Пятничная молитва начинается в то же время, что и полуденный намаз и проводится в мечетях или в специально отведенных для этого местах.
Время молитвы в Москве
Пятничный Намаз. Пятничный намаз — это обязательный (фард) намаз, совершаемый коллективно (джамаат) во время полуденного намаза. Время намаза на Апрель в Махачкала. Время намазов по Шафии мечети №3 на Больших Исадах ("Красная" мечеть).
Пятница – день мусульман
Пятничный намаз начинается в 12 часов дня. Точное время намаза на сегодня, расписание намаза на сегодня, во сколько нужно делать намаз для мужчин и женщин. Время намазов по Шафии мечети №3 на Больших Исадах ("Красная" мечеть). Расписание намазов. Намаз. Россия. Казахстан. В Москве ад-духа начинается сегодня в 05:13 и продолжается до 12:18.
Сколько раз в неделю мусульмане ходят в мечеть в пятницу
В Татарстане с началом мая для мусульман меняется время намазов | Сколько ракатов в Джума намаз? |
Время намазов | Точное время намаза на сегодня В любом городе Расписание на месяц ⑤ Пять обязательных молитв: Фаждр, Зухр, Аср, Магриб, Иша. |
Время намаза в Москве на сегодня | Расписание намазов - 2024 | Считается, что совершивший пятничный намаз в мечети освобождается от совершения зухра в этот день, но наиболее благочестивые мусульмане читают ещё и зухр, по завершении джума намаз. |
Порядок совершения Пятничной молитвы в Центральной Мечети г. Махачкала
Женщины, дети, путники[4] и физически немощные люди не обязаны посещать пятничную проповедь. Утром в пятницу желательно совершить полное омовение. Пророк Мухаммад да благословит его Всевышний и приветствует говорил: «Если кто-то из вас собирается пойти на пятничную проповедь, то пусть совершит полное омовение гусль »[6]. Из чего состоит пятничный намаз джума Время совершения — это время полуденной молитвы Зухр. Совершается только в мечетях и местах, специально отведенных для молитвы-намаза. Пятничный намаз состоит из восьми ракяатов сунны и двух ракяатов фарда. Порядок их выполнения следующий: четыре ракяата сунны, два ракяата фарда и четыре ракяата сунны[7]. Четыре ракяата сунны Первый азан. По окончании азана как читавший, так и слышавший его произносят «салават» и обращаются ко Всевышнему с молитвой, традиционно читаемой после азана.
Ният намерение : «Я намереваюсь выполнить четыре ракяата сунны пятничной молитвы, делая это искренне ради Всевышнего». Последовательность совершения аналогична четырем ракяатам молитвы Зухр. Выполняется, как все молитвы-сунны, каждым самостоятельно[8]. Второй азан. Видео кликните для воспроизведения. По окончании азана как читавший, так и слышавший его произносят «Салават» и, воздев руки на уровень груди, обращаются ко Всевышнему с молитвой, традиционно читаемой после азана. Проповедь начинается словами восхваления Господа миров и прошением благословения для пророка Мухаммада. Затем проповедник, цитируя Священный Коран и Сунну, обращается с проповедью, тема которой должна быть актуальна для данного региона и полезна для пополнения духовных и жизненных сил в сердцах и делах мусульман[9].
Вторая проповедь Вторая проповедь более коротка, чем первая, и носит назидательный характер. Нужно добавить, что с момента восхождения имама на минбар и до призыва икамата на два ракяата фарда все прихожане должны строго сохранять молчание, особенно во время самой проповеди. Пророк да благословит его Аллах и приветствует подчеркивал: «Кто разговаривает во время пятничной проповеди, тот подобен мулу, несущему на себе священные книги [то есть тому, кто, имея возможность обогатиться атмосферой наставления, Божественным благословением и крупицами знаний, невежественно пренебрегает этим, игнорирует, идя против повеления Пророка]»[10]. Исключениями могут быть ответ на приветствие; прошение у Всевышнего благословения для Пророка «салават» при упоминании его имени; предупреждение об опасности и подобного рода крайне вынужденные случаи. Два ракяата фарда Икамат. Ният намерение : «Я намереваюсь совершить два ракяата фарда пятничной молитвы, делая это искренне ради Всевышнего»[11]. Два ракяата фарда выполняются в точном соответствии с порядком выполнения двух ракяатов фарда утренней молитвы. Имам проводит молитву вслух.
Четыре ракяата сунны Ният намерение : «Я намереваюсь совершить четыре ракяата сунны пятничной молитвы, делая это искренне ради Всевышнего». После этого молящийся выполняет все в той же последовательности, как и первые четыре ракяата сунны пятничной молитвы. Пятничная молитва, в отличие от других, не восполняется. Если время, отведенное для нее, вышло, то совершается полуденная молитва Зухр[13]. Ахмада, Ибн Маджа и аль-Байхакы. Бейрут: аль-Фикр, 1994. Сунан ат-тирмизи [Свод хадисов имама ат-Тирмизи]. Бейрут: Ибн Хазм, 2002.
Миркат аль-мафатих шарх мишкят аль-масабих. Бейрут: аль-Фикр, 1992. Богословы-ханафиты говорят в этом случае о сроке в пятнадцать дней и более. Канонические облегчения распространяются на путника, если он находится 2 в пути или 2 на новом месте пребывания менее указанных сроков. Аль-фикх аль-ислами ва адиллятух. Читайте так же: молитва на просветление разума [10] См. Нейль аль-автар [Достижение целей]. Бейрут: аль-Фикр, 1998.
