В 19-й день декабря 7208 года от сотворения мира государь Петр Алексеевич издал указ о том, что отмечать наступление Нового года теперь положено синхронно с другими христианскими народами. Пётр I ввёл традицию праздновать Новый год 1 января. Петр I, чтобы идти в ногу с Западом, специальным указом перенёс Новый год на 1 января. К этому времени относят возникновение традиции отмечать Новый год с шампанским. Как известно, Новый год в России стали отмечать при Петре I. Ёлки тогда не ставили, а дома украшали хвойными веточками. Наши предки изначально отмечали его 1 марта, потом 1 сентября и только после решения Петра 1 Новый год был перенесен на 1 января.
Новый год после петра 1. История Нового года
Некоторые мужчины под шумок ухитрялись отправиться домой с незнакомой девушкой или чужой женой. По некоторым данным, копты — потомки древних египтян, проживающие в Египте, Джибути и Нигере, — отмечают Новый год по александрийскому календарю, 29 или 30 августа. Их предки связывали его с разливом Нила, который приходится на конец лета — начало осени. Впрочем, праздник этот неофициальный, государственный же наступает, как и в большинстве стран, 1 января.
Новогодняя осень И снова копты — на этот раз христианская община. Это первый день месяца тота — первого в коптском календаре. Как правило, в сентябре же наступает и еврейский Рош ха-Шана «голова года» — иврит , с которого начинается календарный цикл в иудаизме.
Здесь дата плавающая, иногда она может прийтись и на октябрь, но в 2023 году Рош ха-Шана праздновался с 15 по 17 сентября. Хотя в этот период зажигают свечи и собираются всей семьей на торжественное застолье, атмосфера царит не столько праздничная, сколько религиозная. В эти дни положено по возможности меньше спать и больше молиться.
Рош ха-Шана. Да-да, сейчас мы знаем его как Хеллоуин — День всех святых. В этот период граница между нашим и потусторонним миром, по мнению кельтов, становилась особенно тонкой, и возникала возможность встретить духов и фейри.
Чтобы они не набедокурили, для них готовили особую еду и питье. Кроме того, накрывали стол для умерших родственников, которые в этот день могли заглянуть на огонек в свой прежний дом. И конечно же, во время Самайна активно гадали — возможность достучаться до потустороннего мира обещала особую точность в предсказаниях будущего.
В ноябре Новый год приходит на Гавайи. В этот день полагается танцевать хулу — это, по сути, пластический мини-спектакль, посвященный сотворению мира. На костре или в земляных печурках готовятся праздничные блюда — молодой поросенок с зеленью, рыба в кокосовом молоке, плоды хлебного дерева.
Одна из непременных традиций — подарить цветочную гирлянду лей. Получить ее — особая честь, и дарителя непременно надо вознаградить поцелуем. Картина гавайского хулы, написанная российским художником Хорисом Андреевичем, во время экспедиции на Гавайи в 1822 году.
В именном указе он объявил: «Ныне от Рождества Христова доходит тысяча шестисот девяносто девятый год, а с будущего января с 1-го числа настанет новый 1700 год купно и новый столетний век». Следует отметить, что новое летосчисление еще долго существовало вместе со старым, - в указе от 1699 года разрешалось писать в документах две даты - от Сотворения мира и от Рождества Христова. Проведение в жизнь этой реформы Великого Царя, имевшей столь важное значение, началось с того, что запрещено было праздновать каким бы то ни было образом 1 сентября, а 15 декабря 1699 года барабанный бой возвестил о чём-то важном народу, который толпами хлынул на Красную площадь. Здесь устроен был высокий помост, на котором царский дьяк громко читал указ о том, что Пётр Алексеевич повелевает «впредь лета счисляти в приказах и во всех делах и крепостях писать с 1 генваря от Рождества Христова». Царь неуклонно следил за тем, чтобы новогодний праздник был у нас не хуже и не беднее, чем в других европейских странах. В Петровском указе писалось: «... По большим и проезжим улицам знатным людям и у домов нарочитых духовного и мирского чина перед воротами учинить некоторые украшения от древ и ветвей сосновых и можжевеловых... В указе речь шла не конкретно о ёлке, а о деревьях вообще. Вначале их украшали орехами, конфетами, фруктами и даже овощами, а наряжать елку стали намного позднее, с середины прошлого века. Первый день Нового 1700 года начался парадом на Красной площади в Москве.
