14 февраля отмечается множество праздников, но для православных верующих это дата, в которую отмечается предпразднество Сретения Господня. Согласно требнику, в праздник Сретения Господня, перед началом Божественной литургии, в конце чинопоследования шестого часа перед Царскими вратами совершается «Чин благословения свеч на Сретение Господне», на котором происходит освящение свечей. 15 февраля 2023 г. в день двунадесятого праздника праздника Сретения Господня, игумен монастыря архимандрит Андрей (Крехов) совершил Божественную литургию в сослужении братии в священном сане. Праздник Сретение Господне считается одним из самых важных торжеств в церковном календаре. Крестьяне 15 февраля пекли пирожки в виде птичек-жаворонков, которые символизировали окончание холодов и наступление теплого времени года, а ещё обходили свои дома с иконой Сретение Господне или Спаса.
Приметы на 15 февраля: что нельзя делать в Сретение Господне
Православные верующие сегодня, 15 февраля, отмечают Сретение Господне, один из двенадцати главных церковных праздников, сообщает РИА «Новости». В 2024 году православные христиане отмечают Сретение Господне 15 февраля. Завтра, 15 февраля, православные традиционно отметят Сретение Господне.
15 февраля 2025 года – Сретение Господне: история, смысл, молитвы (+видео)
Но в 2024 году Великий пост продлится с 18 марта по 4 мая, и такого совпадения не будет. Православный христианин в день Сретения Господня обязательно должен пойти в храм на литургию, чтобы в итоге исповедаться и причаститься. Особого поста для этого праздника нет. Но если 15 февраля выпадает на среду или пятницу, то принято есть рыбу, а не мясо. В некоторых регионах на праздник жители деревень обходили соседей с иконой Сретения Господня. Когда образ вносили в дом, люди преклоняли перед ним колени и просили о благословении.
Также в этот день приносили свечи в храм для освящения. В народных традициях празднования Сретения перемешались христианское и языческое начала. Ведь для встречи Святого Семейства со старцем Симеоном отыскалась простая календарная аналогия: в этот день в народе стали отмечать встречу зимы с весной. Отсюда и множество поговорок: «На Сретение зима с весною встретилась», «В Сретение — солнце на лето, зима на мороз». Последние зимние морозы и первые весенние оттепели называли сретенскими.
Вот почему после праздника крестьяне начинали множество весенних дел: выгоняли скотину из хлева в загон, готовили семена к посеву, белили плодовые деревья. В деревнях на Сретение всегда проходили гулянья. Более того: Сретение Господне издавна считалось молодежным торжеством, поэтому 15 февраля РПЦ традиционно отмечает день православной молодежи. В некоторых приходах даже устраивают настоящие балы, где молодые люди знакомятся друг с другом. Сретенские приметы: природные и судьбоносные Издавна считалось, что природные показатели 15 февраля могут много рассказать о будущих погодных условиях, ведь на Сретение «зима борется с весной».
Так, если на дворе стоит теплая погода, то и весна будет ясной и теплой.
У храма Ее ожидала удивительная встреча «сретенье» , в ознаменование которой праздник и получил свое название. Встретил Их старец Симеон, который, по преданию, входил в число 72 переводчиков «толковников» Ветхого Завета на греческий язык.
Дело было в том, что египетский царь Птолемей Филадельф годы правления 287—247 гг. В связи с этим, он обратился к Иерусалимскому первосвященнику с просьбой прислать ему список еврейских священных книг и опытных переводчиков, владеющих греческим языком. В числе прибывших в Александрию был и Симеон, которому досталась книга пророка Исаии, наиболее ясно предсказывающая обстоятельства Боговоплощения.
Симеон хотел поменять слово «Дева» на «молодая женщина», рассуждая: как же дева может родить? В этот момент ему явился Ангел Господень и удержал его руку, пообещав, что Симеон своими глазами увидит исполнение записанного здесь пророчества.
