Расписание богослужений в Исаакиевском соборе 2024. В 1991 году церковь вновь получила право на богослужения в соборе.
Экскурсии в Исаакиевский собор
МК Санкт-Петербург. Расписание богослужений в Исаакиевском соборе. В Исаакиевском соборе состоится богослужение в честь 165-летия освящения храма. В понедельник в Исаакиевском соборе в Петербурге пройдет праздничное богослужение в честь 165-летия со дня освящения храма. В воскресенье 14 августа в Исаакиевском соборе состоится Архиерейская Литургия, посвященная памяти священномученика Вениамина, митрополита Петроградского.
В Исаакиевском соборе состоялось богослужение в честь 165-летия освящения храма
Если вы зайдёте на сайт "прихода Исаакиевского собора", то можете увидеть расписание богослужений. Приход Исаакиевского собора хочет изменить расписание богослужений — РИА Новости, 15.03.2021. Приход Исаакиевского собора 20 августа опубликовал новость об изменении времени, в которое будут проводиться богослужения в храме. В целях усиления мер по противодействию распространению новой коронавирусной инфекции допуск посетителей на богослужения в Исаакиевском соборе осуществляется утром до 10:00, вечером до 17:30. Предстоящие концерты.
Расписание Рождественских служб в храмах Петербурга – 2023
Антония Отшельника Приход св. Антония Отшельника находится в одном из беднейших районов Гаити. Расположенный в горах Каос, на площади 450 квадратных километров проживает около 28 000 человек. Регион практически отрезан от внешнего мира. Дорог мало, в основном тропы для мулов. Электричества и водопровода нет. Деревни как таковой нет.
Люди живут там, где находят землю. Приход состоит из одной главной церкви и семи часовен, самая дальняя из которых Basse Cabeille находится в пяти часах ходьбы от главной церкви. Есть только один священник, о. Джуд Седюл, чтобы служить 9000 католикам в регионе. Джуд сталкивается со многими проблемами в служении приходу, одна из которых связана с географическим положением местности. Главная церковь находится в большом здании, вмещающем несколько сотен человек.
Однако некоторые из отдаленных часовен состоят всего из четырех столбов и покрыты соломой.
Александра Невского 12 сентября, 6 декабря ; правый — св. Екатерины 7 декабря. Особо чтимая святыня — список Тихвинской иконы Божией Матери. Престольные праздники.
В Исаакиевском соборе разъяснили правила доступа в музей во время церковных службЧитать подробнее "На прошлой неделе директором музея было подписано согласованное с приходом расписание на сентябрь: с 10:00 и с 17:00 ни одного богослужения там нет. Мы согласовываем все службы, которые проходят в соборе, чтобы не было накладок ни на какие работы", - сказал собеседник агентства. В пресс-службе добавили, что утренние богослужения в сентябре будут начинаться в зависимости от дня в 8:00 или в 9:00, как и в прежние месяцы, вечерние - в 16:00.
В исполнении Концертного хора Санкт-Петербурга под управлением Владимира Беглецова прозвучит хоровой концерт Альфреда Шнитке «Стихи покаянные» — одно из лучших сочинений в области русской духовной музыки XX века и едва ли не самое трудное произведение a cappella в репертуаре современных хоровых коллективов. Музей посвящает концерт памяти выдающегося композитора, скончавшегося двадцать пять лет назад. Цикл «Стихи покаянные» написан в 1987 году и посвящен Тысячелетию крещения Руси, которое торжественно отмечалось во всем мире в 1988 году. Тогда же состоялась премьера «Стихов». В качестве литературной основы Альфред Шнитке взял древнерусские поэтические тексты XVI века, опубликованные в 1986 году в переводе и с комментариями выдающегося петербургского ученого Александра Панченко.