А вечером небо озарилось яркими огнями праздничного фейерверка. Именно с 1 января 1700 года народные новогодние забавы и веселья получили свое признание, а празднование Нового года стало носить светский не церковный характер. В знак всенародного праздника палили из пушек, а вечером в темном небе вспыхивали разноцветные невиданные прежде огни фейерверка.
Помимо мытья волос, здесь принято всем миром купаться в море. Особое развлечение — петушиные бои, которые устраивают повсеместно. К ним готовятся загодя, ведь бойцовую птицу еще нужно воспитать. Кровь поверженных петухов в этот период считается жертвенной, а погибшая птица становится блюдом на праздничном столе. Новогоднее лето Новый год может быть даже летом, как это было, например, у древних майя — они отмечали этот праздник в июле, встречая месяц под названием «поп». Как и положено новогоднему периоду, он был связан с обновлением, поэтому все надевали новую одежду, уничтожали старые циновки и посуду. Кроме того, конечно же, приносили жертвы богам и пировали.
Судя по некоторым дошедшим до нас данным, мужчины были при этом склонны к неумеренным возлияниям, так что разводить их по домам приходилось женщинам. Некоторые мужчины под шумок ухитрялись отправиться домой с незнакомой девушкой или чужой женой. По некоторым данным, копты — потомки древних египтян, проживающие в Египте, Джибути и Нигере, — отмечают Новый год по александрийскому календарю, 29 или 30 августа. Их предки связывали его с разливом Нила, который приходится на конец лета — начало осени. Впрочем, праздник этот неофициальный, государственный же наступает, как и в большинстве стран, 1 января. Новогодняя осень И снова копты — на этот раз христианская община. Это первый день месяца тота — первого в коптском календаре. Как правило, в сентябре же наступает и еврейский Рош ха-Шана «голова года» — иврит , с которого начинается календарный цикл в иудаизме. Здесь дата плавающая, иногда она может прийтись и на октябрь, но в 2023 году Рош ха-Шана праздновался с 15 по 17 сентября. Хотя в этот период зажигают свечи и собираются всей семьей на торжественное застолье, атмосфера царит не столько праздничная, сколько религиозная.
В эти дни положено по возможности меньше спать и больше молиться. Рош ха-Шана. Да-да, сейчас мы знаем его как Хеллоуин — День всех святых. В этот период граница между нашим и потусторонним миром, по мнению кельтов, становилась особенно тонкой, и возникала возможность встретить духов и фейри. Чтобы они не набедокурили, для них готовили особую еду и питье.
На публичных новогодних праздничных мероприятиях в нашей стране "живой" Дед Мороз стал присутствовать с 1910 г. Советское правительство было атеистическим, да и государственный календарь в советской стране нужно было совместить с общепринятым в мире. Поэтому в 1918 г. С тех пор юлианский календарь в нашей стране стали называть "старым стилем", а григорианский — "новым стилем". Собственно, понятие "старый Новый год" появилось начиная с 1919 г. Только в декабре 1935 г. А старый Новый год до сих пор отмечают все те, кто просто нуждается в дополнительных поводах что-либо отпраздновать. Традиция встречать Новый год дважды стала распространяться среди советских людей с конца 60-х и в 70-е годы ХХ века, когда в эпоху застоя материальное положение значительной части общества улучшилось и граждане могли себе позволить ещё один праздник, не отмеченный в календарях.
История Нового года от Древнего Египта до наших дней
Если Новый год отмечают практически повсеместно, то со Старым Новым годом все немного сложнее. Однако после Петра, хотя новый год и стали отсчитывать с 1 января, но отмечать перестали. Ранее новый год праздновали 1 сентября, которое было установлено в 1492 году Иваном III. В канун так называемого старого Нового года «Ъ» поздравляет всех, кто намерен отмечать его с 13 на 14 января. 20 декабря 1699 года Петр I подписал указ о переходе России на новое летоисчисление и переносе празднования Нового года с 1 сентября на 1 января. Славянский новый год праздновали в день осеннего равноденствия (примерно 21-23 сентября).
Когда впервые начали отмечать Новый год в России?
Крещение Руси Фреска работы В. Васнецова в киевском Владимирском соборе Фото: Wikipedia. При этом, на Руси приняли византийское летоисчисление «от сотворения мира». Так и жили: шесть месяцев год с константинопольским совпадал, а другие шесть — не совпадал. В исторической науке это деликатно именуется «мартовским» и «ультрамартовским» стилями и при работе с древнерусскими летописями вызывает серьезную путаницу. Лишь в 1492 году, когда православный Константинополь уже стал турецким Стамбулом, а Москва решила примерить корону Третьего Рима, на Руси перешли на празднование нового года по византийскому канону — с 1 сентября.
