Орден святого Александра Невского был учрежден Екатериной I в 1725 году и стал одной из высших государственных наград. Биография Александра Невского: личная жизнь князя, храмы и фильмы, орден, житие, история, «Ледовое побоище», памятник, битвы, икона святого, правление и Чудское озеро. В Свято-Троицкой Александро-Невской лавре состоялась божественная литургия, на ней присутствовал губернатор Александр Беглов.
Святой князь Александр Невский
день памяти святого благоверного князя Александра Невского. Исключение князя Александра Невского из списка святых на Украине — это политический заказ, выполненный «так называемой Православной церковью Украины (ПЦУ)». В праздник перенесения мощей святого благоверного великого князя Александра Невского, 12 сентября 2023 года, Святейший Патриарх Кирилл совершил Божественную литургию в верхнем храме Благовещенской Церкви, посвященном благоверному князю, в Александро-Невск.
В день памяти Александра Невского
26.03.2015. — В селе Цемдолина на храме святого князя Александра Невского установили новые купола. Фото: Перенесение мощей Святого Александра Невского из города Владимира в Санкт-Петербург при Петре Великом в 1724 году. Орден Святого Благоверного Князя Александра Невского, учрежденный в 1725 году, вручался за особые заслуги перед Отечеством и преданность Государю. Святой князь Александр Невский за 42 года своей земной жизни успел создать мощный задел на дальнейшее возрождение Русского государства.
В Санкт-Петербурге отмечают День перенесения мощей святого благоверного князя Александра Невского.
И ларец с мощами святого Александра Невского бережно переносится из Свято-Троицкого собора в старейшую Александро-Невскую Благовещенскую церковь, куда и были принесены останки князя по велению императора Петра I. Александр Невский — настолько значимый Святой для русского народа, что еще в Цараской России был учрежден орден в его честь. Почему Александр Невский причислен к лику святых | ФОТО из архива редакции. "Имя святого благоверного князя Александра Невского и сегодня живет в тех ратных делах, которые наша страна совершает. Рака Александра Невского – одна из самых известных и наиболее почитаемых в православии наряду с мощами святого Сергия Радонежского. Лучше всего понимала подвижничество Александра Невского Русская православная церковь, канонизировавшая его в 1547 году одним из первых русских святых.
Мощи святого князя Александра Невского доставлены в алексеевский храм
Святой благоверный князь Александр Невский совершил много важных деяний, одержал немало побед над врагом, который своей возможной оккупацией земли Русской мог принести духовную погибель, изменить духовный, религиозный, культурный код страны. Почему Александр Невский – один из многочисленных князей рода Рюриковичей – стал чуть ли не главным персонажем отечественного пантеона национальных героев? Государственный Эрмитаж начал передачу раки святого благоверного князя Александра Невского РПЦ. Память об Александре Невском сама превратилась в поле битвы. Князь Александр Невский был причислен к лику святых не за ратные подвиги, а за защиту православия на Руси. 27 ноября 2022 года, в Неделю 24-ю по Пятидесятнице, день праведной кончины святого благоверного князя Александра Невского, в храме во имя Феодоровской иконы Божией Ма.
Защищая Отечество. Александр Невский – воин, миротворец, молитвенник
Афиша Plus - 4 сентября 2023 - Новости Санкт-Петербурга - В северной столице сегодня прошли торжества, посвященные переносу мощей святого благоверного князя Александра Невского. группа посвящена святому благоверному князю Александру Невскому.
“Александр Невский – святой витязь Земли Русской”
Завещанный отцом союз с Золотой Ордой — необходимый тогда для предотвращения нового разгрома Руси — продолжал крепить св. Александр Невский. Обещав свою поддержку, св. Александр дал возможность Батыю выступить в поход против Монголии, стать главной силой во всей Великой Степи. В 1252 г. Снова возникла угроза самому существованию Руси.
Александру опять пришлось ехать в Орду, чтобы отвести от русских земель карательное нашествие татар. Александр стал единовластным великим князем всей Руси. В 1253 г. В тьму язычества св. Александр нес свет евангельской проповеди и православной культуры.
