ит-ландшафт организации saymon Самым важным этапом в построении правильного информационного ландшафта является определение концепции видения компании. 13.11.2023 Последние новости по тегу 'ит-ландшафт'. Главные события в нефтегазовом секторе России и зарубежья. ИТ-ландшафты компаний классифицируют по различным критериям в зависимости от их характеристик и особенностей.
Об изменении ландшафта ИТ-рынка
ПАО «ВымпелКом» (тм билайн) внедрило автоматизированное решение по расчету углеродного следа от инфраструктуры, используемой ИТ-приложениями, которые функционируют внутри. Следуя стратегии развития собственного ИТ-ландшафта компании, мы активно переносим работу приложений в "облако". После долгих исследований и усилий мы с гордостью представляем версию БЕЗУМНОГО ландшафта 2023 года. Новости. Разработка и ИТ-ландшафт. 6 декабря eXpress принял участие в ежегодной конференции «ИТ-ландшафт новой реальности», которая проходила в мультиформатном пространстве Community в Москве. При этом собственные ИТ-решения «Транснефти» обогащают отраслевой ландшафт: это ЕЛИС — система обработки лабораторной информации, это решения на платформе «СКАДА».
Неоднородный ИТ-ландшафт
Здесь ключевыми направлениями являются интеграция бизнесов и ИТ-ландшафтов, а также поиск путей для оптимизации затрат и реализации синергетических эффектов. Эти меры направлены на повышение эффективности и конкурентоспособности в текущих условиях. В контексте ритейла наблюдается снижение запросов на локализацию, что может указывать на то, что многие ритейлеры уже адаптировались к новым условиям. Что касается банковского сектора, ожидается, что в 2024 году банки будут сосредоточены на «осторожном развитии цифровой повестки». Основное внимание уделяется развитию цифровых каналов и аналитики. Основные банковские системы, такие как АБС и процессинг, уже достаточно устойчивы и надежны.
Однако конкурентное преимущество банков в будущем будет заключаться не столько в надежности бэкенд систем, сколько в удобстве пользовательских интерфейсов и инновационности предлагаемых продуктов. В этом контексте ключевую роль играют большие данные, аналитика и искусственный интеллект. Они помогают банкам лучше понимать своих клиентов, анализируя обширные массивы данных, включая историю транзакций, перемещений и покупок. Это позволяет банкам предлагать клиентам персонализированные продукты и услуги, создавая основу для конкурентного преимущества. В такой же ситуации и страховые компании.
Взыскание технического долга Новую ситуацию в ИТ отличает распространение технического долга, вызванного неизбежными компромиссами при перестройке ландшафтов при локализации и импортозамещении. Для управления техническим долгом необходимо применять системный подход, который включает в себя более тщательное планирование, оценку рисков, анализ качества разработок и качественный архитектурный надзор, а также выделение ресурсов на устранение технического долга. Технический долг может быть индикатором проблем в информационных системах, особенно если наблюдается увеличение инцидентов, снижение производительности и возрастание запросов на техническую поддержку. Больший технический долг усложняет доработку систем и задерживает вывод продуктов на рынок. Определить уровень технического долга можно, например, через обратную связь от бизнес-подразделений о работе ИТ и скорости внедрения требований.
Постстрессовая гармония Другой выраженный тренд на 2024 год - концепция «гармонизации после стрессовой локализации», описывающая необходимость интегрировать и оптимизировать ИТ-системы, которые были оперативно локализованы в условиях временных ограничений в 2022-2023 годах.
За два дня мероприятия эта площадка стала оживленным местом, где клиенты смогли напрямую, в личной беседе обсудить с вендорами актуальные вопросы. Участие компании в мероприятии — это, с одной стороны, оказание поддержки нашему стратегическому платиновому партнеру ГК Softline в рамках партнерской программы «Аквариус». С другой стороны, это возможность рассказать широкой аудитории клиентов со всей России о нас и нашем оборудовании, дальнейших планах развития «Аквариус» на новом ИТ-ландшафте, а также возможность обменяться контактами и получить полезную информацию от наших коллег — российских вендоров. В рамках мероприятия мы обсудили стратегию совместной работы с ГК Softline: были согласованы дальнейшие шаги по работе с государственными и коммерческими заказчиками. Кроме того, на данный момент в работе есть несколько совместных проектов и до конца года появятся новые. По итогам саммита мы ожидаем рост совместного бизнеса и расширение клиентской базы», — поделился впечатлениями от прошедшего мероприятия Алексей Мездриков, директор по работе с ключевыми бизнес-партнерами в компании «Аквариус». Мероприятие было очень насыщенным, программа его — продуманной и интересной.
