Новости обряд сжигания чучела на масленицу

Однако обряды, свойственные Масленице, появились задолго до прихода на Русь христианской веры. Почему сжигают Масленицу, завершая масленичную неделю, из чего делают чучело, что символизирует этот процесс? Ребёнок, увидев сожжение чучела, в будущем может неправильно интерпретировать своё женское начало. Во время масленичных гуляний в Москве, которые пройдут с 7 по 13 марта, вы можете узнать, как делали чучела Масленицы и традиционных кукол — кручёнки или мотанки, с не сшитыми, а закреплёнными туго скрученной нитью деталями и неподшитыми краями лоскутков.

Проводы Масленицы: что за праздник и почему надо сжигать ее чучело

Обряд сжигания чучела на Масленицу, по поверьям язычников, нужен для того, чтобы уходило все плохое. Однако не многие знают, что сжигая чучело масленицы люди так же вкладывали в этот обряд и освобождение от бед, невзгод, голода, болезней. Сожжение чучела на Масленицу выполняют и сегодня, вот только современный сжигаемый масленичный «красавчик» отличается от того, что был у наших предков.

В РПЦ не увидели языческого подтекста в поедании блинов и сжигании чучела на Масленицу

Сжигание чучела на масленицу — обряд очень важный, смысловой, напрямую относящийся к плодородию. Проводы Масленицы: что за праздник и почему надо сжигать ее чучело Фото: традиционное чучело Масленицы/ Место сжигания чучела необходимо огородить от людей по всему периметру, чтобы люди располагались на расстоянии не ближе 10 метров. Популярный масленичный обряд с сожжением чучела на самом деле можно считать советским новоделом. Традиционно масленичная неделя завершается сжиганием чучела, которое символизирует уходящую зиму. История Масленицы, помимо блинов, сжигания чучела и походов по гостям, неразрывно связана и с разнообразными увеселениями и забавами.

Ольга Ляпаева: «Если не сжечь чучело и не съесть блин, то зима не кончится»

Кукла в игровом детском мире призвана изображать человека. Дети кукол кормят, одевают, укладывают спать — то есть воспроизводят по отношению к ним «родительские» дей-ствия. Это значит, что кукла — отчасти сам ребенок, что ребенок временами с ней отождествляется. И мы на этом играем, требуя, чтобы дети не бросали кукол на пол, не рвали им волосы, не ломали. Мы говорим: «Нельзя так обращаться с куклой. Кукле больно! Мы изо всех сил поддерживаем отношение ребенка к кукле как к одушевленному существу или хотя бы как к существу, которое может оживать временами. Например, по ночам. Литература изобилует сюжетами об оживших игрушках. Что же случается с нами, когда мы под предлогом «возрождения национальных традиций» водружаем куклу на костер и попираем традиции педагогической культуры? И проиграет ли празднование Масленицы, если исключить из него обряд сжигания антропоморфной фигуры?

Возрождение традиций — дело непростое, оставляющее некоторый простор для творчества. Невозможно построить на месте взорванного когда-то храма новый и делать вид, что это — «тот самый храм». Он похож на прежний по форме и воздвигнут с намерением исправить прошлое. Но взрыв-то не отменить. И есть существенная разница между храмом Христа Спасителя, воздвигнутым на народные пожертвования в честь победы в войне 1812 года, храмом, стены которого были исписаны именами павших на полях сражений, и нынешним новоделом. Это уже другое здание, другое символизирующее, другие функции выполняющее. Масленица, которую мы справляем сегодня, напоминает обряд, праздновавшийся в старину, но не тождественна ему и по смыслу, и по содержанию. Для людей прошлого это было культовое действо, священный обряд заклинания Солнца. Жертва огню тогда была не эстетическим и не развлекательным дей-ствием, и обойтись без нее было нельзя. Это, по представлениям наших предков, ослабило бы силу воздействия на высшие силы.

Возможно, вообще разрушило бы с ними связь и повлекло бы за собой беду — засуху, неурожай, мор. Сегодня в дни народных гуляний самолеты разгоняют над Москвой облака, а при необходимости опыляют поля и заливают лесные пожары. Конечно, наша независимость от настроения природы весьма условна. Но уж масленичные костры мы точно жжем не с целью когото заклинать — исключительно для развлечения. И мы вполне, с легким сердцем, могли бы отказаться от действия, сильно попахивающего варварством и к тому же травмирующего детей. В некоторых детских садах это давно поняли и по крайней мере куклу стараются делать не красивую, а страшную или хотя бы без лица. Но это слабое утешение: смотреть на горящую фигуру все равно неприятно.