Главное богослужение в России проходит в Москве в храме Христа Спасителя. Обычно его возглавляет Патриарх. В день Сретения во всех странах мира. Еще одной традицией этого дня является "Сретенский бал" основными участниками которого выступают молодые люди. Всемирный день православной молодежи отмечается именно 15 февраля с 1953 года как день перехода от старого к новому. Утверждению праздника предшествовало проведение первой генеральной ассамблеи Всемирного православного молодежного движения "Синдесмос" это крупнейшая и старейшая в мире православная молодежная организация она объединяет 126 молодежных организаций в 46 странах. В России только в 2002 году Патриарх Алексий II выпустил положение об учреждении Российского дня православной молодежи. В этот день, 15 февраля, во всем мире православная молодежь проводит встречи со священнослужителями, посещает больницы, устраивает концерты с танцами и живой музыкой, организует спортивные соревнования, конкурсы, игры.
В каждой епархии и митрополии Русской Православной Церкви проходят молодежные съезды и конференции. В России особенностью Дня православной молодежи является также проведение Сретенского бала. В Барнауле 15 февраля 2017 года члены молодежных православных объединений встретятся на утреннем богослужении. Затем, в 15 часов, в спортивном зале Алтайского государственного аграрного университета пройдет дружеский матч по мини-футболу между православными активистами и студентами. А в храме апостола и евангелиста Иоанна Богослова ул.
Ее совершали обыкновенно из базилики святого Адриана до церкви Санта Мария Маджоре. Обряд освящения свечей, сопровождаемый антифоном «Свет во откровение»и «Ныне отпущаеши»,упоминается в романо-германской понтификальной традиции XII столетия.
Следовательно, можно говорить о том, что сретенская процессия со свечами имеет римское происхождение, и она в значительной степени повлияла — как на Западе, так и на Востоке — на изначально христологический характер праздника Сретения Господня. Кроме того, западные богослужебные тексты процессии, особенно ее антифоны, носят ясно выраженный мариологический характер. В римском Миссале 1570 года и его последующих переизданиях торжественная процессия становится составной частью праздничной литургии 2 февраля. Как элемент приходской сретенской литургии рассматривает ее и Миссал 1970 года. В нем, среди прочих, кодифицируется принципиальное для латинской богослужебной практики и богословия изменение названия праздника на Представление во храм Господа. Обязательно надо упомянуть и о том, что литургический статус Сретения в Католической Церкви имеет диахронную тенденцию к повышению эортологической значимости. Если в Миссале 1570 года оно находилось в разряде праздников второго класса, то в новом Миссале 1970 года после упразднения старой градацииСретение квалифицируется как простой праздник.
Этим продиктована и замена эортонимов: Рrаеsепtatio Dотini вместо прежнего Рurificatio Маriае. Таким образом, подчеркивается несомненный христологический аспект и литургический характер Господского праздника, каковым он и является по своему происхождению и специфике чинопоследования. Иконография праздника Иконография Сретения сложилась на основе повествования евангелиста Луки. На иконах, фресках, миниатюрах ключевым действием является передача Богородицей Младенца на руки Симеону, при этом за спиной Преблагословенной изображается Иосиф Обручник, несущий в руках или в клетке двух реже — трех голубей, а за спиной праведного Симеона — пророчица Анна, находившаяся вместе с ним в храме. Богословским смыслом праздника является встреча Ветхого и Нового Заветов, что, конечно, отражается в иконографии: Божия Матерь и Иосиф обычно изображаются слева в движении направо, а праведные Симеон и Анна изображаются справа налево. Там, где они встречаются, Божия Матерь передает Богомладенца на руки Симеону, и тот принимает Его покровенными руками как Великую Святыню. Праведная Анна представляется со свитком в руке.
Младенец же обычно облачен в короткую белую рубашечку, не закрывающую ножки. Древнейший образ Сретения запечатлен в одной из мозаик триумфальной арки, обрамляющей алтарное пространство церкви Санта Мария Маджоре в Риме 432—440-е гг. Многофигурная сцена Сретения трактуется здесь как шествие Богоматери с Младенцем на руках в сопровождении ангелов навстречу святому Симеону. Наряду с Благовещением, Рождеством и Крещением Сретение являлось одной из ведущих сцен в мозаичном убранстве храмов средневизантийского периода — святого Луки в Фокиде, Неа Мони на острове Хиос, церкви Успения в Дафни. Интересной особенностью в изображении Кирилловского храма является то, что Младенец не сидит на руках Богородицы, а представлен на них лежащим. Пресвятая Дева несет Его на двух вытянутых и покрытых платом руках. Нужно отметить следующее: евангельский цикл Нередицы начинается на лицевых сторонах восточных столпов композицией Благовещения.