Исаакиевский собор тестирует новое расписание богослужений
Новости, расписание богослужений, история собора и многое другое. В понедельник в Исаакиевском соборе в Петербурге пройдет праздничное богослужение в. Расписание служб в Исаакиевском соборе. Приход Исаакиевского собора хочет изменить расписание богослужений — РИА Новости, 15.03.2021. 11 октября 2023 года музей-памятник «Исаакиевский собор» открывает новый концертный сезон. Расписание богослужений, исповедей, панихид в храме при Исаакиевском соборе. Адрес: 190000, -Петербург, Исаакиевская площадь, д.4. Новости, расписание богослужений, история собора и многое другое.
В Исаакиевском соборе состоится богослужение в честь 165-летия освящения храма
Новости, расписание богослужений, история собора и многое другое. + В Исаакиевском дадут бесплатный концерт к годовщине освобождения от блокады. Расписание богослужений в 2024 году. Во время проведения службы вход в Исаакиевский собор в Санкт-Петербурге — свободный. Рождественское Богослужение в Исаакиевском соборе 2017 года. Приход Исаакиевского собора хочет изменить расписание богослужений — РИА Новости, 15.03.2021. Визит в храм Исаакиевский собор станет для вас хорошим способом провести досуг и позволит узнать новое о родном городе.
Музейщики удивились планам РПЦ поменять график служб в Исаакиевском соборе
Смысл музыки и всех 11 стихов заключительный 12-й номер звучит без слов — раскаяние в суете, которой зачастую подчиняется человеческая жизнь, и размышления о неминуемости смерти. Сочинение Шнитке заставляет задуматься о том, как и ради чего мы живем, а красота и возвышенность изложения помогают преодолеть страхи и отчаяние и оставляют в душе ощущение катарсиса и веру в то, что всё не напрасно. Впервые, в 1989 году, сразу после московской премьеры, их исполнил хор Валерия Полянского. В 2007 году к этой сложнейшей партитуре обратился Владимир Беглецов, и до сих пор Концертный хор Санкт-Петербурга остается единственным петербургским коллективом, в чей репертуар сочинение входит целиком.
И здесь нет противоречия.
К записке прилагались чертежи, демонстрирующие ошибки Монферрана [48]. Модюи ходатайствовал о прекращении всех строительных работ, кроме каменотёсных и разборки тех частей сооружения, которые были предназначены к сносу. На первом заседании комитета в августе 1821 года были заслушаны два письма Модюи Голицыну об остановке работ и Оленину о вопросах, поднятых в замечаниях к проекту, требующих первоочередного рассмотрения , его записка и возражения на неё Монферрана. Было решено рассмотреть утверждённые планы, фасады и разрезы здания и обследовать само здание в присутствии Монферрана. Первый осмотр постройки состоялся 15 августа [49].
Суть замечаний Модюи, имевших большой резонанс, сводилась к трём основным пунктам: сомнения в прочности фундамента, опасность неравномерной осадки здания и неправильное проектирование купола, размер которого превышал допустимые пределы и возможность обвала купола, опирающегося на разные по времени постройки пилоны [50] [51]. По мнению Модюи, Монферран не имел должной квалификации и опыта для работы над таким серьёзным проектом и, приступая к нему, не понимал, с какими трудностями сопряжено его воплощение [52]. Далее Модюи отмечал, что, приступив к перестройке здания, Монферран не имел должного представления о существующих фундаментах, не знал, на какую глубину нужно будет закладывать новые, и собирался их выполнить из бутовой плиты — способом, не подходящим для такого сложного сооружения. Согласно ответу Монферрана, он осматривал фундаменты под северным углом здания, а также с одним из членов комиссии исследовал погреба [52]. В вопросе о забивке свайного фундамента под оба крыльца вновь сооружаемых портиков, что, по мнению Модюи, было излишним и повлекло за собой «ненужный крупный расход», комитет счёл действия архитектора верными [52]. Как считал Модюи, четыре пилона, на которые опирался фонарь с куполом третьего собора, оставить было «почти невозможно», так как фундамент под «вспомогательными опорами» не выдержит нагрузки существующих пилонов.