Наши предки, неся куклу Мораны, пародировали участников похоронной процессии — одну девушку наряжали попом, другую — дьяконом, а мужчин — бабами-плакальщицами. Разумеется, никто не плакал и не голосил на этих символических проводах, а наоборот, все члены процессии громко смеялись и пели веселые песни. Так как главное, для чего сжигают чучело — проститься с зимой и ненастьями, важно, чтобы эта кукла хорошо горела. Поэтому чучело зимы делают из соломы и наряжают в старую одежду, причем чем больше тряпок будет на нем, тем лучше.

Обряд на богатство и блага В костер, на котором сжигают чучело, обязательно нужно положить старые вещи. Это может быть и рваная одежда, и предметы, напоминающие о негативных событиях в жизни. Когда пламя ярко загорится, приговаривают: - Все беды и несчастья сжигаю, зиму с ее холодом провожаю. Впереди весна теплая, звонкая. Капелью к нам вернется, звонко засмеется. Как холода пройдут и травка покажется, так и покинут меня все несчастья, а жизнь сказкой окажется. Кстати, в древности сжигание чучела не означало проводов зимы. Это был обряд, больше похожий на жертвоприношение.

Масленичные гулянья в те давние времена длились целых две недели, а чучело сжигалось в каждом дворе. Делали его из соломы и тряпок: дорисовывали глаза, рот, приделывали тряпичные косы. Оно изготавливалось по образу девушки, которая путешествовала в сопровождении Масленицы по всей деревне. Завершался обряд ритуальным сожжением куклы на площади, песнями и плясками, которые вызывали религиозный транс. В костёр бросали все старое и ненужное, остатки еды с праздничного стола, а пепел закапывали в землю. Для чего сжигают чучело в обряде на Масленицу Со временем обряд приобрёл иное значение. Масленичная неделя предваряла Великий пост, поэтому смысл праздника заключался в обильном угощении. Воскресенье — последний день, в который выбиралось самое большое и красивое чучело и сжигалось у всех на виду. Чьё чучело сжигают на Масленицу: Зимы или Масленицы, и зачем по традиции его сжигают в наши дни? Масленицу справляют, потому что это весело. Народные гулянья объединяют людей и дают возможность прикоснуться к древним традициям, которые так близки славянскому народу. Что сжигают на Масленицу вместе с чучелом Зимы и зачем сжигают куклу Вместе с чучелом Зимы на Масленицу в наши дни уже ничего не сжигают, кроме самой куклы, которую мастерят из подручных средств. Да и сам символ торжества уже никто не делает самостоятельно: его заранее заказывают профессионалов. Раньше вместе с куклой в костёр бросали остатки еды с праздничного стола, чтобы во время строгого поста не было искушений. Маленьким детям объясняли, что блины вчера сожгли.

Зачем на Масленицу сжигают чучело и почему раньше ему боялись рисовать лицо?

Сжигание чучела на Масленицу является наследием языческих времён и отводит от христианства. Однако обряды, свойственные Масленице, появились задолго до прихода на Русь христианской веры. это такой масленичный обряд.

Что сжигают на Масленицу: чье чучело и зачем - Зиму или Масленицу

Сжигание чучела на масленицу — обряд очень важный, смысловой, напрямую относящийся к плодородию. Популярный масленичный обряд с сожжением чучела на самом деле можно считать советским новоделом. Чучело Масленицы сжигали на большом ритуальном костре, что символизировало прощание с зимой. /. Всю Масленичную неделю огромное чучело Масленицы возили в санях по улицам, а к ритуальному сожжению приступали только в воскресенье.

Зачем на Масленицу сжигают чучело и почему раньше ему боялись рисовать лицо?

Кстати, чучело Масленицы делали не везде, в основном в средней и южной России. В Московской губернии брали сноп соломы и вдевали его в девичий сарафан, а в Псковской - овчинную шубу мехом вверх. Малевали смешную рожицу и весь день носили по улицам, а в сумерках разрывали, топили или сжигали. Понедельник называли "встречей": свекор со свекровью отправляли невестку на целый день, с самого раннего утра, к отцу с матерью.

Она должна была помочь по хозяйству, так как вечером свекор со свекровью отправлялись в гости к сватам. За блинами, не торопясь, договаривались о том, в какие дни кому из родни наносить визиты, как всю неделю праздновать. Второй день Масленицы - "заигрыши".

Начинались уличные гулянья, строили и брали штурмом ледяные крепости не что иное, как последний приют зимы , закрывали лица смешными масками, верили, что в ином обличье и жизнь начнется другая - радостная и благополучная. Со среды тещи начинают приглашать зятьев на блины. Кстати, раньше накормить зятя было делом разорительным, устраивался целый пир.