Благодаря организованному диалогу с клиентами, мы смогли донести им важность выстраивания зрелых систем защиты инфраструктуры. Совместно со своим партнером по цифровой трансформации, который способен удовлетворить все потребности клиента, мы прививаем компаниям современный подход к эффективной ИТ-безопасности, и саммит — лучшая площадка для этого», — рассказывает Кирилл Кизиков, старший менеджер по работе с партнерами АО «Лаборатория Касперского». Такие мероприятия, как Softline Deep Dive, помогают «держать руку на пульсе», отслеживать новые технологии и достижения коллег по цеху. Здесь собираются самые активные и продвинутые участники индустрии, с которыми можно обсудить вызовы рынка и поделиться собственными кейсами и планами.
Стратегическая сессия была посвящена трем ключевым темам: 1. Информирование ИЦК о подходах и методиках Минцифры России и ЦКИТ к подготовке приоритетных направлений замещения зарубежных отраслевых решений и программного обеспечения на российские аналоги в ключевых отраслях экономики и классов программного обеспечения ИТ-ландшафтов в 2024 году на основе функционального подхода функционально-технологических карт - ФТК : Этап 1 до конца апреля 2024 г. Этап 2 до конца 2024 г.
Крупные компании свою заинтересованность в облачных сервисах проявили лишь во второй половине 2012 г. Полагаю, что в немалой степени это стало результатом длительной работы по продвижению нашего решения в области защиты персональных данных, которая актуальна для многих таких компаний. С чего он начинался и на каких принципах строился?
В любой компании, занимающейся системной интеграцией или эксплуатацией информационных систем, есть лаборатория, в которой проводится тестирование новых технологий. В свое время некоторые проблемы в ходе реализации проектов по виртуализации ИТ-инфраструктуры наших заказчиков заставили нас построить в этой лаборатории стенды для тестирования предлагаемых вендорами технологий распределенной обработки данных. В результате испытаний стало понятно, что эти технологии дают нам инструменты для создания гибкого масштабируемого решения по управлению ИТ-инфраструктурой. Сначала мы не строили планов по объемам продаж и прибылям, мы просто заинтересовались облачной технологией, решили попробовать внедрить ее и оценить, насколько она будет удобна нам самим. Но затем мы увидели заинтересованную реакцию рынка и стали уже целенаправленно разрабатывать и внедрять облачные сервисы. Однако со временем как-то сама собой выросла популярность PaaS-сервисов. Полагаю, что во многом это заслуга крупных поставщиков ПО, которые оперативно предложили рынку систему аренды лицензий на свои продукты, в том числе на операционные системы. Так что сейчас заказчики уже не просто берут виртуальный сервер с диском и функцией резервного копирования, а покупают готовую настроенную платформу, то есть серверы с развернутой и настроенной операционной системой и инфраструктурными сервисами, на которые сразу можно устанавливать бизнес-приложения. Более того, наши западные заказчики больше интересуются именно PaaS-сервисами. Однако мало кто уточняет, что эти цифры, как правило, означают доступность инженерных систем дата-центра, а не приложений.
И получается, что соглашение об уровне обслуживания не нарушено, а заказчику нанесен колоссальный ущерб. Думаю, что провайдер должен заявлять реальную доступность на уровне сервисов.