Два старых пилона и два вновь сооружённых, по замыслу Монферрана, должны служить опорой для нового фонаря и купола. Модюи указывал, что пилоны, сооружённые в разное время, будут иметь неравномерную осадку. Комитет посчитал, что при сохранении под существующими пилонами старых фундаментов возведение тяжёлого каменного купола небезопасно по причине неравномерной осадки [53]. Узнав о выводах комитета, Александр I поручил ему заняться исправлением проекта, соблюдая при этом условие «сохранения, если так можно, существующих стен, а более того старых и новых фундаментов». Также предписывалось сохранить основные черты проекта Монферрана — пять глав и колонные портики. Решение внутреннего пространства собора, главного купола, освещённости здания предоставлялось на усмотрение комитета.
Монферрану разрешалось участвовать в работе на общих основаниях. В этом конкурсе помимо самого Монферрана участвовали архитекторы В. Стасов, А. Мельников, А. Михайлов-старший и другие [54] [к 3]. По итогам конкурса Комитет не смог принять никакого решения: проекты были переданы на рассмотрение Александру I.
Последний, вероятно, понял, что поставил перед архитекторами неразрешимую задачу, и не дал никаких распоряжений. В работе Комитета наступил перерыв, продолжавшийся до февраля 1824 года, когда появился указ о продолжении проектных работ. В нём снова были повторены условия императора, уступкой стало разрешение изменить удлинённый план предложенный Монферраном на квадратный, что давало некоторый простор для работы архитекторам, но требовало демонтажа части уже построенного фундамента. Разрешено было также разобрать восточные пилоны, что способствовало увеличению подкупольного пространства и созданию конструктивно верной связи барабана с куполом. Таким образом начался второй этап конкурса на исправление проекта, в котором принял участие и сам Монферран. Он изучил конкурсные проекты и переработал свой, взяв некоторые решения из проектов Михайлова 2-го и Стасова, а также предложил свои идеи, исправляя ошибки прежнего проекта.
Императору исправленный проект Монферрана был предоставлен 9 марта 1825 года, он и был утверждён 8 апреля этого же года [55]. Проект 1825 года[ править править код ] Новый проект Монферрана, исправленный и дополненный, был снова признан лучшим и утверждён Александром I 13 апреля 1825 г. Комиссия по строительству была реорганизована — в неё вошли члены упразднённого комитета по рассмотрению замечаний Модюи. Были учтены ошибки прошлых лет: работы по возведению собора уже не велись широким фронтом, разрабатывались рабочие чертежи чего ранее не делалось , составлялись календарные планы и сметы ориентировочные, сроком на один год, общая же стоимость строительства так и не была определена [56]. В новом проекте был увеличен главный купол, а четыре малых звонницы фиксировали углы центрального квадрата. Лёгкая удлинённость базиликального плана с тремя нефами была искусно замаскирована четырьмя симметричными портиками.
В результате храм приобрёл более традиционный для православия пятиглавый вид, но внешняя симметрия далась ценой потери выступа алтарной апсиды в восточной части. Монферран учёл советы и замечания крупнейших русских архитекторов, инженеров, скульпторов и художников. По его новому проекту собор оформлялся четырьмя колонными портиками в проекте 1818 года их было лишь два — южный и северный. Центральная часть собора подчёркивалась подкупольным квадратом, образованным четырьмя новыми опорными пилонами, поставленными шире остальных. Благодаря этому главный купол чётко вписывался в квадрат пилонов и исключалось его провисание. По углам основного объёма устанавливались четыре колокольни, как бы врезанные в стены.
Теперь они располагались ближе к центральному куполу, чем в предыдущем проекте. Этим ещё более усиливалось квадратное построение собора, его общий вид стал более компактным, уравновешенным, центральный купол стал главенствовать в композиции [57] [58]. Симметричные портики позволили объединить главный с художественной точки зрения северный фасад, обращённый к Неве и Медному всаднику, и основной, по канонам церкви, западный фасад, где находится вход в храм. Северный и южный портики с тремя рядами колонн в отличие от однорядных западного и восточного повторяют по идее Монферрана в увеличенном размере колонный портик римского Пантеона 118—120 гг. По распоряжению президента Академии художеств А. Оленина, поддержавшего эту идею, из Рима выписали слепки капителей коринфского ордера Пантеона, они прибыли в Петербург в 1828 году.
