Скорее всего, антиордынское восстание в Твери обошлось без активного участия Александра Михайловича. Антиордынское восстание в твери Какое событие произошло в 1327 году.
Тверское восстание в 1327 году
И в этом простом и как бы протокольном описании событий содержится целая концепция восстания, которую не надо привносить исследователю. Вероятно, ни дьякон, спускавшийся к Волге, ни многие из тех, кто вышел в это утро на торг, не знали, что из-за его молодой кобылицы разыграется кровавая драма. Но призыв дьякона к тверским «мужам» прозвучал как набат и был ими воспринят как таковой именно потому, что все ждали чего-то такого, что должно поднять народ. Народное терпение было настолько истощено, что скрытый гнев мог прорваться в любой момент наружу. К месту «сечи» подходили все новые люди «сътекошася человеци» , началось было смятение «смятошася людие» , но оно быстро сменилось в какой-то мере организованным народным выступлением. Это произошло потому, что зазвучали приведенные в ход чьими-то руками все имевшиеся в городе колокола «и удариша. И далее, судя по рассказу, действует уже не случайная кучка людей, привлеченная криком ограбленного дьякона, а выступает «град», как организация горожан, принявшая определенное решение на вече, как общенародном собрании «и сташа вечем, и поворотися град весь, и весь народ, в том часе събрася…». Разбираемый текст содержит, во-первых, рельефное противопоставление поведения татар, расцениваемого автором как полнейший произвол «самовластие» , и тверских горожан, дающих этому произволу единодушный отпор. Столь же рельефно показано нарастание событий и переход их в высшее качество.
Если дело началось, со столкновения с иноземными насильниками части горожан, заступившихся за своего земляка, и это столкновение грозило перейти в стихийно ширившееся, но беспорядочное побоище, то в ходе движения оно принимает характер общенародного движения, направляемого вечем и проходящего под определенными лозунгами. Эти лозунги, подготовленные, как можно думать, еще раньше, а сейчас выдвинутые на вечевом собрании, призывали к уничтожению всех татар, вплоть до самого Чол-хана. Из приведенных слов ясно, что избиение татар было делом не просто возбужденной, разошедшейся и не знавшей удержу толпы. Автор описания тверских событий 15 августа 1327 г. И производилась расправа, как можно судить по приведенному тексту, не беспорядочно, а в соответствии с каким-то, хотя и в весьма общих чертах, намеченным планом, «по ряду», т. Этот план, конечно, повторяю, лишь в самых грубых контурах определявший линии восстания, предусматривал, чтобы в конце концов не осталось никого из татар, кто мог бы сообщить в Орду о случившемся «не оставиша и вестоноши». И только пастухи, пасшие конские стада в окрестностях Твери, воспользовавшись наиболее быстроходными конями, ускакали на них в Орду и Москву, принеся туда весть об убийстве Чол-хана «…иже на поли пастуси стадо коневое пасущей, тии похватавше лучшей жеребци, и скоро бежаша на Москву и тамо возвестиша кончину Шевкалову». На этом заканчивается рассказ современника о тверском восстании 15 августа 1327 г.
Другой автор, включивший этот рассказ в текст летописного свода, говорит о последующих событиях на Руси. Из Золотой орды была прислана «на землю Русскую» карательная экспедиция «рать» во главе с пятью «темниками», из которых особенный страх внушал народу «воевода» Федорчук. Множество русских людей было перебито татарами, некоторые взяты в плен, Тверь и города Тверской земли сожжены. Тверской великий князь Александр, «не трьпя безбожныя их [татар] крамолы», бежал с семьей в Псков, «оставль княжение Русское и вся отъчствиа своя». Тогда же в Орде был убит князь Иван Ярославич рязанский. Сокрушаясь по поводу всех этих несчастий, обрушившихся на Русь, летописец в то же время видит в них результат антитатарского восстания тверских горожан, не послушавшихся своего князя, который «трьпети им веляше». Религиозно-моралистический аспект летописного повествования осложняется определенной политической тенденцией в той его части, где автор говорит о Москве и московском князе Иване Даниловиче Калите. Умалчивая об участии последнего в действиях карательной экспедиции, прибывшей из Золотой орды, летописец пишет: «великыи же Спас, милостивыи человеколюбець господь своею милостию заступил благоверного князя великаго Ивана Даниловича и его град Москву и всю его отъчину от иноплеменник, поганых татар».
Из летописного контекста следует, что здесь перед нами не просто молитвенное обращение к господу богу, а определенная политическая формула под религиозной оболочкой. Слова «великий милостивый Спас» указывают на Спасский собор в Твери и олицетворяют Тверское княжество как одну из богом хранимых русских земель. На мой взгляд, в приведенном выше тексте, если сопоставить его с введением к рассказу о тверском восстании, можно уловить примерно такую мысль: бог наказал за грехи русских людей Тверскую землю; тверичи не захотели терпеть этого наказания и восстали; за это их земля еще раз была предана огню и мечу со стороны иноплеменников; но тем самым Тверь искупила грехи русского народа, приняла на себя весь божий гнев, обрушившийся на нее в лице «Федорчуковой рати», и спасла от возмездия всевышнего другие русские земли и прежде всего Москву. В рассматриваемом летописном тексте мы можем вскрыть и религиозную философию, и политическую концепцию. Мы можем найти в нем и осуждение правда, в спокойно-повествовательном тоне инициативы народа, учинившего избиение татар, и косвенное хотя и весьма завуалированное оправдание действий Ивана Калиты, выступившего вместе с татарскими темниками против своих же соотечественников о чем прямо вообще не говорится. Наконец, чувствуется защита летописцем своего собственного тверского князя Александра Михайловича от возможных обвинений и со стороны Орды — в противодействии ей доказывается его непричастность к антитатарскому восстанию и даже отрицательное к нему отношение , и со стороны русских людей — в измене национальному делу указывается, что он не мог. Наконец, внимание летописца устремляется на деятельность тверских князей Константина и Василия Михайловичей по восстановлению Твери после татарского погрома. В его повествовании здесь опять звучит мотив о Твери как богохранимом городе, о том, что милость «великого Спаса» распространяется на тех, кто «избыл от безбожных татар» и вернулся «по своим местом».
