Когда отмечается Рождество Христово. Православные христиане отмечают Рождество в ночь с 6 на 7 января, католики и протестанты — с 24 на 25 декабря. Рождество Христово — один из двух важнейших христианских праздников, посвящённый рождению Сына Божьего Иисуса Христа. Рождество Христово – 1) Важнейшее историческое событие, состоявшее в рождении от Пречистой Девы Марии Господа Иисуса Христа; 2) Один из двунадесятых Праздников, отмечаемый Церковью в честь рождения Господа Иисуса Христа. Рождество Христово является одним из двенадцати великих праздников православной Церкви, иначе: двунадесятых праздников.
Почему Рождество 7 января? Причины, фото и видео
Ответы на пять главных вопросов о празднике Рождества Христова | Рождество Христово — один из важнейших христианских праздников. |
Рождество 2023: что нужно сделать 7 января, чтобы целый год слезы не лить | Рождество Христово — это один из главных христианских праздников, который по значимости уступает только Пасхе. |
Рождество Христово, или в чем смысл праздника | Праздник Рождества, по учению церкви, символизирует примирение человека с Богом. Рождество предвозвещает искупительный подвиг Христа и обновление человеческой природы. |
Рождество по юлианскому календарю: история и традиции праздника | 1. Об истинности датировки события Рождества Христова свидетельствует скорость распространения этого праздника среди основной массы христиан. |
Рождество 2024: история и традиции, что можно и нельзя делать | Российские бойцы встретили Рождество Христово в главном храме вооруженных сил 7 янв. |
Рождество Христово: что нужно сделать 7 января, приметы и традиции православного праздника
Обходились «голодной кутьёй» или «сочивом», — кашей из пшеничного, ячменного или другого зерна, распаренного на воде. Отсюда пришло название — «сочельник«. Только придя домой, отстояв торжественную праздничную церковную службу, подавали к столу основное угощение. Тут были свои рождественские традиции. На рождественском столе стояло 13 блюд. Например: поросята, начиненные гречневой кашей, заяц в горшочке, каша в тыкве. А также салаты, рыбные закуски, красный борщ, пироги, рулеты, пряники.
Количество совершающих праздничную трапезу должно было быть четным. При нечетном числе, ставился лишний прибор. Все должны были попробовать каждое блюдо, главным из которых считалась теперь уже «богатая кутья» со сливками, медом, пряностями, изюмом и миндалем. Кутью по обычаю полагалась запивать «взваром». Так назывался напиток похожий на сладкий густой компот или кисель, взвар готовился из сухофруктов и ягод. Иногда его делали с добавлением кваса, пиво или вина, а иногда риса или лапши.
В рождественскую ночь открывали настежь дверь и звали к праздничному застолью любого прохожего, который шел мимо, даже если им оказывался бездомный нищий. По старинному поверью, считалось, что в его образе может скрываться сам Христос. Настоящий, праздничный стол, который буквально ломился от вкуснейших яств, накрывали лишь на следующий день. На него выставлялось разнообразие мясных угощений, главным из которых являлись блюда из свинины. Традиционным угощением на Рождество в России считались и пироги. Рождество сегодня Сейчас Рождество в России празднуют с 6 на 7 января.
Ночью в церквах идет праздничная служба. Рождество отмечается официально, и считается нерабочим, праздничным днём, но всё проходит достаточно скромно. Причины здесь могут быть разными. Православная церковь сосредоточена на строгих правилах и канонах, и не слишком активно контактирует с народом. Католическая церковь занимает другую позицию, больше участвуя в жизни общества, и это даёт свои результаты.
Вскоре к воспоминанию Крещения христиане присоединили и празднование Рождества Христа. Оба события: Боговоплощение и Богоявление отмечались в один день - 6 января под одним названием Богоявления. Первая известная дата празднования Рождества Христова была принята Александрийской Церковью и его можно противопоставить древнеегипетскому празднику возрождающегося солнца, зимнего солнцестояния, которое отмечалось в Египте в те времена 6 января. Памятником древнего соединения праздников Рождества Христова и Богоявления доныне в Православной Церкви служит совершенное сходство в отправлении этих праздников.
Впервые праздник Рождества Христова был отделен от праздника Крещения в Римской церкви в первой половине IV века, по преданию, при папе Юлии. Днем празднования было установлено 25 декабря, когда народы Римской империи праздновали "рождение солнца". Церковь же прославила родившегося на земле Христа - Солнце правды, дающего истинный Свет, Солнце бессмертное и не боящееся тьмы. К тому, же есть косвенные свидетельства, что праздник отмечался уже в середине 30-х годов IV столетия. Праздник Рождества Христова, отмечавшийся 25 декабря, оказался столь убедительным и важным, что в течение IV — V веков он был принят повсеместно не только на Западе, но и на Востоке, включая самые отдаленные страны — Сирию и Армению. Проповеди святителей Григория Богослова и Григория Нисского на два отдельных праздника Рождества и Крещения подтверждают появление данных праздников в Константинопольской Церкви. Так, Григорий Богослов произнес два слова: 25 декабря 380 года — на Рождество и 6 января 381 года — на Крещение. Разделение праздников Рождества и Крещения, утвержденное им в Константинопольской Церкви, впоследствии подтверждается в проповеди святителя Прокла Константинопольского 434—446. В 386 — 388 годах святитель Иоанн Златоуст произносил проповеди, посвященные празднику Богоявления.
В одной из них, сказанной 20 декабря 386 или 387, или 388 года, приготавливая народ к празднику Рождества, святитель назвал его «самым почитаемым и священным из всех праздников». В другой своей апологии он свидетельствует, что Рождество Христово в Антиохийской Церкви введено во второй половине 70-х годов IV века. Александрийская Церковь , как и другие Восточные Церкви, первоначально отмечала только праздник Богоявления — вплоть до первой трети V века. Скорее всего, праздник Рождества был введен в Александрии по инициативе святителя Кирилла Александрийского незадолго до Эфесского Собора. Павел, епископ Эмесский , проповедовал на праздник Рождества Христова 25 декабря 432 года в Великой церкви. Он говорил о рождении Эммануила, «по Божеству бесстрастного, по человечеству страдательного». Но даже не упоминал о Крещении. Иначе говоря, празднование 25 декабря было установлено в Александрии между 418 и 432 годами. Таким образом, отдельный праздник Рождества был установлен в Антиохийской Церкви не ранее 376—377 годов, в конце 370-х годов — в Константинопольской Церкви, вслед за ней в малоазийских Церквах и позднее — в Александрийской в начале 430-х гг.
