Громница — архаичный славянский праздник, входящий в Кологод, праздник, который связан с Огнём, Светом и Грозой. Громницы (Сретенье) — праздник народного календаря у славян, отмечаемый 2 (15) февраля. Славяне считали, что Громница служит границею между зимой и весной, отчего и второе название праздника Сретения в простонародье объясняют встречей зимы с весною: на Сретение зима с весною встретилась; в Сретение солнце на лето, зима на мороз повороти. Громница – это единственный зимний день, во время которого может случиться полноценная гроза с громом и молниями. Громница – славянский праздник первой встречи Зимы с Весной Громница (другие названия Среча, Перунье Зимнее) – славянский праздник, который встречают 2 февраля.
Громница 2021
Подробнее рассмотрим такой славянский праздник, как Громница или Сретенье Господне. 01 Января Единственный славянский праздник, который отмечается на государственном уровне в славянских государствах – это Новый год. 02 Февраля «Громницей» называется единственный день зимой, когда можно услышать гром и увидеть молнии. Традиционные славянские языческие праздники связаны с природой и событиями в ней происходящими, они содержат и таят в себе глубокую сакральную суть и значение. Громница (Громницы) – один из старинных славянских святодней Кологода, связанный с почитанием Огня, Света и Грозы. это один из старинных славянских языческих праздников, связанный с почитанием Огня, Света и Грозы, праздновался он славянами 1-2 февраля.
Праздник Громница в 2024 году – когда праздновать, обряды, традиции
Новости Оренбурга» Полезно знать» Громница Сретение — 15 февраля История и особенности праздника в проекте Календарь Праздников 2023. Языческий праздник Громница славит громовержца Перуна и Богиню Громовницу,происходит противостояние тьмы и холода со светом и теплом. Громница у славян Ряд обрядов, происходивших на Громницу, связаны с огнем (свечками) и водой.
Language switcher
- Славянские праздники. Громница 2 февраля
- Сретенье (в славянской традиции) — Википедия
- Календарь славянских праздников и список языческих обрядов
- Громницы — народный праздник 15 февраля, обряды, приметы
Сретение (Громница)
В этот день впервые встречались зима и лето. В народе верили: происходит борьба. От того, кто победит, зависит, скоро ли придет лето и теплым ли оно будет. Как символ состязания между участниками праздника. По тому, какая команда выиграет, судили, будет весна ранняя или затяжная. Если верить приметам, падающая капель на Громницу сулит раннюю весну. После сегодняшнего солнечного и весеннего дня остается только ждать уже стоящую на пороге царицу пробуждения всего живого на земле!
День войск правительственной связи РФ. Международный день детей, больных раком.
Международный день операционной медсестры. День завязывания узелков на счастье. Всемирный день бегемота. День Галилео Галилея День планетолога. День осведомлённости о холостом образе жизни. День звона колец. Что нельзя делать сегодня 15 февраля 2024 по церковному календарю 15. В православной христианской традиции четверг не выделяется как день обязательного поста. В отличие от среды и пятницы, которые традиционно являются днями поста в память о предательстве Иуды и страданиях Иисуса Христа соответственно.
В праздничные дни рекомендуется избегать тяжёлой работы, чтобы иметь возможность больше времени уделять молитве и посещению церкви. Нельзя допускать грубость, ссоры, скандалы и конфликты. Особенно важно сохранять мир и доброту в отношениях с окружающими. Этот день говорит о важности милосердия, прощения и любви к ближнему, поэтому старайтесь избегать негативных эмоций и суждений о других. Нельзя допускать большое употребление алкоголя и чрезмерное веселье. Несмотря на то, что Сретение — радостный праздник, важно соблюдать умеренность и не забывать о духовном аспекте дня. Народные приметы на 15 февраля 2024 года Погода в день Сретения предсказывает характер предстоящей весны. Снежная буря указывает на позднее наступление весны. Спокойная и солнечная погода — обещает хороший урожай льна.
Капель, по приметам, предвестник богатого урожая пшеницы. Ветреная погода символизирует богатство урожая фруктов. Звёздное небо и мороз вечером — поздняя весна.
Перуница — это волевая, сильная сторона женского начала. Во многих песнях и сказках упоминаются образы женщин-богатырш Василиса Микулишна, Усоньша-богатырша , другое их название Девы-поляницы паляницы. Эти девы бились наравне с мужчинами своего племени и нередко одерживали верх, иногда силой, а иногда ворожбой и хитростью. Само название, возможно, берет свое начало от слова «поле» — поле битвы, поле брани. Перуница — первая помощница Перуна и его соратница, его дочь, сестра, супруга в различных версиях. Здесь можно провести параллель с древнегреческой богиней-Афиной, Дева-Воительница, дочь Громовика-Зевса, порожденной самим Зевсом из своей головы, его ипостась в женском обличии, независимая сильная личность. Спустя века сложно определить, кого именно почитали больше в этот день Громовника или Богиню-Громовницу, но громовые раскаты или ярая молния в начале зимнего месяца говорят сами за себя, что почиталось божество Грома, А кто именно оказывал противоборство хладным силам тьмы Перун или Паляница сути праздника не меняет. Воск хорошо известен нашим предкам занимавшимся бортничеством, потому утверждение, что свечи появились на Руси лишь с появлением первых христианских священников ошибочно. Для Громничной свечи заготавливался воск заранее наилучшего качества, изготовлялись эти свечи в последний шесток перед праздником. В Белорусии Громницы, как олицетворение Перуновой силы отливались преимущество мужчинами хозяевами дома, чем больше получалась свеча, тем благополучнее считался будущий год. На Украине Громницы изготовлялись в основном женщинами, три свечи сплетались «в косу», расходясь кверху маленьким Трезубцем символ единства тремирья Яви, Нави и Прави. До введения христианства громовая свеча зажигалась на Перуновом капище, после христианизации славян — во время богослужения в церкви. Громовые свечи — сильное средство народной магии. С их помощью можно отвести молнию и вообще грозу от избы, села или поля. Либо наоборот — закликать во время засухи грозу с дождём.