Люди, понесшие наказание и теперь «преставшеот тугы», думают о возведении божиих церквей, «дабы в них молитва опять была»[1628]. Когда и в каких кругах могла сложиться такая концепция восстания 1327 г.? Думаю, что при дворе тверских князей, вскоре после того, как Иван Данилович Калита получил ярлык на великокняжеский стол, а Тверь несколько оправилась от татарского погрома. Политические позиции тверских князей были слабы. Им надо было ладить и с Москвой и с Ордой. Эта политическая неустойчивость нашла отражение и в той оценке восстания в Твери, которая дана в Рогожском летописце и в Тверском сборнике. Но ценность этих двух памятников летописания заключается в том, что при всей их тенденциозности они воспроизводят наиболее близкую к реальной действительности версию о тверском восстании 1327 г. Указанные летописные памятники довели до нас живой и яркий рассказ современника, полный интересных деталей, позволяющих воссоздать конкретную, социально и политически насыщенную картину антитатарского выступления тверских горожан.
Картина эта далеко не укладывается в ту схему русско-татарских отношений, которая создана летописцем, своей жизненностью она разрывает сеть морально-религиозных сентенций, им сплетенных. В связи с рассказом Рогожского летописца и Тверского сборника о событиях 1327 г. Таким памятником устного народного творчества является песня о Щелкане Дюдентевиче, сохранившаяся в четырех вариантах: 1 одном наиболее раннем и наиболее полном «Сборник Кирши Данилова» середины XVIII в. Гильфердинга 70-х годов XIX в. Лишь в полном варианте песни говорится о деятельности Щелкана в Твери и его убийстве, в вариантах сокращенных конец песни утрачен. Седельников предполагал, что песня о Щелкане Дюдентевиче возникла в годы царствования Ивана Грозного, а сюжетом для нее послужили те насилия, которые чинил в Твери в 1569 г. Но точка зрения А. Седельникова не принята в советской исторической науке и ряд более поздних исследователей Н.
Воронин, И. Будовниц и др. Анализ песни о Щелкане Дюдентевиче в основу которого должен быть положен наиболее полный ее текст, с дополнительным привлечением сокращенных вариантов убеждает в том, что в ней прежде всего нашло отклик тверское восстание 1327 г. Начальным местом действия, на котором завязывается песня, является Большая орда «А и деялося в Орде, передеялось в Большой». Поскольку здесь фигурирует Большая орда очевидно, наряду с какими-то другими ордами, песнею не называемыми , можно думать, что текст песни относится не к XIV, а к XV в. Об этом же свидетельствует и образ хана «Азвяка Тавруловича» «Возвяка Таврольевича» , нарисованный в песне с известным сатирическим оттенком: «На стуле золоте, на рытом бархате, на червчатой камке сидит тут царь Азвяк, Азвяк Таврулович, суды рассуживает и ряды разряживает, костылем размахивает по бритым тем усам, по татарским тем головам, по синим плешам». Изображенный таким образом «Азвяк Таврулович» не внушает особого почтения или страха, а скорее вызывает насмешки. Ничего не пожаловал он сначала лишь своему любимому шурину по другим вариантам — «зятюшке» Щелкану Дюдентевичу.
Откуда взяла песня эти сведения? Ведь наиболее ранние летописные тексты, касающиеся Чол-хана Щелкана , ничего не говорят о пожалованиях ханом Узбеком русских городов своим слугам. Вероятно, это какое-то осмысливание русско-ордынских отношений прошлого в свете более поздних событий. Не могло ли найти поэтическое преломление в песне то обстоятельство, что во время нашествия на Русь Едигея в 1409 г. О четырех шуринах Узбека, отправленных им на Русь, говорит и песня о Щелкане. Можно отметить даже некоторые созвучия имен, фигурирующих в летописи и в песне: Тегриберди — Гордей, Алтамырь — Ахрамей. Мне думается, вполне возможно предположить, что песня поэтически обобщила материал русско-ордынских отношений второй четверти XIV и начала XV в. Это предположение подтверждается и некоторыми дальнейшими наблюдениями.
Песня указывает, что Щелкан Дюдентевич первоначально не получил в дар от хана города на Руси, так как в тот момент, когда хан распределял города, «его дома не случилося, уезжал то млад Щелкан в дальнюю землю Литовскую, за моря синие[1634], брал он, млад Щелкан, дани, невыходы, царски невыплаты». Итак, Щелкан поехал из Орды собирать дань в Литву в тот момент, когда в Орде шел раздел русских городов между ханскими шурьями. Значит, «царь Азвяк» и его приближенные стремятся поживиться и за счет русских и за счет литовских земель. Конечно, перед нами памятник поэтического творчества, непременным элементом которого является вымысел, фантастика. Но и вымысел обычно возникает на основе сплетения каких-то элементов реальной действительности. И в песне о Щелкане, думается, отразился какой-то период в истории Орды, когда она, наступая на Русь, старалась усилиться и за счет ослабления Литвы.
К сему многочисленному войску присоединились еще Суздальцы с Владетелем своим, Александром Васильевичем, внуком Андрея Ярославича. В 1327 году приехал в Тверь ханский посол, именем Шевкал Чолхан , или Щелкан, как его называют наши летописи, двоюродный брат Узбека, и по обыкновению всех послов татарских позволял себе и людям своим всякого рода насилия. Вдруг в народе разнесся слух, что Шевкал хочет сам княжить в Твери, своих князей татарских посажать по другим русским городам, а христиан привести в татарскую веру. Трудно допустить, чтоб этот слух был основателен: татары изначала отличались веротерпимостью и по принятии магометанства не были ревнителями новой религии. Узбек, по приказу которого должен был действовать Шевкал, покровительствовал христианам в Кафе, позволил католическому монаху Ионе Валенсу обращать в христианство ясов и другие народы по берегу Черного моря; он же, как мы видели, выдал сестру свою за Юрия московского и позволил ей креститься. Еще страшнее был слух, что Шевкал хочет сам сесть на великом княжении в Твери, а другие города раздать своим татарам. Когда пронеслась молва, что татары хотят исполнить свой замысел в Успеньев день, пользуясь большим стечением народа по случаю праздника, то Александр с тверичами захотели предупредить их намерение и рано утром, на солнечном восходе, вступили в бой с татарами, бились целый день и к вечеру одолели. Шевкал бросился в старый дом князя Михаила, но Александр велел зажечь отцовский двор, и татары погибли в пламени; купцы старые, ордынские, и новые, пришедшие с Шевкалом, были истреблены, несмотря на то что не вступали в бой с русскими: одних из них перебили, других перетопили, иных сожгли на кострах.