Напротив, на западной стене храма, в третьем регистре росписи хор, была помещена сцена Рождества Христова, на северной стене, в пятом регистре, находилось Сретение, а на противоположной, южной, стене — Крещение. При этом сцена Сретения была расположена рядом с композицией Введения во храм Богородицы. Основу для сопоставления схем дала 7-я глава Протоевангелия, запечатлевшая обращенные к Марии слова ветхозаветного первосвященника: «Господь возвеличит имя Твое во всех родах, ибо чрез Тебя явит Господь в последние дни сынам Израиля Искупление». И в Сретении, и в Введении во храм Марии повторяется мотив пророчества: как первосвященник узнает в Марии будущую Богоматерь, так и Симеон видит в Младенце Спасителя. Уникальный вариант иконографии Сретения зафиксирован в средневековом грузинском искусстве: в композициях Сретения отсутствует алтарь, обычно изображаемый в центре. Вместо него присутствует горящая свеча в нескольких случаях — две свечи как символ жертвы Богу. Рассматривая не только расположение Младенца, но и общую композиционную схему изображений, возможно также выделить два других варианта иконографии праздника: Сретение, показанное в храме на фоне престола, являющегося центром композиции, и Сретение, происходящее на пороге храма, где святое семейство встречает старец Симеон [13].
Примечательно, что в обоих вариантах часты изображения Евангелия на престоле. Эта иконографическая деталь, не соответствующая исторической действительности и ветхозаветному богослужению, подчеркивает наступление новозаветной эры, ознаменовавшейся явлением в мир Искупителя. Начиная с XVII века, древнерусская иконография Сретения интенсивно дополняется новыми сценами и становится более детализированной: изображения новозаветной Троицы; взывающих ко Христу из адской пасти ветхозаветных праведников; благовестия ангела Симеону, переводящему книгу пророка Исаии, и многое другое. Георгий Битбунов 14 февраля 2010 г. Письма паломницы iv века. Кроме того, пространные отрывки из древних сочинений, в которых описывается эортологическая динамика Сретения, можно найти в книге: Рубан Ю. Сретение Господне Опыт историко-литургического исследования.
Сретение Господне. Таинства и обряды. Размышления о двунадесятых праздниках. От Рождества Богородицы до Сретения Господня. Литургия Церкви.
Архив новостей
- Новости по теме
- Предпраздненство Сретения. Что можно и что нельзя 14 февраля 2024 года | Аргументы и Факты
- Что за праздник Сретение Господне
- Сретение Господне - 15 февраля 2025 года | Правмир
- 15 февраля 2023. Сретение Господне | Свято-Троицкий мужской монастырь города Рязани
- Встреча зимы с весной. Обряды, приметы, традиции
Когда Сретение Господне в 2023 году
- Чему посвящён праздник Сретение Господне и чего категорически нельзя делать 15 февраля
- ЕГЭ не должен включать «замудренные» вопросы, считают в Госдуме
- ЕГЭ не должен включать «замудренные» вопросы, считают в Госдуме
- 15 февраля — СРЕТЕНИЕ ГОСПОДНЕ
Актуальные новости
- Что такое Сретение и почему это молодежный праздник?
- Сретение Господне 15 февраля: традиции, приметы, что можно и нельзя делать
- Сретение Господне в 2023: дата, история и традиции христианского праздника
- Сретение Господне - 15 февраля 2025 года | Правмир
- «Ныне отпущаеши раба Твоего»: в Лавре встретили праздник Сретения Господня
- Открытки на Сретение Господне - cтраница 11
15 февраля – Сретение Господне
Из этого отрывка видно, что праздник Сретения Господня в Иерусалимской Церкви IV века еще не был самостоятельным, а являлся завершением сорокадневного периода после Богоявления, который был посвящен воспоминанию целого ряда евангельских событий и завершался торжественным богослужением, последование которого было сходно с чином Пасхальной службы. По устоявшейся церковной традиции в этот день епископ говорил проповедь народу, истолковывая небольшой отрывок из Священного Писания на тему воспоминаемого события. Коптская икона К концу V века праздник утвердился как самостоятельный в Римской церкви, а в Константинопольской получил свое место в календаре к началу VI века. Однако значение праздника Сретения для Римской церкви не столь велико, как для Восточного Христианства. В католической церкви этот праздник не является торжеством высший разряд праздников , а находится в ряду других праздничных дней, которых у католиков довольно много. В Православной же Церкви Сретение вошло в число двунадесятых праздников, посвященных воспоминанию важнейших событий, связанных с земной жизнью и служением Спасителя.