Дева Афина Паллада была дочерью громовика Зевса, и родилась из его головы во всём воинском облачении богини-воительницы. Прошли тысячелетия, но в народе сохранялась память о языческих праздниках, верованиях в громовержца Перуна и богиню молний Перунью. Громовые раскаты и, следующая за громом ярая молния в начале февраля, последнего зимнего месяца, напоминают нам древние языческие праздники. Молния, как отражения Небесного огня, посланного вслед за громом — это главные атрибуты этого языческого праздника. В дни празднования Громовика-Перуна и молнии — Перуньи зажигали большую восковую свечу. В Белоруссии свечи Громницы, как олицетворение Перуновой силы, отливали мужчины, хозяева дома, чем больше получалась свеча, тем больше будет в доме достатка и благополучия весь год. Известны «громовые свечи», или «громницы», в длину примерно 10 вершков 44 см. В Украине Громницы изготовляли в основном женщины, три восковые свечи сплетали «в косу», вверху расходясь тремя концами — символ единства тримирья, известного во многих народных сказках и мифам славян. До введения христианства на Руси громовую свечу язычники зажигали на Перуновом капище, после крещения славян, христианская церковь возжигает свечи во время богослужения в церкви. Освещённую на Перуновом Капище свечу приносили домой и совершали громничные языческие обряды. Над головой каждого члена семьи рисовали огненные кресты, обходили каждый угол и весь дом с зажжённой свечой, чтобы выжечь всё лихо, что притаилось в доме по углам, на стенах дома рисовали огненные кресты, призванные защитить жилище. Хлев и двор свой также защищали огненными крестами, разламывая часть свечи на несколько кусков, по числу голов скота, подпаливали им клок шерсти и капли воска раскатывали по шкуре домашних животных, считалось, что этот обряд защитит домашнюю скотину от болезней и падежа. Громничные свечи хранили в течении всего года, зажигая в дни больших праздников, рождения ребёнка или во время болезни, уповая на выздоровление. Громницы считались мощным народным магическим средством, ставили её в Красный угол на Осенних Дедов 21 — 27 октября и Радуницу Весенние Деды, 1 — 7 мая. Летом славяне верили, что во время грозы зажжённая на подоконнике свеча сбережёт дом от попадания молнии и пожара. Воск громничной свечи считался магическим средством, его хранили в красном куте углу , носили как оберег, давали в качестве лекарства, брали с собой, когда шли свататься, давали в руки больному, чтобы отогнать болезнь или облегчить его уход в иной мир. Громничной свечой обкуривали дом умершего, чтобы душа его успокоилась и, чтобы духи были милосердны к ней. Тяжко хворающим дают в руки запалённую свечу-громницу, прося Перунью прогнать Своей очищающей и целительной силой огня духов болезни. Громовую свечу выносили и в поле с началом жатвы и сева, считали, что она охраняет межи и оберегает нивы от вредителей, сохраняет посевы. Наблюдая за погодой в праздник Громовика, наши предки гадали о будущем лете. Гроза 2 февраля — в последний месяц зимы совсем не обязательное явление, но услышав в этот день гром, люди ждали скорого прихода тепла. Если же первый гром прогремит на голый лес, то считалось, что год будет неурожайным. Наблюдая эту закономерность, древние славяне старались задобрить Перуна-Громовника в этот день и приносили ему жертвы, а Моланьицу то есть Перуницу, богиню молний чествовали песнями, просили у ней скорейшей весны. Из древнерусского фольклора: Муж твой в походе, правь воеводит; Дива в лесах, Перун — в небесах. Сойди к славянам молнией рьяной! У нас вдоволь хлеба — сойди к нам с неба! У нас вдоволь соли — не лиши нас доли! Сойди громливо, сойди счастливо, Сойди красиво — честным людям на диво! Додола славна, на надежду дана!
2 Февраля-Громница, праздник наших предков, традиции и обычаи дня
Древнегреческий географ и историк Страбон 64 до н. На языке царских скифов и скифов-земледельцев «борисфенитов» имя Палак — означает «сильный воин». Имя древнегреческого бога войны — Паллас лат. Pallas , также имеет прямую связь со словом из ведического санскрита «Бала».