Все Поморье было просвещено и освоено русскими. В 1256 г. В 1261 г. Наступила эпоха великой христианизации языческого Востока, в этом было пророчески угаданное св. Александром Невским историческое призвание Руси.
В 1262 г. Ждали татарской мести. Но великий заступник народа вновь поехал в Орду и мудро направил события совсем в иное русло: ссылаясь на восстание русских, хан Берке прекратил посылать дань в Монголию и провозгласил Золотую Орду самостоятельным государством, сделав ее тем самым заслоном Руси с востока. В этом великом соединении русских и татарских земель и народов созревало и крепло будущее многонациональное Российское государство, включившее впоследствии в пределы Русской Церкви почти все наследие Чингисхана до берегов Тихого океана. Эта дипломатическая поездка св.
Александра Невского в Сарай была четвертой и последней.
Казалось, над страной уже произнесен Божий суд, дни ее сочтены. Иконописная школа или художественный центр: Палехская школа иконописи Материал: Дерево, левкас, темпера, золото, чеканка Размеры иконы: высота 174 см, ширина 73 см Ростовое изображение святого благоверного князя Александра Невского. State Museum of Palekh Art. Князь Александр для многих тогда был едва ли не символом надежды. Две победы, которым суждено было обессмертить его имя, одержаны им в юности, когда еще правил Новгородом как старший сын великого князя: в 1240 г. Ожидали ли от него столь же успешной борьбы с монголами? Скорее всего. Но именно ему чаще всего приписывают фразу: «Даст Бог, Орда переменится». Означает она совсем иной подход к опасному противнику.
Александр с братом Андреем совершают поездку в Каракорум, сердце Монгольской империи; оба получают политическую поддержку великого хана монголов; вернувшись на родину, князь устанавливает максимально хорошие насколько возможно отношения с ханом Золотой Орды, в зависимости от которой теперь была Русь — Батыем; твердой рукой принуждает разгоряченных русичей, жаждущих мстить врагам за разоренные города, гибель родных — к выплате ордынского «выхода», то есть дани; этому предшествует «число», или перепись всего подлежащего обложению населения; десятки бунтов по крупным городам, самый серьезный конфликт — в Новгороде, не затронутом нашествием; видя, что строптивые новгородцы платить дань не будут, Александр демонстративно уехал из города, предоставив его жителям самим устанавливать отношения с завоевателями; новгородцы одумались сразу, на дань согласились. Любила ли его Русь? Пожалуй, нет. Понимала ли? Тоже вряд ли.
Вот, честное слово, большего абсурда невозможно себе даже представить. Вы только вдумайтесь: люди, называющие себя «святой церковью», объявляют своими врагами… святых Церкви.
О таком даже враг рода человеческого не мечтал, наверное. Ну прямо как в том анекдоте — помните? А в это время не менее удивленный бес из-под лавки обиженно басит: «вот честное слово, отец-игумен, даже я до такого бы не додумался» … Мне кажется данному решению раскольников из ПЦУ даже бесы в аду аплодируют, причем стоя. Ибо с такими, с позволения сказать, христианами никакие бесы не нужны. Они сами всё за них сделают. Сами подумайте, может ли Церковь, которая служит Господу, — в угоду политической конъектуре, в угоду интересам глобальных финансовых корпораций, которые развязывают конфликты по всему миру ради рынков сбыта и дешевых ресурсов, — так вот, может ли подлинная Церковь Христова взять и в угоду этим абсолютно земным интересам и мирским амбициям отказаться от своих святых, в честь которых освящены десятки и десятки храмов, и которых прославляли многие и многие столетия? Вы только посмотрите на эту карту храмов в честь Александра Невского на Украине.
Многим из них по несколько веков. Ответ очевиден. Подлинная Церковь Христова никогда на это не пойдет, никогда не отречется от своего многовекового духовного наследия ради сиюминутного политизированного конфликта. Уж насколько в период Византийской империи были непростыми отношения между различными христианскими народами и царями, но ни Константинопольской Церкви, ни Иерусалимской, ни Александрийской, ни Антиохийской, ни Болгарской, ни Сербской, ни Русской, никакой иной даже в голову не приходило люстрировать святых или вымарывать их имена по политическим или национальным признакам. В свое время Кирилл Александрийский был весьма строгим идеологическим оппонентом Константинопольского архиепископа Иоанна. И, тем не менее, Церковь чествует обоих как величайших святителей. Ибо Правда Христова выше земных амбиций и политических контекстов.