Никакого протеста это не вызвало, поскольку к этому времени новый год как праздник практически не отмечался. Для городского населения смысл сельскохозяйственного цикла был неактуален, а в деревнях весенний праздник постепенно слился в причудливый клубок с языческой масленицей и христианской Пасхой. К тому же грамоте крестьяне были не обучены, и календарей не ведали. В итоге переход на сентябрьский отсчет был актуален лишь в приказном делопроизводстве, да монастырском летописании. Царь, бояре и высшее духовенство стояли особую новогоднюю службу в Успенском соборе, но никакого народного гулянья с увеселениями не предусматривалось.
Так продолжалось до 1699 года. Примерно как ходить в широких кафтанах, не носить парики или не брить бороду. Оказалось, что еще в 1582 году при папе Григории XIII европейский календарь был обновлен, а отсчет теперь повсеместно ведут от рождества Христова. В честь означенного папы-реформатора календарь этот именовали григорианским, и принят он был даже в западных православных странах. Но правившему на Руси Ивану Грозному Европа была не указ, и на Руси продолжили жить по старому византийскому календарю, даром что самой Византии уже не существовало.
Петр решил, что пора объединиться со всем миром, посему со свойственной ему решимостью издал указ, который был зачитан на всех площадях страны. А в знак того доброго начинания и нового столетнего века, в царствующем граде Москве после должного благодарения к Богу и молебного пения в церкви, и кому случится и в дому своем, по большим и проезжим знатным улицам, знатным людям, и у домов нарочитых духовного и мирского чину, перед вороты учинить некоторые украшения от древ и ветвей сосновых, елевых и можжевеловых, против образцов, каковы сделаны на Гостине дворе и у нижней аптеки, или кому как удобнее и пристойнее, смотря по месту и воротам, учинить возможно, а людям скудным комуждо хотя по древцу или ветви на вороты, или над хороминою своею поставить, и чтоб то поспело ныне будущего генваря к 1 числу сего года, а стоять тому украшению генваря по 7 день того ж 1700 года. Получается, что Новый год 1 января мы отмечаем исключительно благодаря прихоти Петра. Традиции шумного празднования и массового употребления фейерверков, как следует из документа, заложил тоже он. Правда, принимая новый календарь, государь по непонятным доселе причинам не учел или сознательно проигнорировал двухнедельную разницу в числах, оставшуюся с «юлианских» времен.
Так и зависли мы между «григорианской» Европой и Византией, года отсчитывали на один манер, а числа — на другой. Эта путаница была устранена уже при советской власти в 1918 году, зато в стране появился уникальный и исключительно русский праздник — «старый Новый год». Кстати, и новый год по старому византийскому исчислению теперь наступает не 1 сентября, а 14-го. Текущий получается 7527-м. Елочный торг.
Генрих Матвеевич Манизер. Холст, масло. Картина: Генрих Матвеевич Манизер. Взрослые рассказали о желаемых подарках от Деда Мороза на Новый год Петру мы должны быть благодарны и за самый главный новогодний атрибут — елку. Как следует из приведенного указа, царь в приказном порядке перенес старую германскую и голландскую традицию на русскую почву.
Елки под угрозой штрафа стали устанавливать в трактирах и кабаках, только не внутри, как сейчас, а снаружи.
Большинство россиян, даже самые кроткие и образованные, верили в эти пророчества. Большинство россиян также верили в конец света — источники указывают, что в 1492 году количество торговых сделок было значительно меньше, чем в 1491 или 1493 годах. Однако большинство православных иерархов и гражданских властей в Москве не восприняли пророчества всерьез. Дмитрий Трачаниот, греческий дипломат и религиозный деятель на службе Ивана III, заявил в своих письмах, что ни сам Иисус, ни пророки, ни святые не говорили о конце света после седьмого тысячелетия от сотворения мира, и что это было не более чем чем человеческие домыслы.
