Небеснем Царствии Твоем.
Владыко Вседержителю! Ты благословил еси супружесткий союз мужа и жены, егда рекл еси: не добро быти человеку единому, сотворим ему помощника по нему. Ты освятил еси союз сей во образ духовнаго союза Христа с Церковию. Верую, Господи, и исповедую, яко ты благословил еси сочетати и мене сим святым союзом с единою из рабынь Твоих.
Твоей же благой и премудрой воле изволися отъяти у мене сию рабу Твою, юже дал еси мне, яко помощницу и сопутницу жизни моея. Преклоняюся пред сею Твоею волею, и молюся Ти от всего сердца моего, приими моление мое сие о рабе Твоей имя , и прости ей, аще согреши словом, делом, помышлением, ведением и неведением; аще земное возлюби паче небеснаго; аще о одежде и украшении тела своего печеся паче, неже о просвещении одеяния души своея; или аще небреже о чадех своих; аще преогорчи кого словом или делом; аще поропта в сердце своем на ближняго своего или осуди кого или ино что от таковых злых содела. Вся сия прости ей, яко благий и человеколюбивый: яко несть человек, иже жив будет и не согрешит. Не вниди в суд с рабою Твоею, яко созданием Твоим, не осуди ю по грехом ея на вечныя муки, но пощади и помилуй по велицей милости Твоей.
Молю и прошу Тя, Господи, сил даруй ми по вся дни жизни моея не преставая молитися о усопшей рабе Твоей, и даже до кончины живота моего просити ей у Тебе, Судии всего мира, оставления согрешений ея. Да яко же Ты, Боже, положил еси на главу ея венец от камене честна, венчая ю зде на земли; тако увенчай ю вечною Твоею славою в Небеснем Царствии Твоем, со всеми святыми, тамо ликующими, да вкупе с ними вечно воспевает всесвятое имя Твое с Отцем и Святым Духом. Последование литии для мирян. Можно читать на кладбище.
Молитвами святых отец наших, Господи Иисусе Христе, Боже наш, помилуй нас. Слава Тебе, Боже наш, слава Тебе. Царю Небесный, Утешителю, Душе истины, Иже везде сый и вся исполняяй, Сокровище благих и жизни Подателю, прииди и вселися в ны, и очисти ны от всякия скверны, и спаси, Блаже, души наша. Пресвятая Троице, помилуй нас; Господи, очисти грехи наша; Владыко, прости беззакония наша; Святый, посети и исцели немощи наша, имене Твоего ради.
Господи, помилуй. Отче наш, Иже еси на небесех! Да святится имя Твое, да приидет Царствие Твое, да будет воля Твоя, яко на небеси и на земли. Хлеб наш насущный даждь нам днесь; и остави нам долги наша, якоже и мы оставляем должником нашим; и не введи нас во искушение, но избави нас от лукаваго.
И ныне и присно и во веки веков. Приидите, поклонимся Цареви нашему Богу. Поклон Приидите, поклонимся и припадем Христу, Цареви нашему Богу. Яко Той избавит тя от сети ловчи и от словесе мятежна, плещма Своима осенит тя, и под криле Его надеешися: оружием обыдет тя истина Его.
Не убоишися от страха нощнаго, от стрелы летящия во дни, от вещи во тьме преходящия, от сряща и беса полуденнаго. Падет от страны твоея тысяща, и тма одесную тебе, к тебе же не приближится: обаче очима твоима смотриши, и воздаяние грешников узриши. Яко Ты, Господи, упование мое, Вышняго положил еси прибежище твое. Не приидет к тебе зло, и рана не приближится телеси твоему.
Яко ангелом Своим заповесть о тебе, сохранити тя во всех путех твоих. На руках возмут тя, да не когда преткнеши о камень ногу твою. На аспида и василиска наступиши, и попереши льва и змия. Яко на Мя упова, и избавлю и; покрыю и, яко позна имя Мое.