Восстал весь город. Ход Тверского восстания 1327 год, 15 августа - восстание вспыхнуло спонтанно. Началось оно с попытки война из свиты Чолхана забрать коня у некоего дьякона Дудко. Тверяне заступились за дьякона, ударили в набат. Известие о беспорядках облетела весь город, народный гнев выплеснулся на улицы. Татар начали убивать по всему городу. Чолхан со свитой укрылся в княжеском дворце — в котором и был сожжен заживо со всей своей свитой. Перебили всех татар и ордынских купцов находившиеся в Твери. У историков мнение не однозначно по поводу роли князя Александра. Как считает Карамзин, князь сам собрал вооруженное ополчение и возглавил его. По мнению современных историков, восстание вспыхнуло без вмешательства Александра, но с его молчаливого согласия. Федорчукова рать Для московского князя Ивана Калиты Тверь была сильным соперником, и он любым способом стремился ослабить ее. Антиордынское восстание в Твери было выгодно Москве.
В Твери вспыхнуло восстание. Восстание в Новгороде 1257. Восстание против баскака Шевкала 1320. Восстание в Твери против золотоордынцев. Бунт в Твери. Восстание против Чолхана. В Твери вспыхнуло восстание против Ордынского баскака чол-хана. Чолхан Щелкан. Повесть о Шевкале. Иван Калита антиордынское восстание. Тверь в 1917 году. Антивоенная демонстрация 1917 Тверь. Долой войну первой мировой войны в России 1917 год. Февральская революция долой войну. Подавление антиордынского Восстания в Твери Иваном Калитой. Картина Бортеневская битва Белов. Бортеневская битва 1317. Князь Твери в 1327 году. Александр Михайлович Тверской князь. Александр Михайлович 1301 - 1339. Александр Михайлович Тверской князь в Орде. Баскак в Твери 1327 год. Иванов Сергей Васильевич художник Баскаки. Баскаки Иванов картина. Баскаки Иванов 1908. Баскак Щелкан. Владимир Мономах восстание в Киеве. Призвание Владимира Мономаха на княжение в Киев. Восстание в Киеве 1113 Мономах. Владимир Мономах бунт в Киеве. Казанский поход Ивана Грозного гравюра. Русско-Казанская война 1487. Осада Казани русскими войсками. Тверское восстание 1327 князь. Тверское восстание Александр Михайлович. Тверь 1327. Восстание в Твери 1327 картинки. Осада Москвы Тохтамышем 1382. Тохтамыш Хан в 1382 году. Александр Невский 1262. Антиордынское восстание 1262. Тверское антиордынское восстание. Западно-Сибирское восстание 1921—1922.
Причины народного мятежа
- Антиордынское восстание в Твери: когда был бунт против Чолхана и как произошло его подавление
- Восстание в твери год
- АНТИОРДЫНСКОЕ ВОССТАНИЕ В ТВЕРИ В 1327 Г.
- Участие в подавлении тверского восстания. Когда произошло антиордынское восстание в городе твери
- Русь и «орда»
Глава XI. Первые антиордынские выступления на Руси
А что же князь тверской? Он получал письма и посланцев от русских князей, которые упрашивали его поехать самому в Орду, принять наказание, чтобы кара не пала на других русских жителей - вдруг хану надоест терпеть существование на свете такого преступника. Однако князь отвечал уклончиво. В 1336 году, Александр едет в Орду, желая вновь получить тверские земли во княжение. Он просит прощения у хана и "вверяет ему свою судьбу". Неожиданно, хан прощает князя, указывая на то "как смиренен и мудр он в кротости! Однако Иван Калита не смирился с таким поворотом! Он стал методично очернять тверского князя, собирая сведения о том как тот ненавидит татар и планирует новое восстание и передавая их хану. Скоро Александра вызывают в Орду. Целый месяц он проведет там, в ожидании решения своей судьбы от мрачного хана. Вельможи, хатум и евнухи вступаются за князя, однако и посыльные от Калиты приносят все новые сведения и хан, наконец, выносит решение о его смерти.
Александру и его сыну отрубили голову, а затем четвертовали тела и в таком виде привезли в Тверь. Второе воскрешение Твери уже не состоялось, Иван Калита забрал эти земли Москве.
За военную помощь в подавлении восстания Ивану был обещан не только вожделенный ярлык, но и значительное вознаграждение. В ходе кровопролитного набега, известного как Федорчукова рать, объединённое русско-татарское войско уничтожило множество деревень и городов, дойдя даже до Пскова, в котором укрылся бежавший тверской правитель Александр Михайлович. Митрополит Феогност открыто пользовался правом отлучения от церкви и проклятия неугодных — тверской князь и укрывавшие его жители Пскова были подвергнуты анафеме, а изгнанный соперник московского правителя вскоре сбежал в Литву. Кстати, именно Великое княжество Литовское в следующее столетие окажется основным соперником Москвы, приняв эстафету потерявшего свой авторитет и военную мощь Тверского княжества.
Взвешенная политика московского князя, в которой подавление антиордынского восстания сыграло существенную роль, привела к тому, что Иван Калита стал единоличным правителем Северо-Восточной Руси. Ему удалось выстроить централизованное государство и оттеснить Тверь. Во второй половине 14-го века тверские князья пытались заручиться поддержкой литовских правителей, чтобы осуществить долгожданный реванш. Так, в 1368 году тверскому князю Михаилу Александровичу удалось договориться с литовским Ольгердом Гедиминовичем , который, собрав войско, двинулся на Москву. Осада города была затруднена построенным недавно белокаменным Кремлём, ставшим надёжной защитой от нападений извне. Немаловажную роль сыграло и вторжение в Литовское княжество крестоносцев, что грозило Ольгерду войной на два фронта.