Отсюда наука петрография, которая изучает камни. И совершенно не случайно Пётр Первый именно в честь апостола Петра, камня веры, назвал новую столицу, — отметил патриарх. Главным событием торжеств станет возвращение в лавру и освящение раки Александра Невского, которая ранее находилась в Эрмитаже. Музей уже передал внешний серебряный саркофаг и внутренний деревянный ковчег. Остальной комплекс гробницы, включающий пятиярусную пирамиду, два подсвечника и две трофейные композиции из оружия и знамён, будет передан после завершения реставрации.
Почему раку Александра Невского решили передать из Эрмитажа в монастырь?
В ходе Божественной литургии митрополит Белгородский и Старооскольский Иоанн вручил заслуженные награды. Алексей Николаевич был удостоен памятного знака «В память о всех, за веру и отечество жизнь свою положивших». Отправить опечатку.
Даже в самом центре ханства сохранялась православная вера. Сторонники индивидуализма буквально «несут» себя — я вот так живу и до других мне нет никакого дела.
Чувства окружающих и даже закон им безразличны... Особенно это стало проявляться после советского периода. Такого человека не волнует, что своим эгоизмом он может принести вред другим, а нередко горе и страдания. С сожалением вижу, что равнодушными, безучастными становятся и многие пожилые люди, воспитанные в традициях коллективной помощи.
Что можно противопоставить подобным взглядам? Нашу историю. Недавно мы отмечали День народного единства, учрежденный в память о событиях 1612 года. Во время смуты, когда в Россию вторглись польско-литовские войска, Минин и Пожарский создали народное ополчение.
В едином порыве поднялись представители всех сословий и вероисповеданий — крестьяне, купцы, мастеровые — и дали отпор чужакам. Также люди сплотились во время войны 1812 года, в Великую Отечественную. Мы должны отчетливо понять, что только вместе мы — сила. Что народ и государство — едины.
Если не осознаем — нам придется туго. Мы в прекрасных отношениях с Эрмитажем, и я с большим уважением отношусь к его директору Михаилу Борисовичу Пиотровскому. В то же время надо учитывать желание Церкви восстановить справедливость. Ведь рака предназначалась не для Эрмитажа.
По приказу императрицы Елизаветы Петровны ее сделали для мощей Александра Невского. На изготовление ушло первое серебро с Колыванских рудников. С конца XVIII века она находилась в Троицком соборе, и когда в 1922 году из Лавры, прикрываясь словами о лучшей сохранности, ее увезли, это был, по сути, грабеж. Учитывая сложившиеся обстоятельства, самое правильное было бы памятник возвратить.
Вместе с тем мы понимаем, что это выдающееся произведение искусства. Поэтому, с моей точки зрения, приемлем вариант, когда для Лавры будет изготовлена точная, один в один, копия шедевра, в том же размере и материале. Таким образом мы бы вернули прекрасный ковчег для хранения святых мощей, а в Эрмитаже остался бы подлинник. Но в том и величие фигуры Невского, что он ничем себя не запятнал.
Яркий пример, когда власть и святость соединились в одной личности. Можно и сегодня поучиться такому отношению всем, у кого есть большая и малая власть над людьми. В народе это сразу почувствовали, почитая и прославляя героя. История знает немало выдающихся людей, имена которых внесены в летописи, но широко не известны.
Об Александре Невском в литературе, официальных источниках написано не очень много, но народная любовь, память прочно сохранили его имя на протяжении многих веков. Не случайно храмы в честь князя возведены от Калининграда до Токио. Со всеобщего почитания начинается и канонизация. В 1547 году Русская Православная Церковь причислила князя к лику святых.