Введение отдельного дня для празднования Рождества в Иерусалимской Церкви заслуживает самого пристального рассмотрения. Известно, что именно там было оказано наибольшее сопротивление установлению декабрьского праздника. В середине V столетия патриарх Ювеналий 424—458 , вернувшись в Иерусалим после Халкидонского Собора 451 г. Однако в скором времени Иерусалимская Церковь вернулась к прежнему обычаю, который, в частности, подтверждается грузинской версией Иерусалимского лекционария конца V века, где говорится о праздновании Рождества и Крещения в Святом городе в один день — 6 января, а также данными, извлекаемыми из двух известнейших агиографических произведений Кирилла Скифопольского VI в. Сославшись на Лк. Эти рекомендации, однако, были исполнены уже после смерти Юстиниана. Традиции праздника Рождество Христово. Греческая икона 2010-е гг. Перед праздником Рождества установлен сорокадневный Рождественский пост.
День накануне Рождества — Рождественский сочельник установлен строгий пост.
Каждый за столом обязательно пил этот напиток, ведь он приносил телесное здоровье и защиту от всех болезней Блины с рыбой, рыбные пироги — это то, чем лакомились в Сочельник, накануне Рождества Блюда на 7 января, позволявшие разговляться как следует, поражали роскошью даже в небольших семьях. В деревнях для праздника закалывали поросят, свиней, подавали гуся с квашеной или кислой капустой. Такое дорогое блюдо было своеобразной жертвой в пользу родившегося младенца Иисуса Холодец варился из свиных ног, потрохов и остатков мяса.
Если холодец хорошо застывал, то хозяева верили, что год будет удачными и никто не семье не заболеет Главная примета: чем богаче стол на Рождество 7 января, тем успешнее и благополучнее будет жизнь семьи в новом году Что можно делать на Рождество Рождественскую ночь желательно встретить на праздничной службе в храме После вечерней службы садятся за стол. На столе должно быть 12 блюд — по количеству святочных дней до Крещения Господня Днем 7 января принято ходить в гости или приглашать гостей в свой дом Не скупиться, одаривая колядующих рождественскими подарками. Чем щедрее подарки, тем счастливее будет жизнь в этом году Что нельзя делать на Рождество В народе считалось, что как встретишь Рождество, так и проживешь целый год. Поэтому старались соблюдать традиции и не гневить Господа.
Сегодня эти приметы многим покажутся странными, но раньше они были тесно связаны с религиозной жизнью общества и имели глубокий смысл. Верующему человеку нельзя есть до первой звезды на вечернем небе Не следует садиться за праздничный стол в черной или темной одежде.
Получайте на почту один раз в сутки одну самую читаемую статью. Присоединяйтесь к нам в Facebook и ВКонтакте. Подписка Отписаться можно в любой момент. Матиас Стомер.
Поклонение Младенцу. Первых 330 лет в истории христианской веры из-за ее гонения Рождество Христово не праздновали. И лишь в IV веке римским императором Константином Великим было разрешено христианам открыто исповедовать свою веру и возвести церковь Рождества. С тех времен этот день начал почитаться как великое событие. Однако начиная с XVI века весь христианский мир разделился и отмечает этот праздник в разное время. Католики - 25 декабря, а православные - 7 января.
На Руси Рождество стали отмечать после введения христианства - в Х веке, и с тех времен этот праздник начинался в ночь на 25 декабря. Но с изменением календаря Юлианского на Григорианский поменялась и дата празднования. Известно, что современный календарь, называемый григорианским новый стиль , ввел папа Григорий XIII в 1582 году, заменив юлианский календарь старый стиль , применяемый с 45 столетия до нашей эры. Илья Ефимович Репин. Рождество Христово. В связи с этим получилось так, что часть христианского мира, куда вошли не только Русская, но и Грузинская, Иерусалимская и Сербская Православная Церкви, а так же Украинская Греко-Католическая Церковь также отмечает этот день 25 декабря, но еще по старому стилю - по Юлианскому.
Развитие иконографии Рождества Христова
- Рождество 2024: история и традиции, что можно и нельзя делать
- Что такое Рождество Христово и как правильно отметить этот православный праздник. Простыми словами
- Рождественский пост
- Рождество - традиции и история праздника
- Главные новости
- Рождество Христово в 2023 году: как отмечать и на какие приметы обратить внимание | Ямал-Медиа
Что такое Рождество Христово и как правильно отметить этот православный праздник. Простыми словами
Рождество Христово является одним из двенадцати великих праздников православной Церкви, иначе: двунадесятых праздников. Рождество Христово, один из важнейших православных праздников, чтится всеми христианами, ведь в этот день на свет явился Спаситель, сын Божий. Подрастающему поколению важно правильно объяснить, кто такой Иисус Христос, что такое Рождество и познакомить детей с главными традициями этого праздника.
Рождество: история и традиции праздника
Рождество: история и традиции праздника - Рождество | Рождество Христово — один из двух важнейших христианских праздников, посвящённый рождению Сына Божьего Иисуса Христа. |
Что за праздник Рождество и почему от него идет летоисчисление | день рождения сына Божьего - Иисуса в городе Вифлеем - празднуется во всех христианских странах мира, отличаются лишь даты празднования. |
Рождество в России: как отмечают, традиции празднования | Почему Рождество 7 января называют православным и правильно ли это. |
Трудная история праздника Рождества
Считалось, что в Рождество нужно делать добро, и оно обязательно вернется сторицей. На какой день приходится Рождество Христово в 2023 году, история и традиции праздника, как отмечают и как поздравлять с Рождеством. Один из самых важных праздников для верующих — Рождество Христово — католики празднуют в ночь с 24 на 25 декабря. Один из самых важных праздников для верующих — Рождество Христово — католики празднуют в ночь с 24 на 25 декабря. Рождество Христово: как правильно отмечать светлый праздник. 7 января православные отмечают Рождество Христово.
