Ещё в июне «РИА Новости» цитировало Путина: «Россия не будет продлевать договор по СНВ-3, если этого никто не хочет». В послании Федеральному собранию Владимир Путин заявил о приостановке участия в договоре о СНВ. Договор СНВ-3. Читайте последние новости на тему в ленте новостей на сайте РИА Новости. Россия и США подписали договор СНВ-3 в апреле 2010 года.
Россия приостанавливает договор СНВ-3, что нужно об этом знать
По договору СНВ-1 Советский Союз и Соединенные Штаты должны были за семь лет сократить свои ядерные арсеналы до шести тысяч боеголовок у каждой из сторон. ДСНВ (или СНВ-III), — это договор между Россией и США, который вступил в силу еще в 2010 году. В России договор называют СНВ-3 как продолжение серии договоров о сокращении и ограничении стратегических наступательных вооружений. СНВ-3 — это договор между Россией и США об ограничении количества стратегических наступательных вооружений, подписанный в 2010-м и вступивший в силу в феврале 2011-го.
Стратегический разворот: Что будет после приостановки Россией СНВ-3
Россия по-прежнему соблюдает все пункты Договора о мерах по дальнейшему сокращению и ограничению стратегических наступательных вооружений (СНВ-3). Договор о сокращении стратегических наступательных вооружений (СНВ-2) был подписан Джорджем Бушем и Борисом Ельциным в январе 1993. Во время послания Федеральному собранию 21 февраля президент Владимир Путин заявил, что Россия приостанавливает участие в ДСНВ. Договор СНВ по ограничению стратегических наступательных вооружений был как палочка-выручалочка, когда предыдущий договор уже не действовал, — пояснил эксперт.
Бояться — это нормально. Эксперт о том, чем грозит приостановка договора СНВ-3
последний договор России и США о сокращении ядерных вооружений. Москва неоднократно указывала Вашингтону на нарушения договора по СНВ и на отказ США от любых попыток России проверить выполнение другой стороной договора обязательств. Совет Федерации на заседании в среду единогласно одобрил закон о приостановке участия России в Договоре о стратегических наступательных вооружениях (СНВ-3). Договор СНВ-III ограничивает все развернутые Россией ядерные средства межконтинентальной дальности, включая каждую российскую ядерную боеголовку. Совет Федерации на заседании в среду единогласно одобрил закон о приостановке участия России в Договоре о стратегических наступательных вооружениях (СНВ-3). Новый договор СНВ об ограничении стратегических наступательных вооружений был подписан в 2010 году Соединенными Штатами и Россией сроком на 10 лет, который был продлен в 2021.
Подписан Договор о сокращении стратегических наступательных вооружений (СНВ-2)
Договор о дальнейшем сокращении и ограничении стратегических наступательных вооружений, известный под названием СНВ‑2, был подписан президентами РФ и США в Москве 3 января. Россия и США подписали договор СНВ-3 в апреле 2010 года. По договору СНВ-1 Советский Союз и Соединенные Штаты должны были за семь лет сократить свои ядерные арсеналы до шести тысяч боеголовок у каждой из сторон. Другими словами, договор СНВ 3 между Россией и США, по сути, повышает безопасность на всей планете.
Ракет меньше, безопасности тоже
Свои подписи на документе поставили российский лидер Дмитрий Медведев и его американский коллега Барак Обама. Встреча сторон проходила в Праге. Срок действия договора истекает в 2026 году. Unsplash В принятом документе обе страны согласились, что количество их стратегических наступательных вооружений не должно превышать установленные значения. В договоре есть отдельный пункт о взаимных инспекциях, рассказал «360» политический советник и генеральный директор коммуникационного агентства «Маркелов Групп» Сергей Маркелов.
Он уточнил, что инспекторы должны не только проверить количество имеющегося у страны оружия, но и убедиться, что его не стало сверх нормы. Вот, что делают инспекторы», — объяснил Маркелов. России нечего бояться Как считает политический советник, России не стоит бояться американских инспекторов. Он говорил, что они выгодны России, а не США.