Но дошла до нас Масленица в искаженном виде. Вплоть до XVII века Церковь пыталась запретить этот старый, истинно народный праздник весны и зарождения жизни и преследовала тех, кто праздновал его открыто. Впрочем, попытка искоренить "бесовское веселье" не удалась — народ отстоял свое право веселиться в последние дни зимы. Только с XVIII века Церковь перестала уделять такое пристальное внимание празднику, а показательные гулянья царей еще больше укрепили Масленицу в жизни русского народа, хоть и исказили ее суть.

Со второй половины XVIII века Церковь "адаптировала" праздник для своих целей — теперь масленичная неделя предшествовала Великому посту. На состав продуктов, пригодных к пище в этот период, наложили ограничения и дали название неделе — Мясопустная потому как мясо уже нельзя , или Сырная потому что сыр, молоко, яйца и, конечно, блины — можно.

Древние славяне уделяли этому ритуалу особое значение — издревле в него был заложен глубокий смысл, который заключался в том, что рождение жизни происходит через борьбу, смерть и воскресение. Ритуальное сожжение чучела Зимы, которое приходится на последний день Масленницы, берет свое начало с незапамятных времен, когда этот праздник был языческим. Этот обряд праздника представляет собой своеобразную традицию плодородия и связан с идеей возрождения через жертвоприношение и смерть; а также плодоносящих сил природы и обновления ее жизненной силы. Древние славяне вкладывали в этот ритуал глубокий смысл, который заключался в том, что рождение жизни происходит через борьбу, смерть и воскресение. По вполне понятным причинам, этот ритуал не вызывал восторга у христианской церкви. В течение нескольких веков христиане пытались искоренить этот праздник как языческий, но смогли лишь перенести его по срокам и сократить количество дней празднования с четырнадцати до восьми. В дохристианской Руси в качестве жертвоприношения на праздник изготавливали большую смешную и одновременно страшную куклу, которая олицетворяла собой чучело Масленицы из соломы или тряпок. Обычно огромную куклу наряжали в женскую одежду.

Веселые игры и конкурсы пришлись по душе всем присутствующим. Как положено на празднике, дети и взрослые от души веселились: водили хоровод вокруг Масленицы. Мероприятие прошло в очень дружной, веселой обстановке. В завершение было сожжено чучело Масленицы — как символ прощания с зимой и встречи весны. Жители деревни Шумерля проводили зиму и сожгли чучело Масленицы 26 февраля в Шумерлинском сельском клубе.

Жители приняли участие в народных забавах, а также сожгли соломенное чучело, символизирующего зиму. Так как Весна решила наступить прямо во время празднования, и пошел настоящий сильный ливень, проведение мероприятия было решено оперативно перенести в здание Шумерлинского сельского дома культуры. Силами работников культуры и активных жителей деревни был организован настоящий весёлый праздник проводов Зимы: в гости пришли Баба Яга с Кикиморой искать последней жениха. Юные гости с большим удовольствием принимали участие во всех конкурсах и забавах, угостились блинами с горячим чаем. Воскресенье, 26 февраля, в Туванском культурно-оздоровительном центре прошли традиционные гуляния, посвящённые прощанию с зимой.

Праздник прошёл весело и задорно. Звонкие, задорные народные песни и прибаутки поднимали настроение и веселили публику, а в конце мероприятия было сожжено чучело. В Магаринском сельском поселении масленичные гулянья "Масленица у ворот - заходи в наш хоровод" прошли 26 февраля около здания Саланчикского сельского клуба. В начале мероприятия всех присутствующих на празднике, поздравила Начальник территориального отдела Людмила Егорова. Она попросила прощения у всех и поздравила с Широкой Масленицей, пожелала здоровья, благополучия в каждом доме, стойкости и выдержки постящимся.

Праздничное мероприятие началось со спортивных игр: "бег в мешках", "перетягивание каната", "поднятие гири».

Дурацкой игрой назвали в РПЦ сжигание чучела на Масленицу

А вот о том, какое чучело сжигают на Масленицу, какие вещи бросают в костер вместе с чучелом и в чем суть этого обряда, большинству молодых людей неизвестно. История Масленицы, помимо блинов, сжигания чучела и походов по гостям, неразрывно связана и с разнообразными увеселениями и забавами. Сжигать чучело Масленицы — обычай, который восходит к народному обряду начала нового годового цикла.

Похожие новости:

Оцените статью
Добавить комментарий