Рождество Христово
По народным традициям и поверьям, в ночь перед Рождеством в мире хозяйничают две силы: добро и зло. И та сила, к которой человек склонялся, и совершала с ним чудеса в эту волшебную ночь. Одна сила звала на колядки, празднование рождения Христа за рождественским столом, а другая сила собирала на шабаш нечистую силу, ведьм и чертей. Вечером по селам начинала ходить по домам «коляда» в народе «калитка» — наряженные и переодетые молодые парни в шубах навыворот и с масками зверей на лицах. Они стучали в дома, пели колядные песни, хвалили и прославляли хозяев, не жалея добрых слов. Снегопад считался хорошим признаком в сочельник, который обещал каждому дому процветание, урожай и достаток.
Существовала народная примета: если на сочельник снежная погода — будет урожай на хлеб. А если в ночь перед Рождеством ударит мороз — семья проживет год дружно, в любви и согласии. Такие традиции православного Рождества являются отголосками языческих традиций и празднований, которые, по сути, не имеют отношения к великому христианскому празднику. Однако они очень органично в него вписались, окутали православное Рождество волшебным туманом. В праздник Рождества Христова мы особенно остро и глубоко переживаем встречу с Христом, пусть для многих из нас она и случается всего-то пару раз в год.
Но Рождество — это тот день, когда мы осознаем корни и традиции Рождества наиболее глубоко, и самое главное, радостно. Что ни говорите, а праздник Рождества зажигает свет в душах и дарит людям тепло, веру и любовь. По христианской православной традиции, до дня Рождества Христова люди и Бог были разъединены грехом, и человек не мог сам осуществить встречу с Творцом.
Самый строгий день поста — Сочельник. Православным нельзя есть до первой звезды, а затем разрешено разговеться сочивом кутьей — кашей из пшеницы либо риса с медом, сухофруктами и орехами. С Сочельника в ночь с 6 на 7 января начинаются торжественные богослужения, священники облачаются в белые, расшитые золотом, одежды. Главное Рождественское богослужение проводят в храме Христа Спасителя в Москве, его возглавляет патриарх Московский и всея Руси лично. Возле храмов и в домах делают рождественский вертеп: импровизированную пещеру с животными, Девой Марией и младенцем в яслях, украшают ее еловыми ветвями, цветами, а также яркими гирляндами или свечами. Молодежь в Сочельник ходит колядовать.
С песнями разряженные дети и взрослые идут по домам и поют, прославляя рождение Спасителя, доброту хозяев. Узнать колядующих можно не только по ярким нарядам и задорным песням, но и по рождественской звезде, сделанной из блестящей бумаги и украшенной лентами.
Эти праздники составляли единый цикл — Святки. Дни с 25 декабря по 1 января называли Святыми вечерами, а 1 января начинались Страшные вечера, которые длились до Крещения.
Но начинался праздничный цикл еще 24 декабря, в cочельник. Существует две версии происхождения такого названия: по одной — «cочельник» происходит от слова «сочень», названия хлебной лепешки; по другой — от «сочива», рисового или ячменного взвара с медом. Сочельник был последним днем Рождественского поста и считался особенно строгим: нельзя было есть «до первой звезды». Семья весь день готовилась к празднику в трудах и молитвах и лишь в сумерках усаживалась за постную трапезу.
Основными блюдами были рождественский хлеб сочень , сочиво и рисовая каша — кутья. Обязательно подавали орехи, мед, сухофрукты, напитки из ягод.
Особенная звезда, появившаяся на небосклоне, указала им путь. Вифлеемская путеводная звезда считается знаковой для Рождества. О рождении Мессии стало известно и иудейскому царю Ироду. Он позвал к себе мудрецов и приказал им сообщить, где находится новорожденный, когда те разыщут его. Когда мудрецы нашли новоявленных родителей Богочеловека, они поклонились и преподнесли подношения — золото, ладан и смирну ароматическую смолу.
Мудрецы получили божественное предостережение насчет возвращения в Иерусалим и отправились домой другой дорогой. Когда иудейский правитель понял, что мудрецы не выполнили его приказа, он повелел убить всех младенцев в возрасте до двух лет. Согласно Евангелию, Иосифу приснился сон, что нужно немедленно спасаться, и он увел семью в Египет. Там беглецам пришлось скрываться, пока не умер Ирод. Московские психологи объяснили, как рассказать ребенку о Рождестве Традиции Перед тем как встретить Рождество, верующие держат сорокадневный Рождественский пост: с 28 ноября по 6 января. Сочельник — самое строгое время поста, нужно есть только сочиво вареную пшеницу с медом. По этой причине и день называется Сочельником.
Ответы на пять главных вопросов о празднике Рождества Христова
Рождество Христово знаменует Боговоплощение , открывшее человеку возможность спасения. Согласно святителю Афанасию Великому , Слово вочеловечилось, чтобы люди могли обожиться. Рождество Христово положило начало новой эры в истории человечества. Православное богослужение праздника раскрывает божественный кеносис , богочеловеческую диалектику этого таинства: пастушеская пещера становится Небом, Богоматерь — херувимским престолом Бога, ясли — вместилищем возлежащего в них невместимого Бога и беспомощного младенца одновременно. Приурочение Рождества Христова к календарной дате с начала 3 в.
Нарочито соединив Рождество Христово с языческим Днём рождения непобедимого Солнца Dies Natalis Solis Invicti — 25 декабря, когда после зимнего солнцестояния начинается увеличение светового дня, — христианские богословы сделали его центром народной жизни. В тропаре Рождества Христова сохраняется миссионерский аспект — полемика с астрологией: звездопоклонники волхвы звездой же были научены поклоняться Христу, а не Митре — видимому солнцу. Христиане Востока, унаследовавшие ветхозаветный взгляд на день рождения как день начала страданий, не сразу приняли миссионерский смысл праздника Рождества Христова. На Востоке он появился в последней четверти 4 в.
