7 марта в Мурманском порту появился английский крейсер «Кокрейн», а 8-го – транспорт «Эгба» с продовольствием (мука, рис и прочее).
Что еще почитать
- Истоки и начальный период Гражданской войны и интервенции на Мурмане.
- Содержание
- Курсы валюты:
- Высадка англичан в Мурманске - Хронтайм
- Новую систему тарифов на электроэнергию вводят в Мурманской области
Вытеснить британский самолет-разведчик: российский генерал раскрыл события в Мурманской области
Благодаря этому 2 марта англичане высадили в Мурмане свой первый десант из небольшого количества солдат, от 130-ти до 200 (две цифры существуют по этому поводу). При этом находившиеся в Мурманске англичане, французы и американцы взяли курс на взаимодействие с местными властями, оказывая им помощь топливом и продовольствием. К столетию одной интервенции Шестого марта 1918 года 176 британских морских пехотинцев Её Величества высадились в Мурманске с борта линейного корабля Glory. 6 марта 1918 г. – начало интервенции и высадка английского десанта в мурманске. Осенью 1918 г. союзники высадили в Архангельске две английские пехотные бригады, полк американской пехоты и французский батальон.
Как английские подводники в 1941 году помогли защитить Мурманск
Высадка интервентов на Мурмане | Конечно, Красная Армия защищала Мурманск, но английские подводные лодки существенно ей помогли. |
Почему высадку союзников на Мурмане назвали интервенцией. Один день в истории | Первые два отряда английских морских пехотинцев высадились в Мурманске уже 6 марта 1918 года, а затем пришла очередь французов и американцев. |
Журнал Международная жизнь - Интервенция, или как союзники по Антанте Россию делили | Первые два отряда английских морских пехотинцев высадились в Мурманске уже 6 марта 1918 года, а затем пришла очередь французов и американцев. |
Высадка англичан в Мурманске
Чтобы избежать дальнейших потерь, немецкое военно-морское командование было вынуждено временно прекратить переброску войск морем. Это привело к тому, что 6-я горнострелковая дивизия сосредоточилась на советском фронте лишь к концу сентября, так как горным егерям пришлось добираться туда по суше. Все это сказалось на третьем и последнем наступлении вермахта на Мурманск, завершившемся неудачей. В сентябре она совершила три торпедных атаки, результатом которых стало лишь повреждение немецкого противолодочного корабля UJ 1201.
Экипаж подводной лодки «Тигрис», в центре командир корабля Г. Боун, после возвращения из Полярного в Великобританию, декабрь 1941-го www. Расстреляв все торпеды, лодка вернулась в Полярный, после чего отправилась в Великобританию.
Прочие атаки конвоев были неудачными, и 9 ноября «Трайдент» вернулась в Полярный, после чего отправилась на родину. Обе подлодки вынуждены были уйти домой, поскольку у них кончились торпеды, а английские конвои не привезли обещанное пополнение боезапаса. В ноябре 1941-го Адмиралтейство прислало в Полярный еще две субмарины: «Сиволф» и «Силайон».
Обе совершили в ноябре—декабре по два похода, но успеха добилась лишь «Силайон». А 5 декабря она потопила торпедами норвежский транспорт «Исланд». В конце декабря 1941-го — начале января 1942-го обе субмарины были отозваны Адмиралтейством на родину, и больше английские подводники с советских полярных баз не действовали.
Этот результат превосходит успехи 1941 года подводников каждого из советских флотов в отдельности и лишь немного уступает общему результату советских подводных лодок в 1941-м, произведших 105 торпедных и артиллерийских атак, жертвами которых стали девять транспортов на 25 974 брт и три боевых корабля. Как отмечает исследователь М. Морозов, знакомство с их техникой и наблюдение за их действиями способствовали совершенствованию тактики советских подводников, наметили направления работы конструкторов в области развития систем подводного вооружения, обнаружения и связи.
Если за июнь—август 1941-го подлодки Северного флота совершили 20 походов на вражеские коммуникации, произведя 13 торпедных и две артиллерийские атаки, но не добившись успеха, то уже вскоре ситуация изменилась. Североморцы открыли боевой счет 12 сентября, когда «Щ-422» потопила первый транспорт. После этого они до конца года пустили на дно торпедами и снарядами еще два судна и военный корабль.
