Икона «Собор новомучеников и исповедников Церкви Русской» была написана к Архиерейскому собору 2000 года. Действительно, с наступлением свободы Православная Церковь канонизировала около 1800 новомучеников — и в их числе самого митрополита Серафима. В настоящем докладе «новомучениками и исповедниками» называются все те, кто пострадал за Христа и Его Церковь в XX в.– как причисленные в лику святых, так и не канонизированные. Новомученики (новые мученики) — это люди, которые пострадали за веру сравнительно недавно.
Новомученики и Исповедники Церкви Русской. Кто они?
Преподобномеченик Феодосий Бобков родился 7 февраля 1874 г. Последнее место служения — храм Рождества Богородицы села Вихорна Михневского района. Священномученик Алексий Зиновьев родился 1 марта 1879 г. Был обвинен в том, что проводил службы в домах людей и вел антисоветские беседы. Надо отметить тот факт, что зачастую на допросах они не признавались в том, чего не делали. Обычно говорили, что никакой антисоветской деятельностью не занимались, но это не имело никакого значения, потому что допросы были чисто формальными. Он не прославлен в лике мучеников, но жизнь его была мученической потому, что патриаршее служение выпало на его плечи в эти тяжелые и кровавые годы. Его жизнь была полной трудностей и страданий, самое большое из которых — знать, что вверенную тебе Церковь уничтожают. Семья Императора Николая также не канонизирована как мученики, но за их веру и достойное принятие смерти Церковь почитает их святыми страстотерпцами.
День памяти новомучеников и исповедников Российских Еще на архиерейском соборе 1817—1818 гг. Но на тот момент канонизировать никого не могли. Русская Православная Церковь за границей первая сделала шаг на их прославление 1-го ноября 1981 г. В России их прославление совершилась на Архиерейском Соборе 2000 г. Традиции празднования Православная Церковь все свои праздники отмечает Святой Литургией. В день празднования св. Мучеников это особенно символично потому, что за Литургией переживается жертва Христа, и в то же время вспоминается жертва мучеников, отдавших жизнь за Него и за святую православную веру. В этот день православные христиане вспоминают с горечью о тех трагических событиях, когда русская земля была пропитана кровью.
Но утешением для них является то, что 20 век оставил Русской Церкви тысячи святых молитвенников и заступников.
Употребляя слово «новомученики» в России, мы можем иметь в виду почти исключительно новомучеников и исповедников Церкви Русской ХХ века. Это люди, которые страдали от советской власти в течение того, как эта власть осуществлялась в России и других странах, которые были включены в Советский Союз.
Отношение к христианам в Советском Союзе было чем-то похоже на отношение к христианам в Римской империи. Это были люди, которые не вписывались в доминирующий проект. Вот строим мы светлое будущее, исходя из марксистского представления о мироздании, и вы, дорогие граждане Советского Союза, которые при этом придерживаются убеждений христианских, вы в это наше светлое будущее не вписываетесь.
Как говорил один из видных чекистов 20-х годов XX века: «У религии есть только один путь и этот путь — в архив истории». На разных этапах советской власти по-разному с Церковью боролись. Люди, которые в результате этой борьбы погибли, есть новомученики, а пострадавшие, но не умершие — исповедники Церкви Русской.
В случае с мучениками — еще и правильную смерть, которая может быть признана смертью за Христа и за Церковь. В случае с XX веком признаком мученического героизма может быть такой важный момент: человек никого не предал, не сдал, не назвал на допросе и не признал свою вину. Получается, человек должен принадлежать Православной Церкви, не иметь серьезных нравственных проступков и — ключевой критерий — должен не стать причиной бед других людей.
То есть не признать вину, ни на кого не показать, не свидетельствовать ни против кого из своих близких и дальних. Когда я кому-то объясняю, кто такие новомученики, я говорю, что это люди, которые стали святыми не благодаря своим выдающимся дарованиям, не благодаря своим аскетическим подвигам хотя они в такой ситуации тоже были , не благодаря дару молитвы или каким-то другим духовным дарам, которые Господь человеку дает в ответ на его праведное житие, а благодаря своей порядочности. Они остались людьми в ситуации, когда это было довольно сложно — в ситуации тоталитарной диктатуры, когда человек должен был встроиться в систему или исчезнуть.
Они умудрялись не встраиваться и при этом оставаться людьми, христианами и не становиться причиной страданий других. Как мы можем эту ситуацию менять? Допустим, мы просто люди, миряне, которым это интересно.
Надо узнавать о своих локальных новомучениках, рассказывать о них. Вот ходим мы в какой-то храм, или в городе в нашем есть или был храм, в котором служил кто-то из новомучеников. Нужно хранить о них память: ставить им иконы, детей в честь них называть, храмы в честь них строить.
Кажется очень важным просто даже сделать так, чтобы в месте, где я молюсь, мои сомолитвенники, мои соприхожане видели икону Собора новомучеников и исповедников Церкви Русской. Чтобы они могли осознать, какая это огромная сумма святых, которые очень близки нам по времени и которым мы в общем-то обязаны тем, что наша церковная жизнь есть. Русская Церковь не ушла в небытие как раз благодаря таким людям, как новомученики, и эти люди пронесли сквозь свою жизнь что-то важное, что нам нужно у них воспринять.
Важно помнить своих духовных прабабушек и прадедушек — тех людей, которые в ситуации, когда это было большим риском, несли веру сквозь свою жизнь и умудрялись в совершенно не благоприятствующих этому обстоятельствах сохранять свое христианство. Чем это может быть полезно для нас? Чтобы понимать древних святых, нам нужно узнавать о наиболее близких.
Благодаря тому что эти люди жили в близком нам быту, их жизнь гораздо более понятна. Они говорили на том же языке, что и мы, пользовались теми же понятиями. Мы мало знаем о семейной жизни и тем более о дружбе древних святых, нам сложно представить, как они общались.
А новомученики писали письма членам семьи и друзьям. И у нас есть возможность читать эти письма. Странно не пользоваться шансом чему-то научиться у своих единоплеменников.
Отношение к христианам в Советском Союзе было чем-то похоже на отношение к христианам в Римской империи. Это были люди, которые не вписывались в доминирующий проект. Вот строим мы светлое будущее, исходя из марксистского представления о мироздании, и вы, дорогие граждане Советского Союза, которые при этом придерживаются убеждений христианских, вы в это наше светлое будущее не вписываетесь.
Как говорил один из видных чекистов 20-х годов XX века: «У религии есть только один путь и этот путь — в архив истории». На разных этапах советской власти по-разному с Церковью боролись. Люди, которые в результате этой борьбы погибли, есть новомученики, а пострадавшие, но не умершие — исповедники Церкви Русской.
В случае с мучениками — еще и правильную смерть, которая может быть признана смертью за Христа и за Церковь. В случае с XX веком признаком мученического героизма может быть такой важный момент: человек никого не предал, не сдал, не назвал на допросе и не признал свою вину. Получается, человек должен принадлежать Православной Церкви, не иметь серьезных нравственных проступков и — ключевой критерий — должен не стать причиной бед других людей.
То есть не признать вину, ни на кого не показать, не свидетельствовать ни против кого из своих близких и дальних. Когда я кому-то объясняю, кто такие новомученики, я говорю, что это люди, которые стали святыми не благодаря своим выдающимся дарованиям, не благодаря своим аскетическим подвигам хотя они в такой ситуации тоже были , не благодаря дару молитвы или каким-то другим духовным дарам, которые Господь человеку дает в ответ на его праведное житие, а благодаря своей порядочности. Они остались людьми в ситуации, когда это было довольно сложно — в ситуации тоталитарной диктатуры, когда человек должен был встроиться в систему или исчезнуть.
Они умудрялись не встраиваться и при этом оставаться людьми, христианами и не становиться причиной страданий других. Как мы можем эту ситуацию менять? Допустим, мы просто люди, миряне, которым это интересно.