Армянская церковь и некоторые другие церкви сохранили архаичный календарь, в котором отдельного праздника Рождества Христова нет, но это событие отмечается в день Богоявления Крещения Господня , как это было первоначально на всём христианском Востоке. В православной традиции Рождеству Христову предшествует 40-дневный Рождественский пост; день непосредственно перед Рождеством Христовым именуется сочельником; после Рождества Христова наступает период святок. В Римско-католической церкви и в некоторых протестантских церквах период подготовки к Рождеству Христову называется адвентом от лат. В римском обряде его первый день определяется как 4-е воскресенье до Рождества Христова.
Народные обычаи сохраняют следы разнообразных элементов языческих празднеств, связанных с зимним солнцеворотом.
Более того, именно на Рождество несколько раз собирались всероссийские съезды евангельских христиан-баптистов. Во время Рождества на этих съездах совершалась Вечеря Господня, а потом делегаты выходили на улицу и приглашали всех желающих на торжественные рождественские богослужебные собрания, где люди могли услышать Благую весть о рождении Иисуса Христа. Это происходило помимо деловых заседаний съездов. Рождество в Советском Союзе В 1929 года в Советском Союзе было принято новое религиозное законодательство, по которому жизнь поместной церкви резко ограничивалась.
Это было вызвано тем, что коммунистическое правительство планировало навсегда покончить с религией стране и вытравить из сердец всякую веру в Бога. Поэтому само понятие Рождества усиленно искоренялось, насаждалось широкое празднование Нового года. Правда, бывали редкие исключения. Жизнь поместных евангельских церквей ограничивалась жёсткими рамками богослужений которые были чётко регламентированы. Запрещалось всяческое детское, молодёжное, социальное служение.
Но тем не менее христиане все равно старались по-особому отмечать Рождество. Да войны это происходило в основном нелегально, за исключением нескольких открытых домов молитвы. А после войны, когда молитвенных домов было уже больше, устраивалось торжественное рождественское собрание. Например, во время празднования Рождества в январе 1959 года в Ленинградской церкви руководящий брат М. Орлов открыл собрание краткой молитвой.
Продолжая рисовать картину этой торжественной ночи, хор исполняет «Пастухи в полях дремали». Брат Орлов прочитал о рождении Христа из Евангелия от Луки 2:1—7 и отметил разницу в проведении переписи в то время по месту рождения и теперь по месту жительства. Все присутствующие в молитве прославили Бога за величайший подарок людям — рождённого Младенца-Христа, после чего и хором, и общим пением был исполнен торжественный гимн: «Слава в вышних Богу... Яковлев, — а с каким сердцем мы предстали перед Господом, какие дары мы принесли Ему? Как необходимо это полное послушание Богу всем верующим!
В заключительной молитве все присутствующие вознесли горячую благодарность Богу за рождение в мир Спасителя людей! Пением радостной песни «Младенца дал нам вечный Бог» собрание было закончено. Таково было типичное рождественское собрание в то время, но большего и быть не могло. В конце 50-х годов на Церковь вновь начала наступать атеистическая машина. Но врата ада в очередной раз не смогли её одолеть, и Церковь жила и праздновала Рождество.
Верующие старались пригласить друг друга в гости, сделать друг другу хотя бы маленькие скромные рождественские подарки. Особую радость Рождество доставляло детям. Верующие родители стремились, чтобы этот день запомнился как праздник. Многие христиане-баптисты вспоминают, что на Рождество родители делали детям какой-то особый сюрприз. Ну а вечером семья собиралась вокруг Слова Божьего.
Поскольку экземпляров Библии было мало, люди старались прийти в дом, где она была, чтобы в эту ночь услышать потрясающую весть о Рождении Младенца.
Споря друг с другом на обрядовые темы, византийцы и армяне придавали им почти вероучительное значение. Для первых было само собой разумеющимся, что Рождество и Крещение должны праздноваться 25 декабря и 6 января соответственно. Последние же, напротив, были убеждены в необходимости праздновать оба эти праздника в один день — 6 января.
И те, и другие не сомневались в древности и апостольском происхождении своей литургической традиции и не намеревались уступать друг другу. Рождество Христово. Икона из одноименной пещеры в Вифлееме. Фото: А.
Ru Историко-литургические истоки праздника Рождества-Богоявления приоткрываются в связи с внутренними причинами установления его даты. Она вычислялась, во-первых, путем прибавления определенного числа дней к дате Благовещения, почти совпадавшего с Пасхой, и, во-вторых, через отождествление дня пришествия в мир Христа Спасителя, второго Адама, со днем творения Адама первого. Оба соответствия были тесно связаны с особенностями древней иудейской традиции, отчасти унаследованной христианами [2]. Древние иудеи обращали внимание не столько на рождение праведника, сколько на его кончину, становившуюся отправной точкой не только для грядущей вечности, но и для определения начала жизни святого человека.
Отсюда вполне логичным становится следующее обстоятельство: праздник Пасхи в сознании древних христиан стал совпадать по срокам со временем Боговоплощения, с днем благой архангельской вести, в который, по свидетельству Священного Писания и по вере Церкви, спасительный Плод появился во чреве Пресвятой Девы. Прибавление девяти месяцев — обычного срока для чревоношения — к предполагаемому времени Боговоплощения и вело к определению даты Рождества Христова. Если продолжать вычисления, то 25 декабря предшествует, если отсчитать назад девять месяцев, 25 марта, а 6 января — 6 апреля. В расчетах древних христиан встречался и тот, и другой день.
Так, Созомен в своей «Церковной истории» сообщает о том, что малоазийские еретики-монтанисты понимают день весеннего равноденствия как отправную точку для вычисления дня Пасхи — это праздник начала мира, начала творения солнца и первого месяца. Другая дата страдания Господа — 25 марта — упоминается в значительно большем числе источников, в основном западных. Согласно рассуждениям Тертуллиана, святого Киприана и других, дни страстей Христа и Боговоплощения совпадают. Пока древние христиане ограничивались в своем календарно-литургическом цикле празднованием Пятидесятницы и Пасхи, по времени почти совпадавшей с Боговоплощением, они, естественно, соотносили творение мира и ветхого Адама со временем пришествия в мир нового Адама — Христа.