Можно сказать, что вкус к победам им был привит подводниками Королевского флота.
Радист из верхней турели вытащить стрелка не смог — мешал спасательный жилет. Так как несчастный не подавал признаков жизни, радист счел его мертвым и тот утонул вместе с самолетом на глубине примерно 9 м. Когда оставшиеся в живых покидали «хэмпден», один из истребителей прошел над ними и обстрелял, к счастью, промахнувшись. До берега было 40 метров, которые англичане успешно преодолели — но там по ним снова открыли огонь, на сей раз какие-то вооруженные люди, не носившие форму. Волшебное слово «англиски» и тут возымело силу: стрельба прекратилась. Летчиков отвели в хижину и там они смогли обсушить вещи. Через час прибыла весельная лодка с офицером и всех перевезли на другой берег реки. Там сушились в еще одной избушке, пока не приехал морской офицер, понимавший английский язык. После череды других поездок через пару дней экипаж добрался-таки до Ваенги.
Полетное время у них в результате составило 6 ч 17 мин. Точное место аварийной посадки неясно. Есть сведения, что самолет после войны обнаружили под водой в Ура-губе. Оба этих залива как раз западнее Полярного. Четыре других самолета из 144-го эскадрона тоже не добрались до советских аэродромов. Взлетевший в 20. Выжить удалось только пилоту пайлот-офицеру Эвансу и пассажиру механику Соверби. Они сдались шведской полиции, ненадолго интернированы и вскоре вернулись в Англию. Разобраться с ними достаточно трудно из-за отсутствия подробных немецких данных — главный массив информации, связанный с боевыми действиями в воздухе, формировался в Люфтваффе, а документы ведомства Геринга, как известно, сохранились очень плохо. Остается довольствоваться куцыми сводками и данными из других источников.
На теперешний момент вырисовывается следующая картина: - самолет АТ138 около 5 ч утра приблизился к немецкому аэродрому Алакуртти на высоте 700 м. Может быть он принял его за Африканду, может быть просто пытался сориентироваться. По тревоге с аэродрома взлетела дежурная пара немецких истребителей из 4. Самолет упал, по немецким данным, южнее горы Килис-тундра, западнее озера Толванд. Один член экипажа пилот сержант Брей смог выпрыгнуть с парашютом и спасся, попав потом в плен. Остальные 4 человека погибли — дозор с ближайшего немецкого укрепленного пункта Bl. Выживший пилот после войны предоставил свой отчет о событиях: согласно нему, первой же очередью враг вывел из строя всех трех человек в задней части самолета — они либо были убиты, либо тяжело ранены. Штурман попытался проползти к кормовому пулемету, но не смог преодолеть разгоревшийся пожар. Когда он двинулся обратно, очередная немецкая очередь убила и его. Самолет вошел в штопор, так что Брею пришлось прыгать.
Он сам тоже был ранен и обгорел, это потом сказалось на его зрении; - самолет Р1344 был подбит немецкими истребителями из 6. Высланные на поиски дозоры немцев нашли этот самолет на следующий день, и в нем — 3 трупа. Неясно, прыгали выжившие с парашютами, или же они уцелели при посадке; - самолет Р1273 также был сбит немецкими истребителями из 6. Весь экипаж этого самолета во главе с пилотом, сержантом Бертрандом, смог выпрыгнуть с парашютами и попал в плен. Место посадки «хэмпдена» Р1344 По поводу двух самолетов, сбитых около Петсамо, есть некоторые неясности. Оба они найдены после войны вовсе не там, где их якобы находили немецкие дозоры. Например, Р1344, если верить немцам, должен был лежать южнее озера Кошкаявр, то есть не юго-западнее, а юго-восточнее Петсамо. Сведения о попавших в плен тоже ясности не добавляют. Данных о том, когда и где попали в плен еще 3 человека, нет. Также можно сказать, что «хэмпдены» были обнаружены во время пролета на высоте около 1500 м над аэродромом Наутси, после чего с Петсамо взлетели по тревоге истребители и сбили обоих.