Надо узнавать о своих локальных новомучениках, рассказывать о них. Вот ходим мы в какой-то храм, или в городе в нашем есть или был храм, в котором служил кто-то из новомучеников. Нужно хранить о них память: ставить им иконы, детей в честь них называть, храмы в честь них строить.
Кажется очень важным просто даже сделать так, чтобы в месте, где я молюсь, мои сомолитвенники, мои соприхожане видели икону Собора новомучеников и исповедников Церкви Русской. Чтобы они могли осознать, какая это огромная сумма святых, которые очень близки нам по времени и которым мы в общем-то обязаны тем, что наша церковная жизнь есть. Русская Церковь не ушла в небытие как раз благодаря таким людям, как новомученики, и эти люди пронесли сквозь свою жизнь что-то важное, что нам нужно у них воспринять.
Важно помнить своих духовных прабабушек и прадедушек — тех людей, которые в ситуации, когда это было большим риском, несли веру сквозь свою жизнь и умудрялись в совершенно не благоприятствующих этому обстоятельствах сохранять свое христианство. Чем это может быть полезно для нас? Чтобы понимать древних святых, нам нужно узнавать о наиболее близких.
Благодаря тому что эти люди жили в близком нам быту, их жизнь гораздо более понятна. Они говорили на том же языке, что и мы, пользовались теми же понятиями. Мы мало знаем о семейной жизни и тем более о дружбе древних святых, нам сложно представить, как они общались.
А новомученики писали письма членам семьи и друзьям. И у нас есть возможность читать эти письма. Странно не пользоваться шансом чему-то научиться у своих единоплеменников.
В проекте «Слово новомучеников» мы читаем письма святых ХХ века. В них мы видим их личные особенности: как они страдали, чувствовали свое несовершенство, молились, отчаивались, находились силы вновь молиться, бороться.
Многие монастыри и храмы закрывались и рушились. Духовенство подвергалось гонениям. Были многочисленные случаи убийств не только духовенства, но и простых людей, исповедавших православную веру. Несколько тысяч верующих людей как в священном сане, так и мирян пострадали от советских властей. Среди убиенных духовных и лиц и мирян выделялись люди, известные своей святой жизнью. Таковых православная Церковь именует новомучениками российскими. Исповдниками российскими являются те, кто не принял смерть из-за мучений, но изрядно пострадал в годы гонений. Таковых святых людей также было множество.
Новомученики и исповедники Российские: кто они, сколько их?
О земном и о небесном. О подвиге новомучеников | «Днесь радостно ликует Церковь Русская, прославляющи новомученики и исповедники своя: святители и иереи, царственныя страстотерпцы, благоверныя князи и княгини, преподобныя мужи и жены и вся православныя христианы. |
Новомученики в СССР: За что церковь канонизировала святых в советское время | Собор новомучеников и исповедников Русской церкви – это праздник, суд или экзамен? все новостные обзоры на сегодня на на |
НОВОМУЧЕНИКИ | Публикации основаны на данных фонда "Память новомучеников и исповедников Русской Православной Церкви" |
Новомученики российские
5 февраля Русская Православная Церковь празднует Собор новомучеников и исповедников Российских. Кто такие новомученики и исповедники российские — жский православный. О том, как правильно чтить память наших новомучеников, и о причинах того, что современные христиане знают о них очень мало, рассказывает в интервью.
Кто такие новомученики?
К нему чаще и обращались древние иконописцы. Но сейчас, наверное, это будет не всегда уместно, так как историческое знание о святых сегодня вполне развито и кого-то такое несоответствие может смутить. А раз так, то лучше избегать подобного рода поводов и писать, согласно известным данным. Все-таки иконописцу надо учитывать реалии восприятия: образ должен соединять с первообразом.
Не вызывать неприятия, а помогать установить контакт, способствовать молитвенному общению со святым. Например, при написании образа преподобномученицы Елисаветы учитывается то, что Марфо-Мариинская обитель была особой, настоятельница и сестры носили преимущественно белое облачение, хотя художественно белое облачение редко когда получается изобразить красиво. Поэтому, как правило, вводится какой-то дополнительный цвет, оттенок, чтобы изображение получилось более убедительным.
Священномученик Иоасаф с житием, Дубна Иконы новомучеников-мирян При написании икон новомучеников-мирян возникает проблема: в какой одежде их писать. Если мирянин был чтецом, псаломщиком, алтарником, его можно, конечно, изобразить в стихаре, и это облегчает задачу. А если нет, то как на иконе красиво написать современную одежду?
С написанием образов новомучениц дело обстоит несколько проще, по крайней мере, в плане изображения одежды — она у женщин со времен Средневековья претерпела не столь сильные изменения. До начала XX века она более или менее соответствовала тем образцам, которыми располагала традиция, — так что и писать ее можно, прибегая к опробованным уже приемам. А современную мужскую одежду в иконописном ключе изобразить очень сложно.
Иногда при написании иконы применяется некоторая архаизация одежды. Хотя возможна и более реалистичная передача тех же пиджаков, косовороток. При этом надо отслеживать, чтобы сколь бы современная ни изображалась одежда, чтобы в итоге она выглядела гармонично и красиво.
При этом я бы не советовал увлекаться воспроизведением реалий одежд до деталей. Например, блаженная Ксения Петербуржская на иконе одета в пиджак мужа, изображенный условно, и это очень убедительный образ. В иконе не принципиальны дотошно выписанные детали.
Главное — создать образ, уловить самое характерное. Например, изображая храм, не обязательно отрисовывать все элементы, достаточно дать образ здания, чтобы сразу было понятно: это такой-то храм. Или, допустим, не надо живописать вплоть до знаков отличия форменной одежды красноармейцев, расстреливающих новомученика на клейме иконы, можно просто показать неких палачей с ружьями в условной одежде, важно, чтобы смысл происходящего был при первом взгляде ясен.
Такое получается далеко не у каждого иконописца. Иконография царя Отдельный вопрос современной иконографии новомучеников: как изображать царя Николая II? Некоторые придерживаются мнения, что писать его надо так, как он был одет уже в ссылке: в военной одежде без погон и других воинских знаков отличия.
Но далеко не всегда святой изображается так, как он выглядел в последние годы своей жизни, в часы, непосредственно предшествующие мученической кончине. Святой Николай Император, Сергиев Посад Такой подход совершенно неприемлем, потому что многие священномученики до расстрела вообще проводили годы и десятилетия в тюрьмах и лагерях, как, например, преемник святителя Тихона, Патриарха Московского и всея Руси, митрополит Крутицкий Петр: это Первоиерарх, который возглавлял Церковь в течение 12 лет, 11 из которых провел в заточении, там же в далекой ссылке и был расстрелян. В последние годы жизни эти страдальцы, разумеется, не носили не только богослужебных епископских или священнических одежд, но и монашеского облачения у них не было, возможно, они были издевательски или просто в лазарете обриты, как священномученик Иларион, архиепископ Верейский.
Для житийных клейм, когда изображается конкретное событие, такие образы, может быть, еще и возможны, но не для молельных икон святого — будь то отдельное изображение или в соборе святых. Конечно, есть епископы, которые везде изображаются в епископском облачении — как Святитель Николай Чудотворец. Даже на клеймах, повествующих о том, как он идет ночью по спящему городу, чтобы подбросить очередной мешочек золота в окно отчаявшегося отца.
Безусловно, Святитель Николай вряд ли это делал, будучи облачен, как для служения литургии: в фелони, с омофором. Конечно нет! Но пишут его именно так.
Он совершенно особенный, его иногда даже называли в народе «русский бог». Это избранничество подчеркивается, в частности, вот такими неснимаемыми знаками епископского отличия. Но таких святых немного.