Во-первых, в 2024 году мы будем отмечать 300-летие перенесения мощей благоверного из Владимира в Санкт-Петербург. Во-вторых, у нас же юбилей не ради юбилея. Главная цель, чтобы как можно больше людей узнали об этом выдающемся человеке, правителе. Напомню: в сложный период истории он не позволил подчинить нашу страну католическому Риму, и с другой стороны русские земли благодаря Александру Невскому не стали частью ордынского ханства.
Князь сумел сплотить державу: его наследием стало сильное, централизованное государство, созданное потомками, а народ осознал себя единым целым. Я всегда ратую за то, чтобы юбилеи выдающихся личностей праздновались прежде всего на низовом уровне — в школах, институтах, общественных организациях. И мы добились, что имя Невского звучало не только в устах президента, патриарха, но и детей, молодежи, рядовых жителей. Весной в саду Лавры зацветет сирень «Александр Невский».
Это новый сорт, который селекционеры вывели в текущем году. Пока есть лишь один кустик, и мы посадили отросток. Кисти у сирени полные, красивые, и по цвету она почти красная, напоминающая княжеский плащ. Так в большом и малом будет сохраняться память об Александре Невском — небесном покровителе Санкт-Петербурга.
Уверен, он всегда будет стоять на страже и помогать нашему городу и всей России. Богослужение завершило юбилейный год 800-летия со дня рождения святого защитника земли Русской. Перед вынесенной на середину храма ракой с мощами святого было совершено славление. Правящий архиерей передал наместнику для вновь открытого Александро-Невского храма обители образ благоверного великого князя в драгоценном окладе - дар Святейшего Патриарха Кирилла.
Владыка также передал благословение и поздравление Предстоятеля Русской Православной Церкви верующим. За благотворительную помощь епархии Алексей Кармаков, глава энергетического комплекса "Москва", был награжден золотой медалью святого апостола Петра. Серебряной медали святого апостола Петра удостоены сотрудники телеканала "Санкт-Петербург": гендиректор Александр Малькевич, начальник отдела координации Полина Лескова, главный режиссер прямых трансляций архиерейских богослужений Ядвига Закржевская, главный телеоператор-постановщик Анатолий Ларионов. Медалью святого апостола Петра награждены представитель губернатора при Законодательном собрании Санкт-Петербурга Константин Сухенко, председатель городского комитета по развитию транспортных коммуникаций Андрей Левакин, начальник городского отдела по связям с религиозными объединениями Владимир Иванов, регент лаврского хора иеродиакон Александр Урбанович.
Владыка Назарий поблагодарил правящего архиерея за вручение наград тем, кто потрудился на юбилейных торжествах. Святой Александр Невский в схиме - Алексий скончался по пути из Орды в Городце 27 ноября 1263 года, а 6 декабря был погребен в соборной церкви Рождественского монастыря во Владимире. Почитание благоверного великого князя началось сразу по его погребении, ибо оно было ознаменовано чудом: святой протянул руку за разрешительной молитвой. Нетленные мощи были открыты перед Куликовской битвой, в 1380 году, тогда же установлено местное празднование.
После Ледового побоища о русском князе Александре заговорил весь мир. Таким образом, Русь была ограждена с запада. В эти годы страшного порабощения Руси монголо-татарскими ордами святой князь умел оградить свои владения и с востока, спасая подданных от гнева раздраженных татар. И скончался он, возвращаясь из четвертого изнурительного путешествия в Сарай — столицу Золотой Орды. Нетленные мощи благоверного князя Александра были открыты в 1380 году, перед Куликовской битвой, и тогда же установилось местное почитание святого. Общецерковное прославление святого благоверного князя Александра совершилось на Церковном Соборе 1547 года в Москве. Святой Александр считается покровителем русского воинства: ему молились русские цари и полководцы во все времена. В 1721 году, по окончании затянувшейся изнурительной войны со шведами, мощи святого Александра было решено торжественно перенести в новую северную столицу — Санкт-Петербург, в собор Александро-Невской Лавры, где они почивают и сейчас.
Он добавил, что этот факт никак не умаляет заслуг Александра Невского как талантливого полководца, одержавшего победу в противостоянии с крестоносцами. Напомним, на круглом столе прозвучали также доклады сотрудников Псковского музея-заповедника, Археологического центра Псковской области. В заключение слушателям и участникам представили выпуск программы «Истфакт» «В поисках Вороньего камня».