Строительство собора[ править править код ] Работы по сооружению фундамента начались ещё в 1818 году, по первому проекту Монферрана. Сложные технические вопросы должен был решать Бетанкур, но, занятый на строительстве других объектов вне Петербурга, он не мог входить во все проблемы, возникающие по ходу строительства [к 4]. Таким образом, Монферран, не бывший инженером, на которого изначально были возложены авторский контроль за качеством материалов и строительства работ, был поставлен в сложное положение. В сферу его обязанностей не входили вопросы снабжения и организации строительных работ, и он добивался у Комиссии расширения полномочий и большей самостоятельности, к 1819 году это ему удалось [60]. Строительство началось с разборки существующих полукруглых апсид и подготовительных работ для возведения новых частей фундамента. Монферран подчёркивал, что новые фундаменты нужно возвести до уровня гранитной базы, обеспечивая таким образом равномерную осадку здания.
На первый год строительства он запросил 506 300 рублей, предполагая, что в течение лета будет добыто достаточно камня для возведения в следующем году фасадов здания до уровня антаблемента [61]. Под новые части фундамента были вырыты траншеи, из которых выкачивали воду. Затем в грунт вертикально вбивали просмолённые сосновые сваи [36] диаметром 26—28 см и длиной 6,5 м. Расстояние между сваями в точности соответствовало их диаметру. По каждой свае делали десять ударов. Если после этого свая не входила в землю, то её с разрешения смотрителя обрезали.
После этого все траншеи были соединены между собой и залиты водой. Когда вода замёрзла, сваи были спилены под один уровень, рассчитанный от поверхности льда [62] [36]. По словам Монферрана, под фундамент было забито 12 130 еловых свай [52]. При устройстве фундамента Монферран применил сплошную кладку, так как считал, что «для фундаментов крупных зданий сплошная кладка предпочтительнее любого другого вида его выполнения, особенно… если здание строится на плоском и болотистом грунте…» Это позволило также лучшим способом связать старый ринальдиевский фундамент с новым и в значительной мере гарантировало здание от опасных последствий осадки. Выломка гранитных колонн в Пютерлаксе в 1820-е гг. Литография середины XIX века по рис.
Монферрана Вырубку гранитных монолитов для колонн собора вели в каменоломне Пютерлакс недалеко от Выборга [63]. Эти земли принадлежали помещице фон Экспарре. Преимуществами именно этого места для каменоломни были большой запас гранита, близость Финского залива с глубоким фарватером и почтового тракта. Вот что отметил в своём дневнике Монферран, впервые посетив каменоломню: «Удивление, которое мы испытывали, когда увидели… гранитные скалы, было, конечно, велико, но оно сменилось прямо восхищением, когда позже мы любовались в первом карьере семью необработанными ещё колоннами…» Работами на каменоломне вначале руководил купец Самсон Суханов , который участвовал также в работах по созданию Ростральных колонн и Казанского собора. Суханов по договору от января 1819 года выступал как производитель работ, однако уже в мае этого же года часть подряда на заготовку колонн была передана купцу Шихину. Позднее подряд был полностью отдан Шихину [64].
В сентябре 1820 года первая колонна для собора была доставлена в Петербург [65]. Метод выломки монолитов гранита, применявшийся в Пютерлаксе, описан в 1824 году Олениным, который посещал ломки вместе с Монферраном и Стасовым. На отвесной гранитной скале находились подходящие по размеру монолиты длиной не менее 8 саженей и шириной в 1 или 2, если из монолита предполагалось изготовление двух колонн без видимых недостатков. Слои гранита в Пютерлаксе разделялись между собой прослойками земли их называли рупазами шириной около полу дюйма. По контуру, отмечавшему длину будущей колонны, сверлились отверстия глубиной до рупаза, расстояния между ними оставляли в 5—6 вершков. В отверстия забивали порох и пыжи и отделяли монолит по длине колонны пороховыми взрывами.