Особенности построения и оптимизации IT-ландшафта в условиях высоких темпов развития бизнеса
Цифровая трансформация бизнеса в условиях обновленного ИТ-ландшафта | ООО «Наука-Связь» (NAUKA) проводит модернизацию ИТ-ландшафта ГК «МелКом». В 2023 году NAUKA запустила пул проектов по модернизации ИТ-ландшафта ГК «Мелком». |
SAPLand — Мир решений SAP | «ИТ-саммит Softline Deep Dive стал прекрасной возможностью обсудить с нашими клиентами и партнерами новый ландшафт рынка, который стремительно менялся в последние несколько лет. |
Ландшафтный ИТ-дизайн: как мы будем жить в 2024 году
X5 Group запускает платформу мониторинга ИТ-ландшафта на базе искусственного интеллекта | Обсудим с заказчиками и российскими производителями актуальные темы и вместе определим ИТ-ландшафт 2023 года. |
Переход на технологически независимый ИТ-ландшафт: RE-волюционный подход IT One | Термин Low-code (LC) буквально означает «низкий код» — технологию, позволяющую оперативно разрабатывать и развертывать ИТ-приложения c минимальным использованием. |
X5 Group запускает платформу мониторинга ИТ-ландшафта на базе искусственного интеллекта
В настоящий момент разработчики уже получили возможность прогнозировать углеродный след, расчет которого основывается на усредненных показателях по потреблению электроэнергии. В свою очередь эти показатели рассчитываются на основе модели, спроектированной силами команды, развивающей облачную платформу. В ближайших планах — внедрение моделей в платформу наблюдаемости для возможности произведения расчетов на основе мониторинга фактических данных и отслеживания динамики роста или снижения показателей по выбросам. Второй год подряд совместно с нашими партнерами мы считаем и раскрываем предотвращенный выброс СО2-экв от внедрения зеленых технологий и проекта по восстановлению клиентского оборудования. Решение, которое мы реализовали сейчас, стало последовательным шагом в развитии управления климатической повесткой».
Реализация данной инициативы была бы невозможна без полноценного внедрения единой системы зонтичного мониторинга». Первый заместитель управляющего директора компании «ЛАНИТ-Интеграция» Олег Головко: «В России у лидеров отраслей довольно зрелые информационные ландшафты, и для их эффективного управления нужны по-настоящему технологичные решения. Для наших экспертов столь масштабное внедрение в ведущем ритейлере России — интересная профессиональная задача. К ней мы подошли с двух сторон: выбрали перспективную отечественную платформу ИТ и совместили с гибридной моделью внедрения, которая включает классический каскадный подход к управлению проектом и гибкие практики. Такой синтез должен обеспечить высокий коэффициент возврата инвестиций клиента и стать новым технологическим ориентиром на рынке». Внедряемой платформе предстоит собирать и анализировать данные о сотнях тысячах устройств, миллионы метрик, группируя данные по одному и тому же устройству или сервису из разных источников, при этом снижая уровень шума. Созданиеединой ресурсно-сервисной модели ИТ в крупной распределенной организации с расчетом «здоровья» как на основе внутренних метрик, так и на основе внешнего влияния других элементов позволит повысить прозрачность и снизить время расследования инцидентов.
Для сбора необходимой информации специалисты Axenix провели множество глубинных интервью с бизнес- и ИТ-командами, далее были разработаны описания систем, структура их взаимодействия и варианты решений. Не для всего ПО было легко подобрать аналоги. Мы кропотливо сравнивали решения по полноте покрытия функциональных и нефункциональных требований, параметрам архитектуры и надежности поставщиков. В результате удалось составить перечень возможных систем, которые смогли удовлетворить бизнес-потребности заказчика", — отметил Максим Ким, старший менеджер практики "Технологическая стратегия" компании Axenix.
В текущих реалиях он отличается высоким разнообразием предложения. Особенно, когда речь идет о базовых компонентах цифровой среды, таких как ОС и серверное ПО, виртуализация, офисные пакеты, а также специализированный прикладной софт. Почти в каждом продуктовом сегменте вместо топ-3 привычных глобальных решений сегодня доступны около десятка или более альтернатив российских вендоров. Бизнес-сообщество вынуждено решать задачу реорганизации ИТ-ландшафта в сквозном ключе — от инфраструктуры, до прикладных инструментов. На этом пути перед ним стают новые вызовы. Их преодоление требует и новых подходов. В целом все типичные ситуации здесь сегодня можно разделить на три основных сценария. Бессрочные лицензии на зарубежное ПО Если последние закупки софтверных лицензий на все основные ИТ-инструменты компании прошли относительно недавно, то это дает несколько лет относительно спокойной жизни. Купленное по такой модели ПО можно эксплуатировать довольно долго — особенно, если речь идет об СМБ-компаниях, не подпадающих под различные законодательные регулирования. Другое дело, что такая ситуация редка: трудно добиться полной синхронизации сроков действия вообще всех лицензий в одном ландшафте. Также, с 2022 года в отношении «бессрочного ПО» возник ряд проблем: прекращение поддержки и обновлений, без которых его функциональность и надежность ощутимо сокращается. И, конечно, купить новые лицензии больше не получится. В такой ситуации устаревание ПО происходит гораздо быстрее: за пару лет работы в таком режиме версия софта может отстать на целое поколение. Также — практически невозможно масштабироваться. Разрыв можно преодолеть через интеграцию зарубежного ПО с бессрочной лицензией с новыми российскими разработками. Да, это усложняет управление и обслуживание ИТ-систем, но вариант вполне рабочий. Конечно, прибегают здесь и к возможностям параллельного импорта, что не запрещено законом — однако описанных выше рисков при таком подходе меньше не становится. Опора на зарубежные облака Многие компании у нас в стране в значительной мере полагались на зарубежные облачные сервисы.