Те, кто стоят за имамом, должны оговорить, что совершают молитву с имамом. Совершив вместе «тасбихат», верующие встают одновременно и приветствуют друг друга, общаются. Как правильно совершать пятничный намаз? Каждый новый день — это подарок от Аллаха, но к сожалению, за мирской суетой мы забываем об этом. Для мусульман особо значима пятница, но даже этот день мы часто проживаем как обычный, даже не осознавая скольких благ мы лишаемся. Главным поклонением дня пятницы является коллективный намаз. В священном Коране говорится: «О верующие! Если призовут в пятницу к молитве, то устремитесь к поминанию Господа и оставьте торговлю.
Она является более величественной, чем день праздника Разговения и день праздника Жертвоприношения».
Имаму желательно до проповеди сесть на минбар, повернувшись к джамаату. Второй азан муаззину желательно произносить перед ним. Хутбу сначала начинают с восхваления Всевышнего Аллаха, затем с произнесения обоих свидетельств и чтения салавата Пророку Мухаммаду мир ему и благословение. Желательно также прочитать несколько аятов из Корана и хадисов, разъяснить их смысл. Затем прочитать проповедь, тема которой должна быть актуальна для данного региона и полезна для укрепления богобоязненности в сердцах и делах мусульман. Во время второй проповеди желательно совершить дуа мусульманам. Так как совершают две проповеди, то желательно между ними сесть.
Также желательно вместе с имамом, в соответствии с Сунной Пророка мир ему и благословение , прочитать тасбихи. Это особенно желательно в современной России, где мусульмане имеют мало возможностей для частых встреч и очень нуждаются в совместных в джамаате мольбах-дуа, особенно в такой великий день, как пятница. Совершив вместе тасбихи, верующие встают одновременно и приветствуют друг друга, общаются, делятся радостями. Нежелательные действия пятничного дня 1. Нежелательным, приближённым к запрещённому действию, является перешагивать через других верующих с целью пройти в передние ряды мечети, так как этим вы приносите им определённый вред. Придя в мечеть, нельзя ходить между рядами и, бесцеремонно раздвигая людей, беспокоя их, стараться занять место в передних рядах. Безусловно, передние ряды весьма почётны. Но они для тех, кто пришёл раньше.
После азана или икамата, когда люди встанут для молитвы плотнее друг к другу, свободные места в переднем ряду займут стоящие сзади. Тем, кто пришёл позже, лучше всего занять любое свободное место, чтобы не впасть в грех, пробираясь вперёд. Пробираясь в передние ряды, задевая других, вы отвлекаете их, мешаете им сосредоточиться, оскорбляете их чувства и навлекаете на себя гнев Аллаха. В хадисе сказано: «Если кто-либо, придя на пятничную молитву, будет, беспокоя людей, пробираться в передние ряды, то пусть знает, что он прокладывает себе мост прямо в ад». Нежелательно имаму во время выхода для чтения хутбы приветствовать джамаат, так как этим он вынуждает их отвечать ему, а это является порицательным для них. Также относится к порицаемому, приближённому к запрещённому, продавать что-либо или покупать что-либо после пятничного азана, и также относятся к порицаемому, приближённому к запрещённым вещам, все действия, которые отвлекают человека от намаза. Нежелательным является есть, пить в мечети во время хутбы. Нежелательным является поднимать другого человека, чтобы сесть на его место, так как Пророк Мухаммад мир ему и благословение сказал: «Пусть никто из вас не поднимет другого с его места в пятничный день, чтобы сесть туда, однако пусть скажет, чтобы ему дали место».
Также запрещено совершать намаз или дуа, здороваться и разговаривать в то время, когда имам поднялся на минбар для чтения проповеди, так как Пророк мир ему и благословение сказал: «Когда кто-нибудь из вас зайдёт в мечеть в то время, когда имам делает хутбу, пусть он не совершает намаз и не разговаривает до тех пор, пока имам не завершит свою хутбу, и пусть также не отвечает на салам». С момента восхождения имама на минбар и до окончания двух ракаатов фард-намаза все люди в джамаате должны строго сохранять молчание, особенно во время самой проповеди. Пророк мир ему и благословение предупреждал: «Если во время пятничной проповеди ты скажешь соседу своему "Замолчи", то твой приход в мечеть на пятничную проповедь будет впустую». Учёные-богословы, комментируя сказанное, уточнили: «Вознаграждение за участие в пятничной молитве, даже при незначительном разговоре во время проповеди, не будет полным». Но все богословы без исключения согласны во мнении относительно того, что обязательная молитва засчитывается данному человеку , то есть она канонически действительна, и перечитывать её не надо. В соответствии с двумя упомянутыми и несколькими другими достоверными хадисами, во время пятничной проповеди необходимо слушать имама и строго сохранять молчание. В противном случае мы уходим с пятничной молитвы без вознаграждения саваб , в котором мы так сильно, особенно сегодня, нуждаемся. Пусть Всевышний примет наши молитвы, будет Милостив к нам и убережёт нас от ошибок!