Действительно, 1 сентября 1492 года или в 7001 году византийской календарной системы ничего конца времени не произошло. Вместо этого Московский Собор Православной Церкви постановил, что Новый год должен начаться именно в этот день, и это решение было принято по политическим причинам. Почти 40 лет назад, в 1453 году, Константинополь был завоеван Османской империей, а в 1472 году великий князь Иван III женился. С их женитьбой и введением 1 сентября в качестве празднования Нового года 20 лет спустя Иван III послал. Эта политическая и религиозная концепция, позже известная как «Москва, третий Рим», была принята преемниками Ивана III.
Почему Петр Великий поставил Новый год на 1 января? Более 200 лет, с 1492 по 1699 год, русский народ и Русская Православная Церковь праздновали Новый год 1 сентября. Это стало прочной традицией. Между тем европейцы жили по совершенно другим календарным системам — сначала по юлианскому календарю известному как «Старый стиль» , а с 1582 года по григорианскому календарю, который мы используем до сих пор также известный как «Новый стиль».
Сентябрь использовался для датировки официальных документов, таких как договоры, контракты и дела, но больше всего православная церковь отмечала празднование Нового года 1 сентября — как в Византийской империи. Но 1492 год, считая от сотворения, был бы 7000-7001 годом. Согласно множеству пророчеств, циркулировавших в русском очень суеверном обществе конца 15 века, это был год, когда Антихрист посетит мир — конец света. Большинство россиян, даже самые кроткие и образованные, верили в эти пророчества. Большинство россиян также верили в конец света — источники указывают, что в 1492 году количество торговых сделок было значительно меньше, чем в 1491 или 1493 годах. Однако большинство православных иерархов и гражданских властей в Москве не восприняли пророчества всерьез. Дмитрий Трачаниот, греческий дипломат и религиозный деятель на службе Ивана III, заявил в своих письмах, что ни сам Иисус, ни пророки, ни святые не говорили о конце света после седьмого тысячелетия от сотворения мира, и что это было не более чем чем человеческие домыслы. Действительно, 1 сентября 1492 года или в 7001 году византийской календарной системы ничего конца времени не произошло. Вместо этого Московский Собор Православной Церкви постановил, что Новый год должен начаться именно в этот день, и это решение было принято по политическим причинам. Почти 40 лет назад, в 1453 году, Константинополь был завоеван Османской империей, а в 1472 году великий князь Иван III женился. С их женитьбой и введением 1 сентября в качестве празднования Нового года 20 лет спустя Иван III послал. Эта политическая и религиозная концепция, позже известная как «Москва, третий Рим», была принята преемниками Ивана III. Почему Петр Великий поставил Новый год на 1 января?
Разница между юлианским и григорианским календарем каждые 400 лет увеличивается на три календарных дня. Сейчас она составляет уже 13 дней. Дата празднования Нового года в России и Европе стала идентичной чуть больше 100 лет назад — григорианский календарь в России начали использовать только в 1918 году После перехода на новый календарь Новый год в России стали отмечать раньше. Это неофициальный праздник, который считается обычным рабочим днем — при этом его отмечает всего четверть жителей страны. После революции празднование Нового года продолжало существовать только как традиция, сохраняемая в народе. Государство не уделяло внимания Новому году до середины 1930-х годов, а все торжественные мероприятия, связанные с праздником, имели строгую коммунистическую направленность. При этом в середине 1920-х в СССР началась активная кампания по искоренению религиозных предрассудков — под запрет попали Дед Мороз и елка, которые считались символами Рождества. В правительстве даже предлагали перенести праздник с 1 января на 7 ноября, чтобы дата Нового года совпадала с Днем Октябрьской революции, однако в итоге от этой идеи было решено отказаться. Власть стремилась сохранить новогодние традиции и при этом отделить Новый год от запрещенного в стране христианского Рождества. Граждане вновь стали наряжать елку, а в 1937 году советские дети впервые познакомились с Дедом Морозом и Снегурочкой — сказочный волшебник вместе с внучкой появился на Всесоюзной новогодней елке в московском Доме Союзов. Появились семейные застолья с классическими новогодними блюдами: салаты оливье и «мимоза», селедка под шубой и мандарины. В 1936 году в СССР началось массовое производство «Советского шампанского», которое до сих пор остается важным атрибутом праздничного стола. Новый год остается одним из самых любимых и популярных праздников в современной России. В 2013 году продолжительность выходных официально увеличили, продлив их до 8 числа. В 2023 году новогодние праздничные выходные в России официально длились с 1 по 8 января Во время длинных новогодних каникул россияне принимают участие в массовых гуляньях и торжествах — например, в Москве ежегодно проходит фестиваль «Путешествие в Рождество», на котором жителей и гостей столицы знакомят с новогодними и рождественскими традициями.