Gartner: семь технологий, которые кардинально изменят ИТ-ландшафт
Начиная с 2015 года, правительство постоянно подталкивало компании к созданию собственного программного обеспечения, поскольку все оно, как правило, попадает под действие антироссийских санкций, и доступ к нему может быть закрыт в любой момент. Но, к сожалению, за восемь лет никаких существенных сдвигов в этом направлении не произошло. Как говорится, а воз и ныне там!
Платформа постановки на мониторинг позволит как рядовому пользователю, так и техническому специалисту самостоятельно устанавливать и отслеживать состояние инфраструктурных и бизнес-метрик ИТ-систем. С помощью платформы мы сможем значительно сократить среднее время постановки сервиса на мониторинг, упростить пользовательский путь и обеспечить управление метриками и порогами ИТ-компонентов и сервисов. Реализация данной инициативы была бы невозможна без полноценного внедрения единой системы зонтичного мониторинга». Первый заместитель управляющего директора компании «ЛАНИТ-Интеграция» Олег Головко: «В России у лидеров отраслей довольно зрелые информационные ландшафты, и для их эффективного управления нужны по-настоящему технологичные решения. Для наших экспертов столь масштабное внедрение в ведущем ритейлере России — интересная профессиональная задача. К ней мы подошли с двух сторон: выбрали перспективную отечественную платформу ИТ и совместили с гибридной моделью внедрения, которая включает классический каскадный подход к управлению проектом и гибкие практики.
Александр Абрамов. За три дня из виртуального ЦОД ВЦОД интегратора была развернута временная ИТ-инфраструктура для быстрого старта работы агентства, а в течение двух с половиной месяцев построен собственный ИТ-ландшафт: отказоустойчивый вычислительный комплекс, коммуникационные решения, системы физической и информационной безопасности.
Компания «Инфосистемы Джет» построила ИТ-инфраструктуру для работы Аналитического Кредитного Рейтингового Агентства Агентству как недавно созданной компании было крайне важно приступить к работе в кратчайшие сроки. Не дожидаясь поставки оборудования, компания «Инфосистемы Джет» на базе своего ВЦОД развернула все необходимые инфраструктурные сервисы и бизнес-приложения, а также предоставила во временное пользование оборудование сети передачи данных, Wi-Fi и телефонии. Параллельно создавалась собственная ИТ-инфраструктура агентства.
Физическая безопасность обеспечивается с помощью СКУД. Для решения задач по обеспечению информационной безопасности реализованы межсетевое экранирование, шифрование и антивирусная защита.
Вычислительный комплекс был принят в эксплуатацию ИТ-службой агенства и в данный момент работает в штатном режиме. Архитектура комплекса достаточно гибкая для успешного претворения в жизнь всех наших планов развития. К слову, за время реализации проекта штат нашей организации увеличился почти вдвое.
NAUKA модернизирует ИТ-ландшафт группы компаний МЕЛКОМ
О ценности RPA в корпоративном ИТ-ландшафте рассказал Михаил Соболев, начальник Отдела роботизации бизнес-процессов Технического блока "Т1 Интеграции". Михаил Степанюк, директор департамента программного обеспечения и корпоративных систем, компания Merlion, рассказывает об ИТ-трендах на 2024 год. Михаил Степанюк, директор департамента программного обеспечения и корпоративных систем, компания Merlion, рассказывает изданию IT Channel News об ИТ-трендах на 2024 год.