В этот праздничный день мужчинам обязательно фард совершение пятничной молитвы. Когда возглашают азан на пятничную молитву, то устремляйтесь поминать Аллаха усердно, оставив торговлю. Ведь то, что велено вам, лучше для вас, если вы знаете. А когда будет завершена молитва, то расходитесь по земле и ищите милости Аллаха, поминайте Аллаха часто, - чтобы были спасены». Посланник Аллаха, мир ему и благословение Аллаха, трижды повторил: «Клянусь, либо люди прекратят пропускать пятничные молитвы, либо Аллах запечатает сердца их, после чего они непременно окажутся в числе пренебрегающих». Кроме этого есть 6 других обязательных условий: Мужчина для женщин совершение пятничной молитвы не обязательно ; Свободный от рабства; Не слепой; Имеющий здоровые ноги. После второго призыва азан имам поднимается на минбар для чтения проповеди хутбы. Пятничный намаз.
Порядок выполнения «О верующие! Также необходимо помнить слова посланника Божьего: «Кто оставит пятничную молитву три раза [подряд], пренебрегая ею, сердце того будет запечатано Господом». Четыре ракяата сунны По окончании азана как читавший, так и слышавший его произносят «салават» и обращаются ко Всевышнему с молитвой, традиционно читаемой после азана. Вторая проповедь более коротка, чем первая, и носит назидательный характер. Два ракяата фарда Ният намерение : «Я намереваюсь совершить два ракяата фарда пятничной молитвы, делая это искренне ради Всевышнего».
Они глухи, немы и слепы [не желают слышать, не стараются объективно смотреть на происходящее вокруг и просто не намерены иметь такой подход, не могут точно сформулировать, чего хотят и что их на самом деле беспокоит]. Они уже не вернутся [к свету, хотя им будет дано много шансов... Коран, 2:17, 18.
Порядок совершения[ править править код ] Перед молитвой мусульманину желательно совершить полное омовение , остричь ногти и надеть чистые, праздничные одежды. Желательно также надушиться благовониями. Есть чеснок, лук и другие продукты с острым запахом перед посещением мечети запрещено. Перед молитвой произносится второй по счёту азан и читается специальная проповедь — хутба. Проповедь состоит из двух частей. Между этими частями проповеди имаму желательно присесть на короткое время. После проповеди молящиеся совершают за имамом двух ракаатный намаз.
Совершение пятничной молитвы освобождает от обязанности совершения полуденной молитвы.
Как совершать пятничный намаз: сроки и длительности джумы
Когда призывают на молитву в пятничный день, устремляйтесь к поминанию Аллаха и оставьте торговлю. Так будет лучше для вас, если бы вы только знали» сура «Собрание», аят 9. Пророк мир ему благословение Аллаха сказал: «Пятничная молитва является обязательной для всех мусульман…» Абу Дауд. Пророк мир ему благословение Аллаха также сказал: «Люди должны перестать пренебрегать пятничными молитвами, не то Аллах запечатает их сердца, и тогда они станут безразличными» Муслим. Мудрость предписания пятничной молитвы В предписании пятничной молитвы много мудростей и пользы. Одна из самых важных — еженедельная встреча мусульман друг с другом. Они собираются для наставления, которое укрепляет их единство и согласие. Пятничное собрание, сопровождающееся поклонением Аллаху плечом к плечу, усиливает любовь мусульман друг к другу, способствует знакомствам и взаимопомощи между людьми.
Также эта встреча даёт им возможность следить за событиями, происходящими в окружающем обществе. Поэтому шариат побуждает мусульман присутствовать на пятничной молитве и предостерегает от её оставления или пренебрежения ею. Передаётся, что Посланник Аллаха мир ему и благословение Аллаха сказал: «Аллах запечатает сердце того, кто пропустит три пятничные молитвы, пренебрегая ими». Пятничная молитва обязательна для каждого, кто соответствует следующим условиям: 1. Совершение пятничной молитвы не требуется от немусульманина, в том смысле, что его поклонение не будет действительным без принятия ислама. Однако на том свете с него будет спрошено за её оставление. Совершение пятничной молитвы не является обязательным для ребёнка.
Человек, потерявший разум или не имевший его, также не обязан совершать пятничный намаз. Принадлежность к мужскому полу. Совершение пятничной молитвы не является обязательным для женщины. Совершение пятничной молитвы не является обязательным для больного, которому по причине боли или болезни трудно находиться в мечети.
Доказательство из Корана. Когда вас зовут на соборную молитву в пятницу, проявляйте рвение в поминании Аллаха, оставив торговые дела. Это лучше для вас, если только вы разумеете» 1061 Слово «зикр» поминание позднее было растолковано как «намаз джума» и «хутба» проповедь 1062.
Доказательства из сунны. В отношении условий1063 выполнения намаза джума, достоинств1064 его совершения, а также в отношении тех, кто не совершает этот намаз, известно много хадисов1065. Некоторые из них будут приведены в соответствующих главах. Здесь мы ограничимся хадисом, приведенным Абдуллахом бин Умаром: «Посланник Аллаха саллаллаху алейхи ва саллям повелел: «Для услышавшего азан к намазу джума совершение намаза джума является фардом» 1066. Доказательства из иджмы. Все ученые единогласны в том, что совершение намаза джума является фардом, однако расходятся в условиях и форме выполнения этого намаза1067. Теперь рассмотрим подробнее условия, соблюдение которых необходимо для действительности намаза джума.
Больше внимания уделим вопросам места выполнения этого намаза, его действительности, количества людей. По этим вопросам и возникают разногласия. Б — Условия для фарда намаза джума Намаз джума, как и термины «намаз», «пост», «хадж», «закят», с точки зрения «усулюль-фикх» методики , является термином, имеющим свойства «муджмал» неполное, скрытое пояснение. Поэтому возникла необходимость толкования аятов, хадисов и пояснений сподвижников относительно формы и условий выполнения этого намаза, ибо Посланник Аллаха саллаллаху алейхи ва саллям говорил:«Выполняйте намаз так, как выполняю я! Исключение составляют лишь путники, невольники, дети, женщины и больные» 1069. Всем мужчинам, не имеющим уважительной причины, посещение пятничной молитвы обязательно. Исходя из этого, для действительности намаза джума существуют следующие условия: 1.