Даже святитель Иоанн Златоуст в житийных клеймах может изображаться в простом монашеском облачении: в рясе и мантии. Поэтому по аналогии — неважно, что в последние годы царь Николай не носил царских одежд, — мы его прославляем как царя-страстотерпца. Мы же его не прославляем как мученика Николая, который когда-то был еще и царем.
А как прославляем, так и изображаем: он — царь, принял муку — это и находит отражение в иконе. В связи с написанием образа царя Николая встает и такой вопрос: в каких одеждах его писать — в коронационных в горностаевой мантии или в праздничных традиционных одеждах русских государей, в которых мы видим его на фотоснимках торжеств 300-летия дома Романовых? Я думаю, что последнее более правильно, потому что это для него самого было идеалом: святой царь Николай очень любил средневековую Русь, которая именно тогда и стяжала наименование Святой.
Скорее всего, если бы династия продолжилась, то и коронационные одежды поменялись бы в соответствии с этими старинными образцами. Поэтому мне эта иконография более импонирует, видится более точной по отношению к памяти и прославлению царя. Мученица Елизавета Звенигородская Есть еще много разных вопросов: учитываются или нет при написании иконы рост человека, его возраст и т.
Допустим, при изображении царской семьи часто пишут царя и царицу одного роста, а детей поменьше, но тоже примерно одинаково всех по росту, хотя на самом деле это было не так: царевны уже были взрослыми, и некоторые из них были уже в рост с родителями, и между собой кто-то из старших был выше, младшие пониже. Так что могут быть и более реалистичные образы, где, сверяясь с известными фотоснимками, иконописец прописывает существующую разницу в росте царских детей. Хотя можно символически показать, что есть родители, а есть дети.
Для иконы обозначение этой разницы характерно. Соборы святых Важно изображение соборов святых — это могут быть соборы московской, пермской, рязанской, пензенской и других земель, соборы новомучеников этих земель. Это просто необходимо в случае установления дня памяти собора.
Может быть отдельно написан и собор града, чтобы каждый верующий града, например, мог сказать: «Вот в нашем городе подвизались такие-то святые!
Для христиан принять мученическую смерть является радостью, так как умирая, они воскрешают для вечной жизни. Новомученики России После прихода большевиков к власти, их главной целью было ее сохранение и устранение врагов. Врагами они считали не только структуры, напрямую нацеленные на свержение советской власти белая армия, народные восстания и пр. Поскольку марксизм-ленинизм предполагал атеизм и материализм, то православная Церковь как самая многочисленная сразу стала их противником. Историческая справка Поскольку духовенство имело авторитет среди людей, оно могло, как думали большевики, натравить народ на свержение власти, а значит, представляли угрозу для них.
Сразу после октябрьского восстания начались гонения. Так как большевики не укрепились окончательно и не хотели, чтобы их правительство выглядело тоталитарным, устранения представителей Церкви не обусловливалась их религиозными убеждениями, а представлялась в виде наказания за «контрреволюционную деятельность» или за другие выдуманные нарушения. Формулировка подчас была абсурдна, например: «затягивал церковную службу с целью срыва полевых работ в колхозе» или «он умышленно придерживал у себя разменную серебряную монету, преследуя цель подрыва правильного денежного обращения». Ярость и жестокость, с которой убивались ни в чем не повинные люди, иногда превосходила ту, что была у римских гонителей в первые века. Вот только несколько таких примеров: епископа Соликамского Феофана на глазах у народа на сильном морозе раздели, привязали палку к волосам и опускали в прорубь до тех пор, пока он не покрылся льдом; епископа Исидора Михайловского посадили на кол; епископа Серапульского Амвросия привязали к хвосту лошади и пустили ее вскачь. Но чаще всего применялся массовый расстрел, а убитых закапывали в братских могилах.
Такие могилы обнаруживаются до сих пор. Одним из мест для расстрела был Бутовский полигон. Там были убиты 20 765 человек, из них 940 — священнослужители и миряне Русской Церкви. Список Весь собор новомучеников и исповедников Церкви Русской перечислить невозможно. По некоторым оценкам, к 1941 году было убито около 130 тысяч священнослужителей. К 2006 году канонизировано 1701 человек.
Это лишь малый список мучеников, пострадавших за православную веру: Священномученик Иван Кочуров — первый из убитых священников.
И разве мы можем забывать о том, что первым христианским святым, которого Сам Христос прославил, был разбойник, который висел рядом с Ним на кресте, но использовал последнее время жизни для покаяния и исповедания своей веры во Христа? И что это такое «образцовый святой»? И кто может доказать, что святитель Василий Кинешемский не покаялся если предположить даже, что он оговорил арестованную вместе с ним Ираиду Тихову? Хотя, как справедливо писал в 2004 году в ответ конкретно на это обвинение в адрес святителя, выдвинутое П.
Проценко, иеромонах Макарий Маркиш «Владыка Василий был знаком с Тиховой в течение нескольких лет, жил у нее в доме и служил в храме, тайно устроенном у нее на участке. Арестованы они были одновременно, все эти факты следствию были известны, и ничего нового о ней из показаний епископа извлечь было невозможно»[24]. Возникал еще существенный вопрос. Протодиакон Андрей Кураев писал: «ФСБ больше не допускает церковных историков к архивам, разрешая знакомиться лишь с отдельными выписками из дела по усмотрению ФСБ »[25]. Так кто же конкретно видел документы, согласно которым следует, что святитель Василий «не соответствует» «требованиям» для его канонизации?
Я лично работал в архиве УФСБ России по Ивановской области с несколькими томами его архивных уголовных дел за разные годы, так вот я там не видел ничего порочащего епископа Василия. Почему мы априори должны доверять какому-то исследователю, утверждающему обратное? И, если на то пошло, где гарантии, что подпись святителя под протоколами, на основании которых кого-то осудили если вообще есть такие протоколы подлинная? Например, игумен Дамаскин Орловский , много потрудившийся для прославления новомучеников и исповедников, как видно из его последних публикаций, чересчур доверяет советской репрессивной машине, что она якобы работала предельно точно, как часы, и архивные уголовные дела содержат только правду, хотя и преломленную особым образом в сознании тех, кто их вел. А это иногда могло быть так, а иногда могло быть и не так.
В стране, где Конституция значила меньше закрытых постановлений, где высшие меры наказания назначали внесудебные органы, где писанные законы легко могли попираться волей тех, кто в этот момент мог это сделать перед тем, как потом самому стать жертвой этой же машины репрессий, где ложь и предательство были негласными добродетелями - откуда мы можем знать, достоверны какие-то конкретные уголовные дела или нет? Если, например, судебные процессы против бывших первых лиц государства в 1930-е годы носили показательный характер, на них были иностранные журналисты, пресса всего мира свидетельствовала о подлинности их признаний, то кто может подтвердить подлинность признаний безвестных и, в силу этого, "малозначимых", даже с точки зрения современного православного публициста мучеников и исповедников? И даже бывшие первые лица страны - что стояло за их признаниями? Оруэлла в его романе «1984» есть интересная версия на этот счет. Действительно, формы психологического воздействия на человека, способные изменить его восприятие окружающего, говорить не то, что он думает, очень многообразны.
С другой стороны: раз выявилось, что в работе комиссий по канонизации были ошибки, то значит правильно, что процесс дальнейших прославлений приостановлен. Но это совсем не повод говорить о «деканонизации». Потому что у Бога совсем другая логика, чем у людей. Но дальше протодиакон Андрей Кураев написал еще более странную вещь: «Древние мученики страдали и умирали прилюдно. На глазах всего города.
Потому они и были - «свидетелями». Потому и прославлялись христианами немедленно и бесспорно. Потому и была их кровь, пролитая во очию всех, «семенем Церкви». Новомученики допрашивались и казнились потаенно. Поэтому их казни не стали «семенем».