Технологический суверенитет в ИТ обсудили на пленарной сессии форума на РНВТ-2023
Компания «1С‑Рарус» реализовала комплекс проектов для создания единого ИТ‑ландшафта головной организации и дочерних компаний ООО «Абсолют Лигал». Вместе с заказчиком формирует новый ИТ-ландшафт, оказывает комплексное сопровождение проектов тестирования и внедрения. Потребовался длительный системный и процессный анализ, чтобы отделить специфику бизнеса от специфики решений и не тащить в новый ИТ-ландшафт «нездоровые» процессы.
Единый ИТ-организм: что такое ИТ-ландшафт компании и как его сформировать
Мы понимаем, что наличие эффективных информационных систем, работающих в режиме реального времени и с большой нагрузкой — серьезное преимущество. Именно поэтому следующим этапом развития информационного ландшафта нашей компании стало появление программно-аппаратных решений, которые позволят нам эффективно решить вопросы и масштабирования, и производительности наших ИТ-систем», — отмечает Кузьмич Всеволод, CIO, «Лента». В 2013 году, к моменту начала проекта, все бизнес-системы работали на современных RISС-машинах Enterprise-уровня, объединенных в кластеры для эффективного использования ресурсов посредством балансировки нагрузки. При разработке стратегии развития ИТ-инфраструктуры было выявлено, что подобная архитектура имеет ряд ограничений и уступает появившимся на рынке новым технологическим решениям.
ИТ-служба компании «Лента» проанализировала отчеты ведущих мировых аналитических агентств и отобрала несколько решений-кандидатов, которые были протестированы на реальных данных. Кроме базовых критериев отбора — гарантированной отказоустойчивости, способности работать с большими объемами данных, наличием в России квалифицированных партнеров по системной интеграции и наличия у них опыта внедрения значимого количества аналогичных систем — важными параметрами при выборе стали масштабируемость и производительность системы. На финальной стадии были выбраны две системы различных производителей, в ходе тестирования которых следовало воссоздать на стендах нагрузку на реальных данных, идентичную продуктивной.
Даже внутри одной отрасли у разных организаций имеется определенная специфика. Например, логистика в нефтегазе значительно отличается от этого направления в недропользовании. В контексте стандартизации и выработки общих требований к индустриальному ПО мы долго дискутировали в ИЦК и пришли к выводу, что необходима площадка для тестирования программ с целью обеспечения их верификации и сертификации». Первую часть общего доклада об опыте построения архитектуры ИТ-ландшафтов в нефтегазовой отрасли промышленности представил руководитель программ по развитию корпоративной бизнес-архитектуры ПАО «Газпром нефть» Ринат Гайнуллин. Спикер рассказал о совместном с ПАО «Роснефть» и при участии компании, входящих ИЦК «Нефтегаз, нефтехимия и недропользование», исследовании на предмет использования цифровых решений в теплоэнергетическом комплексе в контексте исполнения Поручения Председателя Правительства России Михаила Мишустина по формированию перечня особо значимых проектов в ключевых отраслях экономики. В результате нам удалось совместно сформировать универсальную карту функциональных бизнес-процессов в ТЭК», — дополнил Ринат Гайнуллин. Руководитель центра корпоративной архитектуры ПАО «Газпром нефть» Александр Войновский познакомил аудиторию с проведенным анализом покрытия функциональных процессов особо значимыми проектами в нефтегазовой отрасли и оценкой уровня зрелости цифровых решений во второй части общего доклада. Спикер отметил, что по итогам оценки был создан реестр зрелых отечественных цифровых решений индустриального ПО, который позволил создать ИТ-ландшафт нефтегаза.