Обязателен мужчинам. Совершение намаза джума для женщин не является фардом. Но если они совершили коллективный намаз намаз джума , то намаз зухр им можно не выполнять1070. Быть свободным. Невольникам и пленникам, а также тем, кто находится в местах лишения свободы, достаточно вместо намаза джума совершить намаз зухр. Быть «мукым» постоянно проживать в определенной местности. Для путника совершение намаза джума не является фардом, так как путешествие связано со значительными трудностями.
Например, трудно найти место, куда можно сложить вещи, или имеется вероятность отстать от спутников. Поэтому для путников существуют правила, по которым выполнение религиозных предписаний облегчается. Быть здоровым и не иметь недугов. Тем людям, у которых, посещение мечети для намаза джума может вызвать ухудшение состояния или отдалить выздоровление, джума не является фардом. Также позволяется не посещать намаз джума ухаживающим за больными, пожилым людям, незрячим, инвалидам, страдающим чесоткой и другими кож- ными заболеваниями , а также дежурным полиции и пожарной службы. Им достаточно совершить вместо джума намаз зухр. Если у таких людей есть возможность присоединиться к джамаату, то им разрешается пойти в мечеть для совершения намаза джума1071.
В — Условия, соблюдение которых необходимо для действительности намаза джума Чтобы намаз джума был действительным, должны иметь место следующие обстоятельства: 1. Место, где совершается намаз джума, должно находиться в черте города, или же этот населенный пункт должен иметь статус города. Данное требование исходит из некоторых сообщений и практических действий сподвижников. Мусульманские правоведы считают эти слова Али радыйаллаху анху достаточными для принятия во внимание и руководства1072. Выражение «многолюдный город», употребленное в этом хадисе, исламские правоведы толкуют следующим образом. Они считают, что местность, где проживает около 40 людей, находящихся в здравом уме, достигших совершеннолетия, свободных и постоянно проживающих там, является городом, поэтому ее жителям выполнение намаза джума обязательно, то есть фард1073. Город и село — это слова-синонимы.
При этом количество и плотность населения не имеет значения. Ученые, считающие, что намаз джума можно совершать в небольших населенных пунктах, в качестве доказательства приводят следующие факты: 1. Тот ответил: «Где бы вы ни находились, совершайте намаз джума». Имам Малик сообщил, что сподвижники совершали намаз джума на берегу рек, расположенных между Меккой и Мединой, хотя в тех местах никогда не было городов1074. Ученые, считающие, что намаз джума совершают лишь в больших населенных пунктах, приводят следующие доводы: 1. Так как Умар радыйаллаху анху знал, что сподвижники не станут совершать намаз джума в пустыне и степи, то приказал: «В каком бы вы городе ни находились, совершайте намаз джума». Мнение Умара бин Абдульазиза является персональным, поэтому ученые не принимают его слова в качестве доказательства.
Место «Айле», где совершили намаз джума, представляет собой порт на Красном море, а Джуваса — это важный форпост в Бахрейне, принадлежащий Абдулькайсу. И хотя эти места являются «каръя» поселками , но, так как здесь были силовые структуры и проживали правители, они считались городами1076. А то, что ибн Аббас назвал Джувасу деревней, не мешает считать ее городом того времени, ибо на их наречии слово «каръя» означало как деревню, так и город. И в Коране слово «каръя» использовано в этом смысле: «Еще они сказали: «Почему этот Коран не был ниспослан какому-либо важному мужу из двух из- вестных селений? Два «каръя» — это города Мекка и Таиф. С другой стороны, Мекку называют еще «Уммуль-кура» мать деревень 1078, а в том, что Мекка была городом, нет никаких сомнений. А раз Джуваса была крепостью, значит, в ней были правители, судьи и ученые.
И он добавлял, что по сообщению Хасана, наместник Хадджадж, не совершая намаз джума, постоянно жил в селе1081. Иногда он приходил на намаз джума, а иногда — нет. Этот факт свидетельствует о том, что совершение намаза джума дозволено только в центре, в самих городах1082. Примеры из практики 1. Посланник Аллаха саллаллаху алейхи ва саллям при жизни совершал намаз джума только в центре Медины. Мусульмане, проживающие в окрестности города, приходили сюда. И так как сподвижники приходили оттуда на намаз джума поочередно, следовательно, намаз джума не был для них фардом.
В противном случае, им было бы приказано совершать намаз джума коллективно в местах проживания или же всем вместе приходить в Медину. С другой стороны, известно, что Пророк саллаллаху алейхи ва саллям повелел жителям Куба расположенной в 2-х милях от Медины присутствовать в Медине для совершения намаза джума. Когда в период правления «хулафаур-рашидин» четыре праведных халифа было завоевано множество стран, джума выполняли только в центре города. Это свидетельствует о том, что они считали совершение джума в городе большом населенном пункте одним из обязательных условий для действительности намаза. Намаз зухр является фардом, поэтому его невыполнение может быть только на основе твердого «насса» предписаний аятов и хадисов. Четкое определение «насса» предписы- вает выполнение намаза джума. Этот намаз является самым главным символом Ислама, а осуществление этого возможно лишь в прекрасных городах1083.