Михаилу Александровичу, однако, удалось вернуть себе тверской престол и восстановить город, укрепив его деревянной стеной. Опираясь на поддержку литовского правителя, тверской князь в 1370 году получил из рук хана Мамая ярлык на великое Владимирское княжение, что привело к ожесточённому противостоянию с московским князем Дмитрием Ивановичем. Уже в следующем году Дмитрию удалось заключить соглашение с Мамаем, что повлекло за собой очередной поход Ольгерда на Москву. Его удалось остановить после сражения под городом Любутск, входившим тогда в состав Брянского княжества. К началу 15-го века Тверское княжество окончательно лишилось своего былого могущества, а в 1453 году местный князь Борис даже присягнул Москве на верность, отдав свою дочь за будущего наследника московского престола Ивана Васильевича.
Население испытывало трудности с обеспечением своих основных потребностей и не могло получить прибыль от своего труда.
Вторым фактором была политическая обстановка в регионе. В Твери была сложная административная система, в которой местные чиновники были назначены центральными властями. Они часто злоупотребляли своим положением, извлекая выгоду для себя и своих подчиненных. Это вызывало недовольство населения и создавало непрочный политический фундамент в городе. Третьей причиной были социальные неравенства. В то время в Твери существовала ярко выраженная классовая система, где правительственные служащие и богатые купцы находились в привилегированном положении, в то время как большая часть населения, включая крестьян и ремесленников, жила в нищете и лишении.
Комбинация этих факторов создала неприятную обстановку в Твери, где нищета, политическая коррупция и социальные неравенства способствовали возникновению недовольства и протестных настроений в обществе. Антиордынское восстание стало результатом накопившегося гнева и желания изменить существующую систему. Хронология событий Антиордынское восстание в Твери было длительным и сложным периодом в истории региона. Восстание началось в 1327 году и продолжалось до 1332 года, что сделало его одним из самых продолжительных восстаний против Монгольского ига. Вот основные события, произошедшие во время восстания: Год Событие 1327 Начало восстания. Причиной его возникновения стало недовольство населения тяжелыми экономическими условиями и чрезмерными налогами, введенными Ордой.
Восставшие горожане приняли присягу на верность Великому княжеству Тверскому и его владетелю Александру Михайловичу. Оказал сопротивление Орде. Орда взяла Тверь под блокаду. Восстание утрачивает свою силу и активность. В конце марта разгром восставших в Твери. В результате антиордынского восстания Тверское княжество смогло сохранить свою независимость, однако Орда продолжала оказывать влияние на регион и дальше.
Восстание в Твери исторически стало символом сопротивления монгольскому игу в Руси и оказало значительное влияние на дальнейшую историю страны.
Чолхан со свитой пытался защищаться в своей резиденции, княжеском дворце — и был сожжён заживо вместе с дворцом; были перебиты все татары, находившиеся в Твери, включая «бесермен» — ордынских купцов. Некоторые летописи за пределами Твери , а также современные историки полагают Александра застрельщиком этих волнений; другие считают, что Александр никак не мог быть инициатором явно самоубийственного восстания; тем не менее он не предпринял мер для успокоения толпы [1] [2] [3] [4]. Федорчукова рать [ править править код ] Федорчукова рать в миниатюре к Повести о Сергие Радонежском из Лицевого летописного свода Московский князь Иван Калита — давний соперник Твери в борьбе за владимирский великокняжеский стол — поспешил воспользоваться рискованным положением Твери, чтобы утвердить своё главенство на Руси. Он отправился в Орду и предложил помочь восстановить власть над взбунтовавшимся княжеством. Интересы двух сторон совпали, и Узбек обещал сделать Ивана великим князем, дал ему 50 000 воинов под началом пяти темников [1] и велел идти на Александра Михайловича. К войску присоединились ещё силы Александра Васильевича Суздальского. На Руси совместный поход двух княжеств и татар против соперничавшего княжества стал известен как «Федорчукова рать», по имени татарского командующего Федорчука христианина.
Войско пожгло города и сёла Тверского княжества, по выражению летописца: «просто рещи всю землю Русскую положиша пусту» [5]. Тверской князь Александр бежал в Новгород , потом в Псков.
Тверское восстание в 1327 году: причины и итоги
Подавление антиордынского Восстания в Твери участники. Антиордынское восстание в Твери 1327 при каком Князе. Подавление Иваном Калитой антиордынского Восстания в Твери 1327. Князь Александр Михайлович Тверской князь. Александр Михайлович 1326-1327. Александр Михайлович князь 1326. Александр Тверской 1301-1339.
Песнь о Щелкане разгром Твери 1327. Тверское восстание против Шевкала. Тверская летопись 1327 года. Антиордынское восстание в Суздале. Федорчукова рать. Восстание против Дани Щепетева.
Восстание против посадника Дмитра Мирошкинича. В 1327 Г. В Твери вспыхнуло восстание против Ордынского баскака чол-хана. Восстание 1327 года. Терское восстание. Иван Даниилович Калита 1325 - 1340.
Тверское восстание 1327 года. Князя подавившего восстание против Ордынцев в Твери в 1327 году. Восстание в Твери 1327 год князь. Чолхан Щелкан. Баскак Чолхан Щелкан. Баскак Щелкан.
Последствия Восстания в Твери в 1327 году. Подавление антиордынского Восстания в Твери Иваном Калитой. Восстание в Твери. Борьба Москвы за великое княжение. Борис Артемьевич Чориков. Чориков Борис Артемьевич картины.
Александр Невский 1262. Антиордынское восстание 1262. Тверское антиордынское восстание.
Жители Твери проявили единство и силу в борьбе против монгольского ига, что позволило им сохранить культурные и религиозные традиции и прочувствовать себя единым народом. Также результатом восстания стало сокращение контроля ордынской власти над Тверью.