В день памяти Александра Невского
Если такие люди проявят силу духа и трезвость мысли и вернутся к тем духовным истокам национального бытия, которые всегда питали русскую жизнь, тогда возможно возрождение на качественно ином уровне. Будем надеяться, что дело Александра Невского будет жить... Давайте перейдем ко второй части программы. Грядет великий христианский праздник — день Святой Троицы. Расскажите о нем подробнее. События праздника отражены в Новом Завете.
Когда Господь на сороковой день вознесся на небо с горы Елеон, Он благословил Своих учеников оставаться в Иерусалиме, пока они не облекутся силою свыше. В дни Своей земной проповеди Он многократно говорил о даровании Духа Святого Церкви, которую Он учреждает на земле, о реках воды живой — символе благодати Святого Духа, о рождении свыше в беседе с Никодимом. Собственно, этому посвящен весь Новый Завет — качественно иному существованию человека, преображенному. Ради этого Господь и пришел в этот мир и пострадал. Святой Дух являлся и на Иордане в день крещения Господа, и на Фаворе в виде облака в момент Его преображения, но вот так, в полноте, явление Святого Духа происходит именно в день Пятидесятницы.
Сейчас Он дарован всем верующим во Христа, то есть всей Церкви, всем нам. Получается, что познание Бога-Троицы как бы приходит к полноте, завершенности. Мы знаем Сына, Который явился во плоти, теперь знаем и Духа Святого. Поэтому этот день называется еще и днем Святой Троицы. Безусловно, это один из главнейших и важнейших церковных праздников, который мы отмечаем с большой радостью, потому что он свидетельствует о том, что та вечная жизнь, о которой в Евангелии проповедует Господь, не просто ждет нас где-то там, за гробом, она уже здесь, с нами и в нас.
И, собственно, этой жизнью является Церковь. Жизнь Церкви есть вечная жизнь, вопрос только в том, насколько глубоко нам удастся ее усвоить. Зачем же Он посадил в раю дерево добра и зла? Исключительно ради того, чтобы человек стал человеком. Человек — существо духовное.
Отличительной особенностью духовного существования является свобода. Этим духовные творения Божии, ангелы и люди, принципиально отличаются от неодухотворенных, пусть даже одушевленных: зверей и тем более неживой природы. Так вот, Бог творит человека по Своему образу, но перед ним ставится задача — достичь богоподобия, чтобы стать тем, кем его замыслил Бог. Этот путь может пройти только сам человек с помощью Божией. Получается, Бог доверяет человеку «дотворить» себя, и заключительным действием является акт свободы.
Все, что нужно было сделать Адаму, — это явить послушание у древа познания, тогда он получил бы доступ к этому познанию. Он все бы познал так, как должно. А так что он узнал? Увидел свою наготу — вот все его знание. Потерял все, преступив Божию заповедь.
А свобода опять же — это не цель, а средство к достижению любви. Бог есть любовь, и отношения с Ним могут быть совершенными только в любви. Любовь — это абсолютное доверие, когда человек добровольно, свободно подчиняется другому, живет с ним одной жизнью, не навязывает ему себя, готов принимать его всецело таким, какой он есть, тем более когда речь идет о Боге. Бог совершенен и ничего, кроме добра, человеку не дал. Казалось бы, легче всего явить Ему послушание, исполнить заповедь и тем самым проявить любовь к Нему.
Но Адам оказался к этому не готов. А сейчас их нет. Как же искать ответы в безвыходных ситуациях? И у прозорливых старцев на лбу ведь не написано, что они прозорливые.
А затем уже отправилась в Эрмитаж. Саркофаг и деревянный ковчег передали из Эрмитажа. Пятиярусную пирамиду, два подсвечника и две трофейные композиции из оружия и знамен передадут церкви только после завершения реставрационных работ, — говорится на сайте митрополии. Больше 100 лет рака хранилась в Зимнем дворце.
Это необходимо для сохранности реликвии. Процесс передачи других элементов раки закончится до конца года.