На смену «павшим борцам» не вставали тысячи новых, зажженных примером их свидетельства до крови»[26]. Получается, что по его мнению именно публичность, иногда сопровождаемая театральными эффектами в казни первых христианских мучеников, стала причиной того, что они стали «семенем Церкви». А казни, совершенные не на публике, получается, ничего не значат? То есть, если чью-то казнь транслируют по телевидению по всему миру, то она значима, а если палач - это единственный свидетель, то нет? Представляется, что в таком взгляде на это очень много от прививаемого сегодня массам взгляда на жизнь, как на шоу, и ничего от христианства.
Только клиповым взглядом на историю Церкви можно объяснить следующую его цитату: «Очевидной личностной связи «я видел смерть мученика - был поражен его мужеством и верой - хочу стать таким же» почти не было. Церковная жизнь угасала с нарастанием числа мучеников, а не разгоралась. Потому сегодня приходится создавать малоубедительные для неверов «мистико-историософские схемы» - мол, хотя страна и не заметила подвига новомучеников, но возрождение церковной жизни 90-х было вымолено мучениками, убитыми в 30-х... Игумен Дамаскин Орловский большое внимание уделяет архивным уголовным делам, именно их, как представляется из общей направленности его рассуждений, видит своего рода «актами мученическими» хотя сравнивать уровень судопроизводства Древнего Рима времен гонений на христиан и Советского Союза времен массовых репрессий некорректно , и, соответственно, основанием для принятия решения о возможности канонизации: «Фактически Федеральный закон о государственной безопасности, как он звучит в настоящее время, предполагает наличие государственных секретов в деятельности органов государственной безопасности с конца 1917 года, что является абсолютным препятствием для изучения судебно-следственных дел с целью включения новых имен в Собор новомучеников и исповедников Российских. Эти же препятствия ясно сформулированы и в вышеназванном Положении, не допускающем ни в каком виде ознакомления ни исследователей, ни родственников репрессированных с делами и фактами в них, которые свидетельствуют о сотрудничестве человека с органами ЧК-ОГПУ-НКВД-МГБ.
Бычков; однако нашлись и те, кто смог возразить ему по существу, на основании не меньшего опыта работы с архивными уголовными делами советского периода. Научный сотрудник ПСТГУ Лидия Головкова просмотрела более 20 тысяч следственных дел пострадавших за веру: причисленных к лику новомучеников и нет.
Такой прием надо использовать очень аккуратно. Нельзя сказать, что в древности не было деталей-исключений, но они должны быть обусловлены не случайностью: так получилось, — а сутью подвига святого. Иконография показывает суть подвига не за счет неких частностей, а путем проникновения внутрь духовного опыта святого и отображения его. Важны не детали о жизни или обстоятельствах смерти подвижника, а его суть опыта угождения Христу. Царственные страстотерпцы, Троице — Сергиева Лавра Традиция написания икон новомучеников и исповедников Церкви Русской формируется на наших глазах. Прецедент может играть как положительную, так и отрицательную роль.
Если широко стала известна икона, впервые изображающая святого или собор, но выполненная непродуманно, ее недочеты могут закрепиться в качестве некоего исходного образца. Поэтому важно осмысление того, в каких направлениях движется поиск новой иконографии. Иконописная традиция всегда формируется в контексте того, что в целом происходит в обществе. Известно, что в России уже XIX век был отмечен, с одной стороны, подъемом духа отдельных избранных столпов веры православной, таких как преподобный Серафим Саровский, Оптинские старцы, с другой стороны, народ в своем большинстве стал редко причащаться: раз или несколько раз в году, так что и литургия часто воспринималась уже всего лишь как одна из служб. Святой праведный Иоанн Кронштадтский, который каждый день служил литургию и каждый день сам причащался, говорил о последствиях редкого причащения. Так и в иконографии конца XIX века. На иконах епископа могли изображать не в полном облачении, в котором он служит литургию, а вообще в любом, — сейчас уже есть иконы, где епископ или священник могут быть написаны только в рясе и с крестом на груди. Это свидетельствует о том, что после богоборческого XX века богословие иконы было подзабыто.
Святое духовенство на иконах Среди новомучеников прославлено очень много святителей. После репрессий 1937—1938 гг. Многие из епископата тех лет — или священномученики, или исповедники. Есть современные иконы, где святитель, как уже отмечалось, может изображаться в неполном облачении, без омофора. О епископстве, конечно, могут говорить: панагия, клобук, епископская мантия, — но даже при служении панихиды или молебна епископ уже облачается, не говоря уже о главном служении — литургии. Собор новомучеников и исповедников Российских Все-таки правильно писать епископа, как, впрочем, и священника, в полном облачении, — именно так, как он предстоит Богу во время литургии. Надо подчеркивать и отображать в иконе суть служения. Епископы и священники должны изображаться на иконах с Евангелием в руках — так как архипастырь и пастырь являются проповедниками благой вести — и в полном богослужебном облачении как служители литургии.
Святители по облачению отличаются от священников тем, что пишутся в саккосе и омофоре, древние святители носили, как и священники, фелонь, в ней они могут и изображаться. Диакон пишется на иконах в полном диаконском облачении, обычно с кадилом и ладанницей в руках. У священномученика — в каком бы сане он ни был — в руке также может быть крест. Сейчас сложилось такое представление, что крест у священномученика в руке должен быть обязательно. Хотя в древней практике этому правилу следовали не всегда, скорее даже редко изображали священномучеников с крестами в руках. В отличие от мирян-мучеников, обычно изображаемых с крестами. Сейчас эта практика оправдана тем, что при взгляде на икону можно сразу сказать: это мученик. Логика в этой нововведенной традиции есть.
Головной убор у епископа на службе при полном облачении сейчас митра. Но если следовать древней практике, нередко изображали белые клобуки, например, как на известной иконе святителя Алексия кисти Дионисия, — чтобы показать избранное положение Предстоятеля Церкви или митрополита. Клобук может оказаться даже более информативным, чем митра. Собор Шуйских новомучеников Конечно, могут быть исключения. Нередко епископов, которые закончили жизнь в монастыре, уйдя на покой, изображали в монашеском облачении, причем постоянно. Допустим, святителя Иоанна Новгородского. Этот один из самых известных новгородских святых практически всегда пишется в монашеском облачении, в котором он и закончил свою жизнь. Епископство его обозначено тем, что он изображен в епископской, а не простой монашеской мантии.
Это характерно для икон позднего Средневековья. Ранее в иконографии, допустим, преподобного Косьмы Маюмского, вообще ничто не указывает на то, что он епископ Маюмский. Лишь в поствизантийском искусстве на его иконах сан отмечен епископской мантией. И сейчас в написании образов святителей, которые в монастыре на покое окончили свою жизнь, возможно изображение монашеского облачения: это такие почитаемые святители, как Игнатий Брянчанинов и Феофан Затворник. Внеисторичность иконы Есть такая проблема: должна ли икона быть исторически достоверной, тем более в деталях? Например, древние епископы за богослужением не носили нагрудных ни панагии, ни креста. На древних изображениях мы всегда видим без них Святителя Николая. Традиция ношения крестов и панагий сложилась в относительно позднее Средневековье, а широко была распространена в последние столетия.
Вопрос: изображать панагии и кресты в образах святых или нет? Возможен и тот и другой подход: кто-то считает, что важно соответствовать историческим реалиям, кто-то полагает, что главное создать близкий к восприятию современника образ святого, не вдаваясь в детали. Священномученик Никита, Переславль-Залесский Икона в каком-то смысле внеисторична. Вспомним иконы святителя Спиридона Тримифунтского: его пишут в полном епископском облачении и c пастушечьей шапочкой на голове, которую он, конечно же, при полном облачении не носил. Но для церковной традиции было важно подчеркнуть глубоко присущие ему смирение и кротость, а также показать то, что он, будучи уже епископом, оставался пастырем и бессловесных овец. На иконе часто можно встретить такие «странности» с точки зрения исторической правды или свойств линейности времени. Например, одно клеймо на иконе святителя Иоанна Златоуста может содержать сразу две его фигуры — так подчеркивается многочисленность и неустанность его попечений о нуждах паствы.
