Новости преподавание истории в школе

В Российской академии образования прошло заседание бюро Отделения общего среднего образования, на котором ведущие ученые и эксперты обсудили проблемы преподавания школьного курса истории. Коллегия министерства просвещения и Российское историческое общество утвердили обновленную концепцию преподавания истории в средней школе. Президент Российской академии образования о преподавании истории и реформе высшего образования. На них обсудили методики преподавания истории в школе, историю родного края и популяризацию исторического знания.

ЕГЭ не должен включать «замудренные» вопросы, считают в Госдуме

  • Путин заявил, что качество преподавания истории и других предметов будет повышаться
  • «Чиновники любят впадать в крайности». Эксперты оценили идею научить первоклассников любить историю
  • «Дети должны научиться работать с большими серьезными текстами»
  • Минпросвещения России введет уроки истории в школах с первого класса

Принята новая концепция преподавания истории России в школах

Будьте в курсе событий Десятилетия науки и технологий! Десятилетие науки и технологий в России Российская наука стремительно развивается. Одна из задач Десятилетия — рассказать, какими научными именами и достижениями может гордиться наша страна.

С самого начала мы поставили перед собой задачу интегрировать в содержание курса материалы по истории всеобщей, поскольку наша страна развивается в тесной связи с мировыми процессами. Также мы уделили внимание региональной и отраслевой истории. Работа, которую мы сейчас развернули, полезна не только для всего нашего исторического сообщества и вузов страны, но и для всех граждан», — указал Юрий Петров. Курс отводит большое внимание роли и месту России в мировой истории. На исторических примерах раскрывается многонациональный и поликонфессиональный характер российского социума, созидательный характер деятельности Российского государства и населяющих его народов в развитии хозяйства, культуры и науки.

По итогам обсуждения участники Экспертного совета единогласно поддержали утверждение текста концепции. По словам заместителя Министра науки и высшего образования Российской Федерации Константина Могилевского, выработка мер по внедрению концепции стартует уже в ближайшие дни. Впереди подготовка методических материалов для вузов, разработка специальных курсов повышения квалификации для преподавателей, а в перспективе — и создание новых учебников по истории для неисторических специальностей и направлений подготовки.

Кончилось это страшной совершенно ненавистью. Конфликт у меня разрешился с этим предметом только тогда, когда пестики-тычинки сменились геоботаникой, географией я всегда увлекался, мне было интересно. Папа ушел в отставку, проблема решилась сама собой. Мне кажется, не надо вмешиваться в изучение предмета. А потом приходят к учителю: «Ну он же мне дома отвечал, и отвечал хорошо». Есть у меня коллега, литератор.

Приходит папа одной из его учениц и говорит мне совершенно безнадежным голосом: «Вы знаете, я уже устал, измучился и сдался. Написал за свою дочь сочинение. А я доктор наук и, скажу вам прямо, не самый большой дурак среди докторов наук». Ну я понимаю, что коллегу надо выручать. И отвечаю: «Вы, Эдуард Александрович, каких наук будете доктор? Не надо писать за ребенка сочинение по Достоевскому, даже если ты доктор геолого-минералогических наук. Потому что хорошего из этого ничего не получится. Ребенок должен учиться сам, набивая шишки и залечивая их. Не надо учить историю с ребенком.

Но с ним можно поговорить о ней, спросить: «Как это событие связано с тем, что ты уже изучал раньше? И это было бы квалифицированно. Но уже не могли бы так беседовать о литературе. А тем более о биологии или физике. Какие исторические романы стоит прочесть с детьми — Правильно ли, что история в школьной программе начинается в пятом классе? А в четвертом классе есть такой предмет, как «Окружающий мир». Там есть некоторые разделы, посвященные истории. Я думаю, что раньше изучать историю не надо. Но можно какие-то популярные книжки читать, иногда и художественные.

Я после первого или второго класса читал книгу о первобытных людях «Когда человека не было» Димитра Ангелова. В ней на примере трех поколений людей представлена эволюция, которая охватывала несколько тысяч лет. Для второклассника это совершенно адекватно. Я помню, что первые книжки по Отечественной войне 1812 года читал примерно в этом же возрасте. Но за многие книги, которые читали мы в свое время, нынешний ребенок не возьмется никогда в жизни. Это тоже надо понимать. Я имею в виду прежде всего «Спартак» Джованьоли, кое-какие вещи Вальтера Скотта. У нас дети читают «Айвенго». Но потому, что у наших литераторов попробуй не прочти.

От тебя просто ничего не останется. Но уже «Квентин Дорвард» — спрашиваешь, кто читал, три человека в классе бывает. Жюля Верна дети нынешние не читают совершенно. Не читают по одной простой причине — эта литература для нынешних детей катастрофически медленная. Во-первых, они привыкли к совершенно другому темпу в компьютерных играх. Во-вторых, это поколение видео. В-третьих, даже нынешняя литература не позволяет себе 5—10-страничные экспозиции, в отличие от классики ХIХ века. Я попробовал в 30 с небольшим перечитать «Спартак». Меня хватило ровно на пять страниц.

И все, больше я к этой книге не прикоснусь никогда. Пытался перечитывать очень любимую мной когда-то книгу «Путешествие и приключения капитана Гаттераса» Жюля Верна. Невозможно это читать взрослому. И, по-видимому, невозможно это читать современному подростку. Времена изменились. Все знают Рони-старшего — «Охотник на мамонтов», «Пещерный лев». Все эти книги, скажу честно, с точки зрения современных представлений абсолютно антинаучны. Означает ли это, что их читать не надо? Ребенку в этом возрасте научные представления давать рановато.