Сейчас мы активно актуализируем данные реестра. Я согласен с коллегами и поддерживаю инициативу по созданию платформы, которая позволит эффективно работать с этими данными и будет представлять хороший управленческий инструмент», — заключил Александр Александрович. В третьей части общего доклада руководитель по цифровому развитию и технологической независимости информационных систем ООО «СИБУР Диджитал» Денис Юдаков рассказал об опыте консолидации компаний-участников ИЦК «Нефтегаз, нефтехимия и недропользование» и вендоров на примере формирования цифровых решений по технологическому моделированию и управлению производственными процессами MES-системы , закрывающих «белые пятна» ИТ-ландшафта отрасли. Напомним, что построение ИТ-ландшафта нефтегазовой отрасли и формирование подхода к разработке отечественных MES-систем стали одними из основных тем рабочего визита секретаря ИЦК «Нефтегаз, нефтехимия и недропользование», руководителя программ цифровой экономики Дирекции по цифровой трансформации ПАО «Газпром нефть» Матвея Алексеева в Передовую инженерную школу СПбПУ «Цифровой инжиниринг в ноябре 2023 года. В завершение первой части стратегической сессии руководитель Центра цифровизации организаций ОПК Всероссийского научно-исследовательского института «Центр» Андрей Агеев поделился экспертным мнением о представленных подходах и методиках, а также подчеркнул важность дискуссионных площадок в процессе цифрового развития отраслей промышленности. Подразделения Экосистемы технологического развития ежегодно принимают участие в формировании повестки данного форума по цифровизации ОПК России. Напомним, с 27 по 29 сентября 2023 года на территории Красноярского края состоялся Двенадцатый форум по цифровизации оборонно-промышленного комплекса России «ИТОПК», активными участниками которого стали представители Экосистемы технологического развития Санкт-Петербургского политехнического университета Петра Великого. Так, Алексей Боровков стал организатором и модератором дискуссии «Кадры и культура цифровой трансформации» и традиционной секции «Математическое моделирование и суперкомпьютерные технологии в ОПК.
Цифровые двойники на предприятиях ОПК. Цифровые испытания в ОПК, роль высокопроизводительных вычислений при их проведении», а также выступил спикером и экспертом целого ряда сессий форума. Вторую часть мероприятия открыл доклад заместителя директора Фонда Развития интернет-инициатив ФРИИ Сергея Алимбекова о запуске ФРИИ совместно с Минцифры России новой программы акселерации для проектов, поддержанных Индустриальными центрами компетенций и Центрами компетенции по развитию общесистемного и прикладного программного обеспечения с целью обеспечения импортозамещения и повышения продуктовой зрелости компаний.
Именно поэтому имеет смысл говорить не о наборе отдельных приложений, а об ИТ-ландшафте, где развернут постоянно растущий пакет сервисов. Правильный информационный ландшафт Самым важным этапом в построении правильного информационного ландшафта является определение концепции видения компании.
Ведь делать инфраструктуру ради неё самой, конечно, нет смысла. Главное — это понимание, что грамотную архитектуру предприятия нужно строить в комплексе, иначе невозможно предугадать взаимные требования систем и обеспечить необходимый запас расширения.
А значит, компания повысит лояльность пользователей и клиентов, а также сможет обеспечить максимальное сохранение понесенных ранее затрат.
Олег Гаврилов, директор ИТ-сервисов, поддержки и инфраструктуры Х5 Group: «X5 Group постоянно наращивает мощности ИТ-инфраструктуры для обеспечения роста бизнеса и повышения надежности и качества цифровых сервисов. Сейчас мы вместе со специалистами «ЛАНИТ-Интеграции» меняем подход к мониторингу — объединяем более 35 локальных источников данных в единую систему зонтичного мониторинга, которая поможет предсказывать сбои в ИТ-инфраструктуре, локализовывать или оперативно устранять их последствия. Актуальная информация о ее состоянии будет полезна как администраторам систем, так и менеджменту, ответственному за развитие и эксплуатацию цифровых сервисов.
Также в рамках формирования единой экосистемы мониторинга экспертами Х5 Tech разрабатывается собственная платформа постановки ИТ-компонентов и сервисов на мониторинг. Платформа постановки на мониторинг позволит как рядовому пользователю, так и техническому специалисту самостоятельно устанавливать и отслеживать состояние инфраструктурных и бизнес-метрик ИТ-систем. С помощью платформы мы сможем значительно сократить среднее время постановки сервиса на мониторинг, упростить пользовательский путь и обеспечить управление метриками и порогами ИТ-компонентов и сервисов.