В свете приведенных в исторических источниках сведений данный вопрос можно рассмотреть в следующих аспектах: а Города и поселки Каждый населенный пункт, в котором есть управляющий, муфтий и органы правопорядка, обладающие полномочиями и возможностями для контроля над соблюдением законов и сохранением порядка в обществе, является городом. Позднее в произведениях исламских правоведов не придавалось особого значения наличию дорог, рынков и базаров, так как в любом городе или поселке все это есть. В мечетях и местах отправления религиозных ритуалов таких населенных пунктов разрешено выполнение намазов джума. Все ученые единодушны в этом вопросе1084. По этому определению, областные центры считаются городами. Их можно сравнить с Меккой и Мединой, относительно которых нет сомнений, что они являются городами.
В мечетях и местах отправления религиозных ритуалов таких населенных пунктов разрешено выполнение намазов джума.
Все ученые единодушны в этом вопросе1084. По этому определению, областные центры считаются городами. Их можно сравнить с Меккой и Мединой, относительно которых нет сомнений, что они являются городами. Данное определение в духе Абу Юсуфа. Большинство исламских правоведов, живших в более поздние времена, издавали фетву, исходя именно из этого. Если в населенном пункте есть представители власти, то, по мнению Имама Мухаммада, это место также считается городом1085. По этому критерию, районные центры и многие поселки считаются городом.
Наличие разрешения, выданного государственными органами Вопрос о «наличии разрешения, выданного представителем власти», чтобы намаз джума считался действительным, издавна был предметом спора между исламскими правоведами. Некоторые из них утверждали, что разрешение обязательно, но были и такие, которые не считали это нужным. Мы хотим привести доводы оппонентов и затем дать им оценку. В своем выводе они опираются на хадис, сообщенный Джабиром ибн Абдуллахом и ибн Умаром: «Если кто-либо при моей жизни не совершит намаз джума, или же, имея правителя справедливого или тирана , не признает или отнесется к нему с пренебрежением, пусть Аллах не даст ему удачи и не даст ему благополучно закончить свои дела» 1086. В этом хадисе, чтобы джума был фардом, ставится необходимое условие о наличии правителя. При этом не имеет никакого значения: справедливый он или несправедливый. Так как намаз джума совершается при большом стечении народа и хатыб проповедник выступает перед ними с речью, большое значение имеет сохранение общественного порядка.
Если не принимать разрешения госорганов как необходимое требование для совершения намаза джума, среди народа могут возникнуть волнения. Кроме того, руководство намазом и чтение хутбы представляет собой почетную обязанность, поэтому среди религиозных служащих может возникнуть соперничество. Также может помешать совершению намаза личная неприязнь или корыстные интересы отдельных лиц. Желание каждой группы руководить намазом сводит к нулю всю пользу от намаза джума. Если одна группа решит совершить намаз, а другая откажется, главная цель не будет достигнута. Одним словом, учитывая «психологию толпы» и другие причины, выполнение намаза джума должно происходить под контролем властей. Но если власти проявят равнодушие к этому или без особой причины решат воспрепятствовать совершению намаза джума, мусульманам можно собраться и совершать намаз под руководством одного из имамов.
По этому вопросу Имам Мухаммад приводит следующее доказательство: «Когда Усман радыйаллаху анху находился в Медине под осадой, остальные сподвижники собрались и совершили намаз джума под руководством Али радыйаллаху анху »1087. Бильмен отмечает, что в «даруль- харб»1088 дозволено так поступать1089. Нужно ли, чтобы глава государства или областные и районные руководители лично возглавляли намаз джума? По этому вопросу ибн уль-Мунзир сказал: «Издавна было заведено, чтобы намазом джума руководили главы государств или назначенные ими лица. Но если их нет, люди совершали намаз зухр»1090. Однако позже подобная практика канула в лету и эту обязанность взяли на себя имамы и хатыбы. В своде законов фикха «аль-Фетаваи хиндия» сказано: «Нынешнее положение дел таково, что начальник полиции, губернатор или кады прокурор не могут возглавлять намаз джума, так как государством на них эта обязанность не возложена.
Исключением является тот случай, если руководство намазом джума вменено им в обязанность в инструкции или в приказе назначения на должность1091. Когда Усман радыйаллаху анху был избран халифом, на первом после вступления на пост намазе джума во время хутбы он от волнения потерял дар речи. Когда он оправился от волнения, то дал понять, что в дальнейшем хутбу могут читать хатыбы с правильной дикцией1092. Ясно, что если главой государства является женщина, принцип руководства намазом джума может не осуществляться. В таких случаях намазом руководит лицо, назначенное главой государства1093. Это мустахаб или проявление такта и уважения. Высказывая это мнение, они опираются на принцип «кыяс», то есть сравнивают намаз джума с обязательным намазом.
Как для совершения пятикратного обязательного намаза джамаатом не требуется разрешение властей, так и не требуется для намаза джума. Другим доказательством является случай из истории, когда мятежники заключили Усмана дома, и Али радыйаллаху анхума без разрешения халифа возглавил намаз джума1094. Ханафиты утверждают, что Али радыйаллаху анху принял решение возглавить намаз по той причине, что народ собрался на намаз, а для получения разрешения у халифа не было возможности. Поэтому поведение Али радыйаллаху анху не доказывает, что можно каждый раз совершать намаз джума без разрешения властей1095. В итоге можно сказать, что ханафиты придавали большое значение сохранению порядка в обществе. Численность джамаата Взгляды правовых школ также различаются по вопросу численности джамаата, необходимого для действительности намаза джума. Абу Ханифа считал, что кроме имама должно быть еще три человека, тогда как Абу Юсуф и Имам Мухаммад утверждали, что необходимо участие двоих мужчин.