Далее «по горизонтальной поверхности скалы» вбивались железные клинья, рабочие били по ним, пока заготовка не отделялась и не падала на подготовленные леса у подошвы скалы. Оленин отмечал, что работа по отделению гранитных масс была трудной и медленной [66]. Отделённая гранитная масса обследовалась на предмет отсутствия дефектов и соответствия размерам. Затем заготовке для колонн придавалась вчерне «круглая форма» с помощью молотов [67]. Транспортировка из каменоломни осуществлялась на плоскодонных судах, специально для этого изготовленных на заводе Чарльза Берда. Монолиты колонн скатывали на морской берег, где их грузили на баржи.
Каждое судно буксировали два парохода до пристани в Петербурге. Там монолиты выгружали и перевозили по специальному рельсовому пути на строительную площадку для их окончательной обработки. Применение этого рельсового пути на строительной площадке стало первым в России [68]. Часто посещая ломки, Монферран отмечал: «Добывание гранитов, труд сего рода во всех иных местах не весьма обыкновенный, встречают в России очень часто и весьма хорошо разумеют… работы, возбуждающие наше удивление к произведениям древности, здесь не что иное суть, как ежедневное дело, которому никто не удивляется». Установка колонн Исаакиевского собора с помощью лесов , спроектированных А. Бетанкуром около 1830.
Литография середины XIX в. Монферрана Строительство Исаакиевского собора в 1838 году. Монферрана Вид Исаакиевского собора в лесах. Раскрашенная литография по рис. Монферрана 1840 г. Бойка свай, фундаменты под четырьмя башнями, восточным и западным портиками, стилобаты северного и южного портиков были завершены в 1826 году [69].
Следующим этапом строительства было возведение портиков до постройки стен собора.
По завершении богослужения прошёл крестный ход вокруг собора. У главного храма Петербурга сложная судьба. В первые годы советской власти он был разграблен, а в 1928 году закрыт. Ему был придан статус музея.
Общие затраты на строительство составили свыше 23 млн рублей серебром [86]. К 1842 году здание собора было в основном окончено, начались работы по оформлению, продолжавшиеся шестнадцать лет [87]. Длительный срок строительства собора 40 лет современники Монферрана объясняли тем, что некий прорицатель предсказал архитектору смерть сразу после окончания строительства Исаакиевского собора. Поэтому архитектор не спешил со строительством. Монферран действительно прожил чуть меньше месяца после освящения собора [88]. Проекты оформления интерьера собора. Кленце и Монферран[ править править код ] В процессе проектирования внутреннего убранства собора Монферран совершил три поездки в Западную Европу, чтобы изучить на месте разные типы интерьеров храмов первый раз он был в Италии в 1806 году в составе наполеоновской армии. В 1845 году был в Карраре, Генуе и снова во Флоренции и Риме. В 1851 году — в Карраре, где наблюдал за изготовлением мраморных деталей для Исаакиевского собора. Эклектизм мышления новой эпохи историзма проявился и в составленном Монферраном «Архитектурном, художественном и историческом описании Исаакиевского собора», в котором он попытался воссоздать историю архитектуры христианских храмов и представить свой проект как наиболее полный, впитавший все предыдущие достижения. Однако ещё ранее, вероятно, у императора возникли сомнения в способности Монферрана создать презентативный проект оформления внутреннего убранства собора. Когда в 1839 году, в связи с заказом на проектирование здания Нового Эрмитажа Лео фон Кленце посетил Петербург, император Николай I поручил ему составить свой проект убранства Исаакиевского собора. Кленце раскритиковал проект Монферрана и, в частности, предложил росписи в технике энкаустики поручить немецкому живописцу Петеру фон Корнелиусу , устройство витража в алтарной части и даже конструктивные изменения в уже построенном соборе. Возникал конфликт. Монферран рассылал возмущённые письма [89]. Во время заграничного путешествия 1842 года Монферран, помимо Италии, посетил Лондон и Париж ради изучения интерьеров собора Святого Павла и церкви Святой Женевьевы. На обратном пути он отправился в