История Нового года: как отмечали праздник наши предки
528 лет назад, в 1492 году, в России впервые отпраздновали Новый год в сентябре. До этого праздник отмечали 1 марта, а перенесён он был Иваном III. В Московской Руси было принято отмечать Новый год 1 сентября по юлианскому календарю — 14 сентября по григорианскому. В России обычай отмечать Новый год в ночь с 31 декабря на 1 января появился благодаря императору Петру I. Ранее с принятия христианства в 988 году его отмечали 1 марта, а в 1492 году датой начала года закрепили 1 сентября. Новый год начинался на Руси с появлением новой Луны в первые весенние дни, близкие к весеннему равноденствию.
История Нового года в России: как и когда начали отмечать праздник
В России обычай отмечать Новый год в ночь с 31 декабря на 1 января появился благодаря императору Петру I. Ранее с принятия христианства в 988 году его отмечали 1 марта, а в 1492 году датой начала года закрепили 1 сентября. Как и когда на Руси отмечали Новый год, что изменилось при переносе нового года Петром 1. Традиции праздника у древних славян, был ли Дед Мороз. Обычай отмечать Новый год с 31 декабря на 1 января появился при Петре I.
Новый год, старые времена
В канун так называемого старого Нового года «Ъ» поздравляет всех, кто намерен отмечать его с 13 на 14 января. Осенний Новый год в допетровской Руси отмечали весело и с размахом, как и Масленицу, и Святки. До 1700 года Новый год праздновался 1 сентября. Пётр 1 поменял дату на 1 января. И теперь гражданский Новый год праздновали в начале января, а церковный Новый год остался прежним – 1 сентября.
История Нового года
Петр I перенес этот праздник с осени на зиму. С тех пор в царской России было заведено устраивать шумные гуляния и шикарные новогодние балы. Об основных традициях и атрибутах Нового года в царской России. Петр I ввел традицию праздновать Новый год 1 января Петр I, чтобы идти в ногу с Западом, специальным указом перенес Новый год на 1 января. При этом он сохранил Юлианский календарь. Рождество приходилось на 25 декабря, а Новый год праздновался уже после него. И тогда застолья не происходили во время рождественского поста, как сейчас. Елизавета I продолжила эту традицию. Она устраивала новогодние маскарады, на которые сама часто являлась в мужском костюме.
Новый год на Руси На Руси наступление нового года в языческие времена связывалось с окончанием зимы. После Крещения Руси приход нового года отмечали 1 марта, что было связано с началом полевых работ, а позже — 1 сентября, когда начинался сбор урожая. Праздновать Новый год 1 января в России начали только в 1699 года. По этому указу полагалось в знак веселья палить из пушек и зажигать «огненные» потехи. Елки, как новогодняя традиция, также появились в России благодаря новогоднему указу Петра I. В нем было сказано: «По большим улицам, у нарочитых домов, пред воротами поставить некоторые украшения от древ и ветвей сосновых, еловых и мозжевелевых против образцов, каковы сделаны на Гостином Дворе». После смерти Петра I о елках начали забывать. Еловая традиция вновь возродилась благодаря супруге Николая I Александре Федоровне.