Новомученики российские
Видео о новомучениках и исповедниках Церкви Русской. Тем более надо стараться как можно больше узнавать о том, как жили те, кто сохранил веру, чтобы передать ее нам: читать жития новомучеников и исповедников Церкви Русской. Те, кто пострадали за веру в годы гонений во время Советской власти, называются «новомучениками». Почему Новомученики Российские стали для государственных и церковных властей РФ «неудобными святыми»?
Преступление советской власти и сокровище РПЦ — Новомученики и исповедники Российские
Новости 23 октября 2012 Смотреть фильмы о новомучениках можно не только в эфире телеканала, но и на DVD! Архив новостей Цикл документальных фильмов о новомучениках и исповедниках российских В XX веке Русская Православная Церковь дала миру десятки тысяч мучеников и исповедников. Их жизнь и подвиг — самый высокий образец человеческого достоинства, веры и верности Богу, пример для людей любого возраста и в наибольшей степени, конечно, для подрастающего поколения, остро нуждающегося в духовно-нравственных ориентирах.
Авторитетный священник и депутат Быть ревностным служителем РПЦ было очень опасно.
С 1889 года его неоднократно избирали депутатом, параллельно он преподавал в церковно-приходских школах и занимал должность наблюдателя уездного благочиния. Выполняя огромный круг обязанностей, Петр оставался священником, служившим в приходе и не пропускающим богослужений, а также прилежным семьянином и отцом четверых детей. Последним пристанищем Корелина стал пермский Свято-Троицкий храм при Каменском заводе.
После революции 1917-го власть в поселке перешла к большевикам, которые начали создавать из рабочих местного металлургического завода военные отряды. Начались антицерковные репрессии, но отец Петр бесстрашно продолжал служение. Летом местный совет постановил отобрать у церкви метрические документы.
Прихожане отказались отдавать большевикам церковные книги. Когда новые власти пришли за документами, кто-то из священников ударил в колокол и завязалась потасовка, однако вооруженные рабочие разогнали недовольных сельчан. Отца Петра обвинили в организации восстания, арестовали и увезли судить в Екатеринбург.
Его заточили в одиночную камеру строгого режима арестантского дома. Через какое-то время отца Петра и других арестантов передали комиссару карательного отряда и увезли в Тюмень. Было понятно, что впереди - мученическая смерть.
Ожидая столкновений с армией Сибирского правительства, революционеры строили укрепления, заставляли тяжело трудиться заключенных. Отец Петр круглосуточно носил землю, пилил доски, не теряя бодрости духа даже в состоянии крайнего истощения. В один из вечеров Корелина повезли в грязном пароходном трюме к Тобольску.
Ночью его заставили выйти на палубу, раздели, избили и, привязав камень, бросили в воду. Женщина молилась, чтобы монашеский постриг принял кто-то из ее детей. Косьма мирское имя Кукши с детства любил одиночество, при этом очень внимательно относясь к окружающим.
Как-то Косьма повез нездорового двоюродного брата к старику, изгонявшему злых бесов. Старец помог юноше, предупредив Косьму о том, что тот до конца жизни будет гоним врагами. В 20 лет Косьма после посещения горы Афон принял решение служить Богу.
К нему чаще и обращались древние иконописцы. Но сейчас, наверное, это будет не всегда уместно, так как историческое знание о святых сегодня вполне развито и кого-то такое несоответствие может смутить. А раз так, то лучше избегать подобного рода поводов и писать, согласно известным данным.
Все-таки иконописцу надо учитывать реалии восприятия: образ должен соединять с первообразом. Не вызывать неприятия, а помогать установить контакт, способствовать молитвенному общению со святым. Например, при написании образа преподобномученицы Елисаветы учитывается то, что Марфо-Мариинская обитель была особой, настоятельница и сестры носили преимущественно белое облачение, хотя художественно белое облачение редко когда получается изобразить красиво.
Поэтому, как правило, вводится какой-то дополнительный цвет, оттенок, чтобы изображение получилось более убедительным. Священномученик Иоасаф с житием, Дубна Иконы новомучеников-мирян При написании икон новомучеников-мирян возникает проблема: в какой одежде их писать. Если мирянин был чтецом, псаломщиком, алтарником, его можно, конечно, изобразить в стихаре, и это облегчает задачу.
А если нет, то как на иконе красиво написать современную одежду? С написанием образов новомучениц дело обстоит несколько проще, по крайней мере, в плане изображения одежды — она у женщин со времен Средневековья претерпела не столь сильные изменения. До начала XX века она более или менее соответствовала тем образцам, которыми располагала традиция, — так что и писать ее можно, прибегая к опробованным уже приемам.
А современную мужскую одежду в иконописном ключе изобразить очень сложно. Иногда при написании иконы применяется некоторая архаизация одежды. Хотя возможна и более реалистичная передача тех же пиджаков, косовороток.
При этом надо отслеживать, чтобы сколь бы современная ни изображалась одежда, чтобы в итоге она выглядела гармонично и красиво. При этом я бы не советовал увлекаться воспроизведением реалий одежд до деталей. Например, блаженная Ксения Петербуржская на иконе одета в пиджак мужа, изображенный условно, и это очень убедительный образ.
В иконе не принципиальны дотошно выписанные детали. Главное — создать образ, уловить самое характерное. Например, изображая храм, не обязательно отрисовывать все элементы, достаточно дать образ здания, чтобы сразу было понятно: это такой-то храм.
Или, допустим, не надо живописать вплоть до знаков отличия форменной одежды красноармейцев, расстреливающих новомученика на клейме иконы, можно просто показать неких палачей с ружьями в условной одежде, важно, чтобы смысл происходящего был при первом взгляде ясен. Такое получается далеко не у каждого иконописца. Иконография царя Отдельный вопрос современной иконографии новомучеников: как изображать царя Николая II?
Некоторые придерживаются мнения, что писать его надо так, как он был одет уже в ссылке: в военной одежде без погон и других воинских знаков отличия. Но далеко не всегда святой изображается так, как он выглядел в последние годы своей жизни, в часы, непосредственно предшествующие мученической кончине. Святой Николай Император, Сергиев Посад Такой подход совершенно неприемлем, потому что многие священномученики до расстрела вообще проводили годы и десятилетия в тюрьмах и лагерях, как, например, преемник святителя Тихона, Патриарха Московского и всея Руси, митрополит Крутицкий Петр: это Первоиерарх, который возглавлял Церковь в течение 12 лет, 11 из которых провел в заточении, там же в далекой ссылке и был расстрелян.
В последние годы жизни эти страдальцы, разумеется, не носили не только богослужебных епископских или священнических одежд, но и монашеского облачения у них не было, возможно, они были издевательски или просто в лазарете обриты, как священномученик Иларион, архиепископ Верейский. Для житийных клейм, когда изображается конкретное событие, такие образы, может быть, еще и возможны, но не для молельных икон святого — будь то отдельное изображение или в соборе святых. Конечно, есть епископы, которые везде изображаются в епископском облачении — как Святитель Николай Чудотворец.
Даже на клеймах, повествующих о том, как он идет ночью по спящему городу, чтобы подбросить очередной мешочек золота в окно отчаявшегося отца. Безусловно, Святитель Николай вряд ли это делал, будучи облачен, как для служения литургии: в фелони, с омофором. Конечно нет!
Но пишут его именно так. Он совершенно особенный, его иногда даже называли в народе «русский бог». Это избранничество подчеркивается, в частности, вот такими неснимаемыми знаками епископского отличия.
Но таких святых немного. Даже святитель Иоанн Златоуст в житийных клеймах может изображаться в простом монашеском облачении: в рясе и мантии. Поэтому по аналогии — неважно, что в последние годы царь Николай не носил царских одежд, — мы его прославляем как царя-страстотерпца.