Впоследствии, в 1327 году, город был освобожден от ига Монгольской империи. Важным последствием восстания стало и возникновение династии Тверских князей. Успешное сопротивление власти ордынцев привело к подъему влиятельности Твери и ее правителей, которые в последующие годы смогли укрепить свою позицию в России. Таким образом, антиордынское восстание в Твери оказало значительное влияние на историю России, способствуя ослаблению власти ордынцев, формированию национальной идентичности и укреплению позиции Твери в регионе. Распространение: После начала антиордынского восстания в Твери в конце 14 века, новость о борьбе против монгольской оккупации быстро распространилась в других областях Руси.
Участники восстания выражали свою ненависть к орденским контролирующим силам и призывали к объединению сил для освобождения от монгольского ига. Антиордынское движение не ограничилось только Тверью. Идеи восстания нашли отклик во многих городах и областях Руси, и восставшие готовы были присоединять новых сторонников к своей противоречивой революции. Однако, внутренние разногласия, отсутствие единой стратегии и откровенная конкуренция между разными лидерами, пошатнули единство движения и снизили вероятность успешной победы против столь могущественных врагов. Тем не менее, даже с такими ограничениями, антиордынское восстание продолжало найти поддержку среди некоторых слоев населения в разных частях Руси.
Это выражалось в открытом или скрытом сопротивлении, гражданском неповиновении и даже насилии. Распространение идей восстания послужило замедлению процесса феодализма и становлению нации, готовой отстаивать свою независимость и свободу от иностранной тирании.
От восхода солнечного до темного вечера резались на улицах с остервенением необычайным. Уступив превосходству сил, Моголы заключились во дворце; Александр обратил его в пепел, и Шевкал сгорел там с остатком Ханской дружины. К свету не было уже ни одного Татарина живого. Граждане умертвили и купцев Ординских.
Сие дело, внушенное отчаянием, изумило Орду. Моголы думали, что вся Россия готова восстать и сокрушить свои цепи; но Россия только трепетала, боясь, чтобы мщение Хана, заслуженное Тверитянами, не коснулось и других ее пределов. Узбек, пылая гневом, клялся истребить гнездо мятежников; однако ж, действуя осторожно, призвал Иоанна Данииловича Московского, обещал сделать его Великим Князем и, дав ему в помощь 50000 воинов, предводимых пятью Ханскими темниками, велел идти на Александра, чтобы казнить Россиян Россиянами. К сему многочисленному войску присоединились еще Суздальцы с Владетелем своим, Александром Васильевичем, внуком Андрея Ярославича. История государства Российского. В 1327 году приехал в Тверь ханский посол, именем Шевкал Чолхан , или Щелкан, как его называют наши летописи, двоюродный брат Узбека, и по обыкновению всех послов татарских позволял себе и людям своим всякого рода насилия.
Вдруг в народе разнесся слух, что Шевкал хочет сам княжить в Твери, своих князей татарских посажать по другим русским городам, а христиан привести в татарскую веру. Трудно допустить, чтоб этот слух был основателен: татары изначала отличались веротерпимостью и по принятии магометанства не были ревнителями новой религии. Узбек, по приказу которого должен был действовать Шевкал, покровительствовал христианам в Кафе, позволил католическому монаху Ионе Валенсу обращать в христианство ясов и другие народы по берегу Черного моря; он же, как мы видели, выдал сестру свою за Юрия московского и позволил ей креститься. Еще страшнее был слух, что Шевкал хочет сам сесть на великом княжении в Твери, а другие города раздать своим татарам. Когда пронеслась молва, что татары хотят исполнить свой замысел в Успеньев день, пользуясь большим стечением народа по случаю праздника, то Александр с тверичами захотели предупредить их намерение и рано утром, на солнечном восходе, вступили в бой с татарами, бились целый день и к вечеру одолели. Шевкал бросился в старый дом князя Михаила, но Александр велел зажечь отцовский двор, и татары погибли в пламени; купцы старые, ордынские, и новые, пришедшие с Шевкалом, были истреблены, несмотря на то что не вступали в бой с русскими: одних из них перебили, других перетопили, иных сожгли на кострах.
Но в так называемой Тверской летописи Шевкалово дело рассказано подробнее, естественнее и без упоминовения о замысле Шевкала относительно веры: Шевкал, говорится в этой летописи, сильно притеснял тверичей, согнал князя Александра со двора его и сам стал жить на нем; тверичи просили князя Александра об обороне, но князь приказывал им терпеть. Несмотря на то, ожесточение тверичей дошло до такой степени, что они ждали только первого случая восстать против притеснителей; этот случай представился 15 августа: дьякон Дюдко повел кобылу молодую и тучную на пойло; татары стали ее у него отнимать, дьякон начал вопить о помощи, и сбежавшиеся тверичи напали на татар. Соловьев С. История России с древнейших времен: В 15 кн. Источниковедческие исследования этих памятников показали, что в них наличествуют поздние наслоения. Ранние достоверные свидетельства о восстании содержат Новгородская первая летопись старшего извода и вторая часть «тверской» версии, дошедшая в составе Рогожского летописца и Тверского сборника.
Сопоставление даты восстания 15 августа 1327 г. Что касается характера восстания, то, согласно тверской версии, оно носило стихийный характер, будучи ответом на чинившиеся татарами притеснения, а по новгородской - инициатива избиения татар исходила от великого князя. Последнее может быть интерпретацией новгородского летописца - современника событий, сделанной в начале 30-х годов XIV в. Иван Калита, узнав о случившемся, отправился в Орду. Александр Михайлович бежал в Новгород; новгородцы его не приняли, и бывший великий князь отправился в Псков. В 1329 г.
Последний вынужден был бежать в Литву, но спустя два года вернулся оттуда и сел в Пскове «из руки» великого князя литовского Гедимина.