Этого не случилось на Руси в первую очередь благодаря политическому дару князя Александра Невского. При этом мало кто знает, что почти все свои личные средства князь тратил на выкуп в Орде русских пленных.
В последний, шестой, приезд князя в Орду решался особо важный вопрос — о поставке русских воинов в ряды монголов. Кроме материальной дани Орда теперь требовала и такую, так называемую дань кровью. Александр Ярославич договаривался о том, чтобы русичи не воевали в войске монголов, не проливали за них свою кровь. Выехав из Орды, великий князь сильно занемог.
Его посольство остановилось в Городце-на-Волге. Здесь, в Федоровском монастыре, умирающий князь принял монашеский постриг с именем Алексий. Постриг в монашество и тогда, и сейчас — это «смерть» человека, уход от мирской жизни к служению Богу. Поэтому, предчувствуя близкую кончину, в Средневековье люди принимали монашество, оставляя все мирское за пределами этого чина.
Тело князя перевезли в Рождественский монастырь города Владимира. Было составлено его житие, причем со слов очевидцев — участников его походов, известных сражений. К раке с мощами князя в Рождественском монастыре приходили сотни паломников.
Перенесение мощей Александра Невского Петром I. Далее по Волхову на Ладожское озеро и Неву.
Через месяц ковчег прибыл в окрестности столицы. На этом церемонию прервали на целый год: Пётр решил устроить торжественную встречу мощей в очередную годовщину заключения Ништадтского мира. Пётр занял место рулевого. Петру принадлежит и идея учреждения ордена в честь Александра Невского. Но наградить этим орденом он никого не успел по причине скоропостижной смерти.
Марта Скавронская, оказавшаяся волею судеб на русском престоле после смерти мужа под именем Екатерины I, стремясь завоевать расположение подданных, выступила как продолжательница его дел. Поэтому своё восшествие на престол Екатерина I отметила вручением нового ордена Российской империи. Императрица Елизавета Петровна, подчёркивая, что продолжает дело отца, не жалела средств на Александро-Невский монастырь. Главным его украшением должна была стать новая рака. Елизавета Петровна распорядилась отдать на её создание девяносто пудов первого отечественного серебра, которое было получено с Колыванских рудников.
Почти три года работали над серебряным ансамблем русские мастеровые с Монетного двора. Эпитафию, начертанную на саркофаге, сочинил Ломоносов. В ней поэт называет Александра Ярославича «усердным защитником», «укротившим варварство на востоке, низложившим зависть на западе». Александро-Невская лавра, Санкт-Петербург. Wikimedia Commons Начиная с 1743 года, по повелению Елизаветы Петровны, устраивался крестный ход по Невскому проспекту из Казанского собора в Александро-Невский монастырь.
С этого времени данная церемония производилась ежегодно. Последний такой крестный ход состоялся в 1916 году. С 18-го века Александр Невский в официальном почитании окончательно вытеснил всех других князей, канонизированных церковью. Три российских императора, носившие его имя в 19-м веке, утвердили исключительность его почитания. При них было воздвигнуто множество храмов, посвящённых Невскому.
В храмах других святых, в том числе в главном православном соборе Руси — храме Христа Спасителя, появились приделы Александра Невского.
День перенесения мощей святого благоверного князя Александра Невского
С тех пор муж стал регулярно ходить в храм на службы, пить бросил. На память остался лишь шрам на руке, как предупреждение. А ведь женщина ни разу ни о чём не попросила святого, да и икона благоверного князя попала к ней совершенно случайно. Лишь потом поняла, что у Бога не бывает случайностей. Пулю остановила икона Словно продолжая разговор, молодой парень, стоявший поблизости, рассказал свою историю.
Он как-то читал об этом святом, бабушка давала книжечку. Когда пришло время идти в армию, старушка, благословляя внука, вручила ему небольшую иконку. Вкладывая икону в руки внука, сказала: «Он будет рядом, когда станет тяжело, держи её у сердца». Служить ему пришлось на Кавказе.