Мюнхен, встретился с Кленце и сумел убедить его в преимуществах собственного проекта. Император Николай I согласился с предложениями Монферрана, и из проекта Кленце был реализован лишь витраж алтарной части, изображающий воскресшего Спасителя в рост. Основная статья: Живопись Исаакиевского собора Эскиз Ф. Бруни для собора — «Святой Дух в сонме ангелов». Начало 1840-х гг. Богоматерь в окружении святых. Плафон главного купола. Фигуры 12 апостолов в барабане купола написаны П. Басиным по картонам Брюллова Воскресение Христа. Руководство живописными работами было возложено на ректора Петербургской Академии художеств профессора В. Шебуева, проект декора и общая концепция росписей разрабатывались Монферраном, рассматривались Синодом и утверждались императором [91]. Одной из главных проблем стал выбор техники исполнения живописных панно [91]. По первоначальному предложению Кленце с ним был согласен Николай I , росписи собора должны были выполняться в технике энкаустики. Однако Бруни, привлечённый к обсуждению способа исполнения будущих росписей, после консультаций с Кленце, прошедших в начале 1842 года в Мюнхене, сделал доклад, в котором указал, что эта техника живописи совершенно непригодна для климатических условий Петербурга. Опираясь на мнение реставратора Валати, Бруни высказался за масляную живопись на холсте, обрамлённую медными рамами с дном. Монферран также склонялся в пользу масляной живописи. Бруни поручили выполнить образец росписи энкаустикой по меди, однако вскоре было решено расписывать стены собора масляными красками по специальному грунту, а образа исполнить маслом на бронзовых досках [92]. В это же время по подсказке Монферрана П. Кривцовым был составлен доклад о желательности учредить русское мозаичное производство, которое не было поддержано Академией художеств. Согласно распределению работ Брюллов должен был расписать главный купол самая большая композиция площадью 800 квадратных метров и паруса в центральном нефе, Бруни — коробовый свод и аттик главного нефа, Дорнер — 12 икон, содержащих 28 изображений, для боковых частей большого иконостаса [90] , Басин — приделы Александра Невского и св. Екатерины [94]. Западная часть собора была отведена под сюжеты на темы из Ветхого завета , восточная — эпизодам из жизни Христа. Шесть картин написал итальянский живописец Чезаре Муссини. Высокая влажность в помещении собора препятствовала созданию грунта, стойкого к неблагоприятным внешним воздействиям. Стену под роспись штукатурили, зачищали пемзой, нагревали жаровнями до 100—120 градусов и наносили на неё несколько слоёв мастики [91]. Невысокое качество основы для живописи стало причиной того, что в некоторых случаях её приходилось удалять, а художникам заново переписывать картины. В отдельных местах грунт отставал от штукатурки. В своём письме от 24 декабря 1849 года Бруни отмечал, что роспись по свежим грунтам невозможна из-за выступающей впоследствии на поверхность живописи из стены «селитряной окиси» [95]. Устойчивый состав был создан только в 1855 году, за три года до завершения живописных работ в соборе [91]. Внутренний вид Исаакиевского собора. Картина 1857 г. Так как в соборе из-за перепада температур, высокой влажности и отсутствия вентиляции сложились неблагоприятные условия для сохранения росписей в первозданном виде, при декорировании внутренних помещений с 1851 года было решено на этом настоял император Николай I для оформления интерьера использовать мозаику. Смальта для Исаакиевского собора производилась в мозаичной мастерской Академии художеств [96] ; 7 декабря 1864 года на 3-й линии Васильевского острова , в специальном здании, появилось учреждение, позже названное «Императорским Мозаическим заведением», которым руководил Ю. Мозаичные иконы для Исаакиевского собора на тот момент создавали его работники: М. Хмелевский, академик Н. Алексеев , И. Бурухин , М. Щетинин , Г. Агафонов , Ф. Гартунг, А. Фролов , Н. Голубцов, М. Муравьёв, П. Васильев , В. Колосов, Е. Солнцев и И. Шаповалов [93]. Создание мозаичных панно продолжалось до начала Первой мировой войны. При создании шестидесяти двух мозаик собора было использовано