Усиление Московского княжества вело к изменению отношения к ордынцам. Сущность этого изменения состояла в переходе от политики покорности и повиновения Орде к политике борьбы против неё, тем более что в Золотой Орде тогда участились усобицы, падал престиж ханской власти. За период с 1360 по 1380 г. Московское княжество стало оплотом всех русских сил в борьбе с Золотой Ордой. Ханы строили свою политику с Русью так, чтобы, играя на противоречиях между московскими, тверскими, рязанскими и другими князьями, не дать им объединить свои усилия. На западе Литва стремилась распространить свою власть на Северо-Восточную Русь. В этих сложных условиях тёмник Мамай, захвативший власть в Золотой Орде и ставший фактически её правителем, попытался восстановить пошатнувшееся господство над Русью. В 1378 г. После этого обе стороны стали готовиться к решительной битве.
Мамай заключил союз с литовским князем и рязанским князем Олегом, недовольный усилением Москвы. Несмотря на то что ни Тверь, ни Новгород, ни Нижний Новгород не приняли участие в борьбе с Мамаем, Дмитрию Ивановичу удалось собрать большую рать. Дружина московского князя и ополчение двинулись навстречу Мамаю. Русская православная церковь в лице Сергия Радонежского благословила на борьбу с Ордой и призвала всех поддержать московского князя. На Куликовом поле там, где река Непрядва впадает в Дон войска встретились. Битва произошла 8 сентября 1380 г. Ордынцы были разбиты и бежали. Это была первая крупная победа над Ордой. Однако в 1382 г. Московский князь вновь был вынужден платить дань Орде.
И всё же победа на Куликовом поле имела огромное моральное значение для Руси. Перед смертью Дмитрий Донской передал Великое княжество Владимирское своему сыну Василию I по завещанию как «отчину» московских князей, не прося ярлык в Орде. Радикальное изменение отношений с Золотой Ордой произошло через сто лет после Куликовской битвы. Иван III, усилив свои позиции, начал вести себя как независимый от ордынцев государь и перестал платить им дань. Тридцать лет не было врагов под стенами Москвы. Выросло целое поколение людей, ни разу не видевших ордынцев на своей земле. Хан Ахмат решил восстановить господство над Русью. В 1480 г. Момент для нашествия хан выбрал весьма удачно: на северо-западе шла война русских с орденом; враждебной была позиция польского короля и великого князя литовского Казимира; начались разногласия между Иваном III и его братьями на почве территориальных споров. Всё как будто складывалось в пользу недругов московского князя.
Войска Ахмата подошли к реке Угре притоку Оки , которая протекала по границе Русского государства и Великого княжества Литовского. Попытки ордынцев форсировать реку не имели успеха. Началось «стояние » на Угре войск противников, которое завершилось в пользу русских. Хан не выдержал и повернул прочь. Таким образом пала зависимость Руси от Орды, продолжавшаяся почти 240 лет. В 1502 г. Вместо неё образовалось несколько ханств — Казанское, Астраханское и Ногайское. После свержения ига Московское государство усилилось настолько, что смогло завершить процесс объединения русских земель. В 1489 г. Образовалась крупнейшая в Европе страна, которая с конца XV в.
Единое Русское государство формировалось как многонациональное. Наряду с русским народом в него входили многие другие народности и племена. Включение в его состав других народов было, как правило, мирным, нередко добровольным и имело для них прогрессивное значение. Внутри страны прекратились разорительные феодальные усобицы. Исчезли пограничные рубежи между отдельными землями, стала вводиться единая денежная система, единая мера веса, длины. Так завершился процесс образования единого централизованного государства. Date: 2016-11-17; view: 38; Нарушение авторских прав Понравилась страница? Лайкни для друзей: Подавление восстания Бежавшие монголы быстро добрались до Москвы. Князь Иван, признанный мастер политической интриги, верно оценил шаткое опасное положение тверского владетеля и его княжества и действовал энергично. Поход объединенных сил В ставке Орды были всерьез озабочены и встревожены, монголы заподозрили в неповиновении и бунте и других русских князей.
Простить убийство баскака Узбек не мог и готовил месть непокорным. Однако Русь не была еще готова скинуть иго, разобщенные князья боялись возмездия за «самоубийственное» возмущение тверян. Когда князь Калита предложил Узбеку свою помощь в подавлении восстания в обмен на ярлык на великое княжение, он легко получил поддержку из 50 тысяч воинов под началом пяти темников и воеводы Федорчука. Московская дружина, усиленная татарской конницей, выдвинулась для подавления тверского восстания. К войску присоединились силы суздальского князя Александра Васильевича. Действовали решительно и жестоко. Объединенное русско-монгольское войско мечом и огнем прошло по тверским городам и весям. Была разрушена и сожжена столица.
Из истории русской земель XIV века. Антиордынское восстание 1327 года в Твери
Тверское восстание 1327 года Борьба Москвы и Твери за лидерство над Северной Русью проходила на фоне усиления Литовского княжества. Тверское восстание 1327 года — первое крупное восстание русских против монголо-татарского ига. Жестоко подавлено Золотой Ордой при участии Москвы и Суздаля. Почему в 1327 году в Твери вспыхнуло народное восстание против татаро-монгольских захватчиков?
Восстание в твери год
Но московские бояре поддерживают Дмитрия. Воспитатель ДД, митрополит Алексий ходатайствует хану о возвращении ярлыка в свое время Алексий вернул зрение жене хана Сергий Радонежский закрыл все церкви в Н. НО никто не признает его великого княжения. Соотношение сил на Руси — в пользу Московского княжества. Орда открыто поддерживает противников Москвы. XIV в. Пьянь, московская рать разбита. Войско мурзы Бегича разбито. Куликовская битва. Попытался восстановить господство Золотой Орды над Русью.
В данной статье рассмотрим антиордынское восстание в Твери: его предпосылки, ход и исторические последствия. Причины и предпосылки Находясь под властью Золотой Орды, жители Руси в целом и города Твери в частности страдали от необходимости постоянно платить высокую дань, подчинятся насилию, проявляемому баскаками, терпеть унижение и боль. Баскаками в то время называли монгольско-татарских воинов, которые производили поборы на русской земле и подавляли местных жителей. В 1326 году великий князь Александр Михайлович, получив от представителя Золотой Орды Узбека ярлык на княжение Владимирское, вступил во власть в тверском княжестве. Спустя время, в город Тверь приехал родственник Узбека — Щелкан, являющийся его двоюродным братом. Также он известен под именем Чолхан. Хан решил поселиться во дворце Великого князя. Сам князь тверского княжества — Александр Михайлович был вынужден покинуть свой собственный дом. Щелкан, поселившись во дворце, начал проявлять жестокость по отношению к местным жителям, совершал грабежи и насилие.