Воззовет ко Мне, и услышу его; с ним есмь в скорби, изму его, и прославлю его; долготою дний исполню его, и явлю ему спасение Мое. Слава Отцу и Сыну и Святому Духу, и ныне и присно и во веки веков. Аллилуиа, аллилуиа, аллилуиа, слава Тебе, Боже. Трижды Тропарь, глас 4-й: Со духи праведных скончавшихся, душу раба Твоего, Спасе, упокой, сохраняя ю во блаженной жизни, яже у Тебе, Человеколюбче.
Слава Отцу и Сыну и Святому Духу. Ты еси Бог, сошедый во ад, и узы окованных разрешимый, Сам и душу раба Твоего упокой. Едина Чистая и непорочная Дево, Бога без семени рождшая, моли спастися душе его. Седален, глас 5-й: Покой, Спасе наш, с праведными раба Твоего, и сего всели во дворы Твоя, якоже есть писано, презирая, яко Благ, прегрешения его вольная и невольная, и вся яже в ведении и не в ведении, Человеколюбче.
Кондак, глас 8-й: Со святыми упокой, Христе, душу раба Твоего, идеже несть болезнь, ни печаль, ни воздыхание, но жизнь безконечная. Икос: Сам Един еси Безсмертный, сотворивый и создавый человека, земнии убо от земли создахомся, и в землю туюжде пойдем, якоже повелел еси, Создавый мя и рекий ми: яко земля еси, и в землю отъидеши, аможе вси человецы пойдем, надгробное рыдание творяще песнь: аллилуиа, аллилуиа, аллилуиа.
Чтобы приготовить кутью, сначала нужно замочить пшеницу. Это делается вечером, чтобы к утру зерно размякло. Рецепт: Пшеницу заливают водой. Когда она станет мягкой, зерна отваривают.
Добавляют компоненты, сухофрукты предварительно замачивают в горячей воде. Ингредиенты смешивают, добавляют мед. Современный, модернизированный рецепт поминальной кутьи Поминальная кутья на основе риса Очередной поворот истории мира способствовал появлению другого варианта кутьи — на основе риса. В советские времена пшеница не всегда была доступна. Люди нашли выход — стали применять рис. Теперь, чтобы готовить поминальное блюдо, не нужно заранее замачивать зерно.
Весь процесс занимает не более 1 часа. Причем основные этапы традиционного рецепта сохранились: Рис моют. Отваривают до готовности. Одновременно замачивают сухофрукты, чистят орехи, запаривают мак. Вареный рис и остальные ингредиенты смешивают, добавляют сладкий компонент. Это может быть мед или альтернативный вариант — сахарный сироп.
Приготовление кутьи Для приготовления угощения используется посуда с толстым дном, чтобы крупа не пригорела и не испортила вкус блюда. Идеальный способ создания колива — в духовке в глиняном горшочке, но допускается варить его в мультиварке или кастрюле на плите.
Фортунатов, О.
Трубачев и др. После этого происходило пиршество. В «Повести временных лет» княгиня Ольга, желая перехитрить древлян, просит их приготовить меды хмельные напитки , чтобы она могла достойно справить тризну по своему мужу у его могилы.
Смысл пира именно у могилы понятен: с самых древних времен совместная трапеза служила объединяющим действом. Едят вместе родные, близкие друг другу люди. Не случайно символом гостеприимства у нас служат хлеб и соль: поев вместе с нами нашей еды, чужак становится своим.
Поэтому еда рядом с могилой — это символ единства с умершим, знак того, что он по-прежнему остается членом семьи, рода. В этом очень много от культа предков, которых славяне и не только славяне почитали как могучих заступников, защитников живых.
Каждый ингредиент этого блюда несет свой особый смысл. Основой этого блюда являются вареные или пропаренные, зерна различных культур, таких как, пшеница, ячмень, овес, рис или даже гречиха. Цельные зерна у всех народов символизируют изобилие, плодородие и богатство земли-кормилицы, которая и в загробной жизни остается помощницей человека. Попадая в землю, зерна прорастают и дают жизнь новым колосьям, так же как и похороненный по церковным обрядам каждый человек, воскреснет в вечной жизни. Сами же зерна истлевают, что происходит и с телом усопшего. У древних земледельцев этот процесс символизировал вечную жизнь и надежду на воскрешение из мертвых.