Сорокадневный рождественский цикл, о котором говорилось выше, является неким разворотом древнейшего праздника Богоявления, который изначально включал в себя в себя все современные праздники, посвященные евангельским событиям Рождество, Крещение, Сретение и дни памяти святых, связанных с этими событиями. Праздник Богоявления с течением времени раздробился на большое количество отдельных праздников, насколько возможно полно раскрывающих тайну Боговоплощения. Святой Исихий Иерусалимский так писал о празднике Сретения, завершающем цикл богоявленских праздников: «Не ошибется тот, кто признает Сретение праздником праздников, субботой суббот, назовет его святая святых. Ибо здесь сосредотачивается всё таинство воплощения Христова, объясняется таинство воплощения Единородного Господа: в воплощении Младенец Христос был возвеличен и Богом был исповедан, и, сидящий на руках, как на престоле, был явлен Он, Творец нашего естества». Праздник Сретения — он Богородичный или Господский?
Все двунадесятые праздники четко разделяются на Господские и Богородичные. Но с праздником Сретения Господня дело обстоит несколько иначе. Богослужение праздника Сретения интересно тем, что сочетает в себе особенности, свойственные как для Господских, так и Богородичных двунадесятых праздников. Именно в этом состоит его главное отличие от других двунадесятых праздников. Например, если праздник Сретения Господня выпадает на воскресный день, то служба воскресенья не отменяется, как в случае Господского праздника Рождество, Крещение, Вознесение и другие , а соединяется с ней, подобно Богородичному празднику.
К разряду Господских праздников Сретение относит наличие входного стиха на малом входе, который произносится диаконом, держащем в руках Евангелие, в открытых Царских вратах, а также собственного праздничного отпуста в конце службы: «Иже во объятиях праведного Симеона носитися изволивый нашего ради спасения, Христос, истинный Бог наш, молитвами Пречистыя Своея Матере и всех святых, помилует и спасет нас, яко Благ и Человеколюбец». Также помимо возможности соединения службы воскресения с богослужением праздника Сретения Господня, что является характерной особенностью Богородичного праздника, у праздника Сретения отсутствуют «свои» праздничные антифоны, которые всегда есть у Господских праздников. Исходя из этого, правильнее будет сказать: праздник Сретения Господня по своему содержанию является Господским, но при этом в этот день, кроме Христа, прославляются и иные участники этого события — Божия Матерь, праведный Симеон, которые упоминаются в тропаре и многих других гимнографических текстах праздника. В каком из песнопений Страстной Седмицы упоминается событие Сретения Господня? Интересно, что события праздника мы вспоминаем не только в сам его день.
На Страстной седмице в Великую субботу перед чтением 1-го часа во время целования народом Плащаницы положено пение особой стихиры, в которой описываются события тех великих и печальных дней человеческой истории: Приидите, ублажим Иосифа приснопамятного, в нощи к Пилату пришедшего, и Живота всех испросившего: даждь ми Сего странного, Иже не имеет где главы подклонити; даждь ми Сего странного, Егоже ученик лукавый на смерть предаде; даждь ми Сего странного, Егоже Мати зрящи на кресте висяща, рыдающи вопияше, и матерски восклицаше: увы Мне, Чадо Мое! Симеоном бо предреченное в церкви днесь собыстся: Мое сердце оружие пройде; но в радость Воскресения Твоего плач преложи. В этом песнопении мы видим отсылку к Сретению Господню, а именно к словам праведного Сименона, которые он сказать Матери Христа: Се, лежит Сей на падение и на восстание многих в Израиле и в предмет пререканий и Тебе Самой оружие пройдет душу,- да откроются помышления многих сердец Лк. В этом песнопении Богородица вспоминает о давнем пророчестве старца, сказанном над 40-дневным Младенцем. Толкователи понимали это место как пророчество о тех страданиях, сомнениях и переживаниях, которые Пресвятая Дева будет претерпевать при виде висящего и страдающего на кресте Своего Сына.