Тверичи стали ожидать худшего в своей жизни. В городе среди жителей появились слухи о планах баскаков совершить убийство князя, с целью занять его место в тверском княжестве. Как говорили жители города, русские люди должны были под давлением монголо-татар отказаться от православия и принять мусульманскую веру — ислам. Против Щелкана назревало народное недовольство, но Великий князь Александр, зная о жестоком нраве татарского Хана, просил сохранять спокойствие жителям города. Участники Тверское восстание, как любое историческое событие, имело своих участников: с одной стороны выступали тверичи и их предводитель Александр Михайлович его личное участие остается у историков под вопросом, хотя со своей стороны Александр не предпринял каких-либо действий для усмирения горожан ; с другой стороны выступали: представитель Золотой орды — Хан Узбек, князь из города Москвы — Иван Калита, суздальский князь Александр Васильевич. Начало восстания Народное недовольство росло и неожиданно проявило себя.
Оставшиеся в живых пастухи орды бросились в Москву. Александр обратился за помощью к соседям, но никто не захотел ему помочь. Разрушение Твери Армия Федорчука Московский князь Иван Калита вместе со своим суздальским князем отправил карательную экспедицию в Тверь. Их поддержали войска хана Узбека. Тверь была полностью разрушена и сожжена. Ход восстания В восстании 1327 обычно делится на 3 фазы. Они связаны с динамикой развития повстанческого движения. Этапы Тверского восстания: «Щелкановщина». Название этот период получил по имени ставленника хана Узбека в Твери Щелкана Дудентьевича. Это предварительный этап, в ходе которого копилось недовольство горожанами действиями ханских баскаков. Длился на протяжении лета 1327. Расправа с ордынцами. Кровавые стычки начались 15 августа 1327 с инцидента с дьяконом Дудко, продолжались в течение всей осени. На финальном этапе восстание было жестоко подавлено русско-татарским войском под командованием Федорчука. Это произошло зимой 1327-1328. Восстание носило крайне жесткий характер. Жители Твери, уставшие от жестокости орды, приняли не только друзей Джелькана, но и всех лиц монголо-татарского происхождения, включая купцов. Только пастухам из орды удалось спастись. Они взяли с собой лучших коней, приехали с ними в Москву, а затем в Орду, где сообщили о произошедших трагических событиях. Щелкан и его приближенные были заперты в резиденции князя и сожжены заживо. Останки свиты убитого хана были спрятаны во дворце накануне. Они были сожжены вместе с другими полчищами. Участники и руководители восстания В Тверском восстании В нем приняли участие все жители города и его окрестностей, независимо от их статуса. Это был действительно популярный восстание.
Баскаки не были «наместниками» хана в покоренных землях: для этого они не имели ни военной силы, ни своей администрации. Но по «доносам» баскаков хан посылал на непокорного князя карательное войско или вызывал его на расправу в Орду. Русские летописцы представляли баскаков как доносчиков хана, которые посылали «клеветы» в Орду и «наводили» на русские земли ордынские «рати». За вторую половину XIII в. Занозами сидели баскаки при княжеских дворах, и под их бдительным присмотром трудно было надеяться собрать силы для борьбы против завоевателей. Ликвидация системы баскачества облегчила бы подготовку к свержению иноземного ига, ослабила бы власть хана над Русью. Но баскаки находились под защитой грозного «царева гнева» 7. То, на что не решились князья, сделали безвестные горожане — «вечники». Первыми восстали «вечники» древнего русского города Ростова. Ростовские князья поддерживали особенно тесные связи с Ордой. По свидетельству летописца, в 1289 г. В 1320 г. В 1327 г. В ответ на насилия и грабежи приезжих ордынцев в Твери поднялось восстание, бой на улицах продолжался до захода солнца, «и побежа Щелкан Дюденевичь на сени, и зажгоша под ним сени и двор весь... А гостей ординских старых и новопришедших, иже с Щелканом Дюденевичем пришли, аще и не бишася, но всех изсекоша, а иных истопиша, а иных в костры дров складше сожгоша» 9. Таким образом, именно выступления народных масс открыли национально-освободительную борьбу Руси против завоевателей, смели с русской земли «бесерменов» и баскаков 10. К тому же времени относятся выступления против ханской власти отдельных русских князей. Старший сын Александра Невского великий князь владимирский Дмитрий Александрович открыто воспротивился решению хана передать ярлык на великое княжение своему брату Андрею Александровичу. Для того чтобы принудить его к повиновению, хану пришлось посылать на Русь в 1281 г. Андрей сел на великокняжеский «стол», но ненадолго. Уже в следующем году он доносил в Орду, что Дмитрий «тебе, царю, повиноваться не хочет, и даней твоих тебе платить не хочет», и снова просил о помощи. В 1282 г. Дмитрий Александрович на этот раз уступил, но не прекратил борьбу за великое княжение, несмотря на явное противодействие ордынского хана. А в 1285 г. По словам летописца, «того же лета князь Андрей Александровичь Городецкий приводе царевича изо Орды на старейшаго своего брата, великого князя Дмитреа Александровича». На этот раз Дмитрий не стал «отъезжать» от опасности на север, а выступил сам навстречу «царевичу», который по ордынскому обычаю «распустил облавой» свое войско для ограбления русских земель и жестоко поплатился за недооценку противника : «князь же Дмитрей Александровичь собрався со многою ратью и иде на них, и побеже царевичь во Орду» 11. В исторической литературе установилось мнение, что первую победу в полевом сражении русские одержали над ордынцами лишь в 1378 г. В действительности же победа «в поле» была вырвана полками старшего «Александровича» — великого князя Дмитрия — почти на сто лет раньше. Удивительно живучими оказываются для нас порой традиционные оценки. Ощутимые удары по ордынцам наносили и другие русские князья, не останавливаясь перед открытым вооруженным сопротивлением. В 1300 г. В 1310 г. Ав 1315 г. Тверской