Более того, не надо задерживаться на истории первобытного общества, надо это проскочить как можно быстрее. Во-вторых, наши представления об этой эпохе меняются стремительно, потому что подключилась генетика. И мне кажется, что бы мы ни давали детям, все будет устаревшим. В пятом классе гораздо важнее познавательный интерес. Если ребенку интересно, на этом все будет держаться. Будете рассказывать ему про все эти сложности и от него, главное, требовать знаний — у многих это отобьет желание читать. Надо ли читать все эти книжки в пятом классе или можно уже в третьем? Зависит от ребенка. Дети разные по своему развитию, интересам, умению читать, в конце концов.

Я прекрасно помню своих одноклассников, которые еще в пятом классе читали по слогам. И, в общем, не очень любили чтение. Я бы не практиковал модные ныне аудиокниги с детьми. Когда ты читаешь текст глазами, то можешь вернуться к тому, что ты прочел несколько минут назад, сопоставить. При слушании аудиокниги это почти невозможно. А если я занят какой-то другой деятельностью, то отвлекаюсь. С другой стороны, я хорошо помню себя школьником. Как входил папа ко мне в комнату, проверяя, учит ли сын физику. Я поднимал учебник, показывал — вот он, развернутый.

Но папа не знал, что у меня в учебник физики вложена книжка по истории. Так тоже бывает. Иногда надо рядом с ребенком действительно посидеть, не вмешиваясь в процесс, если это не подросток. Иногда бывает так, что ребенок сидит над уроками два часа, а толку никакого. Мама говорит: «Ну как, он же два часа…» А он в это время делал все что угодно, только не уроки — рисовал, играл. Или вообще думал о вечности. Бесполезное занятие, ничего такое приготовление уроков не дает. У меня был знакомый ребенок, которому сорок раз приходилось говорить: «Иди делай уроки». Он делал все что угодно, лишь бы не начинать.

Приходилось расчищать ему стол и сидеть рядом 20—30 минут, пока он втягивался. Леонид Кацва — Откуда добирать понимание процессов? У нас есть учебник… — Из наблюдений только. Далеко не всегда учебник служит каким-то ориентиром. Я мало работаю с ним. Со своим учебником — да. Но сейчас эти учебники в учебном процессе использоваться не могут. Многие учителя используют презентации, какие-то тексты детям раздают, задачи с ними решают, в том числе и по гуманитарным предметам. Поэтому я не знаю, как родители могут контролировать содержание.

Но мне кажется, если родитель мелочно контролирует ребенка и, более того, старается делать уроки за него — это тупиковый путь. Это приведет только к тому, что школьник будет теряться, как только окажется без направляющей родительской руки. Он не будет знать, что ему делать. Более того, я знаю случаи, когда по ряду причин такая опека снималась. И ребенок сразу становился гораздо успешнее. Изучение истории в России и за рубежом — в чем разница? За рубежом — например, в Англии — это происходит иначе. Давайте сначала о достоинствах. Например, английские учителя мастерски работают с иллюстративным материалом.

То есть из иллюстрации — чаще из дидактического рисунка — они могут вытащить столько информации, сколько мне не придет в голову. Но это чаще всего именно дидактический рисунок — он специально создан для учебных целей. Другое достоинство — умение работать с документами, историческими источниками. У нас на это нет времени, мы это делаем эпизодически. В чем недостатки? Сегодня изучается, скажем, Холокост, завтра — египетские пирамиды, послезавтра — Елизавета Английская. Я не случайно выбрал эти темы. Это ровно то, о чем я услышал в 1997 году на английской национальной конференции учителей истории. Я понял, что самих англичан это беспокоит.

Они уже тогда говорили, что в результате дети умения некоторые вырабатывают, но с точки зрения представлений об историческом процессе у них в головах абсолютный хаос. Давайте попробуем на примере того же Холокоста посмотреть. Нравственно это очень важная тема, бьющая по мозгам и эмоциям. Но вопрос, а почему вообще война началась? Дети ответить не могут. Если сначала изучать Вторую мировую войну, а потом пирамиды, а потом вдруг Первую мировую войну — действительно будет в головах хаос. Другой вопрос, что хронологический путь в некотором смысле ведет в тупик. Потому что с каждым годом эта хронология нарастает. Я окончил школу в 1975 году, им исторический процесс обрывался.

Сейчас прибавилось почти полвека. Причем традиция советской школы была в том, что последние сюжеты надо изучать очень подробно. Правда, в советское время это не делалось, потому что изучать там было нечего. Как только кончалась война, дальше был ХХ съезд, а потом — сплошное соцсоревнование, которое в головах не задерживалось ни на одну минуту. Сегодня ситуация изменилась. У нас есть что изучать. Например, послевоенный период — до конца ХХ века. Другое дело, что до 90-х годов далеко не все успевают дойти. А я помню свой разговор в издательстве «Просвещение», где должен был выйти мой учебник по истории XX века.

Главный редактор, Маргарита Романовна Леонтьева, сказала, что учебник должен заканчиваться 2008 годом.

На мой взгляд, это очевидная попытка формирования единой идеологии. Попытка, обреченная на неуспех. Вот уж где были единые учебники, так в Советском Союзе. И мне все время хочется спросить авторов идеи: «И чему это помогло? В нашей немаленькой стране — мы живем не в Люксембурге — есть школы очень разных типов и разные учащиеся контингенты.