Документ устанавливает конкретное количество военных баз, которое может быть у каждой стороны. Также, согласно этому договору, заключившие договор страны могут проводить инспекции на военных объектах, указанных в соответствующей главе протокола к договору. Сейчас это последний действующий договор о контроле за вооружениями между Россией и США.
Выгоднее поставить заряд с разделяющимися боеголовками, которые будут доставляться одной ракетой в разные цели. В таком случае наносится очень сильный удар по противоракетной обороне, и она оказывается не в состоянии справиться с таким ударом. Представьте десять ракет и в каждой — до 50 боеголовок. Десять ракет — это пятьсот целей», — сказал Марков.
Он отметил, что это лишь перспектива, но пока Россия продолжит соблюдать количественные ограничения по ДСНВ. Второй стратегический аспект касается открытия возможности другим странам обзавестись собственным ядерным оружием. Это, хотя и не прямо, открывает возможность для других стран получить ядерное оружие. У них для этого появится дополнительная аргументация. Если говорить конкретно, это означает, что, например, Иран может получить ядерное оружие и уничтожить Израиль. Читайте по теме: Карибский кризис 2. Все эксперты сходятся во мнении, что выход из нынешней ситуации возможен двумя путями.
Фактически речь идёт о коренном изменении обстоятельств по сравнению с существовавшими на момент заключения ДСНВ», — говорится в заявлении. Консолидация западных стран против РФ, отметили в МИД, все больше затрагивает аспекты их ядерной политики, НАТО фактически объявила себя «ядерным альянсом», не скрывая своей антироссийской направленности. Великобритания и Франция полностью блокируются в этом вопросе с США, поэтому Россия рассматривает их ядерный потенциал в совокупности. Например, США вывели из-под действия договора более 100 американских единиц наступательных вооружений, которые были или просто переименованы или же переоборудованы, при этом российская сторона не имеет возможности проверить этот факт на предмет соответствия СНВ-3. Американист оценил возможность переговоров с СШАКогда американские политики изменят мнение, им придется переходить к переговорам с Москвой на условиях, которые объективно существуют на фронте. Такое мнение в интервью изданию Украина. Как написал 22 февраля у себя в телеграм-канале спикер Госдумы Вячеслав Володин, сложившаяся обстановка — итог внешней политики Вашингтона.
Ввергли мир в состояние конфликтов и вызовов», — заявил он. Володин призвал членов Конгресса «осознать созданную по вине Байдена ситуацию, а также возможные её последствия». Призываем американскую сторону именно к этому. До тех пор любые наши шаги навстречу Вашингтону в контексте ДСНВ абсолютно исключены», — сказано в заявлении министерства. При этом, отметили в ведомстве, «в целях поддержания достаточной степени предсказуемости и стабильности в ракетно-ядерной сфере Россия намерена придерживаться ответственного подхода».
Что такое договор СНВ-III и чем грозит миру его приостановка
Сказать Западу, чтобы он оставил свои безумные мечты нанести военное поражение России, потому что ядерные державы войны не проигрывают. Если все пойдёт так же плохо с Западом, то заменить на ядерных ракетах моноблоки на разделяющиеся боеголовки. Это значит, что одна ракета понесёт 20 ядерных бомб и ещё 20 ложных целей. Это обнуляет американскую противоракетную оборону". Это и предупреждение: курс Запада на стратегическое поражение России является несовместимым с сохранением действующей системы глобальной ядерной безопасности, важнейшей частью которой является договор СНВ-3». Uralweb устраивает шоу, но может, он и правда страдающий манией величия мегаломаньяк разг. Uralweb , как утверждают СМИ, и ему нечего терять. Анонимный канал «Легитимный» Украина Фактически Путин обнулил инициативы Байдена и «шантажирует» его администрацию ядерным кейсом, который должен повлиять на западного избирателя, который готов воевать украинцами и давать технику, но сам погибать не готов.
Такой себе намек, что завтра Россия «возможно» передаст ядерные технологии Ирану, который хочет развала США.