князь Михаил преградил в 1317 г. Как повествует тверской летописец, «великий же князь Михаиле съвокупися, и мужи тверичи и кашинци поидоша противу Юрию» вместе с которым пришли ордынцы , «и ступишася обои, и бысть сеча велика», и «Кавгадый повеле дружине своей стяги поврещи, а сам поиде не люба а в стани», «неволею сам побежал» 12. Неоднократно вступал в бои и князь Константин Суздальский и Нижегородский. Летописец отметил, что он «княжил лет 15, честно и грозно боронил свою отчину». Однако эпизодические выступления князей против ордынских ратей и отдельные частные успехи не могли серьезно ослабить Орду. Для свержения ига была необходима общерусская борьба с завоевателями. Но на Руси еще не было центра, вокруг которого могли бы сплотиться для решительного боя с Ордой русские силы. Такой центр начинает складываться только с возвышением Москвы. Начальный период истории Московского княжества почему-то не привлекал внимания историков. Вероятно, прав был академик М. Тихомиров, когда писал, что «в глазах позднейшего потомства имя Калиты вытеснило имена его предшественников и наследников, и только Дмитрий Донской оставил по себе такой же памятный след в родословцах» 13. Не привлекала внимания историков и личность первого московского князя Даниила, младшего «Александровича». Между тем известные нам факты позволяют оценить время княжения Даниила Александровича вообще в отечественной истории, а в частности в возвышении Москвы. Выделение Москвы из состава Великого княжества Владимирского относится к началу великого княжения Дмитрия Александровича, старшего сына Александра Невского. Став в 1276 г. Чтобы усилить свои позиции, он выделил самостоятельные уделы своим младшим братьям. Андрей получил Городецкое княжество, а Даниил — Московское. Дата образования Московского княжества, впервые названная А. Экземплярским, автором капитального труда о великих и удельных князьях Северо-Восточной Руси 1276 , признана советскими историками 14. О первом московском князе Данииле Александровиче 1276—1303 известно немного — он не пользовался особым вниманием летописцев. Даниил родился в 1261 г. По мнению А. Экземплярского, Даниил находился под опекой своего дяди Ярослава Тверского, а после его смерти, в великое княжение своего старшего брата Дмитрия, получил самостоятельный удел. Первоначально территория Московского княжества была небольшой. Она включала земли по среднему течению Москвы-реки с ее левыми притоками: Рузой, Озерной, Истрой, Всходней, Яузой, Пехоркой, и с правыми притоками: Сетункой, Пахрой, а также верхнее течение р. Верхнее течение Москвы-реки с городом Можайском принадлежало смоленским князьям, нижнее с городом Коломной — рязанским; рязанские владения доходили на север примерно до р. Московское княжество протянулось с востока на запад на 150—200 километров, с севера на юг — на 100—120 километров. В нем было всего три укрепленных города: Москва, Звенигород и Радонеж. С этого небольшого клочка земли, затерянной среди лесов, началась Россия. В первой четверти XIII в. Москва занимала Боровицкий холм, на котором стоял деревянный Кремль, часть Китайгородского холма и Подола — низины между Боровицким холмом и Москвой-рекой. Основная часть городского посада располагалась на этих возвышенностях и лишь в двух местах языками спускалась к Москве-реке: на Подоле и между Кремлем и болотистым Васильевским лугом, где были торговые пристани. Неглинной и на другом берегу Москвы-реки, где расстилался «луг великий», поселений еще не было. В окрестностях были «села красные, хорошие» и монастыри. Обычный, ничем не выделявшийся из ряда других северорусский город, столица небольшого удела, каких много было на Руси. Летописцы ничего не сообщают о первых годах княжения Даниила Московского. Создается впечатление, что московский князь старался избежать участия в междоусобной борьбе.
Антиордынское восстание в твери
Антиордынское восстание в Твери было результатом накопленной недовольства населения во время правления Ярослава Халифа IV. Антиордынское восстание в Твери было результатом накопленной недовольства населения во время правления Ярослава Халифа IV. В конце лета [1327 г.] явился в Твери Ханский Посол, Шевкал, сын Дюденев и двоюродный брат Узбека, со многочисленными толпами грабителей.
Антиордынское восстание в Твери: история и последствия
В многовековой истории Твери, хотя с той поры и прошло уже почти 700 лет, это было одним из самых значимых событий. Восстание в Ростове в 1289 году произошло в период междоусобной борьбы русских князей, ориентировавшихся на разные силы в Орде. Главная» Новости» Антиордынское восстание в твери год. Одной из причин восстания в Твери в 1327 году стал конфликт между местными жителями и ордынским ставленником Щелканом. Минимальное количество дат для успешной сдачи экзаменов. Всего 491 дата, в т.ч. 113 дат по всеобщей истории. 860-988 года 860 – поход Руси на Константинополь 862 – «Призвание» Рюрика 882 – захват Олегом Киева 907 – поход Олега на. В многовековой истории Твери, хотя с той поры и прошло уже почти 700 лет, это было одним из самых значимых событий.
Ордынское посольство
- Даты по истории
- Начало восстания и его причины
- 3. Восстание в Твери
- Антиордынское восстание в Твери 1327 года...
Глава XI. Первые антиордынские выступления на Руси
Эта нерешительность князя и стала одной из основных причин антиордынского восстания в Твери, которое отличалось спонтанным характером. Антиордынское восстание в Твери Антиордынское восстание в Твери — первое масштабное восстание русского народа против монголо-татарского ига. Смоленское восстание (1340) — ещё одно антиордынское восстание, совместно подавленное татарами и коалицией древнерусских княжеств. Произошедшее в 1327 году антиордынское восстание в Твери стало первым масштабным выступлением русичей против ордынского владычества. Антиордынское восстание в Твери. Предпосылки Тверского восстания. Иван Данилович Калита1 (1325-1340) разромил восстание в Твери, получив за это ярлык на великое княжение.