Однажды ночью на их позиции напали враги, завязался бой. Пули свистели так, что порой они казались какой-то сплошной стеной металла. Парень пытался перебежать из одного укрытия в другое, и вдруг он почувствовал сильный удар в область сердца. Сразу не придал значения, а когда достал из нагрудного кармана бабушкин оберег, потерял дар речи.
В тоненькой картонной иконке застряла пуля. Ребята-сослуживцы тоже это видели. Иначе, как чудом, это назвать нельзя. До этого ему казалось, что разговоры про современные чудеса святого Александра Невского — это просто народные байки.
Но когда пулю остановила икона, вот тут он радикально поменял своё отношение к святым, Богу, да и в целом к религии.
Издавна его называли ангелом-хранителем Русской земли, заступником русского народа от иноземных нашествий, создателем династии московских великих князей. В разные периоды жизни князь Александр имел титул князя Новгородского, Киевского, а впоследствии великого князя Владимирского. Главные военные победы Александр Ярославич одержал в молодости. Во время Невской битвы 1240 год ему было 20 лет, во время Ледового побоища — 22 года.
За всю свою жизнь великий полководец не проиграл ни одного сражения. Князь Александр прославился как умный политик, тонкий дипломат и талантливый военачальник. Имя Александра Невского — одно из самых славных в истории нашей страны.
Шрам на руке, как предупреждение В очереди к святыням люди не только молятся, но и рассказывают истории, которые с ними произошли.
Мирянка по имени Тамара поделилась произошедшим чудом. Муж у неё хороший, трудолюбивый, но страдает алкоголем, а точнее сказать — запоями. Он может и полгода продержаться, но если наступает на пробку, начинается настоящий кошмар. Вот в один из таких запоев он пришёл домой и прямо с порога заявил, что будет её убивать, медленно и мучительно.
Женщина, зная тяжёлую руку супруга, не на шутку обеспокоилась, ведь не раз попадала в больницу со сломанными рёбрами и сотрясением мозга. Мужчина начал медленно приближаться к супруге, закатывая рукава рубашки. У неё от ужаса даже не было сил молиться. Только занёс руку для удара, как неистово закричал.
Тамара увидела на руке супруга рану, из которой струилась кровь. Мужчина сделал ещё одну попытку, а потом, матерясь, выбежал из дома. Домой он вернулся под утро, на удивление протрезвевший, с перевязанной рукой. Подойдя к маленькому домашнему иконостасу, он указал на икону святого Александра Невского и спросил: «Это кто?
Женщина назвала имя святого. Муж сказал: «Завтра идём в церковь», и лёг спать. Тамара не знала, что и думать. Беседуя с батюшкой, мужчина признался, что он не исключает галлюцинации, они и раньше бывали после длительных возлияний.
Вот только это было совсем другое, к тому же и рана на руке.
В 1713 году было еще далеко до окончания Северной войны. Долгожданный мир подписали лишь 30 августа ст. Сразу же Петр задумался о совмещении этого светского праздника с праздником церковным.
Тогда ему и пришла в голову мысль о перенесении мощей святого Александра Невского в Петербург. В литературе, особенно в иностранной, подчеркивается волюнтаризм Петра в этом вопросе. Однако никаких новшеств в этом плане он не вводил. Примеры перенесения мощей того или иного святого, появление в связи с этим новых дней памяти святых, есть в истории Церкви.
Лектор напомнил о перенесении мощей святителя Филиппа, митрополита Московского, из Соловецкого монастыря в 1652 году. Описание этого события стало образцом для церемонии, связанной уже со святым князем Александром Невским. Можно увидеть, что император Петр I хотел неукоснительного соблюдения существовавшей традиции. Святыня, по задумке государя, должна была прибыть в Петербург к 30 августа ст.
Для подготовки во Владимир ездил настоятель Александро-Невского монастыря архиепископ Феодосий Яновский. Сначала мощи хотели перевозить на лектике, но дороги сделали этот план невозможным, поэтому раку переносили на руках. Выделяли так называемых «ношатых» людей из местных окрестных сел. По словам историка, вероятно Петр сразу понимал, что это мероприятие не удастся завершить в срок.
В результате многочисленных проволочек процессия выдвинулась из Владимира только 11 августа 1723 года. Путешествие было очень тяжелым. Есть документы, описывающие весь путь. Было решено оставить их там на год.