Так, например, в сочинении «О вычислении Пасхи» день 25 марта именовался днем творения мира, а день рождения, или воплощения, Христа приходился на четвертый день от сотворения мира, совпадая с днем творения солнца. Согласно достаточно распространенной, хотя и малодоказательной точке зрения, празднование Рождества Христова 25 декабря было установлено в Северо-Африканской и Римской Церквях до 311 года — года начала донатистского раскола. Данная датировка основывалась на свидетельстве блаженного Августина о том, что еретики не признавали Богоявление, или Откровение — поклонение волхвов новорожденному Спасителю, — отмечавшееся Церковью. И здесь нужно отметить: на 25 декабря как на празднование Рождества Христова указывает святитель Климент Александрийский.
К тому, же есть косвенные свидетельства, что праздник отмечался уже в середине 30-х годов IV столетия. К подобным же выводам приводит и богатое гомилетическое наследие как западных, так и восточных проповедников. Так, например, рождественская проповедь приписывается папе Либерию, понтификат которого — 352—366 — приходится именно на означенный период. Северная Африка, один из величайших оплотов византийской культуры, стала местом творчества великих христианских проповедников и богословов, которые не обошли своим вниманием и рассматриваемый праздник.
Оптат Милевийский Нумидия произнес 25 декабря 362 или 363 года проповедь на Рождество — самую раннюю из известных рождественских слов. По блаженному Августину, епископу Иппонскому, 25 декабря — исторический день рождения Христа, избранный Самим Христом, имеющий богооткровенное происхождение. Хотя североафриканская традиция празднования Рождества могла появиться, скорее всего, под влиянием латинской, сама римская практика оказывается отчетливо представленной только в рождественских проповедях святителя Льва Великого, папы Римского, — веком позднее. В то же самое время праздник Богоявления, отмечавшийся 6 января, означал для папы Льва еще не Крещение Господне, а поклонение волхвов, являющее откровение Бога язычникам — так же, как и для блаженного Августина.
Оно было органичным завершением праздничного периода, который начинался 25 декабря. Миниатюра Особо следует сказать о совпадении празднования и попразднования Рождества Христова, отмечавшегося в декабре, с языческим праздником солнца и со связанными с ним римскими январскими календами. Подобно тому, как январский день Богоявления 6 января «совпал» по времени с аналогичным праздником гностиков, так и декабрьский день Рождества 25 декабря отмечался в одно время с римскими языческими торжествами. Данное сопоставление Рождества Христова и солнца, особенно тогда, когда Рождество стало устойчиво праздноваться 25 декабря, на третий день после зимнего солнцестояния 22 декабря , явилось своеобразным ответом-вызовом христиан на языческое празднование в честь непобедимого солнца sol invictus , введенное в Риме по указу императора Аврелиана в 274 году.
Интересны в связи с вышесказанным размышления М. Скабаллановича: «Языческий римский культ с особенной торжественностью чествовал зимний солнцеповорот, но не в тот день, когда он происходил 8—9 декабря , а в те дни, когда он становился для всех ощутимым, именно в конце декабря. Праздник в честь этого солнцеповорота назывался днем Непобедимого dies Invicti , то есть днем непобедимого солнца, солнца, которого не смогла одолеть зима и которое с этого времени идет к весне. В одном римском календаре IV века именно 25 декабря показан этот языческий праздник.
Приурочен он к этому именно дню, может быть, потому, что 18—23 декабря в римском культе посвящено было чествованию бога Сатурна, пожиравшему своих детей, — чествованию, потому носившему мрачный характер. Вышесказанное можно предварительно резюмировать следующим образом: празднование 6 января хорошо соотносилось с важнейшими событиями мировой истории — с творением мира и с Пасхой. Подобно тому, как ветхий Адам был сотворен в шестой день, так и Христос — новый Адам — в шестой день открывает Свое Божество после крещения во Иордане или в момент пришествия Богомладенца в мир.
Утром вместо морковки в ботинках находят всякие сладости. В Норвегии под Рождество обязательно прячут все метлы и веники.
Считается, что ведьмы любят проказничать в это время и ищут, на чем покататься. Кроме того, у тех, кто хорошо спрятал метлу, грядущий год будет удачным. В южных штатах Америки, где нет снега и елки почти не растут, относительно недавно появилась необычная рождественская традиция — делать снеговиков и елки из перекати-поля, которого здесь вдоволь. А в Германии и некоторых других европейских странах у Николая Чудовторца есть особый помощник — Крампус. Он похож на демона: у него рога и копыта, когда давно его задачей было наказывать непослушных детей — либо дарить им вместо подарков угольки, либо уносить их к себе в пещеру.
Крампуса можно встретить и сегодня во время рождественских праздников. Что можно и нельзя делать В Рождество часто загадывают желания или гадают на будущее. Церковь не одобряет такие практики. Рождество — это время особого сближения с Богом, молитв, благих дел. Гадать в праздник не стоит — считалось даже, что так можно изменить свою судьбу не в лучшую сторону.
Но вот некоторые обычаи можно соблюсти. В Рождество было принято зажигать свечи — это принесет тепло в семью и сделает год счастливым. Обязательно нужно было занести в дом немного соломы — на удачу. Если вдруг разлить за рождественским столом напитки, то считалось, что это сулит успех в различных начинаниях и приятные новости. Кстати, пить алкоголь, кроме разве что небольшого количества красного вина, в праздник не стоит.
Рождество: история и традиции праздника
Русская православная церковь отмечает Рождество Христово 7 января, но мнения историков о точной дате разнятся. В современных исследованиях даты рождения Иисуса находятся в интервале между 12 г. В качестве даты празднования Рождества 25 декабря впервые указано Секстом Юлием Африканом в летописи 221 года. В ночь с 24 на 25 декабря отмечает Рождество Христово Римско-католическая церковь и многие протестантские конфессии. Православное же Рождество 7 января отмечают всего четыре православные церкви: Русская, Грузинская, Иерусалимская и Сербская. К ним присоединяются афонские монастыри, католики восточного обряда Украинская Греко-католическая церковь и часть российских протестантов. Зачем ходят на ночное богослужение?
Непременно белые цветы — символ чистоты действий и помыслов. И зеленые еловые ветви, символизирующие вечную жизнь. Там оно прошло в особой атмосфере, накануне Рождества была доставлена икона «Троица» преподобного Андрея Рублева.