ИТ-ландшафт современных компаний
Выбранная за основу отечественная платформа зонтичного мониторинга MONQ объединит текущие системы ИТ-мониторинга и управления инфраструктурой X5 Group, а интеллектуальные помощники позволят быстрее находить корневые причины сбоев в каждой ИТ-системе и оперативно информировать ответственных за их решение. А значит, компания повысит лояльность пользователей и клиентов, а также сможет обеспечить максимальное сохранение понесенных ранее затрат. Олег Гаврилов, директор ИТ-сервисов, поддержки и инфраструктуры Х5 Group: «X5 Group постоянно наращивает мощности ИТ-инфраструктуры для обеспечения роста бизнеса и повышения надежности и качества цифровых сервисов. Сейчас мы вместе со специалистами «ЛАНИТ-Интеграции» меняем подход к мониторингу — объединяем более 35 локальных источников данных в единую систему зонтичного мониторинга, которая поможет предсказывать сбои в ИТ-инфраструктуре, локализовывать или оперативно устранять их последствия. Актуальная информация о ее состоянии будет полезна как администраторам систем, так и менеджменту, ответственному за развитие и эксплуатацию цифровых сервисов. Также в рамках формирования единой экосистемы мониторинга экспертами Х5 Tech разрабатывается собственная платформа постановки ИТ-компонентов и сервисов на мониторинг.
Платформа постановки на мониторинг позволит как рядовому пользователю, так и техническому специалисту самостоятельно устанавливать и отслеживать состояние инфраструктурных и бизнес-метрик ИТ-систем.
Взыскание технического долга Новую ситуацию в ИТ отличает распространение технического долга, вызванного неизбежными компромиссами при перестройке ландшафтов при локализации и импортозамещении. Для управления техническим долгом необходимо применять системный подход, который включает в себя более тщательное планирование, оценку рисков, анализ качества разработок и качественный архитектурный надзор, а также выделение ресурсов на устранение технического долга.
Технический долг может быть индикатором проблем в информационных системах, особенно если наблюдается увеличение инцидентов, снижение производительности и возрастание запросов на техническую поддержку. Больший технический долг усложняет доработку систем и задерживает вывод продуктов на рынок. Определить уровень технического долга можно, например, через обратную связь от бизнес-подразделений о работе ИТ и скорости внедрения требований.
Постстрессовая гармония Другой выраженный тренд на 2024 год - концепция «гармонизации после стрессовой локализации», описывающая необходимость интегрировать и оптимизировать ИТ-системы, которые были оперативно локализованы в условиях временных ограничений в 2022-2023 годах. Ситуация часто требовала компромиссов в автоматизации и использования доступных, но не всегда оптимальных решений. В 2024 году основная задача будет состоять в автоматизации функций, которыми пришлось пожертвовать во время первоначальной локализации, и замене неоптимальных решений более эффективными.
Например, некоторые компании уже переходят к третьему по счету решению для корпоративных коммуникаций после отделения от глобальных партнеров, а другие меняют инструменты для бизнес-аналитики. Эти изменения свидетельствуют о постоянной необходимости управления техническим долгом, адаптации и улучшения ИТ-ландшафта. В процессе гармонизации особое внимание уделяется таким системам, как планирование, управление человеческими ресурсами HR , управление взаимоотношениями с клиентами CRM , управление бизнес-процессами BPM.
Технологические тренды, получающие наибольшее внимание в этом контексте, включают в себя управление данными и аналитику, искусственный интеллект, нейросети и цифровизацию каналов. ИИ находит применение в различных сферах, от маркетинга до оптимизации цепочек поставок. Это может включать использование ИИ для создания цифровых двойников производства, складов, сельскохозяйственных полей, определения оптимального размещения дистрибуционных центров, создание персонализированных сервисов для клиентов, обнаружение и предотвращение мошенничества, прогнозную аналитику и многие другие.
Эффект для бизнеса в дальнейшем развитии обновленных ИТ-ландшафтов могут принести и облачные технологии, роботизация, платформы IoT. Эти технологии выделяются из-за своего потенциала в создании новых бизнес-направлений, повышении операционной эффективности и формировании конкурентных преимуществ в рамках дальнейшего развития корпоративных ИТ-систем. Комментировать могут только авторизованные пользователи.
В ландшафтах enterprise-уровня эти проблемы становятся критичными. Кроме того, половина компаний, обладающих собственной разработкой, остается наедине с трудностями, пытаясь решить их с помощью профильных сообществ и испытывая дефицит специалистов. Хорошая новость — эти проблемы решаемы. На примере многих наших заказчиков мы видим, что крупный бизнес получает серьезные преимущества от внедрения подобных технологий без лишних рисков безопасности и надежности». Уведомления об обновлении новостей — в вашей почте.