Древнегреческую деву — воительницу Афину называют Афина Паллада др. Дева Афина Паллада была дочерью громовика Зевса, и родилась из его головы во всём воинском облачении богини-воительницы. Прошли тысячелетия, но в народе сохранялась память о языческих праздниках, верованиях в громовержца Перуна и богиню молний Перунью.
Громовые раскаты и, следующая за громом ярая молния в начале февраля, последнего зимнего месяца, напоминают нам древние языческие праздники. Молния, как отражения Небесного огня, посланного вслед за громом — это главные атрибуты этого языческого праздника. В дни празднования Громовика-Перуна и молнии — Перуньи зажигали большую восковую свечу.
В Белоруссии свечи Громницы, как олицетворение Перуновой силы, отливали мужчины, хозяева дома, чем больше получалась свеча, тем больше будет в доме достатка и благополучия весь год. Известны «громовые свечи», или «громницы», в длину примерно 10 вершков 44 см. В Украине Громницы изготовляли в основном женщины, три восковые свечи сплетали «в косу», вверху расходясь тремя концами — символ единства тримирья, известного во многих народных сказках и мифам славян.
До введения христианства на Руси громовую свечу язычники зажигали на Перуновом капище, после крещения славян, христианская церковь возжигает свечи во время богослужения в церкви. Освещённую на Перуновом Капище свечу приносили домой и совершали громничные языческие обряды. Над головой каждого члена семьи рисовали огненные кресты, обходили каждый угол и весь дом с зажжённой свечой, чтобы выжечь всё лихо, что притаилось в доме по углам, на стенах дома рисовали огненные кресты, призванные защитить жилище.
Хлев и двор свой также защищали огненными крестами, разламывая часть свечи на несколько кусков, по числу голов скота, подпаливали им клок шерсти и капли воска раскатывали по шкуре домашних животных, считалось, что этот обряд защитит домашнюю скотину от болезней и падежа. Громничные свечи хранили в течении всего года, зажигая в дни больших праздников, рождения ребёнка или во время болезни, уповая на выздоровление. Громницы считались мощным народным магическим средством, ставили её в Красный угол на Осенних Дедов 21 — 27 октября и Радуницу Весенние Деды, 1 — 7 мая.
Летом славяне верили, что во время грозы зажжённая на подоконнике свеча сбережёт дом от попадания молнии и пожара. Воск громничной свечи считался магическим средством, его хранили в красном куте углу , носили как оберег, давали в качестве лекарства, брали с собой, когда шли свататься, давали в руки больному, чтобы отогнать болезнь или облегчить его уход в иной мир. Громничной свечой обкуривали дом умершего, чтобы душа его успокоилась и, чтобы духи были милосердны к ней.
Тяжко хворающим дают в руки запалённую свечу-громницу, прося Перунью прогнать Своей очищающей и целительной силой огня духов болезни. Громовую свечу выносили и в поле с началом жатвы и сева, считали, что она охраняет межи и оберегает нивы от вредителей, сохраняет посевы. Наблюдая за погодой в праздник Громовика, наши предки гадали о будущем лете.
Гроза 2 февраля — в последний месяц зимы совсем не обязательное явление, но услышав в этот день гром, люди ждали скорого прихода тепла. Если же первый гром прогремит на голый лес, то считалось, что год будет неурожайным. Наблюдая эту закономерность, древние славяне старались задобрить Перуна-Громовника в этот день и приносили ему жертвы, а Моланьицу то есть Перуницу, богиню молний чествовали песнями, просили у ней скорейшей весны.
Из древнерусского фольклора: Муж твой в походе, правь воеводит; Дива в лесах, Перун — в небесах.
Лада, матерь Живы, соединила браком Дажьбога и Живу. Затем обручённые боги родили Ария, ставшим по легендам прародителем многих славянских народов и племён - чехов, хорват, киевские полян. В этот день совершаются обережные обряды пробуждения земли в частности обряд опахивания , приносящие силу, здоровье и удачу. Это святодень, в который воскресает богиня Жива - и чествуется как именинница. В этот день совершается возжжение священного огня, знаменующего начало лета.
Проходят широкие народные гуляния, скоморошьи забавы, игры, хороводы, песни и пляски под традиционные славянские инструменты: барабан, кугиклы, дудки, свирели. Считается, что в этот день Земля "отдыхает", поэтому её нельзя пахать, копать, боронить, в неё нельзя втыкать колья и метать ножи. Особливо чтутся во сей день Велес и Макошь - земные заступники. Волхвы выходят в поле, ложатся на траву и слушают Землю. С 20 по 30 мая травня отмечается "Грудие Росное" неделя Рода. В эти дни волхвы приносили жертвы и молили Рода о дожде и хорошем урожае.