Это обнуляет американскую противоракетную оборону". Это и предупреждение: курс Запада на стратегическое поражение России является несовместимым с сохранением действующей системы глобальной ядерной безопасности, важнейшей частью которой является договор СНВ-3». Uralweb устраивает шоу, но может, он и правда страдающий манией величия мегаломаньяк разг. Uralweb , как утверждают СМИ, и ему нечего терять. Анонимный канал «Легитимный» Украина Фактически Путин обнулил инициативы Байдена и «шантажирует» его администрацию ядерным кейсом, который должен повлиять на западного избирателя, который готов воевать украинцами и давать технику, но сам погибать не готов. Такой себе намек, что завтра Россия «возможно» передаст ядерные технологии Ирану, который хочет развала США. Ну или ещё кому-то, за что-то, и против кого-то". Военный эксперт Илья Крамник телеграм-канал «Коты и кошка Крамника» «1.
Режима приостановки как такового в тексте ДСНВ не предусмотрено.
В конце концов, еще не воплощены будут новые инструменты подрыва этой стабильности. Но подготавливать ее будет куда проще в спокойной обстановке действия устаревающего и несовершенного, но хорошо функционирующего СНВ-3. Что мы потеряем утром 6 февраля 2021 года, если американская сторона не пойдет на встречу российской? Эффективные методы транспарентности: инспекции, обмен телеметрией и подробной информацией о составе СЯС, не препятствование работе спутниковых средств разведки, консультационные комиссии. Возможность ведущих ядерных держав быть примерами в вопросе контроля над вооружениями. В ядерной области «нигилисты» из ДЗЯО смогут куда аргументирование критиковать ДНЯО за то, что пятерка легальных ядерных держав лицемерит в заверениях приверженности ключевой VI статье об «обязательствах вести переговоры об эффективных мерах по прекращению гонки ядерных вооружений и ядерном разоружении».
Появление дополнительных ядерных держав ни США, ни России совершенно не нужно. Основу для ведения дальнейших переговоров. Одно дело перенести в новое соглашение то, что работает, другое — дать повод противникам того или иного с трудом согласованного определения или механизма начать дебаты с нуля. Возможность для России потратить большую долю оборонного бюджета на конвенционные силы. В результате войска недополучат технику, которая реально использовалась бы в реальных конфликтах следующих десятилетий, ценой закупки и последующей ликвидации дополнительных средств «сдерживания», которые сами по себе, конечно, крайне важны и нужны, но в количестве свыше необходимого не повышают безопасность страны. Среди потерь не упоминалось, казалось бы, главное — установленные количественные потолки вооружений. Но это не случайно: вряд ли мы их потеряем, так как по пропагандистским соображениям стороны наверняка объявят, что они не будут их превышать по крайней мере, первыми — и тут мы возвращаемся к вопросу транспарентности.
Сдержать слово им будет нетрудно. В США сейчас нет серийного производства стратегических носителей, а дооснащение имеющихся ракет дополнительными боеголовками — шаг заметный, агрессивный и медленный например, оснащение всех 400 МБР Minuteman III тремя боеголовками вместо одной займет более трех лет. Россия тоже могла бы несколько превысить лимит путем дозагрузки ракет, но по более важному параметру — количеству стратегических носителей, запас в пуле СНВ-3 таков, что чтобы его выбрать, потребовалось бы одномоментно ввести в строй десять подводных ракетоносцев типа «Борей» и три полка мобильных МБР «Ярс» в придачу. В июне 2019 года на портале РСМД вышла статья « Не Бойся мартовских ид», в которой хотелось призвать смотреть в будущее, в котором СНВ-3 развалился, без впадения сразу же в крайнее уныние. И сейчас хотелось бы повторить, что краткий перерыв Россия могла бы постараться использовать с пользой, например, закончив перевооружение СЯС при этом демонстрируя новинки не так открыто и подойдя к новому договору с готовностью спокойно списать старые комплексы. При этом сегодня на пользу имиджу страны идет желание продлить важный для всего мира договор и смелые шаги навстречу партнерам — например, демонстрация инспекторам переснаряженных глайдерами «Авангард» МБР УР-100УТТХ, при возможности избежать этого, жонглируя определениями. Несмотря на обвинения России во всех смертных грехах, работающие механизмы транспарентности не дают сформулировать внятные обвинения в невыполнении СНВ-3 и дать медийную поддержку сторонникам его развала.