Приблизительно то же самое произошло и с праздниками — Новым годом и Рождеством. Если до 1918 года Рождество отмечалось повсеместно, а Новый год был гораздо менее значимым праздником, то при советской власти они поменялись местами. Советский Союз оказался единственной страной в мире, где Новый год впитал в себя рождественские атрибуты, оставаясь при этом вполне советским праздником. После распада Советского Союза обратной трансформации не произошло — Новый год так и остался традиционным семейным праздником, в то время, как праздновать Рождество начала лишь часть населения страны, преимущественно православные верующие. В последние годы, однако, всё больше людей посещает в Рождественские праздники церковь, вспоминая религиозный смысл праздника.
Соответственно они не отмечали никаких праздников. Традиция праздновать Рождество пришла в этот регион после того, как различные евангельские ручейки в России слились в одну могучую реку, которая стала впоследствии мощным евангельско-баптистским движением. На юге Украины на евангельское пробуждение оказали влияние немецкие колонисты, которые организовывали кружки по изучению Священного Писания и назывались штундистскими, от немецкого слова «штунде» — час, или время, для Библии. Эти кружки основывались в связи с началом большого духовного пробуждения среди потомков немецких переселенцев. На этих плодородных землях несколько столетий никто не селился в связи с тем, что они постоянно подвергались набегам турок и крымских татар, но Екатерина освободила Крым от турецкого владычества, и на эти земли хлынул поток переселенцев из Европы. В Европе в то время бушевали наполеоновские войны, и добропорядочным христианам там было очень неуютно. Приглашением переселиться в Россию воспользовались христианские диссиденты того времени: лютеране, меннониты. Среди них бродили пиетистские настроения, в основе которых лежало личное благочестие. Именно от них украинские штундисты, ставшие впоследствии евангельскими христианами-баптистами, переняли добрую традицию праздновать Рождество Христово в уютной домашней обстановке с обязательным праздничным столом, рождественским подарком, богослужением, коленопреклонёнными молитвами в рождественскую ночь. Именно оттуда пойдут замечательные рождественские колядки, столь любимые в нашем братстве. Это добрый обычай возвещать в рождественские дни о Спасителе Христе всем соседям и знакомым, приглашать в свой дом гостей и выставлять на стол лучшие, специально сохранённые до этого дня, съестные припасы. До сих пор в украинском братстве сохранился обычай: в рождественскую ночь обязательно приютить и обогреть нуждающегося, вдову, сироту и проявить добрые дела милосердия. Рождество до революции Особо следует сказать о Петербурге. Евангельское пробуждение пришло туда на несколько лет позже, чем на Кавказ и на юг России. Это событие связано с проповедью лорда Редстока в великосветских петербургских салонах. Слушателями Евангелия стала высшая знать России. Эти люди, обладавшие богатством, властью, образованием, склоняли колени перед Христом и начинали жить совершенно новой жизнью. Их христианство с самого начала было деятельным и практичным. Они отворили свои дома для всех слоёв общества. Граф сидел рядом с извозчиком, княгиня — рядом с бедным студентом. С самого начала стало развиваться служение обездоленным и больным, тем, кого общество отринуло. Сейчас такое служение мы называем социальным. Петербургские верующие проявляли заботу о заключённых, детях, вдовах, одиноких матерях, студентах. На Рождество организовывались праздники для детишек именно из таких слоёв населения. Они собирали детей, разучивали с ними рождественские песни, дарили им подарки, проявляли заботу об их бытии. Потом многие из этих детишек станут активными служителями евангельских церквей. С высылкой из России в 1884 года лидеров петербургского евангельского пробуждения В. Пашкова и М. Корфа эти рождественские праздники не прекратятся. Их будет продолжать организовывать петербургская община, пастором которой станет Иван Вениаминович Каргель.
Что такое Рождество Христово и как правильно отметить этот православный праздник. Простыми словами
Рождество Христово: что нужно сделать 7 января, приметы и традиции православного праздника | Первых 330 лет в истории христианской веры из-за ее гонения Рождество Христово не праздновали. |
Рождество Христово, или в чем смысл праздника | Рождество Христово является одним из двенадцати великих праздников православной Церкви, иначе: двунадесятых праздников. |
Рождество по юлианскому календарю: история и традиции праздника | В III веке о празднике Рождества Христова как о бывшем прежде упоминает святитель Ипполит Римский, назначая чтение Евангелия в этот день из главы 1 от Матфея. |
Рождество: история и традиции праздника | 1. Об истинности датировки события Рождества Христова свидетельствует скорость распространения этого праздника среди основной массы христиан. |
Рождество в России | Рождество Христово — один из важнейших христианских праздников. |
Что такое Рождество Христово и как правильно отметить этот православный праздник. Простыми словами
Поскольку Рождество Христово, прежде всего – религиозный праздник, в этот день принято честь молитвы Высшим силам. Рождество Христово, а в Русской православной церкви — Рождество по плоти Господа Бога и Спасителя нашего Иисуса Христа — это один из главнейших христианских праздников. Рождество Христово является одним из двенадцати великих праздников православной Церкви, иначе: двунадесятых праздников. Подрастающему поколению важно правильно объяснить, кто такой Иисус Христос, что такое Рождество и познакомить детей с главными традициями этого праздника.
Трудная история праздника Рождества
Пока древние христиане ограничивались в своем календарно-литургическом цикле празднованием Пятидесятницы и Пасхи, по времени почти совпадавшей с Боговоплощением, они, естественно, соотносили творение мира и ветхого Адама со временем пришествия в мир нового Адама — Христа. Так, например, в сочинении «О вычислении Пасхи» день 25 марта именовался днем творения мира, а день рождения, или воплощения, Христа приходился на четвертый день от сотворения мира, совпадая с днем творения солнца. Согласно достаточно распространенной, хотя и малодоказательной точке зрения, празднование Рождества Христова 25 декабря было установлено в Северо-Африканской и Римской Церквях до 311 года — года начала донатистского раскола. Данная датировка основывалась на свидетельстве блаженного Августина о том, что еретики не признавали Богоявление, или Откровение — поклонение волхвов новорожденному Спасителю, — отмечавшееся Церковью. И здесь нужно отметить: на 25 декабря как на празднование Рождества Христова указывает святитель Климент Александрийский. К тому, же есть косвенные свидетельства, что праздник отмечался уже в середине 30-х годов IV столетия.