В немецких сводках пишется, что один самолет пролетал в 02. Существует, конечно, шанс, что один из англичан очень сильно заблудился и три часа кружил где-то вдалеке от обжитых мест, никем не замечаемый, но он небольшой. Остальные 10 машин 144-го эскадрона смогли благополучно добраться до аэродрома Африканда. На Ваенгу они большими группами перелетали 5 и 6 сентября. Из этой группы только две машины АЕ130 и АЕ158 были обстреляны зенитками, причем первый получил пару незначительных пробоин. Этот «хэмпден» встретился с двумя советскими «харрикейнами» и был ими посажен принудительно. Через 6,5 часов под эскортом тех же истребителей английская машина убыла на Ваенгу. У него перелет прошел с приключениями: в 00. Оттуда пилот забрался на 3600 м, там началось обледенение и пришлось снижаться. По расчетам повернув в 03.
После того, как выпустили опознавательные ракеты — огонь прекратился, а вскоре прибыли истребители, которые атак не проводили, а покачивали крыльями. Как потом оказалось, это был сигнал «следуйте за нами». Как бы там ни было, бензин у англичан кончался, а внизу открылся аэродром, на который они и сели благополучно. Прибывшие советские солдаты всех увезли на грузовике на Ваенгу-1, но позже пилот и радист вернулись и перегнали самолет. Так закончился перелет 144-го эскадрона, который понес тяжелые потери как от несчастных случаев, так и от воздействия противника. Из 16 самолетов до пунктов назначения добрались только 10 и один был поврежден на вынужденной посадке, пускай и с шансами вернуться в строй. Такие потери нельзя не признать тяжелыми. Их первая машина, AD743, вылетела с Самбурга еще в 19. Правда по какой-то причине остальные отбыли гораздо позже, в 20. Один из самолетов ждала очень печальная судьба: вылетевший в 20.
Весь его экипаж пилот — сержант Смарт в полном составе погиб — единственный случай среди всех 9 не долетевших самолетов. Еще двум машинам 455-го эскадрона тоже не удалось добраться до места назначения, но их экипажам повезло больше. Неясно, почему они прибыли так поздно — в отчете об этом ни слова. Пилот пошел на вынужденную посадку, моторы остановились на высоте 30 м и «хэмпден» сел на опушке леса, посреди многочисленных пней. Место они определили как 5 миль западнее Кандалакши. Экипаж, к счастью, не пострадал, а вот самолет восстановлению не подлежал. Пилот со штурманом отправились на поиски помощи, оставив остальных сторожить самолет. Достаточно быстро они встретили русских солдат и через полтора часа всех увезли на грузовике в какой-то военный лагерь. Все вокруг были очень дружелюбны, тут же дали поесть. В конце концов, забрав с самолета все оборудование, какое смогли, австралийцы уехали на Африканду.
Это их потом встретил в поезде едущий в Мурманск экипаж самолета АЕ310. Захваченный немцами "Хэмпден" АТ109 У последнего пропавшего самолета 455-го эскадрона была, видимо, самая уникальная история. АТ109 тоже по какой-то причине задержался в полете и в 04. Как он туда попал и почему — покрыто мраком тайны. Выживший штурман туманно вспоминает о жутких погодных условиях и плохих картах, которые завели их гораздо севернее, чем полагалось.
Почувствовав вкус быстрой победы, немцы подстрекали возглавлявшего тогда финское правительство П. Свихувуда развивать всеми путями успех. При помощи бывшего российского генерала К. Маннергейма был разработан план «Валлениус», согласно которому, восточная граница финского государства должна была проходить через Кольский полуостров, выйти к Белому морю, а затем к западному берегу Онежского и Ладожского озёр.
Однако, этому плану не суждено было сбыться. Британский интерес. Но он не мог не встревожить правительства стран Антанты, которые не планировали открыть фронт с немцами на русском севере, в Заполярье. Англичане и французы начали активизировать свои дипломатические усилия, в поисках контактов с большевиками в Мурманске и Архангельске. Эти действия увенчались успехом, ведь и большевики не готовы были на расширение зон германской и особенно финской оккупации. Тем более, что входивший в состав советского правительства Л. Троцкий представлял там интересы как раз англичан и американцев. В Мурманске начались переговоры между местным совдепом в лице его главы А. Юрьева и представителями Антанты.