Так же процесс выращивания и возделывания зерновых культур всегда служил залогом сытой и безбедной жизни самих людей.
Кутья на поминки – рецепты главного блюда на православных поминках
Они обязательно несут жертву в молитвенную рощу, чтобы Кереметь отпустил болезнь и молятся у священного дерева. Таким образом они упрашивают Бога дать здоровье больному. Подобный факт имеет место сейчас в деревнях Маловитлино и Люметь-Поле, где большинство жителей и по сей день регулярно совершают обряд жертвоприношения языческим богам. Об этом я узнал у А. Шабдаровой, 1932 г. Приготовления к погребению Усопшего готовят к погребению: омывают тело, облачают его, кладут в гроб. Гроб сейчас обычно либо изготовляют столяры в мастерской, либо его покупают. Немногие в деревне делают гробы в домашних условиях, из заранее приготовленных, еще при жизни человека, досок.
Есть и такие пожилые люди, которые заблаговременно готовят себе гробы. Об этом я могу говорить с полной уверенностью, так как мой дед, Лукоянов Аркадий Матвеевич, уже давно изготовил для себя гроб, который хранится на подловке чердаке. Раньше это считалось вполне естественным. Доски подбирали половые, а если их не было, то «использовали с полатей» и не обшивали. Покойника у русских могут обмывать соседи, родственники, а у марийцев этим занимаются те, кому еще при жизни наказывал усопший. Так заведено с древнейших времен, на что указывают И. Смирнов и С.
Кузнецов в своих работах. Обмывают покойника на полу, воду где попало не выливают, а сливают в одно место, подальше от людей и скота. Сейчас обязательно обмывают теплой водой с мылом. Женщинам, что интересно, было принято заплетать косу наизнанку пряди укладывают не сверху, а снизу. Покойника одевают в смертную одежду: у русских, как говорит В. Поздеев, обязательно в новую одежду, что говорит о «будущей жизни» умершего, а у мари одежда должна быть хоть раз надета при жизни и выстирана. В противном случае одетый покойник как бы остается неодетым, новая одежда «не доходит» до него.
Такое объяснение я нашел у моих респондентов. В гроб с умершим марийцы по сей день с левой стороны кладут сменную одежду и мешочек с гостинцами: «В котомке... Церемония похорон Во все века в нашей деревне существовало оплакивание покойника с причитаниями в силу раннего обрусения марийского населения, хотя имеют место единичные случаи похорон с гармошкой и песнями. Кузнецов объясняет плач как предосудительное действие, так как «покойник в избе, душа его витает около трупа, она утратила способность понимать надлежащим образом то, что совершается дома: ей все представляется наоборот. Потому рыдания родных кажутся вроде обидного смеха. Нужно петь веселые песни, которые при жизни любил покойный». Перед выносом гроба родственники прощаются.
Берут в руки свечку, молятся перед образами и, обращаясь к покойнику, произносят примерно следующее: « Имя , прости меня, если сказал что не так, прости за все, а тебя Бог простит». Целуют после этого покойного в щеку или лоб и ставят свечку в специальную дощечку у изголовья, а вокруг гроба, как у русских, не ходят. Существовал обычай передавать через гроб детей умершего. Дети при этом говорили следующее: «Отец, оставь свое счастье нам, не уноси с собой». Умершим приписывается божественная сила, они якобы держат в своих руках счастье детей и вообще человека. Выносят покойника ногами вперед, а перед воротами отрубают петуху голову и бросают под ноги, стараясь выпнуть машущего крыльями обезглавленного петуха за ворота, чтобы не было нового горя. Если жертва сумеет остаться во дворе — быть в доме еще горю.