К подобным же выводам приводит и богатое гомилетическое наследие как западных, так и восточных проповедников. Так, например, рождественская проповедь приписывается папе Либерию, понтификат которого — 352—366 — приходится именно на означенный период. Северная Африка, один из величайших оплотов византийской культуры, стала местом творчества великих христианских проповедников и богословов, которые не обошли своим вниманием и рассматриваемый праздник. Оптат Милевийский Нумидия произнес 25 декабря 362 или 363 года проповедь на Рождество — самую раннюю из известных рождественских слов. По блаженному Августину, епископу Иппонскому, 25 декабря — исторический день рождения Христа, избранный Самим Христом, имеющий богооткровенное происхождение.
Хотя североафриканская традиция празднования Рождества могла появиться, скорее всего, под влиянием латинской, сама римская практика оказывается отчетливо представленной только в рождественских проповедях святителя Льва Великого, папы Римского, — веком позднее. В то же самое время праздник Богоявления, отмечавшийся 6 января, означал для папы Льва еще не Крещение Господне, а поклонение волхвов, являющее откровение Бога язычникам — так же, как и для блаженного Августина. Оно было органичным завершением праздничного периода, который начинался 25 декабря. Миниатюра Особо следует сказать о совпадении празднования и попразднования Рождества Христова, отмечавшегося в декабре, с языческим праздником солнца и со связанными с ним римскими январскими календами. Подобно тому, как январский день Богоявления 6 января «совпал» по времени с аналогичным праздником гностиков, так и декабрьский день Рождества 25 декабря отмечался в одно время с римскими языческими торжествами.
Данное сопоставление Рождества Христова и солнца, особенно тогда, когда Рождество стало устойчиво праздноваться 25 декабря, на третий день после зимнего солнцестояния 22 декабря , явилось своеобразным ответом-вызовом христиан на языческое празднование в честь непобедимого солнца sol invictus , введенное в Риме по указу императора Аврелиана в 274 году. Интересны в связи с вышесказанным размышления М. Скабаллановича: «Языческий римский культ с особенной торжественностью чествовал зимний солнцеповорот, но не в тот день, когда он происходил 8—9 декабря , а в те дни, когда он становился для всех ощутимым, именно в конце декабря. Праздник в честь этого солнцеповорота назывался днем Непобедимого dies Invicti , то есть днем непобедимого солнца, солнца, которого не смогла одолеть зима и которое с этого времени идет к весне. В одном римском календаре IV века именно 25 декабря показан этот языческий праздник.
Приурочен он к этому именно дню, может быть, потому, что 18—23 декабря в римском культе посвящено было чествованию бога Сатурна, пожиравшему своих детей, — чествованию, потому носившему мрачный характер. Вышесказанное можно предварительно резюмировать следующим образом: празднование 6 января хорошо соотносилось с важнейшими событиями мировой истории — с творением мира и с Пасхой. Подобно тому, как ветхий Адам был сотворен в шестой день, так и Христос — новый Адам — в шестой день открывает Свое Божество после крещения во Иордане или в момент пришествия Богомладенца в мир. Указанные хронологические метки органично вписываются в систему византийских новолетий: 1 января, 1 марта, 1 сентября. Наиболее торжественно отмечались январские календы 1 января — через несколько дней после языческого праздника солнца.
Означенное новолетие праздновалось в Византии не только язычниками, но и христианами. Начало времени, годового цикла, которое могло связываться с началом мира, с днем творения, в то же самое время оказывалось тождественным времени пришествия в мир Спасителя, Солнца правды, Христа. Конечно, этот праздник был народным, не без элементов языческих торжеств. Несомненно, что к римским календам восходят рождественские колядки. Праздник Рождества Христова, отмечавшийся 25 декабря, оказался столь убедительным и важным, что в течение IV—V веков он был принят повсеместно не только на Западе, но и на Востоке, включая самые отдаленные страны — Сирию и Армению.
Андрей Рублев. Рождестиво Христово Проповеди святителей Григория Богослова и Григория Нисского на два отдельных праздника Рождества и Крещения подтверждают появление данных праздников в Константинопольской Церкви. Так, Григорий Богослов произнес два слова: 25 декабря 380 года — на Рождество и 6 января 381 года — на Крещение. Разделение праздников Рождества и Крещения, утвержденное им в Константинопольской Церкви, впоследствии подтверждается в проповеди святителя Прокла Константинопольского 434—446. В 386—388 годах святитель Иоанн Златоуст произносил проповеди, посвященные празднику Богоявления.
В одной из них, сказанной 20 декабря 386 или 387, или 388 года, приготавливая народ к празднику Рождества, святитель назвал его «самым почитаемым и священным из всех праздников». В другой своей апологии он свидетельствует, что Рождество Христово в Антиохийской Церкви введено во второй половине 70-х годов IV столетия. Александрийская Церковь, как и другие Восточные Церкви, первоначально отмечала только праздник Богоявления — вплоть до первой трети V века. Скорее всего, праздник Рождества был введен в Александрии по инициативе святителя Кирилла Александрийского незадолго до Эфесского Собора. Павел, епископ Эмесский, проповедовал на праздник Рождества Христова 25 декабря 432 года в Великой церкви.
Он говорил о рождении Эммануила, «по Божеству бесстрастного, по человечеству страдательного».
Он говорил о рождении Эммануила, «по Божеству бесстрастного, по человечеству страдательного». Но даже не упоминал о Крещении. Иначе говоря, празднование 25 декабря было установлено в Александрии между 418 и 432 годами. Таким образом, отдельный праздник Рождества был установлен в Антиохийской Церкви не ранее 376—377 годов, в конце 370-х годов — в Константинопольской Церкви, вслед за ней в малоазийских Церквах и позднее — в Александрийской в начале 430-х гг.