Курировать этот вопрос по линии Совнаркома было поручено И. Большинством голосов предложение было принято. Ленина на нём не было, но он прислал записку, отдавая свой голос в поддержку интервенции. Уже 1 марта 1918 года глава мурманского совдепа А. Юрьев телеграфировал в Совнарком о предложении британского адмирала Т.
Поддержкой США пользовался адмирал Колчак, которого в то время Запад прочил на роль руководителя сибирского государства. В декабре 1918 г. Государственный департамент США принял программу экономического освоения, а фактически — грабежа российских земель. В течение 3-4 месяцев с территории России в США должны были быть вывезены более 200 тыс. В будущем темпы вывоза товаров планировалось увеличить. С целью обеспечения окончательного отделения бывших территорий Российской империи, США оказывали значительную военную и финансовую помощь образовавшимся на национальных окраинах распавшейся империи государствам. Ситуация очень напоминает постсоветский период, когда США также взяли на себя финансирование многих постсоветских режимов, фактически превратив их в полуколонии, действующие под американским внешним управлением. Так было и 100 лет назад. Например, в 1919 году в Латвию приехал Герберт Гувер — директор Американской администрации распределения помощи, который установил контакты с Карлисом Ульманисом — выпускником американского университета и главным проводником американского влияния в Латвии. Режим Ульманиса только в 1918-1920 гг. Как и сейчас в оккупированных американцами странах, тогда, 100 лет назад, американские интервенты приступили к созданию лагерей на занятой ими территории Северной России. В тюрьмах и лагерях, созданных американцами, англичанами и французами, находились 52 тысячи жителей Европейского Севера. По решению военно-полевых судов было расстреляно 4 тыс. Условия содержания в лагерях были ужасающими, кормление очень плохим, а пытки и издевательства имели повсеместное распространение. Работать узников лагерей заставляли по 18-20 часов, поэтому каждый день умирали десятки русских людей. Еще более жестоко действовали американские оккупационные войска на Дальнем Востоке и в Восточной Сибири. Только в Приамурье американцы уничтожили 25 сел, заподозрив их население в поддержке партизан. Начался централизованный вывоз с территорий, оккупированных интервентами, леса, пушнины, золота, других ценных товаров. Но если лес или золото вывозились эшелонами, под контролем командования, то рядовые солдаты и младшие офицеры промышляли банальным уголовным грабежом. Не являлись редкими случаи убийств, изнасилований, избиений местных жителей американскими военнослужащими. Сохранились документальные сведения о тех пытках и издевательствах, которым перед убийством подвергали русских людей американские интервенты.
Интервенты: маленькие помощники большевиков-разорителей России
К столетию одной интервенции Шестого марта 1918 года 176 британских морских пехотинцев Её Величества высадились в Мурманске с борта линейного корабля Glory. Немцы, заняв Ревель, высадили значительные силы генерала фон дер Гольца в Финляндии и угрожали оттуда захватить только что построенную Мурманскую железную дорогу. Испугавшись высадки англичан в Мурманске, что Антанта начнёт наступление на Москву, ленинцы предлагали немцам сдать Петроград и начать наступление на Мурманск (о чем имеется письмо Ленина товарищу кому (ЦПА ИМЛ, ф.2, оп.2, д). Мурманский порт и Мурманская железная дорога были построены в 1916 году для поставок России военного снаряжения и материалов из стран Антанты, то есть из Британии и Франции.
Ограбили и забыли: как британцы пытались превратить Россию в свою колонию
После разгрома, учиненного немцами всем известному каравану PQ-17, англичане на некоторое время прекратили проводку конвоев до Мурманска и Архангельска. прибытие англичан в Архангельск. Конечно, Красная Армия защищала Мурманск, но английские подводные лодки существенно ей помогли. Шестого марта 1918 года 176 британских морских пехотинцев Её Величества высадились в Мурманске с борта линейного корабля Glory. Наличие своих войск в Мурманском районе и оказанную Мурману фактическую поддержку англичане могут использовать при дальнейшем осложнении международной конъюнктуры как основание для оккупации. 6 марта 1918 года — высадкой в Мурманске английского десанта с линкора «Глори» началась гражданская война и иностранная военная интервенция на Севере нашей страны.