Пусть меня никто не обвинит в снобизме, но академическая гимназия в Петербурге и школа в рабочем поселке — это разные школы, в которых практически невозможно обучать детей по одним и тем же учебникам. Не говоря уже о том, что существуют разные учителя, у которых разные методики работы. И соответственно, нужны разные типы учебников. Много лет назад генеральный директор издательства «Просвещение» Александр Михайлович Кондаков правильно сказал, что выбор учебника должен быть доверен школе. На мой взгляд, та унификация, которая уже проведена, когда есть три вертикали, но и вроде бы четвертая под редакцией Владимира Мединского, а все чаще идут разговоры про одну, мне кажется, что это хуже, чем преступление. Это ошибка.

У него со мной были явные идеологические расхождения. Он был скорее прокоммунистически настроен. Как в такой ситуации быть? Этот папа не дожил до эпохи единых учебников, погиб трагически. Но если бы дожил, наверное, был бы сторонником единого государственного учебника. Я ему сказал, что есть три выхода.

Выход первый простой: смириться и терпеть. Выход второй: поискать школу и учителя, которые будут больше устраивать. Выход третий: собрать родительское собрание и выяснить, что хочет большинство. И поменять учителя, если большинство на это согласно. Но добиться, чтобы все учителя дудели в одну дуду, даже при едином учебнике — это труднореализуемая задача. Все-таки учитель, войдя в класс, закрывает за собой дверь.

С кем-то может, с кем-то не может. Вопрос, в какой форме будет эта полемика. Например, систематически перебивать учителя с места, наверное, не может. Это вызовет крайнее раздражение. И ничего, кроме конфликта, не последует за этим. Если это вежливая, корректная форма полемики через поднятую руку — то опять же зависит от разума учителя.

У меня был ученик, который просто не давал мне слова сказать. Я на него в конце концов стал рявкать. Потому что знаний нет, а желание быть в каждой бочке затычкой есть. Это тоже невозможно. Понимаете, все-таки надо твердо понимать, что в учебном процессе учитель и ученик заведомо не равны друг другу. Утверждение, что они равны, это нонсенс, потому что носитель знания только один из них.

Моя бабушка закончила школу в селе Илек на Урале, была довольно обычной отличницей. Она поступила на филфак МГУ и стала одной из самых сильных студенток своего потока. Это был 1945 год. Меньше, чем в 1975 году, не говоря уже про сегодняшний день. Все учили одинаково, все были одинаково бедны, и в основе всего преподавания лежал краткий курс истории ВКП б , который полагалось заучивать наизусть. Сегодня другая ситуация, и от контингента учеников зависит очень многое.

Дело не в том, какая это школа — маленькая или большая, элитная или обычная. В интеллигентном районе Москвы или Петербурга и в заводском поселке преподавать одинаково будет невозможно, потому что способность восприятия детей разная. Литература и история — стоит ли проводить параллели? Литература XIX века традиционно растягивается на два года, а то и больше. Пушкин, Лермонтов и Гоголь должны быть пройдены в 9-м классе, а начинается он со «Слова о полку Игореве», Толстой и Достоевский — это конец 10-го класса, туда же должен попасть Чехов. На практике Гоголь переносится в 10-й класс, Чехов уплывает в 11-й.

У историков на весь XIX век год. И это 9-й класс. История должна опережать литературу. Но так бывает не всегда, историки тоже отстают от программы. Одним словом, синхронизировать предметы полностью практически невозможно. И, конечно, возникают проблемы.

Бывали ситуации, когда мы шли впереди, а учитель истории искусств отставала от нас. В этом году возникла обратная ситуация. Правда, не на предмете, а на спецкурсе. Оказалось, она проходит темы, до которых мы еще не дотянулись. Уроки истории и патриотизм — Сегодня много говорят о том, что история должна учить патриотизму, учить любить свою страну. Наука должна учить неким азам научного подхода, наука должна учить критическому подходу.

Патриотизм должна формировать не школа, а общество. Я всегда привожу один и тот же пример. Конец 80-х, время тотального дефицита. Ко мне приходит выпускник, который три года назад окончил школу. Он едет в гости к бабушке, в окрестности Токио. И спрашивает: «Леонид Александрович, а что вам привезти из Японии?

Я говорю: «Не знаю, привези кассеты какие-нибудь». И тут у него на лице возникает змеиная улыбка: «А какие? Я называю две первые фирмы, которые мне пришли в голову. И у него улыбка становится еще более змеиной: «А я не смогу этого сделать». С этого момента я твердо понял, что такое патриотическое воспитание. Наши граждане а точнее — гражданки готовы были по шесть часов стоять в очереди, толкаться локтями, чтобы купить югославские сапоги, а уж если австрийские — то это просто верх желаний.

Прямо скажем, патриотического воспитания тут немного. Но кто виноват? Отечественная промышленность. Потому что отечественные сапоги были такие, что на них взглянуть нельзя было без слез. Нюта Федермессер создала систему хосписов. И сделала для патриотического воспитания больше, чем все разработчики соответствующих программ.

Школа здесь может относительно немного. Понимаете, когда человека сажают напротив себя и начинают: «Вася, я расскажу тебе, какая наша страна прекрасная». Знаете, что подросток думает? Еще один пример помню. Очередная программа патриотического воспитания была принята, немалые средства отпущены. Я помню только одну строчку.

Отводилась энная сумма в миллионах на издание дисков с записями маршей и патриотических песен. Записи маршей никакого отношения к патриотическому воспитанию не имеют, и рассказы о Суворове — тоже. Не так патриотическое воспитание должно осуществляться. Патриотом человек становится тогда, когда он понимает, что, во-первых, в нем его страна заинтересована. Во-вторых, когда он знает, что от него в его стране кое-что зависит. Тогда он становится патриотом.