В этот день в Кремле проводились церемонии «О начатии нового лета», «На летопровождение» или «Действо многолетнего здоровья». Празднование открывали патриарх и царь на соборной площади московского Кремля, их шествие сопровождалось колокольным звоном. С конца XVII века царь и свита выходили к народу в самых нарядных одеждах , то же было велено делать и боярам. Выбор пал на сентябрь, поскольку считалось, что именно в сентябре Бог сотворил мир. За исключением торжественной церковной службы, Новый год отмечали как любой другой праздник - с гостями, песнями, плясками и угощением. Назывался он тогда иначе - «Первый день во году». Зима близко Традиция сохранялась почти 200 лет, после чего в жизнь русского народа ворвался вихрь перемен по имени Петр Алексеевич Романов. Как известно, молодой император почти сразу после восхождения на престол начал жесткие реформы, направленные на искоренение старых традиций. Попутешествовав по Европе, он вдохновился голландской манерой отмечать Новый год. Кроме того, вышагивать в расшитом золотом облачении по соборной площади ему совсем не хотелось - хотелось того веселья, что он видел за границей. Фрагмент указа Петра I от 1699 года. В нем оговаривалось, что всем следует в эти дни украшать дома еловыми, сосновыми и можжевеловыми ветвями и не снимать украшений до 7 января. Знатным и просто состоятельным гражданам велено было в полночь палить из пушек на дворах, стрелять в воздух из ружей и мушкетов, а на Красной площади был устроен грандиозный фейерверк. На улицах император распорядился жечь костры из дров, хвороста и смолы и поддерживать огонь в течение всей праздничной недели. К 1700 году почти все европейские страны уже перешли на григорианский календарь, поэтому Россия стала праздновать Новый год на 11 дней позже, чем Европа. Пугающая перемена 1 сентября осталось церковным праздником , но после петровской реформы как-то отошло на второй план. В последний раз чин летопроводства был совершен 1 сентября 1699 года в присутствии Петра, который сидел на кремлевской соборной площади на престоле в царской одежде, принимал от патриарха благословение и поздравлял народ с новым годом, как делал его дед. После этого с благолепным осенним празднованием было покончено - волей Петра традиции просвещенной Европы слились с языческой природой, от которой остались обряды дикого веселья. Для простого народа это все было так же непонятно, как в свое время для бояр - необходимость брить бороды и одеваться на западный манер. Переполох, который случился поначалу, описал в историческом романе «Петр I» Алексей Толстой: «Звона такого давно не слышали на Москве. Говорили: патриарх Адриан, ни в чем не смея перечить царю, отпустил пономарям на звон тысячу рублев и пятьдесят бочек крепкого патриаршего полпива. Вприсядку отзванивали колокола на звонницах и колокольнях. Москва окутана была дымами, паром от лошадей и людей… Сквозь колокольный звон по всей Москве трещали выстрелы, басом рявкали пушки. Вскачь проносились десятки саней, полные пьяных и ряженых, мазанных сажей, в вывороченных шубах. Задирали ноги, размахивая штофами, орали, бесновались, на раскатах вываливались кучей под ноги одуревшему от звона и дыма простому народу. Царь с ближними, с князем-лапой, старым беспутником Никитой Зотовым, со всешутейшими архиепископами, - в архидьяконовой ризе с кошачьими хвостами , - объезжал знатные дома. Пьяные и сытые по горло, - все равно налетали, как саранча, - не столько ели, сколько раскидывали, орали духовные песни, мочились под столы. Напаивали хозяев до изумления и - айда дальше. Чтобы назавтра не съезжаться из разных мест , ночевали вповалку тут же, на чьем-нибудь дворе. Москву обходили с веселием из конца в конец, поздравляли с пришествием нового года и столетнего века. Посадские люди, тихие и богобоязненные, жили эти дни в тоске, боялись и высунуться со двора. Непонятно было - к чему такое неистовство? Черт, что ли, нашептывал царю мутить народ, ломать старый обычай - становой хребет, чем жили... Хоть тесно жили, да честно, берегли копейку, знали, что это так, а это не так. Все оказалось дурно, все не по нему. Не признававшие крыжа и щепоти собирались в подпольях на всенощные бдения. Опять зашептали, что дожить только до масленой: с субботы на воскресенье вострубит труба Страшного суда... Вопреки старинному обычаю , царь не шел за духовенством в богатом облачении, а стоял на берегу Москвы-реки в мундире в окружении Преображенского и Семеновского полков, одетых в зеленые кафтаны и камзолы с золотыми пуговицами и позументом. Бояре и служилые тоже не избежали императорского внимания - их обязали облачиться в венгерские кафтаны и жен своих одеть в иностранные платья. Для всех это была настоящая мука - рушился веками установленный уклад, а новые правила выглядели неудобными и устрашающими. Такой способ встречи Нового года повторялся каждую зиму, и постепенно все же прижились и новогодние елки, и полуночные пушечные залпы, и маскарады. Наступление Нового года в ночь с 31 декабря на 1 января ввел с 1699 года российский император Петр I. До того, согласно историческим хроникам, с датой празднования главного зимнего праздника был полный разнобой. Древние славяне-землепашцы начинали работы на полях после зимы с 1 марта. И именно этот день считали началом нового года. По другим источникам, его отмечали 22 марта — в день весеннего равноденствия. Для многих предков-язычников, считавших своим божеством злобного морозного деда Трескуна Карачуна , Новый год начинался в декабре на «зимний солнцеворот» — самый короткий день в году и один из самых холодных дней зимы. К слову, в канун Нового года Русь отмечала Васильев день. В IV веке архиепископ Василий Кесарийский почитался как великий богослов. А на Руси его стали называть Василием-свинятником, не имея под этим ничего дурного. На Новый год было принято готовить из свинины множество блюд. Считалось, что благодаря этому Василий, покровитель свиней, непременно улучшит поголовье этих важных в хозяйстве животных. Вот и потчевали гостей, ходивших по домам, пирогами со свининой, вареными свиными ногами… А чтобы получить хороший урожай , совершали обряд «обсевания» — рассыпали по дому яровую пшеницу, читали специальную молитву, а потом хозяйка собирала зерна и хранила до весны — времени сева. В 988 году, после введения князем Владимиром Святославичем христианства на Русь пришел византийский календарь, празднование Нового года было перенесено на 1 сентября. Время, когда урожай собран, работы завершены, можно начинать новый жизненный цикл. И довольно долго параллельно существовали два праздника: по-старому — весной и по-новому — осенью.