Доказательством является аят Корана о призыве людей к намазу, где употреблена множественная форма: «Когда вас позовут к молитве дня собрания, спешите к поминанию Аллаха» 1096. Абу Ханифа считал, что множественное число употребляется в отношении трех человек, а его ученики считали, что в отношении двух. По известному мнению Имама Шафии и Ахмада бин Ханбаля, для действительности намаза джума должно быть сорок мужчин, умственно полноценных, свободных, достигших совершеннолетия и проживающих в определенной местности. Что касается местности, где нет столько мужчин, то там намаз джума не совершается. В качестве довода они приводят историю совершения мусульманами первого намаза джума в местечке под названием Бани Баяда Харра, где в намазе участвовало 40 человек1097. Имам Малик не указывает на какое-либо число участников. По его мнению, джамаат по численности может быть гораздо меньше сорока человек, например, из 12 человек.
Доказательство следующее: «Однажды Посланник Аллаха саллаллаху алейхи ва саллям читал хутбу, находясь на минбаре. В это время стояла засуха. И тут пришла весть, что в Медину прибыл караван. Люди, узнав об этом, покинули мечеть, и там осталось всего 12 человек1098. Аят об обязательности совершения джума был ниспослан именно в этот момент». Так как во времена Пророка саллаллаху алейхи ва саллям и его сподвижников намаз джума совершали с участием различного количества людей, то лучше не ставить условие об участии определенного количества людей, а, как ханафиты, ограничиться понятием «джамаат», так как указание в хадисах на конкретное количество людей может быть чистой случайностью. Одновременное совершение намаза джума в нескольких местах в одном городе Причиной разногласий, возникших по этому вопросу, является то, что во времена Пророка саллаллаху алейхи ва саллям и его сподвижников намаз джума совершали только в центре города и в одной мечети.
Абу Ханифа и Имам Мухаммад считают, что можно совершать намаз джума сразу в нескольких местах города. В книге «аль-Фатаваи хиндия» сказано, что это наиболее достоверное мнение ханафитов, но в тоже время ее авторы приводят и совершенно противоположное мнение. Абу Юсуф говорил, что в случае необходимости в одном районе можно совершать намаз джума только в двух мечетях1099. Сначала Имам Шафии утверждал, что в одном районе намаз джума можно совершать только в одной мечети, но, когда увидел, что в Багдаде намаз джума совершают в нескольких мечетях, промолчал. Ученые, утверждающие, что в одном городе можно совершать намаз в нескольких мечетях, приводят следующие доводы: пока Усман находился в окружении мятежников, Али радыйаллаху анхума руководил намазом джума. Кроме того, он возглавил праздничный намаз за пределами Медины, в пустыне. А пожилые и слабые люди совершили намаз в центре города.
Правила совершения праздничного намаза такие же, как намаза джума. С другой стороны, хадис: «Намаз джума совершают лишь в многолюдном городе» имеет абстрактный характер и не указывается, что в таком городе намаз совершают только в одной мечети. Ведь если город большой, то очень сложно вместить всех людей в одну мечеть1100. В аятах Корана говорится: «Господи наш! Не возлагай на нас то, что нам не под силу»1101. Вакт время Время выполнения намаза джума — это время совершения намаза зухр. Анас ибн Малик говорил: «Пророк саллаллаху алейхи ва саллям совершал намаз джума в тот момент, когда солнце начинало склоняться к западу»1103.
Если намаз джума не совершили, то делают када намаза зухр.
Руководителем намаза является имам, все движения повторяются за ним. В кыяме произносится только дуа «Субханяка». Восхваления в намазе произносятся вместе с имамом: имам произносит вслух, остальные — про себя. Далее самостоятельно совершаются 4 ракаата сунны.
Время намаза — Махачкала
Аль-ихсан фи такриб сахих ибн хаббан [Благородный поступок в приближении к читателям свода хадисов Ибн Хаббана]. Бейрут: ар-Рисаля, 1991 1997. Шарх рияд ас-салихин [Прогулка праведников. Комментарий к книге «Сады благонравных»]. Бейрут: ар-Рисаля, 2000. Джума-намаз: пятничная молитва и её нюансы Мусульманские учёные всех мазхабов едины во мнении, что джума-намаз вменяется в обязанность каждому верующему в степени ваджиб во всех суннитских правовых школах, кроме ханафитской, этот хукм приравнивается к фарду. В Своей Книге Господь миров сказал следующее: «О те, которые уверовали! Когда призывают на намаз в пятничный день, то устремляйтесь к поминанию Аллаха…» 62:9 Заключительный посланник Всевышнего с.
Её величественность считается большей, чем даже у двух исламских праздников — Ид аль-Адха Праздник жертвоприношения и Ид аль-Фитр Праздник разговения. Соответствующий хадис приводится в сборнике аль-Байхаки. Кликните на эту ссылку, чтобы посмотреть время джума-намазов в городах России. Как читать пятничную молитву 1. Ати Мухаммадан-иль уасилята уаль фадылята уабгасху макамам-махмуданиллязи уагьадта. Иннакя ля тухлифуль-мигад». Перевод: «О Аллах, Господин этого совершенного призыва и готовящейся к исполнению молитвы!