Сейчас мы готовы приступать к проекту миграции на них информационных систем заказчика. Таким образом, применение референсной модели позволяет нам получить детальный срез ИТ-ландшафта компании; понять, из каких компонентов он состоит; разработать план перехода на отечественные решения и сформировать своего рода технологический стандарт для дальнейшей реализации проектов миграции. Мы в Rubytech уверены, что в долгосрочной перспективе он будет принят в качестве архитектурного отраслевого стандарта по переводу заказчиков из финансовой отрасли на технологии для свободного цифрового развития. Импортозамещение в масштабах отрасли — это возможно Хотя сама по себе референсная модель является унифицированным инструментом, при взаимодействии с конкретным отраслеобразующим заказчиком её сегменты постепенно детализируют, либо разделяют по уровням нагрузки в зависимости от специфики ИТ-систем, которые используются в компании. Так рождается отраслевая модель, содержащая конечный перечень продуктов. На следующем шаге классы оборудования и наборы ПО, применяемые в отрасли, конкретизируют до уровня конечных платформ, которые допустимо использовать в проектах миграции на защищённые технологии. При таком подходе каждый из центров принятия решений получает возможность подбирать доступные на рынке продукты, основываясь на базовом стеке технологий, который разрешён и рекомендован к применению в отрасли.
Такой отраслевой стандарт построения импортозамещённой архитектуры необходим компании, чтобы включать в перспективный план развития проекты по переводу ИТ-систем на отечественные технологии, планировать ресурсную загрузку и бюджеты. Заказчикам больше не придётся тратить время на поиск новых решений: все апробированные «в полях» и получившие первые результаты решения могут быть использованы в любой из компаний, работающих в отрасли. Так в долгосрочной целевой модели появляется технологический стандарт, который обладает высокой степенью эффективности ещё и с точки зрения финансовых затрат. Применяя его, можно оптимизировать инвестиции: в частности, в отраслевых проектах апробации нового оборудования. Это достигается за счёт упрощения для заказчика процедуры тестирования — например, проверки базовой функциональности и поддержки стандартных средств интеграции, которая может быть полноценно реализована на стороне технологического партнёра. Зачастую реализация подобных тестов требует значительных ресурсов и капиталовложений, что не всегда целесообразно для заказчика. При этом на стороне ИТ-интегратора может быть развёрнута полноценная тестовая лаборатория, что позволит организовать нагрузочную, функциональную и интеграционную проверку решения. Направления развития референсной модели Наша команда начала разрабатывать консалтинговые продукты по тематикам импортозамещения около пяти лет назад.
Сегодня у нас есть полноценный фреймворк — референсная модель импортозамещения — который не только позволяет развивать ИТ-ландшафт заказчиков, но и совершенствует экспертизу Rubytech как компании-интегратора. Наши технологические эксперты, системные архитекторы, инженеры работают в едином информационном пространстве: изучают перспективные решения; используют принятую модель оценки ИТ-продукта для получения объективного результата; оценивают уровень и возможности технической поддержки и сервиса по каждому из решений. На стадии работы с заказчиком, модель помогает сформировать программу проектов перехода на новый технологический стек и минимизировать риски снижения продуктивности ИТ-систем. Именно поэтому процесс совершенствования и обогащения модели подразумевает наличие этапов стендирования и тестирования ИТ-продуктов в максимально приближенных к промышленной эксплуатации условиях. Часть таких стендирований интегратор проводит в собственной тестовой лаборатории, а часть — на стороне заказчика.
ИТ ландшафт как сложная система систем
Компания «1С‑Рарус» реализовала комплекс проектов для создания единого ИТ‑ландшафта головной организации и дочерних компаний ООО «Абсолют Лигал». При этом собственные ИТ-решения «Транснефти» обогащают отраслевой ландшафт: это ЕЛИС — система обработки лабораторной информации, это решения на платформе «СКАДА». Обсудим с заказчиками и российскими производителями актуальные темы и вместе определим ИТ-ландшафт 2023 года. О сервисе Прессе Авторские права Связаться с нами Авторам Рекламодателям Разработчикам.