Школа должна заниматься гражданским воспитанием. Если человек станет гражданином в высоком смысле этого слова, патриотизм приложится. Патриотизм я понимаю так. Принцип — «это моя страна, и все, что она делает, это правильно» — не патриотический принцип. Патриотический принцип: «я люблю свою страну и хочу, чтобы в ней жить стало лучше». Но это я так понимаю патриотизм.

А кто-то понимает его прямо противоположным образом. Поэтому под патриотическим воспитанием может пониматься очень и очень разное. Как взрослым изучать историю? Что делать? Можно начинать даже с вузовских учебников. Они сейчас скучные, но систематичные.

Когда-то я мог порекомендовать свой курс лекций, но я не хочу заниматься саморекламой. Он на сайте фонда Гайдара есть. Но я уже сказал, что лекционных курсов сейчас очень много. Не думаю, что взрослый человек захочет изучать систематически курс истории. Он, скорее всего, заинтересуется той или иной проблемой. Сегодня мне интересна предыстория Второй мировой войны, завтра мне интересна, скажем, предыстория Октябрьской революции.

Ищите соответствующие лекции. О фейках и фолк-хистори — Часто обсуждают проблему так называемых исторических фейков. Она звучит в разных контекстах, но действительно много — и в области филологии, и в области преподавания. Это не только фейки, это еще и то, что называют проблемой фолк-хистори. Фолк-хистори — претендующие на научность, но не являющиеся научными литературно-публицистические труды и идейно-теоретические концепции на исторические темы, созданные в основном непрофессионалами. Когда непрофессионалы, люди невысокой компетентности, и вообще сказочники всевозможные, берутся за написание книг, статей по различным темам.

Наиболее очевидный пример — фокус академика Фоменко «новая хронология» — псевдонаучная теория радикального пересмотра всемирной истории, созданная под руководством математика Анатолия Фоменко. Это все фолк-хистори, фантазии на исторические темы. Как отличить фолк-хистори от серьезных трудов? Это не всегда легко. Но есть один, на мой взгляд вполне явный признак. Как только автор начинает говорить: вам все лгали, все вас вводили в заблуждение, и только я один сейчас вам раскрою глаза...

Книгу можно закрывать, потому что это халтура. Правда, и здесь есть исключение. Есть очень интересный автор Александр Львович Янов советский и американский историк, политолог и публицист, доктор исторических наук, профессор. Но его читать интересно. Его труды спорные, там можно найти массу исторических огрехов, но концептуально это интересно и заслуживает чрезвычайно большого внимания.

ВОЗМОЖНО, ВАМ БУДЕТ ИНТЕРЕСНО:

  • О чем рассказал Кравцов
  • Путин заявил, что качество преподавания истории и других предметов будет повышаться
  • Новости и события Российского исторического общества
  • Преподавание истории — Первое сентября
  • Преподавание истории — Первое сентября
  • Домен припаркован в Timeweb

Новости и события Российского исторического общества

В этой связи позвольте доложить, что министерством разработана единая программа преподавания истории", – сказал Кравцов. На основе ключевых задач в рамках Экспертного совета созданы несколько рабочих групп: по подготовке концепции преподавания истории России и экспертизе учебников и учебных пособий для высшей школы, по изучению исторической основы общегражданской. Коллегия Министерства просвещения и Российское историческое общество утвердили обновленную концепцию преподавания истории в средней школе. Коллегия Министерства просвещения и Российское историческое общество утвердили обновленную концепцию преподавания истории в средней школе. До этого общее количество часов на преподавание истории в школах составляло 340.

Количество часов на преподавание истории в основной школе планируется увеличить

Помимо этого, В. Путин поручил правительству «принять меры, направленные на популяризацию отвечающих традиционным ценностям героев российской истории и фольклора, включая использование изображений этих героев при производстве изобразительной, печатной, сувенирной и другой тиражированной продукции и товаров народного потребления». В свою очередь, Минобрнауки и Минпросвещения РФ на очередном совещании обсудили необходимость вернуть интерес детей к физике. По данным Рособрнадзора, в 2020 году госэкзамен по этому предмету выбрали 139,5 тысяч выпускников, в 2021 году — 128 тысяч, а в 2022 — всего 100 тысяч. По сравнению с прошлым годом упал и средний балл ЕГЭ по физике — с 55,9 до 53,8. Кроме того, за последние четыре года сократилось более чем вдвое число физматклассов — с 7 тысяч до 3 тысяч. Также ректор МФТИ, ссылаясь на экспертные оценки, заявил о том, что две трети российских школ уделяют недостаточно внимания преподаванию физики, поэтому «ни один школьник» там не выбирает этот предмет для ЕГЭ. Помимо этого, в последние годы всё меньше выпускников выбирают ЕГЭ по физике, предпочитая сдавать информатику, что в дальнейшем вызывает у них сложности с обучением на инженерных направлениях.

Недаром Рюрик назвал его Русью, а не Скандинавией. Мы обязательно сделаем брошюру на этот счет в помощь учителю. Как наше образование выглядит на мировом фоне? Александр Чубарьян: Неожиданно для многих преподавание истории в школе стало предметом мирового интереса. Им недовольны. Я лично участвовал в двух международных встречах, которые организовывал Совет Европы. Обсуждали, что важнее: давать фактические знания или научить мыслить и оценивать события. Большинство высказалось за второе. Я хорошо знаю европейские учебники: там, в основном, история своей страны. Во Франции, Англии, частично в Германии Россия упоминается лишь как образец тоталитарного режима в Европе. А наша страна единственная, где изучают всеобщую историю наравне с отечественной. По инициативе президента Франции Эмманюэля Макрона Совет Европы начнет изучать состояние преподавания истории в школах. Эта программа называется "Обсерватория". Наше минпросвещения тоже будет в этом участвовать. В Москве в октябре 2021 года состоится конгресс учителей истории. Выработан примерный перечень вопросов, в том числе состоится "круглый стол" о преподавании истории Второй мировой войны. Сообщество учителей истории Европы "Евроклио" предложило рассмотреть тему совместных учебников. Будем обсуждать и необходимость нового поколения учебников с учетом опыта разных стран, роль устной истории и музеев в преподавании.