Так, блаженный Феофилакт Болгарский XI в. Ибо Она, быть может, помышляла, как был распят, умерщвлен и оплеван Тот, Кто родился бессеменно, творил чудеса, воскрешал мертвых». Эти слова праведного Симона с полной точностью передают то, что Богородица переживала при кресте, как мать. Амфилохий Иконийский, — могут сравняться с болезнью материнского Ее сердца, когда Она, стоя при Кресте Спасителя и Сына Своего, была зрительницею Его беспредельных страданий и поносной смерти? Данное песнопение также очень точно показывает связь между всеми событиями земной жизни Христа: для святых людей, угодивших Богу, маленький грудной ребенок уже открывается как Всемогущий Господь, Которому предстоит пережить столь страшные и мучительные страдания, принеся тем самым людям спасение.
Это песнопение, хотя и поется медленно и довольно грустно, пропитано предвкушением Христова Воскресения, Его славной победой над дьяволом и смертью. Оно говорит нам о исполнении того обетования, которое ожидали все поколения, начиная с самого Адама. И недаром этот гимнографичкский текст заставляет нас вспомнить то событие, когда впервые человек не считая, конечно, Божию Матерь через открытие Святого Духа осознал, что перед ним не просто Младенец, но Тот Самый долгожданный Помазанник. Знаете ли вы, что Симеон Богоприимец похоронен в Иерусалиме? В Церкви существует предание, что святой Симеон Богоприимец принял мученическую кончину от рук воинов Ирода при избиении Вифлеемских младенцев у стен Храма.
По распоряжению Ирода святой Симеон не был похоронен по иудейскому обычаю. Также некоторые источники свидететльствуют, что праведный Симеон воскрес после Воскресения Христова, когда гробы отверзлись; и многие тела усопших святых воскресли и, выйдя из гробов по воскресении Его, вошли во святый град и явились многим Мф. Гробница святого Симеона До наших дней есть место в Иерусалиме, где, как считается, был дом святого Симеона. Там же было и место его погребения. Мощи святого старца были обретены при императоре Юстине II 565—578 гг.
На месте гробницы святого Симеона впоследствии был основан монастырь святого праведного Симеона Богоприимца, который называется еще Катамонас или Катамон греч. Место захоронения святого Симеона Богоприимца 12. Как отражен этот праздник в творчестве русских поэтов? Самым известным произведением о празднике Сретения Господня является стихотворение Иосифа Бродского «Сретенье». Стихотворение посвященно Анне Ахматовой и датировано мартом 1972 года.
Почти подгоняем их взглядами, он шагал по застывшему Храму пустому к белевшему смутно дверному проему. Одежд и чела уж ветер коснулся, и в уши упрямо врывался шум жизни за стенами Храма. Он шел умирать.
Так и случилось. В тот момент, когда он взял на свои руки Того, Кто сотворил всю вселенную, произошла встреча Ветхого Завета с Новым. Кому зовеши и вопиеши: ныне свободихся, видех бо Спаса моего? Праведный Симеон, благодаря тому, что Бог стал человеком, смог соприкоснуться с Ним и взять Богомладенца Христа на руки. А с того момента, как Спаситель распялся за всё творение и воскрес, верующие за каждой Божественной литургией имеют возможность не только соприкоснуться с Богом, но и соединиться с Ним через Таинство Святой Евхаристии.
Была тишина не менее странной, чем речь. Смущена, Мария молчала. И тем же оружьем, Мария, которым терзаема плоть Его будет, Твоя душа будет ранена. Рана сия даст видеть Тебе, что сокрыто глубоко в сердцах человеков, как некое око». Он кончил и двинулся к выходу. Вслед Мария, сутулясь, и тяжестью лет согбенная Анна безмолвно глядели. Он шел, уменьшаясь в значеньи и в теле для двух этих женщин под сенью колонн. Почти подгоняем их взглядами, он шел молча по этому храму пустому к белевшему смутно дверному проему. И поступь была стариковски тверда. Лишь голос пророчицы сзади когда раздался, он шаг придержал свой немного: но там не его окликали, а Бога пророчица славить уже начала. И дверь приближалась. Одежд и чела уж ветер коснулся, и в уши упрямо врывался шум жизни за стенами храма. Он шел умирать.