более 12 тысяч оттенков смальты, фоны набирались из золотой смальты канторели [97]. Мозаичные образы выполнялись с оригиналов Т. Мозаикой заменили картину С. Живаго «Тайная вечеря» [98] , росписи парусов главного купола, аттика «Поцелуй Иуды», «Се человек», «Бичевание», «Несение креста» Басина и пилонов. Мозаичные картины собора экспонировались на лондонской Всемирной выставке 1862 года, где получили высокую оценку [99]. Для храма была изготовлена новая гробница. За образец взяли гробницу храма Спаса на Сенной автор — ювелир Фёдор Верховцев [100]. По предложению Лео Кленце в интерьер собора был включён витраж — элемент декора католических церквей. Изображение Воскресшего Спасителя в окне главного алтаря было одобрено Святейшим синодом и лично императором. Над его эскизом работал немецкий художник Генрих Мария фон Хесс , изготовлен под руководством Макса Айнмиллера — главы «Заведения живописи на стекле» при Королевской фарфоровой мануфактуре в Мюнхене. В окне главного алтаря витраж был установлен в 1844 году для демонстрации Николаю I, вскоре был разобран, судя по документальным упоминаниям; в 1847 году он снова занял своё место в окне [101]. Скульптурный декор фасада[ править править код ] Исаакиевский собор, западный фасад Проект монументально-скульптурного оформления экстерьера четыре горельефа на фронтонах и скульптура по их углам, скульптура аттика и балюстрады купола, барельефы дверей в нишах портиков был разработан Монферраном в 1839 году. Изобразительная программа была предложена Олениным уже в 1834 году, она была воплощена с некоторыми изменениями. Оставаясь всецело в схеме, определяемой принципами ампира , внешний декор собора выполнен не только в ампирных, но и барочных и ренессансных формах [к 7] , отразив в себе переходный период, когда классицистические установки уже перестали удовлетворять художников, и на смену им пришли новые декоративно-пластические принципы [102]. Оленин и скульптор П. Свинцов предлагали привлечь для работы над наружным скульптурным убранством отечественных мастеров. Однако по желанию Николая I два фронтона северного и восточного портиков исполнил французский скульптор Лемер. Его работа, по мнению современников, а позднее и исследователей, была не очень удачной, два горельефа других портиков выполнил И. Витали , произведения которого случайно увидел Монферран во время своей поездки в Москву. Фронтоны портиков отливались на заводе Берда в 1840—1845 годах. Статуи 12 апостолов Витали венчают фронтоны — три из них — для северного портика — были исполнены гальванопластическим методом на заводе герцога Лейхтенбергского [103]. Балюстраду купола украшают двадцать четыре статуи ангелов И. Герман , 1839—1840 , держащие различные символы и атрибуты. Моделями для их фигур послужили отливки с античных статуй из Академии художеств [104]. Наружные двери собора проект Монферрана, утверждённый 1840 году, создан под влиянием ворот Л. Гиберти для флорентийского Баптистерия Сан-Джованни поручены по контракту 1845 года И. Витали помогали скульпторы Р. Залемана и А. Изготовлены по желанию императора Николая I гальванопластическим методом, руководство процессом на заводе герцога Лейхтенбергского было поручено изобретателю метода академику Б. Якоби [104]. Стоимость строительства[ править править код ] Общая стоимость сооружения собора с 1818 года до полного окончания работ в 1864 году составила 23,26 млн рублей серебром. Из них стоимость сооружения фундамента составила 2539 тыс.
Исаакиевский собор в санкт-петербурге: часы работы, расписание богослужений, адрес и фото
Новости, расписание богослужений, история собора и многое другое. + В Исаакиевском дадут бесплатный концерт к годовщине освобождения от блокады. В пресс-службе государственного музея-памятника (ГМП) "Исаакиевский собор" сообщили ТАСС, что в расписании богослужений, которое было согласовано с руководством ГМП, значится, что они будут проходить по прежнему графику. День памяти и скорби пройдет в Исаакиевском соборе. Новости, расписание богослужений, история собора и многое другое. В Исаакиевском соборе состоится богослужение в честь 165-летия освящения храма.