Дай Мухаммаду самое высокое положение в Райской обители, добродетели и воскреси его на самом хвалебном месте, обещанное Тобою. Нет никаких сомнений в том, что Ты выполнишь обещанное». Завершив дуа, молящийся встаёт на совершение первых четырёх ракаатов. Он выполняет все действия, как и в случае с обязательными ежедневными намазами, которые состоят из точно такого же числа ракаатов. Далее имам встаёт на минбар, произносит приветствие в адрес мусульман. Сделав это, он садится на ступеньки минбара. В этот момент муэдзином произносится второй азан и верующие снова читают про себя вышеописанную молитву-дуа.
Затем имам принимается рассказывать проповедь прихожанам и произносит хутбу. В ней он традиционно произносит слова восхваления Создателя миров, благословляет Заключительного Его посланника с. После проповеди следуют 2 ракаата фарда коллективно всем джамаатом и 4 ракаата суннат. Особенности джума-намаза Для этого намаза, помимо обычных требований к обязательным молитвам наличие тахарата, покрытие постыдных мест, направление на Кыйблу и т. Для мужчин этот намаз обязателен, тогда как на женщин это обязательство не распространяется. Время пятничной молитвы — солнце должно пройти стадию зенита до того, пока тень объектов не станет равна их высоте. Различные богословско-правовые школы устанавливают разные условия по необходимой численности джамаата, чтобы намаз был засчитан как пятничный.
Согласно ханафитскому мазхабу, требуется от 3 или 5 человек некоторые учёные этой богословско-правовой школы говорят о 7 верующих. Шафииты и ханбалиты настаивают на численности джамаата в 40 мусульман, включая имама. Маликитский мазхаб занимает срединную позицию — 12 человек, без учёта имама. Намаз джума включает в себя четыре ракаата суннат, два ракаата фарда и четыре ракаата суннат. Однако в данном вопросе есть некоторые нюансы. Первые четыре ракаата богословы каждого из мазхабов признают важными на уровне сунны-муаккада. Если вести речь о последних четырёх ракаатах, то тут ситуация не столь однозначная.
Ханафитская, шафиитская и ханбалитская школы также склонны считать суннат после двух ракаатов фарда сунной-муаккада, тогда как маликиты рассматривают её как практику Пророка Мухаммада с. Джума-намаз равен полуденному? Интересно мнение алимов четырёх мазхабов относительно того, заменяет ли джума намаз-зухр. Единой позиции по этому вопросу нет. Если в населённому пункте есть одна мечеть, и всё мужское население проходит туда на пятничный намаз, то нет потребности читать дневной. Но в ситуации, когда мечетей много, то дело приобретает следующий вид. Богословы-ханафиты настаивают на том, что джума-намазы во всех мечетях самодостаточны, нет никакой необходимости совершать отдельно молитву-зухр.
Если же человек всё-таки решит прочитать полуденную молитву, он может сделать это, но не в составе джамаата. Ведь такое действие в рамках ханафитского мазхаба считается сильно порицаемым махрук тахриман. Учёные-шафииты считают иначе. По их мнению, молитва засчитывается как пятничная и не требует отдельного дополнения её полуденной только в той мечети, такбир тахрим на два ракаата фардовой части которой будет произнесён раньше остальных в городе. В этой мечети чтение молитвы-зухр будет желательным действием мустахаб. Однако в остальных мечетях полуденный намаз должен совершаться в обязательном порядке. Позиции, похожей на мнение шафиитов, придерживаются маликитские богословы.
Одни отдавали предпочтение первому мнению, а большинство второму, но шейх Ибн аль-Къайим да смилуется над ним Аллах считал, что и первое и второе мнение достоверны, и что каждую пятницу период этого времени может чередоваться. Запрещаемые и порицаемые действия в пятницу В пятницу во время проповеди запрещается разговаривать, ибо молчание во время хутбы является обязательным и у того, кто сказал что-либо во время проповеди, нет награды. И даже слова о благом во время пятничной проповеди, являются запретными, будь то ответ на приветствие, пожелание блага чихнувшему, или сделать замечание тем, кто разговаривает. Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: «Если во время пятничной молитвы ты скажешь человеку, находящемуся рядом с тобой: Слушай внимательно! Во время проповеди следует смотреть на имама и слушать его внимательно. Нельзя отвлекаться, рассматривая одежду, мечеть или что-либо другое, а также поглаживать ковры, собирая пыль, все это также может привести к потере награды, на что указывают слова пророка, да благословит его Аллах и приветствует, сказавшего: «…что же касается перебирающего камешки во время хутбы, то он занимается пустым делом и допускает ошибку». Во время проповеди порицается сидеть развалившись, и сидеть в положении, в котором будет тянуть ко сну. Также запрещается перешагивать через людей, раздвигать их и поднимать со своего места, особенно в то время, когда имам читает проповедь.
Все это является грехом и может привести к потере награды, о чём сказано во многих хадисах. Важные примечания: Относительно того, какого должно быть количество людей, для которых совершение пятничной молитвы будет обязательным, мнения ученых расходятся. По мазхабу имама Абу Ханифы да смилуется над ним Аллах минимальное количество людей для совершения этой молитвы должно соответствовать трём вместе с имамом, и это мнение является наиболее правильным. Относительно этого вопроса ученые также разошлись во мнениях. Имамы Абу Ханифа и Малик считали, что последним повелением пророка, да благословит его Аллах и приветствует, было садиться во время проповеди и слушать её, они также считали, что слушать проповедь является обязательным, а совершить молитву приветствия является Сунной. Второе мнение является наиболее сильным и аргументированным. Сколько ракатов в Джума намаз? Однако такое опоздание конечно же обесценивает пятничную молитву.