Однако долгосрочный перерыв в контроле ядерных арсеналов, длительная гонка ядерных вооружений, в которую неизбежно включится пока что ограничивающий себя Китай очевидно, что КНР могла бы иметь в разы большие СЯС, но пока предпочитает не «тянуться» арсеналами за США и Россией, а ждать, когда они к ней приблизятся , общая деградация мирового режима нераспространения видятся серьезной угрозой. Через год, 5 февраля 2021 г.
Перенджиев заявил, что для возобновления договора Америке как минимум придется остановить поставки вооружения на Украину и прекратить агрессивную риторику и санкции против России. Сейчас это игнорируется. Значит Россия будет продолжать действовать в укреплении нацбезопасности в тех условиях, которые создает Запад. Они преследуют цель нас уничтожить, конечно, мы будем на это реагировать соответственно. США предстоит сделать откат по многим позициям Ранее мы коротко рассказывали о Договоре по сокращению стратегических наступательных вооружений. Читайте также, что президент сообщил в послании , которое длилось почти два часа.
Подписан Договор о сокращении стратегических наступательных вооружений (СНВ-2)
Документ требовал от обеих сторон сократить свои ядерные арсеналы таким образом, чтобы через семь лет и далее общее количество вооружений не превышало 700 ракет-носителей межконтинентальных баллистических ракет, баллистических ракет подводного базирования и тяжелых дальних бомбардировщиков , и ограничивал количество ядерных зарядов в 1500 единиц. Кроме того, договор СНВ предусматривал взаимную возможность для двух сторон проверять соблюдение его условий. Постоянный адрес новости: eadaily.
Надо было хоть чем-то его укрепить. Переговорный процесс по СНВ-1, который на тот момент продолжался несколько лет, был резко ускорен.
Это, пожалуй, главный положительный результат договора. Из обрезков ракет изготавливали памятные медали и прочие сувениры. Американцы поступали совсем по-другому. Знали тогдашние наши власти о бережливости американцев? Нас упорно толкали на все новые и новые сокращения потенциала ответного удара.
Мы, как выражается ныне молодежь, велись.
Говорить о начале новой гонки вооружений пока рано. Что произойдет, если они прекратят разговаривать? Таким образом, под вопросом оказалось будущее последнего соглашения в области контроля над вооружениями между двумя ведущими ядерными державами. Читайте ИноСМИ в нашем канале в Telegram В соответствии с этим договором, вступившим в силу в 2011 году, накладываются ограничения на количество межконтинентальных ядерных ракет у каждой из сторон. В 2021 году его продлили еще на пять лет. Контроль вооружений давно уже считался последним оплотом конструктивного сотрудничества между Вашингтоном и Москвой. Путин в своем ежегодном обращении к стране не продемонстрировал никакой готовности пойти на уступки. Более того, он накануне первой годовщины российской военной операции осудил Соединенные Штаты и обвинил Украину и Запад в провоцировании вооруженного конфликта. Путин приостанавливает участие в договоре о ядерном оружии, сигнализируя о более решительном разрыве с ЗападомВладимир Путин заявил об односторонней приостановке участия России в договоре СНВ-III и ответственности Запада за развязывание конфликта на Украине в послании Федеральному собранию, сообщает NYT.
В США последнее его утверждение поспешили опровергнуть. По словам экспертов, пока еще рано говорить о том, что заявление Путина знаменует собой начало новой гонки вооружений. Что заявление Путина может означать для перспектив контроля над вооружениями?
Но он подчеркнул, что это ещё не выход из договора. Российский лидер назвал условия, при которых Москва вернётся к этому договору. По его словам, Россия должна для себя понять, как будут учитывать стратегические арсеналы всего НАТО. Но он припомнил судьбу некоторых других «разоружительных» соглашений. США и Россия обвиняли друг друга в нарушении договора.