Антибольшевистское движение и интервенты на Мурмане в 1918 году
Краевой Совет в марте 1918 года по рекомендации Москвы согласился на высадку в городе английского десанта. Германия же после заключения Брестского мира требовала вывода войск союзников с территории России. В итоге Москве пришлось объявить высадку союзников на Севере и на Дальнем Востоке «интервенцией».
В итоге Москве пришлось объявить высадку союзников на Севере и на Дальнем Востоке «интервенцией».
В ходе специальной военной операции на Украине погибли военнослужащие из Заполярья - cержант Евгений Бердников и рядовой Денис Мельников. Даю свое согласие на рассылку мне новостей. Чтобы первыми узнавать о главных новостях и важнейших событиях дня подпишитесь на наш канал Telegram.
Одновременно Великобритания, Франция и ряд других держав под предлогом оказания помощи Советской России в отражении германского наступления подготовили планы интервенции.
Одно из предложений о помощи было направлено в Мурманск, возле которого находились английские и французские военные суда. Заместитель председателя Мурманского Совета А. Юрьев 1 марта сообщил об этом в Совнарком и одновременно уведомил правительство о том, что на линии Мурманской железной дороги находится около двух тысяч чехов, поляков и сербов. Их переправляли из России на Западный фронт северным путем. Ссылаясь на Троцкого, мурманские власти вступили 2 марта в переговоры с представителями западных держав. Среди них были командующий английской эскадрой адмирал Кемп, английский консул Холл, французский капитан Шерпантье. Юрьев разослал телеграмму о заключении этого соглашения всем Советам по линии Мурманской дороги. Однако В.
Ленин, И. Сталин и другие руководители Страны Советов иначе оценили действия Юрьева. Наличие своих войск в мурманском районе и оказанную Мурману фактическую поддержку англичане могут использовать при дальнейшем осложнении международной конъюнктуры как основание для оккупации. Однако Юрьев уже не контролировал ситуацию. Хотя Брестский мир был подписан 3 марта и немцы прекратили свое наступление к Петрограду, 9 марта был высажен первый десант на Мурманском побережье, который якобы должен был дать отпор немцам. Мурманский военный совет, в котором большинство принадлежало западным странам, объявил осадное положение. Высадившиеся на берег интервенты сформировали бронепоезд и связались с отрядами чехословаков, сербов и поляков, стоявшими в городе Кола. В Лондон были направлены телеграммы с просьбой послать подкрепления.
На ней был рассмотрен доклад генерала Нокса, который рекомендовал направить в Архангельск 5 тысяч солдат. К докладу было приложено заявление британского военного представителя в Архангельске капитана Проктора, который предлагал довести численность интервентов на Севере до 15 тысяч. Однако начавшееся на Западном фронте наступление германских войск заставило союзников временно отложить эти планы. Стремление завладеть русскими владениями появилось у правящих кругов США еще во времена конфликтов вокруг Орегона и подготовки сделки по Аляске. Предлагалось «купить русских» вместе с рядом других народов мира. Свой план приобретения Сибири и создания там республики излагал и герой романа Марка Твена «Американский претендент» сумасбродный полковник Селлерс. Накануне Первой мировой войны резко активизировалась деятельность американских предпринимателей в России. Стоимость только трех из них превышала 1 миллиард долларов тогдашних долларов!
Первая мировая война открыла новые возможности для американских капиталов. Втянувшись в тяжелую и разорительную войну, Россия искала средств и товаров за рубежом. Их могла предоставить не участвовавшая в войне Америка. Если до Первой мировой войны капиталовложения США в России составляли 68 миллионов долларов, то к 1917 г. Резко возросшие в годы войны потребности России в разных видах продукции привели к быстрому росту импорта из США. В то время как экспорт из России в США с 1913 по 1916 г. Если в 1913 г. Страна все в большей степени зависела от американского производства.