Данные объяснения несколько расходятся с объяснениями И. Смирнова, а именно: «Отправившемуся в другую жизнь человеку грозит, по верованиям черемис, опасность умереть, уничтожиться. Для предотвращения этой опасности перед выносом покойника из дома колют курицу, кровью которой он должен откупиться от смерти». Если учесть тот факт, как рассказывают старожилы, что человек может умереть до 7 раз, переходя из одного мира в другой, то более логичным будет второе объяснение, а первое больше похоже на примету. Он, по их верованиям, нуждается в воздухе для дыхания, еще и поэтому открывают гроб, просят взглянуть его в последний раз на «свет белый». Хоронят наших деревенских во все века на Сердежском кладбище в семи километрах от Мари-Ушема. Кладбище находится на высоком месте, раньше оно было загорожено забором.
На фоне тополей и берез видны различные надгробные сооружения: плиты, деревянные и железные кресты, памятники разных видов. Кладбище очень светлое, ухоженное. Поминки После погребения все возвращаются в дом, чтобы помянуть умершего. Поминальными днями у марийцев являлись и являются 3-й, 7-й и 40-ой дни и годовая. Поминки нужны для того, чтобы накормить душу умершего. В народе верят, что материальное благополучие души на том свете во многом зависит от живых: если они поминают умершего в положенные дни, то их души на том свете ни в чем не нуждаются и всегда сыты. Но почему именно эти дни являются у марийцев поминальными?
В 3-й день, как и у русских, поминают в честь тридневного Воскресения Христа и во образ Пресвятой Троицы, 40-й день — время окончания мытарства и решение Всевышнего о поселении в рай или ад, а вот в 7-й день поминают только марийцы, считая, что душа в течение этого времени обозревает 7 миров и способна возродиться до 7 раз. В 7-й день поминать приходят немногие: близкие родственники и копальщики. На поминки идут со своим угощением, несут вино и выпечку. Раньше в этот день поминали шире, присылали покойнику блинов на могилу. Сороковой день отмечается более торжественно. Накануне приглашают умершего и покойных родителей в баню, для чего едут на кладбище. Обращаются с такой просьбой: «Вот и настал твой 40-й праздник, приходи на него.
Все родители приходите. Помойтесь в бане с нами». С утра накрывают столы, большей частью горячей пищей и выпечкой. Когда люди приходят, начинают все вместе поминать: делают 40 поклонов и зажигают 40 свечей. Присутствие ряженого, играющего роль покойного, обязательно. Эту свечку ставят на стол рядом с блюдом, куда кладут угощение». Лукоянова, 1932 г.
Рядом с блюдом ставят череповой горшок для вина. Сначала подают человеку, который играет роль покойного, потом всем остальным. Угощать начинают родные, затем это делает каждый. Из рюмки вино раньше лишь немного отпивали и чуть-чуть наливали в горшок. Представляющий покойного сидит за крайним столом. Когда все приглашенные угостят, смотрят, догорела ли «круглая» свеча. Её оставлять нельзя; если горит очень долго, два конца могут соединить вместе или сложить вчетверо.
Люди, верящие в приметы, старались раньше эту свечку забрать себе, так как считали, что она обладает чудодейственной силой: можно зубы лечить, спасать от напастей скот и детей и пр. Когда свеча догорит, идут провожать покойника. Собирают сумку с едой и вином, стол с блюдом и горшком выносят во двор и опрокидывают, прогоняя все плохое. У нас в деревне покойника провожают до дороги, ведущей к тракту. Здесь останавливаются, вино «покойник» выливает, а пустую бутылку обязательно разбивает. После этого он идет один, отсчитывая 40 шагов, делает 3 поклона и возвращается обратно спиной вперед. Никто не поет, лишь слышны плачевные причитания.