Все они были подчёркнуто вне рамок «идейного официоза», стремились быть искренними и честными, когда читали нам свои курсы. А те преподаватели, кто «шпарил по учебнику, как надо», практически стерлись из памяти, точнее, стёрлось то, что они нам пытались «вставить в головы». Всё это испарилось сразу же после сданных зачетов и экзаменов. Но я хочу специально обратить внимание на то, что это был — именно исторический факультет. И даже диамат в этой связи, особенно в аспирантуре, был не так уж и ужасен. Андрей Николаевич Муравьев постоянно рассказывал нам про своего любимого Гегеля, которого то и дело цитировал, повторяя: «Это ведь, наик, диалектика! Борис Андреевич Ерунов тоже делал акцент не на марксистских прописях, а на истории философии. Я с огромным уважением вспоминаю всех этих моих учителей. Может у них это получиться? Но хочу сказать вот ещё что. По моему глубокому убеждению, сам по себе институт чиновничьего контроля за профессионалами неважно, в какой области , это нонсенс. Чиновник, оторванный от практической научной и преподавательской работы, всегда хуже будет разбираться в том, что и как надо «давать» студентам. Профессионалам надо доверять. Это моё твердое убеждение. Надо доверять ученым-преподавателям, их способности создавать глубокие и полезные студентам авторские курсы. Надо доверять заведующим кафедрами, набирающим сотрудников. Надо доверять ректорам, заботящимся о научной и образовательной репутации своего вуза. Надо доверять научно-преподавательскому коллективу, на свободной научно-поисковой и профессорско-преподавательской саморегуляции которого и должна быть, по моему мнению, основана университетская жизнь. В этом смысле любые идейные директивы, которые спускают «сверху» учёным и преподавателям, кажутся мне и унизительными, и бесполезными. Заставить преподавателя-конформиста «тарабанить по Краткому курсу» — можно. Заставить студентов полюбить такого преподавателя и, главное, «инсталлировать» в свою долгосрочную память этот курс — нельзя. Стремление использовать высшее образование как средство «воспитания» и «полоскания мозгов», а не как инструмент подготовки высококвалифицированных специалистов, способных к творческому мышлению и ответственному поведению в рамках свободно выбранной ими профессии, — это просто, по моему крайнему разумению, дорогостоящая и бесполезная чушь. Выше я объяснил, почему. Надо всегда понимать, что история как наука — не то же самое, что память как «социальный факт» если говорить языком Эмиля Дюркгейма , то есть как то, что императивно «давит» на человека и определяет его менталитет и его социальное поведение. Память — это то, что общество хранит как основу своей групповой идентичности, что всегда эмоционально, и притом предельно бинарно окрашено «добро — зло», «подвиг — предательство», «победа — поражение», «триумф — трагедия» и т. Это не значит: «сфальсифицировано» хотя и такое встречается сплошь и рядом в мемориальных конструктах , но это значит: упрощено и схематизировано. История же как наука ставит перед собой совершенно иные задачи. Она отвечает на этически нейтральные вопросы: «Что было? Школьный курс истории представляет собой микст из истории как беспристрастной науки и исторической памяти как пристрастного «воспитательного нарратива».

Традиционно она пройдет на региональных площадках по всей России, за рубежом, а также онлайн на сайте диктантпобеды. Иностранные граждане смогут пройти «Диктант Победы» в онлайн-формате на сайте акции. Мероприятие проводится с целью пробудить интерес у школьников, молодежи, российских и иностранных граждан к событиям героического прошлого страны, проверить свои знания по истории, узнать новую информацию. Председатель «Единой России», зампредседателя Совета безопасности Дмитрий Медведев поприветствовал участников Международной историко-просветительской акции «Диктант Победы» и подчеркнул, что этот диктант пишут не ради оценок, а по велению души, с гордостью и безмерной благодарностью героям тех лет. Церемония памятного гашения почтовой марки состоялась в Музее Победы перед началом масштабного тестирования на знание истории Великой Отечественной войны. Кроме этого, более 1400 человек посетили «Открытый лекторий» Музея Победы, организованный для подготовки к Международной акции «Диктант Победы».

В России разработали единую концепцию преподавания истории для непрофильных вузов

Преподавание истории в школе: научно-теоретический и методический журнал: Выпуски за 2023 год 2023, № 3. Цель реализации программы: совершенствование профессиональных компетенций слушателей в области преподавания истории Великой Отечественной войны в соответствии с Федеральной рабочей программой по учебному предмету «История» (среднее общее образование). Рассказываем о первом занятии Школы в этом году, которое провел победитель конкурса «Учитель года России» – 2022 Дмитрий Лутовинов.

Преподавание истории в школе

История в школе всегда была тесно связана с политикой, поэтому смена режима неизменно накладывала отпечаток на преподавание этого важного предмета. Участники большого педагогического совещания в этом году начали работу, как было сказано, с самого важного — преподавания в школах истории родной страны и его составной части — краеведения. Преподавание истории в школе: вопросы совершенствования программ и учебных пособий (09.10.2023). Единую концепцию преподавания истории в вузах представит Российское историческое общество.