Стратегический разворот: Что будет после приостановки Россией СНВ-3
Так что это в основном политический вопрос», — отметил политолог. Второй политический аспект заключается во взаимном инспектировании ядерных объектов сторонами договора. Читайте по теме: Как Россия превратится в осаждённую крепость Стратегическое маневрирование В стратегическом плане не приостановление, а вообще выход России из ДСНВ может принести нашей стране преимущество в ядерных вооружениях. В некоторых разработках мы уже опередили американцев. Кроме того, у нас стоят так называемые моноблоки, то есть по одной бомбе на ракете. Выгоднее поставить заряд с разделяющимися боеголовками, которые будут доставляться одной ракетой в разные цели. В таком случае наносится очень сильный удар по противоракетной обороне, и она оказывается не в состоянии справиться с таким ударом. Представьте десять ракет и в каждой — до 50 боеголовок. Десять ракет — это пятьсот целей», — сказал Марков. Он отметил, что это лишь перспектива, но пока Россия продолжит соблюдать количественные ограничения по ДСНВ. Второй стратегический аспект касается открытия возможности другим странам обзавестись собственным ядерным оружием.
Об этом российский президент Владимир Путин заявил во время послания Федеральному собранию 21 февраля. По его словам, Россия не разрывает соглашение и готова вернуться в него при условии, если будет учтен ядерный потенциал Франции и Великобритании, входящих в НАТО. Кроме того, Москва может вернуться к приостановленной 32 года назад практике испытаний ядерного оружия, если их возобновят США не проводят их с 1992 г.
ДСНВ был заключен в 2011 г. Он предусматривает ограничение развернутых носителей стратегических ядерных сил в количестве 700 единиц, а боезарядов для них — в 1 500 единиц. Путин также напомнил, что в США на фоне истечения сроков годности ядерных боеприпасов идут дискуссии о возобновлении их испытаний, прекращенных еще в СССР в 1990 г.
По оценкам экспертов , в 2020 году Россия имела 510 развернутых носителей ядерных вооружений, 1447 ядерных боезарядов и 764 развернутые и неразвернутые пусковые установки. До лимита по развернутым зарядам нам близко около 1500 из зачетных 1550. До лимита по развернутым носителям очень далеко примерно 530 из 700. С учетом предстоящего вывода по возрасту группировки «Воевод» и неясности с развертыванием «Сармата», численность носителей будет в ближайшие годы расти незначительно за счет производства «Ярса» и ввода в ближайшие два года еще двух РПКСН ракетных подводных крейсеров стратегического назначения , численность зарядов будет сохраняться примерно на том же уровне. Реальный рост за лимиты СНВ по зарядам будет возможен при выходе на серийное производство и развертывание «Сармата» до 10 блоков на одну ракету при наличии тяжелых элементов КСП ПРО, до 15 — при отсутствии таковых , и фактическое их превышение по числу зарядов состоится уже после 2026 года. Ускоренный рост в виде срочного развертывания на имеющихся носителях голов возвратного потенциала возможен, но, учитывая слова «приостанавливаем, а не выходим», вряд ли планируется. Вывод: приостановка действия договора является политическим жестом в рамках, собственно, российско-американского противостояния, суть которого — взаимное признание права на интересы и сферу влияния. Короткую лекцию о ядерном сдерживании, искусстве возможного и человеческом страхе «Фонтанке» прочитал заведующий кафедрой политического анализа РЭУ им. Плеханова, полковник запаса, эксперт Ассоциации военных политологов Андрей Кошкин. Без всяких условий Джо Байден продлил его до 2026 года.
Так что мы должны взаимно контролировать стратегические ядерные объекты. Но нас не пускали контролировать — из-за санкций нашим экспертам сейчас не попасть в США. Вот и мы не пустили в ответ, и тогда они подняли шум. Нам приходится объяснять: вы в СВО помогаете против нас и при этом хотите наши ядерные объекты контролировать. А сами хотите прийти и увидеть наши новейшие разработки? Вот мы и приостанавливаем действие этого договора. Мы сможем теперь наращивать количество ядерных боезарядов?