Мы же его не прославляем как мученика Николая, который когда-то был еще и царем. А как прославляем, так и изображаем: он — царь, принял муку — это и находит отражение в иконе. В связи с написанием образа царя Николая встает и такой вопрос: в каких одеждах его писать — в коронационных в горностаевой мантии или в праздничных традиционных одеждах русских государей, в которых мы видим его на фотоснимках торжеств 300-летия дома Романовых?
Я думаю, что последнее более правильно, потому что это для него самого было идеалом: святой царь Николай очень любил средневековую Русь, которая именно тогда и стяжала наименование Святой. Скорее всего, если бы династия продолжилась, то и коронационные одежды поменялись бы в соответствии с этими старинными образцами. Поэтому мне эта иконография более импонирует, видится более точной по отношению к памяти и прославлению царя.
Мученица Елизавета Звенигородская Есть еще много разных вопросов: учитываются или нет при написании иконы рост человека, его возраст и т. Допустим, при изображении царской семьи часто пишут царя и царицу одного роста, а детей поменьше, но тоже примерно одинаково всех по росту, хотя на самом деле это было не так: царевны уже были взрослыми, и некоторые из них были уже в рост с родителями, и между собой кто-то из старших был выше, младшие пониже. Так что могут быть и более реалистичные образы, где, сверяясь с известными фотоснимками, иконописец прописывает существующую разницу в росте царских детей.
Хотя можно символически показать, что есть родители, а есть дети. Для иконы обозначение этой разницы характерно. Соборы святых Важно изображение соборов святых — это могут быть соборы московской, пермской, рязанской, пензенской и других земель, соборы новомучеников этих земель.
Это просто необходимо в случае установления дня памяти собора. Может быть отдельно написан и собор града, чтобы каждый верующий града, например, мог сказать: «Вот в нашем городе подвизались такие-то святые!
Ленинский декрет об отделении Церкви от государства, подписанный в январе 1918 года, уже был достаточен для того, чтобы передать церковно-монастырское имущество органам власти. После этого декрета монастыри уже не могли существовать на территории Советского Союза. Согласно ленинской терминологии монашествующие теперь — «антисоветски настроенные лица», «ярые церковники», которые проводят «антисоветскую агитацию» при помощи своих «провокационных измышлений». Сотрудники ОГПУ, фабрикуя дела, писали просто: «контрреволюционные элементы, ведущие систематическую контрреволюционную агитацию, а также изготовляющие и распространяющие церковно-монархические произведения в виде гимнов, стихов и акафистов». Это наш народ, самые лучшие его представители, которые якобы мешали построить светлое будущее.
Мы знаем, что эти новомученики и исповедники сегодня молятся о стране нашей, о Церкви нашей, и не является ли тот подъем, духовный и материальный, который, несмотря на трудности, мы все сегодня видим, ответом Божиим на тот подвиг жертвенный и на ту молитву, которую возносят к Его престолу наши святые новомученики и исповедники, предшественники наши по пребыванию в ограде Святой Русской Православной Церкви?
5 февраля — Собор новомучеников и исповедников Церкви Русской
Самым первым по времени новомучеником стал протоиерей Иоанн Кочуров, служивший в Царском Селе под Петроградом и убитый раздраженными красногвардейцами за то, что призывал народ не поддерживать большевиков, уже через несколько дней после революции. А когда их спрашивают, кто такие новомученики, они могут просто показать старые фотографии своих родственников, погибших в гонениях. Жизнь и подвиги новомучеников для наших современников являются той реальностью, которая может быть изучена или исследована доподлинно по эпистолярным и архивным документам, воспоминаниям очевидцев. Новому́ченики — термин в православии, которым характеризовались святые, принявшие мученическую кончину в относительно недавнее время. Осмысление подвига новомучеников — это процесс, который только начался актом прославления. В настоящем докладе «новомучениками и исповедниками» называются все те, кто пострадал за Христа и Его Церковь в XX в.– как причисленные в лику святых, так и не канонизированные.
Оптинские новомученики: кто они?
Только в день празднования Собора новомучеников и исповедников Церкви Русской совершается память святых, дата смерти которых неизвестна. Спасского, Боголюбского и Мариинского - на встрече "День памяти новомучеников и исповедников российских. О том, как правильно чтить память наших новомучеников, и о причинах того, что современные христиане знают о них очень мало, рассказывает в интервью. Да, среди новомучеников были и такие, кто активно воспротивился очередному глумлению большевиков над святынями — например, «вскрытию мощей» или изъятию церковных ценностей «в помощь голодающим».
Новомученики и исповедники. Лица и судьбы
Офицер царской армии, выдающийся артиллерист, а также врач, композитор, художник… Он оставил мирскую славу ради служения Христу и принял священный сан по послушанию своему духовному отцу — святому Иоанну Кронштадтскому. В тюрьму его везли на карете скорой помощи, на расстрел — вынесли на носилках. Священномученик Иларион Троицкий , архиепископ Верейский Память 28 декабря 15 декабря ст. Выдающийся православный богослов, писатель, миссионер.
Во время Поместного Собора 1917—18 годов тогда еще архимандрит Иларион был единственным не-епископом, которого в кулуарных разговорах называли в числе желательных кандидатов на патриаршество. Он принял епископский сан в разгар гонений на веру — в 1920 году, и вскоре стал ближайшим помощником святого патриарха Тихона. Ему было 43 года.
Мученица княжна Кира Оболенская, мирянка Память 17 декабря 4 декабря ст. На момент расстрела мученице Кире было 48 лет. Мученица Екатерина Арская, мирянка Память 17 декабря 4 декабря ст.
Купеческая дочь, родилась в Петербурге. В 1920 году она пережила трагедию: от холеры скончался ее муж — офицер Царской армии и староста Смольного собора, затем — пятеро их детей. Ища помощи у Господа, Екатерина Андреевна включилась в жизнь Александро-Невского братства при Феодоровском соборе в Петрограде, стала духовной дочерью священномученика Льва Егорова.
На момент расстрела ей было 62 года. Мученик Михаил Новоселов, мирянин Память 21 января 8 января ст. Историк, публицист, почетный член Московской Духовной Академии.
Внук священника, в молодости он пытался создать собственную общину, живущую по учению графа Толстого. Затем вернулся в Церковь и стал православным миссионером. С приходом к власти большевиков, Михаил Александрович вошел во Временный Совет объединенных приходов города Москвы, который на первом же своем заседании призвал верующих встать на защиту храмов, оградить их от посягательств безбожников.
Священномученик Александр Туберовский, иерей Память 23 декабря 10 декабря ст. На момент революции он был мирянином, доцентом кафедры догматического богословия Московской Духовной академии. В 1919 году академической карьере пришел конец: Московская академия была закрыта большевиками, а профессура разогнана.
Тогда Туберовский принял решение вернуться на родную Рязанщину. В начале 20-х годов, в самый разгар антицерковных гонений, он принимает священный сан и вместе со своим отцом служит в храме Покрова Богородицы в родном селе. Отцу Александру Туберовскому на момент расстрела было 56 лет.
Преподобномученица Августа Защук , схимонахиня Память 8 января 26 декабря ст. На момент расстрела схимонахине Августе было 67 лет. Священномученик Сергий Мечев, иерей Память 6 января 29 декабря ст.
На момент расстрела ему было 49 лет. Фотокарточки исповедников Трудности почитания Новомучеников и исповедников Российских в настоящее время Митрополит Климент: Нужно активно повествовать о подвиге новомучеников и исповедников ХХ век в истории России ознаменован жестокими репрессиями Советской власти против собственных граждан. Людей карали за малейшее несогласие с коммунистической идеологией и за религиозные убеждения.
Многие православные христиане стали жертвами большевиков, не отступив от своей веры. Новомученики и Исповедники Церкви Русской — сонм святых Русской Православной Церкви, принявших мученическую кончину за Христа или подвергшихся гонениям после Октябрьской революции 1917 года. Собор Новомучеников и Исповедников начал формироваться в 1989 году, когда был канонизирован первый святой — патриарх Тихон.