С 26 мая травеня по 2 июня кресеня отмечаются Зелёные Святки Вторые Русалии - череда святодней, предшествующих Яриле Мокрому, чародейная седмица, посвящённая проводам весны и сопутствующих ей женских духов - русалок-берегинь. Время, когда на смену юной Деве Леле приходит зрелая женщина - Жена Лада. О сию пору провожают Кострому - Ярилину сестру, макая её чучело которое обычно плетут из травы и украшают цветами в воду, а затем разрывая его и размётывая остатки по полю. Творят сие священнодействие вещие девы, облекшиеся в личины русалок и рубахи-долгорукавки без оберегов. Свадьба Велеса и Живы. В начале июня природа радует глаз буйством красок.
Ярило открывает небо, и зелёные травы наливаются волшебной силой. Уходит весна, приходит лето. До восхода Солнца умываются целебной росой, обходят нивы с хлебом, освещают дома и ворота. В этот день Ярило-Солнце показывает свою силу. На зачине Огонь горит необычайно жарко. Семаргл-Огнебог помогает своему небесному брату.
После дня Ярилы обычно устанавливается жаркая погода дней на семь. Оттого праздник сей также называется Семик. В этот день приносят требу ветру - разбрасывают на все четыре стороны вокруг дома куски хлеба. Затем с высокого места сыпят на ветер муку или пепел от костей жертвенного петуха. В этот день особенно запрещается "бросать слова на ветер", хотя и в остальные дни это не приветствуется. С 19 по 24 июня кресеня проходят Русальи Дни, в которые проходит важный цикл обрядов, связанный с "проводами русалок", "яичным заговеньем", "русальным заговеньем".
Русальные дни проходят после "Семика" Ярилина Дня. Глиняный календарь IV века определяет особую череду дней непосредственно перед Купалой, включая в себя и сам великий праздник. С 23 на 24 июня кресеня, червня празднуется великий праздник "Купала" приурочен ко дню летнего солнцеворота солнцестояния. Датой начала празднества может быть также 21 и 22 июня. Праздник Солнца и Воды, дающих начало всему живому, пора расцвета сил Матушки-Природы. Православные христиане отмечали 24 июня день Иоанна Крестителя Ивана Купалы.
Вечером, когда заходящее солнце краешком ещё не касается леса, начинается праздник. Всё действие происходит на поляне у речного берега. Заранее приготавливают костёр-купалец с длинным шестом посередине, на который насаживают купальское колесо с шестью спицами. Отдельно сооружают погребальную краду для куклы и малый купалец, через который будут прыгать суженые. Он должен гореть неподалёку от большого купальца, но так, чтобы можно было водить хоровод. В этот день совершается чествование Небесного Сварожьего Огня и Солнца, как правило, приходящееся на самый разгар летней жары...
Это один из тех обрядов и празднеств, что в суете и мимолётности будней зачастую проходит мимо нас. На эту же дату у православных христиан приходился Петров день День Петра и Павла. Июль Липень 5 июля липеня отмечаются Именины Месяца - праздник, посвящённый чествованию ясного Месяца и его вышних покровителей - Велеса Рогатого и Мары Луноликой. В пору двоеверия на Руси на эту дату приходился день Афанасия Афонского. В народе говорили: "Афанасьев день - Месяцев праздник". О сию пору выходят смотреть на "играние" Месяца.
Если Месяц при восходе виден, то кажется как будто перебегающим с места на место, или изменяющим свой цвет, или то прячется за облаками, то из-за них выходит. Всё это происходит оттого, что Месяц справляет в этот день свои Именины. Дни убивают, а жара прибывает. С сего дня начинают косить и заготавливать сено. В эти дни кончали пахать и начинали готовится к озимому севу. Бытовала такая пословица: "До Велесова дня вспахать, до Перунова дня взборонить, до Спаса посеять".
На сию дату приходятся тако же Выборы жертв Перуну. Ко Дню Перуна 20 липеня готовятся 8 дней. За восемь дней до того дня кидаются жребии черты, для определения жертвы, и резы, для определения её количества. В пору двоеверия на Руси в этот день отмечали Макринин Мокринин день. В народе примечали: "Коли Мокрида мокра, то и осень тоже, Мокрида суха - и осень суха", "Коли на Мокриду мокро, то страда ненастная", "Вёдро на Мокриду - осень сухая", "Коли на Мокриду дождь - вся осень будет дождливая, и не будет орехов - все повымокнут". День Летних Мокрид считается важным и для будущего года: "Коли на Мокриды дождь, на следующий год уродится рожь".
По народным поверьям, дождём в этот день смываются злые чары - "лихие призоры" сглазы и порчи и многие болезни. Славяне вспоминают своих чуров-пращуров, чтобы заботились о нашем хлебе, хранили не только наши снопы, но и нашу Русь и многовековую великую культуру. В этот день Чуру приносится треба молоком. У межевого камня выкапывается яма и туда выливается молоко. В праздник Чура нельзя работать вдали от дома. Хозяин должен обязательно находится у себя во дворе, тем самым почитая Чура.