Но ни в коем случае нельзя отказываться от ядерного оружия, если перед этим не будут приняты другие меры, снижающие всеобщую опасность. Как мы можем остаться без ядерного оружия, когда у наших границ стоят войска НАТО? Мы со всех сторон окружены их базами. Все войска должны уйти в свои национальные границы. Только после того, как это будет подписано, тогда можно будет разговаривать о снижении ядерного боезапаса. А если мы снизим боезапас ниже какого-то уровня, у многих будет очень высокий соблазн напасть на нас», - заявил он. США и Россия подписали ДСНВ в 2010 году, он действует до 5 февраля 2021 года, если не будет заменен до этого срока последующим соглашением. Москва не раз призывала Вашингтон не затягивать с решением вопроса о продления документа. Владимир Путин поручил министерству иностранных дел донести российскую позицию до американской стороны и получить от Вашингтона «какой-нибудь внятный ответ» о возможности продления договора.
Россия в глобальной политике
То есть если РФ и начнёт испытания, то в качестве ответного шага. По словам президента, военное ведомство и Росатом должны обеспечить готовность к испытанию российского ядерного оружия. Приостановка СНВ-3: какие будут последствия — После приостановки договора СНВ-3 Россия будет заниматься развитием своих стратегических сил не только в качественном, но и в количественном отношении. То есть это и модернизация имеющегося потенциала, и численное его наращивание. Вот это самое главное. А также это означает прекращение всякого сотрудничества с США в части, касающейся ядерного вооружения, — подчеркнул военный эксперт Константин Сивков. Испытание термоядерной бомбы на атолле Бикини, 1954 год. Мощность взрыва 11 Мт, из которых 7 Мт выделилось от деления тампера из урана-238. По мнению военных экспертов, следующим шагом России может стать выход из договора о всеобъемлющем запрещении ядерных испытаний ДВЗЯИ , что позволит ей возобновить испытания ядерного оружия на специальных полигонах. По словам военных аналитиков, всё это вряд ли приведёт к новой гонке вооружений.
Точнее, всё будет зависеть от дальнейшего поведения западных стран. У них после приостановки СНВ-3 появится пища для размышлений, и как будут развиваться дальнейшие события, зависит только от них.
Очевидно, что для сохранения стратегической стабильности в будущем нам действительно нужна «большая прекрасная сделка» — правда, вряд ли Д. Трампа, так как до 2024 года даже ее контуры сформировать будет непросто. В конце концов, еще не воплощены будут новые инструменты подрыва этой стабильности.
Но подготавливать ее будет куда проще в спокойной обстановке действия устаревающего и несовершенного, но хорошо функционирующего СНВ-3. Что мы потеряем утром 6 февраля 2021 года, если американская сторона не пойдет на встречу российской? Эффективные методы транспарентности: инспекции, обмен телеметрией и подробной информацией о составе СЯС, не препятствование работе спутниковых средств разведки, консультационные комиссии. Возможность ведущих ядерных держав быть примерами в вопросе контроля над вооружениями. В ядерной области «нигилисты» из ДЗЯО смогут куда аргументирование критиковать ДНЯО за то, что пятерка легальных ядерных держав лицемерит в заверениях приверженности ключевой VI статье об «обязательствах вести переговоры об эффективных мерах по прекращению гонки ядерных вооружений и ядерном разоружении».
Появление дополнительных ядерных держав ни США, ни России совершенно не нужно. Основу для ведения дальнейших переговоров. Одно дело перенести в новое соглашение то, что работает, другое — дать повод противникам того или иного с трудом согласованного определения или механизма начать дебаты с нуля. Возможность для России потратить большую долю оборонного бюджета на конвенционные силы. В результате войска недополучат технику, которая реально использовалась бы в реальных конфликтах следующих десятилетий, ценой закупки и последующей ликвидации дополнительных средств «сдерживания», которые сами по себе, конечно, крайне важны и нужны, но в количестве свыше необходимого не повышают безопасность страны.