Отсюда и множество поговорок: «На Сретение зима с весною встретилась», «В Сретение — солнце на лето, зима на мороз». Последние зимние морозы и первые весенние оттепели называли сретенскими. Вот почему после праздника крестьяне начинали множество весенних дел: выгоняли скотину из хлева в загон, готовили семена к посеву, белили плодовые деревья. В деревнях на Сретение всегда проходили гулянья. Более того: Сретение Господне издавна считалось молодежным торжеством, поэтому 15 февраля РПЦ традиционно отмечает день православной молодежи. В некоторых приходах даже устраивают настоящие балы, где молодые люди знакомятся друг с другом. Сретенские приметы: природные и судьбоносные Издавна считалось, что природные показатели 15 февраля могут много рассказать о будущих погодных условиях, ведь на Сретение «зима борется с весной». Так, если на дворе стоит теплая погода, то и весна будет ясной и теплой. А если на Сретение пошел снег, то не стоит ждать раннего лета, весна затянется и будет дождливо-прохладной. Похолодание на этот праздник — признак такой же погоды на всю весну. Заморозки и ясное звездное небо ночью сулили долгую зиму. Есть и другие приметы Сретения. Снежные замёты — к богатому урожаю хлеба. Если на дворе стоит тихая пора и светит солнышко, то уродится лён. При сильном ветре стоит ждать хороший урожай фруктов. Если в праздник слышен звон капели, то весна придет рано, а на полях будет много пшеницы. О скором потеплении говорил и напившийся сретенской воды петух.
Предпраздненство Сретения. Что можно и что нельзя 14 февраля 2024 года
перед 15 февраля принято убираться дома, а в сам праздник будничные дела запрещены. Каждый год 15 февраля православные верующие отмечают Сретение Господне — один из важнейших церковных праздников. перед 15 февраля принято убираться дома, а в сам праздник будничные дела запрещены.
Сретение Господне. История встречи человека со Спасителем
Главная → Новости → Московская Митрополия → Сретение Господне. Если в ночь с 14 на 15 февраля начать вбивать в поисковик церковное слово "Сретение", а праздник Сретения Господня отмечают именно 15 февраля, то, к великому изумлению, можно узнать об этом дне много совершенно невероятного. И Сретение Господне – это день, когда Младенца Христа на сороковой день после Его рождения приносят в храм, чтобы поставить Его перед Богом. Согласно требнику, в праздник Сретения Господня, перед началом Божественной литургии, в конце чинопоследования шестого часа перед Царскими вратами совершается «Чин благословения свеч на Сретение Господне», на котором происходит освящение свечей. Сретение Господне всегда празднуется 15 февраля Праздник Сретения Господня является непереходящим и ежегодно отмечается через 40 дней после празднования Рождества Христова, то есть — 15 февраля 2 февраля по старому стилю. Сретение Господне, которое веками неизменно празднуется 15 февраля — тому не исключение.
Приметы на 15 февраля: что нельзя делать в Сретение Господне
14 февраля, 09:00. Главная → Новости → Московская Митрополия → Сретение Господне. Сретение Господне (от греческого "встреча") — это праздник ожидания и приветствия христианской смерти, в котором отражается вся христианская мысль, рассказал РИА Новости в день Сретения председатель отдела по взаимоотношениям Церкви с обществом и СМИ.
15 февраля – Сретение Господне
Перед казнью святой мученик молился, благодаря Бога, подкрепившего его в страданиях, и испросил у Господа особую благодать тем, кто будет призывать его имя на помощь. Прежде, чем воины занесли меч над головой святого мученика, он предал душу свою в руки Божии. Это событие произошло в городе Никее в 250 году. Святое тело мученика христиане обвили чистыми пеленами и хотели предать погребению в городе Никее, в которой он пострадал, но святой Трифон, в видении, повелел перенести его тело на свою родину, в селение Кампсаду. Это и было исполнено. Впоследствии мощи святого Трифона были перенесены в Константинополь, а затем в Рим. Большим почитанием пользуется святой мученик в Русской Православной Церкви. Существует предание, что при царе Иоанне Грозном во время царской охоты улетел любимый царем кречет. Царь приказал сокольнику Трифону Патрикееву найти улетевшую птицу.