Новости дополнительного образования

По мнению политолога, в обучении истории в школе главное — не свести ее преподавание к выхолощенным догмам и красивой отчетности. Но смогут ли учителя объяснить всю сложность исторических процессов семи-десятилетним детям? Георгий Бовт. Мной принято решение, что историческое образование начнется в школах с первого класса», — сказал он и добавил, что министерство не допустит, чтобы при изучении отечественной истории «как-то по-плохому относились» к народам Белоруссии и Украины. Сейчас школьники начинают учить этот предмет с пятого класса. Ранее Кравцов предложил начинать неделю в школах с подъема флага под гимн России. Чуть позже Кравцов уточнил суть своего заявления, сказав, что речь идет не об уроках истории, а об историческом просвещении в рамках предмета «Окружающий мир». Вводить уроки истории в школе с первого класса в России все же не планируется. Посещать музеи, выставки — это можно делать будет в рамках внеурочной, внеклассной деятельности», — сказал глава Минпросвещения. Что же будут преподавать в начальной школе?

Какие-то элементы исторического просвещения в начальной школе есть уже сейчас. В рамках предмета «Окружающий мир». Там с первого по третий класс дается базовая информация о народах, населяющих Россию, о территории нашей страны, странах-соседях. Затем в четвертом классе дается некое введение в мировую и российскую историю и основы обществознания.

Новости и анонсы На заседании Экспертного совета по развитию исторического образования под председательством главы Минобрнауки России Валерия Фалькова обсудили и утвердили Концепцию преподавания истории России для неисторических специальностей и направлений подготовки, реализуемых в образовательных организациях высшего образования. Обучаться в соответствии с ней студенты начнут уже с 1 сентября.

В Минобрнауки России утвердили Концепцию преподавания истории России для неисторических специальностей и направлений подготовки 02. Участие в мероприятии принял Председатель Российского исторического общества Сергей Нарышкин. Он отметил, что концепция была разработана в целях перехода к единому содержанию курса истории России во всех вузах страны. Также он напомнил, что ровно 80 лет назад Россия одержала сокрушительную победу в битве под Сталинградом. И у каждого молодого человека, живущего в нашей стране, есть неотъемлемое право знать эту историю. Руководствуясь этим подходом, Российское историческое общество и Министерство науки и высшего образования Российской Федерации в прошлом году объединили свои усилия в целях системного повышения качества преподавания истории в высшей школе», — заявил Сергей Нарышкин.

Презентация тематического номера журнала «Преподавание истории в школе» 13 апреля 2022 13 апреля 2022 г. Гродекова состоялась презентация тематического номера журнала «Преподавание истории в школе», входящего в перечень ВАК РФ. Актуальная тема номера — «Хабаровский процесс 1949 г.

Это не значит: «сфальсифицировано» хотя и такое встречается сплошь и рядом в мемориальных конструктах , но это значит: упрощено и схематизировано. История же как наука ставит перед собой совершенно иные задачи. Она отвечает на этически нейтральные вопросы: «Что было?

Школьный курс истории представляет собой микст из истории как беспристрастной науки и исторической памяти как пристрастного «воспитательного нарратива». Но вот вузовский курс истории должен быть, на мой взгляд, сугубо научным, а не «идейно-воспитательным». Однако, как мы прекрасно знаем, преподаватели истории в вузах, согласно гос.

Просто идейные установки везде разные. Но стремление заставить преподавателя непременно «промыть студенту мозг» возникает у государства, независимо от того, как оно себя именует или как его аттестуют политологи. В США тоже есть нечто подобное нашим Федеральным государственным образовательным стандартам.

Правда, на уровне штатов, а не США в целом. Впрочем, принципиально это мало чем отличается от российской модели, если вспомнить, что state штат — в переводе означает «государство». И вот что, например, там предписывается «вставлять» в головы студентам: «Студенты будут изучать Русскую революцию и развитие Советской идеологии, а также национализм при Ленине и Сталине».

Что такое «национализм» при Ленине, главной целью которого, как известно, была скорейшая мировая революция, и почему авторы данного пассажа решили именно национализм сделать ключевым элементом советской идеологии эпохи Ленина, для меня остаётся загадкой. Ясно, что добросовестный университетский профессор истории должен будет по возможности просто проигнорировать этот «стандарт». А вот и «ненавязчивый евро-атлантический патриотизм» как ещё одна стандартизированная директива: «Студенты будут изучать роль ООН, НАТО, Евросоюза, негосударственных организаций и усилия по созданию коалиций, развивающих международное сотрудничество для разрешения конфликтов и иных проблем.

Студенты также будут изучать степень, до которой эти усилия были успешными». Обратите внимание — вариант рассмотрения мотивов действий указанных структур не как априори ориентированных на мир и международное сотрудничество, «стандартом» не предусмотрен. Допускается лишь обсудить вопрос о том, удалась та или иная «мирная инициатива» или нет.

И далее: «Студенты будут изучать одну организацию и одну международную акцию, которые стремились решить проблемы окружающей среды, включая Киотский протокол». Вопрос о целесообразности и эффективности Киотского протокола, как мы видим, не ставится. Ну, и само собой, куда же без «глобальной безопасности»: «Студенты будут изучать угрозы глобальной безопасности, такие, как международная торговля оружием например, химическим, биологическим и ядерным , распространение ядерного оружия, кибернетические войны и терроризм, включая дискуссию о событиях 11 сентября 2001 г.