Среди потерь не упоминалось, казалось бы, главное — установленные количественные потолки вооружений. Но это не случайно: вряд ли мы их потеряем, так как по пропагандистским соображениям стороны наверняка объявят, что они не будут их превышать по крайней мере, первыми — и тут мы возвращаемся к вопросу транспарентности. Сдержать слово им будет нетрудно. В США сейчас нет серийного производства стратегических носителей, а дооснащение имеющихся ракет дополнительными боеголовками — шаг заметный, агрессивный и медленный например, оснащение всех 400 МБР Minuteman III тремя боеголовками вместо одной займет более трех лет. Россия тоже могла бы несколько превысить лимит путем дозагрузки ракет, но по более важному параметру — количеству стратегических носителей, запас в пуле СНВ-3 таков, что чтобы его выбрать, потребовалось бы одномоментно ввести в строй десять подводных ракетоносцев типа «Борей» и три полка мобильных МБР «Ярс» в придачу.
В июне 2019 года на портале РСМД вышла статья « Не Бойся мартовских ид», в которой хотелось призвать смотреть в будущее, в котором СНВ-3 развалился, без впадения сразу же в крайнее уныние. И сейчас хотелось бы повторить, что краткий перерыв Россия могла бы постараться использовать с пользой, например, закончив перевооружение СЯС при этом демонстрируя новинки не так открыто и подойдя к новому договору с готовностью спокойно списать старые комплексы. При этом сегодня на пользу имиджу страны идет желание продлить важный для всего мира договор и смелые шаги навстречу партнерам — например, демонстрация инспекторам переснаряженных глайдерами «Авангард» МБР УР-100УТТХ, при возможности избежать этого, жонглируя определениями. Несмотря на обвинения России во всех смертных грехах, работающие механизмы транспарентности не дают сформулировать внятные обвинения в невыполнении СНВ-3 и дать медийную поддержку сторонникам его развала.
В итоге было решено, что соглашение о наступательных вооружениях не будет иметь всеобъемлющего характера и не будет включать ограничений на бомбардировщики. В то же время, стороны согласились заключить полномасштабное соглашение об ограничении оборонительных средств. В основу соглашения об ограничении наступательных вооружений был положен принцип, в соответствии с которым ограничению подлежало количество пусковых установок баллистических ракет как наземного, так и морского базирования. Количество бомбардировщиков, а также количество боезарядов соглашением никак не ограничивалось. На ранних стадиях переговоров СССР и США обсуждали возможность запрета на оснащение баллистических ракет боеголовками индивидуального наведения, однако сторонам не удалось найти взаимоприемлемого решения этой проблемы. Ставшие результатом переговоров документы - Договор об ограничении систем противоракетной обороны Договор по ПРО и Временное соглашение о некоторых мерах в области ограничения стратегических наступательных вооружений Договор ОСВ-1 - были подписаны 26 мая 1972 г. Кроме этого, соглашение запрещало создание новых шахтных пусковых установок тяжелых ракет, а также переоборудование существующих ШПУ в пусковые установки тяжелых ракет. В результате установления этих ограничений была фактически заморожена структура группировок баллистических ракет наземного базирования. Кроме этого, к числу тяжелых ракет относились 18 орбитальных ракет Р-36, развернутых на полигоне Байконур. Установленные ОСВ-1 ограничения на количество подводных ракетоносцев относились только к подводным лодкам построенным после 1964 г. Поскольку Договор разрешал завершение строительства подводных лодок и шахтных пусковых установок, начатого к моменту его заключения, определение строящейся подводной лодки было сформулировано таким образом, чтобы дать СССР возможность построить 62 "современных" подводных ракетоносца, на которых могло быть развернуто не более 740 ракет. В дополнение к этому СССР мог дополнительно развернуть 210 баллистических ракет морского базирования за счет уничтожения такого же количества наземных пусковых установок ракет Р-16У и Р-9А. Это положение давало СССР возможность иметь до 950 ракет морского базирования. В целом, Договор ОСВ-1 никак не ограничивал советскую программу создания стратегических ракетоносцев. Основное положение Договора об ограничении систем противоракетной обороны заключается в запрете создания противоракетной обороны территории