Он так и называется — Кельтский Новый год или самайн время безвременья. Он знаменует собой начало зимней, темной половины года. Это своеобразный эпилог года, эпилог жизни, в это время подводится итог. Здесь принято украшать себя цветами, будить поцелуями, петь и танцевать. Плавающая дата Первый день месяца Мухаррама означает, что наступил мусульманский Новый год — Хиджра. В этом году мусульмане уже отметили наступление Нового года, это случилось 25 октября. Каждый следующий Новый год по Хиджре наступает на 11 дней раньше предыдущего. Даже 31 декабря и 1 января его можно отмечать непрерывно вместе с нашими соотечественниками. Россия — единственная страна в мире, где Новый год встречают целых 9 раз. Курилы, Камчатка, Чукотский автономный округ и Магаданская область. Иркутск, Улан-Удэ и Братск.
История Нового года от Древнего Египта до наших дней
Только он не прижился: люди «подпольно» ставили елки и дарили детям подарки. В 1936 году Новый год вернули — по инициативе партийного деятеля Павла Постышева. Спутниками веселья постепенно стали Дед Мороз и его внучка Снегурочка, мандарины и оливье, новогодние огоньки и бой курантов, торжественная речь руководителя страны и праздничные песни. Газета «Правда» от 1 января 1936 года над огромной фотографией Сталина поместила поздравление «С Новым годом, товарищи, с новыми победами под знаменем Ленина — Сталина!
В этом году впервые с новогодним поздравлением по радио обратился председатель ЦИК СССР Михаил Калинин, но его обращение было адресовано не всем советским людям, а только участникам первой арктической экспедиции. А в декабре 1941 года всесоюзный староста обратился с радиопоздравлением ко всем гражданам страны. Подписывайтесь на Балтологию в Telegram!
Новости партнёров.
Люди верили, что подарки обрадуют духов, и они не будут терзать плодородные земли сильными морозами. В ожидании весеннего потепления, которое должен был принести мартовский дух, хозяйки варили кашу, на которой потом гадали. По гаданию люди узнавали, каким будет предстоящий год: счастливым или полным бед. Переход к новой праздничной дате народ принял непросто.
Зимний праздник приобрел другое значение. Если раньше для языческих славян Новый год символизировал пробуждение природы и начало земледельческих работ, то отныне дата 1 сентября была полностью связана с библейским сотворением мира: Бог сотворил Землю именно в сентябре. Изменились и новогодние традиции. Новый год праздновался пышно и со всеми почестями. Все обеспеченное население стремилось устроить крупное и громкое торжество, в храмах проходили церковные службы.