В марте 1916 г. С одной стороны, новый посол стремился усилить зависимость России от Америки. С другой стороны, будучи хлеботорговцем, он был заинтересован в устранении России как конкурента с мирового рынка зерна. Революция в России, которая могла бы подорвать ее сельское хозяйство, скорее всего, входила в планы Фрэнсиса. Одновременно, по договоренности с Временным правительством, в Россию была направлена из США миссия «для изучения вопросов, имеющих отношение к работе Уссурийской, Восточно-Китайской и Сибирской железных дорог». А в середине октября 1917 г. Как подчеркивал советский историк A. Березкин в своем исследовании, «правительство США настаивало на том, чтобы присылаемые им специалисты были облечены широкой административной властью, а не ограничивались бы функциями технического наблюдения».
Фактически речь шла о передаче значительной части Транссибирской железной дороги под американский контроль.
22. Мурманск между интервентами
Ведь к тому времени Мурманск покинули тысячи солдат и рабочих, которые поддерживали большевиков. Меж двух огней То, что происходило в Мурманске дальше, во многом зависело уже не от его властей, а от Москвы. Ленин и его сторонники вынуждены были лавировать между требованиями Брестского договора и странами Антанты, требуя иной раз от властей на местах выполнять невыполнимое. Мурманский крайсовет оказался в очень невыгодном положении.
Сила была не на его стороне. И не только сила. На стороне англичан весной 1918 года к ним присоединились американцы, французы и итальянцы оказались и симпатии населения.
Союзники быстро наладили снабжение края продовольствием, с их приходом установился порядок, на улицах стало гораздо безопаснее. В этой ситуации произошла первая серьезная размолвка мурманчан с Москвой. Крайсовет отказался признавать Брестский мир.
При этом никаких репрессий в отношении северян из центра не последовало. Мурманчане, хоть и были несогласны с внешней политикой большевиков, выстраивали местную жизнь на основе советских законов. Англичане продолжали политику невмешательства, еще надеясь, что Россия все-таки начнет выполнять свои союзнические обязательства.
В мае 1918 года финны попытались захватить Печенгу, но объединенные силы русских и англичан отогнали их. Чтобы получить хоть какую-то ясность, председатель Мурманского крайсовета Алексей Юрьев едет в Москву, где в начале июня встречается с Лениным. Но выполнить это было нереально.
Первый «враг народа» Германия продолжала давить на советское правительство, требуя выполнения условий Брестского мира. В мае 1918 года у берегов Кольского полуострова появились немецкие подводные лодки. Обособление Мурманского края, пусть и неполное, от Москвы, присутствие здесь кораблей Антанты давало повод немцам продолжить на Севере боевые действия, топя суда и обстреливая береговые сооружения.
Владимир Александрович вспоминает, как в свое время около Мурманска, в районе Североморска, летчик Су-27 открыл клапан сброса топлива и облил патрульный самолет-разведчик P-3 Orion НАТО. Поднялся шум, но зато они сразу ушли из района, где проводились наши учения. Мы же заранее объявили, когда будут проходить учения, закрыли зону. А они решили отследить, какие пуски проводятся, какая техника ходит, какие задействованы корабли. И чуть не поплатились. Не разбирались — гражданский это самолет или военный. Таких случаев было немало.
Били по двигателям, они отказывали. Подобное случилось с самолетом японских авиалиний, который удачно сел на лед где-то в Карелии. Потом его эвакуировали. Должен был лететь над нейтральными водами Тихого океана, но отклонился от курса более чем на 500 километров, вошел в закрытое воздушное пространство СССР. Наша сторона пришла к выводу, что это был разведывательный полет с целью провокации или получения информации. Было зафиксировано, что рядом летали самолеты-разведчики НАТО, работали спутники. Там была организована комплексная разведывательная операция.
По моему мнению, в самолете не было пассажиров. Водолазы потом находили паспорта, сложенные стопкой и перевязанные бечевкой. Большого количества трупов обнаружить не удалось. На борту был только экипаж. Как говорит Владимир Александрович, в период с конца 80-х и в 90-е годы, когда российская сторона и НАТО плотно взаимодействовали, такие случаи были полностью исключены. И пуски ракет были — для того чтобы они поняли всю серьезность намерений.
Пилот пошел на вынужденную посадку, моторы остановились на высоте 30 м и «хэмпден» сел на опушке леса, посреди многочисленных пней. Место они определили как 5 миль западнее Кандалакши. Экипаж, к счастью, не пострадал, а вот самолет восстановлению не подлежал.