страны или района и запрете на создание базы для такого развертывания. В качестве исключения Договор по ПРО разрешал развертывание двух противоракетных систем, одна из которых предназначена для обороны столицы, а другая - для обороны позиционного района баллистических ракет. Основным ограничением, накладываемым на эти системы, стало ограничение количества перехватчиков. В составе каждой из двух систем ПРО разрешалось иметь не более 100 противоракет и их пусковых установок. Кроме этого, определенные ограничения накладывались на количество и места размещения радиолокационных станций системы ПРО, а также на места размещения РЛС системы предупреждения о ракетном нападении. В 1974 г. Однако достижение договоренности о содержании следующего этапа контроля над вооружениями оказалось гораздо более сложной задачей. Поскольку новое соглашение, в отличие от ОСВ-1 , должно было носить всеобъемлющий характер, Советский Союз настаивал на обязательном учете американских средств передового базирования в балансе стратегических сил. Усилия США в основном были направлены на установление ограничений на количество и возможности советских ракетных комплексов наземного базирования, в частности тяжелых ракет и ракет, оснащенных РГЧ ИН. Проблема тяжелых ракет стала более острой после того, как в 1973 г. СССР провел первые испытания разделяющихся головных частей с боеблоками индивидуального наведения. Значительное преимущество в суммарном забрасываемом весе ракет, которым обладал Советский Союз, в сочетании с установленным в ОСВ-1 запретом на развертывание новых ракет означало, что СССР мог значительно превзойти США в количестве развернутых боезарядов. Первой договоренностью достигнутой после 1972 г. В соответствии с этим соглашением СССР и США обязались ограничить количество стратегических носителей 2400 единицами, из которых только 1320 могли быть оснащены головными частями с боеблоками индивидуального наведения. При заключении Владивостокского соглашения Советский Союз пошел на значительные уступки. Основной уступкой стало снятие требования о включении в будущий договор средств передового базирования США. Кроме этого, СССР согласился на установление одинаковых ограничений для обеих сторон, отказавшись от требования о равенстве возможностей стратегических сил. Соединенные Штаты, в свою очередь, пошли на включение в договор тяжелых бомбардировщиков и отказались от попыток сократить количество советских тяжелых ракет. Переговоры об ограничении стратегических вооружений, приведшие к заключению Договора ОСВ-2 , продолжались до 1979 г. Как и на ранних стадиях переговоров, основные усилия США были направлены на ограничение количества боезарядов на советских межконтинентальных ракетах наземного базирования. Советский Союз в свою очередь настаивал на установлении ограничений на развертывание крылатых ракет воздушного базирования, а также пытался добиться запрета на развертывание крылатых ракет морского и наземного базирования. Кроме этого, оставалась нерешенной проблема стратегических возможностей бомбардировщика Ту-22М, а также ряд проблем связанных с проверкой выполнения Договора. Поскольку новое соглашение не было подготовлено к моменту истечения срока действия Договора ОСВ-1 , в октябре 1977 г. Содержание Договора ОСВ-2 было в основном согласовано к концу 1978 г. Договор ОСВ-2 основывался на согласованных во Владивостокском соглашении ограничениях, к которым был добавлен ряд дополнительных ограничений.
Президент России Владимир Путин подписал закон о приостановке российского участия в СНВ в конце февраля, но уже в августе прошлого года он проинформировал Соединенные Штаты о том, что временно выведет свои объекты из-под договорного контроля. Новый договор СНВ об ограничении стратегических наступательных вооружений был подписан в 2010 году Соединенными Штатами и Россией сроком на 10 лет, который был продлен в 2021 году еще на 5 лет. Документ требовал от обеих сторон сократить свои ядерные арсеналы таким образом, чтобы через семь лет и далее общее количество вооружений не превышало 700 ракет-носителей межконтинентальных баллистических ракет, баллистических ракет подводного базирования и тяжелых дальних бомбардировщиков , и ограничивал количество ядерных зарядов в 1500 единиц. Кроме того, договор СНВ предусматривал взаимную возможность для двух сторон проверять соблюдение его условий.