Ибн Абу Шайба. Этого мнения придерживаются большинство ученых. Это делалось для того, чтобы люди заблаговременно вспомнили о пятничной молитве, приготовились к ней, оставили торговлю и другие дела и спокойно добрались до соборной мечети. Какие суры читать пятничный намаз? Ахмад, Абу Дауд В пятницу, за полтора-два часа до пятничной молитвы следует прекратить все торговые и иные дела, приносящие прибыль, ибо сказано Всевышним: «О вы, которые уверовали!
Просто в каждом из городов свои правила расчета, которым мы и следуем. Для желающих ориентироваться на собственно выбранный метод, предлагается 20 различных методик расчета, которые можно выбрать самостоятельно. Также вы можете выбрать метод расчета Аср намаза. В тех территориях, где дневное время суток практически не наступает, особенно в зимний период, используются дополнительные методики рассчета - середина ночи, угловой метод, одна седьмая ночи. Расписание намазов для всех городов на сайте высчитывается индивидуально, а не по общим методикам.
Все слова, входящие в намаз, должны быть понятны каждому мусульманину. Иначе молитва теряет всякий смысл. Одежда для выполнения намаза не может быть неприличной, облегающей, прозрачной. Мужчины должны как минимум прикрывать зону от колен до пупка. Вдобавок его плечи также должны быть чем-то покрыты. Перед началом намаза, правоверный должен отчётливо произнести её название и, подняв руки к небу, согнутые в локтях, сказать фразу: «Аллаху Акбар»! После восхваления Всевышнего, мусульмане, складывая руки на груди, накрыв правой левую, совершают не только вечерний намаз, но и остальные молитвы.
Основные правила в совершении намаза для женщин Как читать вечерний намаз женщинам? Молящаяся женщина должна покрыть всё тело, исключая лицо и кисти рук. Более того, женщине не позволительно при выполнении поясного поклона удерживать спину так же ровно, как и мужчина. Следом за поклоном мусульманка должна присесть на левую ногу, направив обе стопы вправо. Также женщине запрещено ставить ноги на ширине плеч, нарушая этим право мужчины. А во время выполнения поклонов требуется быть предельно точной в движениях. Если внезапно какое-то место на теле оголилось, нужно быстро его спрятать, продолжив обряд.
Во время молитвы женщина не должна отвлекаться. Как правильно молиться начинающей женщине? Впрочем, сегодня существует множество новообращённых в Ислам женщин, которым совершенно неведомы правила выполнения намаза. Поэтому мы поведаем вам, как осуществляется вечерний намаз для начинающих женщин. Все молитвы выполняются в чистоте одежда, помещение на отдельном коврике для молитв, или расстилается свежая одежда. Сначала нужно сделать малое омовение. Малое омовение способно избавить человека от злобы, негативных помыслов.
Злоба — это пламя, а его, как известно, гасят водой. Именно поэтому вуду может оказаться прекрасным решением, если человек намеревается освободиться от гнева. Вдобавок, если человеком, пребывающем в тахарате, осуществляются благие деяния, то награда за них возрастает. О чём также имеется напоминание в Хадисах. Один Хадис приравнивает намаз к пятикратному омовению в реке. Хадис — это изречение Пророка Мухаммеда. В них упоминается, что при воскрешении все будут пребывать в состоянии отчаянного смятения.
Тогда возникнет Пророк и возьмёт с собой тех, кто выполнял омовение тахарат и осуществлял намаз. Каким образом он узнает всех? Похожим образом и я узнаю между других людей и заберу с Собой. Все участки плоти будут сиять от тахарата, намаза». Малое омовение вуду В соответствии с шариатом, малое омовение состоит из четырёх первостепенных фард вуду. Сначала нужно по три раза умыть лицо и прополоскать ротовую полость и нос. Границами лица принято считать: по ширине — от одной мочки уха до другой, а по длине — от участка, где начинают расти волосы, до краешка подбородка.
Далее следует три раза вымыть руки, включая локтевой сустав. Если на пальцы надеты кольца или перстни, их обязательно нужно сместить для проникновения воды. После чего необходимо протереть кожу головы, предварительно смочив руки один раз. Далее один раз следует протереть уши, шею наружной стороной руки, но уже без повторного смачивания рук. Изнутри уши протирают указательными пальцами, а снаружи — большими. И наконец, три раза омываются ноги, с изначальным очищением между пальцами. Однако выполнить процедуру нужно исключительно на коже головы, а не шее или лбу.
Основные правила омовения Во время омовения нужно избавиться от всего, что может затруднить проникновение воды. Например, краски, лака для ногтей, воска, теста. Впрочем, хна совершенно не препятствует попаданию воды. Вдобавок требуется очистить те участки, куда вода при обычном купании может не попасть. Например, складки пупка, кожу под бровями, за ухом, а также его раковину.
Во сколько начинается пятничная молитва в мечети
Узнайте, во сколько начинается и заканчивается Пятничный Намаз, какой порядок действий на молитве, какие особенности следует знать и какой значимости имеет этот религиозный обряд для мусульман. ※ Дата по хиджре приблизительная и не является основанием для начала и окончания поста. Время утреннего намаза в мечети. зухр, послеполуденной - аср, вечерней - магриб и ночной - иша, а также достоверное время сухура и ифтара для постящихся в г. Москве.