А вот еще одна цитата, которую вполне можно охарактеризовать как державно-патриотическую: «В ответ на Вторую мировую войну и Холокост США сыграли главную роль major role в усилиях по предотвращению таких человеческих страданий в будущем». Сомнение в этой исторической заведомо небесспорной гипотезе, как мы видим, нью-йоркскими образовательными стандартами не предусматривается. Одним словом, проблема попыток идейно-воспитательного диктата государства по отношению к историческому образованию в вузах актуальна сегодня не только для России.

В результате были народные герои — Болотников, Пугачев, Радищев, декабристы, парижские коммунары и т. И разнообразные враги прогресса. Это сильно исказило представления советских людей об истории страны и мира?

И что в университетах решающую роль даже в эпоху СССР играли не учебники, а преподаватели. Но если брать школьное образование, то, конечно, здесь вред идеологизации истории был очень значителен.

Ребенок опух от дат, а историю не знает. Учитель Леонид Кацва — о том, как учить ее по-другому

Преподавание истории в школах нужно сделать интересным и неформальным, уйти от "зазубривания", тогда молодежь будет хорошо разбираться в истории и сумеет отличать фейки от правды. Такое мнение высказал в четверг помощник президента РФ, председатель Российского военно-исторического общества РВИО Владимир Мединский журналистам во время просветительского марафона "Знание о героях". Это большая, сложная, комплексная проблема, потому что она упирается и в человеческий фактор, и в фактор подготовки педагогических знаний, в фактор учебников - их количества, их качества, ну и в то, чтобы сам процесс преподавания носил максимально незаформализованный характер.

Как рассказал URA. RU эксперт Высшей школы экономики, пожелавший остаться анонимным, определенные рекомендации «по изменению курса» ожидаются после завершения выпускных экзаменов в 2022 году. При этом, заметил собеседник агентства из ВШЭ, только недавно выходило издание «Всемирной истории», которое Российская академия наук готовила несколько лет: «Над ним работали лучшие ученые России, они изучали иностранные источники. У нас также есть историко-культурный стандарт. Есть взаимосвязь между вопросами, которые касаются и мирового развития, и российской истории». Новость по теме Минпросвещения РФ изменит один из школьных предметов Оперативные правки Кроме того, по мнению представителей профессионального сообщества, в содержание будущих учебников постараются внести события, связанные со спецоперацией РФ по демилитаризации и денацификации Украины. Российский историк, учитель, автор учебников и пособий Леонид Кацва также отметил, что очень сложно предсказать, как именно будет подаваться информация в учебниках и будет ли меняться ранее написанная история.

Но оказалось, что авторы все равно не угодили, к примеру, крымским властям, которые протестовали. Там неосторожно события на Майдане были названы революцией», — привел пример ученый. По словам Чубарьяна, расширение материала, к примеру, по той же Азии не будет слишком большим: все-таки в учебном плане школ на историю выделено немного часов. Однако даже ради этого в будущем планируется на федеральном уровне поставить вопрос об увеличении количества часов на преподавание истории. По мнению Кацвы, у школьников есть определенное количество учебных часов и, главное, определенные пределы усвоения материала. Он убежден, что если в учебниках не сократят часть про Европу, то, скорее всего, Азию, Африку и Латинскую Америку просто никто не будет проходить. В школе есть набор предметов, предельно допустимые нагрузки. Либо нужно будет при передаче дополнительных часов на историю сокращать часы по другим предметам.

Но проблема в том, что большинство из них, имея профильное историческое образование, прекрасный опыт, коммуникативные способности, задатки лидера и способного организатора, уходят из школы в другие профессии, уезжают в другой регион, как правило, за длинным рублём и осуждать их за это не поворачивается язык. Почему так происходит? Вопрос в какой-то степени риторический, но попробую на него ответить возьму на себя такую смелость. Современная школа больше заточена на внешний результат, мнимые достижения грамоты ради, что отвлекает учителя от его основной обязательной функции учить детей, дарить им знания. Его постоянно «дёргают» к участию в различных конкурсах, мероприятиях, смотрах, еженедельно проводимых разными организациями, не всегда имеющих отношение к системе общего образования. Такой педагог также зажат в рамки бумажной работы с многочисленными отчётами о проделанной работе, к слову, пустой и ненужной. Он не имеет права давать знания больше, чем это предусмотрено учебником, отсутствует свобода творчества, а учитель — это творческая профессия, это непреложная истина. Современный учитель на многое чего не имеет права, но самое страшное, что он вынужден огромную часть своего времени заниматься отписками. В плане социально-коммуникативной деятельности ему порою приходится встраиваться в систему, выстроенную администрацией образовательного учреждения. Бездарный руководитель также бьёт бичом на факт формирования системы знаний ребёнком, подростком, юношей и девушкой, которые как губка впитывают предложенную «систему ценностей» и воспринимают данную модель как общепринятой в обществе — зачем учиться, получать знания? Да и какие исторические знания может дать вчерашний экономист, прошедший курсы по пере- профилированию с присвоением квалификации «учитель истории»? Конечно, есть приятные исключения из правил, но по большому счёту такой педагог лишь имитирует учебно-воспитательный процесс, а главной его сутью нахождения в стенах школы является банальный зарплатный интерес. Возможно, в этом аспекте я немного утрирую, но факт остаётся фактом — в наших школах явный дефицит грамотных учителей-историков. Многие из учителей и уходят, причём безвозвратно, сжигая все мосты с твёрдым убеждением, что в школе он трудится не будет.