Затем, по мере исследования биографий и других архивных документов, из года в год канонизировали несколько человек. Среди Новомучеников и Исповедников есть священнослужители и миряне, люди разных профессий, званий и сословий, объединённые любовью к Богу и людям. Безбожная власть Христианство и коммунизм несовместимы.
Их моральные нормы противоречат друг другу. Бог есть любовь, а не революционный террор. Церковь учила не убивать, не красть, не лгать, не творить кумиров, прощать врагов, чтить родителей.
А большевики убивали невинных, сокрушали традиции предков, растаскивали чужое имущество, насиловали, воспевали блуд в ущерб семье, на место икон вешали портреты Ленина и Сталина. С точки зрения христианина, строили Ад на земле. Легко представить, как такой лидер государства проявил себя в отношении Церкви, когда получил власть.
Взрыв православной церкви, 1918 год Разграбление церкви, послереволюционные годы Только с началом Великой Отечественной войны репрессии священнослужителей сократили свой размах. Поскольку Советское правительство решило использовать Церковь для патриотической пропаганды. Открывались храмы.
Прихожане под руководством священников собирали деньги для фронта. За период 1941-43 г. Но война окончилась, и неблагодарная власть более не нуждалась в Церкви.
С 1948 года начинаются новые аресты духовенства, которые продолжаются весь период с 1948 по 1953 год, и снова закрываются храмы. Судили быстро, расстреливали сразу Над священнослужителями и монахами не было длительных процессов. Их вина в глазах большевиков была бесспорной — религиозность, а лучшим доказательством преступления являлся крест на шее.
Поэтому среди Новомучеников и Исповедников много тех, кто был убит на месте — там, где молился, там, где призвал Бога. А причину могли найти любую. Он был расстрелян 31 октября 1917 года за организацию Крестного хода, на котором, как решили красногвардейцы, молился за победу белоказаков, защищавших Царское Село, но вынужденных отступить.
На самом деле отец Иоанн и другие священнослужители хотели успокоить местных жителей, напуганных артиллерийским обстрелом, и возносили молитвы о мире. Вот как рассказывает о гибели священника очевидец: 25 января 1918 года в Киеве после большевистского погрома в Киево-Печерской Лавре, был убит митрополит Киевский и Галицкий Владимир Богоявленский. Его похитила и тут же расстреляла группа солдат.
Фотография семьи императора Николая II 18 июля 1918 года в Алапаевске сбросили в шахту и забросали гранатами нескольких представителей Дома Романовых и близких к ним людей. Русская православная церковь за границей канонизировала всех убитых под Алапаевском кроме управляющего Ф. Ремеза в лике мучеников.
Русская православная церковь причислила к лику святых только двух из них — великую княгиню Елизавету Фёдоровну и инокиню Варвару, которые до казни вели монашескую жизнь. Елизавета Фёдоровна после смерти мужа от рук террористов основала Марфо-Мариинскую обитель милосердия, насельницы которой занимались лечением нуждающихся и благотворительностью. Там и была арестована.
Елизавета Фёдоровна и инокиня Варвара Среди новомучеников есть дети. Отрок Сергий Конев, воспитанник епископа Гермогена, считал Владыку дедушкой. После ареста и расстрела епископа мальчик сказал одноклассникам, что его дедушка пострадал за веру в Бога.
Кто-то передал это красноармейцам. Те изрубили мальчика шашками. Часто на допросах чекисты старались добиться, чтобы человек признался в антисоветских высказываниях.
Нужен был формальный повод для осуждения его как врага революции. Поэтому заставляли подследственных клеветать друг на друга, фабриковали дела о контрреволюционных организациях. Верующие люди не желали свидетельствовать против ближних, за это они подвергались пыткам.
Жития Новомучеников и Исповедников безупречны. Они помнили слова Евангелия: Доносчики и клеветники впоследствии не были канонизированы. В безвинности пострадавших от репрессий можно убедиться сразу.
Священник Александр Соколов пострадал за то, что организовывал хождения с молебнами по окрестным сёлам. По мнению следствия, он намеренно отвлекал колхозников от уборки урожая. За что и был расстрелян 17 февраля 1938 года на полигоне Бутово.
Священник Василий Надеждин читал молодёжи Василия Великого, Иоанна Богослова, рассказывал о поездке в Дивеевский монастырь, за что был сослан в Соловецкий лагерь особого назначения, где заболел тифом и умер 19 февраля 1930 года. Священник Иоанн Покровский советовал местным школьникам молиться, чтобы уроки лучше запоминались. Один из учителей донёс на него.
Обвинённый в религиозной пропаганде, священник был расстрелян 21 февраля 1938 года. Кто-то пожалел о том, что больше не празднуют Рождество, кто-то принял у себя монахов и за это упокоился в братской могиле или пошёл по этапу на Север… Разумеется, были представители духовенства и миряне не только заявлявшие о своей вере, но и разоблачавшие Советскую власть. Эта критика была рождена христианскими убеждениями, которая не позволяла мириться с грабежами, насилием, разрухой, которые принесли большевики.
Именно тогда Церковь показала, что она с народом, что священники, которых и в те времена социалисты обвиняли в стяжательстве, не стали обслугой новой власти, но обличили её. Священники сожалели о судьбах репрессированных христиан, носили им передачи, призывали молиться о спасении страны, объединяли прихожан утешительным словом, за что обвинялись в контрреволюционной деятельности. Фреска в храме с Новомучениками и Исповедниками Понадобилось немало усилий карательных органов, прежде чем остатки священнослужителей были загнаны под каблук государства.
Но десятки тысяч Новомучеников и Исповедников уже были далеко от земной юдоли, там, где нет ни болезни, ни печали, ни НКВД, но жизнь бесконечная. Многие репрессированные священники были многодетными отцами, долго ждали их маленькие дети, выбегая на дорогу или часами сидя у окна. Об этом упоминается в Житиях.
Невинные чада не ведали, что встреча с родителями теперь возможна только в Царствии Небесном.
Затем следователь позвал к себе приятеля первого свидетеля - Илью Тимофеевича, который также подписал заранее написанные протоколы «свидетельских показаний». Впоследствии, когда следователю понадобились лжесвидетельства против других людей, он, зайдя к Илье Тимофеевичу домой, попросил его подписать еще три пустых бланка протоколов, что тот и сделал. Для более эффективного ведения дел следователь привлек к следственному процессу председателя Ново-Ивановского сельсовета, который согласился вместе со следователем писать протоколы допросов от лица лжесвидетелей, как хорошо знавший людей, проживающих в этом районе. Следователь сначала составлял конспект об антисоветской и антигосударственной деятельности подозреваемого, потом писал протоколы, а затем вызывал того, от чьего лица протоколы были написаны, а председатель сельсовета — тех, за кого он писал протоколы. Так в течение короткого времени они вдвоем составили более полусотни протоколов показаний лжесвидетелей. На основании подобного рода лжесвидетельств 29 августа 1937 года священник Николай Гаварин был арестован и заключен в Таганскую тюрьму в Москве.
Говорили о газетных новостях, об испанских событиях, выражая сомнения, что испанские войска победят фашистов, которые сильны своим вооружением. Я не могу помириться с советской властью за те притеснения, которые мы терпим. Дайте показания по этому вопросу. Но в контрреволюционной группе я не состоял.
Иосиф Медведь , прот. Иоанн Лебедев , прот. Иоанн Смирнов , прот. Мефодий Иванов , игум.
Мирон Ржепик , прот. Герман Ряшенцев , еп. Дамаскин Цедрик , еп. Евфимий Горячев , прот. Илия Бажанов , прот. Григорий Лебедев , еп. Сергий Дружинин , еп. Стефан Кусков , иером.