Раку перевезли в крепость Орешек и поставили в крепостной церкви. Лектор подчеркнул, что была полемика о том, в каком именно храме Шлиссельбурга находились мощи. То, что они хранились в крепости Орешек, подтверждается источниками. Здесь также мнение о новаторстве Петра Великого несостоятельно.
Александра Ярославича писали как великого князя в светском одеянии еще в допетровскую эпоху. Лектор привел в качестве примера несколько изображений. По его словам, мнение, что после этого указа Александра Невского изображали в монашеских одеждах только в старообрядческой среде, также неверно. Это доказывает сохранившаяся икона-скульптура князя в иноческом обряде в Троицкой церкви села Ворша во Владимирской области.
Для императора это стало венцом его долгих усилий — возвращение Приневья, основание нового великолепного города, дарование ему сильного небесного покровителя. Историк отметил, что в перенесении мощей благоверного князя Александра Невского не последняя роль была отведена флоту. Хорошо известно, что финальный отрезок пути святыню перевозили на галере: первые сановники империи сидели на веслах, сам Петр Великий стоял у руля. Однако часто забывают о том, что святыню встречал, как вспоминает один из иностранных современников события, «весь русский флот».
Конечно, это был не весь флот, но в акватории Невы он в этот день был представлен. Вместе с кораблями там находился и знаменитый ботик Петра Великого, с которого начался отсчет истории русского флота. Обер-иеромонах российского флота, насельник Невского монастыря, будущий епископ Рязанский Гавриил Бужинский написал новую службу святому Александру Невскому. В 1725 году она была напечатана и разослана по храмам для употребления на богослужениях.
Об этом оставили воспоминания иностранцы. Екатерина I, продолжая начинания своего мужа, учредила в 1725 году орден святого благоверного князя Александра Невского. После ее смерти возникла определенная коллизия. В службе авторства Гавриила Бужинского в череде благодарностей за победу в Северной войне, важных акцентов на свершениях Петра I, содержалась также благодарность за победу над «злоковарными мятежниками», среди которых был и отец нового императора.
Вскоре после воцарения Петра II был низвергнут Меншиков, служба Александру Невскому была изъята из храмов и запрещена, а день памяти святого, 30 августа, отменен. Праздник в день перенесения мощей благоверного князя Александра Невского восстановила императрица Анна Иоанновна. Последующие правители династии Романовых продолжили почитание святого. Особенно сильным оно стало в XIX веке, когда три российских императора были названы Александрами в честь благоверного князя.
Отвечая на вопрос о месте смерти Александра Невского, историк подчеркнул, что это был именно Городец в Нижегородской области, а не Городец Мещерский современный Касимов. На это есть указания в исторических источниках, в частности, упоминание о том, что процессия с телом князя проходила через Боголюбово. Путь занял девять дней. Наличие одинаковых названий различных городов часто вызывает путаницу.
Автор первого научного описания биографии Александра Невского Герхард Фридрих Миллер ошибочно указал место кончины князя как Городец Мещерский. Говоря о недавних находках, связанных с историей мощей Александра Невского, лектор остановился на освидетельствованиях святыни, которые произошли в 1917 и в 1922 годах. Первое вскрытие раки произвело духовенство во главе с митрополитом Вениамином Казанским. Тогда все посторонние предметы из ковчега были изъяты, кости сложены в новый кипарисовый ларец.
Это было сделано для возможной эвакуации мощей в связи с угрозой захвата Петрограда во время Перовой мировой войны. Акт об этом освидетельствовании хранился в областном государственном архиве в Выборге и был введен в научный оборот в 2021 году. Второе вскрытие раки с мощам святого Александра Невского произошло в 1922 году уже советскими властями. Была поставлена задача доказать подложность мощей - это была обычная практика в то время.
Экспертизу провел профессор Первого медицинского университета Георгий Шор, который установил, что кости в ларце старые и не принадлежат современному человеку. Процесс фиксировался на фото и кинопленку. Лектор отметил, что через несколько месяцев после вскрытия раки начали раскручивать дело митрополита Вениамина Казанского.