RU историк подчеркнул, что единый учебник — это хорошая идея, потому что поможет структурировать работу. Учебников на самом деле просто в какой-то момент не было подходящих, а те, что были, можно назвать «шероховатыми»: они не синхронизированы со всеобщей историей, — уточнил он. При линейной системе исторические события изучаются постепенно: сначала дети знакомятся с историей древнего мира, потом со Средневековьем и постепенно доходят до современности. Концентрическая система предполагает, что школьники изучают одни и те же периоды несколько раз: в пятом классе они проходят элементарные знания, а, став старше, глубже погружаются в тот или иной период. Лутовинов подчеркнул, что QR-коды, которые разместят в новых учебниках, также сделают образовательный процесс интереснее. В новом учебнике истории появятся ссылки на дополнительные материалы: сведения из архивов, документальные фильмы, библиотеки и произведения искусства. Чтобы изучить какую-либо тему глубже, нужно будет навести камеру телефона на QR-код, отсканировать его и перейти по ссылке. Там ссылки и на видеоролики будут, и на фрагменты документальных фильмов. При выполнении домашнего задания дети могут посмотреть такой материал, — отметил учитель. Что говорят политики Владимир Путин поручил создать единый учебник истории еще в 2013 году. Спустя десять лет он действительно появится в школьных библиотеках.

Подпишитесь на рассылку

  • Мнение учителей о новом едином учебнике истории | Минпросвещения России | Дзен
  • Преподавание истории в школе - Подписка на 2024 дешевле розницы
  • Учитель года Дмитрий Лутовинов рассказал об интересных способах преподавания истории в школе
  • Подпишитесь на рассылку
  • В России разработали единую концепцию преподавания истории для непрофильных вузов

Преподавание отечественной истории в школе: Великая Отечественная война

Доктор исторических наук подчеркнул, что он сторонник преподавания литературы и истории с первого класса, потому что при грамотном подходе это позволит вызвать интерес у детей к самостоятельному изучению в будущем. Российский лидер Владимир Путин поручил Минпросвещения вместе с региональными властями разработать единый подход к преподаванию истории родного края в школах. В протоколе заседания Коллегии отмечено, что утверждение проекта Концепции позволит существенно улучшить качество преподавания истории в общеобразовательных организациях. специфика предмета и практика работы учителя» на канале «Учебник по Креативному Мастерству» в хорошем качестве, опубликованное 12 сентября 2023 г. 11. Коллегия министерства просвещения и Российское историческое общество утвердили обновленную концепцию преподавания истории в средней школе.

В России разработали единую концепцию преподавания истории для непрофильных вузов

Василий настоял на связи с американскими военными, в результате чего корабли мирно разошлись, а кризис вскоре разрешился. Дмитрий Владимирович рекомендует использовать на уроках истории письма, фотографии — это помогает сделать историю «личной». Он также обращает внимание на необходимость учить ребят работать с разными источниками: диаграммами, таблицами, текстами, фото- и кинодокументами. Хорошо использовать «доску расследований», прослеживая причинно-следственные связи между событиями. Другим его советом стало напоминание, что история — это тайна.

И этим следует пользоваться на уроках, предлагая ребятам, например, ребусы и дешифровку. Рассказывая детям об искусстве, необходимо иметь в виду, что оно должно восхищать. Важно показывать, каким удивительным оно бывает. Оно может удивлять как формой, так и сюжетом.

В математике последовательность и спираль Фибоначчи, например, удивительна тем, что она применима и в архитектуре, и в искусстве передает также смысловую наполненность произведений , прослеживается в биологии в строении тела человека, в частности , в астрономии, физике, географии. Главным принципом воспитания Дмитрий Лутовинов назвал воспитание знанием, важно участвовать в жизни ребят, быть с ними, показывать личный пример и не бояться проявлять эмоции. В заключение встречи Дмитрий Владимирович отвечал на вопросы присутствующих. Беседа касалась обучения и воспитания школьников, отличий современной школы от классической, педагогов, которые являются примером для остальных.

Ирина Георгиевна Димова, наставник проекта, первый заместитель главного редактора «Учительской газеты» спросила, согласен ли Дмитрий Владимирович с тем, что история — не только обучающая дисциплина, но и в некотором смысле идеологическая, а также с тем, что история должна стать обязательной для ЕГЭ. На первый вопрос спикер ответил утвердительно, вспомнив период Второй мировой войны, когда фашистские захватчики уничтожали исторические материалы и культурные ценности. Отвечая на второй вопрос, он отметил, что на ЕГЭ свет клином не сошелся. На 11-классниках сегодня и так лежит большая нагрузка, так что пока историю в пул обязательных предметов для ЕГЭ включать не стоит.

А ведь это вторая мама. Учитель начальных классов должен прекрасно знать литературу, русский язык, математику, физкультуру и многие другие предметы. То есть, это универсальный преподаватель. И сейчас самый большой дефицит учителей начальных классов, русского языка, литературы и математики.

О планах увеличить количество часов на преподавание истории в основной школе рассказал глава Минпросвещения России Сергей Кравцов на встрече с учителями истории в Российском государственном педагогическом университете им. Сергей Кравцов подчеркнул, что по шести учебным предметам утверждены федеральные основные общеобразовательные программы, которые обязательны для всех российских школ. Кроме того, прорабатываем вопрос об увеличении количества часов на преподавание истории в основной школе», — отметил он.

Издание для 10—11-х классов состоит из четырех книг: «История России» и «Всеобщая история» для 10-х классов, а также «История России» и «Всеобщая история» для 11-х классов. Об этом сообщает официальный сайт Минпроса РФ.

Похожие новости:

Оцените статью
Добавить комментарий