Сокольник Трифон объехал окрестные леса, но безуспешно. На третий день, утомленный долгими поисками, он остановился под Москвой, в месте, ныне называемом Марьина роща, и в изнеможении прилег отдохнуть, усердно помолившись перед этим своему святому покровителю — мученику Трифону, прося его о помощи. Во сне он увидел юношу на белом коне, державшего на руке царского кречета, и этот юноша произнес: «Возьми пропавшую птицу, поезжай с Богом к царю и ни о чем не печалься».
Христиане считают, что подобную встречу переживает каждый верующий, например, когда впервые приходит в храм. Считается, что с этого момента человек вступает на праведный путь, ведущий к спасению его души. Есть и еще одна трактовка, которая дополняет общий смысл Сретения Господня. Этот важный древний праздник символизирует момент, в котором сходятся Новый и Ветхий Завет.
История праздника связана с преданием о жизни Иисуса Христа и его матери, Девы Марии. На пороге обители Святое семейство встретил старец Симеон, которого позднее стали называть Богоприимцем. По легенде, он ждал встречи со Спасителем почти 300 лет. Много лет назад Симеон служил переводчиком в храме. Однажды он трудился над ветхозаветной книгой пророка Исаи и прочел в ней загадочные слова: "Се Дева во чреве приимет и родит Сына". Не "дева", а "жена", подумал переводчик, и хотел исправить древний текст. Но ему явился Ангел и возразил: никакой ошибки тут нет.
Симеон не поверил ему, и Ангел сказал, что тот не умрет, пока лично не убедится, что пророчество истинно. Праведный старец жил очень долго — около трехсот лет. В какое-то время ему наскучило земное существование, и он с нетерпением ждал исполнения Божьей воли. После встречи с Иисусом Христом старец Симеон наконец обрел покой.
Если семья была бедной, вместо ягненка тоже приносили голубку, получалось «две горлицы или два птенца голубиных». Во-вторых, если в семье первенцем был мальчик, родители на сороковой день приходили с новорожденным в Храм — для обряда посвящения Богу. Это была не просто традиция, а закон Моисеев: его иудеи установили в память исхода евреев из Египта — освобождения от четырехвекового рабства. С сорокадневным Богомладенцем на руках они ступили на порог Храма.
Семья жила небогато, поэтому очистительной жертвой Богородицы стали два голубка. Пречистая Дева решила принести жертву из смирения и уважения перед иудейским законом, несмотря на то, что Иисус появился на свет в результате непорочного зачатия. Встреча в Иерусалимском Храме После совершения обряда Святое Семейство уже направлялось к выходу из Храма, но тут к ним подошел древний старик, пожалуй, самый старый человек в Иерусалиме. Его звали Симеон. Праведник взял Младенца на руки и радостно воскликнул: «Ныне отпускаешь раба Твоего, Владыко, по слову Твоему, с миром, ибо видели очи мои спасение Твое, которое Ты уготовал пред лицем всех народов, свет к просвещению язычников и славу народа Твоего Израиля» Лк 2:29-32. По преданию, на момент встречи со Христом Симеону было больше 300 лет. Он был уважаемым человеком, одним из семидесяти двух ученых, которым поручили перевести Священное Писание с еврейского на греческий. В эту субботу старец оказался в Храме неслучайно — Святой Дух привел его.
Много лет назад Симеон переводил книгу пророка Исаи и увидел загадочные слова: «Се Дева во чреве приимет и родит Сына». Как дева, то есть девственница, может родить? Ученый усомнился и хотел исправить «Дева» на «Жена» женщина. Но ему явился Ангел и не просто запретил менять слово, но сказал, что Симеон не умрет, пока лично не убедится, что пророчество истинно. Об этом пишет евангелист Лука: «Он был муж праведный и благочестивый, чающий утешения Израилева; и Дух Святой был на нем. Ему было предсказано Духом Святым, что он не увидит смерти, доколе не увидит Христа Господня» Лк 2:25-26. И вот, день пришел. Исполнилось то, что ученый ждал всю свою непосильно долгую жизнь.