Пилот со штурманом отправились на поиски помощи, оставив остальных сторожить самолет. Достаточно быстро они встретили русских солдат и через полтора часа всех увезли на грузовике в какой-то военный лагерь. Все вокруг были очень дружелюбны, тут же дали поесть. В конце концов, забрав с самолета все оборудование, какое смогли, австралийцы уехали на Африканду. Это их потом встретил в поезде едущий в Мурманск экипаж самолета АЕ310. Захваченный немцами "Хэмпден" АТ109 У последнего пропавшего самолета 455-го эскадрона была, видимо, самая уникальная история. АТ109 тоже по какой-то причине задержался в полете и в 04. Как он туда попал и почему — покрыто мраком тайны. Выживший штурман туманно вспоминает о жутких погодных условиях и плохих картах, которые завели их гораздо севернее, чем полагалось.
Не сумев быстро опознать самолет, UJ-1105 открыл огонь — машина шла прямо на него. С «хэмпдена» выстрелили красную ракету, после чего он круто повернул налево. И это был правильный сигнал! По крайней мере его посчитали таковым стоявшие в 1 и 2 км дальше UJ-1102 и -1111. Поэтому, они огня даже не открывали. Не стреляли также и береговые батареи. Но с UJ-1105 сигнала не увидели. В общей сложности с охотника выпустили 1 снаряд калибра 88-мм, 15 снарядов 37-мм и 67 снарядов для 20-мм пушек. UJ-1102 приблизился, намереваясь оказать помощь «случайно сбитому немецкому самолету», но при ближайшем рассмотрении понял, что перед ним противник!
Летчики суетились рядом с «хэмпденом», поэтому охотник открыл огонь, дабы не дать им уничтожить ценный приз. Огонь корабли вели из 20-мм зениток. Примерно в то же время показались немецкие солдаты с батареи «Киберг». Самолет был захвачен без особых повреждений. В нем немцы нашли данные по радиосвязи в советском Заполярье, позывные и кодовые имена для проводящихся конвоев. Вряд ли они помогли им сильно в борьбе с этими конвоями, но все равно, приз был ценный. Попавший в плен экипаж включал кроме прочего сквадрон лидера Катанача — причем это был самый молодой среди командиров такого ранга в Береговом командовании. Ему исполнилось всего 20 лет! Увы, плена он не пережил: участвовал в Большом побеге и, когда его поймали, он попал в число 50 казненных.
Немецкий охотник за ПЛ UJ-1105 Остальные 13 машин 455-го эскадрона смогли добраться до советских аэродромов, причем тоже большая часть — до Африканды. Первым там сел как раз самолет с австралийским экипажем — AD743 прибыл в 02. Но, как мы помним, этот самолет и взлетел самым первым из всех 32 машин. Следующий австралийский «хэмпден» прилетел только в 03. Из оставшейся парочки самолетов Р1287 в 04. Австралийцев тоже заставили сесть два советских «харрикейна» - тихо и мирно, без стрельбы, после выстреливания опознавательных ракет. Наконец, Х3131 открыл для RAF аэродром Мурмаши, причем этот экипаж хлебнул приключений полной ложкой. После пересечения норвежского побережья они долго не могли определить свое место. Только после этого удалось взять радиопеленги на Архангельск.
Оказалось, что летят они севернее, чем нужно. Увы, Африканды все не было. Тогда они повернули обратно и стали следовать за дорогой на север. Так австралийцы добрались до незнакомого аэродрома, с которого по ним открыли огонь, а сами они не могли понять, что за самолеты стоят на поле. Пришлось лететь дальше, до самого устья Колы, где по ним вышли в атаку 2 «аэрокобры». К счастью, атака была сымитированной, без открытия огня. Здесь летчики не стали чудить, как экипаж АЕ356 — выстрелили опознавательный сигнал, выпустили шасси. Истребители вышли вперед и отвели «хэмпден» на Мурмаши, куда он сел в 05. Подозрительные «осси» так до конца и не удостоверились, что сели с нужной стороны фронта, поэтому они дружно скушали все свои секретные бумаги и уничтожили журнал перелета.