Август Серпень, Жнивень 1 августа серпня отмечается Первый Спас, который в народе называют медовым или мокрым. Название "медовый" объясняется тем, что именно в это время пчёлы прекращают собирать нектар с цветов, соты в ульях заполнены до отказа и пасечники начинают собирать мёд, при этом первые соты жертвовали ушедшим духам, на помин умерших родителей. В этот день, согласно народной традиции, совершается освещение мёда нового сбора, благословляется его употребление в пищу - пекут медовые пряники, блины с маком и мёдом, пироги, булочки, плюшки с маком. Православные христиане отмечали в этот день праздник Преображения Господня. В народе существовало поверье, что у того, кто съест яблоко раньше Спаса, умершие дети не получат яблока в Ирии Раю. В пору двоеверия на Руси на эту дату приходился день Мирона Ветрогона.
По приметам, в этот день дуют сильные ветры. В народе о сём говорили: "Мироны-ветрогоны пыль по дороге гонят, по красном летечке стонут", "Ветры-ветрогоны пыль погнали по белу свету, зарыдали по красну лету", "Каков Мирон Ветрогон, таков и январь". Православные христиане отмечали в этот день Успение Пресвятой Богородицы. К 9 августа на на большей части Земли Славянской заканчивается жатва, отсюда и название праздника - Спожинки дожинки, обжимки.
Этот день также считается единственным зимним днем, когда возможна гроза — вспышки и раскаты грома сопровождаются молниями. Именно поэтому сербы называют этот праздник «Свjетло». В этот день сконцентрированно происходило почитание Додолы-Маланьицы Молнии — богини молнии и питания детей, жены Перуна. Ведь Громница в самом сердце зимы напоминает о том, что даже в самые темные времена всегда есть светлый луч — как лучезарная молния среди морозной зимы.
Одни считают, что она должна состоять из трех свечей сплетенных между собой, но такие свечи быстро горят и значит на год вам ее не хватит.
Я же считаю, что не важно из чего она сделана и как выглядит, важно с какими мыслями она сделана и энергетическим посылом. Громовая громничная свеча — обережная сила на весь год. С помощью нее можно решить проблему, очистить помещение или снять злой навет. Главное ваш настрой и умение общаться со Вселенной. Важно помнить, что при работе со свечами их нельзя задувать, а только тушить пальцами или специальный свечным колпаком. И конечно эту свечу надо первый раз зажечь на Громницу, обойти все жилье , обойти вокруг каждого члена семьи, потушить и хранить.
Славянский праздник Громница
Праздник Громница (Сретение) Славянский праздник Громница (2/15 февраля). В славянском народном календаре 15 февраля (2 февраля по старому стилю) – Громница (единственный зимний день, когда могла случиться гроза). Громница – это единственный зимний день, во время которого может случиться полноценная гроза с громом и молниями. Славянский праздник Лельник: значение. Громница – славянский праздник первой встречи Зимы с Весной Громница (другие названия Среча, Перунье Зимнее) – славянский праздник, который встречают 2 февраля. Сразу после праздника Имболк, как точки силы, в славянской традиции Громница дошёл до сегодняшнего дня как вытекающий из него праздник — Кудесы, день рождения домового. Начало Зимоборья Обережный праздник Громница обычно отмечается славянами 1 или 2 февраля.
Громница, Сретенье, ПЕРВАЯ ЗАКЛИЧКА ВЕСНЫ — 2 лютеня (февраля)
Выгляни, солнышко, до вешней поры! Видело ль ты, вёдрышко, красную весну? Встретило ли, красное, ты свою сестру? Видело ли, солнышко, старую ягу , Бабу ли ягу — ведьму зиму? Если заклинаемое «солнышко-вёдрышко» и в самом деле выглянет перед закатом, значит, прошли последние морозы, а если нет — ожидай ещё « власьевских » морозов [13] [14].
Распространён был на Руси символический обряд продажи ребёнка. Кому-нибудь из посторонних, преимущественно старухе, передавали через окно ребёнка, за которого она уплачивала какие-то деньги. Возвращая ребёнка родителям, она говорила: «Живи на моё счастье». На деньги, заплаченные за ребёнка, покупали свечи.
Считалось, что пламя этих свечей зажигает огонь жизни. Так ребёнка «привязывают» к жизни [15]. В ночь со Сретения на Починки опасались домового. Во многих местностях существовало поверье, что в эту ночь домовой может «заездить коня».
Также распространено было поверье о том, что нельзя ездить в дальний путь на Сретение: могут приключиться по дороге всякие напасти [16]. Если в этот день петух напьётся воды, то весна будет ранняя и тёплая [11]. Водосвятие на Громницы. Первая половина XX в.
Белорусская монета, реверс Народное поверье гласит: на Стретенье зима с весною встречается — какова эта встреча, такова и весна. Рассуждали так: если в этот день оттепель, то весна будет ранняя и теплая; холода держатся — весна выпадет холодная; посыплет снег — к затяжной и дождливой весне. По утверждению В. Василевича, праздник сохранился с языческих времен и, скорее всего, был посвящён Громовнику , посылавшему на землю по весне животворные первые дожди [18].
Как перед большими праздниками, местами белорусы отмечали «Сретенские Деды » белор. Смоленские белорусы в тот день недели, в который был этот праздник, в течение всего года не снуют основ , чтобы не встретиться с волками [20]. К этому дню белорусские крестьяне готовили большие восковые свечи, которые называли громницами. У кого были пчёлы — делал из своего воска.