Даже в императорских дворцах в более приличном стиле, но тоже проводили определенные новогодние празднества — так, в ночь на 2 января устраивались «готские игры», во время которых вельможам и артистам полагалось прославлять базилевса. Шуты при дворе императрицы Анны Иоанновны Фото: Валерий Якоби, 1872 год Зато древние праздники наступления весны так не были забыты. В марте в Восточной римской империи праздновали русалии, к которым христианство приурочило Пасху предлагая праздновать все то же воскрешение, но не природы, а бога , однако искоренить скоморошьи забавы это не помогло. Они процветали повсеместно, в том числе на Руси. Церковь не одобряла их: «... Древнейший смысл этих праздников — поминовение усопших одновременно с вакхической радостью по поводу возрождения природы — сохранялся, хотя даты в разных местах могли постепенно сдвигаться, например, на май. Вот как, например, в XIX веке наблюдал их историк Александр Веселовский: «Значение зимних и весенних русалий взаимно освещается, как осенние празднества Дионису досказываются весенними. Если в центре майских русалий стоит культ мертвых, то нечто подобное могло лежать в основе январских обрядов, только в другом освещении — как Диониса представляли себе то замирающим узником зимы, то оживающим, обновляющимся весною вместе с природой». Критические взгляды на праздник, надо заметить, разделяли религиозные фундаменталисты и в других странах. В Англии пуритане со времен своего появления в XVI веке атаковали легкомысленные праздники: Рождество, точнее, манера его отмечать, поощряло, по их мнению, аморальное поведение и тем самым « бесчестие Бога ». До их прихода к власти англичане в начале января не только ходили в гости, обменивались подарками и готовили специальные блюда, но и вовсю предавались возлияниям, чревоугодию и разврату. В 1640-х годах парламент, даже не дожидаясь окончания гражданской войны с Карлом I, издал ряд ордонансов, в итоге вовсе запретивших Рождество, Пасху и Троицу как безнравственные и папистские праздники. Эти дни было предписано проводить в посте и покаянии. Рождество все равно продолжали полускрытным образом отмечать, в его поддержку вспыхнули протесты, во многих городах, включая Лондон, Кентербери, Бери-Сент-Эдмундс и Норвич, дело дошло до ожесточенных столкновений между сторонниками и противниками Рождества, то есть за право пьянствовать и веселиться люди были готовы драться. Но несмотря на явную непопулярность запрета, он все же был отменен только с Реставрацией. Рождество под запретом пуритан Фото: The Economist Попытки ограничить праздник по сей день приводят людей в бешенство. Когда осенью 2021 года Еврокомиссия выпустила рекомендации по использованию нового языка равноправия, в том числе предложив воздерживаться от демонстрации характерных религиозных признаков — а стало быть, и Рождества, это вызвало такой шквал возмущения, что евробюрократам пришлось быстро сдать назад и отозвать инструкцию. Про дураков и большевиков Формально церковный Новый год у православных и по сей день наступает 1 сентября, но за пределами церкви об этом мало кто знает. Праздника из этой даты толком сделать не получилось, хотя в Эфиопии Новый год так и отмечается в сентябре, причем по юлианскому календарю, то есть в ночь на 12 сентября. Календарь в этой стране не только опирается из-за церковных различий на другие расчеты, так он еще и отстает от стандартного, так что в Эфиопии недавно наступил лишь 2014 год. До нее Новый год так и отмечали в основном в конце марта, в день, который церковь провозгласила Благовещением. Но где-то, как в Венеции, год отсчитывался с 1 марта, где-то — с Пасхи или Рождества. Летосчисление, кстати, тоже могло отличаться — испанцы, например, до позднего средневековья вели отсчет от 38 г. Праздник дураков. Питер Брейгель-ст. Весьма популярен был устраивавшийся 1 января День дураков , особенно во Франции. Этот праздник очевидно был адаптацией тех самых Сатурналий — участники переодевались, надевали маски, высшие чины менялись местами с низшими, совсем как рабы с хозяевами у римлян, избирали «папу дураков», пародировали церковные обряды и правителей хорошее описание можно встретить у Гюго в «Соборе парижской Богоматери», как раз там Квазимодо избирают «королем дураков», а затем он встречает Эсмеральду. Во всеобщем веселье принимали участие и священнослужители, и чиновники, и простые горожане. В общем, в XV веке церковь все-таки запретила эту буффонаду, но ее близнец, День дурака 1 апреля, дожил и до наших дней, хоть уже и без религиозного контекста. Апрельский «день дурака» точно так же был карнавальным финалом новогодних праздников в тех регионах, где их отмечали в конце марта; по одной из версий, само название было высмеиванием соседей, которые отмечали Новый год в «неправильный» день.
Оба они существовали издревле, еще в дохристианскую эпоху, и в обоих можно увидеть отголоски Нового года. Масленица появилась как праздник Равноденствия, и когда был принят византийский календарь, то отсчет нового года решили лишь немного перенести - с 22 марта на 1-е. Настолько она была популярна в народе. Святочные гуляния появились еще раньше. Тогда календарь был лунным, и даты постоянно смещались. Но ученые полагают, что праздник приходился как раз на конец декабря - начало января, пишет издание "ГлагоL". Как бы там ни было, Новый год очень полюбили в народе. Да так, что и прежние даты мы отмечаем с не меньшим энтузиазмом.