Введение отдельного дня для празднования Рождества в Иерусалимской Церкви заслуживает самого пристального рассмотрения. Известно, что именно там было оказано наибольшее сопротивление установлению декабрьского праздника. В середине V столетия патриарх Ювеналий 424—458 , вернувшись в Иерусалим после Халкидонского Собора 451 г. Однако в скором времени Иерусалимская Церковь вернулась к прежнему обычаю, который, в частности, подтверждается грузинской версией Иерусалимского лекционария конца V века, где говорится о праздновании Рождества и Крещения в Святом городе в один день — 6 января, а также данными, извлекаемыми из двух известнейших агиографических произведений Кирилла Скифопольского VI в. Сославшись на Лк.
Эти рекомендации, однако, были исполнены уже после смерти Юстиниана. Традиции праздника Рождество Христово. Греческая икона 2010-е гг. Перед праздником Рождества установлен сорокадневный Рождественский пост. День накануне Рождества — Рождественский сочельник установлен строгий пост.
Праздник Рождества Христова имеет пять дней предпразднства 20—24 декабря и шесть дней попразднства, отдание бывает 31 декабря. Свидетельством древнего соединения праздников Рождества Христова и Богоявления доныне в Православной Церкви служит совершенное сходство в отправлении этих праздников. Тому и другому предшествует сочельник, когда нужно поститься «до звезды». Чин богослужения в навечериях обоих праздников и в самые праздники также совершенно одинаков [2]. Согласно с Божественным свидетельством Евангелия, отцы Церкви в своих гомилиях изображают праздник Рождества Христова величайшим, всемирным и радостнейшим, который служит началом и основанием для прочих праздников.
Святитель Амвросий Медиоланский подчеркивает: «Чем кто более любит Христа, тем тот усерднее заповеди Его хранити долженствует; да видит Он, что мы истинно в Него веруем, когда так в день Рождества Его блещем; когда тщимся предстать Ему, искушенные верою, убранные милосердием, украшенные благонравием. И да будет Ему тем большая радость, чем приметит нас целомудреннее. И потому за несколько дней прежде очистим сердца наши, уцеломудрим совесть, украсим душу свою; и так очистившись от всякой скверны, встретим пришествие Непорочного Господа — да Коего Рождение от Непорочной Девы происходит, Того Рождество и непорочными рабами праздновано будет. Ибо кто в сей день осквернен и нечист бывает, тот Рождество Христово и пришествие Его праздновать не может. По этой причине праздник сначала и не назывался паtаlе Domini — праздник рождения Господа.
И тексты древней римской рождественской мессы лишь в малой степени отражают внешние события в Вифлееме, зато всячески подчеркивают, что превечное Слово Бога Отца облеклось в плоть. Согласно проповедям папы Льва I , в Риме V века содержанием праздника Рождества является вочеловечение Христово, которое охватывало события Благовещения и Рождества. Римский генезис, как полагают исследователи, имеют также три рождественских мессы, которые «служатся ночью in посtе ,на утренней заре in аиrоrа и на протяжении дня in diе » [4]. Ее остановка — station, которая, как известно, была связана с так называемыми стационными храмами, откуда торжественная процессия переходила в другой храм, производилась на Палатинском холме, где располагалась резиденция Августа. Там была церковь во имя святой Анастасии, память которой совершается 25 декабря.
Вышеназванные мессы впоследствии вошли в сакраментарии и через литургическую практику Рима распространились по всему Западу. Поначалу, однако, три различные остановкине были предписаны как обязательные. Тройка служб была воспринята и Миссалом 1970 года, который удержал и октаву, наличествующую в латинской практике, как известно, только у Пасхи и Рождества Христова.
Новый — григорианский — календарь появился лишь через пять веков после того, как главы Западной и Восточной церкви обменялись отлучительными грамотами в 1054 году. Он пришёл на смену юлианскому, который существовал с 45 года до нашей эры и был так назван в честь Юлия Цезаря. В юлианском календаре, которого по сей день придерживается и Русская православная церковь, год разделён на 12 месяцев и состоит из 365 дней и шести часов.
Каждые четыре года добавляется один день — 29 февраля, делая год високосным. Цель этого календаря — привести день весеннего равноденствия к 21 марта в соответствие решениями I Вселенского собора христианских церквей. В юлианском календаре эта дата является плавающей. Декрет папы сразу установил разницу в летоисчислении в десять дней. Пятое октября, когда он был принят, стало считаться пятнадцатым. Со временем к календарю добавлялись високосные годы, а потому к началу XXI века разница в календарях составляет 13 дней.
Но почему же значительная часть православного мира не следует юлианскому календарю? Это связано с событиями 20-х годов XX века. Тогда Александрийский патриарх Мелетий IV созвал в Константинополе собор восточных православных церквей и, чтобы не принимать григорианский календарь, предложил ввести свой собственный — новоюлианский. Он был разработан сербским астрономом, профессором математики и небесной механики Белградского университета Милутином Миланковичем. Традиции Рождества Рождественское богослужение в храме Христа Спасителя. Она начинается с 40-дневного Филиппова поста.
За это время верующие должны очистить тело и душу, чтобы подготовиться к великому празднику.
Взрослые и дети надевали новую и светлую одежду, чтобы жизнь была счастливой и благополучной. В дом приглашали обездоленных, странников и путников. Их нужно было непременно накормить, чтобы родные тоже весь год ни в чем не нуждались. Считалось, что в Рождество нужно делать добро, и оно обязательно вернется сторицей. Поэтому также было принято угощать выпечкой стариков и сладостями — детей, которые ходили по домам и колядовали. Малышам раздавали еще монетки, которые называли «деньгами счастья». Сочельник проводили весело и шумно.
Верили, что тогда и жизнь будет счастливой. Наши предки пели песни, водили хороводы. Чтобы освободить землю от зла, бед и несчастий, разбрасывали рис, просо, пшеницу и желали всем благополучия и удачи. В Рождественскую ночь проводили различные ритуалы на удачу, богатство, и здоровье, а также гадали. Например, чтобы ребенок не болел, мать трижды его просила переступить порог дома. Загадывали в это время заветные желания. Считалось, что они скоро исполнятся. Для этого писали задуманное на небольшом листе бумаги и клали на ночь под подушку.