Остальные воск покупали и «сучили» свечи длиной в 10 вершков полметра.
С их помощью можно отвести молнию и вообще грозу от избы, села или поля. Либо наоборот — закликать во время засухи грозу с дождём.
Громничная свеча помогала и во время важных хозяйственных работ: при первом весеннем выгоне скота, распашке поля, сборе урожая и заготовке зерна. Её брали с собой, когда шли свататься или когда бабка-повитуха принимала новорожденного, ставили её в Красный угол на дни поминовения предков Осенние Деды ночь на 1 ноября и Весенние Деды ночь на 1 мая , давали человеку при смерти, чтобы легче было отойти в мир иной. Свечой обкуривали дом умершего, чтобы душа его успокоилась.
Тяжко хворающим дают в руки запалённую свечу-громницу, прося при этом Богиню прогнать своей очищающей и целительной силой духов болезни. Воск громничной свечи принимался больными, как лекарство. Существует также много примет, связанных с громничной свечой.
Во время обряда наблюдали, как горят свечи: частое потрескивание указывает на большое количество гроз в году. Когда человек тяжело умирал, зажигали громничную свечу и смотрели, в какую сторону пойдёт от неё дым: если за двери, то больной скоро умрет, если расходится по дому — будет ёще некоторое время жить. Богиня Громница-Перуница у разных народов У южных славян эту богиню зовут Громовицей.
На Украине бытует ещё одно имя — Паляница палящая, зажигающая огонь — так же называют ритуальный хлеб, что хозяйки пекут в честь особых праздников. Во многих песнях и сказах Громница — это образ Дивчины-Воительницы: волевая, сильная сторона Женского начала. История древних славян знает женщин-богатырш, их так и звали — девы-поляницы.
Это название, вероятно, происходит от слова «поле» — ведь сражения проходили на просторных открытых полях, вспомним выражения: «поле битвы», «поле брани». Эти девы бились против врагов наравне с мужчинами своего племени, что вызывало удивление и восторг чужеземцев. Традиции женского воинства были очень развиты у скифов-сарматов одного из славянских племён, ведущего преимущественно кочевой образ жизни.
Также в народных преданиях сохранились знания о Белых Дивах — прекрасных девах-воительницах. Традиция подчёркивает девственность Перуницы, она — именно Девушка-Воин. Здесь можно провести параллель с древнегреческой традицией.
Афина — Дева-Воительница, дочь громовержца Зевса. Причём, не просто дочь: Зевс самостоятельно породил Её из Своей головы.
Земля, по народному русскому поверью, не растворяется не открывает своих недр на рождение злаков до первого весеннего грома, т. Следовательно, и деревья начинают распускаться только с пробуждением бога-громовника, в свите которого шествуют весенние ветры, пригоняющие дождевые облака…» Рис. В этот день начинали закликать весну да солнышко красное звать — это были первые заклички весны существуют ещё вторые и третьи.
Первый раз весну закликают только девушки и дети, а песни-заклички поют чуть слышно. Считается, что в этот день вода особенно дождевая тоже обладает особой силой, поэтому ею запасались для разных обрядов и нужд. Так же, как и на Водокрес, полезно окунаться в природные источники и умываться водой, собранной в этот день. Ею брызгали больных родственников и скотину, купали и поили детей. А в Белоруссии, к примеру, до сих пор жива традиция «освящать» такой водой сына, уходящего служить в армию.
Их принято изготавливать и заговаривать именно в этот день, но приготовить можно также в субботу перед Громницей, а в этот день заговорить и использовать для обрядов. Способов изготовления таких свечей немало, можете поискать самостоятельно в Интернете. Степанов об изготовлении громничных свечей пишет следующее: «Громничная или Сретенская свеча тем и отличается от всех прочих, что ей приписывают наиболее чудодейственную силу. Уже самый корень словопроизводства показывает, что в громничной свече заключается именно та скрытая благодающая сила, которая оберегает всякий дом, где хранится свеча, от грома и молний. Как и все другие, она сучится толсто и грубо, кое-как, и, раз заделанная, она ежегодно увеличивается прибавкою нового воска.
Когда дойдёт она до одного пуда весом 48 , её сдают в церковь, откуда и берут на дом по мере необходимости и с соблюдением строгой очереди… Пришедшие домой спешат огнём громницы подпалить себе вдоль и поперёк волосы. Потушенная свеча разламывается на кусочки, которые раскладываются по клетям и в хлевах, чтобы спасти скотину от падежа и чумной заразы… Свечу берут на поля при начале сева и жнитва. Она охраняет межи, предотвращает заломы в хлебе, истребляет куколь 49 в нивах. Громницу же дают покойнику в минуту кончины и зажигают её, чтобы пламя спасло этого человека на пути загробных мытарств и во время хождения по мукам среди геенны огненной…» Глава семьи обязательно делал большую свечу до десяти ладоней в высоту , которая зажигалась от ритуального костра на капище 50 , а затем приносилась в дом. Считалось, чем больше громовая свеча, тем больше счастья и достатка она принесёт в дом.