Таким образом, сороковым днем заканчивается обязанность родных правильно снабжать покойника пищей. Во многом это описание поминок напоминает отголоски язычества, ибо сам процесс поминок вытекает из религиозных представлений об «ином мире». Приложение 1. Словарь Баравинная верёвка — трехслойная веревка, свитая из кудели. Вожжи — ремни, веревки для управления лошадью в упряжи. Кисель — студенистое жидкое кушанье. Киндерке — блины, уложенные стопкой, сверху прикрытые творожными оладьями тугара.
Кутья — каша, обычно рисовая с медом, изюмом, которую едят на поминках. Коло-сорта — свеча длиной в 1 метр, закрученная в виде спирали.
В процессе благословения в храме кутьи они предлагают увидеть напоминание имущим о том, что в память о почившем важно поделиться с неимущими. Причем поделиться не остатками трапезы, которые уже никому не нужны, а лучшими, самыми сладкими кусочками, такими, которыми хотелось бы поделиться с дорогими людьми, покинувшими этот мир. Для того часть кутьи оставляют на поминальном столике — кануне в храме. Прежде чем поставить на поминальный стол, кутью положено освящать. Если нет возможности сделать это заранее в церкви, можно попросить благословить ее священника, приглашенного для проведения молебна на поминках. Если батюшка не был приглашен, можно со взятого ранее благословения своего духовника освятить это ритуальное блюдо самостоятельно, трижды окропив его святой водой. Рецепты поминальной кутьи В некоторых районах отдают предпочтение только версии, приготовленной по традициям, идущим из древности, из пшеничных зерен.
В других местах кутья на поминки готовится по осовремененному рецепту из быстро разваривающегося пропаренного риса. Для этого блюда можно выбрать и другое зерно ячмень, чечевицу, перловку и др. В традициях одних областей принято готовить на поминки «богатую кутью» с множеством разнообразных ингредиентов курага, чернослив, миндаль, фундук, грецкие орехи и др. В других считают более целесообразным простой строгий вариант, максимально схожий с древними рецептами, содержащими только вареное зерно и мед, добавляя к ним немного мака и изюма. Заправка «богатой» постной кутьи, кроме сладкой составляющей, может иногда содержать льняное, кунжутное или другое растительное масло. В некоторых скоромных версиях присутствует сливочное масло. Как правильно сварить рис с изюмом Никаких особенных секретов в приготовлении простейшего варианта из риса с изюмом нет. Важно только выбрать подходящий сорт этого зерна, чтобы каша, составляющая основу блюда, получилась не клейкой, а достаточно рассыпчатой. Для этого некоторые сорта рисовых зерен перед варкой замачивают на пару часов.
Изюм непременно нужно выбирать без косточек, чтобы не подвергать опасности зубы поминающих. Перед готовкой его важно промыть, чтобы избавить от пыли. Чтобы дать сухим ягодам напитаться водой, их на несколько минут заливают кипятком. Варить изюм не нужно, ведь при этом получатся несладкие безвкусные ягоды. Традиционно кутью готовят с изюмом и медом. Но и в этом моменте есть расхождения. Упрощающий и ускоряющий готовку современный рецепт позволяет заменить мед сахарным сиропом. Изюм встречается практически в каждом варианте кутьи, но есть версии и обходящиеся без него. Чтобы ритуальное яство несло положительную энергетику, его важно делать с чистыми помыслами, с добрыми воспоминаниями об усопшем.
А еще лучше прочитать над этим кушаньем специальную молитву. Классический рецепт Как следует из названия блюда, классический старинный вариант — это кутья из пшеницы. Но поправки, внесенные в традиционный рецепт современностью, сделали версию из риса с изюмом и медом почти такой же общепризнанной классикой.
Кутью пришлось варить заново, а тетя умерла через сорок дней после похорон, день в день! Если такое, не дай Бог, случится, я советую на всякий случай отчитать человека от беды специальным заговором, который я даю в этой книге.
Душа, тело, дух и все пять чувств.
Если такое, не дай Бог, случится, я советую на всякий случай отчитать человека от беды специальным заговором, который я даю в этой книге. Душа, тело, дух и все пять чувств. Душу оберегаю, тело зaщищаю,.