Симеон взял на руки Младенца, рожденного от Девы, — а значит, пророчество Ангела исполнилось. Старец мог спокойно умереть. Епископ Феофан Затворник писал: «В лице Симеона весь Ветхий Завет, неискупленное человечество, с миром отходит в вечность, уступая место христианству…». Воспоминание об этой евангельской истории каждый день звучит в православном богослужении. Это Песнь Симеона Богоприимца, или иначе — «Ныне отпущаеши». А Тебе Самой оружие пройдёт душу,— да откроются помышления многих сердец» Лк 2:34-35. Споры в народе — это преследования, которые были уготованы Спасителю. Открытие помышлений — Суд Божий.
Что за оружие пронзит сердце Богородицы? Это было пророчеством о Распятии, которое ждало ее Сына. Ведь гвозди и копье, от которых принял смерть Спаситель, прошли нестерпимой болью через ее материнское сердце. Есть икона Богородицы — яркая иллюстрация этого пророчества. Она называется «Умягчение злых сердец». Иконописцы изображают Богоматерь стоящей на облаке с семью воткнутыми в сердце мечами. Анна-пророчица В день Сретения в Иерусалимском храме произошла еще одна встреча. К Богоматери подошла 84-летняя вдова, «дочь Фануилова».
Горожане называли ее Анна-пророчица за вдохновенные речи о Боге. Она много лет жила и работала при Храме, как пишет евангелист Лука, «постом и молитвой служа Богу день и ночь» Лк 2:37—38. Анна-пророчица поклонилась новорожденному Христу и вышла из Храма, неся горожанам новость о пришествии Мессии, избавителя Израиля. А Святое Семейство вернулось в Назарет, так как исполнило все положенное законом Моисея. Сретение — это встреча с Господом. Старец Симеон и Пророчица Анна оставили свои имена в Священном Писании, потому что дали нам пример — как принять Господа с чистым и открытым сердцем. После встречи со Христом Симеон отошел к праотцам, чтобы ждать Воскресения Христова.
Пресвятой Деве праведный Симеон сказал: «Се лежит Сей на падение и на восстание многих в Израиле и в предмет пререканий, и Тебе Самой оружие пройдет душу, да откроются помышления многих сердец» Лк.
В храме была также 84-летняя вдовица Анна, пророчица, дочь Фануилова, «которая не отходила от храма, постом и молитвой служа Богу день и ночь. И она в то время, подойдя, славила Господа и говорила о Нем Богомладенце всем, ожидавшим избавления в Иерусалиме» Лк. До Рождества Христова все праведные мужи и жены жили верой в Грядущего Мессию Спасителя мира и ожидали Его пришествия. Последние праведники уходящего Ветхого Завета — праведный Симеон и Анна-пророчица — удостоились встретить в храме Носителя Нового Завета. Праздник Сретения Господня относится к древнейшим праздникам христианской Церкви. Но, несмотря на раннее происхождение, этот праздник до VI века совершался не так торжественно.
Сретение Господне
15 февраля 2024 года Русская православная церковь отмечает праздник Сретение Господне. Православные верующие отмечают 15 февраля Сретение Господне, по народному календарю этот день называют Громница. Праздник Сретения Господня празднуется 15 февраля (нов. ст.) и имеет 1 день предпразднства и 1–7 дней ие Архимандрит Рафаил (Карелин)Сретение В. ЛосскийСретение Н. ПоповПраздник Сретения в литургике. Сретение Господне — христианский праздник, отмечаемый в православии, католицизме и некоторых протестантских конфессиях, в том числе и в лютеранстве. В праздник Сретения Господня, перед началом Божественной Литургии, в конце чинопоследования 6 часа, на амвоне перед, Царскими Вратами происходит освящение свеч, и последующая их раздача верующим. Сретение Господне всегда празднуется 15 февраля Праздник Сретения Господня является непереходящим и ежегодно отмечается через 40 дней после празднования Рождества Христова, то есть — 15 февраля 2 февраля по старому стилю.