Вместе с этой свечой обходят по кругу всё жильё, двор и хлев, ею же сотворяется обережный круг вокруг каждого члена семьи и домашнего скота. Затем свечу можно потушить и зажигать только по праздникам в течение года или во время грозы. Если капища нет, можно зажечь свечу на домашнем алтаре, но тогда её не нужно делать такой большой. Зажигайте перед кумирами Перуна или Додолы и просите их благословения. Рисунок польского художника Михала Эльвиро Андриолли 1836—1893 г.
Громничные свечи. Фото из Интернета. Созданную женщиной громничную свечу называют «косичка».
В этот день в церкви или костеле освящали свечки. После того, как хозяин возвращался домой с громничной свечкой, хозяйка зажигала ее. Глава семьи опаливал крестообразно волосы на своей голове, а потом совершал подобное действие с волосами всех членов семьи, начиная со старших.
Затем вся семья шла в хлев, где хозяин крестообразно опаливал шерсть каждого животного, дотрагивался огнем до стен и дверей. Этот обряд повторялся в каждом хозяйственном строении. Громничная свечка хранилась за образами.
Приметы на Громницу
- Лельник или Красная горка – древний праздник славян. Суть, история и традиции.
- Громница – славянский праздник первой встречи Зимы с Весной — Бит Жизни!
- Громницы. Традиции праздника
- Сретение и Громница: удивительные события в один день
- Сретение (Громницы) – 15 февраля: история, традиции
- Славянские праздники. Громница 2 февраля
Когда и как празднуют Сретение Господне?
- Мифологические истоки двух праздников февраля
- Из Википедии — свободной энциклопедии
- Громница. Сретение. Встреча зимы с весной
- Громницы — народный праздник 15 февраля, обряды, приметы
- Славянский праздник — Громница (первая встреча зимы с веной)
Громница 2021
Народный праздник Громница 15 февраля, славянское Сретенье: почему свечи были главным символом дня | Громница у славян Ряд обрядов, происходивших на Громницу, связаны с огнем (свечками) и водой. |
Громница Сретение – 15 февраля История и особенности праздника в проекте Календарь Праздников 2023 | славянский праздник. |
1 февраля — древнеславянский праздник Громница - Славянская Традиция | Традиционные славянские языческие праздники связаны с природой и событиями в ней происходящими, они содержат и таят в себе глубокую сакральную суть и значение. |
1 февраля — древнеславянский праздник Громница - Славянская Традиция | Языческий праздник Громница славит громовержца Перуна и Богиню Громовницу,происходит противостояние тьмы и холода со светом и теплом. |
Сретение в славянской традиции | Громница – один из старинных славянских языческих праздников, связанный с почитанием Огня, Света и Грозы, праздновался 1-2 февраля. |
Календарь Славянских праздников и Языческих обрядов
Громница 2021 | Традиционные славянские языческие праздники связаны с природой и событиями в ней происходящими, они содержат и таят в себе глубокую сакральную суть и значение. |
В Иркутске отметили славянский праздник Громницу | Праздники → 2 февраля Громница (славянский праздник). Громница — единственный день зимой, когда может приключиться гроза — можно услышать гром и увидеть молнии. |
Славянский праздник природы «Громница» | Громницы (Сретенье) — праздник народного календаря у славян, отмечаемый 2 (15) февраля. |
Славянские праздники. Громница 2 февраля: radunitsa_n — LiveJournal | Громница – один из старинных славянских языческих праздников, связанный с почитанием Огня, Света и Грозы, праздновался 1-2 февраля. |
Громница Сретение – 15 февраля История и особенности праздника в проекте Календарь Праздников 2023 | Славянский календарь праздников — условное название комплекса календарных представлений древних славян, существовавших в языческой культуре и повлиявших в период. |
15 февраля – Громница — Сретение. Что можно заготовить в этот день для Знахарей и Целителей?
когда открываются границы между Мирами. Славянский праздник Громницы. Наши славянские предки почитали своих богов, считая их своими прародителями, приписывали им определенные качества, наделяли могуществом. Славяне считали, что Громница служит границею между зимой и весной, отчего и второе название праздника Сретения в простонародье объясняют встречей зимы с. Праздник Громница называется так потому, что 2 февраля можно впервые услышать гром и увидеть сверкание молний. Праздник Громница (Сретение) Славянский праздник Громница (2/15 февраля). В славянском народном календаре 15 февраля (2 февраля по старому стилю) – Громница (единственный зимний день, когда могла случиться гроза). Новости Оренбурга» Полезно знать» Громница Сретение — 15 февраля История и особенности праздника в проекте Календарь Праздников 2023.
Сретение в славянской традиции
Роль громовержца в христианстве отдали Илье -пророку, разъезжающего по небу на громыхающей колеснице. Языческий праздник Громница славит громовержца Перуна и Богиню Громовницу,происходит противостояние тьмы и холода со светом и теплом. У южных славян Богиню зовут Громовицей,на Украине — Паляницей. Восточные славяне почитают жену Перуна Додолу, Перуницу. Громовница — это женская ипостась Громовержца Перуна, сильная, воинственная богиня. Во многих народных песнях и древних сказках упоминаются образы женщин-богатырей — это Василиса Микулишна, Усоньша-богатырша, другое название воинственной богини — Дева-Паляница. В народных сказаниях божественные девы воевали наравне с мужчинами славянского племени и нередко одерживали победу над врагом силой, ворожбой или хитростью.