К счастью, бумаги были рисовые, поэтому никто не получил несварения желудка. Быстро определившись, наконец, с комендантом аэродрома, уже в 12. Из самолетов, прибывших на Африканду, не все долетели гладко. Р2126 в 03. Этот же самолет позже пытались преследовать 3 истребителя, но здесь австралийцы тоже благоразумно приняли «позу покорности», выпустив шасси. Видимо, они к тому времени уже лежали на нужном курсе для посадки на Африканду, поэтому истребители просто улетели. AD908 увидел вблизи Африканды 2 истребителя и вроде бы опознал их как «харрикейны», но на всякий случай все же уклонился от них. На этом описание перелета, в принципе, можно считать оконченным. До места назначения — аэродрома Африканда — добралось 19 самолетов, то есть больше половины.
Еще 2 сели в Мончегорске, по одному на Ваенгу-2 и Мурмаши. Итого: 23 «хэмпдена» достигли советских аэродромов, причем фактически все без каких-либо повреждений. Потери составили 9 машин: 2 разбились в Швеции, 2 в Советском Союзе, 1 сбили советские истребители, 3 — истребители немецкие и 1 — немецкие корабли. Потери личного состава: 16 погибших, 13 пленных, 2 интернированных, итого 31 человек. Такие цифры стоит оценить как значительные, но, учитывая условия, в которых проводилась операция «Оратор», можно сказать, что все не так плохо. В Заполярье удалось-таки создать более-менее мощный ударный отряд авиации, который вполне мог себя проявить в случае выхода немецких кораблей на бой с конвоем PQ-18. Увы, как известно, ничего такого немцы предпринимать не стали, решив, что с караваном они разберутся силами одной только авиации. Так что летчики из 144-го и 455-го эскадронов совершили только один вылет — 14 сентября все 23 «хэмпдена» поднимались в воздух для поиска кораблей в направлении Альта-фьорда. При этом один самолет австралийцев AD977 был передан англичанам, чтобы выровнять диспропорцию по числу машин.
Управлял им экипаж разбитого на вынужденной посадке АЕ310. В течение второй половины сентября и первой половины октября «хэмпдены» находились на аэродромах в готовности к вылетам, которые так и не состоялись. Немецкие бомбежки вывели из строя еще двух «бойцов» - 27 сентября после прямого попадания бомб на Ваенге сгорели 2 английских машины. Еще 4 были повреждены. Здесь мы подходим к одной загадочной истории, связанной с последующей передачей «хэмпденов» СССР. Как мы помним, под Кандалакшей сел на вынужденную самолет с заводским номером АЕ310 — это отмечено во всех английских документах. Был еще один самолет с похожим номером — АЕ130 из того же 144-го эскадрона. Он благополучно долетел до Африканды в 03.
Свинхувуда дало согласие на отправку военных сил в Беломорскую Карелию, а главнокомандующий белофинской армией генерал К. Маннергейм отдал приказ о подготовке вторжения в пределы России на кемском и кандалакшском направлениях. Вскоре в ставке Маннергейма в Сейняйоки состоялось совещание, посвященное осуществлению военной акции в Карелии. На нем присутствовали и руководители Карельского просветительного общества, которые заверили главнокомандующего в том, что карелы ждут помощи и готовы отделиться от России и присоединиться к Финляндии. Афанасьеву Ахава подготовить население к предстоящей операции "по национальному пробуждению среди архангельских карелов". В Сортавале были образованы Восточно-Карельское управление под руководством П. Пропагандистская шумиха в приграничных карельских волостях имела целью подготовить местное население к предстоящему походу белофиннов. Тем не менее в середине марта 1918 г. В них вливались и красные финны, бежавшие из северной Финляндии. Советское правительство разрешило финнам-эмигрантам открыть фронт борьбы с белофиннами на севере Карелии. Афанасьева, в середине марта 1918 г. Ахава с подоспевшими на помощь красными финнами под командованием В. Вихури, К. Ийвонена и А. Туорила разбили белофиннские отряды Валлениуса и Старка в районе Соколозера и Талвандозера и отбросили их к границе86. Вицупа, И. Сивкова, М. Фостия, С. Сейм разорвал 15 мая 1918 г. В свою очередь бежавшие от белофиннов карелы в апреле 1918 г.