Михаил Богородский , прот. Константин Богословский , прот. Евгений Выжва , игум. Евгений Зернов , митр. Лев Егоров , архим. Николай Ащепьев , игум. Пахомий Ионов , иером. Алексий Успенский , прот.
Димитрий Троицкий , диак. Захария Лобов , архиеп. Василий Максимов , прот. Гавриил Яцик , архим. Мелетий Федюнев , иером. Карп Эльб , прот. Иоанн Прудентов , прот. Николай Житов , прот.
Феодор Лебедев , прот. Иоанн Бороздин , прот. Николай Скворцов , прот. Николай Цветков , протодиак. Григорий Раевский , прот. Амфилохий Скворцов , еп. Иоанн Васильев , прот. Феоктист Смельницкий , прот.
Маврикий Полетаев , архим. Александр Левитский , прот. Димитрий Розанов , прот. Петр Полянский , митр. Иларион Громов , иером. Александр Орлов , прот. Петр Пушкинский , прот. Петр Соловьев , прот.
Симеон Лилеев , прот. Александр Агафонников , прот. Николай Кулигин , прот. Василий Цветков , архим. Амвросий Астахов , архим. Димитрий Добросердов , архиеп. Иоанн Хренов , диак. Иона Лазарев , еп.
Павел Преображенский , прот. Пахомий Туркевич , игум. Петр Никотин , прот. Серафим Щелоков , архим. Иувеналий Масловский , архиеп. Лаврентий Левченко , иером. Николай Ермолов , прот. Пётр Лебедев , прот.
Александр Щукин , архиеп. Андрей Воскресенский , прот. Николай Соколов , прот. Сергий Покровский , прот. Герман Коккель , еп. Иоанн Родионов , прот. Михаил Исаев , диак. Петр Кравец , диак.
Дамиан Воскресенский , архиеп. Павлин Крошечкин , архиеп. Аркадий Ершов , еп. Неофит Осипов , архим. Софроний Несмеянов , иером. Серафим Самойлович , архиеп. Герман Полянский , архим. Мина Шелаев , архим.
Наоборот, какой бы неприятной она ни была, правду нужно знать для того, чтобы эти преступления не повторились. Диверсией я бы скорее назвал то, что было устроено в нашей стране после 1917 года. Безусловно, были миллионы погибших. От голода в начале 1920-х годов, по советским данным, погибли 5 миллионов человек, от голода в начале 1930-х годов — 7 миллионов. Затем — жертвы классового геноцида первых лет после Октябрьской революции, а начиная со сталинских лет — самые страшные гонения на Церковь, раскулачивание, политические процессы.
Результаты переписи населения в начале 1937 года были ужасными: страна недосчиталась около 10 миллионов человек. А затем начался Большой террор: 700 тысяч расстрелянных и полтора миллиона отправленных в лагеря. Предвоенное уничтожение командного состава армии, страшная война с ее абсолютным презрением к человеческой жизни. Очень советую почитать воспоминания Николая Никулина, чтобы понять, насколько страшна была эта война и сколько чудовищных ошибок было совершено советским руководством. Затем — послевоенный голод, послевоенные репрессии, переселенные народы.
Сколько погибло во время выселения народов, которые не нравились советскому вождю, сколько погибло на севере и в Сибири русских крестьян, объявленных кулаками, — никто уже и не сосчитает. И, безусловно, нельзя молчать о духовном уничтожении народа. На протяжении семи десятилетий людям внушали, что безбожие, богохульство, уничтожение храмов, доносительство, отречение от родителей — это героизм и добро. Ленин в статье «Задачи союзов молодежи» говорил, что нравственно то, что полезно пролетариату. Отдельное преступление — уничтожение Церкви и жесточайший контроль над ее остатками.
Никто не считает, сколько людей из-за советского богоборчества не пришло ко Христу, сколько людей было вовлечено в безбожную пропаганду, сколько было душ, погибших для вечности. Зайдите в любой книжный магазин. Книги с правдой о репрессиях и о советских зверствах есть, но они теряются на фоне огромного количества апологетики богоборческой власти. То же происходит на телевидении. Уже давным-давно там не увидишь людей, отрицательно отзывающихся о советском режиме.
Можно критиковать любой период истории, но в отношении коммунистических десятилетий позволяется либо апологетика, либо умеренная критика, которая говорит о репрессиях всего лишь как о перегибах на местах. Попасть в СМИ с прямой и жесткой критикой советской системы невозможно. Как известно, власть — ветер, народ — трава [1] , куда дует «ветер» пропаганды, туда клонится и общественное мнение. Что люди слышат, то и впитывают в себя. Какая из мер, на Ваш взгляд, самая эффективная в деле актуализации почитания новомучеников?
Недавно на расстрельном полигоне «Медное» в Тверской области установили памятники Ленину, Дзержинскому, Свердлову и Сталину. Памятник Дзержинскому установлен возле здания штаб-квартиры службы внешний разведки. Причем открывался этот памятник с участием людей, которые заявляют о себе, что они православные и сидят с духовенством в разных президиумах. Никакого осуждения со стороны церковного руководства мы, к сожалению, не увидели, а такая реакция была бы самой эффективной мерой в деле почитания новомучеников. В последние месяцы стали известны и другие случаи.
Балашихинское духовенство фотографируется возле памятника все тому же Дзержинскому, священник в Великих Луках «освящает» памятник Сталину и еще возглашает «Христос воскресе! Пока все это будет продолжаться и не встречать сопротивления со стороны православных христиан и мер со стороны священноначалия, «Рекомендации» не помогут. Можно в соответствии с документом освящать храмы в честь новомучеников, но если с амвонов этих храмов священники будет оправдывать гонителей или пытаться выставить их благодетелями, то ничего не изменится. Поэтому в «Рекомендации» я добавил бы требование прекратить попытки примирить христианство с советским безбожием. Например, недалеко от въезда в подмосковную Угрешу уже много лет вижу большое изображение — святой благоверный великий князь Димитрий Донской и Дзержинский как символы города.
Но примирить добро со злом, Христа с Велиаром не получится: примирения антиподов не может быть, одно обязательно должно победить. Мы понимаем: на фоне исторической безграмотности и малой воцерковленности большинства людей победит в конечном итоге именно отрицательный символ. Может быть, этот символ и соединится с христианством, но вот только христианством оно уже не будет, а превратится в одну из подпорок тоталитарной идеологии. Какие опубликованные письма или дневники ХХ века, которые должен прочитать каждый христианин, Вы могли бы посоветовать? Я считаю, что любой христианин должен прочитать книгу Натальи Урусовой «Материнский плач святой Руси».
После прочтения этой книги человек уже не останется прежним. Урусова была свидетельницей голода, репрессий, гонений на Церковь в 1920—30-е годы. Во время войны ей удалось выехать в Европу, затем в Америку, где она и написала свои воспоминания. Могу посоветовать «Записки священника Сергия Сидорова». В памяти навсегда отпечатался момент, когда его супруга ждала ребенка, приближались роды и несколько родильных домов один за другим отказывались принять женщину только из-за того, что она жена священника.
Это не единственный пример того, что приходилось испытывать духовенству. И поразителен ответ отца Сергия, на кого он оставит детей в случае ареста: «На Царицу Небесную. Если я погибну за Ее Сына, неужели Она оставит моих детей? Когда исследовал дореволюционное военное духовенство, заинтересовался жизнью таких подвижников, как исповедник Роман Медведь и священноисповедник Сергий Сребрянский , которые были военными священниками. Занимаясь историей русской эмиграции, стал изучать жизнь ее подвижников, прежде всего святителя Серафима Соболева.
Новомученики и исповедники Российские
Новомученики российские: кто такие и для чего? Кто такие новомученики. Когда новые власти пришли за документами, кто-то из священников ударил в колокол и завязалась потасовка, однако вооруженные рабочие разогнали недовольных сельчан.