Подобные праздники встречали по всей Европе, суть их была одна и различными были лишь названия — Громница, День Бригитты, Имболк, Луперкалия, Кандола, Кендлмас и т. Отмечается Громница в первых числах февраля и знаменует время Великого Перелома, начало конца владычества Марены над миром Яви. С введением христианства большинство языческих праздников было подменены или слиты с христианскими, что и произошло с Громницей. Этот древний праздник в христианской традиции называется Сретением господним, ныне отмечаемый 2 февраля католиками, православными 15 февраля, имеет несомненно языческое происхождение и явную связь с культом Перуна-Громовника. Считается, что в этот день, единственный за всю зиму, можно услышать раскаты грома, когда Зима-Морена дает первый бой юной Весне. Происходит противостояние тьмы и холода со светом и теплом, потому в этот праздник славят Громовержца Перуна и Богиню Громовницу. У южных славян Богиню зовут Громовицей, на Украине — Паляницей. Восточные славяне почитают жену Перуна Додолу, Перуницу. А в Велесовой книге даже если говорить о ней, как о Литературном художественном источнике говорится: «Летит во Сварге Перуница и несёт рог славы, чтобы его испили мы до дна. А поле наше должны мы с вами отобрать у наших у врагов … И павшему на поле битвы Перуница даёт воды живой отпить. И выпьет он её и пойдёт во Сваргу на коне белом». Перуница — это волевая, сильная сторона женского начала. Во многих песнях и сказках упоминаются образы женщин-богатырш Василиса Микулишна, Усоньша-богатырша , другое их название Девы-поляницы паляницы. Эти девы бились наравне с мужчинами своего племени и нередко одерживали верх, иногда силой, а иногда ворожбой и хитростью. Само название, возможно, берет свое начало от слова «поле» — поле битвы, поле брани.
Это и есть обрядовое действие - зажигание громничных свечей. Громницу чаще всего отмечали в кругу семьи. Но были и исключения. В некоторых деревнях и до сих пор в Белоруссии собираются и делают большую одну свечу на деревню, которая была полтора метра, метр или метр двадцать. Считалось, что уже с какими-то элементами зимней одежды можно было распрощаться. Была такая пословица: пришли Громницы - скидай рукавицы! В этот день впервые встречались зима и лето. В народе верили: происходит борьба.
Девичья «косичка» Такую свечу изготавливали девушки. Это можно было сделать и заранее — в последнюю субботу перед Громницей, а освятить и заговорить в праздник. Громничная девичья свеча изготавливалась в виде косички — три тонких восковых свечи сплетались между собой. Громничная девичья свеча изготавливалась в виде косички Для этого нить макали в растопленный воск до тех пор, пока на ней не образовывался нужный слой. Девичьих свечей могло быть несколько, но все они обязательно заговаривались. Заклички Весны и «продажа» ребенка Народные обычаи, известные на сегодняшний день, не оканчивались изготовлением громничных свечей. В этот день февраля закликали весну. В обряде принимали участие только девушки и дети. Они собирались в доме или во дворе и тихонько пели обрядовые песни, призывая весну: Девушки и дети собирались в доме или во дворе и тихонько пели обрядовые песни, призывая весну Чтобы ребенок вырос здоровым и счастливым, матери приглашали знахарку. Она должна была выкупить малыша за символическую сумму. Ребенка передавали ей в руки через окно. Женщина тут же его возвращала со словами: «Живи на мое счастье! Приметы Народные приметы на Громницу связаны с будущим урожаем и погодой. Их много: Народные приметы на Громницу связаны с будущим урожаем и погодой, актуальны и по сей день Если в праздник капель — весна будет ранней, а урожай пшеницы хороший. Метель — непогода будет до конца месяца, зима затянется, а хлеба не будет.
Народный праздник Громница 15 февраля, славянское Сретенье: почему свечи были главным символом дня
Громница 2021 | В разных частях славянского мира жену громовержца еще называют Перуницей, Громовицей или Паляницей. Что же такое славянский праздник Громница? |
Славянский праздник — Громница (первая встреча зимы с веной) — Herbs and spices / Травы и специи | Не все знают, что 2-15 февраля отмечается славянский праздник, который называется «Громница». |
Громница – славянский праздник первой встречи Зимы с Весной — Бит Жизни! | Громница – один из старинных славянских праздников Колеса года, которому соответствует кельтский Имболк. |
1 февраля — древнеславянский праздник Громница | встреча Зимы с Весной на Мироколице Яви, когда силы Юной Весны дают первый бой силам Морены-Зимы, и единственный раз в зимнее время когда гремит Перунов Гром и можно увидеть молнии. |
Громница. Ритуал три свечи: ladstas — LiveJournal | Громница (Громницы) – один из старинных славянских святодней Кологода, связанный с почитанием Огня, Света и Грозы. |